Российская многоразовая ракета «Амур-СПГ» с инновационным двигателем станет новым этапом в развитии космической отрасли. Эскизный проект ракеты-носителя “Амур” с возвращаемой ступенью, подготовка которого была начата в 2020 году, принят государственным заказчиком. Роскосмос заявил о возможности одной ракеты "Амур-СПГ" выдерживать 50-100 пусков. Подписан государственный контракт на технический проект многоразовой метановой средней ракеты «Амур-СПГ», сообщает «Роскосмос». Эскизное проектирование первой российской многоразовой ракеты-носителя «Амур-СПГ», которое изначально должно было завершиться в конце 2020 года, закончат в третьем квартале.
Первый пуск многоразовой ракеты «Амур-СПГ» запланировали на 2030 год
Жидкий метан имеет температуру кипения около -162 градусов Цельсия, поэтому он относится к криогенным топливам — таким, которые требуют низких температур для хранения и перевозки. Криогенные топлива имеют свои сложности и риски, так как они легко испаряются и могут вызывать обледенение или взрывы. Однако они также имеют свои преимущества, так как они имеют большую плотность и энергоемкость, чем газообразные или жидкие топлива обычной температуры. В России разработка метановых двигателей для ракет ведется с 2013 года. Тогда Ракетно-космический центр «Прогресс» начал работу над проектом «Союз-5» — двухступенчатой ракетой среднего класса с двумя боковыми блоками, которая должна была выводить на низкую околоземную орбиту НОО до 8,5 тонны полезной нагрузки. В 2016 году этот проект был переименован в «Иртыш» и получил финансирование от правительства. Однако в 2019 году стало известно, что «Иртыш» будет работать на керосине, а не на метане, как планировалось ранее. Причиной этого стало отсутствие готовых метановых двигателей и необходимость сократить сроки и расходы на разработку ракеты. В то же время продолжалась работа над метановым двигателем РД-0177, который должен был стать демонстратором технологии для будущих ракет.
Этот двигатель разрабатывается Конструкторским бюро химавтоматики КБХА — одним из ведущих предприятий в области создания ракетных двигателей в России. РД-0177 имеет тягу 100 тонн и работает на кислороде и метане.
Более мощный полезный груз — 27. НаукаВзрывы-палиндромы: предложено простое объяснение симметричности гамма-всплесков «Ангара» — первое семейство современных экологически чистых ракет-носителей, созданное в России после 1991 года на базе только отечественных компонентов с использованием передовых технологий. Это не адаптация или доработка существующего носителя, это совершенно новый комплекс, построенный по новым принципам с новой динамической схемой и оснащенный высокосовершенной гибкой системой управления. Изначально тяжелая «Ангара» разрабатывалась на замену «Протона», используемого с космодрома Байконур, и предназначалась для обеспечения независимого гарантированного доступа в космос при пусках с российской территории. Новые стартовые комплексы, построенные для «Ангары» на космодромах Плесецк и Восточный, дают такой доступ в любой геополитической обстановке. В отличие от «Протона», двигатели которого работают на токсичных компонентах «четырёхокись азота амил — несимметричный диметилгидразин гептил », «Ангара» оснащена экономичными двигателями на безопасных компонентах «жидкий кислород — керосин».
Новое семейство обещает и другие преимущества по сравнению с «Протоном». Модульная конструкция позволяет оптимизировать грузоподъёмность ракет для различных задач, а развитие проекта предполагает использование высокоэффективных перспективных разгонных блоков. КРК «Амур», создаваемый с привлечением ведущих предприятий ракетно-космической отрасли, позволит с минимальными финансовыми затратами, с высокой надёжностью и низкой стоимостью эксплуатации обеспечить паритет отечественных средств выведения с зарубежными аналогами. Лётно-конструкторские испытания «Ангары» начались на Плесецке в 2014 году.
Метан — это в первую очередь дешевое топливо, его переработка и использование широко освоено другими отраслями промышленности, что позволяет использовать уже готовые инфраструктурные решения. Например, не нужно разрабатывать какие-то особые хранилища для метана на наземном комплексе «Амура» — будут взяты стандартные конструкции ПАО «Газпром». Заправка ракеты топливом станет еще дешевле. Метан — самое удобное топливо для многоразовых ракет. С метаном элементы двигателя не придется очищать от несгоревших остатков топлива. Метан часто критикуют за его низкую плотность.
Носитель будет иметь возвращаемую первую ступень и вторую однократного использования, обе будут оснащаться метановыми двигателями. В одноразовом варианте «Амур» поднимет на туже орбиту уже 12,5 тонн.
В зависимости от района приземления возврат будет осуществляться либо с помощью ЖД-транспорта, либо вертолетом МИ-26 крупнейший в мире транспортный вертолет. Затем ее начнут подготавливать займутся к последующему запуску. Для сравнения: стоимость запуска «Союз-2. Разумеется, цены примерные. В первый полет, причем сразу с полезной нагрузкой, Амур-СПГ должна будет отправиться в 2026 году. Дата первого запуска выглядит несколько нереалистичным с учетом того, что двигатели для ракеты создадут и испытают к 2025 году. Но работы по созданию стартовой инфраструктуры для новой ракеты на космодроме Восточный уже ведутся.
Всего с данного космодрома планируется осуществлять 15 запусков ракеты Амур-СПГ в год. Этот же блок также потенциально мог бы использоваться как боковой блок сверхтяжелой ракеты», — утверждает исполнительный директор Роскосмоса по перспективным программам и науке Александр Блошенко. Конкуренты Амур-СПГ и другие проекты Помимо «Ракетно-космического центра «Прогресс» в России сразу несколько компаний ведут свои разработки в области создания многоразовых ракет. В Центре М. Хруничева ведут разработку универсального ракетного комплекса Байкал. Он представляет из себя боковой ускоритель для тяжелых ракет Ангара. По замыслу конструкторов, после выведение основной части ракеты на необходимую высоту, Байкал должен будет отсоединиться от ракеты и совершить приземление рядом с местом старта.
Новая ракета-носитель «Амур» заменит «Союз-2» в 2026 году
Одной из ключевых особенностей, которая оставалась неизменной в то время, были посадочные опоры первой ступени. Хотя публично обнародованные изображения «Амур-СПГ» показали, что ракета-носитель приземляется на том, что выглядело как копия посадочных опор ракеты Falcon SpaceX, на самом деле российские специалисты оценивали три различных конструкции посадочных опор. Только одна из них имела некоторое сходство с системой, используемой SpaceX, но с меньшей вероятностью, по словам отраслевого источника, была принят для полномасштабной разработки. Другое предложение, как сообщается, включало раскладываемые опоры классического вида с опорными ногами, но шире и короче, чем на ракетах Falcon, а третья конфигурация имела фиксированную конструкцию, интегрированную с конструкцией двигательного отсека. Возможные полезные нагрузки Имея грузоподъемность до девяти тонн для вывода на низкую околоземную орбиту, НОО, «Амур-СПГ» будет иметь хорошие возможности для выполнения всех федеральных, коммерческих и военных задач, которые ранее выполнялись ракетами «Союз-2», грузоподъемность которой ограничена восемью тоннами. Роскосмос утверждал, что проект «Амур-СПГ» ориентирован на коммерческую эксплуатацию и должен соответствовать цене на миссию не более 22 миллионов долларов. Предполагалось, что ракета будет обслуживать как легкий, так и средний сегменты рынка. В зависимости от задачи, за счет дополнительного топлива, варианты «Амур» могли иметь расходный и многоразовый вариант, а также между возвращение первой ступени на стартовую площадку или приземление на отдалении от «Восточного». В начале 2021 года российские специалисты также начали изучать возможные пилотируемые космические корабли, которые могли бы использовать преимущества ракеты «Амур-СПГ». Основной технической задачей проекта «Амур-СПГ» была разработка метанового двигателя нового поколения, получившего обозначение РД-0169. Согласно формальному заданию на двигательную установку «Амур-СПГ», серийный вариант двигателя должен иметь возможность работать не менее 10 раз или делать от 25 до 50 включений.
В ходе предварительного проектирования с 2016 по 2019 год в КБ КБХА в Воронеже уже были проведены исследования процессов смешения и воспламенения горючего в метановых двигателях и даже были доведены некоторые компоненты двигателя до автономных испытаний. В мае 2020 года Роскосмос заключил с КБХА контракт стоимостью 6,3 миллиарда рублей 83,66 миллиона долларов на полномасштабную разработку двигателя РД-0169 до конца 2025 года.
При этом стартовый стол для РН на указанном космодроме будет построен в рамках третьей очереди. ЦЭНКам поставлена задача разработать крайне простой и дешевый в эксплуатации старт для «Амура» — объяснил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин у себя в Facebook 9 января 2021 года. С его слов, возможности первой ступени «Амур-СПГ» со временем могут довести до 100 пусков.
Есть еще одна причина для серьезных сомнений в развитии "Амура", особенно сейчас, когда Россия тратит значительную часть своих ресурсов на войну с Украиной. Более того, похоже, что Россия набирает солдат для этой войны из Роскосмоса. Это объясняется опытом работы с ракетой "Ангара". Вскоре после распада Советского Союза российское правительство одобрило разработку ракеты "Ангара" в 1992 году. Первый испытательный полет состоялся только в 2014 году, и по состоянию на начало этого месяца она все еще проводила испытательные полеты, а не выводила на орбиту значимые полезные нагрузки. Если Роскосмосу потребовалось три десятилетия на разработку, создание и испытания достаточно традиционной ракеты "Ангара", то сколько времени может потребоваться на разработку более инновационного аппарата "Амур" с возможностью вертикальной посадки и повторного использования? Ответ простой. Практика показывает, что вся эта болтовня путинских чиновников никогда не реализовывается. Что у Рогозина была работа такая - языком болтать и бесконечно обещать лунные базы, марсианские базы, освоение Солнца и полеты вокруг Венеры, - что этот Борисов занимается тем же самым.
Одной из ключевых особенностей, которая оставалась неизменной в то время, были посадочные опоры первой ступени. Хотя публично обнародованные изображения «Амур-СПГ» показали, что ракета-носитель приземляется на том, что выглядело как копия посадочных опор ракеты Falcon SpaceX, на самом деле российские специалисты оценивали три различных конструкции посадочных опор. Только одна из них имела некоторое сходство с системой, используемой SpaceX, но с меньшей вероятностью, по словам отраслевого источника, была принят для полномасштабной разработки. Другое предложение, как сообщается, включало раскладываемые опоры классического вида с опорными ногами, но шире и короче, чем на ракетах Falcon, а третья конфигурация имела фиксированную конструкцию, интегрированную с конструкцией двигательного отсека. Возможные полезные нагрузки Имея грузоподъемность до девяти тонн для вывода на низкую околоземную орбиту, НОО, «Амур-СПГ» будет иметь хорошие возможности для выполнения всех федеральных, коммерческих и военных задач, которые ранее выполнялись ракетами «Союз-2», грузоподъемность которой ограничена восемью тоннами. Роскосмос утверждал, что проект «Амур-СПГ» ориентирован на коммерческую эксплуатацию и должен соответствовать цене на миссию не более 22 миллионов долларов. Предполагалось, что ракета будет обслуживать как легкий, так и средний сегменты рынка. В зависимости от задачи, за счет дополнительного топлива, варианты «Амур» могли иметь расходный и многоразовый вариант, а также между возвращение первой ступени на стартовую площадку или приземление на отдалении от «Восточного». В начале 2021 года российские специалисты также начали изучать возможные пилотируемые космические корабли, которые могли бы использовать преимущества ракеты «Амур-СПГ». Основной технической задачей проекта «Амур-СПГ» была разработка метанового двигателя нового поколения, получившего обозначение РД-0169. Согласно формальному заданию на двигательную установку «Амур-СПГ», серийный вариант двигателя должен иметь возможность работать не менее 10 раз или делать от 25 до 50 включений. В ходе предварительного проектирования с 2016 по 2019 год в КБ КБХА в Воронеже уже были проведены исследования процессов смешения и воспламенения горючего в метановых двигателях и даже были доведены некоторые компоненты двигателя до автономных испытаний. В мае 2020 года Роскосмос заключил с КБХА контракт стоимостью 6,3 миллиарда рублей 83,66 миллиона долларов на полномасштабную разработку двигателя РД-0169 до конца 2025 года.
Роскосмос продолжит разрабатывать многоразовую метановую ракету «Амур»
Ранее мы сообщали о том, что, по информации главы Минпромторга Дениса Мантурова, носитель с многоразовой первой ступенью впервые запустят в космос в 2030 году. Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
Метан часто критикуют за его низкую плотность. Носитель будет иметь возвращаемую первую ступень и вторую однократного использования, обе будут оснащаться метановыми двигателями. В одноразовом варианте «Амур» поднимет на туже орбиту уже 12,5 тонн. Ракета-носитель «Союз-2». Все эти решения направлены на повышение конкурентоспособности создаваемого изделия», — пояснил Пшеничников. Это связано с тем, что температура сжижения метана и кислорода примерно одинакова. Однако в перспективе предполагается запускать одну ступень до 100 раз.
Его тяга повысится примерно до 110 тонн.
В интервью от 18 августа 2015 года тогдашний глава «Прогресса» Александр Кирилин говорил, что предприятие в инициативном порядке разрабатывает эскизный проект ракеты «Союз-5. Эта метановая ракета должна была иметь массу 270 т и грузоподъемность 9 т. Среди ее преимуществ Кирилин назвал доступность СПГ и сокращение количества деталей в два раза по сравнению с «Союзом-2». По всей видимости, эти пункты перекочевали в презентацию «Амура» без изменений. В 2015 году «Прогресс» рассчитывал проводить пуски новой ракеты со слегка модифицированного стартового стола ракет «Союз-2», что накладывало ограничения на ее диаметр. В проекте «Амура» разработчики отказались от этой идеи ради унификации с новым 17-тонным кислород-керосиновым «Союзом-5», который уже разрабатывается по заказу Роскосмоса. Обе ракеты получат баки диаметром 4,1 м. Для метанового «Союза» это означает увеличение стартовой массы и, соответственно, грузоподъемности. Изменился и двигатель первой ступени: «Союз-5.
Площадки для посадки первой ступени «Амура» будут располагаться на территории Хабаровского края, ближе к побережью Охотского моря. В отличие от Falcon 9, ракету "Амур" будут сажать не на воде, а на суше. Это вызывает несколько вопросов, которые касаются безопасности такого типа посадки. Все же даже Маску понадобилось несколько попыток, прежде чем первая ступень Falcon 9 не свалилась в океан после посадки и не взорвалась.
Перевозиться обратно на космодром блок будет двумя возможными способами — на внешней подвеске тяжелого транспортного вертолета Ми-26 или на грузовой платформе по железнодорожной ветке. План возвращения первой ступени «Амура» на Землю Создание морской посадочной платформы для «Амура» пока не рассматривается, так как погодные условия Охотского моря сильно затрудняют стабильную эксплуатацию такой плавучей площадки. Однако посадку в море с последующим подхватом ступени, в том числе спецсудами, мы не исключаем и будем рассматривать в рамках эскизного проекта, — заявили в «Роскосмосе». Сначала «Роскосмос» планирует разработать первую ступень, которая сможет выполнить до 10 запусков, в дальнейшем ресурс ступени хотят увеличить до 300 запусков.
В корпорации ее называют «безотказной, как автомат Калашникова». SpaceX вернула первую ступень Falcon 9 более 50 раз, при этом повторных запусков было пока всего 5. Так что это довольно смелое заявление. Стоимость запуска ракеты «Амур» и Space X Falcon 9 По словам представителей «Роскосмоса», стоимость запуска ракеты «Амур» составит 22 миллиона долларов.
Каждый пуск новой ракеты Falcon 9 обходится примерно в 62 миллиона долларов, с использованной ступенью — 50 миллионов долларов. То есть запуск «Амура» будет дешевле больше чем в два раза.
Сяо! Сяо ляо!
Владелец компании SpaceX американский предприниматель Илон Маск признался, что с нетерпением ждет демонстрации возможностей российской многоразовой ракеты «Амур-СПГ». Подписан государственный контракт на технический проект многоразовой метановой средней ракеты «Амур-СПГ», сообщает «Роскосмос». Подписан государственный контракт на технический проект многоразовой метановой средней ракеты «Амур-СПГ», сообщает «Роскосмос». «Амур» станет первой российской многоразовой ракетой на метане (по планам разработчиков, первая ступень должна возвращаться на Землю).
Принципиально новый двигатель для «Амур-СПГ» появится в конце 2023 года.
- Метановый двигатель для многоразовой ракеты Амур - СПГ
- Вторая ступень вернется на Землю: в Самаре разработают проект многоразовой ракеты «Амур»
- Маск заинтересовался новой российской многоразовой ракетой «Амур-СПГ»
- Маск заинтересовался новой российской многоразовой ракетой «Амур-СПГ»
- Российскую ракету "Амур-СПГ" можно будет запускать не менее 50 раз
Маск о полете российской многоразовой ракеты: «Жду не дождусь»
что в Комсомольске-на-Амуре на Амурском судостроительном заводе теперь смогут строить перспективные военные корабли проекта 22350 с гиперзвуковыми ракетами «Циркон» на борту. «Союз-СПГ» — разрабатываемая многоразовая двухступенчатая ракета-носитель среднего класса на метановом двигателе РД-0169. Американский предприниматель и владелец компании SpaceX Илон Маск с нетерпением ждет первого запуска российской многоразовой ракеты "Амур-СПГ". Первый пуск перспективной метановой ракеты-носителя "Амур-СПГ" с возвращаемой ступенью может состояться в 2028-2030 годах. стоимость пуска новой ракеты значительно ниже. Этот пуск открыл летно-конструкторские испытания космического ракетного комплекса «Амур», стартовый стол которого построили специально для запуска всех ракет «Ангара», от легких до.
С амурского космодрома успешно стартовала ракета
Американская ракета оснащена девятью двигателями и обладает 25-тонной полезной нагрузкой, наша — всего пятью и полезной нагрузкой в 11,6 тонны. Лучше, чем ничего, но и особых поводов для гордости, казалось бы, нет. Впрочем, это не совсем так: российские двигатели будут метановыми, и это — не пустые слова. Ответственные детали, разработанные Холдингом «Технодинамика», уже прошли восемь циклов испытаний. А это — один из самых важных шагов для запуска многоразовой ракеты в космос.
Для большинства существующих в мире ракет космического назначения показатель надежности не превышает 0,98 отражает процент нештатных ситуаций от общего числа стартов носителя. По подсчетам отраслевых институтов, деталей в ракете "Амур" будет минимум в два раза меньше, чем в серии ракет сходного класса "Союз-2" - 2 тыс. Как подчеркивают эксперты, это важно с точки зрения надежности.
Планировалось, что первый пуск "Амура" будет сразу со спутником. У России многоразовых ракет-носителей пока нет. Хотя в свое время уже велись работы по созданию многоразовых космических комплексов.
Также уже в 2024 году, если не случится форс-мажоров, должен состояться первый запуск двухступенчатой ракеты "Союз-5". В начале марта 2023 года стало известно, что на предприятии РКЦ "Прогресс" сократится численность работников. Там планируют провести точечные увольнения , которые состоятся до 5 мая.
В ракетно-космическом центре утверждают, что это поможет оптимизировать расходы и стать эффективнее с экономической точки зрения.
За счет увеличения габаритов обтекателя новую ракету можно будет использовать совместно с разрабатываем космическим кораблем Орленок. Их удалось сократить с 4. Например, два топливных бака будут объединены в один, разделенный перегородкой.
По задумке конструкторов, сокращение деталей должно повысить надежность ракеты. По замыслу конструкторов, после отделения первой ступени от второй, за счет работы ее двигателя на остатках топлива, она должна будет совершить вертикальную мягкую посадку на подготовленную площадку. При приземлении будут использоваться решетчатые аэродинамические рули и посадочные штанги. Некоторые из них будут размещены на космодроме Восточный, откуда будут совершаться пуски.
Другие площадки расположат ближе к побережью Охотского моря. Вариант приземления на морскую платформу на данный момент не рассматривается из-за сложных погодных условий в акватории Охотского моря. После приземления первой ступени специалисты проведут ее первичный осмотр и подготовят к транспортировке обратно на космодром. В зависимости от района приземления возврат будет осуществляться либо с помощью ЖД-транспорта, либо вертолетом МИ-26 крупнейший в мире транспортный вертолет.
Затем ее начнут подготавливать займутся к последующему запуску. Для сравнения: стоимость запуска «Союз-2. Разумеется, цены примерные.
РКЦ "Прогресс" продолжит создание ракеты "Амур"
Илон Маск прокомментировал новость об эскизном проектировании российской ракеты «Амур-СПГ». 17 января 2024 года в рамках подготовки к летно-конструкторским испытаниям КРК «Амур» на Восточном начались работы с ракетой «Ангара-А5». стоимость пуска новой ракеты значительно ниже. Космический ракетный комплекс "Амур-СПГ" создается на космодроме Восточный, он должен проектироваться с учетом возможности управляемого спуска первой ступени ракеты и. Бергер написал, что ракета «Амур-СПГ» может быть использована до 100 раз. Проводить запуски и посадки ракеты «Амур-СПГ» будут на обособленном комплексе космодрома Восточный.
«Амур». О первой российской многоразовой ракете на метане
По мнению экспертов, создание ракеты станет важным этапом развития в РФ инфраструктуры многоразовых запусков. Об этом говорится в техническом задании по созданию силовых агрегатов следующего поколения госкорпорации «Роскосмос», размещённом на сайте госзакупок. Рассмотреть мероприятия для увеличения возможности использования серийного образца ЖРД в составе первой ступени РН до 25, 50 раз», — сообщается в документе. Как полагают в «Роскосмосе», использование сжиженного природного газа СПГ в космическом ракетостроении является общемировым трендом. К преимуществам метанового топлива относят его дешевизну, доступность и простоту хранения. В качестве окислителя ракетного топлива планируется использовать кислород. Также по теме Испытания лётной модели российской многоразовой ракеты «Крыло-СВ» планируется провести в начале 2023 года.
Об этом сообщили в... По словам экспертов, Россия обладает серьёзным научно-технологическим заделом в области метановых двигателей. По сравнению с кислородно-керосиновыми двигателями у метановых изделий немного выше удельный импульс и они проще в эксплуатации. В таком деле, как многоразовые пуски, имеют значение любые, даже небольшие улучшения», — пояснил Моисеев. Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, в свою очередь, считает крайне важным, что «Роскосмос» решил использовать СПГ — топливо, темпы производства которого Россия стремительно наращивает.
Также запуск стал началом летных испытаний разгонного блока «Орион», который может до пяти раз включать свою двигательную установку, чтобы доставить спутник на нужную орбиту. Российский проект «Ангара» предусматривает создание унифицированных ракет-носителей от легкого до тяжелого класса.
С их помощью планируется выводить на орбиту различные космические аппараты: спутники, космические корабли, автоматические межпланетные станции. Ее заправляют кислородом и керосином, что считается экологически чистым топливом.
Стоит напомнить, что госкорпорация «Роскосмос» подписала контракт на разработку эскизного проекта передовой многоразовой ракеты-носителя «Амур», работающей на метане, с Ракетно-космическим центром «Прогресс» ещё в октябре 2020 года. В рамках этого проекта новая российская ракета будет оборудована возвращаемой первой ступенью, которую затем можно использовать повторно, а запускаться она будет с космодрома Восточный.
Группа специалистов во главе с представителями «Роскосмоса» выехала на космодром Восточный, где проведет рекогносцировку.
За неделю ее представители оценят возможные варианты размещения инфраструктуры для возвращаемой ступени. За счет чего аппарат позволит быстрее изучить и освоить спутник Земли В июне директор АО «Конструкторское бюро химавтоматики» Сергей Ковалев сообщал, что первый кислородно-метановый двигатель РД-0177 для ракеты «Амур-СПГ» появится в конце 2023 года.