Придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины). Безукоризненное поведение помогают придворному кавалеру и даме снискать доверие принца и его семьи, они могут сыграть положительную роль и помочь ему в свою очередь стать добрым государем. 365 Дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 123Придворная жизнь: какой она была в Средневековье и в Новое время?#365днейТВ #История #Историада #Историчес. Камер-фрейлины были приближенными государыни, они, как и статс-дамы, не имели особых обязанностей, появляясь лишь на различных церемониях. В России должность фрейлины, или статс-дамы, то есть женщины, находящейся при дворе, появилась в первой четверти 17-го века.
История возникновения должности
- Любовницы на полставки. Как фрейлины при дворе сохраняли секреты и браки царей
- Самое интересное в виде мозаики
- 2. Леди Амелия Виндзор
- Фрейлины российских императриц: жизнь в «золотых клетках»
- Омичкам предлагают примерить образ придворных дам XVIII-XIX веков - Лента новостей Омска
- Придворные дамы России: ru_oldrussia — LiveJournal
ИМПЕРА́ТОРСКИЙ ДВОР
Вообрази — знатному человеку, которому достаточно написать письмо самой известной придворной даме, чтобы она ответила взаимностью! По своему рождению эта придворная дама была максимально приближенной к царскому окружению, так как ее отец занимал должность государственного канцлера. Обязанности камер-фрейлин и статс-дам. Некоторые фрейлины так и не выходили замуж, оставаясь рядом со своими госпожами.
Что значит придворная дама
В гардеробе Марии Стрельчунас даже самая капризная придворная дама подобрала бы себе наряд. Попытки перевести импровизированное придворное правительство на регулярную основу приводили к ужасным результатам. Если камер-фурьер отвечал за весь штат придворных служителей, то гоф-фурьер был первым его помощником, составлял график дежурства, проверял наличие посторонних в императорской резиденции, отвечал за чистоту в залах резиденции. Придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины), согласно приведённой ниже иерархии. Есть один узор, одобренный королевскими придворными дамами, который год за годом возвращается и украшает их платья.
Сообщите новость
- Придворная дама этикета
- Курсы валюты:
- Смотрите также
- Придворная дама. Свита императрицы. Фрейлины Екатерины I
- Откройте свой Мир!
Значение словосочетания «придворная дама»
Есть один узор, одобренный королевскими придворными дамами, который год за годом возвращается и украшает их платья. это женщина, которая занимает высокий пост в кругах королевского двора. Обязанности камер-фрейлин и статс-дам. Некоторые фрейлины так и не выходили замуж, оставаясь рядом со своими госпожами. Должность помощницы высокопоставленной дамы существует до сих пор почти во всех современных монархиях, однако количество придворных фрейлин везде разнится. Фрейлина должна была не только знать но и быть в курсе последних новостей двора.
Придворная дама. Свита императрицы. Фрейлины Екатерины I
Попытки перевести импровизированное придворное правительство на регулярную основу приводили к ужасным результатам. Статс-дамы составляли вторую по численности группу придворных дам. Фрейлина должна была не только знать но и быть в курсе последних новостей двора. Слишком правильное исполнение фигур свидетельствовало либо о том, что девушка недавно вышла из пансиона, либо о том, что дама застала эпоху торжественных придворных танцев — иначе говоря, совсем немолода. Придворная дама была одной из самых важных фигур во многих королевских и императорских дворах на протяжении истории.
Придворная жизнь при Петре I
Быть придворной дамой сегодня означает быть не только символом изящества и красоты, но и быть индивидуальностью, способной приспосабливаться к изменяющимся требованиям и организовывать свою деятельность в соответствии с современными ценностями и нормами. Как стать придворной дамой: советы для желающих Образование и манеры. Придворная дама должна обладать широким кругозором и прекрасными манерами. Уделите время на образование, читайте классическую литературу и изучайте историю искусства. Также следует посетить курсы по этикету и протоколу, чтобы быть уверенной в любых общественных ситуациях. Непрерывное самосовершенствование. Придворная дама всегда стремится к совершенству. Воспитывайте в себе исключительные качества, такие как доброжелательность, тактичность и дипломатичность.
Развивайтесь как личность, участвуйте в общественной жизни и приобретайте новые навыки. Одежда и стиль. Придворная дама должна быть безукоризненна в своем внешнем виде. Уделите особое внимание своей одежде, выбирайте высококачественные и стильные наряды. Проявите тонкий вкус и изысканность в своем стиле и аксессуарах. Хорошие коммуникативные навыки. Придворная дама должна быть отличной в общении.
Учитесь слушать и проявлять интерес к собеседнику. Проявляйте уважение к другим и умейте вести беседу на различные темы. Важно быть дружелюбной и открытой, однако помните о своей роли и соблюдайте конфиденциальность. Поддержка и помощь. Придворная дама всегда готова помочь другим. Будьте готовы оказывать поддержку и содействие членам королевского двора. Помните, что ваша задача — быть преданным и надежным источником помощи и совета для всех, кто нуждается в вашей поддержке.
Следуя этим советам и придерживаясь высоких моральных принципов, вы можете сделать шаг к достижению своей мечты — стать придворной дамой и занять почетное место в обществе. Знаменитые придворные дамы и их вклад в историю Никакой обсуждение о придворных дамах не может быть полным без упоминания о знаменитых женщинах, которые занимали этот престижный и ответственный пост. Многие из них сыграли важную роль в истории своих стран и оказали значительное влияние на политику и культуру. Одной из самых известных придворных дам в истории является Мария Антуанетта, королева Франции. Ее роскошный образ и роскошный образ жизни вызывали недовольство в народе и стали одной из причин падения монархии. Еще одной важной придворной дамой была Екатерина II, императрица Российской империи. Она правила с 1762 по 1796 год и отличалась сильным характером и политическими способностями.
Екатерина II провела множество реформ, способствующих модернизации России и расширению ее влияния в Европе. Она также была покровительницей искусств и культуры, основавшей Зимний дворец и Эрмитаж.
В детстве его баловали, и он хорошо знает, как развлечься. Он заработал себе титул главного плейбоя Чанъаня столицы династии Тан , но попав в беду, следует за другом в Гуанчжоу, где знакомится с дочерью местного торговца Фу Жоу и сразу влюбляется в ее выдающуюся красоту. Но «Придворная дама» — это не романтическая комедия.
Влюбившись друг в друга, Чу Му и Фу Жоу сталкиваются с бесчисленными препятствиями и испытаниями. В то время как Чу Му становится генералом и в конечном итоге отправляется на войну, Фу Жоу назначают придворной дамой, отвечающей за шитье. Роман главных героев золотой нитью проходит через историю, в центре которой — дворцовая политика и борьба за власть. Тем не менее, дорама не воспринимается слишком серьезно, и она не такая тяжелая, как другие дворцовые дорамы. Она также не требует полной концентрации, чтобы следить за происходящим.
Изящная, но сильная главная героиня На первый взгляд Фу Жоу не выходит за рамки нормы. Однако то, что делает ее очень сильным персонажем, — это ее уверенность и интеллект. Она четко знает, чего хочет для себя, и достаточно умна, чтобы перехитрить своих противников, не используя никаких грязных средств.
В зависимости от того, кому прислуживали фрейлины, их наряды были различными: штатс-дамы и Камер-фрейлины носили верхнее бархатное зеленое платье, с золотым шитьем по низу и борту, у наставниц платье было синего цвета, у фрейлинам Ее Величества -пунцового, у фрейлин Великой Княгини того же цвета, но уже с шитьем серебряным, оно же было и у фрейлин Великизх Княжон в сочетании с голубым платьем, у гофмейстринам при фрейлинах верхнее платье имело малиновый цвет.
Тем дамам, которые приезжали ко двору , давали чуть большую свободу выбора: платье могло иметь абсолютно любую расцветку и шитье только не копирующее то, что было у дам придворных , но по фасону лишь то, которое было установлено. Голову должны были в обязательном порядке украшать повойник, повизка или кокошник с вуалем. Естественно, наряд менялся с каждой новой императрицей: фасон, шитье, цвета, различались платья и в зависимости от мероприятия, на которое одевались. Но в одном сходятся все историки: наряды фрейлин Российской Империи было непревзойденными!
Ни в одной другой стране они не выглядели настолько шикарно и богато! Жилище Чем не более благородным было происхождение фрейлины, тем более шикарной была ее комната. Те девушки, которые не имели громкого имени, жили очень скромно: маленькие помещения, окрашенные в серый цвет, деревянная перегородка , которая разделяла пространство на две части, старая мебель, которая сводилась к минимуму. Фрейлинский коридор находился в южной половине на третьем этаже Зимнего дворца, и состоял из нескольких таких комнат.
Знатные же барышни жили поблизости от императорских покоев и имели в них интерьер гораздо более дорогой и богатый. Были и те счастливицы, которым Ее Величество жаловала целую квартиру : она находилась во дворце и имела гостиную, спальню, ванную и даже комнату для горничной. Кроме личной служанки таким фрейлинам полагались лакей, кучер, пара лошадей и карета. Им же предоставляли еду с царского стола, это были лучшие блюда, которые только можно было представить: утром девушке приносили меню, чтобы та могла сделать выбор.
Но не нужно думать, что фрейлинам из бедных семей жилось плохо : по сравнению с теми условиями, которые ждали их дома, условия при дворце казались сказкой: все было скромно, но в достатке. К тому же, имела место негласная «карьерная лестница»: стоило лишь понравится Императрице и условия проживания, и жалование становились в разы лучше. Обязанности Фрейлины были свитой Ее Величества, а, потому, были обязаны всегда и везде сопровождать императрицу. Существовал определенный «график работы»: девушки дежурили по трое в течение недели, при этом, время распределяли так, чтобы одна из них ВСЕГДА находилась в течение суток рядом с Ее Величеством.
В список обязанностей фрейлин входили следующие: -сопровождение на прогулках и торжественных выходах, в поездках и т. Кроме этого, фрейлины должны были быть в курсе всех дворцовых событий, дел, знать наизусть всех приближенных императорской семьи, даты и дни рождения, новости о именитых семействах-на любой вопрос императрицы девушки должны были дать точный и верный ответ, если этого не случалось, могли возникнуть серьезные проблемы. Поблажек не делалось даже новичкам: спрашивали с них ровно столько же, сколько с «бывалых». То есть, стоило девушке обрести статус «фрейлины», как в тот же момент императрица могла спросить «А как зовут сына кузена моего, что родился около двух часов назад?
Ответ «не знаю» для фрейлины был просто недопустим. Несмотря на то, что «график работы» имел место быть, был он все-таки условным, так какв любой момент императрица могла позвать любую фрейлину и дать ей поручение. Это было против правил, но, тем не менее, имело место быть. Поэтому, девушки практически не имели собственной жизни , не могли делать то, что хотели, а выполняли лишь то, что желала Государыня.
Они не могли перечить, строить планы, потому что во время их службы при дворе, становились некими «золотыми рабынями»: ехали туда, куда приказывала правительница, общались с теми, кого выбирала она, делали то, что им приказывалось. Не редкими бывали и случаи, когда провинившуюся за что-либо фрейлину отправляли в ссылку: иногда в место более-менее людное, а, порой, в самую глушь, на время или на всю оставшуюся жизнь. Преимущества Не смотря на практически полное отсутствие свободы, стать фрейлиной мечтала чуть ли не каждая девушка. Так почему же?
Во-первых, фрейлина попадала под покровительство императрицы , а это дорогого стоило. Она находилась рядом с самой властной женщиной страны, а, посему, могла надеяться на свою безопасность и обеспеченность. Фрейлинам выплачивалось жалование в зависимости от ранга: от 1000 до 4000 рублей в год. При этом, они находились на полном государственном обеспечении: проживали во дворце, ели и одевались, путешествовали и посещали самые громкие торжества, не заплатив за это и копейки.
Во-вторых, стать фрейлиной означало удачно выйти замуж: вращаясь в высших кругах страны, девушки могли рассчитывать на самую «выигрышную партию». Нередко мужа для фрейлины подбирала императрица, а это было гарантией благосостояния жениха и его высокого ранга. К свадьбе фрейлина получала весьма щедрый подарок «от дворца» 10-14 тыс. Некоторые так и оставались старыми дамами и жили в чину до кона своих дней.
Как правило, к ним монархи очень привыкали и считали, если не членами семьи, то точно близкими к ним. Многие из таких фрейлин становились воспитателями императорских детей. Как правило, девушек-фрейлин выбирали как императрица, так и сам император это было не его делом, но случаев, когда Его Высочество протежировало даму, не мало. Понятное дело, что выбор последнего делался для того, чтобыобеспечить себя приглянувшийся «забавой», жены их прекрасно знали об этом, но, молча принимали данный факт.
Бывало, фрейлины служили «подарком на ночь» для знатных гостей императорского дома, либо, становились любовницам самих правителей, хотели они этого или нет. Для тех девушек, которые происходили из рода известного, подобная "судьба" была оскорбительной, но отказаться от ухаживаний они не могли. Часто плучали их и от подростающий сыновей монархической семьи, которые, в силу своего полового развития, не могли обойти стороной красивых и статных молодых девушек при дворе. Истории известно большое количество фрейлин, не задержавшихся в этом чине.
Их называли «дамами для особых услуг» : девушек, которые приглянулись мужчинам из императорской семьи. Общественность постоянно судила об «императорских оргиях» , в которых участвовали фрейлины, а был и известный случай с императрицей Александрой Федоровной и ее фрейлиной Анной Вырубовой, которым приписывали лесбиянство: слишком близки были эти женщины, да и свидетели не раз видели, как ночью те уединялись в спальне. Несмотря на клятвы духовного отца при дворе в том, что «все это враки», подозрения так и преследовали императрицу до конца ее дней. Среди фрейлин было не мало тех фамилий, которые в настоящее время известны каждому: Тютчева, Ушакова, Шувалова, Толстая, Голицина, Нарышкина и т.
Каждый родитель мечтал о том, что пристроить свою дочь ко двору, грезили об этом и они сами. Но на деле оказывалось, что жизнь эта приторно-скучна и однообразна: императорские будни, переносимые фрейлинами в прямом смысле «на ногах», сменялись торжественными приемами и балами, и так по кругу. Это ведь не жизнь, а сказка! Да, но только концом это небылицы фрейлины мечтали увидеть красивое замужество и выход из рядов, прислуживающих императрице, а на деле сказка могла превратиться в повесть длинную в целую жизнь: целая жизнь отсутствия полной свободы, сменяющихся громких балов и тишины дворцовых комнат, целая жизнь в золотой клетке, в звании «фрейлина».
Жили они в Зимнем осенью - весной или в Летнем весной - осенью дворцах под присмотром мадам Екатерины Петровны Шмидт. Фрейлины посменно дежурили при императрице, круглосуточно обретаясь возле нее и исполняя те или иные высочайшие поручения. Жалованье каждой давали по 600 рублей в год; двум камер-фрейлинам - по 1000 рублей в год. Девицы, зачисленные во фрейлинский список малолетними главным образом по причине сиротства , с 30 мая 1752 года имели оклад в 200 рублей в год.
Покидали фрейлины придворную службу автоматически после выхода замуж. При этом императрица награждала невесту хорошим приданым - наличными деньгами, драгоценными вещами, платьем, кроватными и постельными уборами, галантерейными предметами на сумму от 25 до 40 тысяч рублей и красиво сделанным образом святого новобрачной. Ежегодно список фрейлин публиковался в адрес-календаре Российской Империи. Список строился по стажу пребывания во фрейлинском звании.
Энциклопедический словарь. Архипова Т. Шепелев Л. Отменённые историей чины, звания и титулы в Российской Империи.
Примечания Синонимы : Смотреть что такое "Фрейлина" в других словарях: - нем. Fraulein девица, барышня. Почетное звание для девиц, состоящих при дворе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.
Чудинов А. Fraulein дорев. Придворная служащая, девушка дворянка, состоящая при особе царствующего дома царице, королеве, принцессе и т. Толковый словарь Ушакова.
В нек рых монархических государствах : звание состоящей при императрице царице, королеве, принцессе придворной дамы [первонач. Пожаловать во фрейлины. Судьбы фрейлин Судьбы фрейлин подчас складывались весьма причудливо, и эта непредсказуемость, отчасти, была связана с их близостью к императорской семье. Весьма примечательна в этом отношении биография фрейлины последней императрицы Александры Федоровны — Софьи Орбелиани.
Особенностью императрицы Александры Федоровны было четкое разделение окружавших ее людей на «своих» и «чужих». Надо отдать императрице должное, своим друзьям она была верна до конца. В буквальном смысле. Весьма показательна в этом отношении судьба фрейлины Сони Орбелиани.
Фрейлина С. Орбелиани Соня Орбелиани родилась в 1875 г. О степени влияния этого семейства говорит тот факт, что брат матери служил министром внутренних дел Империи в 1904—1905 гг. Отец Софьи происходил из древней кавказской аристократической семьи.
Соня Орбелиани унаследовала от своих кавказских предков независимость и бесстрашие характера. Это проявлялось в различных полуспортивных развлечениях при Дворе молодой императрицы, прежде всего, она была прекрасной наездницей, она отличалась веселым и открытым характером. Подобно многим молодым аристократкам, Соня прекрасно владела иностранными языками, хорошо рисовала, отлично танцевала и была богато одарена в музыке: отлично играла на пианино, хорошо пела. В 1898 г.
Барятинская вышла замуж. В окружении императрицы Александры Федоровны появилось вакантное место «штатной» фрейлины. Новое назначение состоялось в результате подспудной борьбы влияний при Дворе. Близкий тогда к императорской семье великий князь Александр Михайлович, друг детства Николая II, женатый на его младшей сестре Ксении, предложил на вакантное место двадцатитрехлетнюю Соню Орбелиани.
Он считал, что веселая и независимая девушка, не вовлеченная в придворные интриги, будет идеальной компаньонкой для болезненно замкнутой императрицы. В результате сложных, многоходовых комбинаций Соня Орбелиани заняла место штатной фрейлины в 1898 г. Новая фрейлина, маленького роста , белокурая с правильными чертами лица, отличалась незаурядным умом. Баронесса Софья Буксгевден отмечала в мемуарах, что Орбелиани, при этом, обладала прекрасным чувством юмора и была способна вызывать любовь к себе, всех, кто соприкасался с ней 246.
Один из современников вспоминал, что Орбелиани «была большой спортсменкой, она чудно ездила верхом и великолепно играла в теннис. Это был настоящий живчик, веселый, вечно в движении, всегда готовый на все, где можно было показать свою ловкость и лихость» 247. После «смотрин» Соня назначается в число фрейлин Александры Федоровны. Сложившееся окружение императрицы весьма ревниво отнеслось «к новенькой».
Руководитель одного из подразделений императорской охраны А. Спиридович назвал ее «некультурной девочкой с Кавказа», но при этом отмечал ее жизнерадостность, разбавлявшую постную придворную атмосферу. Императрица Александра Федоровна быстро привязалась к новой фрейлине, чему в немалой степени способствовала «восточная преданность» Сони своей новой хозяйке. А императрица весьма чутко и, как правило, безошибочно угадывала эту искреннюю преданность, столь редкую в среде придворной аристократии, и тем более ценившая ее.
По воспоминаниям графини Буксгевден, Соня позволяла себе говорить императрице правду в глаза, как бы она горька не была. Молодые женщины часто вместе проводили время, по полдня, играя в четыре руки на фортепиано. Очень быстро Соня стала ближайшей наперсницей императрицы. С подачи великого князя Александра Михайловича, Соня пыталась традиционными способами преодолеть трагическую замкнутость императрицы.
Она устраивала музыкальные вечера на половине императрицы, приглашая на них женский бомонд столицы. Иногда императрица сама играла на этих импровизированных концертах. В октябре 1903 г. Во время этого визита Соня заболела.
У нее поднялась температура и императрица, несмотря на обилие официальных и неофициальных мероприятий, по два-три раза на день посещала свою подругу, которую лечили придворные врачи ее брата — герцога Гессен Дармштадтского. Такое внимание императрицы к своей фрейлине многими в ее окружении воспринималось как нарушение придворного этикета. Именно немецкие медики пришли к заключению, что Соня Орбелиани неизлечимо больна. В перспективе ее ожидало постепенное ограничение подвижности, инвалидное кресло, а затем полный паралич и смерть.
Зная эти перспективы, императрица Александра Федоровна, тем не менее, не оставила при себе больную фрейлину. Соню Орбелиани поселили в Александровском дворце, который с 1905 г. Все расходы по ее лечению и содержанию Александра Федоровна взяла на себя. Для императрицы, довольно скупой женщины, это значило много.
Естественно, по состоянию здоровья Соня была не в состоянии выполнять обязанности фрейлины, но Александра Федоровна отказалась принять ее отставку. Образно говоря, за Орбелиани сохранялась ее «штатная ставка». Для заболевшей фрейлины «были сконструированы специальные экипажи и прочие приспособления, так что она могла вести обычную жизнь , как если бы была здорова и всюду могла сопровождать императрицу в ее поездках» 248. Императрица посещала Соню в Александровском дворце ежедневно.
Строгий к императрице высший свет осуждал это проявление человеческих чувств. По свидетельству А. Спиридовича, упреки сводились к тому, что для императорских дочерей совершенно не полезно жить рядом с умирающей женщиной. Но Александра Федоровна в свойственной ей высокомерной манере холодно игнорировала все упреки.
Вместе с тем не стоит преувеличивать привязанность императрицы к своей фрейлине. Конечно, как человек и уж тем более, как императрица, она вела себя очень достойно. Но жизнь продолжалась и рядом с императрицей появилась новая подруга — Аня Вырубова. Как происходила «смена караулов», видно из опубликованных дневниковых записей Николая II.
За весь 1904 г. Соню Орбелиани только дважды приглашали к императорскому столу 23 марта к завтраку и 28 апреля к обеду. Надо заметить, что очень немногие «штатные» фрейлины удостаивались подобной чести. Тогда же в конце ноября 1904 г.
Танеева», как записал в дневнике Николай II. Но в эту осень 1905 г. Соню Орбелиани еще по-прежнему приглашали к столу к обеду — 9 октября, 15 ноября, 27 ноября. В начале 1906 г.
В этот день «А. Танеева» завтракала, а «Соня Орбелиани» с княгиней Оболенской — обедали. После этого дня Соню Орбелиани к столу больше не приглашали. Ее место с 23 ноября 1906 г.
Тем не менее Соня, как могла, старалась быть полезной императрице. Пока была в состоянии, она выполняла фрейлинские обязанности. После того как окончательно слегла — разбирала многочисленную корреспонденцию императрицы. Со временем она передала свои обязанности Соне Буксгевден и посвятила ее во все нюансы отношений придворного мира Царского Села.
Они подружились, и С. Буксгевден много времени проводила в ее комнатах. Девять долгих лет императрица делала все, чтобы облегчить жизнь умиравшей фрейлины. За это время в жизни императрицы изменилось многое.
Появилась новая задушевная подруга — Анна Вырубова, но и старую подругу, раз и навсегда причисленную к «своим», императрица не забывала. Примечательно, что об этих отношениях знали немногие. Распутин и Вырубова в глазах досужего света совершенно заслонили Орбелиани. Для столичного высшего света она уже давно умерла.
Когда в декабре 1915 г. Соня Орбелиани скончалась буквально на руках императрицы Александры Федоровны. Все заботы о похоронах фрейлины императрица взяла на себя. На отпевании Александра Федоровна присутствовала в форме сестры милосердия.
Буксгевден свидетельствовала, что видела, как императрица, сидя у гроба своей подруги, гладила ее волосы в последние минуты, перед тем как гроб закрыли. Буксгевден Еще одной фрейлиной, ставшей достаточно близкой императорской семье, стала София Карловна Буксгевден. Впервые она появилась в Александровском дворце 28 ноября 1904 г. Но только с 1913 г.
Свидетельством этого стало ее прозвище Иза. Фрейлина упоминает, что она прожила в Александровском дворце Царского Села с 1913 по 1917 г. Это была высокая, довольно плотная, темноволосая, не очень привлекательная женщина. Она имела свою слабость — София Карловна много курила.
Но при этом она разделяла увлечение Николая II большим теннисом и ходила на байдарке. Буксгевден могла расположить к себе и, что особенно важно, была искренне преданна императорской семье, преданна «без лести». Она была, пожалуй, единственной из фрейлин, посвященной в семейные тайны царской семьи. Надо заметить, что Александра Федоровна была достаточно осторожна в отношениях со своими фрейлинами, поскольку понимала, что они, прежде всего, служат во дворце.
Буксгевден упоминает, что Александра Федоровна «считала недопустимым вступать в дружеские отношения со своими фрейлинами, поскольку ей казалось, что особая симпатия, высказанная какой-либо одной, может вызвать чувство ревности другой…. Между нами и императрицей всегда существовала определенная дистанция, которую никому не было дозволено переходить. Лишь когда ее фрейлины прекращали свою службу при Дворе так было с княгиней Барятинской или с Соней Орбелиани, которая стала инвалидом императрица могла позволить себе высказать им то расположение, которое она всегда к ним чувствовала» 250. Вырубова и С.
Буксгевден «Своим» императрица позволяла и некоторую «оппозиционность». Иза Буксгевден отрицательно относилась к Распутину. Для императрицы это не являлось секретом. Но она знала, что Иза ее не предаст, и от нее не будут исходить никакие слухи.
Иза Буксгевден последовала за царской семьей в Сибирь и только чудом уцелела. Заняв денег у Сиднея Гиббса, она сумела пересечь Сибирь и через Китай выбраться в Англию, которая стала для нее вторым домом. В 1920-х гг. Еще одну книгу она посвятила своей царственной подруге — императрице Александре Федоровне, в которой опровергла множество легенд, насыщавшим общественное сознание того времени.
Вместе с тем она не впала в простое восхваление императрицы. Ей, пожалуй, первой удалось создать объективный и честный портрет последней русской императрицы, сложной и противоречивой женщины. Фрейлина А. Вырубова Анна Александровна Вырубова, в девичестве Танеева, родилась в 1884 г.
Первый раз А. Танеева увидела императрицу в 1896 г. В 17 лет она была официально представлена вдовствующей императрице Марии Федоровне. С этого времени началась ее светская жизнь.
Надо заметить, что Аня не была красавицей. Это была полненькая девушка с добрыми глазами, которая прекрасно пела и играла на фортепиано. В восемнадцать лет, в январе 1903 г. Тогда же, в феврале 1903 г.
Аня Вырубова приняла участие в легендарном костюмированном балу в Зимнем дворце. Аристократия, в соответствии с занимаемым положением, блистала боярскими одеждами. Тогда еще никто не знал, что этот бал станет последним пышным балом в Зимнем дворце. И это был первый выход в большой свет «дебютантки» Ани Танеевой.
Обширные связи и прочное положение семьи Танеевых при Дворе позволили Анне в феврале 1905 г. Ей тогда было 20 лет, а императрице 32 года. Танеева тогда «подменила» одну из заболевших фрейлин 251. Во время дежурства во дворце, по желанию Александры Федоровны, Аня Танеева проводила время с фрейлиной С.
Вырубова вспоминала, что у Орбелиани развивался прогрессивный паралич и характер у нее стал очень тяжелый. Она часто зло подшучивала над молодой и цветущей фрейлиной. За время своего первого дежурства А. Танеева видела императрицу только один раз, когда каталась с ней на санях по аллеям Александровского парка.
В память о первом дежурстве императрица подарила фрейлине медальон: серый камень в виде сердца, окруженный бриллиантами 252. Александра Федоровна и А. Сначала Аню Танееву назначили только «временной» фрейлиной, заменив одну из заболевших штатных фрейлин, но за короткое время она успела понравиться императрице. Понравиться настолько, что в августе 1905 г.
Танеева за это плаванье сблизилась со всеми членами царской семьи: «Каждый день мы съезжали на берег, гуляли по лесу с Государыней и детьми, лазили на скалы, собирали бруснику и чернику, искали грибы, исследовали тропинки» 253. Эта поездка решила судьбу фрейлины. По словам Вырубовой: «Государь сказал мне, прощаясь в конце плавания: «Теперь вы абонированы ездить с нами», а императрица Александра Федоровна произнесла: «Благодарю Бога, что Он послал мне друга»». Александра Федоровна страстно увлекалась музыкой, хорошо пела.
У императрицы было контральто 256 , у Ани Танеевой — высокое сопрано. Они стали петь дуэтом, играть на фортепиано «в четыре руки». Но главное — характер Ани Танеевой. Она постоянно демонстрировала императрице свое бесконечное обожание и преданность.
В этом нуждается каждый человек. Нуждалась в этом и Александра Федоровна. Вырубова на берегу Днепра Жизнь Александры Федоровны не была безоблачной. Застенчивой до болезненной замкнутости, ей по роду своей «профессии» приходилось постоянно встречаться со множеством незнакомых людей и общаться с ними.
Она страстно любила мужа и не желала делить его ни с матерью — вдовствующей императрицей Марией Федоровной, ни с влиятельными сановниками. Воспитанная в Англии, где положение монарха определялось формулой — «Царствую, но не управляю», — она была страстной поборницей идеи самодержавной власти. Будучи до 22 лет протестанткой, она прониклась крайними, мистическими идеями православия. Только после шестой беременности она смогла, наконец, родить наследника, но сразу же выяснилось, что он неизлечимо болен и в любой момент может умереть.
Она бесконечно нуждалась в искренней дружбе, которую очень тяжело было найти в той лицемерной среде, в которой проходила ее жизнь. Александра Федоровна поверила и приняла искреннюю привязанность Ани Танеевой. Служба Ани «временной фрейлиной» продолжалась очень недолго 257 , но императрица запомнила молодую, бесхитростную, искреннюю девушку. Это было то, в чем она так нуждалась.
Поэтому следующим летом 1906 г. Аню Танееву вновь пригласили принять участие в плавание по финским шхерам на императорской яхте «Штандарт». Столичный бомонд, крайне ревниво следивший за появлением новых фаворитов, сразу же отметил это повторное приглашение, поскольку на «Штандарте» царскую семью окружали только самые близкие к ней люди. Совместный отдых сближает, так же как и совместные дела.
Аля Фонтанж. Костюм женский 18 века с каркасом панье. Карнавальные костюмы 18 века.
Костюм светской дамы. Женский исторический костюм платье. Костюм придворной знати 18 века.
Смешные придворные костюмы. Придворная дама платье на мероприятие. Шаблоны для фотографий придворная дама.
Платья 18 века. Исторические платья. Платья старинные Королевские.
Исторические женские платья. Костюм придворной дамы напрокат. Дама крестовая костюм.
Костюм придворной дамы 50-52. Елизавета Алексеевна Императрица. Императрица Елисавета Алексеевна.
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Мария Антуанетта. Королева Антуанетта.
Мария Антуанетта Marie Antoinette. Художник Франц Ксавер Винтерхальтер. Франц Ксавер Винтерхальтер портреты.
Винтерхальтер Франц Franz Xaver Winterhalter 1805-1873. Франц Ксавер Винтерхальтер 1805-1873 портреты. Queen Isabella.
Женские головные уборы 17 века Европа. Придворные дамы средневековья. Средневековая гравюра дама.
Франц Ксавер Винтерхальтер Queen Victoria. Королева Испании Изабелла 2 Бурбонская. Императрица Элизабет.
Франц Ксавер Винтерхальтер. Королева Изабелла испанская 19 век. Энни Лейбовиц Мария Антуанетта.
Платья рококо Мария Антуанетта. Вячеслав Подопросветов. Платье аристократки.
Костюм аристократки. Образ придворной дамы. Луиза Мария Орлеанская Королева Бельгии.
Франц Винтерхальтер - принцесса Бельгии Шарлотта. Франц Ксавер Винтерхальтер принцесса Шарлотта. Сериал Версаль Антуанетта.
Франсуа де Трой 1645—1730. Франсуа де Труа. Франсуа де Труа портрет.
Франсуа де Труа портрет Аделаиды савойской. Штефан Седлачек. Stephan Sedlacek , 1868-1936.
Галантный век Heinz Pinggera. Художник Stephan Sedlacek картина галантный век. Костюм королевы Элизабет.
Карнавальное платье. Взрослый костюм королевы. Костюм сказочной королевы.
Кирстен Данст Мария Антуанетта. Рококо мода Мария Антуанетта. Костюм маркиза 668.
Костюм маркиза 7748 , 50-52.. Костюм маркиза 7748 , 56.. Винтерхальтер Франц Ксавер.
Мария-Амалия де Бурбон, Королева Франции. Мария Амели Тереза де Бурбон 1782-1866. Мария Амалия Неаполитанская Королева Франции.
Мария Антуанетта арт.
Литература
- Жизнь и роль придворной дамы в истории и культуре.
- Что значит придворная дама
- Кто такие фрейлины при царском дворе – это интересно! Друзья, возможн | разное | Постила
- Кто мог стать фрейлиной
Неужели фрейлины королевы Елизаветы — это всего лишь горничные с титулом?
Фаворитом-врагом был для Дашковой и Александр Дмитриев-Мамонов. Ненавидела она и считала своим врагом Зубова, который не раз устраивал ей подлые провокации и вызывал у императрицы гнев против неё. Даже при последнем свидании императрицы с Дашковой во время её отставки с поста Президента двух Академий в августе 1794 года Зубов всячески старался сорвать это свидание, а императрица под его влиянием не захотела даже по-дружески проститься со своей фавориткой, столько лет служившей ей верой и правдой, как никакая другая статс-дама при её дворе. В своих воспоминаниях княгиня Екатерина Романовна написала: «Я всегда держала себя настороже с любовниками Екатерины; с некоторыми из них я была совсем не в ладах, что побуждало их ставить меня в двусмысленное положение по отношению к императрице, раздувать между нами вражду, а я вследствие своей врожденной вспыльчивости нередко забывалась и вызывала с ее стороны заслуженное негодование. Между моими врагами-фаворитами был граф Момонов, желавший, подобно своим предшественникам, поссорить меня с Екатериной. Будучи похитрей своих собратьев, он заметил, что я на обыкновенную удочку не поддамся, поэтому он избрал самый удачный способ - использовать меня и моею сына ради своей цели. К счастью, моя привязанность к императрице основывалась на уважении. Опыт доказал мне, как мало я была обязана доброжелательности царского гарема.
Отнюдь не преклоняясь, подобно остальному стаду, перед любовниками, когда они были в силе, я не хотела признавать и их влияния. Вместе с тем мне ясно было видно, когда Екатерина действовала по отношению ко мне под влиянием их интриг, а когда слушалась внушений своего собственного сердца». Екатерина не любила Дашкову. Ещё тогда, когда Дашкова стала действовать, желая возвести свою подругу а она считала, что это её самая близкая подруга на престол, Екатерина и её близкое окружение проявляли к ней большую осторожность: не «подсадная ли это утка»? И действительно, Пётр III - крестный отец Дашковой, его фаворитка Елизавета Романовна Воронцова, ради которой он хочет свою супругу сослать в монастырь, её родная! А выпад Дашковой против фаворита Григория Орлова показал, что она не понимает политики вообще, всё рубит с плеча, не может взять в толк, что Екатерина этому грубому мужлану обязана троном и, пока не утвердилась на троне, должна уповать на него, вернее, на его гвардейские штыки. После переворота Дашкова стала вести себя как хозяйка: делать язвительные замечания в адрес фаворита, показывать императрице своё неудовольствие.
А главное - всем рассказывать, что это благодаря её стараниям удалось посадить Екатерину на трон. Всё это на долгое время отдалило Дашкову от императрицы, но ни в коем случае не до конца: Дашкова, повзрослевшая, умная, за рубежом повысившая вместе с детьми свою образованность и зрелость мысли, может пригодиться не в дружеских, а в государственных делах. Так Дашкова опять оказалась в фаворе. И сторицей заплатила за доверие императрицы своими по сути государственными делами, поднявшими престиж России в учёном, в большей степени в мире культурном. Дашкова всегда была искренней перед государыней и всегда была ей верной; она любила Екатерину, считала её необыкновенной женщиной и была счастлива, когда ей казалось, что и Екатерина любит её. Смерть императрицы застала Дашкову в её усадьбе Троицкое. Они не виделись с Екатериной около двух лет, поэтому кончина императрицы оказалась для княгини неожиданной.
Зная нрав Павла, Екатерина Романовна стала ждать плохих известий, и они не замедлили явиться. Павел в срочном порядке потребовал выселения Дашковой из Троицкого и отправки в ссылку в глухую деревню, принадлежавшую её сыну. Он возненавидел Дашкову за то, что она возвела его мать на престол и была её сподвижницей. Он не понимал, что именно возведение его матери на престол сделало его Наследником Ведь если бы Пётр III сослал Екатерину в монастырь и женился на Елизавете Воронцовой, то наследником бы стал, сын Елизаветы, а не он, Павел. Дашкова с дочерью Анастасией и слугами провела в ссылке в тяжёлых, непривычных для неё условиях около года. При дворе остались её друзья, которые не переставая хлопотали о её возвращении. По их просьбе подключились к этим хлопотам императрица Мария Феодоровна, супруга Павла I, и его фаворитка Нелидова, и им удалось смягчить сердце Павла: он разрешил Дашковой вернуться в Троицкое, но ни в коем случае не находиться поблизости от августейшей семьи.
В 1798 году князь Павел Дашков оказался у императора Павла в фаворе. Павла I привлекало его умение делать стратегические чертежи и планы. Князь Дашков тоже помог снять со своей матери часть уз. Но, как это было в обычае нервного и потому непредсказуемого императора, через год и князь Дашков попал к Павлу в немилость и был уволен со своего поста. Дашкова жила в своём имении Троицкое, занималась его ремонтом и усовершенствованием, сажала фруктовые деревья и наслаждалась природой. Теперь трудно это себе представить, потому что Троицкое в наши дни - это научный городок, и от прежней жизни княгини Дашковой не осталось и следа. Как известно, Павел I процарствовал всего лишь 4 года и неполных 5 месяцев и в ночь с 11 на 12 марта 1801 года был задушен в своей спальне заговорщиками.
Приход к власти Александра I для Дашковой был ознаменован приглашением царя вернуться ко двору. Дашкова с гордостью пишет о коронации Александра I, когда она в коронационной процессии ехала в одной карете с императрицей Елизаветой Алексеевной как старшая статс-дама Высочайшего двора. Но быть при дворе постоянно Дашкова уже не могла: обстановка двора совершенно изменилась, и не хотелось выглядеть чужой и старомодной, да и возраст, и болезни диктовали другую, спокойную жизнь. Император Александр, испытывая почтение к её великим заслугам, старался облегчить ей жизнь и так же, как его бабушка Екатерина II, помогал ей материально, например выплатил полностью взятый ею кредит в банке. Дашкова жила в Троицком, писала свои воспоминания, или «Записки княгини», которые, как вы заметили, дорогие читатели, в изобилии цитировались в этой книге. Её навещали знакомые ей по путешествию английские леди, дружбой с которыми она очень дорожила. В честь одной из них, леди Гамильтон, она даже назвала одну из своих деревень - Гамильтон.
А другой своей подруге-англичанке, мисс Уильмот, она посвятила свой труд - «Записки княгини» с письмом-посвящением. Светлой памяти княгиня Екатерина Романовна Дашкова, урожденная Воронцова, скончалась 4 января 1810 года, пережив свою императрицу Екатерину II почти на 14 лет, ровно на столько, на сколько она была моложе своей императрицы. Екатерина Романовна Дашкова, одна из фавориток Екатерины Великой, вошла в историю России как образованнейшая, талантливейшая женщина своей эпохи, поднявшая в глазах Западной Европы и всего мира славу России в области просвещения, культуры, науки и научного изучения русского языка. Александра Васильевна Браницкая урожденная Энгельгардт 1754—1838. Александра Васильевна Энгельгардт, в замужестве графиня Браницкая, стала фавориткой Екатерины II, фрейлиной, статс-дамой, а затем и гофмейстериной Высочайшего двора благодаря своему родному дяде , фавориту императрицы Екатерины II - Григорию Александровичу Потёмкину. Родная сестра светлейшего князя Г. Потёмкина - Елена Александровна - была замужем за ротмистром смоленской шляхты - Василием Андреевичем Энгельгардтом.
Елена Александровна умерла рано, ещё молодой женщиной, оставив трёх своих дочерей - Александру, Екатерину и Варвару - на попечение своей матери, жившей в глухом поместье одного из уездов Смоленской губернии. Девочки были обласканы бабушкой, но, живя в глуши, не получили ни должного дворянского воспитания, ни необходимого для дворянок образования. Когда в 1775 году Потёмкин, уже будучи фаворитом, вернулся ко двору Екатерины II после выполненного поручения - поимки Пугачёва, он обратился к своей благодетельнице с просьбой взять ко двору его трёх племянниц, к этому времени ставших уже девушками. Императрица дала такое разрешение, и три сестры - Александра, Екатерина и Варвара, вызванные дядей Григорием в Москву, где в то время пребывал двор, предстали пред очи императрицы Екатерины II. Сёстры Энгельгардт понравились императрице, все они, в том числе и Александра, получили фрейлинский шифр и вместе с двором отправились в Петербург. Для служения при Императорском дворе новоиспечённые фрейлины должны были восполнить пробелы в своём воспитании и образовании. Александра, как и её сёстры, была необразованной девушкой, совершенно не знакомой с этикетом блестящего екатерининского двора, не имела понятия о его обычаях и нравах, но она была умна, умела быстро ориентироваться в обстоятельствах и даже, как показала её дальнейшая жизнь, была во многом талантлива.
И здесь, при дворе, она оказалась наиболее из сестёр старательной. Александра серьёзно и неустанно занималась своим самообразованием, с особой тщательностью и быстротой выполняла поручения императрицы, а в порядке самовоспитания - в одежде, в походке, в манере говорить, в обхождении с людьми брала пример с обожаемой ею императрицы. Прилежание Александры, заметные её успехи в образовании вызвали особую симпатию у Екатерины И, которая всегда уважала тех, кто стремится к культуре. Не оставляла Екатерина своей милостью и двух её сестёр - Екатерину и Варвару. Прошло 2 года со дня приезда ко двору фрейлины Александры Энгельгардт, и ввиду её видимых успехов на этом поприще 24 ноября 1777 года она была высочайше пожалована званием камер-фрейлины с правом ношения на левой стороне груди, у плеча, на голубом муаровом банте, осыпанного бриллиантами портрета императрицы. Двор принял её повышение благосклонно, чему способствовали милостивое к ней отношение августейшей благодетельницы и присутствие рядом могущественного дяди, фаворита Григория Александровича Потёмкина, который всегда был на стороне интересов своих племянниц, особенно Александры, и щедро их всех одаривал. Александра хорошо вписалась в жизнь двора.
Её царственная походка, всегда приветливое выражение лица, ласковое, доброе обхождение с людьми, а благодаря подражанию императрице умение безупречно одеваться - всё это показывало, что она вполне соответствует званию камер-фрейлины. Забегая вперёд, надо сказать, что Александра Васильевна прошла всю иерархическую лестницу российского императорского двора: сначала в звании фрейлины Высочайшего двора 1775 , затем камер-фрейлины 1777 , потом статс-дамы 1781 и, наконец, самого высокого звания - её высокопревосходительства обер-гофмейстерины Высочайшего двора 1824. Она имела также звание «кавалерственной дамы Большого креста», то есть I степени ордена Св. Екатерины, и орден этот она получила не «ввиду заслуг её мужа», как получали многие дамы большого и малых дворов, а за свои личные заслуги. В высшем свете ходили слухи, что Потёмкин всех своих племянниц сделал своими любовницами. Теперь трудно сказать, было ли это правдой. Но как-то не верится, что, имея апартаменты, соединённые с апартаментами императрицы, во дворце, где проживали и её фрейлины, фаворит Потёмкин позволил бы себе такой разврат, выходящий даже за рамки правил фаворитизма.
Вряд ли Екатерина позволила бы такое любовное смешение на глазах у неё и её двора. В те времена ещё не знали слов «фаворит», «фаворитка», а слово «любовница» употреблялось в значениях и «любимица», и «любовница». Возможно, кто-то из вельмож употребил выражение «племянницы-любимицы», а злые языки превратили это в «племянницы-любовницы». Да, Потёмкин очень любил своих племянниц, всегда чувствовал ответственность за них как дочерей-сирот его умершей родной сестры, заботился о них и их всячески поддерживал и одаривал. Но больше всех он любил Александру, потому что его с ней связывали не только родственные узы, но и дела: он сотрудничал с ней, как деловой партнёр, и в политике, и в коммерции. Александра была близка Григорию Александровичу и по духу, и по чувству гражданского долга. Не имея родителей, она относилась к нему, как к родному отцу, всегда заботилась о нём, о его здоровье, особенно после того, как он перестал быть фаворитом - любовником Екатерины II, но сохранил звание фаворита и стал государственным деятелем, главным помощником императрицы в управлении Российской империей.
В 1780 году он вместе с императрицей решал польские дела, особенно вопрос о втором разделе Польши. Это был трудный вопрос, разрешать который приходилось в условиях слабой власти польского короля Августа-Станислава бывшего любовника Екатерины II, посаженного ею на польский престол , серьёзных разногласий в Сейме и своеволия шляхты. При этом постоянно велась религиозная борьба за окатоличивание населения Речи Посполитой. Поэтому в интересах России было привлечь к сотрудничеству как можно больше знатных, авторитетных шляхтичей. Заметив особый интерес к Александре Васильевне Энгельгардт со стороны коронного великого польского гетмана графа Ксаверия Петровича Браницкого, Потёмкин от своего имени и имени императрицы обратился к Александре с просьбой не отвергать ухаживаний Браницкого, а напротив того - быть особенно любезной с ним. Александра Васильевна поняла политическую важность привлечения на русскую службу великого коронного то есть имеющего право на корону гетмана и, не думая о своих чувствах и личном своём счастье, приняла предложение Браницкого и с одобрения Екатерины II сочеталась с ним браком. Граф Ксаверий Браницкий был принят на русскую службу в чине генерал-аншефа И класс Табели о рангах , Александра Васильевна стала графиней Браницкой.
От их брака родилась дочь Елизавета Ксаверьевна Браницкая, по мужу Воронцова, известная любовь Александра Сергеевича Пушкина, посвятившего ей пять блистательных любовных стихотворений. В день свадьбы Сашеньки Энгельдардт, 12 ноября 1781 года, Екатерина II пожаловала свою фаворитку, отныне графиню Александру Васильевну Браницкую, званием статс-дамы. С этого времени Александра жила летом в подаренном ей мужем имении Александрия или в поместье мужа Белая Церковь, а зимой - для исполнения своих обязанностей статс-дамы - в петербургском императорском дворце, где в её отсутствие всегда сохранялись за ней комнаты рядом с апартаментами императрицы, «стол» питание и право обедать за столом императрицы. Придворной конторе это обходилось ежегодно в 400 рублей. Как статс-дама Высочайшего двора, графиня Браницкая в 1783 году сопровождала императрицу в её путешествии по Днепру в Крым на галере Потёмкина «Буг». А как супруга коронного великого гетмана графа Ксаверия Браницкого сопровождала мужа на польский Сейм, что имело большое значение для российско-польских отношений в условиях Второго раздела Польши. Граф Ксаверий Браницкий хоть и был «великим и коронным», но был почти разорён.
Тем не менее он подарил своей молодой жене имение недалеко от Белой Церкви, которое в её честь назвал Александрией. А в Белой Церкви находилось принадлежавшее ему поместье - увы! Александра Васильевна, как мы знаем, не имела никакого образования, тем более экономического, но взявшись за ведение хозяйства Александрии и хозяйства своего мужа в Белой Церкви, проявила себя как опытный и талантливый экономист, а выражаясь современным языком, как удачливая бизнес-леди. Своей бережливостью, финансовой рассчётливостью, деловым экономическим предвидением Александра Васильевна не раз спасала графа Браницкого от полного разорения. Удачно, с хорошей прибылью вела она и партнёрские дела с генерал-фельдмаршалом Южной армии Г. Потёмкиным, который отправлял ей заказы на поставку различного рода товаров для действующей армии в Русско-турецкой войне. Товары, ею поставляемые, приходили в срок и были качественными, что вполне удовлетворяло генерал-фельдмаршала, заботившегося о своих солдатах и офицерах, а не только о любимой племяннице.
Финансовые дела графини Браницкой шли настолько хорошо, что она втрое увеличила состояние своего мужа, а своё состояние повысила до 28 миллионов рублей. Преуспевание имений Браницких привлекло к Александре Васильевне хозяев соседних и даже дальних поместий, которые хотели, чтобы она поделилась с ними своим удачливым опытом, и графиня охотно делилась с ними своими экономическими секретами, помогая тем самым спасать их имения от разорения. Подлинной страстью графини Браницкой было разведение деревьев, создание парков. Вокруг своего имения Александрия и в поместье Белая Церковь Александра Васильевна насадила великолепные парки с разными деревьями, среди которых было много редких пород, которые она выписывала из-за границы. Она сама ухаживала за деревьями, сажала их, поливала, подкармливала, спасала от мороза, жары и насекомых. Парк Александрии, на радость ботаников, жив до сих пор. Своей красотой и великолепием он привлекает множество туристов, которые восхищаются его парковой архитектурой, его вековыми деревьями, особенно деревьями редких пород.
Несмотря на своё миллионное состояние, графиня в своём имении жила в скромном деревянном доме и вела скромный и экономный образ жизни. Среди людей она слыла скопидомкой, потому что мало кто знал, какие огромные средства она тратит на анонимную благотворительность. Осенью 1791 года, узнав о том, что её любимый дядя вернулся из Петербурга в свою ставку совершенно больной, Александра Васильевна поспешила к нему в Николаев, чтобы ухаживать за ним. Но он считал своим долгом исправить ошибку Н. Панина, который в предварительном мирном договоре с турками не учёл в должной мере интересов России, внести в окончательный вариант мирного русско-турецкого договора существенные поправки. Александра Васильевна отправилась с Потёмкиным на переговоры в Яссы, но в дороге, в 40 километрах от Ясс, Потёмкину стало плохо. Его вынесли из кареты и положили на траву, но он скончался буквально на руках своей племянницы.
На месте его кончины Александра Васильевна поставила памятник в виде мраморной колонны. Она заказала живописцу Франческо Казанове картину, изображавшую смерть Потёмкина. С этой картины художником Скородумовым была сделана гравюра. Картина Казановы не дошла до нас, поэтому её содержание известно только по гравюре Скородумова. По завещанию Потёмкина, графиня Браницкая унаследовала большую часть его вотчин и имений. В память о своём дяде светлейшем князе Г. Потёмкине, великом государственном деятеле, она учредила больницу для всех сословий, назвав её в его честь Григорьевской.
Через год с небольшим после кончины дяди Григория Александровича, 8 сентября 1792 года, у четы Браницких родилась дочь, Елизавета Ксаверьевна, вошедшая в русскую историю благодаря любви к ней А. Александра Васильевна воспитывала свою дочь в строгости и дала ей первоначально очень хорошее, но домашнее образование, которое проходило то в Александрии, то в Белой Церкви. Забегая вперёд, скажем, что в 1807 году пятнадцатилетняя Елизавета была пожалована фрейлиной малого двора вдовствующей императрицы Марии Феодоровны. Однако на самом деле Елизавета продолжала проживать то в имении отца, то в имении матери. Александра Васильевна не желала, чтобы дочь до замужества находилась при дворе, в атмосфере фаворитизма, по сути вседозволенности. Она очень высоко ценила и уважала Александра I, но хорошо знала, что он - великий покоритель сердец красивых девушек. А её Елизавета хоть и не красавица, но весьма привлекательная девушка, пленявшая своей очаровательной улыбкой и нежным взглядом небольших, медовых глаз.
Поэтому, определив свою дочь фрейлиной при дворе, Александра Васильевна тотчас выхлопотала ей длительный отпуск «для завершения воспитания и образования». У Александры Васильевны был ещё сын, Александр Ксаверьевич Браницкий, который служил при дворе с 15 сентября 1801 года камер-юнкером, а с 1 января 1804 года был пожалован в действительные камергеры. Но уже 15 января 1804 года Александр I «изволил повелеть, согласно прошению статс-дамы графини Александры Васильевны Браницкой, оставить её младшего сына, действительного камергера графа Александра Ксаверьевича Браницкого, при его родительнице до усовершенствования в науках». Но вернёмся в 1796 год. Через пять лет после смерти Потёмкина, тоже осенью, скончалась благодетельница фаворитки, статс-дамы Браницкой, - императрица Екатерина II. Её кончину Александра Васильевна переживала так же глубоко, как смерть своего дяди. К императорскому двору, который прежде был для неё родным домом, теперь она потеряла всякий интерес Она уехала зимой 1797 года в поместье Белая Церковь, а весной следующего года - в Александрию, к своим паркам, к своим деревьям, к их тишине и покою.
Связь с императорским двором осталась только в переписке с вдовствующей императрицей Марией Феодоровной, вдовой Павла I, в постоянном участии в благотворительных делах «Учреждений императрицы Марии Феодоровны», да в редких посещениях Александром I её имения Александрия. Зная о помощи Александры Васильевны Российскому престолу в международной политике, император Александр I относился к графине Браницкой с большим уважением и всякий раз, посещая Александрию, неизменно звал её вернуться в Петербург. Нашествие наполеоновских войск имело целью овладение Москвой, древней столицей России, а потому прошло стороной от поместий Браницких. Однако генерал-аншеф граф Ксаверий Петрович Браницкий участвовал в войне 1812 года, а затем в Заграничном походе 1813—1814 годов, освобождая от Наполеона свою родную Польшу. После освобождения и России, и Европы от Наполеона международный престиж России значительно возрос. На Венском конгрессе, созванном в сентябре 1814 года по инициативе России как главной победительницы в Наполеоновских войнах, Александр I был признан буквально героем Конгресс продолжался до июня 1815 года, и всё это время, помимо очень жарких дебатов из-за притязаний держав Англии, Австрии, Пруссии на территории, особенно польские, всё же время проходило также в балах, концертах, оперных и драматических представлениях. На конгресс были приглашены вместе с семьями 216 представителей всех европейских держав, в том числе и России.
Среди других приглашён был и генерал-аншеф граф Ксаверий Петрович Браницкий с супругой и дочерью. Там, в Вене, Елизавета Ксаверьевна познакомилась с графом Михаилом Семёновичем Воронцовым, героем Отечественной войны 1812 года и заграничных сражений 1813—1814 годов Елизавета, которой в то время было 23 года, была свежа и очень хороша. Граф Воронцов, блистательный молодой генерал, очень увлёкся ею, но не спешил предлагать ей руку и сердце: он опасался, что её связь через отца с польскими магнатами может помешать его дальнейшей карьере. Браницкие вернулись домой, так и не получив предложения от жениха. Шли годы, но Александра Васильевна продолжала ухаживать за деревьями, а когда стал болеть граф Браницкий, то ухаживать и за своим мужем. В начале 1819 года скончался её муж, польский коронный гетман граф Ксаверий Петрович Браницкий, генерал-аншеф российской армии. Елизавете Ксаверьевне в то время шёл уже 27-й год.
И вот тогда ей поступило от Михаила Семёновича Воронцова предложение выйти за него замуж. Предложение было принято, и 20 апреля 1819 года в Париже состоялась свадьба. Графиня Елизавета Ксаверьевна принесла мужу очень большое приданое. Во Франции пока ещё оставались российские войска, в Париже войсками командовал граф Воронцов, поэтому молодая чета после свадьбы была вынуждена проживать в Париже до приказа о возвращении. Приказ поступил в 1823 году, и Воронцовы вернулись на родину. Граф Воронцов получил назначение генерал-губернатором Новороссии и в связи с такой высокой должностью - титул князя, а ставшая княгиней Елизавета Воронцова была пожалована, ввиду важных заслуг мужа, в статс-дамы Высочайшего двора с награждением орденом Св. Екатерины II степени, что дало ей звание кавалерственной дамы Малого креста.
Через пять лет после смерти мужа, 1 января 1824 года, графиня Александра Васильевна Браницкая, статс-дама Высочайшего двора, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины I степени Большого креста, вняв приглашениям императора, вернулась в Петербург ко двору. Александр I пожаловал её самым высоким придворным званием обер-гофмейстерины Высочайшего двора. Но она была дамой екатерининского двора, а новые порядки императрицы Елизаветы Алексеевны и новый для неё уклад вдовствующей императрицы Марии Феодоровны были ей чужды. Она продолжала подражать своей повелительнице Екатерине Великой в походке, в одежде, в общении с придворными, но пришла новая мода во всём, и Александра Васильевна на этом фоне выглядела весьма старомодно. Обер-гофмейстерина Браницкая была уже далеко не молода: она разменяла уже восьмой десяток. Принимать новые порядки, новую моду, новые взгляды на жизнь двора было уже поздно, и графиня Браницкая, окончательно потеряв интерес к императорскому двору, ушла в отставку.
Многие годы место обер-гофмейстерины Высочайшего двора оставалось незанятым И только 2 февраля 1885 года император Александр III пожаловал в звание и должность обер-гофмейстерины Высочайшего двора гофмейстерину, кавалерственную даму княгиню Елену Павловну Кочубей, после кончины которой в 1888 году в это звание не был уже пожалован никто. Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников — энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова. Значение слова статс-дама Толковый словарь русского языка. Ушаков статс-дама статс-дамы, ж.
Высшее придворное звание женщины из привилегированного сословия, состоящей в свите царствующей особы. Энциклопедический словарь, 1998 г.
Это придворная особа, состоящая при царице, королеве, принцессе. Придворные дамы составляли свиту императриц и великих княгинь. Стать фрейлиной при царском дворе — это была мечта большинства девушек знатного происхождения в царской России. Об этом мечтали не только девочки, но и их именитые родители.
Сама близость ко двору была очень престижна и почётна. Фрейлина — это вершина карьерной лестницы для женщины, за которую было положено приличное жалование. По сути — это свита императрицы. При дворе существовала своя иерархия, которую ревностно оберегали. Попасть в список фрейлин можно было несколькими способами. Чаще всего девушки в возрасте от 16 до 20 лет «проталкивались» своими знатными родственниками.
Часто императрица приближала к себе понравившуюся кандидатку просто по своему желанию, и та становилась фрейлиной. Почти все девушки были знатного рода. Их родственники мужского пола, как правило, служили здесь же при дворе. Но попасть в круговорот царского дворца могла и малостатусная особа, например, лучшая выпускница института благородных девиц.
Было важно, чтобы придворная дама имела благородное происхождение и хорошее воспитание, чтобы представлять правителя достойным образом.
В эпоху Возрождения придворные дамы получили больше автономии и возможностей для самореализации. Они владели письменностью и часто занимались литературным творчеством. Некоторые придворные дамы были известны своими сочинениями и центрами литературной и художественной жизни. Они были искусительницами, учительницами, зачастую оказывали значительное влияние на политику и решения монарха. Придворные дамы стали символами элегантности и роскоши, их образы были изображены на множестве портретов и влияли на моду и стиль.
В современной эпохе придворные дамы выполняют разнообразные функции, связанные с организацией и проведением церемониальных мероприятий, дипломатической работой и представительством королевы или правителя на международной арене. Они также сопровождают монарха на внутренних и международных поездках, осуществляют определенные социальные программы и волонтерскую деятельность. В зависимости от эпохи и культуры, роль придворных дам может различаться, но их основная цель остается неизменной — поддерживать монарха или правителя в его обязанностях и делах, а также достойно представлять его в обществе. Особенности позиции придворной дамы Позиция придворной дамы имела свои особенности, которые составляли ее уникальность и привлекательность в глазах придворного общества. Близость с крестильным покровителем: Придворная дама всегда находилась в непосредственной близости к крестильному покровителю, будь то король, герцог или другой чиновник.
Это давало ей возможность иметь привилегированный доступ к власти и влиянию, а также быть в курсе важных событий и решений. Придворные обязанности: Придворная дама выполняла широкий спектр обязанностей, включая организацию и участие в придворных церемониях, сопровождение покровителя на встречи и путешествия, участие в приемах и балах. Благодаря этим обязанностям придворная дама имела возможность завоевать уважение и доверие придворного общества. Возможность влиять на политические решения: Позиция придворной дамы давала ей возможность влиять на политические решения и влияние влиятельных личностей. Благодаря своей близости к власти, придворная дама могла оказывать влияние на принятие таких важных решений как назначение должностей и поддержка тех или иных политических реформ.
Возможность контактировать с представителями других стран: Придворная дама часто являлась не только представительницей своего монарха, но и представительницей своей страны в международных отношениях. Это давало ей возможность общаться с представителями других стран, развивать дипломатические связи и вносить свой вклад в международную политику.
Помолвку с Людвигом расторгли, а Павла отправили в Берлин знакомиться с невестой. По свидетельствам современников, юная София, получившая в России имя Мария Фёдоровна, целыми днями ходила в пышных нарядах: «То, что утомляет других женщин, ей нипочём, — писал церемониймейстер двора Павла I граф Фёдор Головкин. Мария Фёдоровна пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья.
Во время европейского Гран-тура, который великокняжеская чета совершила в 1781-1782 годах, российская принцесса ни в чём не уступала в пышности нарядов принимавшей их королеве Франции Марии-Антуанетте. Версальский двор надолго запомнил небольшую птичку из драгоценных камней, прикреплённую пружинкой к причёске Марии Фёдоровны, — во время ходьбы она раскачивалась и хлопала крыльями по бутону розы. Платье кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины Большого креста, 1790-е годы Единственное из сохранившихся в российских музеях орденских женских платьев. Хотя когда-то их было много: каждый год 24 ноября все кавалериссы Ордена собирались в Зимнем дворце именно в таких нарядах — начальницу Ордена отличала лишь зелёная мантия с горностаями. Корсаж из серебряного глазета на двенадцати пластинках китового уса со шнуровкой на спине.
Отделка из зелёного бархата с вышивкой блёстками по краям. Вырез и рукава обшиты кружевными воланами. Юбка из серебряного глазета с отделкой зелёным бархатом, как и бархатный шлейф, украшена вышитым орнаментом из золочёной нити, канителью и блёстками. Подлинное кружево не сохранилось: так оно было очень дорогим, его постоянно перешивали с одного платья на другое. При реставрации его заменила имитация, выполненная в начале XX века.
Наряды великая княгиня заказывала у лучших модельеров Европы. Например, во Франции она сшила несколько платьев у Роз Бертен, личной модистки королевы, а по возвращении в Россию продолжала пользоваться её услугами. Императрица прожила в России 50 лет, так что сегодня по её гардеробу можно проследить, как менялась мода от рококо до классицизма, ампира и романтизма. Свои лучшие платья она завещала женским учебным заведениям, которые патронировала, — в первую очередь Екатерининскому и Смольнинскому институтам, и после 1917 года они оказались в музеях. Несколько платьев остались у её сына Константина Павловича, несколько разошлись по фрейлинам, камердинерам».
Фасон придумала Екатерина II. Платье состоит из верхнего распашного платья и юбки на фижмах. К плечам пришиты ложные рукава. Ткань — белый шерстяной креп. Украшено вышивкой из серебряной нити, блёстками, аппликацией из серебряной фольги и искусственным жемчугом.
Придворные дамы России
Так, мундир и шляпа камергера работы петербургского мастера Залемана, имевшего свою мастерскую на Невском проспекте, в 1870 г. Наибольшей известностью среди модных мастерских, исполнявших женские парадные костюмы, пользовалась мастерская, основанная в Петербурге в середине XIX в. Ольгой Николаевной Бульбенковой и существовавшая до 1917 г. В ней, в основном, создавались парадные женские костюмы для императорской семьи к коронационным торжествам, свадьбам и другим торжественным случаям. Здесь же изготавливались парадные костюмы в приданое великих княжон, в частности, были сшиты семь парадных платьев для приданого великой княжны Ксении Александровны Всемирная иллюстрация. Ткани для них бархат, парча, атлас поставлялись, в основном, русскими фабриками, в том числе и известной московской мануфактурой Сапожниковых, особо славившейся своими узорчатыми шелками. Золотошвейные работы выполнялись в петербургской мастерской И.
Васильева, а также в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки парадных костюмов царской семьи приглашали вышивальщиц из Торжка. Работы русских золотошвей пользовались заслуженной славой и с успехом экспонировались на выставках как в России, так и за рубежом. В 1893 г. Парадные костюмы фрейлин и других чинов двора менее других были подвержены изменениям, происходившим в модном костюме под влиянием смены стилей. Однако в костюмах императрицы и членов царской семьи веяния стиля все же ощущаются прежде всего в цветовом решении и характере декора при сохранении традиционного фасона.
Свидетельством этого является великолепный парадный шлейф, исполненный в 1896 г. Сам шлейф и лиф сшиты из палевого атласа, эффектно сочетающегося с бледно-розовым тоном юбки и вставки-манишки на лифе. Гармонично вписывается в общую цветовую гамму этого костюма великолепная вышивка серебром, в виде стилизованных в духе модерн вьющихся гирлянд из побегов лавра с цветами розы, шитыми шелком в розово-палевых тонах. Платье парадное придворное императрицы Александры Федоровны атлас, серебряная и шелковая нить дл. Бульбенковой 1896 г. Коллекция Эрмитажа Инв.
Оно близко костюму, в котором императрица Мария Федоровна изображена на сохранившейся фотографии конца века. Платье могло принадлежать либо Марии Федоровне, либо кому-то из членов царской семьи, так как использование серебряной парчи в придворном костюме было привилегией императорского дома. Парадное придворное платье Великой Княгини Александры Федоровны серебряной парчи, серебряной нитью, шелк, проволока, блестки, пуховые, кружевные длина лифа: 33,0 см; длина юбки: 169,0 см; длина шлейфа: 340,0 см Мастерская О. Бульбенковой 1894 г. Автограф на фотографии "Мария" Фотограф: А. Pasetti Третье платье — из пунцового бархата, с форменным золотым шитьем — могла носить одна из фрейлин императрицы, о чем свидетельствует цвет бархата и узор украшающего его золотого шитья.
Платье придворное парадное бархат, атлас, металлическая нить, бить, фасонные плашки Мастерская О.
Есть и правительница гардеробной, отвечающая за одежду и украшения королевы. Ими практически всегда становятся герцогини и старшие женщины в королевском доме.
Отметим, что у действующей королевы Великобритании Елизаветы II до 2021-го было 9 фрейлин. В прошедшем году она потеряла двух своих верных ассистенток. В декабре умерла ее правительница гардеробной Энн Форчун Фицрой, а спустя короткий промежуток времени ушла из жизни и Первая леди опочивальни Дайана Максвелл.
Они прослужили Ее Величеству около 40 лет. В СМИ заявили, что это является публичным признанием растущего влияния Камиллы и ее возможного статуса королевы, если Чарльз взойдет на трон.
Платье кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины Большого креста, 1790-е годы Единственное из сохранившихся в российских музеях орденских женских платьев. Хотя когда-то их было много: каждый год 24 ноября все кавалериссы Ордена собирались в Зимнем дворце именно в таких нарядах — начальницу Ордена отличала лишь зелёная мантия с горностаями.
Корсаж из серебряного глазета на двенадцати пластинках китового уса со шнуровкой на спине. Отделка из зелёного бархата с вышивкой блёстками по краям. Вырез и рукава обшиты кружевными воланами. Юбка из серебряного глазета с отделкой зелёным бархатом, как и бархатный шлейф, украшена вышитым орнаментом из золочёной нити, канителью и блёстками.
Подлинное кружево не сохранилось: так оно было очень дорогим, его постоянно перешивали с одного платья на другое. При реставрации его заменила имитация, выполненная в начале XX века. Наряды великая княгиня заказывала у лучших модельеров Европы. Например, во Франции она сшила несколько платьев у Роз Бертен, личной модистки королевы, а по возвращении в Россию продолжала пользоваться её услугами.
Императрица прожила в России 50 лет, так что сегодня по её гардеробу можно проследить, как менялась мода от рококо до классицизма, ампира и романтизма. Свои лучшие платья она завещала женским учебным заведениям, которые патронировала, — в первую очередь Екатерининскому и Смольнинскому институтам, и после 1917 года они оказались в музеях. Несколько платьев остались у её сына Константина Павловича, несколько разошлись по фрейлинам, камердинерам». Фасон придумала Екатерина II.
Платье состоит из верхнего распашного платья и юбки на фижмах. К плечам пришиты ложные рукава. Ткань — белый шерстяной креп. Украшено вышивкой из серебряной нити, блёстками, аппликацией из серебряной фольги и искусственным жемчугом.
Кстати, военным костюмам самодержцев повезло больше: мужские мундиры было принято раздавать гвардейским полкам, в которых они состояли. Сохранились и военные платья Екатерины II, многие из них хранятся в Павловске. Но её бальных, придворных, визитных нарядов не осталось совсем. Революция в гардеробе Начало жизни Марии Фёдоровны в России пришлось на эпоху рококо, и в гардеробе молодой жены цесаревича преобладали платья фасона «а-ля франсе», которые состояли из распашной робы, корсета и пышной юбки, которую поддерживали фижмы — каркас из овальных обручей.
Главная особенность силуэта — очень тонкая талия, стянутая лифом, и огромная юбка, окружность подола которой могла достигать четырёх метров.
Из фрейлинской свиты назначались воспитательницы великих княжон. Камер-фрейлины — фрейлины более высокого ранга обычно 2-5 человек , приравнивающиеся в придворной иерархии к статс-дамам. Статс-дамы — вторая по численности группа дам 1914 год: 14 человек , как правило — жены крупных чинов. Большинство из них было «кавалерственными дамами» — имели орден Святой Екатерины или другие награды. Многие из них числились в отпуску.
Ни камер-фрейлины, ни статс-дамы никаких определённых обязанностей при дворе не несли. Гофмейстерины и обер-гофмейстерины — как правило, дамы, занимавшие одноимённые придворные должности и заведовавшие придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. Одной из их обязанностей было представление императрицам дам, явившихся на аудиенцию.
Британская королева отказалась от фрейлин
Звания гофмейстерин и фрейлин носили большинство жён и дочерей рос. высших гос. деятелей и военачальников, эти звания также рассматривались как одна из форм поощрения мужей или отцов придворных дам. false Фрейлины – и прислуга, и участницы «пикантной» жизни особ императорского двора. Жена короля Карла III, королева-консорт Великобритании Камилла решила прекратить существование института фрейлин, восходящего к средневековью.