Юрий Гагарин, 1960 г. РИА Новости. Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область (ныне — Смоленская область) — 27 марта 1968, возле села Новосёлово. Первый в истории человечества полет в космос Юрий Гагарин совершил 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток».
Научил королеву пить чай по-гагарински. Удивительная история первого в мире космонавта
Краеведы обнаружили запись в метрической книге о дедушке Юрия Гагарина, из которой следовало, что он родом из деревни Конышево Чухломского уезда Костромской губернии. 260 лет спустя Юрий Гагарин уже в статусе большого советского политика приезжал в город и решал вопросы земляков. Если бы Юрий Алексеевич Гагарин дожил до наших дней, 9 марта 2019 года он отмечал бы свой очередной юбилей, первому космонавту Земли исполнилось бы 85 лет.
Юрий Гагарин: биография
- Юрий Алексеевич Гагарин
- Начало летной службы
- Первый за пределами Земли: Юрию Гагарину восемьдесят пять - Новости РГО
- Юрий Алексеевич Гагарин: годы жизни, биография, первый полет и причина смерти -
- Юрий Гагарин - биография, личная жизнь, фото
- Где родился Юрий Гагарин?
Биография Юрия Гагарина
Юрий Алексеевич Гагарин является первым космонавтом земли (1934-1968 гг.). Он родился 9 марта 1934 г. городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области. Юрий Гагарин — курсант Саратовского аэроклуба ДОСААФ. Валентина Терешкова и Юрий Гагарин на учебных занятиях. Биография советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина: личная жизнь, дети, дочь. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 минуты. Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран[6].
Краткая биография Гагарина (для детей, 3 варианта)
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области (ныне Гагаринский район Смоленской области) в крестьянской семье. Дебютное выступление Юрия Гагарина состоялось на плацу, на месте которого ранее находились захоронения Казанского монастыря. советский летчик-космонавт, первый человек, отправившийся в космическое пространство. Дебютное выступление Юрия Гагарина состоялось на плацу, на месте которого ранее находились захоронения Казанского монастыря. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 минуты.
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
В 1941 году будущий космонавт пошел в школу, однако из-за немецкой оккупации обучение пришлось прервать до 1943 года. В 1945 году семья Гагарина переехала в город Гжатск. Окончив в 1949 году шестой класс, Юрий Алексеевич поступил в Люберецкое ремесленное училище, одновременно учился в школе рабочей молодежи. С 1951 года Гагарин обучается на литейном отделении Саратовского индустриального техникума. Начало летной службы С 1954 года Юрий Алексеевич начинает заниматься в Саратовском аэроклубе.
В 1955 году он совершил свой первый полет на самолете Як-18. В 1955 году Гагарина по призыву направили в Оренбургское авиационное училище. Преподавателем Юрия Алексеевича был известный инструктор Я. В 1957 году Гагарин поступил на службу в истребительную авиационную дивизию в поселке Луостари Мурманской области.
Подготовка к полету в космос Узнав об отборе космонавтов к первому полету на корабле «Восток-1», Гагарин подает рапорт на зачисление его в группу кандидатов. В марте 1960 года, после прохождения двух медкомиссий, Юрия Алексеевича признают годным для полетов в космос. В процессе подготовки с кандидатами работали лучшие инструкторы Н. Каманин, М.
Галлай и др. Во время закрытого заседания Государственной комиссии была утверждена кандидатура Юрия Гагарина, биография и результаты которого оптимально отвечали нужным требованиям. Дублером Юрия Алексеевича назначили Германа Титова. Сразу после полета Гагарина повысили в звании до майора.
Космонавту организовали пышную встречу в Москве. Брежнев вручил Гагарину орден Ленина и «Золотую Звезду». Последние годы С 1961 по 1968 года Гагарин обучался в Военно-воздушной академии им. По окончанию учебного заведения он получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт».
Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. Далее путь Гагарина лежал в Болгарию.
При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей. Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почётным гражданином города; побывал у « памятника Алёше ». В Финляндии Гагарин побывал дважды — в 1961 и 1962 годах. В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании.
Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии. За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от фонда развития космоса первый экземпляр и встретился с руководством страны, с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. Королева вопреки традиции сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав, что он не обычный, земной человек, а небесный. Всего Гагарин в рамках своих зарубежных визитов посетил 30 стран. Иногда ему приходилось выступать там по 18-20 раз в сутки.
Жизнь и карьера после полёта 108 минут полета навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Летчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей мире. Настолько велико было желание советских людей встретиться с первым космонавтом, что в течении трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия Гагарина большую часть времени. По свидетельству Н. Каманина , дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем.
Гагарин ежедневно подвергался натиску со стороны родственников, друзей, министров, маршалов, академиков и других «больших» людей. Всем хотелось выпить с Гагариным за дружбу, за любовь и за тысячи других поводов, и выпить «до дна». Было много ситуаций, когда Гагарин чудом избегал тяжелых несчастий в октябре 1961 года Юрий чуть не поплатился жизнью [10] за попытку «вести себя как все». Эти ситуации были связаны со встречами за столом, с поездками на автомашинах и катерах, с выездами на охоту с высоким начальством. Юра имел очень крепкий характер, он стойко держался в любой обстановке, но такая жизнь не могла не сказаться на нём.
В результате Гагарин набрал лишние 8-9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Только подготовка к новому космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый для этого режим могли остановить этот процесс. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах.
Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1 , полёт закончился гибелью космонавта. Главной задачей этого полёта была отработка отечественной лунной программы. Юрий приложил немало усилий для осуществления наших лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не мог самостоятельно не летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель.
Трагическая гибель После защиты дипломной работы в aкадемии Жуковского , Ю. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15 УТИ учебно-тренировочном истребитель с двойным управлением — «спарка». В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй.
Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты в 10:30 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась. Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые составили более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15 УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Позже был обнаружен бумажник с правами водителя и фотографией Королёва.
Военный летчик 1-го класса 12. Космонавт 3-го класса 30. К моменту зачисления в отряд космонавтов общий налет составлял 265 часов. Автор книг «Дорога в космос» 1962 , «Вижу Землю» 1976 , соавтор книги «Психология и космос» 1971. Награды: Награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина 14 апреля 1961 года , медалью «За освоение целинных земель» 1961 и 4-мя юбилейными медалями. Кавалер общественного ордена «Гордость России» посмертно , учрежденного благотворительным фондом «Гордость Отечества». В 2011 году принято решение назвать его именем первый серийный экземпляр самолёта SS-100 авиакомпании «Армавиа». Мать - Гагарина Анна Тимофеевна, 20. Брат - Гагарин Валентин Алексеевич, 1924 - 09. Брат - Гагарин Борис Алексеевич, 1936 — 1975 , работал на Гжатском радиоламповом заводе.
И сегодня люди помнят его обаятельную улыбку. Фактически он стал визитной карточкой страны и послом мира. Но он мечтал о небе. И полеты были возобновлены. Он стремился восстановить свою квалификацию летчика-истребителя. Оба летчика погибли. Город Гжатск и Гжатский район были переименованы в город Гагарин и Гагаринский район, именем космонавта названы улицы и проспекты во многих городах России, а также установлены памятники.
«Поехали!»
- Содержание
- Юрьева тень: неизвестная жизнь Гагарина
- Журналисты ГТРК «Смоленск» рассказали о том, как родная земля Гагарина встречала космический юбилей
- Круглый отличник и настоящий физкультурник
- Биография Юрия Гагарина
- Курсы валюты:
Где родина первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина
Многие авиационные специалисты считали этот вывод неправдоподобным, и слухи о причинах крушения циркулировали в обществе самые невероятные: от алкогольного опьянения пилотов до столкновения с неопознанным летающим объектом. Между этими двумя крайностями были версии о разгерметизации кабины и гипоксии пилотов, ошибки пилотирования, диверсии или саботаж по политическим причинам, и много чего еще. За прошедшие десятилетия было выдвинуто множество теорий, от технических до конспиративных. Основной причиной возникновения и распространения таких слухов стала секретность отчета. Отчет, над составлением которого работало четыре подкомиссии, никогда не был опубликован. Официальные власти впоследствии опровергали некоторые версии катастрофы, получившие широкое распространение.
Так, были опровергнуты данные о возможном опьянении или гипоксии пилотов. Исключена версия технической неисправности самолета и столкновения с птицей или метеозондом. Расследования, проведенные непосредственно после крушения самолета, также исключили саботаж. Из документов, рассекреченных в 2003 году, видно, что сотрудники КГБ подозревали авиадиспетчеров и метеорологов. Якобы из-за неточных или несвоевременных сведений о метеорологической обстановке в зоне полетов пилоты полагали, что нижняя граница облачности значительно выше, чем в реальности.
Поэтому им не хватило времени и высоты для вывода самолета из штопора. Эта версия впоследствии тоже была опровергнута. Версия Алексея Леонова Среди всех конспирологических теорий о причинах гибели Гагарина особое место занимает версия, озвученная Алексеем Леоновым. Он изложил ее в эфире телеканала RT 11 июня 2013 года. Алексей Леонов, как и Герман Титов, входил в комиссию по расследованию злополучного происшествия, оборвавшего годы жизни Юрия Гагарина.
В день катастрофы Леонов находился на аэродроме и утверждает, что слышал вдалеке два громких удара с интервалом примерно в полторы-две секунды. По мнению Леонова, первым громким ударом был звук реактивного самолета, преодолевающего звуковой барьер. Второй удар был вызван крушением самолета Гагарина и Серегина. Согласно этой версии, в зоне полетов МиГа-15 пролетел еще один, более тяжелый самолет, Су-15, который по неизвестной причине пролетел намного ниже запланированной высоты полета. Нарушение процедуры испытательного полета пилотом Су-15 и привело к катастрофе МиГа.
В условиях густой облачности и минимальной видимости оба самолета оказались в опасной близости друг к другу. В такой ситуации шансов спастись у пилотов не было. Леонов утверждает, что одной из причин сокрытия правды о произошедшем был страх, что подобные нарушения в режимах испытательных полетов в непосредственной близости от Москвы могут повлечь принятие строгих мер к руководству ВВС со стороны властей. Алексей Леонов отказался назвать имя летчика-испытателя, пилотировавшего Су-15 в день катастрофы гагаринского истребителя, ссылаясь на возраст и плохое состояние здоровья предполагаемого виновника крушения МиГа. О пилоте Леонов сказал: "Он хороший летчик-испытатель.
Это ничего не исправит". Эту версию причины крушения самолета и гибели Гагарина и Серегина категорически отвергает член Правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы профессор Арсений Миронов. Он неоднократно публиковал опровержения версии летчика-космонавта Алексея Леонова в специализированных авиационных журналах, но широкая публика их не читает. Миронов располагает документальными подтверждениями непричастности жуковского летчика-испытателя к катастрофе истребителя, пилотируемого Гагариным. При расследовании были изучены журнал регистрации полетных листов аэродрома.
В момент крушения МиГ-15 ни одного Су в воздухе не было. Государственная комиссия при расследовании причин обнаружила много других факторов, которые могли стать причиной катастрофы. Но в те годы о них умолчали. Очевидно, правда была такова, что полетели бы не только погоны, но, возможно, и головы. Поэтому в ней не был заинтересован никто.
Уже сам факт того, что на имя Брежнева члены отряда космонавтов написали письмо с обвинениями членов комиссии по расследованию в попытке очернить погибших летчиков Гагарина и Серегина, говорит о многом. Арсений Миронов утверждает, что к катастрофе истребителя привела цепочка нарушений как в организации полетов и обслуживании самолета, так и ошибки пилотирования, допущенные экипажем. Гибель первого летчика-космонавта положила конец и карьере Валентины Терешковой. Ей категорически запретили и полеты на самолетах, и последующие космические полеты. Потерять в катастрофе и первую в мире женщину-космонавта Советский Союз себе позволить не мог.
Вероятно, мнение Арсения Миронова более близко к истине, чем версия Алексея Леонова. Очевидно, были нарушения, о которых правительство СССР решило умолчать.
Позывной Гагарина был «Кедр». Начальником стартовой команды «стреляющим» во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск впоследствии генерал-майор А. Кириллов - он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера. Его дублером у второго перископа был Л. Воскресенский - заместитель главного конструктора С. Королева по испытаниям.
В самом начале подъема ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали! Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней. На орбите Гагарин провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полета еще не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полетом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы ее разблокировать.
В конце полета тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полета в первую очередь - Королева и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов Цельсия , по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать. На высоте 7 км в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся.
Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполетная подготовка - управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе сел Смеловка и Подгорное. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засек неопознанную цель - это был спускаемый аппарат зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба». После катапультирования целей на радаре стало две. Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолет Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолета Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс.
Вертолет взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолет полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос - медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой.
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолета: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трех часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолет Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев сейчас Самара. Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолета и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту , приехало городское партийное руководство.
Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными и на сегодняшний день. В связи с гибелью Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур впервые в истории СССР в память о человеке, не являвшемся главой государства. В честь первого космонавта Земли были переименованы ряд населенных пунктов включая его родной город - Гжатск , названы улицы и проспекты. В разных городах мира было установлено множество памятников Гагарину. Фактическое место рождения - роддом города Гжатска переименованного в 1968 году в г. По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин 1902-1973 , - плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева 1903-1984 , - работала на молочнотоварной ферме. Детство Юрия Гагарина прошло в деревне Клушино. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немцами. Юрий Гагарин в детстве 24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик. В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учебу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 мин. Обучался Гагарин у известного в те времена летчика-испытателя Я. Несмотря на некоторые сложности, возникавшие в процессе обучения, 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием. В течение двух лет служил в Луостари Мурманская область в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота, вооруженном самолетами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов. Имел квалификацию «Военный летчик 1-го класса». Воинское звание старший лейтенант. Через неделю Гагарина вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале 1960 года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. Вершинина от 3 марта 1960 года, а 11 марта - вместе с семьей выехал к новому месту военной службы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов. С учетом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты - люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, соответствующие всем предъявляемым физическим и медицинским требованиям. После четырехмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 года, Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования - в Звездный. Там в тот момент удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалеку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд - квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов. Кроме Гагарина, были еще претенденты на первый полет в космос; всего их было двадцать человек Первый отряд космонавтов СССР. Кандидаты набирались именно среди военных летчиков-истребителей по решению Королева, считавшего, что такие летчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток». Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года , политическая активность, социальное происхождение. Непосредственно летные качества не играли решающей роли. Летчик-испытатель Марк Галлай, принимавший участие в подготовке будущих космонавтов к полету, в книге «С человеком на борту» писал: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убежден, что очень хорошо! Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королев очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублер Герман Титов. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полет, подписанное С. Королевым и Н. После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полет Юрия Гагарина, а Титова утвердить запасным космонавтом.
Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы [76] , почётным членом Общества «Финляндия — СССР» и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы. В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики , в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе « Союз ». Он был назначен дублёром Комарова , который совершил первый полёт на новом корабле. Полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. Весьма вероятно, что если бы был жив Королёв, Гагарин был бы основным пилотом «Союза-1», поскольку Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа [77]. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 Гагарин совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Юрий Гагарин приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не имел права самостоятельно летать на истребителе, хотя и был заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке, а поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель [78]. Несмотря на занятость, Гагарин находил время и для хобби, которыми были катание на водных лыжах и коллекционирование кактусов [79]. В 1964 году, во многом по инициативе Ю. Серёгина , вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Тела Гагарина и Серёгина были кремированы. Прощание с Гагариным и Серёгиным состоялось 30 марта 1968 года , в Центральном Доме Советской Армии были установлены урны с их прахом, на Красной площади состоялся траурный митинг, в стране была объявлена минута молчания, урны с прахом Гагарина и Серёгина были захоронены у Кремлёвской стены с воинскими почестями [81]. Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчёт составил 29 томов и был засекречен; его детали до последнего времени были известны только из статей и интервью отдельных её членов. Суть выводов комиссии была такой: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт, самолёт столкнулся с землёй, и экипаж погиб. В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил [82] [83]. К 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным Архива Президента РФ, был назван резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край облачности. В условиях усложнённой метеорологической обстановки это привело к попаданию самолёта в закритический режим полёта и сваливанию [84] [85]. Исследования группы специалистов под руководством С. Белоцерковского показали, что наиболее вероятной причиной резкого манёвра стало сближение и резкое уклонение от другого самолёта, с возможным попаданием в его вихревой след. Находясь в облачном слое, лётчики не могли видеть высоты полёта. Руководствуясь неточными метеорологическими данными и показаниями приборов, лётчики предполагали, что успеют вывести самолёт из падения, но запас высоты оказался недостаточен. После выхода из облачного слоя катапультироваться было уже поздно [83]. В 2013 году Алексей Леонов сообщил, что в результате рассекречивания документов следственной комиссии данная версия полностью подтвердилась: в зоне тренировочных полётов космонавтов несанкционированно оказался самолёт Су-15 , который на форсаже ушёл на свой эшелон.
Юра, мы всё. Что происходит в Гагарине, на родине первого космонавта
Видеобиография 8 мин 38 с. Видео от 8 марта 2018 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! 12 апреля 1961 Гагарин в скафандре «СК-1» перед историческим стартом космического корабля «Восток-1». Биография Юрия Гагарина: личная жизнь, фото, первый полет в космос, причина смерти на Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран[50]. Юрий Гагарин во время вестибулярной тренировки в Центре подготовки космонавтов. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 минуты.
Биография Юрия Гагарина
Юрий Гагарин совершил первый полет человека в космос. 12 апреля 1961 Гагарин в скафандре «СК-1» перед историческим стартом космического корабля «Восток-1». Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области (ныне Гагаринский район Смоленской области) в крестьянской семье. Именно здесь, в Саратове, Юрий Гагарин впервые пришёл в аэроклуб, где стал с увлечением заниматься.
Юрий Алексеевич Гагарин: человек, чью улыбку запомнили даже звезды
Но до космического триумфа за спиной у Юрия Гагарина уже была большая и трудная жизнь. Так, год и 7 месяцев своей жизни Юрий Гагарин прожил в землянке, когда деревню Клушино захватили гитлеровцы, выгнавшие семью из дома. Шесть человек ютились в крохотном пространстве, в центре которого была печка, сообщает Первый. Летом 1941 года, еще до оккупации, вся детвора деревни Клушино наблюдала воздушный бой. В тот день у Юры Гагарина появилась мечта, а у людей его поколения основным правилом для мечтателя считалась желание во что бы то ни стало достичь цели.
Физическая подготовка Юрия Алексеевича не оставляла вопросов у приемной комиссии, поэтому в 1960 году он приступил к тренировкам. Личная жизнь первого космонавта Юный курсант летного училища и симпатичная телеграфистка познакомились на танцплощадке. Валентина Горячева сразу понравилась Гагарину, они протанцевали вместе весь вечер.
Позже будущая жена Юрия Алексеевича призналась, что молодой человек не сразу запал ей в душу. Юрий Гагарин и Валентина Горячева «Если откровенно, то первое впечатление от знакомства с Юрой складывалось как-то не в его пользу. Невысокий, худощавый, короткий ежик волос, торчащие уши», — рассказывала его супруга. Они расписались 27 октября 1957 года в Оренбурге, но родители Юрия Гагарина не смогли приехать на свадьбу. Однако специально для них семейная пара организовала еще одну в родном городе Гжатске. Юрий Гагарин с семьей В 1959 году у четы Гагариных родилась Лена, а за месяц до полета Юрия Алексеевича в космос у них появилась вторая дочь, которую назвали Галей. Герой Советского Союза очень любил свою семью, поэтому даже после того, как стал всемирно знаменит, не упускал возможности провести время со своими родными.
Выбор первого космонавта Земли О срочности запуска первого человека в космос стало известно в начале 1961 года, когда появилась информация о том, что США уже готовы к миссии. СССР был намерен осуществить отправку корабля не позднее апреля. Однако советский конструктор Сергей Королев лично провел тестирование для всех, проведя неформальную беседу. Неизвестно, что повлияло на его мнение, но выбор пал именно на Гагарина. Первый полет человека к звездам Запуск космического корабля «Восток» был сопряжен с огромными рисками, так как его конструирование шло в спешке. Можно сказать, что он был единственным в своем роде, многие важные элементы не были продублированы. Запуск космического корабля прошел успешно, но из-за серьезных неполадок «Восток» поднялся на сотню км выше, чем было запланировано.
Герой Советского Союза пробыл один на один с бесконечной Вселенной 108 минут. Юрий Гагарин по пути на Байконур Однако ни одна из появившихся проблем не помешала человеку, крикнувшему «Поехали» и помахавшему рукой перед стартом, благополучно вернуться на Землю. Все данные запуска первого человека в космос были строжайше засекречены, поэтому журналисты узнали об этом грандиозном событии лишь на следующий день. Слава, упавшая в небес После возвращения Юрий Алексеевич стал настоящей иконой новой вехи мировой космонавтики. Его подвиг транслировался из всех радиоприемников СССР и остальных стран планеты. Через месяц Гагарин отправился с «Миссией мира» в тур по двадцати с лишним государствам. Многие отмечали, что он в ходе турне показал себя, как спокойного, выдержанного и тактичного человека.
На тот момент это помогло укрепить величественный образ СССР. Юрий Гагарин Первой страной, которую посетил Гагарин, стала Чехословакия.
Семья была многодетной, у Юрия было два брата и сестра, а сам он был третьим по старшинству ребенком. Все детство будущего космонавта прошло в небольшой деревне Клушино, где жили его родители, здесь же 1 сентября 1941 года он пошел в первый класс — в первый год страшной войны, которая затронула и его жизнь, и жизнь родной деревни, которую уже 12 октября заняли немецкие войска. В оккупации в тесной землянке на огороде собственного дома, в котором жить им было нельзя немцы открыли там мастерскую , Гагарины прожили практически полтора года, пока бойцы Красной Армии не освободили деревню Клушино от гитлеровцев 9 апреля 1943 года. До этого момента старшего брата Юрия Гагарина Валентина и сестру Зою немцы успели угнать на принудительные работы в Германию. Воспоминания о пережитом могли наложить на Юрия свой отпечаток, сделать нелюдимым, закрытым, но ужасы оккупации, а по-другому назвать это трудно, не изменили первого космонавта.
Он, по воспоминаниям близких, остался все тем же открытым и добрым человеком. Но о войне и пережитом в интервью и статьях он в дальнейшем старался никогда не упоминать. Осенью 1943 года продолжилась прерванная войной учеба, в 1949 году Юрий Гагарин окончил шестой класс в Гжатской школы семья перебралась сюда в 1945 году, в городе было проще найти работу и принял решение продолжить дальнейшее образование уже в Москве, его по-настоящему тянуло в большой мир. Не помогли ни уговоры родителей, ни уговоры учителей, которые просили его остаться в Гжатске. Выбрав для себя цель, Юрий Гагарин поступательно шел к ней, он был очень целеустремленным человеком и никогда не снижал требований к себе. С отличием окончив училище в 1951 году, он вышел из него подготовленным формовщиком-литейщиком. Но тяга к знаниям не была утолена, уже после завершения училища в том же году Юрий Гагарин поступает в Саратовский индустриальный техникум на литейное отделение.
Позднее дочь космонавта Елена Гагарина вспоминала, что ее отец принадлежал к поколению людей, у которого было не так много возможностей, особенно из-за войны и тягот послевоенного времени, поэтому он всегда стремился наверстать это, интересовался всем, был очень любознательным, любил учиться. По словам Елены Гараниной, Юрий Алексеевич всю жизнь интересовался историей и литературой. Из детства ей запомнилась история, как отец водил дочерей на поле бородинской битвы и рассказывал им историю боя, удивляя интересными подробностями сражения армий Наполеона и Кутузова. Гагарин любил стихи, хорошо знал Пушкина, а также поэзию, связанную с войной, например, стихи Твардовского. Литературу он любил разную и русских классиков, и произведения Сент-Экзюпери. К примеру, у знаменитого французского автора ему нравился роман «Ночной полет». Уже в следующем году начинающий летчик добивается существенных успехов на новом для себя поприще, что говорит о его отличной обучаемости и открытости к восприятию новой информации.
В 1955 году будущий космонавт выполняет первый самостоятельный полет на учебно-тренировочном самолете Як-18. Здесь же на аэродроме Дубки спортивный аэродром города Саратова , он выполняет свой первый в жизни прыжок с парашютом, это произошло 14 марта 1955 года, таким образом, он освоил курс не только летной, но и парашютной подготовки. Летом того же года он с отличием завершает учебу в Саратовском индустриальном техникум, а осенью завершает обучение в аэроклубе с общей выпускной оценкой «отлично» Оценки при завершении обучения: мотор — «отлично», материальная часть самолета — «отлично», аэродинамика — «отлично», самолетовождение «отлично». Не удивительно, что с такими оценками и успехами в пилотировании после призыва в армию в октябре 1955 года Юрия Гагарина определили в Чкалов сегодня Оренбург , где он стал курсантом 1-го военного авиационного училища летчиков им.
В августе 1951 года по направлению Московского областного управления трудовых резервов он был зачислен в Саратовский индустриальный техникум ныне Профессионально-педагогический колледж Саратовского государственного технического университета им.
Окончил его в 1955 году с отличием по специальности "литейное производство". В 1954-1955 годах одновременно с учебой занимался в Саратовском областном аэроклубе, летал на Як-18. В 1957 году с отличием окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. Ворошилова в 1958 году училище было переименовано в Оренбургское в связи с возвращением городу прежнего названия , получив квалификацию летчика-истребителя. Во время учебы летал на самолетах Як-18, МиГ-15бис.
С сентября 1961 года по март 1968 года был слушателем инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского в подмосковном г. Окончил академию с отличием по специальности "пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним" квалификация - летчик-космонавт-инженер. Служба в ВВС С декабря 1957 года служил летчиком в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиадивизии Военно-воздушных сил ВВС Северного флота в пос. Луостари-Новое Мурманской обл.
Выполнял полеты в сложных метеорологических условиях и в ночное время на самолете МиГ-15. Военный летчик III класса. К концу 1959 года налетал на авиационной технике 257 часов, выполнил 41 прыжок с парашютом. В отряде космонавтов В 1959 года Юрий Гагарин, узнав о наборе кандидатов для испытания новой летной техники будущих космических кораблей , написал рапорт с просьбой зачислить его в группу испытателей. Осенью того же года он был вызван в Москву для прохождения всестороннего обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале.
Его дублером стал Герман Титов. Полет в космос 12 апреля 1961 года в 09:07 мск с 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона Минобороны СССР так тогда назывался космодром Байконур стартовала ракета-носитель 8К72К впоследствии получила название "Восток" , которая вывела на орбиту Земли корабль-спутник "Восток" с Юрием Гагариным на борту. Однако ТАСС передал сообщение не сразу, а спустя 50 минут после старта. Он катапультировался из спускаемого аппарата корабля и приземлился с помощью парашюта на колхозном поле недалеко от деревни Смеловка Саратовской области.