Приняв постриг с именем Макарий в честь знаменитого православного святого аскета-пустынника Макария Египетского. 7 августа здесь традиционно отмечают День памяти основателя обители преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. В первый день февраля празднуют народный праздник Макарьев день или Макарий Весноуказчик.
В Тульской епархии отметили день 400-летия со дня преставления преподобного Макария Жабынского
Тогда муж ее вспомнил о преподобном Макарии, и решился отвести ее в пустыню к святому. Надев на нее узду, как бы на животное, он пошел к жилищу Макария, ведя за собою жену, имеющую вид лошади. Когда он приближался к кельи преподобного, иноки, стоявшие около кельи, негодовали на него, зачем он желает с лошадью войти в монастырь. Но он сказал им: — Я пришел сюда для того, чтобы животное это, по молитвам святого Макария, получило милость от Господа. Как же она обратилась в лошадь, я не знаю. Но вот уже три дня прошло с того времени, когда это случилось, и она все это время не вкушает никакой пищи. Выслушав его рассказ, братия тотчас поспешили к преподобному Макарию, чтобы рассказать ему о сем, но ему уже было откровение от Бога, и он молился за женщину.
Когда иноки рассказали святому происшедшее и указывали ему на приведенное животное, то преподобный сказал им: — Вы сами подобны животным, так как глаза ваши видят скотский образ. Она же, как создана женщиною, так и остается ею, а не изменила своей человеческой природы, но лишь кажется животным вашим глазам, обольщенным волшебными чарами. Затем преподобный освятил воду и с молитвою вылил ее на приведенную женщину, и тотчас она приняла свой обычный человеческий вид, так что все, смотря на нее, видели женщину, имеющую лицо человека. Повелев дать ей пищи, святой сделал ее совершенно здоровою. Тогда и муж, и жена, и все, видевшие это предивное чудо, возблагодарили Бога. Макарий дал наставление исцеленной женщине, чтобы она как можно чаще ходила в храм Божий и причащалась Святых Христовых Таин.
Сделав наставление мужу и жене, святой отпустил их с миром. Подобным образом исцелил Макарий и одну девицу, которую один волшебник превратил в ослицу, и которую в таком виде привели к святому родители ее. Другую же девицу, всю гнившую от ран и струпьев и кишевшую червями, о сделал совершенно здоровою, помазав ее святым елеем. К преподобному Макарию приходило весьма много разных людей — одни просили его молитв, благословения и отеческого наставления, другие, чтобы исцелиться от своих недугов. По причине такого множества приходившего к нему народа, Макарий имел мало времени, чтобы в уединении предаваться Богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своею кельей глубокую пещеру, длиною около полстадии[7], куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его Богомыслие и молитву.
Преподобный Макарий получил от Бога такую благодатную силу, что мог воскрешать даже мертвых. И вот, один еретик, по имени Иеракит, который учил, что воскресения мертвых не будет, пришел из Египта в пустыню и смущал умы братий, проживавших там. Потом пришел к преподобному Макарию и, в присутствии многочисленных братий, состязался с ним о вере. Будучи сам искусен в слове, он насмехался над простотою речей преподобного. Преподобный Макарий, заметив, что братия начинает колебаться в вере от речей сего еретика, сказал ему: — Какая польза препираться нам словами, более для колебания слушающих наш спор, чем для утверждения в вере? Пойдем на могилы скончавшихся о Господе братий наших, и кому из нас дарует Господь воскресить мертвого, то тогда все убедятся, что вера того правая и свидетельствуется Самим Богом.
Братия одобрили эти слова преподобного, и все отправились на кладбище. Там преподобный Макарий сказал Иеракиту, чтобы он вызвал из гроба какого-нибудь усопшего из братии. Но Иеракит сказал Макарию: — Сначала ты это сделай, потому что ты сам назначил такое испытание. Тогда преподобный Макарий простерся на молитву к Господу и, после продолжительной молитвы, возвел свои глаза горе и воззвал к Господу: — Господи! Ты Сам яви ныне, кто из нас двоих правильнее верует в Тебя , яви же сие, устроив так, чтобы восстал из гроба один из лежащих здесь мертвецов. Помолившись так, преподобный назвал по имени одного недавно погребенного инока, и мертвый тотчас ответил на его голос из гроба.
Тогда иноки поспешно раскопал могилу и нашли в ней своего собрата воскресшим. Развязав бывшие на нем повязки, они вывели его живым из могилы. При виде столь дивного чуда, Иеракит пришел в такой ужас, что обратился в бегство. Все иноки гнали его, как прогоняют врагов, и отогнали далеко за пределы той земли. В другой раз преподобный Макарий также воскресил еще другого умершего, о чем повествует авва Сисой[8]. Наступила в это время пора жатвы хлеба.
Семеро из братий нанялись для жатвы. Во время ее одна вдова подбирала за нами колосья и при этом все время плакала. Преподобный Макарий, призвав хозяина нивы, спросил его: — Что это такое произошло с сей женщиной, и почему она непрестанно плачет? Хозяин нивы рассказал преподобному, что муж той женщины, взяв на сохранение у одного человека деньги, внезапно умер, не успев открыть своей жене, куда он положил взятое им. Посему и желает заимодавец тот взять эту женщину с ее детьми в рабство. Тогда Макарий сказал ему: — Скажи женщине, чтобы она пришла к нам на то место, где мы отдыхаем в полдень.
Когда она исполнила слова преподобного и пришла к нему, преподобный Макарий спросил ее: — Отчего ты постоянно плачешь, женщина? Взяв с собою братию, преподобный пошел на указанное место. Подойдя к могиле мужа той вдовы, преподобный сказал ей: — Ступай к себе домой, женщина! Затем, помолившись, Макарий воззвал к мертвецу, спрашивая его, где положил он взятое им золото. Тогда мертвый отвечал из могилы: — Я спрятал его в своем доме в ногах под моею постелью. Братия, увидав такое чудо, от сильного страха упали к ногам преподобного.
Старец в назидание братии сказал: — Все это произошло не ради меня, ибо я — ничто, но ради вдовицы сей и детей ее сотворил Бог чудо сие. Знайте же, что Бог соизволяет безгрешной душе, и чего она ни попросит от Него, получает. Затем, преподобный пошел к вдовице и указал ей, где скрыто взятое ее мужем золото. Та взяла спрятанное сокровище и отдала владельцу его, и, таким образом, избавила от рабства как себя, так и детей своих. Услыхав о таком дивном чуде, все прославили Бога. Руфин пресвитер[9] повествует еще и о воскрешении преподобным Макарием третьего мертвеца.
Однажды, — рассказывает он, — невинный человек был обвинен в убийстве, случившемся в тех местах, где была келья преподобного. Обвиняемый прибежал к жилищу Макария, куда за ним пришли и те, которые хотели схватить его как убийцу и предать законному суду. Он же божился и клялся, что невиновен в крови убитого, но обвинители старались представить его виновным. Когда и обвинители и обвиняемый в течение продолжительного времени спорили между собою, преподобный Макарий спросил: — Где погребен убитый? Узнав место погребения, преподобный встал и отправился туда вместе с пришедшими к нему. Помолившись долгое время над могилой коленопреклоненно, преподобный сказал предстоящим обвинителям: — Сам Господь ныне явит, действительно ли этот человек, обвиняемый вами в убийстве, виновен в нем.
Воззвав, затем, громким голосом, Макарий назвал убитого по имени. И тот отвечал из могилы на его зов, и преподобный спросил его: — Верою Иисуса Христа, Сына Божиего, повелеваю тебе ответить нам, тем ли человеком убит ты, который приведен сюда. Тотчас мертвец ясным голосом ответил из могилы, что он убит не этим человеком, и его обвиняют в убийстве напрасно. Все пришедшие на могилу, пораженные сим дивным чудом, пали на землю. Припав, затем, к ногам преподобного, они стали усиленно просить его, чтобы он вторично вопросил мертвеца о том, кем он убит. Но преподобный Макарий ответил им: — Не буду спрашивать о сем, ибо достаточно для меня того, что я избавил от гибели невинного человека, виновного же предавать суду не буду.
Палладий в Лавсаике[10] повествует еще о преподобном Макарии следующее. Один раз к преподобному был приведен матерью одержимый бесом юноша. Он был связан и его держали двое сильных мужей. В него вселился бес обжорства: так, он съедал три огромных хлеба и выпивал большой сосуд воды и все это извергал вон, обращая все съеденное и выпитое как бы в какой пар или дым. А пища и питие истреблялись в нем, как бы огнем. Если же мать того юноши не позволяла ему столь много есть и пить, то он употреблял в пищу даже свои испражнения.
Она с плачем умоляла преподобного Макария, чтобы он помиловал сына ее и исцелил его от такого ужасного беснования. Преподобный начал усердно молиться за юношу к Господу и, спустя два дня, юноше уже сделалось легче, и он меньше стал просить есть и пить. Тогда преподобный спросил мать юноши: — Сколько ты желаешь, чтобы съедал твой сын? Но преподобный с укоризною сказал ей: — Зачем ты желаешь столь много, женщина? После семидневного поста и усердной молитвы к Богу, преподобный изгнал из юноши беса — и, по молитвам преподобного, юноша стал насыщаться в день тремя литрами хлеба. Сделав наставление юноше проводить жизнь свою не в праздности, но жить трудом рук своих, преподобный, по благодати Божией, совершенно исцелив его, передал его матери и отпустил обоих с миром.
В прологе о преподобном Макарии рассказывается еще следующее. Однажды преподобный находился в пути и, когда его застигла ночь, он вошел на языческое кладбище, чтобы там переночевать. Найдя там одну старую кость умершего язычника, преподобный положил ее себе в изголовье. Бесы, видя таковое дерзновение Макария, ополчились на него и, желая его устрашить, стали кричать, называя кость женским именем: — Ступай мыться в баню. На этот призыв ответил демон, который находился в мертвой кости, положенной преподобным Макарием под голову. Лишь только он произнес эти слова, бесы громкими голосами возопили и закричали ему: — Во всем ты побеждаешь нас, Макарий, — и отступили от преподобного посрамленные.
В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежавший на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп: — Кто ты такой? Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением.
Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: — Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди. И снова он спросил череп: — Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших? Те же, которые познали имя Божие, но отверглись его и заповедей его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями. После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился оттуда. Преподобный Макарий, — повествует еще о нем Руфин, — проживал в великой пустыне, имея там келью, а монастырь его находился ниже в другой пустыне; в нем было много братии. Однажды Макарий сидел на дороге, ведущей в монастырь.
Вдруг он видит диавола, идущего в человеческом образе, одетого в мохнатую одежду и всего обвешанного тыквами. Макарий спросил его: — Куда ты идешь, дышащий злобою? Сказав это, диавол удалился. Преподобный же остался на дороге, желая видеть возвращение диавола. Увидев, что он возвращается, Макарий спросил: — Хорошо ли сходил в обитель? Когда я прихожу к нему, он вертится около меня, как волчок.
Тогда авва Макарий встал и пошел в дальнюю пустыню в названный монастырь. Братия, услышав, что к ним идет преподобный, с пальмовыми ветвями вышли ему на встречу, и каждый из них приготовил свою келью, думая, что у него преподобный захочет остановиться. Но Макарий спросил иноков: — Кто из вас называется Феопемптом? Когда ему указали Феопемпта, он вошел к нему в келью. Тот принял преподобного с великою радостью. Оставшись наедине с Феопемптом, преподобный Макарий спросил его: — Как ты поживаешь, брат?
Стыдясь открыть свои греховные помышления, инок ответил: — Нет! Теперь меня ничто не искушает. Тогда преподобный Макарий сказал с вздохом: — Вот уже сколько лет я подвизаюсь в посте и молитве, так что меня все почитают, но все же, несмотря на мои старые годы, меня сильно искушает бес любодейства. На это Феопемпт сказал: — Действительно, отче, и я сильно охвачен духом любодейства. Преподобный таким же образом спрашивал инока и о других грехах, смущающих его душу, пока тот не исповедал ему все свои согрешения. После сего преподобный спросил инока: — Сколько времени ты постишься?
Если же на тебя нападут какие-либо греховные помыслы, борись с ними и никогда не спускайся умом долу, но устремляй свой ум всегда горе, и Господь тебе поможет. Утвердив, таким образом, Феопемпта, преподобный возвратился в свою пустыню. Там, сидя при дороге, он снова увидал диавола, идущего в монастырь. Преподобный спросил его: — Куда ты идешь? И, сказав так, пошел дальше. Когда же возвращался, преподобный спросил его: — Как ты нашел братию?
Напротив, он теперь ополчается против меня больше, нежели все другие иноки. И я теперь поклялся уже более не приходить в тот монастырь, разве только спустя долгое время. Сказав так, диавол удалился. А преподобный Макарий возвратился в свою келью. Однажды к преподобному Макарию пришли в скит два странника — один был с бородой, другой моложе — имел только одни усы.
Преподобный принимает дары, не столько для себя, но чтобы было, что подать приходящим к нему.
Некоторые из язычников оставляют прежние заблуждения и принимают от руки преподобного святое крещение в озере, на берегу которого он жил. Слава о нём растёт, и со временем к нему начинают стекаться единоверцы. Вокруг его уединённой кельи образуется новая, вторая по счету, монашеская община. Макария избирают настоятелем. Настоятельствует он достаточно долго, слава о его обители разносится по всей России. Многие приходят издалека, желая принять иночество у него.
Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы. Монастырь славится внешним видом, крепостью стен, основательностью строений, но больше всего привлекает людей праведная жизнь монахов. В это время Богу было угодно особо испытать веру святого Макария. На обитель нападает один из татарских военачальников Улуахмет, изгнанный из Золотой Орды. Монахи не могли долго защищаться. Почти вся братия была скоро убита, и монастырь предают огню.
Макария, с немногими оставшимися в живых, взяв в плен, приводят к татарскому воеводе. Но слава преподобного к тому времени была столь велика, в том числе и среди татар, потому что преподобный благодетельствовал и им, что воевода сильно разгневался на своих воинов, сказав: «Вы знали о святой его жизни и посмели напасть на обитель. Бог один и у нас, и у них. Вам придётся держать ответ перед Богом за сделанное зло». После чего велел отпустить Макария, немногих уцелевших иноков с ним и ещё около четырёхсот мирян, не считая женщин и детей. Отпуская их, предупредил, чтобы они уходили скорее из этих мест, потому что местность эта отныне переходит к Казанскому ханству.
Преподобный же, невзирая на опасность жестоко пострадать ещё раз, просит похоронить убиенных братьев. Получив разрешение, придя на пепелище, преподобный — видя повсюду множество убитых, плакал. Потом, совершив отпевание по чину, посоветовавшись, решили идти в Галичские пределы дальше от опасного места.
После Февральской революции 1917 года митрополита Макария уволили со службы. После смерти епископа его нетленные мощи перенесли в Троице-Сергиеву Лавру. Так как епископ активно служил Церкви до 82 лет, считается, что он может разгневаться на лентяев. Кроме того, запрещено ругаться и с близкими и сплетничать. Нельзя было отказывать беднякам в милостыне.
Перед выносом тела из покоев, монахи открыли лицо старца. Оно было настолько умиротворенным, что все окружающие почувствовали какую-то благостную гармонию. Возникало ощущение, что владыка уснул и видит хороший сон. Канонизирован митрополит Макарий в лике святителей на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году.
ДЕНЬ АНГЕЛА. СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ МОСКОВСКИЙ
Макарьев день 1 февраля: лечебные валенки, чаепития и вещие сны | День Ангела прп. Макария. 1 февраля всегда был в монастыре праздничным днем. |
22 июня - день памяти преподобного Макария Писемского | В день 400-летия со дня преставления преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца, в Свято-Введенском мужском монастыре Божественную литургию совершил. |
1 февраля - Макарьев день | Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. |
Что можно и нельзя делать в день Макария 1 марта, который называют Ярилин день - Новости | 1 февраля: что нельзя делать в День Макария Великого. |
Крестный Ход в День Макария - 07.08.2023 | Память преподобномученика Макария совершается в день его мученической кончины 28 мая / 10 июня, а также в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Радонежских. |
Памяти Святителя Макария
На следующий день большая часть праздничных действий развернулась в селе Унже, так называемом старом городе, куда вначале пришёл преподобный Макарий в поисках нового. В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. Общественная служба новостей узнала, что можно и чего нельзя делать 1 февраля 2024 года в Макарьев день, на Макара-весноуказчика. В первый день февраля православные отмечают день святителя Макария Великого, стоявшего у истоков древней церкви. Протоиерей Макарий Квиткин служил в Оренбургской епархии и был расстрелян в 30-е годы 20-го века. 1 февраля отмечается народный праздник Макарьев День или День Макария.
День памяти Святителя Макария
празднования 1000-летия Крещения Руси. В первый день февраля верующие отмечают день почитания памяти священнослужителя и святого отшельника Макария Великого. На месте захоронения Макария построен МакарьевскийУнженский монастырь с семью каменными церквями. Смотрите документальный фильм о святителе Макарии Московском из цикла передач «День Ангела». Первый выезд в Горный Алтай архимандрит Макарий сделал через несколько дней после прибытия в Бийск.
7 августа — День святого Макария и колокольных звонов
12 января — день памяти Святителя Макария, митрополита Московского — Каменская епархия | Крестный Ход вокруг монастыря. |
Поздравляем С ДНЕМ АНГЕЛА иеромонаха Макария (Маркиша) | В воскресенье, 4 февраля, отмечается 401 годовщина со дня кончины преподобного Макария Жабынского. |
Крестный Ход в День Макария - 07.08.2023 | празднования 1000-летия Крещения Руси. |
Макарьев день 1 февраля. Забываем о работе и пьем травяной чай | Медовый Спас в 2023 году отмечают 14 августа — в день начала Успенского поста, который предшествует Успению Пресвятой Богородицы. |
12 января – день памяти святителя Макария | В воскресенье, 4 февраля, отмечается 401 годовщина со дня кончины преподобного Макария Жабынского. |
12 января — день памяти Святителя Макария, митрополита Московского
К тому времени Макарий определил свою судьбу, поняв, что посвятит ее служению церкви и Всевышнему. Так Макарий, с помощью Божией, начал день ото дня преуспевать в иноческих подвигах. Первый выезд в Горный Алтай архимандрит Макарий сделал через несколько дней после прибытия в Бийск. Протоиерей Макарий Квиткин служил в Оренбургской епархии и был расстрелян в 30-е годы 20-го века. В 1444 году, в возрасте 95 лет Макарий мирно преставился в Макарьевском Унженском монастыре.
7 августа – день памяти преподобного Макария, основателя Свято-Троицкого Желтоводского монастыря
Начиная с 1991 года в обители была возрождена монашеская жизнь и началось постепенное восстановление разрушенных монастырских храмов. В день памяти небесного покровителя обители Телеканал «Союз» вел оттуда прямую трансляцию праздничного богослужения.
Приглашались друзья, знакомые. И за единым столом проводилось веселое чествование духовного преображения Макария. Важно было почувствовать духовное единение как с друзьями и родными, так и с духом Божьим. Чай был заварен на основе следующих трав: душица; зверобой; шиповник. В кипяток опускали горящую лучину из осины.
Считалось, что осина сможет одарить всех, кто этот чай пьет здоровьем и долголетием. К чаю подавались угощения с медом и вареньем. Праздник дарил людям ощущение единения друг с другом и Божьим миром. Верили, что такой травяной наваристый чай придаст здоровья человеку и подарит гармонию его душе. Обязательно возносились молитвы Святому Златоусту о просвещении ума. В этот день особенно сильны заговоры об отступлении зубной боли.
Считалось, что если самовар растопить при помощи валенка, то эта обувь будет нести исцеления ногам, носящего ее. Злых духов и несчастья из дома выгонял запах горящей полыни. Им окуривали все жилое помещение. Народные мудрецы рассказывали, как вылечить мигрени. Нужно было встать на пороге собственного дома и приложившись левым виском к косяку произнести специальный заговор. Девушки проводили обряд, который должен был одарить их красотой и здоровьем.
После чего вар остужался и девушки мыли в нем волосы.
Когда Макарию исполнилось 40 лет, он принял священство и был поставлен настоятелем аввой иноков, живших в Скитской пустыне. Молитва преподобного многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и сохраняла от бед и искушений, а о его милосердии говорили так: «Как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал согрешения, которые он, и, видя, как бы не видел, и, слыша, как бы не слышал». Читайтe также:.
Опытный и ревностный руководитель значительно оживил дело просвещения и обучения алтайцев. В 1883 г.
В целях противораскольнической деятельности епископ Макарий учредил в 1884 г. После перевода на Томскую 1891 , а затем на Московскую 1912 кафедры свт. Макарий не оставлял попечения об Алтайской миссии и был ее духовным руководителем. У митрополита Московского Макария были искренние и духовно-молитвенные отношения с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Он нередко посещал Марфо-Мариинскую обитель и выступал там. Постановлением от 20 марта 1917 г. Синод почислил митрополита Московского Макария на покой за преклонностью лет.
Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Св. Синода В. Митрополиту не разрешили жить в Троице-Сергиевой лавре. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, а затем местом его пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где владыка прожил восемь лет. В 1920 г. В августе 1920 г. Макарию пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского.
В феврале 1926 года митрополит Алтайский Макарий заболел воспалением легких.