В 1967 г проект самолета Ил-76, обладающий высокой скоростью отрыва на взлёте, был утвержден конструкторским бюро. Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid — искренний, прямой) является легендарным отечественным самолетом, используемым для решения различных задач: как мирных, так и военных. Модифицируемый самолет Ил-76ТФ, в свою очередь, является гражданской версией военно-транспортного самолета Ил-76МФ.
«Слон» вместо «Гриба» и «Руслана». Когда в России появится новый транспортный самолёт
Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А создавался на базе серийного самолета Ил-76МД. Lockheed C-130 Hercules — это военно-транспортный самолет средней и большой дальности, который эксплуатируется еще с 1956 года. Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76 МД во время воздушного парада на авиационном фестивале Форсаж-2017, посвященном 105-летию создания Военно-воздушных сил России. Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid — искренний, прямой) является легендарным отечественным самолетом, используемым для решения различных задач: как мирных, так и военных. Ил 76 принадлежит к тяжелым транспортным самолетам и имеет традиционную для данного типа конструкцию однофюзеляжного высокоплана.
Крутое пике: Почему Ил-76 разбился под Рязанью
Система автоматического управления самолётом включает сдвоенный автопилот и обеспечивает автоматизированную коррекцию курса, выстраивание предпосадочных манёвров и захода на посадку. Во второй половине 1980-х гг. В 1986 г. В этом рейсе в Антарктиду и обратно было перевезено 170 участников экспедиции и около 15 т грузов. В 1988 г.
Впереди новые горизонты Создание легенды В 60-х годах прошлого века перед КБ Ильюшина поставлена задача от Минобороны о создании нового самолета, который должен: Взлетать в воздух не только с асфальтированных полос, но и грунтовых. Разгоняться и подниматься в небо с посадочной полосы длиной не более 2,5 тыс. Иметь хорошие показатели по грузоподъемности. Задача была сложная, и конструкторы пошли на рискованный шаг: начали проектировать новый самолет под еще только проектирующиеся двигатели.
В нем был воплощен весь предыдущий опыт конструкторского бюро и последние научные разработки отраслевых институтов во главе с ЦАГИ. Всё хорошо, полет нормальный «Семьдесят шестой», выпущенный большой серией, стал одним из самых: массовых, надежных, выдающихся. Его полюбили за: Быстрый разгон и взлет в небо. Длина разбега в среднем значилась 1,5 км. Новые мощные моторы с реверсивными устройствами. Они толкали приземлившийся самолет назад, и пробег при посадке становился еще меньше. Грузовой отсек. Он вмещал 150 солдат или 114 раненых человек.
Как вариант — можно было разместить средний танк с экипажем или броневую технику.
На борт можно загрузить до 145 солдат в однопалубном или до 225 солдат при двухпалубном исполнении одновременно со снаряжением. Отметим, что применяется Ил-76 не только в военном деле. Самолет используется в различных целях спасателями МЧС, в гуманитарных миссиях, а также для доставки грузов в труднодоступные места — например, на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане. Кроме того, модификация Ил-76КТ служила тренировочной базой для советских и российских космонавтов, которые учились вести себя в условиях невесомости. Воздушное судно полностью состоит из отечественных комплектующих и работает на российских системах. Одна из главных особенностей — более мощные двигатели. Это позволяет перевозить до 60 тонн груза на внушительное расстояние до 4 тысяч километров.
Ежегодно на заводе собирают до 18 самолетов.
Заводской этап летных испытаний по разделу определения летно-технических и взлетно-посадочных характеристик самолета начался после перелета самолета на летную базу предприятия. Показ самолета руководителям государства состоялся в мае 1971 года, на подмосковном аэродроме Внуково, а затем впервые был представлен на XXIX международном авиационно-космическом салоне в Париже.
Фото 8 - Ил-76. Счастливого полета! Второй экземпляр самолета Ил-76 был построен через два года и поднят в воздух экипажем, во главе с летчиком-испытателем Г.
Волоховым и ведущим инженером по летным испытаниям П. Фоминым, позднее инженером по летным испытаниям был В. Первые самолеты Ил-76 поступили в 339 военно-транспортный ордена Суворова III степени авиационный полк, в городе Витебске.
Фото 9 - Ил-76. На Дальний восток... Первые модификации самолета Ил-76 имели взлетную массу 170 т, грузоподъемность 28 т и дальность полета с максимальной нагрузкой 4 200 км.
В ходе модернизации взлетная масса возросла до 190 т, грузоподъемность до 43 т, а дальность с этой нагрузкой достигла 4 000 км. Грузовая кабина Ил-76 позволяет разместить 145 солдат или 115 десантников, а при установке второй палубы количество возрастает до 225 человек. Грузовая кабина позволяет разместить три боевые машины десанта БМД-1 как в варианте посадочного десантирования, так и в варианте парашютного десантирования в платформенном или бес платформенном виде.
Самолет может десантировать четыре груза массой по 10 т или два моногруза массой по 21 т. Длина грузовой кабины 20 м без учета рампы. Фото 10 - Ил-76.
Грузовая кабина. Для Ил-76 была выбрана такая конфигурация хвостовой части фюзеляжа, которая обеспечивала свободную и быструю загрузку самолета со стороны хвоста, а также свободный выход грузов при их парашютном десантировании. Грузовой люк закрывается рампой и тремя створками: средней, открывающейся вверх и двумя боковыми лепесткового типа, открывающимися наружу в полете боковые створки не оказывают заметного влияния на внешнюю аэродинамику фюзеляжа.
Грузовая рампа является одной из створок грузового люка и служит для его закрытия, для заезда в грузовую кабину техники при опущенном до земли положении рампы , а также сброса грузов в полете при горизонтальном ее положении. Кабина экипажа была разделена на верхнюю, в которой размещаются два пилота, бортинженер и бортрадист, и нижнюю, в которой размещается штурман с комплексом пилотажно-навигационного оборудования. Конструкция кабины обеспечивает штурману хороший обзор вниз.
Фото 11 - Ил-76.
10 самых больших военно-транспортных самолетов в мире
Отмечается, что у модернизированного самолета, который создан из отечественных комплектующих, улучшены основные характеристики по сравнению с предыдущими версиями. В частности, повышена дальность полета и перевозимая нагрузка, а также улучшено качество радиосвязи, точность десантирования и самолетовождения. Материалы по теме:.
Его полюбили за: Быстрый разгон и взлет в небо. Длина разбега в среднем значилась 1,5 км. Новые мощные моторы с реверсивными устройствами. Они толкали приземлившийся самолет назад, и пробег при посадке становился еще меньше. Грузовой отсек. Он вмещал 150 солдат или 114 раненых человек. Как вариант — можно было разместить средний танк с экипажем или броневую технику.
Но самым ценным показателем был колоссальный модернизационный запас. Благодаря этому и по сей день воздушное судно можно доработать так, чтобы оно отвечало всем требованиям современности. От «пожарного» до «заправщика» На базе Ил-76 создано 22 модификации авиатехники. Самолет-заправщик, авиационный госпиталь, летающая лаборатория — всё это необходимо не только во время военных действий, но и при выполнении гражданского долга. У этих воздушных судов увеличены до максимума взлетная полоса и нагрузка. Сегодня самолеты оснащают усовершенствованными средствами обороны и связи, бытовым оборудованием, для десантников.
Волохов, штурман — И. Якимец, бортрадист — И. Кондауров, а в июне 1971 года самолет был представлен на Международном авиасалоне в Ле Бурже. До 1973 года продолжались испытания самолета, в том числе по парашютной высадке груза различной массы, десантирования полного количества десантников и др. Государственные испытания машины начались в декабре 1973 года, успешно завершились 15 декабря 1974 года. Во время испытаний всего было выполнено 964 полета с налетом 1676 часов на четырех самолетах. В начале 1975 года Г. Новожилов информирует первого заместителя министра гражданской авиации А. Назарова и заместителя министра авиационной промышленности М. Михайлова о возможности установления самолетом Ил-76 ряда мировых рекордов, просит обеспечить возможность проведения необходимых тренировок. Уже в апреле этого же года самолет устанавливает мировой рекорд высотного дневного группового прыжка парашютистов, покинувших салон на высоте 15300 м и раскрывших парашюты на высоте 800 м, в июле — мировой рекорд скорости полета с грузом, высоты полета с грузом, скорости полета по замкнутому маршруту 1000 км, 5000 км.
Современная модернизация самолета 2015 года, имеет индекс Ил-76МД-90А. Этот вариант самолета оснащен бортовым комплексом обороны, который способен к постановке инфракрасных, ультрафиолетовых, лазерных и радиолокационных помех. Ориентировочная стоимость самолета класса Ил-76 доходит до 200 миллионов долларов, а его версия с функцией дальнего радиолокационного обнаружения А-50У доходит до 330 миллионов долларов. Именно этот самолет был сбит ВСУ в середине января 2024 года.
Ил-76МД-90А / Ил-78М-90А
Самолет ИЛ-76 – мирный воин Неба | На базе военно-транспортного Ил-76 в будущем могут быть созданы новые самолёты. |
"Богатырь Илюша", или Самолет "ста профессий". Как для Ил-76 прошли полвека в строю | Ил-76 празднует юбилей — первый в истории СССР военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями впервые поднялся в воздух 25 марта. |
Ил-76 - АО "Котлин-новатор" | Тактико-технические характеристики военно-транспортного самолета «ИЛ-76». |
«Богатырь Илюша», или Самолёт «ста профессий» | Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76 МД во время воздушного парада на авиационном фестивале Форсаж-2017, посвященном 105-летию создания Военно-воздушных сил России. |
10 самых больших военно-транспортных самолетов в мире | | Ил-76МД-90А способен перевозить 60 тонн груза на расстояние до 4000 км. Самолет стал более автономным благодаря улучшенному десантно-транспортному оборудованию. |
Трудный самолет: Затяжной взлёт «горбатого»
Краткое техническое описание военно-транспортного самолета Ил-76МД | Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А создавался на базе серийного самолета Ил-76МД. |
Новый Ил-76 станет экономичнее и грузоподъёмней | Разработка Ил-76 началась в 1960-х годах, когда от Минобороны СССР поступил запрос на недорогой и простой в эксплуатации военно-транспортный самолет. |
Рабочая лошадка армии. Что значит повреждения Ил-76 в Пскове | Основные летно-технические данные вариантов самолета Ил-76. |
Ил-76 | – Военные специалисты. Обьединяем лучших! | Первый серийный Ил-76 поднялся в воздух 5 мая 1973 года, став пионером отечественной реактивной транспортной авиации. |
ОАК обнародовала характеристики и особенности Ил-76МД-90А - Российская газета | В этом ролике мы решили рассказать вам простым языком, без сложной профессиональной лексики о самолете, который без преувеличений является легендой советской. |
"Рособоронэкспорт" ведет переговоры о продаже 40–50 Ил-76МД-90А за рубеж
Ил-76 различных модификаций является основным самолётом военно-транспортной авиации России, Украины, Казахстана. Военно-транспортный самолет Ил-76 ВКС России. Основные характеристики Ил-76. В Ивановской области выясняют причины крушения военно-транспортного самолета Ил-76. Прежние модификации тяжелых военно-транспортных самолетов семейства Ил-76 выпускались на Ташкентском авиазаводе.
ТТХ Ил-76: грузоподъемность, размеры, модификации
Ил-76 — факты о созданном во времена СССР военно-транспортном самолете: разработка и модификации, технические характеристики, история эксплуатации. первый отечественный военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями. В Сети появилось видео момента падения военно-транспортного самолёта Ил-76 в Белгородской области. Военно-транспортный самолёт Ил-76 предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения. Военно-транспортный самолет Ил-76, созданный в основном на базе проверенных в эксплуатации достижений отечественной и зарубежной авиационной техники, обладает многими необычными чертами, которые потребовали при его проектировании решения ряда проблем.
Особенности конструкции Ил 76
- "Рособоронэкспорт" ведет переговоры о продаже 40–50 Ил-76МД-90А за рубеж
- Краткое техническое описание военно-транспортного самолета Ил-76МД
- Самолет ИЛ-76 – мирный воин Неба
- Создание легенды
Боевой самолет Ил-76, характеристика и особенности
Ил-76МД-90А создан из отечественных комплектующих на предприятии «Ил» - Авиастар, которое входит в объединенную авиастроительную корпорацию «Ростеха».
Этот этап испытаний проводили испытательные бригады Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института имени В. Всего на четырех опытных самолетах выполнено 964 полета с налетом 1676 часов. Первые самолеты Ил-76 начали поступать в 339 военно-транспортный ордена Суворова III степени авиационный полк, который базировался в белорусском городе Витебске. Это был именно тот полк, на базе которого проходил испытания по боевому применению первый серийный самолет Ил-76. Командиром полка в это время был полковник А. Грачевым, оказывал огромную помощь в проведении летных испытаний самолета Ил-76. Если говорить о помощи, которую оказывали войска в проведении испытаний, то ее переоценить невозможно. Огромную помощь оказывали лично командующий военно-транспортной авиацией генерал-полковник Г.
Пакилев и командующие воздушно-десантными войсками генерал армии В. Маргелов и его приемник генерал армии Д. Видя эту помощь, их подчиненные также оказывали всестороннюю помощь и поддержку. Первые модификации самолета Ил-76 имели взлетную массу 170 т, грузоподъемность 28 т и дальность полета с максимальной нагрузкой 4 200 км. В ходе модернизации взлетная масса возросла до 190 т, грузоподъемность до 43 т, а дальность с этой нагрузкой достигла 4 000 км. В грузовой кабине могут разместиться 145 или 225 модификации -М, -МД в двухпалубном варианте солдат или 126 десантников в первоначальном варианте их было 115. В грузовой кабине могут разместиться три боевые машины десанта БМД-1, которые могут быть перевезены в варианте посадочного десантирования, так и в варианте парашютного десантирования в платформенном или бесплатформенном виде. Самолет может десантировать четыре груза массой по 10 т или два моногруза массой по 21 т. Это позволило сократить сроки выполнения задач, поднять возможности преодоления ПВО противника, а также улучшить условия десантирования личного состава и боевой техники.
Наряду с основными летно-техническими характеристиками новой авиационной техники существенно возросли качество и возможности радиосвязного, навигационного, пилотажного, десантно-транспортного оборудования и вооружения самолета. ПНПК-76 позволил осуществить автоматический полет по маршруту, выход в точку десантирования, прицеливание, десантирование и заход на посадку в автоматическом или деректорном режиме. Оборудование самолета позволило полностью автоматизировать полет в боевых порядках. Военно-транспортный самолет Ил-76, созданный в основном на базе проверенных в эксплуатации достижений отечественной и зарубежной авиационной техники, обладает многими необычными чертами, которые потребовали при его проектировании решения ряда проблем. Большой интерес в этом отношении представляют: компоновка хвостовой части фюзеляжа, высокоэффективная механизация крыла, специальное многоколесное шасси, топливная система, система управления самолетом, а также комплекс бортового транспортного оборудования. При проектировании самолета Ил-76 одной из сложных проблем было определение оптимальных размеров фюзеляжа, его конфигурации, а также расположения и размеров грузового люка, которые с наибольшей эффективностью отвечали бы условиям эксплуатации самолета. Выбор размеров грузовой кабины транспортного самолета представляет собой сложную задачу из-за большого разнообразия перевозимых грузов и техники. Для перевозки на самолете Ил-76 крупногабаритных грузов и техники, вписывающихся в стандартный железнодорожный габарит 02-Т, обеспечения проходов достаточной ширины вдоль бортов для выполнения швартовки грузов и техники, поперечное сечение грузовой кабины было выбрано шириной 3,45 м и высотой 3,4 м со срезанными верхними углами, а поперечное сечение фюзеляжа круглое диаметром 4,8 м. Общая длина грузовой кабины с наклонной грузовой рампой, служащей одновременно трапом для въезда техники, составляет 24,5 м.
Пространство под полом грузовой кабины используется под вспомогательные грузовые отсеки для размещения различного снаряжения. Проектирование хвостовой части фюзеляжа с большим грузовым наклонным люком стало одной из основных проблем при разработке самолета. Создание заднего наклонного грузового люка, обеспечивающего возможность сброса тяжелых крупногабаритных грузов на платформах методом парашютного срыва, потребовало обеспечить высоту грузового люка в свету по полету , близкую к высоте грузовой кабины. В результате анализа компоновок фюзеляжей различных военно-транспортных самолетов для Ил-76 была выбрана такая конфигурация хвостовой части фюзеляжа, которая обеспечивала свободную и быструю загрузку самолета со стороны хвоста, а также свободный выход грузов при их парашютном десантировании. Проведенные в ЦАГИ исследования по сбросу с помощью парашютов высокогабаритных грузов на платформах показали возможность уменьшения высоты проема грузового люка в зоне концов створок с 3,4 до 3,0 м, благодаря чему была увеличена строительная высота силовых элементов хвостовой части фюзеляжа, на которых крепится киль. Для обеспечения необходимой прочности хвостовой части фюзеляжа пришлось сделать специальную жесткость верхний замкнутый контур , опирающуюся на боковые бимсы — усиленные продольные элементы коробчатого сечения, ограничивающие вырез люка в хвостовой части фюзеляжа. Грузовой люк закрывается рампой и тремя створками: средней, открывающейся вверх и двумя боковыми лепесткового типа, открывающимися наружу. Благодаря разделению створок грузолюка на небольшие по ширине среднюю и две боковые , при открытии в полете боковые створки не оказывают заметного влияния на внешнюю аэродинамику фюзеляжа. Кроме того, обеспечивается перемещение задней пары электротельферов за порог рампы.
Грузовая рампа является одной из створок грузового люка и служит для его закрытия, для заезда в грузовую кабину техники при опущенном до земли положении рампы , а также сброса грузов в полете при горизонтальном ее положении. Грузовая кабина заканчивается вертикальной гермостворкой у конца рампы, что позволило облегчить герметизацию большого грузового люка. Гермостворка в открытом положении занимает горизонтальное положение, освобождая проход для грузов. Конфигурация носовой части фюзеляжа определилась необходимостью размещения в ней нижней обзорной антенны и обеспечения штурману хорошего обзора вниз. Кабина экипажа была разделена на верхнюю, в которой размещаются два пилота, бортинженер и бортрадист, и нижнюю, в которой размещается штурман с комплексом пилотажно-навигационного оборудования. Позади кабины пилотов находится технический отсек с оборудованием, дополнительным откидным сиденьем бортоператора по десантно-транспортному оборудованию и местами для отдыха экипажа. Благодаря этому до высоты полета 6 700 м в кабинах поддерживается нормальное атмосферное давление, а на высоте 11 000 м давление в кабинах соответствует высоте полета 2 400 м. Конструктивно фюзеляж самолета представляет собой цельнометаллический полумонокок с усиленным продольным и поперечным набором по границам больших вырезов и в местах крепления к фюзеляжу других агрегатов. По бортам фюзеляжа расположены обтекатели, в которые убираются основные опоры самолета.
Такое расположение колес позволило значительно улучшить проходимость самолета по грунту. Это исключает попадание в отсеки воды, снега и грязи при движении самолета по аэродрому, что особенно важно при эксплуатации самолета на грунтовом аэродроме. Минимальные размеры обтекателей шасси и их расположение позволили исключить возникновение вредной интерференции воздушного потока от обтекателей. На передней опоре установлены четыре колеса размером 1x100x300 мм. Специальное многоколесное шасси позволяет самолету Ил-76 использовать значительно большее число грунтовых аэродромов, чем самолету АН-12. Установка на Ил-76 четырех двигателей Д-30КП обеспечивает самолету высокую тяговооруженность. Двигатели снабжены устройствами реверсирования тяги створчатого ковшового типа, что дает возможность использовать тягу двигателей в качестве дополнительного средства торможения самолета при пробеге.
Первый полёт серийной машины 5 мая 1973 года. Ил-76 «Baghdad-1» - Позднее переименованный в «Adnan»-1. Всего было построено 3 самолёта, из них один был сильно повреждён в ходе налёта авиации Многонациональных сил. Во время войны в Персидском заливе перелетел в Иран где позднее получил название «Simorgh» , а 22 сентября 2009 года во время репетиции парада потерпел катастрофу, хотя официально тип разбившегося самолёта сразу после происшествия не был сообщён. Ил-76КТ - Самолёт для тренировки космонавтов в условиях имитации невесомости. Построено 3 самолёта этой модификации. Первый полёт 2 августа 1981 года. Ил-76ЛЛ сверху на фото - Летающая лаборатория. Самолёт для отработки и испытания авиационных двигателей. Первый полёт в 1991 году. На самолёте изменена конфигурация электронного оборудования и радиолокационных станций. Ил-76М - Модернизированный, с усиленным фюзеляжем. Грузоподъёмность повышена до 42 тонн. Первый полёт 24 марта 1978 года. Ил-76МГА - Гражданские самолёты без спецоборудования и вооружения. Первый полёт 22 декабря 1976 года. Модифицированная версия Ил-76М. Усилена конструкция планера и шасси. Грузоподъёмность повышена до 48 т. Максимальная взлётная масса увеличена до 190 т. Дальность полёта с загрузкой 40 т увеличена до 4 200 км. Время автономной эксплуатации увеличено до двух месяцев. Обеспечена возможность установки четырёх дополнительных пилонов для подвешивания авиабомб и радиомаяков. Первый полёт 6 марта 1981 года. По сравнению с базовой моделью длина фюзеляжа увеличена на 6,6 м благодаря вставке дополнительных секций по 3,3 м за и перед крылом. Модернизация коснулась также и бортового радиоэлектронного оборудования. В приборное оборудование включены два экранных индикатора, добавлен блок спутниковой навигации. Благодаря более современному оборудованию удалось исключить из экипажа бортрадиста, то есть экипаж уменьшен до пяти человек. Использование более мощных и более экономичных двигателей ПС-90А-76 позволило увеличить дальность полёта. Грузоподъёмность увеличена до 60 т. Максимальная взлётная масса увеличена до 210 т. Первый полёт совершён 1 августа 1995 года. Государственные совместные испытания планируется завершить в 2009 году, а с 2010 года — поставлять ВВС России. Ил-76МД сверху на фото - Пожарный вариант. Модифицированный вариант самолёта Ил-76МД для тушения пожаров. Способен брать на борт 42 т огнегасящей жидкости. Первый полёт 28 января 1993 года. Интересен факт, что в 1989 году в Красноярске баки устанавливали на 76508 л. На борту находятся три медицинских модуля, выполняющие функции предоперационной, операционной и палаты интенсивной терапии. Первый полёт 23 июля 1983 года. По сообщениям СМИ в июле 2008 года, военно-медицинский самолёт «Скальпель» находится в эксплуатации. На самолёте установлены более мощные и экономичные двигатели ПС-90А-76, которые удовлетворяют требованиям ИКАО по уровню шума и эмиссии вредных веществ. Ил-76МД-М - Модифицированный дальний модернизированный.
Конструктивно Ил-76 разделён на несколько герметизированных кабин: вверху носовой части расположена кабина пилотов, внизу — рабочее место штурмана. Основная часть фюзеляжа занята грузовой кабиной. Она оборудована специальными погрузочно-разгрузочными средствами и приспособлениями, позволяющими использовать практически любые типы стандартных авиационных и автомобильных контейнеров, поддонов.
Ил-76МД-90А / Ил-78М-90А
Поэтому вскоре экипаж военных Ил-76 снова стал составлять 7 человек. В таблице 3 приводятся основные данные транспортных модификаций самолета. Впервые в истории современной России на международной выставке будет представлен тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А(Э). Владимир Попов рассказывает, чем так хорош этот самолет. IL-76, IATA IL7, ICAO IL76Описание и технические характеристики модели Ил-76, страна и компания-производитель, размеры, число мест, лётные данные и фото самолета. Ил-76МД-90А - разработана КБ им на совместно с КБ авиационного завода "Авиастар" (вск). Самолет Ил-76: характеристики и модификации Самолет А-50 на базе Ил-76.
ТТХ Ил-76: грузоподъемность, размеры, модификации
На борту находились семь человек, все они погибли. Еще одна крупная катастрофа произошла в армянском Ленинакане 11 декабря 1988 года. Самолет, который участвовал в спасательной операции после Спитакского землетрясения, врезался в гору при заходе на посадку. На борту находились 78 человек, из которых выжил только один. Спустя год случилась другая крупная авария — у транспортника при заходе на посадку в аэропорте Баку разрушился двигатель. Ил-76 рухнул в воду, не долетев всего 4 километра до ВПП. Погибли 57 человек. На борту находились 257 пассажиров и 18 членов экипажа, никто не выжил.
Транспортник оснащен наклонной грузовой рампой, которая может выполнять роль трапа для загрузки различной техники — в том числе и средних танков. Все кабины Ил-76 герметизированы — это дает возможность перевозить не только грузы, но и людей. На борт можно загрузить до 145 солдат в однопалубном или до 225 солдат при двухпалубном исполнении одновременно со снаряжением. Отметим, что применяется Ил-76 не только в военном деле. Самолет используется в различных целях спасателями МЧС, в гуманитарных миссиях, а также для доставки грузов в труднодоступные места — например, на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане. Кроме того, модификация Ил-76КТ служила тренировочной базой для советских и российских космонавтов, которые учились вести себя в условиях невесомости. Воздушное судно полностью состоит из отечественных комплектующих и работает на российских системах. Одна из главных особенностей — более мощные двигатели.
Радиосвязное оборудование, включая аварийно-спасательные радиомаяки Бортовые средства сбора и обработки параметрической информации Акционерное общество "Рособоронэкспорт" — единственный в России государственный посредник по экспорту и импорту всего спектра продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения. Компания активно участвует в реализации государственной политики Российской Федерации в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
Загруженный «под завязку» самолет может лететь 4200 км. Грузовая кабина длиной в 24,5 м, шириной 3,46 м и высотой 3,4 м оснащена двумя специальными грузовыми лебедками, четырьмя электротельферами грузоподъемностью в 2,5 тонны каждый, а также четырьмя подтрапниками, регулируемыми по ширине. Чтобы производить погрузку-выгрузку несамоходных грузов, пол в кабине выстлан рольганговыми дорожками, которые представляют собой специальные каналы для транспортировки различных грузов по так называемым роликовым конвейерам. Авиационный «грузовик» способен транспортировать все боевые машины Воздушно-десантных войск, большинство систем мотострелковых дивизий и пр. В теории можно перевозить четыре единицы техники, но на практике транспортируют и осуществляют десантирование парашютным способом на десантных платформах не более трех машин. С помощью парашютного десантирования «транспортник» может доставлять грузы даже в такие труднодоступные места, как дрейфующие научные станции, расположенные в Северном Ледовитом океане. В составе экипажа семь человек: командир и его помощник, бортинженер, штурман, техник по авиационно-десантному оборудованию, старший воздушный стрелок, старший воздушный радист — оператор РЭБ. Под их управлением функционирует множество систем, обеспечивающих работу самолета: противопожарная, топливная, система электроснабжения, система автопилотирования, гидросистема, а также светотехническое, кислородное, навигационное, радиотехническое и другое оборудование. Специальная подвижная артустановка оснащена двумя двуствольными автоматическими пушками ГШ-23 калибра 23 мм, способными стрелять со скоростью 3000—4000 выстрелов в минуту. Прицеливание осуществляется с рабочего места стрелка двумя способами: либо через особую оптическую прицельную станцию, либо с помощью радиолокационного прицела «Криптон», который упрощает захват и поражение подвижных целей. Также существует возможность подвешивать свободнопадающие авиабомбы весом до 500 кг или радиомаяки. На борту могут размещаться станции для постановки активных и пассивных помех. Например, четыре автомата АПП-50Р общее число патронов — 384 стреляют ложными тепловыми целями, противодействующими ракетам с инфракрасными головками самонаведения, и средствами радиоподавления дипольными противорадарными отражателями.
Ил-76: крылатый богатырь с витебской пропиской
Новый тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А после испытаний передали Минобороны России. Поэтому вскоре экипаж военных Ил-76 снова стал составлять 7 человек. В таблице 3 приводятся основные данные транспортных модификаций самолета. Ил-76 различных модификаций является основным самолётом военно-транспортной авиации России и Украины. Прежние модификации тяжелых военно-транспортных самолетов семейства Ил-76 выпускались на Ташкентском авиазаводе.