Я был домашним мальчиком, любил читать книжки, поэтому во дворе был не в авторитете. Что должно случиться в России, чтобы власть снова оказалась в руках криминальной прослойки? Подростки в Сармановском районе Татарстана решили воспроизвести показанные в сериале "Слово пацана" уличные баталии конца прошлого века. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х от автора Роберт Гараев (ISBN: 978-5-60-449595-7) по низкой цене.
История «казанского феномена», о котором сняли сериал «Слово пацана»
Гараев решил показать этот феномен глазами самих участников событий, и взял у них интервью — результатом стала книга «Слово пацана». Криминальный Татарстан 19702010-х онлайн бесплатно и без регистрации. Криминальный Татарстан 1970-2010-х" — купить сегодня c доставкой и гарантией по выгодной цене.
Что известно о молодежных ОПГ Татарстана
- Банда «Тяп-Ляп»
- Банда «Тяп-Ляп»
- Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас»
- Как закончили жизни яркие представители саратовского криминала - 10 декабря 2023 - 164.ру
- Банда «Тяп-Ляп»
- Прокуратура Татарстана проверит книгу про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан»
Умереть молодым. Как закончили жизни яркие представители саратовского криминала
В конце 80-х каждый четвертый казанский мальчишка состоял в какой-то группировке, обычно ребята вступали в них к 14 годам и числились там до армии. Моя группировка называлась «Низы», она находилась на границе Московского и Кировского районов. Это был небольшой квадрат, центром которого являлась улица Шамиля Усманова. Вокруг нас были группировки «Грязь», «Кинопленка», «Московская бригада» и «Хитрый двор». Я считался «скорлупой» — на нашем жаргоне это означало «участник самого младшего возраста». Мы иногда конфликтовали с «Грязью», но разрушительных войн у нас не было. Писатель рассказал о внутренней кухне казанских группировок Источник: иллюстрация книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Главная обязанность группировщика того времени — постоянное посещение сборов.
Таким образом нас дисциплинировали старшие. Также нам запрещалось употреблять алкоголь и наркотики, курить. Нас учили быть сильными и готовили отстаивать интересы своей улицы. Чем объяснялась необходимость состоять в них? Когда построили завод «Теплоконтроль», вокруг него создали и новый микрорайон, куда заезжали разные семьи. Подростки из этих семей воспринимались местными враждебно, их постоянно задирали, грабили. В ответ на это ребята из нового района стали собираться вместе, чтобы дать отпор.
И запустилась цепная реакция — эта практика распространилась на всю Казань, породила субкультуру. А еще участие в группировке позволяло людям, у которых не было иных социальных лифтов, получить поддержку и внимание. Например, еще до революции в Казани проводились массовые драки, настоящие ледовые побоища — это случалось зимой на озере Кабан. Татарская слобода дралась с русскими, то есть конфликт имел этнические корни. В советское время это изменилось, национальная рознь затихла, но и в 40-е, и в 50-е люди находили в себе силы и энтузиазм, чтобы просто драться, без какой-либо идеи. К 80-м стихийное и малопонятное уличное насилие стало организованным, появилась новая причудливая логика и этика, в рамках которой существовал целый город.
Принципиальная особенность «казанского феномена» в том, что эта форма жизни существовала не где-то на индустриальной периферии, но охватывала весь город, строго поделенный между группировками, и буквально за каждый двор «за асфальт» шли ожесточенные битвы. Еще с младших классов школы практически каждый житель района должен был определиться: стать «пацаном» присоединиться к группировке и следовать ее строгой дисциплине или остаться во внешнем мире, превратившись в «чушпана» стать объектом экспроприаций и насилия со стороны «пацанов». Между этими антагонистическими мирами существовала и третья нестабильная прослойка, «не при делах» обычно соседи или родственники «пацанов» , из которой, впрочем, можно было легко переместиться в «чушпаны» или, наоборот, поднять свой статус до «пацана». Такое субъект-объектное разделение иногда провоцировало поверхностных наблюдателей на сравнения «пацанов» и «воров в законе», однако их отличия, как еще раз показывает книга Гараева, носят фундаментальный характер. Мир «пацанов», напротив, как бы опрокинут во внешний: они заводят семьи, любят свой город и в целом ориентированы на успех — например, в бизнесе или политике. Участие в подростковой группировке не только не препятствует интеграции в этот внешний мир, но как бы подготавливает к его более адекватному восприятию. Ведь подлинными, а не декларативными законами внешнего мира являются готовность к насилию в любых формах и прочность неформальных дружеских связей. В своей уже упомянутой книге Светлана Стивенсон очень точно говорит о «прагматическом индивидуалистическом мировоззрении», которое у «пацанов» органически сочетается с верностью районному коллективу. Эту установку ярко подтверждают и свидетельства, собранные Гараевым: «пацаны» с презрением и непониманием относятся к любым носителям «больших идей» — будь то комсомол или татарские националисты, на митинги которых в начале 1990-х они совершали организованные набеги. Нарушая формальный закон как неподлинный, т. В то же время «неформалы» вызывают у «пацанов» ненависть и агрессию, так как противопоставляют себя господствующим отношениям насилия. В таком авторитарно-циничном мировоззрении, однако, явно присутствовал социальный ресентимент, особенно на рубеже 80—90-х, когда казанские, а также челнинские, чебоксарские и др.
Один из ее сыновей — хоккеист, второй любит деньги, заработанные умом. Что касается сериала, то они просто смеются над дикостью тех времен и говорят, что не хотели бы пойти кому-то в соседнем дворе голову разбить за кроссовки или шапку. Я знаю, что у нас в Казани есть такие районы-гетто, где молодежь надо спасать. Сейчас они насмотрятся на Маратов, по сути, уже являясь в каком-то процентном соотношении такими же Маратами. И им еще не известны последствия, но мы-то знаем цену. Дети из неблагополучных семей — самый слабый слой населения. Им точно другими фильмами надо жить. Вы согласны с этим? Провоцировать то, от чего с таким трудом избавлялись, вряд ли назовешь разумным. И что развлечение в виде фильма — в данном случае дополнительная работа для органов. Но, как я уже говорил, я не видел конца сериала, чтобы понять, какие семена этот фильм посеет в головах молодежи, поэтому не могу сделать однозначные выводы, надо его запрещать или нет. Как считаете, серьезная ли это проблема или они просто играют? Вопрос лишь в том, насколько государство способно контролировать преступность и держать ее в рамках. В Казани сегодня ребята из МВД все контролируют. Даже если в моменте кто-то захочет поиграть в эту игру заново, у эмвэдэшников достаточно опыта, влияния и контроля, чтобы все уладить. И я благодарен Владимиру Путину. Он красавчик и смог все на свои места расставить. Сейчас плюс-минус все в своих рамках: и органы, и бандиты. В Казани раньше — если в неделю двоих-троих не убивали, то неделя была прожита зазря. Сейчас же в городе никто не стреляет, смогли в какие-то рамки увести людей. И матери могут спокойно отпускать детей погулять, зная, что их сын или дочь вернутся невредимыми. В лагере меня многие не понимали, за что я уважаю Владимира Путина, а я считаю, что он сильный лидер. Если бы бандиты в 90-е это понимали, то многие остались бы живы. Наверное, странно это слышать от человека, который 20 лет в тюрьме просидел, но это мое искреннее мнение через понимание вещей, как люди жили в 90-е и сейчас. В девять лет начал курить взатяг. В 12 первый раз выпил. В 13 убежал из дома. У моего друга мать умерла при родах, двое братьев сидели в тюрьме, сестру забрали в приемник. Его тоже искали, но мы жили в подвале соседнего дома. Воровали, отнимали деньги у чушпанов. Мы ни о чем не мечтали тогда, нам просто казалось, что этот мир таков, так должно быть и так мы будем жить всегда. Я рассказываю все это лишь для ясности: с чего начиналась моя жизнь и что понадобилось для того, чтобы ее изменить. В 20 лет мне дали 20 лет строгого режима за бандитизм и заказные убийства.
Скрябина застрелили в 1994 году. Антипов уехал в Москву, оттуда в Подмосковье, где и живет до сих пор. В беседе с журналисткой Сашей Сулим он заявил, что группировки не было, а ее члены были просто друзьями. В ОПГ ушли и «тяпляповские» после ареста своих лидеров. Бандиты из «Хади Такташ» жили по «воровским понятиям». Они промышляли криминалом, воровали полиэтиленовую крошку с «Оргсинтеза» и продавали ее. В 1990-е годы бандиты уже контролировали производство полиэтиленовой пленки. В 90-е годы они захватили свыше 40 небольших компаний Казани. Молодых «барыг» главари группировки принуждали скидываться на «общак». Однако не всем нравился такой расклад. В 1992 году «Хади Такташ» раскололась, лидера «молодых» членов Анвара Халиуллина застрелили. В начале 1993 года в Москве в отместку убили лидера «старших» Рауфа Шарафутдинова. Это было классическое преступное сообщество с четкой иерархической структурой, боевыми подразделениями, разведкой и контрразведкой. Однако в 1999 году правоохранители поймали одного из «хадишевских» убийц, который сдал Раджу, и других. Галиакберова удалось задержать. На суде ему предъявили 12 убийств, которые совершили члены банды, однако считается, что участники «Хади Такташ» убили не менее 50 человек. В 2002 году Раджу приговорили к пожизненному заключению в колонии «Черный дельфин».
Банды из «Слова пацана»: пять самых известных и страшных ОПГ Казани
В сериале «Слово пацана» есть отсылка к этому дерзкому убийству — судя по стоп-кадру, судьбу Амбала показал персонаж Кирилл Суматохин (Самбо), которого также застрелили в больничной палате. К собирательному образу всех героев «Слово пацана» можно добавить и черты лидера ОПГ «Жилка» Хайдара Закирова — как многие из «шелухи», парень связался с криминалом в 14, ну а как «старшики» — стал циничным и жестоким. Криминальный Татарстан 1970-2010-х" — купить сегодня c доставкой и гарантией по выгодной цене. Фильм «Слово пацана» взорвал инфопространство. Криминальный сериал о «лихих» даже не 1990-х, а 1980-х бурно обсуждают в СМИ и соцсетях. Совсем скоро в свет выходит сериал «Слово пацана» о жизни Казани и Татарстана в 90-е годы. Популярный сериал «Слово пацана» снят на основе реальных событий, происходивших в Казани в 70-80-х годах.
«Слово пацана»: обзор и пересказ всех эпизодов шоу
Так ты уже ребенком начинал узнавать, где какая группировка, а в 11-12 лет становился их жертвой. Родители всего этого особо не замечали, даже не знали, что их ребенок состоял в группировке. У них вот это — «мальчишки дерутся» — было с детства, и им это не казалось проблемой. Взрослые просто не знали, что в Казани все так гипертрофировано. К началу 1980-х группировки начали расти как грибы после дождя. По моим подсчетам, к концу десятилетия в Казани их было уже более ста.
В «Вечерней Казани» писали о «подростковой чуме»: миллионный город оказался поделенным на территории, каждая из которых была закреплена за отдельной группировкой Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» «Они забирали все, что хотели» Вы понимали, что встреча с группировками неизбежна? Пытались как-то подготовиться к ней? К этому невозможно было подготовиться — ты маленький, с мальчишками во дворе играешь, а тут какие-то взрослые хулиганы приходят тебя грабить. Но это было неизбежно, поскольку я жил на территории группировки «Панели».
Поэтому, идя по улице, я всякий раз выглядывал из-за угла, чтобы не встретиться с какой-нибудь компанией. Сначала мне до школы было идти минут 30 пешком, но потом моя семья переехала к ней поближе. Но для того чтобы попасть на учебу, мне все равно нужно идти через рынок, территорию Хитрого двора, а потом в сторону Шамильки. Карты» На рынке всегда была куча подростков и детей — такие места группировщики обычно и выбирали для того, чтобы отнимать вещи у своих юных жертв. Поэтому мой маршрут был опасным, но я с первого класса ходил по нему самостоятельно — не было такого, чтобы меня сопровождали родители, чтобы я просил об этом.
Вообще в мальчишеской среде не было принято рассказывать родителям о хулиганах — но и бороться с ними в одиночку никак не получалось. Как выглядела типичная встреча с группировщиками? Они подходили ко всем подросткам. Если ты был из какой-то другой группировки, то, по правилам, был обязан представиться. Уйдешь ли ты целым, зависело от того, враг ты или нет.
А у тех, кто в группировках не состоял, просто отнимали деньги и приглянувшиеся вещи. Забирали все, что хотели, — например, куртки, кроссовки или шапки. Если ты позволишь группировщикам это сделать, то они будут издеваться над тобой каждый день. В то же время им — 3-5 крупным парням — было практически невозможно дать отпор. Изъятие денег происходило так: вылавливались одинокие школьники или парочки мальчишек, идущие с уроков домой.
Первой фразой чаще всего было уверенное: «Стоять! Если кто-то начинал кричать и звать на помощь, получал по лицу Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» «Теперь ты считался пацаном» Когда и почему вы сами решили примкнуть к одной из группировок? Когда я был ребенком, группировщики отбирали у меня деньги. Потом уже у меня получалось как-то увиливать — лучше всего было убегать.
Но однажды, в один день, все сложилось. Парень из параллельного класса — его звали Искандер — «пришился» вошел в состав — прим.
Жизнь молодых людей в Казани была непростой: прямо на улице или заднем дворе школы подростка могли как просто избить, так и снять новую модную куртку или джинсы, а вдобавок ещё и отобрать деньги. Вступление в группировку снимало эти проблемы, давая новому участнику крышу в лице соратников. Чтобы стать частью банды «пришиться» , в некоторых случаях нужно было пройти ритуальную проверку — выстоять в спарринге с другим группировщиком или не испугаться драки с подосланными провокаторами. В среднем в ряды сообщества принимали в возрасте 13—14 лет. Тех же, кто не был в банде «с улицей» , называли «чушпанами» и чаще всего расценивали как лёгкую добычу. Почти все группировки делились на возрасты. Младшие были обязаны подчиняться старшим. Самый младший возраст назывался «первым», «скорлупой» или «шелухой».
Важных заданий малолетним участникам не поручали, максимум, что они могли, — постоять «на шухере». Спустя год-два «скорлупа» поднималась на ступень выше и становилась «суперами». За ними следовали «молодые», «средние» и «старшие». На вершине цепочки находились «старики» — так называли группировщиков, которые уже успели отслужить в армии. Бывали и исключения. В книге «Слово пацана» приводятся воспоминания бывшего участника одной из группировок — он рассказал, как однажды в их «первый возраст» определили 30-летнего экс-спецназовца, которому пришлось ждать шанса проявить себя и получить повышение. Основной повинностью всех пацанов было участие в сборах, которые в 90-х стали называть «сходняками». Такие мероприятия проводились несколько раз в неделю. А иногда каждый день. Пропускать их было крайне нежелательно.
Обычно у разных возрастов были отдельные сборы. На них участники банды обсуждали насущные дела, организовывали спарринги, играли в футбол и просто общались. Главной опасностью были милицейские облавы — парней часто ловили во время сборов, отвозили в отделы и переписывали личные данные, после чего отпускали иногда предварительно избив. Помимо сборов, группировщики должны были платить в общак установленную сумму. Собранные деньги в основном шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, находящихся в заключении, или на другие нужды банды. Кроме того, все должны были соблюдать определённый свод правил и ограничений. Почти во всех командах действовал уже упомянутый запрет на алкоголь и курение, который был особенно жёстким для «шелухи». Тем, кого ловили за распитием или с сигаретой, грозило избиение. Иногда били весь возраст, к которому относился проштрафившийся подросток. Нельзя было бить участника вражеской банды, если тот шёл по улице с девушкой.
В некоторых группировках участникам запрещалось работать в сфере обслуживания, например официантами, уборщиками или таксистами. Строжайше запрещено было убегать во время потасовок: боец должен был продолжать драться с врагами даже в том случае, если соотношение сил складывалось не в его пользу. Если пацан «сломился» то есть отступил , его ждали серьёзные последствия вплоть до «отшивания» — исключения из группировки. Те, кто желал уйти, либо говорили об этом напрямую, либо просто переставали посещать сборы. Обычно после этого ставился вопрос об их исключении. Чтобы «отшиться», сохранив лицо и возможность перейти в другую группировку, нужно было выдержать испытание. Уходящего жестоко избивали бывшие соратники, но после этого он получал свободу. Существовал и другой вариант: исключённого из рядов группировки могли просто «загасить», то есть оплевать. Человека при этом не били, но его репутация на улице полностью уничтожалась. О возвращении или присоединении к другой банде больше не могло быть и речи.
Тот, кто отслужил в армии, мог не проходить через эти процедуры. После дембеля молодой человек становился почётным членом группировки и имел право принимать участие в её делах в том объёме, в каком захочет сам, или не принимать вовсе. Асфальтные войны Почти с самого зарождения уличных группировок они непрерывно воевали между собой. У этого явления было несколько названий — асфальтные банды «делили асфальт», то есть территорию или монтажные основным оружием в этих сражениях были монтажки войны.
Худых и слабых, даже средних, до 80 кг, там точно не было. Все спортивные, здоровые по 100—120 кг при росте по 180—200 см и несколько солидных взрослых мужчин лет от 50 до 60 , возможно, их старшие. А в 2005 году я наблюдал сходку в Казани. Уличная банда собралась для решения внутренних вопросов на квартале. Сбор назначили в 11 утра на хоккейном стадионе. Буквально отовсюду подошли подростки, собралась толпа около 200 человек. Было понятно, что реально перетирали насущные вопросы». Дело в том, что попасть туда было легко, а выйти порой невозможно. Знакомый рассказывал о своем опыте. В 2000 году он был в группировке около трех месяцев. Это было уже лайтовое время, не жестили так, как в 70—90-х. Так вот тот парень только через своих старших родственников вышел с «улицы», покинул банду. Причину объяснил так: ловить там нечего. Ты в любое время по звонку обязан подорваться и приехать в указанную точку Татарстана. Например, на стрелку за пацанов или на вылазку. Нужно было сделать все, что скажут старшие. Никого не волновало, что ты с девушкой проводишь время, на празднике с родственниками или на новогоднем утреннике в костюме Деда Мороза развлекаешь детей. Позвонили — обязан явиться. Хана тебе, если не ответил на звонок или выпил и не пришел. За такое могли свои же избить до реанимации. Тогда этот парень понял: если не соскочить, то дальше припрягут на уголовные преступления. Поэтому кое-как ему удалось выйти чистым и невредимым. А вот отойти от группировки в 80—90-е было практически невозможно. Оно и понятно, все были повязаны, зачастую кровью. Люди крышевали бизнесы, вместе кого-то избивали». Наверное, чтобы чувствовать себя защищенными. Еще у группировки была общая идея, общий досуг, возможность проявить себя, стать впоследствии даже лидером. Помимо того, что они «держали» район, крышевали бизнесы, получали с них дань, пацаны еще следили за порядком на районе покруче полиции. Могли без протоколов, судов и следствий прописать оборзевшим приезжим так, что беспредельщики уезжали и больше не возвращались». Карим: «Разным периодам соответствовал разный характер влияния группировок. В 70-х и 80-х в основном делили «асфальт», грабили, убивали. В 90-х уже больше крышевали бизнесы, открывали собственные. С 1994-го начались заказные убийства и бандитские войны, связанные только с бизнесом. К 2000 году власть в Казани была поделена, поэтому войны между ОПГ стихли, успокоились, между собой договорились. Открыли отели, казино, стриптиз-клубы, ночные клубы, организовали ЧОПы, магазины, …» Денис: «Ну как можно всех пересажать? Однозначно нет. Больше чем уверен, что пересажали только самых отмороженных, одну сотую часть. Где-то читал, что при задержании кто-то своих сдавал, но это скорее исключение, поскольку за такие вещи могли убить». Карим: «Время было страшное, дикое, жестокое. В 1995-м все ждали, когда же все закончится. Слава богу, пережили… Не хотелось бы повторения. В таких фильмах, как «Бригада», такая жизнь выглядит красиво и круто, но в реале никакой романтики там нет. Я юрист. Вопреки многим воплям о пропаганде и романтизации бандитизма в «Слове пацана» ничего такого не увидел. Скорее это историческая хроника и документальный фильм. Жести особой в кино нет, в реале было гораздо больше крови и трупов. Шальную пулю на улице можно было словить легко, просто оказавшись не в то время не в том месте». Тимур: «В нулевые я переехал из Казани в Москву. У меня семья, квартира, все дела. Но считаю себя казанцем. Бывших казанцев не бывает. Уверен, что повторения подобного не произойдет. Возможно, отдельные парни, легковозбудимые и психологически неустойчивые, из бедных регионов, лишь недолго поиграют в «Слово пацана». Но в Казань это вряд ли вернется.
Posted 27 ноября 2023,, 14:21 Published 27 ноября 2023,, 14:21 Modified 19 декабря 2023,, 08:19 Updated 19 декабря 2023,, 08:19 В Татарстане подростки образовали ОПГ 27 ноября 2023, 14:21 Подростки Татарстана организовали группировки после выхода «Слово пацана» В Сармановском районе Татарстана подростки организовали собственные группировки. Соответствующие каналы появились в мессенджере Telegram. Подростки опубликовали видеозаписи с драками двух группировок.
Краткое содержание книги
- «Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
- Умереть молодым. Как закончили жизни яркие представители саратовского криминала
- Хронология Казанского феномена
- «Они забирали все, что хотели»
В Татарстане подростки образовали ОПГ
Позже историки это явление назовут «казанским феноменом». Светлана Стивенсон, профессор школы социальных наук Лондонского университета: «В представлении людей, особенно бедных, маргинальные преступные группировки — это не то, что в нашем представлении, это не способ только получать криминальные доходы, но и сообщество, в котором люди могли обрести, по их мнению, поддержку и какую-то В конце 80-х Казань стала центром молодежной преступности, а сами группировки — социальным лифтом и путевкой в жизнь для сотен тысяч представителей поколения последних пионеров. То самое представление о красивой жизни». Загитов на место съемок сериала в Ярославле привез своего 13-летнего сына. Роберт, как и большинство его одноклассников, — фанат сериала. Роберт Загитов: «Мне нравится то, что это не романтизируют и показывают, как было на самом деле. Правду показывают».
Он держался очень спокойно, так как надеялся на снисходительность, но, осознав всю серьезность ситуации, он впал в панику.
Сергей Скрябин был воплощением нескольких героев сериала «Слово пацана». Скрябин несколько выбивался из массы «тяп-ляповцев» - он имел высшее образование окончил Казанский педагогический институт , был достаточно эрудированным и гибким человеком. С лидером «Тяп-ляпа» Антипой Скряба познакомился в тренажерном зале. С детства Сергей занимался самбо и имел отличную физическую форму. Мужчины сошлись на теме спорта, а позже Антипов предложил Скрябину «пришиться» стать членом к группировке, пообещав ему власть, богатство и авторитет. Профессиональные и личностные качества Скрябы позволили ему стать мозговым центром «Тяп-ляпа». Он координировал преступную деятельность группировки, разрабатывал детальные криминальные планы и идеологию, отвечал за финансовую составляющую ОПГ, придумывая новые способы выбивания денег из богатых казанцев.
Сергей Скрябин в боксерском поединке по середине и его могила. Когда милиция всерьез заинтересовалась преступной деятельностью «Тяп-ляпа», Скряба залег на дно. Он знал, что сотрудники правоохранительных органов пытаются вербовать участников ОПГ, чтобы узнать информацию о главарях группировки. В жестоких набегах Джавды он тоже не участвовал то ли из страха за свою жизнь, то ли из-за своих моральных принципов. После событий 1978 года Скрябин все-таки был задержан. Тогда его приговорили к 15 годам лишения свободы. После выхода на свободу Сергей Скрябин примкнул к другой группировке, так как «Тяп-ляп» утратила былую силу.
Дела шли неплохо, но преступный мир 90-х был беспощаден, потому Скрябу ждал трагичный конец. В феврале 1994 года он был убит неизвестными неподалеку от собственного дома. Стоит сказать, что в то время в российских регионах бесчинствовали многочисленные преступные группировки, которые наводили ужас на мирных граждан. Местные правоохранительные органы не могли с ними совладать, а власти предпочитали закрывать глаза на происходящий ужас. Подробности о жестоких стычках преступников с армией и самых криминальных городах Советского Союза читайте в статье - какие советские города считались самыми криминальными, и какие банды там орудовали. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Криминальный Татарстан 1970—2010-х" Роберт Гараев слушать онлайн В книге рассказывается о жестоких уличных драках в конце XX века в России, о беспощадных боях между участниками молодежных группировок, о «казанском феномене» и его последствиях для города. Автор, сам попавший в одну из местных банд в школьные годы, исследует причины и последствия насилия, рассказывая о суровых днях и войнах, которые принесли смерть сотням людей. Книга составлена из рассказов выживших участников, милиции, адвокатов и обычных жителей, которые хотят поделиться правдой о произошедшем.
Мария Божович Роберт Гараев — о юности, сериале и уличной преступности Историк и журналист Роберт Гараев в 2020 году выпустил книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х годов», которая легла в основу популярного сериала. Кровь на асфальте» который еще не вышел до конца , и действительно ли в нем есть романтизация зла. Как получилось, что она стала основой для художественного фильма? В книге рассказывается об устройстве казанских группировок, как они появлялись, как со временем трансформировались. Изначально была идея написать нечто похожее на документальный роман «Прошу, убей меня».
Это культовый текст про панк-рок ранних 70-х, составленный из прямой речи Игги Попа, Дэвида Боуи и других звезд. Рассказы где-то пересекаются, где-то противоречат друг другу, а вместе сплетаются в некий образ времени и рок-н-ролла. Но редактор убедил меня, что, помимо прямой речи героев, должны быть экспертные комментарии. После выхода книги я много разговаривал с журналистами, меня приглашали в подкасты. Будущие создатели фильма заинтересовались темой и связались со мной. Кадр из фильма «Слово пацана. Кровь на асфальте». Если память меня подводила, я обращался к героям своей книги. А дальше надо было увидеть, как сюжет будет сочетаться с этой исторической реальностью, и это уже дело авторов.
Сценарий фильма — самостоятельное произведение, выдуманная история, к которой я не имею отношения. Каким образом вы попали в группировку «Низы» и можно ли было этого избежать? Я попал в группировку по залету — у меня вымогали деньги, и я искал защиту. Но брали в группировку далеко не каждого. Какого-нибудь слабенького ботана, который может убежать или настучать в милицию, не взяли бы точно. Группировка — это своего рода аристократия, там было нужно соответствовать требованиям, доказать, что ты можешь стать гражданином пацанского государства. А чушпаны, с точки зрения пацанов, были ближе всего к той категории, которых после революции называли лишенцами. Их можно было ставить на счетчик, отнимать деньги и одежду, всячески третировать. В фильме это показано довольно жестко — задавали вопросы, били.
А что в реальности? На нашей улице это было не принято. Меня привели двое пацанов из параллельного класса, они за меня поручились, и этого было достаточно. Ответы на вопросы мы разучили заранее. Бывает, приходишь в новый класс — и сразу контрольная по математике, атмосфера не та. А тут был приятный вечер, все пекли картошку на костре. Но я все равно волновался. Понимал, что самозванец, отличник, учусь в художке и совсем не силач. Думаю, меня взяли для количества.
Когда все побегут толпой, нужно, чтобы силы у улиц были равными, а для этого в возрасте члены группировки определенного возраста, например, от 10 до 14 лет. Самый безболезненный способ — если ваша семья переехала в другой город или просто в другой район. У группировки не такие длинные руки, как у мафии. Кто-то возвращался после армии и считался стариком. Он женился, шел работать на завод и просто по возрасту выпадал из этой битвы за асфальт. Такому человеку могли предложить вернуться, но, даже если он отказывался, его все равно уважали как взрослого, который много сделал для своей улицы. Я отшился через пару лет достаточно легко, меня просто избили.
Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас»
Из-за того, что «Слово пацана» отчасти основано на реальных событиях, у сериальных героев есть прототипы. Фильм «Слово пацана» взорвал инфопространство. Криминальный сериал о «лихих» даже не 1990-х, а 1980-х бурно обсуждают в СМИ и соцсетях. Новый сериал "Слово пацана", в котором рассказывается история подростка, попавшего в одну из казанских банд в 1980-х годах, буквально изумил не только российского зрителя, но и граждан из стран СНГ. В основу сценария легла книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберта Гараева — сборник мемуаров участников группировок и правоохранителей тех лет. в ожидании показа "Слова пацана | Кровь на асфальте" на НТВ в 23.00. Из-за того, что «Слово пацана» отчасти основано на реальных событиях, у сериальных героев есть прототипы.
«Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов
Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Криминальный Татарстан 19702010-х онлайн бесплатно и без регистрации. Подростки в Татарстане сбиваются в банды после «Слова пацана»: запретят ли сериал?
Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»
Однако мое участие в «Низах» пришлось на более-менее спокойное время. Пару раз мы стояли наготове и ждали набега со стороны «Грязи», но все как-то разрешилось. Если и были драки между группировками, то на бытовой почве — они быстро стали обыденными. Моя первая, например, произошла уже на второй месяц после «пришивания». У нас была война, сейчас уже не вспомню с кем, и к нам в ПТУ приехали драться два вражеских пацана. Неприятели были выше нас на голову. Мы молча зашли в подъезд и встали возле лифтов на первом этаже в боевые стойки. После команды «Поехали» те двое тяжеловесов месили нас на протяжении нескольких минут Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Как складывались ваши отношения в группировке со старшими и ровесниками? Были нормальные старшие, а были — другие.
Вот не полюбил тебя такой, и, когда приходило время наказаний в виде побоев, тебе старались нос сломать или уронить ударом. Помню, я не нравился одному. И когда пришло время общей экзекуции за то, что кого-то из участников «Низов» нашего возраста поймали с сигаретой, он прописал мне так, что я очнулся на снегу. Сейчас я почти не помню ни лиц, ни имен своих старших, но их кулаки помню хорошо. Сильнее всех бил Жбан... Старшие выстраивались в линейку. Все наши должны были по очереди подойти к каждому из них. Бил не каждый, и поэтому в сумме ты получал три-четыре крепких удара по лицу Роберт Гараевтз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» У меня было опухшее лицо, и на следующий день я даже не пошел в школу.
Вообще, чтобы понравиться старшему, надо было хорошо разговаривать, быть духовитым и смелым. Очень помогало, если у тебя был уважаемый старший брат или родственник или же если ты вырос в подъезде с кем-то из старших и тебя знали с детства. Например, в «Низах» был мой ровесник по кличке Малыш. Он часто зажимал [отбирал] шмотки у своих, хотя это было не по понятиям, — тем более, учитывая всю нашу бедность. Но у меня с ним конфликтов не было, зато были стычки с другим ровесником — Абажем. Он выбрал меня жертвой и постоянно подшучивал. Мне, конечно, это не нравилось — приходилось постоянно давать отпор. Достаточно быстро. Очень показательной для меня стала ситуация с парнем, который в детстве стал жертвой педофила.
Об этом как-то узнали в группировке — и его очень жестоко «отшили» [изгнали]. Буквально за день до этого его называли друганом и братаном, а тут я видел, как они на нем прыгают. Потом я стал свидетелем еще одного «отшивания» — на этот раз своего дворового приятеля: второй наш друг помочился на него. Я понял, что так больше не могу. Первое время я думал, что ребята из «Низов» — моя защита: у меня не было с ними особых проблем.
Автор, сам попавший в одну из местных банд в школьные годы, исследует причины и последствия насилия, рассказывая о суровых днях и войнах, которые принесли смерть сотням людей.
Книга составлена из рассказов выживших участников, милиции, адвокатов и обычных жителей, которые хотят поделиться правдой о произошедшем. Слушать аудиокнигу Роберт Гараев "Слово пацана.
Параллельно этому, вполне слободское мировоззрение воспроизводилось в новых микрорайонах и посёлках. Некоторые ОПГ точь-в-точь соответствовали историческим слободам, пусть их население изменилось, а старые деревянные кварталы были прорежены многоквартирными многоэтажками. Легендарная «Хади Такташ» — это бывшая Архангельская слобода, где раньше жили предприимчивые ремесленники, работавшие на казанский архиерейский дом. Наконец, «Суконка» — это буквально дожившая до конца ХХ века Суконная слобода, самая колоритная из русских слобод Казани. Быт и нравы Суконной слободы известны культурной России благодаря воспоминаниям её жителя Фёдора Шаляпина.
Но юный певчий Сошественской церкви не застал самых героических времён, когда суконщики боролись за свободу от крепостной зависимости, считая себя незаконно приписанными к суконной мануфактуре. Любой приезд в Казань императоров или членов августейшей фамилии сопровождался манифестациями суконщиков. Одни за это уезжали по этапу в Сибирь, другие залечивали раны от побоев, но продолжали бороться. Здешние матери угрожали своим сыновьям проклятием, если те не пойдут искать правды. Правды добились, когда действительно получили волю за 12 лет до 1861 года. Жора Крыжовников, 2023, Россия Среди обычаев Суконной слободы наиболее заметным были зимние кулачные бои на озере Кабан, где Суконка сходилась с Татарской слободой. Мальчишки, молодёжь, взрослые мужчины, возраст за возрастом, выходили на лёд, чтобы показать свою силу.
Вся прочая Казань с замиранием тысяч сердец болела по берегам озера. Известно, что основатель первой казанской группировки «Тяп-Ляп» сам был родом из Суконной слободы. В залихватских подробностях казанских воспоминаний Шаляпина, Сергея Аксакова и текстах местных краеведов угадываются истоки дележа асфальта, который накроет Казань через 100 лет. У них были амбиции, им было скучно Разница в том, что бойцы XIX века дрались в установленные дни и следовали правилам. Не было разрыва между молодёжью и старшими поколениями. Чем ближе к современности, тем казанские слободы и улицы охватывались всё большим числом локальных общественных объединений. И это всё работало, не считая существовавших веками православных приходов и мусульманских махаллей.
Мещане и цеховые, выбившиеся в купцы, поддерживали и направляли своих бывших соседей. Криминал существовал в отведенной ему нише, не захватывая сферу воспитания подрастающих поколений. Идеально спланированная советская жизнь оказалась бессильна против этой естественной стихии. Пока родители работали над выпуском самолётов и полимеров, их дети забивали друг друга простейшей арматурой. Дома и дворцы культуры, спроектированные для развития пролетариата и отдыха работников умственного труда в стилях конструктивизма, неоклассицизма и модернизма, оглашались рифмами про «морозы» и «розы». С высоты нашего времени легко судить людей, для которых боевики категории «Б» служили откровением и которые были готовы рискнуть свободой, чтобы отнять куртку или шапку, какие у нас тоннами валяются в торговых центрах. У них были амбиции, им было скучно в придуманной не ими чужой колее.
Они сделали попытку реализовать эти амбиции, а эпоха перемен жестоко посмеялась над ними. Гораздо полезнее обратить внимание на самих себя. Видя подростков, которые, насмотревшись «Слова пацана», поют «Седую ночь», не в подъезде, а в комфортной фуд-зоне ТРЦ, готовы ли мы гарантировать им, что у них есть нормальное будущее? Будут ли у тех, кто в 2023 году впервые услышал слово «чушпан», возможности для нормальной реализации своих планов и желаний?
Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы.
Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть. Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу. Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни.
Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни. С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался. Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования.