Установление недели о блудном сыне относится к древним временам христианства. Неделя о блудном сыне является второй из трех подготовительных недель к Великому посту. Сегодня неделя о блудном сыне. Это вторая из подготовительных недель перед началом Великого Поста. Мы читали сегодня притчу о том, как грешный сын ушел на «сторону далече», но в конце концов вернулся к своему Отцу. Вторая подготовительная к посту седмица открывается Неделей о блудном сыне.
В чем суть притчи о блудном сыне?
- Другие новости раздела
- Притча о блудном сыне
- Неделя о блудном сыне | Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
- Притча о блудном сыне
- Неделя о блудном сыне – Храм Святителя Стефана Пермского
Беседы с батюшкой. Неделя о блудном сыне. Протоиерей Михаил Зазвонов 12 февраля 2023
Всё это происходит промыслительно, но до конца нам откроется замысел Бога о мире только после Второго пришествия и установления Царства любви и добра. Сейчас же мы осуществляем путь своей личной истории. Как нам поступить: встать на центростремительный путь покаяния, выбрать дорогу любви, или пойти по центробежному пути отсутствия смысла? Тут у нас полная свобода, но надо крепко уразуметь последствия нашего выбора.
Господь уже всё сделал для нас, и готов всё нам простить, кроме сознательного стремления к небытию. Бог приготовил для нас бесконечный праздник жизни, которая построена по принципу вечного троического бытия. Уже здесь, на земле, мы можем сознательно приобщаться к этому празднику, или начать постепенно терять наше человеческое достоинство, превращаясь в животных.
Не надо обманывать себя — любой человек, который делает вид, что Бога нет, не может не чувствовать Его вечное присутствие, хотя бы по тому духовному голоду, который ощутил блудный сын. Ведь речь в притче идёт не о материальных, а духовных вещах. Каждый знает, что материальное благополучие не спасает от бессмысленности и тоски, не даёт элементарного человеческого счастья, оставляет жить в царстве смерти.
Неужели это кого-нибудь устроит? Давайте придём в себя и вспомним, что в далёкой стране нас ждёт любящий Отец. Смирившись перед Ним, мы можем попросить прощения, и Он простит нас.
Он не только вернёт нам прежние белые ризы, но и перстень нового человеческого достоинства, который означает дар Святого Духа, возводящего нас на небо в достоинстве богов по благодати единого Бога. Ведь Сын усыновляет нас Отцу, потому что это свойство совершенной любви — отдавать любящим не часть, а всё. Давайте прочтём ещё раз Писание и поразмыслим над тем, как мы хотим распорядиться тем сокровищем, которое нам задаром даётся.
Неужели отвергнем его навсегда, или поймём, что другой возможности сделать правильный выбор уже не будет? Книга, глаголемая "Златоуст". Слово 2.
Притча о блудном сыне. Игумен Лука Степанов.
Он помиловал себя и тогда пошел к Богу и у Него стал просить о помиловании. Наше дело в течение Великого поста есть просьба о помиловании. Мы будем все время взывать: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Но в эту неделю, подготовляющую к посту, нужно взять от святоотеческого опыта то, что он нам дает, иначе тщетны будут наши просьбы о помиловании.
Мы должны ощутить в себе образ Божий, остатки божественной красоты, которые есть в нас, хотя и искаженные, и прежде всего помиловать себя, понять, кто мы в жизни и кто мы в творении. В жизни мы грешные, живущие в «стране далече», постоянно забывающие о Боге, а в творении мы есть «образ неизреченной Божией Славы» и только в Нем мы живем, только в Нем наше спасение. И это противопоставление себя в творении и себя в жизни и дает в известный момент состояние помилования себя. Вот смысл слова аввы Антония. И если мы в какой-то момент своей жизни помилуем себя и почувствуем противопоставление себя в творении и себя в жизни, тогда мы можем, подобно блудному сыну, идти к Богу и просить о помиловании. Но и в этом шествии мы должны работать Богу, а мы постоянно забываем, даже в нашем служении Богу, для чего мы должны все это делать.
Один авва, когда к нему обратились за назиданием, так определил духовное делание: «Когда мы жили в скиту, занятие о душе было нашим настоящим делом, а рукоделие — поделием, а ныне рукоделие стало настоящим делом, а занятие душой только поделием». Вот и мы в наших тех или иных работах памятуем не о том, о чем мы должны помнить. Мы забываем, что мы должны восстанавливать в себе образ Божий, что наше единственное дело на земле — нам, гражданам земли, сделаться гражданами неба. А мы думаем, что мы без этого можем спастись теми или иными делами: хождением в церковь, милостынею и т. Но все это есть только поделие в сравнении с настоящим делом — очищением души, покаянием.
Христианам известно, что в этой притче под образом отца выступает Сам Господь Бог, а под сыновьями — все люди, верные и неверные Ему. Но только немногие верующие, кто знает обычаи и культуру народов востока, осознают всю драматичность этой притчи. В патриархальных пастушеских еврейских семьях все дети продолжали трудиться в семье своего отца до момента его смерти. Лишь после кончины главы семейства отчее достояние разделялось между сыновьями. По этой причине требование блудным сыном своей части наследства у еще живого отца являлось величайшей дерзостью и бесчестием.
Настал великий голод. Под голодом можно понимать любое бедствие. Но оно не приходит из ниоткуда, это Бог, в наказание, посылает зарвавшемуся в своих грехах человеку испытания, чтобы он остановился и покаялся. Когда грешник оказывается сильно привязанным к чему-то, внутри у него разжигается греховная страсть, которая часто доводит его до унизительного состояния.
Очнулся, начал оглядываться вокруг и понимание своей греховности стало приходить к нему. Встану, пойду к отцу моему Это уже желание найти выход из тяжелой ситуации, он стал понимать, что необходимо выйти из греха и покаяться. С этими словами начинается искреннее раскаяние грешника, смирение и осознание своих проступков. Вместо одежды рабов, сыну приносят самые лучшие одеяния, в честь его возвращения устраивается пир.
Разговор со священником
Неделя о блудном сыне не сразу заняла привычное для нас место в подготовительном периоде. В притче сказано, что этот блудный сын пришел в себя, т.е. понял свое падение, понял в каком ужасном состоянии он находится, понял, что это состояние еще не все, что его ожидает еще больший, худший конец, ожидает вечная мука после смерти. Вторая подготовительная к посту седмица открывается Неделей о блудном сыне. Неделя о блудном сыне является второй из трех подготовительных недель к Великому посту. Сегодняшнее подготовительное воскресенье к Великому посту именуется Неделей о блудном сыне, потому что именно в этот день мы читаем хорошо известную притчу о блудном сыне (Лк.
20-27 февраля – Неделя о блудном сыне 2022: как провести. Смысл притчи о блудном сыне
Православная Церковь празднует 20 февраля Неделю о блудном сыне | С Недели о блудном сыне (вторая подготовительная неделя перед Великим постом) и две последующих недели до недели о Страшном суде мы слышим это песнопение в субботу вечером на центральной части Всенощного бдения (полиелее) после 134. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | 19 и 20 февраля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, за которыми вспоминали евангельскую притчу о блудном сыне. |
Проповедь в Неделю о блудном сыне
Поэтому приношу Тебе голос блудного сына: согрешил пред Тобой, Милосердный Отец, прими меня, каюшегося, как одного из наемников Твоих. 9 марта) и заключающая ее Неделя называется«мясопустной» по той причине, что на этой Неделе полностью заканчивается вкушение мяса. Притча о блудном сыне – обращение ко всем нам, грешным, научиться признавать свои ошибки, уметь просить прощения и прощать. Неделя о блудном сыне У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. это вторая подготовительная неделя к Великому посту. По окончании Литургии отец наместник поздравил всех участников богослужения с праздником, воскресным днем и обратился с пастырским словом, посвященном воскресному евангельскому чтению "Притчи о блудном сыне".
В Неделю о блудном сыне епископ Фома совершил Божественную литургию
По окончании Литургии отец наместник поздравил всех участников богослужения с праздником, воскресным днем и обратился с пастырским словом, посвященном воскресному евангельскому чтению "Притчи о блудном сыне". Вторая подготовительная к посту седмица открывается Неделей о блудном сыне. Когда же блудный сын обнищал и осознал свою греховность, то вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном.
Андрей Бондарев. Проповедь в Неделю о блудном сыне
И пил народ, и ел, и веселился! А старший сын его на поле был С работы поздно к дому возвращался... Услышал песни и слугу спросил: - Что здесь за праздник в доме разыгрался? Слуга ответил: - Твой вернулся брат, И рад отце, телёнка закололи.... И рассердился он, пошёл назад, Обратно на распаханное поле.... Отец же выйдя, звал его домой... Но сын сказал: - Отец, ну почему Я столько лет живу вот здесь с тобой, Служу тебе, приучен ко всему... Послушен, коз пасу, не сплю ночами, А ты не дал ни разу мне за труд Козлёнка даже погулять с друзьями, А он пришёл и веселится тут! Отец ему ответил: - Ты сын мой Всегда здесь радом, добрый и послушный, Порадуйся сейчас, сынок со мной, И что скажу внимательно послушай. Твой брат был мёртв, и ожил, как я рад! Что с нами он, помилованный мною, Он пропадал, но твой вернулся брат И вот мой блудный сын передо мною!
Пойдём, сынок и сядем за столом. Прости его и с доброю душою Прими без осужденья в отчий дом! Как счастлив я, что оба вы со мною! Мы все, любимые своим Отцом Блуждаем здесь опасною дорогой.... Что значит эта в общем-то обыденная человеческая история, если бы речь в ней не шла о непостижимой премудрости Божественной любви, которой блудный сын был побежден. Он обрел самую великую радость, и эта радость едина с радостью его Отца Небесного и всех ангелов. Вы можете представить себе праведников, которые уже не имеют нужды в милосердии Божием? Таким представляется нам старший брат, который при виде бесконечной доброты своего отца исполнился горечи и зависти. Потому что и он еще не познал любви. Он удовлетворялся исполнением правила, он знал свои обязанности, а также права, не требуя большего.
В нем совершенно не осталось места для дара, для любви. И его тоже подстерегает неожиданность: он забывает о своей особенной радости — быть всегда рядом с отцом и иметь с ним все общее. Ему тоже предстоит печальный уход от своего блудного брата и торжественного пира по случаю его возвращения, который так мучительно жжет его, чтобы и он, старший сын, в свой черед начал учиться истинной любви. Высокое достоинство старшего сына определено в притче словами самого отца, который говорит ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое». Сам сын добавляет о себе, что уже много лет служит отцу и никогда не преступал его приказаний. Однако при этом мы видим, что он не разделяет радости отца о возвращении младшего брата. Неспособность разделить с отцом радость о возвращении брата явилась здесь следствием потери старшим братом другой радости — радости жизни рядом с отцом. То, что младший сейчас обрел и отчего счастлив, старший уже потерял, и потому счастье брата вызывает у него раздражение, быть может до конца и не осознаваемое им самим. Раньше он сам жил этой радостью рядом с отцом в его доме.
Он прекрасно понимал и, главное, чувствовал, что все принадлежащее отцу принадлежит вместе и ему, потому что отец любит его и он любит отца. Поэтому раньше не возникало и мысли о каком-то отдельном козленке: он разделял свою трапезу лишь с любимым отцом и был вполне благополучен. Однако со временем все поменялось. То единство с отцом, которым они раньше жили, по каким-то причинам ослабло, и вместе с тем незаметно ушла и та радость, которая прежде была неизменным спутником его пребывания рядом с отцом. Он постепенно потерял ту способность любить, которая так отличала его отца, а значит, была свойственна и ему. Его стало тяготить соседство отца, а скорбь о потере брата сменилась в нем озлоблением и тайной завистью об оторванном наследстве. Старший сын — образ человека, который «оставил первую любовь свою» Откр. Период неофитства — период «мощных крыльев» и «высокого полета», — когда человек может часами с любовью взирать на икону Спасителя, а продолжительная всенощная пролетает «за одну минуту», этот период неизбежно заканчивается, и человек «опускается на землю», чтобы уже в поте лица снискать себе хлеб духовный. Бог не оставляет человека, нет. Но подобно старшему сыну, «отправляет его в поле», чтобы трудом он стяжал то, что прежде получал даром.
Отправляет его не с пустыми руками, а дает и орудия: опыт той Отчей любви, которую он уже вкусил, и радость общения с Ним, которая способна усладить всякую горечь труда. Старший брат потеряв сокровище — радость единства с отцом, постепенно потерял вместе с единством и подобие отцу. А потому радость, которой радовался отец по возвращении младшего сына, была ему вполне чужда, как, впрочем, и вообще способность радоваться с радующимся. И причина у старшего брата из притчи - недоверие искренности возвращающегося в дом Отчий, незаконное присвоение себе в нем особого статуса и проистекающего из него права на осуждение и, разумеется, зависть. Христианство — религия радости. Эта хрестоматийная истина говорит, прежде всего, о том, что источником настоящей радости для человека является Бог, Который радостотворит душу христианина ощущением Своего присутствия рядом и откровением Своего участия во всех обстоятельствах его жизни. Это та радость, которую никто не может отнять у христианина насильно, но которой христианин вполне может лишить себя сам. Испытавший и научившийся жить с этой радостью человек со временем обучается радоваться подобно своему Отцу, то есть делиться своей радостью со всеми окружающими его. Но кто лишился этой радости и не спешит встать на путь ее возвращения, тот обрекает себя на бесплодный труд в погоне за ложными ценностями. Подобно старшему брату из причти, будет трудиться в поле, мечтая о козленке.
Нет иной возможности для нашего Отца Небесного научить нас понимать, что Его Божественная радость заключается в том, чтобы найти погибшее. Понимаем ли мы и принимаем ли эту любовь, отвечаем ли на нее подлинным покаянием, исполняемся ли решимости так жить, чтобы вся жизнь наша была возвращением к Богу? Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни. Под небом блаженным родимой земли В обители отчей два сына росли. Счастливо и весело мчались их годы, Но меньшего сердце взалкало свободы. И стал он просить у отца своего Имения часть уделить для него. Немедля, когда свою часть получил, Ушел на чужбину и лихо запил. С плохими друзьями на шумных пирушках Он все промотал до последней полушки. И, чтобы на хлеб не просить у людей, Нанялся на поле пасти он свиней. И с голоду рад был, от взоров тайком, Наполнить утробу в корыте свином.
Придя же в себя, чуть живой и голодный, Он вспомнил об отчих полях плодородных. И так он помыслил: «Всему есть конец! Простить меня может мой добрый отец». Поднявшись, пошел он знакомой тропой, Скорбя сокрушенной, усталой душой. Как только поднялся на холм из оврага, С порога отец увидал бедолагу. И вышел навстречу, и к сыну припал, И, радуясь, плача, его целовал. И сын на колени упал пред отцом, Родителю в ноги уткнувшись лицом: «Я грешен, отец, пред тобою и небом, Быть сыном твоим недостойно отребье, Я денно и нощно крушусь о былом, — Причисли к наемникам в доме твоем». Тут слугам отец повеленье дает И в дом обретенного сына ведет: «Вы на ноги обувь и перстень несите И лучшей одеждой его облеките, Тельца заколите в сыновнюю честь, И будем теперь веселиться и есть». В то время дорогой с работы дневной Другой его сын возвращался домой. Услышал он в доме родном ликованье, Застольные песни и арфы звучанье.
В недоумении стал на лугу И знаками вызвал из дома слугу: «Скажи мне, пока я на поле косил, Какой это праздник отец учредил? И вышел родитель, и сына зовет, Но старший разгневан и в дом не идет: «Отец, я на поле и сеял, и жал, И все повеленья твои исполнял, Но мне и друзьям ты не дал и козленка, А сыну-бродяге испек ты теленка! Всегда ты со мной и весь дом этот — твой. Ты видишь, возносится жертвенный дым, Твой брат возвратился из ада живым. Услышал молитву Господь милосердный И спас его душу от гибели смертной. Садись веселиться за праздничный стол, — Твой брат и мой сын пропадал и пришел! Мы любим притчу о блудном сыне: в ней мы слышим об отеческой любви, которую Господь являет каждой заблудшей душе. В этом есть утешение: что бы не случилось, Он нас примет. Но мы часто забываем, что это притча о двух братьях. Что же было со старшим?
Притча о блудном сыне готовит нас к Великому посту, готовит к весне, именуемой Церковью «весна покаяния». Эта притча находится в самом центре каждого из четырех Евангелий и является сердцевиной понимания нашего пути к Богу. Без всякого сомнения, она говорит о каждом человеке. Мы всегда находим себя в блудном сыне, ушедшем от отца, испросившем себе часть наследства, которое должно было принадлежать ему по праву, чтобы совершенно бездумно его растратить.
В ней повествуется о юноше, который, истребовав у отца причитающуюся ему часть наследства, покинул дом и растратил всё в увеселениях на «стране далече». Но настал момент — деньги кончились, а вместе с ними иссякли удовольствия и исчезли друзья. Блудный сын познал нищету, голод и презрение.
Но горше всего были его собственные муки совести. Он смиренно вернулся к отцу, не рассчитывая на прощение и скорбя о своих поступках, и хотел попроситься в наемники.
Почему же Господь медлит. Он обещал скоро прийти, а Его все нет. Потому что Он ждет, может быть, последовавшие за блудным сыном, вспомнят дом Отца своего. Как там было хорошо, были в общении с отцом. Все, что имел отец, было наше. Но когда сын отделился от отца, он получил реальную жизнь.
Как Адам, когда нарушил заповедь Божию, оказался на земле. Бог его изгнал из Отечества. Наш путь сегодня - путь воспоминания и возвращения в свое Отечество, в Отчий дом. Хочу сегодня остановиться еще на одном песнопение, которое вчера наши чтецы, к сожалению, прочитали его не очень внятно. Седален после третьей песни канона, все в это время идут на помазание, и особо никто не вникает в читаемый текст. Песнопение очень трогательное, а для монаха незабываемое. Каждый монах под эту песнь полз в одной сорочке к престолу Божию, подобно блудному сыну, который потерял человеческое достоинство, и, наконец вспомнил, как хорошо было в доме отца, и принял решение возвращаться. Монах в день своего пострига - это и есть тот блудный сын, который возвращается домой.
Каждому постриженному монаху полезно знать наизусть этот тропарь. Именно под это песнопение он полз по полу к амвону, братия торжественно пели. Не презри теперь моего обнищавшего сердца. Ибо Тебе, Господи, в умилении кричу: согрешил я, Отец, против неба и пред Тобою». В Евангелии сегодня мы слышали: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Здесь есть образ покаяния. Во-первых, пришел в себя, во-вторых, встал и начал двигаться к дому отца своего. Так и монах ползет по земле в самой простой одежде, не опоясан, не обувен, и главою откровенною, к алтарю, а игумен монастыря, выходит навстречу, как отец того блудного сына и произносит «Бог милосердый, яко Отец чадолюбивый, зря твое смирение и истинное покаяние, чадо, яко блуднаго сына приемлет тя кающагося и к Нему от сердца припадающаго».
Так же поднимает его, взяв за руку, и вопрошает: «Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику, и ко святей дружине сей? Желает подвизаться, изменить свою жизнь. Монах отдает свою волю отцу своему, через пострижение волос. Как в Евангелие, отец зовет всех домочадцев, всех, кто находится в его доме, так же все братия присутствуют на постриге нового монаха. Отец просит принести новую одежду, на постриге тоже самое, монах поднимается с земли, и игумен начинает облачать его. Дает ему подрясник, рясу, мантию, клобук.
Она заключается в том, что мы свободно решаемся отдать всё своё существо Христу, включая наши тела, причём это означает также, что таким образом мы соединяемся и друг с другом, но не блудной связью, а узами совершенной любви. Можно отметить, что не только чревоугодие, но и другие грехи приводят к зависимости от нечистых духов, пленению. Однако, в другом случае так не страдают наши тела, о чём и предупреждает ап. Тело в понимании языческой философии — это зло, темница души. Мы видим, что с точки зрения христианства это не так. Не только наши души, но и тела становятся членами Церкви. Как Христос отдал Себя за нас, так и нам следует всё свое существо отдать за Него и за своих ближних, то есть за всех тех, кто встречается нам на жизненном пути. Фрагмент росписи Знаменской церкви: сюжет по евангельской притче о блудном сыне над входом в исповедальню Блудный сын из притчи не понял, что имение отца, который прообразует Самого Бога, не может быть разделено. Отдаляясь от Бога, мы лишаемся источника всего доброго. Это означает то, что всё востребованное нами рано или поздно иссякнет. У нас нет жизни в себе см. Человечество сейчас занимается этим и закономерно приходит к отсутствию смысла. Вне смысла совершенно бесполезно говорить об истории, которая как раз и означает наличие цели. Человек согрешил, отпал о Бога, и теперь должен найти путь обратно. Этот путь показывает человечеству второй Адам, Иисус Христос. Для этого Он совершает подвиг на Кресте. Нам самим невозможно было бы вернуться. Так же и в притчи, без помощи отца Бога , сына бы не приняли обратно в дом. Не зря отец выбегает ему навстречу. Откормленный телец прообразует Евхаристию, которая как раз даёт нам возможность вновь приобщиться к жизни, причём на новом уровне. Можно сказать, что старший сын из притчи прообразует еврейский народ, который не получил откормленного тельца.
Проповедь в Неделю о блудном сыне
12 ФЕВРАЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ | Песнопение недели о блудном сыне Псалом 136 Этот псалом был написан после возвращения евреев из Вавилонского плена во время правления персидского царя Кира. |
Неделя о блудном сыне. Собор новомучеников и исповедников Российских. | Она именуется Неделей о блудном сыне, потому что на Божественной Литургии в этот день читается известная всем трогательная причта о человеке, расточившем свое наследство, живя распутно в дальней стране. |
Неделя о блудном сыне — Википедия | Текст богослужения в Неделю о блудном сыне. |
20-27 февраля – Неделя о блудном сыне 2022: как провести. Смысл притчи о блудном сыне
И уже такого сына он кормит трапезой, самого лучшего тельца закалает, под которым можно понять Причастие святых Божественных Таин. Телец знаете, что означает в Ветхом Завете. Закалает этого тельца и питает его, этого сына блудного. И усыновляет его заново. И тут мы слышим горестные слова о старшем сыне, который приходит, видит вот этот пир. И получается, что его то ли зависть какая-то гложет. Он говорит: отче, я был с тобой все это время, и ты мне не дал даже маленького козленка, чтобы я попировал со своими друзьями, а этого блудного сына принимаешь таким образом. На что отец отвечает, что надо радоваться о грешнике кающемся и вернувшемся. И здесь мы понимаем на самом деле, что вот этот старший сын … Вот есть у него сыновство или он больше как наемник, как вы думаете?
Он больше наемник. То есть он, находясь вроде в объятьях отчих, находясь рядом с отцом своим, все равно ждет какой-то мзды. Он ждет вот этого барашка, ждет, чтобы отец ему что-то дал. К сожалению, многие из нас тоже не являются сынами, а являются такими наемниками. Стоит поскорбеть об этом, подумать об этом хорошо в преддверии Великого поста. Вот эти недели очень важны на самом деле. С каким мы чувством придем в Великий пост, так мы его и проведем. Начало очень важно.
Мы сейчас набираем с вами потенциал для того, чтобы и дальше его использовать должным образом. Должным образом покаяться и измениться, и постараться это внутреннее ощущение чистоты нести и дальше. Святой Василий Великий, сегодняшний именинник, писал: не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, а потом остается во грехе, но тот, кто по слову псалма обрел грех свой и возненавидел.
Источник: Патриархия. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня воскресенье посвящено воспоминанию о притче Лк. Это рассказ о блудном сыне, о том, как он возвращается к отцу и отец его прощает. И не только прощает, но и награждает, велит заколоть тельца упитанного, а для людей, которые занимались скотоводством, заклание тельца обычно сопровождалось празднованиями. Сын именуется блудным, потому что заблудился в жизни: попросил у отца разделить имение, забрал всю ту часть, которая ему полагалась, ушел неизвестно куда и, как в народе говорят, промотал все добро. Жил греховно, распутствовал, тратил деньги на удовлетворение страстей — другими словами, душу свою погубил и, конечно, погубил результаты труда своего отца. И вот возвращается блудный сын домой, понимая, что единственная для него возможность спастись от голода и остаться живым — вернуться в дом отца, где, как он вспомнил, слуги живут лучше, чем он сейчас. И мы знаем, что отец принимает его, велит облачить в лучшие одежды, вручает ему перстень как знак не только сыновства, но и особой чести. Он возвышает своего блудного сына. За что? Ни за что — только за то, что блудный сын нашел в себе силы вернуться к отцу. И какая награда!
Он говорит: отче, я был с тобой все это время, и ты мне не дал даже маленького козленка, чтобы я попировал со своими друзьями, а этого блудного сына принимаешь таким образом. На что отец отвечает, что надо радоваться о грешнике кающемся и вернувшемся. И здесь мы понимаем на самом деле, что вот этот старший сын … Вот есть у него сыновство или он больше как наемник, как вы думаете? Он больше наемник. То есть он, находясь вроде в объятьях отчих, находясь рядом с отцом своим, все равно ждет какой-то мзды. Он ждет вот этого барашка, ждет, чтобы отец ему что-то дал. К сожалению, многие из нас тоже не являются сынами, а являются такими наемниками. Стоит поскорбеть об этом, подумать об этом хорошо в преддверии Великого поста. Вот эти недели очень важны на самом деле. С каким мы чувством придем в Великий пост, так мы его и проведем. Начало очень важно. Мы сейчас набираем с вами потенциал для того, чтобы и дальше его использовать должным образом. Должным образом покаяться и измениться, и постараться это внутреннее ощущение чистоты нести и дальше. Святой Василий Великий, сегодняшний именинник, писал: не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, а потом остается во грехе, но тот, кто по слову псалма обрел грех свой и возненавидел. Покаяние же требует, чтобы человек сначала возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других. А для сего соделал себе слышимым и объявил образ покаяния. Дай Бог и нам с вами, дорогие братья, сестры, отцы, должным образом каяться, понимать, что мы постоянно согрешаем перед Богом, что и мы являемся блудными сынами, дочерями, нарушающими заповеди Господа, у которых любовь и вера подчас висят на кончике языка, а в сердце бывает и злость и ненависть. Может быть, мы и не грешим смертными грехами, но не радеем о тех грехах, которые у нас есть, не пытаемся их исправить и прийти к Отцу, оставаясь лишь наемниками. Помоги Господи все это хорошо осознать и должным образом провести Великий пост. Иеромонах Амвросий Пархетов.
Но живя распутно, он быстро растратил все свое достояние и превратился в нищего. К тому же мнимые друзья покинули его, и он остался совсем одиноким. Наступившая нужда, а затем голод заставили его наняться пасти свиней у одного из жителей той страны. Голод настолько мучил его, что он рад был наполнить свой желудок пищей для свиней, но никто не позволял ему это делать. Во время своей беспутной жизни блудный сын ни разу не подумал об отце, и только теперь, когда дошел до отчаянного положения, вспомнил о нем и с чувством глубокого покаяния сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! И вот он, голодный, оборванный и усталый, встал и пошел с покаянным сердцем к своему отцу. Чем ближе подходил он к отчему дому, тем всё сильнее совесть обличала его: «Что же скажут мне мои отец и брат? И когда он был еще далеко, увидел его отец, побежал к нему навстречу, обнял его, нищего и убогого, и целовал его. Отец все простил раскаявшемуся сыну, а своим слугам сказал: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги, и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И в доме отца началось веселие...
Разговор со священником
Когда же он прожил все, настал великой голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи… Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим… Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его… А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и обувь на ноги … ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". На богослужении в стихиpах этого дня говоpится о покаянии человека, возвpащающегося из самовольного изгнания. Hам pассказывается о блyдном моpально заблyдившемся человеке, котоpый yшел в "далекyю стpанy" и там истpатил все, что он имел. Далекая стpана! Это единственное опpеделение состояния человека, котоpое мы должны пpинять и yсвоить, когда мы пpиближаемся к Богy. Человек, котоpый никогда зтого не испытал, хотя бы только немного, котоpый никогда не почyвствовал, что он изгнан от Бога, от настоящей жизни, никогда не поймет, о чем говоpит хpистианская веpа. И тот, кто чyвствyет себя совеpшенно "дома" в этом миpе, кто никогда не испытал мyчительной тоски но дpyгой Пpавде, никогда не поймет, что такое pаскаяние. Но приимимякающася Спасе, и спаси мя» Стихира на хвалитех Покаяние часто пpосто пpевpащается в pавнодyшное, объективное пеpечисление гpехов и пpегpешений, как пpизнание себя виновным пеpед законным обвинительным актом.
Исповедь и pазpешение гpехов pассматpивается как что-то юpидически законное. Hо пpи этом забывается что-то сyщественное, без чего ни исповедь, ни pазpешение гpехов не имеют ни настоящего значения, ни силы. Это "что-то" и есть именно чyвство отдаления от Бога, от pадости общения с Hим, от настоящей жизни, созданной и данной нам Богом. Действительно, нетpyдно пpизнаться на исповеди, что не соблюдал постов, пpопyскал yтpом или вечеpом молитвы, сеpдился.
Эта убежденность нужна для того, чтоб исповедь не была формальной. И четвертое — это прощение, примирение с ближним. Без этого ничего не будет. Ты не сможешь побороть это все. Если не примирился с ближним, действие благодати не коснется твоего сердца. А если ты думаешь, что сможешь что-то без Бога, то ты или глупец, или просто не осознаешь всю серьезность этого действия.
Четыре составляющие, которые важны в деле покаяния, чтобы исповедь не была формальной: видение своих грехов, раскаяние, намерение исправить свою жизнь и прощение обидчиков или попросить прощения, если ты кого-то обидел. И их тоже нужно исповедовать. Единственное, что к ним нужно трезво относиться. Потому что большинство помыслов не наши, это враг рода человеческого бросает их как семя и смотрит, будем мы реагировать или нет. Когда мы идем по улице, разве с каждым здороваемся? Каждого запоминаем? Мы реагируем только тогда, когда у нас есть какой-то интерес. Спросит кто в конце улицы, сколько человек мы видели и как они выглядят, то скорее всего мы не вспомним, если у нас нет специальной подготовки. С помыслами так же. Враг рода человеческого бросает нам разные помыслы для того, чтобы понять, зацепимся мы за них или нет.
Одни помыслы имеют целью шокировать нас, вывести из равновесия, другие — изучить нашу душу, на что мы реагируем, в чем наша уязвимость, чтобы потом сфабриковать для нас дело и бить именно в эту точку. Если человеку приходит помысел, который ему не совсем свойствен и шокирует, что даже страшно об этом подумать, нужно исповедоваться: «Прости, Господи, что не отбрасываю это». Если их не фиксировать, не убирать, не запретить себе думать в эту сторону, тогда они приведут нас в уныние, что и нужно врагу рода человеческого. Иногда приходит такой помысел, что думаешь: «Ужас! Надо посмеяться такому помыслу, сказать: «Враг, ты меня не осилишь, это не мое». И запретить себе на это обращать внимание. Другие помыслы, когда вы чувствуете, что они сродни вашей душе, тоже нужно блокировать, чтобы враг рода человеческого не нанес стратегическое поражение вашей душе, поняв, где ваша уязвимость. Я нашла у нее в соцсетях переписку с молодыми людьми и ужаснулась. Накричала, ругала, забрала телефон. Разговаривала, но бесполезно, а ведь с раннего детства ходит в воскресную школу.
Подруга ей плохо говорит обо мне, я боюсь, что дочка меня возненавидит. Не знаю, что делать, как быть. Молюсь перед иконами, плачу, чтоб такие проблемы обходили стороной». У дочери подростковый возраст. Важно здесь заниматься профилактикой. Когда уже появилась такая подружка, Ваш авторитет она растопчет, иначе она не сможет свое злое видение предложить Вашей дочери. Конечно, тут мы опоздали, и очень важно молиться. Давайте разберем этот важный момент. Я всегда всем, особенно тем, у кого есть дети тем более Ваша дочь ходила в воскресную школу , говорю о важности регулярного причащения. Потому что только благодать Божия нас может спасти.
Другие моменты как влияние родителей на ребенка настолько ничтожны, что это чудо, что дети еще сохраняют что-то доброе. Потому что тенденция такая, что они, скорее всего, должны превратиться в чудовищ. Второй очень важный момент: ребенок должен позитивно воспринимать поход в храм и само Причастие. Он должен понимать, что в этот момент Господь касается его души и исцеляет ее. И взрослым не надо лениться приводить ребенка каждое воскресенье причащать. В педагогическом плане что здесь важно? По мере возрастания ребенка вы с ним будете договариваться. Запреты не помогут. Конечно, нужно как-то реагировать, но надо очень умно это делать. Как нужно договариваться с ребенком?
Вы видите, что, несмотря на все ваши усилия сделать поход в церковь на причастие позитивным, ребенок со временем начинает капризничать. Потому что у подростка есть всплески гормонов, в нем нет постоянства, сейчас это состояние возникло, а потом все нормально. Вы видите, что уже насилие над ребенком начинается. Тогда надо говорить: «Я вижу, что тебе тяжело. Давай так: два воскресенья ходим, а одно ты отдыхаешь, если тебе тяжело». И эти уступки надо, насколько возможно, отдалять по времени. И надо поставить цель так, чтобы через какое-то время вы все же пришли на причастие, проговаривая, что это очень важно и больше откладывать нельзя, чтобы ребенок причащался не реже, чем раз в месяц. Это уже должно произойти к 16—17 годам. Конечно, в этот период надо сугубо молиться, чтобы Господь помогал, чтобы благодать Божия развивалась в ребенке и помогала ему противиться этому внешнему воздействию подруг, телевизора, гаджета — всего того, что утягивает ребенка в другую сторону. Его будет утягивать, а здесь время может быть на вашей стороне.
Что в конкретном случае пожелать этой маме? Как я уже сказал, молиться, и нужно договариваться с ребенком. Сказать: «Я понимаю, давай разберем эту ситуацию спокойно, за чаем. Чем я тебе могу помочь? Я разве враг тебе? Ты же понимаешь, что я по любви это сделала. Прости, если я это сделала остро, но ты понимаешь, чего я хотела». Надо изучить ребенка, понаблюдать за ним. Не стоит сразу выкладывать все карты. Если Вы получили доступ к ее переписке, посмотрели бы сначала психологический портрет Вашей дочери.
В переписке ребенок хочет быть крутым, и это тоже нужно учитывать. Не надо ужасаться: «Неужто это моя дочь? Неужто она такое чудовище? Она хочет так выглядеть там. В некоторые моменты дети хотят подстричь волосы, перекрасить их в какой-то цвет, начать красить ресницы, ногти, ухо проколоть. Надо отдалять этот момент, насколько это получается. И тогда понять, как развивается в этом контексте душа ребенка, насколько все эти моменты становятся острыми. Говорить больше в этот момент о любви, проявлять ласку, доверие. Сказать: «Ты можешь на меня всегда рассчитывать, не закрывать дверь». Потому что в кризисной ситуации дверь должна быть открыта.
Если ребенок в этот момент не придет к вам, то даже страшно подумать, куда он придет. Тогда будет беда. Но молиться надо сугубо, если есть какие-то такие моменты. Господь его приведет, тем более если ребенок ходил в воскресную школу, то он очень близок Богу. То, что долгое время любовь Божия была в его сердце, это бесследно не исчезнет, все равно даст свои плоды. И на это тоже нужно родителям обращать внимание. Да, сейчас не то время, но надо его ждать, стремиться, надо что-то делать умно, спрашивать совета у священника, педагога, психолога, вместе найти подход, чтобы вернуть отношения. Конечно, уже не будет как раньше, но какие-то формы нужно активизировать. И плачу над ними, и сердцем их чувствую, горько мне от них, тяжело, готовлюсь к исповеди. Прихожу к батюшке на исповедь — и произношу их холодно.
Однако то, как мы видим её, зависит от нашей собственной эпохи и культуры. Непосредственные слушатели Господа Иисуса принадлежали к сурово патриархальной культуре, где авторитет отца был непререкаем и сын-отступник в глазах своей семьи считался мёртвым, хуже чем мёртвым, как будто и не бывшим. Оскорбить отца — гнусное преступление, которое по Ветхозаветному закону заслуживало смерти. Блудный сын — не просто бедный парень, попавший в трудную жизненную ситуацию. Он мерзавец, которому не место среди приличных людей. И притча говорит о том, что он это понимает — «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Это понимает и старший брат. В нашем восприятии он — чисто отрицательный персонаж, напыщенный и самодовольный фарисей, не имеющий милости к падшим.
Но за ним есть своя правда — блудный сын действительно мерзавец, который оскорбил своего отца, предал свою семью и наплевал на свои самые священные обязательства. Андрей Рабодзеенко.
Отцу Владимиру сослужили клирики храма. За богослужением совершен молебен святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Пастырское слово отца настоятеля было посвящено евангельскому повествованию, которое читается во вторую подготовительную неделю перед началом Великого поста- притча о блудном сыне, евангелие от Луки 15:11-32.
БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ
12 февраля 2023 года, во вторую подготовительную Неделю перед Великим Постом – Неделю о блудном сыне, в эфире радиоканала «Смоленская весна» прозвучала очередная программа из цикла «Мысли о главном: воскресные беседы с митрополитом Исидором». Неделя о блудном сыне – часть подготовительного периода перед Великим постом. Установление недели о блудном сыне относится к древним временам христианства.