Когда поэт сделал Любе предложение, то семья Менделеевых благосклонно отнеслась к нему.
Потомки Менделеева жили по-черному
Менделеев, исходя из того, что поголовье лошадей должно прирастать прежними темпами, считал самой сложной технической проблемой 20 века утилизацию огромного количества навоза. Дачи обоих семей находились рядом, Блоки проводили лето в имении Шахматово, а Менделеевы – в 7 верстах от них, в Боблово. Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель. Дмитрий Менделеев родился зимой 1834 года в многодетной семье директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа.
Биография Дмитрия Ивановича Менделеева
Мать же, видя, как сын интересуется делами завода, где ему доводилось бывать, разглядела в нем будущего предпринимателя. Она надеялась определить его в Московский университет. Дмитрий поступил в Главный педагогический институт Санкт-Петербурга, и мама скончалась сразу после зачисления. Именно во время студенчества юноша раскрывал свои таланты, увлекшись научной работой и уже написав выдающуюся статью «Об изоморфизме». В Тобольской губернии в ранние годы Дмитрия проживали ссыльные декабристы: Муравьев, Фонвизин, Свистунов, оказывающие Менделеевым финансовую помощь. В 1855 году Менделеев окончил институт с золотой медалью. Обучался он на физико-математическом факультете. Стал старшим учителем и преподавал в Симферопольской мужской гимназии, имел знакомство с Н.
Преподавал позднее в лицее Одессы, в Императорском Санкт-Петербургском университете и других учебных заведениях. Защитил докторскую диссертацию в 1856 г. Дмитрий Менделеев - большой энтузиаст Первые достижения В 1859-м Менделеев работал в Германии в университете Гейдельберга, где обустроил лабораторию и изучал капиллярные жидкости. Там он открыл критическую температуру. В 1861-м Дмитрий вернулся в Петербург и написал учебник по органической химии, за что получил Демидовскую премию. Он не перестал преподавать, с 1864-го в звании профессора, а с 1866-го — имея собственную кафедру. В 1869 году представил миру периодическую систему.
В 90-е повлиял на открытие радиоактивности. Лично расписал атомную массу девяти элементов из таблицы. В 1856-1887 занимается разработкой теории растворов. Изучает упругость газов. Менделеев создает схему дробной перегонки нефтепродуктов, указывает, как применять трубопровод и цистерны. Черное золото больше не сжигалось в топках. В 1875-м Дмитрий Иванович участвовал в Парижском географическом конгрессе.
Он поехал во Францию с собственной наработкой — дифференциальным барометром-высотомером. А в 87-м году был причастен к наблюдениям за полным солнечным затмением. Событие состоялось в поездке на аэростате в верхние слои атмосферы. Он летал на воздушном шаре «Русский» три часа, наблюдая затмение и фиксируя давление, температуру.
Умерла Екатерина Дмитриевна в 1991 г. Исполняя последнюю волю Екатерины Дмитриевны, ее кремировали, прах передали сыну, который должен был захоронить его на Волковом кладбище в Петербурге, рядом с могилами ее знаменитого деда и матери. Первая внучка великого Менделеева от сына Владимира родилась 28 января 1893 г. История ее жизни до сих пор окружена загадками. Долгое время ее появление на свет вообще замалчивалось.
Только в 1947 г. Девочка эта вместе с матерью потом погибла во время землетрясения в Токио... Действительно, знаменитое землетрясение произошло в Токио в 1923 г. Масанори Кадзи утверждает, что Ольга Дмитриевна Трирогова-Менделеева не имела достоверных данных о японских родственниках, т. Менделеева в 1907 г. Кроме того, хотя о землетрясении 1923 г. К тому же, когда Ольга Дмитриевна в 1946 г. История появления на свет первой внучки Менделеева, Фудзи, трогательна и печальна. Его сын Владимир по окончании Морского училища служил на фрегате «Память Азова» мичманом, а затем лейтенантом 1890—1894.
Отец, Дмитрий Иванович Менделеев, устроил своему сыну Владимиру путешествие, чтобы тот забыл несчастную любовь. Фрегату предстояло долгое, интересное и престижное плавание: цесаревич Николай Александрович, будущий российский император, на фрегате «Память Азова» отправился через Суэцкий канал, Индию, Сингапур, Индонезию, Вьетнам, Гонконг в Японию, где посетил города Нагасаки, Кагосиме, Кобе, Киото и Оцу. Владимир Дмитриевич Менделеев мог находиться в Нагасаки в общей сложности не более трех месяцев, т. Ольга Дмитриевна Трирогова-Менделеева пишет, что ее брат, «как и все иностранные моряки, заключил брачный договор на определенный срок стоянки в порту» с женой-японкой, от которой у него родилась дочь уже после его возвращения в Россию. Менделеев и его сын Владимирна на палубе фрегата «Память Азова»перед уходом корабля в плавание научный архив Д. Уже в 1896 г. Лемоха — Варваре Кирилловне Лемох, которая стала его законной венчанной женой, а не женой по контракту, как Така Хидесима.
Лермонтова «Демон». Это было любимое произведение матери, которое она часто читала вслух по просьбе детей. Иван Павлович также принимал большое участие в воспитании детей. Как профессиональный педагог, учитель словесности и изящных искусств он занимался образованием дочерей. Дело в том, что только в 1852 году в Тобольске было открыто первое женское учебное заведение. Самый младший сын Марии Дмитриевны всегда был окружён её особой заботой и любовью. Они почти никогда не расставались. Мать часто брала маленького Митю с собой на завод, где он часами смотрел, как из речного песка варят стекло, и не мог оторвать завороженного взгляда от работы стеклодувов. Иногда специально для него выдували стеклянный шарик или какую-нибудь фигурку. Все эти фантастические действия мастеров потрясли воображение ребёнка. Именно здесь, наблюдая за чудесными превращениями стекла, будущий гений соприкоснулся с наукой, которой затем посвятил свою жизнь. Позже Менделеев вспоминал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел». В три года Митя заболел натуральной оспой и чуть не умер. Мать была в отчаянии, боясь потерять ещё одного ребёнка. Дни и ночи Мария Дмитриевна проводила у постели больного сына. Несколько дней Митя метался в жару, часто впадая в забытьё. Бедная мать, чтобы вернуть сознание сына, стала беспрерывно читать ему приключенческую литературу. После того, как кризис миновал, мальчику был прописан строгий постельный режим. Чтобы сын не скучал, Мария Дмитриевна приносила ему в постель редкие экземпляры энциклопедий с богатыми иллюстрациями из уникальной Корнильевской библиотеки. Именно в это время она стала обучать Митю грамоте. Таким образом любящая мама не только научила его читать известно, что Менделеев уже в четыре года читал самостоятельно , но и разбудила его пытливую душу, жаждущую знаний. По воспоминаниям самого Менделеева, именно мать привила ему любовь к науке и страсть к чтению. В будущем один из самых гениальных учёных ХIХ века поражал своих современников и продолжает поражать нас своей разносторонней деятельностью и энциклопедическими знаниями. После болезни Мити в обязанности сестёр вошло оберегать брата, чтобы с ним ничего не случилось. За любой проступок Мити наказывались сёстры — «за недосмотр». В этот период жизни семья Менделеевых достигла пика финансового процветания. После свадьбы молодожёны отправились в Омск, по месту службы супруга, начальника отдела Главного управления Западной Сибирью. Мария Дмитриевна купила у зятя в Тобольске добротный дом для своей семьи. Все эти радостные события и хлопоты были омрачены известием из Москвы: сын Иван связался с дурной компанией и за какой-то серьёзный проступок был исключен из Московского пансиона. Из писем Марии Менделеевой, опубликованных её внучкой Н. Капустиной-Губкиной, мы можем узнать, как тосковала Мария Дмитриевна из-за разлуки с дочерью, как страдала из-за случившегося с её старшим сыном Иваном. Сразу после отъезда Катеньки и Я. Капустина в Омск она написала им письмо: «Я до сего времени в состоянии бесчувственности, но стараюсь заглушить вопль души. Мне суждено пить из чаши горечи во всю жизнь мою, и потому я уже сроднилась давно с ударами судьбы. С последним прощальным поцелуем, когда тарантас потерялся из виду, я облегчила грудь свою горячими слезами и молитвою пред иконою Владычицы. Почтеннейший и добрейший Яков Семёнович! Милая дочь! Я теперь не буду говорить вам о чувствах сердца, о моей любви ко всем, о разлуке с вами. Душевная буря свирепствует и убийственная горесть Ивана Павловича терзает сердце». В этом же письме Мария Дмитриевна делилась своими переживаниями о судьбе Ванечки: «Нравственная болезнь сына терзает мою душу, и я не могу спешить к нему на помощь! Не могу уврачевать болезнь души его моими слезами, моими советами, моим примером! Тяжко, тяжко сердцу моему, милые добрые мои дети! Но при всех ударах судьбы я уже привыкла быть твёрже камня». Поведение его было бы исправлено строгостию власти родительской, строгостию матери, поставляющей благородство чувств выше всех сокровищ и почестей света! Василий Корнильев предложил Марии Дмитриевне оставить Ивана в Москве, чтобы дать ему возможность продолжить образование. Пусть он пробудет ещё три года в гимназии и четыре в университете, ему будет 23 года и страсти будут подавлены, или он погибнет не вступая в свет. Жестока нравственная болезнь и врачевание должно быть продолжительно… Пусть он потеряет лета по службе, но зато приобретёт спокойствие совести. С подлою душою чиновник для меня презрительнее честного и доброго разночинца. Если Ванечке суждено погибнуть и сделаться дурным человеком, я приму это за правосудное наказание Божие родителей, не пекущихся о воспитании детей своих, и он будет примером для других, не заботящихся о нравственности детей своих». Во всех бедах детей Мария Дмитриевна всегда винила только себя, считая себя «виновной матерью». После случившегося с Иваном она решила оставить фабрику и перевезти семью в Тобольск, чтобы готовить младших сыновей к поступлению в гимназию и в дальнейшем — в университет. Жалею юность моих дочерей, чтобы оградить их от нужд и горестей, которые ожидали их в городе при отставке Ивана Павловича, я решилась пожертвовать собою, и приют аремзянский доставил мужу и дочерям моим спокойное убежище и независимость. Одна я несла мой крест с терпением и в молчании. Бог щедро награждал труды мои для блага семейства, и я радовалась устройству фабрики…» 11 августа 1839 года. Теперь мне нужна вся сила души моей, чтобы заняться воспитанием сыновей моих». Сколько пожертвований принесла я, управляя ею. Я чувствую, что вас огорчает моё письмо. Я не оставлю фабрики, но там всё уже не то, там нет распорядителя, нет неусыпного смотрения, и доходы так неверны». В конце концов Мария Дмитриевна наняла управляющего, оставив за собой ведение всех конторских счетов и принятие главных решений. Она стала постепенно перевозить семью и имущество в Тобольск. В селе Верхние Аремзяны семья Менделеевых прожила около шести лет. В 1841 году Менделеевы окончательно переехали в Тобольск. К этому Мария Дмитриевна добавила: «Чтобы развить способности Паши и Мити, я должна, я обязана пожертвовать всем… имея для этого от Бога данную мне способность. Я не упадаю духом моим, не плачу, не грущу и крепко уповаю, что всё устроится ко благу детей моих, которым посвящена вся жизнь моя». В другом письме: «Милая моя Катенька! Я уверена, что ты, зная мой характер, не будешь думать, что я уже несчастлива. Нет, друг мой, пока я не лишена любви детей моих, пока имею силы пещись о их благополучии, я не могу называть себя несчастною и умею довольствоваться малым. Будь покойна и храни себя в твоём положении Екатерина была беременна … Теперь я счастливее, чем была на фабрике. Я в кругу моего семейства, я мать детей моих, а не работница». По приезде Ивана мать определила его в Тобольскую гимназию. Она радостно сообщает дочери: «…Ванечка, приехавши из Москвы, и, благодарение Богу, кончил курс с похвалою». Маша, Паша, Митя учатся, я покойна и не тужу о том, что должна отказывать себе в удовольствиях». Береги себя, милая моя Катенька! Целую вас всех и остаюсь любящая вас мать М. Она пригласила учителей, чтобы как следует подготовить Пашу и Митю к поступлению в гимназию. В письме к дочери Менделеева так описывала свой обычный день: «Окружённая моими детьми, я посвящаю им остаток жизни моей, ведь мне уже 50 лет, и я считаю себя счастливою, что в настоящем положении могу исполнять мои обязанности в отношении нравственного образования младших сыновей моих, Паши и Мити. Мой день проходит приятно, в тишине, при ученьи сыновей… После обеда я сама занимаюсь с ними до 5 часов». Мария Дмитриевна воспитывала детей в строгости, особенно девочек. Дочери помогали матери в ведении хозяйства, смотрели за младшими братьями, обучались рукоделию, с 12 лет уже сами начинали шить одежду для семьи. Мальчикам было легче, с них спрос был меньше. Верховодил над всеми самый младший — Митя. Как это бывает в больших семьях, чтобы заслужить похвалу строгой матери, старшие дети старались опекать младшего брата, если он был её любимцем. Тесное дружеское общение младшего ребёнка со старшими братьями и сёстрами, как правило, благотворно влияет на его развитие. Митя рос красивым, белокурым, любознательным и очень озорным мальчиком. От него нередко доставалось сестре Маше, которая за ним присматривала. Бывало, он даже поколачивал её колотушкой. Делать уроки его могла заставить только мать. Больше всего Митя любил читать и играть в учителя, — особенно наказывать нерадивых учеников. В конце игры, как правило, кто-нибудь из сестёр стоял в углу на коленях. Глядя на Митиньку, Мария Дмитриевна стала мечтать о великом будущем своего «последыша». Она даже сумела определить Митю в гимназию на два года раньше положенного срока, вместе с Пашей. По воспоминаниям Д. Менделеева, «чтобы не разбаловался, оставаясь дома один, меня упросили принять в гимназию вместе с братом. Но так как принимать, да и то в исключительных случаях, дозволялось только с 8 лет а мне было 7 , то меня приняли, но с условием, чтобы в 1 классе я пробыл непременно 2 года. Учился я тогда, кажется, не худо, но по малолетству так и оставлен в 1 классе на 2 года». На самом деле мать просто форсировала события. Она хотела, чтобы сыновья одновременно закончили гимназию, чтобы обоих повезти в Москву для поступления в университет. Наступил самый сложный, самый драматичный период в жизни матери Д. Несколько лет ей пришлось буквально разрываться между семьей и стекольным заводом, чтобы прокормить семью. Порой она очень уставала и её одолевали грустные мысли: «Мой день начинается с шести часов утра приготовлением теста для булок и пирогов, потом приготовлением кушанья, причем перехожу то к кухонному столу, то к письменному, а в дни расчётов по ярлыкам прямо от стряпни — к расчётам… Слезы мои капают на книги». С лучшими друзьями жизни моей — книгами — рассталась, кажется, навсегда.
К нынешнему моменту, с учётом рождения детей, потом-внуков, правнуков и т. И таки да, при Менделееве никто был не в курсе, что вдруг появятся такие народы, как украинцы и белорусы. Все они были русскими, и всех их тоже затронули катаклизмы 20-го века. Население этих стран тоже можно умножить на два и прибавить к общему итогу.
110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
Вскоре Иван ослеп и потерял работу, а забота о семье легла на плечи его жены, Марии Менделеевой. Доктор исторических наук Вячеслав Софронов, тоболяк, как и Менделеев, написал книгу, сфокусировав внимание в первую очередь на чувствах знаменитого химика и его семье. Был семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Так, не имея никаких связей со старинным родом, семья будущего учёного тоже стала Менделеевыми. С 1823-го по 1827-й Менделеевы жили в Саратове, где главу семьи назначили директором гимназии. Жизнь семьи Менделеевых оказалась тесно сплетена с судьбами декабристов.
Менделеев Дмитрий Иванович. Потомки
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. С детства в семье Менделеевых дети видели примеры подлинного благочестия. С тех пор никто из семьи Менделеевых ничего о нем не знал.
«Дмитрий Менделеев: периодическая система, покорившая мир»
Эти убеждения сделали несчастными не только его самого, но и жену Блока, Любовь Дмитриевну Менделееву, дочь того самого знаменитого Менделеева. Он не очень-то стремился к этой свадьбе и даже как-то признавался, что если бы не деньги, не решился бы на этот брак. Дмитрий Иванович пытался разорвать помолвку, признавшись, что ему скучно с Физой Феозва Никитична Лещева , но сестра не позволила этого, сказав, что он опозорит девушку. Менделеев женился, в браке родились дочь Маша умерла маленькой и сын Владимир.
Когда Дмитрию Ивановичу шел уже 5 десяток, он влюбился в 16-летнюю красавицу Анну Попову. Он не скрывал своих чувств, старался как можно больше времени проводить с ней, и даже рассказал об этом жене. Но Феозва не захотела дать ему развод.
Родители девушки тоже были напуганы, отправили ее в Италию, чтобы разлучить с поклонником. Дмитрий Иванович сильно переживал, но получив все же от жены согласие на развод, обвенчался с девушкой священник, согласившийся их повенчать, был лишен сана, так как по правилам нужно было выждать 7 лет после развода. В этом браке родились 4 детей: старшей была Люба, потом появился Иван и близнецы Мария и Василий.
Менделеев был любящим отцом, сам говорил о том, что испытав многое в жизни, понял, что ничего не бывает лучше детей. Семья Александра Блока Александру Блоку не так повезло с отцом. На первый взгляд это был блестящий молодой человек, красивый, невероятно музыкальный.
Он женился на Александре Андреевне Бекетовой, девушке из хорошей семьи. Но этот брак не принес им счастья. Александр Львович начал избивать жену по любому поводу, морил ее голодом.
Обеспеченный, даже богатый, он не хотел покупать беременной жене билеты 1 и 2 класса, настояв на том, чтобы она на последнем месяце ехала за ним в Варшаву в 3 классе. Ася вернулась к родителям, пока она жила у них, на свет появился ее сын, которого тоже назвали Александром.
В 1841 году Менделеев поступил в тобольскую гимназию, в 1855 году — с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге.
Здесь он встретил выдающихся учителей, в их числе были лучшие научные силы того времени, академики и профессора Петербургского университета. После окончания института Менделеев работал учителем в Симферополе, затем в Одессе. В 1856 году он вернулся в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию на степень магистра химии «Об удельных объемах».
В 23 года он стал доцентом Петербургского университета, где читал теоретическую и органическую химию. В 1859 году Менделеев был отправлен в двухгодичную командировку за границу, в Гейдельберг, где он сделал значительное экспериментальное открытие: установил существование «температуры абсолютного кипения», при достижении которой в определенных условиях жидкость мгновенно превращается в пар. В 1861 году Менделеев возвращается в Санкт-Петербург, где возобновляет чтение лекций по органической химии в университете и публикует работы, целиком посвященные органической химии.
Менделеев оказывается одним из первых теоретиков в области органической химии в России. Он выпускает учебник «Органическая химия» — первый отечественный учебник, в котором идеей, объединяющей всю совокупность органических соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне развитая. Первое издание быстро разошлось, и в следующем году учебник был переиздан.
За свой труд ученый удостоился Демидовской премии — высшей научной награды России того времени. В 1863 году физико-математический факультет Петербургского университета избрал его профессором на кафедру технологии, но из-за отсутствия у него степени магистра технологии его утвердили в должности только в 1865 году. До этого, в 1864 году, Менделеев был избран также профессором Петербургского технологического института.
В 1865 году Менделеев защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора химии. Менделеев, вопреки сложившейся легенде, водку не изобретал, она существовала задолго до него. В 1867 году ученый получил в университете кафедру неорганической общей химии, которую и занимал в течение 23 лет.
Приступив к подготовке лекций, он обнаружил, что ни в России, ни за рубежом нет курса общей химии, достойного быть рекомендованным студентам. Тогда он решил написать его сам.
Найти Мы используем cookies, для вашего удобства на сайте. Просматривая наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookies. Один из самых выдающихся умов в истории. Учёный, автор знаменитой на весь мир таблицы химических элементов. Получил несколько золотых медалей, сделал массу научных открытий.
Семья Дмитрия Менделеева, хоть и была напоказ практически идеальной, а отношения между супругами отличались доброжелательностью, по настоящему счастливым ученый себя не чувствовал. Главной радостью и гордостью в его жизни была научно-исследовательская работа, а самой большой любовью — химия. Первая жена ученого Анна Попова — вторая супруга Дмитрия Менделеева 1877 год стал переломным в судьбе Дмитрия Ивановича. В тот период ученый имел обыкновение устраивать у себя дома «молодежные пятницы», завсегдатаями которых были талантливые представители богемы и мира науки. На одной из таких вечеринок Менделеев познакомился с Анной Ивановной Поповой. Девушка была не только хороша собой, но и обладала творческими талантами, училась в консерватории и Академии искусств. Ее способность поддержать и помочь морально наповал сразили опытного ученого. Вторая жена Дмитрия Менделеева Довольно скоро он оставил жену и детей.
Но Феозва никак не хотела мириться с тем что в личной жизни мужа появилась другая женщина. Несколько лет Менделеев тщетно добивался развода. Решающим фактором стала беременность Поповой. Только тогда Лещева, скрепя сердце, отпустила Дмитрия Ивановича, и он обручился с Анной. В 1881 пара стала законными мужем и женой. А спустя пару лет родились их дети: Любовь 1883 , близнецы Василий и Маруся 1886. К слову, Любаша стала супругой знаменитого поэта Александра Блока. Дмитрий Иванович умер в возрасте 72 лет, простудившись на важном общественном мероприятии.
Роль семьи в становлении гения русской науки
Любовь поэта погасла к женщине очень быстро. Более того, как утверждают историки, девушка после заключения брака долгое время еще оставалась нетронутой. Мол, физическая близость между ними вовсе не обязательна. Тем более, что она спустя время все равно будет дариться другим. Это приводило женщину в настоящее отчаяние. Она была жестоко отвергнута супругом не успев насладится жизнью в браке. Отношения с Андреем Белым В 1904 пара переезжает в Москву. Там Любовь знакомится с Андреем Белым. Он был поражен тем, что познакомился с дамой, которой Блок просвещал так много стихов. Ему показалось, что его пленили платонические чувства.
Однако Белый вскоре понял, что без памяти влюбился в супругу собственного друга. После того, как он сообщил об этом своей избраннице она тут же поведала ему о своей «проблеме». Любовь была в полном восторге, что ее наконец кто-то полюбил не как «музу», а как прекрасную молодую особу. Белый вскружил ей голову. Ради этого она не пожалела ни мужа, ни любовника. Она сумела внушить Белому мысль, что тот просто обязан разлучить Блока со своей супругой. Однако в итоге ему не удалось реализовать эту затею. Причиной этому стал театр. Актриса театра Любовь наконец узнала, что такое свобода.
Это теоретический опыт «молекулярной механики», исходными величинами которой предполагались масса, объём и сила взаимодействия частиц молекул. Рабочие тетради учёного показывают, что он последовательно искал аналитическое выражение, демонстрирующее связь состава вещества с тремя этими параметрами. Предположение Д. Менделеева о функции поверхностного натяжения, связанной со структурой и составом вещества позволяет говорить о предвидении им «парахора», но данные середины XIX века не способны были стать основой для логического завершения этого исследования - Д. Менделееву пришлось отказаться от теоретического обобщения. В настоящее время «молекулярная механика», основные положения которой пытался сформулировать Д. Менделеев, имеет лишь историческое значение, между тем, эти исследования учёного позволяют наблюдать актуальность его взглядов, соответствовавших передовым представлениям эпохи, и обретшим общее распространение только после Международного химического конгресса в Карлсруэ. В Гейдельберге у Менделеева был роман с актрисой Агнессой Фойхтманн, которой он впоследствии посылал деньги на ребёнка, хотя в своём отцовстве уверен не был.
Декабрь 1868 года - февраль 1869 года - по поручению Вольного экономического общества проводил обследование артельных сыроварен Тверской и других губерний. Принимал участие в разработке технологий запущенного в 1879 году первого в России завода по производству машинных масел в посёлке Константиновский в Ярославской губернии, который ныне носит его имя. Планировался как первый ректор этого университета, но в силу ряда семейных причин в 1888 году в Томск не поехал. Через несколько лет он активно помогал в создании Томского технологического института и становления в нём химической науки. Ушкова впоследствии - имени Л. Карпова; п. Бондюжский, ныне г. Менделеевск использовав производственную базу завода для получения бездымного пороха пироколлодия.
Впоследствии он отмечал, что посетив «немало западноевропейских химических заводов, с гордостью увидел, что может созданное русским деятелем не только не уступать, но и во многом превосходить иноземное». О посещении Д. Менделеевым института в дни защиты первых дипломных работ, в числе других воспоминал через 60 лет Иван Фёдорович Пономарёв 1882-1982. Член многих академий наук и научных обществ. Один из основателей Русского физико-химического общества 1868 год - химического, и 1872 - физического и третий его президент с 1932 года преобразовано во Всесоюзное химическое общество, которое тогда же было названо его именем, ныне - Российское химическое общество имени Д. Умер Д. Менделеев 20 января 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких. Похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.
Оставил более 1500 трудов, среди которых классические «Основы химии» ч. Именем Менделеева назван 101-й химический элемент - менделевий. Менделеев о демографическом росте в России: Учёный со всей определённостью показывает отношение к настоящему вопросу в контексте своих убеждений в целом следующими словами: «Высшая цель политики яснее всего выражается в выработке условий для размножения людского». В начале XX века, Менделеев, отмечая, что население Российской империи за последние сорок лет удвоилось, вычислил, что к 2050 году её численность при сохранении существующего роста достигнет 800 млн человек. Объективные исторические обстоятельства в первую очередь - войны, революции и их последствия внесли коррективы в расчёты учёного, тем не менее, показатели, к которым он пришёл относительно регионов и народов, по тем или иным причинам в меньшей степени затронутых названными непредсказуемыми факторами, подтверждают справедливость его прогнозов. Нобелевская эпопея Менделеева: Гриф секретности, который позволяет предавать гласности обстоятельства выдвижения и рассмотрения кандидатур, подразумевает полувековой срок, то есть о том, что происходило в первом десятилетии XX века в Нобелевском комитете было известно уже в 1960-е годы. Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах соотечественники - никогда. Статус премии подразумевал ценз: давность открытия - не более 30 лет.
Но фундаментальное значение периодического закона получило подтверждение именно в начале XX века, с открытием инертных газов. В 1905 году кандидатура Д. Менделеева оказалась в «малом списке» — с немецким химиком-органиком Адольфом Байером, который и стал лауреатом. В 1906 году его выдвинуло ещё большее число иностранных учёных. Нобелевский комитет присудил Д. Менделееву премию, но Шведская королевская академия наук отказалась утвердить это решение, в чём сыграло решающую роль влияние С.
Конечно же, самое дорогое — это наука и дети» - говорил учёный. Дмитрий Иванович Менделеев — великое имя, великий научный подвиг, великий человек. Форма обратной связи.
Трое младенцев четы Менделеевых умерли незаписанными, даже не получив имён. Когда отец потерял зрение, а с ним и должность директора гимназии, семейные заботы легли на плечи Марии Дмитриевны, матери Менделеева. Она происходила из известной в Сибири семьи Корнильевых. Брат отдал ей полуразрушенный стекольный завод недалеко от Тобольска. На тот момент в распоряжении Менделеевых были 160 крепостных душ. Стараниями матери завод вновь начал производить мелкую посуду. Там мальчиком Дмитрий Иванович мог наблюдать за работой стеклодувов. Кедровая шишка с Урала. Автор: Анна Власова Чтобы последыш не скучал без дела, его в 6 лет отдают в Тобольскую гимназию. Учились там семь лет и принимали с семи, поэтому Менделеев вынужден был два года оставаться в первом классе. Оценки выставлялись от нуля до пяти, и Дмитрий Иванович нередко хватал нули по закону божьему и поведению. Как он писал, из класса в класс его переводили, потому что видели в нём какие-то задатки. На деле юношу выручали знакомства родителей — отец его до болезни возглавлял эту самую гимназию. Поручиться за Дмитрия Ивановича было кому: русскую словесность ему преподавал Пётр Павлович Ершов, автор знаменитого «Конька-Горбунка». Позднее он станет руководить гимназией. Семья Ершовых была дружна с Менделеевыми. Более того, в 28 лет Дмитрий Иванович женится на приёмной дочери Ершова Феозве. Выписка из аттестата Менделеева. Автор: Анна Власова Россия в 19-м веке делилась на учебные округа, в каждом из которых было по университету. Тобольск принадлежал к Казанскому округу. Закончи Менделеев отлично классическую гимназию, мог бы стать студентом Казанского университета. Но тогда он, кажется, мало думал о науке: по старой гимназической традиции, вместе с друзьями сжёг учебники, а решать свою дальнейшую судьбу предоставил матери. Отец к этому времени уже умер, а старшие братья и сёстры жили самостоятельно.
Биография Дмитрия Ивановича Менделеева
Мама — это первое и главное слово в судьбе каждого человека. Все мамы мечтают, чтобы их дети стали в жизни успешными людьми. Среди матерей, которые вырастили гениальных детей, была Мария Дмитриевна Менделеева. Родилась Мария Дмитриевна в Сибири, в купеческой семье. Она получила прекрасное домашнее образование. В 16 лет её выдали замуж за Ивана Менделеева, учителя тобольской гимназии. За время супружеской жизни в семье Менделеевых родилось 17 детей. Дмитрий был последним ребенком. Митеньке не было и года, когда его отец ослеп. Чтобы справиться с непростой жизненной ситуацией, Мария Дмитриевна взяла на себя управление разорившимся стекольным заводом, который ей передал родной брат.
Это было счастливое время: должность и хороший достаток Ивана Павловича обеспечивали достойную жизнь семьи. В те времена Тобольск — центр Сибири, великие умы отбывали здесь ссыльные годы, здесь жили поэты, ученые, композиторы. Из-за болезни отца многодетной семье пришлось перебраться в село Аремзянское. Старый стекольный завод, возведенный прадедом, крестьянская жизнь — вот нехитрое окружение. А для ребенка — огромный мир, таящий чудеса и интересные вещи. Стекольное производство его завораживало, он мог часами наблюдать за ювелирной работой крепостного стеклодува. Это — один из миров, заложивших любовь к исследованиям маленького Мити. А рядом был еще один мир, который ему нравится — огромный лес, запах скошенной травы, маленькая запруда с деревянными мостиками. Митя считал себя одним из деревенских детей, вместе со всеми играл в казаков-разбойников, купался и участвовал в товарищеских потасовках. А дома было соответствующее воспитание. Детей учили чтению, начальному счету. Огромная библиотека матери — клад для пытливого ума. Романы Вальтера Скотта, творения классиков русской литературы — все это занимало мальчика долгими вечерами. Впоследствии он назвал это время самым незабываемым и счастливым. Большое отцовское кресло с резными подлокотниками, старые иконы, шкафы с книгами, стопки рукописей — все останется в памяти юного ученого. Мите исполнилось шесть лет, и родители решили отдать его в гимназию. Он был шаловлив, уже начинает формироваться его сильный и неуживчивый характер. Первые годы были относительно успешны — сказывалась домашняя подготовка и природная смекалка. А далее — «драчун, двоечник, дерзок с учителями и одноклассниками, прогуливает занятия». Так как семья Менделеевых жила в гимназии, его знали и звали «младшеньким директора». Он не воспринимал процесс обучения всерьез. Но к старшим классам все изменилось — 15-летний Менделеев, получивший аттестат, был уже другим человеком. В нем уже была природная проницательность и исследовательская жилка. Сразу же после окончания гимназии Мария Дмитриевна, собрав последние сбережения, вырученные от продажи имущества, вместе с детьми уезжает в Москву. Что-то увидела в своем младшеньком, распознала ростки ученого.
В 1875 году им был разработан проект стратостата. Также он был автором изобретения управляемого аэростата с двигателями. Менделеева захватывали не только изобретения, но и сами полёты — он летал на аэростатах неоднократно. Так, первый полёт был совершён химиком в 1878 году, следующий же случился аж через девять лет. Особо стоит отметить полёт Менделеева на воздушном шаре «Русский» в одиночестве. Полёт на высоте более трёх тысяч метров длился около трёх часов. За это время Менделеев смог понаблюдать за полным солнечным затмением и измерить давление и температуру. Ученый оставил свыше пятисот печатных трудов. Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и другим направлениям, тесно связанным с потребностями развития производительных сил России. Заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель, занимался вопросами приборостроения. Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Петербурге от воспаления легких, на семьдесят втором году жизни. Смерть великого русского ученого стала национальным трауром. В последний путь проводить химика вышел едва ли не весь город, а таблицу Менделеева несли впереди многотысячной колонны. Похоронили ученого на «Литераторских мостках» Волковского кладбища, церемония прошла за счет государства. В Москаленской центральной библиотеке на выставке представлены книг о научных деятелях, в том числе, и о Дмитрии Ивановиче Менделееве. Приглашаем в библиотеку! Смирнов, Г. Серия биографий. Книга рассказывает о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева. В представлении большинства людей он в первую очередь химик, создавший периодическую систему элементов. Но, оказывается, собственно химии посвящено менее одной десятой части менделеевских трудов. И с гораздо большим основанием Менделеева можно считать физикохимиком, технологом, экономистом, геофизиком, метрологом.
Она просит своих детей поддерживать и утешать папеньку: «Ах, он всегда представлялся мне младшим Товитом библейский персонаж! В московской клинике Ивану Павловичу провели успешную операцию и почти вернули зрение. Однако обратно на работу в гимназию, даже на должность учителя его не взяли. Безусловно, И. Менделеев тяжело переживал из-за своего беспомощного положения. Он помогал семье очень скромной пенсией и посильной помощью жене в ведении заводских дел. Иван Павлович стал часто болеть, врачи поставили ему диагноз: чахотка. Но, не взирая на все неудачи и беды, постигшие главу семьи, Мария Дмитриевна всегда оставалась преданной и любящей женой, буквально, «и в горе, и в радости, в богатстве и бедности, в болезни и здравии». Благодаря большой любви и взаимному глубокому уважению родителей друг к другу авторитет отца и матери в глазах детей был непоколебим. Уже не склоне жизни в своих воспоминаниях Д. Менделеев с детской почтительностью называл родителей «папенька» и «маменька». Мария Дмитриевна, женщина выдающегося ума и энергии, верная жена и любящая мать, очень внимательно относилась к воспитанию и образованию детей. По вечерам мать собирала детей в гостиной, играла на фортепьяно или читала вслух. В семье Менделеевых почитали две вещи: книги и труд. В будущем Дмитрий Иванович всегда вспоминал эти вечера «сидения в Аремзянах» как самое счастливое время своей жизни. Великий учёный любил поэзию, особенно поэму М. Лермонтова «Демон». Это было любимое произведение матери, которое она часто читала вслух по просьбе детей. Иван Павлович также принимал большое участие в воспитании детей. Как профессиональный педагог, учитель словесности и изящных искусств он занимался образованием дочерей. Дело в том, что только в 1852 году в Тобольске было открыто первое женское учебное заведение. Самый младший сын Марии Дмитриевны всегда был окружён её особой заботой и любовью. Они почти никогда не расставались. Мать часто брала маленького Митю с собой на завод, где он часами смотрел, как из речного песка варят стекло, и не мог оторвать завороженного взгляда от работы стеклодувов. Иногда специально для него выдували стеклянный шарик или какую-нибудь фигурку. Все эти фантастические действия мастеров потрясли воображение ребёнка. Именно здесь, наблюдая за чудесными превращениями стекла, будущий гений соприкоснулся с наукой, которой затем посвятил свою жизнь. Позже Менделеев вспоминал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел». В три года Митя заболел натуральной оспой и чуть не умер. Мать была в отчаянии, боясь потерять ещё одного ребёнка. Дни и ночи Мария Дмитриевна проводила у постели больного сына. Несколько дней Митя метался в жару, часто впадая в забытьё. Бедная мать, чтобы вернуть сознание сына, стала беспрерывно читать ему приключенческую литературу. После того, как кризис миновал, мальчику был прописан строгий постельный режим. Чтобы сын не скучал, Мария Дмитриевна приносила ему в постель редкие экземпляры энциклопедий с богатыми иллюстрациями из уникальной Корнильевской библиотеки. Именно в это время она стала обучать Митю грамоте. Таким образом любящая мама не только научила его читать известно, что Менделеев уже в четыре года читал самостоятельно , но и разбудила его пытливую душу, жаждущую знаний. По воспоминаниям самого Менделеева, именно мать привила ему любовь к науке и страсть к чтению. В будущем один из самых гениальных учёных ХIХ века поражал своих современников и продолжает поражать нас своей разносторонней деятельностью и энциклопедическими знаниями. После болезни Мити в обязанности сестёр вошло оберегать брата, чтобы с ним ничего не случилось. За любой проступок Мити наказывались сёстры — «за недосмотр». В этот период жизни семья Менделеевых достигла пика финансового процветания. После свадьбы молодожёны отправились в Омск, по месту службы супруга, начальника отдела Главного управления Западной Сибирью. Мария Дмитриевна купила у зятя в Тобольске добротный дом для своей семьи. Все эти радостные события и хлопоты были омрачены известием из Москвы: сын Иван связался с дурной компанией и за какой-то серьёзный проступок был исключен из Московского пансиона. Из писем Марии Менделеевой, опубликованных её внучкой Н. Капустиной-Губкиной, мы можем узнать, как тосковала Мария Дмитриевна из-за разлуки с дочерью, как страдала из-за случившегося с её старшим сыном Иваном. Сразу после отъезда Катеньки и Я. Капустина в Омск она написала им письмо: «Я до сего времени в состоянии бесчувственности, но стараюсь заглушить вопль души. Мне суждено пить из чаши горечи во всю жизнь мою, и потому я уже сроднилась давно с ударами судьбы. С последним прощальным поцелуем, когда тарантас потерялся из виду, я облегчила грудь свою горячими слезами и молитвою пред иконою Владычицы. Почтеннейший и добрейший Яков Семёнович! Милая дочь! Я теперь не буду говорить вам о чувствах сердца, о моей любви ко всем, о разлуке с вами. Душевная буря свирепствует и убийственная горесть Ивана Павловича терзает сердце». В этом же письме Мария Дмитриевна делилась своими переживаниями о судьбе Ванечки: «Нравственная болезнь сына терзает мою душу, и я не могу спешить к нему на помощь! Не могу уврачевать болезнь души его моими слезами, моими советами, моим примером! Тяжко, тяжко сердцу моему, милые добрые мои дети! Но при всех ударах судьбы я уже привыкла быть твёрже камня». Поведение его было бы исправлено строгостию власти родительской, строгостию матери, поставляющей благородство чувств выше всех сокровищ и почестей света! Василий Корнильев предложил Марии Дмитриевне оставить Ивана в Москве, чтобы дать ему возможность продолжить образование. Пусть он пробудет ещё три года в гимназии и четыре в университете, ему будет 23 года и страсти будут подавлены, или он погибнет не вступая в свет. Жестока нравственная болезнь и врачевание должно быть продолжительно… Пусть он потеряет лета по службе, но зато приобретёт спокойствие совести. С подлою душою чиновник для меня презрительнее честного и доброго разночинца. Если Ванечке суждено погибнуть и сделаться дурным человеком, я приму это за правосудное наказание Божие родителей, не пекущихся о воспитании детей своих, и он будет примером для других, не заботящихся о нравственности детей своих». Во всех бедах детей Мария Дмитриевна всегда винила только себя, считая себя «виновной матерью». После случившегося с Иваном она решила оставить фабрику и перевезти семью в Тобольск, чтобы готовить младших сыновей к поступлению в гимназию и в дальнейшем — в университет. Жалею юность моих дочерей, чтобы оградить их от нужд и горестей, которые ожидали их в городе при отставке Ивана Павловича, я решилась пожертвовать собою, и приют аремзянский доставил мужу и дочерям моим спокойное убежище и независимость. Одна я несла мой крест с терпением и в молчании. Бог щедро награждал труды мои для блага семейства, и я радовалась устройству фабрики…» 11 августа 1839 года. Теперь мне нужна вся сила души моей, чтобы заняться воспитанием сыновей моих». Сколько пожертвований принесла я, управляя ею. Я чувствую, что вас огорчает моё письмо. Я не оставлю фабрики, но там всё уже не то, там нет распорядителя, нет неусыпного смотрения, и доходы так неверны». В конце концов Мария Дмитриевна наняла управляющего, оставив за собой ведение всех конторских счетов и принятие главных решений. Она стала постепенно перевозить семью и имущество в Тобольск. В селе Верхние Аремзяны семья Менделеевых прожила около шести лет. В 1841 году Менделеевы окончательно переехали в Тобольск. К этому Мария Дмитриевна добавила: «Чтобы развить способности Паши и Мити, я должна, я обязана пожертвовать всем… имея для этого от Бога данную мне способность. Я не упадаю духом моим, не плачу, не грущу и крепко уповаю, что всё устроится ко благу детей моих, которым посвящена вся жизнь моя». В другом письме: «Милая моя Катенька! Я уверена, что ты, зная мой характер, не будешь думать, что я уже несчастлива. Нет, друг мой, пока я не лишена любви детей моих, пока имею силы пещись о их благополучии, я не могу называть себя несчастною и умею довольствоваться малым. Будь покойна и храни себя в твоём положении Екатерина была беременна … Теперь я счастливее, чем была на фабрике. Я в кругу моего семейства, я мать детей моих, а не работница». По приезде Ивана мать определила его в Тобольскую гимназию. Она радостно сообщает дочери: «…Ванечка, приехавши из Москвы, и, благодарение Богу, кончил курс с похвалою». Маша, Паша, Митя учатся, я покойна и не тужу о том, что должна отказывать себе в удовольствиях». Береги себя, милая моя Катенька! Целую вас всех и остаюсь любящая вас мать М. Она пригласила учителей, чтобы как следует подготовить Пашу и Митю к поступлению в гимназию. В письме к дочери Менделеева так описывала свой обычный день: «Окружённая моими детьми, я посвящаю им остаток жизни моей, ведь мне уже 50 лет, и я считаю себя счастливою, что в настоящем положении могу исполнять мои обязанности в отношении нравственного образования младших сыновей моих, Паши и Мити. Мой день проходит приятно, в тишине, при ученьи сыновей… После обеда я сама занимаюсь с ними до 5 часов». Мария Дмитриевна воспитывала детей в строгости, особенно девочек. Дочери помогали матери в ведении хозяйства, смотрели за младшими братьями, обучались рукоделию, с 12 лет уже сами начинали шить одежду для семьи. Мальчикам было легче, с них спрос был меньше. Верховодил над всеми самый младший — Митя. Как это бывает в больших семьях, чтобы заслужить похвалу строгой матери, старшие дети старались опекать младшего брата, если он был её любимцем. Тесное дружеское общение младшего ребёнка со старшими братьями и сёстрами, как правило, благотворно влияет на его развитие. Митя рос красивым, белокурым, любознательным и очень озорным мальчиком. От него нередко доставалось сестре Маше, которая за ним присматривала.
МБУК «Объединение «Новомосковский историко-художественный музей»
Две внучки еева Дмитрий Иванович Менделеев, безусловно, был счастливым ученым: его. Мария Дмитриевна Менделеева (урождённая Корнильева), мать Д. И. Менделеева. Дмитрий Иванович Менделеев, родившийся последним, семнадцатым ребенком в семье, получил свои первые уроки химии наблюдая производственный цикл на стекольном заводе. Открытие прошло в формате театрализованного представления о жизни молодой семьи Менделеевых, где мама с папой играли с детьми и принимали у себя родных и друзей.
Кем была дочь Менделеева – Любовь
еев провожает сына Владимира в плавание на палубе крейсера «Память Азова». Поэтому выбор Менделеева был осознанным, в надежде на тихую, спокойную семейную жизнь. Ко времени рождения в семье Менделеевых осталось в живых два брата и пять сестер, восемь детей умерли еще в младенческом возрасте и троим из них родители не успели дать даже. Наверное, великий ученый Дмитрий Менделеев уже не раз бы перевернулся в гробу, узнав о том, как сложилась судьба его потомков. Детям Менделеева передалась немалая доля своеобразия Я Менделеева как человека, в частности независимость и самостоятельность. русский ученый, химик, создатель периодической системы элементов, профессор Санкт-Петербургского университета.
Менделеев и его семья
Мать же, видя, как сын интересуется делами завода, где ему доводилось бывать, разглядела в нем будущего предпринимателя. Она надеялась определить его в Московский университет. Дмитрий поступил в Главный педагогический институт Санкт-Петербурга, и мама скончалась сразу после зачисления. Именно во время студенчества юноша раскрывал свои таланты, увлекшись научной работой и уже написав выдающуюся статью «Об изоморфизме». В Тобольской губернии в ранние годы Дмитрия проживали ссыльные декабристы: Муравьев, Фонвизин, Свистунов, оказывающие Менделеевым финансовую помощь.
В 1855 году Менделеев окончил институт с золотой медалью. Обучался он на физико-математическом факультете. Стал старшим учителем и преподавал в Симферопольской мужской гимназии, имел знакомство с Н. Преподавал позднее в лицее Одессы, в Императорском Санкт-Петербургском университете и других учебных заведениях.
Защитил докторскую диссертацию в 1856 г. Дмитрий Менделеев - большой энтузиаст Первые достижения В 1859-м Менделеев работал в Германии в университете Гейдельберга, где обустроил лабораторию и изучал капиллярные жидкости. Там он открыл критическую температуру. В 1861-м Дмитрий вернулся в Петербург и написал учебник по органической химии, за что получил Демидовскую премию.
Он не перестал преподавать, с 1864-го в звании профессора, а с 1866-го — имея собственную кафедру. В 1869 году представил миру периодическую систему. В 90-е повлиял на открытие радиоактивности. Лично расписал атомную массу девяти элементов из таблицы.
В 1856-1887 занимается разработкой теории растворов. Изучает упругость газов. Менделеев создает схему дробной перегонки нефтепродуктов, указывает, как применять трубопровод и цистерны. Черное золото больше не сжигалось в топках.
В 1875-м Дмитрий Иванович участвовал в Парижском географическом конгрессе. Он поехал во Францию с собственной наработкой — дифференциальным барометром-высотомером. А в 87-м году был причастен к наблюдениям за полным солнечным затмением. Событие состоялось в поездке на аэростате в верхние слои атмосферы.
Он летал на воздушном шаре «Русский» три часа, наблюдая затмение и фиксируя давление, температуру.
Она хлопотала о его поступлении в Московский Университет, своим примером воспитывала в юном Мите любовь к труду, учению и просвещению. Именно матери посвятил Дмитрий Менделеев свое «Исследование водных растворов по удельному весу». Он открыл его такими словами: «Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она могла его взрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие». Фото: МИА «Россия сегодня».
Их полные тексты, как мы упоминали выше, доступны в интернет-версии. Остановимся лишь на некоторых наиболее ярких фрагментах. Менделеева, будто бы к Вам приходили доложители на него, до шести человек, коих Вы отправляли к Прокурору? Сим показанием Г. Из заимодавцев же Г. Менделеева действительно приходили ко мне с жалобами извощик, столяр и лавочник, но к Г. Прокурору никто мною не был отсылаем, а один из них, именно лавочник не получив от Г. Менделеева после многократных просьб никакого удовлетворения, и даже вместо денег толчки, по собственному побуждению, ходил жаловаться к Г. Некоторые из числа просителей спрашивали меня, не могу ли я выдать следующие им деньги, из жалованья, причитающегося Г. Но я отвечал отрицательно, и даже когда сам хозяин вышеупомянутого сидельца между прочим объяснил мне, что Г. Менделеев забравши у него из лавки книги, как подозрительные , рассказал, как в Тамбове книгопродовцы его дарили и тем давая заметить чего требовал, обещая оные книги возвратить; но я не желал вредить Г. Менделееву оного требования не уважил: хотя купец для большего удостоверения присовокупил еще обстоятельство, что Г. Менделеев принял Голову сахару и фунт чаю и вымолвил слова «только-то» 4 Объявляли ли Вы вскорости по отъезду из Саратова Г. Попечителя Г. Менделееву, что Его Превосходительство приказал через Вас сказать ему, ни на удаление его от должности на понесенные в том разорение и притеснение, не смел бы никому приносить жалобы, иначе Его Превосходительство погубит его? Что неприятный запах от моих распоряжений не происходит, но проникает в средний этаж из коридора квартиры Г. Менделеева, могут засвидетельствовать ГГ. Учители, которые заметили вместе со мной, что сей запах наиболее чувствуем был при лестнице, ведущей наверх из означенного коридора. Кроме сего неопрятность Г. Менделеева замечена Г. Попечителем и сам Г. Менделеев в оной сознался в ответе Г. Миллер, что он пришедши в мою квартиру 15 марта требовал от меня нужных бумаг для справок, но я вдруг закричал диким голосом: вон, вон, — сим честь имею Вашему Выс-ю покорнейше донести, что начало произшедшей между нами ссоры я подробно и по чистой совести описал в прошении своём в Правление Импер. Казанского Ун-та от 23 марта, к чему присовокупил со своей стороны только то, что показание Г. Миллера: вдруг закричал диким голосом вон, вон, есть новая им причиняемая мне обида ибо совершенно с моей стороны было бы сумашествие гнать вон человека, пришедшего ко мне с требованием только нужных бумаг для справок, что я ему часто выдавал и без расписки, а что я действительно просил Г. Миллера оставить меня в покое и выйти вон, то уже после оскорбительных слов его: Вот — теперь-то я вижу, как вы платите свои долги и проч. Из всего сего Ваше Выс-е благоволите усмотреть несправедливость показаний Г. Коллежский Асессор Иван Менделеев. Менделеев мог привести в своё оправдание и что он нашёл объяснить по моему требованию, перейду теперь к исчислению тех причин, которые открываю в бумагах, и которые, думаю, должны были быть побудительными причинами для Г. Попечителя, желавшего увольнения Г. Они заключаются в следующем: 1 показания на Менделеева, будто он наклонен к пьянству. Основательность всех сих причин старался я исследовать на месте. Показания на Менделеева, будто бы он наклонен к пьянству. Из объяснений Г. Миллера, по другим моим запросам относительно того замечаю я, что Г. Попечитель подозревал Менделеева в сей слабости и что это могло быть причиной, почему он требовал от Г. Менделеева, если верить его словам, подать прошение об отставке. Менделеева пьяного, что он часто слышал от Егора Виноградского, будто бы Менделеев с давнего времени уже подвержен сей слабости. Саратовского Полицмейстера, что Г. Менделеев пьёт запоем; наконец, что в 1825 году бывший Г. Попечитель Магницкий спрашивал его в С. Петербурге, правда ли, что Менделеев предаётся пьянству, и на ответ его, что сего не знает, упомянул, будто бы именно об этом имеет известие из Саратова. Миллеру, будто бы Менделеев с давнего времени подвержен пьянству, да и говорить сего не мог; потому что знал своего Директора с хорошей стороны, а в нетрезвом виде никогда его не замечал. Всё это готов был Виноградский подтвердить самое приятного. В другом своём донесении 27 Октября, в котором я требовал ответить по долгу, замечал ли он Менделеева в дурных поступках, и с какой стороны знает его вообще относительно поведения, заверил меня Виноградский, что он Г. Менделеева не замечал ни в каких дурных поступках, и относительно поведения знал его всегда с весьма хорошей стороны, и как усердного Христианина. Усматривая противоречие в объяснении Г. Миллера и в отзыве Егора Виноградского я требовал от Г. Миллера дать мне знать подробно, в чём именно состоял разговор между им и Виноградским, касательно обвинения Г. Менделеева в пьянстве. Виноградский рассказывал следующее: Г. Менделеев однажды ломал дверь у Учителя Феликса, часто в позднее время, кричал и бранился , с людьми Гг. Никомедовых, что он слышал, будто бы Г. Менделеев ещё бывши Учителем подвержен был означенной слабости, что Г. Завьялов упоминал о Менделееве в таких словах: А! Этот пьяница! Сверх того Виноградский объявил Г. Миллеру, что он удостоверения свои в невоздержании Менделеева готов подтвердить присягою. Снова я обратился к Г. Миллером, подобранными и привратно истолкованными, а как разумел Завьялов Менделеева, то он не знает его лично, мог только слышать от Пикторова, сослуживца Завьялова, и что скажет на это Пикторов не может отрицать хорошо того не помня. Нечистота и неопрятность в здании Гимназии и содержании Пансиона. Нечистота произошла в Пансионе от того, что во время перестроек классы помещались в нижнем этаже, что ученики приходили до начала учения, что дети выходя далеко за естественной нуждой наносили грязь и песок, что служители пренебрегали его приказаниями; что ветхая кровать ученика Пустышкина, отлучившегося к родителям, делала безобразие, в том Г. Менделеев признался. Профессор Никольский в представлении своём говорит, что Г. Попечитель обозревал Гимназию в осеннее время, когда классы переведены были на нижний этаж. Далее, что он в следствии утверждённого плана учебным начальством, не осмеливался на размещение Пансиона в бель-этаж. Я не могу судить о бывшем состоянии Гимназии и Пансиона, потому что если неопрятность и была во время управления Г. Менделеева, что кажется мне после всего здесь сказанного несомнительным, то от всех сих беспорядков не осталось уже ни малейшего следа ныне, когда Г. Миллер содержит Пансион и Гимназию в черезвычайной чистоте и приличии. Из приложенного журнала о испытании в науках усмотрел Совет успехи Учеников по частям. Одно только нахожу нужным прибавить, что в отношении к практике языков успехи найдены весьма не удовлетворительны. Но могу ли удержаться, чтоб не жаловаться на скудное содержание Учителей. Можно ли взыскивать с них недостаток рвения, и можно ли не извинить их желание скорее провести урокичные годы и освободиться от положенного на иных Учительского звания? В особенности обратил внимание на поправки, произведённые в 1825 году. Печи, полы, замки потёртыми уже, чего бы не должно ожидать еще судя по времени. Важный недостаток, что от употребления сеней с лестницами, ближайшие покои почти не могут быть обитаемы; а на восточной стороне холод совершенно не выносим. Другой недостаток от устройства отходов из которых одни очень удалены от Главного корпуса, а другой находящийся в оном наносит дурной запах. Более других терпит от него Менделеев в своей квартире. Яснее может усмотреть Совет усмотреть сиё состояние строений из приложенной мною бумаги под буквой «Х». Менделеев отлучился в Царицын и возложил всё попечение на Учителя Орлова, которому может быть Правление и не могло бы столько доверить. Правление Университета обманулось однако же в опытности Г. Менделеева потому, что он сам сознаётся в противном, но допустил однако ж начальство оставаться в сём заблуждении может быть к вреду Гимназии, покуда ему предоставляем был случай воспользоваться сим недостатком его опытности, чтобы оправдаться против его обвинения Г. Попечителя Магницкого. Хотя правда, что часть денег остались в сбережении, но и спрашивается при соблюдении другого порядка, не осталось бы их более Успел ли я совершенно достигнуть той цели, которую предположил Совет, отправляя меня в Саратов, я тем не менее могу быть уверен, что мне не дано было никаких наставлений, ни словесных, ни письменных, на что я должен был обращать внимание при моих исследованиях. Правление Университета удовольствовалось только сим кратким выражением : «произвести законное исследование об увольнении Директора Саратовских Училищ, об определении на место его Г. Миллера и об обидах от последнего». В разумности увольнения Г. Менделеева от должности мне кажется, что после всего сказанного нельзя оправдывать Г. Менделеева в упущениях по должности, но что обвинения однако не во всей обширности своей могут быть приняты. Когда последовало его отрешение от должности и определение на место его Г. Миллера, то Г. Менделеев с сего времени перестал быть Директором Гимназии, в следствии приказаний бывшего Г. Попечителя, но не хотел однако в своих поступках признавать Миллера Директором. Ещё более Г. Менделеев все отношения к нему Г. Миллера заключающие в себе распоряжения, какие последний по должности своей почитал сделать нужным, принимал за притязания к нему, будто бы по ненависти и жалуется начальству на оскорбления. Справедливость замечаний в предписаниях Г. Миллера трудно было бы доказать, потому что надобно верить или словам того или другого. Гражданский Губернатор Панчулидзев, получив просьбу от Г. Менделеева, в которой он жаловался на обиды, нанесённые ему от Миллера, вызвался быть между ними посредником, и пригласив их 22 Марта к себе, предложил помириться. Ссорящиеся уговорились разменяться бумагами, которые они писали друг против друга. Менделеев требовал расписки от Миллера в том, что он писал о нём в запальчивости. Миллер хотел письменного удовлетворения, что слова Менделеева: «вон, вон», были сказаны по необдумости. Предложения были приняты. Миллер сдержал слово, а Менделеев нет. Панчулидзев в своём отношении ко мне даёт точно такое толкование. Менделеев сделал дурное употребление из записки Миллера: представил её в правление Университета, в доказательство того, что поступки Миллера надо приписывать запальчивости. Я так же хотел помирить их. Оба оказали равное желание в начале. Менделеев сам хотел сим ознаменовать день праздника Казанской Божией Матери. Приготовления его были похвальны: он был у заутрени, у обедни, у вечерни, два раза служил молебен дома; но после всего этого пришёл ко мне и объявил, что он никак мириться с Миллером не может. Такова была моя неудача по словесным моим предложениям. Петербург 1820 года. На странице 502 в параграфе 21 сказано: Буде кто с кем в обиде помирился, то иска нет. На стр. Впрочем всеобщая молва в Саратове совершенно на стороне Миллера. Он в такой степени сумел приобрести себе доверенность всех, что некоторые отдали своих детей в Гимназию, для того, что Миллер начальником оной, а другие по их словам тогда лишь хотели отдать, когда Миллер будет утверждён Директором. Из сего можно предположить, что тамошняя Гимназия под его управлением будет в гораздо лучшем состоянии. В заключение должен я ещё присовокупить замечание, которого справедливость непременно требует.
В этом браке появилось четверо детей, в том числе дочь Любовь, ставшая впоследствии женой знаменитого поэта Александра Блока. Летом 1880 года великий русский ученый прибыл на Северный Кавказ. Одной из его задач было изучение залежей кубанской нефти. В письме к начальнику области генералу Н. Кармалину Менделеев подтвердил богатые запасы нефти на Кубани и отметил, что А. Новосильцев основоположник механизированного бурения нефти в России, первый нефтедобытчик на Кубани правильно определил направление нефтяных залежей. Дмитрий Иванович высоко оценил достижения первых русских буровиков. С 1891 году Менделеев принимает деятельное участие в «Энциклопедическом словаре» Ф. Брокгауза и И. Ефрона, в качестве редактора химико-технического и фабрично-заводского отдела и автора многих статей служащих украшением этого издания. С 1904 года стали выходить «Заветные мысли» — историко-философский и социально-экономический трактат Менделеева, в котором содержится как бы его завещание потомству, итоги пережитого и передуманного по различным вопросам, касающимся экономической, государственной и общественной жизни России. Памятная монета в музее Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 года от воспаления легких. Его похороны были настоящим национальным трауром.