«Коммунальная энергетика» (филиал ПАО «Камчатскэнерго» группы РусГидро) приступает к подготовке объектов тепловой энергетики к осенне-зимнему периоду 2024-2025 гг. Каковы шансы миновать его без критических сбоев и необходимости включать ручной режим? Правы ли те, кто считает, что углеводородная энергетика вступила в период стагнации? водородная энергетика: «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» завершил строительство судна на водородном топливе. «Форум „Российская энергетическая неделя“ за короткий срок стал авторитетной отраслевой площадкой международного уровня. Для России лидерами отрасли остаются углеводородные гиганты с госучастием: «Газпром», «Росатом», НОВАТЭК.
Технологии бестопливной электрогенерации выходят на энергорынок
Всемирный процесс отказа от углеродной энергетики неизбежно приведет к удорожанию электроэнергии. Российская водородная энергетика стабильно ассоциировалась с выражениями вроде «производим только для собственных нужд» и «прорабатываем возможность создания. Энергетики предупредили любителей рыбалки о новой опасности. Уровень воды в озерах, прудах и реках поднялся почти до уровня электропроводов. Российская водородная энергетика стабильно ассоциировалась с выражениями вроде «производим только для собственных нужд» и «прорабатываем возможность создания. О последних трендах в мировой и российской индустрии водородной энергетики рассказал профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким.
"РуссНефть" модернизировала нижневартовский блок для транспортировки нефти
В текущем выпуске — об изменении подхода к низкоуглеродной энергетике в России, потребностях мирового рынка в инвестициях и новых ESG-стратегиях российского бизнеса. «„Конкурентные“ энергетические сделки с Россией помогли Турции избежать энергетического кризиса, охватившего основные европейские страны после начала конфликта [на Украине]. Войдите в систему или создайте навсегда бесплатную учетную запись, чтобы прочитать эту новость. О последних трендах в мировой и российской индустрии водородной энергетики рассказал профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. Новости энергетики с Александром Фроловым и Борисом Марцинкевичем. «От углеводородной энергетики в ближайшие десятилетия, многие десятилетия человечеству никуда не деться», — цитирует его ТАСС.
Energyland.info - Новости
Когда это может быть интересно? Когда водород как топливо замещает другое топливо, более дорогое. Таким топливом является, например, дизельное. И мы сейчас активно развиваем в первую очередь технологические, а во-вторых, экономические решения, когда мы замещаем и резервные, и, тем более, основные дизеля, особенно там, где дизельное топливо, например на Дальнем Востоке, с учетом северного завоза просто золотое. И здесь использование топливных элементов на водороде уже сейчас вполне эффективно. Мы сейчас такой проект делаем вместе с «Полюсом», замещаем резервные дизеля для энергоснабжения вышек сотовой связи. У нас огромное количество изолированных потребителей — камеры фото- и видеофиксации, отдельные перегоны железнодорожные, уже упомянутые вышки сотовой связи.
Там стоят маленькие дизельки, которые постоянно работают, к ним надо подвозить топливо, которое постоянно дорожает. Получать электричество из водорода здесь дешевле, чем из дизельного топлива. Если взять десятилетний жизненный цикл, то выходит где-то в три раза эффективнее. Может ли российский производитель сделать электролизер? Да, может. Будет ли он экономически эффективен без субсидирования?
Нет, не будет. Они не только производят водород, они у себя же его потребляют. Это пример того, когда страна пытается сбалансированно подходить к развитию рынков. При этом им его не хватает, и они ведут переговоры с нами не только о водороде, но и об аммиаке. Они аммиак сейчас очень активно используют как примесь для угольных котлов. До 20 процентов уже довели его долю в топливе.
Здесь речь идет о том, что это просто разные рынки. С АСММ вы получите 50 мегаватт электрической мощности. Чтобы построить станцию, нужно порядка восьми-девяти лет: проектирование, получение разрешений, согласование и так далее. И помимо того, что АСММ имеет, как любой ядерный объект, понятные ограничения, нужно еще найти потребителя как минимум на 50 мегаватт. Это крайне перспективная история для энергоснабжения крупных изолированных потребителей и развития энергосистем в удаленных регионах. Водород — это другая история.
Сейчас в мире нет мощных водородных станций, за исключением Кореи, где есть две станции на топливных элементах почти по 80 мегаватт. Водород идет по пути локального и небольшого энергоснабжения, использования в транспорте, как добавка к топливу тепловых станций. Это другой рынок. Никто не ставит задачу энергоснабжения больших территорий за счет водорода. А атомные станции малой мощности — это возможность отдельного локального энергоснабжения целого региона или крупного потребителя. Поэтому уверен, что здесь перспективы у ядерной энергетики большие и понятные.
Водород же занимает свою нишу, и они пока не пересекаются, с исключением того, что АСММ — это низкоуглеродный источник энергии, а водород может быть низкоуглеродным. Как мне представляется, изначально водород шел в связке с ВИЭ и должен был играть роль накопителя энергии. То есть в момент, когда электроэнергия от ветряной или солнечной электростанции не востребована в полной мере, ее излишки используются для производства зеленого водорода. А когда нет ветра или зашло солнце, чтобы сбалансировать систему, здесь же водород используется для генерации электроэнергии. ВИЭ — это попытка производства относительно дешевой электроэнергии, но водород не рассматривался как накопитель энергии, которая здесь же потом и используется. Нет, водород отправляется туда, где он нужен.
Поэтому основные вопросы, связанные с водородом, не о том, как его производить, а как его транспортировать. Одно из решений здесь — аммиак. Он сам по себе является рыночным и востребованным продуктом, но при этом с точки зрения водорода он средство транспортировки. Перевозки аммиака налажены. Плюс аммиак может использоваться для тех же целей, что и водород: для производства тепла или электроэнергии. Пока нет доступных технологий крупнотоннажных транспортировок водорода, аммиак является одной из доступных возможностей.
Может ли он при этом полностью закрыть все те же лакуны, которые закрывает водород? Нет, не может. Есть определенные ограничения. Либо контейнерные перевозки. Может быть и сжиженный. И еще создать большой парк контейнеров.
Поэтому контейнерные крупнотоннажные перевозки существенно менее эффективны, чем перевозки отсутствующими пока танкерами. Но ровно потому, что отсутствуют танкеры, на безрыбье остаются либо контейнерные перевозки, которые уже существуют, либо водородопроводы, которые тоже уже существуют, но пока только в качестве объектов транспорта на производствах, где водород должен перемещаться в крупных объемах из одной точки производства в другую. Очевидно, что водородопроводы, связывающие разные регионы, появятся. На мой взгляд, именно они в конце концов будут наиболее эффективным способом доставки водорода из одной точки в другую. И понятно, что требования к трубе и к стали должны быть другие. Скорее даже не столько к стали, сколько к запорной арматуре и другим механизмам.
Тот же Европейский союз, который имеет определенные географические ограничения по возможности производства зеленого водорода для своих нужд, в своей энергостратегии десять миллионов тонн водорода собирается произвести сам, а десять миллионов тонн импортировать. Сейчас совершенно четко намечается тенденция к такому, скажем, экспорту проектов. Особенно это касается стран Африки. Например, Евросоюз несколько месяцев назад заключил соглашение с Кенией о производстве там зеленого водорода для своих нужд. И таких проектов будет все больше и больше. У Евросоюза есть необходимость в водороде, но нет возможности его доставить просто в силу отсутствия таких технологий.
И тут либо нужно создавать огромное количество контейнеров, либо потратиться на трубу, решить проблему с технологией, а нерешаемых проблем там нет. Их придется решать, потому что производство водорода будет в странах, где для этого есть природно-климатический потенциал. Это Азия и Африка. А потребление не только там, но и в Европе, и в США. Есть инициированный Китаем проект Глобального энергетического объединения ГЭО , объединяющего все мировые электросети, а в части генерации опирающегося на экологически чистую возобновляемую энергию. Энергия вырабатывается там, где на нее нет спроса, но есть ветер, солнце или сила приливов, и передается туда, где спрос есть.
Чем плох этот вариант? Никто не говорит, что он плох. Но почему-то он до сих пор не реализован. Этому проекту глобальной сети уже много лет. Почему он пока не реализован? Во-первых, это во многом политическая история.
А политически сейчас больше того, что разъединяет, а не объединяет. Экономически эффективно это будет тогда, когда сети будут сверхпроводящие и каким-то образом существенно уменьшится стоимость их постройки. У этой системы есть потенциал, более того, ее именно так и предлагалось реализовывать — не сразу все, а step by step, начиная с отдельных частей.
Например, уже сейчас некоторые нефтегазовые инженеры сталкиваются с необходимостью ориентироваться в терминах и технологиях «зеленой» энергетики.
Они должны понимать, как: рассчитать требуемую мощность и размеры солнечных панелей для установки на нефтегазовых объектах; могут быть использованы для генерирования электроэнергии движущиеся элементы в различных установках за счет гравитационных или пластовых сил; может быть использована высокая температура добываемых флюидов для отопления или генерирования той же электроэнергии; использовать попутный нефтяной газ для производства, например, водорода. Самое интересное, что это не просто будущее, а уже настоящее. Одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих компаний BP установила курс своего развития к 2030 году: сокращение добычи нефти и газа, развитие биоэнергетики, ускоренное расширение использования солнечной энергии и морского ветра, разработки новых технологий в области улавливания углерода, водородные технологии, установка 100 тыс. Многие из них имеют крупные проекты по ветряным, морским гидротермальным и солнечным электростанциям.
Ближневосточные Saudi Aramco, Kuwait Petroleum Corporation , дальневосточные PetroChina, Petronas и российские Роснефть, Газпром нефтегазодобывающие компании тоже встали на путь диверсификации своего бизнеса в «зеленом» направлении. Поэтому и в дальнейшем симбиоз нефтегазовой инженерии и «зеленой» энергетики будет только нарастать. Зеленый мир будущего: какое место займет в нем нефтегазовая отрасль? В настоящее время мир переходит в новую стадию.
Об этом говорят все эксперты, причем как в технических областях, так и гуманитарных, начиная от рядовых специалистов, заканчивая главами государств. Даже представители религий и различных нетрадиционных учений — эзотерики, астрологи, уверяют, что мир уже не будет прежним, и новая эпоха связана с созиданием, развитием лучших качеств в человеке, гармонии с природой, духовным ростом и совершенствованием всей деятельности человека. Вполне понятно, что «зеленая» энергетика и вообще все «чистые» технологии будут развиваться. А люди, компании, организации, не выбравшие данный путь развития, постепенно будут терять позиции в обществе, бизнесе, управлении.
Страны, деятельность которых также идет вразрез с развитием «зеленых» технологий, будут вынуждены поменять свой курс. Поэтому не сдает своих позиций концепция ESG, а напротив совершенствуется и развивается. Экономика инноваций От бурения до водорода: как работает нефтегазовый кластер в России Но что же будет с нефтью и газом? Вопрос скорее в горизонте прогнозирования.
На мой взгляд, добыча нефти и газа никуда не денется в обозримом будущем — в ближайшие 50 лет. Впереди освоение космоса, соответственно нужды в материалах, жидкостях и прочем, изготовленном из углеводородов, только возрастут. Хватит ли запасов нефти и газа? Да, по оценкам различных организаций, мир обеспечен запасами в традиционных и нетрадиционных коллекторах, фундаментных породах углеводородов на ближайшие 100 лет.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают прогнозы МЭА пессимистичными с точки зрения роста спроса на нефть и газ. По прогнозу ОПЕК, нефть сохранит лидерство в мировом энергобалансе до 2045 г. Он указывал, что для удовлетворения растущего спроса и обеспечения энергобезопасности только одной нефтяной отрасли до 2045 г. При этом в ФГ «Финам» признают, что долгосрочный тренд на сокращение ископаемых источников энергии в мире есть, а пик спроса на них ожидают в 2028—2032 гг.
Ведущий аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков считает «избыточно консервативными» оценки МЭА по спросу на газ. По его мнению, газ «будет еще долго» востребован в электроэнергетике. Но даже если пик спроса на углеводороды действительно будет достигнут к 2030 г. Кочетков считает, что говорить о достижении пика спроса на уголь в ближайшие годы преждевременно.
Он напоминает, что даже некоторые страны Европы вынуждены были частично вернуть угольную энергетику из-за высоких цен на газ. А в таких регионах, как Африка, Латинская Америка и Азия, пик роста потребления угля может наступить минимум через 10—15 лет, прогнозирует эксперт. Смит добавляет, что сейчас правительства ряда стран активно препятствуют инвестициям в добычу углеводородов.
Исследователи Самарского государственного технического университета СамГТУ предложили метод совместного использования солнечной энергии и природного газа в газотурбинных установках. В предложенной схеме солнечная энергия используется для термохимической трансформации углеводородного топлива, объяснили ученые. Результатом такой трансформации является обогащенный водородом газ, который в свою очередь используется в качестве топлива.
Новости энергетики
- СПИКЕРЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ
- ESG-дайджест. Низкоуглеродная энергетика, зелёные облигации и мировая повестка
- СПИКЕРЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ
- Новость дня
- Путин спрогнозировал сохранение углеводородной энергетики на долгие годы | 360°
- Разведка и добыча
Нижегородские атомщики готовят прорыв в водородной энергетике
Российский энергетический форум и международная выставка "Энергетика Урала" завершили свою работу. Смотрите видео онлайн «Критический взгляд на будущее водородной энергетики» на канале «РЭА Минэнерго России» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 26 октября 2023. Человечество не сможет отказаться от углеводородной энергетики в ближайшие десятилетия — это «медицинский факт». Накал страстей вокруг изменений климата и «углеродного следа» в мире, а особенно на Западе, увеличивается с каждым днем.
"Зеленый водород": настоящее и будущее низкоуглеродной энергетики РФ
Такой прогноз дается в проекте Концепции развития водородной энергетики до 2024 года. Первая цифра — если ничего уж сильно нового для нашей страны делать не будем. Вторая — если разовьем производство наиболее дорогого «зеленого» водорода, задействовав максимальное количество своих уже действующих гидроэлектростанций и создав множество новых солнечных и ветряных. Но Европа отдает явное предпочтение водороду, произведенному с использованием возобновляемых источников энергии. Новый план ЕС не рассматривает атомные электростанции или технологии, основанные на переработке природного газа.
Россия пока может предложить только "серый" водород, произведенный путем переработки природного газа. Хотя и он, безусловно, найдет своих покупателей. Япония, например, готова начать поставки "серого" водорода из Австралии, и готова покупать его у России. Но, чтобы занять заметную долю рынка, России будет нужен «зеленый» водород.
Общий тренд говорит о том, что доля водородного топлива будет расти, а значит, стоит готовиться и к увеличению его экспорта. Экспорт экспортом, а у большинства обычных людей возникает другой вопрос: какие «плюшки» нам будут от этого водорода в повседневной жизни. Основные возможности такие. Экологически чистое топливо для автомобилей, судов, поездов, самолетов.
Электродвигатели проигрывают водородным в том плане, что для первых пока не удается сделать достаточно компактные и легкие аккумуляторы, которые бы позволяли ездить или летать без подзарядки на серьезные расстояния.
Два других сценария — Announced Pledges Scenario сценарий объявленных обязательств и Net Zero Emissions by 2050 Scenario сценарий нулевых выбросов парниковых газов к 2050 г. Аналитики МЭА впервые прогнозируют, что пик потребления всех трех видов ископаемого топлива ожидается до 2030 г.
Ранее агентство намечало его на разные годы, в том числе и после 2030 г. Также агентство изменило в сторону снижения свои прогнозы по спросу на ископаемое топливо в сравнении с прошлогодним обзором WEO-2022. В МЭА объясняют это изменением политики правительств многих стран мира, пересмотром экономических прогнозов в сторону понижения и продолжающимися последствиями глобального энергетического кризиса 2022 г.
МЭА даже допускает, что пик потребления угля может быть достигнут в текущем году и составит 5,8 млрд т рассмотрен сценарий Stated Policies Scenario. К 2030 г. Пик спроса на газ, по прогнозам МЭА, может быть достигнут в 2028—2030 гг.
Уже сейчас, по оценкам МЭА, наблюдается достижение пика спроса на газ для электростанций и отопления помещений. К 2050 г. Золотой век газа термин, впервые использованный МЭА в 2011 г.
В то же время Россия и Белоруссия прорабатывают варианты переброски экспорта белорусских нефтепродуктов из прибалтийских в российские порты Северо-Запада. Сейчас обсуждается переброска 4-6 млн тонн перевалки в год», - сказал Александр Новак. Говоря о повестке проходящей сегодня встрече Министров энергетики «Группы двадцати», Министр сообщил, что все министры стран G20 выступают за координацию усилий против пандемии коронавируса.
К 2050 г. Золотой век газа термин, впервые использованный МЭА в 2011 г. С 2011 г. Но начиная с 2023 г. Президент России Владимир Путин в августе заявлял, что альтернативы углеводородному топливу в мире в обозримой перспективе нет, поэтому энергопереход должен быть постепенным, сбалансированным и «тщательно выверенным».
В октябре на форуме «Российская энергетическая неделя» он обратил внимание, что спрос на газ до 2050 г. Спрос на нефть достигнет пика к 2028—2030 гг. Максимальный уровень потребления составит 101,5 млн барр. Дальнейшее снижение спроса будет медленным и продлится вплоть до 2050 г. При этом в развивающихся странах, где наблюдается рост населения и числа автомобилей, спрос на нефть продолжит расти вплоть до 2050 г. В прошлогоднем обзоре МЭА прогнозировало достижение пика спроса на нефть лишь в середине 2030-х гг.