Священный Синод постановил назначить на должность исполняющего обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению иерея Кирилла Марковского, клирика Московской (городской) епархии. Исправительную колонию «Полярная сова» посетил Кирилл Марковский, помощник начальника УФСИН России по Москве и клирик храма святителя Николая Мирликийского. Священный Синод постановил назначить на должность исполняющего обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению иерея Кирилла Марковского, клирика Московской (городской) епархии.
Пресс-секретарь патриарха Кирилла осудил священника, спевшего «Мурку»
Испытание тюрьмой и как его преодолеть. Артикул: 709393 Описание: «Испытание тюрьмой» — уже третья книга священника Кирилла Марковского на эту тему. Она написана с участием заключенных и для заключенных, а также для их родственников — в помощь и в утешение.
Слезы стали наворачиваться у него на глазах. Сначала он их украдкой смахивал. Потом уже перестал обращать на них внимание. Когда же я накрыл его голову епитрахилью и стал читать разрешительную молитву, он заплакал навзрыд. Этот случай далеко не единственный. Такое мне приходилось наблюдать часто.
Если это замечают сотрудники учреждения, они с удивлением спрашивают: «Неужели он у вас плакал? В момент общения со священником осужденные лучшие, какими только могут быть, ведь «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Благодать Божия преображает их. Но это пока временные изменения. Потому, когда сотрудники или другие осужденные говорят мне: «Перед вами то он хороший. Видели бы вы его в другое время. Уж мы то знаем». Меня это не смущает.
Процесс изменений в человеческой душе очень долгий. Даже не годы, а десятилетия правильной духовной жизни могут привести к действительно необратимым изменениям в душе преступника. Но ведь они и сидят десятилетия… А если сидит невинный? Я полагаю, что некоторых из осужденных к пожизненному лишению свободы, можно отпустить на свободу после 25 лет заключения. Речь идет о верующих осужденных, которые уже слишком много пережили с Богом, чтобы вернуться к прежнему. Они стали уже другими людьми. К делам, совершенным в молодости некоторые ведь были приговорены к смертной казни или пожизненному заключению в 18-19 лет! Совсем иное дело — лица, совершившие серийные убийства, в том числе, сопряженные с насильственными действиями.
Некоторые из пожизненников признавались мне, что для них благо пребывать в тюрьме и не иметь возможности действовать по тем страшным страстям, которые у них были. Сразу оговорюсь, что с такими маньяками и серийными убийцами, наподобие, например, Пичушкина «Битцевский маньяк» , я не общаюсь. Они не ищут встречи со священником. Я много раз бывал на этаже, где Пичушкин содержится, но он никогда не проявлял ко мне никакого интереса. Что происходит у него в душе — только Богу известно. Однако люди, которых можно отнести к маньякам, к Богу тоже обращаются и приносят покаяние. На эту болезненную тему я не буду распространяться. Выскажу лишь предположение, что если они пребудут в заключении до конца своей жизни, будут жить с Богом и в страданиях своих будут повторять: «Я, Господи, достойное по делам моим принимаю», Господь не лишит их Своего Царства, как не лишил благоразумного разбойника.
А тот, без сомнения, был убийцей. И уж, конечно, не одного человека. Для осужденного самое главное принять свое тюремное заключение, как волю Божию, как данное ему любящим Богом средство ко спасению, и смириться. Но бывает и такое, что к пожизненному заключению приговаривают невиновных. То есть человек не совершил тех убийств, в которых его обвинили. Судебные ошибки, к сожалению, имеют место, причем не только в нашей стране. На фоне прочих осужденных, которые каются священнику и свою вину признают, есть такие, кто ее отрицает. Я им верю.
Вот этим людям гораздо сложнее смириться со своим положением. На это я всегда отвечаю, что подобный вопрос они должны задать не мне, а Богу. Не знаю, каким образом, но Он обязательно ответит им. Помню, как общаясь с одним из таких осужденных, я спросил его, не обижается ли он на Бога, попустившего в отношении него такую страшную ошибку. Этот осужденный был человеком глубокой веры и понимал, что все вопросы здесь не к следователям и судьям, а к Богу, без воли Которого и малая птица не упадет на землю. Тогда он отсидел уже немалый срок и был болен туберкулезом. Так вот на мой вопрос он ответил. Да, я не убивал.
Но, как я жил? Пил, блудил, Бога не знал. В конце концов, убили бы меня, наверное, в какой-нибудь пьяной драке. А здесь я Бога познал! Да, скорее всего, не выйду отсюда, но есть у меня надежда в вечности быть с Богом». Когда он это говорил, у него на глазах были слезы. Убежден, что он был искренен со мной. Другое дело — участвовать в расстреле и жить с этим» Спорная тема.
По опросам — большинство россиян за смертную казнь. В настоящее время общество созрело, доросло, скажем так, до отмены смертной казни. Сейчас есть возможность изолировать человека до конца его жизни без опасения, что он убежит. Раньше, например, в дореволюционное время такое было невозможно. Так зачем же нам возвращаться назад? Ведь что ни говори, казнь безоружного человека есть убийство. И как бы это ни оправдывали, как бы ни называли, оно убийством и остается. И получается, что все, кто требует казнить преступника, кто одобряет его казнь, также к этому убийству причастны.
Насколько это благо для общества — быть, хоть и таким образом, но все равно причастным к убийству?
Москвы, священник Кирилл Марковский совместно с иереем Александром Безруковым, настоятелем храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» Патриаршего подворья в Зеленограде г. Москвы, ответственным за духовное окормление осужденных и сотрудников колонии-поселения, совершил молебен перед началом строительства храма в учреждении.
Назван был в честь святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского, день памяти которого святая Церковь празднует 24 мая. В 1990 году Кирилл закончил 559-ю среднюю общеобразовательную школу и поступил в Московскую государственную геологоразведочную академию им.
Online-трансляция церемонии освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Он был крещён в младенчестве в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлёве в 300 метрах от дома, что в советское время было довольно рискованным мероприятием. Назван был в честь святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского, день памяти которого святая Церковь празднует 24 мая.
Кирилл возглавляет при храме инициативную группу помощи заключенным. Со временем участники группы сосредоточились на делах милосердия в отношении тех, кто отбывает пожизненный срок. В 2013 году удалось предоставить осужденным возможность обучаться по программе Свято-Тихоновского университета.
С 2014 года о. Кирилл посещает колонии особого режима, лично встречаясь с узниками, с которыми ранее обменивался письмами. Москве по организации работы с верующими.
Также в книгу включены откровенные свидетельства людей, прошедших тюремное заключение и еще пребывающих в местах лишения свободы.
Людей, обретших в вере радость и силы для испытаний в неволе.
И потому каждому, кто смущается, или недоумевает, или теряет надежду, или во всем разочаровывается, всем тем, кто переживает внутренний кризис, я бы хотел сказать: вы все здесь неслучайно — и те, кто здесь работает, и те, кто попал сюда не по своей воле. И очень важно, чтобы все, кто здесь находится, извлекли из своего пребывания очень важный и нужный опыт. Те, кто во власти, те, кто управляет этим учреждением, — скажу неожиданно, обрели опыт доброты.
Ведь исправление необязательно совершается только строгостью — оно совершается и добротой. Я не имею в виду, что нужно ослаблять внутренние распоряжения, законы, порядки. Но мне приходилось — я нередко ссылаюсь на собственный опыт — встречаться с разными людьми. И вот что удивительно — на одной и той же должности один человек исполняет свои обязанности так, что у тебя душа располагается ему навстречу, а другой так, что вызывает лишь раздражение и неприязнь. Вот очень важно, чтобы каждый из нас, осуществляя то, к чему Господь его призвал, не отступая от порядков, не отступая от законов, не отступая от инструкций, по-человечески привносил в свою работу доброту.
Бог есть любовь , а значит, каждый из нас в меру своих сил должен стараться делать людям добро. Еще раз скажу: не нарушая ни законов, ни инструкций, но там, где от тебя зависит, нужно учиться делать добро, и это добро отзовется в вашей жизни, в ваших сердцах, в ваших отношениях с ближними вашими. Пускай Господь поможет всем нам — каждому на своем месте — всенепременно делать добро. Тогда мир станет лучше, тогда и правонарушений будет меньше, тогда будут спокойными наши города, улицы, спокойными будут отношения между людьми. Мы как народ очень нуждаемся в том, чтобы было больше добра и правды в нашей жизни.
Вот этими словами я хотел бы обратиться к вам и благословить каждому сотруднику достойно нести то служение, на которое он поставлен, а тем, кто в заключении, пожелать терпения, упования на волю Божию и всенепременно стремления выйти из этой ситуации другими, выйти лучше, чем зашли сюда. Храни вас всех Господь! В завершение Святейший Владыка пообщался с заключенными. Москве неофициальное наименование «Матросская тишина» Екатериной II был основан смирительный дом для «предерзостных», который находился в ведении Общества презрения. В 1870 году смирительный дом был переименован в Московскую исправительную тюрьму, которая была устроена на 300 мужчин и 150 женщин.
После 1917 года тюрьма была разорена, затем вновь восстановлена и расширена. В 1920 году 395 заключенных тюрьмы обратились с письменным ходатайством о разрешении молиться в тюремной церкви вместе со священником хотя бы один раз в неделю. Просьба была оставлена без удовлетворения. Впоследствии тюремная церковь была полностью разрушена. Москве возведен в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.
Строительство храма было начато в августе 2018 года. В октябре 2021 года были завершены работы по росписи алтарной части храма. В январе 2022 года в цокольном этаже храма оборудован Религиозно-исторический центр «Вечная память за веру Христову во узах пострадавшим», в котором будут проводиться духовно-просветительские мероприятия для осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию учреждения, а также сотрудников СИЗО. В сентябре 2022 года завершены работы по благоустройству прихрамовой территории. Храм спроектирован в классическом стиле с соблюдением традиций храмовой архитектуры.
Высота храма 21 м, общая площадь 349 кв. На алтарной апсиде размещена икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Митрополит бросил вызов патриарху
Однако нехватка священников всё же ощущается, подчеркнул Кирилл Марковский. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения воссозданного на территории СИЗО‑1 храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Проповедь священника Кирилла Марковского в Неделю 2-ю Великого Поста. В мероприятии принял участие исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению иерей Кирилл Марковский, помощники начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими, кандидаты.
К празднику Светлого Христова Воскресения епископ Артемий наградил ряд клириков епархии
Вот я и хотел бы всем вам — и тем, кто трудится в таком непростом месте, и тем, кто находится в заключении, — от всего сердца пожелать помощи Божией, в том чтобы вы справлялись с трудностями вашей работы или вашего временного пребывания здесь и помнили, что Бог не посылает человеку непосильное испытание. Удивительно — нет непосильных испытаний, которые попускает Бог. И потому каждому, кто смущается, или недоумевает, или теряет надежду, или во всем разочаровывается, всем тем, кто переживает внутренний кризис, я бы хотел сказать: вы все здесь неслучайно — и те, кто здесь работает, и те, кто попал сюда не по своей воле. И очень важно, чтобы все, кто здесь находится, извлекли из своего пребывания очень важный и нужный опыт. Те, кто во власти, те, кто управляет этим учреждением, — скажу неожиданно, обрели опыт доброты. Ведь исправление необязательно совершается только строгостью — оно совершается и добротой. Я не имею в виду, что нужно ослаблять внутренние распоряжения, законы, порядки. Но мне приходилось — я нередко ссылаюсь на собственный опыт — встречаться с разными людьми. И вот что удивительно — на одной и той же должности один человек исполняет свои обязанности так, что у тебя душа располагается ему навстречу, а другой так, что вызывает лишь раздражение и неприязнь. Вот очень важно, чтобы каждый из нас, осуществляя то, к чему Господь его призвал, не отступая от порядков, не отступая от законов, не отступая от инструкций, по-человечески привносил в свою работу доброту.
Бог есть любовь, а значит, каждый из нас в меру своих сил должен стараться делать людям добро. Еще раз скажу: не нарушая ни законов, ни инструкций, но там, где от тебя зависит, нужно учиться делать добро, и это добро отзовется в вашей жизни, в ваших сердцах, в ваших отношениях с ближними вашими. Пускай Господь поможет всем нам — каждому на своем месте — всенепременно делать добро. Тогда мир станет лучше, тогда и правонарушений будет меньше, тогда будут спокойными наши города, улицы, спокойными будут отношения между людьми. Мы как народ очень нуждаемся в том, чтобы было больше добра и правды в нашей жизни. Вот этими словами я хотел бы обратиться к вам и благословить каждому сотруднику достойно нести то служение, на которое он поставлен, а тем, кто в заключении, пожелать терпения, упования на волю Божию и всенепременно стремления выйти из этой ситуации другими, выйти лучше, чем зашли сюда. Храни вас всех Господь! В завершение Святейший Владыка пообщался с заключенными. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
Хотел ли Марк на покой на самом деле, о чем он подавал прошение, неизвестно». Митрополит был вынужден призывать верующих не ходить на Великорецкий крестный ход, но силами священников и прихожан его провели. Договоренность с властями фактически означала запрет крестного хода, Марка критиковали чиновники на совещаниях по пандемии, а поддержки из патриархии, видимо, не было никакой. Реакция на скромный орден была в духе импульсивного байкерского характера Марка». В карьере митрополита Марка обращает на себя внимание еще один интересный эпизод. В 2008 году его направили временно руководить Анадырской епархией, из которой был изгнан епископ Диомид Дзюбан , восставший на патриарха Алексия II Ридигера. По сообщениям СМИ, Тужиков усердно боролся с остатками Диомидовой «ереси», запретил в служении четырех непокорных священников. В конфликт были вовлечены правоохранительные органы. С той поры не помню, кто еще отсылал награды назад своему а не зарубежному правителю», — написал в соцсети по этому поводу протодиакон Андрей Кураев.
Аналогия заставляет задуматься о более серьезных последствиях происшедшего, нежели неприятное послевкусие от случайного всплеска митрополичьих эмоций. Замечено, что в течение последних нескольких месяцев РПЦ охватывает все более ощутимая турбулентность. Эту тенденцию можно прочитать между строк журналов заседания Синода, которые прошли весной и летом.
Шелепов понимает, что не покинет этих стен независимо от того, насколько долгой будет жизнь.
Общение с богословом, по словам сидельца, помогает принять наказание за отнятые жизни. Похожую работу ведут штатные психологи, которые есть в каждом территориальном органе УИС. Некоторые двери открывают священники. Кирилл Марковский посещает «Полярную сову» раз в год.
На практике так и будет: они будут ходить куда хотят и посещать кого хотят, как это делают сейчас психологи», — напомнил инициативу РПЦ помощник начальника УФСИН России по Москве по организации работы с верующими священник Кирилл Марковский. Представитель Церкви считает, что постоянное присутствие священника в изоляторах поможет снизить количество суицидов и изменит саму атмосферу в учреждении, при этом в некоторых регионах, по его мнению, священник и имам могут разделить ставку пополам. Отец Кирилл также напомнил, что до сих в России действует закон, который приравнивает встречу священника с подследственным к свиданию.
Посещение храмов Яхромского благочиния ранеными воинами из зоны СВО, 17.11.2023
Священник Кирилл Марковский — все публикации автора на портале Правмир — Иерей Кирилл Марковский несет послушание и.о. куратора тюремных храмов столицы и занимает должность помощника начальника УФСИН России по г. Москве по организации работы с верующими. 16 марта 2024 года, в день памяти Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Патриарх Сербский Порфирий возглавили Божественную литургию и отпевание новопреставленного епископа. Новости - Событие. Исправительную колонию «Полярная сова» посетил Кирилл Марковский, помощник начальника УФСИН России по Москве и клирик храма святителя Николая Мирликийского.
Плод веры. От 24 сентября. Дьякон Кирилл Марковский: работа с верующими заключенными. Часть 1
Совместная деятельность священнослужителей и сотрудников способствует духовно-нравственному воспитанию осужденных. Вера в Бога для человека лишенного свободы имеет огромное значение для всей его жизни. Нередки случаи, когда именно вера становится последней жизненной поддержкой осужденного, способствует осознанию им своего поступка и мотивирует к исправлению. Подтверждение этому можно найти и в результатах социологического исследования, проведенного в учреждении психологами колонии. Анкетирование 600 осужденных в ФКУ ИК-18 показало, что большое количество опрошенных находят в религии утешение, способ покаяния и нравственного возрождения.
По окончанию визита сотрудники социально-психологической работы с осужденными обменялись с иереем Марковским опытом духовного кормления и психологической поддержки осужденных к пожизненному лишению свободы. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса cackle.
Отец Кирилл стал сослужителем и помощником опытного протодиакона Игоря Симонова, служившего с 1989 года. Долгие 16 лет воскресные и праздничные службы Бирюлёвского храма украшались замечательным дуэтом двух диаконов. Их движения привлекали своей слаженностью, их голоса звучали в полной гармонии. Эти внешние проявления имели в своей основе глубокую и крепкую дружбу, полное взаимопонимание и взаимовыручку. Радостью для прихода была богослужебная награда: «Право ношения двойного ораря», которой о. Кирилл был удостоен в 2012 году. Диакона не только украшали богослужение, но и проявляли чуткое отношение к просьбам прихожан о молитве, а порой и давали им мудрые советы в радостных или скорбных обстоятельствах.
В воскресной школе, которой руководил о. Кирилл, отец Игорь также проводит занятия. В 2009 отец Кирилл был членом Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Он связан с социальной деятельностью и своего прихода. Есть ещё один аспект служения, в котором отец Кирилл связан с другим клириком своего храма, священником Константином Кобелевым. Примерно в то же самое время отца Кирилла увлекла переписка с заключёнными. Его адресатами являются осуждённые к пожизненному лишению свободы ПЛС , содержащиеся во всех тюрьмах и исправительных колониях страны. Он не только сам пишет им письма, но организовал группу, которая поддерживает эту самую тяжёлую категорию заключённых и письмами, и небольшими посылками.
Сейчас есть возможность изолировать человека до конца его жизни без опасения, что он убежит. Раньше, например, в дореволюционное время такое было невозможно. Так зачем же нам возвращаться назад? Ведь что ни говори, казнь безоружного человека есть убийство. И как бы это ни оправдывали, как бы ни называли, оно убийством и остается. И получается, что все, кто требует казнить преступника, кто одобряет его казнь, также к этому убийству причастны. Насколько это благо для общества — быть, хоть и таким образом, но все равно причастным к убийству? Не предпочтительнее ли милосердие мести, как о том сказано в социальной концепции нашей Церкви? Но здесь, конечно, возникает самый болезненный вопрос в нашей теме: о родственниках жертв. Говорить об этом всегда тяжело по понятным причинам. Иногда речь идет ведь об ужасных преступлениях, о том великом горе, которое причинили людям преступники. Но все же помощь и духовная поддержка таковым преступникам никоим образом не должна восприниматься как некое зло, причиняемое родным людям жертв. По заповеди Спасителя, мы должны проявлять милосердие к любому человеку, если он в нашей помощи нуждается и тем более просит о ней. Независимо от его дел. Именно этим отличается христианское отношение к милосердию от светского. Секулярное общество всегда ищет какие-либо основания к милосердию. И если человек, по мнению общества, достоин милосердия, согласно его проявить. Христианское отношение иное. Для нас совсем не важно, за что страдает человек, виноват он или нет. Важно только то, что он страдает и нуждается в нашей помощи. А за что страдает — Бог ему судья. Это уж не говоря о том, что преступники и обществом уже осуждены сполна. К слову сказать, помощь осужденным на пожизненное заключение, наверное, едва ли не единственное служение милосердия, которое вызывает не только непонимание, но иногда ненависть общества. На некоторые группы помощи пожизненно заключенным в интернете выливается столько ненависти, что страшно становится. Причем ненависть эта исходит вовсе не от тех людей, которым пожизненники причинили боль. Нет, это совершенно сторонние люди. А вот родственники иногда проявляют великое милосердие. Мне рассказывали, например, два случая. Один, когда мама убитого сына простила убийцу и даже написала ему об этом. Второй случай — женщина разыскала убийцу своего отца убийца был осужден на пожизненный срок и стала ему помогать материально. Она, кстати, была протестанткой. Осужденные мне рассказывали и о других случаях, но подробностей я уже не помню, к сожалению. Безусловно, пастырская забота священника должна простираться и на потерпевших. И здесь, думаю, много более требуется внимания и сострадания, чем в работе с самими преступниками. Сразу скажу, у меня нет опыта такой работы, но ее надо развивать. Я полагаю, что если Господь призывает отказаться от мести — «око за око, и зуб за зуб», значит, так лучше для человека. Казнь преступника принесет лишь временное удовлетворение, она не уврачует душевные раны потерпевших. И не возвратит погибших. Но следование Божьему призыву отказаться от мести непременно приведет к благодатному утешению скорбящего и укреплению его веры в реальное продолжение жизни близкого человека, хоть и уже в ином, но лучшем мире. И еще один важный момент в вопросе о смертной казни. По закону, при ее исполнении должны присутствовать прокурор, врач и представитель учреждения. Плюс, собственно исполнитель приговора и с ним «запасной стрелок» раньше выезжали на исполнение по двое. Кроме того, необходимо участие сотрудников учреждения, которые будут конвоировать осужденного к месту казни. По меньшей мере восемь человек участвуют непосредственно в процессе казни, сопряженном с отягчением совести и большим стрессом. А ведь у всех этих людей могут быть семьи, дети. Какими они будут приходить домой после такой «работы»? Легко говорить: «Я бы таких расстрелял». И совсем другое дело — участвовать в реальном расстреле и потом жить с этим. Даже убийство противника на войне, хоть и является подвигом, но отражается на духовном состоянии человека. Об этом свидетельствует 13-е правило святителя Василия Великого, который советует воинам, совершившим убийство на войне, три года воздержаться от причастия. Конечно, это только совет, но он говорит о многом. А кроме того, убийство врага во время боевых действий или спецопераций, когда тебе противостоит вооруженный противник, — это одно. И совсем другое дело — расстрел пленных. Например, пленных безоружных людей, которые не могут оказать сопротивления, согласно Женевской конвенции о пленных, расстреливать не будут. Что говорит Христос о смертной казни Иногда даже верующие люди ссылаются на то, что прямых указаний о необходимости отмены смертной казни в Писании нет. Нам говорят: «Почему вы выступаете против смертной казни? Она была всегда! И Христос ее не отменил». Действительно, не отменил. Но сразу вспоминается известный евангельский эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии. По закону женщину надо было побить камнями до смерти. Когда ее привели к Господу и спросили, как с ней поступить, Он не сказал, что отныне подобные казни отменяются. Христос перевел этот вопрос в нравственную плоскость: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» Ин.
Осужденных к пожизненному лишению свободы посетил священник г. Москвы Кирилл Марковский
просветительского отдела/Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета. Во вторник на научно-практической конференции в Москве стало известно, что в "Бутырке" поддерживают введение должности священника в СИЗО. Ты здесь:Главная/Патриарх Кирилл: безумное злодеяние омрачило светлые пасхальные дни. Помощник начальника УФСИН России по по организации работы с верующими иерей Кирилл Марковский рассказал осужденным ИК-18 об опасности религиозного экстремизма.
Неделя: 12 новостей православного Подмосковья
Ведь именно с такими мыслями и связывается надежда, а жить без надежды невероятно трудно, тем более в местах, о которых идет речь. И Церковь в местах заключения призвана в первую очередь помочь людям уберечь себя от пороков, разрушающих и душу, и тело, сохранить надежду на возвращение к нормальной жизни. Служение священника в местах заключения — это очень и очень непростое служение. Мне приходилось встречаться даже с теми, кто был обречен на пожизненное заключение. Не могу называть ни место, ни имена, но просто поделюсь своими впечатлениями. В одном из самых закрытых учреждений нашей страны, где содержатся пожизненно заключенные, один из них попросил местное начальство о возможности поговорить со мной наедине.
Начальствующий сообщил, что есть такая просьба, и добавил: «Мы, конечно, ни в коем случае не будем ее удовлетворять, — Вы же сами понимаете, пожизненно заключенному терять нечего». Но я ответил: «Пожалуйста, пригласите ко мне этого человека, я на него посмотрю». Посмотрел внимательно и говорю: «Удалитесь все, мы с ним наедине поговорим». И тот разговор я запомнил на всю жизнь! Человек каялся в грехах так, как я никогда не слышал ни от кого на свободе.
И я понял, что человек не просто встал на путь исправления — в его душе произошла огромная внутренняя перемена. А ведь это самое главное. Дело не том, чтобы человек отсидел срок, не в том, чтобы он был наказан, а в том, чтобы он исправился, чтобы он вышел другим. И для того чтобы исправление происходило, очень важно, чтобы в местах заключения были храмы, чтобы осуществлялась пастырская работа. Потому что для священника, несущего послушание в темнице, заключенный — это просто чадо Божие.
И священник говорит с ним совсем не таким языком, как говорят люди, не имеющие ответственность за духовную жизнь заключенного. Благодарю Бога и наши власти за то, что так радикально изменилось взаимодействие Церкви с системой исполнения наказаний, и за то, что сейчас в большинстве колоний есть и храмы, и священники. Глубоко убежден: все это будет на пользу и тем, кто в заключении, и тем, кто работает в местах лишения свободы, а в каком-то смысле — и всей нашей стране. Но при этом хотел бы еще раз особо подчеркнуть ответственность, которая лежит на священнослужителях. Это очень непростое дело — исповедовать преступников; оно требует большой внутренней силы и духовной мудрости.
Но, наверное, то, что вы делаете, — это самый сильный фактор воздействия на сознание человека, оказавшегося в заключении. Поэтому нужно сделать все для того, чтобы духовными средствами, молитвой, мудрым, правильным словом помочь человеку осознать свое прегрешение и твердо встать на путь исправления. Для того мы и открываем храмы в местах заключения и считаем, и опыт уже свидетельствует о том, что есть несомненная польза от всего этого, в том числе для перевоспитания оступившихся людей. Хотел бы еще раз выразить удовлетворение в связи с возможностью посетить это место и преподнести для сего святого храма образ святого Архангела Божиего Михаила — в память об богослужении, совершенном здесь Патриархом. А начальствующим здесь, и трудящимся, и всем заключенным желаю помощи Божией, с тем чтобы пребывание в этих местах послужило к исправлению и спасению всех заключенных.
И да поможет нам всем Господь трудиться для того, чтобы оступившиеся люди выходили на свободу здоровыми и физически, и духовно, чтобы возрастало значение и доброго слова, и добрых мыслей, обращенных к ним в местах лишения свободы. Да хранит Господь всех, кто трудится на этом важном, благородном и в прямом смысле слова спасительном поприще! Затем Святейшего Патриарха приветствовал протоиерей Сергий Киселев, который поблагодарил Святейшего Владыку от лица всех собравшихся за освящение храма, поздравил с 47-й годовщиной архиерейской хиротонии и преподнес Его Святейшеству икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Святейший Патриарх Кирилл в свою очередь передал эту икону в дар храму.
Невинными жертвами чудовищного злодеяния стали дети и взрослые, находившиеся в стенах учебного заведения. Скорблю вместе с братским сербским народом и молюсь Господу об упокоении погибших. Прошу передать слова поддержки и утешения всем, кто потерял в этой трагедии своих родных и близких. Милостивый Спаситель да ниспошлет скорейшее выздоровление раненым и пострадавшим.
Примите искренние соболезнования в связи с трагедией, произошедшей в белградской школе на Врачаре, следствием чего стала гибель девяти человек, в том числе восьмерых детей, многие люди получили ранения. Безумное злодеяние омрачило светлые пасхальные дни. Господь и Спаситель мира, Который есть Воскресение и жизнь Ин. Возношу молитвы Владыке Неба и земли о ниспослании благодатного утешения родителям и всем членам семей убитых учеников, а также о скорейшем исцелении всех пострадавших.
Отец Кирилл также напомнил, что до сих в России действует закон, который приравнивает встречу священника с подследственным к свиданию. По словам представителя Церкви, слово «священник» в законе вообще отсутствует, клириков относят к категории иных лиц, встреча с которыми возможна только с разрешения следователя и проводится с разделительной перегородкой в присутствии третьего лица, то есть о совершении таинства речь идти не может. Фото: «ФОМА».