Среди таких губернаторов называют главу Нижегородской области Глеба Никитина. Существует вероятность, что губернатoрам предложат решать вопрос о формате выборов на свое усмотрение. • Совет Федерации не обсуждал возможную отмену губернаторских выборов • Президент назначил врио губернаторов в пяти регионах. губернаторские выборы, регионы, ю новые управленцы, экспертное мнение Избиратели привыкли к смене губернаторов хотя и через выборы, но по решению сверху. 4. Если президент снимет губернатора в связи с утратой доверия, чиновник не сможет возглавить ни один регион в следующие 5 лет.
Выборы не по назначению: Отменят ли снова прямые выборы губернаторов?
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов сообщил о решении принять участие в выборах, которые пройдут в сентябре 2024 года. Когда жители Самарской области могут выбирать губернатора, а жители нефтегазоносного Ямало-Ненецкого АО — не могут? В случае двукратного отклонения кандидатуры губернатора президент имеет право назначить временного исполняющего обязанности высшего должностного лица не более чем на полгода.
Кто назначает губернаторов в России по конституции?
Такой точки зрения, например, придерживался лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Прямые губернаторские выборы уже отменялись в России в 2004 году. Тогда появилась новая модель: по представлению президента кандидатуру главы региона утверждали депутаты заксобраний. В 2012 году прямые выборы вернули. Однако в большинстве национальных республик по-прежнему сохраняется модель избрания главы региона через заксобрания. Такая схема используется и в регионах-«матрёшках»: Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.
Порядок избрания устанавливается конституцией уставом , законом субъекта Федерации с учетом ряда правил. Изменения также коснулись Законов о политических партиях, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме, о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Поправки вводятся в действие со дня официального опубликования, то есть со 2 апреля 2013 года. Соответствующие положения конституции устава , закона субъекта Федерации не могут вступать в силу в течение избирательной кампании по выборам главы региона. Помощник Грязинского межрайонного прокурора юрист 3 класса Капырин А.
Тогда речь шла о том, что в условиях проведения СВО было бы разумно продемонстрировать внутриполитическое единство, а заодно сэкономить бюджетные средства. Такой точки зрения, например, придерживался лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Прямые губернаторские выборы уже отменялись в России в 2004 году. Тогда появилась новая модель: по представлению президента кандидатуру главы региона утверждали депутаты заксобраний. В 2012 году прямые выборы вернули. Однако в большинстве национальных республик по-прежнему сохраняется модель избрания главы региона через заксобрания.
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB. RU" Заметили ошибку? Сообщите, пожалуйста, редакции. Выделите текст и нажмите клавиши «Ctrl» и «Пробел».
Голосовать или назначать: зачем нужны предложения об отмене губернаторских выборов
Проблемы с переизбранием могут быть у главы Калмыкии Бату Хасикова из-за проблем с элитами, полагает политолог. Также может быть проблемы и у губернатора Волгоградской области: «Вероятнее всего губернатор Андрей Бочаров идет уже на третий срок. Тем не менее, конкурентов пока не видно. И если не будет позиционной борьбы, то и он изберется. Но в регионе есть множество критиков системы управления», — отметил Гращенков. Также политологи напоминают, что ключевые голосования будут касаться и законодательных собраний, прежде всего «интересная ситуация» может сложиться в ходе выборов в Московскую городскую думу. Как известно, еще полгода назад были популярны пессимистичные прогнозы о перспективах этой партии, но в сентябре 2023 года «яблочники» прошли в городские Думы Великого Новгорода и Екатеринбурга», — также отмечает Нейжмаков. Фото: kremlin.
Вице-спикер и депутат от фракции КПРФ Андрей Новак поделился своими соображениями о возможных моделях выборной системы в стране и в крае. Первая предполагает формирование абсолютной вертикали, в которой есть президент, которому подчинен назначаемый и утверждаемый глава субъекта РФ, и которому, в свою очередь, подчинены назначаемые и утверждаемые главы муниципальных образований внутри субъекта. И есть вторая парадигма — она предполагает повсеместную выборность на всех уровнях, в том числе вне зависимости от численности населения в том или ином месте». Новак отметил, что в Госдуму пока не было внесено конкретных законопроектов, поэтому комментировать нечего. Депутат от ЛДПР Александр Глисков знаком с публикациями о возможных переменах в процессе выборов, и они, по его словам, «не радуют». Вне зависимости от сложности той ситуации, которая складывается как внутри страны, так и за ее пределами, я всегда выступаю за то, чтобы люди могли сами выбирать свою власть». Глисков заявил, что принятие подобных решений может обернуться «подрывом легитимности власти». Но это просто подорвет легитимность самой власти. Если право назначать губернатора будет передано заксобранию — то мы же понимаем, у какой партии там большинство депутатов. Им кого скажут — того они и назначат. Легитимность такого решения будет низкой.
К примеру, красноярские законодатели были согласны распускаться, но только если и спорная кандидатура губернатора не будет предложена президентом новому составу парламента. Амурская областная Дума предложила делегировать право роспуска местных законодательных собраний Госдуме, а не президенту. Самарские парламентарии предложили изящный способ избежать роспуска: местные депутаты формируют список претендентов, а президент уже выбирает кандидатуру для окончательного голосования. Немало споров было и о том, кто может быть кандидатом в губернаторы. Президентская инициатива предполагала, что губернатором сможет стать любой, кто достиг определенного Конституцией возраста и кого предложил президент. Против этого выступили многие республиканские парламенты: губернатор должен быть местным уроженцем, знакомым со спецификой. В разных формулировках против назначения мало знакомых с регионом менеджеров высказались и другие законодательные собрания. Впрочем, кроме критических высказываний, были и призывы экстраполировать опыт назначения должностных лиц и на нижние уровни - мэрии и муниципалитеты. Но эти предложения не нашли поддержки в Москве.
Соответственно, партия получает и льготу на участие в выборах в Госдуму — ей не надо будет собирать подписи. Чем известны победившие на выборах кандидаты, особенно из недавно созданной партии, и почему за них активно голосовали? Мнение новосибирского политолога Андрея Красикова. Андрей Красиков политолог «Они все шли как самовыдвиженцы, объединенные одним логотипом оппозиционного плана. Более того, некоторые из этих людей по политическому вероисповеданию в принципе не могут оказаться рядом. Это люди, которые не могут заключать между собой союзы, например, по жизненной позиции. А тут они все оказались в одном союзе. Большинство из них не имеют ни опыта государственного управления, ни опыта управления бизнесом. Это какие-то общественники, популярные личности. У нас сейчас горсовет будет состоять из шумных, скандальных, очень активных, хорошо работающих на телекамеру общественников. Этот классический договорняк между единороссами и КПРФ, когда на округах, где есть желательные единороссы и КПРФ не выставляла ярких кандидатов, и наоборот, этот договорняк сыграл со всеми ними злую шутку. Появилась именно третья сила или третья кампания, которая взяла и под шумок вывела таких шумных людей, как я считаю. В своих округах они известны. Один был участником националистических митингов, другая дама — завсегдатай всяких бесконечных митингов. Большинству избирателей, которые политикой не интересуются, вообще все это далеко. Вот есть какие-то яркие личности, они говорят: а давай против коммунистов и «Единой России». По предварительным итогам, в Новосибирске «Единая Россия» потеряет большинство в совете депутатов и займет 22 или 23 кресла из 50.
Путин объяснил, зачем отменялись прямые выборы губернаторов
Прямые выборы губернаторов в РФ могут отменить из-за санкций и спецоперации | 13 сентября в регионах будут выбирать 20 губернаторов (18 – всеобщим голосованием, 2 – в региональных парламентах) и 11 заксобраний. |
РБК: Законодатели обсудят отказ от прямых губернаторских выборов | Кроме того, законопроект синхронизирует работу региональных парламентов с работой глав регионов — вводятся равные пятилетние сроки полномочий для губернаторов и региональных заксобраний. |
Порядок назначения губернаторов в России и назначения губернаторов в 2018 году | В указе указывается имя и фамилия назначаемого губернатора, а также дата назначения. |
Выборы губернаторов в России без сюрпризов — ни в одном регионе второго тура не будет
Прямые выборы губернаторов в России могут отменить или перенести | Выборы глав субъектов Российской Федерации (официально — «выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации». |
Прямые выборы губернаторов в РФ могут отменить из-за санкций и спецоперации | В случае двукратного отклонения кандидатуры губернатора президент имеет право назначить временного исполняющего обязанности высшего должностного лица не более чем на полгода. |
Голосовать или назначать: зачем нужны предложения об отмене губернаторских выборов | Решение о проведении прямых выборов губернаторов в 2022 году, вероятно, будет принято в ближайшие дни, заявил заместитель начальника управления президента России по внутренней политике Владимир Мазур, передает ТАСС. |
кто назначает губернаторов в россии
13 сентября в регионах будут выбирать 20 губернаторов (18 – всеобщим голосованием, 2 – в региональных парламентах) и 11 заксобраний. При этом ЦИК имеет право отложить подготовку и проведение назначенных выборов в случае возникновения угрозы жизни и здоровью населения на территориях с военным положением. Прямые выборы губернаторов-2024. Сибирь. Республика Алтай (действующий губернатор Олег Хорохордин). Решение о проведении прямых выборов губернаторов в 2022 году, вероятно, будет принято в ближайшие дни, заявил заместитель начальника управления президента России по внутренней политике Владимир Мазур, передает ТАСС. Выбирать губернаторов на прямых выборах россиянам позволил Борис Ельцин. В России проходят выбора губернаторов в 18 субъектах страны.
Губернаторов больше не выбирают
Подобные схемы работали, в том числе, на выборах: чиновники могли идти на нарушения, зная, что система их не бросит. Нынешняя же технократическая власть холодна и эгоистична: она ни с кем делиться не собирается, оппонентов она стремится просто уничтожить, во многом тем самым и рождая новую городскую оппозицию. Именно поэтому она ни слушать никого не хочет, ни просить никого ни о чем большем, чем положено по инструкции. Контроль без опоры Для технократа, несомненно, выполнение инструкций из Москвы важнее, чем учет мнения местных элит и населения. Именно поэтому возникают три больших «но».
Во-первых, ему будет сложно опираться на местные элиты в условиях кризиса. Во-вторых, то же самое касается населения. Не имеющий личного авторитета губернатор плохая опора и плохой коммуникатор при любой сложной ситуации. В-третьих, странно ожидать внутренней мотивации к реальному развитию территории от человека, который приехал в командировку, и все знают, что он временно, что тут не будут жить ни он сам, ни его дети, ни его внуки.
Несет ли технократизм плюсы? Да, несомненно. Улучшается соблюдение различных нормативов и регламентов. Губернатор, приехавший в регион временно, в расчете на продолжение карьеры в федеральном центре будет стремиться в первую очередь не испортить биографию.
Поэтому он вряд ли будет создавать вокруг себя новые кланы и поощрять коррупцию. Известны случаи, как в некоторых регионах местный бизнес неудачно пытался находить подходы к новым губернаторам: назначенец давал понять, что ни в какие неформальные отношения вступать не будет. Получается больше порядка, меньше коррупции, но меньше и шансов на развитие и грамотный ответ в кризисной ситуации. Однако если представить ситуацию, что федеральную власть вдруг тряхнет, то на местах может оказаться просто управленческий вакуум - технократы быстро уедут, оставляя административную пустоту.
Очевидно, никакой реальной опорой центра на местах они быть не могут. Контроля все больше, а опоры все меньше. Нельзя без демократии Где же выход, как расположить губернатора между двух крайностей - более близких к людям автократов и плутократов 1990-2000-х и холодных технократов 2010 года? Как представляется, он - в развитии демократических процедур и системы сдержек и противовесов, уходе от жестких персонифицированных систем, где вся власть фактически принадлежит одному лицу.
Граждане должны иметь возможность избирать действительно своего губернатора, и его должен контролировать избранный гражданами парламент. Задача федерального центра не навязывать территориям своих ставленников, а не допускать злоупотреблений со стороны местных чиновников. Тогда реальную опору будут иметь и сами губернаторы, и федеральная власть будет опираться на реальные интересы граждан. Но подобная цель имеет значение только для тех, кто думает о будущем.
Однако у чиновников думать о будущем не принято, им важно, чтобы их не уволили здесь и сейчас и чтобы внизу была своя собственная вертикаль. Автор ы : Александр Кынев, политолог.
Хочу проанализировать плюсы и минусы этого государственного решения. Что нам будет во благо — прямые выборы или директива сверху? В общенародных выборах есть одно преимущество. У людей появляется иллюзия, что они сами выбирают губернатора и могут как-то повлиять на будущее региона. Почему иллюзия? Потому, что ни для кого не секрет, как сейчас организованы выборы.
Не хочется повторять про «карусели», вбросы и т. Но вспомним лихие 90-е. Тогда на выборах вроде бы, общенародных довольно часто побеждали очень богатые люди — либо коммерсанты, либо представители криминального мира. Первые рассматривали выборы как бизнес-проект. Вторые — как способ получить властную крышу для криминального бизнеса. Все они вкладывали в выборы огромные деньги — кто «покупал» избирателей, кто по полной тратился на рекламу. Люди с обычным достатком в предвыборной гонке участвовать не могли.
Впрочем, кроме критических высказываний, были и призывы экстраполировать опыт назначения должностных лиц и на нижние уровни - мэрии и муниципалитеты. Но эти предложения не нашли поддержки в Москве. Так или иначе, закон не претерпел принципиальных изменений. Президент сохранил право роспуска парламента в случае двукратного отклонения предложенной кандидатуры или просто непринятия решения, правда, после месячных консультаций с депутатами. Консультации по кандидатуре будут проходить и перед ее официальным представлением. В случае двукратного отклонения кандидатуры губернатора президент имеет право назначить временного исполняющего обязанности высшего должностного лица не более чем на полгода. Губернаторы же наделяются полномочиями на пять лет. Парламентарии, в свою очередь, получили право выступать с требованием об отрешении назначенного губернатора в случае его неудовлетворительной работы. Соответствующее представление посылается президенту, который может его и не удовлетворить.
В 2009 году механизм изменился, но лишь частично: партия, имеющая большинство голосов в регионе, могла президенту предложить своих кандидатов. При этом губернатор, не оправдавший доверия руководителя страны, мог быть отозван в отставку. С 1 июня 2012 года в России снова действует закон о прямых выборах губернаторов. Главы субъектов с этого времени выбираются на 5 лет и не могут занимать эту должность более двух сроков подряд. Кандидаты могут выдвигаться от различных партий, а также самостоятельно.
Законодательные основы
- Кто назначает губернаторов в россии
- РБК: Законодатели обсудят отказ от прямых губернаторских выборов
- Выборы не по назначению: Отменят ли снова прямые выборы губернаторов?
- Кто назначает губернаторов в России по конституции?
- Губернатор - не хозяин. Руководители российских регионов потеряли право даже выбирать себе команду
СМИ: прямые выборы губернаторов хотят отменить в России
Что, наконец, решат власти по прямым выборам губернаторов? | Новости политики | Когда жители Самарской области могут выбирать губернатора, а жители нефтегазоносного Ямало-Ненецкого АО — не могут? |
Госдума России возвратила прямые выборы губернаторов | Во всех 18 регионах, где выбирали губернаторов, победили кандидаты, которые и так уже были у руля, причем некоторые набрали почти 90% голосов. |
Губернаторы: выбирать нельзя назначить | В статусе врио губернатора к выборам пока подходит только новый глава Вологодской области Георгий Филимонов, назначенный президентом после отставки «старожила» Олега Кувшинникова 31 октября 2023 года. |
Где и как долго в сентябре будут выбирать губернаторов?
отчасти собственный выбор губернатора и следствие самого способа подбирать губернаторов. Губернатор сам вправе возглавить правительство, либо назначить председателя правительства на этот орган. А при таком варианте "назначенные губернаторы будут назначать мэров, а люди окажутся выключены из этого процесса" тоталитарный режим установится окончательно. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов сообщил о решении принять участие в выборах, которые пройдут в сентябре 2024 года. Назначение выборов губернаторов – это процедура установления даты голосования, проводимого с целью замещения поста высшего должностного лица субъекта Федерации.
Законодательные основы выборов глав субъектов РФ
По данным «Коммерсанта», если губернаторам и разрешат отказаться от прямых выборов, то, скорее всего, им дадут разрешение перейти в своих регионах на систему избрания глав регионов депутатами заксобрания. Это позволяет как закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти», так и закон «Об общих принципах организации публичной власти». Источники не исключают и второго варианта, при котором губернаторские выборы могут быть перенесены решением Центральной избирательной комиссии. Для такого решения нужно лишь наличие в регионе режима ЧС или повышенной готовности.
Впрочем, источники допускают и вариант, при котором прямые губернаторские выборы не будут ни заменяться на голосование в парламенте, ни переноситься. Томский губернатор Сергей Жвачкин не обращался в федеральный центр с просьбой как-то изменить формат выборов, сказал vtomske. Никаких инициатив, касающихся выборов, губернатор не выдвигал», — подчеркнул он.
Это правда? По мнению Перцева, внутриполитический или пропагандистский блок администрации президента «приписал» эту инициативу губернаторам для создания иллюзии, что идея появилась «снизу». Журналист считает, что такой запрос вряд ли появился у губернаторов. Он привел в пример главу Республики Бурятия Алексея Цыденова и губернатора Калининградской области Антона Алиханова, которые высказались против отмены выборов. Как к этой инициативе относятся жители и власти регионов Граждане выступают за проведение прямых губернаторских выборов, считает Перцев. По его словам, сохранение выборов поддерживают региональные влиятельные бизнесмены и политики, которым хочется «расти по карьерной лестнице».
Однако члены «Единой России» поддержат решение об отказе от прямых выборов — «им положено, хотя в душе будут осуждать».
Через призму президентской кампании Идея отказа от выборов глав регионов — не новая. Слухи об их отмене ходили всю весну нынешнего года, вспоминает политолог Илья Гращенков. Тогда речь шла о том, что в условиях проведения СВО было бы разумно продемонстрировать внутриполитическое единство, а заодно сэкономить бюджетные средства. Такой точки зрения, например, придерживался лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.
Однако в большинстве национальных республик по-прежнему сохраняется модель избрания главы региона через заксобрания. Такая схема используется и в регионах-«матрёшках»: Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах. При этом выборы в России причём любого уровня не отменялись в стране даже в период пандемии. Так, в 2020 году летом прошёл референдум по внесению поправок в Конституцию России, а уже осенью — по расписанию прошёл ЕДГ.
Точно так же не повлиял ковид и на федеральные выборы в 2021 году: осенью россияне избрали Госдуму, а в Алтайском крае — ещё и депутатов АКЗС. Однако новые вызовы, связанные с проведением СВО, вполне возможно, всё же переформатируют в том или ином виде российскую избирательную систему, полагает Гращенков.
Губернатор - не хозяин. Руководители российских регионов потеряли право даже выбирать себе команду
Губернаторам в России позволят править пожизненно 9 Ноября 2021 10598 9 Политика Госдума одобрила закон об «обнулении» сроков губернаторов в первом — и наиболее важном — чтении. После второго и третьего чтения для губернаторов будет снят запрет на нахождение в должности более двух сроков подряд. Предполагается, что предельное число сроков по 5 лет каждый будут устанавливать региональные парламенты. Цель закона официально — «улучшение качества жизни граждан». Неофициально — продление властных полномочий мэра Москвы Сергея Собянина, губернатора Подмосковья Андрея Воробьева и других глав субъектов.
С губернаторов снимают сроки После «обнуления» президентских сроков Владимира Путина с помощью поправок в Конституцию Госдума обнуляет сроки для глав субъектов федерации. Документ предложил глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас.
И, по последним данным, источников РБК, губернатор Рязанской области Николай Любимов может уйти в отставку до истечения срока своих полномочий. Причинами отставки губернатора могут стать невыстроенная система руководства регионом и отсутствие у Любимова необходимых управленческих качеств. По словам эксперта по региональной политике Ростислава Туровского, действующий глава области «не принес пользы региону, но и вреда особого не было». Любимов не является активным и инициативным губернатором, поэтому вероятность его замены высока.
Ранее стало известно, что Госдума рассмотрит законопроект, отменяющий запрет для губернаторов избираться более двух сроков подряд. В беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уточнил, что у человека у власти идет изменение восприятия действительности. Если человек начинает строить мраморные аэропорты посреди пустого региона, и такие случаи у нас бывали, то это другая история.
Но на едином дне голосования в сентябре 2017 года стала заметна новая тенденция, отчасти противоречащая тому, как раньше голосовали российские регионы: почти исчезла то есть сохранилась, но незначительно дифференциация результатов на губернаторских выборах между политическими тяжеловесами с большим публичным опытом и свеженазначенными, прежде почти никому неизвестными технократами. Фактически сформировалась ситуация, когда результаты губернаторов лишь в небольшом числе регионов ограничиваются сопротивлением среды и почти любой человек, будучи назначенным губернатором, затем с гарантией получает весомую поддержку. Три четверти - варяги Подобное существенное снижение фактора личности деперсонализация выборов, или менеджеризация губернаторов представляется прямым следствием фактического исчезновения из выборов фактора внутренней электоральной борьбы. Политико-административная система стала воспроизводить сама себя, а те, кто был способен борьбу вести даже в 2012-2015-х , были из нее выведены тем или иным способом или утратили мотивацию. Период, начавшийся с середины 2016 годов, в прессе часто именуют политикой назначения молодых технократов.
Не все они были молодыми и не все технократами, а объединяло их скорее слабое отношение к регионам назначения. Например, яркий политик из Екатеринбурга Александр Бурков уехал в чужой для себя Омск. Всего в 2016-2020-х сменилось 70 руководителей в 61 регионе девять субъектов Федерации пережили двойную смену власти. Наступило время не только самой жесткой за всю новейшую российскую историю ротации губернаторов сопоставимой только с массовой заменой первых секретарей обкомов КПСС после 1985 года в ходе перестройки , но и самого антирегионального подбора кадров: губернаторы стали напоминать менеджеров в командировке. Сам настойчиво транслируемый термин «технократ» говорит в первую очередь о функциональных задачах выполнения поставленных задач из федерального центра и не предполагает значимой самостоятельной политической роли. Конфликт чужих с чужими Часть назначенцев периода 2016-2020 годов действительно чистые технократы, ранее работавшие в разных министерствах или корпорациях. Те, кто не занимался ранее публичной политикой, очевидно, просто не имели возможности сформировать собственные политические команды. Максимум их кадровой опоры - их бывшие коллеги и сослуживцы, представляющие обычно узковедомственную специализацию и уже поэтому обычно непригодные для формирования блоков администрации по иным направлениям.
Иногда подобный губернатор приезжает в регион вообще без своей команды и длительное время работает с местными кадрами. С другой стороны, даже при назначении губернаторов с собственным опытом публичной политики их самостоятельность в решении кадровых вопросов, как показывает анализ, оказывалась сильно ограниченной. Почти все назначенцы 2016-2020 годов а также часть назначенцев более раннего периода были вынуждены либо мириться с сохранением на какой-то период прежней административной команды из-за рисков утраты контроля и становиться скорее символическими фигурами, либо формировать сложносоставные администрации, в которых обычно присутствуют технократические команды по отдельным политико-экономическим блокам в виде выходцев из министерств или корпораций, а также группы представителей местных политико-экономических кланов как правило, после жесткой отставки предшественника. Друг с другом они иногда находятся в сложных, даже конфликтных отношениях. Такая кадровая политика - отчасти собственный выбор губернатора и следствие самого способа подбирать губернаторов. Но она еще и транслированный из центра стандарт: новым губернаторам фактически не позволено формировать команды только из своих, даже если они есть. Регионы без головы Центр как бы побеждает и символически обезглавливает регионы, выполняя свою давнюю мечту. Что же он получает взамен?
Губернаторы 1990-2000 годов при всей их неоднозначности были в первую очередь политиками. Клиентелы, кумовство, коррупция, несомненно, существовали. Но тогдашние руководители регионов, как правило, хорошо понимали, что для сохранения власти необходимо опираться на неформальные связи и реальную поддержку граждан. Часто система действовала наподобие фильма «Крестный отец»: всеобщая круговая порука, сегодня губернатор помогает кому-то, делает одолжение, а завтра попросит об ответной услуге. Подобные губернаторы всегда могли кого-то неформально попросить, и им почти никто не мог отказать. Своих оппонентов они часто стремились не уничтожать до конца, превращая в непримиримых врагов, а кооптировать, давая им на кормление какие-то должности и структуры.
Прямые губернаторские выборы уже отменялись в России в 2004 году. Тогда появилась новая модель: по представлению президента кандидатуру главы региона утверждали депутаты заксобраний. В 2012 году прямые выборы вернули. Однако в большинстве национальных республик по-прежнему сохраняется модель избрания главы региона через заксобрания. Такая схема используется и в регионах-«матрёшках»: Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах. При этом выборы в России причём любого уровня не отменялись в стране даже в период пандемии.