Временный комитет Государственной думы — временный орган власти, работавший от имени Государственной думы в ходе Февральской революции и создавший Временное правительство. Переговоры Временного комитета Государственной думы и Петроградского совета о создании Временного правительства проходили 2 марта. Оставаясь руководящим органом частного совещания Государственной думы, комитет превратился в один из центров контрреволюции.
Основные события Февральской революции
Великая российская революция 1917 года: события февральской революции | Главная» Новости» Временный комитет государственной думы в феврале 1917 года возглавил. |
Временный комитет Государственной Думы | «Временный комитет Государственной Думы создан во время Февральской буржуазно-демократической революции 1917 на неофицальном совещании в Петрограде депутатами 4-й Государственной думы 27 февраля (12 марта). |
Временное правительство | Оставаясь руководящим органом частного совещания Государственной думы, комитет превратился в один из центров контрреволюции. |
Выступление на пленарном заседании Государственной Думы 22.06.2023 г.
Во время Февральской революции был членом Временного комитета Государственной думы и его комиссаром в Сенате. Окончательно Временный комитет был ликвидирован Временным правительством 6 (19) октября 1917 года в связи с изданием акта о роспуске Государственной думы[6]. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Создан Временный совет, перед которым до созыва Учредительного собрания должно было отвечать Временное правительство. Создание Временного исполнительного комитета Государственной думы. В Петрограде создан Временный комитет Думы из центристов и умеренных левых.
Каким было Временное правительство?
«Временный комитет Государственной Думы создан во время Февральской буржуазно-демократической революции 1917 на неофицальном совещании в Петрограде депутатами 4-й Государственной думы 27 февраля (12 марта). Временный комитет Государственной думы 1917 — сформирован 27 февраля (12 марта) в Петрограде в день победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 (См. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917). Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний».
Судьба членов Временного правительства
Одновременно с образованием Петроградского совета лидеры буржуазных партий в Государственной Думе создали Временный комитет для восстановления порядка и сношения с лицами и учреждениями под председательством М. Во Временный комитет вошли представители всех фракций Думы, за исключением правомонархических: М. Родзянко председатель Думы, земец-октябрист , Н. Некрасов кадет , И. Дмитрюков секретарь Думы, левый октябрист , В. Ржевский прогрессист , Н. Чхеидзе одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, социал-демократ , А. Керенский одновременно товарищ председателя исполкома Петросовета, эсер-трудовик , П. Милюков кадет , А.
Коновалов прогрессист , М. Караулов независимый , С. Шидловский председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов , В. Шульгин лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе и В.
Солдаты восставших полков направились в центр города, захватили Арсенал, городские тюрьмы, выпустили на свободу заключённых. По городу начались убийства полицейских и городовых, грабежи и мародёрство. Дума оказалась в двусмысленной ситуации: с одной стороны, она получила указ Николая II о собственном роспуске и опасалась подхода к Петрограду предполагаемой «карательной экспедиции». С другой же стороны, она оказалась осаждена толпой революционных солдат и рабочих, пришедших к Таврическому дворцу как к основному на тот момент центру оппозиции. В результате Прогрессивный блок и левые депутаты трудовики и социал-демократы решили, формально подчинившись указу о роспуске, собраться под видом «частного совещания». Частное совещание членов Думы поручило Совету старейшин выбрать Временный комитет членов Думы и определить дальнейшую роль Государственной думы в начавшихся событиях.
Днём 27 февраля на заседании Совета старейшин был сформирован орган власти — Временный комитет Государственной думы «Комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями» , который возглавил М. В состав Временного комитета вошли представители партий, объединённых в « Прогрессивном блоке », и левых партий, а также президиума Государственной думы. Как позднее писал П. Милюков , «вмешательство Государственной думы дало уличному и военному движению центр, дало ему знамя и лозунг и тем превратило восстание в революцию, которая кончилась свержением старого режима и династии» [3]. Родзянко председатель ГД, земец-октябрист , Н. Некрасов кадет , И. Дмитрюков секретарь Думы, левый октябрист , В. Ржевский прогрессист , Н. Чхеидзе одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов , социал-демократ , А. Керенский одновременно товарищ председателя исполкома Петросовета, эсер-трудовик , П.
Милюков кадет , А.
По словам Милюкова, Чхеидзе никогда не участвовал в работе комитета. Комитет и Петроградский Совет договорились создать Временное правительство. Многие члены Комитета продолжили службу во Временном правительстве, в то время как Комитет продолжал играть незначительную роль до роспуска Четвертой Думы 19 сентября 6 сентября O.
Количество жертв в февральские дни 1917 в Петрограде было почти 300 человек убитыми и до 1200 ранеными. Родзянко о необходимости создать новое правительство, которое пользовался доверием общества, Николай II принял решение распустить Думу на каникулы — с 26 февраля по апрель 1917 года. Однако депутатами было решено не проводить официальных заседаний, а оставаться на своих местах. Замечание 3 В середине дня, когда к Таврическому дворцу подошли толпы демонстрантов, Дума решила сформировать Комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями. В ответ последовал отказ. В ночь 28 февраля Временный комитет Государственной думы обратился к народу с обращением, что он берет на себя инициативу «восстановление государственного и общественного порядка» и создание нового правительства. Вечером 28 февраля, в условиях, когда революция победила, М.
Великая российская революция 1917 года: события февральской революции
Временный комитет Государственной думы Временный комитет Государственной думы. журналист, монархист, один из лидеров фракции националистов в IV Государственной думе.27 февраля избран в состав Временного комитета Государственной думы. Одновременно с созданием Петросовета в ночь на 28 февраля (13 марта) 1917, Прогрессивный блок и левые депутаты (трудовики и социал-демократы) собрали частное совещание и образовали Временный комитет Государственной Думы. Временный комитет Государственной думы Временный комитет Государственной думы. журналист, монархист, один из лидеров фракции националистов в IV Государственной думе.27 февраля избран в состав Временного комитета Государственной думы. Источники: Рис. 1. Члены Временного комитета Государственной думы.
Каким было Временное правительство?
Временный комитет государственной думы. создан во время Февральской бурж.-демократич. революции 1917 на неофиц. совещании в Петрограде депутатами 4-й Гос. думы 27 февр. «Временный комитет Государственной Думы создан во время Февральской буржуазно-демократической революции 1917 на неофицальном совещании в Петрограде депутатами 4-й Государственной думы 27 февраля (12 марта). Переговоры Временного комитета Государственной думы и Петроградского совета о создании Временного правительства проходили 2 марта. Временная депутатская рабочая группа по подготовке первого пленарного заседания Государственной Думы VIII созыва обсудила перечень комитетов Госдумы.
«МАРТОВСКИЕ ИДЫ» СЕМНАДЦАТОГО ГОДА (4)
Дмитрюков, Б. Создан депутатами Думы в ходе Февральской революции 1917. Взял на себя 1 марта управление страной и по договорённости с руководством… … Русская история Временный Комитет членов Государственной Думы 27 февраля — 6 октября 12 марта 19 октября 1917 председатель октябрист М. После провала попытки спасти монархию взял на себя 1 14 марта управление государством и по договоренности с… … Политология. Комиссары Временного комитета Государственной Думы — Для управления министерствами Временный комитет Государственной думы 27 февраля 1917 г. Бубликов, Александр Александрович … … Википедия Временный комитет членов Государственной Думы — 27 февраля 6 октября 12 марта 19 октября 1917 председатель октябрист М.
Уехать за границу отказался, так как считал, что нужно всеми силами «укреплять хозяйственное и культурное наследие России». В 1924 - 1925 гг. В последний раз он был арестован в 1928 году, - а в мае следующего приговорен коллегией ОГПУ к расстрелу по обвинению в руководстве заговором и вредительством на железнодорожном транспорте и в золото-платиновой промышленности. Позднее, в 1930 году, на процессе по делу «Промпартии» было объявлено, что он являлся идейным вдохновителем некоего «Инженерного центра». По мнению современных историков, подпольные организации, в участии в работе которых обвиняли Петра Акимовича, в реальности не существовали. Пальчинского весьма обширный 1252 единицы хранения и содержит большое количество документов, в основном отражающих его профессиональную деятельность в качестве горного инженера и экономиста. Однако для освещения событий Февральской революции особенный интерес представляют находящиеся в нем дела Военной комиссии Временного комитета Государственной Думы, созданного 27 февраля 1917 года, активным членом которой являлся П. Нужно сказать, что до формирования Временного правительства 2 марта 1917 года именно Временный комитет Государственной Думы ее полное название «Комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями» являлась одним из нервных центров Февральской революции, а его Военная комиссия была как бы его штабом. Между тем, гораздо большим влиянием в это время пользовался Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Комиссия была органом, призванным взять под контроль ситуацию военными методами. В нее стекались сообщения с мест, главным образом, с улиц Петрограда; сюда же поступали и телеграммы из других городов. Сообщения с улиц революционного Петрограда Ф. Р-3348, оп. Как известно, в февральские дни именно полиция и жандармерия вызывали всеобщую ненависть, - чего стоит мгновенно распространившаяся по городу фобия «полиция и жандармы с пулеметами на крышах». Местный полицмейстер Шишикин напрямую обращается к председателю Государственной Думы и, заметим, одновременно председателю Временного комитета Государственной Думы М. Родзянко с просьбой обуздать мародерствующих солдат и остановить бесчинства. Телеграмма от главнокомандующего армиями Северного фронта генерала Н. Рузского военному министру А. На телеграмме имеется резолюция: «Инф. В[оенный] М[инист]р просит Вашего содействия, чтобы подобное разъяснение было послано на фронты от имени Совета Рабочих и Солд. Напомним: Пальчинский являлся членом Исполкома Петроградского Совета. Документы, отражающие попытки взять под контроль события фонд Р-3348, оп. В нем признается власть несуществующего органа: в реальности существовало два органа новой власти: Исполнительный Комитет Исполком Петроградского Совета и Временное правительство, но собственно Исполкома Временного правительства не существовало. Правда, кое-где в губерниях в это время появляются местные т. Также усложняло ситуацию то обстоятельство, что Временный комитет Государственной Думы после формирования Временного правительства 2-го марта не упразднялся, а продолжал существовать до начала октября 1917 года, - просто его полномочия существенно сокращались.
Урицкого был принят декрет «Об упразднении канцелярий бывшей Государственной думы и ее Временного комитета». Остававшиеся на счетах этих учреждений средства передавались в распоряжение «комиссара над Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссией» для покрытия расходов по организации временной канцелярии и приставской части созываемого форума. Декретом СНК от 20 января 1918 г. В годы Гражданской войны экс-парламентарии предпринимали попытки организовать в том или ином виде активную политическую деятельность распущенных законодательных палат. Так, в мае 1918 г. Родзянко задумал возобновить заседания Государственной Думы четвертого созыва под своим председательством. К участию в этом мероприятии приглашались и думцы предыдущих созывов. Но по распоряжению генерала П. Краснова Родзянко был выслан с Дона как «гражданин Демократической советской республики». В ноябре он выступил с идеей создать «Национальный совет» в составе членов Госу -дарственной Думы всех четырех созывов, Поместного церковного собора и Временного Совета Российской Республики как «носящих символ законно избранных государственных учреждений» [23, с. Летом 1918 г. Совещание избрало постоянно действующий совет, в котором активную роль играл П. По его предложению было одобрено «Обращение к русскому обществу», в котором подчеркивалась необходимость «скорейшего создания авторитетного общероссийского представительства, которое могло бы встать на место советской власти». Большинство участников совещания признавало, что после победы над большевизмом в России должен быть установлен режим конституционной монархии. Совет попытался подчинить своему влиянию руководство Добровольческой армии. В наказе «уполномоченным Совещанием, отправлявшимся в Добровольческую армию», указывалось, что ближайшая его задача - «создание объединенного органа сильных общественных групп, состоящего как из представителей учреждений, отражающих зрелую политическую мысль страны, каковыми являются бывшие законодательные палаты, земские и городские самоуправления дореволюционного издания, так и представителей важнейших отраслей народного труда, как-то: землевладения и земледелия, промышленности, торговли, финансов» [23, с. В Совет вошли по пять человек от членов Государственной Думы, членов Государственного Совета, земских деятелей, представителей городского самоуправления, торгово-промышленных кругов, финансистов, земельных собственников, академических кругов и церковных деятелей. Председателем организации был выбран член Государственного Совета В. Меллер-Закомельский, а его заместителем от Государственной Думы - П. Милюков [24, с. Однако глубокого следа в истории антибольшевистского движения СГОР не оставил и распался в апреле 1919 г. Бывшие российские парламентарии смогли собраться на свой форум уже в эмиграции. Председательствовавший на совещании А. Гучков видел его цель в «объединении партий и национальностей в интересах государственного строительства России». По словам В. Маклакова, «эс-эры подняли гвалт и сказали, что если туда пойдут кадеты, то всякие разговоры с ними будут прекращены; кадеты имели мужество туда все-таки же пойти, хотя бы затем, чтобы предложить этим членам бывших законодательных палат оставить всякую надежду на то, чтобы можно было что-либо сделать из них» [25, с. Позицию кадетов озвучил А. Как сообщила 1 декабря газета «Последние новости», он высказался против создания организации из бывших членов законодательных палат ввиду неоднородности и случайности их состава. По его мнению, все это могло только запутать ситуацию и повредить делу реального объединения антибольшевистских сил. Парижское совещание стало последней попыткой объединить бывших членов законодательных палат независимо от их партийной принадлежности для борьбы против большевиков. Сторонники правоцентристской ориентации направили свои усилия на создание «Русского парламентского комитета за границей». В проекте положения о Комитете, разработанном инициативной группой во главе с А. Гучковым, указывалось, что его целью является осведомление «иностранных парламентов, фракций их и отдельных парламентских деятелей о положении в России», а также «укрепление связи и развитие сотрудничества между русскими и иностранными парламентскими деятелями для защиты интересов России». В состав Русского парламентского комитета могли входить все бывшие выборные члены законодательных учреждений: Государственной Думы, Государственного Совета и Учредительного собрания [26, с. Исполнительный орган Комитета, располагавшийся в Париже, начал свою деятельность 12 декабря 1920 г. В ряде европейских столиц Берлин, Белград, Константинополь, Лондон в январе 1921 г. Врангель созвал в Константинополе собрание членов Государственной Думы и Государственного Совета и заручился их поддержкой на создание Русского Совета, который рассматривался как будущее правительство России. В состав Русского Совета были приглашены и бывшие российские парламентарии. В мае того же года состав Русского Совета расширился, в него вошли 20 членов по избранию и 10 назначенных Врангелем. Константинопольский Парламентский комитет получил квоту на 6 мест по выборам [27, с. Осенью 1922 г. На врангелевском Русском Совете завершается серия попыток возродить Государственную Думу в качестве реального политического института. После него бывшие парламентарии участвовали в политической жизни Русского зарубежья уже не как представители законодательной палаты, а как активисты и члены тех или иных эмигрантских организаций. Библиографический список 1. Николаев, А. Февральская революция 1917 года : сб. Степанского и В. Шульгин, В. Комиссары Временного комитета Государственной думы февраль-март 1917 г. Революционное движение в России после свержения самодержавия: документы и материалы. Милюков, П. Журналы заседаний Временного правительства: март-октябрь 1917 года. Протоколы Центрального комитета и заграничных групп конституционно-демократической партии. Набоков, В. Шидловский, С. Буржуазия и помещики в 1917 году: Частные совещания членов Государственной думы. Архипов, И. Суханов, Н. Российский государственный исторический архив РГИА.
Источник: историк. Согласно этому документу, полиция подлежала замене на народную милицию, которая подчинялась даже не Временному правительству напрямую, а органам местного самоуправления. Доступ в новую милицию полицейским чинам был запрещён. Милицию полагали сделать как народное ополчение правопорядка, правда, на штатных должностях. Жалованье было небольшим, и желающих стать милиционерами имелось немного. Министром иностранных дел стал Павел Николаевич Милюков, основатель Конституционно-демократической партии. Он, неформальный лидер прогрессивного блока, то есть думского большинства, считался однозначным кандидатом на этот пост. Адвокат Александр Федорович Керенский вошёл во Временное правительство как министр юстиции. Сделал он это по собственной инициативе, его никто не выдвигал. Первое, с чего начал Керенский на новом посту, — раскрыл тюрьмы и освободил узников царского режима. Должность военного и временно морского министра занял Александр Иванович Гучков, до этого возглавлявший Центральный военно-промышленный комитет. На новом месте Гучкову пришлось непросто. Этот документ полностью отменял в армии субординация и дисциплину, и министр Временного правительства тоже был обязан этому следовать. Кризисы Временного правительства 18 апреля министр иностранных дел Павел Николаевич Милюков выступил с заявлением о продолжении войны и выполнении всех пунктов договора царского правительства.
Великая российская революция 1917 года: события февральской революции
Увеличивавшийся дефицит государственного бюджета покрывался за счёт займов — внутренних на сумму 12,321 млрд руб. В результате к октябрю находившаяся в обороте денежная масса увеличилась вдвое, а покупательная способность рубля сократилась в 4 раза. Стремясь ускорить выпуск бумажных денег, Временное правительство приступило в августе к массовому выпуску упрощённым способом казначейских знаков в 250 и 1000 руб. Совокупный государственный долг России к 25 октября 7 ноября составил 49 млрд руб. Внешняя политика Временное правительство объявило о продолжении участия России в Первой мировой войне [3 16 марта]. Дипломатический корпус был в основном сохранён. Идя навстречу требованиям союзников, а также стремясь реанимировать патриотические настроения и тем самым отвлечь население от внутренних проблем, Временное правительство предприняло июньское наступление 1917 г. Правительственные кризисы Временное правительство пережило несколько кризисов — периодов фактического отсутствия правительства.
Апрельский кризис был вызван нотой министра иностранных дел П. Милюкова, направленной союзным державам 18 апреля 1 мая ; в ней заявлялось о «всенародном» стремлении «довести мировую войну до решительной победы» Революционное движение в России в апреле 1917 г. Апрельский кризис. Москва, 1958. Нота спровоцировала антиправительственные выступления в Петрограде. Кризис был разрешён отставкой Милюкова и военного министра А. Гучкова и созданием 1-го коалиционного правительства [5 18 мая], в котором 6 из 15 мест заняли социалисты, главным образом эсеры и меньшевики — представители Исполнительного комитета Петросовета.
Причинами июльского кризиса стали возникшие в правительстве разногласия по поводу законопроекта о запрещении сделок с землёй, сроков выборов и созыва Учредительного собрания, а также обострение конфликта с украинской Центральной радой. Кризис начался с ухода из Временного правительства 2 15 июля кадетов, обострился в результате июльских событий 1917 г. Керенский, основные политические партии предоставили ему свободу в выборе членов нового состава правительства [сформировано 24 июля 6 августа ]. Все министры 2-го коалиционного правительства были ответственны только перед его председателем. В целях «единения государственной власти со всеми организованными силами страны» Государственный архив Российской Федерации. Временное правительство созвало в Москве Государственное совещание [12—15 25—28 августа]. Вслед за этим Верховный главнокомандующий Л.
Корнилов и А. Керенский договорились о подавлении революционной анархии силами армии.
Возглавил комитет М.
Опасаясь того, что Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов , созданный в тот же день и являвшийся фактически хозяином положения, объявит себя новой государственной властью, В. Для управления министерствами В. Шульгина и А.
Родзянко от имени ВКГД обратился к действующей армии и флоту с призывом ни на минуту не ослаблять борьбу против внешнего врага. В тот же день Временный комитет получил де-факто признание правительств Великобритании и Франции.
Вдруг в какой-то момент на улице перед Таврическим дворцом раздалась пулемётная очередь. Присутствовавшие в зале перепугались, решив, что эта царская власть начала расстреливать Думу и Совет. Создалась паника, участники заседания разбегались, кто-то даже выпрыгивал из окон. Потом всё успокоилось и все вернулись на свои места. В этой сумятице скомканно был заслушан отчёт Продовольственной комиссии с продовольствием всё нормально, нужна координация подвоза продуктов железной дорогой , после чего все разошлись. Сразу после этого собрания собрался самостийно обновлённый Исполком, уже не Временный. Он обсуждал следующие вопросы: - Об «обороне революции» - обсуждали надёжность воинских частей в городе и передвижения частей вблизи города.
В рамках этого вопроса меньшевики и эсеры выступили резко против попыток большевиков распространять политическую деятельность и пропаганду в армии. Днём 1 марта состоялось новое заседание Совета, которое с учётом обстановки, резко обострившегося противостояния между солдатами и офицерами было полностью посвящено военной проблематике: Об отношении солдат к возвращающимся офицерам. О выдаче оружия. О Военной комиссии и пределах её компетенции. По итогам обсуждения приняли решения: Солдаты никому не отдают своего оружия они боялись, что их разоружат офицеры. Солдаты выбирают свои представителей в Совет по 1 на роту. В политических выступлениях солдаты подчиняются только Совету. Солдаты подчиняются офицерам только на фронте. Воинские части подчиняются Военной комиссии Думы в той мере, в какой её распоряжения не противоречат распоряжениям Совета.
С утра до вечера 1 марта с перерывом днём на пленарное заседание Совета заседал Исполком Совета. Приказ был основан на заявлении, принятом Советом.
Цех историков
Председателем организации был выбран член Государственного Совета В. Меллер-Закомельский, а его заместителем от Государственной Думы - П. Милюков [24, с. Однако глубокого следа в истории антибольшевистского движения СГОР не оставил и распался в апреле 1919 г.
Бывшие российские парламентарии смогли собраться на свой форум уже в эмиграции. Председательствовавший на совещании А. Гучков видел его цель в «объединении партий и национальностей в интересах государственного строительства России».
По словам В. Маклакова, «эс-эры подняли гвалт и сказали, что если туда пойдут кадеты, то всякие разговоры с ними будут прекращены; кадеты имели мужество туда все-таки же пойти, хотя бы затем, чтобы предложить этим членам бывших законодательных палат оставить всякую надежду на то, чтобы можно было что-либо сделать из них» [25, с. Позицию кадетов озвучил А.
Как сообщила 1 декабря газета «Последние новости», он высказался против создания организации из бывших членов законодательных палат ввиду неоднородности и случайности их состава. По его мнению, все это могло только запутать ситуацию и повредить делу реального объединения антибольшевистских сил. Парижское совещание стало последней попыткой объединить бывших членов законодательных палат независимо от их партийной принадлежности для борьбы против большевиков.
Сторонники правоцентристской ориентации направили свои усилия на создание «Русского парламентского комитета за границей». В проекте положения о Комитете, разработанном инициативной группой во главе с А. Гучковым, указывалось, что его целью является осведомление «иностранных парламентов, фракций их и отдельных парламентских деятелей о положении в России», а также «укрепление связи и развитие сотрудничества между русскими и иностранными парламентскими деятелями для защиты интересов России».
В состав Русского парламентского комитета могли входить все бывшие выборные члены законодательных учреждений: Государственной Думы, Государственного Совета и Учредительного собрания [26, с. Исполнительный орган Комитета, располагавшийся в Париже, начал свою деятельность 12 декабря 1920 г. В ряде европейских столиц Берлин, Белград, Константинополь, Лондон в январе 1921 г.
Врангель созвал в Константинополе собрание членов Государственной Думы и Государственного Совета и заручился их поддержкой на создание Русского Совета, который рассматривался как будущее правительство России. В состав Русского Совета были приглашены и бывшие российские парламентарии. В мае того же года состав Русского Совета расширился, в него вошли 20 членов по избранию и 10 назначенных Врангелем.
Константинопольский Парламентский комитет получил квоту на 6 мест по выборам [27, с. Осенью 1922 г. На врангелевском Русском Совете завершается серия попыток возродить Государственную Думу в качестве реального политического института.
После него бывшие парламентарии участвовали в политической жизни Русского зарубежья уже не как представители законодательной палаты, а как активисты и члены тех или иных эмигрантских организаций. Библиографический список 1. Николаев, А.
Февральская революция 1917 года : сб. Степанского и В. Шульгин, В.
Комиссары Временного комитета Государственной думы февраль-март 1917 г. Революционное движение в России после свержения самодержавия: документы и материалы. Милюков, П.
Журналы заседаний Временного правительства: март-октябрь 1917 года. Протоколы Центрального комитета и заграничных групп конституционно-демократической партии. Набоков, В.
Шидловский, С. Буржуазия и помещики в 1917 году: Частные совещания членов Государственной думы. Архипов, И.
Суханов, Н. Российский государственный исторический архив РГИА. Савич, Н.
Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Владимирова, В. Революция 1917 г.
Бортневский, В. Государственное совещание : стенографический отчет. Меньшевики в 1917 году.
Руднева, С. Демократическое совещание сентябрь 1917 г. Декреты Советской власти.
Деникин, А. Гуковский, А. Французская интервенция на юге России 1918-1919 гг.
Бахме-тев - В. Протоколы заграничных групп конституционно-демократической партии, 1920-1921. Русская военная эмиграция 20-х - 40-х годов : документы и материалы.
Многие члены Комитета продолжили службу во Временном правительстве, в то время как Комитет продолжал играть незначительную роль до роспуска Четвертой Думы 19 сентября 6 сентября O. Список литературы.
Милицию полагали сделать как народное ополчение правопорядка, правда, на штатных должностях. Жалованье было небольшим, и желающих стать милиционерами имелось немного. Реформу органов правопорядка он как министр внутренних дел также контролировал лично. Министром иностранных дел стал Павел Николаевич Милюков, основатель Конституционно-демократической партии. Он, неформальный лидер прогрессивного блока, то есть думского большинства, считался однозначным кандидатом на этот пост. Адвокат Александр Федорович Керенский вошёл во Временное правительство как министр юстиции.
Сделал он это по собственной инициативе, его никто не выдвигал. Первое, с чего начал Керенский на новом посту, — раскрыл тюрьмы и освободил узников царского режима. Должность военного и временно морского министра занял Александр Иванович Гучков, до этого возглавлявший Центральный военно-промышленный комитет. На новом месте Гучкову пришлось непросто. Этот документ полностью отменял в армии субординация и дисциплину, и министр Временного правительства тоже был обязан этому следовать. Кризисы Временного правительства 18 апреля министр иностранных дел Павел Николаевич Милюков выступил с заявлением о продолжении войны и выполнении всех пунктов договора царского правительства. Разразился первый кризис Временного правительства.
Милюков был сторонником империалистических захватов. Главной целью на посту главы внешнеполитического ведомства он видел присоединение к России значительных территорий: черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, земель Армении, Кенигсберга и Голицы. Однако воевать за это народ уже не хотел. Солдаты Петроградского гарнизона потребовали отставки министра иностранных дел. В итоге, не получив поддержки ни внутри правительства, ни даже от собственной партии, Милюков ушёл в отставку.
Керенский объявил о создании Директории в составе 5 человек. Россия была провозглашена республикой.
События и понятия 1917 г. На каждой из карточек дано понятие, вспомните эти определения, проверьте себя, перевернув карточки. Декларация Временного правительства о его составе и задачах 3 марта 1917 г. Временный комитет членов Государственной думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над тёмными силами старого режима, который дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти. Для этой цели Временный комитет Государственной думы назначает министрами первого общественного кабинета следующих лиц, доверие к которым страны обеспечено их прошлой общественной и политической деятельностью. Председатель Совета министров и министр внутренних дел — князь Г. Министр иностранных дел — П.
Министр военный и морской — А.
Судьба членов Временного правительства
И в последующее время думцы и выборные члены Госу -дарственного Совета являлись важным источником кадрового пополнения Временного правительства. Должности министров и их заместителей в разных составах правительства получили более 30 парламентариев. На первом же заседании правительства был поставлен вопрос о его статусе и отношении к Думе. Протокол этого заседания содержал следующую запись: «Министр-председатель возбудил вопрос о необходимости точно определить объем власти, которой должно пользоваться Временное правительство до установления Учредительным собранием формы правления и основных законов Российского государства, равным образом, как о взаимоотношениях Временного правительства к Временному комитету Государственной думы. По этому поводу высказывались мнения, что вся полнота власти, принадлежавшая монарху, должна считаться переданной не Государственной думе, а Временному правительству, что, таким образом, возникает вопрос о дальнейшем существовании Комитета Государственной думы IV созыва. Нет оснований полагать, что Временное правительство во время перерывов занятий Государственной думой может издавать меры законодательного характера, применяя порядок, установленный ст. Думы, не упраздняя его, а также не изменяя ни в чем нынешнего состояния законодательных палат» [8, с. Однако в течение по крайней мере марта-апреля следовать этой теории в своей практической деятельности Временному правительству было сложно. Так, 5 марта правительство постановило передать Государственную типографию в ведение Думы; 14 марта было разрешено военному министру внести в Думу представление об изменении порядка передачи наследникам и использования оставшихся после убитых казаков седел; 26 марта на рассмотрение второму департаменту Государственного Совета передавались срочные железнодорожные дела; 5 апреля правительство постановило, ссылаясь на статью 47 «Учреждения Государственной Думы», вернуть из Думы законопроект об установлении границ округа санитарной охраны и санитарных сборов; 27 апреля правительство утвердило мемории первого департамента Госсовета по делам, рассмотренным 1 февраля, и второго департамента по делам, рассмотренным 24 февраля 1917 г. Возникшее соперничество проявилось и 3 марта при составлении формулы отказа от престола великого князя Михаила Александровича. Шульгину удалось внести указание на то, что Временное правительство возникло по почину Государственной Думы.
Однако его оппонент В. Набоков, ставший управляющим делами Временного правительства, добился включения в текст документа слов о том, что правительству принадлежит «вся полнота власти», подразумевая под этим и законодательную, и исполнительную власть [9, с. Этот подход в деятельности правительства настойчиво проводили А. Керенский, П. Милюков и В. С усилением позиций правых социалистов во Временном правительстве подобный взгляд приобрел абсолютный характер. Эволюцию отношения Временного правительства к ВКГД достаточно точно охарактеризовал в своих воспоминаниях октябрист С. Шидловский: «Правительство, обязанное своим происхождением Государственной Думе и ею назначенное, стало считать себя своего рода диктатором и даже при всех дальнейших изменениях в своем личном составе стало сначала испрашивать разрешения Думы, затем только доводить до сведения по собственной инициативе, затем извещать Думу по ее требованию и, наконец, совершать все эти изменения самостоятельно, без всякого участия Думы» [10, с. Государственной Думе как учреждению в политическом процессе 1917 г. Временное правительство не устраивал состав Думы четвертого созыва, сформированный на основе избирательного закона 3 июня 1907 г.
Поэтому и родилась идея сохранять Думу «про запас», на случай, когда Временное правительство могло бы лишиться «всенародного признания» и потерять «всякий авторитет» [11, с. Случайный и непредметный характер «руководящей роли» Государственной Думы в первые дни революции был очевиден для большинства политиков той поры. Но вызывавшей опасения революционной анархии необходимо было противопоставить хотя бы подобие организующего начала. Именно такая руководящая роль в февральских событиях и была присвоена Думе, роль скорее воображаемая, чем на самом деле сыгранная. По меткому замечанию И. Сами думцы были не согласны пассивно ожидать того момента, когда вновь пробьет их час, и стремились в той или иной форме обеспечить участие Государственной Думы в принятии политических решений. Впервые подобные попытки были предприняты в дни апрельского кризиса Временного правительства. В ночь на 21 апреля в Мариинском дворце состоялось «информационное» совещание членов Временного правительства, ВКГД и Исполкома Петросовета по вопросу о путях преодоления кризиса. Шульгин, как сообщила газета «Речь» 23 апреля, предложил «устройство какого-нибудь органа, который имел бы совещательный характер и дал бы возможность Временному правительству обмениваться мнениями с представителями различных политических партий». В тот же день, по информации газеты «Утро России» от 25 апреля, руководители Комитета московских общественных организаций предложили созвать особое Государственное совещание, в состав которого могли бы войти члены Государственной Думы, представители земств, городских дум, советов рабочих и солдатских депутатов крупных городов и других общественных организаций.
Инициатива Шульгина нашла свое выражение в организации частных совещаний членов Государственной Думы. За период с 22 апреля по 20 августа состоялось 14 подобных совещаний, хотя и предполагалось их еженедельное проведение. Для участия в заседаниях приглашались думцы всех созывов, а с июля - и выборные члены Государственного Совета, практически же состав совещаний ограничился примерно шестьюдесятью депутатами последнего думского созыва. Думский председатель М. Родзян-ко, определяя цель частных совещаний, подчеркнул, что от думцев ждут «указаний на то, как надо вести государственный корабль» [11, с. Подсластить горечь бездеятельного положения Государственной Думы должно было юбилейное собрание 27 апреля, на которое были приглашены депутаты всех четырех созывов, находившиеся в то время в Петрограде. Для проведения этого заседания пришлось попросить участников фронтового совещания перейти из Большого зала Таврического дворца в другое помещение. На старое место водрузили «куда-то исчезавшее кресло Родзянки; аккуратно завесили холстом зиявшую дыру все еще висевшей рамы от царского портрета». Были приглашены послы союзнических государств, а ложу Государственного Совета «любопытства ради» заняли члены исполкома Петросовета [13, с. Родзянко, открыв заседание, пригласил в сопредседатели Ф.
Головина и А. Гучкова, но последний к началу собрания опоздал. Повестка дня предполагала выступления трех думских председателей, главы Временного правительства, шести ораторов-перводумцев и по одному оратору от каждой фракции второго-четвертого созывов. Родзянко в своей речи акцентировал внимание на руководящей роли Думы четвертого созыва в революционном движении. Многие ораторы высказывали озабоченность по поводу развития событий в стране. Из общего хора выбивались голоса думских меньшевиков. Их настроения четко выразил М. Скобелев, заявивший: «Государственная Дума выполнила свою роль, мавр сделал свое дело и, уходя отсюда, мы можем сказать: Государственная Дума умерла, да здравствует Учредительное собрание! Мероприятие, начавшись в жанре юбилея, завершилось едва ли не панихидой по Государственной Думе. Горькое ощущение того дня Н.
Савич передал фразой: «. Новый всплеск активности думцев в отстаивании прав народного представительства относится ко времени работы I Всероссийского съезда Советов. Вопрос о Государственной Думе не мог не возникнуть в ходе съезда уже потому, что его открытие пришлось на 3 июня, на день десятой годовщины роспуска Думы второго созыва и издания избирательного закона, на основании которого и была сформирована Дума четвертого созыва. Луначарский от имени социал-демократов-интернационалистов предложил резолюцию, требовавшую роспуска Государственной Думы и Государственного Совета. Резолюция была поддержана большевистской фракцией съезда. На возражение В. Чернова, стоит ли «убивать покойницу», Луначарский ответил: «Если Дума умерла, давайте ее похороним, потому что ее разложение заражает трупным запахом революционную атмосферу. Надо вбить осиновый кол в подозрительную покойницу, которая имеет тенденцию воскреснуть».
В ответ последовал отказ. В ночь 28 февраля Временный комитет Государственной думы обратился к народу с обращением, что он берет на себя инициативу «восстановление государственного и общественного порядка» и создание нового правительства. Вечером 28 февраля, в условиях, когда революция победила, М. Родзянко предложил Временному комитету взять на себя правительственные функции. Для временного управления министерствами были направлены комиссары из членов Думы. Социал-демократическая фракция и представители левой интеллигенции 27 февраля объявили о создании Временного исполнительного комитета Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. В новый орган было избрано 250 депутатов, которые, собравшись в Таврическом дворце, избрали Исполнительный комитет — Совет.
Таким образом, документ призван способствовать тому, чтобы сделать трансграничный обмен торговыми документами и данными в электронной форме между сторонами юридически и технически возможным, но юридически необязательным. Рамочным соглашением предусматривается: — трансграничное взаимное признание торговых документов и данных в электронной форме в процессе осуществления торговли товарами, включая их экспорт, импорт, транзит и связанные услуги. Рамочное соглашение не содержит закрытый перечень соответствующих документов и связанных с ними данных, в соответствии с которым стороны должны обеспечить условия для трансграничного взаимного признания; — необходимость для сторон, заинтересованных в трансграничном обмене, обеспечивать «по существу эквивалентный уровень надежности», являющееся основным условием для трансграничного взаимного признания. Конкретные параметры для обеспечения «по существу эквивалентного уровня надежности» будут взаимно согласовываться сторонами в процессе имплементации Рамочного соглашения; — формирование институциональных механизмов для его имплементации, в том числе Совета по безбумажной торговле, его Постоянного комитета и вспомогательных рабочих групп, и межправительственного сотрудничества, в том числе участия в экспериментальных проектах и обмене опытом между таможенными и регулирующими органами; — возможность сотрудничества между сторонами для оказания технической поддержки друг другу в целях содействия реализации Рамочного соглашения. Для организации такого взаимодействия может быть создан институциональный механизм, параметры которого будут согласовываться сторонами в ходе имплементации Рамочного соглашения; Реализация Рамочного соглашения будет осуществляться в соответствии с планом действий, который будет разработан на основе проекта «дорожной карты» по осуществлению основных положений соглашения, подготовленного Временной межправительственной руководящей группой по упрощению процедур трансграничной безбумажной торговли, а также предложений сторон.
Совет вообще не обсуждал вопрос правительственного состава, оставив его либералам. Санкция на введение в правительство социалистов А. Керенского и Н. Чхеидзе на посты министров юстиции и труда, которой добивались либералы, не была дана. Вместо этого Петроградский совет постановил учредить «наблюдательный совет за действиями Временного правительства». Зампред Керенский тем не менее вошел в правительство по собственной инициативе и поставил Совет перед фактом, с которым тот вынужден был смириться. В результате вышло постановление Временного комитета Государственной думы, в котором говорилось о том, что «в целях предотвращения анархии и для восстановления общественного спокойствия после низвержения старого государственного строя» Комитет постановлял «организовать впредь до созыва Учредительного собрания, имеющего определить форму правления Российского государства, правительственную власть, образовав для сего Временный общественный совет министров…». Премьер-министром и министром внутренних дел становился князь Георгий Львов, министром иностранных дел — Павел Милюков, военным и «временно» морским министром — Александр Гучков, министром финансов — Михаил Терещенко, торговли и промышленности — Александр Коновалов, путей сообщения — Николай Некрасов, юстиции — Александр Керенский, земледелия — Андрей Шингарев, народного просвещения — Александр Мануйлов, по делам Финляндии — Федор Родичев, обер-прокурором Святейшего синода — Владимир Львов, государственным контролером — Иван Годнев. Управляющим делами Временного правительства был назначен Владимир Набоков. Оглашая в Таврическом дворце список министров Временного правительства, Милюков заявил: «То министерство, которое вы видите сейчас во главе, подготовлено до свершения переворота». В действительности лишь 8 из 12 постов были заняты так, как это могло предполагаться когда-либо в оппозиционных кругах до революции. Более того, только оба Львова, Милюков, Гучков и Коновалов были практически бесспорными кандидатами. Кандидатура Родзянко на пост председателя правительства была единодушно отвергнута либералами и социалистами как непредсказуемая и слишком умеренная по своим взглядам. Главноуполномоченный Всероссийского земского союза князь Львов благодаря своей должности считался основным представителем общественных сил страны. Его близкий соратник и давний друг Тихон Полнер среди талантов министра-председателя называл возможность «всячески поощрять свободную инициативу», «деликатное общее руководство», «умение внести мир и единение в среду своих многочисленных сотрудников» — при том, что «организационные формы его не интересовали... Будучи толстовцем по своему мировоззрению, Львов был принципиальным сторонником широкой демократизации и противником административного контроля. Председатель Центрального военно-промышленного комитета и военной комиссии Государственной думы А. Гучков обладал широкими связями в военных кругах. Он вполне закономерно занял пост военного министра в революционном правительстве, но должность морского министра была для него по его собственному признанию обременительной. Ее мог бы занять депутат-октябрист Н. Савич, председатель думской подкомиссии по военно-морским делам, но, очевидно, в марте 1917 г. Пост министра торговли и промышленности в таких обстоятельствах мог занять только промышленник и депутат-прогрессист А. Коновалов, имевший контакты не только с «цензовой» оппозицией, но и с социалистами.
Временное правительство: Россия от Февраля до Октября
Временный комитет состав, временный комитет государственной думы в феврале 1917 возглавил. Временный комитет Государственной думы — временный орган власти, работавший от имени Государственной думы в ходе Февральской революции и создавший Временное правительство. Заседание Временного комитета Государственной думы 28 февраля 1917 г. Неизвестный художник. Создание Временного исполнительного комитета Государственной думы. В Петрограде создан Временный комитет Думы из центристов и умеренных левых. Временный комитет Государственной думы — орган государственной власти в России в ходе Февральской революции, существовал 12 марта (27 февраля по старому стилю). Приказ Председателя Временного комитета Государственной Думы, Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко от 2 марта 1917 г., посредством которого он пытается взять ситуацию под контроль (Ф. Р-3348, оп.1, д. 134).