Новости что такое великий пост в православии

Великий пост – установленный Церковью 48-дневный пост, предшествующий Празднику Пасхи, направленный на духовную подготовку верующих к Дню Светлого Христова Воскресения. 18 марта в России у православных христиан начинается Великий пост, который продлится 48 дней и завершится Пасхой.

Единение божественного и земного. Зачем верующие ограничивают себя в Великий пост

Кто придумал Великий пост и для чего он нужен? История, факты и его значение В 2024 году Великий пост у православных начнётся 18 марта, за семь недель до Пасхи, и продлится до 4 мая.
Что такое пост и для чего он нужен Великий пост в 2024 году припадает на период с 27 февраля по 15 апреля.
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься Для чего православных христианин ЗАСТАВЛЯЮТ (это обязательное требование, если нет, конечно, ОЧЕНЬ уважительной причины) соблюдать Великий пост?
Кто придумал Великий пост и для чего он нужен? История, факты и его значение Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению.
Уроки Великого поста: каких правил придерживаться, чтобы вырасти духовно и сохранить здоровье Наступил Великий пост, предваряющий главный православный праздник — Пасху.

Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье

Великий пост соблюдают и католики, и протестанты; но только в православии существуют достаточно строгие ограничения в питании и образе жизни на этот период. Великий пост соблюдают и католики, и протестанты; но только в православии существуют достаточно строгие ограничения в питании и образе жизни на этот период. это самый главный, продолжительный и важный из всех постов. В православном календаре четыре многодневных поста — Рождественский, Великий, Петров и Успенский.

Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь

Торжество православия. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. Великий пост – установленный Церковью 48-дневный пост, предшествующий Празднику Пасхи, направленный на духовную подготовку верующих к Дню Светлого Христова Воскресения. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга -

Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания

Третья неделя Великого поста — середина поста, и здесь, считает Церковь, уместно вспомнить о Кресте Господнем. Середина постного пути наполнена утомлением, а может быть и сомнением: «…в неделю третию постов, поклонение празднуем Честного и Животворящего Креста» по той причине, что «четыредесятодневным постом, образом неким и мы распинаемся, умерщвляемы от страстей, горести же чувство имамы, унывающее и низпадающе». Самое время вспомнить о подвиге, который принял на Себя Христос. У этого воскресения красивый образ. Крест Христов, словно дерево на дороге, прохлаждает путников-постников, утомленных долгим и трудным путем на палящем солнце. Или в том же тексте другой образ царь посылает впереди себя знаки своего величия и славы, чтобы узнали о его скором пришествии. И Христос «предпосылает» свое знамя победы — Крест. Четвертая и пятая недели Великого поста более связаны скорее с постным подвигом, нежели с радостью и торжеством двух первых недель.

Сначала вспоминаем о прп. Иоанне Лествичнике: «хоть плотью и живой, мертв был Иоанн, вечно живет, и явился бездыханным». То есть, живя в теле, для этого мира он был мертв, но умерев телесно, обрел вечную жизнь. Как такой вечной жизни достичь, преподобный рассказал в книге «Лествица». Великим постом православные упражняются в тех аскетических умениях, которым научил прп. Пятое воскресение поста и пятая седмица посвящены прп. Марии Египетской.

Если прп. Иоанн зафиксировал опыт поста и аскетического подвига в тексте «Лествицы», то прп. Мария Египетская своим житием особенно явила суть постного подвига. Шестое воскресение Великого поста — его окончание и напоминание о том, что в этом мире торжество может перерасти в скорбь. Вербное воскресенье, когда народ торжественно встречал Христа, въезжающего в Иерусалим, перетекает в Страстную седмицу. Это уже память о предательстве, Кресте, страданиях, Смерти, без которых невозможна Пасха. Постное воздержание «…Хорошо известно, братия мои, что во время сих святых дней бывает и изменение в пище, прибавление коленопреклонений и поклонов, и приращение в пении и в службах, по древнему преданию Святых наших Отцев.

Приимем же сей дар поста честно и с радостию; не будем скорбеть о страдании и ослаблении нашего тела, но будем радоваться о здравии и спасении нашей души», - так говорил прп. Феодор Студит об аскетическом подвиге. Может ли современный православный христианин поститься до «страдания и ослабления тела»? И как вообще поститься? По началу христиане не имели единого образца для воздержания. Все постились по-разному. Церковный историк Сократ пишет о 4 веке христианства, что «одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые, вместе с рыбой едят и птиц…Одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают.

А иные, постясь до девятого часа, вкушают потом всякую пищу».

Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу. Согласно Книге Бытия, Господь Бог воспитывал человека и создал его не в атмосфере вседозволенности, а дал ему заповеди. Вначале простейшие, однако конкретные: запретительные и повелительные. Повелительная заповедь была — возделывать и хранить Эдемский сад, а запретительная — не вкушать от одного из деревьев сада, от древа познания добра и зла.

Поэтому «не вкушай» — это первая запретительная заповедь человеку. Необходимо вписать свой пост в контекст этой заповеди. Нужно отказаться от определенных родов пищи, с тем чтобы истончить свою телесную природу, несколько ослабить ее влияние на душу. Чтобы рабство души телу если не исчезло, то ослабилось, и чтобы душа расправила крылья. Правильный пост — это борьба за человеческое в самом себе.

Он — попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» то есть душа будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост — это радость.

Протоиерей Сергий Моздор и настоятель Покровского собора г. Воронежа так прокомментировал отличие поста: — Вегетарианство — это система питания, у христианского поста другие цели.

Для верующего человека это особенное время, когда семь недель мы по сути стараемся жить по монашескому уставу: усиленная молитва, воздержание в еде, мыслях, поступках и вообще усмирении плотского. В обычной мирской жизни наши добрые побуждения и мысли разбиваются о нашу лень, развлечения, а также повседневную суету и заботы. Пост дает нам возможность, смиряя плоть, сосредоточиться на главном — на душе, ее внутренней работе. Отказываясь от молока, яиц и мясо, мы через встряску организма, пытаемся подтолкнуть себя к нравственному самосовершенствованию. Вегетарианство — это мирской образ жизни, который не сопровождается духовной работой.

Пост — это наша малая жертва Богу, наше духовное упражнение и доказательство любви и веры, потому что как сказано в священном писании: «вера без дел мертва». Кстати, верующие люди часто спрашивают совета у священника и благословения на пост, некоторые также предварительно консультируются с врачом. Разрешенные продукты в пост. Все продукты растительного происхождения: крупы, овощи, фрукты, травы, орехи, ягоды, хлеб, макароны без яиц, грибы, водоросли, растительные масла, в отдельные дни — рыба, икра и вино. Запрещенные продукты в пост.

Все продукты животного происхождения: мясо, птица, яйца, молочные продукты, животные жиры. Как правильно поститься: духовное воздержание Духовная работа во время поста намного важнее, чем отказ от пищи животного происхождения. В идеале человек должен перестроить свою жизнь: ежедневно молиться, творить добрые дела, каяться и бороться с грехами.

Церковная жизнь в дни Великого поста заметно меняется, и с непривычки легко запутаться и растеряться. Стоит также учесть, что не все пойдет так, как хотелось бы, и в таком случае надо не отчаиваться и решать, что «все пропало», а продолжать делать то, что получается. Господь не ждет от нас исполнения повинности от буквы до буквы, но видит наше искреннее стремление к Нему. Не нужно брать на себя непосильные подвиги, особенно если это только первые опыты поста, и ждать в себе чудесных перемен.

Но нужно попробовать за этот семинедельный период исправить в себе хотя бы малый изъян и постараться не возвращаться к нему по окончании постного времени. Если в каждый пост мы будем понемногу менять себя и сохранять в себе эти изменения, то со временем получим реальные плоды Великого поста. Молитвы Великого поста В Священном Писании молитва и пост часто составляют единое действие, и телесное воздержание — это скорее поддержка духовного делания. Святые сравнивают пост с «крыльями», которые помогают молитве достичь неба. С одной стороны, молитве уделяется больше внимания, когда душа «не отягощается и подавляется гибельным бременем удовольствий», отмечает святитель Иоанн Златоуст. С другой, молитва становится для постящегося защитой от раздражительности, высокомерия, самомнения. Они, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, как сорняки, растут в «сердце постящегося», если он удовлетворяется одним только телесным подвигом.

Есть тексты, которые звучат только в этот период дома и в церкви и дают возможность глубоко проникнуться атмосферой Четыредесятницы. В основном это покаянные тексты, потому что покаянием прокладывается путь к Богу. Со вторника Масленицы и до Великой Среды она с понедельника по пятницу звучит на богослужениях и читается верующими дома. Принято особым образом сопровождать ее земными и поясными поклонами. Этот короткий и емкий покаянный текст был написан древним подвижником, который на собственном опыте знал, насколько нужна каждому милость Божья. Однажды он был осужден за преступление, которого не совершал, но после видения во сне понял, что нужно пересмотреть свою жизнь. Когда он вспомнил совершенный по глупости поступок, похожий по своему результату на тот, за который теперь он находится в тюрьме, то неожиданно был отпущен на свободу.

Тогда будущий святой глубоко осознал, что на самом деле значит покаяние и где искать для него источник, даже когда кажется, что во всем прав. Еще одно вдохновляющее поучение Ефрема Сирина касается ангелов-хранителей, радующихся нашему посту: «потому что посредством поста и молитвы мы делаемся им близкими». Ежедневно читать молитву Ефрема Сирина легче, помня об этом. Читайте также: Молитва Ефрема Сирина. Текст, переводы Канон Андрея Критского Канон Андрея Критского — это одно из величайших произведений христианской гимнографии, целиком посвященное теме покаяния. Он состоит из 250 тропарей и повторяющегося припева «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Во время Великого поста канон дважды читается в храме.

В первые четыре дня — по частям, а на пятой неделе — целиком, что одновременно требует и немалых усилий, и добавляет стойкости постящимся, когда большая часть пути уже позади. Автор канона преподобный Андрей Критский соотносит грехи и помыслы своей души с событиями из Священной истории. И вот уже двенадцать столетий слова, написанные в раскаянии древним архиепископом, православные верующие применяют к себе. Сегодня существует множество пояснений и толкований Великого канона, но даже когда человек понимает в его тексте далеко не все, его душа не может не отозваться, улавливая отдельные слова, интонации и из самой глубины сердца идущее прошение к Господу: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Три подготовительных воскресенья посвящены притчам Спасителя, и в каждой части песнопения можно найти отсылки к ним. Первые слова о покаянии напоминают притчу о каявшемся мытаре. Во второй части прошение наставить на стези спасения как будто дает отсылку к блудному сыну.

А в третьей упоминается Страшный суд. Молитва «Покаяния отверзи ми двери…» повторяется на всенощном бдении в субботу вечером вплоть до пятого воскресенья поста. Накануне Входа Господня в Иерусалим она уже не поется, так как период сосредоточенности на своих грехах закончился — верующие готовятся к воспоминанию Страстей Христовых, следованию за Господом на Голгофу. Верующие слушают его, стоя на коленях. В основе текста — слова из 140-го псалма Давида. Смысл текста — просьба о даровании такой молитвы, которая действительно направится к Господу. Чтобы быть Им услышанной, наша молитва должна быть искренней, внимательной, глубокой.

Вот об этом и просят верующие в дни Великого поста, когда молиться нужно больше, но при этом сохранять сосредоточенность бывает непросто. Богослужение Великого поста Богослужение Великого поста отличается от привычной церковной службы и по атмосфере, и по своему построению. Убранство храма и облачения клириков в этот период черные или темно-фиолетовые. В церкви царит полутьма. На самой службе меньше поют, больше читают. А вместо литургии часто бывают изобразительны служба, состоящая из чтения псалмов, молитв, отрывков из Священного Писания. В будни литургию служат только в среду, пятницу или праздники, и она совсем другая.

Об отличии от обычной говорит ее название — литургия Преждеосвященных Даров: верующие причащаются Дарами, освященными на последней полной литургии. В Великий пост полной она бывает в субботу — хорошо знакомая литургия св. Ионна Златоуста, и воскресенье — литургия Василия Великого, совершаемая всего десять раз в году, семь из которых приходятся на этот период. Отсутствие литургии, с одной стороны, напоминает о древней традиции монахов уходить в скиты или уединяться в кельях в дни Великого поста, не собираясь для совместного богослужения, и брать с собой запасные Дары, чтобы причащаться во время своего молитвенного подвига. С другой, литургия — это всегда торжество, а большая часть богослужений Великого поста настраивает на сокрушение о грехах. Еще одно богослужение, которое совершается только в Великий пост, — пассия. Это не обязательная служба, но во многих храмах она все же бывает вечером в четыре великопостных воскресенья.

Во время пассии читается отрывок из одного из Евангелий, рассказывающий об искупительной жертве Спасителя, и акафист Страстям Господним. Соборование в Великий пост Есть еще одно богослужение, совершаемое в храмах в этот особый период года. Оно не обязательное, и в каждом приходе его назначают на разные дни и время, и обычно храмы бывают полны, потому что многие верующие желают прийти на соборование в Великий пост. Соборование — одно из семи таинств Церкви. Во время него читаются определенные фрагменты апостольских посланий, Евангелия, специальные молитвы и особым образом совершается помазание верующих освященным маслом елеем. Традиционно это таинство совершается над больными, и во время него священник и сам верующий просят у Господа Божьего благословения и избавления от недугов — как телесных, так и душевных. Вряд ли сегодня хоть один человек сможет назвать себя полностью здоровым, тем более христианин, понимающий, как устроена наша душа и какие страсти в ней порой гнездятся.

Именно поэтому в этот покаянный период люди, даже не особенно страдающие от телесных болезней, тоже прибегают к этому способу очищения души. Важно понимать, что соборование — это не волшебная манипуляция, а личный молитвенный труд. Оно не заменит таинств Покаяния и Причастия, но может дополнительно укрепить и поддержать человека на его великопостном пути. Что читаем в Великий пост Немалое значение имеет, что мы читаем в Великий пост, так как во многом досуг влияет на фон нашей жизни.

Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно

Этим роликом открываем новый плейлист: Великий Пост. Вели́кий по́ст — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года. Великий пост – это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. Великий пост — период подготовки к Пасхе (празднику Воскресения Христова), во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями.

Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году

Цель любого православного поста – подчинить тело духу, умножить любовь к Богу, уделить пристальное внимание духовной жизни, сконцентрировать силы для душевной борьбы с грешными мыслями, воспитать волю. Великий пост у православных в 2024 году начинается 18 марта и закончится 4 мая. Что такое Великий пост. Великий пост в 2024 году припадает на период с 27 февраля по 15 апреля. Великий пост — одно из главных событий православного мира, к которому, как к пути, готовятся верующие. Что такое Великий пост.

Что такое Великий Пост и как его провести? Ответы священников

Но вот однажды мы делаем стоп-кадр. Что это такое? Человек начинает всматриваться в то новое, что вторглось в его голову сейчас, в его душевную жизнь. Присматривается и начинает спрашивать. Должен пользоваться советом Вл. Ильича Ленина.

Так, не понятно, откуда взялось — воздухом навеяло. Бетховен, может, по радио передавался, и такая мысль там была закодирована, или ещё что-нибудь, ну мало ли? Не пойти ли напиться? Так вот, ты эту мысль осознал и попробовал понять: если я её исполню, то что из этого произойдёт? Вот, у меня есть Ангел Хранитель за правым плечом ну, надеюсь.

Если он ещё там, и я не отогнал его ещё окончательно. И вот элементарный вопрос: если я этому помыслу последую, откуда последуют слова одобрения? Кого я порадую? Того, кто за правым, или кто за левым плечом? Кому это будет выгодно?

Простенький вопрос, кажется, примитивный! А попробуйте хотя бы иногда этот вопрос себе задавать, и многое в жизни станет яснее. Итак, я понимаю, что на самом деле, если я по этому прилогу, то есть по этому помыслу поступлю, — аплодисменты раздадутся слева. Что тогда я должен делать? Моя душа — это, если хотите, охраняемая территория, и у меня есть своя система ПВО противовоздушной обороны.

И вот, скажем, в воздушное пространство России вторгается некий неопознанный летающий объект. Это кодированный сигнал на определённой частоте с определённой последовательностью. И вот на своих летательных аппаратах, на всех, стоит приборчик, который автоматически, без воли лётчика улавливает этот запрос, он знает эту волну, на эту волну настроен. Но если вторгся чужак — он молчит, он не отвечает на эту волну, на этот запрос. И тогда объявляется тревога — понятно, что это чужой, надо приводить в готовность какие-то там подразделения и решать вопрос, как его выпроводить из территории нашего воздушного пространства.

Тогда нужно попросить её выйти. Ну, просить вежливо, так вряд ли послушается. Так вот, гнев или ненависть — это дар, который в душе человека выполняет ту же функцию, что система иммунной защиты в нашем организме. Появилась инфекция в моём теле, в моей крови, там антитела соответствующие набрасываются на эту инфекцию и уничтожают её. Отойди от меня!

Не соизволяю! Вместо греха мы гневаемся на грешника. Вместо зла мы зачастую гневаемся просто на людей, даже на Бога гневаемся. Но это уже вопрос.. Но в самом топоре нет ничего плохого.

Так вот, если мы опознали некий прилог как зло, но не прогнали его, а продолжаем с ним беседовать, то он нас постепенно убеждает. Но, в принципе, вот правда, что так вот иногда поступить нужно. Нет, я лично никого убивать не буду. Но, в принципе, некоторых, конечно, задушить голыми руками надо. Сначала Раскольников слушает разговор где-то в трактире двух офицеров.

Эта мысль мелькает у него в голове, затем он начинает её обсасывать, приходит к выводу, что некий Наполеон имеет право доказать, что он не тварь дрожащая. Но некий Наполеон, а не лично Раскольников. И кончается тем, чем кончается. Так вот, чтобы таких приключений было поменьше, человек должен сражаться с этими грешными помыслами. Вот когда человек согласился на грех — это ещё не всё.

Потому что дальше некая борьба ещё может продолжаться. Голос совести всё-таки может шепнуть, что так не следует. Ещё что-то. И вот дальше человек может оказаться в состоянии пленения. Греховное пленение — это когда моя душа не желает зла, но грех меня тащит.

Я каюсь в этом грехе, я не хочу в принципе его хоть какой-то частью своей души, но нет во мне сил от него избавиться. Это пленение грехом. Он не просто отдаётся ему, а отдаётся с наслаждением. Вот такое страстное пленение. Когда человек попал в состояние страсти или даже пленения, то избавиться от греха уже очень тяжело.

Поэтому лучше бить грех, когда он ещё мал. И вот, когда израильское племя увели в плен, дальше произошла вполне обычная история. Люди прижились — земля хорошая в Междуречье земля плодородная , климат хороший, их там не сильно обижали, у каждого был свой участок земли. Кроме того, это же всё-таки евреи. Они очень быстро занялись бизнесом, торговлей, очень быстро начали процветать.

И, в общем, они начали забывать свою родину. Но мало того, что они начали забывать свою родину, они начали забывать Бога. И начали, как бы между делом, кланяться местным, языческим богам. Пойми, ты здесь в плену, как бы тебе сладко здесь не было! Это не твоя земля.

Не забывай Бога — у тебя другое призвание! Мессия ещё должен к тебе прийти — Искупитель всех! Да забвенна будет десница моя, если я забуду тебя, Иерусалим. Да отсохнет язык мой, да прильпнёт он к гортани моей, если я не положу, Иерусалим, память о тебе в начале веселия моего. Блажен, кто воздаст тебе воздаяние твое.

Блажен, кто сделает с тобою то, что ты сделала с нами. Блажен, кто помянет тебе день, когда ты разрушила наш Иерусалим. Поразительная вещь: христиане готовятся к Великому Посту — время покаянного подвига, время прощения, примирения. Так вот, надо понимать именно духовный смысл этих стихов. Мы с вами христиане, мы — это новый Израиль.

Мы уведены в плен. Наш Иерусалим — это не тот Иерусалим, что стоит между Средиземным и Мёртвым морем. Наш Иерусалим — это наше сердце. Где Господь обитает, там Его святой Град. Обитает ли Бог в таком-то каменном здании?

Сердце человеческое — это храм. Там должен Господь царствовать! Там, внутри нас, Царствие Небесное должно быть! А мы отрекаемся в нашей повседневной жизни, в нашем быте мы отказываемся от Царства Христова. Почему отказываемся?

А потому, что истинный гражданин некоего Царства — только тот, кто слушает своего Государя. Значит, вот с 8 до 8. А вот начиная с 8. Потом вечером вернусь, вечернюю молитву почитаю — с 10 до 10. Что сделает император с таким гражданином, который так ему заявит?

Ну, вряд ли похвалит. А ведь мы так и обращаемся с Богом. Потом мы забываем и о молитвах. Мы забываем о Твоих заповедях и живём по стихии мира сего. Все врут — и мы лжём.

Все крадут — и я краду. Все проходят мимо чужой беды — и я пройду. Для того, чтобы назвать себя рабом Божиим, великое дерзновение надо иметь. Не лжём ли мы, когда мы говорим, что мы рабы Божии? Мы рабы Бога или рабы чего-то другого?

Рабы греха? Что вторгается в нашу жизнь, что подчиняет её? Каждый из нас — это такой ходячий парламент, Государственная Дума. Теперь что вы скажете по этому вопросу? Вот наступает какой-нибудь вечерок.

В храм дорогу помнишь ещё? Какие книжки, какие молитвы, парень?! И есть ещё масса иных фракций со своими специфическими проблемами. Их много, а я один. Этих фракций много, а в каждый конкретный момент я могу делать только что-то одно.

Твоя воля. В надежде на то, что как бы если воля этой фракции, наглой такой фракции, понимаете, будет исполнена, авось, на полдня она отстанет, не будет больше приставать, а я в это время какими-нибудь другими делами займусь. Так вот, во мне идёт такая бесконечная парламентская буза. Иногда его находят, а по большей части нет. Но Царствия Божия там напрочь нет.

Диктатуры совести там нет. Есть что-то совершенно другое. Давайте посмотрим правде в глаза. Мы не шибко-то христиане. Про Христа — то мы в течение года…радость Пасхи мы потеряли!

То дивное чувство, что мы, действительно, не рабы уже, но сыновья! Вот это пасхальное чувство соучастия в Таинстве Христа мы уже потеряли… Ну, что ж, давайте теперь оглянемся и подумаем: где мы? А мы уже в Вавилон приехали, оказывается. Нас пленили наши страсти и наши грехи. Раз так, с чего может начаться восстание?

С осознания того, что так жить нельзя. Дальше так жить нельзя. Где я? Каким я пред Богом предстану? И так человек понимает, что он в неправильном состоянии, в плененном.

Значит, надо бороться за потерянную свободу. За свободу быть христианином, за свободу жить по совести. И вот тогда даётся совет, как обрести свободу: младенцев избивай! Вот эти младенцы Вавилона — это символ греха.

Если не осознать этого, то результата не будет, подчеркнул Конюхов. Поэтому нужно понять, что я это делаю для того, чтобы освободить некое пространство для более серьезной духовной жизни», — пояснил собеседник ОТР. Вхождение в Великий пост для каждого индивидуально, с учетом особенностей жизни. Священник отметил: чтобы пост принес пользу, нужно уточнить у своего духовника, какой режим подойдет именно для вас.

Кроме того, необходимо осознать, какие ограничения тело и душа могут осилить, а какие — нет. В пост важно уделить больше времени духовной жизни, продолжил Конюхов. Главное — не просто признать свои ошибки и попытаться замолить их, а именно — начать путь к изменению. За каждым покаянием, подчеркнул священник, должна стоять проделанная работа над собой. Очень здорово, если он постящийся — прим. На протяжении всего Великого поста, добавил он, важно не забывать о прощении ближних. По словам священника, начать очищать свое сердце от обид нужно в Прощеное воскресенье. Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней.

В этом году он выпадает на 18 марта, а заканчивается 4 мая.

Диета — это временные ограничения тех или иных продуктов ради достижения приятного отражения в зеркале. Веганство, или вегетарианство — не только отказ от мяса, но во многом идеология.

Представители данной культуры уверены в невозможности употребления животной пищи в связи с убийством животных. Главная цель поста — духовная, а не кулинарная. Можно есть привычную еду, но отказавшись от сериалов в пользу чтения духовной литературы и от походов в бары, чтобы пожертвовать сэкономленные деньги нуждающимся, и при этом быть постящимся человеком.

В то же время строго ограничивающий себя в еде человек, который не посещает службы в церкви, не молится, и не посвящает свое время духовному росту, таковым считаться не будет. Психология поста: тренируем силу духа Предлагая ограничиваться в питании, в церкви часто сравнивают человека и животное. Дескать, главное отличие человека от животного состоит в силе духа.

Животное будет есть все, что хочет, а человек в состоянии управлять своим духом и делать осознанный выбор во всем — от приземленного питания до духовного развития. Смысл в этом видят и современные психологи и коучи разного толка. Даже оставив в стороне сугубо религиозную часть поста, мы вряд ли будем спорить с тем, что живя в определенном достатке и изобилии, мы сегодня перестаем видеть и ценить те самые простые и важные вещи, которыми обладаем — здоровье, крышу над головой, близких и родных, возможность учиться, работать и зарабатывать, и многое другое.

Психолог, руководитель Европейской школы психологии Кристина Кудрявцева: - Один из митрополитов как-то сказал "В Пост главное не есть друг друга". Что такое пост? Это практика воздержания, то есть управления своими желаниями.

Своей волей я удерживаю желание и не ем кусок мяса.

И хотя бы поэтому, даже не понимая вполне церковнославянского языка а сегодня многие, особенно начиная церковную жизнь, его не понимают всё-таки стоит приводить себя в храм, ставить себя в нём и слушать. Потому что человек больше, чем его рассудок. И там, где рассудок не вполне понимает смысла слов, там сердце чувствует что-то своё. Эти слова, эту молитву нельзя перевести ни на один язык мира. Есть много православных приходов, которые открылись в Германии, в Англии, во Франции, в Америке, в Австралии — в самых разных странах.

И на местные языки переводят нашу Литургию. Потому что mercy — это слово из французского языка, для англичанина оно иностранное, по сути дела. А почему? Помните если кто слушал Баха, или Моцарта, Вивальди, западные католические или даже лютеранское церковные песнопения , что месса служится на латинском языке, но одна молитва поётся по-гречески? Почему нельзя? Дело в том, что в православном понимании мы от Бога ждём исцеления.

Не амнистии, не извещения о том, что небесные инстанции больше не гневаются на наши грехи и порвали нам приговор, а исцеления. В грехе я ранил свою душу. Ну, пацан любопытный, только мама за порог, он, конечно, сразу за ножницы. Баловался с ними, баловался, — себе палец порезал. Мама возвращается. С одной стороны, она сердится на малыша, что он, мерзавец такой, всё-таки нарушил её заповедь и порезал себя.

Но что малышу-то надо от мамы? А кровь пусть течёт. Вот человек в таком положении. Да, мы нарушаем Заповеди Божии, но ведь через это мы уродуем самих себя. И поэтому в православном понимании мы просим у Бога и приемлем от Него прощение не в смысле юридическом, а прикасания к глубинам нашей души, которое может исцелить. Дело в том, что масло — это древнейшее лекарство.

Более того, масло — это первое лекарство, с которым человек встречается в своей жизни. Младенчик рождается — его маслицем подмазывают. Масло защищает от инфекции, масло смягчает кожу. Того, чтобы Господь вошёл в наше сердце и исцелил нашу душу, изуродованную страстями. Великий Пост — это время, когда человек находится в пути. Это путь к Пасхе.

И поэтому, поскольку мы в пути, как ни странно, Великим Постом, оказывается, меньшее богослужение. Великим Постом не служится Литургия. Другие службы дневного цикла, суточного цикла остаются, а Литургия не служится. Она служится только по субботам и воскресеньям, но суббота и воскресенье считаются в православной традиции праздничными днями в любом случае — это не постовые дни. Это очень важно понять: суббота и воскресенье не входят в число дней Великого Поста. Суббота и воскресенье — это не пост, поэтому там Литургия служится, а в остальные дни —нет.

И только в среду и пятницу для тех людей, которые сугубо желают причаститься, допускается Причастие, — они могут прийти в храм и причаститься, но Дары не освящаются ради них в эти дни, а они причащаются Дарами, которые были освящены заранее, в предыдущее воскресенье. И, кстати, тем людям, которые ещё не знают церковных установлений, я очень советую: чтобы понять, что такое Великий Пост , ходите в храм кроме субботы и воскресенья. Хотя бы на полчаса загляните, если есть в вашем городе храмы, в которых ежедневная служба — монастырский, скажем, храм. На будние дни хотя бы несколько раз зайдите, и пусть не всю службу, если с непривычки не можете всё выстоять, хотя бы 20 минут, полчаса постойте, подышите этой удивительной атмосферой Великого Поста. Ну, а теперь надо перейти, наконец, к тому вопросу, который возникает обычно у всех, когда речь идёт о посте. Что с диетой, что с питанием?

Зачем, вообще говоря, эти ограничения в пище? Неужели Богу есть какое-то дело до того, что лежит у меня в тарелке? Значит, прежде всего, христианский пост никак не связан с представлением о том, что бывает пища, которая оскверняет человека или не оскверняет его. Всё, что создал Господь, всё чисто. Если это съедобно, то, что же, — кушай. Не пищей оскверняется человек.

Но в то же время, почему мы говорим о том, что воздержание в пище бывает необходимым? А потому, что человек целостен. Мы — не просто дух. Человек — это воплощённый дух. И от того, как живёт моё тело, очень во многом зависит жизнь моей души. Вот посмотрите: человек меняет одежду.

Как много от этого меняется! Вот женщина одевает вечернее платье — и она уже совершенно другая. Вот она только что была в телогрейке — она одна, а вот вдруг она поменяла её на вечернее платье — она уже совершенно другая. И другая не внешне, а она чувствует себя иначе, ощущает себя иначе, иначе смотрит, иначе чувствует! Значит, если даже от одежды зависит жизнь души, тем более она зависит от вообще состояния тела. Понимаете, дело в том, что человек грешит не телом.

Человек грешит своей свободной волей. Не тело виновато в наших грехах, а наша душа. Но, тем не менее, многие грехи происходят потому, что грех, шевельнувшийся в моей душе, как резонатором, мегафоном, был усилен моею плотью. И вот бывает нужно этот мегафон ослабить, чтобы он меньше резонировал. И вот пост для этого и служит. Итак, по мысли преподобного Серафима Саровского, пост — это не главное в жизни христианина, и молитва не главное, и даже милостыня, а главное — это стяжание Духа Святаго.

А пост, молитва и милостыня — это средства для этого. Итак, пост — это не главное. Пост — это дорога к Пасхе. Пост — это средство. Но дело в том, что чтобы правильно пользоваться средством, надо знать конкретно для чего. Понимаете, если я Вам подарю молоток и скажу, что с помощью молотка можно собрать машину..

Но, вообще-то, надо указать, какие именно части в машине могут соприкасаться с молотком. А иначе, понимаете, начнёте колотить куда ни попадя, и все эти полуфабрикаты, запчасти, могут только разрушиться, только и всего. Так вот, мало сказать, что пост нужен для духовной жизни и т. Конкретно, для чего именно? У поста в смысле воздержания от мясной, плотной пищи три смысла. Первый, который больше всего знаком всем нам и с которого я начал: это знак общецерковной солидарности, действие послушания.

Церковь благословляет в это время поститься — из послушания Церкви, из чувства своего единства, соборности с остальными христианами православными я буду в это время поститься, хотя мне это тяжело и радости никакой не доставляет и т. Это первый смысл, на котором, как я понимаю, большинство церковных людей на самом деле сегодня находятся. Второй смысл: пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти, чтобы слегка погасить избыток сексуальной энергии, прежде всего. Но и здесь также с самого начала нужно заметить, что, прежде всего, в таком случае во втором смысле пост приложим не ко всем. Он приложим только к людям, что называется, половозрелого возраста — т. Значит, это я к тому, что когда, скажем, в христианской среде речь идёт о посте детишек, то здесь, может быть, имеет смысл им говорить, что вот надо поститься просто из послушания.

Но, понимаете, дело вот в чём: ведь можно проще дать человеку понять, что пост — это время такого сугубо личного подвига и время послушания. Для этого у пятилетнего малыша не обязательно молоко отнимать. Если вы перестанете его пирожными до Пасхи кормить, перестанете ему вкусности печь… Вот он привык, что вы ему ватрушки печёте, а вы перестанете ему ватрушки печь и поясняете, почему вы ему не печёте ватрушек, а молоком поите, — для него это будет достаточный пост. А вот в тринадцать лет надо подумать, стоит ли его, действительно, так упорно мясом кормить или нет. Но здесь вопрос некой решимости. Человек действительно, всерьёз, намеревается ограничить буйство своей плоти или нет?

И вот это тоже, конечно, серьёзный вопрос, но это вопрос пастырский, что в таком случае делать. И, наконец, третье значение поста как воздержания от тяжёлой пищи — это облегчение молитвенного труда. Вот если ты встаёшь с тяжёлым чувством, так что о Боге как бы и думать не хочется, значит, переел. Вот есть благодарственная молитва после трапезы у православных, в которой мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас земных Своих благ. Соответственно, есть нужно так, чтобы не слишком дискомфортно было между вот этой молитвой, что мы просим у Бога, и тем, в какое состояние мы только что себя привели. Значит, в этом смысле пост — это средство истончения плоти.

Плоть — это не тело. Плоть — это та часть нашей души, которая связана с телом. Это те движения нашего сознания и подсознания, наших чувств, которые связаны с нашей сексуальностью, совершенно естественно ведь сама по себе сексуальность безгреховна. Вопрос в том, в какой мере всё это определяет нашу сознательную душевную жизнь. Значит вот то, что находится на грани между телом и нашей душой как таковой, нашим духом, — это и есть плоть. Но на современном языке можно было бы сказать, что плоть — это то, что исследует фрейдистский психоанализ.

Так вот, плоть — это раковая опухоль, когда наша сексуальность распухает за отведённые ей пределы. Церковь благословляет брак, благословляет влечение мужчины и женщины, освящает его. Вот когда та же сексуальная стихия распухает за пределы и становится диктатором — вот это уже плоть. И эту плоть надо поставить на место. И вот здесь, конечно, пост может помочь. Поэтому поймите: проблема не в том, что лежит у меня в тарелке.

Объесться можно и постной пищей. Проблема в том, как всё это влияет на молитвенную настроенность человека. И вот здесь есть ещё одна проблема. Если сказано, что пост истончает плоть, то ведь дело в том, что через эту истончившуюся завесу такая образина может выглянуть! Пост делает человека более прозрачным. И тогда наружу могут начать проступать такие страсти, которые обычно человек в себе более-менее культурно скрывает.

Вынеси из кельи Евангелие и Псалтирь. Загради все окна и двери. И не молись! И они начинают терзать его и раздирать. Так вот, пока человек живёт в мире, у него есть какое-то утешение: ближние, книги и ещё что-то такое. А вот когда всё это отнимается, человек остаётся один на один с собой, и оказывается, что самого страшного врага, самого страшного зверя я ношу в себе.

Так вот, начинается время поста, истончается эта завеса, и как часто бывает, что постящийся человек становится социально опасен, рядом с ним находиться страшно, он жутко раздражительным становится. Пока он был сыт, он злился только по пятницам. А как только он постоянно чувствует источник беспокойства а голодный желудок — это постоянный источник раздражения, а он не умеет своё раздражение контролировать, он не владеет своей душой, своими эмоциями , вот это раздражение его желудка начинает выливаться на всех вокруг. И поэтому бывают случаи, когда опытные духовники запрещают поститься. Вновь поймите: пост — это средство для достижения цели. А если человек к этой цели и не идёт?

Ему не интересно никакое духовное творчество, духовное делание. Так в его руки молоток влагать опасно. И вот запчасти разложены, и каждому в руки даётся молоток. И оказывается один человек, который совершенно не собирается никакой автомобиль собирать. Он весьма раздражителен, а вы ему в руки молоток даёте. Так он этим молотком, простите, не по болтам стучать начнёт, он по головкам может начать стучать.

И вот поэтому бывают случаи, когда духовники запрещают некоторым людям поститься. Вместо поста физиологического питание ты лучше Покаянный канон каждый день читай, в храм почаще ходи и попробуй за собой грехи прежде всего видеть. Вот в древнем патерике есть такой рассказ, он, модифицируясь, и в нашей жизни постоянно воспроизводится. Вот пост наступает, что мне кушать-то?

Великий пост — 2024: даты, правила и ответы на самые главные вопросы

Гораздо важнее перемены в сознании, отношениях с окружающими, поступках. В пост важно: не завидовать, не мыслить высокомерно или эгоистично; заботиться о близких; быть добрым с окружающими, помогать, заниматься благотворительностью; не обманывать, не поучать, не осуждать и не конфликтовать; от чистого сердца благодарить и говорить приятные слова близким; отказаться от вредных привычек. Также с началом Великого поста люди чаще ходят в церковь вообще и на богослужения, молятся, читают Писание, каются. Без этого пост теряет всякий смысл. Если походы в церковь не состыковать с графиком — не беда. Молитесь в пост дома наедине с собой Кстати, когда начинается Великий пост, в монастырях и во многих приходских храмах крупных городов богослужения проводят ежедневно утром и вечером. Что желательно посетить: Великий канон святого Андрея, читается по частям в первые четыре дня первой седмицы недели — 18—21 марта, а также целиком на утренней службе в четверг пятой недели 18 апреля вместе с житием преподобной Марии Египетской — Мариино стояние; Акафист Пресвятой Богородице, читаемый в пятую субботу 20 апреля ; Литургию Преждеосвященных Даров, которая проходит по средам и пятницам.

По уставу ее нужно совершать вечером, но на практике она чаще переносится на утро; Литургию Василия Великого в любое воскресенье четыредесятницы первые 40 дней поста или 24 и 31 марта, а также 7, 14 и 21 апреля ; богослужение Вербного воскресенья и другие. Как правильно подготовиться к посту и завершить его На все дни поста из рациона убирают продукты животного происхождения. С учетом того, что обычные люди не веганы, вегетарианцы, сыроеды и так далее едят их ежедневно, это непросто: стресс для организма, ЖКТ, психологический.

На протяжении всего Великого поста на утренних и вечерних службах читаются книги Ветхого Завета. В день накануне Пасхи - Великую Субботу - верующие собираются в храме на молитву. Богослужение посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа во гробе. На утрене Великой Субботы священнослужителями из храма выносится Плащаница и при участии народа обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад и победы его над адом и смертью. В этот день верующие приносят с собой в храм пасхальную пищу, чтобы освятить ее. Во время Великого поста по церковному уставу нельзя употреблять в пищу продукты животного происхождения - мясо, молоко, яйца и рыбу. С понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, необходимо отказываться и от растительного масла.

Среда и пятница - дни сухоядения. Вареными можно есть только овощи.

Каждая неделя Великого поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. Торжество Православия. Православная церковь празднует восстановление иконопочитания. В этом названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества, сутью которой было отрицание почитания икон. В результате тысячи икон, мозаик, фресок были уничтожены, а многие иконописцы убиты. Борьба с иконопочитанием прекратилась лишь в 843 году по инициативе императрицы Феодоры.

Когда аретики-иконоборцы были осуждены, в первое воскресенье Великого поста жители Константинополя вышли на улицы с иконами в руках. Патриарх, митрополиты, игумены, священники и простые верующие праздновали восстановление иконопочитания. Он почитается как победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства. Богослов ответил на вопрос: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем и существует ли эта связь вообще; или же Бог настолько далек от мира, что познать Его человек может лишь после собственной смерти, когда его душа покинет этот мир? Святитель Григорий Палама ответил так: "Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям". С этой точки зрения весь наш огромный мир существует благодаря творческим энергиям Бога. Святитель Григорий Палама утверждал, что творческие энергии Божества, поддерживающие бытие мира, человек способен увидеть еще здесь, в земной своей жизни. Таким образом, была сформулирована главная цель христианской жизни - человек по милости Божьей посредством нетварных энергий соединяется с Богом.

В этот период поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Крест почитался Церковью как поклонение Иисусу Христу в свете его искупительного подвига. Почитая крест, люди вспоминают ту жертву, что Иисус принес ради всех людей. Крест - также символ воскресения Христа, открывшего всем путь в рай. Иоанн Лествичник всю жизнь провел в монастыре на Синайском полуострове. В последние годы жизни написал до сих пор почитаемую книгу "Лествица" - руководство в духовно-нравственной жизни. Причина такой популярности книги — простой и доходчивый язык, которым святой Иоанн сумел объяснить сложнейшие вопросы духовной жизни. Своей жизнью Мария является примером того, как человек с Божией помощью может выйти к свету даже из самых страшных и беспросветных духовных тупиков.

Всю жизнь она провела в блуде. Однажды она попыталась зайти в храм в Иерусалиме, но не смогла. Помолившись висевшей у входа иконе, Мария дала обещание измениться. Причастившись, она ушла в пустыню и посвятила почти 40 лет в молитвах. Мария Египетская достигла удивительных высот святости - переходила реку по воде, а во время молитвы отрывалась от земли. Своим поступком Мария продемонстировала, что человек действительно является хозяином своей судьбы. Вход Господень в Иерусалим. Жители встречали Иисуса, расстилая на дороге пальмовые ветви.

В память об этом верующие идут в храм с веточками пальмы или вербы. Это и радостный, и одновременно печальный праздник. Иисус явил себя как Мессия, но это стало началом его Крестного пути. Страстная седмица. Это воспоминание последних дней земной жизни, смерти и погребения Иисуса Христа. Иисус преодолел издевательства, побои палками и бичом, распятие, причинявшие нестерпимую боль. Христос умирал на Кресте шесть часов.

Из сладких пасхальных блюд лучше отдать предпочтение творожной пасхе. Пейте больше воды и не забывайте о физической активности. Добиться этого одной диетой невозможно; священники советуют придерживаться этих рекомендаций: Чаще посещайте храм и регулярно читайте молитвы.

Старайтесь больше помогать нуждающимся и заботиться о близких. Пройдите через исповедь. Старайтесь больше радоваться и не унывать. Не настаивайте, чтобы за компанию с вами постилась вся семья. Не навредите своему здоровью чрезмерными ограничениями. Весна — период авитаминоза, поэтому желательно поддержать организм витаминами и минералами. Великий пост и дети Многие верующие задумываются, стоит ли детям соблюдать пост, насколько это безопасно и есть ли особые правила Великого поста для детей. Мы постарались разобраться в этом вопросе. Можно ли поститься детям? Гастроэнтеролог Адиля Сафронова, к примеру, утверждает , что детям дошкольного возраста ограничивать употребление привычных продуктов не стоит.

Ребятам постарше, если семья верующая и соблюдает пост, можно ограничить свой рацион на время самого строгого поста. При этом нельзя исключать рыбу, яйца и молочные продукты — они необходимы для растущего организма. С точки зрения детской психологии пост не должен ассоциироваться с запретами. Психолог Мария Паршенкова считает , что во время поста дети не просто могут, но и должны радоваться: никакой пользы не будет, если ограничить малыша в развлечениях и насовсем забрать гаджеты. Лучше обсудить с ребёнком, какие посильные ему добрые дела он хотел бы совершить за этот период а не то, от каких продуктов он должен отказаться. При этом самое главное — чтобы малыш понимал, зачем он это делает; а родителям стоит помогать и поддерживать ребёнка в этих начинаниях.

Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы

Но также было немало верующих, которые продолжали поститься не более двух суток. В последующие несколько веков длительность поста увеличилась до 40 дней и стала обязательной. Строгий запрет на прием пищи сменили серьезные ограничения в питании — все православные верующие во время поста должны питаться очень скромно и малыми порциями. Считается, что воздержанием от пищи можно ослабить тело, в результате чего душа станет более восприимчивой к общению с Богом.

Великий пост 2023: начало и конец — даты Даты Великого поста меняются каждый год. По православным канонам этот священный праздник начинается за 7 недель до Пасхи и продолжается на протяжении 48 дней.

О том, как правильно поститься, чем пост отличается от вегетарианства — в материале TV Губернии. Когда начинается и когда заканчивается Великий Пост Даты начала и окончания Великого Поста каждый год меняются, так как зависят от лунного календаря и праздника Пасхи. В 2024 году Поста начинается 18 марта и заканчивается 4 мая: на протяжении 48 дней верующие отказываются от пищи животного происхождения и 5 мая празднуют Пасху. История и смысл Великого поста Великий пост считается самым сложным из четырех христианских постов. Есть две версии его возникновения.

Первая: пост — наша память о подвиге Иисуса Христа, который находился в пустыне без еды и воды 40 дней. Вторая: отказ от пищи, молитвы и воздержание — это подготовка к крещению, которую раньше проходили все верующие, если крестились во взрослом возрасте. Это был важный процесс, который нельзя было сделать между делом, требовалось переосмыслить всю жизнь, отказаться от старых убеждений. В это же время крещеные христиане в знак солидарности присоединялись к этому посту и молитвам. Постепенно этот обычай многодневной подготовки вошел в церковный календарь как Великий пост. Как проходит Великий пост Великий пост делится на два этапа. Первый начинается сразу после масленичной недели и называется Святая Четыредесятница.

В эти сорок дней верующие с помощью поста и покаяния идут навстречу Иисусу. Второй этап — Страстная Седмица. Это неделя перед Пасхой, когда сам Христос в его последние дни на земле — в Гефсиманском саду, на Голгофе — делает шаг навстречу всем нам.

Цель Великого Поста — не в запрете на творог или колбасу, а в покаянии. Рецепты Календарь питания на Великий пост по дням: что можно и нельзя есть Что касается супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе.

Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять. Об этом еще апостол Павел сказал: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» 1 Кор 7:1-7. К тому же, цель Поста — не разрушить мир в семье, а укрепить его. Скачать календарь Как правильно соблюдать Великий пост О духовной составляющей поста просто и лаконично рассказал на своей странице в Фейсбуке протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. Лучше него и не скажешь. Учимся молиться.

Прибавляем к тому, что имеем, еще что-то. Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву. Если совершаем утреннее и вечернее правило, то начинаем ежедневно или читать Псалтырь, или главу из Евангелия. Если ходим в храм только в воскресенье, то прибавляем ещё хотя бы один день в будни. Фото: globallookpress. Учимся бороться с грехами.

Предлагаю из всех повторяющихся прегрешений выбрать самое маленькое и попробовать его победить. Ну, например, навык высказывать свое недовольство по поводу всего, что видишь или слышишь. Или обсуждать с близким другом подругой третьи лица.

Что такое пост?

Цель любого православного поста — подчинить тело духу, умножить любовь к Богу, уделить пристальное внимание духовной жизни, сконцентрировать силы для душевной борьбы с грешными мыслями, воспитать волю. Христиане, придерживающиеся правильного поведения в периоды таких воздержаний, демонстрируют предпочтение духовного материальному, телесному. Это и есть проявление любви к Спасителю, понимания Его жертвы ради всего человечества. Внутренний дисбаланс души и тела, возникающий при греховных мыслях и поступках, при пустом времяпровождении, при проявлениях эгоизма и подчинении страстям преодолевается легче, проще и быстрее в дни поста.

Побеждая свои греховные страсти, человек восходит к Богу. Для тех православных, кто берет на себя ответственность поститься, начинается период духовного и телесного воздержания. Что это значит? В духовном плане — это больше мыслей об Иисусе Христе, размышления о своих грехах и раскаяние в них.

О великом посте

Это богослужение называют Мариино стояние. Церковь показывает на примере Марии Египетской, как путь покаяния преображает человеческую душу, изводит ее из глубины греховного мрака к совершенной святости бесплотных ангелов. Богослужение совершается в память о заступлении Царицы Небесной города Константинополя от нашествия врагов в 7 веке. Шестая седмица Шестая неделя известна как неделя Ваий, или Вербная. В пятницу ваий оканчивается Святая Четыредесятница. В субботу Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря. Новость о воскрешении четверодневного мертвеца мгновенно разлетелась среди иудеев.

На следующий день Господь отправился в Иерусалим, где Его приветствует многочисленные толпы людей. Ликующие иудеи встречали Иисуса, как Царя и постилали Ему под ноги ветви. Пост является способом достичь цели: сораспяться с Господом, идти вместе с ним крестным путем, чтобы вместе с Ним воскреснуть. На вечернем богослужении освящаются веточки вербы. Эти веточки верующие несут на воскресную литургию, чтобы символично встретить грядущего Царя славы. Страстная седмица Страстная седмица — это дни страдания, крестной смерти Господа, Его погребения.

Каждый день страстной недели называется страстным, или великим. В эти дни не вспоминаются дни памяти святых, не поминают умерших. Духовный смысл Страстной седмицы состоит в приобщении к страстям Христовым. Несмотря на трагические события Страстной седмицы, верующие с радостью осознают возможность спасения, полученную страданиями и смертью Спасителя. Каждый день в Церкви совершаются особенные богослужения. В четверг утром служат литургию Василия Великого в воспоминание Тайной вечери.

На вечерне в этот день читают 12 страстных Евангелий. По благочестивой традиции, Евангелие слушают с зажженными свечами, а затем стараются донести огонек домой. Особенности богослужений Великого поста Великопостные службы значительно отличаются от совершаемых в другое время. Все молитвословия направлены на пробуждение покаянного чувства, углубленное созерцание внутренних, сокровенных чувств.

И умеет понимать, что человек сложный. Я к чему об этом заговорил. Знаете ли вы, какое первое установление Великого Поста? Это книга, в которой содержится богослужебный Устав Православной Церкви. Ведь в Православной Церкви каждый день есть какой-то праздник. Кроме того, каждый день недели имеет свою символику. Каждый день недели приближает или отдаляет нас от Пасхи, и т. И вот как служить? Это очень сложное искусство, как строить службу, чтобы все эти краски, календари, циклы в ней совместились. Это книга для священников и для хора. Для регента хора, прежде всего, — уставщика. И, кроме того, эта книга по происхождению монашеская. То есть в ней рассказываются правила жизни монастыря на год. Надо заметить, что это некоторая сложность в жизни Русской Православной Церкви. Сложность заключается в том, что у нас есть Устав монастырской жизни, но у нас нет узаконенного Устава приходской жизни. И это создаёт определённые сложности. Скажем, ещё в XII веке византийские богословы обсуждали, должны ли миряне поститься столько же, сколько монахи? Понимаете, эти проблемы, конечно, есть. Я поясню. Скажем, укруха вина ставится на стол. Так вот, поскольку накануне было заговение и, понятное дело, что там всё скоромное подъедалось, и с весельем расставались, и вино тоже было на столе, и братия улеглись спать позже обычного и после изрядного пиршества, то поэтому в первый день Поста подъём на час позже. Чтобы люди успели отоспаться, прийти в себя и уже не спали в храме. Это удивительно трезвенное такое наблюдение, именно как правило. Когда человек живёт именно в таком церковном ритме, ему понятен смысл именно такого установления и такой фразы. А затем начинается великопостная служба, читается удивительный канон — Покаянный Канон Андрея Критского. Канон, который имеет очень много граней постижения. Во всей глубине своей этот Канон может быть понятен только изрядному богослову, человеку, который почти наизусть знает Библию. И если его читать подряд, это занимает где-то 3 часа … Как вы понимаете, в храмах наших стоят люди, которых при всём уважении нельзя назвать знатоками Священного Писания. И, тем не менее, чудо церковного таинства служения этот Канон любим народом, и он действительно действует на душу, берёт сердце в свои руки. Он ведёт его, потому что сама атмосфера храма в эти дни, в эти вечера Великого Поста, само звучание этих священных слов, что-то меняет в душе человека. Ведь сегодня мы это прекрасно знаем, что жизнь не сводится к тому, что знает наш рассудок — есть действительно какие-то глубины подсознания. И вот если человек постоянно слышит скверные слова вокруг себя, то это не может не отложиться на его душе. Если по стёклышку бьют песчинки, каждая оставляет крохотную царапинку, след каждой песчинки незначителен, но рано или поздно стекло помутнеет — эти песчинки собьются в такую сеть, что оно станет непрозрачным. Так вот, если такой эффект имеют скверные слова, то ведь доброе и светлое слово тоже обладает таким воздействием. И хотя бы поэтому, даже не понимая вполне церковнославянского языка а сегодня многие, особенно начиная церковную жизнь, его не понимают всё-таки стоит приводить себя в храм, ставить себя в нём и слушать. Потому что человек больше, чем его рассудок. И там, где рассудок не вполне понимает смысла слов, там сердце чувствует что-то своё. Эти слова, эту молитву нельзя перевести ни на один язык мира. Есть много православных приходов, которые открылись в Германии, в Англии, во Франции, в Америке, в Австралии — в самых разных странах. И на местные языки переводят нашу Литургию. Потому что mercy — это слово из французского языка, для англичанина оно иностранное, по сути дела. А почему? Помните если кто слушал Баха, или Моцарта, Вивальди, западные католические или даже лютеранское церковные песнопения , что месса служится на латинском языке, но одна молитва поётся по-гречески? Почему нельзя? Дело в том, что в православном понимании мы от Бога ждём исцеления. Не амнистии, не извещения о том, что небесные инстанции больше не гневаются на наши грехи и порвали нам приговор, а исцеления. В грехе я ранил свою душу. Ну, пацан любопытный, только мама за порог, он, конечно, сразу за ножницы. Баловался с ними, баловался, — себе палец порезал. Мама возвращается. С одной стороны, она сердится на малыша, что он, мерзавец такой, всё-таки нарушил её заповедь и порезал себя. Но что малышу-то надо от мамы? А кровь пусть течёт. Вот человек в таком положении. Да, мы нарушаем Заповеди Божии, но ведь через это мы уродуем самих себя. И поэтому в православном понимании мы просим у Бога и приемлем от Него прощение не в смысле юридическом, а прикасания к глубинам нашей души, которое может исцелить. Дело в том, что масло — это древнейшее лекарство. Более того, масло — это первое лекарство, с которым человек встречается в своей жизни. Младенчик рождается — его маслицем подмазывают. Масло защищает от инфекции, масло смягчает кожу. Того, чтобы Господь вошёл в наше сердце и исцелил нашу душу, изуродованную страстями. Великий Пост — это время, когда человек находится в пути. Это путь к Пасхе. И поэтому, поскольку мы в пути, как ни странно, Великим Постом, оказывается, меньшее богослужение. Великим Постом не служится Литургия. Другие службы дневного цикла, суточного цикла остаются, а Литургия не служится. Она служится только по субботам и воскресеньям, но суббота и воскресенье считаются в православной традиции праздничными днями в любом случае — это не постовые дни. Это очень важно понять: суббота и воскресенье не входят в число дней Великого Поста. Суббота и воскресенье — это не пост, поэтому там Литургия служится, а в остальные дни —нет. И только в среду и пятницу для тех людей, которые сугубо желают причаститься, допускается Причастие, — они могут прийти в храм и причаститься, но Дары не освящаются ради них в эти дни, а они причащаются Дарами, которые были освящены заранее, в предыдущее воскресенье. И, кстати, тем людям, которые ещё не знают церковных установлений, я очень советую: чтобы понять, что такое Великий Пост , ходите в храм кроме субботы и воскресенья. Хотя бы на полчаса загляните, если есть в вашем городе храмы, в которых ежедневная служба — монастырский, скажем, храм. На будние дни хотя бы несколько раз зайдите, и пусть не всю службу, если с непривычки не можете всё выстоять, хотя бы 20 минут, полчаса постойте, подышите этой удивительной атмосферой Великого Поста. Ну, а теперь надо перейти, наконец, к тому вопросу, который возникает обычно у всех, когда речь идёт о посте. Что с диетой, что с питанием? Зачем, вообще говоря, эти ограничения в пище? Неужели Богу есть какое-то дело до того, что лежит у меня в тарелке? Значит, прежде всего, христианский пост никак не связан с представлением о том, что бывает пища, которая оскверняет человека или не оскверняет его. Всё, что создал Господь, всё чисто. Если это съедобно, то, что же, — кушай. Не пищей оскверняется человек. Но в то же время, почему мы говорим о том, что воздержание в пище бывает необходимым? А потому, что человек целостен. Мы — не просто дух. Человек — это воплощённый дух. И от того, как живёт моё тело, очень во многом зависит жизнь моей души. Вот посмотрите: человек меняет одежду. Как много от этого меняется! Вот женщина одевает вечернее платье — и она уже совершенно другая. Вот она только что была в телогрейке — она одна, а вот вдруг она поменяла её на вечернее платье — она уже совершенно другая. И другая не внешне, а она чувствует себя иначе, ощущает себя иначе, иначе смотрит, иначе чувствует! Значит, если даже от одежды зависит жизнь души, тем более она зависит от вообще состояния тела. Понимаете, дело в том, что человек грешит не телом. Человек грешит своей свободной волей. Не тело виновато в наших грехах, а наша душа. Но, тем не менее, многие грехи происходят потому, что грех, шевельнувшийся в моей душе, как резонатором, мегафоном, был усилен моею плотью. И вот бывает нужно этот мегафон ослабить, чтобы он меньше резонировал. И вот пост для этого и служит. Итак, по мысли преподобного Серафима Саровского, пост — это не главное в жизни христианина, и молитва не главное, и даже милостыня, а главное — это стяжание Духа Святаго. А пост, молитва и милостыня — это средства для этого. Итак, пост — это не главное. Пост — это дорога к Пасхе. Пост — это средство. Но дело в том, что чтобы правильно пользоваться средством, надо знать конкретно для чего. Понимаете, если я Вам подарю молоток и скажу, что с помощью молотка можно собрать машину.. Но, вообще-то, надо указать, какие именно части в машине могут соприкасаться с молотком. А иначе, понимаете, начнёте колотить куда ни попадя, и все эти полуфабрикаты, запчасти, могут только разрушиться, только и всего. Так вот, мало сказать, что пост нужен для духовной жизни и т. Конкретно, для чего именно? У поста в смысле воздержания от мясной, плотной пищи три смысла. Первый, который больше всего знаком всем нам и с которого я начал: это знак общецерковной солидарности, действие послушания. Церковь благословляет в это время поститься — из послушания Церкви, из чувства своего единства, соборности с остальными христианами православными я буду в это время поститься, хотя мне это тяжело и радости никакой не доставляет и т. Это первый смысл, на котором, как я понимаю, большинство церковных людей на самом деле сегодня находятся. Второй смысл: пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти, чтобы слегка погасить избыток сексуальной энергии, прежде всего. Но и здесь также с самого начала нужно заметить, что, прежде всего, в таком случае во втором смысле пост приложим не ко всем. Он приложим только к людям, что называется, половозрелого возраста — т. Значит, это я к тому, что когда, скажем, в христианской среде речь идёт о посте детишек, то здесь, может быть, имеет смысл им говорить, что вот надо поститься просто из послушания. Но, понимаете, дело вот в чём: ведь можно проще дать человеку понять, что пост — это время такого сугубо личного подвига и время послушания. Для этого у пятилетнего малыша не обязательно молоко отнимать. Если вы перестанете его пирожными до Пасхи кормить, перестанете ему вкусности печь… Вот он привык, что вы ему ватрушки печёте, а вы перестанете ему ватрушки печь и поясняете, почему вы ему не печёте ватрушек, а молоком поите, — для него это будет достаточный пост. А вот в тринадцать лет надо подумать, стоит ли его, действительно, так упорно мясом кормить или нет. Но здесь вопрос некой решимости. Человек действительно, всерьёз, намеревается ограничить буйство своей плоти или нет? И вот это тоже, конечно, серьёзный вопрос, но это вопрос пастырский, что в таком случае делать. И, наконец, третье значение поста как воздержания от тяжёлой пищи — это облегчение молитвенного труда. Вот если ты встаёшь с тяжёлым чувством, так что о Боге как бы и думать не хочется, значит, переел. Вот есть благодарственная молитва после трапезы у православных, в которой мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас земных Своих благ. Соответственно, есть нужно так, чтобы не слишком дискомфортно было между вот этой молитвой, что мы просим у Бога, и тем, в какое состояние мы только что себя привели. Значит, в этом смысле пост — это средство истончения плоти. Плоть — это не тело. Плоть — это та часть нашей души, которая связана с телом. Это те движения нашего сознания и подсознания, наших чувств, которые связаны с нашей сексуальностью, совершенно естественно ведь сама по себе сексуальность безгреховна. Вопрос в том, в какой мере всё это определяет нашу сознательную душевную жизнь. Значит вот то, что находится на грани между телом и нашей душой как таковой, нашим духом, — это и есть плоть. Но на современном языке можно было бы сказать, что плоть — это то, что исследует фрейдистский психоанализ.

Верующий берет на себя это обязательство самостоятельно на определенное время. Наталия Фоминых В священных текстах пост упоминается как духовная практика, углубляющая связь между земным и божественным. Так, в 41-м псалме описано, как благодаря посту Давид достигает более глубокого понимания и близости с Создателем. Пост служит мостом к божественному. Он изначально был предназначен для подготовки к таинству крещения. В прошлом это время было особенно значимым для язычников, стремившихся к обретению веры через отказ от прежних убеждений. Они погружались в молитвы, читали проповеди и изучали религиозные тексты. Как правило, обряд крещения проводили в Рождество или Пасху, кульминацией которой была Великая Суббота. Выражая единство с теми, кто собирался стать частью христианской общины, православные приняли на себя обязательства Великого поста, что особенно было заметно во время Страстной недели. Наши предки показывали готовность к самопожертвованию и духовному возрождению. Так он готовился к своему земному предназначению, объяснила Наталия Фоминых. В течение 40 дней, подвергаясь искушениям диавола и воздерживаясь от пищи, Спаситель оставался непоколебим. По истечении этого времени, испытывая голод, он столкнулся с тремя коварными соблазнами, которыми злой змей стремился склонить Сына Божьего к греху. Несмотря на эти испытания, Иисус остался верен своим идеям и Господу. Именно им было запрещено вкушать от древа познания добра и зла запретный плот. Отсюда пошла христианская традиция», — объяснила собеседница «360». Это время для духовного очищения, ухода от привычек и мыслей, которые не служат росту и развитию. В течение 40 дней верующим стоит усиленно молиться, исповедоваться и приходить на службы.

Ведь без ограничений от зависимостей невозможно полноценное соблюдение поста. Что можно есть в Великий пост? Овощи и фрукты — основа постного питания. Сухофрукты и орехи — главное лакомство во время поста, богатые витаминами, жирами и белками. Крупы — источники сложных углеводов, отвечающих за чувство насыщения. Бобы соя, горох, нут, чечевица, фасоль — лучшие источники белка во время поста. Грибы — ценный источник белка и альтернатива мясу. Рыба и морепродукты — разрешается только два раза в Великий пост на Благовещение и в Вербное воскресенье. Растительное масло — разрешено в отдельные дни поста. Выпечка, для приготовления которой не используют яйца и продукты молочного происхождения. Если вас попросили о помощи, не позволено отказывать, ведь верующие считают, что в Страстную неделю сам Бог обращается к людям с просьбой. Ни в коем случае в Великий пост не ссорьтесь с близкими, родными, друзьями, также недопустимы сквернословие, зависть, агрессия, ложь. В храмах в Страстную неделю не проводят венчания и таинства крещения, не поминают мертвых и не празднуют религиозные праздники. В этот период стараются придерживаться особенно жестких правил и помнят, что нельзя кушать в Великий пост, в Страстную седмицу, даже рыбу и молочные продукты. Каждый день этой недели называют «Страстным» или «Великим». Их посвящают основным притчам и важным событиям в жизни Иисуса Христа.

Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься

В молитвенном отношении Великий пост ассоциируется прежде всего с Великим покаянным каноном Андрея Критского и молитвой святого Ефрема Сирина. Великий пост – это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга -

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий