Аполлинария Суслова прожила долгую жизнь (она умерла в охваченном Революцией Крыму в 1918 году). Ее любовь принесла только разочарование и горечь им и сделала саму Аполлинарию Суслову несчастной. Отец Аполлинарии, Прокофий Суслов, начал жизнь крепостным крестьянином графов Шереметевых, а затем выбился в купцы и фабриканты. В 1861 году Аполлинария Суслова впервые услышала Достоевского. жаловался Достоевский сестре Сусловой после их окончательного разрыва.
«Иваново с Перцем»: Любовница Достоевского Аполлинария Суслова
Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес. Первая биография А.
Аполлинария была красавицей, появляющейся в каждой книге «Пятикнижия» — с темно-русыми волосами, глубокими карими глазами, худым бледным лицом, добродетелью, искренностью и вместе с тем злобой в характере. Ее отец Прокофий — бывший крепостной графа Шереметьева, получивший от барина вольную еще до 1861 года — поселился в Санкт-Петербурге и выбился в люди, став фабрикантом и управляющим имения бывшего хозяина. Имея деньги, Прокофий хотел дать дочерям — Полине и Надежде — замечательное по тем меркам образование. У девочек были гувернантки, которые учили барышень манерам, учителя танцев. В подростковом возрасте они отправились в пансион для благородных девиц. Аполлинария вспоминала, что в школе большей частью скучала, хотя тепло вспоминала учителя истории, который увлекательно рассказывал об Античности и Древней Греции в частности.
Как считала она сама, педагог «научил ее мечтать». Затем девушка начала посещать лекции в Санкт-Петербургском университете как вольнослушатель — поступить в учебное заведение она не могла, поскольку была женщиной. Зато благодаря знакомствам со студентами она присутствовала на литературных вечерах, митингах, балах. Неизвестно, где именно Аполлинария встретила Федора Достоевского. Но это произошло в 1861 году Федор Михайлович тогда еще не написал ни одного из романов «Пятикнижия», но успел повторно дебютировать с повестью «Записки из Мёртвого дома», передающей опыт каторги. Издавал вместе с братом Михаилом литературно-политический журнал «Время». Был женат первым браком на Марье Дмитриевне Исаевой, с которой познакомился в ссылке. Причем к моменту встречи с Сусловой, Достоевскому уже было известно, что его супруга погибает от туберкулеза. Словом, 21-летняя эмансипе встретила 40-летнего автора — не слишком известного, но уже знакомого публике. Мария Дмитриевна, первая жена Достоевского.
Фото: Public domain Впоследствии дочь Достоевского от второго брака, Любовь Федоровна, уделила Аполлинарии довольно много места в своей книге воспоминаний об отце. Она писала в том числе и о том, что Аполлинария якобы сама отправила ее отцу первое любовное письмо. Впрочем, никаких подтверждений этому факту найти не удалось: подобной бумаги в архиве писателя нет. Слова дочери Достоевского приводит исследовательница Людмила Сараскина: «Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным. Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины…» Аполлинария Суслова. Фото: Александр Эйхенвальд Роман, судя по всему, развивался быстро, и сама Аполлинария писала в дневниках, что любила Достоевского, «не спрашивая ничего, ни на что не рассчитывая».
Впрочем, влюбленность явно помогла Аполлинарии: вскоре она опубликовала свою первую повесть «Покуда» — как раз в журнале «Время», который издавали братья Достоевские. Но потом выяснилось, что Федор Михайлович — сам «сладострастник», притом ревнивый и истеричный.
Значит, всё, что остается для серьезных исследователей, — годы, проведенные в браке с В. Но насколько справедлива такая картина? Как раз об этом предлагает нам подумать историк и спецфиалист по Достоевскому Л. Сараскина: «Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь. По всем внешним критериям ее одинокое, неприкаянное, бездетное существование, лишенное цели и деятельности, предрекало забвение: такая жизнь, как правило, не оставляет следа. Что-то очень значительное было в самом складе ее человеческой личности: с ней было трудно жить, но ее было невозможно забыть». О героине книги мы имеем устоявшееся негативное представление «Настасья Филипповна» , несмотря на тот факт, что не существует ни одной полной ее биографии, а поздние годы жизни и вовсе восстанавливаются с трудом.
Зато в широком доступе фрагментарные, пристрастные воспоминания определенного характера — записи дочери Достоевского, его последней супруги А. Сниткиной, Розанова. Мы сталкиваемся с печальным явлением, когда имеем мало подлинных сведений о детстве и юности, о формировании личности человека, но сверх всякой меры окружены домыслами и полуправдами. Исследовательница исправляет такое совсем не справедливое положение вещей, представив нам «документально подкрепленную» фигуру Сусловой как другого человека: не злодея, а жертву, не коварную интриганку, а запутавшуюся женщину, не полубезумную особу, одержимую непомерным тщеславием, а начинающую писательницу, ищущую свой путь в литературе и жизни. Трудная задача Л. Сараскиной по «реабилитации» Сусловой осложняется еще и тем, что в качестве ее «оппонентов» выступают не просто современники героини, а крупные писатели и известные лица, в то время как документы «защиты» порой принадлежат перу неталантливых и «исторически случайных» людей. Казалось бы, на пути Л. Сараскиной к объективному образу своей героини немало препятствий. Сведений о детстве и юности Аполлинарии почти нет они восстанавливаются по дневникам ее сестры Надежды.
Ее молодость реконструируется по мемуарам и критическим статьям о Достоевском, до обидного несправедливым по отношению к девушке. Зрелые годы освещаются перепиской самой Аполлинарии с современницами, частично утерянной, а позднее время «отдано на откуп» ее супругу В. Наверное, это именно то, что называется «сопротивлением материала»: как найти истину столько лет спустя, сопоставляя противоречащие друг другу документы, «раздваивающие» и «растраивающие» образ нужной персоны? Кроме того, речь не о художественной книге, где помогает воображение и автор имеет право на большую субъективность, а о научной: как прийти к той самой золотой середине, если опираться на неуравновешенные, очень личные свидетельства?
От Аполлинарии Федор Михайлович постоянно слышал упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Потом Достоевский напишет: "Аполлинария - больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям". Достоевский приехал во Францию чуть позже... Аполлинария даже и не ждала его.
У нее появился некий господин из тех, кто нравился женщинам. Вот как вспоминает Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: "Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании ее романа. Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой - излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что ее возлюбленный - подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела еще раз увидеть моего отца... Я не знаю, позволил ли Федор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию. Полина согласилась, это было именно то, чего она хотела". Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Федора Михайловича.
Для Сусловой Достоевский был не великий писатель, а всего лишь поклонник, книг его она почти не читала, так что весь богатейший внутренний мир Федора Михайловича для нее словно и не существовал. И когда Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: "О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя... А услышала те слова молодая стенографистка Анна Сниткина: она была согласна на любое приглашение, к любому счастью - лишь бы с Достоевским. Сниткина готова была раствориться в нем, пожертвовать себя ему. А Аполлинария жаждала отнюдь не покорного служения гению, но личной свободы...
Суслова Аполлинария Прокофьевна, возлюбленная Ф. М. Достоевского: биография, личная жизнь
И не надо лезть в бутылку «Курица не птица, женщина — не человек», сказано было конкретно о данном человеке. Тётенька никого никогда не любила и не способна была полюбить, ничего не сделала, кроме как большого количества любовников. Счастливым она не сделала ни одного мужчину и сама счастлива не была. У своих мужчин скорее вызвала стокгольмский синдром. Если она и вдохновляла Достоевского, то без нее он бы сам стал Достоевским раньше и менее трагически.
Разоблачительной тенью? Разоблачающей что? Что значит фраза: «и лицом не общим выраженьем»? Настасье Филипповне тоже симпатизирую искренне, но не стоит забывать, что она была содержанка, ей торговали, как товаром и не по ее воле развратили в 13 лет, она была — типичным пациентом психиатрической клиники.
Не вижу никакого примера для подражания молодой девушке. Много ли вы встречали женщин «упивающимся своей «порядочностью» и благонадежностью» сейчас, когда из TV, газет и интернета на нас с детства льются тонны порнографии? Я — ни одной.
Наигравшись с девушкой, он ушел, оставив в ее сердце неизгладимый след.
Порой она просыпалась среди ночи и начинала плакать. Она испытывала также жгучее чувство стыда перед Федором Михайловичем. Приближалась дата их встречи, и Суслова хотела избежать ее. Девушка поспешила написать Достоевскому письмо с укором: «Ты едешь немножко поздно...
Все изменилось в несколько дней». В то же время она описывала его в дневнике как великодушного и благородного человека, с которым ей грустно прощаться. Однако Федор Михайлович не успел получить то письмо: он уже был на пути к Сусловой. Когда бывшие возлюбленные встретились, Полина рассказала все о своем несчастливом романе.
Писатель упал к ногам девушки и зарыдал: «Я потерял тебя, я это знал! Во время их путешествия Суслова пребывала в горестных мыслях, а Федор Михайлович был жизнерадостен как никогда. Биографы считают, что измена возлюбленной не оттолкнула Достоевского, а, напротив, разожгла огонь еще больше. Он даже говорил , что Полина «загрязнилась, но это случайность».
Когда Достоевский снова увидел в ней родного человека, он поведал ей о своем новом литературном начинании, которое в дальнейшем стало известно миру как роман «Преступление и наказание». Обещание быть «просто другом» писателю держать не удавалось. В своем дневнике Полина писала , что Федор Михайлович не единожды пытался перейти грань между товариществом и романтическими отношениями. В итоге Полина сбежала от Достоевского, снова в Париж.
Однако очень скоро она получила весточку от бывшего возлюбленного. Федор Михайлович жаловался, что пустился во все тяжкие и остался без средств к существованию. Просил помощи. Суслова не отказала ему: заложила часы, украшение и выслала писателю деньги.
Жизнь во Франции разочаровала молодую женщину, и спустя некоторое время она решила вернуться в Петербург. Федор Михайлович, который к этому времени уже носил статус вдовца , сделал Полине предложение руки и сердца.
В 1868 году она окончила курсы в Москве, которые давали ей право заниматься преподавательской деятельностью, и открыла в Иванове школу для девочек. Отзывы родителей учениц об этом учебном заведении были самые восторженные, но… Школу закрыли через три месяца по распоряжению местных властей, о Сусловой заговорили как о неблагонадёжной, потому что у неё подстрижены волосы, она носит синие очки и не ходит в церковь. Возможно, причиной закрытия школы стал эмансипированный и независимый характер Аполлинарии, и она не смогла установить взаимоотношения с ивановскими фабрикантами. Вскоре она уехала в Москву.
В сорокалетнем возрасте Аполлинария Прокофьевна вышла замуж за писателя и философа Василия Васильевича Розанова, который был моложе её на 16 лет. Он отзывался о ней восторженно: "Она действительно была великолепна. Я знаю, что люди были совершенно ею покорены, пленены". Но этот брак не был счастливым, супруги расстались через четыре года, и Аполлинария Прокофьевна умерла в одиночестве в 1918 году, когда ей было 79 лет. Достоевский после смерти жены вторично женился на своей помощнице Анне Григорьевне Сниткиной, с которой прожил в счастливом браке 14 лет, она родила ему четверых детей и до конца его дней была ему опорой. О его горячей любви к ней свидетельствуют его письма, наполненные теплотой и лаской.
Но так или иначе в жизни Достоевского наша землячка из Панина оставила заметный след. Недаром говорят исследователи, что все свои самые значительные литературные образы писатель списывал именно с неё. Исследователь истории человеческой души Кстати, роман "Игрок" был написан Достоевским с нуля за невероятные 26 дней. При этом Тургенев за почти полувековой период творчества написал 5 романов, как и Толстой за более чем 60-летний период. А Достоевский за 25 лет творчества создал 8 полноценных романов. Он работал много, одержимо, отдаваясь творчеству сполна.
Он не был богачом и аристократом, и литература давала ему средства к существованию. При этом на протяжении всей жизни пытался разгадать тайну человеческой души. Его и называют исследователем глубин человеческой души, аналитиком её тончайших настроений. Достоевский захватывает, завораживает, заставляет осмысливать прочитанное и вести внутренние диалоги после прочитанного ещё долгое время. Читайте Достоевского! Прочтите его "Белые ночи", поразмыслите, почему главная героиня Настенька отдала своё сердце не Мечтателю, как нам того хотелось бы, а другому человеку.
Достоевскому исполняется 200 лет, а души человеческие, тайны которых пытался он разгадать, живут и трепещут, как и прежде.
Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес. Первая биография А.
Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных источников. Особый интерес представляют архивные материалы, многие из которых публикуются впервые. Перейти к характеристикам Книга «Аполлинария Суслова» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.
Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова»
Аполлинария Суслова в воспоминаниях дочери Достоевского. Егор Яковлев рассказывает подлинную историю взаимоотношений Фёдора Достоевского и его «вечного друга» Аполлинарии Сусловой. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале. Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф.М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Аполлинария Суслова от автора Людмила Сараскина (ISBN: 978-5-23-504514-9) по низкой цене. В фильме "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" с чудесной Симоновой (стенографистка, да) мелькнула пару раз Аполлинария Суслова.
Какой была истинная муза Достоевского — Аполлинария Суслова
В наличии "Аполлинария Суслова" автора (Сараскина Л.), Эксмо-АСТ в интернет-магазине Book24 со скидкой! Отрывок из книги, отзывы, фото, цитаты, обложка. Аполлинария Суслова" Сараскина Л. И.: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва_. Суслова Аполлинария Прокофьевна. 1839 – 1918 Публицист. Родилась в селе Панино Горбатовского уезда Нижегородская губернии, ныне Сосновского муниципального округа.
СУСЛОВА Апполинария
You must also include a United States public domain tag to indicate why this work is in the public domain in the United States. Note that a few countries have copyright terms longer than 70 years: Mexico has 100 years, Jamaica has 95 years, Colombia has 80 years, and Guatemala and Samoa have 75 years. This image may not be in the public domain in these countries, which moreover do not implement the rule of the shorter term.
Дочь писателя Любовь Достоевская утверждала, что Аполлинария посещала все светские вечера, активно знакомилась с людьми и первой проявила симпатию к Федору Михайловичу. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным. Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя.
Достоевский, растроганный, читал письмо Полины», — писала дочь. Поклоннице удалось растопить сердце писателя, и между ними завязался страстный роман. Благодаря содействию Достоевского девушка смогла опубликовать свою повесть «Покуда» в его журнале «Время». Отношения Сусловой и Достоевского были сложными и постоянно варьировались от любви до ненависти. Девушка часто упрекала возлюбленного по разным поводам и просила его развестись с «чахоточной женой». Позднее Достоевский в письме Надежде Сусловой назвал свою избранницу «больной эгоисткой»: «Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям».
В 1863 году влюбленные должны были поехать в Париж, но из-за сильной ссоры Полина отправилась туда одна.
С этой задачей биография справляется прекрасно. Людмила Сараскина изображает Суслову в ее расцвете не как сомнительную особу, богатые похождения которой и ныне дают почву для интереса, лежащего вне научного поля. Она подводит нас к образу своего рода пионерки пусть и неудачливой , возможной в русском обществе 60-х годов XIX века как нечто исключительное: попытки стать писательницей без протежирования классиком, попытки «свободно любить», попытки стать преподавательницей и изменить косную систему, шокирующий общественность брак со студентом. Линия жизни стереотипной «бунтарки, революционерки, фурии», которая до конца непреклонна в нашем представлении, идет вразрез с дорогой той стареющей женщины, ищущей хотя бы маленький островок покоя и благополучия, которую пытается обнаружить в Сусловой Л. Будучи «адвокатом» своей героини, исследовательница хочет наконец увидеть в ней христианские поиски, попытки примириться с судьбой и даже просто обычную одинокую женщину, взыскующую пристанища в холодном мире.
В середине девяностых годов она взяла на воспитание девочку, сироту Сашу, которая вскоре погибла, утонув в Оке. Велико искушение рассматривать новую книгу Л. Сараскиной как продолжение предыдущего ее труда: даже в самой концепции наблюдается сходство. Как и Федор Михайлович, Аполлинария предстает в биографической книге сложной, с темной стороной, личностью, в которой, однако, перевешивают одаренность, искания, страдания, иными словами, свет. Но если для глубокого анализа не только творчества, но и личности Достоевского требуется большая смелость — это культовая фигура со сформированным каноном, то Суслова, особенно при большом количестве недоброжелателей, гораздо более податливая и неисследованная почва. Невольно приходит на ум и сравнение с трудом Н.
Шубниковой-Гусевой, посвященным Галине Бениславской. Как и Аполлинария, главная героиня представлена в нем неоднозначной, не реализовавшейся в жизни личностью, достаточно харизматичной, чтобы вызвать интерес двух классиков в случае Бениславской — Есенина и Пильняка , но не сумевшей ничего построить. Однако налицо и некоторое различие. Шубникова-Гусева тоже сопровождая свой труд дневниками и документами представляет нам Бениславскую как мечтавшую о «традиционной» женской судьбе, в глубине души «обычную» девушку, которая могла бы быть благополучной, счастливой, воплотившейся как мать, супруга и даже автор. Если бы не столкнулась с такой в определенном смысле страшной и сложной личностью, как Есенин 1920-х годов. Но, как ни пытается Л.
Сараскина представить нам Аполлинарию в качестве подобной же жертвы гения в роли старшего и рокового человека здесь выступает Достоевский , не сумевшей уравновеситься, потерявшей себя без грамотного руководства и заботы, — героиня порой вырывается из этой роли. И оказывается, что ее «слишком много», чтобы иметь шанс на счастье. Мы наблюдаем парадокс, когда герой исследования не вмещается в него, и возможно, именно эта особенность Сусловой подтолкнула Л.
Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении.
Аполлинария Суслова: кем была муза Достоевского
Выпускница Орловского базового медицинского колледжа Анастасия Суслова принесла золотую медаль в копилку Орловской области в компетенции «Медицинский и социальный уход». Рамблер/новости. Аполлинария Суслова родилась в семье бывшего крепостного крестьянина, который сумел стать управляющим имениями графа Шереметева. Впервые Аполлинария Суслова вышла замуж в возрасте сорока двух лет. Аполлинария Прокофьевна Суслова была старшей дочерью и родилась в крестьянской семье, но в не совсем обычной. Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф.М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой.
Мучительница
Аполлинария Суслова дважды уходила от Василия Розанова, он все ей прощал и просил вернуться обратно. Яркими провозвестницами идей феминизма в Российской империи были сёстры Надежда и Аполлинария Сусловы, чьи жизнь и деятельность неразрывно связаны с Крымом. Яркими провозвестницами идей феминизма в Российской империи были сёстры Надежда и Аполлинария Сусловы, чьи жизнь и деятельность неразрывно связаны с Крымом. Аполлинария Суслова была не просто возлюбленной писателя, она стала значимой фигурой в его судьбе и творчестве.