На улице возле метро «Парк культуры» РИА «Новости» взяло интервью у свидетеля взрыва.
Станция метро «Лубянка»
Злоумышленника, пытавшегося скрыться, оперативно задержали полицейские. Его доставили в отдел МВД для разбирательства. Эксперты обнаружили сильнодействующее вещество в составе жидкости из баллончика, изъятого у мужчины. По факту произошедшего в вагоне метро было возбуждено уголовное дело о хулиганстве.
Сейчас следователи проверяют информацию о возможной причастности хулиганов к другим подобным преступлениям. ТАСС сообщает, что происшествие случилось на станции метро «Лубянка». Пострадавшему — 14 лет. В полиции изданию уточнили, что всего после драки были задержаны четверо человек, трое из которых - несовершеннолетние.
Сейчас полицейские ищут других участников драки.
Им предъявили обвинение. В ближайшее время суд изберет для них меру пресечения. Сейчас следователи проверяют информацию о возможной причастности хулиганов к другим подобным преступлениям. ТАСС сообщает, что происшествие случилось на станции метро «Лубянка». Пострадавшему — 14 лет.
Кроме того, с 15 мая по 12 июля не будет работать эскалатор на третьем выходе станции «Октябрьская» Калужско-Рижской линии. Автор: Виктория Шушура.
метро Лубянка
Это уже не первый случай, когда московское метро становится местом опасного происшествия: ранее женщина едва не погибла, выпав на рельсы на станции "Текстильщики" Таганско-Краснопресненской линии. Спасатели сумели вытащить ее с рельсов, предотвратив трагедию. Источник фото: Фото редакции Следует отметить, что ситуация с безопасностью в общественном транспорте становится все более острым вопросом.
В центре зала находятся два эскалаторных спуска — переход на станцию «Кузнецкий мост», открытый в 1975 году и ставший причиной реконструкции и полной перестройки станции. Переход на станцию «Кузнецкий мост». С архитектурной точки зрения он больше относится к «Кузнецкому мосту», поэтому подробнее про него мы расскажем в описании той станции. Станция «Дзержинская» в первые годы работы. Первоначальным проектом предлагалось построить пилонную станцию с полноценным центральным залом, но из-за сложной геологии местности его раскрывать не стали. Был построен лишь укороченный аванзал зал длиной 28 метров, с двумя проходами в боковые нефы. Пол был выложен мелкой керамической плиткой, в конце аванзала располагался выложенный светлым мрамором полукруг.
Современная визуализация. Автор: Виталий Храпов Позже на этом месте был установлен бюст Ф. Дзержинского, который после реконструкции станции перенесли в наземный вестибюль, а в 1990 году демонтировали. Так бывший аванзал выглядит сегодня. За большими гермоворотами раскрытый в 1973-1975 годы центральный зал станции. В отличие от других станций, где гермоворота установлены непосредственно за эскалатором, на «Лубянке» как, к примеру, и на «Красных воротах» они установлены уже за существовавшими проходами. Изначально, гермоворот на станциях метро не было, их стали устанавливать после Войны, соответственно на довоенных станциях их дополнительно встраивали, не всегда хватало места разместить ворота в привычном месте. Часть старой станции. В случае с «Лубянкой», в то время когда устанавливали гермоворота, центрального зала у станции ещё не было и на станции установили две пары небольших гермоворот непосредственно в межпилонных проходах.
Тогда же, во время этой перестройки, аванзал несколько изменил свой вид. Как станция выглядела в 1950-1970-е, мы можем судить по этому сохранившемуся фрагменту. Изначально у станции был только один юго-западный выход в город. Изначально тут были три эскалатора серии Н. Эскалаторы в 1935 году. В 1997 году они были заменены на новые эскалаторы типа ЭТ-3М. Ещё до раскрытия центрального зала, в 1968 году из северо-восточного торца станции был сооружён второй выход со станции, который ведёт в большой подземный переход проходящий под всей площадью. В юго-западном торце станции сохранились три пары оригинальных переходов с первозданной облицовкой — те самые, через которые пассажиры попадали на платформу до реконструкции. Вид с этой же точки в 1947 году.
Как и большинство других станций первой очереди «Дзержинская» была построена в стиле Ар-Деко. В остальном от первоначального оформления станции не осталось практически ничего. Боковые залы освещают люминесцентные светильники, смонтированные в два ряда. Сегодня путевые стены облицованы мелкой глазурованной плиткой света слоновой кости. Цоколь стен облицован чёрной плиткой. Как видно, плитка время от времени осыпается, и вместо кусочков такого же цвета как заплатку используют жёлтую плитку. Первоначально боковые залы были специально сооружены круглого сечения, как бы являясь продолжением тоннеля. Стены и своды зала оформлялись подпружными арками с неравномерным интервалом. Такое решение создавало красивую перспективу и обозначало межпилонные проходы залов, которым на станции не суждено было появиться в этом виде.
Автор: Виталий Храпов Средняя часть путевой стены была облицована мелкой шестиугольной керамической плиткой. Цоколь и верхняя часть стен были выложены белой и светло-коричневой квадратной плиткой. Стены сводов со стороны платформы облицевали серым мрамором, арки выложили из белого мрамора. Освещение боковых залов обеспечивалось при помощи квадратных светильников, закреплённых вдоль козырьков, которые были подвешены над перронным залом. Дополнительно были смонтированы небольшие двухрожковые бра. Пол боковых залов был покрыт асфальтом. Название станции «Дзержинская» на путевых стенах было продублировано и на стене свода. Межпилонные проходы также освещались светильниками квадратной формы. Сейчас они не освещаются вообще никак.
Автор: Виталий Храпов Архитектором станции стал Николай Ладовский, представитель рационализма, известный своими неординарными решениями. Узнав о том, что полноценной станции с трёмя залами построена не будет, он решил не маскировать чувство пребывания под землёй, как это было сделано на других станциях, а напротив, намеренно подчеркнуть его. Освещение было организовано таким образом, что освещённой постоянно была лишь та часть платформы, где находились пассажиры. Своды и путевые стены оставались погружёнными в темноту, как подобает тоннелю. Прибывающий поезд издалека начинал освещать боковые залы, постепенно увеличивая интенсивность света. Согласно задумке архитектора, предполагалось использование динамических «световых путеводов» — красных на посадку и голубых на выход, но эта часть проекта не была реализована. Такой подход вызвал смешанные отзывы о станции, поэтому в 1940-е годы от игры света отказались. Светильники были заменены на стандартные шаровидные, которые впоследствии появились на многих станциях первой очереди. Фото 1953 года.
При строительстве Таганско-Краснопресненской линии встал вопрос о необходимости сооружения перехода. Конструкция «Дзержинской» без полноценного центрального зала не позволяла организовать пересадочный узел, поэтому было решено провести реконструкцию станции. Технологии того времени позволили провести заморозку грунтов на большую глубину, после чего провели раскрытие центрального зала и межпилонных проходов. После завершения реконструкции станция «Дзержинская» «Лубянка» утратила свою уникальность и получила типовое для 1970-х оформление, без каких-либо отличительных особенностей. Одной из основных причин, почему при реконструкции станции не удалось сохранить первоначальный облик или хотя бы стиль, стали не только тяжёлые геологические условия. Одним из факторов, к примеру, стало то, что во время строительства станции, применялся буро-взрывной способ, в результате чего, грунты были сильно повреждены и возводить новую станцию приходилось в ещё более сложных условиях. Одна из архитекторов новой станции Нина Алёшина часто слышала в свой адрес критические замечания, не раз ей говорили: "Вы архитектурно уничтожили станцию! Но геология диктовала своё, шаг пилонов был задуман очень крупным и при реконструкции архитекторы в него не вписывались. Помимо прочего, было необходимо отойти от тюбингов, чтобы пропустить водоотливные трубы.
Тем не менее, по словам других архитекторов, всё же стиль старой станции можно было сохранить, подправить немного Ладовского, укрупнить. Но главным архитектором "Метрогипротранса", институтом который занимается проектированием архитектурного оформления станций, в те годы был Александр Стрелков и станция построена вполне в его стиле. Вестибюли и выходы в город Юго-западный вестибюль станции «Лубянка» был встроен в старое здание бывшего Калязинского подворья, расположенное на углу Никольской улицы и Лубянской площади. Арочные порталы для входа и выхода пассажиров являют собой аллюзию на тоннели метрополитена. Для размещения вестибюля в здании потребовалась его полная реконструкция: был построен новый фасад с двумя порталами. Фото конца 1980-х годов. Над арками располагаются фризы в виде кубических выступов, изображающие фигуры рабочих, колхозников и физкультурников. В 1936-1937 годы между порталами была установлена скульптурная группа "Метростроевцы" , простоявшая до 1960-х годов. Первоначальным проектом предполагалась установка трёх скульптурных групп , но в результате установили только одну и то после открытия станции.
Источник: Госкаталог. Так выглядела Лубянская площадь, одна из красивейших площадей Москвы, в начале ХХ века. В центре площади с 1835 до 1932 года стоял водозаборный фонтан "Вилли" в виде мальчиков с дельфинами работы И. Витали, который являлся конечным пунктом Мытищинского водопровода. Он украшал площадь до 1932 г. Сейчас этот фонтан стоит перед зданием Президиума Академии наук на Ленинском проспекте. Площадь Дзержинского в 1955 году. Вместо фонтана пока просто клумба. Дзержинского, установили его памятник.
Фото 1972 года. В октябре 1991 года по решению Президиума Моссовета памятник Дзержинскому в числе прочих памятников, снятых с пьедесталов, был размещён в парке искусств «Музеон» на ул. Крымский Вал.
Во время допроса задержанные сознались в преступлении. Им предъявили обвинение. В ближайшее время суд изберет для них меру пресечения. Сейчас следователи проверяют информацию о возможной причастности хулиганов к другим подобным преступлениям. ТАСС сообщает, что происшествие случилось на станции метро «Лубянка».
В московском метро эскалатор зажевал плащ и волосы россиянки Источник фото: Фото редакции В московском метро эскалатор зажевал плащ и волосы россиянки 17:22 08. В воскресенье в московском метро на станции "Лубянка" произошел необычный инцидент - эскалатор застрял за плащом и волосами пассажирки, в результате чего девушка получила травму головы После того, как ее удалось освободить, она была госпитализирована. Это уже не первый случай, когда московское метро становится местом опасного происшествия: ранее женщина едва не погибла, выпав на рельсы на станции "Текстильщики" Таганско-Краснопресненской линии.
Южный вестибюль станции метро «Лубянка» открыли после реконструкции
По заказу столичного метрополитена одна из московских художественных студий выполнила настенную роспись в стиле граффити в подуличном переходе на станции метро «Лубянка». Сотрудники правоохранительных органов задержали участников конфликта, который произошел на станции метро «Лубянка» Сокольнической линии. На улице возле метро «Парк культуры» РИА «Новости» взяло интервью у свидетеля взрыва.
Ст.м. Лубянка.
В эти дни в вестибюле станции метро «Лубянка» создавать праздничную атмосферу будут аниматоры вместе с большим плюшевым мишкой — символом ЦДМ. Юные пассажиры смогут сделать яркие фото и получить в подарок воздушные шары, а также поучаствовать в конкурсе. Гостей ЦДМ также ждут бесплатные экскурсии по достопримечательностям легендарного детского магазина. Пассажиров ждет анимационная программа и встреча с двухметровым плюшевым мишкой, для детей подготовлены разноцветные воздушные шары в подарок. Все желающие смогут принять участие в конкурсе «День Московского транспорта с Мишкой».
Их планы нарушили силовики. Решается вопрос о привлечении их к ответственности за самовольное проникновение на охраняемый объект, что грозит штрафом. В России наказание за подобные правонарушения ужесточено.
Он распылил содержимое баллончика в сторону оппонента, после чего выбежал на перрон. Однако скрыться ему не удалось. Фигурант был задержан полицейскими и доставлен в отдел для разбирательства.
Современная визуализация. Автор: Виталий Храпов Позже на этом месте был установлен бюст Ф. Дзержинского, который после реконструкции станции перенесли в наземный вестибюль, а в 1990 году демонтировали. Так бывший аванзал выглядит сегодня. За большими гермоворотами раскрытый в 1973-1975 годы центральный зал станции. В отличие от других станций, где гермоворота установлены непосредственно за эскалатором, на «Лубянке» как, к примеру, и на «Красных воротах» они установлены уже за существовавшими проходами. Изначально, гермоворот на станциях метро не было, их стали устанавливать после Войны, соответственно на довоенных станциях их дополнительно встраивали, не всегда хватало места разместить ворота в привычном месте. Часть старой станции. В случае с «Лубянкой», в то время когда устанавливали гермоворота, центрального зала у станции ещё не было и на станции установили две пары небольших гермоворот непосредственно в межпилонных проходах. Тогда же, во время этой перестройки, аванзал несколько изменил свой вид. Как станция выглядела в 1950-1970-е, мы можем судить по этому сохранившемуся фрагменту. Изначально у станции был только один юго-западный выход в город. Изначально тут были три эскалатора серии Н. Эскалаторы в 1935 году. В 1997 году они были заменены на новые эскалаторы типа ЭТ-3М. Ещё до раскрытия центрального зала, в 1968 году из северо-восточного торца станции был сооружён второй выход со станции, который ведёт в большой подземный переход проходящий под всей площадью. В юго-западном торце станции сохранились три пары оригинальных переходов с первозданной облицовкой — те самые, через которые пассажиры попадали на платформу до реконструкции. Вид с этой же точки в 1947 году. Как и большинство других станций первой очереди «Дзержинская» была построена в стиле Ар-Деко. В остальном от первоначального оформления станции не осталось практически ничего. Боковые залы освещают люминесцентные светильники, смонтированные в два ряда. Сегодня путевые стены облицованы мелкой глазурованной плиткой света слоновой кости. Цоколь стен облицован чёрной плиткой. Как видно, плитка время от времени осыпается, и вместо кусочков такого же цвета как заплатку используют жёлтую плитку. Первоначально боковые залы были специально сооружены круглого сечения, как бы являясь продолжением тоннеля. Стены и своды зала оформлялись подпружными арками с неравномерным интервалом. Такое решение создавало красивую перспективу и обозначало межпилонные проходы залов, которым на станции не суждено было появиться в этом виде. Автор: Виталий Храпов Средняя часть путевой стены была облицована мелкой шестиугольной керамической плиткой. Цоколь и верхняя часть стен были выложены белой и светло-коричневой квадратной плиткой. Стены сводов со стороны платформы облицевали серым мрамором, арки выложили из белого мрамора. Освещение боковых залов обеспечивалось при помощи квадратных светильников, закреплённых вдоль козырьков, которые были подвешены над перронным залом. Дополнительно были смонтированы небольшие двухрожковые бра. Пол боковых залов был покрыт асфальтом. Название станции «Дзержинская» на путевых стенах было продублировано и на стене свода. Межпилонные проходы также освещались светильниками квадратной формы. Сейчас они не освещаются вообще никак. Автор: Виталий Храпов Архитектором станции стал Николай Ладовский, представитель рационализма, известный своими неординарными решениями. Узнав о том, что полноценной станции с трёмя залами построена не будет, он решил не маскировать чувство пребывания под землёй, как это было сделано на других станциях, а напротив, намеренно подчеркнуть его. Освещение было организовано таким образом, что освещённой постоянно была лишь та часть платформы, где находились пассажиры. Своды и путевые стены оставались погружёнными в темноту, как подобает тоннелю. Прибывающий поезд издалека начинал освещать боковые залы, постепенно увеличивая интенсивность света. Согласно задумке архитектора, предполагалось использование динамических «световых путеводов» — красных на посадку и голубых на выход, но эта часть проекта не была реализована. Такой подход вызвал смешанные отзывы о станции, поэтому в 1940-е годы от игры света отказались. Светильники были заменены на стандартные шаровидные, которые впоследствии появились на многих станциях первой очереди. Фото 1953 года. При строительстве Таганско-Краснопресненской линии встал вопрос о необходимости сооружения перехода. Конструкция «Дзержинской» без полноценного центрального зала не позволяла организовать пересадочный узел, поэтому было решено провести реконструкцию станции. Технологии того времени позволили провести заморозку грунтов на большую глубину, после чего провели раскрытие центрального зала и межпилонных проходов. После завершения реконструкции станция «Дзержинская» «Лубянка» утратила свою уникальность и получила типовое для 1970-х оформление, без каких-либо отличительных особенностей. Одной из основных причин, почему при реконструкции станции не удалось сохранить первоначальный облик или хотя бы стиль, стали не только тяжёлые геологические условия. Одним из факторов, к примеру, стало то, что во время строительства станции, применялся буро-взрывной способ, в результате чего, грунты были сильно повреждены и возводить новую станцию приходилось в ещё более сложных условиях. Одна из архитекторов новой станции Нина Алёшина часто слышала в свой адрес критические замечания, не раз ей говорили: "Вы архитектурно уничтожили станцию! Но геология диктовала своё, шаг пилонов был задуман очень крупным и при реконструкции архитекторы в него не вписывались. Помимо прочего, было необходимо отойти от тюбингов, чтобы пропустить водоотливные трубы. Тем не менее, по словам других архитекторов, всё же стиль старой станции можно было сохранить, подправить немного Ладовского, укрупнить. Но главным архитектором "Метрогипротранса", институтом который занимается проектированием архитектурного оформления станций, в те годы был Александр Стрелков и станция построена вполне в его стиле. Вестибюли и выходы в город Юго-западный вестибюль станции «Лубянка» был встроен в старое здание бывшего Калязинского подворья, расположенное на углу Никольской улицы и Лубянской площади. Арочные порталы для входа и выхода пассажиров являют собой аллюзию на тоннели метрополитена. Для размещения вестибюля в здании потребовалась его полная реконструкция: был построен новый фасад с двумя порталами. Фото конца 1980-х годов. Над арками располагаются фризы в виде кубических выступов, изображающие фигуры рабочих, колхозников и физкультурников. В 1936-1937 годы между порталами была установлена скульптурная группа "Метростроевцы" , простоявшая до 1960-х годов. Первоначальным проектом предполагалась установка трёх скульптурных групп , но в результате установили только одну и то после открытия станции. Источник: Госкаталог. Так выглядела Лубянская площадь, одна из красивейших площадей Москвы, в начале ХХ века. В центре площади с 1835 до 1932 года стоял водозаборный фонтан "Вилли" в виде мальчиков с дельфинами работы И. Витали, который являлся конечным пунктом Мытищинского водопровода. Он украшал площадь до 1932 г. Сейчас этот фонтан стоит перед зданием Президиума Академии наук на Ленинском проспекте. Площадь Дзержинского в 1955 году. Вместо фонтана пока просто клумба. Дзержинского, установили его памятник. Фото 1972 года. В октябре 1991 года по решению Президиума Моссовета памятник Дзержинскому в числе прочих памятников, снятых с пьедесталов, был размещён в парке искусств «Музеон» на ул. Крымский Вал. Пустой постамент, отсутствие разметки, на заднем плане полуразваленное здание аптеки Феррейна с опустевшей часовой башней. Фото 1992 года. Источник: pastvu. Подробнее об истории площади расскажем ниже, в разделе об истории названия. Спустя несколько лет его надстроят четвёртым этажом, а в 1930-е годы перестроят и встроят вход в метро. Площадь сегодня. Фото: И.
Как живут сегодня пострадавшие в терактах на «Лубянке» и «Парке культуры»
«Лубянка» — станция Сокольнической линии Московского метрополитена. Станция «Лубянка» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Лубянка (Лубянская площадь, вл1соор1, Москва), станция метро в Москве. последние новости сегодня в Москве. По его данным, в 21.55 в службу «02» позвонил неизвестный и сообщил, что на станции «Лубянка» заложено взрывное устройство. ТАСС сообщает, что происшествие случилось на станции метро «Лубянка».
Южный вестибюль станции метро «Лубянка» открыли после реконструкции
Об этом сообщает издание Baza в Telegram- канале. Устройство обнаружили у него при досмотре багажа. Сотрудники метрополитена высветили гранату в специальном приборе. Сейчас станцию «Лермонтовский проспект» закрыли на вход и выход, к месту вызвали кинологов.
Следственный комитет возбудил уголовное дело.
Происшествие случилось накануне вечером, 23 февраля. На одной из станций метро в вестибюле подростки вместе с другими ребятами без причины напали на несовершеннолетнего. Двух хулиганов удалось задержать на месте. Других участников драки пока установить не удалось, сообщает Следственный комитет по Москве.
Взаимодействовать с поездом-призраком относительно безопасно. В большинстве случаев он просто пугает москвичей, не причиняя вреда. Двери при остановке вагон не открывает. Когда же у поезда-призрака "плохое настроение", он пытается заманить пассажиров в ловушку и открывает вагон. Главное — не заходить туда, в противном случае, попав внутрь, выбраться уже не получится. Духи вас не отпустят. Существует тайный проект — "Метро-2" Тайны московского метро: в какие страшилки верят жители столицы? Речь идёт про тайные линии метрополитена, которые находятся глубоко внутри земли.
Есть версия, что в этой части подземки есть хранилища с едой, а также зоны для размещения людей. Их Советский Союз якобы специально подготавливал на случай, если начнётся атомная война. Впрочем, есть и более зловещие слухи по поводу "Метро-2". Городские легенды гласят, что в глубине московской подземки оборудованы лаборатории, в которых выращивают мутантов. По путям бродит Путевой обходчик Увы, пять этих страшных историй про метро — не миф, а реальность. Это призрак мужчины, который на протяжении 40 лет работал во благо столичной подземки.
Реклама Напряжение снималось на путях на три минуты. Для оказания помощи пенсионерке вызвали медиков, которые диагностировали у пострадавшей ушибы. Инцидент на движение поездов на Сокольнической линии не повлиял.
Переходы между станциями метро "Кузнецкий мост" и "Лубянка" изменят режим работы
Первым перестанет работать эскалатор на выходах №2-6 на станции «Лубянка» Сокольнической линии. Имя прочно вплелось в местность: кроме площади, его получили прилегающие улицы Большая Лубянка и Малая Лубянка, Лубянский проезд, а позже — и станция метро. По заказу столичного метрополитена одна из московских художественных студий выполнила настенную роспись в стиле граффити в подуличном переходе на станции метро «Лубянка».
На станции "Лубянка" московского метро полицейские помогли упавшей на пути женщине
Его доставили в отдел МВД для разбирательства. Эксперты обнаружили сильнодействующее вещество в составе жидкости из баллончика, изъятого у мужчины. По факту произошедшего в вагоне метро было возбуждено уголовное дело о хулиганстве. О пострадавших не сообщается.
Восточный вестибюль был открыт в 1968 году в качестве первой очереди реконструкции станции под будущий пересадочный узел. Учитывая историческую постройку, для компактности сделали два эскалаторных наклона. Малый наклон высота — 7 метров, длина — 14 первоначально состоял из трёх эскалаторов серии ЛП-6И, в 1995 году они были заменены на ЭТ-5М. Большой наклон расположен параллельно оси платформы, с южной стороны и разворотом на 180 градусов. Аванзалы между эскалаторами соединены двумя проходами. Большой наклон высота — 21,4 м, длина — 42,8 м сохранил три первоначальных эскалатора ЛТ-4 [19]. Небольшой кассовый зал расположен под началом Мясницкой улицы , на Лубянской площади.
Он соединён с длинным переходом, который повторяет юго-восточный периметр Лубянской площади, с восемью выходами на улицу. Два выхода расположены на углу здания ФСБ Лубянская площадь и служебный проезд к Фуркасовскому переулку ; два на углу Вычислительного центра ФСБ Лубянский проезд и Мясницкая улица ; ещё два выходят к скверу перед Политехническим музеем , по каждую сторону мемориала « Соловецкий камень » соответственно Лубянского проезда и улицы Новая площадь. Наконец, последние два выхода находятся непосредственно рядом с наземными порталами западного вестибюля [19]. При строительстве подземного перехода был также пробит проход в подземный аванзал западного вестибюля, позволяющий под землёй пройти от «Детского мира» до здания ФСБ, а также из одного подземного вестибюля в другой, не выходя на поверхность [19]. Станционные залы [ править править код ] При открытии станция не имела центрального зала и представляла собой два параллельных перронных тоннеля, объединённых лишь небольшим залом при сходе с эскалатора [15]. Архитектурное решение станции проектировал Ладовский, консультировал его Н. В отличие от других архитекторов первой очереди метро, создававших светлые, воздушные интерьеры, чтобы избежать «ощущения подземности» [20] , Ладовский не маскировал, а намеренно подчеркнул и творчески обработал «тоннельный характер», заданный инженерной формой [15]. Чтобы скрыть кривизну путей и тоннелей, он задекорировал цилиндрическую поверхность тоннеля, облицованного уфалейским мрамором [16] , сложным рядом поперечных колец аналогов подпружных арок [16] , создавших на «Площади Дзержинского» особую, не свойственную другим станциям динамику пространства [15]. Другие архитекторы избегали под землёй чёрного цвета, а Ладовский, напротив, использовал в отделке колонн контрастный чёрный камень [15]. По проекту освещения, перрон должен был быть залит ярким светом, а пути и стена за ними — освещены относительно неярко [16].
Ладовский также запланировал использование динамических «световых путеводов» — красных «на посадку» и голубых «на выход», но эта часть проекта не была реализована [15]. Стены аванзала между эскалаторами и перронными тоннелями были оформлены серым уфалейским мрамором, потолки были белыми [16]. Практически вся первоначальная отделка станции была утрачена при реконструкции 1970-х годов — от работ Ладовского остались лишь фрагменты мраморной облицовки тоннелей [15]. В 1973—1975 годах станция полностью перестроена и получила центральный зал, из которого был сооружён переход на станцию « Кузнецкий Мост » Таганско-Краснопресненской линии. Также были построены подземные переходы с выходами на Лубянскую площадь , к Политехническому музею , «Детскому миру» и на Мясницкую улицу [1]. Конструкция реконструированной станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения глубина заложения — 32,5 метра. Пилоны отделаны белым мрамором «коелга» [21]. Пол выложен чёрным и красным гранитом до реконструкции покрытие было асфальтовым. Путевые стены облицованы белой фарфоровой плиткой.
Так бывший аванзал выглядит сегодня.
За большими гермоворотами раскрытый в 1973-1975 годы центральный зал станции. В отличие от других станций, где гермоворота установлены непосредственно за эскалатором, на «Лубянке» как, к примеру, и на «Красных воротах» они установлены уже за существовавшими проходами. Изначально, гермоворот на станциях метро не было, их стали устанавливать после Войны, соответственно на довоенных станциях их дополнительно встраивали, не всегда хватало места разместить ворота в привычном месте. Часть старой станции. В случае с «Лубянкой», в то время когда устанавливали гермоворота, центрального зала у станции ещё не было и на станции установили две пары небольших гермоворот непосредственно в межпилонных проходах. Тогда же, во время этой перестройки, аванзал несколько изменил свой вид. Как станция выглядела в 1950-1970-е, мы можем судить по этому сохранившемуся фрагменту. Изначально у станции был только один юго-западный выход в город. Изначально тут были три эскалатора серии Н. Эскалаторы в 1935 году.
В 1997 году они были заменены на новые эскалаторы типа ЭТ-3М. Ещё до раскрытия центрального зала, в 1968 году из северо-восточного торца станции был сооружён второй выход со станции, который ведёт в большой подземный переход проходящий под всей площадью. В юго-западном торце станции сохранились три пары оригинальных переходов с первозданной облицовкой — те самые, через которые пассажиры попадали на платформу до реконструкции. Вид с этой же точки в 1947 году. Как и большинство других станций первой очереди «Дзержинская» была построена в стиле Ар-Деко. В остальном от первоначального оформления станции не осталось практически ничего. Боковые залы освещают люминесцентные светильники, смонтированные в два ряда. Сегодня путевые стены облицованы мелкой глазурованной плиткой света слоновой кости. Цоколь стен облицован чёрной плиткой. Как видно, плитка время от времени осыпается, и вместо кусочков такого же цвета как заплатку используют жёлтую плитку.
Первоначально боковые залы были специально сооружены круглого сечения, как бы являясь продолжением тоннеля. Стены и своды зала оформлялись подпружными арками с неравномерным интервалом. Такое решение создавало красивую перспективу и обозначало межпилонные проходы залов, которым на станции не суждено было появиться в этом виде. Автор: Виталий Храпов Средняя часть путевой стены была облицована мелкой шестиугольной керамической плиткой. Цоколь и верхняя часть стен были выложены белой и светло-коричневой квадратной плиткой. Стены сводов со стороны платформы облицевали серым мрамором, арки выложили из белого мрамора. Освещение боковых залов обеспечивалось при помощи квадратных светильников, закреплённых вдоль козырьков, которые были подвешены над перронным залом. Дополнительно были смонтированы небольшие двухрожковые бра. Пол боковых залов был покрыт асфальтом. Название станции «Дзержинская» на путевых стенах было продублировано и на стене свода.
Межпилонные проходы также освещались светильниками квадратной формы. Сейчас они не освещаются вообще никак. Автор: Виталий Храпов Архитектором станции стал Николай Ладовский, представитель рационализма, известный своими неординарными решениями. Узнав о том, что полноценной станции с трёмя залами построена не будет, он решил не маскировать чувство пребывания под землёй, как это было сделано на других станциях, а напротив, намеренно подчеркнуть его. Освещение было организовано таким образом, что освещённой постоянно была лишь та часть платформы, где находились пассажиры. Своды и путевые стены оставались погружёнными в темноту, как подобает тоннелю. Прибывающий поезд издалека начинал освещать боковые залы, постепенно увеличивая интенсивность света. Согласно задумке архитектора, предполагалось использование динамических «световых путеводов» — красных на посадку и голубых на выход, но эта часть проекта не была реализована. Такой подход вызвал смешанные отзывы о станции, поэтому в 1940-е годы от игры света отказались. Светильники были заменены на стандартные шаровидные, которые впоследствии появились на многих станциях первой очереди.
Фото 1953 года. При строительстве Таганско-Краснопресненской линии встал вопрос о необходимости сооружения перехода. Конструкция «Дзержинской» без полноценного центрального зала не позволяла организовать пересадочный узел, поэтому было решено провести реконструкцию станции. Технологии того времени позволили провести заморозку грунтов на большую глубину, после чего провели раскрытие центрального зала и межпилонных проходов. После завершения реконструкции станция «Дзержинская» «Лубянка» утратила свою уникальность и получила типовое для 1970-х оформление, без каких-либо отличительных особенностей. Одной из основных причин, почему при реконструкции станции не удалось сохранить первоначальный облик или хотя бы стиль, стали не только тяжёлые геологические условия. Одним из факторов, к примеру, стало то, что во время строительства станции, применялся буро-взрывной способ, в результате чего, грунты были сильно повреждены и возводить новую станцию приходилось в ещё более сложных условиях. Одна из архитекторов новой станции Нина Алёшина часто слышала в свой адрес критические замечания, не раз ей говорили: "Вы архитектурно уничтожили станцию! Но геология диктовала своё, шаг пилонов был задуман очень крупным и при реконструкции архитекторы в него не вписывались. Помимо прочего, было необходимо отойти от тюбингов, чтобы пропустить водоотливные трубы.
Тем не менее, по словам других архитекторов, всё же стиль старой станции можно было сохранить, подправить немного Ладовского, укрупнить. Но главным архитектором "Метрогипротранса", институтом который занимается проектированием архитектурного оформления станций, в те годы был Александр Стрелков и станция построена вполне в его стиле. Вестибюли и выходы в город Юго-западный вестибюль станции «Лубянка» был встроен в старое здание бывшего Калязинского подворья, расположенное на углу Никольской улицы и Лубянской площади. Арочные порталы для входа и выхода пассажиров являют собой аллюзию на тоннели метрополитена. Для размещения вестибюля в здании потребовалась его полная реконструкция: был построен новый фасад с двумя порталами. Фото конца 1980-х годов. Над арками располагаются фризы в виде кубических выступов, изображающие фигуры рабочих, колхозников и физкультурников. В 1936-1937 годы между порталами была установлена скульптурная группа "Метростроевцы" , простоявшая до 1960-х годов. Первоначальным проектом предполагалась установка трёх скульптурных групп , но в результате установили только одну и то после открытия станции. Источник: Госкаталог.
Так выглядела Лубянская площадь, одна из красивейших площадей Москвы, в начале ХХ века. В центре площади с 1835 до 1932 года стоял водозаборный фонтан "Вилли" в виде мальчиков с дельфинами работы И. Витали, который являлся конечным пунктом Мытищинского водопровода. Он украшал площадь до 1932 г. Сейчас этот фонтан стоит перед зданием Президиума Академии наук на Ленинском проспекте. Площадь Дзержинского в 1955 году. Вместо фонтана пока просто клумба. Дзержинского, установили его памятник. Фото 1972 года. В октябре 1991 года по решению Президиума Моссовета памятник Дзержинскому в числе прочих памятников, снятых с пьедесталов, был размещён в парке искусств «Музеон» на ул.
Крымский Вал. Пустой постамент, отсутствие разметки, на заднем плане полуразваленное здание аптеки Феррейна с опустевшей часовой башней. Фото 1992 года. Источник: pastvu. Подробнее об истории площади расскажем ниже, в разделе об истории названия. Спустя несколько лет его надстроят четвёртым этажом, а в 1930-е годы перестроят и встроят вход в метро. Площадь сегодня. Фото: И. Вход на станцию в первые дни работы. Появляются металлические двери.
Фото: М.
Строители хотели направить метро в сторону Ильинки. Но Кагановича такое решение не устраивало. Когда метро уже строили, Москву ее руководители видели уже совсем другим городом, новым, измененным, ничего средневекового, а именно такой была Москва до 1930-х годов, в ней не должно было остаться. Через площадь Дзержинского должен быть проходить широкий проспект Ленина. Так что строительство и метро, и станции именно тут было делом решенным. А сложности? Ну что сложности.
И не такие проблемы решали. Но почему не проложить новую штольню на два-три метра ниже первой? От этого будущая станция ляжет чуть глубже, чем мы предполагали до сих пор. Но разве это так уж существенно? Вы возражаете? Вы говорите, что плывун ворвётся и в новую штольню и, как щепки, сломает её деревянные крепи? Но почему мы должны крепить нашу новую штольню только деревом? Другого крепления, говорите, не знает мировая техника?
Нельзя ли отказаться от старых традиций и укрепить нашу штольню, ну, хотя бы железобетоном? Особенная станция В конечном счете получилась совсем не типичная для Москвы станция. Пассажиры заходили с торцов станции и сразу шли на платформу. Возможно из-за большого трафика, а может быть из-за необходимости строить переход на «Кузнецкий мост», но скорее всего обе причины стали решающими, центральный зал на «Дзержинской» все-таки появился, но намного позже, в 1970-годах, когда прокладывали сиреневую ветку. При этом от оригинальной станции остался лишь десятиметровый «комплимент» архитектору. А жаль. Фотографий первой станции почти не сохранилось. Это одно их немногих изображений.
Решение Ладовского Уникальность «Площади Дзержинского» заключалась еще и ее оформлении. Дело в том, что к моменту, когда началась отделка станций первой очереди архитекторы-модернисты перестали пользоваться лояльностью властей.