4 сентября — день памяти священномученика Макария (Гневушева), служившего на Орловщине в переломном 1917-м. Этот день также известен как Макарьев день или день Макария Весноуказчика, так как погода в этот период давала представление о приближении весны. Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна – скорее всего, он преставился ко Господу в конце первой четверти XV столетия.
Please wait while your request is being verified...
Крестный ход в день Макария на Унже поднимается от Макарьева источника к монастырю. В этот день отмечается память Макария Великого — христианского святого, отшельника, почитаемого в лике преподобного. По церковному календарю 1 февраля 2023 года верующие отмечают день святого Макария Великого, которого в народе прозвали весноуказчиком. День преподобного Макария Великого, одного из отцов-основателей Древней Церкви, православные верующие отмечают 1 февраля. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем.
День памяти Святителя Макария
12 января – день памяти святителя Макария | Преподобный Макарий с честью похоронил убиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. |
Макарьев день — история, приметы и традиции | В день 400-летия со дня преставления преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца, в Свято-Введенском мужском монастыре Божественную литургию совершил. |
День памяти святителя Макария, митрополита Московского | 4 февраля 2023 года, в день 400-летия со дня блаженной кончины святого преподобного Макария Жабынского и Белевского чудотворца в. |
День памяти Святителя Макария | По церковному календарю 1 февраля 2023 года верующие отмечают день святого Макария Великого, которого в народе прозвали весноуказчиком. |
Что можно и нельзя делать в день Макария 1 марта, который называют Ярилин день | Крестный ход в день Макария на Унже поднимается от Макарьева источника к монастырю. |
«Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего»
А там были материалы для очередного номера журнала «Альфа и Омега», которые еще не успели скопировать. Но что самое важное, там были очень объемные иллюстрации, которые были с таким трудом сделаны, так что на обычную дискету они не помещались, а на дополнительные жесткие диски или на дискеты большого объема такие есть, но требуют еще специального устройства в редакции не было денег. Поэтому специалист увез компьютер в починку, а сотрудники редакции пребывали в печали. Тем временем в иконописной школе Московской Духовной Академии была написана икона святителя Макария, Митрополита Московского, на которой в одном из житийных клейм было изображено, как Святитель благословляет первопечатника диакона Иоанна Федорова на его благое дело.
Тем самым впервые в православной иконописи в России на иконе появилось изображение печатного станка. Икона была помещена в храме подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве. И вот, вся редакция решила почтить память Святителя, положившего начало книгопечатанию на Руси, покровительствующего православному книжному делу и просвещению.
В день памяти Святителя, 12 января 1998 года, на Троицкое подворье собрались не только сотрудники редакции, но и постоянные авторы журнала, добровольные помощники и просто читатели, в числе которых было и несколько иереев, принявших участие в Богослужении. Нужно отметить, что за несколько дней до службы одной из сотрудниц редакции позвонила ее православная знакомая, которая была также приглашена на службу. Услышав, что святитель Макарий является покровителем книжного дела в России, она поинтересовалась, помогает ли Святитель при компьютерном наборе?
И как в воду глядела!
Позже Макарий был учеником в монастыре Антония Великого, потом — удалился в Скитскую пустыню. Ему едва исполнилось 30 лет, а его уже называли «юношей-старцем» за мудрость. Чтобы приходящие за советом не мешали ему молиться, Макарий выкопал глубокую пещеру под своей кельей и там возносил молитвы. После себя он оставил 50 бесед и семь подвижнических слов.
Примерно в 360 году он основал монастырь, известный сейчас как монастырь Макария Великого. Сейчас там находятся его мощи. Макарьев день 2024: что можно делать В Макарьев день нужно сходить в церковь и помолиться святому об исцелении телесных и духовных болезней. Святого Макария часто просят об укреплении духа, помощи в трудных жизненных ситуациях.
Преподобный принимает дары, не столько для себя, но чтобы было, что подать приходящим к нему. Некоторые из язычников оставляют прежние заблуждения и принимают от руки преподобного святое крещение в озере, на берегу которого он жил.
Слава о нём растёт, и со временем к нему начинают стекаться единоверцы. Вокруг его уединённой кельи образуется новая, вторая по счету, монашеская община. Макария избирают настоятелем. Настоятельствует он достаточно долго, слава о его обители разносится по всей России. Многие приходят издалека, желая принять иночество у него. Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы.
Монастырь славится внешним видом, крепостью стен, основательностью строений, но больше всего привлекает людей праведная жизнь монахов. В это время Богу было угодно особо испытать веру святого Макария. На обитель нападает один из татарских военачальников Улуахмет, изгнанный из Золотой Орды. Монахи не могли долго защищаться. Почти вся братия была скоро убита, и монастырь предают огню. Макария, с немногими оставшимися в живых, взяв в плен, приводят к татарскому воеводе.
Но слава преподобного к тому времени была столь велика, в том числе и среди татар, потому что преподобный благодетельствовал и им, что воевода сильно разгневался на своих воинов, сказав: «Вы знали о святой его жизни и посмели напасть на обитель. Бог один и у нас, и у них. Вам придётся держать ответ перед Богом за сделанное зло». После чего велел отпустить Макария, немногих уцелевших иноков с ним и ещё около четырёхсот мирян, не считая женщин и детей. Отпуская их, предупредил, чтобы они уходили скорее из этих мест, потому что местность эта отныне переходит к Казанскому ханству. Преподобный же, невзирая на опасность жестоко пострадать ещё раз, просит похоронить убиенных братьев.
Получив разрешение, придя на пепелище, преподобный — видя повсюду множество убитых, плакал. Потом, совершив отпевание по чину, посоветовавшись, решили идти в Галичские пределы дальше от опасного места.
Много времени Владыка уделяет организации духовной жизни: «В виду важности совершающихся событий, — прошу все духовенство приложить все усилия и средства к единению, как между собою, так и с прихожанами», — пишет он в «Орловских епархиальных ведомостях». Владыка благословляет и просит проводить пастырские собрания с привлечением мирян, ведет подготовку епархиального съезда духовенства, заботится о приемных экзаменах в Ливенское и Севское Духовные училища, систематически через «Орловские Епархиальные Ведомости» обращается с Архипастырскими посланиями к «Возлюбленным пастырям и православным чадам церкви и земли Орловския». В апрельском номере газеты «Орловский вестник» печатается телеграмма на имя Святейшего Синода и Обер-прокурора об устранении епископа Макария с Орловской кафедры. В своем ответе на эту статью, опубликованном в «Орловских Епархиальных Ведомостях», озаглавленном «Правда и безпристрастие — основа и источник истиной свободы», Владыка, анализируя появление этой телеграммы, подробно излагает истинные причины недовольства той части общества, которой безразличны судьбы России и ненавистна Церковь Христова. Заканчивается обращение Владыки словом «Пасха нетленная», которое невозможно читать и нашему современнику без душевного волнения: Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего, чтобы шире и глубже воплотить в нашу жизнь дорогой для нас идеал. Эти слова реализовались в земной и вечной жизни священномученика Макария. В мае епископ Макарий возвращается в Орел.
Вскоре против Владыки начались преследования за монархические взгляды и деятельность. Ордер на арест епископа Макария 22 августа 1918 года Владыка все-таки был арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». После ареста мужественно переносил глумления и побои.
Что можно и нельзя делать в день Макария 1 марта, который называют Ярилин день
При жизни преподобный Макарий получил от Господа дар исцеления душевных и духовных недугов. Вы находитесь здесь: Главная страница > Новости православия > 12 января — день памяти святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. Память одного из столпов православного монашества – преподобного Макария Великого, Египетского (+ 390/391 гг.) – празднует Православная Церковь 1.
Святые Новосибирской митрополии. Святитель Макарий (Невский)
До этого прославление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Митрополит Макарий же, которого современники называли мучениколюбцем, созывая Соборы, подъял на себя великий труд установления общецерковного прославления и почитания святых угодников Божиих. Макарьевские Соборы 1547 г. Так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. Хронология этих имен охватывает чуть ли не весь период христианства на Руси к тому времени, их литургическое прославление показывает многообразие их спасительных подвигов. К их молитвенному предстательству с усердием обращались русские люди. Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий.
Всем этим занимается первосвятитель Макарий славы ради Божией и Его святых угодников, которых «Господь Бог прославил многими чудесы и различными знаменми». Историк Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше». В начале 1551 г. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамоты, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т.
Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 г.
В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви. Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанского. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непосредственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора Андрей в монашестве Афанасий , будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария. Особо близок, очевидно, к митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографическими трудами псковских святых. Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 г.
Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте. Святитель Макарий, столько сил отдавший прославлению русских святых, по милости Божией удостоился в своей повседневной деятельности постоянного общения с благочестивыми мужами, которые позднее были канонизированы Русской Церковью. Современником святителя Макария был удивительный святой, которого москвичи называли нагоходцем, — Василий Блаженный пам. Он неоднократно молился на службах в Успенском соборе, совершаемых митрополитом. Знаменательно его обличение царя, когда после Божественной литургии в многолюдном храме блаженный удивил самодержца, помышлявшего во время службы о построении себе нового дворца, заметив, что «за литургией никого не было, но токмо трое: первый митрополит, вторая — благоверная царица и третий он, грешный Василий». Позднее святитель сам лично отпевал и погребал блаженного. Особо следует остановиться на взаимоотношениях митрополита с великим русским подвижником XVI в.
Преподобный Александр, которого Сам Господь почтил Троическим снисхождением — посещением, был знаком митрополиту, чтившему его труды и подвиги еще с новгородского периода. Перед своей кончиной преподобный Александр поручил святителю Макарию заботиться о своей братии и основанном монастыре. Через 12 лет после кончины преподобного митрополит повелевает свирскому игумену Иродиону написать его житие, а еще через 2 года, т. Преподобный Александр, таким образом принадлежал одновременно и к числу тех, кого канонизировал святитель Макарий, и к числу тех, с кем он общался в своей жизни. В Покровском соборе на Красной площади храм Василия Блаженного в 1560 г. С именами этих двух святых связано одно малоизвестное повествование игумена Иродиона. Он писал: «Во едину от нощей стоящу мне смиренному Иродиону в келлии своей во обычном своем правиле, и во молитве моей воздремавшуся возлегох на одре моем препочинути, и уснул: и абие явися внезапу в оконце келлии свет велий сияющ.
Аз же воспрянух, преклонихся ко оконцу, увидеть хотя; и увидех лучу некую велию сияющу по всему монастырю, и от церкви святыя Богоматере честнаго ея Покрова видех грядуща преподобнаго отца Александра по монастырю круг церкви Святыя Троицы, и в руках несуща Животворящий Крест Господен: пред ним же идяху отроцы, в одежду белу оболчены, в руках несуще свещи горящия. И се слышах преподобнаго отца Александра гласом тихим глаголюща: «О Макарие, гряди во след мене, и покажу ти место на вратех монастыря, на немже хощу, да созиждется церковь Николаа, Мирликийских Чудотворца. Аз же прилежно внимах гласу том; и се видех два мужа зело светолепна во след святаго идуща и ведуща конь, впряжен в сани, и в них седяща Макариа, митрополита Московскаго иже прежде бысть архиепископ Великаго Новаграда, знам же бяше тогда преподобному , в руках же своих держаща образ святаго Николаа Чудотворца, и око ему десное затворено бяше.
Большая часть этих книг была переведена о. Макарием, некоторые были переведены до него, а им были пересмотрены и исправлены, при этом окончательно была установлена транскрипция алтайской письменности. Назначенный в 1865 г. В 1868-1869 гг. Ильминского, но и сам участвовал в жизни крещено-татарских школ, совершая богослужения на татарском языке. По возвращении из Казани иеромонах Макарий устроил в Чопоше по типу крещено-татарских школ училище на семьдесят человек с общежитием. Отец Макарий привлекал учащихся к переводческой деятельности.
В результате появилась целая библиотека христианской литературы: переводной и оригинальной, печатной и рукописной. В 1871 г. На игумена Макария была возложена ответственность ежегодно обозревать все миссионерские станы и наблюдать за состоянием школьного дела. Опытный и ревностный руководитель значительно оживил дело просвещения и обучения алтайцев. В 1883 г. В целях противораскольнической деятельности епископ Макарий учредил в 1884 г. После перевода на Томскую 1891 , а затем на Московскую 1912 кафедры свт. Макарий не оставлял попечения об Алтайской миссии и был ее духовным руководителем. У митрополита Московского Макария были искренние и духовно-молитвенные отношения с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Он нередко посещал Марфо-Мариинскую обитель и выступал там.
Тогда родится здоровый, крепкий малыш. Талая вода и снег, которые можно собрать 1 марта, наши предки считали целебными. Работать не стоит. Давать и брать в долг не следует.
Иначе можно оставаться в долгах. С должником можно в будущем разругаться. Стирка запрещается. Ухудшится состояние здоровья.
Запрещается ругаться, конфликтовать и ссориться. Первый день весны не нужно замышлять недоброе, а также распускать слухи. Удача и помощь отвернутся от человека. Обижаться нельзя.
Год будет в обидах и ссорах.
Иоаким возвратился домой, и вскоре его супруга, действительно, родила девочку. Имя Мария получила лишь на 15-ый день по иудейскому обычаю. К слову, назвали ее так, как повелел сделать ангел, сказав, что имя дочери Анны и Иоакима уготовил сам господь. Помимо этого, в церковном календаре день 7 августа связан с личностью преподобного МакарияУнженского, Желтоводского, который родился в Нижнем Новгороде и проповедовал христианство на территории Чувашии. Был монахом по времена правления князя Василия Иоанновича и прожил 95 лет. Умер в 1504 году. На месте захоронения Макария построен МакарьевскийУнженский монастырь с семью каменными церквями.
Что можно и нельзя делать в день Макария 1 марта, который называют Ярилин день
12 января — день памяти Святителя Макария, митрополита Московского | В первый день февраля православные отмечают день святителя Макария Великого, стоявшего у истоков древней церкви. |
День памяти святителя Макария, митрополита Московского | Краткое житие святителя Макария, митрополита Московского и всея РусиРусская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов – святых подвижников. |
Православные верующие отметят 1 февраля Макарьев день в России | По преданию, он ходил в этот день по дворам, морозил землю и воздух, а на стариков напускал разные хвори. |
День преподобного Макария Желтоводского и Унженского | На месте захоронения Макария построен МакарьевскийУнженский монастырь с семью каменными церквями. |
Имя дня – Макарий
Годы его патриаршего служения были ознаменованы серьезным давлением со стороны властей. Святейший Патриарх Пимен взошел на престол Московских Первосвятителей после кончины Патриарха Алексия и управлял Церковью до 1990 года. Патриаршество Святейшего Пимена стало светлой страницей в истории Русской Церкви: при нем началось возрождение церковной жизни, открылось множество храмов, были проведены торжества 1000-летия Крещения Руси и канонизировано большое количество русских святых.
В его честь освящена часовня, перевезенная в 1972 году в музей «Малые Корелы», из деревни Федоровская Плесецкого района.
Интерьер часовни интересен иконами «расписного неба» — каркасного потолка в виде восьмигранной усеченной пирамиды. Особенностью часовни является и наличие звонницы, поэтому не случайно в день памяти преподобного Макария в музее звучат колокольные звоны.
Он вел простую жизнь, носил скромную одежду, сам изготавливал на токарном станке посуду. Недруги, глумясь, называли игумена Макария «калязинским мужиком». Впрочем, сам игумен охотнее слушал про себя насмешки, чем похвалы.
При жизни преподобный Макарий получил от Господа дар исцеления душевных и духовных недугов.
Обычно в Макарьев день или, как его еще называли, день Макария Весноуказчика, судили о том, когда придет весна. Макарьев день 2024: история праздника Святой Макарий родился около 300 года в Египте. О том, что у них родится сын, отцу его, Аврааму, возвестил ангел, явившийся во сне. Будучи юношей, Макарий женился по настоянию родителей. Однако его супруга рано покинула этот мир, а следом не стало и его родителей. Тогда юноша удалился в Фаранскую пустыню, и вскоре о нем пошла слава как о чудотворце. Позже Макарий был учеником в монастыре Антония Великого, потом — удалился в Скитскую пустыню.
Ему едва исполнилось 30 лет, а его уже называли «юношей-старцем» за мудрость.
В Тульской епархии отметили день 400-летия со дня преставления преподобного Макария Жабынского
Со временем близ кельи преподобного Макария стали поселяться ученики, ищущие духовного руководства святого старца. Собравшаяся община нуждалась в собственном храме, и преподобный Макарий с братией, оставив «старую пустынь», перешел выше по течению реки Письмы. Здесь на возвышенности над изгибом реки был воздвигнут храм во имя Преображения Господня вероятно, это произошло в конце 90-х годов XIV века. Рядом с храмом строились монашеские кельи и хозяйственные постройки; так на Письме возникла иноческая обитель, в 2000 году от Рождества Христова торжественно отметившая свое 600-летие. Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна — скорее всего, он преставился ко Господу в конце первой четверти XV столетия.
Господи, Твоё есмь создание. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлёний суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых.
Царское венчание явилось завершением развития самосознания московской государственности. С этих пор святитель Макарий станет первым помощником и соратником Государя. В 1551 г.
В 1552 г. Современники святителя Макария видели в нем святого мужа и подвижника, почитая его за добродетельную жизнь. Они чтили его при жизни и поклонялись ему после его блаженной кончины. Канонизован митрополит Макарий был 6 июня 1988 г.
Сегодня также день памяти выдающегося церковного деятеля Царской России, активного участника монархического движения архиепископа Никона Рождественского. Владыка Никон родился в многодетной семье 22 ребенка бедного причетчика в Московской губернии, в миру звался Николаем Ивановичем. Уже в детстве он проявлял редкостные способности. В 1874 г.
В 1880 г. Он написал книгу о преподобном Сергии, которая до сих пор считается лучшей, на рубеже веков издавал знаменитые на всю Россию нравоучительные "Троицкие листки". В 1904 г. В это время он стал одним из вдохновителей создания монархических союзов в Москве, публично призывал русских людей сплотиться и дать отпор врагам Царя и Отечества.
Был близок к организатору Русской монархической партии, редактору влиятельной газеты «Московские ведомости» В.
Он вел простую жизнь, носил скромную одежду, сам изготавливал на токарном станке посуду. Недруги, глумясь, называли игумена Макария «калязинским мужиком».
Впрочем, сам игумен охотнее слушал про себя насмешки, чем похвалы. При жизни преподобный Макарий получил от Господа дар исцеления душевных и духовных недугов.
Святые Новосибирской митрополии. Святитель Макарий (Невский)
Протоиерей Макарий Квиткин служил в Оренбургской епархии и был расстрелян в 30-е годы 20-го века. Этот день также известен как Макарьев день или день Макария Весноуказчика, так как погода в этот период давала представление о приближении весны. Первый выезд в Горный Алтай архимандрит Макарий сделал через несколько дней после прибытия в Бийск.
День прп. Макария Жабынского
Отходя ко Господу, он заповедал, чтобы его тело было отнесено в устроенную и возлюбленную им Унженскую обитель. Чудное благоухание распространилось повсюду, в городе и во всех окрестных селениях. Множество народа стекалось к преставльшемуся иноку. Тело святого торжественно несли 15 вёрст из города в пустынь со свечами и духовным пением, со слезами и сожалением. По пути процессия с гробом четыре раза останавливалась на отдых, и на этих местах вскоре были поставлены часовни в память прикосновения к ним святых мощей.
В Унженской обители тело святого подвижника было погребено со всей подобающей честью. Эпилог В наше время, начиная с 2011 года, проходит ежегодный Крестный ход из села Унжи до Макариево-Унженского монастыря, повторяющий путь траурной процессии 1444 года со святым телом преподобного от места его преставления до места упокоения. Вся протяжённость пути составляет примерно 23 километра и проходит по старой дороге вдоль реки Унжи по высокому правому её берегу. Многие именитые русские роды, такие как: Романовы, Пожарские, Хитрово, Хвостовы, Долгорукие и другие считали его личным своим покровителем.
Значительное почитание преподобного Макария существует на севере в Архангельской области. Здесь в первой половине XVII в. Множество гостей и паломников и сегодня посещает нашу святую обитель на Унже, которую особо возлюбил преподобный Макарий Желтоводский и Унженский, и где Сам Господь прославил его и сие место многими милостями и чудотворениями, сделав прибежищем Царственной династии Романовых в трудные для России годы Смутного времени.
Всего при жизни он длительно подвизался в четырёх местах, где основал три монастыря. На месте самого первого его пустынножительства на берегу р. Лух, у впадения в нее р. Добрицы у села Худынского, где преподобный подвизался в 1370-80-х гг. По одной из версий, не имеющей исторического подтверждения, им же был основан Макариево-Решемский монастырь в 1390-е гг. Лишь в 1620 г.
Однако, в 1817 г. Но в 1883 г. В годы советской власти в 1927 г. Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь Последний, самый известный и богатый историей Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь основан преподобным Макарием в 1439 г. Святой старец в возрасте 90 лет пришёл сюда вместе с сорока семьями, освобождёнными им из татарского плена. Согласно житию, освобождение из плена по предстательству преподобного — это первое значительное чудо, которое стало определяющим в почитании святого.
Им же была проведена работа по собиранию и редактированию всех книг житий святых в единое издание «Макарьевских миней в 12 томах». В 1541 г.
В 1547 и 1549 гг. Царь Иоанн Грозный и святитель Макарий провели в Москве два Собора, где произошла канонизация многих русских святых. Составление житий новопрославленных святых происходило под непосредственным руководством Макария. В 1551 году при участии святителя прошел знаменитый в истории русской Православной Церкви Стоглавый Поместный собор — Стоглав поскольку на нем рассматривалось сто важнейших вопросов «глав». В декабре 1563 г. Царь лично явился к любимому им митрополиту и умолял остаться на митрополичьей кафедре. Уступая просьбам самого Царя-Государя владыка Макарий дал на это согласие. Произошло это 21 декабря 1563 г.
Погребли его в Успенском соборе Московского Кремля.
В конце Литургии состоялся крестный ход, во время которого владыки окропили богомольцев святой водой. Затем было совершено славление преподобному Макарию Унженскому перед ракой с его святыми мощами. Митрополит Ферапонт поздравил настоятеля, насельников монастыря и всех пришедших в этот день в храм разделить радость престольного торжества.