16 апреля 2023 года православные верующие отметят Пасху, или Светлое Христово Воскресение. То есть христианская Пасха, Светлое Воскресение Христово, должно приходиться на воскресный день и после Пасхи Ветхозаветной (иудейской), которую Иисус отмечал в Свои последние дни земной жизни. Итак, что собою представляют богослужения каждого дня недели перед Пасхой? Пасха, также известная как «праздник опресноков» или праздник «Песах», является одним из старейших древних праздников для людей.
Приметы 29 апреля: что нельзя делать в первый день Страстной Седмицы 2024
Что такое Пасха и почему этот праздник отмечают 40 дней? Светлое Христово Воскресение – это крупнейший христианский праздник, который по своему значению не уступает Рождеству. Пасха, также известная как «праздник опресноков» или праздник «Песах», является одним из старейших древних праздников для людей. Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых. Тропарь Воскресения Христова «Христос воскресе из мертвых» — пожалуй, самый известный христианский гимн, троекратно поется в течение всей ночной службы всеми верующими. Пасха (Светлое Христово Воскресение), которая в 2024-м выпала на 5 мая, — древнейший христианский праздник, очень важный.
Исторический контекст Пасхи
- История праздника
- Пасха 2024 | Предание.ру - православный портал
- От Вербного воскресенья до Пасхи: как подготовиться к главному православному празднику
- Православная Пасха 2024
- Даты православной Пасхи с 1800 по 2100 год
Пасха. Светлое Христово Воскресение
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск | В христианской традиции Пасха — праздник жизни, её победы над смертью. |
Пасха | Пасха - самый радостный праздник | Праздник Воскресения Христова – Пасха в России – 5 мая 2024 года, расписание богослужений, что говорить и как отвечать, приметы, что нельзя делать. |
Пасхалия на 2000 - 2030 годы | Пасха — главный христианский праздник, когда верующие славят чудо Воскресения Иисуса Христа. |
Пасха 2024. Какого числа, дата Пасхи | Правмир | Пасха – самый главный праздник в православном календаре. В этот особенный день молитвы звучат в кафедральных храмах и соборах, городских и сельских церквях шли праздничные богослужения, с которых приняли участие сотни тысяч верующих. |
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО | Самым весенним, светлым и радостным праздником у христиан является Пасха Христова. |
Традиции и обычаи Пасхи
Что происходит в пасхальную ночь и как проходит празднование Пасхи В субботу в 23:30 начинается служба, которая называется полуночница, а в 00:00 начинается пасхальное ночное богослужение праздничное. И начинается оно с пасхальной заутрени, то есть крестного хода вокруг храма, молитвы в храме, песнопения, прославления воскресшего Христа. Потом начинается вторая часть пасхального ночного богослужения — это литургия, на которой православные христиане причащаются. На следующий день также служба совершается. В некоторых храмах не совершается служба. На следующий день просто идёт освящение куличей, пасх. Александр Микушин Священник Что самое главное в Пасхе Если задались вопросом, чему посвятить себя перед Пасхой, самый лучший вариант — совершить дела любви и милосердия. Например, найти человека, который страждет — многодетную мать, или сироту, или вдову — и вполне конкретным добрым делом помочь. Может, финансово, может быть, продуктами, может, пойти вещи купить хорошие детские и прямо из магазина принести, поделился священник. В пасхальный день у человека в сердце будет радость. Наряду с молитвой, постом, который мы сейчас держим, должны быть конкретные дела по отношению к ближним.
Но почему-то у нас это непопулярно. Мы про это не говорим, что главное — пост. Он важен, но ещё важны реальные добрые дела по отношению к ближним. И тогда на пасхальной ночной службе у человека будет не уныние и тяжесть — "Я устал, я сорок дней постился", — а будет радость, светлое настроение. Александр Микушин Священник Что можно, а чего нельзя делать в Пасху В Воскресение Христово категорически нельзя ругаться с близкими, хмуриться, злиться, грустить, сквернословить, ходить на кладбище. Кроме того, лучше освободить себя от уборки — перенести её на другой день. Не стоит стирать или гладить, стричься, ходить в баню. На Пасху нужно отпустить старые обиды, быть щедрым. Можно встречаться с родными и христосоваться — целоваться три раза, поздравляя с праздником. Самые необычные и пугающие пасхальные традиции, которые были на Руси Какие пасхальные традиции Главная пасхальная традиция, которая существует уже много лет, — это звон в колокола.
Каждый желающий с благословением старшего священника в храме может зайти на колокольню и позвонить в колокола.
Поступок Марии Магдалины был крайне отважным: Тиберий умел подавлять смуты и знал, что делать с несогласными. Это в его правление распяли Христа. Поэтому подарок простого яичка означал бесстрашное исповедование веры: "Христос Воскресе! Душа народная охотно подхватила обычай, и несет его - сквозь века, сквозь десятилетия атеизма: подарить крашеное яичко, что может быть проще. Но за бытовым поступком прячется и исповедание веры, и проявление милости - главной традиции Светлого Воскресения Христова. Пасха - праздник радости и любви, ведь Христос принял Крестную смерть из любви к нам, людям. Каждый год в своих пасхальных посланиях патриарх Московского и всея Руси Кирилл напоминает о том, что совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему. А проявляться эта любовь должна действенно - помощью тем, кто нуждается. Некогда в России было отдельное явление - пасхальная благотворительность, которая охватывала всех, от самых бедных до семьи Государя Императора.
Широко открывались на дни Пасхи двери домов - не только для друзей и родственников, но и для убогих, для нищих. Им, обездоленным, накрывался праздничный стол, заранее готовились денежные подаяния. Пожадничаешь на Пасху, будешь скупиться да скопидомствовать, не видать тебе Царствия Божьего, и к тебе, грешнику, Господь не будет милостив. Никому и в голову не приходило считать деньги, потраченные на пасхальную благотворительность, потерей. Нет, это было приобретение!
В христианской традиции разрешается умеренное винопитие, так же как и разговляться нужно без каких-то крайностей. Запрет на работу тоже не стоит понимать буквально. Конечно, лучше отложить мирские дела и сосредоточиться на празднике. Не стоит в этот день затевать уборку, посещать баню или парикмахерский салон.
Другое дело, если рабочий график зависит не от вас, и вы вынуждены на Пасху работать. Выполнять свои обязанности в праздник надо добросовестно и ни в коем случае не унывать. Вот этого действительно нельзя делать на Пасху, также как и ругаться с близкими или обижаться на кого-либо. На Пасху не рекомендуется ходить на кладбище, хотя многие покупают искусственные цветы, чтобы посетить могилы своих близких. В храм — нельзя. А на кладбище кресты стоят, можно и помолиться, и с родными встретиться, поздравить с праздником. Хотя по всегда церковным правилам в этот светлый день ходить на кладбище не стоило и совершать панихиду тоже. Вся Церковь — и небесная, и земная — торжествует и ликует, и скорби в сердце христианина места быть не должно. А побывать на кладбище можно и даже нужно на 9-й день после Пасхи, то есть на Радоницу.
Именно в этот день начинается гласное вслух поминовение усопших и совершается первая после Великой среды панихида. Когда лучше освящать куличи? По традиции освящать куличи принято в пасхальную ночь с субботы на воскресенье после Божественной литургии. Но большое количество посетителей и долгая служба могут сделать этот процесс затруднительным для верующих, особенно пожилых.
Тема «Воскресение Христово. Беседы проводит настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира иерей Сергий Шумков.
Встреча от 2 мая 2023 г. Доброго дня! Христос Воскресе! Сегодня мы, как и было заявлено ранее, продолжаем тему Воскресения Христова. Это очень интересно. Наверное, самая интересная тема из всех евангельских тем, потому что ничто не может быть важнее Воскресения Христова.
На эту тему будет несколько лекций. Одна лекция уже состоялась. Естественно, что мы будем повторяться, потому что когда говоришь о Воскресении Христовом, эти темы все пересекаются. В прошлый раз, в основном, я отвечал на вопросы. И это хорошо. Хорошо, что есть много вопросов.
Мне в прошлый раз задали вопрос, на который я сходу не смог ответить. Вопрос звучал так: Какие ученые, исследователи занимались историчностью личности Христа? Я нашел эту книгу, могу ее посоветовать всем для прочтения, хотя эта книга написана не православным исследователем Джошем Макдауэллом. Это интересная книга, будет особенно интересна она тем, кто изучает эти вопросы. Она была издана первый раз в 70-х годах прошлого века и называется «Неоспоримые свидетельства». Есть люди здесь, которые сомневаются в историчности Иисуса Христа?
Книга Джоша Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства» переведена на русский язык в 1987 году в Чикаго. Она попала в Советский Союз и вызвала у читателей огромный интерес. В предисловии второго издания книги в 1991 году Михаил Моргулис написал, что «книги заказывали библиотеки, учебные заведения, пасторы, священники, академики и даже профессиональные начальники по борьбе с религией. В связи с таким интересом книгу решили переиздать». Могу прочитать заключение человека, который действительно тоже искал истину: «Попытавшись доказать, что Писание не исторично и ненадежно, я пришел к выводу о его исторической достоверности.
Если считать ненадежной Библию, то следует отбросить и почти всю литературу древности. Мне постоянно приходится сталкиваться с людьми, которые постоянно пытаются судить светскую литературу по одним меркам, а Библию по другим. Этот подход в корне неправильный. И к светской литературе и религиозной исследователь должен подходить с одинаковыми методами проверки. Эту главу уместно будет завершить словами Вальтера Скотта, который выразил свое благоговение перед Писанием в следующих строках: О сей величественный том! В нем тайна тайн, и чудо в нем.
Блажен, кого сподобил Бог вкусить величье этих строк, Свою познать с бессмертьем связь, Страшась, надеясь и молясь — И горе смертным тем, кто здесь впадал с сомнение или спесь». Я всю книгу полностью не читал, читал только отрывками то, что мне было нужно в моей деятельности. Мы сейчас говорим о Воскресении Христовом. И нам очень важно не доказать, потому что невозможно доказать неверующему человеку, а представить факт, реальный факт, в том числе и доказанный мировыми историками о том, что это было. Первая часть книги говорит об историчности всей Библии, потом Нового Завета, потом уже об Иисусе Христе. И приходит к выводу, что Священное Писание Ветхого и Нового Завета исторично, что на эти книги можно ссылаться как на исторические.
В двух словах поговорим о том, кто говорил об Иисусе Христе из древних нехристианских источников помимо книг Нового Завета и отцов Церкви. Это Корнелий Тацит, ученый, римский историк, который в 112 году был губернатором Азии, родился в 52 году; Лукиан из Самосаты, древнегреческий писатель, сатирик II века, тоже говорил о Христе; Иосиф Хлавий, очень авторитетный и известный историк, который занимался этими вопросами в древности, родился в 37 году от Рождества Христова; Плиний Младший; Тертуллиан; историк Талл, уроженец Самарии; Флегонт, историк I века; Иустин Мученик, сначала еврейский философ, а потом раннехристианский мученик. Еврейские талмуды — свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, тоже подтверждают историчность Иисуса Христа. То есть сами евреи, которые распяли Иисуса Христа, запечатлели в своих талмудах, таких религиозных сборниках старцев как и у нас есть собрания святых отцов , для евреев праведных авторитетных отцов, что Иисус Христос был исторической личностью. Конечно, они обвиняли Его во всех грехах и, в первую очередь, в магии. Они не могли объяснить, как Он делал такие чудеса.
Естественно, что они приводили все к очень простой и древней практике опорочить человека. Если человек тебе не нравится, то скажи про него что-то плохое. О многочисленных светских свидетельствах жизни Христа «Британская энциклопедия» пишет: «Эти независимые друг от друга рассказы доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса, которая впервые подверглась сомнению, причем на весьма шатком основании, лишь в конце XVIII, в течение IXX и в начале XX века». То есть человечество начало сомневаться в Христе только через почти 19 столетий. Благодаря, наверное, научно-техническому прогрессу люди поверили в свои силы, решили, что они такие умные, разбираются в мире и подумали, что они могут жить без Бога. Это, конечно, их право, но практика показала, что не получилось жить без Бога.
Мы говорим о Воскресении Христовом. Мы будем пересекаться с прошлой лекцией. И, может быть, проведем еще одну лекцию, посвященную Евангелию о Воскресении, чтобы сопоставить разных евангелистов. Давайте вспомним, кто говорит о Воскресении Христовом в Новом Завете, какие персонажи. Кто самый первый говорит о Воскресении Христовом? Это апостол Павел.
Апостол Павел в послании к Коринфянам в 15-й главе говорит о Воскресении Христовом. Это 50-е годы после Рождества Христова, апостол Павел впервые говорит о Христе. Ну и четыре евангелиста. Первый говорит Марк в 70-х годах, потом Матфей, Лука и в 90-х годах уже говорит Иоанн. Иоанн был самый молодой из апостолов на момент жизни Иисуса Христа и дожил до 90-х годов после Рождества Христова. Сколько ему было при жизни Иисуса Христа?
Лет 18—20. На момент написания ему было примерно 80 лет. Это был уже достаточно престарелый человек. Интересный момент: евангелисты не читали между собой Евангелий. Только Матфей и Лука знали о Евангелии Марка, они им пользовались, дописывали его. Остальные не знали.
И хотя у них есть разные между собой особенности, которые можно выдать за противоречия, но ключевые моменты они описывают одинаково. Есть такая наука криминалистика, которая говорит о том, что если все свидетели свидетельствуют одно и тоже, слово в слово, то это значит, что они договорились. А если говорят похожие вещи, но по своему, то они независимы между собою. Это говорит как раз о том, что не было сговора между евангелистами. Они писали о Христе свой личный опыт, своим языком, но по-разному. Если мы с вами будем рассказывать про нашу сегодняшнюю встречу, то каждый будет рассказывать своим языком.
И если независимый человек будет читать о том, что мы рассказывали, то он подумает, что мы все были на разных лекциях, потому что каждый увидел и услышал свое, каждый свое представил. И это еще одно доказательство того, что Евангелие исторично, аутентично. Мы уже говорили на прошлой лекции о том, что Христос умер в пятницу. В 3 часа дня с Креста Его сняли, быстро похоронили в новом гробе, высеченном в горе Голгофе. Это был гроб Иосифа Аримафейского, члена Синедриона, который покупал этот гроб для себя, но уверовал в Иисуса Христа и, можно сказать, подарил Ему этот очень дорогостоящий подарок, который по сегодняшним меркам оценивается по стоимости квартиры недешевой. И после этого в этом гробе уже никого нельзя было хоронить, кроме родственников Иисуса Христа.
Могли похоронить Пресвятую Богородицу в этом гробе, но не похоронили. А почему? Потому, что царь еврейский Ирод Агриппа расширил стены Иерусалима, и гора Голгофа вошла в черту города, а в городе нельзя было никого хоронить. Все могилы они очистили. И Богородицу хоронили в другом месте. Она воскресла, поэтому у нас тела Пресвятой Богородицы, к большому сожалению, нет.
Но до сих пор сохранилась Ее одежда, которая также является объектом поклонения христиан. В ту субботу была Пасха, день покоя, никто не мог много передвигаться, перемещаться, делать много шагов. Ко гробу никто не шел, гроб охраняли римские воины, стража. Гроб опечатали, потому что саддукеи, фарисеи и прочие первосвященники еврейские боялись, что ученики украдут тело Иисуса Христа и объявят Его воскресшим. Они поставили римскую стражу, но тем не менее Иисус Христос Воскрес, а стража разбежалась. Мы говорили про жен-мироносиц.
В воскресенье был день жен-мироносиц. Жены-мироносицы зачем шли ко гробу? О том, что мироносицы несли миро для помазывания Иисуса Христа, говорил один только евангелист — Марк. Скорее всего, он не был знаком с еврейской традицией похорон. И, скорее всего, он был не евреем. Он был учеником апостола Петра.
Он пишет об этом, но потом его евангелисты Матфей и Лука поправляют: жены идут посмотреть. Это так называлось: посмотреть гроб. Восемь дней оплакивали гроб. Гроб — это две такие комнатки.
Масленица, Пасха и Родительский день: даты главных православных праздников и постов на 2023 год
Мы видим, что нет. Более этого, есть интересный факт. Ученики Иисуса Христа, видя Его после Воскресения, постоянно сомневаются. Удивительный факт.
Если они все это видели, если все это на их глазах происходило, если они прекрасно знали Иисуса Христа… Они могли его узнавать, могли не узнавать тогда, когда Он этого хотел. А, может быть, не когда Он хотел, а когда они были готовы? Когда Он совершал Евхаристию, то они Его узнавали.
Когда они Его на улице встречали, то они Его не узнавали. В Евангелии от Матфея описано, что когда Он явился, то 11 учеников Иисуса Христа узнали, а остальные не признали. Это интересный факт, что люди сомневались: Христос это или нет.
И только после того, как Он начинал с ними общаться, доказывать, что это Он, рассказывать им, они опять начинали верить. Это было до схождения Святого Духа на апостолов. После того, как сошел Святой Дух на апостолов, они уже ни в чем не сомневались.
Это был аналог нашего Миропомазания. У меня лично никакого сомнения нет, но люди, которые приходят на Исповедь, говорят: «Я сомневаюсь». Это интересный факт.
Казалось бы, у человека все есть для веры, Господь ему все дает, а человек до конца сомневается, на протяжении всей своей жизни может сомневаться. Итак, на третий день идут жены-мироносицы, чтобы посмотреть Тело. Мы видим, что Марк ошибается.
Они идут не помазывать. Они идут рано утром и рассуждают о том, кто им отвалит камень от гроба. Это запечатлено во всех четырех Евангелиях.
Они идут ко Христу и думают о таких бытовых вещах, рассуждают чисто по-женски. Женщины физически не могли отвалить этот здоровенный камень. Кто смотрел фильм «Восставший»?
Там как раз очень хорошо реконструирован момент этих событий. Вопрос: — А почему Христос первым явился женщинам? Они первые пошли ко гробу.
Это чисто женский характер. Они настолько любили Христа, Его настолько не хватало им. Они ничем не рисковали.
Апостолов могли схватить, их искали. А к женщинам как относились? Прогнали бы их.
Женщины приходят, а гроб открыт, никого нет, ангел им говорит, что Его нет, Он Воскрес. И они не поверили ангелу, пошли и сомневались. Потом приходят к апостолам, им говорят.
Но апостолы не верят. Бегут туда, видят тоже, что и женщины, но не верят. Если бы это была сказка, то можно было бы сказать, что люди в древности были примитивные.
Им бы тогда сказали, что Христос воскрес, они бы все поверили. Постоянные сомнения. Сначала одни узнали, потом другие узнали, а вечером уже Христос явился лично женщинам.
Женщины подумали, что это виноградарь, спросили: ты украл тело нашего Учителя? Иисус сказал: «Мария». И та узнала Его.
Что происходило в этот момент в головах, в сердцах? Что со Христом происходило физически? Это интересная тайна, на которую у нас нет явного ответа.
Исторического исследования мы тоже сейчас произвести уже не можем. Жены-мироносицы первые пошли ко Христу, проявили смелость. Это были ученицы Иисуса Христа, что было необычно для евреев.
Тем самым Христос показывает важность женщин в истории Церкви, в истории жизни, в Своей божественной истории. Почему не поверили женщинам? Потому что женщины не могли свидетельствовать в суде, права у женщин были равны правам детей и рабов, они по городу не могли даже самостоятельно передвигаться без мужа или без отца если незамужняя.
Христос является женщинам. Они идут и рассказывают, а им никто не верит. Что еще интересного?
Вечером Он является. Преимущественно Он являлся по воскресениям, в первый день после субботы, всегда совершал Евхаристию. Преломлял Хлеб, после чего они узнавали Его.
Во вторую неделю Он появился вместе с Филиппом, а на 40-й день вознесся. Одновременно Христос являлся пишут так евангелисты до 500 человек. Где эти люди могли собраться?
Концертных залов не было. Архитектура была примитивная в Израиле, дворцов, храмов не было, как в Риме. Поэтому где они могли собираться?
Скорее всего, там, где и проповедовал Христос. На берегу Галилейского озера, которое называли тогда евреи морем. Где-то в горах Он мог явиться или на другом открытом пространстве.
Взаимосвязь между Ветхозаветной и Новозаветной Пасхой. Как мы знаем, ветхозаветное время было периодом приготовления еврейского народа к пришествию Мессии. Само слово Пасха что значит?
Наше русское слово «воскресение» передает самое точное значение этого слова. Знаете, что такое «воскресение»? От какого слова?
От слова «кресало». Кресало — это то, из чего выбивают огонь. То есть это оживление, из ничего появляется жизнь, дуновение новой жизни.
Воскресение — это чисто русское слово. Если взять греческий аналог, то это anesti, то есть «восставший». Встал из гроба или встал с постели.
Есть еще греческое слово, которое означает «проснувшийся» или «восставший». А русский язык дает определение оживления. Что это значит?
Кто помнит? Когда еврейский народ был в египетском плену, то Моисей пытался вызволить из плена еврейский народ. Господь посылал наказания египтянам.
Последним было наказание — умерщвление всех первенцев. Помните такое? Это Ветхий Завет.
И евреи, чтобы у них не умерли первенцы, дети их, на косяках своих дверей кровью заколотых агнцев ягнят, барашков сделали пометки, указав таким образом, что здесь живут евреи. И ангел смерти прошел мимо этих еврейских домов и поразил там, где не было этой пометки. После этого египетский фараон отпустил народ еврейский.
Они вышли. И только они дошли и стали переходить Красное Чермное море, как фараон одумался и пошел за ними, там и потонул. А евреи перешли аравийский полуостров и ходили по пустыне 40 лет.
И евреи, когда получили обетованную землю, постоянно праздновали этот праздник в память об освобождении из египетского плена. Какие еще аналогии с ветхозаветной пасхой? Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью.
А новозаветная пасха — это распятие на кресте Агнца, кровью Которого спасаются новозаветные первенцы — христиане. Агнец Божий — это Христос.
Именно этому предстоящему празднику была посвящена встреча благочинного Северного благочиния - настоятеля храма благоверного князя Димитрия Солунского иерея Дионисия Смирнова с подопечными Комплексного центра социального обслуживания населения по Металлургическому району. Священник рассказал о том, что праздник Пасхи празднуется уже более 2000 лет и сегодня каждый верующий может приобщиться к нему. Для того, чтобы торжество не прошло мимо нас, необходимо понимать смысл праздника, стремиться стать участником богослужения, а не сторонним наблюдателем.
Известно, что Страстная седмица не входит в число дней Великого поста. Почему она стоит особняком?
Она выделяется тематически, потому что богослужения этой недели непосредственно погружают верующих в события последних дней жизни Иисуса Христа. Церковь направляет все свое внимание на образ Самого Спасителя. При этом в первые три дня Страстной седмицы все еще звучат покаянные мотивы. Но в последние три дня Церковь отменяет земные поклоны, потому что теперь перед нами Господь, идущий на страдания и смерть. С древности в Римской Церкви вторую половину Страстной седмицы даже называли особенным образом — «Священным Триденствием». Вообще, в первые века христиане воспринимали Пасху двояко: и как день Воскресения Христа, и как воспоминание Его страданий. Уже тогда христиане стали особенным образом готовиться к этому событию, налагая на себя пост.
Поначалу он составлял несколько дней, а уже к IV веку увеличился до шести недель. Каков, в таком случае, богослужебный смысл первых трех дней Страстной седмицы? Они сосредоточены на ожидании Второго пришествия Спасителя в мир. Литургическая тема этих дней — притчи эсхатологического содержания: притча о талантах, о десяти девах и о неверных виноградарях. Так Церковь, с одной стороны, следует евангельским событиям, а с другой — вновь открывает верующим Царство Небесное, которое дарует Христос всем, кто последовал и последует за Ним. В эти дни Господь в последний раз беседовал со Своими учениками, вновь указывая им на то, ради чего Он пришел в мир, ради чего идет на смерть. Интересно, что по наиболее строгому монастырскому уставу в первые три дня за богослужением полагается прочитывать все Евангелие.
Все внимание мирян перед решающими событиями Жертвы сосредотачивалось на самом главном, на том, ради чего пришел Спаситель, на Его проповеди, чудесах, на Его богочеловеческой Личности. В наши дни, ради верующих, понимая их повседневные заботы и чтобы не утруждать их слишком длинными богослужениями, было решено прочитывать все Евангелие в течение Великого Поста. Известно, что в первые три дня Страстной седмицы служится литургия Преждеосвященных Даров. Для чего вообще эта литургия была введена? И почему так получилось, что она служится все первые три дня Страстной седмицы, тогда как в период самого Великого поста она, за некоторыми исключениями, совершается только в среду и пятницу? Уже в раннюю эпоху христианства в Церкви сложилась традиция, согласно которой в будни Великого поста не полагалось совершение полной литургии. Дело в том, что сама литургия всегда сопряжена с радостью Воскресения Христова, которая заключена в Евхаристическом общении.
Великий же пост — время покаяния, скорби о себе, о своих грехах. В такое время радость литургии не является уместной. Поэтому она отменяется в будни и вместо нее служится неполная литургия, где Дары уже освящены. Фото Юлии Маковейчук Для чего такая служба была введена? Для самих верующих. Для того чтобы христиане могли оставаться с Богом. Ведь Причастие и есть самое близкое с Ним единение, и без этого единения человек скоро зачахнет в унынии.
В Великий пост уныния быть не должно. Наоборот, человек призван все больше и больше приближаться к Богу. И как наше тело не может жить без пищи, так же и душа не может жить без пищи духовной. Относительно же совершения литургии Преждеосвященных Даров во все первые три дня Страстной седмицы — здесь нужно обратиться к некоторым особенностям разных традиций. Так, в константинопольской традиции в дни Великого поста эта неполная литургия совершалась во все будние дни, не только в среду и пятницу. Сама же Страстная седмица сохранила в себе множество следов именно константинопольской традиции. Возможно, именно поэтому все первые три дня последней недели перед Пасхой совершается литургия Преждеосвященных Даров.
В чем проявляется уникальность богослужений этой недели? В том, что символизм богослужений Страстной седмицы приобретает максимальную конкретность. Церковь, например, поет «Днесь висит на Древе» — то есть прямо сейчас висит, в храме, перед верующими. Время богослужения — это время тех страшных дней. В этой простоте, в этой конкретике ясно раскрывается вся скорбь происходящего. Через все богослужения этой недели проходит также еще одна очень важная мысль — о непосредственном соучастии христианина в событиях Страстной седмицы. В эти дни Церковь старается поставить верующего в положение участника, зрителя того, что происходило почти 2000 лет назад.
Например, уже в Великий Четверг, после литургии в кафедральных соборах совершается действо, которое называется «Чин омовения ног». Оно включено в саму литургию.
Накануне он воскресил умершего Лазаря, и люди вышли навстречу Спасителю, встречая его как царя — с пальмовыми ветвями. Поэтому в западной церкви этот день именуется Пальмовым воскресеньем. Однако православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим как Вербное воскресенье. В нашей стране именно это дерево является символом пробуждения к новой жизни, потому что первое оживает после зимы. В некоторых других странах также нашли замену пальме: в Италии праздник встречают с веточками оливковых деревьев, во Франции используют самшит, розмарин и лавр. По традиции распустившиеся веточки вербы освящают на вечерней службе накануне праздника. Некоторые хранят их потом весь год, полагая, что они излечивают от болезней, охраняют дом и отгоняют нечистую силу. Поскольку праздник приходится на пост, нельзя есть мясо, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечку.
В этот день к постному меню можно добавить рыбу и вино. Накануне праздника, в Лазареву субботу, вместо рыбы можно есть икру. Что можно и нельзя делать на Страстной неделе? В это время соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи. На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения. Особенное значение имеют последние три дня перед Пасхой.
Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника
Пасха 2024 — когда празднуют, суть праздника и важные традиции | То есть христианская Пасха, Светлое Воскресение Христово, должно приходиться на воскресный день и после Пасхи Ветхозаветной (иудейской), которую Иисус отмечал в Свои последние дни земной жизни. |
Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника | Пасха это главный христианский праздник, в этот день вспоминают чудо воскресения Иисуса Христа. По данным ВЦИОМ, в 2023-м более половины россиян (54% опрошенных) собирались в Светлое Христово. |
Традиции и обычаи Пасхи | Итак, что собою представляют богослужения каждого дня недели перед Пасхой? |
ПАСХА - самый главный праздник года | 5 мая 2024 года православные верующие будут отмечать Пасху, или Светлое Христово Воскресение – он считается самым древним христианским праздником. |
Пасхалия на 2000 - 2030 годы по новому стилю | Пасха, или Воскресение Христово, самый главный и важный христианский праздник. |
С Новым годом и Рождеством!
Глубокая связь мифа о Христе с древнеегипетским мифом об Осирисе появляется во многих обрядах церковных таинств, особенно в таком значительном, как весенний праздник воскресения Христова пасха. один из древнейших христианских праздников, который символизирует победу жизни над смертью, это главное событие церковного ный календарь на апрель 2023 года: праздники, посты, приметы. Так как этот день приходился на еврейскую пасху, то, когда соблюдение еврейских праздников прекратилось у христиан, последние легко могли прийти к мысли освящать постом именно день еврейской пасхи в воспоминание смерти Христовой.
С Новым годом и Рождеством!
Кулич — это символ того хлеба, который и мы, современные христиане, оставляем для Христа. Некоторые пасхальные традиции, в свою очередь, не несут какого-то особого христианского смысла. Так, например, обычай разбивать яйца друг об друга при встрече на Пасху — это уже светская традиция. Тем не менее Церковь не запрещает так поздравлять друг друга и радоваться Воскресению Христову. Многие утверждают, что христиане просто приняли языческие обряды, так как некоторые традиции и обычаи Пасхи напоминают языческие обряды. В действительности христианские праздники и христианская идеология не имеет с ними ничего общего. Считается, что язычники встречали весну и красили яйца в честь бога солнца, у язычников было множество других богов, в то время как у христиан Бог Един — Иисус Христос.
Тем не менее у современных историков не так много сведений о том, как практиковалось язычество до принятия христианства, и все свидетельства о подобных традициях относятся к уже христианским временам. Поэтому вполне возможно, что язычники переняли христианскую традицию, а не наоборот. В любом случае современная Церковь отрицает любую принадлежность к язычеству и языческим традициям. Читайте также — Пасха страданий Пасха в других конфессиях Католическая Пасха и Пасха у традиционных протестантов лютеран отмечается в другой день — по григорианскому календарю. Но традиции и обычаи для всех христиан остаются общими, потому что радость Воскресения Христа едина для всех конфессий. Пасха в 2024 году у католиков отмечается 31 марта.
Традиции и обычаи Пасхи отличаются только в разных странах. В Германии Пасха — государственный праздник, у детей также каникулы в школе. Друг другу дарят не только традиционные крашеные яйца, но и пасхальных зайцев. Эта традиция пришла еще в XVI веке. Дети, как правило, находят крашеные яйца на Пасху у себя в саду. Рядом ставят шоколадного или игрушечного зайца, который «принес» их детям.
Белая шерстка зайца — символ непорочности и чистоты. Италия — очень религиозная страна. Главные праздники — Рождество и Пасха. Здесь чаще всего дарят друг другу шоколадные яйца. Итальянцы на Пасху готовят не куличи, а коломбы. Коломба в переводе — «голубка».
Готовится она из муки, сахара, цукатов на дрожжевом тесте. До Пасхи верующие итальянцы также соблюдают Великий пост.
В церковной традиции так называют небольшой гимн, в котором отражен главный смысл того или иного праздника. Тропарь первых трех дней Страстной седмицы — «Се Жених грядет в полунощи».
В нем обыгран сюжет притчи о десяти девах, которые по-разному встретили жениха. Он учит нас быть всегда трезвыми, бодрыми и готовыми к встрече с Христом. Пост в первой половине Страстной седмице предписан строжайший. Естественно, в наше время любые подвиги нужно оговаривать с духовником, смотря по силам и состоянию здоровья.
А в древности в понедельник, вторник и среду не ели ничего. Не кушали также и в пятницу. Зато в четверг и в субботу допускалось послабление — горячая пища с маслом. Итак, что собою представляют богослужения каждого дня недели перед Пасхой?
Рассмотрим их кратко. Литургия Преждеосвященных Даров. Главный мотив всех богослужебных текстов этого дня — личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. В понедельник Церковь вспоминает о ветхозаветном патриархе Иосифе, которого жадные братья продали в рабство и который издревле считали прообразом страдающего Иисуса.
В храме также читается евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Из притч Спасителя особо вспоминаются истории о двух сыновьях и о злых виноградарях. В последнем отрывке злые виноградари — это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.
На Литургии особое место занимает чтения Евангелия, в котором приводятся слова Христа о будущем всего мира и о Его втором пришествии. Кроме Евангелия также читаются отрывки из Ветхого Завета. Главное место занимает начало книги Иова. Цитаты из этого древнего священного текста слышатся в храме почти всю Страстную седмицу, и это неслучайно.
Иов считается самым совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. А еще перенесенные им страдания во многом являются прообразом страданий Господа. Общая схема служб Великого вторника — такая же, как и в понедельник.
Пасхальная неделя в 2024 году В 2024 году Пасхальная неделя начнется 5 мая — на Пасху — и закончится 12 мая — на Красную горку. Расскажем подробно о днях пасхальной недели: Светлый "Поливальный", "Мокрый" понедельник В первый день Пасхальной недели принято встречаться с родными и близкими, обмениваясь куличами и крашеными яйцами, принимать гостей. А "Мокрым" его прозвали из-за того, что девушки дарили своим возлюбленным яйца-крашенки, а те, в свою очередь, водили их к воде и обливали, чтобы любимая была красивой и здоровой. Было принято, что службы в храме в светлый вторник посещают только женщины, а мужчины в это время помогают по хозяйству и управляются с детьми. Светлая среда "Хороводница", "Градовая" Девушки собирались группами и водили хороводы, пели песни, устраивали различные забавы и игры.
Помимо этого, считалось, что если посадить саженцы в этот день, то рассада может погибнуть из-за града. Особенно важна среда для незамужних девушек. Они просят Бога о хорошем муже и семье. Также в этот день вспоминали умерших, но ни в коем случае нельзя было скорбеть. Для них оставляли открытыми двери, вывешивали полотенца на окна, чтобы усопшие могли навестить родных. Именно поэтому день называется "навским". Не постятся. Светлая пятница Прощеный день Вспоминают и почитают икону Божией Матери "Живоносный источник", освящают воду, которой верующие могут окроплять огороды, чтобы собрать в будущем хороший урожай.
Принято отпускать обиды и прощать. Светлая суббота В храмах раздавали особый хлеб — артос.
Слово "Пасха" от еврейского "песах" означает "перехождение, избавление". Празднование ветхозаветной Пасхи было установлено в память об избавлении евреев от египетского рабства. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, в ряду всех христианских праздников есть высочайший, радостнейший праздников праздник и торжество торжеств. На третий день после погребения, ранним утром в воскресенье Иисус Христос воскрес из мертвых.
При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел Ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело. Тогда же несколько женщин Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, мать сыновей Зеведеевых, Иоанна, Сусанна, Мария Клеопова, Марфа, именуемые женами-мироносицами пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса.
Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: "Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал". Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь.
В Домостроительстве спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти Своей сошел во ад, "яко восхоте", ниспровергнул смерть, "яко Бог и Владыка". Воскрес тридневен и с Собой воскресил Адама и весь человеческий род от адамовых уз и тления.
Что можно и чего нельзя делать на Пасху: отвечает священник
Тропарь Воскресения Христова «Христос воскресе из мертвых» — пожалуй, самый известный христианский гимн, троекратно поется в течение всей ночной службы всеми верующими. Пасха (Светлое Христово Воскресение), которая в 2024-м выпала на 5 мая, — древнейший христианский праздник, очень важный. Пасха — главный христианский праздник, когда верующие славят чудо Воскресения Иисуса Христа. Почти каждый день в православном календаре отмечен церковным праздником, в том числе днем памяти одного или сразу нескольких святых, однако есть важнейшие события для верующих — Пасха, Рождество. Это связано с тем, что Пасха в христианском православном мире является праздником праздников и торжеством из торжеств. Светлое Христово Воскресение в этом году отмечается 5 мая. Страстная неделя считается последней неделей Великого поста и предшествует празднованию Пасхи — главного христианского праздника.
Самое читаемое
- Священник рассказал пенсионерам о празднике Пасхи Христовой
- Пасха 2024. Какого числа будет, что нельзя делать и почему красят яйца | АиФ Новосибирск
- Прощение и милость
- Какой сегодня церковный праздник
Пасха. Светлое Христово Воскресение
Весной верующие отмечают несколько православных праздников. На какие числа в 2024 году придутся Вербное Воскресенье, Чистый четверг и Пасха – в справке РИА Томск. Песах или еврейская Пасха — 2024: традиции и запреты иудейского праздника. ФАС предостерегла продавцов от повышения цен на куриные яйца перед Пасхой. Песах или еврейская Пасха — 2024: традиции и запреты иудейского праздника. ФАС предостерегла продавцов от повышения цен на куриные яйца перед Пасхой. Весной верующие отмечают несколько православных праздников. На какие числа в 2024 году придутся Вербное Воскресенье, Чистый четверг и Пасха – в справке РИА Томск. После того как Христос претерпел страдания и воскрес, этот праздник стал для веровавших в Него Пасхой Господней.
Воскресение Христово: история и духовный смысл Пасхи
- Какой сегодня праздник по церковному календарю 2024 - церковный православный календарь на год
- История праздника
- Пасха 2024 | Предание.ру - православный портал
- ПАСХА или ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ?
- Православная Пасха 2024
- Почему в Страстную Пятницу не совершается литургия?
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года
Яйцо в мировоззрении древних народов еще задолго до Рождества Христова символизировало Вселенную. Плутарх возвеличивал яйцо, считая его творцом всей природы. В христианстве яйцо приобрело новое значение. Император усомнился в этом: - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным! И в тот же момент белое яйцо стало алым. Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира. Весь вечер Великого Четверга и в Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли куличи и делали пасху, а затем освящали их. Весь народ торжественно готовился к Святому дню.
О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни глаголя: проповедите апостолом. Слава, и ныне: Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Благодатный огонь Чудо схождения Благодатного огня, или Святого Света, как его еще называют, происходит каждый год в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Первые письменные свидетельства очевидцев о появлении Святого Света относятся к IX веку. Чудо совершается в Иерусалиме в храме Воскресения. По преданию, он был построен на месте горы Голгофы, где был распят Спаситель, и гроба Господня — пещеры, в которой Он был погребен и где Ангелы явились Женам-мироносицам, чтобы возвестить, что Христос воскрес. Построили храм в IV веке император Константин и его мать, царица Елена. Благодатный огонь выносят на особом богослужении из Кувуклии. Это часовня внутри храма Воскресения, в которой находится Гроб Господень. В церемонии схождения Благодатного огня участвуют представители нескольких поместных православных Церквей: Иерусалимской православной церкви Греко-православный патриархат Иерусалима , Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, Коптской и Сирийской церквей. Греческий Патриарх молится на Гробе Господнем о чуде, иногда его молитва продолжается очень долго. Именно он передает сошедший огонь другим патриархам, а затем огонь разносят по храму. Фото Юрия Курбатова Православные христиане приезжают на службу со всего мира, с замиранием сердца ждут: свершится ли чудо в этот год? В руках люди держат связанные снопы свечей — 33 свечи, по числу земных лет Спасителя. Когда огонь выносят, так называемые «скороходы» быстро распространяют его по всему храму — от свечи к свече. Очевидцы схождения Благодатного огня говорят, что первые минуты после чуда он не жжется, некоторые верующие умывают им лицо в знак радости о предстоящей Пасхе. В храм Воскресения ежегодно приезжают до 15 тысяч верующих. Не всем хватает места внутри храма, и многие ждут чуда около его стен. Служба транслируется в прямом эфире на телеканалах многих стран, в том числе и России. Существует традиция приносить Благодатный огонь из Иерусалима в разные страны. В 1992 года впервые после почти 80-летнего перерыва его доставили на русскую землю. С тех пор каждый год его везут на самолете из Израиля в Москву, а затем передают в российские города. Что такое артос Фото Юлии Маковейчук В православных церквях на Пасху освящается особый квасной хлеб — артос, или просфора всецелая. Исторически те, кто не мог причаститься в храме в день Христова Воскресения, могли ощутить единство с общиной, вкусив этот хлеб. На артосе изображают крест, на котором есть только терновый венец, но нет Распятого Спасителя. Это знамение победы Христовой над смертью. В современные дни артос раздают верующим в субботу Светлой седмицы, чтобы те хранили его дома в течение всего года. В особых случаях его можно использовать в качестве антидора. Дословно с греческого языка это слово переводится как «вместо Причастия». Артос вкушают натощак при болезнях. Пасха в других странах В Сербии, как и в России, был распространен обычай «христования» - приветствия на Пасху, когда люди трижды целовали друг друга говорили: «Христос воскресе!
Он символизирует победу жизни над смертью и традиционно считается важнейшей датой в православном календаре. История не донесла до нас точной даты Воскресения Господа, мы знаем лишь, что это было весной, когда иудеи праздновали Песах. Однако христиане не могли не отмечать столь великое событие, поэтому в 325 году на первом Вселенском соборе в Никее был решен вопрос с датой Пасхи. По постановлению собора, праздноваться она должна была в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, по истечению полной недели со времени ветхозаветной иудейской Пасхи. Таким образом, христианская Пасха является праздником «передвижным» — в рамках временного периода с 22 марта по 25 апреля с 4 апреля по 8 мая по новому стилю. При этом дата торжества у католиков и православных, как правило, не совпадает. В их определении существуют расхождения, которые возникли еще в XVI столетии после введения григорианского календаря. Однако схождение Благодатного Огня именно в день Православной Пасхи говорит о том, что Никейский собор принял правильное решение. Подготовку к Пасхе православные верующие начинают за семь недель до Светлого Христова Воскресения, вступая в Великий пост. Само Воскресение Христово на Руси всегда встречали в храме. Богослужение начинается раньше полуночи, а примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня. Главные блюда пасхального стола: крашеные куриные яйца — один из элементов пасхальной трапезы, символ возрожденной жизни. Ещё одно блюдо называется так же, как и праздник — пасха. Это творожное лакомство, приправленное изюмом, курагой или цукатами, подаваемое на стол в виде пирамиды, украшенной буквами «ХВ». Такая форма обуславливается памятью о Гробе Господнем, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Третий застольный вестник праздника — кулич, своеобразный символ торжества христиан и их близости со Спасителем. Перед тем как приступить к разговению, все эти яства принято освящать в храмах в течение Великой Субботы и во время пасхального богослужения. Пасха — самый главный, самый радостный, самый светлый праздник в христианстве. В преддверии праздника в библиотеках Ростова пройдет ряд мероприятий, в ходе которых специалисты библиотек расскажут об истории и традициях этого праздника подготовка к празднику, застолье и многое другое. Для всех желающих будут проведены различные мастер-классы. Мастер-класс «Красочный шоппер» техника роспись по ткани пройдет в Детской библиотеке имени К. В ходе мероприятия ребятам представится возможность из неприметного аксессуара - сумки сделать настоящий шедевр, создающий весеннее пасхальное настроение и притягивающий к себе внимание своей неповторимостью. Консультировать по росписи будет педагог Детской художественной школы имени Чиненовых города Ростова-на-Дону. Пасха — самый ожидаемый, самый радостный день в году для всех христиан. Мастерить поделки к Пасхе своими руками — традиция давняя. Это не просто рукоделие, в самодельных пасхальных сувенирах выражается жизнеутверждающая суть Светлого Праздника.
И ныне: Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы Богоблагодатная чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вина, восприяла еси, Богомати Всенепорочная. Песнь 3 Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся. Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается. Слава: На нетленную жизнь прихожду днесь благостию рождшагося из Тебе, Чистая, и всем концем свет облиставшаго. И ныне: Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, и Сего яко Бога Пречистая возвеличай. Ипакои, глас 4-й Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены. Тецыте и миру проповедите, яко воста Господь умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. Песнь 4 На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен. Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же, агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен, совершен речеся. Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия солнце. Богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся Божественне, яко воскресе Христос, яко Всесилен. Слава: Создавый Адама, Твоего праотца, Чистая, зиждется от Тебе, и смертное жилище разори Своею смертию днесь, и озари вся божественными блистаньми воскресения. И ныне: Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со апостолы радующися, Того прославляй. Песнь 5 Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды солнце, всем жизнь возсияюща. Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную. Приступим свещеноснии исходящу Христу из гроба яко Жениху, и спразднуим любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную. Слава: Просвещается божественными лучами и живоносными воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание. И ныне: Не разверзл еси врата девства в воплощении, гроба не разрушил еси печатей, Царю создания: отонудуже воскресшаго Тя зрящи Мати, радовашеся. Песнь 6 Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба. Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райские двери. Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привед Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба. Слава: Возведеся древле держимое смертию и тлением, воплотившимся от Твоего пречистаго чрева, к нетленней и присносущней жизни, Богородице Дево. И ныне: Сниде в преисподняя земли, в ложесна Твоя, Чистая, сшедый, и вселивыйся и воплотивыйся паче ума, и воздвиже с Собою Адама, воскрес от гроба. Кондак, глас 8-й Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. Икос Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: О другини! Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и плачим и возопиим: О Владыко, востани, падшим подаяй воскресение. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Трижды Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. Трижды Песнь 7 Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен. Жены с миры богомудрыя вслед Тебе течаху: Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующияся живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша. Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго Благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.
16 апреля – Пасха. Светлое Христово Воскресение
Пасха для православных россиян – один из главных праздников в году, знаменующий Воскресение Иисуса Христа. Пасха — один из важнейших праздников у христиан в честь воскресения Иисуса Христа. В 2023 году Пасха выпадает на 16 апреля. Православные по всему миру будут отмечать главный христианский праздник, установленный в память о воскрешении Иисуса Христа. Отдание праздника Рождества Христова, день преподобной Мелании Римляныни, Святки 8 день.