Вы находитесь здесь: Главная страница > Новости православия > 12 января — день памяти святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. В годы первосвятительства митрополита Макария состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви. В народе этот день часто называют Макарьевым днем или днем Макария Весноуказчика, так как погода в этот период использовалась для определения того, когда наступит весна. Особое внимание уделял святитель Макарий составлению житий и установлению памяти местночтимых святых.
Макарьев день 1 февраля. Забываем о работе и пьем травяной чай
В день памяти Макария Невского нельзя лениться. Панихиду по Предстоятелям Русской Церкви совершил насельник монастыря архимандрит Макарий (Веретенников). Так Макарий, с помощью Божией, начал день ото дня преуспевать в иноческих подвигах. Именно в этот промежуток времени духовным наставником отца Макария становится старец Леонид, который сразу увидел в молодом монахе своего преемника. В последний день Макарий собрал всю монашескую общину, простился со всеми и ушел к Господу. 7 августа 2023 года, в праздник преставления преподобного Макария, Унженского и Желтоводского чудотворца, в Свято-Троицком Макариево-Унженском монастыре города Мака.
В Лавре почтили память Патриархов Алексия Ι и Пимена
После сугубой ектении отец архимандрит прочитал молитву о восстановлении и укреплении мира. На заупокойной ектении особо молились за приснопамятного архиепископа Феофана Галинского , в связи с годовщиной архиерейской хиротонии. На запричастном концерте приходской хор исполнил тропарь, кондак и величание Рождеству Христову. Перед причастием прихожан отцом настоятелем была проведена общая исповедь. Большинство из прихожан подошло к причастию.
После возведения в сан митрополита одним из первых желаний святителя Макария было посетить места своего иноческого пострига, первых, еще юных трудов на благо Церкви и место своего игуменства — Можайский Лужецкий монастырь. Много лет прошло со времени его прихода в клир церковный, и теперь, когда святитель Макарий приехал в свою обитель 1544 г. Россия крепла и представляла собой всему миру ни от кого не зависимый православный мир. Вскоре царь Иоанн Васильевич собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого, святитель предрек Иоанну Васильевичу о грядущей победе в брани.
В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. С этого времени митрополит Макарий стал совершать в неделю ваий торжественное шествие на осляти с выходом за стены Кремля на Красную площадь.
Царское венчание явилось завершением развития самосознания московской государственности. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. С этих пор святитель Макарий стал первым помощником и соратником Государя.
В 1551 г. В 1552 г. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. После казанской победы в Русской церкви была создана новая обширная епархия.
Богослужебные песнопения исполнил малый состав архиерейского хора Костромской епархии под руководством Н.
На сугубой ектении были прочитаны прошения и вознесена молитва о русских воинах и победе Святой Руси. Проповедь перед причащением произнес иерей Павел Мотовичёв.
Чего нельзя делать в день Макария Великого, 1 февраля
В последний день Макарий собрал всю монашескую общину, простился со всеми и ушел к Господу. 7 августа – день преставления преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, жившего в конце XIV первой половине XV веков, монаха-пустынника. 7 августа – день преставления преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, жившего в конце XIV первой половине XV веков, монаха-пустынника. По возвращении из Казани иеромонах Макарий устроил в Чопоше по типу крещено-татарских школ училище на семьдесят человек с общежитием. 7 августа здесь традиционно отмечают День памяти основателя обители преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца.
В Макарьевском монастыре прошла литургия памяти преподобного Макария Желтоводского
Ко времени избрания святителя Макария на престол Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы ему было около 60 лет. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. Крестный Ход вокруг монастыря. День Макария Великого чтят православные 1 февраля.
Почему на Руси верили, что на Макаров день 1 февраля женщина может «отогнать» хвори на весь год
За несколько лет до своей смерти он принял великую схиму и еще больше усугубил свою молитву. Почил старец 20 сентября 1860 года, оставив после себя несколько поколений духовно взращенных им иноков. Рождаясь для жизни монашеской, человек умирает для жизни мирской. Приобретая новое имя перед Господом и новую жизнь. Оправдал ли преподобный Макарий свое звание «благословенный»? Вопрос риторический. Стоит взглянуть на его житие. Благословенный Господом следовал за Своим Учителем всю свою жизнь.
Так и обладателям этого прекрасного имени стоит брать в пример жизнь своего небесного наставника и стремиться к духовному совершенству.
Люди со всех уголков известного мира стали стекаться к Макарию за помощью и советом, нарушая его уединение. В ответ на это святой выкопал глубокую пещеру под своей кельей, где укрывался для молитвы.
Долгие годы размышлений и покаяний побудили Макария создать ряд богословских трактатов: пятьдесят бесед слов , семь наставлений и два послания. Около 360 года Макарий основал монастырь в Нитрийской пустыне, который получил его имя. Там он прожил до своей кончины в 391 году.
К тому моменту к общине примкнули тысячи иноков. Часть мощей святого находится в этом монастыре, другая часть — в Кафедральном соборе Амальфи в Италии. Монастырь Святого Макария в Нитрийской пустыне.
Его поминают 19 января 1 февраля шестеричным богослужением, как на малый церковный праздник. Католики отмечают день святого Макария 15 января. На старинных гравюрах преподобного обычно изображают старцем с пышной бородой, в священническом облачении с мантией.
Народные традиции на Макарьев день 1 февраля На Руси у праздника было несколько названий: Макарьев день, Макар-весноуказчик, Макар ясный или просто Макарий. Наши предки считали этот день идеальным временем для начала новых дел. В народе говорили: «Все, что начнется на Макария, сложится хорошо».
Утром ходили на праздничную службу в храм, а после молились перед ликом святого Макария. Считалось, что преподобный помогает избавиться от влияния злых духов, избегать соблазнов, обрести духовную чистоту, которая спасает от мракобесия. Кроме того, святой Макарий мог подсказать, как освоить разные науки.
В 12 лет тайно ушёл из дома и принял постриг в Нижегородском Печерском монастыре у игумена Дионисия будущий Святитель Суздальский. Всего он прожил 95 лет, из которых 83 года пребывал в монашестве. Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец, назван так по двум известнейшим обителям. Всего при жизни он длительно подвизался в четырёх местах, где основал три монастыря. На месте самого первого его пустынножительства на берегу р. Лух, у впадения в нее р.
Добрицы у села Худынского, где преподобный подвизался в 1370-80-х гг. По одной из версий, не имеющей исторического подтверждения, им же был основан Макариево-Решемский монастырь в 1390-е гг. Лишь в 1620 г. Однако, в 1817 г. Но в 1883 г. В годы советской власти в 1927 г.
Страдающие недугами люди прикладывались к святыне, пили освященную воду из храма Святой Софии и выздоравливали. Это произошло в период битв святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский одержал победу над племенами, притеснявшими жителей Ростовской и Суздальской земель На битву князь взял с собой икону Божьей Матери, которая считалась чудотворной и позже получила название Владимирской. Свидетельством того, что победу удалось одержать благодаря помощи высших сил, стали огненные лучи, исходившие из икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста, которые находились в войске святого благоверного князя Андрея Боголюбского. В память об этом чудесном событии и был установлен праздник, который в народе называют Медовым Спасом. Они вместе с матерью Соломонией в 166 году до нашей эры отказались подчиниться сирийскому царю Антиоху Эпифану, который принуждал иудеев поклоняться языческим богам. За это их подвергли пыткам, от которых они скончались в ужасных мучениях. Почему Спасы называются Медовый, Яблочный и Ореховый? У каждого из трех Спасов есть свое церковное название.
Но в народе эти религиозные праздники, связанные с великими историческими событиями и знаменитыми библейскими легендами, получили нехитрые названия повседневных продуктов — меда, яблок, орехов. Почему так произошло, в беседе с «Лентой. Следует помнить об условиях, в которых жил народ на Руси. Это была крестьянская страна, и вся жизнь ее населения происходила в тесной связи с природой, подчинялась интересам сельского хозяйства Макарий иеромонах Он уточнил, что, например, мед был единственным сладким блюдом для русских крестьян и считался особой пищей. Яблоки и орехи тоже были лакомством, поэтому их названия вполне подходили для наименования праздничных дней. В современном мире люди не придают большой важности продуктам питания, и пищевое изобилие сегодняшних дней заставляет воспринимать их совсем по-другому, отмечает иеромонах. Также 14 августа в церквях традиционно совершается малое освящение воды, мака и лекарственных трав. Маком и медом раньше приправляли печенье и раздавали его соседям, но в первую очередь — беднякам. Была даже такая поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует».
Что можно и что нельзя делать на Макаров день 1 февраля 2023 года
- Макарьев день, Макар – весноуказчик
- 12 января – день памяти святителя Макария
- 400-летие со дня блаженной кончины святого преподобного Макария Жабынского и Белевского чудотворца
- День Макария Невского: что нельзя делать 1 марта
- День преподобного Макария Желтоводского и Унженского
- День Памяти Преподобного Макария Желтоводского : ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
«Известия» рассказали россиянам о традициях в Макарьев день
Интерьер часовни интересен иконами «расписного неба» — каркасного потолка в виде восьмигранной усеченной пирамиды. Особенностью часовни является и наличие звонницы, поэтому не случайно в день памяти преподобного Макария в музее звучат колокольные звоны. Водосвятный молебен у часовни во имя Макария Унженского и Желтоводского в Каргопольско-Онежском секторе музея начнется в 13.
Если же ослушаться запрета, то и тепло не скоро придет, а значит, год будет неурожайным и голодным. Однако, если нет возможности устроить в этот день выходной, то перед тем, как приступать к работе, надо выпить три глотка святой воды и утереть рот изнаночной стороной нательной рубахи. Рукодельница только время и нитки переведет, да неприятности притянет к себе и своим близким. Кроме того, на Макара хозяйка дома должна приготовить особенный чай, состоящий из таких трав, как душица, зверобой, иван-чай и шиповник, и приправить его медом. Тогда в доме воцарятся любовь и гармония. Воду надо заменить травяным чаем, тогда ни один недуг не пристанет, а те, что есть, тут же уйдут. Примета гласит, что стрижка негативно скажется на судьбе, так как вместе с волосами сегодня отрежутся все радости, счастье и удача.
Что можно и обязательно нужно сделать 1 февраля обязательно надо, переступив порог своего дома, сказать такие слова: «Из дома выхожу барином, а вернусь сюда боярином». На Руси верили, что таким образом можно заговорить себя от слабоумия и других болезней, а также привлечь в дом богатство. Обряды, ритуалы, традиции Макарий — целитель недугов, поэтому 1 февраля обычно женщины ходили к травникам, чтобы те дали целебные травки. Их заваривали и пили всей семьей.
Умер в глубокой старости — в 90 лет. Утром 1 марта нужно сходить в церковь, а также начать копить деньги. Хорошей приметой считается провести вечер в кругу семьи, попить чай с домашним вареньем. В этот день действуют запреты, которые наши предки старались соблюдать. В день памяти Макария Невского нельзя лениться.
Святителя в составе группы из 14 человек вывезли в пустынное место под Смоленском и построили спиной к свежевырытой могиле. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последний, он молился с чётками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда дошла его очередь, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, Владыка сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твоё и Твори волю пославшего тебя». Вскоре этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его. Признание красноармейца, совершившего убийство святителя Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как он мог узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится.
22 июня - день памяти преподобного Макария Писемского
Протоиерей Макарий Квиткин служил в Оренбургской епархии и был расстрелян в 30-е годы 20-го века. В первый день февраля православные отмечают день святителя Макария Великого, стоявшего у истоков древней церкви. Краткое житие святителя Макария, митрополита Московского и всея РусиРусская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов – святых подвижников. новости прихода. В первый день февраля православные отмечают день святителя Макария Великого, стоявшего у истоков древней церкви.
1 февраля - день памяти Макария Великого
Ко времени избрания святителя Макария на престол Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы ему было около 60 лет. В течение Дня памяти святого Макария каждый православный христианин должен совершить хотя бы одно доброе дело. Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы.
ДЕНЬ АНГЕЛА. СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ МОСКОВСКИЙ
Он входил в число избранных царя Ивана Грозного, что само по себе уже требовало мудрости, терпения и высокой степени дипломатии. После распада «избранной рады» Макарий остался наставником государя и служил ему до последних дней. Он ушел к Господу спокойно после ежечасных молитв, которые он возносил про себя Богу. Перед выносом тела из покоев, монахи открыли лицо старца. Оно было настолько умиротворенным, что все окружающие почувствовали какую-то благостную гармонию.
Святейший Патриарх Алексий управлял Церковью с 1945 по 1970 год. Его патриаршество было самым длительным в истории Русской Церкви. Годы его патриаршего служения были ознаменованы серьезным давлением со стороны властей.
Местность эта находилась в пустыне между Нитрией и скитом. Сей блаженный Макарий Александрийский часто приходил к преподобному Макарию египетскому и многократно они вместе ходили по пустыне, ибо они питали друг к другу великую любовь. Когда воцарился нечестивый император Валент арианин[13], то воздвиг весьма жестокое гонение на православных. В Александрию, по царскому распоряжению, прибыл Лукий, арианский епископ[14], с многочисленным войском, который сверг с епископской кафедры православного епископа, блаженного Петра, преемника святого Афанасия Великого. Кроме сего епископ Лукий послал воинов в пустыню, чтобы схватить и отправить в изгнание всех святых отцов пустынников. В числе первых были схвачены оба преподобных Макария. Воины взяли их ночью и, посадив на корабль, отвезли на один отдаленный остров, жители которого не знали истинного Бога, но поклонялись идолам. У одного из идольских жрецов, бывших на том острове, была дочь, одержимая бесом. Почувствовав пришествие преподобных вместе с другими отцами на остров, девица эта побежала на встречу им, громко взывая: — Для чего вы пришли сюда? Ведь этот остров наше давнишнее жилище. Преподобные, сотворив молитву, изгнали беса из девицы, и она стала совершенно здоровою. Увидав это, отец ее, идольский жрец, тотчас уверовал во Христа и принял святое крещение. Также и все жители того острова обратились к Христу и обратили свой языческий храм в христианскую церковь. Узнав о случившемся, нечестивый епископ Лукий был сильно пристыжен, что он таковых великих отцов изгнал из их монастырей. Посему он тайно послал, чтобы снова возвратили блаженных Макариев и всех, бывших с ними, святых отцов в места их прежнего обитания. Таким образом, преподобный Макарий египетский снова возвратился в скитскую пустыню, а преподобный Макарий Александрийский в вышеназванное место келью; также и прочие честные отцы возвратились в свои обители. Между тем к преподобному Макарию египетскому отовсюду приходило множество народа: одни — ради душевной пользы, чтобы получить от него наставления, иные — для исцеления от недугов своих, и таковых болящих к нему стекалось великое множество. Поэтому явилась необходимость в построении гостиницы, где бы могли находить приют странники и больные. Это и устроил преподобный Макарий. Каждый день он имел обычай исцелять одного болящего, помазуя его святым елеем и совершенно здоровым отпуская домой. Так поступал преподобный, имея ту мудрую цель, чтобы другие болящие, не сразу им исцеленные, проживали у него некоторое время, и тем получали врачевание не только тела, но и души, внимая в это время его боговдохновенным поучениям. Для служения при гостинице, преподобный поставил одного из иноков. Инок этот, смущаемый бесом, предался страсти любостяжания, для удовлетворения которой стал утаивать понемногу из того, что отпускалось на содержание бедных. Преподобный Макарий узнал об этом, и призвав к себе инока, сделал ему наставление, сказав: — Брат Иоанн! Послушайся меня и прими мое наставление, которое да послужит тебе на пользу. Вот тебя искушает дух сребролюбия, — ибо это открыто мне, — и я знаю, что если ты примешь мое наставление и перестанешь поступать греховно, то окончишь дни свои в страхе Божием, и в делах благих успеешь, и на месте сем прославишься, «и язва не приблизится к жилищу твоему» Пс. Если же ты не послушаешь меня и не перестанешь согрешать, то тебя постигнет участь Гиезия, страстью которого ты страдаешь 4 Цар. Но Иоанн не послушался преподобного и не переставал совершать свое дурное дело. Спустя пятнадцать или двадцать лет после блаженной кончины преподобного Макария, в течение которых названный инок продолжал работать на наложившего на него петлю сребролюбия Иудина, присваивая себе часть содержания, назначенного для убогих, внезапно все тело его было поражено проказой, и он умер, не только погубив греховно собранное им имущество, но и душу свою. Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал своему ученику: — Пойди немного впереди меня. Ученик пошел впереди преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал: — Слышишь ли, слышишь ли, ты, демон! Куда ты идешь? Жрец остановился и сильно побил инока, так, что он едва остался жив. Схватив затем брошенное было бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему: — Спасайся, трудолюбец, спасайся. Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его: — Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами? Тогда жрец сказал: — Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти. И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: — Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком. И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь, находящуюся на Нитрийской горе. Проживающие там отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Авва же Макарий дал по сему случаю такое наставление: — Злое слово, — говорил он, — и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми. Однажды преподобный Макарий пришел в обитель аввы Памвы[15]. Здесь старцы просили преподобного: — Скажи, отче, слово для назидания братии. Соглашаясь на их просьбу, Макарий стал так говорить: — Простите меня, ибо я плохой инок; но я видел иноков. Так однажды я сидел в скиту в своей келье, и мне пришло помышление пойти во внутреннюю пустыню, чтобы посмотреть, что там такое. В течение пяти лет я боролся с этой мыслью, думая, что это меня искушают бесы. Но когда, и по истечении пяти лет, меня преследовала та же мысль, то я решился отправиться во внутреннюю пустыню. Придя туда, я нашел громадное болото, посредине которого увидал остров. В это время пустынные звери пришли, чтобы напиться воды. Среди зверей я увидал двух нагих людей, и все тело мое затрепетало, ибо я подумал, что вижу бестелесных духов. Увидав, что я очень испугался, люди эти сказали мне: — Не бойся, ибо и мы такие же, как и ты, люди. Тогда я спросил их: — Откуда вы пришли в эту пустыню? И вот уже тридцать лет, как мы ушли из обители. Один из нас египтянин, другой — ливиянин. Потом и они спросили меня: — В каком положении находится теперь мир? Наполняются ли еще реки своими ручьями? Изобилует ли земля обычными своими плодами? Я отвечал им: «да». Затем, снова спросил их: — Каким образом могу я сделаться иноком? Они отвечали мне: — Если человек не откажется от всего, что находится в мире, он не может быть иноком. На это я сказал: — Немощен я, и потому не могу быть таким, как вы. И снова я спросил их: — Когда наступает зима, не страдаете ли вы от сильной стужи? Равно также, когда наступает весьма жаркое лето, не опаляются ли ваши тела жарою? Они на это ответили мне: — Господь Бог даровал нам такие тела, что мы ни зимой не страдаем от мороза, ни летом — от зноя. Однажды преподобного Макария спросили скитские отцы, каким образом он достиг того, что тело его всегда остается худощавым? Ибо не только тогда, когда он постится, но даже и тогда, когда вкушает пищу — тело его всегда остается худощавым. Преподобный Макарий дал такой ответ вопрошавшим его: — Как кочерга, которой переворачивают горящие дрова и хворост в печи, всегда опаляется огнем, так у человека, который устремляет ум свой всегда к Господу и всегда содержит в памяти страшные мучения в огне гееннском, — этот страх не только снедает тело, но и иссушает кости. Затем братия снова спросили преподобного: — Скажи нам, отче, как надлежит молиться? Преподобный дал им такое наставление: — Для молитвы не требуется многоглаголания, но надобно воздавать свои руки горе и говорить: Господи! Если же враг воздвигнет в душе греховную брань, надлежит только произносить: Господи помилуй. Господь знает, что для нас полезно и сотворит нам милость. В другой раз авва Исаия попросил преподобного: — Скажи мне, отче, какое-нибудь наставление на пользу душевную. Преподобный отвечал ему: — Сиди в своей кельи, и сокрушайся о грехах своих. Ученику же своему Пафнутию[16] преподобный сказал: — Никого не обижай, не клевещи ни на кого, — поступая так, спасешься. Кроме того, преподобный дал еще и такое наставление: — Не ночуй в кельи брата, имеющего дурную славу. Пришел к преподобному и другой инок и спросил его: — Авва, что мне сделать, чтобы спастись? Инок пошел на кладбище и, как сказал ему преподобный, бранил там мертвецов, разбивал камнями гробницы их и, возвратившись, рассказал обо всем преподобному. Преподобный спросил его: — Сказали ли что-либо тебе умершие? Тогда преподобный сказал: — Ступай опять, и теперь хвали их. Инок пошел и начал ублажать мертвецов разными похвалами: — Апостолы, святые и праведники, — говорил он. Затем, снова придя к преподобному, он рассказал ему, что хвалил умерших. Тогда преподобный дал ему такое наставление: — Видишь, — сказал он, — что ни тогда, когда ты бранил умерших, они ничего тебе не отвечали, и ни тогда, когда ты ублажал их похвалами, они ничего тебе не ответили. Так и ты, если желаешь спастись, будь как мертвец: — не гневайся тогда, когда тебя бесчестят, не превозносись тогда, когда тебя восхваляют. Поступая так, как эти мертвецы, спасешься. Братия рассказывали еще о преподобном Макарии следующее. Если кто-либо приходил к нему из братий, как к святому и великому человеку, преподобный ничего не говорил с таковым. Если же какой-нибудь инок, нисколько не почитая преподобного, говорил ему: — Авва! И когда кто-либо подобным образом разговаривал с преподобным, он с радостью беседовал с таковым и охотно отвечал на все его вопросы. Однажды старцы, жившие на Нитрийской горе, прислали в скит к преподобному Макарию, с такой просьбой: — Отче! Чтобы не утруждать все множество братий пришествием к тебе, ты сам прежде, нежели отойдешь к Господу, приди к нам. Преподобный исполнил их просьбу и пришел на Нитрийскую гору. Узнав о его пришествии, собрались к нему все иноки, живущие там, и старцы усердно просили его, чтобы он сказал что-либо в назидание братии. Преподобный, прослезившись, стал так говорить: — Братия! Внимая наставлению преподобного, все проливали слезы и, упав ниц, просили его: — Отче! Однажды преподобный Макарий, в то время, когда он проживал еще в Египте, застал в своей кельи вора, похищающего вещи, находившиеся в ней. Снаружи, около келью, был привязан осел, на которого вор накладывал украденные вещи. Преподобный, увидя это, не дал понять вору, что он домохозяин, но показался как бы чужим. И не только не воспрепятствовал вору, но даже сам стал ему помогать брать вещи и класть их на осла. Потом с миром отпустил его, размышляя в себе: — Мы ничего с собой не принесли в этот мир, — ясно, поэтому, что мы ничего не можем и унести отсюда. Все нам дал Господь, и как Он желает, так все и происходит. Да будет благословен Бог во всем! О сем же преподобном Макарии отцы рассказывали, что он сделался как бы земным богом, ибо, подобно тому, как Бог, хотя и видит весь мир, но не карает грешников, так и преподобный Макарий покрывал немощи человеческие, какие он видел. И был он видящий, как бы не видящие, и слышащий, как бы не слышащие. Случилось, что один из учеников преподобного Макария отправился в город, чтобы продать рукоделье: корзины и рогожи. В городе с ним встретилась блудница, которая, увидав красивого юношу, соблазнилась и призвала его к себе, как бы желая купить продаваемые им корзины. Инок, не поняв ее лукавого замысла, вошел к ней в дом. Взяв одну из корзин, женщина та стала спрашивать инока: за какую цену он желает продать ее. Но вскоре она стала говорить ему любодейные речи, покушаясь соблазнить его на грех, подобно тому, как в древности египтянка пыталась прельстить целомудренного Иосифа. Инок, увидав себя в большой беде, ибо он уже был близок к греху, устремил свой ум горе и стал молиться: — Христе Царю! Тотчас он был восхищен невидимою рукою, как некогда пророк Аввакум ангелом, и был поставлен среди своей кельи. Там он увидал преподобного Макария, который прилежно молился о нем Богу, чтобы Он избавил ученика его от нашедшей на него напасти, ибо преподобный узнал, что произошло с иноком. Он мысленными очами видел дальнее так же ясно, как бы близкое. Увидав своего ученика, преподобный сказал: — Чадо! Такую силу имела молитва преподобного Макария у Бога. В другой раз и сам преподобный был восхищен на воздух и чрез огромное расстояние был перенесен туда, куда ему нужно было идти. Он нес корзины из скита и, утомившись от дальнего пути, сел отдохнуть. При этом он помолился Господу: — Боже! Ты ведаешь, что я изнемог. Тотчас преподобный оказался около той реки, куда ему было надобно идти. Благовременно теперь рассказать и о блаженной кончине сего преподобного отца, о чем Серапион, списатель жития его, повествует так.
Перед выносом тела из покоев, монахи открыли лицо старца. Оно было настолько умиротворенным, что все окружающие почувствовали какую-то благостную гармонию. Возникало ощущение, что владыка уснул и видит хороший сон. Канонизирован митрополит Макарий в лике святителей на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году.