Новости форма правления молдавия

Однако решения проблемы пока нет — самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика не соглашается входить в состав Молдавии, а ни одно государство в мире не готово признать ПМР.

Политолог Соин оценил вероятность выхода Гагаузии из состава Молдавии

Власти Молдавии ради вступления страны в Евросоюз готовы даже пойти на отказ от государственности, заявил премьер-министр страны Дорин Речан, которого цитирует Sputnik. Молда́вия или Молдо́ва (рум. Moldova [molˈdova]), официально — Республика Молдо́ва (рум. Republica Moldova) — государство в Юго-Восточной Европе. Граничит с Украиной и Румынией. Москва всегда заявляет, что не вмешивается в дела других государств, хотя рычагов для воздействия на Молдову у нее немало.

Общие сведения

ЕП: отказ Кишинева от молдавского языка усложнит процесс вступления Украины в ЕС Президент Молдавии Майя Санду заявила, что Россия пыталась свергнуть проевропейское правительство в Кишиневе и привести к власти пророссийские силы.
Республика Молдавия В Молдавии у оппозиции должна быть общая стратегия на президентских, и на парламентских выборах.
Республика Молдова: преимущества паспорта Форма правления там – парламентская республика, поэтому от выборов буквально зависит, кто будет руководить государством.
Молдавия как государство скоро исчезнет | 17.04.2023 | В Татарстане Власти Молдавии в 2023 году денонсировали 29 соглашений с Содружеством независимых государств (СНГ), сообщает Sputnik Молдова со ссылкой на пресс-секретаря кабинета министров республики Даниэла Водэ.

'+obj.error+'

В 1994 году принята Конституция , действующая до сих пор. В апреле 2009, после выборов в Парламент, в столице Молдавии вспыхнули массовые беспорядки ; итогом стало назначение новых выборов, в результате которых компартия потеряла большинство в парламенте и перешла в оппозицию, было сформировано новое правительство. С 2016 года в Молдове выборы президента проходят всеобщим голосованием, а не избранием на заседании парламента. В 2019 году его партия победила на парламентских выборах. В ноябре 2020 года состоялись вторые президентские выборы на которых победила кандидат от ПДС — Майя Санду. После президентских выборов в отставку подал премьер министр — Ион Кику что привело к выборам нового премьер министра. Санду выдвигала кандидата из партии ПДС а парламентское большинство в лице ПСРМ отклоняло, Санду распустила парламент и начались внеочередные парламентские выборы которые прошли в июле. На них из 100 депутатов 63 получила ПДС.

Председателем парламента стал Игорь Гросу, а премьер министром Наталья Гаврилица. Население Возрастно-половая пирамида населения Молдовы на 2020 год На момент провозглашения независимости Молдавии в 1991 году, её население составляло свыше 4,3 млн человек [54]. По данным текущей оценки статистики, на 1 января 2017 года численность постоянного населения Молдавии составила 3 550 900 чел. Численность населения, учтённая по итогам переписи 2014 года, составила 2 913 281 человек, в том числе 329 108 человек, пребывавших на момент переписи за границей, но учтённых членами их семей [19] [28] [d]. Население республики, по данным переписи 2004 года , составило 3 383 332 человека без учёта Приднестровской Молдавской Республики [55]. Плотность населения составляет 111,4 чел. Несмотря на то, что большинство украинцев, гагаузов и болгар родным языком указали язык своей национальности, каждый второй украинец, каждый третий болгарин и каждый четвёртый гагауз обычно разговаривает на русском языке.

Среди граждан Молдавии 12 705 человек указали двойное гражданство. Не указали гражданство 390 человек [57].

Государственное устройство. Молдавия — парламентская республика, Конституция которой основана на принципе разделения властей. Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом, состоящим из 101 депутата, избираемых свободным и тайным голосованием на основе пропорционального представительства по общенациональному избирательному округу. Срок полномочий парламента — 4 года. Парламент принимает законы и дает их толкование, назначает референдумы, утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью, утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением, ратифицирует международные договоры. Сессии парламента созываются два раза в год. Парламент принимает конституционные то есть — по пересмотру конституции , органические и ординарные законы. Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов.

Ими регламентируется, в частности, избирательная система, организация и деятельность парламента и правительства, судебных инстанций, организация местного управления, режим местной автономии, организация и деятельность политических партий, общий режим трудовых отношений, профессиональные союзы и социальная защита, режим чрезвычайного и военного положения и некоторые другие области. Ординарные законы принимаются большинством голосов присутствующих депутатов. Важнейшие вопросы жизни общества и государства выносятся на референдум. Законодательная инициатива принадлежит депутатам парламента, президенту и правительству. Глава государства — президент, избирается парламентом тайным голосованием; избранным считается кандидат, набравший три пятых голосов депутатов. Президентом может быть гражданин, имеющий право избирать, достигший 40-летнего возраста, проживающий на территории республики не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Срок полномочий президента — 4 года, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. В случае совершения деяний, которые нарушают положения конституции, президент может быть отстранен от должности парламентом двумя третями голосов избранных депутатов. Президент участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени республики, по предложению правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет промульгацию законов. К числу других полномочий президента относятся: награждение государственными наградами, присвоение воинских званий, решение вопросов гражданства, назначение на государственные должности, осуществление помилования.

При осуществлении своих полномочий президент издает указы, обязательные для исполнения на всей территории государства. Проведение внутренней и внешней политики государства обеспечивается правительством, которое состоит из премьер-министра, первого заместителя и заместителей, министров и других членов. Программа деятельности и состав правительства обсуждаются на заседании парламента. Парламент выражает вотум доверия правительству большинством голосов избранных депутатов. На основании вотума доверия президент назначает правительство. В случае невозможности формирования правительства президент после консультации с парламентскими фракциями вправе распустить парламент. Правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами. Судьи назначаются президентом по представлению Высшего совета магистратуры. Должность судьи несовместима с какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской и научной деятельности. Председатель, заместители председателя и судьи Высшей судебной палаты назначаются парламентом по представлению Высшего совета магистратуры.

Они должны иметь стаж работы в должности судьи не менее 10 лет. В компетенцию Высшей судебной палаты, в числе прочих, входит судебное разбирательство в случае возбуждения парламентом обвинения против президента. Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов, срок полномочий которых — 5 лет. В него входят по праву министр юстиции, председатель Высшей судебной палаты, председатель Апелляционной палаты, председатель Экономического суда, Генеральный прокурор, а также — 6 выборных членов. Высший совет магистратуры призван обеспечивать назначение, перемещение, повышение судей и применение к ним дисциплинарных мер. В конституции закреплены и основные требования к судопроизводству. Во всех судах судебные заседания проводятся открыто. Судебное разбирательство в закрытом заседании допускается только в случаях, установленных законом, с соблюдением всех правил судебной процедуры. Судопроизводство ведется на молдавском языке, но лица, не владеющие молдавским языком или не говорящие на нем, имеют право ознакомиться со всеми документами и материалами дела, изъясняться в суде через переводчика. В соответствии с законом судопроизводство может вестись и на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в судебном процессе.

Решения суда могут быть обжалованы заинтересованными сторонами и компетентными государственными органами в соответствии с законом. Система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями, защищают законность, права и свободы граждан, содействуют осуществлению правосудия. Генеральный прокурор назначается парламентом, нижестоящие — генеральным прокурором и подчиняются ему. Срок полномочий прокуроров — 5 лет. Единственным органом конституционной юстиции в республике является Конституционный суд, который независим от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции. Конституционный суд: — осуществляет по запросу контроль конституционности законов, регламентов и постановлений парламента, указов президента, постановлений и распоряжений правительства, — дает толкование Конституции, — высказывается по предложениям о пересмотре Конституции, — подтверждает результаты республиканских референдумов, — подтверждает результаты выборов парламента и президента, — констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента, — разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой, — принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партии. Законы и другие нормативные акты либо их части утрачивают силу с момента принятия Конституционным судом соответствующего решения, а сами решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат. Конституционный суд состоит из шести судей, назначаемых на шестилетний срок, при этом двое судей назначаются парламентом, двое — президентом и двое — Высшим советом магистратуры. Судьи Конституционного суда несменяемы в течение срока полномочий.

Административно-территориальное устройство. Новый закон об административно-территориальном устройстве был принят 27 декабря 2001. В соответствии с ним страна делится на 32 района, 5 муниципалитетов Кишинев, Бельцы, Тирасполь, Бендеры, Комрат , автономное территориальное образование Гагаузия и административно-территориальные единицы Левобережья Днестра, которым могут быть предоставлены особые формы и условия автономии и на которых в настоящее время существует непризнанная Приднестровская Молдавская Республика ПМР. Гагаузия — это автономно-территориальное образование с особым статусом как форма самоопределения гагаузов, которое самостоятельно, в пределах своей компетенции, решает вопросы политического, экономического и культурного характера. Закон об особом правовом статусе Гагаузии был принят парламентом Молдовы 23 декабря 1994. На начало 2002 в Молдавии насчитывалось 1678 населенных пунктов, из них городских поселений — 66. Неопределенная ситуация сложилась с муниципалитетом Бендеры, который, за исключением пригородного поселка Варница, признает юрисдикцию ПМР, но при этом новый закон не включил город в состав территорий, где может быть создана приднестровская автономия. Существуют и другие территории спорной юрисдикции. Политические партии. Ведущей политической партией Молдавии после выборов 2001 стала Партия коммунистов Республики Молдова.

Запрещенная в 1991 компартия в апреле 1994 зарегистрировалась под новым названием, а в декабре 1994 состоялся ее I съезд, принявший программу партии. Первым секретарем ЦК на организационном пленуме, состоявшимся после съезда, был избран Владимир Николаевич Воронин. В 1998 партия впервые после запрета в 1991 приняла участие в парламентских выборах, завоевав 40 депутатских мандатов из 101. Через год коммунисты получили свыше 2000 мандатов в местных органах власти. По инициативе ПКРМ летом 2000 парламент внес изменения в Конституцию страны, позволившие перейти к парламентской форме правления. На досрочных парламентских выборах партия завоевала 71 мандат, получив таким образом квалифицированное большинство, дающее право при необходимости вносить изменения в Конституцию. Воронин был избран президентом Республики Молдова. Христианско-демократическая народная партия была создана 20 мая 1989, является идейной преемницей Народного Фронта Молдовы 1989—1992 и Христианско-Демократического Фронта Молдовы 1992—1998. Входит в Христианско-Демократический Интернационал. Является главным оппонентом компартии.

Другими крупными партиями являются Аграрно-Демократическая партия Молдовы создана в 1991 , Социалистическая партия, Демократическая партия, Социально-политическое движение «Forta Noua», Социал-либеральная партия, Социально-политическое движение «Равноправие», Центристский союз Молдовы и некоторые другие. Социал-либеральная партия — правоцентристская политическая партия, основанная на доктрине социального либерализма. Выступает за строительство демократического государства с конкурентоспособной рыночной экономикой, за интеграцию в Европейский союз. Партия была создана 9 мая 2001 День Европы , ее первым президентом был избран доктор Олег Серебрян, проректор Независимого Университета Молдовы. Объединяющей доктриной организации стал социальный либерализм. Динамика политической жизни. С 1990 Молдавия сталкивалась с острыми социальными и политическими проблемами. Пестрый этнический состав страны и политический кризис конца советского периода создали крайне тяжелую ситуацию. Со стороны радикальных партий появились требования объединения страны с Румынией, что, однако, не встретило поддержки большинства населения. В 1991 вспыхнули широкомасштабные боевые действия между правительственными войсками и силами, выступающими за автономию Приднестровья.

Эта непризнанная Кишиневом республика была образована в сентябре 1990, еще во время существования СССР, ее жители выступили против выхода из состава Советского Союза вместе с Молдавией. Власти Молдовы пытались вооруженным путем занять территорию мятежной республики с конца 1991 до середины 1992, однако эта попытка не удалась, автономия устояла. В конце 1992 — начале 1993 произошла перегруппировка политических организаций, что сопровождалось снижением влияния националистов Народного фронта, а коалиция из депутатов-аграриев и бывших коммунистов членов фракции независимых депутатов заняла доминирующую позицию в парламенте. В феврале 1994 состоялись парламентские выборы. Молдавские национальные прорумынские партии потерпели серьезное поражение. Более умеренные сторонники этих партий оказались в лучшем положении. В начале 1994 парламент принял новую конституцию, которая вступила в действие 29 июля 1994. Придя к власти, аграрии предприняли шаги к разрешению межэтнических конфликтов. Стремление к автономии со стороны гагаузов в середине 1994 было удовлетворено. Существенный прогресс был также достигнут в отношениях со сторонниками автономии Приднестровья.

В 1998 на парламентских выборах ПКМ добилась больших успехов, используя растущее недовольство ходом экономических реформ, проводимых правительством АДП. Остальные партии и избирательные блоки не преодолели необходимого избирательного барьера. Полиция и вооруженные силы. Полиция подчиняется министерству внутренних дел, вооруженные силы — министерству обороны. Существует вооруженный полицейский корпус, состоящий примерно из 4 тыс. Первоначально в течение непродолжительного времени был введен в действие проект двухлетней военной службы для мужчин, достигших 18 лет, а в дальнейшем предусматривался переход к небольшой армии на контрактной основе. Однако, когда в начале 1991 вспыхнули боевые действия между сторонниками национальной независимости и Приднестровьем, в Молдове была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. В 1998 срок прохождения обязательной военной службы был сокращен до 18 месяцев. Боеспособные вооруженные силы насчитывали, по оценкам 1997, более 11 тыс. Число резервистов, которые могут быть призваны в ряды вооруженных сил, составляет ок.

В 1998 пригодными к военной службе считались более 1145 тыс. После визита в январе 1999 в Кишинев генерального секретаря НАТО было принято решение о сокращении численности армии с 10 тыс. Внешняя политика. Конституция 1994 подтвердила статус Молдавии как нейтральной страны. Внешнеполитическая деятельность Молдавии осложнялась из-за ее географического положения, особенностей исторического развития и непрекращавшихся внутренних межэтнических конфликтов. Главные дипломатические усилия направлялись на разрешение конфликта в Приднестровье и на стабилизацию отношений с региональными органами власти. Соглашение о прекращении огня, достигнутое в июле 1992, положило конец войне, но не привело к окончательному разрешению конфликта. В августе 1994 правительства России и Молдавии подписали соглашение о постепенном выводе с молдавской территории складов 14-й армии. Молдавия обязалась найти политическое решение конфликта с Приднестровьем. Это решение впоследствии было подтверждено меморандумом от 8 мая 1997.

В апреле 1999 были установлены сроки вывода войск. Румыния была первым государством, признавшим Республику Молдова. Тесное сотрудничество с Румынией поощрялось лидерами Народного фронта. Однако спустя некоторое время, особенно после выборов 1994, отношения между странами ухудшились. Перспектива объединения, неприемлемая для русского и гагаузского меньшинств, послужила основной причиной для обострения межэтнического конфликта. Националистические элементы в Румынии расценили уступки сторонникам автономии как свидетельство пророссийской ориентации. Соответственно оппозиция румынскому вмешательству в дела Молдавии возросла, а недовольство румынских националистов в связи с отказом от объединения и стремлением Молдавии развивать отношения с Россией привели к волне враждебной риторики в парламенте Румынии. ЭКОНОМИКА В досоветский период Молдавия была сугубо аграрной страной, в 1940-х ее экономика базировалась главным образом на сельском хозяйстве и производстве товаров народного потребления. В советский период началась индустриализация, в первую очередь в Кишиневе и Приднестровье. Наряду с пищевой появились текстильная промышленность, машиностроение и электроника.

Экономика Молдавии, не имевшей практически никаких минеральных ресурсов, в значительной степени зависела от импорта. Например, электростанции работали исключительно на привозных энергоносителях нефти, нефтепродуктах и угле. После выхода страны из состава СССР и несмотря на проведение рыночных реформ, экономическое развитие Молдавии сдерживалось из-за непрекращавшейся нестабильности как внутри страны, так и за ее пределами. Региональные конфликты препятствовали установлению надежных торговых связей Молдавии с другими бывшими советскими республиками. По данным Всемирного банка, в 1995 валовый национальный продукт ВНП составлял примерно 3,9 млрд. В первой половине 1990-х ВВП страны ежегодно сокращался и в 2002 оценивался в 11,51 млрд. В 1996 правительство выступило инициатором введения трехлетней программы, ориентированной на ускорение перехода к рыночной экономике. Молдавии удалось получить кредиты от МВФ, которые обеспечивали возможность осуществления этой программы. Сельское хозяйство остается наиболее значимой сферой экономической деятельности. Частная собственность на землю была легализована лишь в 1991, однако продажа сельскохозяйственных земель началась только после 2001.

Мягкий климат и плодородные почвы позволяют выращивать большое число культур. Молдавия — крупный производитель винограда и продуктов виноделия. Ее фруктовые сады приносят большие урожаи слив, абрикосов, вишни и персиков. Выращивание фруктов сконцентрировано на севере, в центральных районах и в долине Днестра. Важной коммерческой культурой является табак. В стране повсеместно выращивается сахарная свекла, которая дает сырье для многочисленных сахарных заводов. Подсолнечник выращивается для получения растительного масла.

Я неоднократно предупреждал: на европейском пути нельзя зависеть от каких-либо других стран, особенно страны в состоянии конфликта». Между тем политический аналитик Корнелиу Чуря считает, что «если ЕС откажется начать переговоры о вступлении, то не полностью, а предоставив какой-то запасной аэродром». А если этого не будет, она скажет, что мы получили статус кандидата и нам предоставили этот запасной аэродром, о котором мы сейчас еще не знаем и с которого мы якобы очень легко перешагнем на переговорную площадку.

В любом случае европейцы, даже если и будут отказывать нам, то в таком виде, чтобы дать Санду возможность показать определенный козырь», — сделал вывод эксперт. В то же время исполнительный директор Института европейской политики и реформ Юлиан Гроза также допустил, что решение о начале переговоров о вступлении Молдовы и Украины в Евросоюз может быть отложено. По мнению евродепутата Евгения Томака, «Европейский союз не может ничего гарантировать, когда мы обсуждаем расширение или меры, которые обязывают все государства голосовать, тем более в отношении расширения, в таком деликатном контексте, с множественными контекстными интересами со стороны некоторых государств». Украинский политтехнолог Владимир Фесенко по этому поводу заметил: «Правительство Виктора Орбана ведет торг с Брюсселем. Цель Венгрии не в том, чтобы заблокировать, а в том, чтобы выбить больше уступок — и от Украины, и от ЕС. С Украиной Орбан ведет торг относительно прав венгерского меньшинства, а с ЕС — о получении финансирования, которое было заблокировано. Виктор Орбан может заблокировать начало переговоров с Украиной, но не совсем, а до весны. Если он заблокирует жестко, то он не добьется никаких уступок ни от ЕС, ни от Украины. Я думаю, что если не сейчас, то через какое-то время Венгрия даст согласие на начало переговоров». Напомним, 8 ноября с.

Высший орган законодательной власти — парламент , который состоит из 101 депутата. Депутаты парламента избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании. Срок полномочий парламента — 4 года может быть продлён в случае войны или катастрофы. Парламент утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства ; принимает законы , постановления и резолюции; назначает референдумы ; ратифицирует , денонсирует, приостанавливает действие и аннулирует международные договоры, заключённые Республикой Молдова; объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами. Парламентские фракции имеют право вносить предложения по повестке дня заседаний парламента и Постоянного бюро; по образованию специальных, следственных и иных комиссий парламента; инициировать парламентские слушания и т. Постоянное бюро — рабочий орган парламента, который формируется с учётом пропорционального представительства фракций в парламенте. В его состав входят по должности председатель парламента и его заместители. Численный и персональный состав Постоянного бюро определяется постановлением парламента по предложению парламентских фракций.

В состав парламента также входят постоянные комиссии, создаваемые на весь срок созыва парламента для осуществления им своих функций. Количество комиссий, их наименование, численный и номинальный состав определяются парламентом по предложению Постоянного бюро. Высший орган исполнительной власти — правительство Республики Молдова, которое состоит из премьер-министра осуществляет руководство деятельностью правительства , первого заместителя и заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, определяемых законом. Кандидатуру на должность премьер-министра выдвигает президент после консультаций с парламентскими фракциями. На основании вотума доверия программе деятельности и всему составу правительства, выраженного парламентом, президент формирует правительство, которое осуществляет свои полномочия до признания действительными выборов нового парламента. В соответствии с программой деятельности, одобренной парламентом, правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики республики, осуществляет общее руководство органами публичной власти. Центральными отраслевыми органами исполнительной власти являются министерства, которые проводят в жизнь политику правительства, его постановления и распоряжения, осуществляют руководство вверенными им областями и несут ответственность за свою деятельность. Также в целях осуществления руководства, координации и контроля в области организации экономики и других областях, не находящихся непосредственно в ведении министерств, могут создаваться и другие органы власти.

Судебная система состоит из Высшей судебной палаты, апелляционных палат и судов. Для отдельных категорий дел могут создаваться специализированные суды.

«Режим Санду»: Захарова отреагировала на задержание молдавских оппозиционеров в Кишиневе

Однако решения проблемы пока нет — самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика не соглашается входить в состав Молдавии, а ни одно государство в мире не готово признать ПМР. Он напомнил, что "даже в России не сразу удалось победить олигархов": "В России, где действует президентская форма правления, Владимиру Путину это тоже удалось не сразу. Молдавия с обретения независимости имела характеристики расколотого, несостоявшегося государства, практически отказавшегося от своего суверенитета. в материале ФедералПресс. Молдавия с обретения независимости имела характеристики расколотого, несостоявшегося государства, практически отказавшегося от своего суверенитета.

Молдавия не планирует выходить из СНГ

Кандидатуру на должность премьер-министра выдвигает президент после консультаций с парламентскими фракциями. На основании вотума доверия программе деятельности и всему составу правительства, выраженного парламентом, президент формирует правительство, которое осуществляет свои полномочия до признания действительными выборов нового парламента. В соответствии с программой деятельности, одобренной парламентом, правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики республики, осуществляет общее руководство органами публичной власти. Центральными отраслевыми органами исполнительной власти являются министерства, которые проводят в жизнь политику правительства, его постановления и распоряжения, осуществляют руководство вверенными им областями и несут ответственность за свою деятельность. Также в целях осуществления руководства, координации и контроля в области организации экономики и других областях, не находящихся непосредственно в ведении министерств, могут создаваться и другие органы власти. Судебная система состоит из Высшей судебной палаты, апелляционных палат и судов. Для отдельных категорий дел могут создаваться специализированные суды. Создание чрезвычайных судов запрещено. Коврижкина Мария Сергеевна Политические партии Молдавия является республикой с многопартийной системой и пропорциональной в 2017—2019 смешанной избирательной системой. На ноябрь 2023 г. После выборов 2019 г.

В выборах участвовали 22 партии и один независимый кандидат. В состав парламента вошли три партии: либеральная проевропейская партия «Действие и солидарность» рум. Конституционный суд Республики Молдова признал ППШ неконституционной и постановил, что партия «Шор» должна считаться распущенной, депутаты от «Шор» сохраняют свои мандаты, но становятся независимыми депутатами, не имея права вступать в другие партии. В июле парламент Молдовы утвердил для членов партии запрет на участие в выборах, однако в октябре запрет был отменён Конституционным судом. Радиовещание с 1928 г. Крупнейшая общенациональная радиостанция — Radio Moldova вещание с 1939. Первым общенациональным молдавским каналом является общественный канал Moldova 1.

В 1998 на парламентских выборах ПКМ добилась больших успехов, используя растущее недовольство ходом экономических реформ, проводимых правительством АДП. Остальные партии и избирательные блоки не преодолели необходимого избирательного барьера. Полиция и вооруженные силы. Полиция подчиняется министерству внутренних дел, вооруженные силы — министерству обороны. Существует вооруженный полицейский корпус, состоящий примерно из 4 тыс. Первоначально в течение непродолжительного времени был введен в действие проект двухлетней военной службы для мужчин, достигших 18 лет, а в дальнейшем предусматривался переход к небольшой армии на контрактной основе. Однако, когда в начале 1991 вспыхнули боевые действия между сторонниками национальной независимости и Приднестровьем, в Молдове была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. В 1998 срок прохождения обязательной военной службы был сокращен до 18 месяцев. Боеспособные вооруженные силы насчитывали, по оценкам 1997, более 11 тыс. Число резервистов, которые могут быть призваны в ряды вооруженных сил, составляет ок. В 1998 пригодными к военной службе считались более 1145 тыс. После визита в январе 1999 в Кишинев генерального секретаря НАТО было принято решение о сокращении численности армии с 10 тыс. Внешняя политика. Конституция 1994 подтвердила статус Молдавии как нейтральной страны. Внешнеполитическая деятельность Молдавии осложнялась из-за ее географического положения, особенностей исторического развития и непрекращавшихся внутренних межэтнических конфликтов. Главные дипломатические усилия направлялись на разрешение конфликта в Приднестровье и на стабилизацию отношений с региональными органами власти. Соглашение о прекращении огня, достигнутое в июле 1992, положило конец войне, но не привело к окончательному разрешению конфликта. В августе 1994 правительства России и Молдавии подписали соглашение о постепенном выводе с молдавской территории складов 14-й армии. Молдавия обязалась найти политическое решение конфликта с Приднестровьем. Это решение впоследствии было подтверждено меморандумом от 8 мая 1997. В апреле 1999 были установлены сроки вывода войск. Румыния была первым государством, признавшим Республику Молдова. Тесное сотрудничество с Румынией поощрялось лидерами Народного фронта. Однако спустя некоторое время, особенно после выборов 1994, отношения между странами ухудшились. Перспектива объединения, неприемлемая для русского и гагаузского меньшинств, послужила основной причиной для обострения межэтнического конфликта. Националистические элементы в Румынии расценили уступки сторонникам автономии как свидетельство пророссийской ориентации. Соответственно оппозиция румынскому вмешательству в дела Молдавии возросла, а недовольство румынских националистов в связи с отказом от объединения и стремлением Молдавии развивать отношения с Россией привели к волне враждебной риторики в парламенте Румынии. ЭКОНОМИКА В досоветский период Молдавия была сугубо аграрной страной, в 1940-х ее экономика базировалась главным образом на сельском хозяйстве и производстве товаров народного потребления. В советский период началась индустриализация, в первую очередь в Кишиневе и Приднестровье. Наряду с пищевой появились текстильная промышленность, машиностроение и электроника. Экономика Молдавии, не имевшей практически никаких минеральных ресурсов, в значительной степени зависела от импорта. Например, электростанции работали исключительно на привозных энергоносителях нефти, нефтепродуктах и угле. После выхода страны из состава СССР и несмотря на проведение рыночных реформ, экономическое развитие Молдавии сдерживалось из-за непрекращавшейся нестабильности как внутри страны, так и за ее пределами. Региональные конфликты препятствовали установлению надежных торговых связей Молдавии с другими бывшими советскими республиками. По данным Всемирного банка, в 1995 валовый национальный продукт ВНП составлял примерно 3,9 млрд. В первой половине 1990-х ВВП страны ежегодно сокращался и в 2002 оценивался в 11,51 млрд. В 1996 правительство выступило инициатором введения трехлетней программы, ориентированной на ускорение перехода к рыночной экономике. Молдавии удалось получить кредиты от МВФ, которые обеспечивали возможность осуществления этой программы. Сельское хозяйство остается наиболее значимой сферой экономической деятельности. Частная собственность на землю была легализована лишь в 1991, однако продажа сельскохозяйственных земель началась только после 2001. Мягкий климат и плодородные почвы позволяют выращивать большое число культур. Молдавия — крупный производитель винограда и продуктов виноделия. Ее фруктовые сады приносят большие урожаи слив, абрикосов, вишни и персиков. Выращивание фруктов сконцентрировано на севере, в центральных районах и в долине Днестра. Важной коммерческой культурой является табак. В стране повсеместно выращивается сахарная свекла, которая дает сырье для многочисленных сахарных заводов. Подсолнечник выращивается для получения растительного масла. Повсеместно высеваются кукуруза и пшеница; они потребляются на внутреннем рынке, идут на фураж и экспортируются. Производство мяса составляет менее половины общего объема сельскохозяйственного производства. Около половины мясопродуктов приходится на долю свинины, далее следуют говядина, мясо птицы, баранина. В Молдавии развиты некоторые отрасли тяжелой промышленности, возникшие в советский период, а также легкая и пищевая промышленность. Ведущая отрасль тяжелой промышленности — машиностроение, основной продукцией которого являются электромоторы, электро- и сельскохозяйственное оборудование. Имеется химическая промышленность производство пластмасс, синтетических волокон, красок и лаков , а также строительных материалов и цементная. Среди товаров народного потребления выделяются ткани, одежда, холодильники, мебель, телевизоры, радиоприемники. Большое значение имеет пищевая промышленность. Пищевая промышленность выпускает большой ассортимент продуктов, включая консервированные овощи и фрукты джемы, желе, фруктовые соки , рафинированный сахар и растительное масло. Молдавия известна своими винами, в том числе игристыми и коньяками. Промышленность, включая добычу полезных ископаемых, строительство и производство энергии, в начале 1990-х составляла постоянно увеличивающуюся значительную долю в экономике Молдавии, несмотря на общее падение производства. Во второй половине 1990-х происходило существенное сокращение промышленного производства. Основные средства сообщения Молдавии — железные и автомобильные дороги. Линии железных дорог соединяют главные экономические центры — Кишинев, Бендеры, Тирасполь и Бельцы. В 1992 общая длина железных дорог Молдавии составляла 1328 км. Низовья рек Прут и Днестр судоходны, но водный транспорт не имеет большого значения. В 1996 протяженность автомобильных дорог Молдавии достигала 12,3 тыс. Асфальтированные дороги соединяют главные города и являются основным средством сообщения внутри страны. Однако большинство дорог находятся в плохом состоянии, а дефицит бензина осложняет работу автомобильного транспорта. Внешняя торговля. В советский период Молдавия являлась импортером промышленного сырья, промышленных товаров и топлива. Основными статьями экспорта были свежие и переработанные сельскохозяйственные продукты. В экспорте преобладают сельскохозяйственные продукты в первую очередь вина и табак , ткани, машины и химическая продукция. Главные статьи импорта — нефть, природный газ, уголь, машины, продовольствие. В 1996 торговый дефицит Молдавии достиг 254,1 млн. Экономические реформы. После обретения независимости Молдавия достигла больших успехов в реформировании плановой экономики. В январе 1992 парламент проголосовал за выход из рублевой зоны с целью установления полного контроля над экономикой. В ноябре 1993 в качестве национальной валюты был введен молдавский лей. Легализовалась частная собственность, появился ряд акционерных обществ и совместных предприятий. В январе 1991 принят закон о приватизации. Приватизация основана главным образом на ваучерной системе: каждому гражданину были выданы ваучеры в соответствии с трудовым стажем, которые могут быть использованы при покупке акций приватизированных предприятий. Предполагалось преобразовать колхозы в акционерные общества. Судьба экономических реформ стала неясной после победы ПКМ на парламентских выборах 1998. Коммунисты, выступающие против рыночных преобразований, получили достаточное число голосов в парламенте, чтобы контролировать те или иные инициативы президента. До войны она была преимущественно аграрной страной, после 1945 начались процессы урбанизации, индустриализации, ликвидации неграмотности. Молдавское общество в этническом отношении разнородно. Существуют значительные различия в условиях жизни основных этнических групп. Хотя молдаване составляют значительную долю городского населения, подавляющее большинство они образуют только в сельской местности. В 10 крупнейших городах живет не более четверти молдаван. Гагаузы и болгары сосредоточены на юге, в основном в сельской местности, где они изначально поселились в 19 в. Многие гагаузы проживают в южных городах Комрат и Чадыр-Лунга. В письменном языке молдаван с 14 в. В советский период была вновь введена кириллица, но после выхода страны из СССР была проведена полная латинизация. Народное образование. По сравнению с началом 20 в. Неграмотность была полностью ликвидирована. Система образования базировалась на 10-летнем обязательном обучении, с его продолжением в профессиональных училищах, техникумах или высших учебных заведениях. В 1991 в Молдавии насчитывались 13 высших учебных заведений с числом студентов более 53 тыс. В Кишиневе находятся молдавский государственный университет, независимый свободный университет, сельскохозяйственный, политехнический, педагогический и медицинский университеты, международный экономический университет и академия экономических знаний. Университеты работают также в Тирасполе, Кагуле и Бельцах. Вплоть до 1990 в средних школах существовало параллельное обучение на молдавском и русском языках. В высших учебных заведениях преподавание велось в основном на русском языке. В настоящее время правительство Молдавии ставит задачу преимущественного перевода преподавания на румынский язык на всех уровнях образования, что требует подготовки соответствующих педагогических кадров. Корни молдавской литературы — в молдавском фольклоре. Старинные песни войницкие — богатырские и гайдуцкие песни-поэмы рассказывают о победах богатырей над силами природы, отражении турецких и татарских нашествий. Исполняются такие песни речитативом и сопровождаются игрой на национальных инструментах: кобзе, чимпое волынке , скрипке. Выдающимся памятником молдавского фольклора является пастушеская баллада Миорица. В 15—18 в. Летописцы Григорий Уренке 90-е годы 16 в. Некулче 1672—1746 обличали тираническое правление османских завоевателей, воскрешали героические страницы освободительной борьбы молдаван против турок. Произведение М. Костина О племени молдаван, из какой страны вышли их предки, написанное в острополемической форме, знаменует собой начало молдавской историографии. Дмитрий Кантемир 1673—1723 — выдающийся государственный деятель и ученый-энциклопедист европейского масштаба. Он является автором философских, страноведческих и исторических трудов, наибольшее значение среди которых имеют Описание Молдавии, История роста и упадка Оттоманской империи, Иероглифическая история. Первым издателем народных песен был Василе Александри, внесший значительный вклад в оформление молдавского литературного языка. Классиками молдавской литературы являются также М. Эминеску, К. Стамати, А. Донич, И. Крянге и др. В 1820—1823 в ссылке в Бессарабии находился А. Пушкин, который также проявлял значительный интерес к молдавским песенникам. Молдавскую народную песню «арде-мэ, фриже-ме» режь меня, жги меня он переработал и включил в свою поэму Цыганы. В начале 20 в. Во второй половине 20 в. Лупана, Ем. Букова, И. Друце Средства массовой информации. В Молдове функционируют несколько радио- и телевизионных станций. Главные правительственные ежедневные газеты — «Молдова суверанэ» Суверенная Молдова и «Независимая Молдова». Союз писателей Молдавии издает еженедельник «Литература ши Арта» — главный печатный орган, освещающий события культуры в стране и за рубежом. Источник молдавской музыки — народные песни. Особое место среди них принадлежит дойнам — протяжным песням лирико-эпического характера. До начала 30-х 19 в. Среди них выделялось творчество Барбу Лэутару, ставшего легендарной фигурой. Благодаря гастролям европейских музыкантов Шумана, Листа и др. С другой стороны, молдавский фольклор привлек русских композиторов — Верстовского, Глинку, Эйзриха, использовавших его мотивы в своих произведениях.

Президент избирается парламентом на четырехлетний срок и является главой государства. В стране действуют Верховный суд и Конституционный суд. Столица - Кишинев , другие крупные города - Тирасполь , Дубоссары , Унгены. Религия Подавляющее большинство населения исповедует Православие. Православная Церковь Молдавии. Использованные материалы.

Таким образом, сформировалась восточная часть Молдавского княжества. Российская империя В результате Бухарестского мира в 1812 году Османская империя уступила России восточную часть Молдавского княжества — Бессарабию. Западная часть княжества присоединилась к Румынии. Несмотря на определенную автономию Молдовы, она постепенно ассимилировалась русскими, и молдавский язык продолжал развиваться на кириллице. В то же время западная часть княжества, входящая в состав Румынии, избавилась от славянизмов в языке и перешла на латинскую графику в 1862 году. В этот период на территорию также прибыло большое количество евреев. В результате Крымской войны российские границы в регионе были отодвинуты, но Бессарабия оставалась под контролем России, вместе с Приднестровьем, которые сегодня составляют большую часть современной республики Молдова. Молдавская Демократическая Республика и ее присоединение к Великой Румынии После русской революции Бессарабия была быстро преобразована в республику в 1917 году, названную Молдавской Демократической Республикой, которая сначала была включена в состав Российского федерального государства, но провозгласила полную независимость в 1918 году [9]. Группа «Сфатул Цэрий» «Совет страны» на румынском языке проголосовала за Союз с Румынией, что официально произошло 9 апреля 1918 года, в результате чего в составе СССР осталась только небольшая полоска Приднестровья. Эта аннексия была ратифицирована Парижским договором в 1920 году и официально признана союзными державами, за исключением России и Японии. Территория Молдовы принадлежала Румынии до 1940 года [9]. Молдавская Советская Социалистическая Республика В 1940 году Советский Союз воспользовался Пактом Молотова-Риббентропа , в котором Молдавия была признана территорией, находящейся под сферой советского влияния, и захватил Бессарабию. Румыния была вынуждена уступить эту территорию и Северную Буковину после того, как Советский Союз предъявил ей ультиматум в июне 1940 года. Однако в 1941 году Румыния восстановила контроль над Бессарабией вместе с нацистской Германией в ходе операции « Барбаросса ». Этническая чистка и депортация евреев привели к гибели 90 000 человек, а еще 60 000 были вынуждены покинуть свои дома. В августе 1944 года советские войска повторно захватили этот район. При советской власти северные и южные регионы, где проживали украинцы и румыны, были переданы Украине, а Приднестровье со значительным украинским и русским населением было объединено с остальными в советскую республику под названием Молдавская Советская Социалистическая Республика, которая занимала территорию нынешней Республики Молдова. После войны советское правительство организовало иммиграцию трудоспособных русскоговорящих людей в основном русских, белорусов и украинцев в новую Советскую республику, особенно в урбанизированные районы, частично для компенсации демографических потерь, вызванных войной и эмиграцией 1940 и 1944 годов. Независимая Молдавия В августе 1991 года после распада Советского Союза Молдавия объявила о своей независимости и присоединилась к Содружеству Независимых Государств в декабре того же года, как и большинство других постсоветских государств [10]. ДДАМ включала в себя местных мэров и владельцев бывших колхозов. Изначально было движение за воссоединение с Румынией, но на референдуме в марте 1994 года большинство проголосовало за сохранение независимости. В том же году была принята новая Конституция Молдовы, которая учитывала интересы русского, украинского и гагаузского меньшинств.

Гагаузия выйдет из состава Молдавии в случае объединения страны с Румынией

Молдавия не планирует выходить из СНГ Главная» Новости» Новости молдавия сегодня последние свежие события.
Кишинев бросает вызов России. Молдавия хочет присоединиться к санкциям ЕС • Форма правления: Социалистическая республика. • Политический режим: Социализм • Законодательная власть: Верховный Совет Молдавии. •.
Оппозиция Молдавии обвинила власти страны в чрезмерных тратах Молдавия, Республика Молдова, государство на юго-востоке Европы.
«Максимальное отталкивание от России»: Молдавия начинает процесс вхождения в ЕС Форма правления – парламентская республика. Основным законом страны является Конституция, принятая в 1994 г., имеющая высшую юридическую силу на территории государства.

Оппозиция Молдавии обвинила власти страны в чрезмерных тратах

Подробнее о ходе этого процесса можно почитать вот здесь и тут. Кстати, проведение новых выборов в парламент было одним из основных предвыборных обещаний Санду. Официально — для борьбы с коррупцией. По факту — чтобы продвинуть позиции пропрезидентской Партии действия и солидарности ПДС и в идеале сформировать лояльный главе государства парламент. Три потенциальных исхода выборов Вокруг Приднестровья снова хаос. Что важно о нем знать 1. ПДС и другие политические силы, склонные поддерживать Санду, формируют большинство в парламенте. Тогда тот вторит избранному президентом прозападному курсу — политика Молдовы практически полностью сменяет вектор на европейский. Укрепляются связи с Румынией, ослабевают — с Россией. Более остро поднимается вопрос Приднестровья с целью склонить непризнанную республику в сторону Кишинева.

Блок партий социалистов и коммунистов формирует большинство в парламенте — таким образом, создается оппозиция президенту. Глава государства и парламентарии будут стремиться действовать в разных внешнеполитических направлениях: проевропейском и пророссийском соответственно. В таком случае есть вероятность, что многие важные для страны решения встанут на паузу из-за несогласия Санду с парламентом. Другой вариант — поддержка баланса между ЕС и Россией. Но это будет возможно только если политики найдут компромисс — с этим могут возникнуть сложности из-за разницы в целях. Ни одна из сторон не сможет заполучить большинство даже при помощи коалиций.

После восстановления своего территориального суверенитета, Молдова начала курс на интеграцию с Румынией, который окончился воссоединением двух государств в 2024 году. История[ ] Карта Молдавской АССР, обозначающая Бессарабию как территорию «румынской оккупации» В 1917 году, после распада Российской империи, на территории бывшей Бессарабской губернии провозглашена Молдавская Демократическая Республика. В 1918 году Бессарабия вошла в состав Румынии при этом советское правительство считало Бессарабию «оккупированной частью советской территории». В результате была образована Молдавская ССР. Во время Великой Отечественной войны была оккупирована германскими и румынскими войсками; румынской администрацией было образовано Губернаторство Бессарабия. На его территории были убиты и умерли в концлагерях 120 тыс. Вскоре после этого по постановлению Совета Министров СССР о выселении с территории Молдавии «бывших помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецким оккупантам, лиц, сотрудничавших с немецкими органами полиции, участников профашистских партий и организаций, белогвардейцев, а также семей всех вышеперечисленных категорий» были «раскулачены», репрессированы и депортированы в Казахстан и Сибирь 35 тыс. Одновременно с этим началась активная «советизация» республики, выраженная в том числе во внедрении русского языка, как языка межнационального общения народов СССР, действующего, официально, наравне с молдавским языком, а также в продвижении на руководящие должности партийных работников из соседних республик.

Задача Майи Санду — победить на них. Ее рейтинг уменьшился, но главный соперник — Игорь Додон — еще менее популярен рейтинги доверия на май 2023 г. Партия «Шор», наиболее активно критиковавшая Санду, запрещена Конституционным судом. Сейчас задача Санду — максимальная консолидация своих сторонников под флагом европейской интеграции. В октябре будет представлен доклад Еврокомиссии о расширении — на сегодняшний момент предполагается дать рекомендацию начать переговоры с Молдовой о вступлении в Евросоюз. Сам процесс вступления долгий, но прогресс будет продемонстрирован. Оборотная сторона этого процесса — максимальное «отталкивание» от России, которое будет продолжаться. Что может сделать Россия? Ставка на Додона оказалась неудачной, партия «Шор» запрещена. Зарегистрируют ли связанного с Иланом Шором кандидата на президентских выборах — большой вопрос.

Российская империя В результате Бухарестского мира в 1812 году Османская империя уступила России восточную часть Молдавского княжества — Бессарабию. Западная часть княжества присоединилась к Румынии. Несмотря на определенную автономию Молдовы, она постепенно ассимилировалась русскими, и молдавский язык продолжал развиваться на кириллице. В то же время западная часть княжества, входящая в состав Румынии, избавилась от славянизмов в языке и перешла на латинскую графику в 1862 году. В этот период на территорию также прибыло большое количество евреев. В результате Крымской войны российские границы в регионе были отодвинуты, но Бессарабия оставалась под контролем России, вместе с Приднестровьем, которые сегодня составляют большую часть современной республики Молдова. Молдавская Демократическая Республика и ее присоединение к Великой Румынии После русской революции Бессарабия была быстро преобразована в республику в 1917 году, названную Молдавской Демократической Республикой, которая сначала была включена в состав Российского федерального государства, но провозгласила полную независимость в 1918 году [9]. Группа «Сфатул Цэрий» «Совет страны» на румынском языке проголосовала за Союз с Румынией, что официально произошло 9 апреля 1918 года, в результате чего в составе СССР осталась только небольшая полоска Приднестровья. Эта аннексия была ратифицирована Парижским договором в 1920 году и официально признана союзными державами, за исключением России и Японии. Территория Молдовы принадлежала Румынии до 1940 года [9]. Молдавская Советская Социалистическая Республика В 1940 году Советский Союз воспользовался Пактом Молотова-Риббентропа , в котором Молдавия была признана территорией, находящейся под сферой советского влияния, и захватил Бессарабию. Румыния была вынуждена уступить эту территорию и Северную Буковину после того, как Советский Союз предъявил ей ультиматум в июне 1940 года. Однако в 1941 году Румыния восстановила контроль над Бессарабией вместе с нацистской Германией в ходе операции « Барбаросса ». Этническая чистка и депортация евреев привели к гибели 90 000 человек, а еще 60 000 были вынуждены покинуть свои дома. В августе 1944 года советские войска повторно захватили этот район. При советской власти северные и южные регионы, где проживали украинцы и румыны, были переданы Украине, а Приднестровье со значительным украинским и русским населением было объединено с остальными в советскую республику под названием Молдавская Советская Социалистическая Республика, которая занимала территорию нынешней Республики Молдова. После войны советское правительство организовало иммиграцию трудоспособных русскоговорящих людей в основном русских, белорусов и украинцев в новую Советскую республику, особенно в урбанизированные районы, частично для компенсации демографических потерь, вызванных войной и эмиграцией 1940 и 1944 годов. Независимая Молдавия В августе 1991 года после распада Советского Союза Молдавия объявила о своей независимости и присоединилась к Содружеству Независимых Государств в декабре того же года, как и большинство других постсоветских государств [10]. ДДАМ включала в себя местных мэров и владельцев бывших колхозов. Изначально было движение за воссоединение с Румынией, но на референдуме в марте 1994 года большинство проголосовало за сохранение независимости. В том же году была принята новая Конституция Молдовы, которая учитывала интересы русского, украинского и гагаузского меньшинств. Она признавала создание их собственных территориальных образований в рамках национальной структуры Республики Молдова, что давало им возможность создавать собственные законодательные органы, правительство и языковые полномочия.

Молдавия как государство скоро исчезнет

Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной невыборный способ передачи власти. Полиция Молдавии отпустила возвращавшихся из РФ членов делегации Гагаузии после допроса. Главная» Новости» Самые свежие новости молдовы и политика мд сегодня.

Республика Молдова: преимущества паспорта

Прозвище «Железный христос» появилось в период, когда Веллингтон был изредка непопулярен и как опасность, и как нар молдавия новости сегодня. МОЛДАВИЯ, Республика Молдова – государство в юго-восточной Европе. Форма правления – парламентская республика. Основным законом страны является Конституция, принятая в 1994 г., имеющая высшую юридическую силу на территории государства. Однако решения проблемы пока нет — самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика не соглашается входить в состав Молдавии, а ни одно государство в мире не готово признать ПМР. • Форма правления: Социалистическая республика. • Политический режим: Социализм • Законодательная власть: Верховный Совет Молдавии. •. Президент Молдавии Игорь Додон объявил о начале акций за президентскую форму правления.

Глава Гагаузской автономии назвала политическим возбужденное против нее в Молдавии дело

Молдавия. Большая российская энциклопедия В Молдавии провели 150 обысков у представителей оппозиционных партий.
Гагаузия выйдет из состава Молдавии в случае объединения страны с Румынией Противостояние Молдавии и оппозиции приведет к гражданской войне и отделению новых территорий – членства республики в Евросоюзе не будет, считает политолог Алексей Ярошенко.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий