2 Тайные общества декабристов 1816–1825 гг. 3 Программы Северного и Южного обществ. Несмотря на то, что Северное и Южное общества позиционировали себя как тайные, власти были вполне неплохо осведомлены об их деятельности. Восстание декабристов продемонстрировало, что крепостное право и самодержавие ненавистны просвещенной части общества.
Тайные общества 1810-1825 гг.
Тургенев и Е. Оболенский , позже - С. Трубецкой , К. Рылеев и А. Бестужев Марлинский. Северное общество по целям было умереннее Южного, однако влиятельное радикальное крыло К. Рылеев, А. Бестужев, Е. Оболенский, И. Пущин разделяло положения «Русской правды» П.
Программным документом «северян» была «Конституция» Н. Она предполагала конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей. Законодательная власть принадлежала двухпалатному Народному вече, исполнительная - императору. Восстание Среди этих тревожных обстоятельств стали обнаруживаться все яснее нити заговора, покрывшего, как сетью, почти всю Российскую империю. Генерал-адъютант барон Дибич , как начальник Главного штаба, принял на себя исполнение необходимых распоряжений; он отправил в Тульчин ген. Между тем в Петербурге члены Северного общества решились воспользоваться междуцарствием для достижения своей цели водворения республики при помощи военного мятежа. Казнь Следствием были привлечены к ответственности более 500 человек. Результатом работы суда стал список из 121 « государственного преступника », разделенных на 11 разрядов, по степени провинности. Вне разрядов были поставлены П.
Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский, приговоренные к смертной казни четвертованием. В число тридцати одного госпреступника первого разряда, осужденных к смертной казни отсечением головы вошли члены тайных обществ, давшие личное согласие на цареубийство.
История [ править править код ] Южное общество было создано в марте 1821 года членами Тульчинской управы бывшего Союза благоденствия П.
Пестель , А. Юшневским , А. Барятинским и рядом других , которые образовали так называемую Коренную думу общества. В состав Директории — высшего органа управления обществом первоначально вошли Пестель и Юшневский. Вскоре членами Южного общества стали братья С. Муравьёвы-Апостолы при этом первый был введён в состав Директории , , А. Поджио , Ф.
Сразу же обнаружились разногласия в том, какой должна быть Россия. Пестеля — предусматривала установление диктатуры Временного верховного революционного правления типа военной хунты, причем Пестель явно отводил себе роль верховного диктатора. Новый орган власти вводил конституцию, согласно которой Россия становилась унитарной республикой с однопалатным законодательным собранием — Народным вечем, и Державной думой — своеобразным советом, каждый из пяти членов которого выполнял функции главы государства и правительства в течение одного года. Контрольные пожизненные функции принадлежали Верховному собору, надзиравшему за соблюдением конституции. Эта конституция гарантировала всем гражданам России основные гражданские свободы, в том числе свободу от крепостной зависимости.
Анисимов Е. Императорская Россия. Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные «управы» — в Петербурге, Москве и некоторых других городах.
Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе «Зеленой книге» говорилось, что «Союз» считает своей обязанностью «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия». Одной из главных своих целей «Союз» считал развитие благотворительности, смягчение и гуманизацию нравов. Судьба крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания «Союза».
Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, «истреблять» продажу их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейской жизни произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства. Большое значение «Союз благоденствия» придавал гуманистическому воспитанию юношества. Члены «Союза», имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза».
Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности и ремесел, расширению торговли. Для достижения своих целей члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось наладить издание собственного журнала. Знакомство с «Зеленой книгой» показывает, что ее авторы были передовыми людьми — с широким кругозором и добрым сердцем. Существовала и вторая часть «Зеленой книги», известная лишь основному ядру общества.
В ней были записаны его заветные цели — введение конституции и уничтожение крепостного права. За короткое время своего существования «Союз благоденствия» успел сделать очень немногое из того, что было намечено. Его члены выступали за отмену крепостного права, некоторые из них старались облегчить положение своих крепостных. Иван Якушкин открыл школу в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, много сделал для того, чтобы облегчить жизнь солдата.
На этом собрании уясняются и способы действия заговорщиков, согласно которым планируется цареубийство хотя не всеми и подготовка военного бунта. Конспираторы решают фиктивно ликвидировать «Союз спасения», под видом его самороспуска отсеять ненадежных членов и создать новое тайное общество, хотя из-за амбициозных разборок главарей заговора фактически возникли два общества — Южное и Северное. Главой заговорщиков Южного общества 1821 год стал Пестель, стоявший за цареубийство, «революционный способ действия» и «решительный удар посредством войск». Пестель написал конституционный проект «Русская Правда», который русским был только по названию, а на самом деле противоречил самому духу русского народа — предлагалось разрушить русскую церковь, царскую власть, ввести в России космополитическое республиканское правление. Северное общество 1822 год по целям было умереннее Южного. Однако влиятельное радикальное крыло, возглавляемое К. Рылеевым, А. Бестужевым, Е. Оболенским, И.
Пущиным, разделяло положения «Русской правды» П. Краевед Якутии Н. Щукин в очерке «Александр Бестужев в Якутске» приводит высказывание последнего: «…целью нашего заговора было изменение правительства, одни желали республику по образу США; другие конституционного царя, как в Англии; третьи желали, сами не зная чего, но пропагандировали чужие мысли. Этих людей мы называли руками, солдатами и принимали их в общество только для числа. Главою петербургского заговора был Рылеев». Существует три основных документа, с которыми декабристы вышли на площадь, чтобы объявить стране о своих требованиях: 1. Руководитель "Южного общества" Павел Пестель предложил наиболее жесткую конституцию под названием "Русская Правда". В этой конституции уже в первых строках провозглашает неравенство: ".. Сие разделение неизбежно и потому что происходит от природы человеческой, а следовательно везде существует и существовать должно.
На естественном сем разделении основано различие в обязанностях и правах тех и других". Пестель предлагал истребить все царское семейство - совершенно как во времена французской революции. Предполагалось после убийства Царя принудить Синод и Сенат объявить Временное правление, составленное из членов общества, «облечь оное неограниченною властию, все же места по министерствам и армии раздать членам общества». В принципе, по Пестелю, власть в России в конечном итоге должна стать выборной - состоять из Думы и народного Вече. Но это все потом, после некоторого переходного периода в 10-15 лет, во время которого власть должна быть сосредоточена в руках "временного" диктатора. В этот переходный период должен существовать «приказ государственного благочиния». Так он благозвучно назвал тайную политическую полицию, которая, после успеха переворота, по плану Пестеля должна была быть поставлена в центр государственного механизма новой России. Он предлагал также депортацию народов Кавказа, ради освоения и присоединения к России новых территорий. Россия объявлялась республикой, крепостное право немедленно ликвидировалось.
Крестьяне освобождались с землёй. Однако аграрный проект Пестеля не предусматривал полного уничтожения помещичьего землевладения. Программным документом «северян» была «Конституция» Н. Как и у Пестеля, она предусматривала уничтожение русского государственного устройства, устранение законной династии и в перспективе создание космополитической республики. Позднее, на следствии Н. Муравьев показал: «Если бы императорская фамилия не приняла конституции, то как крайнее средство я предлагал изгнание оной и предложение республиканского правления». Должна быть учреждена Дума и Законодательное собрание. По этой конституции Россия расчленялась, разбивалась на 15 «держав», каждая из которых имела свою столицу, а общим «федеративным» центром становился Нижний Новгород. Важнейшие ограничения самодержавной царской власти заключаются в передаче части функций Законодательным собраниям "держав" - например, устанавливать налоги, чеканить монету, устанавливать официальные отношения с другими государствами и пр.
Верховная власть в "державах", по Муравьеву, должна принадлежать Верховным правителям. Однако согласно этой конституции помимо упразднения прав собственности человека над человеком и провозглашения формального равенства, в общественном устройстве мало что менялось. Главными в государстве продолжали оставаться богатые и знатные - они выбирали из себе подобных представительные органы власти. Например, вот статья 38 из Главы пятой Конституции: "Чтоб быть тысяцким, должно иметь по крайней мере 21 год от рождения - и иметь недвижимого имения в собственном отдельном владении не менее 30 т. Манифест к Русскому народу Сергея Трубецкого. Этот документ был самым простым и коротким. Во первых строках провозглашалось уничтожение "бывшего правления". Далее - всем даровались личные свободы, свобода заниматься каким угодно ремеслом, торговать или идти в чиновники. Уничтожалась также государственная монополия на алкоголь и добычу соли.
В довершение торжества гражданских свобод должны быть введены представительное управление, суд присяжных, снижение срока военной службы и другие хорошие и правильные вещи. Апофеозом бурной и тайной деятельности бравых военных стал "Практический союз" 1825 год. То есть, с личными привилегиями господа офицеры были расстаться не согласны. Декабристы были связаны со всеми антирусскими силами, и прежде всего с польскими националистическими движениями, открыто призывавшими к военной борьбе с Россией. В 1817-1825 годах в западных губерниях существовал целый ряд тайных польских масонских организаций, в частности общество филоматов. В 1819 году возникло общество «Национальное масонство», сменившее в 1821 году вывеску на «Патриотическое общество». Именно эти заговорщические организации и состояли в тесном контакте с декабристами. Международные связи путчистов имели выход на западноевропейские масонские центры в Германии, Италии, Франции, Швеции и др. Масонские эмиссары из Западной Европы приезжали в Россию, в свою очередь российские «вольные каменщики» постоянно ездили за советами и инструкциями за рубеж.
В 1810-1820-х годах по всей Западной Европе прошла волна беспорядков и бунтов, в развитии которых наблюдаются общие закономерности и которые, по мнению многих исследователей, регулировались из одного центра, управляемого масонами «Большой европейской карбонады». Социальные беспорядки и революции в Испании, Португалии, Италии Неаполь, Пьемонт , масонские заговоры в Германии и Франции дестабилизировали общественную жизнь Европы. Для российских масонских заговорщиков деятельность карбонариев служила образцом для подражания. Отмечен ряд случаев участия европейских карбонариев в заседаниях российских тайных обществ. Оставалось только ждать удобного случая для выступления. Такой случай представился, когда 1 ноября 1825 года неожиданно умер поехавший в Таганрог российский император Александр I. Детей у него не было, но остались братья: Константин и Николай. Власть формально переходила в руки его старшего брата Константина. Однако Константин, который в то время был царским наместником в Польше, был женат морганатическим браком на местной красавице графине Грудзинской и по правилам престолонаследия не мог передать престол своим детям.
Поэтому Константин отрекся от престола в пользу своего брата Николая. Однако, пока не был известен акт отречения, императором считался Константин, которому еще 27 ноября присягнуло население России. Младший брат императора Николай Павлович поступал по всем правилам и законам чести. Сперва он присягнул старшему брату Константину и привел к присяге сенаторов. После провозглашения акта отречения Константина сенаторы должны были присягнуть еще раз, теперь уже Николаю Павловичу. Новая присяга была назначена на 14 декабря. И тогда заговорщиками был выработан конкретный план захвата власти. План революционного переворота, был подробно разработан на заседаниях Северного общества в квартире Рылеева: предполагалось воспрепятствовать присяге новому императору, а для этого поднять сочувствующие декабристам войска, вывести их на Сенатскую площадь и силой оружия если не помогут переговоры не допустить Сенат и Государственный совет присягнуть Николаю. Депутация от декабристов должна была заставить членов Сената в случае необходимости — военной силой подписать революционный манифест к русскому народу.
Южное и Северное общество
Северное и южное общество декабристов кратко | Пестеля, не смогло выступить заметно и масштабно. |
Движение декабристов 9 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей | Тренажеры и разбор заданий | 1824 годПрограммный документ Южного общества декабристов. |
§ 7. Северное и Южное общества декабристов | Деятельность общества Южное общество вело переговоры с Северным о согласовании действий и объединении обществ, но безуспешно, т. к. петербургские члены не соглашались с «Русской Правдой» и подозревали Пестеля в диктаторских устремлениях. |
Северное и Южное общества декабристов, их программы. Восстание декабристов | Восстание декабристов продемонстрировало, что крепостное право и самодержавие ненавистны просвещенной части общества. |
Политическая программа декабристов (северное общество, южное общество)
2 Тайные общества декабристов 1816–1825 гг. 3 Программы Северного и Южного обществ. Южное общество декабристов. Люди и события: Очерки истории тайных обществ 1820-х годов. Южное и Северное общество декабристов. Южное общество стремилось к захвату власти, становлению республики и отмене крепостного права. На поселении в Сибири декабристы организовывали школы, занимались частной педагогической деятельностью, научными (в т.ч. краеведческими) исследованиями, пользовались большим моральным авторитетом в сибирском обществе. Строительство Северного и Южного обществ декабристов началось весной-летом 1821 года в Петербурге и на Украине. Главная» Новости» Начало выступления декабристов южного общества.
Вы точно человек?
1821 г. — образование Северного и Южного обществ декабристов. общества декабристов. На первом же своем учредительном заседании Южное общество подтвердило. С 1823 Южное общество вело переговоры с представителями Польского патриотического общества.
Восстание декабристов | теория по истории 🏺 Россия в XIX веке
Он утверждал, что декабрьский бунт есть результат влияния французской аристократии, большая часть которой эмигрировала в Россию после Французской революции. Она и воспитывала потом всю русскую аристократию в качестве гувернеров. Этим объясняется, почему многие из декабристов были католики. Если все это было привитое и не создано на чисто русской почве, Лев Николаевич не мог этому сочувствовать». Здесь адресуем читателя к книге «Белые пятна красного цвета»: «Декабристы получили свое образование во всевозможных европейских «янычарских корпусах» — в масонских ложах, закрытых пансионах, где зачастую было немало якобинцев и вольтерьянцев, у разных частных лиц и в многочисленных государственных учебных заведениях Европы. Некоторые из них учились в пансионе у аббата-иезуита Николя; воспитателями Никиты и Александра Муравьевых был Маже, абсолютно безнравственный человек с революционными убеждениями; Анненкова образовывал в «науку бунта» ученик Руссо швейцарец Дюбуа; Кюхельбекеру и Пущину проповедовал свои якобинские идеи Бодри — брат самого Марата одного из главарей французской революции. Многие из декабристов, попав в Европу — «землю обетованную» нового времени, усердно посещали различных знаменитых революционных философов и масонов.
Это «просвещенческое» паломничество в Европу «идеалов 89 -го года» — масонства, атеизма, вольнодумства, республиканства, не могло не вылиться в конфликт с исторической Россией. Слишком не похоже было Отечество историческое на «отечество вновь приобретенное». Всю жизнь он мечтал об отмене крепостного права и введении конституции в России. Можно не сомневаться, что если бы декабристы обратились непосредственно к императору со своими конституционными проектами, то нашли бы в нём единомышленника. Правда, это ещё не означало, что эти проекты были бы реализованы. Когда в советских школьных учебниках пишут, что при самодержавии не было никакой возможности критиковать правительство и предлагать меры для государственного усовершенствования, это, мягко выражаясь, неправда.
Дворянам со времён Екатерины II предоставлялось исключительное право обращаться к монарху с прошениями по любым вопросам. В том числе и по вопросам государственного управления. Это право было как личным, так и коллективным: дворянские общества уездов и губерний могли направлять петиции самодержцу. Таким образом у декабристов была легальная возможность бороться за улучшение государственного строя. Но почему же декабристы ни разу не предложили своих планов в резолюции какого-нибудь дворянского собрания? Да потому, что большая часть дворянства их требования бы отвергла, и они об этом хорошо знали.
И поэтому декабристы стали готовить военный переворот, чтобы силой навязать задуманные преобразования обществу, которое в то время не было готово к таким радикальным изменениям. В первую очередь все они требовали отмены крепостного права. При этом ни один из декабристов добровольно не освободил своих крепостных крестьян, хотя имели легальную к этому возможность. Они не захотели воспользоваться либеральным указом Александра I от 1803 года "О вольных хлебопашцах" и не отпустили своих крестьян на волю. Вождь Южного общества декабристов Павел Пестель, известный наиболее радикальным проектом конституции и освобождения крестьян так называемая «Русская Правда» , в 1822 году, без зазрения совести, принял в подарок от императора за образцовое состояние вверенного ему полка 300 душ крепостных крестьян. Не означает ли это того, что их истинной целью было не освобождение крестьян, а разрушение государства и построение его на принципиально новых, прозападных основах?
Началом деятельности декабристов принято считать 1814 год. Тогда было образовано первое тайное общество декабристской направленности - "Орден русских рыцарей". Основателем "Ордена" был М. Русские рыцари пока еще не говорили о свержении царской власти, они хотели ограничить ее рамками закона, то есть Конституции. В 1816 году молодой российский полковник, масон с юношеских лет А. Муравьев, основал так называемый «Союз спасения», состоявший из трех десятков офицеров, поставивших своей целью тайную борьбу с царской властью.
К числу главных активистов тайного союза относились также князь С. Трубецкой, подпоручики Н. Муравьев и М. Муравьев-Апостол, И. Чуть позднее к обществу присоединились М. Новиков и П.
Устав общества составил Павел Пестель. Он обязывал «елико возможно умножать число членов общества», стремиться к тому, чтобы члены тайного общества достигали важных постов в государстве, притворно выдавая себя за верноподданных. В духе масонских лож к Уставу прилагалась клятва, в которой члены общества клялись хранить тайну и не выдавать друг друга, а иначе «яд и кинжал везде найдут изменника». Типичным масонским заговорщиком из числа декабристов был М. Лунин, русский помещик, перешедший в католичество, ярый космополит и русофоб. Состоя в масонской ложе «Трех Коронованных Мечей», он стал непременным участником всех декабристских организаций.
Произвести это убийство заговорщики собирались кощунственно для православных русских людей — во время службы в Успенском соборе в Московском Кремле. Однако позднее отказались от этого плана, понимая, что в заполненном людьми соборе им не уйти от расплаты. В 1818 году произошла реорганизация «Союза спасения» в более разветвленный «Союз благоденствия». Как и предыдущая организация, «Союз благоденствия» ставил своей задачей подготовку вооруженного заговора против правительства и создание угодного им общественного мнения используя дискредитацию своих политических противников. Заговорщики строили планы создания большой сети тайных и легальных организаций, посредством которых они хотели руководить общественным мнением. Для этого они на своих совещаниях разрабатывали круг тем и лиц, «коих необходимо порицать или хвалить» при каждом удобном случае.
Уже в первый год к работе тайной организации были привлечены более 200 человек. Руководителями ее состояли в основном те же самые лица, которые возглавляли «Союз спасения». Руководство осуществлялось через Главные управы в Петербурге, Москве и Тульчине. Масонские конспираторы мечтали об уничтожении русской православной церкви и возникновении на ее месте нового культа Верховного существа по образцу масонского Архитектора Вселенной. В литературной утопии декабриста Улыбашева рассказывается, какой будет жизнь в России после осуществления планов заговорщиков. В Петербурге на месте Александро-Невской лавры автор видел триумфальную арку, «как бы воздвигнутую на развалинах фанатизма».
В прекрасном храме, великолепие которого «превосходит огромные памятники Римского величия», шло богослужение особого рода: тут перед мраморным алтарем, на котором горел неугасимый огонь, возносили хвалу Верховному существу. Православное христианство исчезло — несколько ветхих старушек еще исповедуют старую религию, но большинство живет уже по-новому. Эти мечты масонов-декабристов в будущем осуществили большевики. По мнению декабристов, революция должна была совершиться для народа, но без его участия. Устранить активное участие народа в грядущем перевороте казалось декабристам необходимым для того, чтобы избежать «ужасов народной революции» и сохранить за собой руководящее положение в революционных событиях. В январе 1820 года заговорщики собрались на совещание, на котором большинством принято решение бороться за республиканскую форму правления.
На этом собрании уясняются и способы действия заговорщиков, согласно которым планируется цареубийство хотя не всеми и подготовка военного бунта. Конспираторы решают фиктивно ликвидировать «Союз спасения», под видом его самороспуска отсеять ненадежных членов и создать новое тайное общество, хотя из-за амбициозных разборок главарей заговора фактически возникли два общества — Южное и Северное. Главой заговорщиков Южного общества 1821 год стал Пестель, стоявший за цареубийство, «революционный способ действия» и «решительный удар посредством войск». Пестель написал конституционный проект «Русская Правда», который русским был только по названию, а на самом деле противоречил самому духу русского народа — предлагалось разрушить русскую церковь, царскую власть, ввести в России космополитическое республиканское правление. Северное общество 1822 год по целям было умереннее Южного. Однако влиятельное радикальное крыло, возглавляемое К.
Рылеевым, А. Бестужевым, Е. Оболенским, И. Пущиным, разделяло положения «Русской правды» П. Краевед Якутии Н.
Юшневским , А. Барятинским и рядом других , которые образовали так называемую Коренную думу общества. В состав Директории — высшего органа управления обществом первоначально вошли Пестель и Юшневский. Вскоре членами Южного общества стали братья С. Муравьёвы-Апостолы при этом первый был введён в состав Директории , , А. Поджио , Ф. Вольф , а также ряд других лиц, бывших офицерами 1-й и 2-й армий, расквартированных в Малороссии. Съезд 1822 года окончательно утвердил создание общества.
Декабристы не смогли добиться победы. Тем не менее декабристы составляют целую эпоху в русском революционном движении, в истории общественной мысли и русской культуры. На их примере воспиталось целое поколение русских революционеров. Участники студенческих кружков Несмотря на свое поражение декабристы не изменили своим благородным идеалам. Об этом свидетельствует попытка И. Сухинова поднять в 1828 году восстание ссыльнокаторжных в Нерчинских рудниках, составление и распространение в конце 30-х годов М. Луниным политических писем и серии публицистических статей, направленных против царизма. Предпосылки декабристского движения Отечественная война 1812 года создала в русском народе патриотический подъем, а заграничные походы русской армии познакомили русскую интеллигенцию с передовыми идеями европейских мыслителей и политическим устройством различных стран Европы. Это знакомство убедило многих дворян в несовершенстве и несправедливости российского политического устройства. В то же время дурное управление, продажность чиновников, полицейский гнет стали вызывать всеобщий ропот. Было ясно, что правительство, организованное подобным образом, не могло, при всей его доброй воле, ограждать от этих злоупотреблений... После разгрома восстания каждому из арестованных мятежников зададут один и тот же главный вопрос, ответ на который особенно интересовал императора: Откуда заимствовали вы свободный образ мыслей. Разъединенные глухими стенами Петропавловской крепости, декабристы, не сговариваясь, ответят почти одинаково. Бестужев напишет:... Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то и пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России. Фонвизин признается следствию: Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности. Декабристы назовут себя детьми 1812 года. Во время заграничных походов 1812-1813 годов русская армия проходит по странам, где не было крепостного права. Солдаты ждут перемен в Отечестве и надеются на них. На всем пути возвращения гвардии на Родину были установлены триумфальные арки. На одной стороне их было написано: Слава храброму русскому воинству! На другой: Награда в отечестве!. О том как самодержавие выполнило это обещание вспоминает солдат лейб-гвардии Финляндского полка Назаров: отправились по казармам, пришедши в оные, были награждены обществом по рублю серебром и по сайке; но в продолжение всей зимы было очень жестокое ученье.... В первой четверти XIX века в силу отсталости общественно-экономических отношений в России русская буржуазия, тесно связанная с феодально-крепостнической империей и ее полицейско-бюрократическим аппаратом, не претендовала на политическую роль. Между тем в России назрела необходимость ликвидации феодального строя. Против царизма и крепостного права выступили дворянские революционеры. XIX век в России был настоян на бурных событиях прошедшего столетия. С Французской революцией для королей началось грозное время. Реакционное дворянство России пыталось объяснить события в Париже слабостью короля и действиями кучки злонамеренных лиц. Но в Россию проникали иностранные газеты, книги. И передовые русские люди понимали, что смута во Франции начало всемирной, длительной и упорной, борьбы против феодальной монархии. Французский посол Сегюр писал в Париж: хотя Бастилия не угрожала ни одному из жителей Петербурга, трудно выразить тот энтузиазм, который вызвало падение этой государственной тюрьмы и эта первая победа бурной свободы среди торговцев, мещан и некоторых молодых людей более высокого социального уровня. Крепостное право изживало себя в России. Дворянские идеологи спорили о выгодах и невыгодах сохранения крепостного права для помещиков. Обреченность крепостного строя была очевидна, но царь и большая часть дворян цепко держались за средневековые порядки. Роль народного партизанского движения в разгроме Наполеона укрепила веру крестьян в их праве на свободу, они ждали освобождения как законной награды. В России надеялись на большие перемены, но в царском манифесте 30 августа 1814 года о крепостных была лишь одна неопределенная строка: крестьяне, верный наш народ да получит мзду свою от бога. Крепостные крестьяне-ополченцы и партизаны снова вернулись под иго господ. Часть армейских полков и казенных крестьян согнали в военные поселения. Они не только снабжали себя, ведя сельскохозяйственные работы, но и в любой момент должны были быть готовыми подавить народное возмущение. Помещики стали расширять барскую запашку за счет крестьянских земель, увеличили оброчные и другие повинности. Все эти события образовывали сумму причин и предпосылок для создания Тайного общества. Декабристские организации История тайных декабристских организаций открывается 9 февраля 1816 года, когда в Петербурге в казармах лейб-гвардии Семеновского полка на учредительном заседании инициативной шестерки в составе А. Муравьева, Н. Муравьева, братьев С. Муравьевых-Апостолов, И. Якушкина и С. Трубецкого было положено начало «Союза Спасения». С момента возникновения первое тайное общество декабристов, получившее в начале 1817 года, после принятия устава, название «Общества истинных и верных сынов Отечества», поставило своей целью борьбу против самодержавия и крепостничества. Собрания членов Тайного общества не были спокойными заседаниями. В раскаленной атмосфере, в борьбе мнений решались вопросы, которые в Росси впервые ставились ими же. Горячие споры велись о структуре самой тайной организации, ее уставе. Она была явно не способна на успешные решительные действия. Сама жизнь поставила перед руководителями общества вопрос о необходимости создания более многочисленной и сильной организации. Члены Союза Спасения приняли решение распустить свое общество и на его основе создать новое, которое, сохраняя конституцию, строилась бы на иных организационных принципах. На время, пока вырабатывался устав и программа будущей тайной организации под руководством А. Муравьева, в Москве было создано «переходное» общество под скромным и не вызывающим особого внимания названием «Военное общество». Оно было намерено сохранить основной костяк Союза Спасения и пополнить ряды организации новыми членами. Члены «Военного общества» на клинках своих шпаг вырезали опознавательные слова «За правду». На собраниях много и вольно говорили о правительстве, о военных поселениях, о деспотизме Александра I. Успешно выполнив свои функции, «Военное общество» было распущено. Оно уступило место новой организации — «Союзу Благоденствия». Это была довольно крупная организация, насчитывающая около 200 человек. Его состав по прежнему оставался дворянский, было много молодежи, военных.
Вскоре членами Южного общества стали братья С. Муравьёвы-Апостолы при этом первый был введён в состав Директории , , А. Поджио , Ф. Вольф , а также ряд других лиц, бывших офицерами 1-й и 2-й армий, расквартированных в Малороссии. Съезд 1822 года окончательно утвердил создание общества. На съезде 1823 года общество было разделено на 3 управы филиала : Тульчинскую во главе с Пестелем позже Барятинским , Каменскую во главе с Давыдовым и Волконским и Васильковскую во главе с С. Участники съезда 1824 года обсудили и одобрили программу общества — Русскую правду , написанную Пестелем. На съезде в 1825 году обсуждались вопросы о возможности организации восстания в армии против царизма.
ДЕКАБРИСТЫ
Южное общество (Южный округ, Южная управа), политическая организация в Российской империи, тайное общество декабристов, существовавшее в 1821–1825 гг. Легальная деятельность членов общества заключалась в попытках воздействовать на общественное мнение через просветительские организации, книги, литературные альманахи. «Южное Общество» было создано в марте 1821 года на базе Тульчинской управы (местное управление "Союза благоденствия").
Южное общество декабристов
Прослеживается четкая идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он был основой народного движения, освободившего Россию от польской оккупации в конце Смутного времени. Требовалось ввести всеобщее избирательное право только для мужчин от 20 лет , свободу слова и свободу вероисповедания, суд присяжных. Каждая крестьянская семья получила бы не менее десяти десятин на семью — это 11 гектаров 1 десятина — 1,09 га. Помещичье землевладение полностью не ликвидировалось, но сильно урезалось.
Чтобы их обрабатывать, помещики должны были нанимать крестьян за деньги. Большинство декабристов — даже те, кто недолюбливали Пестеля лично, признавали его программу как наиболее пригодную для России.
Муравьевым, который присоединил к себе впоследствии Михаила Бестужева- Рюмина, вторая — Василием Давыдовым. Полковник Пестель и С. Муравьев были стержнем, на котором вращался весь мятеж Южного общества. Они привлекали многочисленных последователей». В марте — апреле 1821г.
Первое время оно состояло из двух групп: первая — группа Никиты Муравьева, который написал свой проект программы и устава нового тайного общества в духе более радикальном, чем постановления Московского съезда 1821 г. Северное общество также имело ряд управ-отделений в гвардейских полках столицы. Во главе общества стояла Дума. В 1823г. В составе Северного общества находилась и ее Московская управа, в которой видное место занимал И. Политическая программа Южного общества. Пестеля Годами трудился Павел Пестель над проектом своей конституции.
Он был сторонником диктатуры временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Его конституционный проект «Русская Правда есть наказ или наставление временному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может». Он хотел этим названием почтить национальные традиции и подчеркнуть связь будущей революции с историческим прошлым русского народа. Пестель придавал большое тактическое значение «Русской Правде». Революцию нельзя было успешно совершить без готового конституционного проекта. Особенно тщательно разработал он мысль о временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была гарантией от «народных междоусобий», которых он хотел избежать. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции.
Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права. В своем аграрном проекте Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Вся обрабатываемая земля в каждой волости делится на две части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать, ни покупать, она идет в общинный раздел между желающими заниматься земледелием и предназначена для производства «необходимого продукта»; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства «изобилия». Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его, но он не может ни дарить его, ни продавать, ни закладывать. Землю можно прикупить лишь из второй части земельного фонда. Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, а также безвозмездное отчуждение, конфискация.
Таким образом, помещичье землевладение при полном уничтожении крепостного права! Иными словами, Пестель не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам. Считая землю общественным достоянием, Пестель нигде не говорил о выкупе крестьянами той земли, которую они получат от государства после революции в порядке общинной собственности. Помещики получали от государства, а не от крестьян вознаграждения деньгами за отходящую крестьянам землю. Пестель проектировал лишь некоторые виды крестьянских работ на помещика во время переходного периода. Пестель предполагал наличие банков и ломбардов в каждой волости, которые давали бы крестьянину ссуду на первоначальное обзаведение. Пестель — убежденный противник самодержавия, тирании.
Самодержавие в России по его проекту решительно уничтожалось, причем истреблялся физически весь царствующий дом. Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским». Дворянство уничтожалось вместе со всеми другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными». Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах. Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения. Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права женщины избирательных прав не имели.
Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью. Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды — на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т. В эти три органа власти выборы были прямыми. Главой наместного волостного собрания был выборный «волостной предводитель», а главой уездного и губернского наместных собраний — «выборные посадники». Окружные наместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти — Народное вече. Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным.
Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе. Народное вече предполагалось составить из народных представителей, выбранных на пять лет. Никто не имел права роспуска Народного веча, так как оно «представляет волю в государстве, душу народа». Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами. Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип — священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. Границы республики должны были раздвинуться до своих «естественных пределов».
Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны. Права отделения от Российского государства других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Таков был конституционный проект Пестеля — «Русская Правда». Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, утверждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами.
Нельзя, например, было ликвидировать тогда в России сословия. Это привело бы к разрушению социальных структур общества, могло вылиться в развал и хаос. Россия мало была готова к тому, чтобы перестроиться по проекту Пестеля. Политическая программа Северного общества. Муравьева Работая над конституцией в 1821 и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Классовая дворянская ограниченность сказалась прежде всего в разрешении вопроса о крепостном праве.
Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: «Земли помещиков остаются за ними». Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики своих товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева всегда характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владетель капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Женщины по конституции Муравьева были лишены избирательного права. Кроме того, автор был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Сверх этого конституция Муравьева вводила ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.
Крестьянин-общинник не считался «владельцем»-собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограниченно. Первый вариант конституции предоставлял крестьянам-общинникам ограниченное избирательное право: с каждых 500 человек мужчин избирался только один, который имел право выбора. Во втором варианте Муравьев изменил свою формулировку. Теперь к участию в выборах волостного старшины допускались все граждане без различия. Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным». По конституции Муравьева немедленно уничтожались военные поселения, все военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность.
Удельные земли, то есть земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковались и передавались во владение крестьян.
Еще с дореволюционных времен историки декабризма писали о том, что декабристы были сторонниками военной революции. После работ Ю. Оксмана это положение прочно вошло в научный оборот и стало общепризнанным.
Много говорилось об испанской революции 1820—1823 годов [2]. Но при этом никто из историков никогда не задавался вопросам, а что, собственно, стояло за идеей военной революции. На что рассчитывали российские Риеги и Квироги? Были ли их замыслы всего лишь «заговорами между Лафитом и Клико», а сами они «взрослыми шалунами», не отдающими отчет в своих словах и поступках, или же это были серьезные люди, прекрасно осознающие, на что они идут, и решающие задачи соответствующими им методами?
Этот вопрос впервые в полной мере ставится в рецензируемой книге. Уже сама постановка вопроса о практической стороне декабристского заговора предопределила и структуру книги, и ее главного героя. Им является лидер Южного общества Павел Иванович Пестель — одна из самых ярких и сложных фигур декабристского движения. Сравнительно недавно Киянская выпустила научную биографию Пестеля [3] , где были впервые показаны многие грани в деятельности декабриста.
В новой книге Киянская значительно дополнила и уточнила результаты своего предшествующего исследования. По сути дела она впервые показала Пестеля не только как крупнейшего теоретика движения, каким он уже неоднократно представлялся в многочисленных работах ее предшественников, но и раскрыла новые, неизвестные ранее, стороны его конспиративной деятельности. Заговор не может состояться без финансовой поддержки, революция не будет успешной без нейтрализации путем, в частности, шантажа и подкупа высших начальников, контролирующих значительные войсковые соединения. Все это никоим образом не вязалось с общедворянскими представлениями об офицерской чести, вполне разделявшимися как большинством декабристов, так и их идейными противниками» с.
Портрет, прямо скажем, непривлекателен и уж во всяком случае далек от традиционного представления о декабристах как о рыцарях без страха и упрека. Однако не будем спешить. Киянская отнюдь не склонна к абстрактному морализаторству и даже стремится встать на точку зрения своего героя, показать логику его действий. Она уверена: трагедия жизни Пестеля как раз и состояла в несоответствии между желанием «счастья своей Родины» и осознанной необходимостью пожертвовать для этого «собственной честью».
Но именно в этом автор видит и главный смысл «гражданского подвига» Пестеля с. На это положение важно обратить внимание для того, чтобы у читателя не создалось впечатления, что автор рецензируемой книги поставила себе целью во что бы то ни стало, говоря языком современной печати, «нарыть компромат» на очередную жертву «журналистского» расследования. И тем не менее книга не о «гражданском подвиге» декабристов — об этом давно уже написано сотни тысяч страниц. Речь в ней о закулисной стороне подвига, или, по выражению автора, о «грязных средствах», «финансовой поддержке», «шантаже», «подкупе» и т.
Сделав эти малопривлекательные предметы объектом научного исследования, Киянская по-новому осветила не только отдельные стороны в деятельности южных декабристов, но и представила совершенно новую концепцию Южного общества. Для того чтобы лучше понять, в чем заключается эта новизна, необходимо хотя бы бегло напомнить читателю внешнюю канву событий, приведших к образованию Южного общества, так, как это представлено в традиционном декабристоведении. В январе 1821 года в Москве состоялся съезд Союза благоденствия, на котором собрались в основном умеренные члены общества [4]. Пестеля на съезд не пригласили, и Юг в Москве представлял его идейный противник И.
После долгих и неплодотворных прений было принято решение тайное общество распустить. Малочисленность участников съезда, их нерепрезентативность делали такое решение заведомо ущербным, и реакция Пестеля последовала незамедлительно. Как только ему стало известно, что Союз благоденствия распущен, он тотчас же отказался признать такое решение и, повествуют научные и учебные издания, создал Южное общество. Но здесь надо сделать остановку.
Действительно ли Пестель создал новое общество? Новое общество предполагает новое название, новый устав, новую организационную структуру.
Южное общество декабристов, крупнейшая организация декабристов на Украине. Создано в марте 1821 на базе Тульчинской управы «Союза благоденствия».
Возглавлялось «Директорией» в составе П. Пестеля , А. Юшневского и Н. В соответствии с «уставными правилами» 1821 члены общества делились на 3 разряда, различавшихся степенью осведомлённости в делах Ю.
На съезде руководителей общества в Киеве 1823 было оформлено деление общества на управы: Тульчинскую руководитель Пестель , Каменскую руководитель С. Волконский и В.