Новости линия обороны ленинграда во время блокады карта

Лекция «Ленинград в кольце блокады» продолжает цикл лекций, посвященных обороне Ленинграда в рамках проекта. Проект посвящен обороне Ленинграда в начале Великой Отечественной войны 1941 года. Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда. Онлайн » Карты» Линия обороны ленинграда во время блокады карта.

Карты-схемы Ленинградского Фронта

Мерецкова соответственно предстояло атаковать сильно укрепленный шлиссельбургско-синявинский район, который обороняли пять дивизий 18-ой армии группа армий «Север» под командованием Г. Общая численность соединенной ударной группировки РККА достигала 303 тысяч солдат и офицеров. Ее превосходство над противником в живой силе достигало четырех с половиной раз, в артиллерии — семи, в авиации — двух, по количеству танков — десяти раз. Сражение на шлиссельбургском выступе началось ночью с 11 на 12 января. Авиацией Волховского фронта и 13-ой воздушной армии Ленинградского фронта был нанесен массированный бомбовый удар на участке прорыва. Через 2 часа 20 минут 67-я армия со стороны Невы, а несколько ранее подразделения второй ударной и восьмой армий Волховского фронта перешли в наступление. Пехота продвигалась медленно и неравномерно. За два дня боев расстояние между группировками, движущимися навстречу друг другу, сократилось до двух километров. В тот же день был освобожден Шлиссельбург и очищена от неприятеля территория южного побережья Ладоги. Ширина сухопутного коридора составила на различных участках от 8 до 10 километров. Связь с "Большой землей" была восстановлена.

Ее части, преодолев по льду Неву, захватили первые траншеи противника и стали продвигаться в глубь его обороны. Успешно действовала и 268-я стрелковая дивизия полковника С. Борщева , которая также вышла на левый берег Невы и выбила противника из 2-го Городка. Однако на правом фланге 67-й армии противнику удалось плотным артиллерийско-минометным огнем остановить 45-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Сложная обстановка сложилась на левом фланге армии, где наступала 86-я стрелковая дивизия. Один из ее полков преодолел Неву, а два других залегли под огнем противника на льду реки.

К исходу дня войска 67-й армии сумели вклиниться в оборону противника на глубину до 3 км. Котик, Н. Кутузов, В. Селезнев, Л. Кабачек, Ю. Гариков, К.

Молтенинов, Ф. Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда пятой за 1,5 года попытке прорыва блокады — операции «Искра». Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл. На Волховском фронте продвижение частей 2-й ударной армии было медленным и неравномерным. Одновременно в наступление перешли и правофланговые соединения 8-й армии. Части 327-й стрелковой дивизии после упорного боя овладели сильно укрепленным узлом сопротивления — рощей Круглая.

Противник, стремясь не допустить прорыва обороны, принял меры по ее усилению. В район севернее Синявино 13 января были переброшены части 61, 69 и 5-й пехотных дивизий. В районе Московской Дубровки вражеское командование провело несколько контратак с целью пробиться к Неве и отрезать наступающую группировку 67-й армии. В полосе 2-й ударной армии генерал Романовский утром 13 января ввел из второго эшелона в сражение 18-ю и 71-ю стрелковые дивизии и 98-ю танковую бригаду. Наиболее тяжелые бои развернулись в районе Шлиссельбурга, где наступали части 86-й стрелковой дивизии полковника В. Трубачева и подразделения 34-й отдельной лыжной бригады подполковника Я.

Эта бригада сумела занять восточную часть города, выйти к Старо-Ладожскому каналу и отрезать противнику пути отхода из Шлиссельбурга. К исходу дня 14 января войска Волховского и Ленинградского фронтов находились всего в двух километрах друг от друга. Части противника, оборонявшие Липки и Шлиссельбург, оказались, по существу, изолированными от своих сил, находившихся в районах 1-го и 2-го Городков, Синявина и в лесу юго-восточнее от него. По решению командующего 2-й ударной армией генерала Романовского были приняты меры по расширению прорыва в сторону флангов. К его окраине к исходу дня вышла 18-я стрелковая дивизия, поддержанная 16-й танковой бригадой. Противник, пытаясь не допустить соединения частей 67-й и 2-й ударной армий, спешно перебросил с юга 21-ю пехотную дивизию и дивизию СС «Полицай», которые с ходу вступили в бой.

Однако остановить советские войска врагу не удалось. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады был освобождён Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера. Жуков, — с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! В 3-х т.

Встреча войск Ленинградского и Волховского фронтов у Ропши 18 января Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги южнее Ладожского озера. Всего за 19 суток от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена железнодорожная ветка протяженностью 33 км. В районе города в условиях постоянных налетов авиации противника железнодорожные войска и специальные формирования наркомата путей сообщения развернули сооружение временного железнодорожного моста длиной в 845 м. Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В город усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов. Тем временем ударные группировки Волховского и Ленинградского фронтов продолжили наступление.

Левый фланг и центр оперативного построения 2-й ударной армии был повернут на юго-запад — на Синявинские высоты, а части правого фланга совместно с войсками 67-й армии Ленинградского фронта продолжали добивать врага в Рабочих Поселках и на побережье Ладожского озера. Нева и Кировской железной дороги. По предварительным расчетам, операция начнется 26 января. К этому времени предполагаем закончить с противником в районе Синявино и выйти на р. Подробный план действий мною будет Вам доложен по прибытии в Москву. Части Леонидова и Афанасьева после прорыва закрепились на занятых рубежах, производят перегруппировку в южном направлении и с 12 часов 20 января начали наступление на юг.

Для проведения операции Леонидову и Афанасьеву нужны боеприпасы. Прошу обязать Яковлева срочно подать фронтам мины и снаряды в количествах по моему указанию» цит.

Составлена участником Таллинского перехода капитаном 1 ранга в отставке В. Макеевым 2. Отражение силами армии и флота наступления войск противника на Ленинград в сентябре 1941 г. Наступательные операции советских войск на северо-западном направлении. Сентябрь 1941 — ноябрь 1942 гг.

Однако были остановлены немцами недалеко от Невы. У южного побережья Ладожского озера образовался узкий коридор шириной примерно 12 км, который так и не смогли преодолеть советские войска. В сентябре 1942 года была сделана новая попытка прорвать коридор, но и она окончилась неудачей. И только 18 - 23 января 1943 года в ходе операции "Искра" нашим удалось пробить коридор и освободить узкую полоску вдоль берега озера, которая позволила за две недели проложить железную дорогу от Шлиссельбурга Петрокрепость до станции Поляны к железной дороге, ведущей на Волхов.

Мифы истории СССР: А была ли блокада Ленинграда?

Урицк, 16 сентября 1942 г. Планировка района — такая. Какой она выглядит на снимке, - сложилась в 1930-е гг. После войны восстановлены были только отдельные здания вблизи станции Лигово, от планировки северной части Урицка не сохранилось ничего. Урицк был занят немецкими войсками 19 сентября 1941 г.

После упорных боёв линия фронта стабилизировалась вдоль восточной окраины Урицка, по р. Вдоль рек Ивановка и Дудергофка, за пределами строений Урицка, немцы устроили узел обороны со множеством трашей и огневых точек. В июле-августе 1942 года Урицкий участок фронта стал театром боевых действий Старо-Пановской операции, в результате которой немецким инженерным сооружениям был нанесён значительный ущерб. Петро-Славянка, 16 сентября 1942 г.

На этом снимке отображён этап процесса строительства оборонительных сооружений: ров слева внизу строится параллельно линии фронта, новое строительство идентифицируется по брустверам — где-то они уже выкинуты и выделяются светлыми пятнами на тёмной траве, где-то пока нет. Западнее левее рав — множество окопов и ходов сообщения между ними. Северная часть Невского района. Планы 1930-х предполагали значительные изменения в планировке этой части города, однако в довоенные годы их удалось реализовать в минимальном объёме.

Левобережная часть района в целом сохраняет планировку петербургских предместий начала ХХ века, с вкраплением отдельных предвоенных новостроек — Палевского жилмассива и жилмассива на улице Ткачей. Агафоновская улица — будущая улица Седова — в конце 1930-х гг. Отдельные зенитно-артиллерийские комплексы угадываются около отдельных предприятий и на их территориях. Вдоль полотна железной дороги на правом берегу Невы сооружается противотанковый ров.

Володарский мост и Весёлый посёлок, 16 сентября 1942 г. Относительно не пострадавшая от обстрелов и бомбёжек часть города. Количество оборонительных сооружений — незначительно по сравнению с другими участками. На правом берегу Невы — большое количество огородов.

В целях ликвидации последствий голодной зимы и увеличения запасов продовольствия в марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета принял постановление «О развитии индивидуального огородничества»; на учет взяли все пустующие земли в пригорода и внутри самого города. Всего было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, состоявших более чем из 170 тыс. Ещё более 100 тыс.

Отчётливо прослеживается смычка одной из них, проходящей через деревню Сосновка, с насыпью трамвайной линии через Володарский мост. В годы войны он использовался как дублёр Финляндского железнодорожного, с пропуском железнодорожных составов по трамвайным путям. По официальной версии, в 1980-х гг. Кировский район и порт, сентябрь-октябрь 1942 г.

На фото осени 1942 г. Разрушены полностью или носят следы сильных разрушений все здания вдоль проспекта Стачек южнее будущей Комсомолской площади, часть домов разрушена до основания, некоторые рухнули на проспект. Много повреждений на промышленных территориях. Относительно уцелела застройка только в окрестностях площади Стачек.

Судов у стенок порта практически нет, в бассейнах порта вблизи причалов наблюдаются отдельные фрагменты бонов. В Екатерингофке севернее Барочного бассейна — скопление бонов или большое количество сплавного леса. Участок Екатерингофки между Гладким островом и территорией Кировского завода полностью заполнен сплавным лесом или замаскирован под сушу. Рядом с железнодорожным виадуком у Кировского завода на проспекте Стачек читается баррикада — здесь был один из контрольно-пропускных пунктов из города в сторону линии фронта.

Невдубстрой, 24 января 1943 г. Кирова и 2-го Городка посёлка Невдубстрой при предприятии. Строительство объекта было начато в 1931 году по проекту отечественных проектных институтов, впервые без технической помощи и участия иностранных специалистов. Во время боёв за Ленинград оборудование и все сооружения станции были полностью разрушены.

Снимок сделан во время проведения операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12-30 января 1943 г. По обеим берегам Невы — множество оборонительно-наступательных сооружений, окопы обеих сторон. В день съёмки Красная Армия уже перешла Неву, прорвав оборону гитлеровцев, и бои шли восточнее. На льду реки видны беспорядочные следы разрывов немецких снарядов обстрел вёлся со стороны севера ; результаты «работы» наших артиллеристов — только на левом берегу.

Снимок иллюстрирует высокое качество и контрбатарейной борьбы наших войск: немецкие разрывы, в основном, миномётные. Шлиссельбург, 24 января 1943 г.

Но увидеть пример фортификации можно и сейчас. Лучше всего сохранился оборонительный рубеж Ижора, созданный из бетона уже после прорыва блокады в 1943 году. Есть приметы войны и в черте города, например на улице Димитрова в Купчино. Минобороны показало карту защитных рубежей Ленинграда.

В 1954-1955 годах эти осужденные были реабилитированы. В Ленинграде находился Всесоюзный институт растениеводства, обладавший гигантским семенным фондом, несколькими тоннами уникальных зерновых культур, но из него не было тронуто ни одного зерна. К весне 1942 года положение несколько улучшилось, стало меньше смертей от голода, началось восстановление коммунального хозяйства и возобновилась работа некоторых предприятий, затем постепенно повышались нормы выдачи продовольствия, налаживалась связь с остальной страной, многих удавалось отправить в эвакуацию. Однако блокадное кольцо было прорвано после нескольких попыток лишь 18 января 1943 года в ходе операции «Искра», а полностью блокада снята 27 января 1944 года. Подписывайтесь на «Газету.

На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего».

Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно.

Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок.

Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город.

Рассудов Александр Николаевич

Им противостояли войска Северного фронта командующий генерал-лейтенант М. Попов в составе 7-й и 23-й армий всего 8 дивизий и Северо-Западный фронт командующий генерал-майор П. Ход сражения Для усиления обороны юго-западных подступов к Ленинграду командование Северного фронта 6 июля образовало Лужскую оперативную группу, из состава которой к началу боевых действий прибыли 2 стрелковые дивизии, 1 дивизия народного ополчения, личный состав двух ленинградских военных училищ, отдельная горнострелковая бригада, особая артиллерийская группа. К 10 июля войска группы армий «Север» генерал-фельдмаршал В. Лееб , имели превосходство над войсками Северо-Западного фронта: по пехоте — в 2,4; орудиям — в 4; минометам — в 5,8; танкам — в 1,2; самолетам — в 9,8 раза. Жданов, начальник штаба генерал-майор М. Вокруг Ленинграда создавалась система обороны, состоявшая из нескольких поясов.

На ближних подступах к Ленинграду в юго-западном и южном направлениях строились Красногвардейский и Слуцко-Колпинский укрепленные районы, к северу от города совершенствовался Карельский укрепленный район. Возводился также пояс оборонительных сооружений по линии Петергоф Петродворец , Пулково; создавались оборонительные сооружения и внутри Ленинграда. Помощь войскам в строительстве рубежей обороны оказывало гражданское население. В короткий срок были сформированы 10 дивизий народного ополчения и десятки партизанских отрядов. Из города были эвакуированы дети, часть заводского и фабричного оборудования, культурных ценностей. Оставшаяся в городе промышленность перестроилась на производство и ремонт вооружения.

Преодолев сопротивление советских войск в Прибалтике, враг вторгся в пределы Ленинградской области. Немецкие войска 5 июля овладели городом Остров, а 9 — Псковом. Почти одновременно враг нанес удары на лужском, новгородском и старорусском направлениях, в Эстонии, на петрозаводском и олонецком направлениях. В последней декаде июля противник вышел на рубеж рек Нарва, Луга, Мшага, где вынужден был перейти к обороне и произвести перегруппировку. На Карельском перешейке с 31 июля советские войска вели оборонительные бои с наступающими финскими войсками и к 1 сентября остановили их на рубеже государственной границы 1939 года.

В результате старт назначили на 12 января 1943 года. Прорыв блокады планировался на участке южного берега Ладожского озера в районе Шлиссельбург-Синявино. Наступление началось утром, в тот день температура воздуха опустилась ниже - 23 градусов, поэтому от массового использования авиации пришлось отказаться, но вылеты совершали небольшие группы штурмовиков. Всего по немецким позициям вели огонь 4,5 тысячи орудий и 12 отдельных дивизионов "Катюш".

После массированной артподготовки в наступление перешли 11 советских дивизий. На участке 136 стрелковой дивизии в этот момент оркестр играл гимн Советского Союза. Немцы ответили шквальным огнем, но не смогли остановить продвижение красноармейцев и к обеду расстояние между шедшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта сократилось до 8 км. Долгожданное соединение произошло через 6 суток на окраине Рабочего поселка, а вечером 18 января стало известно о прорыве блокады Ленинграда. В результате операции был пробит коридор шириной 11 км. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Окончательно снять блокаду города советским войскам удалось лишь через год - 27 января 1944 года. После прорыва положение города значительно улучшилось, но угроза городу оставалась.

В конце 1943 года была разработана операция по освобождению Ленинградской области. Наступление советских войск началось 14 января 1944 года силами Ленинградского, Волховского, 2-го Прибалтийского фронтов.

Это подразделение занимало позиции вдоль реки Ижора и успешно отражало атаки частей советской 55-й армии. В ноябре 1943 года дивизия была отозвана на родину.

Красной армии, базирующейся на Лужской линии обороны, удалось задержать немецкое наступление почти на месяц. Во многом это произошло благодаря успешной контратаке под Сольцами, где механизированным ударным силам вермахта удалось нанести большие потери. Переход Следы последующей работы над текстом можно найти во многих документах. После войны дневники были отредактированы и часто переписаны.

Этот факт хорошо известен, особенно в связи с дневниками А. Остроумовой-Лебедевой, хранящимися в областном архиве Российской национальной библиотеки. Синакевич во время эвакуации переписала свой блокадный дневник, который она вела зимой 1941-1942 годов об этом свидетельствует ее почерк. Об этом свидетельствует ее собственноручная запись, а в 1947 году, уже в Ленинграде, она переписала свои дневниковые записи 1942-1944 годов, добавив фрагменты писем, вставив рисунки, фотографии и другие документальные материалы справки, счета, билеты.

В декабре 1942 года Макаров переехал в один из склепов Исаакиевского собора, где во время блокады хранились коллекции пригородных дворцов-музеев. Именно там, утром 19 января, он узнал о прорыве блокады и оставил в своем дневнике приведенную выше запись. Начало войны июнь-сентябрь 1941 года После окончания советско-финской войны в Ленинградском военном округе остались штабы трех армий 7-й, 14-й и 23-й. Однако их численный и ударный потенциал, основанный на современной военной технике, к тому времени был значительно снижен в пользу Западных пограничных округов.

Флот обладал внушительными силами авиации и ПВО, но к этому чувству примешивалась горечь потерь. После захвата немецкими войсками Шлиссельбурга сухопутные коммуникации Ленинграда с остальной частью страны были прерваны 8 сентября. Для достижения этой цели силы и средства были сосредоточены в том же районе, где советские войска неоднократно терпели поражения, что обеспечивало пятикратное преимущество над противником. Операция началась 12 января, и в течение шести дней Ленинградский и Волховский фронты соединились, прорвав блокаду Ленинграда.

В середине июня советские части оттеснили финские войска, удерживающие Карельский перешеек, более чем на 100 километров к северу. Несколько хорошо укрепленных оборонительных линий противника были последовательно прорваны. Дорога жизни, построенная на льду Ладожского озера, имела решающее значение для осажденного города.

Однако остановить советские войска врагу не удалось. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады был освобождён Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера. Жуков, — с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! В 3-х т.

Встреча войск Ленинградского и Волховского фронтов у Ропши 18 января Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги южнее Ладожского озера. Всего за 19 суток от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена железнодорожная ветка протяженностью 33 км. В районе города в условиях постоянных налетов авиации противника железнодорожные войска и специальные формирования наркомата путей сообщения развернули сооружение временного железнодорожного моста длиной в 845 м. Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В город усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов. Тем временем ударные группировки Волховского и Ленинградского фронтов продолжили наступление. Левый фланг и центр оперативного построения 2-й ударной армии был повернут на юго-запад — на Синявинские высоты, а части правого фланга совместно с войсками 67-й армии Ленинградского фронта продолжали добивать врага в Рабочих Поселках и на побережье Ладожского озера. Нева и Кировской железной дороги. По предварительным расчетам, операция начнется 26 января.

К этому времени предполагаем закончить с противником в районе Синявино и выйти на р. Подробный план действий мною будет Вам доложен по прибытии в Москву. Части Леонидова и Афанасьева после прорыва закрепились на занятых рубежах, производят перегруппировку в южном направлении и с 12 часов 20 января начали наступление на юг. Для проведения операции Леонидову и Афанасьеву нужны боеприпасы. Прошу обязать Яковлева срочно подать фронтам мины и снаряды в количествах по моему указанию» цит. Однако дальнейшее наступление войск 67-й и 2-й ударной армий на юг, в сторону Мги, развития не получило. Противник с 19 по 30 января перебросил в район Синявино части 5 дивизий и большое количество артиллерии, что позволило ему удержать Синявинские высоты. Войска 67-й армии продолжали удерживать небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки. Январь 1943 г.

Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. С завершением операции «Искра» инициатива ведения боевых действий под Ленинградом окончательно перешла к советским войскам. Резко улучшилось положение города, Ленинградского фронта и Балтийского флота. Была устранена угроза соединения войск вермахта и финских войск. Победа под Ленинградом получила высокую оценку со стороны союзников Советского Союза. Президент США Ф. Рузвельт от имени своего народа прислал специальную грамоту Ленинграду «…в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи, изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода от 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии» цит. Рузвельта Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города.

В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тыс. Пленные немецкие солдаты на улицах Ленинграда. Победа была достигнута дорогой ценой. Потери войск 67-й и 13-й воздушной армий Ленинградского фронта составили почти 41,2 тыс. В ходе операции советские войска получили значительный опыт организации и ведения наступления в условиях суровой многоснежной зимы и лесисто-болотистой местности и при прорыве сильно укрепленной обороны противника. Опыт показал необходимость тщательного планирования артиллерийского наступления и перемещения артиллерии в ходе боя, осуществления смелого и быстрого маневра артиллерией и широкого применения массированного огня в ходе наступления, выделения орудий, в том числе и крупных калибров, для стрельбы прямой наводкой по огневым средствам и оборонительным сооружениям противника. Верховный Главнокомандующий И. Сталин в приказе от 25 января 1943 г.

За мужество и героизм личного состава 136-я командир генерал-майор Н. Симоняк и 327-я командир полковник Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы соответственно в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, 61-я танковая бригада командир полковник В. Хрустицкий — в 30-ю гвардейскую танковую бригаду. Около 19 тыс. Памятник «Разорванное кольцо» Зеленого пояса славы защитников Ленинграда. Авторы мемориала: автор идеи памятника скульптор К. Симун, архитектор В.

Карты и схемы

Блокада Ленинграда: карта-схема. Полное снятие блокады (освобождение) Ленинграда от фашистской блокады – дата, годовщина в 2024, история и значение, где и как отмечают в Петербурге. Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.

Новости и события Российского исторического общества

Блокада Ленинграда. Финский вектор Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны.
Загадки блокады Ленинграда Линия обороны Ленинграда во время блокады на современной карте.
Карта блокады ленинграда 1941 Эти памятники напоминают нам, что во время блокады Ленинграда прямо под носом у немцев создавалась система обороны, способная значительно задержать противника в случае полномасштабного наступления.

Рассудов Александр Николаевич

По мнению Вячеслава Мосунова, при правильном командовании Выборгская группировка могла бы спасти Ленинград от блокады. Бойцы Волховского фронта во время прорыва блокады Ленинграда, январь 1943 года. Военная блокада Экономическая блокада Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Однако 8 сентября германские войска прорвались через станцию Мга на Шлиссельбург и отрезали Ленинград с суши, началась блокада Ленинграда 1941–1944 гг. Хлеб блокадного Ленинграда. Карта блокады ленинграда: Карты и схемы.

Загадки блокады Ленинграда

Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано?

Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок.

Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение.

Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города.

Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду. Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки.

Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом.

В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города.

В последний момент к операции была подключена и 3-я горная австрийская дивизия, дислоцированная в районе Нарвика. Кроме того, в районе Мурманска находилась 36-я финская погранрота под командованием капитана Тинтола. В район города Рованиеми с 7 по 9 июня 1941 г. Эта дивизия была создана по приказу Генриха Гиммлера от 30 января 1941 г. Дивизия «Норд» должна была наступать на город Салла. Севернее на Саллу должна была наступать 169-я германская пехотная дивизия, прибывшая в порты Ботнического залива из Германии. С юга на Саллу должна была наступать 6-я финская дивизия, состоявшая в подчинении германского командования группы «Норвегия».

Замечу, что 6-я дивизия была сформирована из населения Северной Финляндии, хорошо знавшего местность и привыкшего к суровому климату. Кроме того, в подчинении немцев находилась 3-я финская пехотная дивизия, дислоцированная в Суомуссалли. Командовал всеми германскими и финскими частями в Заполярье генерал-полковник Дитль. Германо-финским частям противостояли войска Ленинградского военного округа. Ленинградский военный округ был преобразован в Северный фронт командующий — генерал-лейтенант М. Попов , а 27 августа 1941 г. Северный фронт был разделен на два фронта: Ленинградский командующий — генерал-лейтенант Попов М. В Заполярье к началу войны была дислоцирована 14-я армия, в состав которой входили: 42-й стрелковый корпус в составе 104-й и 122-й стрелковых дивизий, отдельная 14-я и 52-я стрелковые дивизии и 23-й Мурманский укрепрайон.

В июне — августе 1941 г. В марте 1942 г. Панин был сменен на генерал-майора Щербакова В. На картах в школьных учебниках и даже в серьезных изданиях, посвященных Великой Отечественной войне, прочерчена сплошная линия фронта от Белого моря до Онежского озера. На самом же деле сплошного фронта не было, а боевые действия шли лишь на пяти участках направлениях — мурманском, кандалакшском, кестеньгском, ухтинском и ребольском. Ширина самого широкого участка боев — мурманского — не превышала 120 км, а остальных — 40—50 км. Зазоры между соседними районами боевых действий составляли, например, 240 км между мурманским и кандалакшским участками, 200 км между ухтинским и ребольским участками и т. Таким образом, войска Карельского фронта на севере вели изолированные друг от друга сражения.

На ребольском участке сражались части 7-й армии, а на остальных — 14-й армии. Боевые действия в Карелии выходят за рамки монографии, и мы перейдем к наступлению финнов на Карельском перешейке. Перешеек представляет собой «лесисто-болотистый район, заключенный между Ладожским озером и Финским заливом. Ширина его по госгранице от Ристалахти до Финского залива около 200 км, максимальная ширина перешейка около 120 км, минимальная — около 50 км, расстояние от госграницы до Ленинграда — около 150 км. Район располагает довольно развитой сетью шоссейных дорог, со стороны противника к линии фронта подходят две железные дороги и, кроме того, имеется рокадная железная дорога; с нашей стороны к границе подходят три железные дороги две из оперативной и одна из тактической глубины и имеется одна рокадная железная дорога. Географические условия допускают действия всех родов войск, за исключением крупных мотомехсоединений, которые привязывались к дорогам. Наличие развитой сети путей сообщения создавало возможность развертывания боевых действий в широком масштабе. Основу обороны составляли оборонительные сооружения укрепленного района, созданного вдоль госграницы, Вуоксинская водная система, а также железобетонный пояс укреплений по старой государственной границе.

Емкость направления: со стороны противника могло быть развернуто до 15 дивизий, с нашей стороны — для достаточно прочной обороны было необходимо 7—8 дивизий. Даже наиболее подготовленные рубежи Кексгольмского и Выборгского укрепрайонов, прикрывавшие наиболее ответственные направления, были развиты очень слабо. Как тот, так и другой УР состояли из системы деревокаменных и деревоземляных сооружений главным образом пулеметных. В некоторых районах Энсо, Курмапохья, Нявери, Лоука, Ясаля, Саннтахтимпере, Юля, Урпала были созданы опорные пункты из бетонированных сооружений, пулеметных и артиллерийских дотов. Опорные пункты железобетонных сооружений к началу военных действий закончены не были, использование их в силу этого было весьма ограничено. Большинство сооружений не было обсыпано землей, отсутствовала маскировка, во многих сооружениях не была готова система отсоса газов и подачи воды; в ряде сооружений не была установлена связь, не были отрыты ходы сообщения. Работы по созданию противопехотных и противотанковых препятствий, а также по отрывке окопов для полевого заполнения, не были полностью закончены. Многие работы планировалось окончить только к осени 1941 г.

Как видим, командование РККА отнеслось к постройке пограничных укреплений крайне безответственно.

В условиях блокады оно имело огромное значение, так как заметно активизировало оборону. Успехи самых метких стрелков потом были отмечены руководством СССР: 6 февраля 1942-го Президиум Верховного Совета присвоил десяти снайперам звание Героя Советского Союза, еще 130 человек были награждены орденами и медалями. В критический момент корабли Ладожской военной флотилии смогли перебросить с северо-западного побережья Ладожского озера в южные районы Карельского перешейка три стрелковые дивизии, отрезанные от основных сил фронта. Значительный вклад в оборону Ленинграда внесли и пограничные войска. Провалившаяся попытка прорыва блокады В первой половине октября на подмогу Леебу прибыли испанская «Голубая дивизия», две пехотные дивизии из Франции, авиаполевая дивизия из Греции и бригада СС из Германии. Таким образом, к середине месяца в группе армий «Север» значилось 33 дивизии, в том числе две танковые и три моторизованные, и две бригады. Войска Ленинградского фронта продолжали укреплять оборону на южных рубежах, на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаума. Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду. Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии.

В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении. Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Как подчеркнул старший научный сотрудник Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Александр Кутузов , часть ленинградских детей ошибочно отправили прямиком навстречу наступающему противнику. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией, тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю.

Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя.

Налаживанию этой коммуникации предшествовала колоссальная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней. Военно-автомобильную дорогу ВАД оснастили съездами, домиками для регулировщиков из снега и льда и большими утепленными палатками. Транспортировка грузов осуществлялась в крайне тяжелых условиях, часто под атаками немецкой авиации, в штормовую погоду. Увеличить объемы перевозок не позволяла нехватка портов и судов.

Планы гитлеровцев в отношении Ленинграда Блокада, организованная гитлеровцами, была направлена именно на вымирание и уничтожение Ленинграда.

Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй… В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». Поэтому любые домыслы — в том числе распространяемые сегодня в СМИ — о том, что город возможно было спасти, если бы он был сдан на милость немцам, следует отнести либо к разряду невежества, либо намеренного искажения исторической правды. Ситуация в блокадном городе с продовольствием До войны мегаполис Ленинград снабжался что называется «с колес», больших запасов продовольствия город не имел. Поэтому блокада грозила страшной трагедией — голодом. Ещё 2 сентября пришлось усилить режим экономии продуктов питания.

С 20 ноября 1941 г. Бойцам частей первой линии и морякам — 500 г. Началась массовая гибель населения. В декабре умерло 53 тыс. Не оставляют никого равнодушным сохранившиеся страницы дневника маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв.

Осталась одна Таня». Сегодня в работах историков цифры погибших ленинградцев разнятся от 800 тыс. В последнее время все чаще фигурируют данные о 1,2 млн. Горе пришло в каждую семью. За период действия «Дороги жизни» — до марта 1943 г.

В то же время из города на Неве были эвакуированы более 1,3 млн. Для транспортировки нефтепродуктов по дну Ладожского озера был проложен трубопровод. Подвиг Ленинграда Однако город не сдавался. Его жители и руководство делали тогда все возможное, чтобы жить и продолжать бороться. Несмотря на то, что город находился в жесточайших условиях блокады, его промышленность продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта.

Обессиленные голодом и тяжело больные рабочие выполняли срочные задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию. Сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили ценнейшую коллекцию зерновых культур. Зимой 1941 г. Ленинград наносил по врагу ощутимые удары и не позволял немцам и финнам действовать безнаказанно. В апреле 1942 г.

Постоянно совершенствовалось противодействие вражеской артиллерии. Военсовет Ленинграда организовал контрбатарейную борьбу, в результате которой значительно снизилась интенсивность обстрелов города. В 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на Ленинград, уменьшилось примерно в 7 раз. Беспримерное самопожертвование простых ленинградцев помогло им не просто отстоять свой любимый город. Оно показало всему миру, где находится предел возможностей фашисткой Германии и ее союзников.

Действия руководство города на Неве Хотя в Ленинграде как и в других областях СССР в годы войны среди начальства находились свои негодяи, партийное и военное руководство Ленинграда в основном оставалось на высоте создавшегося положения. Оно вело себя адекватно трагической ситуации и отнюдь не «жировало», как утверждают некоторые современные исследователи. В ноябре 1941 года секретарь горкома партии Жданов установил жестко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для себя и всех членов военсовета Ленинградского фронта. Более того, руководство города на Неве сделало все, чтобы предотвратить последствия тяжелейшего голода. По решению ленинградских властей было организовано дополнительное питание для обессиливших людей в специально стационарах и столовых.

В Ленинграде было организовано 85 детских домов, принявших десятки тысяч детей, оставшихся без родителей. В январе 1942 г. С марта 1942 года Ленсовет разрешил жителям разбивать во дворах и парках личные огороды. Землю под укроп, петрушку, овощи распахивали даже у Исакиевского собора.

Блокада Ленинграда карта

Затем к обороне Ленинграда привели и войска Северного фронта (Ленинградский военный округ) – 21 дивизия и бригада. Карты и планы Ленинграда и ближайших окрестностей, относящиеся к периоду блокады 1941-1944 гг. Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах.

Карта окружения ленинграда во время блокады

Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Онлайн » Карты» Линия обороны ленинграда во время блокады карта. Карта укрепленных районов, созданных в период блокады Ленинграда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий