Христос, скорее всего, родился в Вифлееме около 7-5 гг. до н. э. (Ирод Великий, который пытался убить его, умер в 4 году до н. э.). Так исполнилось пророчество от Михея 5 много веков назад. Точный возраст Иисуса Христа Иисус Христос, согласно библейским учениям, родился около 2000 лет назад. Сколько лет Иисусу Христу? Иисус Христос родился, согласно Библии, примерно в 4 году до нашей эры. Итак, Иисус Христос родился в субботу 21 (23 юлианского) сентября н.э., в субботу, в последний день праздника Кущей того года. То есть, по этой версии, Христос родился 2015 лет назад.
Астрономы заявляют, что Иисус Христос родился 17 июня
Период жизни Иисуса Христа Согласно христианским учениям, Иисус Христос родился около 2 тысяч лет назад. Астрономы выяснили, что звездой, появившейся над Вифлеемом более 2000 лет назад, могли казаться Юпитер и Венера, оказавшиеся в тот момент очень близко, отчего и возник необычайно яркий свет. Младенец Иисус родился совсем не во дворце, его почтили вовсе не придворные летописцы, и величие этого события ничуть не похоже на то, что принято считать великим в этом мире.
Почему мы празднуем Рождество в декабре, если Иисус родился в марте?
Первыми празднуют христиане западной, латинской традиции. Вторая «волна» праздников проходится на привычные нам дни — 6 и 7 января. Именно тогда отмечают Рождество православные христиане и все, кто живет по юлианскому календарю. Обязательный атрибут праздника — шествие скаутов. Мы расскажем, кто такие скауты и почему они играют на волынках и поют советские песни. Рождество — не только самая яркая, но и самая прибыльная ночь в Вифлееме: город блестит огнями, все магазины открыты.
Торговля идет на ура! В местных магазинах и сувенирных лавках круглый год продаются вертепы, иконы и рождественские звезды всех мастей. В обычные, не рождественские дни, здесь довольно тихо и спокойно. И все, кто приезжает в Храм Рождества, могут неторопливо рассмотреть каждую его деталь и помолиться. Мы расскажем о традициях паломничества в Вифлеем, о том, какие там есть святыни.
Главное место в храме — пещера Рождества. Согласно Евангелию, именно в этом месте появился на свет Иисус Христос. При словах «пещера Рождества» в воображении появляется «хрестоматийный» образ. Каменные стены, вид на открытые поля и необъятное небо, откуда светит Вифлеемская звезда.
Но по ряду косвенных признаков можно сделать вывод, что родился он никак не в декабре, пишет Forskning. Так почему же мы празднуем Рождество зимой? Автор статьи пытается разобраться в этом вопросе. Рождество у нас — самый короткий день в году, после которого света начинает прибавляться. Это событие уже очень давно празднуют во многих странах. Христиане всего мира отмечают в декабре день рождения Иисуса. В Библии ничего не сказано о времени его рождения. На самом деле мы вообще очень мало знаем о его детстве. Поэтому ученым пришлось искать эту информацию в разнообразных источниках.
Он был Божьим Сыном и пророком, жившим на земле более 2000 лет назад. Иисус проповедовал любовь, милосердие и прощение и проводил множество духовных учений и чудес. Его казнь на кресте стала символом жертвы и спасения для всех христиан. Как определить возраст Иисуса Христа Определение точного возраста Иисуса Христа является предметом дискуссий и споров среди ученых и историков. Некоторые исследования указывают на то, что Иисус Христос был рожден между 7 и 2 годами до нашей эры, что означает, что он, возможно, прожил примерно 33 года. Однако, существует много вариантов и расхождений в дате его рождения и возрасте. Кроме того, нет точных доказательств о том, сколько лет прожил Иисус, как и в каком возрасте он умер. Любая попытка определить возраст Иисуса Христа может быть только гипотетической и устанавливаться на основании различных предпосылок, существующих сейчас. Таким образом, не существует точного способа установления возраста Иисуса Христа до нашего времени. Это остается открытым вопросом, и все, что мы пока что знаем, лишь предположения и теории. Споры о дате рождения и возрасте Иисуса Христа Одним из наиболее острых вопросов, связанных с Иисусом Христом, является дата его рождения. В разных источниках можно найти разные данные, и споры по этому поводу не прекращаются до сих пор. Согласно библейскому повествованию, Иисус родился в Вифлееме в Иудее во времена царя Ирода. Точная дата при этом не указывается.
Ошибку в расчетах допустил еще в начале VI века настоятель одного из римских монастырей Дионисий Малый, которому было поручено составить таблицу для вычисления дат христианской Пасхи на ближайшие 95 лет. Кстати, именно Дионисию и принадлежала мысль перейти на летоисчисление от Рождества Христова, а не от основания Рима или, как было принято в те годы, от начала правления Диоклетиана тот был римским императором с 284 по 305 годы и остался в истории как один из самых свирепых гонителей христиан. Преподобный Дионисий Малый Но в расчеты Дионисия вкралась неточность. Он опирался на упомянутые уже нами строки Евангелия от Луки, из которых следовало, что в пятнадцатый год правления Тиберия Иисусу было около тридцати лет, и при этом исходил из уже закрепленных к тому времени церковными канонами представлений о датах Рождества 25 декабря и Пасхи первое воскресенье после весеннего полнолуния. В итоге у Дионисия вышло, что Христос родился в 754 году от основания Рима. От этой даты он и стал отсчитывать годы новой, христианской эры. А когда ошибку заметили, новая система летоисчисления была уже общепринятой, и менять ее никто не захотел. Тем более никто не хочет менять ее сейчас — ведь это приведет, например, к тому, что «поползут» все исторические даты. Окажется, что война России с Наполеоном была не в 1812 году, а в 1817-м, и так далее — словом, возникнет порядочная путаница. А надо ли ее вносить, если точная дата Рождества все равно неизвестна? Но если с датой все так неточно, то можно ли вообще доверять христианскому рассказу о Рождестве? Точная дата рождения Спасителя никак не влияет на достоверность Евангельских событий, которые — в отличие, к примеру, от мифических рассказов о рождении и смерти бога Осириса или о взаимоотношениях греческих богов — абсолютно органично вписаны в исторический и культурный контекст эпохи. Дата Рождества никак не опровергает и не подтверждает их. Собственно, поэтому евангелисты и не стали акцентировать на ней внимание в своих повествованиях.
Пять вопросов о Христе, вокруг которых продолжаются споры
Программно-символически-промыслительно Август Цезарь и Иисус Христос – во многом взаимодополнительная ключевая, хотя и не «близнечная», пара Священной Истории. Главная» Новости» Сколько бы лет исполнилось в 2024 году иисусу христу. Согласно мнениям различных экспертов Иисус Христос родился от 2 до 7 года до н.э.
25 ДЕКАБРЯ 1 ГОДА ДО Н. Э.: ДЕНЬ, КОГДА, КАК СЧИТАЕТ ТРАДИЦИЯ, РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС
А Христос действительно родился две тысячи лет назад? Иисус родился 869 лет назад, значит до завершения 7 эпохи, 7 тысячелетия, 7 дня Бога осталось 131 год. Сколько лет было Иосифу и Деве Марии, когда родился Иисус.
Когда родился Иисус Христос?
Зимой же к холоду чаще всего добавляются дожди, даже снег — но о такой погоде св. Лука ничего не говорит. Так когда же случилось Рождество? Уже в первые века Церкви существовало до 136 версий этой даты. На чем основаны гипотезы Так как Писание не дает никаких прямых указаний на дату, и, более того, даже на время года, богословы и историки исходят из косвенных данных, которые содержатся как в христианских, так и в нехристианских источниках. Когда, где впервые была указана дата рождения Иисуса Христа Дата, как говорят современные церковные историки, следует из вычислений священника Тита Флавия Климента, которые содержит его книга «Строматы», написанная на рубеже II-III вв. Это 19 января «нового стиля», по юлианскому календарю 6 января 5590 г. Правда, автор не стремился установить историческую дату Рождения Спасителя, а лишь доказывал древность иудаизма, сопоставляя хронологию мифов, даты правления императоров и события Ветхого и Нового Заветов.
Взяв за точку отсчета правление императора Коммода, он и получил дату Рождества — за 194 года 1 месяц, 13 дней до его убийства заговорщиками. Тем не менее 19 января — древнейшая из известных дат празднования; а Армянская Церковь придерживается ее до настоящего времени, подобно древним христианам отмечая Рождество и Крещение Господне одним днем. Рождество Христово было летом? Оно могло произойти 21 или 22 июля. Это мнение основано на том, что Евангелисты не упоминают, что Христос родился зимой. Зато Евангелие содержит ряд весьма примечательных упоминаний о «краеугольном камне», отвергнутом строителями, которым называет Себя Христос; как правило, это выражение считается метафорическим, однако, как установил германский библеист конца XIX в. Беббер, это не совсем так: речь идет об особой святыне, камне, с которого, как верили иудеи, началось сотворение мира; при возведении Второго храма на месте Соломонова его заложили в основание; о том, что Он говорил об Иерусалимском храме: «Разрушьте храм сей, Я в три дня воздвигну его» Ин.
Почему же, задается вопросом И. Беббер, Христос так настойчиво связывает Себя с храмом? Не потому ли, что освящение Второго храма после пожара, который произошел при Ироде Великом, состоялось 10 ава примерно 21-22 июля 743 г. Возможно также, что это — день не Рождества, а Благовещения. Через 9 месяцев после него — 10 нисана 744 г.
Иногда высказывается предположение, что Спаситель мог родиться в 7 году до н.
Это астрономическое явление, как предположил в XVII веке знаменитый математик и астроном Иоганн Кеплер, могло быть той самой Вифлеемской звездой, которая привела волхвов из дальних стран Востока сначала в Иерусалим, а после в Вифлеем, где находились Дева Мария и Богомладенец Иисус. Но это мнение подвергается критике. Ведь ненадолго соединившиеся в поле зрения земного наблюдателя планеты не могли в течение многих месяцев вести восточных путешественников в конкретном направлении, да еще и двигаясь в сторону, противоположную вращению небосвода! Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что под видом Вифлеемской звезды выступала разумная ангельская сила. То есть мы живем по ошибочному календарю? Скажем так — действующий календарь неточен.
Сейчас у нас завершается 2028-й, 2029-й или, может быть, 2027-й год от Рождества Христова, но точно не 2023-й. Ошибку в расчетах допустил еще в начале VI века настоятель одного из римских монастырей Дионисий Малый, которому было поручено составить таблицу для вычисления дат христианской Пасхи на ближайшие 95 лет. Кстати, именно Дионисию и принадлежала мысль перейти на летоисчисление от Рождества Христова, а не от основания Рима или, как было принято в те годы, от начала правления Диоклетиана тот был римским императором с 284 по 305 годы и остался в истории как один из самых свирепых гонителей христиан. Преподобный Дионисий Малый Но в расчеты Дионисия вкралась неточность. Он опирался на упомянутые уже нами строки Евангелия от Луки, из которых следовало, что в пятнадцатый год правления Тиберия Иисусу было около тридцати лет, и при этом исходил из уже закрепленных к тому времени церковными канонами представлений о датах Рождества 25 декабря и Пасхи первое воскресенье после весеннего полнолуния. В итоге у Дионисия вышло, что Христос родился в 754 году от основания Рима.
От этой даты он и стал отсчитывать годы новой, христианской эры.
Архивист ошибся как минимум на 5 лет, и в действительности Иисус Христос родился пятью годами раньше, нежели было обозначено. Однако, расчеты Дионисия, положенные в основу «церковного календаря», с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран как и продолжается поныне. Но, как было сказано выше, на сегодняшний день большинством хронологов эта «эра» признается ошибочной! Историческое несоответствие обнаружилось при детальном анализе евангельских повествований и светских хроник: Ирод Великий, по приказу которого избивались младенцы, среди которых как думал Ирод присутствует Богомладенец Христос, умер за 4 года до «Рождества Христа» согласно дионисианской хронологии. А из Евангельских повествований Мф. Умер Ирод за восемь дней перед Пасхой в 750 г, вскоре после лунного затмения, которое приходилось согласно наблюдению астрономов в ночь с 13 на 14 марта 750 года.
Иудейская же Пасха выпадала в тот год на 12 апреля. Все вышеприведенные данные позволяют утверждать, что царь Ирод умер в начале апреля 750 г. Пытаясь установить иную точку опоры для вычисления даты Рождения Иисуса Христа, исследователи сосредоточили пристальное внимание на иных исторических данных, сообщаемых в Новом Завете в контексте рождения Богомладенца. Так, в область их внимания попала общенародная перепись, упоминаемая в Евангелии от Луки 2:1-5. Эта перепись, в которой принял участие и Сам Господь, была начата по повелению императора Августа в 746 г. Однако Иудея была глухой провинцией Римской империи и государево повеление об исчислении подданных дошло до нее уже в последние годы царствования Ирода. Вследствие этой переписи, в Палестине произошло народное восстание.
Ирод подверг его зачинщика некоего Февду сожжению 12 марта 750 г. Вследствие скорой смерти Ирода перепись была приостановлена. Возобновить и закончить перепись удалось «когда Сириею управлял Квирин» Лк. Однако исследователи склоняются к тому, что Дева Мария, Иосиф и Богомладенец вошли в исчисление граждан Римской империи, все же, в «первую волну» обсуждаемой переписи — еще при жизни Ирода Великого. Еще один исторический аспект, сообщаемый Евангелием, помогающий установить год рождения Иисуса Христа, связан с жизнью св. Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию от Луки 3: 1 св.
Иоанн Предтеча выступил на проповедь в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря. Известно, что император Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти в январе 765 г, т. Несложными арифметическими вычислениями мы вполне можем определить год рождения Иисуса Христа, как 749 г. Очень важное свидетельство дают нам в этом отношении астрономические вычисления. Согласно данным Евангелия, Крестная смерть Господа Иисуса Христа произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу. А, согласно уже упомянутым астрономическим вычислениям, таковое сочетание могло прийтись только на 783 г. Иисусу Христу на тот момент шел тридцать четвертый год от Рождения.
И, опять же с помощью несложных арифметических вычислений, мы получаем, что Он родился в 749 г.
Но вообще-то ни день, ни год его рождения не соответствуют действительности. Начнем с 25 декабря. В Евангелии от святого Луки говорится, что пастухи проводят ночь на полях, наблюдая за своими стадами, и именно в эту ночь они узнают о рождении Иисуса. Пасущиеся зимой стада — это маловероятно.
Святой Либерий в русской традиции Ливерий Исповедник канонизирован на православном Востоке, но почему-то не у католиков. Некоторые историки считают, что эта дата была выбрана, чтобы заменить популярный языческий праздник и способствовать христианизации населения. Но другие исследователи утверждают, что произошло ровно обратное. Этот праздник проводился в честь официального римского бога Солнца — солнечного культа, созданного императором Аврелианом в 274 году н. Но к тому времени христианство уже получило широкое распространение в обществе.
Сколько лет прошло от Рождества Христова?
«И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус | АиФ Ростов-на-Дону | Согласно христианской традиции, Иисус Христос родился около 2021 лет назад. |
Ответы : Сколько лет назад родился Иисус Христос? | Сколько лет Иисусу Христу в 2023 году: текущий возраст. |
Сколько лет прошло от Рождества Христова? - Православный журнал «Фома» | По их вычислениям, ИИСУС ХРИСТОС РОДИЛСЯ 17 ИЮНЯ 2-го года до нашей эры. |
Что известно о дате рождения Иисуса Христа
По григорианскому календарю Рождество отмечают 7 января. В каком году родился Иисус: версии Но в каком году родился Иисус Христос? До сих пор ответа на этот вопрос не найдено. Этим вопросом задавались многие великие умы, но найти истины никому не удалось. Существует теория, что современное летосчисление началось с этого священного момента. То есть он родился 2023 года назад. Грекоязычный писатель Секст Юлий Африкан одним из первых пытался установить дату рождения Иисуса. По его мнению, он появился на свет в 4-м году до н. В «Книге Урантии» опровергаются сведения, якобы Спаситель родился зимой.
Там указана дата 21 августа. Сколько лет было Иисусу, когда его распяли на кресте В современной культуре «возрастом Христа» называют 33 года.
Но еще сотни лет после этого многие в Европе придерживались римского счета лет, и только в ХГУ веке окончательно почти по всей христианской Европе установилось новое летоисчисление. Некоторые исследователи считают, что Дионисий Малый при своих подсчетах сроков правления римских императоров просто «проглядел» четыре года из правления императора Августа; другие полагают, что он в своей работе руководствовался не столько исторической точностью, сколько удобством составления пасхальных таблиц, ведь именно эта задача была поставлена перед ним. Такова, вкратце, история установления принятой ныне даты Рождества Христова. Остается добавить, что в 1918 году, после принятия в советской России григорианского календаря, православная Церковь, чтобы оставаться в юлианском счете дней, перенесла все церковные праздники на 13 дней вперед, поэтому с 1919 года и Рождество Христово празднуется Православным миром в ночь с 6 на 7 января.
Но не эти детали, хотя и существенные, являются предметом нашего рассмотрения. Верхняя граница определяется временем смерти Ирода Великого, а умер он ранней весной 4 г. В этом вопросе практически единодушны все современные исследователи. Нижняя граница возможного года Рождества Христова также довольно уверенно определяется из совместного рассмотрения канонических Евангелий. В Евангелии Луки о начале служения Христа сказано, что было это «в пятнадцатый же год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее…» Лк. Известно, что Тиберий Клавдий Нерон Цезарь — таково его полное имя — родился в 712 г.
В первом случае начало служения Иисуса приходится на 27 г. Вероятно, евангелист Лука считал началом правления Тиберия 765 год, так как иначе получается, что Христос родился после смерти Ирода Великого, а это уже противоречит Евангелию Матфея, вся вторая глава которого посвящена рассказу о событиях Рождества, связанных с Иродом Великим. Кроме того, из Евангелия Иоанна следует, что первое появление Иисуса с апостолами в Иерусалиме было незадолго до пасхи иудейской в 27 г. Действительно, читаем Евангелие Иоанна о первых спорах с иудеями в храме: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Ему иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? Храм был в основном перестроен Иродом Великим и освящен первосвященниками в 20 г.
Как видим, свидетельства евангелистов сходятся, если считать началом правления Тиберия 12 г. Теперь мы почти готовы установить нижнюю границу возможного года рождения Иисуса Христа, принимая во внимание слова Луки «был лет тридцати». Очевидно, более тридцати, так как иначе опять мы выходим за верхнюю границу, за 4 г. Если в 27 г. Спасителю исполнялся 31 год, то год Его рождения — 5 г. Если 32 года, то получим 6 г.
Если 33 года Ему исполнялось в 27 году, то год Рождества Христова получается 7-й до н. Большинство исследователей считает, что это и есть нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа. Добавим, что если обнаруженная в расчетах Дионисия Малого ошибка в четыре года единственная, то получается пятый год до новой эры как наиболее вероятный.
Значит, Рождество Христово произошло совсем незадолго до смерти Ирода, то есть в 5-6 году до н. А проповедовать Христос начал в возрасте от 32 до 35 лет, — это не противоречит той приблизительной оценке Его возраста, которую дает евангелист Лука. Иногда высказывается предположение, что Спаситель мог родиться в 7 году до н. Это астрономическое явление, как предположил в XVII веке знаменитый математик и астроном Иоганн Кеплер, могло быть той самой Вифлеемской звездой, которая привела волхвов из дальних стран Востока сначала в Иерусалим, а после в Вифлеем, где находились Дева Мария и Богомладенец Иисус. Но это мнение подвергается критике. Ведь ненадолго соединившиеся в поле зрения земного наблюдателя планеты не могли в течение многих месяцев вести восточных путешественников в конкретном направлении, да еще и двигаясь в сторону, противоположную вращению небосвода! Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что под видом Вифлеемской звезды выступала разумная ангельская сила.
То есть мы живем по ошибочному календарю? Скажем так — действующий календарь неточен. Сейчас у нас завершается 2028-й, 2029-й или, может быть, 2027-й год от Рождества Христова, но точно не 2023-й. Ошибку в расчетах допустил еще в начале VI века настоятель одного из римских монастырей Дионисий Малый, которому было поручено составить таблицу для вычисления дат христианской Пасхи на ближайшие 95 лет. Кстати, именно Дионисию и принадлежала мысль перейти на летоисчисление от Рождества Христова, а не от основания Рима или, как было принято в те годы, от начала правления Диоклетиана тот был римским императором с 284 по 305 годы и остался в истории как один из самых свирепых гонителей христиан. Преподобный Дионисий Малый Но в расчеты Дионисия вкралась неточность. Он опирался на упомянутые уже нами строки Евангелия от Луки, из которых следовало, что в пятнадцатый год правления Тиберия Иисусу было около тридцати лет, и при этом исходил из уже закрепленных к тому времени церковными канонами представлений о датах Рождества 25 декабря и Пасхи первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Так было и во времена тетрарха Ирода Великого, который тридцать четыре года правил Иудеей вплоть до своей смерти весной 4-го года до н. Если бы иудей тех времен захотел бы что-то сказать о дате своего рождения, то он смог сказать бы что-то вроде следующего: родился в последний день праздника Кущей, в 33-й год правления Ирода, или, скорее поскольку иудеи не любили Ирода , сказано было бы — в 15-й год Обновления Храма. Евангелие Иоанна свидетельствует, что год освящения перестроенного Иродом иудейского храма в Иерусалиме 20-й год до н. Мы еще вернемся к этому, а пока напомним, как возникла «официальная» дата Рождества Христова, — ночь с 24 на 25 декабря 1-го года до н. До семидесятых годов I века н. Но после Иудейской войны, полного разрушения Иерусалима и рассеяния около шести миллионов евреев, среди которых были уже и десятки тысяч христиан, по странам Средиземноморья начался значительный и постоянный рост христианских общин вне Иудеи за счет новообращенных «язычников», для которых этот вопрос был привычен. А принятый в правление Юлия Цезаря 1 января 46 года до н. В I—II вв. Хотя для обращенных ко Христу язычников еще апостолом Петром были введены по откровению свыше значительные послабления, и затем апостольский Иерусалимский собор подтвердил его нововведения. Это было примерно в 50-м году н. Первая широко известная и принятая египетской Церковью в Александрии дата Рождества Христова была связана с древнеегипетским праздником возрождающегося Солнца — с зимним солнцестоянием. Оно отмечалось в Египте в те времена 6 января по юлианскому календарю , хотя астрономически это было уже давно неточно. На самом деле зимнее солнцестояние следовало отмечать двумя неделями раньше. Однако и до сих пор некоторые христианские общины, ведущие начало от древнейшей Александрийской традиции, отмечают Рождество Христово 6 января. Например, Армянская автокефальная церковь. Привязка даты Рождества Христова к солнечному календарю и зимнему солнцестоянию объясняется тем, что с древнейших времен все народы считали, что Солнце-Дух первенствует во Вселенной надо всем, и что именно со дня зимнего солнцестояния световой день начинает прибывать, — дух Вселенной возрождается, побеждает тьму в мире. Именно так обосновывали свое решение отцы Александрийской церкви. Камиль Фламарион в своей «Истории неба»[62] писал по другому поводу, не в связи с рассматриваемым вопросом , что в древнеегипетской традиции Солнце весеннего равноденствия изображалось в образе юноши, летнее Солнце — в образе мужа с окладистой бородой, осеннее Солнце изображал старец, а Солнце зимнего солнцестояния изображалось в образе ребенка, младенца. Отцы Александрийской церкви, конечно же, знали древнеегипетские верования и традиции и, очевидно, с ними был связан их выбор даты Рождества Христова. В Риме праздник возрождения Солнца отмечался в ночь с 24 на 25 декабря, сразу после римских Сатурналий, самого веселого римского праздника. Праздник Солнца был связан в Риме с культом Митры, — солнечного бога древних персов-зороастрийцев, культ которого был издавна воспринят римлянами. В 337 г. Соединению праздника Солнца с Рождеством Христовым в Риме во многом способствовало видение императора галлов Константина Великого 27 октября 312 года. Перед битвой за Рим он увидел на солнечном диске крест с инициалами Иисуса Христа и надписью «In hoc signo vinces» «Сим победиши». Еще отец Константина Великого, император галлов Константин Хлор сочувствовал христианам, а Константин Великий впоследствии провозгласил христианство государственной религией Римской империи.
25 ДЕКАБРЯ 1 ГОДА ДО Н. Э.: ДЕНЬ, КОГДА, КАК СЧИТАЕТ ТРАДИЦИЯ, РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС
Сколько лет тому назад родился Иисус? Иисус родился 21 августа 7 года до н. э. в полдень. Во сколько лет крестился Иисус Христос? Согласно евангельскому повествованию, чтобы принять крещение Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю в 30-летнем возрасте – значит, в 30 году от Рождества Христова (или нашей эры). Следовательно, это было 1988 лет назад. Сколько лет исполнилось бы Иисусу Христу, если бы он дожил до наших дней?
Сколько лет назад родился Иисус Христос?
Считается, что Иисус Христос родился около 4 года до нашей эры, поэтому в 2024 году ему исполнилось бы около 2027 лет. Главная» Новости» Сколько лет иисусу христу в 2024. По его подсчетам, Иисус родился 25 декабря, через 753 года после основания Рима. Иисус Христос родился, согласно христианской традиции, около 2023 года назад. 16 февраля 1086 года в Иерусалиме-Константинополе был распят Радомир (Иисус Христос).
Сколько лет прошло от Рождества Христова?
Однако налогообложение в то время, как и сейчас, оплачивалось людьми по месту жительства, и не было «экономической или административной базы для поездки в отдаленное место рождения для постановки на налоговый учета», - говорится в статье. Также нет никаких данных о том, что такое требование когда-либо существовало в Римской империи. Нелегко определить, когда именно родился Йешуа. Библия не указывает ни дня, ни даже сезона, что неудивительно, поскольку евреи и первые христиане обычно не отмечали даты рождения людей. На самом деле это было настолько неважно, что Евангелия от Марка и Иоанна вообще не затрагивают этот вопрос, и они просто начинают свои рассказы, когда Иисус уже был взрослым. По всей вероятности, ранняя Церковь установила день рождения Иисуса 25 декабря, потому что на тот момент это уже был традиционный праздник, к тому же символичный.
Некоторые ученые дискутируют о том, была ли это та же перепись, которую упоминает Лука, но похоже, что это — одно и то же событие. Основываясь на этих исторических данных, наиболее вероятным временем рождения Христа в Вифлееме является 6-5 гг. Лука упоминает еще одну деталь: «Когда Иисус начал Свое служение, Ему было около тридцати лет» Луки 3:23. Христос начал Свое служение в то время, когда Иоанн Креститель уже находился в пустыне, а служение Иоанна началось «в пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда Иудеей управлял Понтий Пилат и Ирод был тетрархом Галилеи, а его брат Филипп — тетрархом областей Итурея и Трахонитида — тетрархом Абилены, при первосвященнике Анне и Каиафе…» Луки 3:1-2. Единственный период времени, который соответствует всем этим фактам, — это 27-29 гг. Если Иисусу было «около тридцати лет» в 27-м году, то рождение между 6 и 4 гг. Более конкретно, Христу должно было быть около 32 лет в момент начала Его служения все еще подходит под описание «около тридцати лет». Как насчет дня рождения Христа?
Образ Иисуса Христа Библия гласит, что он был совершенным, безгрешным, непорочно зачатым Богочеловеком, чудотворцем, целителем, главой созданного им Царства Божия, Церкви, основателем и главным персонажем религиозного культа, умершим, распятым на кресте, а затем воскресшим. В конце времен он вернется для суда над миром, после чего на Земле будут вечно жить и радоваться все спасенные. Его жизненный путь и предназначение изложены в Евангелиях. В исламе он признается пророком, одним из посланников Аллаха, в иудаизме упоминается как Лжемессия так как в священной книге Торе одним из признаков прихода истинного Мессии названо окончание всех войн, исчезновение зла и преступности. Детство и юность Иисус Христос, ставший вторым лицом триединого Бога, появился на свет в промежуток времени с 12 в момент одного из прохождений кометы Галлея, предположительно послужившей прообразом Вифлеемской звезды до 4 г. Точной даты рождества Христова в Библии нет. Дева Мария и Иосиф Родился он не в результате интимной близости супругов, а благодаря чудесному зачатию посредством Святого Духа. Благую весть о величайшем событии в жизни человечества — будущем рождении сына, ставшем исполнением ветхозаветных предсказаний о пришествии Спасителя, им возвестил архангел Гавриил. Иисус — это современное звучание древнего еврейского имени «Иешуа». Христос — греческий аналог еврейского слова «машиах», что значит «помазанник». На последних месяцах беременности жены супруги отправились в Вифлеем, куда им следовало явиться в рамках проводимой переписи населения. Из-за большого скопления людей, прибывших на перепись, они не могли найти себе места для ночлега и были вынуждены остановиться в пещере-хлеву, где рядом с домашними животными и родился Господь. Новорожденного младенца славил целый сонм ангелов. Ему пришли поклониться мудрецы с Востока — волхвы. Они принесли в дар золото, смирну, ладан и рассказали изумленным родным, что ночью получили известие о рождении Мессии, а путь к нему указала засиявшая звезда. Рождение Иисуса Христа На восьмой день родители совершили обряд обрезания, дав сыну имя Иисус, на 40-й — жертвоприношения за родившегося первенца-мальчика в храме Иерусалима, где его благословил благочестивый Праведный Симеон. Встреча человечества в его лице с Мессией стала праздноваться как Сретение Господне. Услышав о загадочном младенце, порочный и жестокий правитель Ирод I, опасаясь потерять престол, повелел истребить в городе всех детей мужского пола до 2 лет, надеясь, что среди них окажется Иисус.
К определению этого времени находят ключ в седминах Данииловых. Начало седмин упадает на 20-й год царствования Артаксеркса — 455-й до Р. Смерть Иисуса Христа по правильному изъяснению седмин полагают в половине 70-й седмины, начало служения в половине 69-й. Определяя таким образом год вступления Иисуса Христа в общественное служение, мы найдем, что оно было в 483 от начала седмин и след. Вот несколько систем счисления, по которым можно дойти до определения года рождения Иисуса Христа. Последний путь, очевидно, не для всякого удовлетворителен, потому что не историю должно поверять пророчеством, а пророчество историей. Следовательно, для нас более достоверности могут иметь первые два счисления, тем более, что они сходятся между собой. В первом счислении дело зависит от определения года смерти Ирода. Он ясно указан в истории Иосифа Флавия; но это должно будет отнести нас на несколько лет от принятого счисления; Флавий, как сам он говорит, писал историю Ирода, руководствуясь записками Николая Дамасского, сотрудника и современника Иродова, и следуя им утверждает, что Ирод объявлен царем иудейским в 714 г. После того Ирод царствовал 34 г. Итак полагая, что Иосиф следует счислению Иудейскому, т. Это подтверждается бывшим незадолго до смерти Ирода перед пасхой затмением солнца, о котором упоминает Флавий и которое по вычислению новейших астрономов долженствовало быть в 750 году. С этим счислением времени соглашаются и другие хронологические замечания о правлении сынов Ирода. Иосиф Флавий говорит, что Архелай правил Иудеей 9 лет, потом был сослан, как говорит Дион, в 759 году от создания Рима. Если Архелай правил 9 лет, то Ирод умер в 750 году. Филипп, по сказанию того же Иосифа Флавия, умер на 37 г. Тиверия, а это есть 786 год, следует опять тоже, что Ирод умер в 750 году, притом это должно было быть весной. Если же Ирод скончался в 750 году, то значит, Спаситель родился в 749 г. Если же Спаситель родился около 750 года, то когда Ев. Лука замечает, что Иоанн вступил в свое служение в 15 год Тиверия, а это будет 781-й от создания Рима, то отчисляя отсюда 30 лет, мы получим число близкое к 750. Время рождения Иисуса Христа определяется указаниями ближайших отцев церкви. Но их счисление приходится на 751-й год, или близко к сему, и само по себе видно, основывается не на исторических документах, но на герменевтических началах. Ириней, писатель II века, полагал рождение Иисуса Христа в 751 году. Тертуллиан старается доказать тоже. Восточные говорят иначе: Климент Александрийский полагает в 752 году. Евсевий старается подтвердит это, а Епифаний соглашается с ними. И эти два счисления, по-видимому несогласные, в сущности своей — одно. Вся разность происходит от того, что те и другие писатели не с одного и того же месяца и числа начинают счисление. И это указание Отцев Церкви на 751-й год может быть зависело от соображения слов Ев. Луки, который полагает вступление Иоанна в служение на 15 году Тиверия. Впрочем надобно заметить, что слова Луки о времени крещения Иисуса Христа неопределенны: бе яко лет тридесять, начиная, говорит он. К чему относить начиная, к году ли жизни Иисуса Христа или к Его служению? Кажется начиная нельзя относить к 30-му году жизни Иисуса Христа. Так не говорится ни на каком языке. Вероятно догадка некоторых, что здесь опущено нечто т. Теперь обратимся опять к истории. Сознание о Своем высоком Божественном достоинстве и всемирном значении своего служения Иисус Христос начал раскрывать не вдруг при самом вступлении в служение, но постепенно, еще с лет юности. В этом уверяет нас происшествие в храме Иерусалимском, когда Он, будучи 12-ти лет, выразил, как Он понимал свое назначение; и когда думали подчинить его семейственным отношениям, Он сказал, что Ему нужно быть там, где Отец Его, в дому Его. Напрасны и бесплодны все усилия объяснить внутреннее образование души Его. Кто может проникнуть во глубину души Иисуса, когда так мудрено объяснить внутренние движения людей обыкновенных, сколько-нибудь глубокие? Стоит только сличить те пункты Его учения, в которых думают видеть сходство с существовавшим в тогдашних школах учением, и мы видим, как они различны, как слабы теория и практика Фарисеев, Саддукеев, Ессеев в сравнении с учением Евангельским. Учение Фарисеев с своими практическими мелочными постановлениями, убаюкивающими дух бесплодными умозрениями, совершенно противно духу учения Христова. Притом же мы видим, что те из Фарисеев, которые приходили к Нему слушать Его учение, приходили не как к одному из среды себя, слушали Его учение, как новое и сознавали столь высоким, что прямо выражали свою неспособность понимать его, след. Что касается до учения Саддукеев, которое произошло из стремления очистить закон от обременявших его фарисейских преданий, то хотя в этом отрицательном отношении оно и кажется сходным, но это сходство только наружное. Мы знаем, что у Саддукеев учение нравственное было совершенно отделено, оторвано от учения о Божестве и природе человека; тогда как в учении Иисуса Христа учение религиозное и нравственное находятся в необходимой связи и в совершенном согласии с природой человека, удовлетворяя ее необходимым потребностям. Несомненно также, что Саддукеи прерывали саму историю откровения, принимали только пятокнижие Моисеево, напротив, по учению Иисуса Христа все ветхозаветное учение есть одно целое приготовительное учение. Ничего не имеет общего с учением Спасителя и учение Саддукеев о бескорыстном исполнении закона, потому что Иисус Христос не уничтожает мысли о возмездии; оно необходимо по закону нашей природы, написанному в совести. Нравственное направление у Ессеев подавало некоторым повод от них производить нравственное учение Иисуса Христа. Наперед заметим, что Ессеи, кроме нравственной природы, свое учение заимствовали из закона Моисеева, посему сходство между ним и учением Иисуса Христа должно быть необходимо, ибо и Иисус Христос не разрушал нравственного закона и предписывал самое сообразное с природой человека. А в другом случае все согласное между тем и другим учением при внимательном рассмотрении найдем различным. Тоже должно сказать и относительно учения о рабстве... Находят сходство в том, что как Иисус Христос, так и Ессеи врачевали. Но Иосиф Флавий замечает, что Ессеи врачевали травами, камнями и учились этому искусству по книгам. А Иисус Христос врачевал Божественной силой, средством коей было одно слово, или прикосновение руки. А тот дух гордый и самодовольный, который господствовал в Ессеях, совсем противоположен основному началу учения Иисуса Христа. Таким образом, сличая учение Иисуса Христа с учением, раскрывавшимся в современных школах, мы увидим совершенное различие между ними. И если мы видим в Евангелии название Иисуса Христа — Равви, которое дают Ему даже враги, то это не в том смысле, будто бы Он вышел со степенью учителя из какой-нибудь школы, но этим именем Его называли как главу известного общества. Напротив мы знаем, что Ему ставили в упрек неученость, и с удивлением говорили: не сей ли есть тектонов сын? Вообще все речи Его удивляли необыкновенностью предметов, которые совершенно различались от предметов школьного учения. Словом, учение Иисуса Христа есть откровение Его в Самом Себе и через Себя, и как Его чудодейственной силы нельзя производить из другого источника, кроме Его Божественности, так и Его учение есть самостоятельное раскрытие Божества в Его уме и слове. Но вступлению Иисуса Христа в общественное служение предшествовало вступление в свое служение Иоанна Крестителя. Иоанн Предтеча, его образ жизни и нравственный характер Прошло уже около четырех столетий со времени последних пророков после пленения Вавилонского, как в Иудее явился человек, который своим образом жизни и своим учением невольно напоминал древних пророков: это был тот самый Иоанн, сын Захарии, которого рождение немногими месяцами предшествовало рождению Иисуса и который еще прежде рождения своего был преднаречен предтечей Его в общественном Его служении. Об его частной жизни не знали ничего, кроме того, что он еще рано начал показывать в себе особенную крепость духа Лук. Это был человек, о котором было можно сказать: ни ядый, ни пияй. Но добродетели внешние были только свидетельством внутренних: он весь горел любовью к Богу, мощные силы духа его были приводимы в движение одной мыслью о Боге; ничем земным неразвлекаемый, он в Нем Одном сложил все свои желания, надежды, стремления: отсюда в нем была ревность по Боге непреоборимая; сознание своего назначения, так тесно соединенного с делом самого Бога, делало его готовым на все опасности за верность своему служению; далее — в уединении не наученный лукавствам людским он развил в себе характер совершенно открытый и прямой: он любил каждый нравственный поступок называть тем, что он есть, не закрывая никогда истины; наконец всегда упражняясь в подвигах самоумерщвления, вообще привык он быть строгим. Отсюда его слово было всегда кратко, сильно; более исполнено обличения, нежели снисхождения. Словом, по образу жизни, по качествам духа, по служению это был второй Илия. Его назначение было — идти перед Мессией с проповедью покаяния. Казалось бы для такого дела нужен человек более кроткий и приветливый; грешник всегда неохотно располагается к сознанию своих грехов, когда наступают на него с силой. Но что было делать с народом Иудейским в это время, когда он думал совсем не о том, о чем бы надлежало ему думать. Как могли бы услышать глас проповедника кроткого в шуме страстей, боровшихся между собой в малом государстве и сосредоточивавших все внимание на одном земном? Иисус мог явиться только после Иоанна. Перемены, происшедшие в положении Иудейской страны в продолжении 30 лет частной жизни И. Христа В продолжение 30-ти лет частной жизни Иисуса Христа, в положении страны Иудейской произошли значительные перемены, которые должны были отразиться в расположении умов народных. Сын Ирода, Архелай, воспитанный вместе с братом своим Антипой в Риме, получил посте отца своего, не смотря на жалобы Иудеев, в управление Иудею, Идумею и Самарию с значительными городами: Кесарией, Севастией, Иоппией и Иерусалимом, — но в звании Этнарха 22. Правление Архелая продолжалось не более 9 лет. В 759 году от создания Рима за тираннический поступок в отношении к Самарянам, он лишен престола и достояния и сослан в Галлию в город Вьену, где и умер. После того Палестина поступила в управление Прокураторов, или, как они называются в Новом Завете, игемонов. Прокураторами у Римлян называлась в провинциях, непосредственно зависевших от Императоров или Сената, придаваемые в помощь наместникам чиновники, которые заведывали доходами императорской казны и разрешали дела, состоявшие в связи с этим. В небольших провинциях или в таких странах, которые приписаны к большой провинции, но управлялись отдельно, эти прокураторы совершенно заступали место наместников, и в таком случае управляли стоящим в их округе войском, заведывали правосудием, даже по делам уголовным. Обыкновенно, однако же, высший надзор за таким управлением предоставлялся наместнику и тот имел право производить исследование по жалобам на прокуратора. Обыкновенное местопребывание они имели в Кесарии, приморском городе. Первым из сих прокураторов в Иудее известен Копоний, Римский всадник. Но в Евангелии упоминается только 6-й из прокураторов Понтий Пилат. Он был прислан в 25 году по Рождестве Христовом; управлял Иудеей около 10-ти лет и своими произвольными распоряжениями неоднократно возбуждал смятения в Иерусалиме, которые иногда оканчивались кровопролитием. Вообще эти прокураторы не имели достаточного знания страны и нравов, а между тем состоя в борьбе с Иудейской национальностью и упорством, по большей части находились в затруднительном положении, часто были раздражаемы народным характером Иудеев. Но многократно бывало и то, что приезжали в Иудею люди корыстолюбивые, жестокие, честолюбивые. Случалось, что они вступали в договоры с атаманами шаек разбойнических, позволяя им за известные проценты заниматься своим ремеслом. Они высасывали страну методически и часто доводили до раздражения своим подкупным правосудием. Их самовластие, своекорыстие не оставляли в покое и первосвященническое достоинство: низложение и возведение первосвященников было делом очень обыкновенным. Годами пятнадцатью ранее, когда по удалении с престола Архелая, Римляне решились дать Иудее собственного прокуратора, по примеру прочих провинций, — вдруг вспыхнуло между Иудеями возмущение. Иудею стоило сказать: «ты потомок Авраама; служить иноземному владычеству — значит отпасть от Бога и быть рабом человеков» — и под религиозным предлогом он готов был сражаться со всеми опасностями. Такого-то образа мыслей, такого-то движения объявил себя главой некто Иуда из Галилеи. И хотя он погиб, и все, которые пристали к нему, рассыпались Деян. Еще там и здесь довольно громко говорили об Иуде, что он проповедывал, что он замышлял; еще были живы два сына его, напитанные его возмутительными мыслями и усиливавшиеся распространить оные. С другой стороны были и защитники владычества римского в Иудее Иродианы. Отсюда при внешнем спокойствии государства не было внутреннего мира; все занято было современным политическим состоянием народа. Ни правительство гражданское, ни высшие властеначальники духовные не обращали внимания на нравственное его состояние; не было верных надзирателей нравов, не говорим уже, исправителей. Высшие церковные должности были занимаемы людьми, которые или уже были известны с худой стороны и которых следовательно духовная власть в глазах начальников партий была ничтожна, или сами держались на волоске, опасались раздружиться с партией, от которой могли чего-нибудь надеяться или страшиться. Правда, была целая секта ревнителей древнего благочестия, которые и имя свое получили от сей ревности. Но ограничиваясь наблюдением только ненарушимости формы древней религии, Зилоты способны были идти против всего, в самом себе священного, а в последние времена государства Иудейского они стали сами первыми виновниками всех бесчиний. Проповедь и деятельность Иоанна Предтечи Итак когда умы и сердца всех были в таком раздражении, когда дух партий, борьба интересов, сила страстей заглушали в людях голос совести и веры, какую надлежало дать силу голосу того человека, который должен был явиться к ним с требованием переменить весь прежний образ мыслей, отказаться от всех злых навыков, оставить на время земное, потому что приближается проповедник небесного? Для этого был нужен Иоанн. Незадолго перед явлением Иисуса Христа, когда было Иоанну около 30 лет, он получает повеление в своей пустыне приступить к своему служению. Иоанну не было дано никакого помощника, да он видел, что не мог найти себе никого столько верного, столько чисто понимавшего обязанности его служения, сотрудника. Итак не приставая ни к какой партии, не обращаясь ни к кому, опираясь только на свое божественное призвание, как древние пророки, он начал проповедывать в пустыне Иудейской: покайтеся. Пустыня Иудейская не была совершенно необитаема. Так называлась та часть Иудеи, которая прилегала к Мертвому морю и Иордану, изобиловала по большей части пастбищами и в древности содержала в себе до шести городов и несколько селений 23 , хотя и называлась пустыней 24. Иоанн мог иметь на то причины, почему не отправился с своей проповедью прямо в Иерусалим, но начал ее там, где жил доселе. Как много могли ему противопоставить препятствий при самом начале его служения священники! Какое бы волнение он мог возбудить в городе! По крайней мере не мог ли подать повод правителю подозревать себя в чем-нибудь возмутительном, — когда бы народ из всех мест начал собираться к нему в столицу 25. Напротив в отдаленных степях и горах Иудеи и при Иордане он без всякого стеснения мог исправлять свое служение; слушатели — он мог надеяться — соберутся и сюда: его проповедь касалась того лица, которого все желали скорее видеть. Итак раздалось в пустыне Иудейской: покайтеся, ибо близко царствие небесное. Давно уже в Иудее на престоле Давидовом хотели видеть Божественного Царя, Которому народ Иудейский будет обязан славой перед всеми прочими народами, с Которым он будет господствовать над целым миром. Сколько ни далека была мысль Иоанна от того, чтобы обещать им такого Царя: однако в словах Иоанна они могли находить ее. Царствие небесное — эти слова так уже были понятны каждому Иудею, что Иоанну не нужно было объяснять, что он разумеет под ними. Царствие небесное, царствие Божие в устах Иудея того времени означало: времена Мессии. Все знали, что это царство сына человеческаго, которое имело явиться, когда возьмутся четыре царства, виденные Даниилом в страшных образах, в котором будут участвовать святые Вышняго: кто иные, думали Иудеи, как не чада Авраама, Исаака и Иакова Дан. Иоанн не имел намерения вступать в спор с учеными своего народа, что надлежит представлять себе под этим царством? Каких благ должно ожидать от Мессии? Он прямо предлагал условие к участвованию в благах его, условие единственное и неожиданное: покайтеся. Это значило: «кто не будет лучше, нежели каков теперь, по своему нравственному состоянию, тот не может участвовать в царстве Мессии. Мера наслаждения благами Мессии есть собственное каждого благочестие». Иудею странно было сочетание такого понятия о царстве небесном, какое он имел, с этим требованием. Если бы он также глубоко понимал смысл слов: царствие небесное, как понимал сам проповедник, для которого царствие небесное было царствие истинно небесным, то ему не трудно было бы понять необходимость этого требования. Однако явление человека, прославившего себя наперед своей жизнью, с проповедью о близости царства Мессии, с какими бы условиями ни сопрягалось вступление в оное, при том всеобщем ожидании Мессии, какое было в то время у Иудеев, недолго могло оставаться незамеченным. Притом были люди и между Иудеями, которые ожидали от Мессии нравственного преобразования. А вообще никому не хотелось быть исключену от участия в благах Мессии. Все представляли себе открытие царства Мессии с страшными переворотами; следовательно пренебрегать проповедью пророка для многих значило подвергать себя опасности погибнуть в этих переворотах. Кто же знает волю неба, думали Иудеи. А Иоанн над всеми теми, которые таким образом объявляли себя приверженцами возвещаемого им Мессии, совершал крещение. С течением времени количество стекавшегося к Иоанну народа умножалось, некоторых он избрал даже в постоянные спутники и сотрудники себе 26. Иоанн уже не ограничивался одной своей пустыней, ходил по всей окрестности Иорданской Лук. Само собой разумеется однако же, что не все приходящие к Иоанну были одинакового расположения по отношению к нему и его проповеди. Простой класс людей, не принадлежавших к более испорченным и господствовавшим тогда религиозным сектам, фарисейской и саддукейской, всегда ближе находившихся к требуемому Иоанном состоянию духа, не умевший только рассуждать о законе, не ослеплявшийся делами собственной правды; в особенности те, которые ближе были знакомы с жизнью Ессеев а и сам Иоанн жил и первоначально проповедывал в том же углу Иудейской земли, где находились Ессеи — с большой удобностью могли принимать проповедь Иоанна и большее количество крестившихся было из них. И все людие слышавше и мытарие оправдиша Бога крещшеся крещением Иоанновым Лук. Не так смотрели на Иоанна последователи тех сект. Фарисею казалось, что ему не в чем каяться, что он уже довольно свят для того, чтобы удостоиться царства Мессии. Саддукей смеялся и над святостью Фарисея, и над духовностью ученья Иоаннова; он представлял себе, что достаточно одного происхождения от Авраама, достаточно быть только Иудеем, чтобы получить наравне со всяким кающимся участие в тех благах, которые принесет с собой Мессия. Подобного рода представления принадлежали и тем из последователей сих двух сект, которые отличались особенными сведениями в законе книжники Лук. Их обольщала их собственная ученость; посредством ее они думали лучше определить, кто может и кто не может быть принят Мессией; они же имели места в синедрионе, а Иоанн не имел оттуда никакого свидетельства на право проповедания, не представлял туда своего учения. Но мог ли Иоанн смотреть на них с холодностью? Он видел, как они иногда приходили вместе с другими к нему, слушали его проповедь и возвращались ни с чем. Их пример, пример людей, из которых одни считались святыми Фарисеи , другие вообще принадлежали к классу богатых и сильных, мог иметь вредное влияние и на простой народ; Иоанн восстал против них с обличением, грозил им гневом Божиим, требовал обращения немедленно 27. И его ревность по-видимому не осталась безуспешной. Видя, что так много народа переходит на сторону Иоанна и опасаясь остаться одни, более робкие начали просить у Иоанна крещения. Иоанн однако же проникал их сердце и не пощадил их и тогда, когда они с покорностью, преклонив главу, ожидали возложения руки его. Если действительно хотите спастись, то непременно должны и всеми делами своими свидетельствовать, что каетесь. И не думайте основывать свои надежды на том, что вы чада Авраама. Царство Мессии не ограничивается одним родом Авраамовым; и без вас найдутся участники в нем. И эти камни, на которых вы стоите в реке этой, — если Бог захочет, — могут сделаться чадами Авраамовыми. Смотрите, говорю вам еще раз: не медлите обращением: погибель близка непокорным; секира при корени». Последний урок был правилом и для всех, которые принимали от него крещение: царство Мессии, в которое вводил Иоанн, долженствовало быть царством истинно обращенных. Внешний знак вступления в это царство — очищение водой — долженствовал означать очищение от всех грехов прежней жизни. Покайтеся, говорит он всем, которые хотели быть участниками славы Мессии, а после покаяния говорил им: принесите же плод, достойный покаяния. Но какие это плоды достойные покаяния? Какие чувствования, какое расположение сердца особенно Мессии нравится? Что ему нужно от нас? Молитвы ли длинные, обеты ли строгие, жертвы ли богатые, очищения ли частые? Что нам делать? Иоанн отвечал, как предтеча учителя любви: «ничего не требуется от вас, кроме искренней любви к своему брату. Вот что Мессии нравится: если у тебя две одежды, отдай одну неимеющему; если у тебя есть лишний кусок хлеба, отдай его голодному. Не забывай брата в нужде: делись, чем можешь. Вот чего требует Мессия. Царство Мессии — царство любви». Некоторым такие правила показались несовместными с их настоящим званием, так что они приходили в сомнение, не нужно ли им будет совсем оставить его. Это были мытари и воины. Мытари или собиратели податей должны были по требованию своего звания — иногда не только не разделять с не имеющими своего избытка, но и с некоторой суровостью брать последнее их достояние для удовлетворения законным требованиям. Воины обязывались даже проливать кровь своего ближнего. Те и другие не оставили спросить Иоанна, не нужно ли им будет ради Мессии, ради исполнения тех правил, совсем оставить своих настоящих званий. Но Иоанн, различая права от злоупотребления, отвечал первым: «вам не нужно оставлять своего звания. Вам не вредит и то, что собирание податей поставляет вас в тесном сообщении с Римлянами. Вот что может вам вредить, если вы будете взыскивать дани более надлежащего».