В 2024 году шестая неделя Великого поста начинается с 22 апреля и продолжается до 28 апреля.
По пищевым ограничениям постные дни делятся на несколько «степеней строгости»:
- Великий пост 2024: календарь питания по дням, какого числа начинается и когда заканчивается
- Как прожить без растительного масла: сухоядение без самоистязания
- Recommended Posts
- Завтра начинается Рождественский пост 2022-2023: самый подробный календарь питания по дням
- Без подогрева. Рецепты для самых строгих дней поста
Сухоядение — это значит «без воды»?
Это значит, что в этом году его начало придется на 27 февраля. В чем суть Великого поста У многих пост ассоциируется, в первую очередь, с ограничениями в питании. И некоторые люди используют пост как повод сесть на диету. Конечно, же к настоящему посту все это не имеет никакого отношения, и если нужна диета, то не стоит ее называть постом. Главный смысл поста в воздержании от искушений. Конечно, пища тоже может быть искушением и еще каким, но не только и столько. Как появился Великий пост Существует версия, что после своего крещения Иисус удалился в пустыню, где находился сорок дней и ночей без еды и воды и все это время молился. Но есть и другая версия.
На заре христианства люди могли пройти таинство крещения лишь в определенные дни в году, как правило, это были дни больших праздников, например, Пасхи. Чтобы подготовиться к этому событию, нужно было долгое время поститься и молиться. Со временем другие христиане стали присоединяться к посту, чтобы поддержать таким образом тех, кто только планирует принять христианство. Кому нельзя соблюдать пост И хотя церковь приветствует всевозможные ограничения, есть люди, которым не рекомендуется соблюдение поста: Беременные и кормящие женщины, Дети, Люди, болеющие острыми или хроническими заболеваниями. Другими словами, соблюдать пост можно только тем, кто здоров, если говорить об ограничении питания.
Родиной современного Церковного богослужебного и дисциплинарного устава является Палестинские монастыри, в первую очередь обитель Саввы Освященного близ Иерусалима; также, как правило, в Типиконе отражается традиция Св. Горы Афон. Часто эти две традиции приводятся параллельно как равно возможные и приемлемые. Возможно, современному цивилизованному человеку требования православного устава покажутся непосильными, однако даже само знание о том, что считалось обычным и нормальным в прежние времена, позволит нам если не подражать древним делателям, то хотя бы трезво оценивать собственную меру воздержания и аскетического подвига и таким образом стяжевать смирение. Общие положения православного устава о трапезе Православный Устав не предполагает более 2-х трапез в день.
Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, то есть около полудня, а вторая — после вечерни, то есть вечером. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9-й час по Византийскому времени. На Византийском принципе времяисчисления основаны все временные указания Типикона. Этот принцип привязывал часы к восходу и заходу солнца. В настоящее время он продолжает действовать на Св. Горе Афон. Согласно Византийским часам время от восхода до заката делилось на 4 стражи дня, и также время от заката до восхода на 4 стражи ночи. Каждая стража состояла из 3 часов. Соответственно, 1-й час дня начинался с восходом солнца, а 12-й час дня заканчивался с закатом. Существует традиция примерного перевода этой системы на современные часы, когда 1-й час дня по Типикону соответствует 6 часам утра в нашем понимании, а 1-й час ночи — нашим 6 часам вечера 18.
Этой общепринятой традиции будем придерживаться и мы, указывая примерное время, когда положено совершать трапезу по Типикону. В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы приводятся в порядке возрастания строгости поста : Разрешение «на вся» или «на трапезе братии утешение велие». Отсутствие ограничений сохраняется только невкушение мяса монашествующими во всех случаях Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются такое бывает для мирян только на сырной седмице — то есть маслянице Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища — «варение» то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» глава 35 , т. Полное воздержание от пищи и пития — то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост». Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу.
Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. Мера вина оговаривается весьма четко: от 1 до 3 чаш. Также устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина» глава 35 , то есть что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально. Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, то есть степенью праздников. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I — бденные, II — полиелейные и со славословием, III — малые. В Типиконе общий порядок Трапезы описан в главе 35. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32,33,34,36, а также в самом месяцеслове глава 48 , где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Мы постараемся согласовать все эти указания в общую систему.
Устав предполагает с Сырного мясопустного понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмица — сплошная.
Возьмём репу, и морковь, натрём их на крупной тёрке.
Нарежем сельдерей. Клюкву необходимо положить в глубокую миску и размять их, заправив сахаром. После чего добавить туда все остальные ингредиенты и тщательно перемешать.
Поставить в холодильник. Клюква с сахаром даст кисло-сладкий сок, который и будет служить заправкой, поэтому другая заправка к этому блюду не требуется. Салат «огурчики в меду».
Необходимо взять несколько огурчиков среднего размера и почистить их. Затем нарезать их тонкими ломтиками, и заправить несколькими ложками мёда. Надо перемешать и поставить в холодильник, где огурцы, дав сок, растворят мёд, создавая вкусную медовую массу с огуречным соком.
После чего можно подавать на стол. Есть это блюдо лучше всего в охлаждённом виде. Блюда на завтрак Все любят вкусно и сытно позавтракать, но сделать это в пост с его ограничения и особенностями.
Тыкву нарежем тонкими ломтиками, а яблоко натереть на тёрке и смешать с четырьмя ложками мёда. Сверху посыпаем обычными подсолнечными семечками и перемешиваем все это с кусочками тыквы. Затем необходимо поставить в холодильник как минимум на два часа.
Подавать на стол в холодном виде. Этот сытный и сладкий напиток готовили ещё традиционно в древней Руси. Его рецепт сохранился и до наших дней.
Для его приготовления нам понадобится взять мёд, клубничное варенье и клюквенную выжимку. Поставьте кастрюлю с тремя литрами воды на огонь и после закипания положите туда стакан мёда и пол-литра клубничного варенья. Затем перемешайте и дайте закипеть.
После нескольких минут кипения следует влить клюквенный сок и специи. Можно использовать корицу, имбирь или гвоздику на свой вкус. Подавать на стол следует в горячем виде.
Грушевое наслаждение. Этот лёгкий фруктовый салатик не только очень вкусный, но и полезен в нём множество полезных витаминов, которые подарят вам запас энергии и сил на целый день. Стакан изюма замечает предварительно в тёплой воде на двадцать минут.
После воду слить и дать обсохнуть, положив на пергамент. Для заправки смешаем в ёмкости грейпфрутовый сок, яблочный уксус, чёрный молотый перец, сахар и соль. Затем тщательно взболтаем получившуюся смесь.
Две груши почистим и порежем крупными кусочками. В салатницу выложим листья латука и изюм. А также можно добавить орехов по вкусу.
Полить нашим соусом и в конце положить нарезанные кусочки груш. Все тщательно перемешать. Медовый каприз.
Морковь — залить медом. Овощи дополнительно рекомендуется посыпать орехами или семечками. Картофель с шампиньонами и помидорной заливкой Очищенный от кожуры картофель нарезать тонкими ломтиками. Шампиньоны очистить от песка бумажным полотенцем. Выложить на фольгу в 2 слоя, посыпать нарезанным луком, закрыть. Отправить в духовой шкаф, нагретый до 220—250 градусов на полчаса. В это время приготовить помидорную заливку. Очистить томаты от кожуры положить в кипяток минут на пять, затем остудить в холодной воде, после чего снять шкурку. Смешать в блендере помидоры, черный перец, чеснок, яблочный уксус, соль до гомогенного состояния. К запеченному картофелю с шампиньонами добавить помидорную заливку.
По желанию украсить зеленью, листьями салата. Гречневая каша с запеченными овощами Гречневую крупу залить крутым кипятком, дать ей настояться. Нарезать соломкой свеклу, морковь, болгарский перец, репчатый лук. Добавить соль, черный молотый перец по вкусу. Завернуть в фольгу. Запекать в духовке, нагретой до 220 градусов. К готовой гречневой каше добавить запеченные овощи, сбрызнутые лимонным соком. Блюдо украсить мелко порубленной зеленью. Запеченные яблоки Вырезать сердцевину яблока. Заполнить ее медом, измельченными орехами.
Добавить немного корицы.
Сухоядение — это значит «без воды»?
Пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны» — Василий Великий Пост заповедан самим Богом, ибо в пророчестве св. Иоилем сказано: "Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне — Иоиль 2:12- всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... Как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и Христос после крещения установил пост. Ошибается тот, кто считает, что пост лишь воздержание от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» — Иоанн Златоуст «Ни по каким причинам не разрешается вкушать рыбу в Великий Пост» «Новая скрижаль» стр. Укрощённое постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость» — Игнатий Брянчанинов «Воздержание от пищи нужно для того, чтобы ослабить силу плоти, и сделать покорным этого коня» — Златоуст.
Ты не ешь мяса, но за то клеветой терзаешь плоть брата своего. Какая прибыль в том, чтобы не увеселяться вином и упиваться богатством? Какая польза не есть хлеб и опьяняться гневом? Какая прибыль изнурять себя постом и в то же время злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое?
Какая необходимость иссушать тело и не питать алчущих? Если ты постишься ради Бога, то избегай, всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние с благосклонностью. Какая нам будет польза от поста, если язык наш предается невоздержанию, питается пищею сквернее мяса псов, делается кровожадным, извергает грязь? Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Не предавайся тщеславию» — Иоанн Златоуст «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Пусть постятся не одни уста, но и зрение, слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Что за польза нам воздерживаться от пищи, если не изгоним из души порочных привычек? Если ты постишься для Бога избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как милостивый и человеколюбивый.
Какая польза в посте, когда обвиняем других, когда осуждаем их, сами имея брёвна в глазах своих и всё делаем для того, чтобы показать себя? Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и в питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая польза им от этого?
Многие постятся через день и два и более, но от гнева, злопамятства и мести поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим уязвляют людей, подобных себе, какая им от этого польза? Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви понятно. При посте установлено воздержание от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспеяния. Такой смысл закона поста, и он столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам.
Несклонным к посту на этом надо бы настаивать, а не на том, что пост необязателен, хотя он действительно есть средство к одолению греховных желаний и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспеяние внутреннее обязательно, то обязательны и средства к нему, считающиеся необходимыми, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения её твердят: «Я другим способом возмещу опущение поста», или: «Мне пост вреден», или: «Я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты».
Но первое извинение неуместно, потому что ещё никто не ухитрился без поста совладать со своей плотью и сохранить как следует внутреннее состояние. Последнее так же неуместно, потому что Церковь одно тело, и желание обособиться в ней от других противно её устроению. Удалить себя от общих установлений Церкви можно только выходом из неё, а член её не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, пост необязателен для тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не для того, чтобы убивать тело, а для умерщвления страстей.
Но если перечислить таковых добросовестно, то их окажется так мало, что и в счет нечего ставить. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли. Вот только когда осудят в ад хочешь не хочешь, а ступай: схватят и бросят туда» — Феофан Затворник. Поэтому заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда, т.
Таким образом, сохранённые силой Божией от возношения, мы постараемся всю жизнь пребывать в смиренномудрии, без которого никто не может благоугождать Богу» — прп. Марк «Пост это сильное орудие, когда он предоставлен самому себе; когда из орудия он претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия делается для подвижника орудием самоубийства. Сколь вредно невоздержание, столь вреден или ещё более неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой» — Игнатий Брянчанинов Богданович спросил преподобного Серафима Саровского: «Можно есть скоромное по постам, если кому постная пища вредна, и врачи приказывают есть скоромное? Как же люди сто лет жили?
Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. А что святая Церковь положила на семи Вселенских Соборах то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит». Иоанн Златоуст говорит, что Бог отделил для себя десятину из всего, чем владеем, и десятину нашей жизни требует время Великого Поста 365 дней в году.
Иерей Иоанн Севастьянов: Устав Великого поста нужно соблюдать на максимуме своих физических и духовных сил. Писанный Устав дает нам некие ориентиры. Но мы понимаем, что для опытного христианина это может даваться легче, а начинающему может быть невыносимо блюсти такие рекомендации. Первую неделю действительно лучше не есть первые четыре дня. И не пить воду.
Я знаю, что некоторым пожилым людям это дается. А некоторым молодым христианам — никак. Тут требуется внутренне понимание своего максимума и настроенности. Сухоядение понимается по-разному. Одни считают, что это питание без первого блюда, а некоторые, что это вообще невареная холодная пища даже без чая. Поэтому не погрешите, если сухоядением будет пища без жидкого первого блюда. Говоря о посте, обычно рассуждают о тех или иных пищевых запретах. Однако что можно сказать по поводу духовного времяпровождения? Допустимо ли прослушивание в пост музыки, чтение книг, просмотр фильмов и пр.?
Иерей Иоанн Курбацкий: Пост — время покаяния. Святитель Василий Великий в первом слове о посте так говорит: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей; потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк соуз неправды. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. Не в судех и сварех поститеся. Не ешь ты мясо, но поядаешь брата. Воздерживаешься от вина; но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера; но тратишь день в судебных местах». Пост не должен пройти впустую, то есть мы должны не просто пройти это время, но принести плод, достойный покаяния, переплыть это море, как корабль торговца полный товаром, а не порожняком.
Пост для того и дан, чтобы мы приблизились к Богу молитвами, чтением житий святых и их творений, воздержанием от всякого зла, от зрелищ, от пустословия и праздности. Мы тоскуем по той радости, чистоте, которая была когда-то у нас, которую мы потеряли и растратили, как блудный сын различным грехом: лукавством, жадностью, ненавистью, злорадством, блудом, завистью… «Потщимся же паки слезами восприяти, яже погубих» канон в неделю Сыропустную. Пост — орудие духовной борьбы. Это путь домой к нашему Богу и Отцу. Вы говорите о музыке, фильмах. Лучше от этого воздержаться, имея в виду ту цель, ради которой мы постимся. Слова апостола Павла «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Вот, к примеру, преподобный Герасим, иже на Иордане, в Великий пост ничего не вкушал, только по воскресеньям причащался с братией в церкви. А всю неделю проводил в уединенной молитве к Богу.
Мы же хоть в малой части да будем таковым святым подражать. Они никого из людей не видели, а нам бы отстать от просмотра телевидения и интернета, соц. Пусть наш ум, наше внимание тоже попостятся, душа истрезвится от непрерывных суетных, а то и греховных впечатлений. Мы окружены постоянным шумом информационным, музыкальным и т. Порой с болью смотришь на современного человека: он постоянно окружен шумом, суетой, так называемой музыкой. Даже на природу человек приезжает и не может побыть в тишине, наедине с природой. Громыхает музыка, которая заглушает работу души, размышления, тихое созерцание красоты Божьего мира.
Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона. В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение т. Вина же испиваем по чаше» лист 425 об, стр. В Неделю первую Великого Поста, то есть в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином — по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста. В прочих седмицах Типикон глава 32 предписывает в будние дни с понедельника по пятницу воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, то есть около 15. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говорится, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час. В Праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. В предпраздненство Благовещения накануне праздника , если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случится Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна. Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино. В четверг пятой седмицы Великого Поста Стояние преп. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду на преполовение Поста , в четверг и пятницу пятой седмицы на Стояние преп. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», то есть если есть возможность, по три онгии то есть по 100 гр. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. На Страстной седмице Типикон в первые три дня, то есть в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» Глава 49, стр. Здесь очевидно противоречие, так как для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», то есть вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение глава 35. Попробуем разъяснить это противоречие. С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона.
Не стоит готовиться к подготовке. В пост лучше входить открытым сердцем и ждать, что же в этот раз Господь со мной сделает. Думаю, каждый, кто постился хотя бы несколько постов, замечал, что каждый раз после поста мы получаем разные результаты, разные состояния души, хотя постимся одинаково. Поэтому мы знаем, что результат поста — это то, что нам посылает Господь. А Он посылает нам дары по Его благой милости. И, конечно же, не стоит весь год копить гнев и обиды, чтобы в Прощеное воскресенье было о чем просить прощение. Просите прощение тогда, когда возникает конфликт и неприязнь, а не тогда, когда все это делают ради красного словца. Церковный устав предписывает воздержание от еды в первые дни поста, а в остальные дни — сухоядение. Что это означает и насколько обязательно исполнение этих требований мирянами? Иерей Иоанн Курбацкий: Святые отцы в один голос говорят о посте с рассуждением. Это значит, что надо брать подвиг по силам, так, чтобы были силы молиться и трудиться. Важно выдержать весь пост. Нередко бывает, что люди, имеющие болезни, начинают очень строго поститься. Их хватает на неделю, а потом обостряются болезни, и они уже не в силах идти дальше, нарушают пост. Это подобно тому, как какой-нибудь спортсмен пробежит 100 метров со всей скоростью и упадет обессиленный. А другой, пусть медленно, но пройдет всю дистанцию в 10 км. Иными словами, лучше весь пост есть с маслом, чем одну неделю попоститься, а потом есть творог, кефир и т. На первой и последней неделе пост самый строгий. Но некоторые уставы допускают употребление пищи ежедневно, ведь и молимся мы: «хлеб наш насущнныи даждь нам днесь». Я знал таких ревностных людей, особенно в молодом возрасте, которые рьяно брались за неядение, а наутро не могли встать, не имели никаких сил к молитве. И когда начинаешь поститься, то твой ум пробуждается и ищет беседы с Богом. Именно молитва должна быть критерием строгости поста. Если же человек постится и способен молиться, способен выполнять свою работу, то пусть соблюдает пост со всей строгостью. Сухоядение — это невареная пища без растительного масла. Оно положено по уставу в понедельник, среду и пятницу. Но большинство работающих христиан едят в течение недели просто пищу без масла. По совету духовного отца может быть дано послабление на масло и в другие дни, помимо субботы и воскресенья. Кстати, немногие почему-то знают о существовании оливкового, льняного, горчичного и других полезных растительных масел. И очень часто берут благословение на послабление поста, тогда как на усиление поста тоже надо брать благословение. Не надо бояться поститься, не надо бояться вообще всякого труда во спасение. Иногда приходят на исповедь и так говорят: «Только один грех — не могу поститься». Нужно отнестись к своему спасению более внимательно, читать духовную литературу, молиться усердно Богу, чтобы глубже узреть в себе грех и раскаяться в нем. Понять, что невозможность поститься — это следствие поражения души грехами более тяжкими. Например, человек годами вел неправильный образ жизни, губил свое тело. И теперь ему тем более надо поститься и каяться в том, что он себя губил. Будем же поститься нелицемерно, не напоказ людям, но смиряться духом перед братией, если не можем поститься в полной мере. Но и не превозноситься над ближним, когда все исполняем. Исполнение — хорошо. Но если мы это используем как оружие для душевной победы над ближним, считаем себя выше его, то это обращается уже во зло.
Что можно есть в дни сухоядения
- Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций
- Великий пост: что можно есть в дни сухоядения
- По пищевым ограничениям постные дни делятся на несколько «степеней строгости»:
- Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания
- Хоть редьки хвост: как питаться во время Великого поста
- Другие рецепты
Сухоядение. Что это такое?
Какие традиции поста сохранились в России с давних времён, что можно и нельзя есть в Великий пост и как молиться. Сухоядение в пост: что это такое? Сухоядением считают одну из строжайших степеней поста. Молитвой, душевной работой очищать себя от греховных помыслов – вот что означает сухоядение в пост. еда всухомятку, т. е. блюд никаких нет: Сухоядение — термин в православном Уставе, обозначающий разрешение на вкушение только неварёной пищи во время поста.
Сухоядение-что это
30 декабря: сухоядение в преддверии новогодних праздников весьма серьезное испытание, а значит, провести день важно в хорошем настроении и занять себя любимым хобби. Но надо помнить, что Великий пост не только самый строгий из всех многодневных постов Церкви, но и самый долгий, а это значит: если мы подошли к нему необдуманно, если мы к нему не готовились заранее, то у нас могут обостриться уже существующие хронические заболевания. Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания. В остальные дни предписывается воздержание от пищи (в первые два дня поста) и сухоядение, то есть пища без масла. 22 марта -сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
Что такое сухоядение в пост и что можно кушать?
Дозволяется горячая растительная пища — «варение» то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» глава 35 , т. Полное воздержание от пищи и пития — то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост». Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу. Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе.
Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. Мера вина оговаривается весьма четко: от 1 до 3 чаш. Также устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина» глава 35 , то есть что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально. Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, то есть степенью праздников. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I — бденные, II — полиелейные и со славословием, III — малые. В Типиконе общий порядок Трапезы описан в главе 35. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32,33,34,36, а также в самом месяцеслове глава 48 , где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Мы постараемся согласовать все эти указания в общую систему.
Устав предполагает с Сырного мясопустного понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмица — сплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу. В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9-й час» глава 35 , то есть около 15. В Неделю сыропустную Прощеное Воскресение совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» лист 407, стр. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице — основной палестинский и афонский.
Первый чин предполагает следующий порядок трапезы: Понедельник и вторник — полное воздержание от пищи и пития. Лист 415, стр. В четверг — полное воздержание от пищи и пития. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» лист 424об, стр. Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св. Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне» Там же.
В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту глава 32 , приводится первый чин Палестинского монастыря св. Саввы Освященного , но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни то есть после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14. В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп то есть горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов с медом».
Особенности седьмой недели Великого поста Седьмая неделя Великого поста называется Страстной в память о страданиях, которые перенес Иисус в последние дни своей жизни. Это самая строгая неделя поста. С 29 апреля по 4 мая все дни называются великими. Кроме этого, в четверг, 2 мая, отмечается День памяти Блаженной Матроны Московской. Святая Матрона близка людям не только потому, что она почти современница тем, кто живет сейчас.
Дело в том, что многие беды, через которые прошла святая, знакомы всем. Все так или иначе сталкивались с обидами и даже гонениями, у многих нет своего угла, никого не обошли болезни. От рождения слепая, потерявшая в юности способность ходить, часто болеющая в старости Матрона, конечно, очень страдала. Но в тех описаниях, которые оставили ее близкие, об этом нет ни слова. Богослужения на седьмой неделе Великого поста На седьмой неделе проходят специальные богослужения, которые не похожи на другие и отличаются особой продолжительностью. Службы построены в порядке, который поможет донести верующим историю страданий Спасителя и его наставления в хронологическом порядке.
Есть люди с сахарным диабетом, с гипертонической болезнью. Если у вас нестабильное давление, при резком изменении питания могут быть проблемы, вплоть до гипертонических кризов. Любое стрессовое состояние сопровождается повышением гормона кортизола, что, в свою очередь, ведет к повышению артериального давления, росту тревожности, нарушению сна, повышенной возбудимости... Или, например, пациент, который принимает сахароснижающие лекарства вдруг переходит на вегетарианство: не факт, что в этой ситуации лекарств ему будет достаточно, ведь инсулин вырабатывается из животного белка. Поэтому колоссальный гормональный сбой в организме будет однозначно. Для них даже церковь делает послабления. Как и для путешественников и больных. Однако все должны помнить о том, что из нашей тарелки произрастают все болезни, питание крайне важно — не только в определенные периоды года, а постоянно. Каши с небольшим количеством растительного масла, овощи, которые едят в пост — хорошее питание, но без животного белка вы начнете испытывать дефицит не только аминокислот, но и витаминов, и минералов. Причем, ощущаться эти дефициты начнут через 3-4 недели поста. Проявления могут быть различными: нарушения в работе ЖКТ, тусклые волосы, серый оттенок кожи... Их надо правильно готовить: грибы — обязательно отваривать и желательно пюрировать, чтобы не очень нагружались поджелудочная и ЖКТ. Орехи же нужно замачивать на 5-6 часов, чтобы полезные вещества из них усваивались. И, конечно, мясо ни грибы, ни орехи не заменят. Да, это устоявшиеся обряды, но по факту они сильно вредят здоровью.
Плотно накрыть крышкой и дать настояться в течении 5 минут. Добавить половину натёртого на крупной тёрке яблока, ложку мёда, перемешать. Каша овсяная цельнозерновая Зёрна овса замочить в воде можно на ночь. Довести до кипения, убавить огонь под кастрюлей и прикрыть крышкой. Периодически помешивая и подливая в случае необходимости воду, варить кашу в течение 40-50 минут, накрыть крышкой и дать настояться. Добавить изюм, мелко нарезанные курагу и чернослив. Есть другой способ приготовления цельнозерновой овсянки. Вечером промыть овёс, довести до кипения, закрыть крышкой и снять с огня. Утром снова довести до кипения, добавить воды, если требуется, и варить до готовности полчаса. Приправить по вкусу. Очень полезен для поддержания сил овсяный отвар. Стакан зерна залить литром воды, довести до кипения, варить в течение 15-20 минут, дать настояться под крышкой. После настаивания процедить, можно добавить мёд и лимонный сок. Она продаётся в виде целых зёрен и продела, а ещё из неё делают муку. Многие знают, что гречка очень богата содержанием железа, что она применяется при лечении заболеваний крови и кровеносных сосудов.
Сухоядение-что это
Почему в пост нельзя молочные продукты, и другие вопросы про пост | Во вторую-шестую недели поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг — горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье — горячая с маслом. |
Сухоядение: что такое, описание термина, кому оно разрешено и рецепты | Согласно церковным традициям, сухоядение в Великий пост соблюдается по понедельникам, средам и пятницам. |
Сухоядение в пост: что можно есть и как правильно готовить блюда
Также период воздержания и сухоядения не означает отказ от Десертов. Существует рецепт особенного печенья, для приготовления которого понадобятся четыре стакана орехов кешью, половина стакана смеси из сухофруктов. Все компоненты перемалывают через мясорубку, а затем скатывают в шарики. По желанию внутри печенья можно сделать углубление и вставить туда ягоды, кусочки фруктов, мед. В качестве перекусов в период сухоядения можно использовать сухофрукты, семечки и семена, которые можно комбинировать с медом. Чтобы усилить вкус, можно использовать соль, орехи и корицу. С утра наиболее популярным завтраком являются бутерброды, и они не обязательно будут с колбасой и сыром. Для бутербродов в сухоядение можно использовать ржаной хлеб без яиц и молока, а также различные овощи, зелень, специи, семена кунжута.
В пятницу первой седмицы после Литургии происходит освящение «колива» отварная пшеница с медом , в память святого Великомученика Феодора Тирона. Он оказал помощь христианам для сохранения поста. В первое воскресенье совершается «Торжество православия» в память восстановления почитания святых икон. Во второе воскресенье совершается память святого Григория Паламы, жившего в 14 веке. В третье воскресенье за Всенощной выносится Святой Крест. Верующие поклоняются ему со словами: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник. В четверг на пятой неделе проводится «стояние Святой Марии Египетской». В субботу на пятой неделе читается великий акафист Богородице. В пятое воскресенье совершается последование преподобной Марии Египетской. В субботу на шестой неделе на Утрене и Литургии вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Шестое воскресенье поста — Вербное. На Всенощной благословляются распускающиеся ветви вербы или других растений. Их раздают раздаются прихожанам. Освященная верба знаменует воскресение, торжество жизни над смертью. Лучшее время, чтобы услышать Бога и обратиться к нему с искренней молитвой.
Но что точно понятно, так это то, что в такие периоды поста не стоит употреблять алкогольные напитки. Большинство дней сухоядения приходится на первую неделю Великого поста: ограничения следует соблюдать с 19 по 22 марта. Если следовать монастырскому посту, сухоядение следует соблюдать по понедельникам, средам и пятницам на протяжении всего периода поста. Однако для мирян рекомендуется более мягкий вариант. По такому принципу помимо первой недели поста будет еще несколько дней, во время которых рекомендовано соблюдать сухоядение: шестая неделя Великого поста — 22, 24 и 26 апреля; последняя неделя поста — с 29 апреля по 3 мая, 4 мая лучше воздержаться от пищи вообще.
Меню на неделю в Великий пост В каждый день Великого поста действуют разные правила. Например, в первый день Чистый понедельник , 18 марта, следует полностью воздержаться от пищи и пить только воду. Остальные дни чередуются: горячая пища без масла, с маслом и сухоядение. Принимать пищу необходимо 4—5 раз в день небольшими порциями, в идеале — каждые три часа. Понедельник: сухоядение Завтрак: бутерброды с ржаным хлебом, авокадо, помидорами и семенами кунжута. Обед: томатный суп гаспачо. Ужин: печеный картофель с квашеной капустой. Вторник: горячее без масла Завтрак: гречневая каша с луком. Обед: суп с лапшой и овощами.
Врач призвала не путать Великий Пост с диетой: семь недель — слишком долго
Сразу выпадают макароны, хлеб и прочее. Как тогда ему питаться? Кто мешает ему есть кабачки, баклажаны, овощное рагу? Надо только понимать: Богу нужно наше сердце, а не наш больной желудок. Не надо себя изводить, чтобы в пост оказаться в больнице, но не надо искать себе и лишних поблажек. Вот я, к примеру, диабетик и не могу есть булки. Так я легко приготовлю себе тушеные баклажаны или овощное рагу. При каждом заболевании существует своя определенная диета. Если у человека, к примеру, больной желудок, то он, как минимум, должен часто питаться, и в этом случае монастырское правило вкушать пищу один раз в день для него категорически не подходит. Если человек по медицинским показаниям должен пить куриный бульон или есть творог, то он должен так питаться и во время поста.
Зачем вредить своему организму и вгонять себя в гроб? При этом верующий должен понимать, что раз он — пусть и по медицинским показаниям — идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему… Порой мы забываем еще об одном важном нюансе. Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям. И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные. Одно дело, если омара ест французский рыбак, только что выловивший его в море. Для французских рыбаков омары, возможно, самая дешевая еда. И совсем другое дело, когда состоятельный москвич в пост выбирает себе омарную диету. Вот это совсем не постный подход, не христианский.
Или другой пример. Меня однажды спросили, можно ли в пост есть печеный картофель, фаршированный грибной икрой. На первый взгляд, почему бы и нет. Продукты-то все постные. Но вы подумайте, сколь трудоемко приготовление этого блюда! Сколько времени и сил человек может потратить, чтобы потешить свой желудок. И это вместо молитвы или благих дел! Помнится, врачи одной больницы рассказывали мне, что, едва заканчивается Великий пост, к ним везут многочисленных бабушек и дедушек с различными проблемами: у кого рези в желудке, у кого желчный пузырь выходит из строя… Наверное, Вы на «Скорой» с подобным сталкивались? Дело в том, что бабушки и дедушки нарушают главное правило и на Пасху входят в грех.
В этом-то как раз и проявляется грех чревоугодия. Постились-постились верующие — а тут и Пасха наступила! Можно есть все, что раньше было не велено. Вот люди и отрываются. А потом попадают в больницу. Здесь главное правило: выходя из поста, на Пасху не надо набрасываться на жирную пищу, не надо набивать себе желудок всем, что стоит на столе. Съешьте пару яиц, кусочек кулича, немножко творожной пасхи. И достаточно! И чуть погодя можно переходить к пище более тяжелой и жирной.
Пусть организм перестраивается постепенно. Но, поймите, это проблема не поста, а человеческого невоздержания. В чем еще верующий должен себя ограничивать? Конечно, в жизни всякое бывает: молодые супруги, недавно женаты, не удержались. Но, в принципе, интимные отношения в пост недопустимы! Как ей тогда быть? Конечно, «тело жены принадлежит не жене, но мужу. И тело мужа принадлежит не мужу, но жене». Но я не знаю ни одного человека, который не мог бы выдержать 50 дней без интимной близости, и считаю, что супруги вполне могут договориться по этому вопросу.
Если же муж будет настаивать, женщина, наверное, должна уступить. Зачем же в пост намеренно идти на конфликт с мужем. При этом она должна понимать, что идет на ослабление своего поста и должна усилить свой молитвенный и благотворительный подвиг. А если пытаться перечислять все то, чем в пост заниматься нельзя, то надо понимать следующее: грех не столько само действие, которое вы совершаете, а пристрастие к этому действию. Смотреть ли телевизор в пост? Наверное, не страшно, если вы посмотрите, к примеру, один раз в день новости, чтобы быть в курсе событий, или вашу любимую передачу. Но грех и нарушение поста, если вы не можете оторваться от телевизора, просиживая у экрана вечер за вечером, вместо того чтобы молиться. Греховных действий, которые мы совершаем в обычной жизни, не так много. Просто мы не задумываемся о том, что такое грех.
Кто-то любит болтать по телефону, кто-то — сидеть в интернете, кто-то — смотреть телевизор или играть в игры на компьютере. Повторюсь: грех не само действие, грех — пристрастие к нему. Не зря, когда речь заходит о посте для маленьких детей, мы говорим, что нельзя лишать детей мяса, но надо ограничивать их в том, к чему они испытывают тягу: сладкое, компьютерные игры, интернет.
Это традиционно делается в день Прощеного воскресенья, предшествующего началу поста. В 2024 году Великий пост начался 18 марта и продлится до 4 мая включительно. Праздник Пасхи будет отмечен 5 мая православными верующими. Первые шесть недель Великого поста, известного как Четыредесятница, отмечаются в память о времени, когда Христос постился в пустыне. Седьмая неделя, называемая Страстной неделей, посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. Период поста включает в себя следующие этапы: Святую Четыредесятницу, включающую пять седмиц и пять дней; Лазареву субботу; Вербное воскресенье, символизирующее вход Господа Иисуса в Иерусалим; Страстную седмицу, длительностью в шесть дней, после чего наступает Пасха. Важно отметить! Перед переходом на ограничение в питании, стоит проконсультироваться с врачом, так как это зависит от индивидуальных особенностей организма. Как правило, беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым людям, а также пациентам с тяжелыми и хроническими заболеваниями не рекомендуется поститься. Разрешенные и запрещенные продукты, что можно и нельзя есть Во время поста рекомендуется употреблять овощи, зелень, фрукты и ягоды, соленья из овощей, компоты. Также разрешается включить в рацион крупы, бобы, чечевицу, сою, нут, фасоль и их производные, например, соевое молоко, соевое мясо, нутовые котлеты и т. Позволительно есть злаки, орехи, сухофрукты и грибы. Можно употреблять хлебцы, хлебобулочные изделия, в составе которых нет яиц и сливочного масла, а также мед и варенье. Растительное масло допускается в определенные дни. Необходимо исключить из рациона мясо, птицу и все мясные полуфабрикаты и колбасные изделия. Также следует отказаться от рыбы и морепродуктов, за исключением отдельных дней поста. Не рекомендуется употребление молока, кисломолочных продуктов, сливочного масла, сыра и сливочных соусов.
Ушаков … Толковый словарь Ушакова сухоядение — см. Практический справочник. Скудная и сухая еда, еда всухомятку разг. Сегодня мы на сухоядении. Исключение жидкости из пищевого рациона на сутки спец.
Кроме того, важно адаптировать свой уровень активности к новому режиму питания. Диетологи рекомендуют сосредоточиться на медленных упражнениях, которые не будут отнимать слишком много сил и помогут поддерживать тело в тонусе. Например, заниматься медленной йогой, растяжкой и ходить на неспешные прогулки. Это поможет приспособиться к меньшему количеству калорий и непривычному уровню усталости. Подготовку необходимо начать за одну-две недели до поста. Помимо всего прочего, в этот период важно постепенно удалять запрещенную еду из рациона, чтобы сократить стресс от отказа от привычной диеты. Специалисты по питанию советуют исключать по несколько продуктов в день, например, перестать пить кофе, потом отказаться от красного мяса, а потом — от птицы. При этом необходимо сократить привычные порции еды и постараться избегать перекусов: так ваше тело привыкнет к работе с меньшим количеством калорий и быстрее адаптируется к предстоящему посту. Также можно попробовать есть больше разрешенных сырых продуктов: это поможет понять, какие овощи и фрукты подходят вам больше всего, и упростит отказ от жареной и вареной пищи в дни "сухоядения". Как не бросить поститься?
Роспотребнадзор рекомендует: как питаться во время поста
22 марта -сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. еда всухомятку, т. е. блюд никаких нет: Сухоядение — термин в православном Уставе, обозначающий разрешение на вкушение только неварёной пищи во время поста. Сухоядение. Это одна из строгих степеней поста: употребление растительной пищи без масла в сыром виде. Великий пост у православных в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая.