Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как мошенникам удавалось втягивать их в диалог и чем это закончилось. «У вас тупеньких много»: телефонный мошенник с Украины рассказал журналистке, как разводит россиян. Телефонные мошенники обманули 71-летнюю жительницу Иркутска и похитили у нее около 7 миллионов рублей. Мошенники разработали новую двухэтапную схему обмана россиян, сообщили Сравни в ВТБ. Теперь мошенники звонят россиянам через мессенджеры или по телефону и представляются сотрудниками банков.
Звонят по-новому: мошенники изменили тактику обмана граждан
В 2022 году жители Ямала отдали мошенникам около 300 млн рублей, рассказала следователь полиции. Это антирекорд, такую «жатву» за один год телефонные преступники в округе еще не собирали. Из этой колоссальной суммы 17 млн перевела злоумышленникам пенсионерка из Салехарда, это тоже антирекорд по сумме ущерба на одного потерпевшего. Рост потерь ямальцев от телефонных мошенничеств Юлия Новожилова связывает с тем, что технологии преступников и используемые ими сценарии стали совершеннее: теперь им недостаточно средств, уже находящихся на счетах северян. Злоумышленники провоцируют потерпевших взять кредит в банке и отдать им заемные деньги. Кадры из видео: АНО «Ямал-Медиа» Необходимо срочно «перебить кредит» За первую половину января 2023 года жертвами мошенников стали семеро жителей Ноябрьска, они потеряли в общей сложности около трех миллионов рублей.
Самая крупная отданная преступникам сумма составила 1,2 млн рублей, поделилась свежей статистикой Юлия Новожилова. В этом случае мошенники представились сотрудниками банка и рассказали, что необходимо «перебить» кредит, который некие злоумышленники якобы пытаются взять на имя жертвы. Для этого якобы нужно самому взять кредит в другом банке и перевести деньги на «безопасный счет». Ямалец самостоятельно подал заявку на кредит в онлайн-банке, получил его и перевел средства мошенникам через банкомат. Страх потерять деньги — то, на чем виртуозно играют преступники, отметила следователь.
В момент звонка люди испуганы, они впадают в панику и, желая сохранить свои средства, следуют всем указаниям, которые им дают через телефон. Жертва, как правило, искренне убеждена, что она общается с представителем банка или сотрудником органов внутренних дел. Ее убеждают ни в коем случае не класть трубку. Это нужно, чтобы ей никто не мог позвонить и чтобы она сама не могла спросить совета у родственников или друзей. Телефонные лже-следователи убеждают потерпевших не верить сотрудникам банка, в который они пришли взять кредит, не слушать никого, кроме них.
Поэтому даже если свидетели разговора советуют положить трубку и опомниться, жертвы продолжают выполнять указания преступников. Осознание того, что произошло, приходит обычно лишь спустя несколько дней, когда деньги, которые должны были якобы вернуться на счет, на него так и не возвращаются. Тогда жертвы обращаются к настоящим сотрудникам банка, а тем лишь приходится констатировать, что деньги переведены мошенникам и вернуть их возможности нет. Злоумышленники умеют легко втираться в доверие. Они знают, как представляться банковским служащим, чтобы это выглядело правдоподобно.
Они разговаривают спокойно и очень вежливо, на заднем плане жертва иногда слышит звуки работы сотрудников кол-центра, но чаще всего это просто запись. Кредиты, взятые под диктовку мошенников, придется возвращать, напомнила следователь.
Покупатель согласился перевести ей деньги за аккаунт, как посреднику сделки. Скопировав все данные подруги потерпевшей, мошенник создал от её имени страницу в мессенджере, чтобы переписываться с потерпевшей.
Через некоторое время 30-летняя липчанка увидела сообщение от своего «доверенного лица». Лжеподруга сообщила, что покупатель по неизвестной причине отменил перевод денег, и с её карты списались личные средства.
Эксперт дает совет завести хотя бы одно доверенное лицо, которое всегда будет знать о ваших намерениях: «Именно близкие чаще всего понимают, что человек столкнулся с аферой, и ломают планы злоумышленников, отговаривая «похищаемого».
Не стоит вслепую верить кому бы то ни было: сразу звоните близким и сообщайте о ситуации». Чтобы избежать больших проблем, следует игнорировать звонки с неизвестных номеров, сохранять спокойствие при спешке злоумышленников и не поддаваться панике. Также действенным способом обезопаситься от таких афер является распространение информации о них между близкими и в СМИ.
Передайте полицейским сохраненные доказательства и любую информацию, которая может помочь в расследовании этого дела», — советует руководитель компании AtreIdea и эксперт в области информационной безопасности Сергей Белов.
Старший специалист Роскачества по тестированию цифровых продуктов Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко: "Не принимайте поспешных решений, особенно в финансовых вопросах. Смело заявляйте, что вам нужно время подумать, и кладите трубку. Помните, что вы всегда можете сами позвонить в клиентскую службу своего банка и уточнить, действительно ли звонили его сотрудники. Кроме того, вся важная информация отображается в вашем личном кабинете, туда же приходят и нужные уведомления. В любой ситуации проявляйте бдительность". Звонок из МВД Аферист представляется следователем или сотрудником силовых структур и сообщает, что на имя человека кто-то пытался оформить кредит или снять деньги со счета. Далее следуют разные вопросы, чтобы напугать жертву и включить режим "послушного гражданина", который, конечно же, поможет следствию.
Как апофеоз — перевод звонка на "сотрудника" Центробанка для подтверждения информации. Обескураженная и дезориентированная жертва называет данные карты. Вся информация о движениях средств по вашему счету является банковской тайной. Поэтому никто из сотрудников МВД ее знать не может, только по разрешению суда. Кроме того, МВД и Центробанк не могут переводить звонки друг на друга такие "возможности" есть только у мошенников, которые сидят в одном помещении и пытаются обманным путем украсть ваши деньги. В любой непонятной ситуации кладите трубку и проясняйте все сомнения, звоня в дежурную часть МВД или на "горячую линию" банка.
звонят мошенники
Звонок в реальную службу безопасности мобильного оператора номера мошенников, ожидаемо, ничего не дал — «Мы не можем ограничивать наших клиентов в праве пересылать и получать деньги, обращайтесь в полицию», а позвонили мы через полчаса после последнего перевода денег, я надеялся, что можно остановить транзакции или заблокировать счет на время разбирательства, но нет. Все — деньги спасены, зачем вы их понесли класть на какой-то секретный счет мошенникам? Положили бы их в шкаф, под постельное белье и дело с концом» Тесть с тещей только молча хлопали глазами — такая идея им в головы не пришла. Если звонок срывался, тут же перезванивали, не давая шансов соскочить с крючка.
Какой из этого всего следует вывод Если мошенники нащупали слабое место и человек заглотил наживку — испугался, запаниковал, то все — шансы, что он потеряет свои деньги, становятся очень велики. И на то, что он будет делать какие-то логичные и осмысленные действия, которые помогут ему спастись, рассчитывать не стоит. Если, конечно, не произойдет какой-нибудь случайности, как например, это случилось с одной моей знакомой, когда ей позвонила СБ ее банка и стала спрашивать ПИН-код и прочее — она уже начала было диктовать номер, но поезд метро, в котором она ехала, вошел в тоннель и связь разорвалась.
Она некоторое время ждала звонка, а потом сама перезвонила — только уже в настоящий банк. Но тут просто повезло. Поэтому, проведите своим родителям ликбез по безопасности, попробуйте смоделировать с ними опасные ситуации и покажите, как на них реагировать, куда и кому обратиться за помощью, если что-то идет не так.
И, пожалуйста, это крайне важно, не повторяйте моих ошибок — сделайте это лично!
Если вывод денег продолжался в течение месяца, непонятно, почему на это не обратил внимание сам банк, отмечает гендиректор компании «Киберполигон» Лука Сафонов: Лука Сафонов генеральный директор компании «Киберполигон» «Вы попробуйте, придите в банк и просто хотя бы снимите 2 млн рублей, например, или миллион, вас замучают вопросами: на какие цели вы снимаете, вам предварительно надо будет заказывать эти деньги по звонку, чтобы привезли наличные. Плюс если вы будете постоянно ходить в один и тот же банк, снимать деньги, вы уже примелькаетесь персоналу, плюс движение по счету ведут же, вас банально сотрудники могут спросить: что такое, и ввести вас в какой-то диалог. Да они на самом деле не дадут вам совершить эти действия. Плюс антимошенническая банковская система такие операции, такие транзакции подозрительные должна блокировать немедленно. И это прекрасно на самом деле. Например, один из банков, которым я пользуюсь: я пытался в позапрошлом году купить пару единиц техники Apple на свою корпоративную карту, и мне банк транзакцию эту заблокировал, потому что она была не похожа на мои остальные транзакции, то есть такие транзакции я обычно не совершал».
Самым популярным каналом, где мошенники находили своих жертв, стали объявления о продаже товаров и услуг на специальных сайтах и в соцсетях, а также поддельные интернет-магазины. В мае замначальника департамента информационной безопасности Центробанка Артем Сычев сообщил , что регулятор разрабатывает законопроект, который позволит банкам блокировать переведенную на счет кибермошенников сумму после обращения пострадавшего.
О новой схеме рассказали в ВТБ.
Информацию подтвердили в других банках. Отмечается, что такие нарушения наблюдаются в последние два месяца. Предполагается, что новый сценарий обмана может быть связан с тем, что звонки мошенников из-за границы с использованием подмены номера стали блокировать.
Мошенники убедили женщину «обезопасить» свои деньги, переведя их на счета физлиц, реквизиты которых ей продиктовали по телефону. Для большей надёжности звонившие убедили Баканову, что пока не стоит общаться с другими людьми, а связь с «сотрудниками Центробанка» лучше вести по отдельному телефону. Поэтому женщина купила новый телефон. Несколько дней подряд Нина Яковлевна ездила по разным отделениям банка и осуществляла переводы под руководством незнакомца в трубке. Только лишившись крупной суммы женщина поняла, что стала жертвой мошенников и отправилась в полицию.
Телефонные мошенники придумали новые схемы «развода»
Заработала на аферистах: челябинская пенсионерка обманула телефонных мошенников. Телефонные мошенники за неделю лишили москвичку крупной суммы денег. 18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ПИВОВАРОВЫМ АЛЕКСЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬ. Телефонные мошенники придумали новую уловку с истекшим сроком действия сим-карты, эта легенда нужна им для реализации старой схемы по установлению переадресации РИА Новости, 31.08.2023. В случае, если Р убедили выключить телефон, мошенники даже смогут принимать звонки от имени Р, что добавит правдоподобности "разводу".
Пожилая женщина не дала дочери заложить машину ради телефонных мошенников
Таким образом мошенники якобы хотели установить сопричастность сотрудников банка к преступлению. Как мошенники заставят вас отдать деньги — истории трех ростовчанок. Мошенники разработали новую двухэтапную схему обмана россиян, сообщили Сравни в ВТБ. Телефонное мошенничество превратилось в основной способ выманивания денег у граждан России: в 2022 году на этот вид незаконной деятельности пришлось около 90 процентов основных схем, применяемых кибераферистами. На диверсии их под разными предлогами подбивали телефонные мошенники с Украины. Телефонные мошенники придумали новый способ обмана россиян – они начали использовать схему "пристрелочных" звонков.
Обманутые дважды: мошенники разводят повторно своих бывших жертв
«Известия»: телефонные мошенники стали отбирать у россиян квартиры. Деньги, которые мошенники выманивают по телефону, измеряются уже миллионами рублей на одного пострадавшего. Удаленная работа: как мошенники разводят соискателей. Далее мошенники делают переадресацию звонков и SMS на другой номер или виртуальный дубликат SIM-карты», — цитирует издание куратора «Мошеловки» Аллу Храпунову.