Молодые люди в современной России переживают глубокий личностный конфликт между любовью к детям и реализацией личных целей. 16-й Санкт-Петербургский Апрельский семинар «Психология и психотерапия современной семьи»: беседы с нашими коллегами из Институт. новости России и мира сегодня. Проблемы развития семейных отношений в современном мире интересуют не только непосредственно семьянинов, но и научное сообщество экономистов, врачей, психологов, социологов и т. д. Современные семьи становятся все разнообразнее, поэтому возможны модификации законодательства, направленные на учет новых форм семейного устройства и прав наследства.
Людмила Рябиченко о проблемах семьи и демографии в программе «Точка зрения»
Причины проблем современной семьи, совместимость в браке, а также решение конфликтов в современной семье. Причины развода в современной России — статья ученых Елены Лактюхиной и Георгия Антонова в журнале «Демоскоп». Причины проблем современной семьи, совместимость в браке, а также решение конфликтов в современной семье. Семья - 3 октября 2023 - Новости Новосибирска - Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. Актуальные проблемы молодой семьи в современных реалиях. Аннотация: в данной статье рассмотрены ключевые проблемы, возникающие у молодых супругов.
Социолог Ольга Исупова о мерах семейной политики, родительских сообществах и домашнем насилии
- Социолог Ольга Исупова о мерах семейной политики, родительских сообществах и домашнем насилии
- Горячие точки
- Проблемы современной семьи
- Типичные проблемы современной молодой семьи и как их преодолеть — Video
- Больше не «цветы жизни»: почему жители России все реже заводят семьи?
Семья и дети: последние новости
И без всякого опроса мы примерно понимаем каково соотношение между условным патриархатом и матриархатом в усредненной российской семье. Поговорим подробнее о проблемах патриархата для самих мужчин. Обычно патриархат определяют как социальную систему, при котором женщины являются объектом угнетения, эксплуатации и оказываются в подчиненном положении. При этом мужчины осуществляют контроль над собственностью, отцы в семьях обладают лидирующим положением. Женщины в классическом патриархальном обществе имеют очень и очень мало автономии. Они не могут самостоятельно принимать решение не только по поводу выбора брачного партнера или, например, по поводу рождения детей, но даже по поводу того, как они должны одеваться, могут ли они получать образование, могут ли самостоятельно выходить на улицу и так далее. Сегодня уже невозможно, разумеется, говорить о классическом патриархате: российские женщины довольное сильно эмансипированы. Однако неэмансипированными остаются мужчины.
Для решения этой задачи часто хватало одной встречи с любовью с первого взгляда. Почему мы с близкими ругаемся часто, а с чужими людьми — нет? Это происходит из-за спора по условиям комфорта. Чужие люди мало влияют на комфорт нашего быта. Психологи говорят, что для крепкой семьи необходимо уважение членов семьи друг к другу. На первый взгляд это сложная задача, но всё упрощается, если понимать, что уважение в семье — это, прежде всего, чуткое отношение к различиям и особенностям супруга. Семейный комфорт у детей. В чём заключается семейный комфорт для детей? В безусловной любви к ним близких людей. При этом условии максимально реализуется главная задача растущего ребёнка, это — развитие, обучение, получение знаний, подготовка к взрослой жизни. Для этого у детей заложена природой — любознательность. Им всё интересно, они познают мир. Любое открытие захватывает у них дух, хочется всё попробовать, испытать, понять, разобраться... Когда для реализации этих потребностей созданы условия, ребёнку комфортно. Его, в отличии от взрослых, мало интересуют условия быта. Главное, чтобы было интересно. Любознательность можно развивать, а можно её и погасить. Всё зависит от созданных условий — игр, систем образования и условий жизни в семье. Много бы придумал ракет Сергей Павлович Королёв, если бы в детстве потерял свою любознательность? По статистике, в семьях, где есть бабушки и дедушки, отличников больше. Это происходит потому, что в таких семьях детям созданы лучшие условия для их развития. Бабушки и дедушки хорошо понимают детей, у них есть опыт и терпение. Занимаясь с детьми, они дают им возможность лучше реализовывать свои желания, лучше познавать окружающий мир. Очевидно, что увеличение пенсионного возраста — ещё один инструмент разрушения институтов семьи. Он не должен быть реализован. Вот мы и подошли к тому, чтобы сформулировать, какие принципы заложены в западные технологии, разрушающие комфорт в семье: Смешение гендерных различий у взрослых. Снижение любознательности у детей. Это 2 основных инструмента разрушения семейного комфорта нашими геополитическими противниками. Они разрушают комфорт внедрением новых систем образования, ювенальной юстиции, пропаганды равенства мужчины и женщины, эмансипации, увеличения пенсионного возраста, извращённой моды и т. Если спросить, любого мужчину, в возрасте, хотел бы он иметь больше детей, чем у него есть, то в основном, ответ будет утвердительным. Многие посетуют, что могло бы быть и больше, но жена не захотела. Жёны же этих мужчин, обычно говорят, что детей у них, достаточно. Сколько будет детей, в семье - решает женщина! Искусственное создание трудностей для женщины от ухода за детьми — основной инструмент сокращения численности населения в нашей стране. Именно на женщину ложится основной труд по уходу за детьми и их воспитанию. Природой заложены прекрасные нежные чувства, которые женщина испытывает к своему младенцу. Это для неё - большое удовольствие. Сначала, когда он в животе, потом, когда он на её глазах развивается. Любые новые достижения малыша дают женщине необыкновенные, приятные чувства радости, любви и комфорта. Женщина реализует в своём малыше, заложенную в ней природой, женственность и нежность. Получать эти эмоции хочется снова и снова, и снова хочется рожать. Это так, как должно быть. Однако это легко разрушить. Достаточно в этот период создать женщине трудности, такие, при которых негативные эмоции перекроют удовольствия от малыша. Если от детей нет удовольствия, а одни проблемы, то зачем женщине рожать ещё? Это и есть основная причина того, что семьи в России, в основном, малодетные. Для поддержания численности нашего народа, в семьях должно рождаться не менее 3-х детей. А сколько детей должно быть в семье, для создания среди детей, внутри семьи, гармоничных и комфортных отношений? По моему мнению, это от 4-х детей. Я считаю, что если в семье: 1 ребёнок — то это ещё не полноценная семья. Мужчина подсознательно чувствует, что он не реализовался, как мужчина. Нарушается общий эмоциональный комфорт.
Формирование данной негативной тенденции можно рассматривать как предпосылку для роста риска бедности семей с детьми в ближайшей перспективе. С учетом данного обстоятельства полагаем, что сохранение и укрепление семейных ценностей россиян должно выходить на передний план государственной социальной повестки. Несмотря на достаточно короткий срок реализации федеральных выплат неполным семьям с детьми, данные Пенсионного фонда России с 01 января 2023 года — Социального фонда России позволяют провести предварительный анализ и определить, насколько эффективной оказался новый вид государственной социальной помощи неполным семьям и каковы перспективы дальнейшего развития данного механизма сокращения бедности семей с детьми. Анализ влияния ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет на сокращение региональной бедности. Специфической особенностью российской бедности является преобладание семей с детьми, в том числе неполных семей, степень риска бедности для которых значительно выше, чем для полной семьи с одним или двумя детьми. В связи с этим представляется актуальным проведение отдельного исследования вклада отдельных видов социальных трансфертов в уровень благосостояния неполных малоимущих семей для выявления необходимости и достаточности действующих мер социальной помощи именно этой категории малоимущего населения. До 2022 года на федеральном уровне отдельные виды социальной поддержки неполных семей с детьми отсутствовали. Неполные малоимущие семьи имели право на получение всех видов пособий, назначаемых остальным низкодоходным семьям с детьми. Дополнительные выплаты неполным семьям, осуществляемые из региональных бюджетов субъектов РФ, за редким исключением, не превышают 500 рублей в месяц, что, безусловно, не оказывает существенного влияния на благосостояние таких семей. Начиная с 01 мая 2022 года, на основании обновленной редакции Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" редакция от 01. Право на получение выплаты имеет единственный родитель такого ребенка или родитель иной законный представитель такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства пребывания или фактического проживания заявителя. На основании оперативных данных Пенсионного фонда России далее — ПФР о выплатах семьям с детьми за период с 01. В ходе исследования выполнялись задачи по определению: - охвата выплатой детей в возрасте от 8 до 17 лет; - адекватности размера выплаты с точки зрения сокращения дефицита денежных доходов малоимущих семей; - вклада выплаты в сокращение численности малоимущих граждан в целом по России и в субъектах Российской Федерации. В ходе выполнения задач были проанализированы следующие сведения в разрезе субъектов Российской Федерации за период с 01. Для определения охвата данной выплатой детей в возрасте от 8 до 17 лет количество детей, в отношении которых осуществлена выплата, сравнивалось с численностью детей в возрасте от 8 до 17 лет, актуальной на 01. По данным Росстата по состоянию на 01 января 2022 года численность детей в возрасте в возрасте от 8 до 17 лет варьировалась от 6554 человека в Ненецком АО до 1147793 человек в г. Москве [4]. Ожидаемо, что в наиболее благополучных с точки зрения уровня бедности регионах охват данными выплатами был ниже, чем в субъектах с высоким уровнем бедности. Так, минимальный охват выплатами детей в возрасте от 8 до 17 лет зафиксирован в г. Вместе с тем ситуация с детской бедностью данной возрастной группы даже в наиболее благополучных субъектах весьма неоднозначна рис. Рисунок 4. Однако, очевидно, что проблема масштабов неполных семей и детской бедности в неполных семьях Республики Татарстан глубже, чем в Московском регионе. Ожидаемо, что с ростом показателя «Уровень бедности» доля детей, охваченных выплатами, должна возрастать. Это может быть связано с более благополучной ситуацией с доходами неполных семей в Ленинградской области и их менее значительной долей в составе малоимущих семей по сравнению с показателями Воронежской области. Однако данный разрыв в показателях не исключает и более качественную работу по сбору информации о малоимущих жителях и организации информирования населения региона о возможности получения данного вида социальной помощи, проведенную в Воронежской области, нежели в Ленинградской области. Аналогичные вопросы вызывает ситуация с детской бедностью в неполных семьях и выплатами на таких детей в регионах России с наиболее высоким уровнем бедности рис. Рисунок 5. Следует отметить, что в каждом из субъектов сложилась собственная ситуация с бедностью в неполных семьях, которая является, помимо экономических факторов, отражением социокультурного, исторического уклада жизни семей на территориях России и не всегда в полной мере совпадает с численностью детей рассматриваемой возрастной группы и показателями уровня бедности в субъектах. В «доковидном» 2019 году в данных субъектах количество браков на 1 тыс. Кроме того, Республика Тыва имеет наибольший по России показатель рождений детей вне официально зарегистрированного брака более 50 процентов. Определение адекватности размера выплаты с точки зрения сокращения дефицита денежных доходов малоимущей семей производилось путем сравнения среднегодового значения выплаты со средним размером дефицита денежных доходов в малоимущих домашних хозяйствах, имеющих детей в возрасте до 18 лет ДДД [5].
Степень и сила этих конфликтов различна: от мелких, часто бытовых ссор, до затяжных конфликтов, длящихся годами, которые могут быть связаны с нереализованными замыслами или проектами развития, с супружескими изменами, с личностными особенностями поведения. Но, несмотря на конфликты и трудности, супруги, как правило, продолжают жить вместе. Это связано, помимо всего прочего, с устоявшимися стереотипами: разводиться неприлично, неуместно. Единственный одобряемый способ социального позиционирования: сохранять свой брачный статус. Но, несмотря на кажущуюся нерасторжимость брака, за последние годы число пар, решившихся на развод, становится все больше. Это объясняется рядом причин: 1 Алкоголизм одного из супругов. В позднем возрасте алкоголизм имеет свои особенности. По мнению экспертов, в данной возрастной группе встречаются два типа алкоголиков: одни начали пить еще в молодости, другие — в старости. Алкоголизм позднего возраста — это «проблемный» алкоголизм в том смысле, что чаще всего он провоцируется такими явлениями, свойственными возрасту, как изоляция, разочарованность, неудовлетворенность прошлым и настоящим, озлобленность, физический и психический дискомфорт. Им заболевают в основном мужчины, ранее умеренно пившие, и одинокие женщины. Пожилые, страдающие алкоголизмом, чаще принадлежат к более высокому социально-экономическому слою общества, чем те, у кого симптомы алкоголизма проявляются в более молодые годы. В конечном счете, алкоголизм супруга, его нежелание лечиться, комплекс внутренних переживаний, депрессий, а нередко и агрессивность, склонность к насилию служат причиной появления семейных конфликтов, которые приводят к разводу.
Современные проблемы российских семей
Эксперты в эфире программы «Точка зрения» обсудили проблемы современной семьи и угрозы демографии. В 2023 году в России должно снизиться количество детей, проживающих в малоимущих семьях, сообщила заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова. Проблемы современной семьи и пути их решения. Проблемы современной семьи и пути их решения.
Людмила Рябиченко о проблемах семьи и демографии в программе «Точка зрения»
К семье нужно готовиться со школьных времен? Кстати, надо в школах подумать о воспитании мальчиков, чтобы они готовились уже к тому, чтобы стать отцами, к отношениям, в том числе в семье и к женщине. Посмотрите, сейчас не хотят создавать семью, заводят кошечек и живут. А когда им уже 40 лет, они потом ее не заведут. Поэтому именно наш комитет по вопросам семьи [женщин и детей] должен заняться решением этих вопросов. Семьи как раз, потому что семья — это и мама, и папа, и дети. Когда мы говорим, по вопросам женщин, где у вас тогда мужчины? Отметим, что ранее зампред Госдумы Анна Кузнецова предложила юным россиянкам обзаводиться детьми примерно с 20 лет.
Кидалты, не стесняясь, предаются подростковым пристрастиям, имеют в огромном количестве электронные и компьютерные устройства, телефоны, смартфоны, компьютерные игры и т. До 50 лет пляшут на дискотеках и посещают молодежные «тусовки». Что сохранили из детства инфантилы или кидалты? Чаще всего — зависимость, эгоцентризм, неразумную импульсивность, и главное — безответственность. Слово «кидалт» kidult заимствовано из английского языка. Этот неологизм образован из двух слов: «kid» — «ребенок» и «adult» — «взрослый» и обозначает человека, сохраняющего во взрослом возрасте свои детские и юношеские увлечения. В психологии для обозначения такого склада личности используется латинский термин puer aeternus. Впервые слово встречается в газете The New York Times 1985 для описания мужчин 30 лет и старше, которые увлекаются мультфильмами, фэнтези, компьютерными играми и бесполезными, но красивыми и дорогими гаджетами. Детям, лишенным детства, тоже очень сложно повзрослеть. Если ученику в 7 классе, мама собирает портфель — это неправильно. Но если ученик 1 класса приходит из школы домой, сам открывает дверь, греет себе обед, значит, ребенок по каким-то причинам лишен детства. Инфантилы или кидалты могут прийти к жизненному краху, когда вдруг задумаются о цели и значимости собственной жизни и честно увидят себя в пустоте бытия. Не редко СМИ подпитывают инфантилизм молодых людей, если у них не выработана здоровая критичность и нет собственной выстраданной системы ценностей. Проблема влияния СМИ на сознание молодежи приобрела особое значение. Молодое поколение наиболее полноценно воспринимает в основном визуальную информацию, для него также характерно клиповое восприятие и слабое осознание информации в целом. Если учесть, что значительная часть современных СМИ имеет западное либеральное мировоззрение, можно увидеть, как значительная часть молодежи поддается их негативному влиянию, однозначно направленному против крепкой традиционной семьи. Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной форме. Транслируются идеи о том, что решение жизненных проблем честным образом невозможно, только через надрыв, насилие или обман. Жизнь рисуется в черных красках, позитивная информация в том числе о семье вытесняется. В погоне за рейтингом и коммерческой выгодой упускаются нравственные и духовные аспекты. Существуют телеканалы, специализирующиеся на пропаганде жестокости, безнравственного поведения, аморального образа жизни, вредных привычек. Однако нужно признать, что каждый выбирает сам, какую информацию ему извлекать из СМИ. Выводы весьма неутешительны: современная молодежь не имеет и не получает в должном объеме духовные и нравственные знания о ценностях семьи, ее смысле и преимуществах. Взгляды многих молодых людей часто основаны на деструктивном мировосприятии как правило, западно-европейском или на собственных незрелых умозаключениях о семье, роли человека в мироздании, и месте семьи в мире. Исправление ситуации, связанной с деградацией института семьи, требует целого ряда мер, направленных на формирование позитивного взгляда на семью, на осознание уникальных преимуществ, которые дает воспитание детей в полной семье. В числе таких мер — преподавание в вузах основ семейных отношений.
Это происходит из-за спора по условиям комфорта. Чужие люди мало влияют на комфорт нашего быта. Психологи говорят, что для крепкой семьи необходимо уважение членов семьи друг к другу. На первый взгляд это сложная задача, но всё упрощается, если понимать, что уважение в семье — это, прежде всего, чуткое отношение к различиям и особенностям супруга. Семейный комфорт у детей. В чём заключается семейный комфорт для детей? В безусловной любви к ним близких людей. При этом условии максимально реализуется главная задача растущего ребёнка, это — развитие, обучение, получение знаний, подготовка к взрослой жизни. Для этого у детей заложена природой — любознательность. Им всё интересно, они познают мир. Любое открытие захватывает у них дух, хочется всё попробовать, испытать, понять, разобраться... Когда для реализации этих потребностей созданы условия, ребёнку комфортно. Его, в отличии от взрослых, мало интересуют условия быта. Главное, чтобы было интересно. Любознательность можно развивать, а можно её и погасить. Всё зависит от созданных условий — игр, систем образования и условий жизни в семье. Много бы придумал ракет Сергей Павлович Королёв, если бы в детстве потерял свою любознательность? По статистике, в семьях, где есть бабушки и дедушки, отличников больше. Это происходит потому, что в таких семьях детям созданы лучшие условия для их развития. Бабушки и дедушки хорошо понимают детей, у них есть опыт и терпение. Занимаясь с детьми, они дают им возможность лучше реализовывать свои желания, лучше познавать окружающий мир. Очевидно, что увеличение пенсионного возраста — ещё один инструмент разрушения институтов семьи. Он не должен быть реализован. Вот мы и подошли к тому, чтобы сформулировать, какие принципы заложены в западные технологии, разрушающие комфорт в семье: Смешение гендерных различий у взрослых. Снижение любознательности у детей. Это 2 основных инструмента разрушения семейного комфорта нашими геополитическими противниками. Они разрушают комфорт внедрением новых систем образования, ювенальной юстиции, пропаганды равенства мужчины и женщины, эмансипации, увеличения пенсионного возраста, извращённой моды и т. Если спросить, любого мужчину, в возрасте, хотел бы он иметь больше детей, чем у него есть, то в основном, ответ будет утвердительным. Многие посетуют, что могло бы быть и больше, но жена не захотела. Жёны же этих мужчин, обычно говорят, что детей у них, достаточно. Сколько будет детей, в семье - решает женщина! Искусственное создание трудностей для женщины от ухода за детьми — основной инструмент сокращения численности населения в нашей стране. Именно на женщину ложится основной труд по уходу за детьми и их воспитанию. Природой заложены прекрасные нежные чувства, которые женщина испытывает к своему младенцу. Это для неё - большое удовольствие. Сначала, когда он в животе, потом, когда он на её глазах развивается. Любые новые достижения малыша дают женщине необыкновенные, приятные чувства радости, любви и комфорта. Женщина реализует в своём малыше, заложенную в ней природой, женственность и нежность. Получать эти эмоции хочется снова и снова, и снова хочется рожать. Это так, как должно быть. Однако это легко разрушить. Достаточно в этот период создать женщине трудности, такие, при которых негативные эмоции перекроют удовольствия от малыша. Если от детей нет удовольствия, а одни проблемы, то зачем женщине рожать ещё? Это и есть основная причина того, что семьи в России, в основном, малодетные. Для поддержания численности нашего народа, в семьях должно рождаться не менее 3-х детей. А сколько детей должно быть в семье, для создания среди детей, внутри семьи, гармоничных и комфортных отношений? По моему мнению, это от 4-х детей. Я считаю, что если в семье: 1 ребёнок — то это ещё не полноценная семья. Мужчина подсознательно чувствует, что он не реализовался, как мужчина. Нарушается общий эмоциональный комфорт. Велик риск развода. Ребёнок, скорее всего, вырастит эгоистом и ему самому будет сложно создать крепкую семью.
Для молодого поколения эта тема особенно интересна, так как в скором времени им предстоит обзавестись семьёй. Многие делают этот шаг, не обдумав, насколько это серьезный этап в их жизни. Ведь в семьях очень важно выдвигать на первый план взаимопонимание, поддержку, помощь и любовь. Цель: изучить проблемы современной молодой семьи, выявить их причины и обозначить пути их преодоления.
Смотреть похожие работы
- Как сохранить семью и избежать развода: советы психолога — Нож
- Новости партнеров
- Современная семья: проблемы и перспективы эволюции
- Современные проблемы семейного права
Проект «Проблемы современной молодой семьи и пути их преодоления»
Поэтому таких жен «бить бьют и плакать не дают». Однако есть еще одна ситуация, в которой муж способен однажды замахнуться на жену. В этом случае еще предстоит разобраться, кто кого подавляет. Есть много женщин, которые в социальной жизни не занимают значимого места, да и сами себя ценят невысоко. И могут самоутвердиться, только подавляя супруга. Но такая жена добивается власти над мужем не с помощью физической силы, а посредством так называемой «женской хитрости».
Она открыто не нападает, часто внешне тиха и покорна. А через некоторое время забирает все бразды правления семьей в свои руки. Представьте себе тихого, спокойного мужчину, не склонного к конфликтам. И у этого мужчины есть жена, для которой определение «пила» будет самым мягким. Супруга пилит своего благоверного днем и ночью за что угодно: то он сделал не так, это не эдак… Часто покрикивает на мужа, причем нередко при значимых для него людях.
Не страдая от избытка тактичности, эта женщина может в пылу ссоры достаточно больно задеть мужа словами, оскорбить его родственников или высказаться нелестно о каких-то его интимных жизненных подробностях. Супруг молчит: не потому, что рохля, а потому, что понимает: подавление - удел слабых. А он не считает себя таковым. И перекрикивать жену не хочет, а на спокойные разумные аргументы она просто не реагирует. Но однажды такой муж доходит до точки кипения и набрасывается на жену с кулаками в состоянии аффекта: иными словами, просто не осознавая своего поведения.
Часто этому способствует алкогольное опьянение Смелзер Н. Социология: Пер. Мужчина, которого унижают в семье, через некоторое время действительно спивается. Между прочим, жены-диктаторы часто поощряют алкогольную деградацию мужа. Ведь им только на руку, когда муж сам себя унижает: ей практически остается только принять командование!
Однако в алкогольной деградации мужей есть своя опасность: однажды пьяный супруг может возвратить жене все ее насилие назад. Да и вообще власть, добытая подлостью, в результате приносит постоянное психологическое напряжение такому властителю: ведь эту власть необходимо постоянно удерживать и подтверждать! И здесь же необходимо сделать одно уточнение: если мужской пол в большинстве своем не уважает представительниц пола женского, таким образом он готовит почву для своего собственного унижения. Именно пренебрежительное отношение мужчин вынуждает женщин стремиться к власти хотя бы над одним мужчиной - собственным мужем Кравченко А. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
Проблемы многодетной семьи Многодетная семья - это исключительная ситуация, человеческая и духовная. Хор разных голосов, разнообразие характеров, которые тем не менее остаются близкими, родственными, вплетаются друг в друга. Когда встречаешь хорошие многодетные семьи, воочию наблюдаешь полноту и многогранность человеческого бытия. Отними одного, двух или трех маленьких обитателей дома - и картина сразу поблекнет, станет неполной. Этих душ будет не хватать, ведь они уже явили себя и стали неотъемлемой частью этого малого мира, своим бытием добавив смысла жизни всем остальным.
По-видимому, семья «малодетная», где родители решили ограничиться одним или двумя детьми, есть усеченное, недораскрытое явление. В ней попросту «не узнали» каких-то еще родственных душ, «не встретились» с ними и только потому по ним не скучают, считая свое положение естественным. В многодетном семействе ярко проявлено богатство спасительных для души нравственных устоев. Перво-наперво, любовь, взаимопонимание и жертва родителей. Потом, отношения в детской среде: умение дружить, попечение о младших, уважение и подражание старшим.
При этом возникает нормальная жизнь внутри дома, которая делает именно семью, а не школу и подростковую среду, реальностью, определяющей устроение жизни ребенка. То, что в семье с одним- двумя детьми представляет собой постоянную проблему и муку, - как вовремя вернуть вечером ребенка со двора, как оттащить его за уши от телевизора или отговорить надевать вызывающий наряд - в семье, где дети с малых лет привыкли к общению между собой, скромным запросам, кооперации с родителями по разным бытовым повседневным темам, происходит само собой. Переходный возраст и юность детей в такой семье проходят значительно легче. Хотелось бы подчеркнуть: весь вопрос в том, чтобы в доме целенаправленно создавалась эта плодотворная в духовном отношении обстановка, а не в том, чтобы просто родить много детей. Принципиально важно, чтобы члены семьи жили в поле постоянного сотрудничества, христианского научения, роста, совершенствования себя и своих отношений.
В принципе, это возможно и там, где только один ребенок, и там, где их десять. Супругов, которые по каким-то причинам не могут иметь много детей, малодетность нисколько не должна смущать. Их семья безусловно полноценна, только задачи у них более сложные: поддержать плодотворную духовную обстановку в обстоятельствах, когда так просто поддаться соблазну «жизни для себя» и избаловать свое единственное и неповторимое чадо. Многодетная семья от этого более защищена. Родителям здесь волей-неволей приходится оставить мысли об индивидуальном покое, комфорте и искать более деятельного счастья.
Дети здесь также растут без преувеличенного внимания и излишней заботы. Здесь более естественен и востребован труд, поводы к которому городским родителям отыскать бывает непросто. Не стоит подменять понятия и превозносить многодетность как таковую. Это подспорье, а не цель и не панацея. Ведь и многодетная семья может не состояться!
Такие примеры есть. Вот уж поистине тяжелая картина: восемь, десять отпрысков - и все врозь. И родители тоже врозь. А потому дом остается подобием гостиницы или вокзала: каждый удовлетворяет в нем свои бытовые нужды, а в остальном живет сам по себе. И взаимоотношения между братьями и сестрами в таких семьях зачастую складываются самые конфликтные, драматические.
В одной такой семье пожилая пенсионерка-мать сочла лучшим уехать от повзрослевших детей в деревню: те остались жить в шести комнатах квартиры, обзавелись семьями. В доме воцарилась самая вопиющая «коммуналыцина»: с запущенными местами общего пользования, свисающими в коридоре обоями, кухонными ссорами... Мужья и жены, сожители и сожительницы постоянно менялись - никого это не интересовало. Мать, время от времени возвращаясь по делам в город, с трудом находила себе место переночевать. Вот вам и многодетность!
И в семьях православных родителей похожие ситуации, увы, тоже случаются. Многодетность сама по себе не спасительна. Спасает человека то, что выходит за рамки земного: жизнь по вере, против законов плоти, самости, мира. Такая жизнь может состояться у семейного и безбрачного, многодетного и бездетного. И как брак является только почвой, на которой могут вызревать плоды добродетели или греха, так и многодетный брак есть только возможность, шанс принести добрые плоды, но окончательный ответ на вопрос о его результатах остается открытым.
В конце концов многодетность - совсем не исключительная черта христианской семьи. Многодетны семьи многих нехристианских народов. Как правило, это народы, находящиеся на периферии христианского мира: индийцы, арабы. В нынешней российской ситуации мы видим высокую рождаемость у кавказских народов, переселенцев из южных, бывших советских республик.
Это история про жизнь, которая просто течёт своим чередом. С другой стороны, семья в Византии была органично интегрирована в сакральнополитическую вертикаль, она была частью общины, община — частью фемы, экономически самодостаточного военно-административного округа, фема была частью империи, империя была внешней оградой церкви. В свою очередь, западная церковь на рубеже первого и второго тысячелетий христианской эры провозгласила своей целью не «симфонию» духовного и материального, а доминирование, примат первого над вторым. В отношении государства это у нее явно не получилось, римская католическая теократия так и осталась «в проекте». Зато в отношении семьи результаты были иными.
Западное духовенство, в отличие от восточного, было безбрачным, практиковало целибат. Сам по себе этот факт многое объяснял в восприятии брака в западном христианстве, в оптике католического священника, находящегося не в далёкой «пустыне», а среди людей, живущих повседневной жизнью. Психологическое давление среды и необходимость сопротивляться ей неизбежно формировало весьма специфический — максималистский взгляд на семью со стороны католического духовенства. Не как на естественную данность, а как на нечто сакральное, в буквально смысле соответствующее концепциям апостола Павла о браке как союзе двух людей, подобному союзу Христа и церкви. В конечном итоге это видение брака передалось и обществу, которое, по крайней мере, на словах, его разделяло. Но у этой истории была и теневая сторона. Перенос отношений мужчины и женщины из «пространства естественного» в «пространство идеального» влёк за собой определённые изменения в восприятии женского начала в западном патриархальном обществе. С одной стороны, речь шла об идеализации, придании естественным отношениям возвышенного, духовного характера. Субкультура менестрелей и её апофеоз — культ Прекрасной Дамы стали итогом опыта «спиритуализации любви».
С другой стороны, в западном религиозном искусстве началась эротизация женских образов, предвосхитившая наступление эпохи Возрождения. Третьим вектором стала демонизация женщины, интерпретация женского начала как источника искушений, скверны и, в конечном счёте, — служения дьяволу. Знаменитая «охота на ведьм» во времена инквизиции стала на этом направлении кульминационной точкой. Не сумев удержаться на высокой планке семейных ценностей, Запад сегодня скатывается в их тотальное отрицание, объявляя «репрессивной моралью» естественные представления о нравственности, добре и зле. Подобно тому, как в Средние века шла охота на матриархальных ведьм, на современном Западе идёт столь же иррациональный репрессивный поиск «демонов патриархата». Городская атомизация и общинная соборность На различия в изначальной концепции семьи в восточном и западном христианстве на следующем этапе наложились и различия в социальной структуре русского и западного общества. Эталонная западная семья формировалась в условиях европейского города с его цеховыми и ресурсными ограничениями. Поговорка «Мой дом — моя крепость» имела в этих условиях не только символический, но и буквальный смысл. Город отвергал идею коллективного «мы», европейский горожанин был по своему воззрению скорее индивидуалистом, чем коллективистом.
В российском контексте очевидны кризисные тенденции в сфере семейных ценностей, однако никто, по крайней мере, публично, не ставит под сомнение институт семьи как таковой союз одного мужчины и одной женщины. На Западе же, в силу определённой исторической инерции и хронологически относительно недавнего отказа политических, деловых и культурных элит от поддержки семейных ценностей, семья кажется более устойчивой и стабильной. Однако события, связанные с продвижением третьей и четвёртой волны феминизма и сопровождающих её гендерных теорий, ведут не просто к кризису института семьи в его традиционном понимании, но и к его полному, абсолютному разрушению. Согласитесь, что актуальный кризис семьи в России и перспективы полного уничтожения института семьи на Западе, трансформировавшегося в постЗапад, — это принципиально разные истории. На протяжении веков семья была одной из фундаментальных основ западного общества. Инерция этого культа даёт знать о себе и сейчас. Возможно, даже сейчас люди Запада более серьёзно, чем мы, относятся к семейным отношениям, к ответственности, которая с ними связана. В то же время очевидна тенденция на разрушение, демонтаж семьи в западном социокультурном пространстве. Запад движется к новому тоталитаризму, не признающему никаких барьеров и преград. Семья постепенно разрушается, и уже в середине нынешнего века мы уже не увидим её в привычной для нас форме.
Традиционный христианский Запад исчезает из истории, и традиционная семья на Западе исчезает вместе с ним. В современном мире создание прочной семьи требует усилий, это сложный процесс, который не может идти на «автопилоте», как это было, к примеру, в русской общине. С другой стороны, мы не должны вслед за Западом возводить семью в абсолют индивидуалистического эгоизма. В русском цивилизационном пространстве социум — это семья семей, семья не замыкается в узком пространстве отношений супругов и их детей, а расширяется через многообразие родственных, дружеских, товарищеских, профессиональных связей. В нашем цивилизационном коде семья — это не конечная точка социализации, а скорее, наоборот, — её начало. В любом случае, для возрождения института семьи в России востребована не столько рефлексия на эту тему, но стратегические решения цивилизационного масштаба. Для этого, однако, необходимо восстановить инфраструктуру традиционной общинности, сделать осознанную ставку на деурбанизацию, на смену пространственной парадигмы освоения страны. Возможно, за основу следует взять практики Новгородской Руси, где огромные северные пространства были покрыты сетью небольших, но непрерывно следующих друг за другом и образующих единую систему поселений. Интересны и модели пространственной организации поселений так называемого Бронзового кольца на Южном Урале, самым известным из которых является древний Аркаим, где также практиковалось нечто подобное. В любом случае очевидно, что найти ключ к решению демографической проблемы и укреплению института семьи можно лишь на путях восстановления цивилизационных архетипов нашей жизни.
Для этого критически необходимо расселение «антисемейных» мегаполисов, строительство новой «одноэтажной России», современных малых городов с высокотехнологичной инфраструктурой, современными видами транспорта и связи. Важно использовать и имеющиеся здесь резервы — от потенциала малой авиации, которая практически отсутствует сейчас в РФ как полноценный вид транспорта, до использования территорий, становящихся пригодными для ведения современного сельского хозяйства в условиях устойчивого повышения среднегодовых температур на значительной части территории нашей страны. Важную роль играет и мировоззренческая составляющая.
Безденежье заставляет молодых жить под одной крышей с родителями.
Низкая заработная плата и безработица вызывают проблемы с трудоустройством. Молодые относится к наиболее уязвимой группе в силу отсутствия профессионального и социального опыта, что делает их менее конкурентоспособными на рынке трудовых ресурсов. Неудовлетворение заработком вынуждает искать лучшей доли в других городах, что негативно отражается на стабильности брака. Женщинам, имеющим маленьких детей, довольно трудно устроиться на престижную высокооплачиваемую работу.
Если это и случается, то работодатель, опасаясь выплат по больничным листам или декретному отпуску, использует различные внеправовые меры воздействия. Такое положение вещей ставит под угрозу существование молодой семьи. Психологическая адаптация в молодой семье проходит без опоры на какие-либо законы и знания. Отсутствие опыта осложняет формирование стереотипов общения, типа взаимоотношений, который удовлетворил бы обоих.
Обращаются к ней лишь единицы. Ранние браки бывают хрупкими в силу незрелости молодых людей. Поспешность их решения проявляется в неготовности брать на себя ответственность за членов семьи, принятии на себя новых обязанностей. Психологические проблемы появляются там, где нет стремления и умения преодолевать препятствия, искать выход из сложных жизненных ситуаций, обеспечивать комфортную атмосферу.
Большинство молодых семей сталкиваются с материально-бытовыми проблемами. Именно они нередко становятся сдерживающим фактором в вопросе деторождения и пусковым механизмом в бракоразводных процессах. Возникающие конфликты В силу своей неопытности супруги в молодой семье могут не совсем понимать, что такое брак, поэтому этап «притирки» иногда проходит довольно непросто. Умение находить выход из конфликтных ситуаций является показателем готовности молодожёнов к семейной жизни.
Выделяют следующие причины конфликтов в молодой семье: Распределение бытовых обязанностей между супругами, которые до свадьбы не вели совместного хозяйства. Девушке, едва знакомой с домашними хлопотами, нелегко эффективно организовать решение бытовых вопросов, как и парню, ничего не делавшему до этого по дому, включиться в работу. Нежелание брать на себя ответственность за бытовые задачи провоцирует ссоры и скандалы. Очень важным моментом является вопрос финансов и управления ими.
Зачастую молодожёны испытывают материальные затруднения в силу своей финансовой несостоятельности. Студентам, молодым специалистам приходится уповать на поддержку родителей. Средства, которые поступают в семейную корзину, необходимо грамотно распределять: оплата за жильё, покупка продуктов питания, бытовой химии, необходимых вещей. При ограниченном бюджете это довольно непростая задача, которая нередко становится поводом для выяснения отношений.
Нарушение границ семьи ближайшими родственниками — родителями — ещё один распространённый повод для конфликтов. Старшее поколение всегда знает, как лучше поступить молодым супругам. Зачастую они не хотят понимать, что дети выросли и не обязаны принимать их ценные указания по поводу воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, обязательств в семье как руководство к действию. Если родители не согласны с выбором своего ребёнка, то отношения усложняются личной неприязнью.
Рождение малыша становится испытанием молодой семьи на прочность. Появляются новые обязательства, увеличиваются финансовые затраты, у молодых возникают определённые ограничения. В первые месяцы после рождения ребёнка постоянное недосыпание, детский плач, болезни усложняют жизнь молодой пары. Если все обязанности возлагаются на хрупкие плечи женщины, она рискует с ними не справиться, что инициирует бурные конфликты.
В случае, если решение о браке было незрелым, разрушить семейную идиллию могут различия в мировосприятии, системе ценностей, взглядах на жизнь. Сохранить ячейку общества здесь помогут уважение и желание найти компромисс. Решение конфликтных ситуаций в молодой семье Изречение «С милым рай в шалаше» давно утратило свою актуальность в нашем потребительском обществе. Безденежье способно разрушить самую крепкую семью.
Поэтому, вступая в брак, стоит объективно оценивать свои возможности. Необходимо выяснить потребности, стремления каждого из супругов. Если девушка считает, что молодой человек обязан обеспечить ей достойную жизнь в особняке, глупо ожидать такого уровня доходов от обычного работяги. Конечно, случается так, что желания супруги становятся для мужчины сильнейшей мотивацией.
Но большого успеха достигают лишь единицы. Чтобы получить результат, нужен трамплин в виде хорошего образования и невероятного желания стать успешным. Поэтому молодым нужно обговорить, что каждый из них ожидает от брака, каким видит будущее семьи через несколько лет и что готов сделать для того, чтобы оно было радостным и счастливым. Разумеется, такие меры не могут гарантировать полное отсутствие конфликтов.
Столкновения интересов, мнений, различных позиций неизбежны в любой семье. Но одним супругам хватает мудрости для их разрешения путём совместного поиска компромиссов, а у других для этого нет ни терпения, ни желания. Нерешённые внутрисемейные проблемы разъедают брак. Взаимные невысказанные обиды заставляют сохранять дистанцию, держат членов семьи в эмоциональном напряжении.
Психологи советуют не замалчивать обиды. Высказывать претензии следует в форме доверительной беседы. Разговор на повышенных тонах не поможет найти выход из ситуации. Следует проявлять корректность, терпимость: обидные слова могут нанести тяжёлые раны, которые станут трещиной в семейных отношениях.
Отличной профилактикой конфликтов являются уважение, сдерживание гнева, злости, плохого настроения. Остановимся подробнее на нескольких методах, с помощью которых можно разрешить конфликтные ситуации в семье. Метод смены векторов. Он заключается в переключении с деструктивного стиля поведения криков, брани, игнорирования на позитивный.
Если причина для размолвки является несущественной, снять накал страстей можно шуткой или, переведя разговор в другое русло. Выясняя отношения, соблюдай последовательность — тема обсуждения должна быть одна. Иначе банальная ссора может превратиться в ураган. Выяснять отношения следует в приватной обстановке, без присутствия посторонних, чтобы не задеть чувство самолюбия супруга.
Родители, будучи взрослыми людьми, способны простить друг другу обвинения и несдержанность во время ссоры, а на ребёнка такая сцена способна произвести сильное впечатление, о котором он будет помнить довольно долго. Потушить семейный конфликт удастся быстрее, если дать возможность своему оппоненту выговориться, не перебивая его. Развитие культуры общения поможет научиться обсуждать проблемы в спокойной манере, говорить о своих потребностях и признавать право на них у других членов семьи.
Семья в России и на Западе: два непохожих кризиса
Отсутствие чувства ответственности в браке. Перечисленные выше проблемы свойственны не только молодым семьям, но именно в них по статистике они проявляются чаще всего. В результате браки распадаются, и институт семьи находится под угрозой. Помимо тех проблем, которые были описаны выше, семьи на современном этапе развития общества сталкиваются со следующими трудностями: Отсутствие благоприятных жилищных и бытовых условий, что влечет за собой недовольство уровнем жизни и распад семьи.
Нарушение распределения ролевых позиций между супругами. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами.
Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей.
Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов. За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону.
Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность [2]. Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия.
Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе [3]. В качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семейных отношений, являются следующие: во-первых исследование вопросов положения семьи в современном обществе, ее функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; обеспечить выполнение федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», добиваться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; добиваться полного бюджетного финансирования на федеральном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха. Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные.
Экономические - потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми.
Товарищи из богемы — певцы и режиссеры — должны учиться прочности семейных отношений и высокой культуре, поскольку лучшие люди должны подавать пример моральных устоев в обществе, чтобы, глядя на них, тысячи людей поступали так же. А то все подается как свобода выбора, но оборачивается свободой греха», — заключил отец Георгий. Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г.
Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, статистика заключенных браков, деторождения у нас не совсем в плачевном состоянии в основном благодаря Кавказу. Там браки распадаются меньше: народ сумел сохранить свою культуру, обряды, веру. Мы же все время пытаемся что-то перестроить.
В советскую эпоху отказались от прежних, патриархальных, взглядов и убеждений, пытаясь построить счастливое коммунистическое общество. Не получилось. А сейчас у нас и вовсе нет никакой идеологии».
Что нужно делать нам? Не бояться признать: мы — русские, и у нас свой путь, — подчеркнул пастырь. Но не стоит впадать в крайности и отвергать все западное — лучшее нужно перенимать.
Раньше в российских семьях было по 10-15 человек. Сейчас 1-2 ребенка. Женщины не хотят рожать детей, молодые люди не стремятся к браку.
Высока статистика разводов». Кто в центре их внимания? А наша молодежь пытается им подражать.
Преподаватели, родители пытаются учить детей «доброму, вечному», а по телевизору, в интернете дети видят другие примеры. Иногда содрогаешься от цинизма: кем нужно быть, чтобы с издевкой писать о смерти человека? Недавний пример — трагическая история с эстрадной певицей Жанной Фриске.
Сколько грязи вылилось на ее родных и близких! Со всем этим нужно что-то делать. Нам нужна государственная идеология.
Мы должны гордиться страной, в которой живем». Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе , заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что нужно как-то определяться с терминами. Ну и религиозным нормам.
Такова же и Тува с особым менталитетом жителей, которые ощущают себя, прежде всего тувинцами, а уж потом и, кстати, не всегда россиянами». И в этом смысле для нашей экономики санкции полезны — хотя многим россиянам, в том числе и мне как многодетному отцу, из-за этого жить сложнее. Нужно кормить детей, никуда не делись и другие расходы.
Но это полезно с точки зрения нравственного оздоровления. Наша экономика наконец-то получила возможность окрепнуть, перестать быть сырьевым придатком для тех, кто готов проложить на своей территории трубу и качать российский газ. Если мы продолжили бы оставаться таким придатком, это привело бы нашу политическую и государственную систему к краху — у нас уже есть опыт прошлых лет, последствия которого мы переживаем до сих пор».
Крым — не Донбасс, его легко изолировать и провести там «зачистку». Неудивительно, что люди, почувствовавшие легкое дуновение смерти, отодвинули второстепенное. У них на первый план вышли личные ценности.
Поэтому я с мнениями экспертов не согласен, — заявил пастырь.
В частности, по результатам нового масштабного исследования ведущей мировой социологической службы Pew Research Center о будущем семьи, выяснились шокирующие для радетелей рождаемости факты: все меньше американцев верят в институт брака и традиционной семьи, и многие не считают рождение детей необходимым элементом счастливой жизни. Для большинства, важнее всего в жизни иметь хорошую работу и друзей.
Причем, как выяснилось, именно такие тенденции свойственны не только «загнивающему Западу», но и любой другой стране, идущей по современному цивилизованному пути развития, как это еще совсем недавно делала и Россия. Как совместить карьерный успех и семейную жизнь Есть ли выход из такого положения дел, или развитые страны рано или поздно падут под напором гораздо более плодовитых мигрантов? В недавнем материале «Новых Известий» в качестве примера удачного совмещения самореализации и рождаемости приводился пример Франции, которая сегодня занимает лидирующие позиции в Европе: на одну женщину там приходится почти 1, 9 ребенка.
Женщины там выходят замуж не в 18 лет, как это советует Кузнецова, а после 30, и первого ребенка заводят в 30-35, уже после того, как получат образование и построят карьеру. Потому и воспитать своих детей французам намного легче, имея хорошие условия для этого. Ну, а Россия как обычно, повышает рождаемость указами и приказами.
Независимый демограф Алексей Ракша предупреждает: «Когда для рождения ребенка родители стараются материально подготовиться, дополнительные траты только оттянут этот момент, то есть мера даст обратный эффект. Кроме того, это может вызвать усиление оттока молодых амбициозных людей за границу». Каждое общество будет решать эту проблему по-своему Сетевой аналитик Алексей Йесод делает из этой ситуации такой прогноз: «К сожалению, идеального общества не бывает и даже рост благосостояния и образованности имеет побочные эффекты.
Не будем забывать и о том, что нынешняя почти полная свобода поиска постоянного партнера явление совсем недавнее. Еще два-три поколения назад подавляющее число людей, в той или иной форме, заключали браки по расчету, а понятие романтической обычно несчастной любви существовало только в романах.
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблемы семей России
Эксперты в эфире программы «Точка зрения» обсудили проблемы современной семьи и угрозы демографии. Семья сегодня — Ставку по семейной ипотеке для заемщиков с детьми от шести лет могут повысить. Сторонники модернизационной парадигмы считают, что современная российская семья эволюционизирует вместе с обществом, переживая процесс модернизации, имеющий преимущественно позитивный характер.
Как обрести и удержать семейное счастье
- Николай Стариков
- Семья в России и на Западе: два непохожих кризиса
- Современные угрозы существованию семьи • Николай Стариков. Политик, писатель, общественный деятель
- ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум