Новости кто такой иван мазепа

Гетман Иван Мазепа на Украине национальный герой, его именем названы населенные пункты, улицы, устанавливаются памятники. Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. Иван Степанович Мазепа-Колединский родился в 1629 году.

Иван Степанович Мазепа

В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский). Через несколько лет Мазепа перешел к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу, выполнял при нем функции генерального есаула. 20 марта 1639 года родился гетман Войска Запорожского Иван Мазепа. В каком то смысле гетману Мазепе л свои дни он не пыточной башне Московского кремля. Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем.

Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства

Путь Ивана Мазепы от советника Петра I до обладателя ордена Иуды Представители Православной церкви Украины впервые провели в Киево-Печерской лавре панихиду по гетману Ивану Мазепе.
Как "Великий украинец" Ян Мазепа трех монархов предал Таким образом Иван Мазепа создал верхушку казачества, своим положением обязанную только ему и находящуюся только в его юрисдикции.
Иван Мазепа - биография, фото, личная жизнь гетмана Гетман Иван Мазепа сумел добиться от не слишком щедрого царя Петра невероятных привилегий для Гетманщины.
Гетман Мазепа: стоит ли отменить анафему? На территории Киево-Печерской лавры появится музей, посвященный гетману Ивану Мазепе, сообщил в своем Facebook (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена) министр культуры Украины Александр Ткаченко.
Ответы : кто такой мазепа Такой исторической персоной был Иван Мазепа, самый противоречивый украинский политик, деяния которого на протяжении нескольких веков рассматривались потомками с полярных точек зрения.

Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских

Но бывший гетман малороссийских казаков Иван Степанович Мазепа так и не получил отлитую для него «Иудину награду», поскольку скончался в Бендерах 22 сентября 1709 г. 8 сентября 305 лет назад умер знаменитый гетман-предатель В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский). Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства. Такой исторической персоной был Иван Мазепа, самый противоречивый украинский политик, деяния которого на протяжении нескольких веков рассматривались потомками с полярных точек зрения. Кто такой Иван Мазепа? Но бывший гетман малороссийских казаков Иван Степанович Мазепа так и не получил отлитую для него «Иудину награду», поскольку скончался в Бендерах 22 сентября 1709 г.

Иван Мазепа - национальный герой или предатель. Исторический портрет

Поначалу Иван Мазепа в этот круг не входил: его семья была уважаемой, но небогатой. Иван Мазепа, герой на Украине, чья фамилия в России стала синонимом предателя. Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства.

История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен

В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию. В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям. Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему.

Кочубей был в ярости и писал Мазепе гневные письма, но тот лишь отвечал, что поступал великодушно, 16 лет терпя их «поступки смерти годные». Тогда Кочубей принялся слать доносы на Мазепу в Москву, но царь не стал церемониться с клеветником на своего друга. По приказу Петра за ложный донос Кочубея казнили. Предполагаемый портрет Матрены Кочубей.

В 1705 году он принимал участие в походе против шведского короля Карла XII , но уже через два года вступил с ним в переговоры за спиной Петра. Мазепа хотел иметь больше власти, однако после военного совета в 1707 году стало понятно, что государь настроен на ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана. Он надеялся, что шведский и польский короли помогут ему в отделении Украины от России. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу.

Удалившись в своё поместье, он не оставил развратный образ жизни. Развратил и соблазнил жену такого-же крепостника как он сам. Был уличён, унижен, сознался в грехопадении. За домогательства к жене Фальбовского, был раздет до гола, измазан дёгтем и обвален в перьях. В таком дьявольском образе, он был посажен на порывистую лошадь, которая понесла его в степь и еле живого доставила к ограде имения. Крепостные не опознали в этом сгорбившимся и жалком человеке, своего тщеславного панове. Растленный пан, долго молил свою прислугу признать и спасти хозяина. За плинтус морального падения, Иван Мазепа свалился уже в довольно преклонном возрасте — глубоким стариком, будучи гетманом. Вместо того, чтобы быть примером казакам и образцом для подражания, Мазепа пустился во все грехи тяжкие. Он развратил женскую половину семьи Кочубеев, соблазнив жену, а потом малолетнюю дочь 16 летнею Марию Матрёну.

Уроды в обществе всегда есть, но социум жёстко ограждает себя от внутреннего, морального разложения. Отец Аксиньи Астаховой изнасиловал дочь. Его сыновья, братья Аксиньи жестоко избили его, и он подох. Социум защищал свои морально- нравственные принципы. Иван Мазепа гнусный крепостник. На Украине он в рабство обратил 100 тысяч душ казаков и крестьян. В уездах России имел и грабил ещё 20 тысяч крепостных. Мазепинские владения, на которых горбатились крепостные, примерно равны нынешнему островному государству Кипр. Саша, вспомни, за что казнили страшной казнью донского казака полковника Евграфа Грузинова? Спустя сто лет после истории с Мазепой, Грузинов отказался принять 1000 крепостных в российских уездах.

Пошёл на мученическую казнь в 1800 году, на торговой площади в Черкасске его секли четыре палача поочередно, сменяя друг друга долгих полтора часа, с интервалом 30-40 секунд. А мог бы грабить и богатеть как Мазепа. Я за скобками оставлю измену Ивана Мазепы, царю Петру Первому. Заманив того в голодные степи Украины. Обещав его армии провиант, тёплые квартиры и дружную поддержку и помощь вооружёнными казаками.

При этом Мазепа не упускал случая заявить о своей лояльности. Вот образец стиля его посланий царю Петру: «...

Московское правительство не сомневалось в лояльности Мазепы, игнорируя все поступавшие сигналы о его неблагонадёжности. Известно дело полтавского полковника Ивана Искры и генерального судьи Василия Кочубея, которые сообщили Петру I о предательстве Мазепы, но были, как злонамеренные клеветники, выданы гетману на расправу и подвергнуты в июле 1708 года мучительным пыткам и казни. Историк Николай Павленко заключает: «В истории с Мазепой значительную долю вины несет сам царь. Измена гетмана могла быть пресечена задолго до её совершения, не прояви Петр и его окружение излишнего к нему доверия». Мазепа был обласкан Петром. О многом говорит тот факт, что он стал вторым в истории кавалером Ордена Андрея Первозванного сам Пётр получил этот орден шестым. Близорукость и даже слепота московского правительства поражает.

А уже 26 октября, понимая, что Пётр не сразу поверит в предательство своего любимца, Меншиков вынужден убеждать царя: «И тако об нем инако разсуждать не изволте, толко что совершенно изменил». Перебежав — в буквальном смысле — к шведам, Мазепа вскоре был готов предать и своего нового союзника: в конце 1708 — начале 1709 года он вступил в переговоры с Петром, обещая выдать Карла XII или одного из его сановников... Данный штрих завершает политический портрет гетмана. А символическим завершением его нравственного образа может считаться изготовленный в России специально для Мазепы в единственном экземпляре «Орден Иуды». Этим символом позора весом в десять фунтов 5 кг , с изображением повесившегося предателя и надписью «треклятый сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится» планировали «наградить» бывшего гетмана, если бы его удалось взять живым. Этого не случилось, и «орден» стал непременной принадлежностью придворных шутов вплоть до времён Анны Иоанновны. Представленные в электронной публикации документы позволяют реконструировать историю предательства гетмана Мазепы.

Они относятся к лету 1708 — осени 1709 г. В подборку вошла переписка графа Г. Головкина с И. Мазепой, переписка русских военачальников, посвященная участию гетмана и запорожских казаков в военных действиях на территории Белоруссии и Украины, сообщения о контактах Мазепы со сторонниками польского короля С. Лещинского, союзника Швеции, документы об измене гетмана, чин предания его анафеме, дипломатическая переписка вокруг выдачи его из Бендер и другие источники.

Вместе с царем он отправился в Азовский поход, ночевал с ним в одном шатре, так что «мин херц» Александр Меншиков взревновал, и его пришлось задабривать щедрыми подарками. Зато Петр, не знавший меры ни в дружбе, ни во вражде, осыпал Мазепу наградами: кроме ордена Андрея Первозванного он получил украшенную алмазами шпагу, а позже даже стал - вслед за Меншиковым - князем Священной Римской империи. В 1704 году, когда Польша оказалась захвачена шведами, он занял Правобережье и стал первым после Хмельницкого гетманом «обеих сторон Днепра». Умножая не только власть, но и богатство, он, получив во владение десятки деревень и 100 тысяч крепостных, сделался первым богачом не только Укра-g ины, но и России. И популярным человеком не только при дворе, но и в народе: он не только легко ссужал деньгами придворных, но тратил деньги и на строительство церквей, которых по з всей стране возвел без малого тридцать. Когда Россия вступила в Северную войну со Швецией, Мазепа вызвался помочь и первым делом отправил на фронт нелюбимых им запорожцев. Правда, казаки вели себя так недисциплинированно, что скоро их пришлось вернуть на родину. После этого гетман на время утратил m к войне интерес - к удивлению окружающих, он влюбился. При жизни жены он не изменял ей, но после ее смерти 65-летний Иван Степанович воспылал страстью к 16-летней дочери своего давнего соратника Василия Кочубея Матрене - Пушкин в своей поэме более поэтично назвал ее Марией. Девушка тоже не на шутку увлеклась пожилым ловеласом: Порой и старца строгий вид, Рубцы чела, власы седые В воображенье красоты Влагают страстные мечты. Мазепа и в этом возрасте был хорош собой. Шведский историк Нордберг несколько лет спустя описывал его так: «Мазепа среднего роста, худощавый, ему около 70 лет, глаза быстрые и ясные, сберегли жизненный огонь; носит усы на польский манер. Разговаривает рассудительно». Ему вторил французский дипломат Жан Балюз: «Иван Мазепа симпатичный, стройный. Взгляд у него суровый, глаза блестящие, руки тонкие и белые, как у женщины, хотя тело у него крепче, чем у немецкого рейтара, и наездник он отличный». Красноречием он тоже не уступал молодым и писал возлюбленной такие письма: «Мое сердце, мой розовый цветочек! Сердце оттого болит, что недалеко от меня уезжаешь, а я не могу глаз твоих и личика беленького видеть. Через это письмецо кланяюсь и всю тебя целую любезно». Мазепа был крестным отцом Матрены, что делало их брак невозможным. Но он все же посватался к ней. Кочубей и его жена негодовали, обвиняя «старого бесстыдника» в том, что он заколдовал их дочь. Юная Мотря и правда словно обезумела - «лаяла» родителей, плакала, била посуду, а потом сбежала среди ночи к Мазепе. Этот скандал обсуждала вся Украина; сплетники договорились до того, что Матрена на самом деле была дочерью Мазепы, и Кочубеиха просто ревновала ее к своему прежнему любовнику. Тут уж Мазепе пришлось, несмотря на любовь, отправить Мотрю обратно к родителям - как он заявил, «в целости». Говорили, правда, что девушка все же оказалась «порушенной», хотя вскоре ее выдали замуж; впрочем, деньги «богатого и славного» Кочубея могли заставить жениха закрыть глаза на этот небольшой недостаток. У Пушкина Мария сошла с ума и исчезла неведомо куда; реальная Матрена прожила еще много лет, хотя и побывала в сибирской ссылке - ее муж оказался сторонником опального Мазепы... Несмотря на возвращение дочери, Кочубей поклялся отомстить былому другу. Очень скоро в Петербург отправился донос на гетмана - тот будто бы собирался изменить России. Петр не поверил, а зря.

В Киево-Печерской лавре решили провести панихиду по Ивану Мазепе

Биография Ивана Мазепы Иван Мазепа — Запрос «Мазепа» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иван Степанович Мазепа Іван Степанович Мазепа 12-й Гетман Украины 25 июля 1687 — 6 ноября 1708 Предшественник: Иван Самойлович Самойлович Преемник: Филипп Орлик (в изгнании).
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю 385-ю годовщину со дня рождения самого известного (после Богдана Хмельницкого) украинского гетмана Ивана Мазепы-Колодинского 20 марта Украина.
История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен - МК один из четырех кораблей такого типа, строящихся для ВМС Украины в Стамбуле.
Иван Мазепа — для него Пётр I приказал выковать «особый» орден [подробная статья] Иван Степанович Мазепа – военный и политический деятель, дипломат, гетман Запорожского войска.

Путь Ивана Мазепы от советника Петра I до обладателя ордена Иуды

Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым; а Мазепа, так дешево отделавшись от угрожавшей бури, получил из Москвы благодарность и богатую соболью шубу, стоившую 800 рублей. Петрик продолжал еще несколько времени беспокоить Мазепу своими возмутительными универсалами к малорусскому народу, указывая, между прочим, на оранды как на важнейшую тягость для народа.

Мазепа, соображая это, собрал в Батурине раду, пригласил на нее, кроме полковников, множество казаков и мещан и спрашивал: можно ли уничтожить оранды. После многих споров рада порешила, в виде опыта, на один год упразднить оранды и заменить доход от них сбором с тех людей, которые, на основании всем равно предоставленного права, станут курить вино и содержать шинки. Весною 1694 года съехались вновь на раду полковые старшины и знатные казацкие товарищи; они приговорили собрать по городам и селам сходки и на них предложить всему народу вопрос: быть ли орандам или не быть? Такой всеобщий народный совет был повсеместно устроен, и народ приговорил: ради доходов, оставить оранды по-прежнему, потому что в последнее время, когда оранды были упразднены и деньги собирались с винокурень и шинков, происходили большие споры, а в войсковой казне оказался против прежнего большой недобор. Петрик был не страшен Мазепе; Петрик более похвалялся и более собирался делать, чем делал; был у гетмана еще один противник, самый деятельный и популярный, враг всех, связанных панским духом с Мазепиным гетманством. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий, носивший звание хвастовского полковника. Казачество на правой стороне Днепра разложилось и уничтожилось после перевода жителей на левый берег, совершенного по приказанию московского правительства вслед за падением Дорошенка. Правобережная Украина осталась пустою и такою должна была оставаться по мирному договору, заключенному между Польшею и Россиею.

Но при короле Яне Собеском возникла у самих поляков мысль восстановить казачество, с тою же целью, с какою оно первоначально когда-то возникло: для защиты пределов Речи Посполитой от турок. Король, вступивши в войну с Турциею, начал рассылать офицеров с поручениями набирать всякого рода бродячую вольницу и организовать из них казаков. Ян Собеский в 1683 году назначил для возобновляемых казаков и гетмана, шляхтича Куницкого. У этого Куницкого оказалось казацкого войска уже до восьми тысяч. В начале 1684 года казацкая вольница казнила своего предводителя и выбрала другого — Могилу, но тогда значительная часть казаков с правого берега Днепра отошла на левый берег под власть Самойловича, и Могила принял под свою гетманскую власть не более двух тысяч человек. Тем не менее, в 1685 году король, приобревший большую популярность своею венскою победою над турками, убедил польский сейм признать законным образом восстановление казацкого сословия. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях.

В 1686 году Могилы уже не было, зато вместо него появилась целая толпа всяких начальников отрядов, с названиями полковников. Между ними были люди и из шляхетства, и из простого народа: в числе последних был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий, уроженец города Борзны с левой стороны Днепра. Сначала он убежал из своей родины в Запорожье, а потом, с толпою удальцов, пришел из Запорожья в правобережную Украину, уступленную Россиею полякам. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Хвастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов; Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия.

Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство; но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким. Поляки каким-то образом успели схватить Палия и посадить под стражу в Немирове. Но Палий скоро освободился и прибыл в свой Хвастов; тут он увидал, что во время его заключения в Немирове киевский католический епископ, ссылаясь на давнюю принадлежность Хвастова сану католического епископа, овладел этим местечком и навел туда своих ксендзов. Палий перебил всех этих ксендзов и с тех пор стал в непримиримо-враждебные отношения к полякам. Хвастов сделался гнездом беглецов, затевавших восстание по всей южной Руси против польских владельцев, пристанищем всех бездомных, бедных и вместе беспокойных; таких собирал около себя Палий с 1701 года и поджигал их против поляков. Между тем над правобережными казаками продолжали существовать гетманы, утверждаемые властью короля. Они объявили крестьянам вечную свободу от панов; все крестьяне призывались к оружию. Началась снова в Украине отчаянная борьба господ с их подданными.

Шляхта составила ополчение и потерпела поражение. После этого события народное восстание распространилось на Волыни и Подоле. На Волыни оно было скоро укрощено деятельностью волынского кастеляна Ледоховского, но на Подоле оно не могло так скоро и легко улечься, — там предводительствовал восставшим народом сам гетман Самусь. Он взял крепость Немиров. Казаки перебили мучительски там всех шляхтичей и евреев. Палий в это же время овладел Белою Церковью. Восстание по берегам Буга и Днестра росло на страх полякам. Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками.

Поляки и иудеи спасались бегством толпами; нашлись и такие шляхтичи, что приставали к казакам и вместе с ними делались врагами своей же братьи. Польша была тогда занята войной со Швецией; трудно ей было сосредоточить свои силы для прекращения беспорядков. Поляки стали просить царя Петра содействовать к усмирению малоруссов, и Петр приказал послать от себя увещательные грамоты Самусю и Палию. Грамоты эти не оказали влияния: Самусь и Палий указывали русскому правительству, что не казаки, а поляки подали первые повод к беспорядкам, потому что польские паны делают несносные притеснения своим русским подданным. Тогдашний великий коронный гетман Иероним Любомирский начал советовать панам прибегнуть к мирным средствам и составить комиссию, которая бы выслушала жалобы казаков, и то, что в этих жалобах найдется справедливым, получило бы удовлетворение. Но многие другие паны хотели, напротив, крутых мер к подавлению народного мятежа: они советовали, за неимением готовых польских сил, прибегнуть к помощи крымского хана. На самого Любомирского брошено было подозрение в измене за его миролюбивые советы. Дело кончилось тем, что начальником ополчения, которое должно было усмирить народное волнение, назначен был, вместо Любомирского, постоянно интриговавший против него польный гетман Синявский.

Этот предводитель собрал дворовые отряды разных панов и присоединил их к польскому войску, которое вообще было у него тогда невелико. Казаки, наделавши зла панам и иудеям в продолжение лета 1702 года, разошлись на зиму по домам и не могли скоро сплотиться: разрозненные их отряды были рассеяны без труда; Самусь был разбит в Немирове, потерял эту крепость и убежал. Товарищ Самуся, полковник Абазин, упорно отбивался от поляков в Ладыжине, но был взят и посажен на кол. Вся Подоль была скоро укрощена; всех, взятых в плен с оружием, сажали на кол; все городки и села, где только поляки встречали сопротивление, сжигались дотла; жителей перерезывали поголовно. Это навело такой страх на остальных русских подолян, что они стали уходить из своей родины: кто бежал в Молдавию, а кто к Палию, в Украину. Начался потом суд господ над непокорными подданными; участвовавших в восстании оказалось до двенадцати тысяч, но число таких, на которых могло падать подозрение в участии, было впятеро или вшестеро больше. По предложению Иосифа Потоцкого, киевского воеводы, всякому из таких подозрительных отрезывали ухо. Некоторые паны, пользуясь своим правом судить подданных, сами казнили их, но были и такие господа, которые сами защищали своих крестьян перед судом правительства, не допускали до расправы и говорили в извинение своих крестьян, что они были увлечены в мятеж посредством обмана другими крестьянами: народонаселение в южнорусском крае, подвластном Польше, было тогда невелико, и потому-то землевладельцы дорожили рабочею силою.

Сам Синявский, совершивши несколько казней, оповестил амнистию всем, которые, по его приглашению, возвратятся в свои жительства и по-прежнему начнут повиноваться законным панам своим. Окончивши усмирение народа на Подоле, Синявский со своим войском отошел в Польшу, но дух восстания не был сразу совершенно погашен: Самусь держался еще в Богуславе, хотя был уже для поляков мало опасен, потому что неудачными своими действиями и печальным исходом своей борьбы с поляками потерял популярность в народе; зато Палий, укрепившийся в Белой Церкви и владевший, сверх того, всем киевским Полесьем северною частью нынешней Киевской губернии , стал теперь настоящим предводителем народа. И поляки, и русский государь через Мазепу обратились к нему и требовали от него сдачи Белой Церкви полякам; Палий отговаривался под разными предлогами, а между тем продолжал докучать России просьбами принять его в подданство. Сам Мазепа подавал царю совет принять Палия. Но Петр не хотел ссориться с Польшею, нуждаясь в содействии Августа против шведов, и продолжал требовать, чтобы Палий сдал Белую Церковь полякам. Палий упрямился. Тогда Мазепа, по царскому приказанию, выступил на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и начал звать к себе казацких начальников. Явился к нему Самусь и положил перед ним свои гетманские знаки.

Явился и Палий, надеявшийся, что теперь, наконец-то, русский царь примет его в подданство и исполнится давнее его желание. Мазепа задержал Палия в своем лагере, по-видимому, дружелюбно, а между тем сносился с Головиным и спрашивал, что следует делать с Палием, который, как доносил Мазепа, пребывая в гетманском лагере, постоянно пьянствовал. Головин приказал предложить Палию ехать в Москву, а если он откажется, то узнать — не расположен ли он к врагам России, и, в случае улик в таком расположении, арестовать его. Обличители Палия тотчас нашлись: какой-то хвастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич. Мазепа, простоявши несколько дней лагерем в местечке Паволочи, в конце июля 1704 года перешел в Бердичев и там, пригласивши к себе Палия, напоил его допьяна, потом приказал заковать и отправил в Батурин, где караульные сдали Палия, вместе с его пасынком, русским властям. По царскому приказанию его отправили на вечную ссылку в Енисейск. Так, в согласии с русским правительством расправлялся Мазепа с народными элементами в южной Руси, враждебными польско-шляхетскому направлению.

Русский государь все более и более благоволил к Мазепе и считал его единственным из всех бывших малороссийских гетманов, на которого смело могло положиться русское правительство. Во время взятия Азова, Мазепа охранял у Коломака русские границы от татар, а пятнадцать тысяч его казаков, под начальством черниговского полковника Лизогуба, отличались под Азовом. За это более всех награжден был царем сам Мазепа. Еще в 1696 году, после взятия Азова, царь виделся с ним в полковом городе слободских полков Острогожске и получил от него в подарок турецкую саблю с драгоценною оправою и щит на золотой цепи, а гетмана отдарил шелковыми материями и собольими мехами. В 1700 году государь сделал Мазепу кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. В 1703 году Петр подарил ему Крупицкую волость в Сев-ском уезде. В шведской войне участвовали казаки без Мазепы, под предводительством других начальников, а царскую признательность за их подвиги получал малороссийский гетман. Стараясь более подделаться в милость к государю, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных себе малоруссов, особенно бранил запорожцев.

В одном только расходился гетман с царем: гетман постоянно считал возможным и полезным возвратить в подданство России, уступленную Польше, правобережную Малороссию; Петр не поддавался таким советам, не желал ссориться с Польшею, но не сердился и на Мазепу за его советы, будучи уверен, что гетман дает их от преданности русским интересам. В 1705 и 1706 годах Мазепа ходил с войском в польские пределы, не сделал там ничего важного, но имел еще случай расположить к себе царя, предложивши ему в дар 1000 лошадей, именно в то время, когда Петр нуждался в них для войска. В 1707 году царь велел Мазепе возвратиться из Польши. Трудно было кому-нибудь вооружать царя против любимого гетмана. По укоренившейся у малоруссов охоте к доносам, много было желавших подготовить Мазепе путь Многогрешного и Самойловича. Но из боязни за собственную голову, мало находилось охотников сунуться с доносом к царю, который так верил гетману. В 1699 г. Его приговорили к смертной казни, но Мазепа даровал ему жизнь, заменивши смертную казнь тяжелым пожизненным заключением.

В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. Избранный Карлом XII в польские короли, Станислав Лещинский попытался было отправить к Мазепе какого-то Вольского с подущениями — склонить гетмана на свою сторону.

Я видел много его писем к ним на тему скифов, сарматов, тюркского языка. У отдельных авторов, проглядывается линия попыток героизации Власова, Шушкевича, Бандеры и т. Судья ВОЦ Козубский Кирилл Эдуардович, предложил Ивана Мазепу сделать чуть ли не святым: «Мазепа — борец за кровные права казачьего народа, его личности надо дать объективную оценку». Трудно не согласиться с доводами П.

Косова относительно "святости" гетмана Мазепе, которого «независимая» украинская власть почитает национальным героем. Приводим его ответ на статью Александра Дзиковицкого «Иван Мазепа. Казачий Герой, предатель Императора» в статье П. Косов называет Дзиковицкого "Саша". Прочёл присланную тобою статью о гетмане Мазепе и был крайне удивлён. Если бы это написал фашиствующий Ярош, или недоученный интеллигент, то удивляться бы не пришлось.

Ты достаточно разбираешься в теме. С информацией хорошо знаком и документы знаешь. Так в чём дело дорогой Саша? Ты его так ненароком ещё и в герои, а то и в святые вознесешь может. Иван Мазепа - крепостник, растленный развратник, клятвопреступник, палач и каратель чьи руки обагрены кровью наших святых предков казаков. Он такой же антихрист, как и царь Пётр.

Когда он верой и правдой служил у польского короля Яна Казимира, то воспылал желаниями к жене королевского вельможи. Поляк Пасек поступил достойно, врезал по роже похотливому развратнику и едва не приколол погань на месте. Ты же пишешь, что причина в Православной вере. Удалившись в своё поместье, он не оставил развратный образ жизни. Развратил и соблазнил жену такого-же крепостника как он сам. Был уличён, унижен, сознался в грехопадении.

За домогательства к жене Фальбовского, был раздет до гола, измазан дёгтем и обвален в перьях. В таком дьявольском образе, он был посажен на порывистую лошадь, которая понесла его в степь и еле живого доставила к ограде имения. Крепостные не опознали в этом сгорбившимся и жалком человеке, своего тщеславного панове.

Петр Дорошенко был ставленником Турецкого султана, который имел свои политические интересы на этой территории. Гетман Самойлович занимал пророссийскую позицию.

Иван Мазепа, по некоторым источникам, был отлучен от двора за ссору с сослуживцами, по другим - за связь с замужней панной. Но, как бы там ни было, в 1664 году Ян Казимир послал войско на Левобережную Украину, Мазепа оставил корпус и отправился в родное село своего отца. В 1665 году после смерти отца Иван Мазепа занял его должность и стал подчашием Черниговским. Мечтая о политической карьере, он вступает в брак с богатой вдовой Анной Фридрикевич, которая вскоре умирает и оставляет ему огромное состояние и полезные связи. Отец Анны Семен Половец, будучи генеральным обозным, осуществляет протекцию своему зятю и устраивает его на службу к гетману Дорошенко.

При «турецком» гетмане уверенный и хитрый Мазепа становится ротмистром надворной армии и позже писарем. В качестве презента султану передает невольников— левобережных казаков. В Крыму его разбивает Иван Сирко, но не убивает его, а передает Самойловичу. Сработал дар убеждения людей, некоторые источники утверждают, что пламенная речь Мазепы спасла ему жизнь. Иван Мазепа, биография которого полна крутых поворотов судьбы, стал присматривать за детьми Левобережного гетмана, а чуть позже за верную службу был назначен есаулом.

Самойлович часто посылал Мазепу в Россию, здесь они и снискал расположение царского фаворита князя Голицына.

В конечном итоге, по Запорожью распространилась эпидемия, опустошившая целые области и, в частности, выморившая гарнизон злополучной Новобогородицкой крепости. Мазепе удалось склонить запорожцев на сторону Москвы и спровоцировать их на борьбу со своими недавними союзниками - татарами. В казачьей среде Мазепа прочно ассоциировался с могуществом России.

Этот гетман, неоднократно демонстрировавший государственную мудрость, завоевал искреннее расположение молодого энергичного государя Петра Алексеевича. Тем более, что Мазепа сумел вовремя откреститься от своего бывшего покровителя, князя Голицына, отправленного Петром в ссылку тотчас же после свержения Софьи. Бунт Петрика. Теперь Мазепа выглядит еще и «усмирителем новой разинщины» Мазепа, уже имевший репутацию верного слуги Москвы, сумел решить еще одну сложнейшую задачу, в результате чего юный Петр уже просто полюбил преданного, как ему тогда казалось, слугу своего Отечества.

Дело было так. Начало 1691 года ознаменовалось для запорожских казаков появлением у них некоего Петрика, которой прибыл в Сечь для того, чтобы «спасти родину от самовластия гетмана Мазепы» и от «опасности быть раздавленными Москвой». Планы Петрика не отличались оригинальностью: поднять бунт против Мазепы, заключить мир с турками, открыть им проход на Московские границы и т. Поначалу обстоятельства благоприятствовали Петрику, ибо казачество и посполитый люд был крайне недоволен порядками, вводимыми Мазепой.

Мазепа превращал народ в крепостных, а сила его опиралась на московских стрельцов и наемников-сердюков. В следующем 1692 году Петрик ушел в Крым и будоражил оттуда Запорожье идеями повторить пример Хмельницкого: провести крымцев в Малороссию, «поднять весь малорусский народ и истребить жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей». Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни». Не обошлось и без абсурдных слухов наподобие того, что «москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву».

Более всего казались несносными для народа «оранды» - продажа вина, отданная в руки иудеям-арендаторам, с платежом за то в войсковую казну. Кроме того, Петрик напомнил казакам, что они своей грудью фактически спасают Московию от турок, а за это Москва собирается превратить малороссийский люд в своих крепостных рабов: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Но события буквально не повторяются.

Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь.

Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым». Но главное, конечно, не шуба.

Сбежавший в Крым Петрик более был не страшен Мазепе. Петрик рассылал свои универсалы и более грозился, нежели что-то реальное предпринимал. Но, поскольку шуму он наделал много, в глазах Москвы Мазепа выглядел усмирителем «новой разинщины». Однако, у гетмана был еще один противник.

Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий Семен Филиппович Гурко, 1640-е - 1710 , носивший звание фастовского полковника. После исхода жителей на левый берег Днепра, произошедшее вслед за падением гетмана Дорошенко, правобережное казачество практически перестало существовать. Правобережная Украина превратилась в пустыню и такою должна была оставаться согласно договора, заключенного между поляками и русскими. Но при короле Яне Собеском у самих поляков возникла идея реанимировать казачество в том виде, в котором оно первоначально и возникло: для обороны юго-восточной окраины Речи Посполитой от турок.

Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях». Среди них был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Фастов.

Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов. Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство.

Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство. Но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким». Там он обнаружил ксендзов, присланных киевским латинским епископом.

Ксендзы были перебиты и Палий начал открытую борьбу с Польшей, сейм которой к указанному времени принял решение прекратить эксперименты с казачеством. Фастов превратился в новое Запорожье, где собирались буйные головы всего юга Руси. В ответ на ликвидацию правобережного казачества, гетман Самусь, бывший доселе на службе у польского короля, призвал крестьян становиться казаками и «бить ляхов и жидов! Восстание распространилось дальше на запад.

Была взята крепость Немиров, все польское и еврейское население которой постигла та же участь, что и жителей Бердичева. Поляки просили Петра Алексеевича подействовать на казаков. Петр направил грамоту, но она не возымела действия. Подолия была укрощена.

Всех, схваченных с оружием в руках ожидала смерть на колу. Село, оказывающее сопротивление, сжигалось дотла. Начался суд над подозрительными крестьянами. По предложению киевского воеводы Иосифа Потоцкого всякому из таких отрезали ухо.

Укрепившийся в Белой Церкви Палий, который продолжал контролировать киевское Полесье, стал теперь общепризнанным вождем восстания. В сложившейся ситуации на Мазепу была возложена дипломатическая миссия посредничества между польским и русским государями и Семеном Филипповичем. Палий сдавать крепость полякам отказался и предложил передать Петру, что он готов передать в русское подданство удерживаемый им край. Но Петр был связан с тогдашним королем Польши, Августом, союзническими отношениями, поэтому ни о каком принятии мятежного края не могло быть и речи.

Тогда Мазепа выступил по приказу Петра на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и в конце июля 1704 года хитростью заманил к себе Палия, напоил его до беспамятства, заковал в кайданы, и сдал московским властям в качестве шведского шпиона. Петр отправил легендарного вождя повстанцев в Тобольск на вечную ссылку, но там Палий оставался до 1709 года. Ибо в этот год произошло нечто, круто изменившее отношение Петра к своему любимцу, Мазепе. Предварительные итоги гетманства Мы видим, что гетман Мазепа выстроил классическую схему порабощения целого народа: гетман, опираясь на стрельцов и на наемников-сердюков, держит в повиновении малороссийский край.

При этом часть средств на содержание наемного войска изымается за счет «аренды» - оплаты лицензии на право монополии по производству и сбыту алкогольной продукции. Арендаторами были иудеи. Кроме того, Мазепа опирался на часть лояльной ему казачьей старшины, которые именно благодаря Мазепе стали крепостниками. Соответственно, посполитому люду не просто был закрыт путь в казачество, но из податного сословия основная масса малороссов была превращена в крепостных именно во времена гетманства Мазепы.

Естественно, малороссийский народ противился Мазепе, а наиболее пассионарная часть народа - Запорожское казачество - регулярно пыталось бунтовать против железной удавки, которую на шею Украине набросил гетман Иван Мазепа. Мазепа мастерски бунты эти подавлял, при нужде многократно раздувая масштабы опасности, дабы в Москве формировалось мнение о Мазепе - как о незаменимом и могучем слуге Московского Государства. Возникает вопрос к сегодняшним идеологам украинской незалежности: что такого особого сделал для Украины Иван Мазепа, если его портрет в течении последних двадцати лет старательно ретушируют, превращая чуть ли не в икону борца за украинскую государственность? За 20 лет гетманства Мазепа - как мы только что подытожили - только и занимался тем, что всячески закабалял простой народ Гетманщины, а также систематически урезал реальную автономию Запорожья.

Итак, на закате своей земной жизни Мазепа совершил нечто, что возвело его в ранг национальных символов Украинского государства. Окончание следует Литература [1] Костомаров Николай Иванович. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.

Иван Мазепа: предатель или гетман?

В юности Иван Степанович Мазепа служил пажем при дворе польского короля Яна Казимира. Симфонич. поэму «Мазепа» в 1854 создал Ф. Лист. Иван Степанович Мазепа-Колединский родился в 1629 году. Существуют предположения, что и сам Иван Мазепа участвовал в заговоре против Самойловича, однако фактов, подтверждающих их нет. 1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем Мазепинцы).

Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника»

Сегодня в день трехсотлетия Полтавской Виктории считаю уместным повторить пост, в котором рассказывается о мазепе и несколько больше: Мазепа: от злодея-любовника европейских романтиков до агента западных спецслужб Книгу под названием Иван Мазепа: анатомия. гетман Войска Запорожского обеих сторон Днепра, военный и политический деятель, дипломат. Существуют предположения, что и сам Иван Мазепа участвовал в заговоре против Самойловича, однако фактов, подтверждающих их нет. Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства.

Заговор гетмана Мазепы

Иван Мазепа: к портрету идеального предателя - 18.10.2022 Украина.ру А так как Иван Мазепа считал себя потомком Рюриковичей, то с таким же успехом мог замахнуться не только на киевский, но и на московский престол, т.е. претендовать на место Петра I. Шведам же отвадилась роль «варяжской дружины».
Новости Кронштадта 8 сентября 305 лет назад умер знаменитый гетман-предатель В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий