Новости капнист мария

Представительницу одного из древних дворянских родов Марию Капнист знали, как известную актрису.

Следственное дело графа Р.Р.Капниста

В числе расстрелянных был ее отец и Ростислав Капнист. Тетю Мариэтты расстреляли на глазах у девочки. Дом Капнистов разрушили, семье пришлось скитаться, голодать. Старшие сестра и брат Мариэтты погибли, еще одного брата переправили за границу. Суровая юность Вдова и дочь Капнисты при содействии крымских татар, чтивших расстрелянного Ростислава Капниста, сумели бежать из Крыма и приехали в Ленинград. Мариэтта училась в театральной студии, поступила в театральный институт. Анастасии Байдак-Капнист благоволил первый секретарь Ленинградского горкома и губкома партии Сергей Киров.

После его убийства Капнистам из-за происхождения запретили жить в городе на Неве, Мариэтту исключили из института. Она переехала в Киев, где отучилась на бухгалтера, некоторое время Капнист работала по этой специальности. В Карлаге молодая женщина познакомилась и подружилась с гражданской женой Колчака Анной Тимиревой, которая к этому времени находилась в лагерях уже 18 лет. Работа женщин-заключенных заключалась в изготовлении саманных кирпичей, трудились они в тяжелейших условиях — на изнурительной жаре, при острой нехватке воды.

К счастью, женщину реабилитировали, и в 1956-м она вышла на свободу. Бывшей аристократке было всего лишь сорок три, но нелегкие будни заключенной превратили ее в семидесятилетнюю старуху. И только ее очаровательная улыбка осталась все такой же лучезарной. Когда у Марии был возлюбленный мужчина. Именно он встречал женщину на вокзале, и, конечно, совершенно ее не узнал. Наша героиня стала работать простой уборщицей в Киевском театре. А через два года случилось чудо: ей предложили эпизодическую роль в картине «Одна ночь». И даже постоянную работу на известной киностудии имени А. Ее фильмография стала, поистине, богатой. Это советские шедевры: «Война и мир», «Руслан и Людмила», «Старая крепость» и «Бронзовая птица», «Цыган», культовый фильм «Табор уходит в небо» и другие знаменитые картины. Восемь десятков кинолент, в которых Мариэтта Ростиславовна создавала потрясающие образы самых разных героинь. Вот она, с копной пышных седых волос, примеряет платье знатной дамы. А поверх надевает бутафорскую золотую цепь и такие же искусственные сережки-подвески. Бархатный наряд, кружевное жабо и брошь-камея под воротничком дополнены благородной шляпкой. Зловещая сказочная корона с бутафорскими каменьями особенно ярко выделяется на фоне спутанных прядей морщинистой старухи. Как только дубль снят, Капнист тут же возвращается к себе настоящей, интеллигентной, сильной духом и характером женщине с прекрасными манерами.

Мария поняла это, когда в место первого пребывания стали приходить письма и посылки. Георгий тяжело пережил известие о рождении у неё в лагере ребёнка, но не перестал помогать. Его бесценные послания находили её в любом месте. Их чувства после освобождения Марии остались также глубоки. Но она не смогла пережить потрясение: после долгой разлуки Холодовский пришёл на вокзал с цветами встречать Марию, но в измученной старухе, морщинистой, исхудавшей, не смог узнать ту, которую так долго ждал и продолжать любить. И… несколько раз прошёл мимо, разыскивая её глазами. Она сама окликнула его и увидела во взгляде ужас. Ей было только 44. Но, как вспоминала дочь Рада, теплота и нежность чувств оставались с ними до конца, и Георгий Евгеньевич не раз делал Марии предложение, но она так и не вышла за него замуж. Помощь подруги В заключении она близко сошлась с Валентиной Ивановной Базавлук. Её соратнице по несчастью предстояло раньше освободиться из мест заключения, а потому Капнист попросила её найти дочь.

Поэтому ей давали только роли эпизодические, второго плана. Но Мария знала, что способна на большее. Зачастую были роли антагонистов, ведьм и т. Она сыграла роли в более 90 картинах, но даже не всегда её имя было в титрах. Она сыграла лишь одну главную роль в фильме «Шанс» 1984 года. Но Капнист никогда не жаловалась, она была довольна, кроме того могла обеспечивать себя и дочь. Несмотря на сложную судьбу, Капнист прожила до 80 лет. Здоровье её беспокоило, но она держалась молодцом и работала до последних дней. Она никогда не пользовалась подземными переходами, из-за клаустрофобии. И именно это сыграло с ней злую шутку, переходя дорогу в неположенном месте, женщина попала под машину.

Мария Капнист Графиня рудников

Мария Капнист. / Maria Kapnist. Мария Капнист (Мариетта Капнист-Серко). В 1931 г. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. Мария Капнист принадлежала к старинному дворянскому роду, будучи по отцовской линии двоюродной правнучкой Василия Капниста. Среднестатистическому советскому юному зрителю 70-х и 80-х годов прошлого века Мария Капнист известна, пожалуй, киновоплощениями злых и чудовищных старух. Мария Капнист с дочерью Радой Мария Капнист с дочерью Радой. Ее дочь Рада родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Мария жила на поселении.

"Частная история": Мария Капнист

В итоге увидела, что теперь там располагается казарма для солдат, а также кабинеты разных чинов. Имущество в доме разграблено. Актрису на самом деле звали Мариэтта, но ее стали называть Мария в целях сокрытия реального происхождения. Теперь она являлась крестьянкой.

Приняли с первого раза. Отучившись в ней, подала документы в театральный институт. Перед тем, как получить диплом, решила вернуть себе настоящее имя.

Из-за этого у нее начались проблемы. Узнав про ее дворянское происхождение, доучиться не дали, выгнали. Причем попросили даже уехать из Санкт-Петербурга.

Девушке пришлось поехать в Киев. Там она отучилась на бухгалтера, после чего поехала в Батуми, где устроилась на работу.

Куда я ни попадала, как вездесущий дух он находил меня: объявлялся письмами, посылками.

Каким чудом были эти посылки! Сколько было за эти годы ужасного, тяжелого… Но были и встречи, осветившие душу на всю жизнь. Надежда Ивановна Тимофеева, старая большевичка, из Ленинградского обкома партии.

Участвовала в революции, встречалась с Лениным. Как убежденно она говорила, что все это скоро кончится, партия вскроет истинных виновников зла! А забрали её тоже вскоре после убийства Кирова.

В лагере держалась гордо и достойно. И за это ее особенно ненавидело лагерное начальство и уголовники. Гляжу — исхудала, не выживет.

Как же помочь? Умолила одного проверяющего из Ленинграда перевести мою Надежду в зону поселенцев. В ту же неделю ей разрешено было по лесу пройтись.

Надежда Ивановна пошла и не вернулась, нашли её мертвой. Так погибла замечательная женщина. А сколько их бесследно исчезло в пропасти лагерей… Еще одно знакомство — с Даниилом Фибихом, писателем, тоже ленинградцем.

И он заболел и исхудал до костей. Я очень волновалась за него. Однажды вечером даже проведала его: переоделась в мужскую одежду, пошла за санями в мужской лагерь.

Нашла в темноте. Ибо он был почти двухметрового роста и ноги свисали с нар. Умоляла его не умирать.

А утром с рассветом побежала в медпункт к сестрам Гамарник: спасите Фибиха, его уже, наверное, в коридор вытащили, пайку разбирают… Забрали его тогда в больницу, через трубку кормили, выжил Фибих… К осени болезнь и до меня добралась. Лежа в больнице, видела: много людей каждый день умирало. И что-то их очень быстро хоронили.

И как так быстро успевали? Обнаружилось, что в гроб их только в больнице клали. А как вывезут из лагеря, покойниц «выгружали» из гроба в ущелье, и с «тарой» назад, чтобы использовать ее для других.

Сама не своя побежала к начальству, у меня, говорю, связи в Москве, не прекратите издевательство над мертвыми — доложу. Тайшет — последний круг моего ада. Измученная и обессиленная, знала, что где-то растет дочка, которой уже три года.

В начале марта 53-го нас неожиданно всех вывели во двор. Вышел начальник лагеря и сказал, что умер Сталин. Что тут началось!

Истерика, крики, рыдания. Что делать? Всех нас теперь расстреляют!

Я протанцевала вальс, и все решили, что я сошла с ума. Я часто давала повод так считать. Начальник объявил: уголовницам — отдыхать, фашисткам работать.

Так называли нас, кто по 58-й. Это была наибольшая обида». В Сибири появилась на свет её дочь Рада.

Она родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Капнист жила на поселении. В лагере в пустыне Джезказгана на работах в угольных рудниках беременную Марию Капнист с утра опускали в бочках на 60 метров вниз и лишь вечером поднимали наверх. С рождением Рады у Марии появился новый смысл жизни.

Имя девочке Мария дала в честь героини рассказа Горького «Макар Чудра». Радислава Капнист рассказывала: «Когда лагерное начальство узнало, что мать в положении, ее заставляли сделать аборт, — но мама отказалась. И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой.

Это же вообще невозможно! Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше. И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну.

Даже в этом хотели маму обидеть». Отца своего Рада никогда не видела, он был инженер — Ян Волконский, из польских шляхтичей, влюблённый в Марию Ростиславовну. Позже он был расстрелян.

Сама Мария Ростиславовна не очень любила говорить об этом. Лишь после ее смерти Рада нашла в документах матери фото отца. Она была очень красивая в молодости, — рассказывала Радислава.

Угольная пыль не вымывалась еще долгие годы после освобождения. Я ходила в детский сад при лагере. Мама набросилась на воспитательницу.

Избила её. Возможно, все бы обошлось, но воспитательница оказалась любовницей сотрудника НКВД. Марии Ростиславовне дали еще 10 лет.

Меня отправили в детский дом. Начались скитания Рады по детдомам, а Марии Ростиславовне помогала выжить лишь надежда на встречу с дочерью. Она провела полтора десятилетия лет в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах.

На рудниках, в шахтах, на лесоповале, на обжигах кирпичей… Ее избивали, выбили зубы, из красивой девушки она превратилась в сморщенную старуху. Но ее дух не был сломлен. На шахтах она спасла жизнь тридцати каторжанкам.

От изнуряющих работ у женщин нестерпимо ломило руки и ноги, но они работали с утра до вечера под палящими лучами солнца. Замученных заключенных приходилось хоронить каждый день. Но хрупкой и сильной дворянке удалось выжить вопреки всему. Позже Мариэтту перевели в другой лагерь. Здесь работа была полегче: арестантки пасли овец. Однажды в степи начался пожар. Наша героиня чудом спаслась. А помог ей в этом один из заключенных.

Им оказался поляк Ян Волконский. Мужчина стал заботиться о новой знакомой. Она ответила ему взаимностью. В лагере Капнист родила девочку, которую назвала Радиславой. Рождение дочери вдохнуло в Мариэтту новую жизнь. К сожалению, воспитывать ребенка ей не дали. Малышку отправили в детский дом. Все остальные годы, проведенные в тюрьме, Капнист только и думала о том, как отсидит положенный срок, вернется домой и обнимет свою малышку.

Но сделать это ей предстояло еще не скоро. Мариэтте добавили срок за антисоветскую деятельность. В итоге вместо 8 лет она провела в тюрьме 15. В паспортном столе города Киева, куда 44-летняя Капнист пришла за документами, ошиблись в написании имени. Так Мариэтта стала Марией.

Окончив школу, наша героиня пошла учиться в театральную студию. Преподаватели не могли нарадоваться ее таланту и пророчили ей великое будущее в кино. Однако вскоре и саму Машу арестовали, якобы за шпионаж. В итоге 15 лет своей молодости Капнист провела в местах лишения свободы.

Тяжелый труд, и отвратительные условия не смогли сломить актрису. Долгие годы она терпела издевательства, однако о смене фамилии даже не задумывалась.

Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР

Судьба Мариэтты Капнист была тяжёлой и трагичной. Причиной ухода из жизни 80-летней Марии Капнист стало ДТП, в которое на оживлённой улице попала женщина, из-за клаустрофобии избегавшая подземных переходов. от польского князя Яна Волконского.

Ведьмы, цыганки и чародейки Марии Капнист. Как графиня из ГУЛАГа попала в кино?

Актрису на самом деле звали Мариэтта, но ее стали называть Мария в целях сокрытия реального происхождения. Теперь она являлась крестьянкой. Приняли с первого раза. Отучившись в ней, подала документы в театральный институт. Перед тем, как получить диплом, решила вернуть себе настоящее имя. Из-за этого у нее начались проблемы. Узнав про ее дворянское происхождение, доучиться не дали, выгнали. Причем попросили даже уехать из Санкт-Петербурга. Девушке пришлось поехать в Киев.

Там она отучилась на бухгалтера, после чего поехала в Батуми, где устроилась на работу. Однако о ее дворянском происхождении узнали и там. Это повлекло за собой арест и лишение свободы на 8 лет.

Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы. Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума.

Чтобы поразить современного зрителя. Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану». Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга.

Многие считали ее женщиной «не от мира сего». За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил. Но мало кто знал, что в далеких и страшных шахтах Караганды она не задумываясь бросилась под вагонетку, чтобы спасти жизнь тридцати восьми каторжникам, а потом два года была прикована к постели. Или другой случай: Мария Ростиславовна, рискуя быть наказанной, пробиралась в мужской лагерь и ухаживала за умирающим товарищем — писателем Даниилом Фибихом. Вернувшись домой, Капнист прежде всего вспомнила, что она женщина. Она страстно следила за модой, ухаживала за своей внешностью.

Но что забавно, на рубеже 60—70-х годов она окончательно выбрала себе имидж и не изменяла ему до конца дней: ей по душе пришлась длинная, свободная одежда. Воздушные пестрые юбки и сарафаны, яркие платки и неизменные букетики цветов — этим она еще больше восхищала одних и раздражала других. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора. Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха.

А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте! У вас такие чудные цветы, и я не удержалась! Всего-то три веточки сорвала... И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!.. Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок. А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск. Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью. Пришли на пляж.

Мария Ростиславовна разделась и поплыла, а Рада осталась дожидаться ее на берегу. Вдруг откуда ни возьмись появился паренек, видимо, увидевший издалека, как стройная женщина заходила в воду. Он решил догнать ночную купальщицу. Я хочу с вами познакомиться поближе! А тот не унимался: «Девушка, вы такая прекрасная, давайте встретимся... Мария Ростиславовна доплыла до песка и повернулась к настырному ухажеру: «Ну, теперь давай знакомиться». Луна осветила ее немолодое лицо, и парень кинулся обратно в воду с криком: «У-у, ведьма-а-а! Мария Капнист любила свою профессию фанатично. Когда ей предложили перейти на пенсию, ее возмущению не было предела: «Вы что? Я не могу без своей работы!

Она так долго была отнята от меня! Съемки шли в Исфаре при жаре в 50 градусов, и Капнист была единственной, кто не впадал в отчаяние и неутомимо трудился. В комедии «Шанс» незабываема великосветская дама Милица Федоровна — та самая персидская княжна, которую бросил Стенька Разин «в набежавшую волну». Эту роль она делила с юной красавицей Д. Под конец восьмидесятых Марию Ростиславовну было практически невозможно застать дома. Она снималась в самых разных уголках страны: «Прощай, шпана Замоскворецкая», «История одной бильярдной команды», «Искусство жить в Одессе», «Ведьма», «Белые одежды»... Был создан даже документальный фильм «Три песни Марии Капнист», посвященный ее жизни и творчеству. Ее обожали земляки. Подходили на улицах, дарили цветы, говорили добрые слова. Она была частой гостьей в своем родовом имении — в Обуховке, где похоронен Василий Васильевич Капнист.

Нередко выступала перед инвалидами и ветеранами, опекала бедных и нищих прихожан церквей, в которые постоянно ходила. А главное — она добилась возвращения Украине имени одного из своих славных предков — В. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу. Правда, памятник ему так и не поставили. Энергии и неугомонности этой немолодой женщины можно было позавидовать.

Василий Капнист мог стать вторым Мазепой [эл. Граф и графское дело: Эксклюзивное интервью с продолжателем древнего рода [эл. Дочь известной актрисы Рада Капнист: Мама с детства получала уроки от Шаляпина [эл. Бронзовая птица со светлой отметиной.

Он и она метались по уже опустевшему перрону, в конце концов Холодовский протянул Марии Капнист букет со словами: «Вас не встретили, и я не встретил ту, которую ждал». Развернулся, пошел прочь. Мария Ростиславовна окликнула его. Это был шок… Георгий просто не узнал в морщинистой беззубой седой женщине свою Марию, ту Марию, которой ежемесячно на протяжении стольких лет отправлял посылки, стараясь хоть как-то облегчить лагерную жизнь. Его выражение лица, когда он, наконец, понял кто перед ним, Мария Ростиславовна запомнила на всю жизнь. Они остались друзьями, но не более того. Дочь, которую разыскала и забрала к себе Валентина Ивановна, не приняла мать. Девочка не понимала, почему мамы не было столько времени. И у нее уже была мать — Валентина Ивановна. В минуту отчаяния Мария Ростиславовна как-то написала: «Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать». Позже между дочерью и матерью всё же произошло потепление. Рада рассказывала: «Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение». После 15 лет лагерей и пересылок Мария Капнист приехала в Киев. Жизнь пришлось начинать с нуля. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. О сцене и съемках в кино даже не мечтала. Роли в кино После лагерных мытарств Мария Ростиславовна в свои 44 года выглядела на все 70. Это и помогло ей получить первую роль. Она стояла в фуфайке около касс кинотеатра имени Довженко, подбежал молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами: «В каком фильме вы снимаетесь? Успех этой дебютной работы обратил на нее внимание многих режиссеров киностудии имени Довженко. Они приходили в восторг от ее выразительной внешности и заваливали предложениями сыграть аристократок, монахинь, ведьм. Хищный профиль, надменный взгляд и старорежимные манеры — всё это неизменно приковывало взгляд зрителя. В дальнейшем она получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, цыганок и чародеек. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она вообще исполнила сразу три роли — Фатум, рыцаря и игуменьи.

Мария Капнист

Когда в 1958 году Марию Капнист освободили, выглядела она ужасно, хотя ей было всего сорок четыре – тёмная от руды кожа, морщины, обвисшее лицо, выбитые зубы. Одна из многих страстотерпиц ХХ века, Мария Капнист, никогда не роптала на судьбу, её чистая вера, её сердечная любовь к Богу сами страдания её исполнили света. В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей. Фото: предок актрисы Марии Капнист — Василий Капнист (1758 — 1823) — поэт и драматург, общественный деятель. Заслуженная артистка Украинской ССР Мария Ростиславовна Капнист родилась в 1914 году в Петербурге. Речь о Марии Ростиславовне Капнист.

Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…

Плевали в еду, после чего она не могла к ней притронуться. А историю с Георгием она однажды рассказала журналисту, с тех пор и не скрывала. Правда, у самой истории появилось несколько романтических интерпретаций. В тюрьме не было зеркал и свою внешность она не осознавала.

Ведь долгое время не видела не то что себя, а солнечного света. Каторжники опускали друг друга в шахту в бочках ранним утром и поздней ночью вытаскивали. Однажды в отсутствии начальства ее друзья по несчастью вытащили ее раньше.

Она была беременной. Капнист вышла на поверхность и решила… что ослепла. В первом зеркале, которое попалось на ее пути, она сначала не узнала себя, испуганно решив, что в нем… старуха.

И дочери она долго об отце не рассказывала: «Ты у меня огненная». Рада по знаку зодиака Овен. И вдруг однажды у слова «огненная» появился другой смысл.

Она одна пасла скот. Лицо измазано сажей, чтобы не привлекать внимания. Степь объял пожар, а рядом ни души.

Вдруг откуда ни возьмись такой же пастух на лошади. Бросился в огонь и спас ее. Как они там могли в дальнейшем встречаться — загадка.

Капнист утверждает, что он оказался не только героем, но и титулованной особой. Она в этом увидела знак судьбы и с благодарностью его приняла. А то, что их разлучили, узнав, что узница беременна, в это легко поверить.

Более невероятным выглядит то, что женщине, работая на рудниках, удалось выносить и родить нормального ребенка. На это уж точно воля Божья! Известно, что Рада сначала не признала в Марии Ростиславовне мать.

Да и потом, когда мама стала известной, ей вернули графский титул, они не жили вместе. Хотя, конечно, об этом говорить больно... Ведь она сама отдала дочь, чтобы спасти ей жизнь, когда получила второй срок.

Но Рада привыкла к женщине, которая ее растила. Называла ее мамой. И вдруг появляется «самозванка» в лохмотьях… Любой ребенок закричит: «Ты не моя мама!

У нее у самой ни работы, ни крыши над головой не было. Растить ребенка в таких условиях было крайне тяжело. Поставив Раду на ноги, Мария Ростиславовна пошла на мужские работы, чтобы иметь возможность ее кормить и одевать.

Но однажды, заметив, что дочь почему-то плачет каждый раз, когда ее ведут в детский сад, она заподозрила неладное. В очередной раз воспитательница с бурной радостью выскочила навстречу, в очередной раз Рада сжалась в комок и вцепилась в маму, но Мария Ростиславовна не ушла, а спряталась за дверью. И когда услышала крик дочери, заглянула в комнату.

Воспитательница била ее по личику, щипала, трясла и кричала: «Я выбью из тебя врага народа! Забрали и Капнист, с тем чтобы отправить куда-нибудь подальше по этапу. Чтобы это предотвратить, Мария Ростиславовна спрыгнула со второго этажа и сломала ногу, а вылечившись, устроилась работать на пристань.

Раду отдали каким-то вольнонаемным, жившим на берегу реки, и мать, переодеваясь в мужскую одежду, могла смотреть на своего ребенка лишь издалека: грузила мешки и любовалась малышкой. Однажды, не увидев ее, потеряла сознание. Тогда и обнаружили, что она не мужик.

Стали допытываться — зачем переодевалась, что замышляла... И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой. Это же вообще невозможно!

Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше. И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Отца своего Рада никогда не видела, он был инженер — Ян Волконский, из польских шляхтичей, влюблённый в Марию Ростиславовну.

Сама Мария Ростиславовна не очень любила говорить об этом. Лишь после ее смерти Рада нашла в документах матери фото отца. Она была очень красивая в молодости, — рассказывала Радислава.

Угольная пыль не вымывалась еще долгие годы после освобождения. Я ходила в детский сад при лагере. Мама набросилась на воспитательницу.

Избила ее. Возможно, все бы обошлось, но воспитательница оказалась любовницей сотрудника НКВД. Марии Ростиславовне дали еще 10 лет.

Меня отправили в детский дом. Начались скитания Рады по детдомам, а Марии Ростиславовне помогала выжить лишь надежда на встречу с дочерью. Она провела полтора десятилетия лет в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах.

На рудниках, в шахтах, на лесоповале, на обжигах кирпичей… Ее избивали, выбили зубы, из красивой девушки она превратилась в сморщенную старуху. Но ее дух не был сломлен. На шахтах она спасла жизнь тридцати каторжанкам.

Увидев сорвавшуюся вагонетку, которая по рельсам неслась в толпу женщин, она бросилась под неё, и потом три месяца лежала без сознания, а спасенные каторжанки сдавали кожу и кровь для её спасения. Трагически сложилась судьба и у остальных ее братьев и сестер. Старшая сестра Марии испытаний не выдержала — умерла от разрыва сердца.

Один брат утонул, второй также попал в лагеря. Спасся от тюрем лишь один — брат графини Андрей, поменяв фамилию Капнист на Копнист. Не находя себе места от горя, Мария Ростиславовна была близка к самоубийству.

Но собрав в кулак всю свою силу воли, она попросила лагерную подругу Валентину Ивановну, которая уже выходила на волю, разыскать Раду и быть рядом с нею, пока мать не окажется дома сама. Валентина Ивановна выполнила наказ подруги, нашла ее дочь, познакомилась с ней, а потом разыскала Марию Ростиславовну и успокоила. Встретиться мать и дочь смогли нескоро.

А когда встретились, Рада долго не могла ее признать. Она не понимала, почему почти десять лет ей пришлось жить в ненавистном детдоме, почему рядом не было мамы, а появившись, она оказалась немолодой и некрасивой, истощенной и физически и психически. Лишь спустя несколько лет, уже сама став матерью, Рада во всем разобралась и привязалась к ней уже навсегда.

Мария Капнист с дочерью Радой В марте 53-го умер Сталин. Всех выстроили на лагерном плацу и сообщили эту «скорбную» весть. Кто-то плакал, кто-то кричал, стонал, падал в обморок.

Мария Капнист танцевала вальс. Слава Богу, решили, что она сошла с ума. Отпустили, конечно, не всех.

Капнист назвали фашисткой и оставили еще на неопределенный срок. И вот, наконец, 1958 год. Актриса едет в Москву на встречу со своим другом Георгием Евгеньевичем.

В вагоне ей предложили принять душ. Зайдя в туалетную комнату, она увидела пожилую женщину с короткой стрижкой и чрезвычайно морщинистым лицом. Выскочив в коридор, она позвала охранника: «Там какая-то бабуся моется!

Тут Мария Ростиславовна догадалась, что видела в зеркале свое отражение... Из лагерной Голгофы она вернулась в 42 года, но выглядела изможденной старухой. Это было страшное открытие.

Каторжанам не разрешалось пользоваться зеркалами. Капнист чувствовала, что сильно похудела, знала, что постарела. Но не до такой же степени!

На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках. Она сразу увидела Георгия — годы не изменили его, высокого, красивого. Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров.

Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел.

У Марии подкосились ноги, пересохло во рту. Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!...

Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали!

А она побежала прочь, не разбирая дороги. Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев.

С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках.

Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко.

Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия».

Но знатное происхождение и расстрел отца, потомственного графа, бросили Мариэтту в безжалостные жернова советского террора. И пятнадцать лет сталинских лагерей наложили неизгладимый отпечаток на ее яркую внешность. Юная Мариэтта была невероятно хороша собой. Платья с открытыми плечами и тонкая нить белоснежного жемчуга придавали барышне еще больше волшебного обаяния.

Спустя много лет Мариэтта Ростиславовна вспоминала, что смогла пронести здравый разум и смысл жизни сквозь море страданий, что выпали на ее долю. И не раз говорила: чем больше испытаний, тем человек богаче. Как истинная аристократка, и в советские времена она с достоинством носила изящные шляпки, недорогие, но стильные чехословацкие броши. Обожала длинные ожерелья с крупными темными бусинами. Будь то дешевый пластик с имитацией натуральных камней или прекрасное гранатовое стекло.

В кадре талантливая артистка умело тут же перевоплощаться — из дамы с манерами леди в злобную ведьму или уродливую старуху. Что ж, советские сказки предполагали и таких персонажей. Именно они прославили Марию Капнист ей пришлось сменить имя, дабы скрыть свое знатное происхождение , как яркую, неординарную, запоминающуюся актрису. Вернусь к тому моменту, когда девушке минуло шестнадцать лет. Мария вместе с матерью приехали в Ленинград.

И юная красавица поступила учиться в драматический театр. Увы, диплом она так и не получила.

Красноярская железная дорога.

Пассажирский поезд идет в Москву. Один из вагонов полностью отведен только для одной женщины. Рядом пять человек в форме.

Тяжелые тюремные будни, все же смогли подарить нашей героине лучик света. В заключении она родила прекрасную дочь Раду, отцом которой был кто-то из товарищей по несчастью Марии. Но ребенка у нее отобрали и отправили в приют На свободу Мария вышла уже в возрасте 44-х лет. Сначала ей приходилось жить на вокзалах. Чтобы заработать денег на содержание дочки, она пошла работать дворником.

Спустя время женщину заметил знаменитый режиссер Ю.

Мария Капнист Графиня рудников

Мария Капнист — советская актриса, потерпевшая множество проблем из-за своего дворянского происхождения, но сумевшая стать актрисой уже в 45 лет. В кино Мария Капнист снималась много. В поезде, который вез Марию Капнист на «большую землю», у нее впервые за много лет появилась возможность посмотреться в зеркало. Заслуженная артистка Украинской ССР Мария Ростиславовна Капнист родилась в 1914 году в Петербурге. Мария Капнист — советская актриса, потерпевшая множество проблем из-за своего дворянского происхождения, но сумевшая стать актрисой уже в 45 лет.

KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов

Мария Ростиславовна Капнист, урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (9 (22) марта 1913[3], Санкт-Петербург — 25 октября 1993, Киев) — советская и украинская актриса. Мария Капнист (Мариетта Капнист-Серко). В 1931 г. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. « Я ходила в детский сад при лагере. Маме уже недолго оставалось отбывать срок, но однажды она увидела, как воспитательница бьет меня и приговаривает: “Я выбью из. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий