Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. Раньше это место славилось локальным традиционным народным промыслом – знаменитой ёрговской керамикой. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей".
Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля
Столица народных художественных промыслов | Русские народные промыслы художественной росписи: гжель, хохлома, городец, жостово — давно стали достоянием нашей страны и повсеместно используются в массовой культуре. |
Request Rejected | Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. |
Авторизация - АПМСЗ | Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. |
Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник
Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.
Всему миру известны михайловское кружево, кадомский вениз. Широкую популярность получила скопинская керамика, александро-прасковьинская и вырковская игрушки.
Промыслы развивались благодаря наличию на Рязанщине крупных залежей белой глины. Вниманию школьников была представлена презентация, из которой они узнали о старинных промыслах Рязанского края, на книжно-иллюстративной выставке были показаны изделия из глины, шиловской лозы, кружевные вещи, а также книги и альбомы о местных умельцах и традиционных производственных промыслах.
Эти промыслы частенько становились собственностью владетельных бояр, монастырей. Хозяева «крещеной собственности» порой заводили свои производства - ювелирные, литейные. Но и в них неизменно проявлялись народное представление о красоте и гармонии, тонкое чувство материала, изумительное владение им. Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной. Искусство нередко искажалось в угоду низким вкусам заказчиков и покупателей, в безжалостной конкурентной борьбе оно пыталось имитировать промышленные изделия. Благородные и героические усилия одиночек интеллигентов, стремившихся помочь народному творчеству, приносили лишь частные и кратковременные результаты, хотя, по-своему, и замечательные. Подлинное возрождение народного творчества началось при Советской власти. Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила в народе творца, широко открыла богатства культуры, накопленные человечеством, и сделала трудящихся их настоящим хозяином.
Мастера ряда промыслов объединились в 1920-1930-е годы в артели, их изделия вошли в экспозиции крупнейших отечественных и зарубежных выставок, нашли путь к новому народному покупателю и ценителю, пополнили музейные коллекции, стали предметом всестороннего и систематического научного исследования. На основе этих артелей в дальнейшем были созданы фабрики, продолжалось также развитие художественных производств, связанных с изделиями ювелирного искусства, керамики, художественного литья, художественной обработки камня. И ныне в разных уголках России живут и работают умельцы, чьи произведения чаще всего создаются для души - для подарка знакомым, на радость детишкам и по заказам Союза художников. В последнее время подобных самодеятельных гончаров, резчиков, игрушечников, вышивальщиц, плетенщиков становится все больше. Это и пенсионеры, нашедшие доброе занятие на старости лет, и люди среднего возраста, и молодежь, что особенно отрадно. Если представить себе художественную карту России, то, пожалуй, она засверкает, как чудотворные перья сказочной жар-птицы. О художественной промышленности республики, о современном народном искусстве, о творчестве самодеятельных умельцев-художников написаны научные труды и многочисленные специальные исследования, им посвящены и популярные издания. Наш сайт не ставит своей задачей дать строго систематизированное представление о художественной промышленности и народных художественных промыслах Российской Федерации или подробно рассказать о некоторых из них, родственных друг другу по виду изобразительного искусства, материалу. Он знакомит нас лишь с несколькими из них. Откуда приходит к нам красота, кто и как ее создает - вот главные вопросы, которые попытаемся здесь рассмотреть.
Середина XIX в. Вологодская губерния Образец вышивки. Вторая половина XIX в.
В целях обеспечения реализации требований законодательства в области обработки персональных данных Оператор может: осуществлять обработку персональных данных путем сбора, хранения, систематизации, накопления, изменения, уточнения, использования, распространения, обезличивания, блокирования, уничтожения персональных данных; использовать автоматизированный способ обработки персональных данных с передачей по сети Интернет; Настоящее согласие вступает в силу с момента подтверждения и действует в течение 5 лет, если иное не установлено действующим законодательством РФ. Отзыв согласия на обработку персональных данных осуществляется путем направления заявления в письменной форме на юридический адрес Оператора. Я подтверждаю, что мне известно о праве отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес Оператора.
Народные промыслы
Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки ». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название — Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая.
Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики, находящихся под Москвой. Секреты красоты таятся в самой природе. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел. Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 14 веке.
Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам».
Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды. Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового.
Екатерина Приезжева, заместитель председателя государственной комиссии, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Есть также у нас мера поддержки, которая направлена на изделие народно-художественных промыслов признанного художественного достоинства. Они освобождены от уплаты НДС. Конечно, это позволяет производителям снизить затраты и делает само изделие доступным для покупателей». Но только государственной поддержки для развития бренда недостаточно, нужно, сохраняя традиции, ориентироваться прежде всего на современного покупателя. Эту головоломку успешно решили в Московской области на Гжельском фарфоровом заводе. Теперь гжель — это не только бабушкин сервиз, гжель — это, например, еще и стильный кофейный стаканчик. Вера Коновалова, генеральный директор АО «Гжельский фарфоровый завод»: «Мы заинтересовали молодежь новыми изделиями, у нас сейчас новая продукция — кофейные стаканчики.
Молодые люди берут его с собой в машину, очень удобно». Каждый месяц Гжельский завод выпускает более 20 тысяч изделий, это 250 тысяч в год. Продукция не пылится на складе, а находит своих покупателей. Главную задачу — сохранение промысла и традиций — можно считать выполненной. Тем более теперь в распоряжении фабричных художников еще более широкая палитра так называемых подглазурных красок, чего не было раньше.
Это и Иван Данилович Самойлов — землеустроитель, спасший уникальные росписи уральских изб и создавший в деревне Нижняя Синячиха народный музей. Отрадно, что свой вклад в восстановление угасающих промыслов вносит и молодежь. Тут вы прочтёте о замечательных молодых мастерах, не только продолжающих дело отцов, но и идущих своим путем в искусстве. Конон Лебедев городецкий художник, 1991 Фото: Николай Мошков В русских сказках славилось перо жар-птицы. Его волшебный свет наполнял мир красотой и радостью. Не в сказке, а наяву красоту и радость творили руки народных умельцев. Все, к чему они прикасались, преображалось:береста с обломленной бурей березы превращалась в очаровательный туесок, а ком глины - в веселый печной горшок, в праздничную кринку, в забавную игрушку-свистульку. В народном искусстве непроизвольно и любовно воплощались нравственная чистота и душевная красота людей. Василенко, отмечая коренную особенность творчества крестьянского умельца. Можно утверждать, что вне материала не существует декоративного искусства. Декоративность, по существу, и есть, прежде всего, полное раскрытие красоты материала как изначальной, так и той, которая возникает в результате разнообразной художественной обработки». Русские умельцы отменно знали материал и использовали его, достигая естественной слитности красоты и прочности, декоративности и уместности каждой вещи в крестьянском быту. Все здесь ладило друг с другом - и отлично выкованная коса, и резной наличник. Понимание искусства, владение навыками ремесла передавалось от дедов к правнукам. Целые деревни и села славились как горшечники, резчики, вышивальщицы, игрушечники. Здесь складывались промыслы. Крестьяне возами везли на базары и ярмарки то, что делалось по избам длинными зимними вечерами под девичью песню, под дедушкину сказку, под мужицкую поговорку. Эти промыслы частенько становились собственностью владетельных бояр, монастырей. Хозяева «крещеной собственности» порой заводили свои производства - ювелирные, литейные. Но и в них неизменно проявлялись народное представление о красоте и гармонии, тонкое чувство материала, изумительное владение им. Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной.
Народные промыслы складывались на протяжении столетий. Поэтому особое место отведено биографии старинных ремесел, истории возникновения и нелегким путям их развития. От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления. Здесь есть очерки и об энтузиастах, которых вроде бы нельзя причислить к народным мастерам. Но эти люди так много сделали для спасения народного искусства, что им следует низко поклониться. Это и Владимир Иванович Поветкин — реконструктор древних музыкальных инструментов, остатки которых археологи находят в новгородских раскопах. Это и лесовод Сергей Николаевич Багаев, возродивший карельскую березу. Благодаря его подвижническому труду не погиб знаменитый вятский каповый промысел. Это и Иван Данилович Самойлов — землеустроитель, спасший уникальные росписи уральских изб и создавший в деревне Нижняя Синячиха народный музей. Отрадно, что свой вклад в восстановление угасающих промыслов вносит и молодежь. Тут вы прочтёте о замечательных молодых мастерах, не только продолжающих дело отцов, но и идущих своим путем в искусстве. Конон Лебедев городецкий художник, 1991 Фото: Николай Мошков В русских сказках славилось перо жар-птицы. Его волшебный свет наполнял мир красотой и радостью. Не в сказке, а наяву красоту и радость творили руки народных умельцев. Все, к чему они прикасались, преображалось:береста с обломленной бурей березы превращалась в очаровательный туесок, а ком глины - в веселый печной горшок, в праздничную кринку, в забавную игрушку-свистульку. В народном искусстве непроизвольно и любовно воплощались нравственная чистота и душевная красота людей. Василенко, отмечая коренную особенность творчества крестьянского умельца. Можно утверждать, что вне материала не существует декоративного искусства. Декоративность, по существу, и есть, прежде всего, полное раскрытие красоты материала как изначальной, так и той, которая возникает в результате разнообразной художественной обработки». Русские умельцы отменно знали материал и использовали его, достигая естественной слитности красоты и прочности, декоративности и уместности каждой вещи в крестьянском быту.
10 самых народных промыслов
Народные промыслы России - где посмотреть | Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий. |
Художественные промыслы. | И познакомить детей с названиями народных промыслов с помощью стихотворений. |
Народные промыслы | Новости и статьи на сегодня | 360° | Одному из красивейших народных промыслов уже более 700 лет. |
Народные художественные промыслы России | Народный промысел зародился в селе Хохлома Нижегородской губернии в XVII веке. |
7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени | И познакомить детей с названиями народных промыслов с помощью стихотворений. |
Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны
настоящий кладезь уникальных презентов. Русский народный промысел: имя, традиция или бренд? Новости и СМИ. Обучение. Мы составили список из 10 народных промыслов и городов, в которых можно узнать об их истории, а может и попробовать себя в роли мастера.
Столица народных художественных промыслов
IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» приглашает к участию мастеров народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. В России существует несколько сотен народных промыслов, при этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают. Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой. Народный гончарный промысел зародился в живописном уральском городке Кунгуре более трех веков назад.
Мастер-класс «Народные промыслы России» (Чурачикская с/б)
В 20-х годы XX века местные мастера основали Палехскую артель. Члены артели занимались росписью по дереву и папье-маше. Так стала развиваться палехская миниатюра — вид лаковой живописи. Обычно художники расписывали небольшие предметы: шкатулки, брошки и пудреницы. Особенности палехской миниатюры — черный фон, вытянутые длинные фигуры людей, плавность и тонкость линий. Холуйская миниатюра У соседей палехских мастеров, жителей села Холуй, сформировались собственные традиции. Впоследствии местные художники стали создавать лаковые миниатюры, работая темперой на папье-маше. У холуйской и палехской миниатюры есть отличия. Холуйские мастера не всегда используют полностью черный фон и стараются уделять много внимания пейзажу. Крестецкая строчка В 60-х годах XIX века в селе Старое Рахино Крестецкого уезда, в Новгородской губернии, стала развиваться крестецкая строчка, или крестецкая вышивка.
Крестьянки подрезали и выдергивали нити волокна и создавали таким образом красивые геометрические узоры. Такие узоры украшали салфетки, занавески и одежду. Сейчас народный промысел возрождает предприятие «Крестецкая строчка» — фабрика-музей находится в поселке Крестцы в Новгородской области.
Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком. Зазывала Полюбуйся - гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ! О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ. В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинные и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные. И пошла о Дымке слава, заслужив на это право. Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек. Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная. Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами. С развитием игрушечного промысла, они изготавливались большими партиями к праздничным ярмаркам в особой дымковской пластике. Среди фигурок людей в ассортименте игрушек заметно преобладают женские персонажи - няни-кормилицы, барыни, барышни, водоноски, модницы - дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках. Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками, растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись.
Ни один ценитель сувенирной продукции и национальной игрушки не способен пройти мимо «барышни». В наши дни матрешка непросто символ русского народа, она является хранительницей культуры России. Любой турист, попавший в страну, считает обязательным пунктом программы покупку веселой девчушки. На ее переднике изображены сценки, сказочные сюжеты, пейзажи. Сейчас матрешка является дорогостоящим предметом коллекционирования. Редкий экземпляр может иметь ценник в несколько сотен долларов. Финифть Прикладное искусство, зародившееся в семнадцатом столетии в Вологодской области. Винтажные броши, браслеты и кулоны, которые стремительно завоевали модные подиумы — это не что иное, как изделия, созданные по технике «финифть». Ранее умельцы наносили орнамент из цветов или фигурки животных на белоснежную эмаль, используя огромное количество разнообразных оттенков. Постепенно яркая и насыщенная техника стала терять популярность. На смену ей пришло однотонное искусство, в финифти стали использовать только белые, синие и зеленые расцветки. В наши дни умельцы гармонично сочетают оба стиля. Вернуться к оглавлению Тульский самовар В свободное от основной работы время мастер оружейного завода в Туле Федор Лисицын любил возиться с медью. Из металла он создавал невероятные вещи. Однажды в результате многочисленных экспериментов на свет появился самовар. Впоследствии его сыновья открыли собственное заведение, где можно было купить продукцию и меди, которая пользовалась невероятной популярностью. Самовары от Лисицыных отличались по форме и типу отделки. Среди ассортимента можно встретить бочонки, вазы с чеканкой, изделия в виде яйца с кранами-дельфинами. Павлово-посадские шали Яркие или практически невесомые платки не теряют актуальности на протяжении многих лет. Промысел зародился в восемнадцатом столетии на базе крестьянского предприятия в селе Павлово. Впоследствии из него «выросла» крупная мануфактура, специализирующаяся на производстве шалей. Мастера создавали платки из шерсти с набивным рисунком, которые пользовались бешеным спросом у барышень. В наши дни оригинальный орнамент дополняют стильными элементами, например, бахромой. Платки выпускают в разных расцветках. Вологодское кружево Его плетут на палочках и коклюшках из дерева. Все картинки выполняют плотной и непрерывной полотняной тесьмой, которая идентична по ширине. Орнамент четко прорисовывают на фоне решеток, декорированных элементами в виде звездочек или розеток. Шемогодская резная береста Традиционный промысел Руси. Узоры шемогодских резчиков именуют берестяным кружевом. Обычно орнамент используют при украшении шкатулок, блюдец, тарелок, коробочек и т. Симметричный узор состоит из растительных элементов, кругов, овалов и ромбов. Часто в изображение вписывают птиц или животных, архитектуру. В некоторых изделиях можно рассмотреть сценки чаепития или прогулок в саду.
Каслинское литье Чугунное литье в поселке Касли ныне город Челябинской области обязано своим появлением тульскому купцу Якову Коробкову, основавшему там в 1747 году железоделательный завод. В начале XIX века очередной хозяин предприятия Лев Расторгуев начал выписывать скульпторов и художников из Санкт-Петербурга, так была заложена основа художественной школы. На заводе внедряли немецкие технологии художественного литья. Всю страну наводнили каслинские пепельницы, пресс-папье, статуэтки. Предприятие работает и сейчас. В 1795-м крестьянин Иван Лабзин создал на базе промысла мануфактуру, 60 лет спустя его правнук Яков наладил производство набивных платков и шалей, почти не отличающихся от нынешней продукции фабрики. Революция производство национализировала, перестройка -- приватизировала, что не мешало сохраняться до 1970-х старинной технологии печати с помощью резных досок для шалей со сложным рисунком требовалось до 400 наложений доски. Теперь на фабрике узор печатают по сетчатому шаблону. Дымковская игрушка Свидетельства о том, что в слободе Дымково ныне часть города Кирова делали игрушки, начинаются с XIX века: глиняные свистульки были неотъемлемой частью старинного местного языческого праздника Свистопляски. Так или иначе, свистульками дело давно не ограничивается. Среди стандартных сюжетов -- барыни, всадники, индюки, петухи, офицеры. В начале XX века промысел едва не угас: оставалась одна мастерица Анна Мерзина. Но после революции дымковскую игрушку стали популяризировать как народное искусство. Производство перешло под крыло Союза художников и уютно себя чувствует под ним по сей день.
Русские народные промыслы
Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы // Новости НТВ | Многие названия народных промыслов связаны именно с местностью происхождения (Дымковская игрушка – с. Дымково, Городецкая роспись – г. Городец и т. д.). |
Народные промыслы России: прошлое, настоящее и будущее? | «Огонек» инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России. |
«Народные промыслы Центральной России» (Д-22) | Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века. |
Самые известные народные промыслы в России | Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов. |
Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам
Признание в России и за рубежом находят также и изделия других народных промыслов: резьбы и росписи по бересте, ручного ткачества, вышивки, эмальерного искусства. Кроме этого изготовлением изделий народных промыслов занимаются центры ремесел и дома традиционной культуры, профессиональные училища, надомники и мастера народных художественных промыслов. Большую роль в повышении уровня творческой работы художников и мастеров промыслов играет художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам области в состав, которого входят главные художники ведущих промыслов области, искусствоведы, научные сотрудники Вологодского областного музея-заповедника. Последовательно и целенаправленно ведется работа по выявлению лиц, владеющих мастерством изготовления художественных изделий в традициях народного искусства Вологодской области. В настоящее время звание мастер народных художественных промыслов Вологодской области имеют более 70 человек из городов Вологды и Череповца, Великого Устюга, Сокольского, Бабушкинского, Бабаевского, Белозерского, Верховажского, Харовского, Кирилловского, Череповецкого, Никольского районов.
Слайд 6 Птица счастья Деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Птица счастья вешается в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия. Слайд 7 Филимоновская игрушка Имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными. В росписи всегда используются чередующиеся полоски.
Элементы росписи Слайд 8 Гжель гжельская роспись Гжель — народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. Традиционным цветом для росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Может наносится тонкий золотой декор или платина. Слайд 9 Городецкая роспись Роспись по деревянным предметам. Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь», «птица» и сложная сюжетная роспись. Слайд 10 Роспись кованых металлических жестяных подносов.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному, серебряному Жостово жостовская роспись Слайд 11 Мезенская роспись Роспись по дереву. Одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный Слайд 12 Прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.
Отличительная черта - нанесение черной краски и киновари на золотой фон. Чтобы позолотить посуду, мастера натирали ее порошком из олова, после чего наносили слой масла олифы и ставили в печь. Из-за высокой температуры олифа становилась желтой, и олово казалось золотым. Мастера наносили узоры и орнамент кистью вручную.
Дорогие сервизы прорисовывались особенно тщательно. Сегодня хохломскую посуду можно увидеть на различных международных выставках и ярмарках. Платки Павловского посада Павловский Посад известен многим из-за появления там узорных платков и шалей. Впервые такой изящный предмет гардероба был сделан на реке Клязьме в городе Павлове. Отсюда и название. На местных ярмарках, которые часто устраивались на центральных площадях, узорные шали расходились на ура. Там можно было приобрести цветные платки с разнообразными узорами - полевыми цветами, розами, букетами и листьями. Платки часто именуют набивными. Этим словом начали называть шали из-за способа нанесения узора на ткань - набойка.
Мастер укладывал ткань на доску и отбивал, чтобы краска лучше отпечаталась. Технологией ручной набойки владеет далеко не каждый мастер. Современные платки делают с помощью специальных печатных машин. Ростовская финифть Центры народных промыслов Центральной России включают в себя известные города и села, Ростов - один из них. В 18-м веке зародилось такое ремесло, как финифть.
Северная Двина М.
Рязанская область, г. Скопни Игрушки «Барыни». Конец XIX в. Тульская губерния А. Архангельская область, Холмогоры Набор ковшей. Горьковская область, г.
Семенов П. Ивановская область, Палех Гайтан шейное украшение. Смоленская губерния Махры украшение в косу. Воронежская губерния В. Игрушка «Кормилка». Киров Игрушка «Всадник».
Игрушка «Солдат с уткой». Игрушка «Баба с уткой». Тульская область, Филимоново Концы полотенца. Середина XIX п. Тверская губерния. Верхневолжские карелы Концы полотенца.
Верхневолжские карелы Фото из книги Молотовой Л.
Современные народные промыслы в России
Основная часть коллекции представлена работами вязальщиц села Желтого Саракташского района, которое считают центром ажурного пуховязания. На данный момент экспозиция находится в фондах и временно не доступна для посетителей. Но не переживайте, прикоснуться к этому народному промыслу можно в Первом частном музее Оренбургского пухового платка. Наряду с большой коллекцией эксклюзивных изделий из козьего пуха представлена перед посетителями сама история возникновения и существования оренбургского пухового промысла.
В магазине музея большой выбор платков на любой вкус. Пусть эта изящная «паутинка» согревает вас в холодные дни теплой шерстью и приятными воспоминаниями о путешествии в Оренбург. Детали: muzey.
Первые павловопосадские шали появились в начале 1860-х годов. Производство платков основывалось на уже существовавших традициях текстильного производства. Традиционные павловопосадские платки украшены симметричными рисунками цветов прежде всего розами и георгинами.
Цветы на ткань наносились методом древнерусской набойки. Чтобы украсить ткань рисунком, использовали резные дощечки — «манеры» для контура и «цветки» для фона. Для создания сложного узора мастера порой накладывали доски до 400 раз.
Павловопосадская платочная мануфактура — единственное предприятие, где изготавливают традиционные русские платки методом набойки.
Фарфор — вид керамики, которую делают из смеси глины, кварца и каолина. Этот материал достаточно устойчив, не пропускает газ и воду. Изделия изготавливаются в несколько этапов: Сначала мастера выливают предметы из высококачественной смеси и обжигают их.
Далее осуществляют роспись. Рисунок выполняется одной краской кобальтом , которая после обработки приобретает синий цвет. Вещество разбавляется водой, узоры наносятся мазками, линиями, а в орнаменте появляются растительные мотивы. Узор выводится на поверхность точно и быстро.
Последний этап — покрытие глазурью и контрольное обжигание, чтобы сохранить рисунок и сделать изделие долговечным.
Эти изделия пользуются популярностью как внутри страны, так и за её пределами. Еще одной важной частью современных народных промыслов является производство национальных кулинарных продуктов и напитков. Например, русская и сибирская гастрономия привлекает внимание своими уникальными вкусами и рецептами, а многие мастера изготавливают традиционные кондитерские изделия и напитки вручную, сохраняя вкусы прошлого. Современные народные промыслы также активно присутствуют в российском региональном туризме.
Многие регионы стремятся показать свою уникальность через народные промыслы и мастер-классы, предлагая туристам возможность не только увидеть, но и участвовать в создании этих удивительных изделий. Сохранение и развитие современных народных промыслов в России не только способствует сохранению культурного наследия, но и создает новые возможности для мастеров и предпринимателей, а также привлекает внимание к богатству культурного многообразия этой страны. Обществу следует также обратить внимание на важность поддержки современных народных промыслов в России. Государство, неправительственные организации и предприниматели могут содействовать сохранению и развитию этих промыслов через финансовую поддержку, организацию мастер-классов и ярмарок, а также создание маркетинговых кампаний для продвижения продукции мастеров. Современные народные промыслы также могут стать интересной темой для журналистских расследований и статей.
Исследование истории и творчества мастеров, рассказы о традициях и инновациях в народных промыслах, а также обзоры мест, где можно приобрести эти уникальные изделия, могут привлечь внимание читателей и поддержать мастеров в их усилиях сохранения культурного наследия.
Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц. Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь.
Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную.
Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев. В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчевым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы.
Выполнялась она обычно акварелью — красной, зеленой, желтой, черной. Яркие северные росписи со сложным орнаментом совсем не похожи на Пижемскую, где основа — это четкая геометрия, выполненная черной краской, которую делали из сажи со смолой лиственницы. Ромбы, точки, кресты, строгая симметрия — это Пижемская роспись.
Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля
настоящий кладезь уникальных презентов. День народных художественных промыслов установлен 17 июня 2022 года указом Президента Российской Федерации, который отмечаться в России будет ежегодно в предпоследнее воскресенье июня. В Московской области немало известных народных художественных промыслов. Гончарное ремесло – старинный вид народных промыслов Нижегородского края. Гжель — старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель».