Новости гайдай леонид биография

Подростком Леонид Гайдай обожал кино, в первую очередь — комедии с Чарли Чаплиным (потом многие приемы немых комедий он перенесет в свои работы). Пройдет он в музыкальном сопровождении оркестра композитора Александра Зацепина, поскольку Леонид Гайдай навеки породнен с музыкой, прозвучавшей в его фильмах. Леонид Гайдай – классик советского кинематографа – снял всего 20 фильмов, но каких! Программка спектакля Иркутского областного драматического театра с участием Леонида Гайдая, 1947 г. Из биографии Гайдая, написанной Евгением Новицким и вышедшей в серии ЖЗЛ издательства Молодая гвардия. В начале 1942-го Леонид Гайдай был призван в армию и отправлен служить на территорию Монголии.

Детство и молодость

  • Читайте также
  • Детство и молодость
  • Курсы валюты:
  • Жизнь и подвиг Леонида Гайдая | Победа РФ | Новость от 29.01.2023

"За комедию больше не возьмусь!": 100 лет главному комедийному режиссёру СССР Леониду Гайдаю

А заставка, где Бывалый пишет на заборе «Х», Балбес приписывает «У», а после появления милиционера Трус дописывает «дожественный фильм», и вовсе была вырезана. Госкино отказывалось выпускать картину, но, к счастью, фильм одобрил Брежнев, и 3 апреля 1967 года лента вышла на экраны одновременно в 53 столичных кинотеатрах. Съемки проходили в Баку, Краснодарском крае, Подмосковье и на «Мосфильме». Худсовет и критики встретили картину прохладно, чего не скажешь о зрителях.

Фильм стал лидером советского кинопроката и вошел в первую пятерку лучших картин за всю историю СССР, собрав 76,7 млн зрителей. Комедию мгновенно разобрали на цитаты: «Как говорит наш любимый шеф: «Если человек идиот, то это надолго», «Шоб ты издох! Шоб я видел тебя у гробу, у белых тапках», «Лопух!..

Такого возьмем бэз шуму и пыли!

Он добился испытательного срока, продолжил обучение в только что созданной мастерской комедийного фильма, окончил ее с отличием и был первым из соучеников, поставивших собственную картину «Жених с того света» 1958 сначала был изуродован и практически не то что бы положен, но задвинут на полку, но всего через тридцать лет в «Кинословаре» было отмечено, что «Жениха» отличают «легкость и остроумие кинематографических зарисовок, отточенный ритм». Но все равно отчисление его с факультета режиссуры кажется гэгом из комедии абсурда. Он воспринимал кино на подсознательном уровне. Его чувство ритма и способность организовывать кинопространство сродни абсолютному музыкальному слуху или врожденной грамотности.

Пожалуй, только одному Гайдаю было под силу не просто без единого слова! Гайдай давал волю своему шестому чувству, не особенно заботясь о том, как это будет воспринято «Критики потом объяснят! Он совершенно точно не вкладывал в свои фильмы и десятой доли тех скрытых смыслов, которыми они кажутся наполнены сегодня. Как не был, конечно, ни диссидентом, ни антисоветчиком. Социальные неурядицы волновали его ровно в той степени, в какой могли послужить материалом для кинематографического высказывания.

Его чувство юмора было абсолютно всеобъемлющим и потому уникальным. Объектом насмешек оказывались вещи, над которыми не принято смеяться совсем не по причине цензурных препон, — но в них нет и намека на бессмысленное, пустое зубоскальство. Так — и над такими вещами — до Гайдая смеялся, пожалуй, только Бунюэль.

Не смотря на то, что в фильме не было ничего комичного, режиссер Михаил Ромм, который написал для «Долгого пути» сценарий, разглядел в Гайдае талант комедиографа и предложил ему снять фильм по сатирическому сценарию Владимира Дыховичного и Мориса Слободского под названием «Мертвое дело». В октября 1957 года фильм, получивший в финальной версии название «Жених с того света», был готов — на студии его приняли очень тепло, после чего Ромм и другой именитый режиссер Иван Пырьев, который познакомился с Гайдаем благодаря Нине Гребешковой, сыгравшей в его картине «Испытание верности», и с тех пор оказывал ему всяческую протекцию, организовали специальный показ для министра культуры Алексея Румянцева. Румянцеву, известному своими либеральными убеждениями, картина чрезвычайно понравилась — в декабре того же года она была выпущена в широкий прокат и снискала невероятный успех у зрителей: за год на «Жениха с того света» было продано около 36 млн билетов. По общей прибыли он стал вторым среди выпущенных в 1957 году фильмов, уступив лишь «Тихому Дону» Сергея Герасимова, который за год посмотрело свыше 46 млн человек. Острая сатира на советскую бюрократию стала одним из символов «оттепели» , а начинающему 35-летнему режиссеру принесла общесоюзную известность.

Тем не менее, не все остались в восторге от гайдаевского фильма — как и следовало ожидать, многие партфункционеры негодовали из-за его антибюрократической направленности. В частности, резко негативно о «Женихе» отозвался руководитель Москвы Николай Михайлов, который даже добивался запрета фильма. На защиту Гайдая встал Иван Пырьев, который предложил тому снять кино в историко-революционном жанре. Фильм «Трижды воскресший» вышел в прокат в 1960 году и прошел почти не замеченным — сам режиссер впоследствии не любил вспоминать о нем, поскольку создавать его он вынужден был, фактически, под внешним давлением. Жена Гайдая Нина Гребешкова с их дочерью Оксаной Тем не менее, в глазах руководства Гайдай полностью оправдался, а уже следующий 1961 год вновь позволил ему проявить свой комедийный талант — 18 сентября в прокат вышел фильм «Совершенно серьезно», представлявший собой сборник из пяти коротких новелл, последней из которых была снятая Гайдаем в стилистике немых комедий Чарли Чаплина короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс». Еще раньше — в июле — «Пес Барбос... За него Гайдай получил диплом Международного кинофестиваля в Сан-Франциско, приз на фестивале в Лондоне и номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В том же году он снял еще одну короткометражку — «Самогонщики», так же снискавшую успех у зрителей.

С 1961 года начинается стремительный рост популярности гайдаевских фильмов. Предыдущий рекорд принадлежал американскому вестерну «Великолепная семерка», который в СССР посмотрело 67 млн человек, а среди отечественных картин — «Человеку-амфибии» 65,4 млн. Уже через год рекорд был побит самим же Гайдаем: комедия «Кавказская пленница» собрала 76,5 млн зрителей, а «Бриллиантовая рука», вышедшая 28 апреля 1969 года — 76,7 млн, на последующие 11 лет став самым кассовым советским фильмом. В 1995 году по опросу телезрителей она была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет. Последним крупным кассовым успехом в его карьере и одновременно последним чисто комедийным фильмом Гайдая стала картина «Спортлото-82», которую посмотрело свыше 55 млн зрителей. После 1962 года новелла «Дороги, которые мы выбираем» из фильма «Деловые люди» Гайдай не снимал трагических картин, однако неоднократно заявлял о желании больше не делать комедий. После успеха «Кавказской пленницы» он подал заявку на экранизацию пьесы Булгакова «Бег», однако в Главкино [1] ее не утвердили. В 1970-е и 1980-е годы он пытался экранизировать поэму Александра Твардовского «Василий Теркин», но сам отказался от съемок кино на военную тематику.

Первой чисто драматической картиной Гайдая со времен его дебютной работы «Долгий путь» стала экранизация пьесы Александра Вампилова «Прощание в июне», вышедшая в прокат в 1989 году. Фильм посмотрело менее 20 млн зрителей — для самого «кассового» режиссера в Советском Союзе это был явно финансовый провал, однако Гайдай не сдался, взявшись за подготовку своего самого амбициозного проекта. Его последним фильмом стала адаптация романа Достоевского «Идиот»: до того в 1958 году первую часть этого романа уже экранизировал Иван Пырьев — Гайдай же ставил перед собой задачу уместить на экране все четыре части. Работе над «Идиотом» он посвятил последние четыре года своей жизни — премьера первой серии почти четырехчасового фильма состоялась в 1993 году, незадолго до смерти режиссера. Гайдай за камерой Скончался Гайдай 19 ноября 1993 года в возрасте 70 лет в больнице, где лечился от воспаления легких. Причиной смерти стал тромб, закупоривший легочную артерию — великий режиссер умер мгновенно. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Фильмография[ Начало творческого пути[ ] Первые работы Гайдая в кино — картины «Ляна» и «Долгий путь» — стали «пробой пера» будущего режиссера.

При работе над ними он набирался необходимого опыта и еще не использовал приемы, которые со временем станут его отличительной чертой. Ни один из актеров, сыгравших в этих фильмах, не будет впоследствии приглашен Гайдаем на главные роли. Центральный персонаж — бюрократ Семен Петухов, — вернувшись на работу после трехдневного отсутствия, обнаруживает, что его признали умершим и похоронили, причем на совершенно законных основаниях: в день отъезда Петухова машиной был насмерть сбит человек — карманник, незадолго до того, укравший его бумажник. Из-за этого бумажника карманника принимают за Петухова и признают умершим, а главный герой оказывается вынужденным доказывать вчерашним сослуживцам — таким же бюрократам, как он сам, — что он на самом деле жив. Леонид Гайдай на съемках фильма «Жених с того света» Помимо Плятта, в фильме сыграло немалое количество других актеров, которых впоследствии Гайдай неоднократно приглашал в свои картины — Георгий Вицин заместитель Петухова Фикусов , Сергей Филиппов управдом Зазубрин , Рина Зеленая мать невесты главного героя и Евгений Моргунов эпизодическая роль нищего, который просит у пассажиров трамвая денег, после чего садится в собственную машину. Так же в одном из эпизодов свою единственную роль у Гайдая сыграла прославленная Фаина Раневская, которую режиссер впоследствии неоднократно называл своей любимой актрисой. В отличие от последующих гайдаевских комедий, юмор в «Женихе... Сатирический характер ленты, ввиду того, что высмеиваемый ей бюрократизм — явление, присущее любому времени и общественному строю, обеспечил ей успех у зрителя и ввел Гайдая в первую когорту режиссеров-комедиографов СССР.

По сравнению с «Женихом с того света» это был явный шаг назад в творческом плане: пожалуй, единственной его примечательной особенностью стал персонаж директрисы школы — первая роль Нины Гребешковой в фильме собственного мужа. Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин — «Балбес», «Бывалый» и «Трус» — на озвучивании собственных персонажей Тем не менее, благодаря выходу этого фильма Гайдаю позволили вернуться к комедийному жанру. Вышедшие вслед за ним короткометражки в жанре слэпстика «Пес Барбос... Кроме того, в короткометражке «Пес Барбос... Первая новелла — «Дороги, которые мы выбираем» — представляет собой классический вестерн, полностью лишенный комической составляющей и с трагической развязкой.

В 1923 году семья будущего режиссера перебралась в Читу, а затем — в Иркутск, где Гайдай окончил железнодорожную школу.

А родился Леня в маленьком городке на границе с Китаем — Алексеевске ныне Свободный, где, кстати, несколько лет назад был открыт ему памятник. Потом семья переехала в Читу, затем в Иркутск, где Леня окончил школу и театральную студию». За успешную боевую операцию Леонид был награжден медалью «За боевые заслуги». Получив тяжелое ранение, будущий режиссер был признан негодным к дальнейшей армейской службе. В 1947 году Леонид Гайдай окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, после чего стал работать актером и осветителем. В вузе Леонид познакомился с актрисой Ниной Гребешковой, которая вскоре стала его супругой.

В браке у пары родилась дочь Оксана. Нина Гребешкова: «Долгое время многие не подозревали, что мы поженились. Свадьба была скромная, у нас дома в коммунальной квартире.

Гайдай кратко – биография Великого киногения

В нее же внесли и сестру — Августу. И ни слова о младшем Леониде. Видимо, лист утрачен. Отец — Иов Гайдай — был до революции сослан на строительство Амурской железной дороги. В 1923-м семья уехала в Читу, затем в Иркутск. Впрочем, архивисты до сих пор находят нюансы в ее истории. И вдруг, изучая записи о рождении брата и сестры, мы находим — в графе «Постоянное место жительства» родителей указан город Хабаровск. И это документ — с ним не поспоришь. То есть, возможно, это еще одна страничка из биографии известного нашего, любимого режиссера», — рассказывает главный архивист Государственного архива Амурской области Ирина Попова. В «Амурской правде» появилась первая афиша Гайдая как самостоятельного режиссера.

Все уже прошли, а я иду, еле ноги волочу. И смотрю: проволочка какая-то. Я ее - раз, и цепляю ногой! А это - натяжка от мины». Разведчики своего не бросили, дотащили до окопов. Из сопроводительной медицинской карты: «Сержант Леонид Иович Гайдай 20 марта 1943 года был ранен осколком мины в правую стопу с повреждением кости, движение пальцев отсутствует. На стопе имеется незаживающая язва. Над ногой сержанта Гайдая военные хирурги потрудились основательно - ему грозила ампутация. Пять хирургических операций в пяти госпиталях. Как рассказала санитарка госпиталя Нина Гонопольская, которой в 1943-м году было 17 лет, ей очень запомнился веселый молоденький сержант - заводила госпитальной художественной самодеятельности. Он играл на гитаре, пианино, рисовал, но самое главное - был увлечен театром. Леонид собрал из раненых и медиков самодеятельную труппу и поставил три водевиля по Чехову, подготовил концертную программу. Уморительно цитировал «12 стульев» и «Золотого теленка». В январе 1944 года Леонид Гайдай вернулся домой на костылях со справкой о ранении, в которой значилось: «Признан негодным к воинской службе с освидетельствованием через шесть месяцев…» Через полгода определили в инвалиды, но сам фронтовик себя таковым не считал до конца жизни, хотя рана и оставшиеся в ноге осколки постоянно давали о себе знать. Наверное, в этом тоже отпечаталось солдатское мужество - создавать шедевры смешного кино, преодолевая физическую и душевную боль фронтовых ран.

Однако 20 марта 1943 года вместе с разведывательной группой Гайдай тащил на себе «языка», когда стало тяжело, он передал его товарищу, а сам пошел замыкающим. Когда вся группа прошла, он увидел проволоку, дернул ее и оказался на больничной койке. Это была противопехотная мина. Врачи сделали все, что только можно. Советская медицина была лучшая в мире. В тех случаях, где и союзники, и немцы ампутировали бы, мы пытались лечить.

Причиной тому был образ главного антагониста Саахова, сыгранного Владимиром Этушем, в котором начальство увидело карикатуру на Сталина или же на Берию. Возглавлявший в те годы Минкульт Василий Шауро, в отличие от либерала Румянцева, за Гайдая вступаться был не намерен, однако помощь режиссеру неожиданно пришла от руководителя Верховного Совета Александра Шелепина , который посмотрел фильм и остался в полном восторге. По воспоминаниям его друга Валерия Харазова, Шелепин, который в ближнем кругу так же был «Шуриком», являлся большим поклонником этого персонажа, видя в нем определенные параллели с самим собой, и лично добился, чтобы новой комедии Гайдая была присвоена высшая категория. Судьба однако распорядилась иначе: заявку на экранизацию «Бега» Главкино не утвердило и в итоге эту пьесу перенесли на экран режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов в 1970 году, а работу над «12 стульями» пришлось отложить, т. В конце концов, «зеленый свет» на экранизацию «12 стульев» будет дан, но к тому времени у руля этого проекта Гайдая сменит его близкий друг Георгий Данелия. Дважды не получив «добро» от киноначальства, режиссер решил взяться за уже утвержденную заявку своих соавторов Костюковского и Слободского на фильм о жизни контрабандистов, который в итоге станет самой успешной работой Гайдая. Сценарий «Бриллиантовой руки» с самого начался писался под Юрия Никулина, которому предстояло сыграть главную роль. По иронии судьбы, это была последняя совместная работа прославленного актера и прославленного режиссера — не смотря на то, что Гайдай звал Никулина практически в каждый свой последующий фильм, по разным причинам Юрий Владимирович так больше у него и не снялся. Гайдай с Андреем Мироновым слева и Анатолием Папановым в центре «Бриллиантовая рука» стала единственным в карьере Гайдая фильмом, практически целиком построенном на пародировании и цитировании других лент — как советских например, «Чапаева», «Войны и мира», «Полосатого рейса», «Коллег» и др. Объектом пародии стали многочисленные криминальные и детективные драмы — «Мальтийский сокол», «На север через северо-запад», фильмы «Бондианы» и т. Согласно воспоминаниям режиссера Саввы Кулиша, для того, чтобы Главкино приняло фильм без цензурных правок, Гайдай намеренно вставил в конец ленты сцену с ядерным взрывом, которую в итоге от режиссера и потребовали убрать в первую очередь, закрыв глаза на все остальные острые моменты. Успех картины привел, увы, к разладу между режиссером и его постоянными сценаристами: по одной из версий, причиной стали творческие разногласия Гайдай с 1970-х годов посвятил себя литературным экранизациям, в то время как Слободской и Костюковский хотели продолжать работу над комедиями-фельетонами , по другой — конфликт вокруг распределения гонорара за сценарную работу. Повесть последних «Понедельник начинается в субботу», впервые изданная в 1964 году, в одночасье стала одной из самых если не самой популярных книг в Советском Союзе, а благодаря классическим иллюстрациям Евгения Мигунова к изданию 1965 года, в которых художник наделил персонажей Стругацких внешностью героев комедий Гайдая, естественным образом возникли разговоры о возможности ее экранизации. Аркадий и Борис Стругацкие Фильм был запущен в производство в 1969 году, когда, после успешной высадки на Луну, интерес к фантастике переживал свое «второе рождение». Стругацкие были приглашены в роли сценаристов, однако Гайдай практически сразу начал править предложенный ими сценарий, а кроме того взял в соавторы Владлена Бахнова, с которым познакомился благодаря Костюковскому. Практически сразу же было решено отождествить гайдаевского Шурика и главного персонажа повести Александра Привалова — его вновь предстояло сыграть Демьяненко. На остальные роли были приглашены уже работавшие с Гайдаем Михаил Пуговкин, Наталья Варлей, Георгий Милляр, Георгий Вицин, а среди «новичков» в команде режиссера оказались Савелий Крамаров сыграл роль Хомы Брута и впоследствии появился еще в двух гайдаевских фильмах , Зиновий Гердт и Сергей Юрский для обоих «Понедельник... Первоначальный вариант сценария предполагал непрерывность повествования, не смотря на то, что сама повесть имеет трехчастную структуру. Гайдай, чтобы избежать провисания сюжета, принял решение восстановить деление на три новеллы, аналогичные частям книги — таким образом фильм стал третьим и последним «триптихом» в его карьере. Из-за сложностей в постановке комбинированных съемок — сцены сна Шурика, эпизоды с магией и масштабная кульминация, в которой неудавшийся эксперимент профессора Выбегалло взрывают при помощи бутылки с джинном, — фильм вышел в прокат лишь 18 октября 1971 года. В первый год его посмотрело 60,8 млн человек, что было превосходным результатом, но явно не дотягивающим до показателей предыдущих комедий Гайдая. Причина крылась в сильной конкуренции — одновременно с «Понедельником... Суть ЭТК заключалась в применении принципа хозрасчета в кинопроизводстве — фильмы создавались в расчете на получение прибыли, а режиссеры премировались пропорционально кассовым сборам. Благодаря Гайдаю и его кассовым хитам студии удалось выйти на самоокупаемость — смелый эксперимент по внедрению западных принципов продюсирования кинематографа на социалистической почве доказал свою перспективность. Как и в случае с «Бриллиантовой рукой», сценарий нового фильма писался в расчете на то, что главную роль вновь сыграет Юрий Никулин, однако тот не смог принять участие в съемках и роль Ивана Грозного была предложена Юрию Яковлеву. Вслед за Никулиным «отпал» и планировавшийся на роль вора Милославского Андрей Миронов — персонажа в итоге сыграл Леонид Куравлев, ставший одним из постоянных гайдаевских актеров. Третьего по значимости героя пьесы — инженера Николая Тимофеева — по замыслу режиссера должен был воплотить на экране Александр Демьяненко, но тот сразу отказался, опасаясь, что его хотят заставить четвертый раз подряд сыграть Шурика к тому моменту роль студента так прочно ассоциировалась с Демьяненко, что это практически похоронило его актерскую карьеру. В итоге эта роль отошла Олегу Видову, а от идеи объединить Шурика, программиста Привалова и инженера Тимофеева в единого персонажа пришлось отказаться. Гайдай в Ростове Великом на съемках комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Фильм вышел на экраны 21 сентября 1973 года и собрал 56 млн зрителей — поскольку в ЭТК режиссеру начислялись проценты от проката, суммарный гонорар Гайдая составил баснословную сумму 150 000 рублей. Фактически, к середине 1970-х годов благодаря сотрудничеству с Чухраем и Познером он превратится в легального советского миллионера. Поздние годы[ «Тайна, покрытая лаком» 1975 [ ] Продолжая работать над экранизациями классики сатирической литературы, Гайдай и Бахнов 30 июня 1973 года подали заявку на фильм по мотивам четырех рассказов Михаила Зощенко — «Забавное приключение», «Свадебное происшествие», «Кочерга» и «Парусиновый портфель». При этом они значительно переработали тексты рассказов, связав их единым сюжетом и перенеся действие как и в случае с «Иваном Васильевичем... Картина получила название «Тайна, покрытая лаком». Главная роль в картине досталась Олегу Далю, который так впечатлил Гайдая своей игрой, что тот впоследствии пригласит Даля на роль Хлестакова в своей экранизации «Ревизора» без всяких проб. Рабочий момент на съемках фильма «Инкогнито из Петербурга» «Инкогнито из Петербурга» 1977 [ ] 29 января 1977 года стартовали съемки 11-го фильма Гайдая, получившего название «Инкогнито из Петербурга». Режиссер понимал, что, перенося на пленку произведение из школьной программы, трудно снискать по-настоящему большой успех у зрителя, поэтому он решился на смелый эксперимент — наполнить фильм, действие которого разворачивается в первой половине XIX века, аллюзиями на современность, чтобы из классической пьесы Гоголя создать актуальную сатиру. Результатом стали, например, такие сцены, как встреча Хлестакова группой детей с цветами, недвусмысленно пародирующая многочисленные встречи членов Президиума ЦК с общественностью. Кроме того, Гайдай разделил фильм на ряд эпизодов, получивших соответствующие названия, например — «Показуха» или «От конфронтации к взаимопониманию». Гайдай видел обе постановки и идеальным городничим ему виделся Папанов, который в итоге и получил эту роль в фильме. При этом Миронов на роль Хлестакова Гайдаем даже не рассматривался — к моменту начала съемок актеру уже исполнилось 35 лет и он явно не походил на 23-летнего персонажа Гоголя, а предложение сыграть в фильме почтмейстера Шпекина его не заинтересовало. Олег Даль, которому в итоге роль Хлестакова и отошла, правда, был ровесником Миронова, но, благодаря своему телосложению, казался значительно моложе. Сатирический посыл ленты Гайдая едва не стоил ей проката, т.

Друзья и коллеги Леонида Гайдая поделились воспоминаниями в день памяти режиссера

Любил азартные игры, отказал президенту и никогда не смеялся: каким на самом деле был Леонид Гайдай Как это произошло, рассказывает сам Леонид Гайдай: «Я долго добивался экранизации «Двенадцати стульев».
Гайдай, Леонид Иович - ПЕРСОНА ТАСС Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии.
Леонид Гайдай - режиссёр, сценарист, актёр - биография - советские режиссёры - Кино-Театр.Ру Например, когда в 1951 году студент первого курса режиссерского факультета ВГИКа Леонид Гайдай и его однокурсник Юрий Москаленко приехали в Иркутск на практику, пропуск ассистенту режиссера Восточно-Сибирской студии кинохроники выписали с ошибкой.
95 лет назад родился режиссер Леонид Гайдай Сценарии к своим фильмам Леонид Гайдай практически всегда писал самостоятельно, а многие фразы из гайдаевских кинокомедий оказались "крылатыми".
Леонид ГАЙДАЙ. Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 Леонид Иович Гайдай — мой любимый кинорежиссёр – Самые лучшие и интересные новости по теме: Гайдай, актеры, кино на развлекательном портале

Леонид Гайдай: биография, личная жизнь и творчество великого режиссера

Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный, Амурской области, в семье железнодорожного служащего. Канал специализируется на передачах о русской и всемирной истории, науке, литературе, музыке, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и т.д. В программах канала новости культуры, встречи с интересными людьми, документальные сериалы, лекции. Леонид Гайдай срежиссировал 14 мини-комедий. Леонид Гайдай (слева) и главный оператор Сергей Полуянов на съемках фильма «Спортлото-82». Леонид Иович Гайдай (1923-1993) – советский и российский кинорежиссер, актер, сценарист.

«Я слишком мало воевал, чтобы о подвигах рассказывать»: солдатское мужество Леонида Гайдая

Всенародно любимому режиссеру Леониду Гайдаю сегодня исполнилось бы 100 лет. Режиссерский путь Леонида Гайдая начался сразу после окончания ВГИКа в 1955 году. Леонид Гайдай (слева) и главный оператор Сергей Полуянов на съемках фильма «Спортлото-82». Леонид Гайдай срежиссировал 14 мини-комедий. Например, когда в 1951 году студент первого курса режиссерского факультета ВГИКа Леонид Гайдай и его однокурсник Юрий Москаленко приехали в Иркутск на практику, пропуск ассистенту режиссера Восточно-Сибирской студии кинохроники выписали с ошибкой. В биографии Леонида Гайдая можно прочитать, что 21 июня 1941 года он окончил школу, а уже 23-го хотел записаться добровольцем в армию, но его не взяли.

О свободе Гайдая: почему юмор режиссера не подвластен годам

Жизнь и подвиг Леонида Гайдая 29. Как и сотни других мальчишек, он рвался на фронт. После того как Гайдай получил отказ, он устроился на работу в Иркутский драматический театр. В это время там как раз ставил спектакли Московский театр сатиры, прибывший в эвакуацию.

Гайдая призвали в армию осенью 1942 года. Сначала его отправляют в Монголию, а потом — на Калининский фронт, где он в составе стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии 14 декабря 1942 года в ходе Великолукской наступательной операции в бою за деревню Енкино Псковская область забрасывает гранатами огневую точку противника, убивает несколько немцев и принимает участие в захвате пленных.

Леонида Гайдая даже хотели отстранить от режиссерской деятельности. Тогда он в первый и последний раз согласился пойти на сделку с «Мосфильмом». Мужчина снял идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший». Хотя эта работа понравилась цензорам, которые разрешили Гайдаю продолжать снимать кино, сам режиссер до конца своих дней стеснялся этой драмы. В 1961 г. Леонид представил 2 короткометражные комедии — «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», принесшие ему фантастическую популярность. Позже на большой экран выходят новые фильмы Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Бриллиантовая рука», снятые в 60-е годы. Все 3 картины имели огромный успех и до сих пор считаются классикой советского кинематографа.

Фрагменты фильмов Гайдая В 70-е годы Леонид Гайдай продолжил активную работу. В этот период его соотечественники увидели такие шедевры, как «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть! Он стал одним из самых известных и любимых режиссеров на просторах Советского Союза. В следующем десятилетии Гайдай представил 4 работы, где наиболее знаковыми оказались комедии «За спичками» и «Спортлото-82». В то время биографии он также снял 14 миниатюр для киножурнала «Фитиль». В 1989 г. Интересен факт, что в этом фильме содержались пародии на советских лидеров, начиная от Ленина и заканчивая Горбачевым , а также на американского президента Джорджа Буша-старшего. Молодые люди сыграли свадьбу в 1953 г. Любопытно, что Нина отказалась взять фамилию супруга, поскольку не сразу понятно — мужчина или женщина скрывается под фамилией Гайдай, а для киноактрисы это важно.

Сделав перерыв в три года, режиссёр выпускает подряд три фильма, которые становятся всенародно любимыми, истинными жемчужинами советского кинематографа. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года, также как и следующие два фильма Гайдая - «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 1966 года и «Бриллиантовая рука» 1968 года. Эксцентрическая комедия Леонида Гайдая - «Бриллиантовая рука» в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, победив в опросе телезрителей, за которую он был награжден Призом РТР «Золотой билет» посмертно. Также известен фильм «12 стульев» - экранизация одноимённого романа И. Ильфа и Е. Петрова в двух частях, снятая Гайдаем в 1971 году. В 1970-х годах режиссёр экранизировал классические произведения отечественных авторов: И. Ильф и Е. Петров , М. Булгаков , М. Зощенко , Н. В 1981-1988 годах Гайдай снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль». Тогда же на экраны вышло несколько новых картин Гайдая. Для зрителей они были менее заметны, нежели раннее творчество режиссёра. Согласно опросу журнала «Советский экран» в 1989 году, в категории «Лучший режиссёр-комедиограф» Гайдай получил лишь третье место 120 голосов , его опередили Юрий Мамин 140 голосов и Эльдар Рязанов 570 голосов. Последней работой Леонида Гайдая стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», выпущенный в 1992 году. Скончался 19 ноября 1993 года в Москве в результате тромбоэмболии лёгочной артерии.

В «Операции «Ы» впервые появился незадачливый студент Шурик Александр Демьяненко , который потом успешно перекочует в «Кавказскую пленницу». Ничего подобного в нашем кино тогда не было», — вспоминал позднее Демьяненко. Картину снимали в Москве, Ленинграде, Ялте, Одессе. На роль студентки и комсомолки Нины долгое время не могли найти актрису — после 500 проб выбрали Наталью Варлей. Артистка цирка, она прекрасно справлялась с трюками, а вот игровые сцены актрисе давались не очень легко. Автомобиль, на котором ездила «троица», — немецкий «Adler Trumpf» 30-х годов — был личной машиной Никулина. Съемки проходили по большей части в Крыму — в Алуште и долине Привидений у подножия Демерджи. Отдельные эпизоды снимали в Симферополе, на Ай-Петри и в районе Сочи.

Леонид Гайдай: биография, личная жизнь и творчество великого режиссера

Леонид Гайдай - биография, новости, личная жизнь, фото - Леонид Гайдай срежиссировал 14 мини-комедий.
Леонид Гайдай – биография, фото, личная жизнь, кино, смерть В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, и был тяжело ранен в ногу.

Гайдай неизвестный

Ромма закрыли, и он какое-то время перестал вообще приходить на «Мосфильм». Фильм «Жених с того света» на экраны страны все-таки вышел, однако начальство распорядилось сделать всего 20 копий картины, поэтому видели ее ограниченное число зрителей. Все это не могло не сказаться на здоровье самого режиссера. По словам И.

Фролова: «Я тогда встретил Леню совершенно измотанного и больного. И без того длинный и тощий, он высох еще больше. Одежда болталась как на жерди.

Жаловался на приступы боли в желудке. Открылась язва. Надо было лечиться.

И Гайдай решил поехать на минеральные воды. На прощание заявил: «За комедию больше не возьмусь». И действительно, в 1959 году он поставил фильм «Трижды воскресший», который рассказывал… о судьбе волжского буксира «Орленок».

Фильм с треском провалился, несмотря на то что в главной роли в нем снялась первая красавица экрана тех лет Алла Ларионова. Этот провал удручил Гайдая, но не настолько, чтобы из-за него бросить кинематограф. И тут в его судьбу вновь вмешался И.

В 1960 году он прочитал в «Правде» стихотворный фельетон С. Олейника «Пес Барбос» и тут же предложил Гайдаю снять по нему короткометражный фильм. Клички своим героям Гайдай придумал сам: в фельетоне действовали безликие два Николы и Гаврила.

Вторым стал Георгий Вицин, а третьим был намечен Сергей Филиппов. Однако того тогда в Москве не оказалось, и тогда Вицин заявил: «Я вчера был в цирке и видел клоуна — потрясающий парень, как глиста, изумительно одетый». Этим человеком был Юрий Никулин.

Вот что он вспоминает: «Гайдай не произвел на меня впечатления комедийного режиссера. Мне тогда казалось, что если человек снимает комедию, то должен непременно и сам быть весельчаком… А передо мной стоял совершенно серьезный человек». Фильм «Пес Барбос и необычный кросс» вошел в киносборник «Совершенно серьезно» вместе с короткометражкой Э.

Рязанова «Как создавался Робинзон». Однако, в отличие от рязановского фильма, «Пес Барбос» имел оглушительный успех у зрителей его купили более 100 стран. Стоит отметить, что у актера Е.

Моргунова есть особый взгляд на этот фильм, который я здесь и приведу. Вот его слова: «Это не Леонид Гайдай сделал эту картину. Ее сделал величайший кинорежиссер Иван Александрович Пырьев… Он посмотрел отснятый материал и сказал: «Ленечка, милый мой, хороший, будущий комедийный режиссер!

Для того чтоб снимать комедию, надо иметь чувство меры. У тебя его, к сожалению, нет. Давай весь материал на монтажный стол, я тебе склею из него фильм».

И Пырьев выкинул пять частей в корзину — все наши усилия, все наши страдания, муки, переживания — всю эту беготню. Вот как был создан «Пес Барбос». Между тем на волне успеха от этой картины Гайдай вскоре снял ее продолжение — «Самогонщики».

Идею этого фильма ему подбросил Ю. Никулин, который в цирке играл подобную интермедию вместе с М. И хотя этот фильм в СССР имел меньший успех, чем «Пес Барбос», но его закупили 68 стран, что принесло государству около 70 миллионов рублей.

Правда, режиссер с актерами с этого ничего, кроме популярности, так и не поимели. В 1963 году на экраны страны вышел новый фильм Гайдая «Деловые люди» по рассказам О. Третья новелла фильма «Вождь краснокожих» стала настоящим шедевром советского комедийного кино.

В роли «вождя» снялся начинающий актер Сережа Тихонов, судьба которого, к сожалению, сложилась трагически: в начале 70-х годов он погиб в автокатастрофе. В прокате 1963 года «Деловые люди» посмотрели 23,1 млн. Однако через два года на экранах страны появился очередной фильм Гайдая — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», который мгновенно стал лидером проката — 1-е место, 69,6 млн.

С этого момента и начался отсчет «золотого десятилетия Гайдая», когда каждый его новый фильм занимал первые строчки в списке самых кассовых картин года. В последней новелле «Операции «Ы» вновь появилась знаменитая тройка, однако сам Гайдай после съемок внезапно заявил: «Больше отдельных фильмов с этой тройкой снимать не буду. Тройка себя изживает».

Но это заявление не оправдалось. Через год Гайдай приступил к съемкам «Кавказской пленницы» и вновь задействовал тройку. Хотя, например, Никулин сниматься в этом фильме не хотел и в успех его не верил.

Но фильм получился отменный. Однако именно он поставил крест на судьбе тройки. По словам самого режиссера, виной всему был Моргунов, с которым у него не заладились отношения еще с «Самогонщиков».

Моргунов тогда вообще отказался сниматься, но Пырьев его уговорил вернуться. А на «пленнице» эта неприязнь между режиссером и актером еще более усугубилась. Как-то Моргунов привел с собой на съемочную площадку знакомую девицу, но Гайдай потребовал убрать со съемочной площадки посторонних, в результате чего дело едва не дошло до драки.

После этого Гайдай вычеркнул из сценария все эпизоды с участием Моргунова и тот уехал в Москву. Тройка распалась. А вот что по этому поводу говорит сам Е.

Моргунов: «Я разрушил эту троицу сам, и произошло это случайно. Дело в том, что у нас с Вициным появилось какое-то предвзятое мнение, что Гайдай уделяет очень много времени в кадре Юрию Никулину. И дает ему трюки.

Никулина снимает и Никулина обхаживает. А мы с Вициным находимся в стороне. Я сказал: «Леня, или мы работаем втроем, или я буду считать себя выбывшим».

Он ответил: «Ну коли ты хочешь уйти — «уходи.

Запись чернилами о рождении брата Гайдая осталась в книге регистрации Свободненского метрического отдела 1921 года. В нее же внесли и сестру — Августу.

И ни слова о младшем Леониде. Видимо, лист утрачен. Отец — Иов Гайдай — был до революции сослан на строительство Амурской железной дороги.

В 1923-м семья уехала в Читу, затем в Иркутск. Впрочем, архивисты до сих пор находят нюансы в ее истории. И вдруг, изучая записи о рождении брата и сестры, мы находим — в графе «Постоянное место жительства» родителей указан город Хабаровск.

И это документ — с ним не поспоришь. То есть, возможно, это еще одна страничка из биографии известного нашего, любимого режиссера», — рассказывает главный архивист Государственного архива Амурской области Ирина Попова.

Артистка цирка, она прекрасно справлялась с трюками, а вот игровые сцены актрисе давались не очень легко. Автомобиль, на котором ездила «троица», — немецкий «Adler Trumpf» 30-х годов — был личной машиной Никулина. Съемки проходили по большей части в Крыму — в Алуште и долине Привидений у подножия Демерджи. Отдельные эпизоды снимали в Симферополе, на Ай-Петри и в районе Сочи. Не обошлось в процессе съемок и без цензуры. Так, например, фраза Труса «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире! А заставка, где Бывалый пишет на заборе «Х», Балбес приписывает «У», а после появления милиционера Трус дописывает «дожественный фильм», и вовсе была вырезана.

Госкино отказывалось выпускать картину, но, к счастью, фильм одобрил Брежнев, и 3 апреля 1967 года лента вышла на экраны одновременно в 53 столичных кинотеатрах.

Рано понял, что его призвание — киноискусство. Окончание средней школы совпало с началом Великой Отечественной войны. Леонид тут же направился в военкомат, требуя направить его на фронт добровольцем. Предложили подождать.

На некоторое время юноша стал рабочим сцены в драмтеатре Иркутска. А там давал спектакли эвакуированный в Сибирь столичный Театр сатиры. Молодой человек по возможности не пропускал спектакли, общался с актерами, еще больше укрепился в своем решении. Леонид Гайдай в молодости Через несколько месяцев Леонид был призван на военную службу. Сначала в Монголии ухаживал за лошадьми, объезжал их, готовил для работы в армии.

Затем был переведен на Калининский фронт под Москву. Был пехотинцем, разведчиком. В 1942 году награжден медалью «За боевые заслуги». Через год, выполняя очередное разведзадание, подорвался на противопехотной мине. Рана оказалась тяжёлой, в госпитале боец провел несколько месяцев.

Врачи настаивали на ампутации поврежденной ноги, но юноша отказался: это могло помешать ему стать актером. После нескольких операций был признан негодным к дальнейшей службе, демобилизован. Последствия ранения сказывались всю жизнь. Но Гайдай не жаловался и не рассказывал о своих проблемах. Вернувшись в Иркутск, окончил театральную студию, немного поработал актером.

Но приняли его во ВГИК. Он учился там в 1949-1955 годах. Ещё студентом участвовал в съёмках фильма как режиссёр-практикант. По мнению цензоров, картина оказалась провальной, и Гайдаю «перекрыли кислород», не предлагая работы. Помог руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев, по рекомендации которого молодому коллеге дали второй шанс.

Гайдай снял один историко-революционный фильм «Трижды воскресший», после чего сосредоточился на комедиях, объясняя свой выбор тем, что при тяжелой жизни людей надо дать им возможность хотя бы посмеяться.

Необычное отчество Леонида Гайдая

Он шагнул следом за актрисой и якобы пытался закрыть за собой дверь, однако Наталья попросила его не делать этого. Я от смущения не нашла ничего умнее, чем заявить: «Мы говорим о работе! Нина Павловна молча вышла. Хлопнула дверь соседнего номера. Леонид Иович поднялся с кресла и пошел к выходу, я двинулась, чтобы закрыть за ним дверь. Но Гайдай неожиданно сам закрыл ее изнутри, повернулся и попытался меня поцеловать», — напишет Наталья Варлей в своей книге. Наталья Варлей выпустила автобиографическую книгу «Канатоходка» Источник: Кадр из кинофильма «Кавказская пленница» Вдова Леонида Гайдая Нина Гребешкова ответила на слова Варлей о приставаниях со стороны ее мужа достаточно лаконично.

Она предположила, что причинами таких воспоминаний могут оказаться гормональные перемены в организме актрисы: «Это, наверное, климакс. Ну что вы во всяком говне копаетесь? Ну, написал человек, я не читала, что она там написала. У меня нет ее книги. К Гайдаю обращайтесь, но он уже помер двадцать пять лет тому назад. Мне это неинтересно».

Персонажи его картин немедленно становились героями анекдотов, а сами фильмы расходились на цитаты. Удивительно, но сам режиссер, по воспоминаниям тех, кто с ним часто общался, слыл человеком неулыбчивым и даже, порой, хмурым. Невозможно было представить, что он автор таких смешных фильмов. В своих картинах он играл в небольших эпизодах. В «Операции «Ы» Гайдай появляется в начальных кадрах, в «Иване Васильевиче» играет прохожего, а в «Бриллиантовой руке» он занят в массовом эпизоде, когда берут интервью у Семен Семеновича Горбункова.

Ручки были металлические, пачкались, и у Гайдая ладони потом были черные. Потом, по словам Инина, он страшно переживал, что на экране рядом с апельсинчиком у него выпал огурчик, а не клубничка.

По счастью, проигрывал он совсем небольшие деньги. Последнее интервью Леонида Гайдая 1992 год Ну, а когда он попал в роскошное американское казино «Тадж-Махал», где стояли сотни куда более совершенных «бандитов», от счастья не мог найти себе места. И чуть ли не единственный раз в жизни перестал следить за съемочным процессом: кричал «Мотор! Фото: globallookpress Вот несколько фильмов, которые Леонид Гайдай мог снять — и не снял: «Бег». Экранизация пьесы Михаила Булгакова, к работе над которой Гайдай намеревался приступить сразу после «Кавказской пленницы». Говорят, кинематографическое начальство ему категорически запретило об этом даже думать. Но вскоре вышел фильм Александра Алова и Владимира Наумова по этой пьесе Наумов вспоминал, что сценарий им пришлось пробивать с невероятным упорством, около трех лет.

Возможно, Гайдай к такой битве был не готов, чувствуя, что это не вполне его материал. Кстати, еще одной его мечтой была экранизация «Мастера и Маргариты». Эльдар Рязанов очень всерьез предлагал Гайдаю поставить эту картину, к которой написал сценарий. Но, несмотря на перспективу долгой командировки в Италию, Леонид Иович отказался. Насчет возможных причин — см. Только тогда Рязанов решил снимать трюковую комедию сам — и потом говорил, что «влез в департамент Гайдая». Еще в 50-е году Иван Пырьев подумывал снять Гайдая в роли князя Мышкина в своей экранизации романа Достоевского.

Помешало то, что он носил очки, а без них видел плохо, щурился. Мышкин очков, конечно, не носил. А в начале 90-х Гайдаем овладела идея самому поставить «Идиота»; он даже как-то впроброс спросил Дмитрия Харатьяна : «Сыграешь, Дима, князя Мышкина?..

Две последние комедии, а также «Бриллиантовая рука» 1968 являются самыми кассовыми фильмами режиссера, за время проката их посмотрели практически все жители СССР. Гайдай признан классиком комедийного жанра. Верной музой и помощницей режиссера была его жена - Нина Гребешкова.

В годы перестройки Гайдай снял фильмы «Опасно для жизни!

Его фильмы «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и «12 стульев» останутся с российскими зрителями навсегда. В 1941 году, когда Леонид Гайдай окончил школу, началась война, и он вместе с одноклассниками пошел записываться добровольцем в армию. В военкомате ему отказали. Гайдай устроился рабочим сцены в Иркутский театр, где в это время гастролировал московский театр Сатиры. Одновременно занимался в театральной студии при Доме культуры железнодорожников и играл там в нескольких спектаклях. В 1942 году Леонида Гайдая призвали в армию.

Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Вскоре молодого человека направили в действующую армию. Некоторое время он служил во взводе пешей разведки, но 20 марта 1943 года был тяжело ранен, лечился в госпиталях. В январе 1944 года его признали инвалидом второй группы. Гайдай вернулся в Иркутск и поступил в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре ныне — академический драматический театр им. Окончив студию в 1947 году, два года играл в спектаклях местного драмтеатра. Фильмы В кино Леонид Гайдай дебютировал в 1955 году, причем как актер.

Обвинения в домогательствах и азартные игры: 10 фактов о Леониде Гайдае

Леонид Гайдай всю жизнь был в контрах с Эльдаром Рязановым. Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии. Окончив театральную студию при Иркутском областном театре, Леонид Гайдай не стал поступать на актерский, а решил штурмовать ВГИК, чтобы стать кинорежиссером. Собрали список лучших фильмов, которые снял Леонид Гайдай — любимый советский и российский режиссер.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий