Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто.
Содержание
- Крупская, Надежда Константиновна | это... Что такое Крупская, Надежда Константиновна?
- На всю жизнь
- История жизни Надежды Константиновны Крупской
- Крупская Надежда Константиновна: биография, фото
- Надежда Константиновна Крупская - Традиция
Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
После этого случая псевдоним так и закрепился за ним на всю жизнь. Жизнь в Париже В 1909 супруги решили переехать в Париж. Там произошло знакомство с Инессой Арманд. Надежда и Инесса были немного похожи характерами, обе убежденно следовали коммунистическим канонам. Но, в отличие от Крупской, Арманд еще и была яркой индивидуальностью, многодетной матерью, прекрасной хозяйкой, душой компании и ослепительной красавицей.
Крупская Надежда Константиновна — революционерка до мозга костей. Но она также была мудрой и чуткой женщиной. И осознавала, что интерес ее мужа к Инессе далеко вышел за рамки партийной деятельности. Мучаясь, она нашла в себе силы принять этот факт.
В 1911 году она, проявив максимум женской мудрости, сама предложила Владимиру Ильичу расторгнуть брак. Но Ленин, напротив, неожиданно прекратил отношения с Арманд. У Надежды Константиновны было столько партийных дел, что и переживать было некогда. Она с головой ушла в работу.
В ее обязанности входил обмен данными с подпольными партийцами в России. Она тайно высылала им книги, помогала в организации революционной деятельности, вытаскивала товарищей из передряг, организовывала побеги. Но при этом она много времени посвящала изучению педагогики. Ее интересовали идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса в сфере просвещения.
Она изучала организацию школьного дела в таких европейских странах, как Франция и Швейцария, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия». За нее она получила высокую оценку от мужа. Этот первый марксистский труд, вышедший из-под пера Крупской, рассказывал о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование.
За эту книгу Крупская Надежда Константиновна фото ее представлены в статье получила звание доктора педагогических наук. Возвращение в Россию Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все ее время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны.
Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. В то тяжёлое время, когда Владимир Ильич вынужден был скрываться в Гельсингорфсе Финляндия от преследований Временного правительства, Надежда Константиновна, выдавая себя за домработницу, приезжала его навещать. Через нее ЦК партии получал поручения от своего предводителя, а Ленин узнавал о положении дел на Родине. Крупская была одним из организаторов и участников Великой Октябрьской социалистической революции, занимаясь ее непосредственной подготовкой в Выборгском районе и Смольном.
Смерть В. Ленина Несмотря на то что отношения с Инессой Арманд Ленин разорвал еще несколько лет назад, чувства его к ней так и не остыли. Но работа для него всегда была самым важным приоритетом в жизни, а отношения с Арманд затягивали и отвлекали от партийной деятельности, поэтому он не жалел о своем решении. Когда Инесса скончалась от внезапно открывшегося туберкулеза, Владимир Ильич был сражен этим.
Для него это стало настоящим ударом. Его современники утверждают, что душевная рана сильно усугубила его здоровье и приблизила час смерти. Владимир Ильич любил эту женщину и не мог смириться с ее уходом. Дети Арманд остались во Франции, и Ленин просит жену привезти их в Россию.
Разумеется, она не смогла отказать умирающему мужу.
Необходимо понимать, что без идейной революционной подоплеки в то время мало кто обходился. В особенности — старые большевики и опытные работники Наркомпроса. А Крупская, несомненно, относилась именно к этой плеяде. Разумеется, она считала главной задачей школы и пропаганды воспитание человека для коммунистического будущего. Эту задачу, по ее мнению, должны были с великим прилежанием решать и писатели, и литературоведы. Тем, в ком она видела единомышленников, Крупская помогала. А, например, сказки Корнея Чуковского считала вредными, мещанскими, хотя их автор с молодых лет считался, да и был леваком. Особенно Крупской не нравилась первая из классических сказок Чуковского — «Крокодил».
По вполне политическим причинам. Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня — неуважение к ребенку. Сначала его манят пряником — веселыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдет бесследно для него. Я думаю, «Крокодил» ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть», — искренне бушевала Надежда Константиновна. Она увидела в этой сказке и некоторые достоинства — отметила юмор, удачную игру слов, но старорежимный дух перевешивал. Увы, не убедили Крупскую и статьи Чуковского о любимом ею Некрасове. За Корнея Ивановича заступился Горький. Словом, началась долгая дискуссия.
При этом надо иметь в виду, что популярность Чуковского среди детей и их родителей в то время была невероятной. Ее связывали, кроме прочего, с нэповским угаром, который, как опасались многие, мог заглушить в сердцах все революционное. Особенно в молодых сердцах. Думаю, это и напугало Крупскую. Любовь к сказкам Чуковского, как им казалось, превращалась в манию. К Корнею Ивановичу «жена Ленина» была несправедлива. Скорее всего, в какой-то момент она поняла это. Но дело не только в Чуковском, который постоянно вызывал у нее опасения. Она не принимала литературу игры и парадокса.
Авангардные поэты, художники, архитекторы в основном поддержали революцию. Но ни Ленин, ни Крупская их не принимали. Даже Маяковского, который старался быть и актуальным, и понятым, поначалу отторгали. Дерзкие новаторы по отношению к государству и обществу, они оставались консерваторами как читатели и ценители искусства. Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год. Фото: Wikimedia Не жаловала Крупская и волшебную сказку. Слишком уж крепко любила она реалистов, очерковый, полудокументальный стиль и считала, что и для детей следует писать только жизнеподобно. Ее и у Чуковского не устраивала разухабистая фантастика. Она воспринимала книгу как учебник жизни — и внимательно следила, чтобы дети не понахватались дурного.
Позиция наивная и ущербная в своем максимализме. На счастье, у Крупской не было амбиций диктатора. Она писала напористо, но не подавляла специалистов, у которых имелось иное мнение. Своим юношеским пристрастиям Надежда Константиновна осталась верна. И с удовольствием вспоминала о том, что нравилось Ленину у Льва Толстого: «есть одно замечательное описание весны в лесу в «Анне Карениной»: пробиваются самые первые ростки травы, и вот стоит Левин, отправившийся с ружьем на охоту, и видит, как шевельнулся иссохший лист — толкнул его пробившийся сквозь зелень молодой росток травы». Это не только ленинское мнение, здесь, прежде всего, Крупская восхищается «художником слова». Хотя публицистику Толстого в ее времена из библиотек изымали, да и в академическое собрание сочинений она пробивалась непросто. В 1938 году в статье «Об учебнике по литературе» она писала: «Надо, чтобы учащийся до конца понял, какая громадная сила — художественное произведение, как может оно научить вглядываться в жизнь, разбираться в окружающих сложных явлениях, понимать людей, как может оно вооружать в борьбе, сплачивать, сближать людей, ставить перед ними великие цели…» Квартира в Кремле Н. Крупская с мужем В.
Лениным, деверем Ульяновым и золовками Ульяновой, Ульяновой-Елизаровой и её воспитанником. Сидят — В. Ленин, Н. Крупская, А. Ульянова-Елизарова; стоят — М. Ульянова, Д. Ульянов и воспитанник А. Елизаровых Гора Лозгачев. Осень 1920 г.
Москва, Кремль Беспартийной литературы она почти не принимала, антипартийной — тем более. Достойным будущего объявлялось только то, что служило для пользы дела.
Этот комитет возник около 1861 года по инициативе поручика 4-го стрелкового батальона Василия Каплинского, ранее участвовавшего в петербургском кружке генштабистов, как подпольная революционная организация в русских войсках, расквартированных в Польше. Он был создан на основе офицерских полковых, батальонных, бригадных кружков, появившихся после Крымской войны и активизировавшихся в 1860-1861 годах. Идейно и организационно был связан с польскими революционными демократами, поддерживал тесную связь с русскими революционными центрами в Лондоне «Колокол» и Петербурге; в конце 1862 влился в состав «Земли и воли». После ареста Каплинского в феврале 1862 года организацию возглавил поручик Шлиссельбургского пехотного полка Андрей Потебня. В руководство входили также Я. Домбровский, З. Падлевский и другие.
Вот среди «других» вполне мог быть Крупский. В 1861-62 годах комитет развернул агитационно-пропагандистскую деятельность, выпустив большими тиражами свыше 16 прокламаций. В период восстания 1863-64-го оказывал помощь повстанцам всеми доступными средствами. К середине 1863 года деятельность комитета замерла в связи с арестами и перемещениями отдельных военнослужащих, а также изменением политической ситуации в стране. Следствие против отца Крупской длилось десять лет. В это время у него родилась дочь Надежда. И кто мы мог тогда знать, что он - будущий тесть нового «царя» не России даже, а целой новой империи — СССР! Или все-таки была какая-то в этом предопределенность? Такое предположение возникает, когда знакомишься с истинной биографией Надежды Константиновны.
Точнее — с ее родословной. Начну с фамилии Крупский. Она происходит от приставки к личному имени шляхтичей, наследственно владевших родовым гнездом Крупе, родоначальников рода Крупских, согласно документальным текстам латынью и на польском - «де Крупэ». В XV веке под влиянием славянской культуры в текстах на польском появляется окончательно современная форма фамилии - «Крупский», по-польски Jan Krupski Krupskij. Акт надела земли Иеронима Крупского, относящийся к 1534 году, содержит запись на латыни «Crupsky». Акт окончания учёбы в Краковском Университете Крупского Валерия, датированный 1550 годом - «Crupski». В рукописи авторитетного историка Польши римо-католического епископа Яна Длугоша 1415—1480 гг. Первый известный предок герба Корчак - русин Крупский Ежи 1472-1548. В период Российской империи близкие родственники Надежды Константиновны Крупские признаны в российском дворянстве по Могилевской губернии 16 марта1799 года и 12 ноября 1811 года как «древний благородный дворянский род», со внесением в 6-ю часть Дворянской Родословной Книги.
Довольно значительная часть рода не была утверждена в российском дворянстве и записана в податные сословия. Были представители рода и в Австро-Венгерской империи. В Российской империи после репрессий по отношению к униатскому вероисповеданию некоторые стали православными священниками и прихожанами. Но во многих странах мира до сих пор потомки рода исповедуют Католичество. Вследствие влияния протестантизма и атеизма в последний исторический период появились некоторые представители рода исповедующие протестантизм или вовсе не практикующие Христианство. Персоны этого периода: 1. Крупский Бонифаций Урбанович - российский дворянин, поляк, римо-католик, участник польского восстания 1863 года против Российской империи за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года; 2. Кирилл Кириллович Крупский 1811-1896 - капеллан, протоиерей, священник Русской Православной Церкви с 24.
Заветы Ленина в области народного просвещения. То же.
О дошкольном воспитании в деревне: III Всеросс. Главсоцвоса, 1926. О школе крестьянской молодежи: Речи и статьи. О работе среди женщин: Сборник статей с краткой биографией. На третьем фронте: Статьи и речи. В 2-х частях. Единый план и новые методы культработы. Собрание сочинений. В 4 томах. Клара Цеткин, М.
Коммунистическое воспитание смены: Статьи и речи. Ленинские установки в области культуры: сборник статей. Что писал и говорил Ленин о библиотеках. Биография В. Ленина, М. О самообразовании: сб. Женщина страны Советов — равноправный гражданин. Письма пионерам. О преподавании в средних школах взрослых: Сборник статей и докладов — М. О молодежи.
Советским детям: сборник статей. Константинов и Н. Избранные педагогические произведения. Каиров гл. Гончаров и Н. О культурно-просветительной работе: Избр. Россия, 1957.
Крупская, Надежда Константиновна
Начались мелкие склоки нового вождя с Надеждой Константиновной Крупской по поводу представления образа старого вождя народу. Надежда Константиновна не могла не замечать взаимной симпатии между Арманд и мужем, но при этом искренне дружила с Инессой и постоянно с ней переписывалась. кратко Надежда Константиновна Крупская, верная супруга и соратница вождя революции, была ярой революционеркой и проводником идей коммунизма в образование и воспитание молодежи, интересной и неординарной личностью. Надежда Константиновна Крупская Родилась 14(26) февраля 1869 года в Петербурге, в семье, известной своими демократическими и революционными традициями.
Подписаться
- 6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР
- Крупская Надежда Константиновна
- Славная родословная. Моя Крупская (Осипов Владимир) / Проза.ру
- Придумала пустышку
- Надежда Крупская. Женой так женой - Год Литературы
- Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива? | Аргументы и Факты
Надежда Константиновна Крупская
Надежда Константиновна Крупская со студентами Коммунистического политико-просветительного института им. Н. К. Крупской: [фотография]. 25-го февраля 1939-го года, за день до 70-ти летнего юбилея Надежды Константиновны Крупской, в подмосковном санатории Архангельском собрались ближайшие друзь. 25-го февраля 1939-го года, за день до 70-ти летнего юбилея Надежды Константиновны Крупской, в подмосковном санатории Архангельском собрались ближайшие друзь. Женой, секретарем и ближайшей помощницей вождя была выдающаяся женщина – Надежда Константиновна Крупская. Надежда Константиновна Крупская вовсе не была причислена к «пантеону» непогрешимых вождей.
Крупская: жена Ленина и мама советского образования
Считается, что Владимира Ульянова и Надежду Крупскую связывал товарищеский брак. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет. Надежда Крупская вела активную общественную деятельность и большой пласт ее работ касается именно детей. Факты из биографии Надежды Крупской, которые скрывали советские историки. Тогда Надежда Константиновна была еще далеко не пешкой, а королевой при немощном короле — по некоторым свидетельствам, в кругах старых партийцев даже рассматривался вариант создания триумвирата правителей.
Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
После Гражданской войны страна лежала в руинах, вся старая система была разрушена. И одной из главных проблем советского государства стала детская беспризорность. Бороться с ней пыталась « Лига спасения детей », но её ликвидировали в начале 1920-х гг. Крупская попыталась заменить Лигу другой организацией — «Друг детей». Но затея провалилась. Надежда Константиновна сделала соответствующие выводы.
Она поняла, что находится на правильном пути. Нужно лишь скорректировать деятельность. Надежда Крупская. Wikimedia Commons К тому времени Крупская работала в Народном комиссариате по просвещению. И все силы бросила на формирование новой системы воспитания и образования.
Советской системы. Благодаря её деятельности в стране появилось пионерская организация. За основу была взята скаутская система. Надежда Константиновна рассудила, что пионерия должна стать скаутской по форме, но коммунистической по своему содержанию. На эту тему она даже написала статью, назвав её «РКСМ и бойскаутизм».
Другая инновация Крупской — внедрение дошкольного образования. По всей стране, находящейся ещё в руинах, начали массово появляться детские сады, а вместе с ними и детские площадки. Параллельно появились первые ясли и материнские школы. Но главная и самая трудная задача, которая встала перед Крупской, — это построение новой советской школы. Вчерашние беспризорники, трудные подростки, малолетние преступники — их необходимо было поместить в такую среду, в которой они могли бы найти себя.
Стать полноценными гражданами своей страны. А добиться такого эффекта по щелчку пальцев было невозможно. Требовалось «резать по-живому» — проще говоря, полностью изменить подход к воспитанию и образованию. Казалось, что Крупской удалось найти правильное решение. Она заявила, что хочет сделать не «школу учёбы, а школу жизни».
А жизнь в её представлении была неразрывно связана с трудом. Требовалось отказаться от религиозных дисциплин.
Он скончался в 1883 году, не оставив семье никаких средств. Несмотря на это, мать, Елизавета Васильевна, сумела дать дочери образование в престижной гимназии княгини Оболенской.
Окончив с золотой медалью педагогический класс, Надя поступила на Бестужевские женские курсы, но проучилась там всего год. Девушка с юности увлекалась идеями толстовства, а затем марксизма и революции. Для заработка она давала частные уроки и одновременно бесплатно вела занятия в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой, участвовала в марксистском кружке, вступила в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Венчание с медными кольцами Знакомство с молодым Владимиром Ульяновым произошло в феврале 1894 года.
Поначалу Володя интересовался другой девушкой - Аполлинарией Якубовой, даже сделал ей предложение, но получил отказ. Вскоре Ульянов по-настоящему сблизился с Надей Крупской, хотя та была старше его на год. Но их роману помешал арест Надежды. В 1897 году вместе с несколькими другими членами союза ее на три года выслали из Петербурга.
В конце концов оба — и Владимир, и Надежда — очутились в ссылке в сибирском селе Шушенском. Там в июле 1898 года и сыграли скромную свадьбу. Несмотря на атеистические взгляды, молодые венчались в церкви, обменявшись кольцами, изготовленными из переплавленных медных пятаков — на венчании настояла мать Крупской.
Яркая красота, нерядовой ум и «лазилки» детских площадок Надежда Крупская, 1890-е годы.
Ей выпадет уникальная судьба — она во многом определит историю нашего государства, кое в чём — внешний облик наших городов и почти во всём — устройство детских садов. Назвали её Надеждой. Фамилия — Крупская. Статья по теме Во имя революции.
Личная трагедия Надежды Крупской К большому сожалению, у нас до сих пор воспринимают Надежду Константиновну как своего рода малообязательный довесок к титанической фигуре её супруга Владимира Ленина. К тому же довесок второсортный. Пугающе некрасивая, с выпученными глазами, полная и рыхлая, одетая в бесформенные балахоны невыразительных расцветок. Из всего её литературного наследия люди, заставшие СССР хотя бы в первом классе школы, помнят разве что один коротенький рассказ не бог весть каких достоинств.
Рассказ, который начинается со слов: «В комнате на стене висит портрет». Ясное дело, портрет изображает Ленина. Рассказ тоже о нём. Собственно, на этом и всё — с чего начали, на том и закончили.
Говорим «Крупская» — подразумеваем «Ленин». А вот обратно никак не получается. Полное растворение в тени и в делах мужа. Надежда Крупская в детстве, 1879 год.
Фото: Commons.
Кстати, в Российской империи положительно относились к браку заключенных: считалось, человек остепенится и уйдет из революции. Повенчались Ленин с Крупской в Шушенском. До революции ее больше знали по партийным кличкам: Рыба, Минога, Онегина, Рыбкина... Но любой человек, который бывал в Шушенском, скажет, что завести там тайный роман невозможно.
Любая отлучка - тут же находились местные крестьяне, которые докладывали куда нужно. За всеми политическими следили. Скажем, об охоте Владимира Ильича мы знаем больше, чем об охоте некоторых князей. Куда ходил, что принес: если пришел с добычей, значит, на явке не был. В этих донесениях даже есть оценочные суждения: хороший охотник - ходил три часа, а трех глухарей приволок.
Девушек из дворянских семей не учили кулинарии - на них возлагалось управление домашним хозяйствам: она знала, сколько ткани на шторы купить, как заготовить варенье... Тут, кстати, тоже есть спорный момент: когда они с Ильичем жили в эмиграции в Швейцарии, сохранилась интересная заметка, где Ленин говорит: «Наденька меня уже восьмым видом борща потчует». Но чаще, писала сама Крупская, они сидели на сухомятке. Это можно объяснить и тем, что, скажем, в парижской квартире у них не было кухни. Питались в кафе, покупали то, что хозяйки готовили и разносили по квартирам.
В Швейцарии они наняли кухарку. Второй источник - пенсия, которую получала Надежда Константиновна за отца: он умер, когда ей было 14 лет. И наконец, доходы от публицистической деятельности. За границей многие сочувствовали российским социал-демократам и вносили деньги в кассы взаимопомощи. Они были близки?
Между ними, бесспорно, были нежные чувства. В единственном дошедшем до нас письме Инесса Федоровна пишет о поцелуях, без которых «могла бы обойтись», но, подозреваю, ее отношения с Лениным были скорее платоническими. С должным уважением обеих сторон к Надежде Константиновне. Та же Васильева придумала историю о том, что в 1919 году Крупская якобы сбежала от мужа. Надежда Константиновна действительно уехала, так как вместе с Молотовым отправилась агитировать по Волге.
Во время путешествия Ильич постоянно засыпал Молотова расспросами о здоровье супруги и, как только возникло недомогание, потребовал ее срочного возвращения. Сейчас эта проблема решаема, но тогда это было неизлечимо, и, чтобы компенсировать пустоту, после смерти Арманд Крупская переключила внимание на ее детей. Особенно была близка с 22-летней Инессой.
Венчание с медными кольцами
- Знакомство с Лениным
- Надежда Константиновна Крупская: к 150-летию со дня рождения
- Надежда Крупская: самые шокирующие факты - Русская семерка
- Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны ⋆
- Знакомство с Лениным
КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
Но Владимир Ильич предпочел остаться с женой. Поговаривали, что и в Надежду Константиновну тайно был влюблен друг Ильича, ссыльный Курнатовский. Он очень часто ходил к Ульяновым, якобы поговорить о марксизме… Справка о Крупской Музей политической истории России Как бы то ни было, но революционеры, связавшие свои судьбы, прожили долгую совместную жизнь и были неразлучны до самой кончины Владимира Ильича. Ухудшение самочувствия и ярко выраженные признаки заболевания появились у Ленина ранней весной 1922 года. Все симптомы указывали на обыкновенное умственное переутомление: сильные головные боли, ослабление памяти, бессонница, раздражительность, повышенная чувствительность у шуму. Однако доктора разошлись в определении диагноза. Немецкий профессор Клемперер считал главной причиной головных болей отравление организма свинцовыми пулями, которые не были извлечены из тела вождя после ранения в 1918 году.
В апреле 1922-го ему сделали операцию под местным наркозом и одну из пуль в области шеи все-таки вытащили. Но самочувствие Ильича не улучшилось. Профессор Даршкевич, поставивший диагноз «переутомление», прописал ему отдых. Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете. Ту весну он проводил в Горках.
В ночь на 25 мая, как обычно, долго не мог заснуть. А тут еще под окнами, как назло, распелся соловей. Ленин вышел в сад, набрал камешков и стал бросать их в соловья, и вдруг заметил, что его плохо слушается правая рука… Н. Крупская справа и К. Пострадали речь и память: Ильич временами не понимал, что ему говорят, и не мог найти слова, чтобы выразить свою мысль. Тот с виду согласился, а по дороге к автомобилю рассказал все сестре вождя Марии Ильиничне.
Общими усилиями они уговорили Ленина подождать с самоубийством, убедив, что врачи отнюдь не теряют надежды на его полное выздоровление. Он поверил. И однажды Надежда Константиновна, женщина чрезвычайно сдержанная, вышла из себя: с ней случилась истерика, она рыдала. Это, по одной из версий, якобы и добило чуть живого Ильича. В первой декаде марта следующего года Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал все, что с ним происходит. Из записей дежурного врача: «9 марта он смотрел на Крупскую и говорил ей: «Надо позвать жену…» В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа.
За что была подвергнута аресту и сослана в Сибирь. В 1901 году вынуждена была уехать в Германию, где работала секретарем в газете «Искра». В 1905 году вернулась в Россию, где была секретарем ЦК.
Вторая эмиграция настигла ее после 1907 года. Работала Крупская под Парижем преподавателем. Помогала Ленину налаживать связь с партией в России.
В 1917 году возвращение в Россию.
А жизнь в её представлении была неразрывно связана с трудом. Требовалось отказаться от религиозных дисциплин. Вместо этого детям начали преподавать историю революции, победу над самодержавием и буржуазией.
Был введён метод проектной работы, а за образец взяли педагогический опыт Америки. Но если за океаном упор делался на индивидуальность, то в России — на коллектив. Советская школа: работа над ошибками В 1929 г. И поставила конкретную задачу: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Но решить её было не так-то просто. Крупская наткнулась сразу на несколько «подводных камней». В 1920-х гг. Этот «подводный камень» успешно ликвидировали.
Но сразу же возник другой. Оказалось, что теперь двери школ и высших учебных заведений были закрыты для детей кулаков, дворян и священников. Надежда Константиновна заявила: «Ребёнок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чём не виноват.
Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Советская школа, 1930-е гг. Wikimedia Commons И второй «камень» удалось ликвидировать.
Однако, больше всего проблем доставил третий из них — производительный труд. Здесь возникло сразу несколько проблем. Во-первых, вчерашняя шпана, которую забрали с улицы и посадили за парты, не видела смысла в труде. Беспризорники привыкли выживать по-своему, не надеясь на чью-либо помощь.
И улица манила их обратно. Там не было учителей, дисциплины и труда. Была свобода и борьба за жизнь. Школа стала синонимам тюрьмы.
И многие педагоги, столкнувшись с этой проблемой, оказались в растерянности.
Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь.
Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике.
После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры».
Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание.
Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки.
Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание.
Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений.
Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью.
Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах.
Надежда Крупская - кратко
Ясное дело, портрет изображает Ленина. Рассказ тоже о нём. Собственно, на этом и всё — с чего начали, на том и закончили. Говорим «Крупская» — подразумеваем «Ленин».
А вот обратно никак не получается. Полное растворение в тени и в делах мужа. Надежда Крупская в детстве, 1879 год.
Фото: Commons. С ней не под силу было справиться даже советскому кинематографу. Раз от раза для исполнения роли Надежды Константиновны выбирались, мягко говоря, не самые уродливые актрисы, например Мария Пастухова или Анна Лисянская.
В фильме «Надежда» 1973 г. Последние лет пять в социальных сетях пользуется ураганным успехом забавная картинка. Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности.
Сходство поразительное. Как говорится, до степени смешения. С той только разницей, что над лицом Йоханссон явно трудились стилисты, косметологи и модные фотомастера, а над Крупской — только недорогое казанское мыло и маломощный объектив фотоаппарата 1889 г.
Если это учесть, то наш претендент выигрывает с сильным отрывом. Да, потом всю эту яркость и красоту уничтожит страшное аутоиммунное заболевание — гипертиреоз.
Крупской исполнилось 14 лет, когда привычная жизнь изменилась. Умер отец, и Наде с матерью пришлось выживать.
В тонком пальтишке не по погоде и дырявых башмаках девочка бегала по петербургским лужам от одного дома к другому - давала частные уроки детям, а по вечерам преподавала в воскресной школе. Это не лучшим образом сказалось на ее здоровье: частые простуды обострили наследственное аутоиммунное заболевание. Надежда страдала головокружениями и повышенной утомляемостью. Но ее трудолюбие и работоспособность были просто фантастическими.
Крупская увлеклась идеями марксизма, все свободные часы просиживала в библиотеке и самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Карла Маркса в оригинале. В то время как ее сверстницы зачитывались любовными романами и строили глазки кавалерам, Наденька пробиралась на конспиративную квартиру. Но не на свидания, а на заседания революционного кружка. Одна из таких встреч в феврале 1894 года круто изменила судьбу Крупской.
На заседании кружка ждали особого гостя - Старика. После условного стука в комнату вошел невысокий симпатичный молодой человек. Его подбородок скрывала острая бородка, а голова заметно начинала лысеть, незнакомец без лишних церемоний подсел к столу и уже через пять минут увлеченно рассказывал об идеях мировой революции, при этом шутил и вглядывался в каждого своими цепкими глазками-буравчиками. Надежда вынести этот взгляд не могла - на ее бледных щеках пылал румянец, сердце бешено стучало, а слова застревали в горле.
Она влюбилась. Владимир Ульянов пригласил Надежду на личную встречу, но лишь для того, чтобы она привела с собой подругу - красавицу Аполлинарию, которая ему очень понравилась. Однако Старика вскоре арестовали, и к нему в тюрьму Аполлинария ходить не пожелала. А Крупская пошла.
Рискуя собственной свободой, она приносила ему передачи, прятала тайные письма, а когда свидания запретили, часами стояла на углу улицы - единственном пятачке, который был виден из тюремного двора, когда заключенные были на прогулке. Так ее возлюбленный мог знать: его поддерживают. Личная жизнь Надежды Крупской В одном из посланий от Владимира Надежда прочитала неожиданные для себя строки: признание в любви и предложение стать его женой. На самом ли деле им руководило чувство любви или просто так ему было удобно - оказалось для Надежды не столь важно.
Она отправилась вслед за Владимиром в сибирскую ссылку.
Участники этого объединения организовали с Надеждой Крупской переписку. В одном из писем в 1926 году культурный и партийным деятель дала согласие на присвоение библиотеке своего имени: «Дорогие ребята, ваше письмо я получила. Большое спасибо за него. Я рада буду, если ваша библиотека будет называться моим именем. Ваше письмо, наверное, порадовало бы Владимира Ильича. Рада буду, если вы будете писать о работе вашей библиотеки. Посылаю вам свой портрет, когда я была девочкой восьми лет.
Он не приглянулся ей внешне, но очаровал с первой встречи — с ним интересно, шумно, он говорил так запальчиво и яростно, что Надя невольно кивала головой в такт его словам. Они совпадали во всем, одинаково смотрели на жизнь, грезили революцией... Надю кольнуло то, что Володя сразу запал на Аполлинарию. Но больше изумляли ее те странные, смутные чувства, которые заставляли ее думать о нем, вспоминать к месту и не к месту его прищуренные, с хитринкой, глаза… Когда он заболел, она вызвалась быть при нем сиделкой. Ей нравилось быть рядом. Его роман с подругой тек вяло, но мучил Надю порой уколами ревности. Они отдалились с Аполлинарией, и Крупская не знала точно, правда ли Володя предложил ей руку и сердце, и правда ли Якубова отвергла его, но вскоре Надя получила от него предложение стать его женой — в письме из тюрьмы. Оброненная ею фраза — «Ну что же, женой, так женой» — «войдет в анналы».
Но равнодушия во фразе не было. Она просто была согласна на любую роль, лишь бы быть рядом. Когда их обоих решили направить в ссылку, но в разные места, шанс остаться вместе у Крупской и Ленина был один — венчание. Так 22 июля 1898 года Петропавловский храм села Шушенское услышал их нетерпеливые «да»; кованные ссыльным-умельцем Оскаром Энгбергом из пятаков кольца обняли пальцы не хуже настоящих обручальных. Вместе в ссылке было не так уныло. Надя была сдержанна, но страсти между ними кипели. Мечталось о ребеночке… Но она так болела, так болела! Рези в животе, в самом его низу, бесконечные врачи и боль — она очень рано начала расплачиваться за небережное отношение к своему здоровью.
Володя от каждой ее болезни страдал не меньше: Надя в такие моменты становилась похожа на раненую птичку. И ждала она птичку. Так называла Крупская свою мечту о малыше. Надежда без надежды. Такой она стала через несколько лет бесплодных попыток стать матерью. Страсти супругов несколько улеглись. Потом они смирились с тем, что не будут родителями, и вся их энергия была брошена на общее дело — политику и борьбу. Не будем давать ей оценок — не о том речь.
Но Надя стала для своего Володи незаменимой. Она справлялась со всем — с шифрованием его писем всего она зашифрует 30 000 посланий! Ей плохо давался только быт: готовить она не любила и не умела, вершиной ее мастерства была яичница из четырех яиц, которую муж покорно съедал по утрам. Теща взяла на себя готовку и придание уюта любому дому, в который бы не занесла судьба ее «детей». Ильич котлеты тещины любил, но цапался с ней регулярно, хотя в целом Елизавета Васильевна относилась к нему неплохо. Родные же Ильича не особо жаловали Надю: сестра Анна прозвала ее селедкой, что затем привело к получению партийной клички Минога. Ленин же довольно трезво оценивал жену. И понимал, что плюсов у его Нади — куда больше.
И плевать на надоевшую яичницу: Надя незаменима! Каким-то внутренним чутьем Крупская установила удивительный баланс в их отношениях: оставаясь личностью, она никогда не мешала мужу блистать ярче. Как сказали бы сейчас, они были единой, цельной командой. В 1900 году Крупская и Ленин отправились в Европу. Тут Крупская работала на Владимира Ильича как секретарь и стенографистка, переводчица. И оставалась его женой. Он принялся сбивчиво рассказывать ей что-то, но из услышанного она выловила одно: на Володю произвела неизгладимое впечатление некая Инесса Арманд, дама революционного настроя. Вскоре Надежда Константиновна увидела Инессу, и сердце ее ухнуло: хороша!
Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Аутоиммунное заболевание, диффузный токсический зоб, менял лицо, выпучивал глаза, портил характер, мучил приступами дурноты.
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь
Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. 25-го февраля 1939-го года, за день до 70-ти летнего юбилея Надежды Константиновны Крупской, в подмосковном санатории Архангельском собрались ближайшие друзь. Надежда Константиновна вспоминает, что в сентябре и октябре на прогулки ездили много.