Евангелие о мытаре и фарисее: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). одна из тех притч, которые заканчиваются не так, как могли бы ожидать слушатели.
Также рекомендуем
- ФАРИСЕЙ И МЫТАРЬ | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт
- Мытаря и Фарисея 2023. Смысл притчи, молитва, что можно есть по дням Седмицы
- Кто такие фарисеи
- 13 февраля Православная Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее
- Кем были фарисеи времен Христа?
Готовимся к Великому посту. Кто я: мытарь или фарисей?
Да и просто потому, что «эта роль ругательная, и я прошу ее ко мне не применять». Между тем, мало кто, независимо от позиции, вдумывается в сущность фашизма как явления этического, психологического, социального. Нечто подобное происходит и с фарисейством. На первый взгляд, нас ничто не связывает с фарисеями двухтысячелетней давности. Мы не исповедуем раввинистических учений, а фарисеи были партией национального освобождения, культивировавшей еврейский национализм на почве калейдоскопа уставных правил и ритуалов — какое это к нам имеет отношение?
Фарисеи вдохновляли еврейский народ ложно интерпретируемой мессианской идеей, но мы-то не иудеи, Талмуд не приемлем, а Мессию исповедуем пришедшего «в рабьем зраке» и ожидаемого «в славе Отца Своего со святыми Ангелами» Мк. Уместно вспомнить слова Спасителя о «закваске фарисейской» и не только , от которой Он предостерегал своих последователей Мф. Конечно, мы можем отмахнуться: это лишь к Апостолам относилось, чтобы они остерегались примеси лжеучений. Отмахнуться мы можем, бесспорно.
Мы вообще многое можем. И Господь нам попускает многое. Потому что неотъемлемым свойством образа Божиего в человеке является свобода воли: непременное условие спасения, но она же и условие погибели, в зависимости от выбора. Если же исходить из заповеданного нам алкания и жаждания правды Мф.
Филарет Московский. А коли так, то вряд ли уместно какое-либо наставление Спасителя, кристаллизованное в Евангелии, считать чем-то не имеющим отношения к каждому из нас лично. Если бы Господь сказал: «Не будьте фарисеями! Но Господь говорит не о принадлежности к тому или иному сообществу, течению, школе и т.
Он использует образ закваски, чтобы указать на некоторую сущностную примесь, которая может внешне сама по себе никак не проявляться, ведь закваска — это не основная масса, а всего лишь небольшая добавка к ней. Закваску не видно, видно тесто, которое вскисает. А на чем — это знает лишь тот, кто кладет в него закваску. Так и мы: видим дела, слышим слова, но того, что побуждает человека к ним, содержания, сути — не видим ни в себе, ни в других.
И особенно трудно обнаружить чуждую «закваску», если слова и дела обосновываются святоотеческим учением и канонами; чрезвычайно трудно, если носитель этой «закваски» — человек волевой, требовательный к себе и последовательный в своих действиях. Это важно понять, потому что иначе нам не разглядеть в себе этой порочной, чуждой примеси, ведь мы знаем о себе, что веруем во Христа, доверяем святым Отцам, искренне хотим соответствовать званию христианина, и на том успокаиваемся по поводу своей искренности. Так вот, очень важно, «архиважно», как сказал бы один печально известный борец за «светлое будущее», понять, что ни благие наши намерения, ни определенные достижения на верном пути, ни наличие ума, ни посты и молитвы — не делают невозможной примесь фарисейства, которая, подобно закваске, становится катализатором, а затем если не заметим ее в себе и не начнем фильтровать и содержанием нашей жизни, залогом ее мнимой успешности. Фарисейская «закваска» вполне совместима с искренней преданностью Богу и Его народу во времена земной жизни Спасителя — Древнему Израилю, после Пятидесятницы — «Новому Израилю», Церкви Христовой.
А поскольку мы и Евангелие читали, и Отцов, то знаем, что любить и смиряться — хорошо, а презирать и превозноситься — плохо. И мы, замечая в себе симптомы фарисейства, можем их ловко заглушить но только симптомы или… прикрыть чем-нибудь духовно-привлекательным: грустью о «заблудших овцах», негодованием о «сеющих соблазны», «скромным помышлением» о своих немощах чтобы не «вторгаться» в сложную ситуацию , усиленным «хранением мирного духа», якобы в надежде, что «тысячи вокруг спасутся» — в арсенале православной аскетической мысли есть очень много прекрасного, чем можно злоупотребить, «уклоняясь от простоты во Христе» 2 Кор. Фарисей «новозаветный» изощренней своего ветхозаветного предка по духу. Если тот величался естественными добродетелями, то нынешний, стремясь к славе, смиреннословствует или вовсе помалкивает о своих достижениях, а свой эгоизм предпочитает прикрывать святыми, духовными добродетелями, подобающими преуспевшим в духовной жизни или же всерьез мечтает об этих добродетелях, отвлекаясь от евангельской простоты.
Если ветхозаветный фарисей «ветхозаветный типаж» и нынче отнюдь не редкость свое уклонение от сущности Закона маскировал второстепенными ценностями «наружными мелочами» по свт. Игнатию Брянчанинову то «новозаветный» с этой целью использует бисер святоотеческой мудрости. Фото: gettyimages. Кроме того, надо понимать, что фарисейство может действовать в человеке параллельно с его добродетелями, лишь частично примешиваясь к ним, и только время от времени подталкивая его к ложному моральному выбору, но из этого не следует, что ему не стоит озаботиться своим духовным состоянием.
Удобно прячась среди добродетелей, как среди деревьев, фарисейство делает свое погибельное дело. Более того, именно так, без претензии на полное господство над нами, оно надежнее в нас прячется и сбивает с толку как нас самих, так и наших «почитателей таланта». Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что еще более распространенным является тип «фарисействующего мытаря»: сознательного грешника, в совершенстве освоившего все «ужимки и прыжки», положенные кающемуся, и живущего по принципу «благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как этот фарисей»: мы верны Матери-Церкви, ну, а если не все и не всё соблюдаем, что положено, и «кто-то, кое-где у нас порой», то Господь милостив, мы ж не фарисеи какие, чтобы мелочиться и строить из себя праведников: ну погрешим в чем, так ведь на то и человек, чтобы грешить, а как без греха-то?.. Это гордыня, а гордыня — матерь всех грехов, демонская твердыня!
Не-е, упаси нас Бог от праведности фарисейской, не-е-е! Мы не такие, слава Тебе, Господи! Мы дух мира и смирения храним, а Евангелие… Ну, на то оно и Евангелие, то есть Благая весть, чтобы радовать нас вестью о спасении всем грешникам, верующим во Христа, и прибегающим к Его дарам, врачующим нашу душу: к молитве да посту, к сухарикам из чугунка да к землице с могилок, к цветочкам от Плащаницы и Креста да к водице заговоренной… Ну да… всякое бывает, а что ж поделаешь, когда ребенок болеет, а врачи помочь не могут? Господь простит, мы ж не со зла, а по немощи, а сила Божия, как известно, в немощи совершается, вот.
Это изуверство, ставящее праведность и добродетель в зависимость от греховности и порока, язычество адаптирующее к христианской символике, а христианство подменяющее язычеством — такой же плод лукавствующего ума, как и фарисейство. От них одно средство: мытарева простота в покаянии, соединенная со старанием «фарисеевы добродетели… подражати, и поревновати мытареву смирению, во обою ненавидяще безместное мнение, и пагубу падений» из канона на утрени Недели о мытаре и фарисее. Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои?
Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой мытарь.
Мытарь — сборщик податей. В новозаветные времена Иудея была одной из провинций Римской империи. Налоги и пошлины собирало не государство, а арендаторы отдельных областей. Для этого они нанимали особых чиновников — мытарей как правило, из местного населения.
Государство заранее определяло размеры пошлин, а арендаторы и подотчетные им мытари обогащались за счет того, что брали больше. Естественно, что мытарей сборщиков податей не любили во всех провинциях империи. Также иудеи считали, что мытари оскверняли себя, так как регулярно общались с язычниками. Согласно Талмуду, еврей, который стал мытарем, считался отлученным от израильского общества См.
Мф 18:17. В притче о мытаре и фарисее Лк 18:9-14 Христос ставит готового к покаянию мытаря, выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея. Иллюстрация: Ян Массейс, Мытарь День был пасмурный, нежаркий, поэтому работа продвигалась неплохо. Ящик под неторопливый скрип пера наполнялся монетами.
Люди хмурились в тон небу, стараясь свести общение со сборщиком податей к минимуму.
Господь ведь знает душу фарисея, а он говорит: «Я не таков, как все прочие — грабители, обидчики, прелюбодеи, — я не таков, как сей мытарь». Фарисей как будто и верит, и любит Господа, как будто ищет Его помощи, а на самом деле унижает ближнего и бесстыдно превозносится, он подходит уже к величайшей степени гордости — отвержению Бога. Зачем ему Бог , когда он всё выполнил и только хвалится перед Богом своими добродетелями? Иоанн Лествичник говорит, что «страсть гордости получает пищу от благодарения». Пока еще фарисей молится, но ещё немного — и он перестанет молиться, потому что молитва есть стремление к Богу, чтобы получить от Него помощь. Иоанн Лествичник , — устами благодаривших Бога и велихвалившихся в мыслях своих. Ясное доказательство на это представляет фарисей, описанный в Евангелии, когда он сказал: «Боже, благодарю Тебя». Самодовольный фарисей всерьез думает, что он достиг совершенства, что он знает всё.
Тот, кто думает, что ему нечему больше учиться, никогда большему и не научится. Мало того, он откатывается назад. Откатился и фарисей, и самым большим его падением оказалось, что он стал осуждать других. Самодовольный всегда замыкается в себе, отделяется от других. Тогда неизбежно иссякает в нём любовь и вместо неё появляется осуждение других, презрение к ним. Самодовольство ослепляет и понуждает довольствоваться малым, делает человека нравственно минималистом, который доволен своими легкими внешними успехами и думает о количестве, а не качестве своих добрых дел. Вот и фарисей называет цифры: два раза пощусь, отдаю десятую часть... Эти счёты не нужны Богу. Ему нужно наше сердце.
Думание о количестве добрых дел приводит к законничеству, формализму. Все это было свойственно тем, кто принадлежал к секте фарисеев. Важно здесь отметить слова Спасителя: «... Этим словом Господь указывает на ограниченность фарисеев и их подхода к духовной жизни. А есть и другой подход.
Порицает их, как «безумных», потому что они, пренебрегая важнейшим в законе, старались о точности в мелочах, не упуская даже пожертвовать десятину от растения тмина.
Ибо они, по словам Господа, «оцеживали комара», то есть замечали малые погрешности, и в то же время «поглощали верблюда», то есть упускали из виду великие преступления» [ 6 ]. XIV в. Сербия, монастырь Грачаница Таким образом, вся внешняя праведность фарисеев оказывалась подобной «украшенному гробу», который с виду был богато убран, внутри же полон мертвых костей. Гордые фарисеи, поистине мертвые душою, не внимали призывам к покаянию, так как Господь, обличая их, желал их обращения, но только исполнялись все большей ненавистью к Нему Самому. В конце Своей проповеди Он уже ясно говорит им о том, что они добровольно лишают себя вышней благодати, тогда как мытари и грешники обретают ее: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын!
Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И, подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Исус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же и видев это не раскаялись после, чтобы поверить ему» Мф.
Заметь здесь премудрость Христа: Он не сказал фарисеям сначала: «мытари и грешники лучше всех вас», нет, Он сперва уловил их. Они сами признали, что из двух сыновей более покорный тот, который на деле исполнил волю отца. Когда же они признали это, Господь прибавил: пришел Иоанн путем праведности, то есть жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна. Однако же в то время как блудницы послушали его, вы —нет; потому они и предваряют вас, то есть вперед входят в Царство Божие. Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете.
И ныне многие дают обет Богу и Отцу стать иноками или священниками, но после обета не хранят усердия, а другие не давали обета об иноческой или иерейской жизни, но проводят жизнь, как иноки или иереи; так что послушными чадами оказываются они, так как исполняют волю Отца, хотя и ничего не обещали» [ 7 ]. Мозаика из Равенны, часовня архиепископа. Около 480 года Настоящая притча, без сомнения, относится непосредственно и ко всем нам.
Праздник в честь благой вести, которую архангел Гавриил принес Деве Марии, о том, что она станет Матерью Христа. Посвящена поклонению Кресту. Иоанна Лествичника.
Марии Египетской. Это суббота шестой седмицы Великого поста, в которую верующие вспоминают чудо воскрешения Лазаря. Официальное название праздника — Вход Господень в Иерусалим, так как данному событию и посвящено торжество. Речь идет о въезде Сына Божьего в Иерусалим незадолго до Его распятия. В эти дни "страсть" на церковнославянском — это "страдание" принято вспоминать последние дни Христа на земле, его страдания, распятие. Это последняя неделя перед Пасхой.
Последний рубеж для очищения грехов перед Пасхой.
Проповедь о мытаре и фарисее
А ведь в Евангелии упоминаются еще и саддукеи, с которыми у Христа тоже были серьезные разногласия. И про них также почти ничего не известно многим. Чтобы восполнить этот пробел и сделать чтение Евангелия более осмысленным, попробуем разобраться, кем были все эти люди со странными названиями, в чем заключались их особенности и как сегодня мы можем сравнить свою жизнь с поступками евангельских фарисеев, саддукеев, мытарей. Фарисеи Слово «фарисеи» употребляется в Евангелии так часто, что поневоле начинаешь воспринимать его как нечто важное, о чем непременно нужно знать. Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях. В свою очередь Иисус всячески обличает их за лицемерие, искажение Закона Божьего, чрезмерную увлеченность внешним благочестием.
Почему же именно с фарисеями возникло у Иисуса такое сильное противостояние? Ответ здесь простой: сильнее других оспаривают новое учение те, кто наиболее твердо привержен учению старому. Фарисеи считали себя самыми ревностными исполнителями Божьих заповедей. Само слово «фарисей» означает — «обособившийся», «отделенный» от всех прочих иудеев, не живущих по столь строгим правилам. И действительно — фарисеи очень старались жить праведно.
Но при этом с пренебрежением относились к остальным людям, считая их ниже себя перед Богом. Простые люди с ними считались, почитали их за учителей Закона, боялись их гнева и никогда не дерзали с ними спорить о предметах веры. Поэтому проповедь безвестного сына плотника была воспринята фарисеями как неслыханная дерзость. Будь она менее успешной, ее попросту не заметили бы. Но слова Иисуса звучали со властью, они меняли души людей, призывали их к новой жизни.
За новым Учителем ходили сотни последователей, Его речь собирала многотысячные толпы слушателей, пришедших из самых разных городов и деревень. Конечно, фарисеи видели в Нем угрозу своему духовному авторитету. Тем более что на поверку этот авторитет во многом оказался сомнительным и безосновательным. Соблюдая пост, они нарочно одевались в поношенные одежды и выкрашивали лица белой краской, чтобы окружающие могли убедиться в их изможденности от постных подвигов. Во время храмового богослужения фарисеи вставали в самый первый ряд молящихся, чтобы подчеркнуть свое превосходство.
Во время очередного обличения фарисеев за показное благочестие, Иисус говорил про них народу:... Мф 23:5. О каких хранилищах и воскрилиях одежд здесь идет речь, из текста Евангелия совсем непонятно. А это как раз и были те самые фарисейские знаки отличия. Как «хранилище» в русском тексте Евангелия переведено греческое слово, которое имеет несколько значений: защита, укрепление, крепость, сторожевая башня, а также то, что защищает: амулет, талисман.
В данном случае хранилище — это то, что охраняет своего владельца. Фарисеи привязывали их ко лбу и к левой руке в качестве буквального исполнения Божьей заповеди: …Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими Втор 11:18. Назывались такие коробочки — тфилин. Фарисеи прикрепляли их к кожаным лентам и надевали на руку и на лоб. Видимо, чтобы нанести на тфилин побольше священных текстов, некоторые из фарисеев делали эти коробочки-талисманы несуразно больших размеров, о чем и упомянул Христос.
Русское выражение «воскрилия одежд» тоже может ввести неискушённого читателя в заблуждение. Использованное евангелистом греческое слово в данном случае означает вовсе не полы плаща. Здесь говорится о цицит — кисточках, которые необходимо было пришивать по краю одежд, чтобы они постоянно напоминали о заповедях Божьих и необходимости вести праведную жизнь: …И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим Числ 15:37—40.
Посмотрите, как он поодаль от всех стоит, как он бьет себя в грудь, как он потупил долу свой взор; по всему видно, что он великий грешник. Однако же этот великий грешник пошел оправданным в дом свой. Да, этот великий грешник оправдан, потому что осудил себя, осознал себя грешником, каким он был и на самом деле. Не будем же, слушатели, и мы про других худое говорить, а собой хвалиться. Хвалиться собой значит унижать себя. И Бог и люди перестанут любить того, кто вздумает собой хвалиться. Добрые дела наши перестают быть добрыми, когда мы похвалимся ими.
Мы теряем должную награду за свои труды, когда с самодовольством расскажем о них всем. Равно и унижать других — значит унижать себя. Мы сами делаемся низкими пред Богом и людьми, когда низко отзываемся о ближнем; мы себя бесчестим, когда черним честь других. Да и как мы можем говорить худое о других? Разве долго худому человеку сделаться лучше нас? Разве долго ему исправиться и получить оправдание от Бога? Разве долго ему с мытарем сказать: Боже, милостив буди мне грешному? Мы видим и слышим, что этот человек обижает, грабит, живет распутно. Но видим ли, но слышим ли, как он бьет себя в грешную свою грудь, как он плачет о своих грехах пред Богом? Мы знаем, как он каждый день грешит, каждый час делает неправду.
Но знаем ли, что в то самое время, как мы его осуждаем, он, может быть, на коленях, весь в слезах, стоит пред милосердным Богом и молится из глубины души: Боже, милостив буди мне грешному? Может быть, в ту самую минуту, когда мы говорим, что этот человек сделал то, другое, третье, — в ту самую минуту Бог говорит ему: прощаю тебе и то, и другое, и третье, и все прощаю. Так-то, слушатели, мы, может быть, осуждаем нашего ближнего в то самое время, когда Бог оправдывает его на праведном суде Своем. Будем помнить, что и самые низкие грешники недалеки от глубокого смирения, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Что можно делать в Седмицу мытаря и фарисея Что можно делать:.
Но что значит "работать", что относится к этому понятию? Собирать уражай в поле - само собой, работа, ну, а, просто, идя через поле, сорвать пару колосьев? Одни говорили: это тоже работа, хоть и недолгая, другие говорили: конечно, нет! В итоге, фарисеи просто не ходили по субботам через поле с колосьями - на всякий случай. А кто ходил - осуждали. На страницах Евангелий фарисеи все время привязываются к Иисусу с каверзными вопросами: можно или нельзя что-то делать? Лечить больных в субботу лечить - тоже работа! Срывать колосья в поле в субботу даже пару штук Мк. Придать суду женщину, застигнутую на измене а Закон гласил, что таких необходимо побивать камнями Ин 8, 1-11. Одним словом, фарисеи напрягаются по любому поводу, стоит только им заметить, что Иисус или кто-то иной слишком широко толкует нормы поведения которые они толковали крайне сурово и узко. При чтении Евангелий может сложиться мнение, что все вокруг были согласны с фарисеями, кроме Иисуса и его учеников - но это не так.
Он как бы ставит себя на место Бога и предвосхищает Его суд, оправдывая и вознаграждая себя и осуждая грешника. Он чрезвычайно доволен собой и благодарит Бога за то, что Он сделал его не грешником, а праведным исполнителем закона. Но дело ведь не в том, что он так говорит. Ну хорошо, мы знаем, что так говорить не следует. Мы не будем говорить так, как фарисей. Но значит ли это, что мы будем чувствовать иначе? Может мы случайно научимся тому, что святые отцы называют «смиренноглаголанием»? Будем произносить смиренные слова, говорить, что мы грешники, а втайне даже от самих себя гордиться, простите, своим «смирением». В этом случае разница между нами и фарисеем будет только в одном: он прямодушнее, наивнее и честнее нас. Он горд своим исполнением закона и говорит то, что думает и чувствует. Но закон для него не живой, он для него закостенел. Фарисей не понимает, что есть более высокий путь, нежели просто не совершать дурных поступков — путь чистоты сердца. Митрополит Антоний Сурожский очень точно говорит об этом: «Фарисей все знает о том, как поступать, но ничего не знает о том, каким следует быть. За всю свою праведную жизнь с одним он ни разу не сталкивался, он никогда не понял, что между Богом и им могут быть отношения взаимной любви. Он никогда ее не искал, он ни разу не встретил Бога Исайи, Который столь свят, что перед Ним вся праведность наша — как запачканная одежда… Он уверен, что между Творцом и Его творением существуют неизменные, раз и навсегда установленные, застывшие отношения. Он не увидел в Священном Писании историю любви Бога к миру, который Бог сотворил и который так возлюбил, что отдал Сына Своего Единородного ради его спасения.
Неделя о мытаре и фарисее — что значит
- Боковое меню
- К истинному Православию
- Готовимся к Великому посту. Кто я: мытарь или фарисей?
- Фарисейство, фарисей значение
- Значение и смысл притчи о мытаре и фарисее, что собой представляет эта неделя
Мытаря и Фарисея 2023. Смысл притчи, молитва, что можно есть по дням Седмицы
Думала, что притча о мытаре и фарисее – притча о гордости и об уничижении гордящегося. это смирение и покаяние, а главное препятствие - гордость. Притчу о мытаре и фарисее знают не только религиозные люди. это притча об Иисусе, которая появляется в Евангелии от Луки.
Фарисеи и мытари: глубинная суть повествования
Фарисеи – это религиозная группа, которую отличало неукоснительное выполнение Закона, следование обычаям предков и строгое соблюдение ритуальной чистоты. Ознакомьтесь с нашей познавательной статьей и узнайте интересные факты о мытарях, саддукеях, фарисеях, ессеях и книжниках. Притчу о мытаре и фарисее знают не только религиозные люди. Чуть подробнее: Краткое толкование притчи о мытаре и фарисее и значение недели перед Великим постом. "Смирение мытаря возносит его на высоту праведности, а гордость низводит фарисея на дно греховности". Многие романтизирующие люди, несведущие в понимании Церкви и богословии, понимают под притчей «о Мытаре и Фарисее» межконфессиональный диалог, что совсем неверно и не к месту.
ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОГ 2021. ТЕМА 6. Кем были фарисеи и саддукеи? Почему эти понятия стали оскорблением?
Третий Ирод, имя которого упоминается в книге Деяний, был внуком Ирода Великого. Желая угодить иудеям, враждовавшим против христиан, он приказывает казнить апостола Иакова Заведеева, брата Иоанна Богослова. Чем занимались мытари? Кроме имен в Евангелии встречаются еще более загадочные слова. Например, мытари, фарисеи, саддукеи.
Однажды мне задали такой вопрос: чем таким занимались мытари, что никто их не любил, — попрошайничали, что ли? Мытари были отнюдь не попрошайками. Мытарь — это, по сути, сборщик налогов и пошлин, с функциями судебного пристава. Для иудеев времен Христа слово «мытарь» было синонимом слова грешник.
Противники Христа не раз злословили Его, как друга мытарей и грешников см. Но не любили мытарей не только за то, что они нередко использовали служебное положение в личных целях. Здесь нужно обратиться к истории. Иудея была завоевана Римской империей и лишилась независимости.
Поэтому и налоги собирались в пользу оккупантов и поставленных ими правителей. Сбором же руководили чиновники, нанятые из местного населения, — мытари. Поэтому мытарь, часто общавшийся с язычниками-римлянами в силу своей должности, — выглядел в глазах других иудеев и нарушителем традиций, и предателем. Да и мытари, в свою очередь, не испытывали особой любви к собратьям.
Но именно среди мытарей проповедь Христа нашла большой отклик — можно вспомнить покаявшегося Закхея, главу иерихонских мытарей см. Тогда кто такие фарисеи? Христос в знаменитой притче противопоставляет смиренную молитву мытаря гордой молитве фарисея см. Фарисеи — это религиозное движение, группа людей, стремящихся проводить особо благочестивую жизнь.
Да, фарисеи были горды тем, что они «не мытари». И вообще старались отмежеваться от других, показывая свое особое благочестие и соблюдение даже самых мельчайших иудейских традиций некоторые из них были, по сути, выдуманы самими же фарисеями.
Они не ожидали прихода Мессии и не верили в жизнь после смерти, не верили в присутствие ангелов. Для них Библия была культурной, исторической традицией, литературным произведением искусства. Среди саддукеев были священники, но священнодействие было для них лишь красивым чином с красивыми словами, где все должно быть по порядку, но никакого внутреннего содержания в нем не было. Саддукеи были приближенными к Ироду — это тоже надо иметь в виду. Когда Ирод пришел к власти, он уничтожил все духовенство, которое было до него, и поставил своих людей, полностью от него зависевших, — Ирод создал полный контроль над народом, религией. Но не всем это нравилось.
Были также фарисеи ивр. Некоторые из них были богатыми, некоторые бедными, то есть они не были олигархами. Фарисеи считали, что спасение — в Законе Божием, в соблюдении ритуальной чистоты иудеев. В принципе, это путь более правильный, чем у саддукеев, но тоже со своими проблемами. Фарисеи верили в воскрешение мертвых, ожидали прихода Спасителя, то есть верили, что будет Мессия, они проповедовали среди народа, но не призывали к бунту против римлян — это то, что их отличало от партии зилотов. Зилоты от греч. Зилоты прекрасно поняли, что Рим — самая большая держава, но верили, что если соберутся вместе, то смогут победить даже Рим. Зилоты призывали людей не платить римлянам налоги и найти среди иудеев, священников тех, кого они называли предателями, и давить на них.
А если этого не получается, даже убить их. Среди зилотов был даже будущий ученик Господа Симон Кананит. Среди зилотов были некоторые, названные даже разбойниками, то есть более радикальные — люди, которые занимались тем, что можно назвать терроризмом: Варавва ивр. Мы видим три основные партии — фарисеев, саддукеев и зилотов.
И, сговорившись с фарисейскими начальниками, решили убить Иисуса. Ни об одном уверовавшем и покаявшемся саддукее Евангелие не упоминает. Мытари Мытари — это наемники римлян, пришедших на землю Израиля и захвативших ее. Римляне набирали мытарей из местных жителей для сбора налогов в императорскую казну.
В такой политике римских властей был резон: иудейское общество было закрытым для чужаков, поэтому выудить из непокорных иудеев все налоги до последней монеты удобнее было тем, кто знал все их хитрости и секреты. Проще говоря, мытари были предателями своего народа. Старейшинами мытарей становились богатые иудеи, имеющие достаточно средств, чтобы купить у римлян право на сбор налогов. Далее они нанимали себе подчиненных, которым назначали сумму, которую те должны были собрать с людей на вверенном им участке. Помимо римских налогов, мытари должны были также выбить из людей деньги для собственной прибыли. И для этого не стеснялись в средствах. Забрать у несчастного бедняка последние гроши, оставить вдову с детьми без средств к существованию было для них обычной повседневной практикой. Сопротивляться мытарям иудеи боялись, ведь те были на службе у римлян.
Их просто ненавидели и считали злейшими врагами народа Божьего. Среди иудеев это были презираемые всеми изгои. Люди брезговали садиться с ними вместе за стол, избегали входить в их дома и вообще поддерживать какое-либо общение. Поэтому для многих было настоящим потрясением видеть уважаемого народом Учителя в гостях у старейшины мытарей или за одним столом с рядовыми сборщиками налогов. А для самих мытарей общение с Ним было единственной возможностью поговорить с почтенным человеком о вере и спасении. Никто из раввинов — иудейских учителей благочестия — никогда не согласился бы даже приблизиться к этим людям, сделавшим самих себя отверженными в собственном народе. Но для Иисуса не существовало изгоев. Если мытари хотели покаяться в своих злодеяниях перед Богом и людьми, Он всегда давал им такую возможность, ничуть не опасаясь испортить Свою репутацию.
Даже среди таких жестокосердных людей собрал Он Свой урожай для Царства Небесного. Евангелие рассказывает о начальнике мытарей, богаче Закхее, который после общения с Иисусом покаялся и решил вернуть с прибавкой все, что он когда-либо отнял у людей. Согласно преданию, впоследствии Закхей стал первым епископом христианской Церкви в Кесарии Палестинской — крупном городе на берегу Средиземного моря. Другого покаявшегося мытаря мы знаем сегодня как апостола и евангелиста Матфея. О какой «закваске» говорил Христос? Под закваской здесь имеются ввиду греховные червоточины, разъедавшие людей, искренне считавших себя верующими. Фарисеи старались исполнить заповеди Божьи, но делали все напоказ, унижали менее благочестивых, стремились к первенству среди народа. Саддукеи не верили в посмертную жизнь души и в воскресение мертвых, поэтому жаждали получить в этой жизни власть и богатство.
В результате те и другие, будучи непримиримыми противниками, сошлись вместе ради убийства безгрешного Спасителя. Эти же опасности подстерегают верующих людей во все времена. Надменность, показное благочестие, жажда денег, славы и власти — все это и сегодня может разрушить изнутри даже самую искреннюю веру во Христа. Так и безобидные, на первый взгляд, желания могут постепенно «переквасить» христианина, превратив его в современного фарисея или саддукея. Но даже в этом случае у человека остается возможность, подобно покаявшемуся мытарю, обратиться ко Христу со словами …Боже, милостив буди мне, грешному — и надеяться на оправдание. Потому что, как уже было сказано, для Иисуса Христа среди людей нет изгоев.
Простые люди часто принимали их за учителей из-за праведного образа жизни. Иисус Христос всегда уличал их лицемерие и ругал за неправильное толкование слова Божьего, за что они считали это за угрозу их духовного авторитета. Но несмотря на своё заблуждение, в числе фарисеев были и те, кто искренне старались угодить Господу. Именно поэтому открывал Спаситель их души, чтобы спасти тех, кто преследовал благую цель своими неправильными деяниями. Мытари были слугами римлян, которые захватили землю Израиля. В ряды мытарей нанимались местные иудеи, чтобы они собирали налог со своих земляков.
Кто такие фарисеи и что означает фарисейство?
Воскресная проповедь о.Бориса. Неделя о мытаре и фарисее. | Притча о мытаре и фарисее изрядно вынесла мозги тогдашним слушателям, поскольку Бог смотрит на человека и на его дары не так, как смотрим мы. |
Фарисеи и мытари: глубинная суть повествования - ПОПЕЧЕНИЕ | Притчу о мытаре и фарисее знают не только религиозные люди. |
Кто такие фарисеи на самом деле — Кириллица — энциклопедия русской жизни | В этом отношении благочестивый фарисей фактически не отличается от грешного мытаря, подверженного грубым телесным страстям. |
ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОГ 2021. ТЕМА 6. Кем были фарисеи и саддукеи? Почему эти понятия стали оскорблением? | На примере мытаря и фарисея, святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели — это смирение и покаяние, а главное препятствие — гордость. |
Неделя о мытаре и фарисее
Кто такие фарисеи и что означает фарисейство? | Притча о мытаре и фарисее изрядно вынесла мозги тогдашним слушателям, поскольку Бог смотрит на человека и на его дары не так, как смотрим мы. |
Неделя о мытаре и фарисее | Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь | В этой притче противопоставляется самодовольство «праведного» фарисея покаянию грешного мытаря. |
[28.01.2018] Протоиерей Владимир Астахов: Кто мы - мытари или фарисеи? | Чуть подробнее: Краткое толкование притчи о мытаре и фарисее и значение недели перед Великим постом. |
13 февраля Православная Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее | Евангелие о мытаре и фарисее: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». |
Неделя о мытаре и фарисее
13 февраля Православная Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее | Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости. С седмицы о мытаре и фарисее начинается особый период подготовки верующих к Великому посту. |
Неделя о мытаре и фарисее: Богу понты не нужны | Широкое распространение в современной культурепонятия «фарисей» и «фарисейство» получили благодаря Новому Завету, где не раз описывается общение Христа с представителями этого религиозного течения. |
«Мытари и грешники» в покаянии не нуждаются
В Евангелие от Луки приводится притча о мытаре и фарисее. И по той же причине Христос так мощно критиковал фарисеев, не стесняясь в выражениях: дети дьявола, змеиное гнездо, гробы окрашенные. "Смирение мытаря возносит его на высоту праведности, а гордость низводит фарисея на дно греховности". Сегодня мы слышали евангельское провозвестие этого периода, притчу о мытаре и фарисее, над которой Церковь всякий раз размышляет в преддверии Великопостной весны. Христос в знаменитой притче противопоставляет смиренную молитву мытаря гордой молитве фарисея (см. Лк. В чем отличительные особенности фарисеев и саддукееев? фарисеи были самой крупной по численности группой из обозначенных Иосифом Флавием.