Оказалось, что и фильм «Иван Васильевич меняет профессию», и короткометражка смонтированы из одного рабочего материала. «Иван Васильевич меняет профессию» — советская фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссером Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» (в титрах не указано). Я с детства фанат фильмов «Иван Васильевич меняет профессию» и трилогии «Назад в будущее». В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал забавную пьесу-комедию "Иван Васильевич". Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв, Александр Демьяненко и др. Однажды инженер Тимофеев испытал потрясение: заработала его машина времени. Вдруг растворилась стена, замяукала черная кошка.
В Театре сатиры запустили адскую машину времени
"Узнаю в гриме": что правда, а что нет в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" | Захватывающий Фильм Иван Васильевич меняет профессию доступен в хорошем качестве на всех платформах. |
Шурик вернулся. Театр Сатиры открыл юбилейный сезон пьесой Булгакова "Иван Васильевич" | Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). |
«Иван Васильевич меняет профессию» — когда смотреть по ТВ — Яндекс.Телепрограмма | Культура - 25 декабря 2023 - Новости Москвы - |
Как снимали «Иван Васильевич меняет профессию» | Результатом их творческого сотрудничества стал не только «Иван Васильевич меняет профессию», но и ленты «Не может быть!», «Инкогнито из Петербурга», «За спичками», «Спортлото 82». |
В Театре сатиры запустили адскую машину времени | важный фильм в карьере всех занятых актёров и даже в эпизодах снимались именитые актёры. |
Филиппа Киркорова убрали с постера «Иван Васильевич меняет всё». Сцены с ним переснимут, узнал «МК»
А зловещие «чёрные перчатки» Милославского появляются на экране как образ символизма и предвестник нового преступления , которое он собирается совершить [12]. Музыкальные фильмы [ править править код ] В 1977 году был выпущен уникальный фильм-концерт « Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика », включающий в себя композиции и кадры из знаменитого фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Чтобы создать связь между ними, мастера мюзикла использовали полюбившуюся зрителям сюжетную линию: главный герой Шурик снова погружается в сон после путешествия во времени. Зрители смогли насладиться живым исполнением Валерия Золотухина , а его вокал стал неотъемлемой частью музыкальных композиций. В 1997 году увидел свет захватывающий музыкальный фильм « Старые песни о главном—3 », который воссоединил шесть великих актёров, вернувшихся к своим ярким ролям. Документальные фильмы о комедии Создано несколько документальных картин, рассказывающих о легендарной комедии и её создателях: «Рождение легенды», « Неизвестная версия » [13] , «Тайны советского кино» [14] , «Как Иван Васильевич менял профессию» [15] , «Тайны Кино» [16] и др. Фильм в массовой культуре Клип на песню группы « Агата Кристи » « Сказочная тайга » 1994 с участием Александра Демьяненко, Леонида Куравлёва , Юрия Яковлев а, Натальи Селезнёвой и Натальи Крачковской , которые собираются в кинозале спустя двадцать лет после выхода комедии на экраны и смотрят фильм «Иван Васильевич меняет профессию» [19]. Посвящён памяти Леонида Гайдая [20]. Реклама Сбербанка с участием Жоржа Милославского 2020 , который на машине времени попадает в современную Москву 2020 года. Реалистичная копия Милославского была воссоздана с применением передовой технологии Deepfake [21] [22]. Крылатые фразы из фильма Картина стала одной из самых популярных и цитируемых советских комедий.
К тому же, «Союзгосцирк» запланировал заграничные гастроли с его участием. В результате присутствие Никулина в фильме свелось к исполнению «Песни про зайцев», которой заслушался разомлевший от водки Грозный. Подбирая актеров, режиссер получил еще один отказ. В каждой своей работе он отводил роль для супруги, но в новом фильме актриса отказалась сниматься. Фильму от нее досталась лишь фраза: «Так и тянет устроить скандал», которую режиссер вложил в уста жены Шурика. Из своей команды он взял в картину Александра Демьяненко. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» В новом фильме полюбившиеся зрителю приключения Шурика словно бы получили развитие: вчерашний студент стал инженером и женился на подружке по сдаче экзаменов в «Операции «Ы». С этого счастливого конца и началась новая история. Из предыдущих картин режиссера на съемочную площадку пришли Савелий Крамаров дьяк Феофан , Сергей Филиппов посол шведский , Наталья Крачковская жена Бунша , Виктор Уральский старшина милиции , Эдуард Бредун спекулянт в магазине.
Что же касается роли Ивана Грозного, на нее взяли актера, с которым до этого Гайдай не работал. Леонид Куравлев стал еще одним новичком: до него на роль Жоржа Милославского пробовался Андрей Миронов. До этого он играл жулика Шуру Балаганова в фильме «Золотой теленок», но в образе Жоржа актер шагнул дальше — успешно воплотил на экране обаятельного интеллигентного мошенника. Хотя и здесь не обошлось без сюрпризов: в эпизоде, где Жорж Милославский звонит из телефонной будки на работу Шпаку, актеру не удавалось сымитировать женский голос. На помощь пришла актриса, озвучив эту часть текста. Успешно прошли пробы у ни разу до этого не снимавшейся у корифея кино Натальи Кустинской пассия Якина , Нина Маслова стала царицей, хотя на эту роль пробовалась Наталья Гундарева. Анатолий Подшивалов стал лейтенантом милиции Кольцовым, Наталья Гурзо сыграла медсестру. Михаил Пуговкин. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Немало дебатов вызвало вхождение в творческую команду актера Михаила Пуговкина , пробовавшегося на роль Якина.
Возмутились известные режиссеры: актер, играющий негативных персонажей, и вдруг в такой солидной роли?! На худсовете за актера вступился Григорий Чухрай: «Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются». Якин много приобрел от актера. В частности, Михаил Иванович любил приезжать в Ялту. Поза вальяжно восседающего на складном стуле режиссера была списана с самого актера, который так отдыхал на набережной. А Владимир Этуш настолько органично вписался в роль ограбленного в картине Шпака, что в 2007 году, когда обчистили квартиру уже самого актера, воры, узнав, кого обокрали, вернули народному артисту похищенное имущество.
Начались съемки фильма. Оператором на картину пришел Сергей Полуянов. Вторым оператором стал новичок в группе Виталий Абрамов. Художником картины приняли Евгения Куманькова, звукооператором — Раису Маргачеву. К бутылке «королеву эпизода» привели сначала проблемы с отчимом, алкоголем она спасалась и когда ее карьера пошла на спад. Усугубили ситуацию и разводы. Артистка откровенно рассказала, что ее спасло. Узнать подробности Где проходили съемки Съемки фильма начались 26 августа 1972 года с экспедиции в Ростов-Ярославский. Здесь недавно отреставрировали Кремль, он и стал локацией для массовых сцен.
Домом Шурика с магазином, куда он направился искать транзисторы для «машины времени», стала новостройка в Москве улица Новокузнецкая, 17.
Картина вышла на экран в 1974-м и с годами лишь приобретает новых поклонников. В документальном фильме предпринята попытка подробного воссоздания истории рождения легендарной киноленты. В 1971 году Гайдай заканчивает фильм «12 стульев».
Его предыдущие работы «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» заставляют публику буквально штурмовать кинотеатры! Гайдай находится на пике творческой активности, но после сдачи «12 стульев» собирается немного передохнуть. Однако руководство требует от него следующий киношедевр. Гайдай решает экранизировать роман полуопального Михаила Булгакова «Бег».
Но идея не находит поддержки в Госкино, и тогда режиссер берется за экранизацию булгаковской пьесы «Иван Васильевич». Сценарий одобрили, но исторические сцены не разрешили снимать в московском Кремле.
Поэтому архиважно — не переснять известное кино с другим актёрами, а взять знакомый сюжет и погрузить телезрителей в тёплую новогоднюю атмосферу.
Наш подход ближе к театру, где разные режиссёры делятся своим видением «Вишнёвого сада». Ну, или параллельная Вселенная, — говорит режиссёр Миша Семичев. Фото: предоставлено организаторами В фильме будут полюбившиеся герои, такие как Иоанн Грозный, Иван Бунша, изобретатель Шурик, а также супруга Бунши.
Добавятся и многие новые персонажи — их вплетут в повествование. Например, на одном из кадров можно заметить актёра в образе Наполеона. Сюжет будет крутиться вокруг русского царя Ивана Грозного.
Его-то Шурик попытается вернуть благодаря машине времени хотя слухи, что ради неё возьмут легендарную «Делориан» из трилогии «Назад в будущее». Планы может сорвать коварный VPN, на котором работает чудо-машина. Как и в наше время, он станет постоянно ломаться, из-за чего переместит героев в разные страны и времена, где они случайно или намеренно изменят прошлое.
В «Иван Васильевич меняет всё» будут отсылки не только к знаменитым советским комедиям, но и шутки из новых сериалов и даже музыкальных клипов. Максим Лагашкин взялся за культовую роль Жоржа Милославского. Известно, что в картине примет участие и Ольга Бузова — она уже показывала кадр, как примеряла грим жены Бунши в оригинале эту роль исполнила Наталья Крючковская.
Наверное, мне досталась самая сложная задача, так как из всего актёрского ансамбля, я меньше всего похож на своего персонажа. Я постарался перенять органику Александра Демьяненко и привнёс немного от себя.
Иван Васильевич меняет все! (2023)
Это очередная реинкарнация «нехорошей квартиры» на Садовой, 10. В ранней версии «Блаженства» даже называется этот адрес. Соответственно, Шпак в «Блаженстве» — Михельсон живёт в соседней комнате, а Милославский входит к нему из общего коридора. Из контекста пьесы непонятно, но возникает впечатление, что и управдом Бунша живёт в этой же квартире. Во всяком случае, он вывесил в общем коридоре «тарелку» радиоприёмника, которая отвлекает Николая в фильме — Александра Тимофеева от работы. В фильме Гайдая действие происходит в современном доме с отдельными квартирами. Вид с балкона знаменитая фраза про «лепоту» — панорама Москвы-реки и начала Кутузовского проспекта, снятая с построенного во второй половине 1960-х дома 26 на Новом Арбате он тоже виден из окон нашей редакции.
Этот момент вызывает анахронизм, связанный с ролью управдома. В доме с коммунальными квартирами управдом был царь и бог, имеющий право прописывать жильцов и, как правило, состоящий в интимных отношениях с правоохранительными органами. В государственном доме с отдельными квартирами управдомы первое время сохранялись по инерции, но особой власти уже не имели. В 1980-е годы они встречались практически только в кооперативных домах и были, собственно, их председателями. Такие персонажи существуют и сейчас. Соответственно, из фильма ушло отражённое в пьесе намерение Бунши учредить ЖАКТы — их уже не было на момент съёмок фильма.
В общем, образы Варвары Плющ из «Бриллиантовой руки» и Ивана Бушни из «Ивана Васильевича» гиперболизированы — уж не знаем, под влиянием ли творчества Булгакова или воспоминаний самого Гайдая. Время действия Ещё Булгаков зафиксировал чёткое время действия средневековой части пьесы — 1571 год. Именно тогда женой Грозного была Марфа Собакина, которая умерла вскоре после свадьбы. Эта датировка, однако, создаёт путаницу в других значимых эпизодах. Например, татарский князь Едигей умер задолго до описываемых событий и, соответственно, не мог проситься на приём к царю. С другой стороны, любимая народом Кемская волость шведского посланника в 1571 году особенно интересовать не могла.
В разгаре была Ливонская война, русские войска достигли больших успехов в Прибалтике, захватив к 1576 году прочти всё побережье между Ригой и Таллином Ревелем. Кемскую волость шведы разорили аж в 1590 году.
Требовался очень мощный, многоплановый артист, который бы органично вписался в два противоположных образа — величественного государя и мелкого склочника-управдома. Я предложил Гайдаю такой ход: управдом Бунша будет говорить шепелявой скороговоркой, быстро, сбивчиво, а Иван Грозный, наоборот, должен говорить громко, раскатисто, почти рычать. На съемках комедии актриса впервые работала вместе со своим кумиром, ее удивляло, как остроумно Яковлев импровизирует на съемочной площадке. Так, именно Яковлев придумал играть в «ладушки» с царицей, включить в хореографию чарльстон, а также шептать что-то смешное на ухо героине. Что же такое говорил Иван Грозный Зине Тимофеевой? Актриса в конце концов открыла секрет: — Он меня звал «Наташка» и говорил мне: «Наташка, у меня 10 минут, я опаздываю на спектакль! Эпизод с котлетами Бытует миф, что из комедии было вырезано много эпизодов — якобы по соображениям цензуры. Например, эпизод, где Иван Грозный жарит котлеты на горелке.
Мол, историческому лицу негоже представать перед зрителем в столь «заземленном» виде. На самом деле худсовету просто показалось, что эта сцена не вписывается в динамику повествования, и Гайдай согласился. Причем у Гайдая получается не просто фельетон на злобу дня, а целая панорама жизни, которую интересно смотреть в любую эпоху.
Соответственно, из фильма ушло отражённое в пьесе намерение Бунши учредить ЖАКТы — их уже не было на момент съёмок фильма. В общем, образы Варвары Плющ из «Бриллиантовой руки» и Ивана Бушни из «Ивана Васильевича» гиперболизированы — уж не знаем, под влиянием ли творчества Булгакова или воспоминаний самого Гайдая. Время действия Ещё Булгаков зафиксировал чёткое время действия средневековой части пьесы — 1571 год. Именно тогда женой Грозного была Марфа Собакина, которая умерла вскоре после свадьбы. Эта датировка, однако, создаёт путаницу в других значимых эпизодах.
Например, татарский князь Едигей умер задолго до описываемых событий и, соответственно, не мог проситься на приём к царю. С другой стороны, любимая народом Кемская волость шведского посланника в 1571 году особенно интересовать не могла. В разгаре была Ливонская война, русские войска достигли больших успехов в Прибалтике, захватив к 1576 году прочти всё побережье между Ригой и Таллином Ревелем. Кемскую волость шведы разорили аж в 1590 году. Но не все знают, что пьеса и киношедевр Леонида Гайдая оказались своеобразным «отходом драматургического производства». Сначала Булгаков написал пьесу «Блаженство сон инженера Рейна », в которой Иван Грозный был проходным персонажем. Основой же сюжета было путешествие в будущее А вот беспорядки на Изюмском шляхе действительно имели место: в 1571 году крымских хан Девлет-Гирей подошёл к Москве. Город он не взял, но из-за сильного ветра огонь из подожжённых татарами пригородов быстро распространился, и Москва сгорела полностью.
Судя по летописям, это был сильнейший пожар в XVI веке. Он распорядился снести постройки по берегам Москвы и Неглинной напротив Кремля и разбить там сады нынешняя Садовническая набережная. Машина времени В пьесе «Блаженство» машина времени есть, и она небольшая — путешественники во времени прихватывают её с собой. Управляется ключом с шифром его крадёт Милославский, и именно поэтому «экспедиция» задерживается в будущем на несколько дней. В пьесе «Иван Васильевич» машины времени нет — Тимофеев собирает для Бунши радиоприёмник «Австралию он будет принимать! Машина времени довольно объёмная появляется, только когда Тимофеев засыпает. Управляется она тоже ключом, но уже без шифра — Тимофееву его делает слесарь. В фильме с самого начала присутствует машина времени, во сне она начинает работать собственно, во сне начинают работать и машины в окончательных версиях пьес.
А вдруг кто-то возьмёт булгаковский текст и поместит героев в нашу современность — с интернетом, смартфонами и прочими чертами прогресса? Ведь сюжет-то универсальный. Но пока от киношников таких новостей нет. То ли не нашёлся режиссёр, сравнимый с гениальным Гайдаем. То ли про царя опять нужно с осторожностью. Или может, наконец, все поняли, что лучшее враг хорошего? Ну, это я фантазирую. Это была программа «То время» с рассказом про фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Все выпуски передачи можно найти на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
История создания комедии «Иван Васильевич меняет профессию»
Яковлев разрушил планы Гайдая на фильм «Иван Васильевич меняет профессию»: вот что случилось. Вот и сценарий "Иван Васильевич меняет профессию" писался именно под Никулина. «Иван Васильевич меняет профессию» — советская фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссером Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» (в титрах не указано). Впервые о ремейке комедии «Иван Васильевич меняет профессию» стало известно в конце августа 2023 года. Приключения, комедия, фантастика. Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев и др. Описание. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» режиссера Леонида Гайдая стал лидером проката 1973 года. В 2023 году культовой комедии "Иван Васильевич меняет профессию" исполняется 50 лет.
Стало известно, кем заменят Филиппа Киркорова в фильме «Иван Васильевич меняет все!»
История создания комедии «Иван Васильевич меняет профессию» | Премьера одного из лучших советских фильмов Иван Васильевич меняет профессию вышла на экраны советских кинотеатров 21 сентября 1973 года. |
Ответы : Правда ли что "ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ" НАПИСАН Булгаковым | Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать фильмы: @MosfilmRuOfficial Эксцентрическая комедия по мотивам пьесы ова «Иван Васильевич» о машине вр. |
В Театре сатиры запустили адскую машину времени
Иван Васильевич меняет профессию — история создания, интересные факты,награды и критика — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Связь плаката фильма «Чудный характер» с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию» я нахожу в том, что и в том, и в другом фильме автором текста песен стал Леонид Дербенёв. Телеканал ТНТ опубликовал новые кадры комедии «Иван Васильевич меняет все!» — переосмысления советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию». «Иван Васильевич меняет профессию»: антисоветское кино в разгар эпохи застоя. Комедия, приключения, фантастика. Режиссер: Миша Семичев. В ролях: Тимур Батрутдинов, Демис Карибидис, Максим Лагашкин и др. В основе сюжета новогоднего музыкального телефильма лежит легендарная советская комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич. Иван Васильевич меняет профессию — история создания, интересные факты,награды и критика — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
ТНТ снимает ремейк "Ивана Васильевича" с Батрутдиновым, Светлаковым, Бузовой и Киркоровым
Сократили сцену погони за Милославским, время пребывания царя в квартире Тимофеева вырезали сцену, в которой Иоанн Грозный жарит котлеты на кухне [2] и др. Также заменили несколько фраз. Бунша, переодетый в царя, произносит фразу «Гитлер, капут! В сцене допроса Иоанна Грозного он определяет своё место жительства «В палатах», но в первоначальном варианте он говорил: «Москва — Кремль» [9]. Во время трапезы ответ Милославского на вопрос «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?
Вячеслав Почечуев - автор машины времени, 1973 год Изначально макет машины времени доверили изготавливать специалистам конструкторского бюро. Но кинематографистам не понравился результат, они посчитали изобретение слишком сложным для того, чтобы его мог собрать один человек. В результате над проектом работал скульптор Вячеслав Почечуев [11]. Картина стилизована под немое кино и сохранилась на 8-мм плёнке. Она полностью посвящена Жоржу Милославскому, сцены с которым сложились в законченную историю [2].
На старте После успешной «Кавказской пленницы» режиссер хотел экранизировать пьесу Михаила Булгакова «Бег». Этой идее не суждено было сбыться. Тогда Гайдай взялся за его пьесу «Иван Васильевич», которая не была поставлена при жизни писателя. Над сценарием он работал с Владленом Бахновым.
Однако он отказался от роли. По одной версии, из-за занятости в цирке. По другой, он решил, что фильм все равно не выпустят в прокат. Режиссера устроил только Юрий Яковлев, который оказался убедительным и в роли сурового правителя, и в роли жалкого управдома.
С утверждением Яковлева возникала новая проблема.
Но идея не находит поддержки в Госкино, и тогда режиссер берется за экранизацию булгаковской пьесы «Иван Васильевич». Сценарий одобрили, но исторические сцены не разрешили снимать в московском Кремле. Съемки перенесли в Ростов Великий, куда и отправилась наша группа. Спустя сорок лет нам удалось найти очевидцев давних событий. В процессе утверждения сценария Гайдаю указывали, что эпизоды, в которых воспроизводится прошлое, должны приобрести условный характер. Коррективы Гайдай вносит быстро. В фильме мы подробно расскажем о процессе съемок, о комических случаях на площадке и неожиданностях, к которым не был готов режиссер.
К примеру, Юрий Никулин, на которого писался сценарий, отказался от главной роли в последний момент. А Наталья Крачковская уже в разгар съемок … сильно похудела.
Один из загородных домов Ивана ныне окружает недавняя советская застройка. Это дворец в "Коломенском", до XXI века не дошедший. Созданная в наши дни реконструкция палат расположена у самого входа в Коломенский парк, откуда до ближайших домов совсем недалеко. Это место имело для Ивана особое значение: там он появился на свет. Увы, шансы Шурика на то, чтобы делить землю с царем, разбиваются о сюжет фильма. Ближе к концу Иван Грозный выходит на балкон и видит, где проживал инженер-изобретатель, — московскую Таганку. В XVI веке эти места назывались неблагозвучно — Вшивой горкой.
И хоть причин часто бывать на этой окраине у царя не было, похвалить, как она изменилась к лучшему, могло прийти ему в голову. Ел ли Иван баклажаны? Реплика из "Ивана Васильевича" про икру заморскую баклажанную отсутствует в изначальном сценарии Михаила Булгакова: у классика царя потчевали икрой красной вместе с "заячьими почками и головами щучьими". Глядя на такое изобилие, восхищался знакомый с продовольственным дефицитом Бунша: "Это просто сон какой-то! Зато об удивлении людей XVI века от баклажанов сценаристы вполне могли узнать из учебников. Этот овощ стали выращивать в России до картофеля — в XVII веке, но во времена Ивана Грозного он еще оставался желанным импортным продуктом.
«Очень приятно, царь!»: 50 лет с премьеры фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Я с детства фанат фильмов «Иван Васильевич меняет профессию» и трилогии «Назад в будущее». В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал забавную пьесу-комедию "Иван Васильевич". Двойную роль Ивана Грозного и управдома Бунши Гайдай изначально писал под Юрия Никулина. Игорь Думчиков написал отзыв к фильму «Иван Васильевич меняет все!».
Иван Васильевич, беги! Как запретить поганить советскую киноклассику
Якин, принимая Иоанна Грозного за актёра, предлагает ему контракт на двадцать тысяч рублей и работу на кинофабрике. Зинаида же быстро догадывается, что это работа её мужа: «Нет, это Кокина работа. Я вам говорила про его машину… что он вызвать хочет не то прошлое, не то будущее… Это он вызвал из прошлого царя». Иоанн заставляет Якина жениться на «соблазнённой боярыне» и жалует молодым вотчину в Костроме. После их отъезда в диалог с царём, похожим на управдома, пытается вступить обокраденный Шпак, но безрезультатно.
Вернувшись из магазина, Тимофеев объясняет соседу, что это не Бунша, а настоящий Иван Грозный. Антон Семёнович даёт честное благородное слово, что будет молчать, однако, добравшись до своей комнаты, нарушает обещание и немедленно звонит в милицию. Во время пребывания в прошлом они отправляют опричников на войну и принимают шведского посла, которому псевдоцарь разрешает забрать Кемскую волость. Затем начинается пир, на котором Бунша общается с царицей Марфой Васильевной и танцует румбу.
Шурик, вдохновлённый своим успехом, жаждет увидеть средневековую Москву. Он вновь запускает машину, стена исчезает и открывается портал в царскую палату Кремля XVI века , где царь Иван Грозный диктует дьяку Феофану письмо: «…к пренебесному селению, преподобному игумну Козьме царь и великий князь Иоанн Васильевич челом бьёт» [a]. Приняв Шурика и Милославского за демонов, перепуганный Феофан убегает за стражей. Бунша звонит в милицию, но Милославский требует от него положить трубку. Бунша отступает от Милославского в Кремль XVI века через портал, а царь Иван Грозный, испугавшись чёрной кошки Шурика, убегает через портал в квартиру инженера, а затем в подъезд. В царские палаты врывается стража. Один из стрельцов бросает в «демонов» алебарду.
Милославский ловит её и кидает обратно. Стрельцы гонятся за «демонами». Милославский, заметив внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного, находит сундук с «царскими шмотками» и, переодевшись, выдаёт Буншу за царя, а себя — за князя Милославского. Шурик находит царя в подъезде и с трудом успокаивает его, объяснив, что случилось. Царь вспоминает, что шведы недавно взяли Кемь , и требует немедленно отправить его обратно. Шурик бегает по Москве в поисках перегоревших при аварии транзисторов. Иван Грозный остаётся в квартире, постепенно осваивается с современным бытом, слушает на магнитофоне песни Высоцкого и Никулина.
Внезапно в квартиру возвращается Зина, которая разругалась с Якиным и вдобавок по ошибке забрала его чемодан. Пришедшего Якина Грозный намеревается казнить как «прелюбодея», но Зина уговаривает его пощадить. Зина и Якин переодевают царя из его средневековой царской одежды в спортивный костюм Шурика. Ивану Грозному удаётся их помирить, и они уезжают в Гагры.
Завозили баклажаны из Персии и Турции, торговля с которыми шла гораздо бойче, чем с Западом, хотя расстояния существенно влияли на цены. Зато благодаря завоеванию Астрахани черной икры у русского царя было вдоволь, и закономерно, что в отличие от наших дней, когда промысел ограничен, чанам с нею не удивлялись. Из какого года Грозный? Не только обильное угощение икрой указывает на времена после взятия Астрахани в 1556 году, прямая отсылка к дате событий есть в разговорах Бунши с нежданной "супругой" — царицей Марфой Васильевной. Красивая молодая женщина вошла в жизнь царя в 1571 году, но всего через две недели замужества скончалась от неведомой хвори. Трагическое событие позволяет определить время действия с большой точностью — октябрь-ноябрь 1571 года. Битва на Волге: почему татарские полки помогали Ивану Грозному брать Казань? Возможно, неудачливые претендентки на сердце царя еще оставались в столице. Сцена, в которой Жоржа Милославского встречает шеренга красавиц в расписных одеждах, перекликается с выборами царской невесты, проведенными Иваном летом 1571 года в формате конкурса красоты. Победа в нем коломенской дворянки Марфы Собакиной обернулась скорым горем, но то, что в кадре царица выглядит пышущей здоровьем, нельзя признать ошибкой — вполне вероятно, она была отравлена, о чем писали сразу несколько источников, современных событиям. Любопытно, что возраст царя кинематографистами передан почти верно. Юрий Яковлев в 1973 году был старше Ивана Грозного всего на четыре года 45 , хотя перед советскими милиционерами еще молодился, годом своего рождения неверно называя "1533-й от Рождества Христова". В таком случае Грозному, родись он действительно в 1533-м, было бы на момент фильма 38 лет.
Но коварный VPN, на котором работает чудо-машина, будет постоянно ломаться и перемещать героев в разные страны и времена, где они случайно или намеренно будут менять прошлое. Кроме того, оригинальный сюжет на основе культовой комедии свяжут отсылки на эпизоды из советских фильмов, современных сериалов и музыкальных клипов. От режиссера.