Старт строительству атомного энергоблока мощностью 300 МВт с инновационным реактором на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым теплоносителем в торжественной обстановке, в присутствии первых лиц российского и зарубежного атомного сообщества, руководства.
Ход строительства быстрого свинцового реактора БРЕСТ-ОД-300 в Северске (31.08.2023)
Под «БРЕСТ-ОД-300» не доложили тысячи тонн щебня. Реактор БРЕСТ-ОД-300 – первый в своем роде быстрый реактор со свинцовым теплоносителем на нитридном топливе, воплощаемый не на бумаге, а “в железе”. В составе реакторной установки «БРЕСТ-ОД-300» будут работать восемь парогенераторов массой 72 тонны каждый.[33]. Реактор Брест, также известный как проект Прорыв, решит такое количество международных проблем, что может получить Нобелевскую премию мира. Энергоблок мощностью 300 МВт с реактором БРЕСТ-ОД-300 войдет в состав опытно-демонстрационного энергетического комплекса (ОДЭК). Реактор БРЕСТ-ОД-300 – первый в своем роде быстрый реактор со свинцовым теплоносителем на нитридном топливе, воплощаемый не на бумаге, а “в железе”.
Росатом начал строительство уникального энергоблока с реактором на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300
Изделие для реактора изготавливают с применением аддитивной технологии электронно-лучевой наплавки проволоки (ЭЛНП), схожей с действием 3D печати. Изделие для реактора изготавливают с применением аддитивной технологии электронно-лучевой наплавки проволоки (ЭЛНП), схожей с действием 3D печати. Для быстрого реактора БРЕСТ-ОД-300 в Росатоме было разработано инновационное смешанное плотное нитридное уран-плутониевое топливо (так называемое СНУП-топливо). Замкнутый ядерный топливный цикл (ЯТЦ) реактора БРЕСТ-ОД-300 разрабатывается в соответствии с требованиями, приведенными ниже. •. Первый в мире энергоблок нового поколения БРЕСТ-ОД-300 начали строить в Северске на площадке Сибирского химического комбината (СХК). В шахту реактора строители погрузили первую часть корпуса реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 – нижний ярус ограждающей конструкции.
Специалисты НИУ «МЭИ» участвуют в создании реактора БРЕСТ-ОД-300
А водоуловительное устройство позволяет до минимума сократить воздействие работающей градирни на окружающую среду. Преимущество таких реакторов — способность эффективно использовать для производства энергии вторичные продукты топливного цикла в частности, плутоний. Реакторы такого типа могут производить больше потенциального топлива, чем потребляют, а также дожигать то есть утилизировать с выработкой энергии высокоактивные трансурановые элементы.
Оказывается, еще в октябре 2019 и ноябре 2020 года Ростехнадзор провел проверки строящихся объектов и в очередной раз выявил нарушения, из-за чего выдал предписание об их устранении. Однако никто ничего не исправил, ведомство обратилось в суд. Нарушения оказались куда более серьезные, чем раньше подробнее о прошлых нарушениях в материале: « «Прорыв» в нарушениях технологий строительства? Наличие ржавчины, по мнению специалистов Ростехнадзора, доказывает недостаточность принятых «СХК» мер по борьбе с коррозией, что критически важно для строящегося модуля фабрикации-рефабрикации ядерного топлива.
Следы ржавчины во время проверок находили неоднократно, их пытались устранить. Однако коррозия разъедала нержавеющую сталь снова и снова. Ржавчина появлялась в разных помещениях и местах. Поскольку никто действенных мер по ее ликвидации так и не предпринял, Ростехнадзор решил действовать через суд. В ходе судебного процесса выяснилось, что в нержавеющей стали для облицовки здания МФР содержится пониженное содержание хрома металл препятствует окислению и повышенное содержание свободного феррита железа. Из-за чего и происходит постоянное окисление.
Справилась ли компания с ржавчиной, неизвестно. Логично было бы совсем избавиться от имеющейся листовой облицовки, так как ее сложно назвать «нержавеющей». Устоит ли ядерный реактор? Другие нарушения снова касаются отсыпки грунта в котлованы. Еще в июле 2021 года Ростехнадзор провел проверку строительства энергоблока с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем. И выявил ряд нарушений, которые ведомство поручило устранить до 1 февраля 2022 года.
Часть из них «СХК» устранила, часть - нет. Проверка показала, участок грунта засыпали песчано-гравийной смесью объемом 2500 кубометров, что не соответствует требованиям проектной документации, по которой грунта требовалось отсыпать 4380 кубометров. Между тем в протоколе испытания крупнообломочных грунтов от 7 июня 2021 года вообще указан объем замещения грунта в 1611,75 кубометра, что меньше объема, требуемого проектной и рабочей документацией почти в 2,71 раза. Как видим, из документов проверки следует, что вместо требуемых более 7000 тонн песчано-гравийной смеси 4380 кубометров в котлован под реактор отсыпали немногим больше 3000 тонн 1611 кубометров. То есть на 4000 тонн меньше, чем надо.
Несмотря на положительные результаты аналитических оценок, выполняемых в доказательство надежности и безопасности реакторов на быстрых нейтронах с мононитридным топливом, разработчики проекта реализуют экспериментальную проверку декларируемых параметров работоспособности топлива, в том числе обоснование надежности и работоспособности СНУП-топлива в переходных и аварийных режимах эксплуатации реактора. Москва выбрали реактор ИГР для проведения испытаний топлива в предельных режимах как наиболее подходящий для этих целей, особенно с учетом уникального опыта проведения персоналом РГП НЯЦ РК подобных исследований в прошлом и в настоящее время.
При этом специалисты НЯЦ обеспечили разработку необходимого набора расчетных инструментов, которые были использованы не только в процессе выбора и обоснования режимов работы реактора ИГР при проведении испытаний, но и для расчетного анализа их результатов. Из трех твэлов, установленных в каждом ОУ, два твэла были оснащены средствами измерения параметров температура оболочки твэла, температура топлива, давление в компенсационном объеме твэла. Один из твэлов — так называемый штатный — не имел средств измерения параметров, чтобы исключить влияние датчиков на работоспособность твэла.
Новый теплоноситель обуславливает необходимость использовать особую конструкцию. Парогенераторы и циркуляционные насосы — в периферийных полостях. Температуры плавления и кипения, другие физические особенности теплоносителя, а также особенности реактора позволили отказаться от ловушки расплава, большого объема обеспечивающих систем, а также снизить класс безопасности внереакторного оборудования. Интегральная конструкция и физика реакторной установки исключают аварии, требующие эвакуации населения.
Реактор работает по двухконтурной схеме: ядерное топливо нагревает жидкий свинец первого контура, в парогенераторе он передает тепло воде второго контура, которая в виде пара вращает турбину, передающую энергию электрогенератору. Он, в свою очередь, производит электроэнергию. В ОДЭК также входят модуль по производству уран-плутониевого топлива и модуль по переработке отработавшего топлива. Из энергетического плутония с добавлением обедненного урана по технологии карботермического синтеза будут производиться новые порции свежего топлива. Фактически, это замыкание ЯТЦ на площадке атомной станции.
По принципу естественной безопасности
- Началось строительство опытного реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ
- Россия уходит вперед. Началась стройка уникального реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300
- Самое популярное
- «Прорыв» к замкнутому ядерному циклу – «быстрым» ядерным технологиям
- Изобилие терминологии скрывает физический смысл
6-й реактор Белоярской АЭС - БРЕСТ ОД 300?
Реактор начнет работу в второй половине 2020-х годов. «Росатом» начал строительство уникального энергоблока БРЕСТ-ОД-300. Прорыв в атомной энергетике от РОСАТОМ | Геоэнергетика Инфо. В Северск доставили опытный образец насоса для реактора БРЕСТ-ОД-300.
Завершено создание фундамента под реактор БРЕСТ-ОД-300
Это главное достоинство сооружаемого реактора и ключевой момент всего направления "Прорыв" - достижение нового качества ядерной энергетики, разработка, создание и промышленная реализация замкнутого ядерного топливного цикла, когда базой для этого становятся реакторы на быстрых нейтронах. В нашем случае - на быстрых нейтронах и с жидким свинцом в качестве теплоносителя. Родовое преимущество "быстрых" реакторов их еще называют бридерами, в переводе с английского - "размножителями" заключено в способности использовать для производства энергии вторичные продукты топливного цикла в частности, плутоний. Быстрые реакторы могут производить больше потенциального топлива, чем потребляют, а параллельно с этим - дожигать то есть утилизировать с выработкой энергии высокоактивные трансурановые элементы актиниды.
Обсуждаемые варианты топливного цикла в атомной энергетике. Одновременно с реактором там же, на площадке Сибирского химкомбината, создают комплекс по производству смешанного уран-плутониевого нитридного топлива и модуль переработки облученного ядерного топлива. Включенные в одну технологическую цепочку, они должны продемонстрировать реализуемость замкнутого топливного цикла в пристанционном варианте.
Главный редактор профильного аналитического портала "АтомИнфо.
Москва выбрали реактор ИГР для проведения испытаний топлива в предельных режимах как наиболее подходящий для этих целей, особенно с учетом уникального опыта проведения персоналом РГП НЯЦ РК подобных исследований в прошлом и в настоящее время. При этом специалисты НЯЦ обеспечили разработку необходимого набора расчетных инструментов, которые были использованы не только в процессе выбора и обоснования режимов работы реактора ИГР при проведении испытаний, но и для расчетного анализа их результатов.
Из трех твэлов, установленных в каждом ОУ, два твэла были оснащены средствами измерения параметров температура оболочки твэла, температура топлива, давление в компенсационном объеме твэла. Один из твэлов — так называемый штатный — не имел средств измерения параметров, чтобы исключить влияние датчиков на работоспособность твэла. Кроме параметров твэлов, в каждом ОУ измерялись: — температура оболочки ампулы, в которой установлены твэлы; — температура свинца теплоносителя ; — давление в ампуле; — нейтронный поток в ампуле.
Проект реактора «БРЕСТ-ОД-300» имеет шесть приоритетов, среди которых - нераспространение ядерных материалов, поскольку в нем не накапливается отдельно плутоний; равновесность захоронения отходов, безопасность проекта, то есть не требуется отселение людей от этого объекта, и другие. В сумме эти шесть приоритетов, заложенные в реактор такого типа, и делают его привлекательным. Однако, по словам А. Николаева, такой мощности реактор больше строиться не будет, поскольку в коммерческом отношении мощность в 300 мВт неоправданно мала. Строительная площадка опытно-демонстрационного энергокомплекса, возводится модуль фабрикации ядерного топлива. На строительной площадке работы идут круглые сутки, в три смены работают 300 человек.
На данном этапе возводится здание по подготовке ядерного топлива для реактора и закладывается административно-бытовой корпус и др. Каждый модуль между собой будут связывать галереи. Такая галерея свяжет в единую цепочку завод по производству топлива, реактор и завод по переработке ядерного топлива. Хранилище предназначено для временного хранения низкоактивных отходов, чтобы их потом передать национальному оператору. Как отметил А. Николаев, во время пуска каждого из модулей численность персонала будет больше.
Всего это предприятие станет обслуживать 1 500 человек, из них на модуль фабрикации направляется 500 человек, поскольку исходное топливо будет изготавливаться через перчаточные боксы вручную. В дальнейшем модуль фабрикации будет переведен в модуль рефабрикации.
Таким образом, впервые в мире на одной площадке будут построены АЭС с "быстрым" реактором и пристанционный замкнутый ядерный топливный цикл. Облученное топливо после переработки будет направляться на повторное изготовление свежего топлива рефабрикацию. БРЕСТ - первая реализуемая на практике концепция, отвечающая совокупности требований крупномасштабной атомной энергетики по безопасности и экономике. Испытания опытного образца ГЦНА на стенде планируется завершить до конца 2023 года. После проведения испытаний конструкторы проверят состояние деталей и узлов — для внесения необходимых корректировок в конструкторскую документацию и доработки серийных ГЦНА, отмечается в сообщении.