Уже второй год в России разрабатывают законопроект против буллинга в школах. Если законопроект против буллинга будет принят, он создаст условия, которые помогут уйти от игнорирования проблемы к ее структурному решению.
1. Масштаб школьной травли в России
- Вплоть до отчисления из школы: какие меры будут применять к детям, виновным в травле?
- В Госдуму внесли законопроект о запрете травли учителей - 09.03.2023, ПРАЙМ
- Вице-спикер Госдумы Чернышов внес законопроект о запрете травли учителей
- Российские школы хотят штрафовать, если они не будут бороться с буллингом | Аргументы и Факты
Что такое буллинг в школе и как с ним бороться
Фото: ru. В своем телеграм-канале он написал о том, что в прошлом году на трибуне Правительственного часа по молодежной политике он вел речь о растущей проблеме агрессии среди подростков и необходимости ее решать. В частности, она требует законодательного решения. Соответствующий законопроект поручили разработать Комитету по молодежной политике и Комитету по просвещению в Государственной Думе России.
Поэтому, прежде чем принять окончательное решение, законопроект будет подвергнут обсуждению с экспертами, родителями и преподавателями. Это позволило бы более эффективно привлекать участников буллинга к ответственности и обеспечивать их сопровождение наставником. Такой подход способствовал бы изменению поведения детей и снижению инцидентов буллинга, по мнению авторов законопроекта. Однако авторы также признают, что необходимо учесть и права и интересы всех участников конфликта, чтобы не создать негативные последствия для детей и их родителей. Поэтому предлагается провести дополнительные исследования и обсуждения, чтобы законодательство в этой области стало более сбалансированным и эффективным.
Главная задача такого закона — остановить травлю подростков и обеспечить безопасную и дружественную школьную среду для всех детей. Это позволит эффективно бороться с проявлениями сетевого агрессивного поведения и создать безопасное онлайн-пространство для пользователей.
Кибербуллинг может выражаться во взломе страниц и аккаунтов человека в социальных сетях, рассылкой от его имени непристойных сообщений, в сознательном распространении слухов и ложной информации среди круга общения и знакомых жертвы, в размещении на онлайн-видеосервисах компрометирующих видеоматериалов и т. Зачастую человек может подвергаться онлайн-травле со стороны группы лиц моббинг. Мотивами кибербуллинга могут выступать совершенно разные причины: от личностного кризиса или завоевания авторитета в круге общения до межнациональной вражды и ненависти. Как правило, злоумышленник, осознавая аморальность и неправомерность своих действий, действует анонимно, использует вымышленные данные и технически маскирует свою интернет-активность в коммуникационных сетях. В некоторых же случаях травля человека носит открытый характер.
Нередко кибербуллинг трансформируется и в офлайн. Наибольшее распространение кибербуллинг получает в подростковой среде и в тоже время не является редким явлением во взрослой аудитории. Итак, к каком виду ответственности закон позволяет привлечь за кибербуллинг? Административная ответственность Как отмечалось ранее, специальной меры ответственности за кибербуллинг в российском законодательстве пока не существует. В тоже время этот пробел не является основанием для безнаказанности действий интернет-агрессора. Наиболее распространенным видом ответственности за кибербуллинг в судебной практике является привлечение к административной ответственности по статье 5. Под оскорблением понимается, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, что по сути соотносится с понятием кибербуллинга.
Ключевым моментом в делах по статье 5. КоАП РФ является правильная юридическая оценка сделанного высказывания предполагаемого оскорбления , а именно относится ли оно в интерпретации закона к унижающим честь и достоинство, противоречит ли нормам морали и общественной нравственности. Если перед правоохранительными органами встает вопрос, что имело место — оскорбление, ирония или неудачно сформулированная шутка, в отношении спорного текста назначается и проводится лингвистическая экспертиза.
Однако подобные конфликты можно достаточно быстро разрешать и, главное, не допускать их перерастания в коллективную и долгосрочную травлю. Для этого, по словам Черновой, у детей необходимо последовательно формировать негативное отношение к силовым решениям конфликтов.
Если выстроить правильную психологическую работу в стенах школы, класс в целом просто не поддержит попытки одного из учащихся подвергнуть буллингу другого. Тогда случаи травли можно будет, конечно, не искоренить полностью, но свести к минимуму по масштабу последствий. Поспособствует ли этому новый закон, пока сказать сложно. Депутат Госдумы от КПРФ Нина Останина также признала, что никакой закон не может искоренить травлю в принципе, однако первый шаг в правильном направлении необходим. Кроме того, дело не только в формулировках самого документа, но и в его исполнении.
Психологическая работа с детьми не терпит формалистского подхода, который нередко наблюдается в отечественном образовании. Конечно, формальное создание комиссии по расследованию случаев травли и один классный час в году на тему недопустимости буллинга проблему не решит. Наконец, нужно наладить информирование родителей о плане действий на случай, если их ребёнок подвергся систематической травле. Однако в любом случае неплохо, что государство обратило внимание на эту застарелую проблему и задумалось над усилением контроля в данной сфере, причём не только в плане ответственности за нарушения, но и путём профилактики конфликтных ситуаций. По словам эксперта, в контексте данного законопроекта необходимо помнить об особенностях психологии ребёнка: «С рождения и до младших классов школы всю информацию о себе, о мироустройстве, о правильном поведении и о том, что такое хорошо и плохо, дети получают фактически исключительно от родителей.
С 8-10 лет ребёнок становится более зависимым от мнения коллектива сверстников, в котором он находится.
Закон о буллинге разработают в Госдуме – травля в школе опасна, дети нуждаются в защите
Законопроект, который вводит в действующее законодательство понятие школьной травли и ее жертв, должен стать первым шагом к разработке государственной программы профилактики буллинга. Депутаты четырех фракций планируют внести в Госдуму законопроект, который позволит штрафовать образовательные учреждения, если они не будут препятствовать травле учеников и сотрудников, сообщают «Известия». Закон о социальных сетях поможет бороться с агрессивной травлей в интернете и позволит избежать уголовного дела, если пользователь сделает репост запрещенной информации, считает председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского.
Ученица восьмого класса устроила стрельбу в школе в Брянске
- Ответственность за «буллинг»
- Защита от буллинга: какие меры предлагают против травли в школах // Новости НТВ
- Володин поручил депутатам проработать закрепление в законе термина "травля"
- Закон о буллинге разработают в Госдуме – травля в школе опасна, дети нуждаются в защите
- Предупреждающие меры
Что такое буллинг в школе и как с ним бороться
Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Штрафы и исключение: в Госдуме разработали закон о профилактике травли в школах" в ленте новостей на сайте Однако, людей, начавших травлю, возможно привлечь к установленной законом ответственности за действия, входящие в «буллинг», такие как: оскорбление, дискриминация, нанесение побоев, угрозы. Особых норм закона, позволяющих привлечь к ответственности именно за буллинг в школе сейчас нет.
Для родителей буллеров хотят ввести штрафы
Особых норм закона, позволяющих привлечь к ответственности именно за буллинг в школе сейчас нет. Также законопроект предусматривает принятие федеральной программы по профилактике травли и единого стандарта эффективных мер реагирования на нее. В Госдуме разработали предварительную редакцию законопроекта, посвящённого профилактике буллинга в школах. Вячеслав Володин инициировал создание закона, призванного противодействовать буллингу в школе. Лантратова отметила, что авторы документа предлагают принять рамочный закон, которым вводится «некая основа для образовательной системы», которая позволит создать целую программу по профилактике подобных отношений среди учащихся, передает РИА Новости. Законами Российской Федерации понятие «буллинг» не предусмотрено.
Что такое буллинг в школе и как с ним бороться
Спасло, что кто-то из соседей вышел из подъезда и поинтересовался, почему тут такая толпа стоит. Я воспользовалась моментом и пулей влетела по лестнице на свой этаж и зашла в квартиру. Меня трясло, я плакала. Мама была в этот момент дома, и я ей все рассказала. На что она ответила, что вмешаться не может, так как я уже взрослая, и помощь родителей сделает только хуже. В общем, было ощущение, что я осталась одна и мне никто не поможет. Травля продолжалась несколько месяцев. Наша классная руководительница заметила неладное, начала по очереди со всеми беседовать, пытаться разобраться. Не знаю, были ли разговоры с родителями травивших меня девочек, но в какой-то момент вместо ругательств в мою сторону наступил молчаливый бойкот, а затем все сошло на нет.
Повлияла ли на меня эта ситуация? Однозначно да. С того момента я более настороженно отношусь к людям, тяжело завожу новых друзей. Были еще эффекты в виде неуверенности в себе, страха осуждения, но это я прорабатывала с психотерапевтом во взрослом возрасте.
Теперь документу предстоит пройти экспертное и общественное обсуждение, по итогам которых проект доработают - пишет Парламентская газета. В проекте закона парламентарии предлагают определиться с самим понятием «буллинг». Сегодня в законодательстве оно отсутствует, отметил Метелев. Можно привлечь обидчика к административной ответственности за оскорбления либо порчу имущества, но на практике пострадавшая сторона не спешит обращаться в полицию. Административных дел за буллинг практически нет. Еще одна норма документа может ввести ответственность для родителей буллеров.
Даже если ребенок пришел в школу и расстрелял одноклассников, это вызывает удивление у его матери или отца.
Общество Глава комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг предложил запросить в Следственном комитете и Генпрокуратуре информацию о поступающих обращениях в связи с травлей в образовательных учреждениях, а также обсудить вопрос о законодательном определении этого понятия. Спикер палаты Вячеслав Володин поручил трем комитетам — по просвещению, безопасности и защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства — проработать определение «травля». Необходимо также определить ответственность за травлю и сформировать меры профилактики, реагирования государства и педагогического сообщества, чтобы не допускать ее впредь, сказал «Ведомостям» глава думского комитета по молодежной политике Артем Метелев «Единая Россия». Он напомнил, что проблема буллинга или подростковой травли обсуждалась в ходе правительственного часа главы Росмолодежи Ксении Разуваевой в Госдуме и вошла в итоговое постановление. Как писали «Ведомости» 13 октября 2022 г. Минпросвещения должен будет разработать и единый стандарт профилактики травли — требования к проведению профилактических мероприятий, в том числе оценку психологической обстановки в учебном учреждении. За несоблюдение правил стандарта к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из учебного заведения.
Кроме того, предусмотрены штрафы для родителей и образовательных учреждений за нереагирование на сигналы о буллинге.
По словам авторов, законопроект предлагает «закрепить понятие травли, определяет субъектный состав травли, а также формирует основу для дальнейшего составления государственной программы по профилактике травли». Отдельными видами травли предлагают признать: бойкот, «исключение жертвы травли из формальной или неформальной группы», оскорбительные обращения, умышленное похищение или повреждение вещей жертвы, кибербуллинг, распространение порочащей информации, а также публичное обсуждение физических, психологических или интеллектуальных особенностей тех, кого травят.
После утверждения единой госпрограммы, школы должны будут принять свои локальные нормативные акты по профилактике травли и проводить оценку психологической обстановки в коллективе.
Штрафы для родителей за травлю в школе могут ввести уже весной этого года
Что такое «буллинг» и какие его правовые последствия? Законами Российской Федерации понятие «буллинг» не предусмотрено. Вместе с тем зачинщиков и участников травли можно привлечь к ответственности за действия, входящие в «буллинг», а именно: оскорбление, нанесение побоев, угрозы.
Анна Макарчук — В первую очередь родителям необходимо думать об интересах ребенка, — комментирует эксперт федерального антибуллингового проекта «Каждый важен» Анна Макарчук. Потому что ребенку нельзя оставаться в разрушительной, токсичной для него ситуации. В этой ситуации страшно идти в школу. А суды — дело длительное. Могут тянуться год и дольше. Сначала нужно обезопасить ребенка психологически, а потом, если останутся время и желание, продолжать восстанавливать справедливость с помощью суда. Лилия Кукушкина, учредитель АНО «Центр исследования школьного климата», считает, что судебные иски не могут глобально повлиять на равнодушное отношение учителей к буллингу в школе. Как на школе отразится судебный процесс?
К ней будет приковано пристальное внимание. Но если это не рейтинговая, не обычная школа — для учебного заведения суд не такая уж проблема. В суде представители школы, как правило, все отрицают и пытаются свалить вину на ребенка и на родителей». В ситуации, когда ребенка травят, родителям очень сложно сохранять спокойствие и холодную голову, но это необходимо, уверены специалисты. И для родителя борьба за интересы ребенка в конце концов превращается в личную битву, а для школы это становится войной за имидж, — говорит Анна Макарчук, — и в пылу этого боя обе стороны забывают про самого главного человека в этой ситуации — про ребенка. Любые свои действия родителям нужно согласовывать с психологическим комфортом для ребенка. Что могут сделать родители По словам экспертов, основа травли — не в конфликте двух детей или ребенка и группы одноклассников, а в том, что в этой среде сложилась такая система норм и ценностей, при которых насилие стало возможным. Это дисфункция класса или всей школы как системы. Это действительно сложно исправить, но возможно. Вот какие конкретные шаги предлагает предпринять родителю федеральный антибуллинговый проект «Каждый важен».
Поговорите с ребенком. Постарайтесь как можно больше узнать о ситуации. Будьте настойчивы и в то же время бережны, деликатны. Дайте ребенку понять: что бы ни происходило, вы будете на его стороне. Обсудите ситуацию с классным руководителем и школьным психологом. Говорите о том, что хотите совместно с ними решить эту проблему, что вам важна их поддержка. Опишите все так, как вам рассказывал ваш ребенок. Квалифицируйте происходящее как буллинг. Сообщите о своей обеспокоенности и о том, что необходимо принять меры. Совместно с педагогом и психологом составьте план конкретных действий по разрешению конфликта.
Не стесняйтесь быть настойчивыми, добиваться от классного руководителя и психолога конкретных действий, гарантий по их выполнению. Следите за реализацией запланированного. Регулярно встречайтесь с классным руководителем и психологом для обсуждения ситуации и возможной корректировки плана. Если с классным руководителем не получается договориться, следующий шаг — выйти на администрацию школы директор, завуч. Но с каждым шагом наверх мы снижаем шансы позитивного развития ситуации. Если педагоги бездействуют, отрицают проблему либо считают, что ребенок сам виноват, можно задействовать другие официальные ресурсы. Но сначала нужно подумать, стоит ли добиваться правды в этой школе и классе. Обсудите с ребенком возможность поменять школу или класс. Если принято решение остаться, следует предпринять такие шаги, рекомендует антибуллинговый проект «Каждый важен»: На имя директора школы напишите заявление, в нем подробно опишите ситуацию и попросите администрацию принять меры. В федеральном законе «Об образовании» есть статья 28, 6, п.
Она обязательна к исполнению всеми образовательными организациями. Если никто не помогает, можно привлечь внимание общественности и СМИ через социальные сети, обратиться к региональным НКО, которые занимаются похожими проблемами. Если предыдущие шаги не дали результатов, можно обратиться в прокуратуру и подать иск в суд, проконсультировавшись с адвокатом. Учительское выгорание Почему классный руководитель и директор школы могут закрывать глаза на травлю, отстраняться и отказываться что-либо предпринимать? Им нужно не только учить детей, но и конфликты разрешать. Особенно это становится важно, когда дети переходят в пятый класс. Согласно «Закону об образовании», в школах должны быть инструменты для борьбы с буллингом. Это конфликтные комиссии, психологи, службы медиации и примирения, которые начали вводиться в 2016 году. Дмитрий Казаков — Эти службы должны разрешать конфликты между участниками образовательного процесса, — объясняет Дмитрий Казаков, учитель истории и обществознания, председатель профсоюза «Учитель», — между учителями и родителями, учителями и детьми, между детьми. Эти службы принудительно создавали в школах.
Но они в основном существуют формально. Службы как бы есть, но специалистов нет.
По ее словам, подобную инициативу постараются внести в ближайшее время. Составлением законопроекта также занималась вице-спикер нижней палаты Анна Кузнецова. Лантратова отметила, что авторы документа предлагают принять рамочный закон, которым вводится «некая основа для образовательной системы», которая позволит создать целую программу по профилактике подобных отношений среди учащихся, передает РИА Новости. Утром 7 декабря 14-летняя девочка пришла в школу в Брянске с ружьем.
Подобная хартия меньшего масштаба может быть разработана и отдельно как просто свод правил класса. Вообще давнее правило воспитания образования, которому я стараюсь следовать - чтобы требовать соблюдения правил, все правила должны быть заранее определены и обнародованы детям.
На сайте данной организации есть ещё много полезных заметок для предупреждения буллинга в школах. Нам важно формировать благоприятную обстановку в школьном коллективе, созывать родителей для помощи со внеурочным досугом. Немного об этом в моих статьях:.
Для родителей буллеров хотят ввести штрафы
Законом понятие «буллинг» как и ответственность за него не предусмотрена. Вместе с тем, зачинщиков травли можно привлечь к ответственности за действия, входящие в «буллинг»: оскорбление, нанесение побоев, угрозы. В зависимости от характера совершенных действий лицо, нарушителей, в том числе несовершеннолетних, могут привлечь к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности. Несовершеннолетние нарушители в возрасте до 14 лет не несут ответственность в соответствии требованиями ГК РФ, однако за их действия отвечают их родители и законные представители. С 14 лет несовершеннолетний может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности, а в случае недостаточности денежных средств — совместно опять же с родителями.
Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу УК РФ Статья 282.
Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства в ред. Федерального закона от 27.
В подавляющем большинстве регионов учитываются образовательные результаты. От этого зависят и финансирование школы, и зарплата директора. Это позволило бы школам получать дополнительные средства для привлечения разных специалистов, которые помогут решать конфликты, добавила она.
Также предложено проводить индивидуально-профилактические работы с буллерами. Одна из крайних мер, которую разрабатывают депутаты — возможность перевести буллера в специализированное учреждение. Борьба с интернет-буллингом пока лежит на плечах соцсетей, отметил Немкин. Так, алгоритмы платформ мониторят характер публикуемого пользователями контента. Однако в Госдуме считают, что вопрос кибербуллинга должен рассматриваться на законодательном уровне. Мы постепенно должны приходить к пониманию того, что агрессия в интернете равнозначна агрессии в оффлайн», — заключил депутат.
Что такое «буллинг» и какие его правовые последствия?
Не справились, вырастили агрессора, платите. Сколько, пока неизвестно. В некоторых странах, например в ОАЭ, штраф для родителей за травлю, которую организовал их ребенок, может достигать полутора миллионов рублей. Ольга Леткова, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ: «Предлагается штрафовать родителей, если мы штрафуем родителей, но при этом дети остаются безнаказанными, у них создается впечатление о вседозволенности, и, конечно, буллинг будет продолжаться. Все-таки в первую очередь педагоги, классный руководитель должны следить за тем, чтобы в школе такого не было и какие меры принимать для этого». Авторы поправок предлагают наказывать и самих школьников, которые не пожелают встать на путь исправления. Например, отработками: мыть полы, убираться в классах. Самых неподдающихся исключать. Психологи предлагают вводить специальные курсы, где будут занятия и для родителей, и для педагогов, и для самих школьников, которых научат уважать чужие границы и защищать собственные.
Он также предложил обсудить вопрос о законодательном определении такого понятия. В свою очередь вице-спикер палаты Борис Чернышов ЛДПР заявил, что необходимо провести анализ эффективности принимаемых сегодня мер по предотвращению травли в школах. По его словам, в образовательных учреждениях работает институт советников по воспитанию, "школьные психологи, на это тратятся бюджетные средства, однако ситуации, подобные инциденту в Брянске, возникают не в первый раз". Володин поддержал предложения депутатов.
За несоблюдение правил стандарта к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из учебного заведения. Кроме того, предусмотрены штрафы для родителей и образовательных учреждений за нереагирование на сигналы о буллинге. Соавтор законопроекта, президент фонда «Юристы помогают детям» Виктория Дергунова указала, что в случаях нападений в школах ответственность родителей четко не прописана. Часто компенсации пострадавшим, например, платит школа — собственного бюджета у нее нет, поэтому фактически за это платит государство. Ваши семьи не понесут ответственности», — говорит Дергунова. Прийти в школу с оружием — это отчаянный шаг, на который подросток идет после окончательной потери надежды на то, что станет частью коллектива, считает детский психолог, специалист сервиса Alter Александра Бугаева. У таких детей в большинстве своем также утрачены эмоциональные связи с членами семьи, добавляет она. К решению уже возникшей проблемы должны подключаться родители и педагоги», — отмечает Бугаева.
Кроме того, преподавательский состав школ не подготовлен к тому, чтобы вовремя выявлять случаи буллинга, создавать условия для его профилактики и выступать медиатором в этих конфликтах, отметил Метелев. У органов власти должны быть полномочия для того, чтобы соответствующие программы подготовки появились в каждой школе. Практически невозможно и отчислить такого ребенка из школы. Депутаты предлагают предусмотреть для школ возможность ходатайствовать о переводе ученика в специализированное учебное заведение либо о его отчислении. При этом необходимо продумать норму, которая бы не нарушала конституционных гарантий детей на получение образования. Он должен понимать, что в конце концов может быть исключен», — сказал депутат.
Госдума разрабатывает законопроект о борьбе с травлей в школах
Готовят закон о борьбе с буллингом, в котором хотят распределить ответственность между школой и родителями за травлю. На настоящий момент в российском законе отсутствует правовое понятие кибербуллинга. В Госдуме уже подготовили законопроект о профилактике издевательств в школах, его постараются внести в ближайшее время, сообщила РИА Новости первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Законопроект, который вводит в действующее законодательство понятие школьной травли и ее жертв, должен стать первым шагом к разработке государственной программы профилактики буллинга. В законодательстве предлагается закрепить понятие буллинг и квалифицировать действия, связанные с психическим и физическим давлением на школьников и педагогов.