Что такое диафильм в наше время знает не каждый, что совершенно не удивительно во время бурного развития информационных технологий. В эпоху, когда детям были недоступны мультфильмы в неограниченном количестве, главным развлечением были диафильмы. почувствовать себя соавтором сказки или рассказа - ведь можно самому читать и домысливать. Длятся озвученные диафильмы в среднем 5-10 минут и представляют собой детские произведения или басни.
«В 2017 году»: советский диафильм о том, каким видели будущее 60 лет назад
приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм), серия неподвижных чёрно-белых или цветных фотографич. изображений на киноплёнке, объединённых общей темой. Диафильм проходил по специально подготовленным салазкам, расположенным между объективом и лампой, благодаря чему на стене появлялась статичная картинка. 22 апреля 2023 года в библиотеке семейной БИАР в рамках проекта «Лаборатория современного искусства» состоялся практикум «Диафильмы — новое старое искусство». Диафильм (сама баночка с пленкой) стоил от 60 копеек до рубля с небольшим. Диафильмам стало сложно тягаться с новым ярким мультимедийным цифровым миром и они тихонько ушли в тень — заняли своё место в пыльной коробке на антресолях. Мы расскажем о том, что такое диафильм и покажем, как происходил просмотр диафильмов в прошлом веке.
Сколковский стартап запустил диафильмы в облака
И попробовать показать детям, что такой медиаформат, может быть интересен и сегодня, потому что, с сегодняшним разнообразием различной продукции: и дисков, и флэшек, и прочих носителей, уже забываются вот такие вещи". Чтобы посетители смогли полностью погрузиться в сказочную атмосферу прошлого, организаторы подготовили небольшую выставку фильмоскопов. Вот, этот, например, здесь самый древний экспонат — он был выпущен в 50-е годы 20-го века с очень хорошей оптикой. А этот аппарат считается самым массовым. Широкое распространение он получил благодаря своей цене. Такой диапроектор стоил всего 2 рубля, 50 копеек. И был практически в каждой советской семье.
Раиса Шляхова, сотрудник Центральной районной библиотеки им. Соболева: "Всё - действующее, все можно потрогать, включить, посмотреть. Здесь богатое поле для фантазии, и сами диафильмы - они часто снимались по книгам, то есть иллюстраторы книжные работали над диафильмами, там были титры и очень связаны они с книгой. Мы представляем так же книжную коллекцию, по которым были сняты диафильмы". Чтобы полностью раскрыть секрет этого раритета современным детям предлагают самостоятельно изготовить диафильм. Правда, сегодня найти те самые пленки, на которых можно рисовать, не просто.
О покупке я ни разу не пожалел, хотя времена были тяжёлые, каждая копейка на счету! Потраченные деньги окупились сторицей: мои дети также проникались таинством просмотра диафильмов, а сам я вместе с ними всякий раз будто окунался в детство. Все диафильмы мы пересмотрели не по одному десятку раз. Был среди них и любимый — про кошку, которая гуляет сама по себе, от которой, вроде, никакого толку, но без неё домашний очаг холоден и неуютен.
Сейчас уже не вспомнить, в какой из зимних вечеров произошёл последний совместный просмотр, когда мы, усевшись на диване, прильнули к ожившей простыне экран я так и не купил. Дети — хоть свои, хоть чужие — вырастают незаметно и взрослеют как-то враз… Однако я свою коллекцию не стал выбрасывать, а убрал её подальше на антресоли. И что-то мне подсказывает: она мне ещё пригодится!
Но зато во многих семьях дома были диафильмы. Сейчас диафильм для многих непонятная штука.
Сначала мы узнали, что же такое диафильм и с помощью чего можно смотреть эти чудесные цветные плёнки, а потом выключили свет и погрузились в волшебную страну оживших картинок.
Термин, которому, казалось, уже нет места в сегодняшней реальности. Но специалисты Российской государственной детской библиотеки с таким положением дел не смирились. Заручившись поддержкой Министерства культуры России и Госфильмофонда, они запустили проект по сохранению и оцифровке старых диафильмов. Евгений Завьялов, ведущий инженер Российской государственной детской библиотеки, аккуратно вставляет пленку в сканер. Раздается щелчок, потом — тихое жужжание.
Процесс оцифровки запущен. Через час корреспондент «Вечерки» сможет увидеть старый советский диафильм без белой простыни и проектора — прямо на мониторе компьютера. На одном из столов стоят два древних сканера, напоминающих продолговатые серые коробки. Они позволяют перенести изображение с пленки на компьютер, не повредив. Другие сканеры не подходили.
Звезды и блогеры озвучили диафильмы в новом проекте ОК и Госфильмофонда
Диафильм состоит из отдельных кадров, следующих один за другим. В этом смысле просмотр диафильма, конечно, занятие более спокойное, психика ребенка получает меньше нагрузок. В эпоху, когда детям были недоступны мультфильмы в неограниченном количестве, главным развлечением были диафильмы. рассказали в пресс-службе Министерства культуры РФ.
Говорят и показывают
В этом смысле просмотр диафильма, конечно, занятие более спокойное, психика ребенка получает меньше нагрузок. В этом смысле просмотр диафильма, конечно, занятие более спокойное, психика ребенка получает меньше нагрузок. Длятся озвученные диафильмы в среднем 5-10 минут и представляют собой детские произведения или басни. Одноклассники совместно с Госфильмофондом решили воскресить формат диафильмов и дать любимым плёночным историям вторую жизнь. Что такое диафильмы. В нем представлены оцифрованные диапозитивы из коллекции Госфильмофонда, которая насчитывает порядка 6 000 диафильмов.
Слайды из детства. Где и как посмотреть старые диафильмы
Среди них есть не только развлекательные, но и развивающие, познавательные диафильмы. Сегодня мы хотим представить подборку развивающих диафильмов для детей 5-7 лет — их можно не только читать, но и выполнять по ним разные задания! Каждый кадр диафильма сопровождается кратким текстом, который вполне по силам прочесть дошкольнику. Подборка будет полезна родителям и воспитателям детских садов.
Детские диафильмы. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н.
Вид экранного учебного пособия, визуальное наглядное пособие.
Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие. Начиная с конца 50-ых гг. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Диафильмы были очень популярны в СССР. Их использовали не только в обычной повседневной жизни, но и для обучения детей и студентов.
Это были не только короткие мультики или сказки… Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса. С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки 16 мм и 8 мм позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».
Что называется, в крови. Еще в XIX веке уважение к учителям, которые ехали работать в земские школы, в эти тяжелые условия, передавалось из поколения в поколение. К середине XX века любовь к чтению и литературе была очень мощной, — говорит историк. Это была такая «халтура», которой после войны, в 1970-е годы, занималась вся московская интеллигенция. Известный художник Леонид Владимирский, который придумал Буратино в красной полосатой шапочке, после выпуска из художественного отделения ВГИКа стал главным художником «Диафильма». Он нарисовал всего три или четыре диафильма и, как он рассказывал в своем старом интервью, заработал столько денег, что сразу купил себе машину «Волга». Работали, говорит Анна, «с огоньком», на совесть. Правда, иногда худсовет мог завернуть работу, но не по идеологическим причинам. Например, текст под кадром не должен полностью повторять то, что изображено на рисунке.
Диафильмы вновь становятся востребованными
Благодарим всех за участие и с нетерпением ждем новых встреч! Количество просмотров: 961.
Но уже усовершенствованный — стали использовать кинематографическую пленку. Изменились и сюжеты диафильмов. Конечно, картинам, созданным большевиками, были присущи идейность и массовость, они имели большой тираж. Темы были разными: революция, индустриализация, сельское хозяйство, жизнь деревни, стахановское движение, антирелигиозная пропаганда. Шло разделение и по жанровому принципу. Самым популярным жанром в первые годы советской власти было наглядное пособие — иллюстрация каких-либо процессов. С годами меняются не только темы и жанры, но и структура диафильма.
Перед авторами встает вопрос: что важнее — текст или картинка? Позднее станут задумываться и о ритме слайдов, способах монтажа. Будут создавать диафильмы на основе кинофильмов, добавлять к картинке звук… Все подробности об истории развития этого явления — в проекте «Мира Белогорья» «Дайте знать». Смотрите и просвещайтесь! Евгения Здесенко.
И был практически в каждой советской семье. Раиса Шляхова, сотрудник Центральной районной библиотеки им. Соболева: "Всё - действующее, все можно потрогать, включить, посмотреть. Здесь богатое поле для фантазии, и сами диафильмы - они часто снимались по книгам, то есть иллюстраторы книжные работали над диафильмами, там были титры и очень связаны они с книгой. Мы представляем так же книжную коллекцию, по которым были сняты диафильмы". Чтобы полностью раскрыть секрет этого раритета современным детям предлагают самостоятельно изготовить диафильм. Правда, сегодня найти те самые пленки, на которых можно рисовать, не просто. Поэтому на фестивальных мастер-классах используют тонкий пластик, который можно просветить на проекторе. Но такой способ подходит только для новичков, говорят Ольга Зубова и Евгения Ставицкая. Они уже несколько лет делают авторские диафильмы и в своей работе стараются использовать только оригинальный материал. Ольга Зубова, фотограф, создатель авторских диафильмов: "Есть несколько способов изготовления диафильмов. Наверное, первый из них, о котором я узнала — это способ царапания или корябания. Просто берется фотопленка обычная засвеченная, это может быть старая, или новая засвеченная, и по ней, при помощи отвертки и шила, или любого острого инструмента вы можете корябать, причем эффект получается за счет неровности корябания".
В 1934 г. Маршаку , «Девочка-ревушка» по А. Барто и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам «Новый Гулливер» 1940 г. В студии «Диафильм» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие. Начиная с конца 50-х гг.
Оцифрованное детство. Диафильмы получают новую жизнь на просторах интернета
Темочки Сегодня о пользе диафильмов говорят многие детские психологи. Создавая диафильм со своим ребенком, мы погружаем его в мир волшебства и фантазии. Любые сказки и занимательные истории рождаются на листе бумаги и после оживают в умелых руках родителей, а если еще и родительский голос будет озвучивать сказку, то это создаст совершенно неповторимую атмосферу тепла в семье. Создание диафильма своими руками способствует сближению с ребенком, развивает мышление и воображение,речь, дает возможность ребенку сделать то, что было бы интересное ему самому. Фильмоскопы диапроекторы можно изготовить в домашних условиях - это настоящая альтернатива телевизору, который не самым лучшим образом влияет на психическое здоровье ребенка. Совместное создание и просмотр диафильмов является наилучшиим времяпрепровождением родителей и детей, а также дает замечательную возможность останавливаться на одном кадре, обсуждая увиденное, дает возможность ребенку фантазировать и придумывать собственный вариант истории или сказки, чтобы он почувствовал себя настоящим автором. Семейные просмотры диафильмов собственного произведения вызывают только лишь позитивные эмоции и будут способствовать развитию креативной личности ребенка.
Интересно сравнить, что совпало, а что нет. Далее диафильм рассказывает о быте школьника по имени Игорь, который проснулся от щелчка по носу в своём доме, обставленном современной бытовой техникой. Смотрите также:.
Позитивные кадры нашего детства История советских диафильмов. Позитивные кадры нашего детства 0 Каждый из нас бережно хранит в своем сердце воспоминания детства. Радостные или грустные, светлые или полные горечи, они служат как бы мостиком, который связывает нас сегодняшних, взрослых и солидных, с теми маленькими детьми, которыми мы были когда-то. Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время, свободное от наших нынешних проблем и забот. Для многих из нас такими яркими воспоминаниями могут стать диафильмы, которые мы смотрели в детстве. Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр и начинается сказка… Нашу теперешнюю жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но они не смогут вытеснить из вашего сердца эту чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне. Диафильм — это серия позитивных изображений диапозитивов , объединенных общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров в отличие от кинематографа. Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству. В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению. Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое диафильм, увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм — это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры.
Помогая, как-то, перегонять 35мм документальные киноплёнки на видео, взял с монтажного стола несколько кусков пленки и посмотрел на просвет. Мелькнула мысль; а если кадры не сканировать, а просто фотографировать. Взяв несколько кусочков вырезанных кадров домой я достал цифровой фотоаппарат и просто навесу сделал несколько кадров, держа плёнку на просвет на чистое небо. Сбросил в компьютер кадры. Не все получились четкими. Потом достал несколько плёнок диафильмов и сделал на выбор несколько кадров, я понял — это возможно и надо искать способы как это сделать максимально хорошо.
Значение слова «диафильм»
Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования, типа «волшебный фонарь» (устройство для проекции изображений). Диафи́льм — разновидность слайд-шоу, сопровождаемого титрами, которая использовалась в образовательных и развлекательных целях до конца XX века. В 1993 году студия «Диафильм» перестала выпускать профильную продукцию, и вскоре «слайд-шоу» вышло из употребления, однако интерес к нему полностью не исчез.
О пользе диафильмов.
Потому что диафильм – это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Создание диафильма своими руками способствует сближению с ребенком, развивает мышление и воображение,речь, дает возможность ребенку сделать то, что было бы интересное ему самому. Чтобы полностью раскрыть секрет этого раритета современным детям предлагают самостоятельно изготовить диафильм. Семейные просмотры диафильмов собственного произведения вызывают только лишь позитивные эмоции и будут способствовать развитию креативной личности ребенка.
Звезды и блогеры озвучили диафильмы в новом проекте ОК и Госфильмофонда
Первое обычно получается быстрее, чем второе: все уже всё прочли и скучают, а докладчик продолжает монотонно излагать пункт за пунктом. Я сам так делал, пока до меня не дошла одна простая истина: читать доклад со слайда — это то же самое, что читать доклад по бумажке — не спортивно. После этого я постоянно и последовательно стараюсь изгнать текст со слайдов своих презентаций. Иногда это получается лучше, иногда хуже. Идеал, к которому я стремлюсь — это слайды в виде картинок. Всё остальное я скажу своими словами. Когда показывать не нужно Кстати, иногда слайды и вовсе не нужны: высший пилотаж доклада — выключать экран, когда в визуальных материалах нет необходимости. Этого уровня я ещё не достиг, но уже экспериментирую. Вот как Кэрол Флеминг в замечательной книге «Говорите ясно и убедительно» описывает одну образцовую презентацию: Доктор исторических наук Дэвид Бисно непринуждённо расхаживал по аудитории, смотрел на нас, говорил с нами, делился с нами своей энергией. Когда он заговорил о знаменитом путешественнике, на экране сам собой появился портрет этого человека.
Лектор не суетился у компьютера, даже не глянул на экран, продолжая свою лекцию. У него в руке был пульт дистанционного управления электронной презентацией. Потом он упомянул о других выдающихся личностях, и их портреты тоже сами по себе появились на экране, расположившись вокруг первого в виде рамки. Лекция продолжалась, портреты исчезли, а Дэвид Бисно стал рассказывать о географических открытиях. На экране возникла карта, а лектор встал к ней очень близко, так, чтобы показывать важные детали и маршруты путешественников. Да, доктор исторических наук показывал своим слушателям самый настоящий диафильм. В основной части презентации на его слайдах не было никакого текста — только изображения. А ещё он отключал экран в то время, когда слайды были не нужны. Поскольку демонстрация одного слайда за другим стала таким привычным делом, многим даже в голову не приходит, что их можно показывать как-то иначе.
Фильмоскоп «Дэфи». Такой у меня появился вслед за проектором. Я смог с комфортом смотреть свои диафильмы на личном маленьком «телевизоре», не выключая свет и не вешая на стену экран. Изображение: Wikimedia Commons. Зачем нам кузнец Следующий бич современных презентаций — это списки. Те самые бесчисленные ряды строк, начинающихся с маркера-кружочка, который по англоязычной традиции называется «буллитом». Списки — это, конечно, замечательный и удобный способ структурирования информации. Но презентации, состоящие целиком из множества списков — это перебор. Списки — это главная функциональная «фишка» всех систем создания презентаций, включая PowerPoint.
Вот что ещё в 2007 году писал по этому поводу постоянный автор «Компьютерры» под псевдонимом Бёрд Киви в своей статье «Убойное приложение»: Один из давних и убеждённых противников PowerPoint, профессор Йельского университета Эдвард Тафти Edward Tufte [... В ряде работ Тафти доказывает, что эта программа по самой природе своей стимулирует развитие «ложно-аналитического» мышления, то есть человек вместо трезвого и содержательного обмена информацией предпочитает столбики диаграмм и «маркетинговые» идеи, излагаемые в виде сверхлаконичных списков из строчек-лозунгов. Стиль PowerPoint подталкивает к неоправданно частому применению списков с буллитами — приёму, который, как пишет Тафти, «обманным путём» избавляет докладчика от ответственности логически увязывать подаваемую информацию в единое целое. Подтверждаю на собственном опыте: если не очень хорошо ориентируешься в теме своей презентации, то список — это замечательный способ сделать себе шпаргалку на экране. Как же заманчиво выписать все положения доклада в свою презентацию, а потом с выражением зачитывать это всё слушателям. Только вот у слушателей может возникнуть закономерный вопрос: «Зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен! Любой сможет скачать презентацию и самостоятельно прочитать все эти бесчисленные списки — докладчик становится лишним. Но совсем отказываться от списков тоже не стоит.
Вот продолжение рассказа о докладе про географические открытия: «В конце лекции на слайде появился маркированный список с кратким изложением основных географических открытий и вклада путешественника в историю».
Сегодня еще подобное случается и найти таким способом многим удается, но все чаще и чаще старые, но рабочие, диапроекторы просто выкидываются на мусорку. Просто при поиске в фильтрах выбираем "Оплата на месте". Со временем Мишута стал подробнее и осмысленнее разглядывать картинки, прислушиваться к моему голосу, который рассказывал о разных животных, о заморских странах, о королях и принцессах и многом-многом другом. Сейчас Мише 4 года и он ни капли не утерял интереса к диафильмам! Наоборот, как мне кажется, он открывает их для себя с новой стороны, потому что буквально каждый вечер у нас заканчивается «натягиванием простыни». Кстати, хочу заметить, что это именно образное сравнение, так как сегодня я использую такую вот прекрасную икеевскую штору Энье , которая нам отлично служит экраном.
Ее можно приобрести разного размера, я купила 140 см х 250 см. Очень удобно прикрепить ее к стене и при необходимости разворачивать. Естественно, использовать ее можно не только для диафильмов, но и для просмотра любых видео через проектор.
В диафильмах чаще всего использовались репродукции рисунков, специально созданных художником для этой цели. Диафильмы можно было посмотреть с помощью диапроектора — фильмоскопа. В советское время их было множество самых разных форматов. Например, такие: Принцип работы фильмоскопа таков: в него заряжается пленка с нужным диафильмом, проектор питается от сети и дает луч света на пленку, транслируя изображение на что-то белое и плоское. У кого-то это была натянутая на шкафу или стене простыня, кто-то смотрел любимые «комиксы» на дверце холодильника.
Почему же в эпоху яркой анимации и 3D это статичное развлечение снова в моде?
В русско-кубинской семье Морель Сантандер есть добрая традиция: папа Джимми и мама Екатерина собирают детей в гостиной, накрывают телевизор белой простыней, выключают свет, и дружно смотрят диафильмы. Один из любимых — про Машу и медведя. Еще тех, не мультяшных.