современное пространство в котором проходят выставки, перформансы, интересные Арт-активности. Дом культуры «ГЭС-2» на Болотной набережной – знаковый проект реновации промышленного сооружения и превращения его в центр современного искусства, выполненный интернациональной командой специалистов.
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ГЭС-2
В 2015 году фонд современного искусства V-A-C приобрел пустующее помещение электростанции и прилегающую к нему территорию. Фонд современного искусства V-A-C Foundation выкупил пространство и уже в 2015 году провел там первую выставку. В Москве после долгих лет реконструкции открылась ГЭС-2 — бывшая электростанция и будущая точка притяжения современного искусства и культуры в самых разных проявлениях. Восстановлено историческое пространство – два больших открытых зала внутри ГЭС-2, которые получили имена Проспект и Площадь.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Студенты погрузились в творческое наследие русской художницы-авангардистки Ольги Розановой и обсудили его рецепцию в женском неофициальном послевоенном искусстве и в работах современных художниц, созданных специально для этой выставки. ГЭС-2 совсем скоро распахнет двери для посетителей. Студенты погрузились в творческое наследие русской художницы-авангардистки Ольги Розановой и обсудили его рецепцию в женском неофициальном послевоенном искусстве и в работах современных художниц, созданных специально для этой выставки.
Вторая жизнь ГЭС-2. На месте электростанции открыли культурный центр
В обществе живет еще множество страхов относительно их «нормальности». А еще большая часть таких людей, если о них некому заботиться, заперта в институциях тотального типа, вроде ПНИ психоневрологические интернаты. Эта категория посетителей, на мой взгляд, нуждается сегодня в репрезентации больше всего. Психическая нормальность — условность.
Работая в мастерской бытовой и социальной адаптации для подростков с РАС расстройство аутистического спектра «Мастера и Маргарита», я осознал условность понятия нормы и увидел, что те, кого мы привыкли считать «нормальными», зачастую тоже могут обладать различными ментальными особенностями. Например, мои тики, когда я трогаю себя за волосы или раскачиваюсь на стуле, напоминают мне о характерных поведенческих особенностях знакомых мне людей с РАС. Ничего про нас без нас — есть такой принцип у непредставленных сообществ.
Мы в фонде V-A-C его разделяем. Мои коллеги Влад Колесников и Виктория Кузьмина — носители жестового языка, общаются с глухими и слабослышащими людьми. Будучи носителем опыта, ты лучше понимаешь того, кто сталкивался с теми же проблемами и той же несправедливостью.
Если же с тобой общается человек, который через подобное не проходил, это может вызывать вопрос: а почему ты вообще считаешь себя вправе со мной об этом говорить? У волонтеров или людей, которые профессионально занимаются инклюзией, часто возникает синдром самозванца. Мне порой приходится объяснять себе, что я имею право делать свою работу.
Вызывавшая этим летом жаркие споры об искусстве 13-метровая скульптура Урса Фишера из серии «Большая глина» на фоне Дома культуры «ГЭС-2» На территории «ГЭС-2» появятся работы двух важнейших современных художников Читать Пару лет назад я выступил медиатором инклюзивного проекта «Искусство быть» в Государственном центре современного искусства. Там были представлены работы художников с инвалидностью, но больше всего меня впечатлил тогда аудиогид, созданный драматургом Мартой Райцес и художницей Анной Ляпиной и озвученный актером Егором Бероевым вместе с Ксенией Алферовой он основал благотворительный фонд поддержки людей с особенностями развития «Я есть! Представьте: вы входите в комнату, где все стены исписаны одной фразой «Я тут, я с тобой» — так звучит аффирмация создавшего эту тотальную инсталляцию художника Маркуса Мартиновича, которая помогала ему во время кризисных ситуаций, вроде ночных кошмаров и приступов тревоги.
И тут аудиогид вам говорит: «Вы когда-нибудь переживали потерю близкого человека? Аудиогид называет то, что человек испытывает в этот момент, «фантомной болью» и связывает это понятие с ощущением тревоги самого художника. А еще была работа «Лабиринт»: зрителям предлагалось пускать шарики по специальным желобам и таким образом взаимодействовать друг с другом, аудиогид же тем временем зачитывал им правила получения инвалидности в России.
В конце звучал вопрос: каково вам было в лабиринте? Мне бы хотелось, чтобы наши аудиогиды работали так же: выполняли адаптационную и интерпретационную функции одновременно, дополняли произведения. У нас нет инклюзивного отдела, и это наш принцип.
Нет отдела — нет проблемы бутылочного горлышка, когда все вопросы замыкаются на паре человек. Вместо этого задачи равномерно распределяются: дизайнеры делают доступный дизайн, редакторы сайта пишут тексты максимально доступным языком, учитывая пользовательский опыт, а наша задача здесь больше консультационная. Мы — такие же кураторы просветительских программ, как и наши коллеги по работе с детьми, просто у нас есть своя специализация.
По большей части мы работаем с непредставленными сообществами и людьми с инвалидностью. Я не имел к нему отношения, но всегда счастлив о нем рассказать. Кураторы вдохновлялись трудами советского философа Эвальда Ильенкова.
В книге «Что такое личность? В процессе общения со слепоглухим человеком ты понимаешь, что инвалидность — это во многом проблема среды. При создании хороших условий слепоглухой человек может получить то же образование и реализоваться в жизни не хуже, чем зрячеслышащий.
Я, безусловно, придерживаюсь такой же точки зрения. Дзен и «ГЭС-2» запустили партнерский проект к открытию Дома культуры Читать Раньше был такой разрыв: есть мы, а есть те, кто под определение нормы не попадают.
При работе с исходными объемами архитекторы действовали деликатно и с большим уважением к архитектурному наследству, задачей было максимально сберечь и восстановить исторический облик «ГЭС-2». С территории убрали ветхие пристройки и корпуса, появившиеся в советское время. В основном здании также демонтировали внутренние стены и перекрытия, чтобы вернуть ощущение простора главному нефу и открыть спроектированную Шуховым крышу. Фасад был полностью восстановлен, стеклянные витражи заменены на современные, вернулись мощные трубы, которые служат вентиляции здания. Окрашенные в синий цвет трубы контрастируют со светлыми фасадами и сливаются с небом… Появились и нововведения.
В ходе работ были случайно обнаружены сводчатые помещения XIX века из красного кирпича, принадлежавшие фабриканту Ивану Смирнову. Кроме того, со стороны двора был пристроен единственный дополнительный объем — актовый зал с пространством-трансформером на 420 мест, стеклянной стеной с видом на ландшафт и великолепной акустикой. В рамках реконструкции был также восстановлен шатер над часовой башней, примыкающей к зданию со стороны Дома на набережной. Планировка Общая площадь «ГЭС-2» — почти 39 тысяч кв. На первом этаже расположен ритейл, на втором — арт-галереи, на третьем этаже разместились офисы V-A-C. В здании бывшего склада «Своды» по соседству с основным корпусом электростанции, планируется центр художественного производства с разнообразными мастерскими. Средствами архитектуры авторы проекта реализовали совершенно новый формат взаимодействия с искусством.
Особенность внутреннего пространства — его максимальная открытость. По сути, здание — это единый зал без перегородок, глухих перекрытий, а его ядро — протяженный объем бывший турбинный зал с галереями, названный «Проспектом». Впечатляюще большой, открытый, свободный, просматриваемый с любой точки от края до края, с льющимся сверху через стеклянную кровлю потоком света. Одна из таких парящих над Проспектом на уровне второго этажа платформ — открытая со всех сторон площадка для концертов и перфомансов со взбирающимися вверх ступенями трибуны. Внутренняя архитектура прямо от входа открывается на обозрение входящему посетителю, ошеломляя его свободой и легкостью, и каждый здесь одновременно является и зрителем, и действующим лицом... Огромные витражи делают границу города и «ГЭС-2» прозрачной: с одной стороны — широкая набережная с видом на историческую застройку, а с другой — поднятый над землей террасированный ландшафт, с зеленой лужайкой и настоящей березовой рощей. Парк создан по проекту ландшафтного архитектора Мари Пиммел Marie Pimmel из бюро RPBW, на заднем дворе высажено более 600 деревьев, их многоголосие вступает в диалог с воздушностью и белизной интерьеров.
Декор Этот проект — ювелирная реставрация, с сохранением элементов, которые не только являлись предметом охраны, но и частью насыщенной и долгой жизни объекта. Основа архитектуры — оригинальные конструкции от несущих металлических колонн и лестниц до кровельных ферм инженера Владимира Шухова , архитекторы их тщательно исследовали, чтобы максимально эффективно сохранить. Проект также возвращает зданию задуманную первоначально светопрозрачную кровлю, стекло в ней, естественно, используется современное и инновационное. Чтобы исторические конструкции выдержали новый вес стеклянной кровли с панелями фотоэлектрических элементов, стальные фермы были отреставрированы и усилены. Они перебирались вручную, а затем соединялись и усиливались по старинной технологии — клепками. В ходе реставрации были переосмыслены исторические дымоходы высотой 70 метров, теперь они установлены по центру здания и являются доминантой нового проекта.
Поэтому солнечные панели фильтруют свет, и только около 20 процентов попадает уже в «ГЭС-2». Мы подходили к проекту реконструкции с большим уважением и очень тщательно изучали каждую деталь, пытались найти свой конкретно язык к каждому элементу. Все исторические конструкции — фермы, колонны — это сохранённые конструкции изначального «ГЭС-2», которые мы усиливали для того, чтобы они могли выдержать новые нагрузки стеклянной кровли например, снеговую нагрузку , а также соответствовали нормам.
Они усиливались прямо на своей проектной отметке — высоте 20 метров. Это ювелирная работа, которую наверное мало кто может себе представить, но она позволила нам сохранить исторические конструкции в своем первоначальном виде — совершенно прекрасном. Весь процесс реконструкции ГЭС-2 очень сложен с точки зрения инженерных решений. В частности для того, чтобы добавить дополнительные уровни под землей, нам пришлось буквально подвесить здание и провести сложную инженерную работу по переопиранию существующих исторических стен на новые фундаменты с помощью свай. Порой было даже страшно подходить к зданию, потому что мы видели, что оно буквально держится на ножках. Сейчас можно спуститься на -1 этаж и увидеть результаты этого труда. Специальные сезонные программы предлагают по-новому увидеть культовые картины, познакомиться с малоизвестной классикой со всего мира. Зал рассчитан на 290 мест, большинство фильмов идут на языке оригинала с субтитрами. В библиотеке хранятся книги, собранные по рекомендациям кураторов и участников художественных и просветительских программ Дома культуры.
Собрание постоянно пополняется. Программа«Святые Варвары» на ближайшие годы состоит из пяти сезонов и посвящена трансформации, которую пережила российская культура за последние три десятилетия. Первый сезон называется «Санта-Барбара» и продлится около полугода до 13 марта 2022 года. Почему такое название?
Большие залы были застроены дополнительными перекрытиями. Специалистам пришлось работать над восстановлением исходной планировки, а также модернизировать имеющиеся площади. В здании ГЭС-2 усилили конструкции, так как на них предполагается большая нагрузка. При этом внешний вид несущих металлических ферм, сводов, исторических лестничных маршей и ограждений лестниц был сохранен.
Восстановлены два больших открытых зала внутри. В скором времени над зданием вновь возвысится башенка с часами. В ходе реализации проекта авторы сохранили не только те элементы комплекса, которые входят в предмет охраны памятника и должны быть обязательно отреставрированы, но и другие конструкции и детали, представляющие исторический интерес. Речь идет, например, об оборудовании. В центральном нефе сохранились историческая лестница, соединяющая четыре этажа, и элементы обходного мостика. Конструкции были отреставрированы, так что будущие посетители смогут пользоваться ими. Здесь разместится комплекс «Своды». Здание было нами сохранено, усилено и приспособлено к использованию.
Там разместятся мастерские для художников по металлу, дереву, текстилю, фото- и медиалаборатории, студия звукозаписи,а также будет находиться пекарня», — рассказывает Анастасия Надеева. Синие трубы и березовая роща Новый оттенок фасада для обновленного здания был выбран неслучайно. Желтым он был только в последние годы. Новый цвет — нейтральный, он появился от того, что у здания не было постоянного исторического цвета», — рассказывает Анастасия Надеева. Обновленную ГЭС-2 украсят трубы насыщенного синего цвета: они находятся на стадии монтажа. В ближайшее время москвичи смогут наблюдать за тем, как они будут постепенно расти над столицей.
Хотите воплотить свою идею в реальность?
- ГЭС – 2 ждет масштабная реставрация
- Сохранить и модернизировать
- Как устроено пространство «ГЭС-2» и чем там можно заняться
- Путин открыл центр современного искусства «ГЭС-2» — РТ на русском
ГЭС – 2 ждет масштабная реставрация
Главным пространством будущего музея современного искусства станет бывший турбинный зал, перекрытый металлическими фермами, спроектированными Владимиром Шуховым. Воркшоп-вечеринка по музейному проектированию / ГЭС-2: Города. В последние годы частным музеям становится все проще управлять своими собраниями — замечает директор музея современного искусства «Гараж» Антов Белов.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Он создал Центр Помпиду в Париже. Мастер максимально сохранил исторические экстерьер и интерьер здания, но интегрировал в них современные элементы. Помещения культурного центра остеклены панорамными арочными окнами из алюминия. Крыша также выполнена из алюминия с большим количеством стекла. Просветленное стекло без зеленовых и голубоватых оттенков великолепно вписалась в архитектуру дома культуры и придало зданию воздушности и впустило много света. Она вызвала неоднозначную реакцию со стороны посетителей и критиков. Многим она напоминает что-то другое. С целью создания национального колорита с одной стороны здания высажена березовая роща. Деревья специально подобраны одинаковыми по толщине, высоте и возрасту. Она закрывает массивный храм Христа Спасителя, как бы убирая привычную окружающую картину реальности.
Роща плавно поднимается вверх, перетекая в смотровой мост. Хлеб-2 Пекарня ХЛЕБ-2 расположена в Сводах, соединённых с основным комплексом здания, занимающих 2000 квадратных метров и используемых в качестве мастерских для художественных экспериментов. Запах свежеиспеченного хлеба сопровождает работу многих: от музыкантов и 3D-художников до фотографов и плотников. Наша Каффеттерия создана в лучших итальянских традициях для современных людей, живущих в ритме мегаполиса, ведущих здоровый образ жизни, а также для тех, кто просто любит насладиться хорошим кофе в разгар рабочего дня. Обещаем, кофе очень вкусный!
Здание стало постепенно ветшать и разрушаться. В 2015 году фонд современного искусства V-A-C приобрел пустующее помещение электростанции и прилегающую к нему территорию. Началась реконструкция. Здание было восстановлено по последнему слову техники. ГЭС-2 приобрела благородный серый оттенок.
Фасад украсила изящная башенка. Привлекают внимание две яркие синие трубы для вентиляции. Они идут вдоль всего здания, под стеклянной крышей, образуя воздушную систему. Панорамное остекление фасада и крыши придает зданию легкость и впускает в помещения больше естественного света. Солнечные батареи, установленные на крыше, частично обеспечивают ГЭС — 2 в солнечные дни электричеством.
Хотите воплотить свою идею в реальность? Наши специалисты обеспечат индивидуальный подход к Вашим потребностям и снабдят Вас ценными и уникальными решениями.
В последние годы частным музеям становится все проще управлять своими собраниями — замечает директор музея современного искусства «Гараж» Антов Белов: Антов Белов директор музея современного искусства «Гараж» «Частный музей имеет гораздо больше свободы в плане перемещения коллекции, управления, выдачи их на экспозицию, реставрацию. Плюс, поскольку частное учреждение культуры, музей не является собственником, а находится на праве оперативного управления — это для частного музея дает гораздо больше маневров, и для любого межгосударственного обмена это гораздо важнее. Понятно, что статус частного музея у нас гораздо ниже, чем государственного, пока что до сих пор, хотя эта практика меняется — уже принимаются законы о том, чтобы признавать некоторые частные музеи, по значению приравнивать к федеральным музеям.
Но в принципе я бы сказал, что как раз в РФ, где недоисследована эта область, количество частных музеев на самом деле где-то в два раза больше, чем государственных, не важно — муниципальных, федеральных». Доступ на ГЭС-2 будет бесплатным, по предварительной регистрации. На ближайшие выходные мест уже не осталось. Светское открытие — в пятницу.
Программа работы Дома культуры расписана на три года вперед. Первым зрители увидят сезон исландского художника Рагнара Кьяртанссона «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?