начала 1820-х годов. В ходе кампании 1820 г. основные боестолкновения произошли у крепости Шемокмети (апрель), в которых гурийцам и имеретинцам удалось разбить несколько постов русских войск. 1820 год. В конце октября Александр Пушкин вызвал на дуэль сразу двоих — Федора Орлова и Алексея Алексеева. 1820 год в истории россии. 1820 Открытие Антарктиды. Открытие Антарктиды 28 января 1820 года. Открытие Антарктиды. Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Экспедиция Лазарева и Беллинсгаузена открытие Антарктиды. 1820 В истории России. 1820 Событие в России. Мятеж Семёновского полка: элита русской армии едва не перевернула историю России.
События истории России и мира за 1820 год
Этот день в истории: 1819 год — Первая русская антарктическая экспедиция | 1820 год — високосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю. |
Выступление Семёновского полка 1820 | В 1814 году при активном участии российских иезуитов последовало полное восстановление ордена во всем мире. |
1820 год (11) | В истории России было много бунтов и восстаний, но одним из самых известных было восстание декабристов 190 лет назад. |
1820 год (11)
Некрасов Н. Поэма «Русские женщины», посвященная трагическому подвигу жен декабристов, отправившихся за своими мужьями на сибирскую каторгу. Публикуется в разных изданиях. Нечкина, М. В книге академика М. Нечкиной рассказывается о первых русских революционерах, о формировании мировоззрения декабристов, создании первых тайных организаций. Разобраны конституционные проекты декабристов, рассказ о подготовке и ходе восстания 14 декабря 1825 г. Приведены сведения о следствии и суде над декабристами, о пребывании их в сибирской ссылке.
Освещен вопрос о вкладе декабристов в русскую культуру. Павлюченко, Э. В добровольном изгнании. Впервые русские женщины оказались вовлеченными в общественно-политическую жизнь страны. Паустовский, К. Северная повесть: повести и рассказы. Первая новелла — о русском офицере Павле Бестужеве, вторая — о художнике, ленинградце 1960-х годов.
Незадолго до декабрьского восстания 1825 года Павел Бестужев был сослан за дерзость в далекий гарнизон на Аландские острова. Вскоре ему представился случай помочь раненому декабристу, который намеревался перейти границу. Ценой своей жизни Бестужев спасает беглеца и свою возлюбленную. Через полтора столетия эта романтическая и трагическая история получает поистине удивительное продолжение… По повести был снят в 1960 году одноименный фильм. Порудоминский, В. Пушкина, о его участии в восстании декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года и ссылке в Сибирь.
Это было официальное признание высокого статуса вуза в России и значимое событие для академического сообщества и образования в целом. Казанский университет — один из старейших университетов России. Фото realnoevremya. Это было сделано для более эффективного расследования политических преступлений. Канцелярия занялась делом наследника престола Петра — царевича Алексея, который был обвинен в государственной измене, связях со шведами и заговоре против правительствующего монарха. В 1820 году Александр Сергеевич был отправлен в южную ссылку за написание едких эпиграмм на власть. В Кишиневе весной 1823 года Пушкин начал работать над своим романом, а завершил его в 1830 году в Болдине. Этот день стал Днем единения народов двух стран. С этой даты началась работа по строительству нового Союза между государствами. Через год, 2 апреля 1997 года, был подписан Договор о Союзе Белоруссии и России.
Однако действия 1-й роты поддержали другие солдаты полка, которые отказывались выполнять приказы и нести караульную службу, настаивая на отстранении командира полка и освобождении арестованных. В казармах распространялись рукописные прокламации. С привлечением других войск гвардии и казаков выступления вскоре удалось пресечь. По решению специально созданного комитета председатель — генерал-губернатор Санкт-Петербурга генерал от инфантерии М. Милорадович от 2 14 ноября личный состав полка подлежал полной замене.
Попробуйте сервис подбора литературы. Вы всегда можете отключить рекламу. Analyzing the phenomenon of Alexander I, the author argues that it was his reformatory intentions and the personality of the tsar himself on which the younger generation of Russian nobility, who had just returned from the war, based their hopes for their own social realization and wider opportunities for a more active role in the political life in Russia. Yet, by the late 1810s, there had prevailed a trend towards «tightening of the screws» in the country. The army focused of parades and more strict discipline, new military settlements were being set up, the Church orthodoxy was imposed at universities, while liberal professors were expelled and censorship became more and more severe. The opportunities for the participation of young nobility in political life were, in effect, reduced to zero. The period from the 1810s to 1820s stands out in Russian history as an «era of secret societies». The paper traces the evolution of this phenomenon, starting with a loose organization for the «assistance to the government» all the way to the anti-government clandestine organization whose members planned a «military revolution». The government facilitated this transformation, as the young men, being frustrated in their expectations, began seeking alternative means for their political activism. The author concludes that the military uprisings of 1825-1826 were an inevitable consequence of these political changes in the post-war Russia. The uprising of the Decembrists determined the vector of the relationship between power and the thinking elite for many decades to come. Текст научной работы на тему «Империя упущенных возможностей. В статье речь идет об общественно-политической ситуации в России 1814-1825 гг. Автор описывает изменение настроений мыслящей части общества этой эпохи: от восхищения царем-победителем до осознания необходимости цареубийства и коренного изменения государственного строя. Анализируя феномен императора Александра I, автор утверждает, что молодое поколение русских дворян, вернувшееся с войны, именно с ним, с его реформаторскими устремлениями, связывало возможность социальной реализации и участия в политической жизни страны. Однако к концу 1810-х годов тенденция «закручивания гаек» взяла верх над этими устремлениями: в армии основное внимание стало уделяться подготовке к парадам и поддержанию дисциплины, вводились военные поселения, в университетах насильственно насаждалось православие, изгонялись неугодные профессора, происходило ужесточение цензуры и т. Возможности участия молодых дворян в политике были сведены к нулю. Конец 1810-1820-х годов в истории России - это «эпоха тайных обществ». Рассматривается эволюция этого феномена: от организации, официально не зарегистрированной, но созданной для «помощи правительству», до антиправительственной конспиративной организации, члены которой готовили «военную революцию». Делается вывод о том, что власть способствовала этому перерождению: обманутые в своих ожиданиях молодые люди начали искать альтернативные возможности проявления политической активности. Подводя итоги, автор отмечает, что вооруженные восстания 1825-1826 гг. Восстание декабристов на много десятилетий вперед определило вектор взаимоотношений власти и мыслящей элиты. Ключевые слова: Александр I; отмена крепостного права; конституционные проекты; тайные общества; военные поселения; Союз благоденствия; декабристы. E-mail: kianoks inbox. The Empire of Lost Opportunities. Keywords: Alexander I; abolition of serfdom; constitutional projects; secret societies; military settlements; Welfare union; the Decembrists. Вступая на территорию Франции, император призывал своих солдат «понести» французам «не месть и злобу, но дружелюбие и простертую для примирения руку». Сему учит нас свято почитаемая в душах наших православная вера. Она божественными устами вещает нам: "Любите враги ваша и ненавидящим вас творите добро"» [Собрание 1816, с. В марте был взят Париж - и великодушие императора-победителя тронуло сердца французов. Император не стал мстить: «Преисполненный чувствами высокой христианской любви, Александр в буквальном смысле слова осуществлял в Париже великую заповедь Спасителя. Он воздал французам за все зло, причиненное ими России, великими милостями и щедротами; своим неслыханным великодушием он заставлял краснеть сынов великой нации, опозоривших и ограбивших всю Европу... Повсюду, где ни появлялся Александр, он производил глубокое, неизгладимое впечатление. Во всех его словах и действиях выражалось самое высокое, гуманное, истинно человеческое миросозерцание. Чуждый всякого тщеславия, он разливал повсюду любовь и благодеяния. В Отечестве императора ждали бурные овации подданных. В августе 1814 г. Синод, Государственный совет и Сенат решили преподнести императору титул «Благословенный». И хотя император от этого титула официально отказался, «Благословенным» его называли до самой смерти. Общественные настроения той поры передал Александр Пушкин: Вы помните, как наш Агамемнон Из пленного Парижа к нам примчался. Какой восторг тогда [пред ним]раздался! Как был велик, как был прекрасен он, Народов друг, спаситель их свободы!.. В сентябре 1815 г. Александр инициировал создание Священного союза. Михаил Фонвизин вспоминал: «Чрезвычайные» события 1812-1814 гг. В продолжение двухлетней тревожной боевой жизни, среди беспрестанных опасностей они привыкли к сильным ощущениям, которые для смелых делаются почти потребностью. В таком настроении духа, с чувствами своего достоинства и возвышенной любви к Отечеству большая часть офицеров гвардии и генерального штаба возвратились в 1815 году в Петербург» [Фонвизин 1982, с. Военное прошлое приучило молодых дворян к мысли о том, что от их личной воли, старания, мужества зависит, в итоге, судьба Отечества. Герои Бородина и Тарутина, Люцена, Бауцена, Кульма и Лейпцига, бравшие Париж, кавалеры множества орденов и владельцы золотых шпаг «За храбрость», они действительно «привыкли к сильным ощущениям». Лотман утверждал: трагедия, «разыгравшаяся на полях Европы, активно формировала психологию людей начала XIX века, в частности, приучала их смотреть на себя как на действующих лиц истории, "укрупняла" их в собственных глазах, приучала к сознанию собственного величия, и это не могло не сказаться на их политическом самосознании в дальнейшем» [Лотман 1994, с. Вернувшись в Россию, офицеры осознали, что для того чтобы быть «действующими лицами истории», следует учиться. Послевоенная эпоха -это эпоха повального увлечения молодых дворян науками. Под руководством Сипягина и под патронажем корпусного командира Михаила Милорадовича при штабе корпуса в 1816 г. Цель же общества, по признанию одного из главных его деятелей Ивана Бурцова, «состояла в образовании молодых людей предпочтительно в военных науках» [Бурцов 2001, с. Адъютант Милорадовича Федор Глинка стал редактировать «Военный журнал». Глинка был убежден: для того чтобы быть «предводителем» или «сделаться достойным предводительства», следует читать книги «прилежно, неутомимо» [Глинка 1818, с. И обществу, и журналу покровительствовал сам император Александр. Однако военными науками офицеры не ограничивались. Столь же «прилежно» офицеры занимались науками политическими, слушали частные лекции известных профессоров. Тот же Бурцов, «подобно многим гвардейским офицерам, в свободные часы от службы. Матвей Муравьев-Апостол показывал, что в 1816 г. Нас несколько человек собралось. Чтобы пройти сей курс, мы сделали подписку». Евгений Оболенский, не воевавший, но охваченный тем же патриотическим порывом, показывал, что в 1819 г. Оболенский рассказывал, что молодые офицеры после войны «большую часть свободного от службы времени проводили на лекциях или в занятиях дома» [Муравьев-Апостол 1950, с. Бурцов пояснял, что учеба для офицеров не была самоцелью. В том, что Россия нуждается в реформах, у офицеров сомнений не было. Сергей Муравьев-Апостол утверждал, что среди «последствий войны» -«введение представительного правления в некоторые государства, сочинения политические, беспрестанно являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностью молодежью, дух времени, наконец, обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства государств» [Муравьев-Апостол 1927, с. Иван Якушкин выражался точнее: «Пребывание во время похода за границей, вероятно, в первый раз обратило мое внимание на состав общественный в России и заставило видеть в нем недостатки» [Якушкин 1927, с. Положение, когда одни христианские души могли торговать другими христианскими душами, казалось невозможным для гуманной державы - победительницы Наполеона. Ивану Якушкину «крепостное состояние людей» казалось 10 единственной преградой к «сближению всех сословий и вместе с сим общественному образованию в России» [Пестель 1927, с. В большинстве следственных дел арестованных впоследствии деятелей тайных обществ можно найти высказывания о «пагубности» крепостного права. Императору Александру - и это прекрасно знали вернувшиеся с войны офицеры - тоже не были чужды антикрепостнические идеи. Речи о необходимости отмены крепостного права громко зазвучали в России задолго до войны, в 1801 г. Об этом говорили, в частности, на заседании Негласного комитета, пытавшегося подготовить для императора программу реформ. В 1803 г. Александр издал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп. Консерватор Александр Шишков, в 1812 г. Согласно мемуарным свидетельствам, от императора ждали, что он, «утвердив спокойствие всеобщим миром в Европе», займется «устройством внутреннего благоденствия вверенного провидением державе его пространного государства» [Трубецкой 1983, с. И поначалу император оправдывал надежды: в 1816 г. Параллельно с обсуждением крестьянского вопроса шли разговоры о конституции, представительном правлении и реформе государственного управления. Некоторые довоенные планы удалось воплотить в жизнь: была проведена министерская реформа, образован Государственный совет. И хотя они не представляли собой чего-то принципиально нового, меняющего основы российского абсолютизма, «самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут верх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем именно состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имевшие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право» [Рунич 1901, с. Неотвратимость наступления «новых порядков» после войны ощущалась особенно сильно. В 1815 г. Царство Польское, вошедшее по результатам Венского конгресса в состав Российской империи, получило конституционную хартию. Русский царь, согласно этому документу, объявлялся польским монархом и обязан был править в соответствии с хартией. При этом в Польше образовывался двухпалатный парламент; в 1818 г. Император, лично открывший заседание парламента, произнес знаменитую речь, из которой следовало, что «законно-свободные учреждения» желательно распространить на всю Россию. Эта речь породила у современников бурную реакцию: одни испугались будущих нововведений, другие были оскорблены тем, что конституцию получили поляки, воевавшие на стороне Наполеона. Третьи - и среди них вернувшиеся с войны молодые офицеры - горячо приветствовали начинания «Агамемнона». В показаниях декабристов восхищение «варшавской речью» императора стало общим местом. Так, по словам Бурцова, речь эта, «в коей изложено было высочайшее намерение распространить со временем и на Россию подобное образование гражданского управления», «много» усилила «общее стремление к снисканию сведений», которые «могли быть употребленными в исполнении общественных обязанностей» [Бурцов 2001, с. Пестель, «воздействуя» на только что вступивших в общество заговорщиков, тоже призывал их «постигнуть» «речь, произнесенную в Варшаве к представителям народным» [Комаров 2001, с. Никита Муравьев показывал, что «свободный образ мыслей» утвердился в нем благодаря речи «покойного государя императора к Сейму Царства Польского, в коей он объявлял свое намерение ввести представительное правление в Россию» [Муравьев 1925, с. Император на самом деле был уверен: «либеральные начала», к которым он относил и введение конституции, и отмену крепостного права, «одни могут служить основою счастия народов» [цит. Высшие государственные деятели составляли такого рода проекты; большинство из них разрабатывалось тайно. После дарования конституции Польше началась работа над «Государственной уставной грамотой» - российским основным законом; слухи об этом быстро расползлись по России. Иногда конституционные искания становились достоянием общественности: должностные лица и крупные душевладельцы выступали с речами, в которых - с большей или меньшей степенью радикализма - звучали призывы отменить крепостное право. Каждое такое выступление вызывало волну обсуждений и надежд в обществе. Идеи учебы и помощи императору имели совершенно очевидные последствия для офицеров-реформаторов. Они, по справедливому замечанию В. Боковой, хотели видеть себя людьми - «в первую очередь», и только потом уже - офицерами [Бокова 2003, с. Соответственно, изменился и их внешний вид. По словам Федора Глинки, после войны, Окончив полевые драки, Носили офицеры фраки. И даже когда офицеры не надевали фраков, соблюдать правила ношения форменной одежды они не желали. Пример показывали Милорадович и Си-пягин: Андрей Розен, например, описывал в мемуарах непорядок в одежде высших должностных лиц корпуса. Он писал: «Когда Н. Сипягин был начальником штаба, то он сам, и граф М. Милорадович, и Я. Потемкин, и вообще генералы-щеголи или франты, а за ними и офицеры носили зеленые перчатки и шляпу с поля». И вспоминал эпизод, когда, копируя поведение начальников, тоже оделся «против формы, по образцу тогдашнего щеголя»: «Под расстегнутым мундиром виден был белый жилет, шляпа надета была с поля, а на руках зеленые перчатки». На улице Розен встретил императора Александра: «Я остановился, смешался, потерялся, успел только повернуть поперек шляпу. Государь заметил мое смущение, улыбнулся и, погрозив мне пальцем, прошел и не сказал ни слова» [Розен 1984, с. Кроме того, между офицерами и солдатами еще на войне установились «добрые отношения»; после войны они только окрепли. В других полках ротные командиры нашли возможность без нее обходиться. Про жестокости, какие бывали прежде, слышно было очень редко», - вспоминал Иван Якушкин [Муравьев-Апостол 1922, с. Офицерам было ясно: просвещение и палки - вещи между собою несовместимые. Давно отмечено, что послевоенная эпоха в России - это «эпоха тайных обществ» [Бокова 2003]. Образовывались полковые артели, политические клубы, кружки, в которые, наряду с офицерами, вступали и их штатские единомышленники. Так, в 1815 г. В Генеральном штабе существовала Священная артель, «мыслящий кружок», участники которого беседовали «о предметах общественных» [Пущин 1988, с. В Москве возникло Военное общество и т. Все они были тайными, однако «их "тайна" - только принятая форма собраний, -негласных, более или менее замкнутых, непубличных» [Пресняков 1925, с. Между тайным и антиправительственным объединением ставить знак равенства пока еще было невозможно. В феврале 1816 г. Его основали шестеро молодых гвардейцев, связанных между собою узами родства и фронтовой дружбы. Среди основателей - четыре представителя разветвленной и дружной семьи Муравьевых, «муравейника», как их называли в свете: Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. При этом четверо - братья Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин и Сергей Трубецкой - служили на момент образования общества в гвардейском Семеновском полку, а еще двое -Александр и Никита Муравьевы - были гвардейскими квартирмейстерами. Нечкина считала, что Союз спасения - «первая русская революционная организация. Однако вряд ли в данном случае она права. В Союзе шли споры о том, что есть «благо России»: противодействие ли немцам на русской службе, «конституционное правление» или необходимость «даровать свободу крепостным крестьянам и для того пригласить большую часть дворянства к поданию о том просьбы государю императору» [Пестель 1927, с. Ни о каких конкретных «революционных действиях» Союза историкам не известно. Бокова [Бокова 2003, с. Однако Союз спасения - притом, что для власти он был абсолютно безопасен - стал первым, еще робким сигналом того, что власть теряет доверие мыслящего общества. Осенью 1817 г. Повод, в связи с которым возник цареубийственный план, заговорщики трактовали по-разному. Многие из них подтвердили на следствии, что план возник вследствие письма из Петербурга, от Сергея Трубецкого. В письме содержалась информация, что император намеревается присоединить к Царству Польскому часть бывшей польской территории и уехать со всем двором в Варшаву. Причины, по которым это было нужно императору, заговорщики запомнили по-разному. Никита Муравьев утверждал, что из Варшавы император собирался издать «манифест о вольности крепостных людей и крестьян», этот «манифест» мог сподвигнуть народ на применение оружия «противу дворян»; государь же, пользуясь «всеобщим смятением», «присоединит польские губернии. Якушкин показывал, что государь таким образом «старается. Трубецкой писал, что он действительно «полагал», что император вскорости объявит о присоединении «российско-польских провинций к Царству Польскому», а о других 14 «мнимых намерениях государя императора» ничего на следствии сказать не смог [Муравьев 1925, с. Сначала заговорщики решили - для того чтобы выбрать из своих рядов цареубийцу - «бросить жребий». Иван Якушкин, согласно его собственным показаниям, вызвался сам, «не хотя подвергнуть себя жребию» и желая «пожертвовать собой, дабы спасти Россию от погибели». Против этого замысла высказался Сергей Муравьев-Апостол: «На другой день, обдумав неосновательное намерение наше и быв болен, я изложил на бумаге мое мнение, коим остановлял предпринятое действие, показывая скудость средств к достижению цели» [Якушкин 1927, с. В итоге замысел был оставлен, император остался цел. Дело было, конечно, не в том, что царь в 1817 г. И не в том, что к 1817 г. Дело было в другом: молодые офицеры впервые поняли, что для реализации планов реформ они императору не нужны. И к реальной российской политике в государстве они - при всей своей учености и влюбленности в «Агамемнона» - никакого отношения иметь не будут. Год спустя основатель Союза спасения Александр Муравьев получил возможность почувствовать на себе отношение императора к собственным антикрепостническим идеям. Возражая одному из «обскурантов», публично критиковавшему идею отмены крепостного права, но желавшему при этом конституции, он написал записку, которую сумел передать царю. В записке, между прочим, были такие слова: «Непостижимо, как можно с таким восхищением говорить о собрании представителей и в то же время оскорблять вольность и противиться сообщению мыслей! Получив записку, монарх, согласно воспоминаниям Сергея Трубецкого, прочел ее и сказал: «Дурак! А в мае 1818 г. Однако ни в 1817, ни в 1818 гг. В 1819 г. Написанная в осторожных выражениях, она тем не менее хорошо передавала взгляды декабриста: «Не зная и не смея угадывать намерения правительства насчет общего освобож- дения крестьян, можно, однако же, быть уверену, что оно будет предпринимать все возможные по обстоятельствам меры к достижению сей благотворной цели. Дух справедливости, ознаменовавший наше правительство в глазах целой Европы, позволяет ожидать, что еще в настоящее царствование, столь славное многими победами, совершится славнейшая победа справедливости над несправедливостью, просвещения над варварством, света над тьмою». Кроме того, Тургенев в записке осуждал запрет на гласное обсуждение крестьянского вопроса: «Нет сомнения, что благонамеренные и пристойные суждения о предметах сего рода в журналах и в книгах могли бы принести великую пользу; вреда же никакого» [Тургенев 2001, с. Александр поручил Милорадовичу «передать свое благоволение автору». При этом монарх пообещал - для облегчения участи крепостных - выбрать «самое лучшее из поданных ему записок по этому вопросу» [Шебунин 1925, с. В том же 1819 г. Александр велел передать автору, что его стихи внушают «добрые чувства» [Жихарев 1989, с. Серьезной поддержкой в обществе пользовалась религиозная политика, тесно связанная с политикой гуманитарной. В конце 1812 г. Еще год спустя Библейское общество стало независимым и получило статус общероссийского. Официально декларируемая цель этой организации - перевод Библии на языки народов, населяющих Россию. Но, как видно по результатам многих исследований, деятельность Библейского общества оказалась гораздо шире декларируемой цели. Во главе этого общества стоял один из временщиков императора, князь Александр Голицын. Время управления Голицыным Библейским обществом ознаменовано ожесточенными спорами о роли Церкви в Русском государстве и русском обществе. Князь был сторонником «универсального христианства», стирающего конфессиональные различия; пропагандируемая им «внутренняя церковь» допускала единение с Иисусом Христом, минуя церковь официальную [Флоровский 2006, с. Религиозные воззрения князя распространяли подчиненные ему преподаватели учебных заведений. Начинания Библейского общества, безусловно, влияли и на развитие науки, в первую очередь языкознания. Согласно мнению А. Пыпина, «непосредственный результат библейской деятельности - новые издания Библии, и в особенности издания на русском языке и переводы на различные инородческие наречия, во всяком случае, были явлением высокой важности в истории русского образования» [Пыпин 2000, с. Идеи взаимодействия религии и просвещения как раз и лежали в основе концепции образованного в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения, главой которого и был назначен Голицын. Это, по выражению современников, «сугубое» министерство подмяло под себя не только собственно ведомство просвещения, но и иностранные вероисповедания, и православный Синод, и периодические издания за исключением нескольких ведомственных газет и журналов , и Академию наук, и вольные общества, и цензуру через посредство цензуры - и литературу ; «по совместительству» Голицын возглавлял и Почтовый департамент. На посту министра князь как мог развивал просвещение, учреждал школы и университеты: в частности, при нем был основан Санкт-Петербургский университет. С его санкции открывались новые периодические издания, выходили книги. Исследователи спорят, была ли политика Голицына «протестантским проектом, глобальной попыткой Реформации сверху», «мессианско-эсхатоло-гическим синтезом», «католической конверсией», «утопией общехристианского государства» или «христианским экуменизмом»1. Кроме того, вызывают споры и политические воззрения князя. Так, М. Майофис видит во главе Библейского общества либерала: по ее мнению, насаждавшаяся посредством этого общества «модель христианства» была орудием «либерализации режима и модернизации» [Майофис 2008, с. Готовцева полагает, что «многие инициативы лично Голицына и возглавляемого им Министерства духовных дел и народного просвещения укладываются в проевропейский космополитический дискурс» [Готовцева 2018, с. Минаков, напротив, считает князя «деятелем с консервативной репутацией». Однако он уточняет, что «вариант консерватизма, который он 1. Свод и анализ мнений о религиозной политике властей в первой четверти XIX в. Впрочем, спор о взглядах Голицына и «направлении» Библейского общества и «сугубого» министерства - это всего лишь спор о терминах. Главным было другое: согласно Пыпину, Библейское общество было, по сути, общественной организацией. Согласно Пыпину, «действия общества проникли в слои жизни, до которых редко касались какие-нибудь подобные влияния; и для людей, не задававших себе никаких вопросов, проводивших жизнь по принятому обычаю и переставших что-нибудь думать о ней, такое возбуждение религиозно-нравственных вопросов все-таки могло быть шагом вперед как пробуждение из нравственной спячки» [Пыпин 2000, с. В годы деятельности Голицына в России выходили многочисленные журналы - и почти у каждого из них было свое лицо. Министр искренне любил многих из своих неспокойных подчиненных, поддерживал при дворе Жуковского о взаимоотношениях Голицына и Жуковского см. Президент Библейского общества одним из первых русских правителей понял силу общественного мнения и старался в своей деятельности опираться на это мнение. Более того, он зачастую сам инициировал ту или иную общественную инициативу. В частности, он пытался внедрить в отечественное образование ланкастерский метод взаимного обучения. В 1816 г. Он лично наблюдал за обучением студентов и докладывал об их успехах императору, а в октябре 1817 г. При Главном правлении училищ был создан особый комитет для учреждения училищ народного просвещения [Сборник постановлений 1875, с. В 1818 г. Историки долго спорили о том, что представлял из себя Союз благоденствия. Пыпин считал, что его основатели хотели «заявить о нем правительству и просить его содействия» [Пыпин 2001, с. Пыпину возражала Нечкина, ставившая знак равенства между тайным и революционным обществом. Она удивлялась, зачем общество - если оно преследовало вполне благонамеренные, легальные цели - «оставалось тайным» [Нечкина 1955 а, с. По ее мнению, этот союз, как и предыдущий, был организацией революционной. Сегодня Союз благоденствия мало кто из историков считает революционной организацией. Самое многочисленное тайное общество в России 1820-х годов задумывалось вовсе не как собрание революционеров, стремящихся во что бы то ни стало убить царя и разрушить самодержавие. Между деятельностью этого союза и последующими событиями на Сенатской площади можно выявить лишь весьма условную связь. И это хорошо видно при анализе устава союза см. Устав декларировал: целью союза было «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена» [Устав 1951, с. Ничего, противоречащего «видам правительства», в союзе, согласно уставу, быть не могло: он создавался для того, чтобы обратить «собственную волю» частных людей «к цели правительства, к пользе общей». Устав гласил: «Всякий член имеет право учреждать или быть членом всякого рода правительством одобренных обществ.
Что произошло в 1820 году в России?
Чуваш по национальности, он родился в семье дьякона, окончил Казанскую духовную семинарию 1799 , уже через три года стал архимандритом, настоятелем Вознесенского монастыря близ Иркутска, ректором Иркутской духовной семинарии, потом переведен в Тобольск. В 30 лет отец Иакинф назначен главой русской духовной миссии в Пекине. С 1808 по 1820 год он изучал язык, историю, философию и культуру Китая, других стран Дальнего Востока, Центральной и Средней Азии, продолжал затем свои труды во время сибирских экспедиций, готовил к печати свои рукописи. Полностью оценить его научный вклад могут только специалисты, но шесть присужденных Демидовских премий говорят сами за себя. Понятно, что пребывание в Пекине не прошло даром, но после возвращения он оказался обвинен в провале самой миссии и предан церковному суду. В перечень обвинений вошли продажа части посольского двора, разбазаривание церковной утвари, хождение в китайском одеянии, полное прекращение на 12 лет в церкви каких-либо священнодействий, открытие в принадлежащем миссии доме сдаваемого в аренду игорного притона на содержание миссии во время войн с Наполеоном не поступило ни копейки и дозволение себе получать мирские удовольствия. Синод лишил отца Иакинфа сана архимандрита и приговорил к вечному поселению в Соловецком монастыре.
Для торжественной встречи экспедиции в Кронштадт прибыл император Александр I. Участники плавания были отмечены орденами, повышениями в званиях и иными поощрениями. Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открыла Антарктиду, что стало одним из самых значительных географических открытий. За время плавания суда обошли вокруг всего антарктического материка.
Описание путешествия было опубликовано под заглавием «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг.
Таким образом, количество потенциальных наследников престола зависело только от самого количества потомков Павла I, причем как по мужским, так и по женским линиям. Этот порядок мог обеспечить бесперебойное наследование престола в течение длительного времени при условии значительного числа потомков самого императора. Акту придавалось чрезвычайно большое значение — он в течение почти ста лет хранился в серебряном ларце на престоле Успенского собора Московского Кремля, главного собора страны и места венчаний на царство российских государей. Почему Николай стал законным наследником в обход старшего брата Портрет великого князя, цесаревича Константина Павловича. Миниатюра Петера Эрнста Рокштуля. Однако указом от 28 октября 1799 года император пожаловал титул цесаревича также и своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу, в качестве отличия за «подвиги храбрости и примерного мужества», выказанные им во время кампании 1799 года, то есть Швейцарского и Итальянского походов Суворова. От брака с великой княгиней Анной Федоровной, урожденной принцессой Саксен-Кобург-Заальфельдской 1781—1860 , у Константина Павловича детей не было вовсе. Более того, великая княгиня, воспользовавшись семейным предлогом, в 1801 году покинула Россию и отказывалась возвращаться назад. Таким образом, брак Константина Павловича, являвшегося ближайшим потенциальным наследником императора, фактически распался.
Потёмкина, под началом которого полк прошёл войну 1812 года. Один за другим он вводил всё новые и новые смотры и учения, не предусмотренные никакими правилами службы, вплоть до так называемых «десяточных» смотров. Ежедневно десять солдат обязаны были приходить к нему на квартиру в полной парадной форме. Там они подвергались особенно изощрённым издевательствам. Именно эти «десяточные» смотры и переполнили чашу терпения семёновцев.
Никаких политических целей семёновцы не преследовали. Их требования сводились к сокращению изнурительных учений, отмене «десяточных» смотров и учений по праздничным дням, а также смене Шварца на посту командира полка. Последнее, пожалуй, было для них особенно важным. Один из современников вспоминал, как арестованная рота семёновцев шла в Петропавловскую крепость: «Шли они спокойно и без оружия, в одних шинелях, мимо нашего дома. В петербургском фольклоре этот солдатский бунт остался под названием «Семёновская история».
Но значение его оказалось глубже, чем когда под словом «история» понимается эпизод, случай. Восстание семёновцев возникло стихийно и продолжалось всего два дня, но эхо тех событий было слышно далеко за пределами России. В то время Александр I находился за границей. Согласно одному историческому анекдоту, на слова императора о том, что на спокойствие в России он может положиться, австрийский канцлер К. Меттерних якобы сообщил ещё ничего не знавшему русскому царю о восстании в Семёновском полку.
Внешняя политика Российской империи в 1820-1850-ые гг.
В конце мая 1820 года три казачьих полка с артиллерией жестоко подавили движение сальских слобод. В сервисе электронных книг ЛитРес можно бесплатно скачать или слушать онлайн эпизод подкаста «Россия и мир в 1820-м году. По мнению историков, возникновение в России в 1810—1820-х годах тайных антиправительственных организаций стало проявлением общеевропейского движения против абсолютизма.
Кампания на Северном Кавказе 1820 г.
- 1820 год - Петербургский календарь - История Санкт-Петербурга (СПб) в датах. 300 лет день за днём.
- Смотрите также
- День в истории: кавалерист-девица из Елабуги, Тайная канцелярия и испытание «Титаника»
- 1820 год в истории россии
Крымская буря 1820 года
По мнению историков, возникновение в России в 1810—1820-х годах тайных антиправительственных организаций стало проявлением общеевропейского движения против абсолютизма. В том же 1820 году, когда в России запретили Орден иезуитов, произошла «семеновская история» ‒ восстание в лейб-гвардии Семеновском полку. 28 января 1820 года, русские моряки совершили последнее в истории великое географическое открытие. В истории России было много бунтов и восстаний, но одним из самых известных было восстание декабристов 190 лет назад. По мнению историков, возникновение в России в 1810—1820-х годах тайных антиправительственных организаций стало проявлением общеевропейского движения против абсолютизма.
Your browser is out of date, please update your browser by going to www.microsoft.com/download
Кавказская война имела глубокие корни, определялась множеством исторических обстоятельств, была связана с самого начала с геополитической ситуацией вокруг России. Какой век 1820 год? Это 1820-й год нашей эры, 820-й год 2-го тысячелетия, 20-й год XIX века, 10-й год 2-го десятилетия XIX века, 1-й год 1820-х годов. Что было в 1520 году? Ответом на это стало восстание, которое привело к изгнанию датчан. Читайте также Сколько безработных в России 2020? Какая чума была в 1720 году? Марсельская чума фр. Peste de Marseille — эпидемия бубонной чумы в Марселе и ряде городов Прованса в 1720—1722 годах.
Цветная раскрашенная литография с портрета Жана НатьеНо они не оставляли своих попыток утвердиться в России. Во времена Екатерины II наступило для них временное послабление, связанное, в основном, с тем, что после трех разделов Польши среди российских подданных оказалось большое количество католиков и униатов. На этих территориях вовсю действовали всякие иезуитские «конторы». При императорах Павле и Александре I деятельность иезуитов расширилась. И что же поделывали они под крылом монаршей снисходительности? Открывали свои отделения орден вполне можно назвать транснациональной корпорацией, навроде современных Monsanto, Церкви объединения, Ордена Храма Солнца… Все это — глобальные бизнес-проекты , в частности, в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Астрахани, открыто и довольно успешно занимались прозелитизмом. Основывали престижные пансионы для детей знати, что имело весьма и весьма негативные последствия. Чтобы туда, не дай Бог, не проникли всякие провинциальные дворянчики и вообще «русопяты», за учение была назначена баснословная плата. Преподавание велось на иностранных языках католическими преподавателями, мало знакомыми с православной Россией, а часто и откровенно враждебными к ней. Теорию эту они не только проповедовали, но и применяли на практике.
Нравственные теории иезуитов оправдывают обман, ложь, клятвопреступление, уничтожают всякое благородное побуждение к нравственному возрождению и усовершенствованию, разнуздывают самые грубые инстинкты, установляют компромисс между Божьей правдой и человеческой неправдой.
Немолодой любитель заглянуть в чужие письма князь С. Волконский 1788-1865 Фото Волконского С. Это самый родовитый декабрист, заслуженный герой войны с Наполеоном, не мальчик — в момент бунта ему было почти 40 лет, но бес его попутал. Потому Николай I и назвал его дураком.
Организовал «контрразведку» в стане заговорщиков, вскрывая чужие письма. Сергей Григорьевич Волконский — князь, Рюрикович, генерал-майор, орденоносец, любитель гусарских забав, решивший позабавиться по-крупному вместе с Пестелем, владелец большого числа крепостных, имевший самое высокое покровительство со стороны родственников, признавший, тем не менее, первенство Пестеля, хотя был среди декабристов выше всех по своим регалиям и положению в обществе. Его характеризует какая-то запоздалая страсть к авантюрам в сорок лет мог бы и повзрослеть. Странная молодость, прошедшая в экстравагантных гусарских выходках-шалостях, закончилась странной старостью, прошедшей в образе не менее экстравагантного обросшего старичка-полевичка. Мягко говоря, полный чудак, его так и воспринимали: чудит человек.
Слева: С. Высокородный князь без колебаний занимался перлюстрацией писем, употребляя поддельную печать полевого аудиториата, выяснял степень осведомлённости властей о заговорщиках, информацией делился с Пестелем. Представьте: князь, орденоносец, читающий чужие письма. Забавно, что таким же образом он отследил письмо других декабристов С. Муравьева-Апостола и М.
Бестужева к революционным полякам, в котором они просили поляков убить цесаревича Константина Павловича старшего брата Николая I , отказавшегося от престола после смерти Александра I, правда, убийство не одобрил. Таким образом, князь С. Волконский являлся как бы шефом контрразведки Пестеля, а перлюстрацией чтением чужих писем впервые в России занялся отец Пестеля, возможно, Волконский просто позаимствовал его опыт, как говорится, дурной пример заразителен. Во время следствия Волконский долго отпирался от знакомства с подобными идеями своего шефа по тайному обществу Пестеля , но в конце концов дал весьма многословные письменные показания с огромным количеством орфографических ошибок, что неудивительно, поскольку ему было удобнее и привычнее писать по-французски. Возможно, прикидывался неадекватным, поскольку в мемуарах подобной писанины не допускал.
Получил 20 лет каторги, срок этот ему уменьшили до 10 лет. Вернувшись из Сибири, жил в Подмосковье. Его продвинутая и очень богатая родственница Зинаида Волконская, обиженная вынесенным деверю приговором, приняла демонстративно католичество и эмигрировала в Италию, где «изрыгала брань в адрес властей». Ее увлечение западными ценностями сыграло с княгиней З. Волконской дурную шутку: жизнь она окончила в глубокой бедности, а несметные богатства плавно перетекли в руки иезуитов.
Юная супруга С. Волконского Мария Волконская, дочь генерала Н. Раевского бои за батарею Раевского — один из славных эпизодов сражения на Бородинском поле возможно «влипла в историю не по своей воле». Вряд ли ею двигала большая любовь к мужу, но она оставила сына и отправилась в Сибирь прямо из салона Зинаиды Волконской. Все это подчеркивало крайнюю нелояльность к власти.
На каторге у супруга гусарская удаль исчезла, он стал молчалив и задумчив. Приехавшая к нему жена Мария Волконская отмечала расстроенные нервы супруга, чувство религиозного раскаяния, ему разрешили ежедневные встречи с женой, он увлекся огородничеством. В Сибири у супругов родились два ребенка. Но, ходят слухи, что это были дети другого декабриста — от А. Кто-то скажет: «дурак, дурочка» — не слишком ли для таких возвышенных аристократов?
Но не случайно небезызвестный герой в «Бриллиантовой руке» рифмовал два слова: «аристократы» и «дегенераты». Именно Николай I, узнавший о роли Волконского в заговоре, о его слежке за другими заговорщиками вскрывал их письма , назвал его «набитым дураком, лжецом и подлецом». Все «свободолюбивые протестующие» делятся на тех, кто обманывает и ищет личной выгоды и тех, кого обманывают, кто кроме неприятностей, ничего за свою «борьбу» не получает. Декабристы мечтали физически уничтожить царскую семью, при большевиках сбылась их мечта — семья последнего императора России Николая II была расстреляна в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Заметим, что Николай I, воспитанием которого не успела позаниматься его бабка любительница Вольтера Екатерина II, шел в некотором смысле по стопам своего отца Павла I, к которому сохранил любовь и уважение.
Соответственно, как мог, ограничивал гвардию, в молодежную среду которой вошло в моду гусарство и прочие мерзопакостные забавы «они ж дети» , вплоть до раскачивания трона. Такой офицер мог, например, голым проскакать через весь Петербург. В молодости отменно почудил и С. Образ С. Волконского дополняется весьма импозантным его видом в конце его жизни.
К концу жизни князь окончательно отдалился от своей жены, жившей в Сибири в большом доме. Опростился: водил дружбу преимущественно с крестьянами, летом целыми днями работал в поле, зимой его любимым занятием было посещение базара, где он шокировал знавших его дворян, когда примостившись на облучке крестьянской телеги, вел беседу про хозяйство с каким-нибудь мужичком, жуя краюху хлеба. В своем большом двухэтажном доме, в котором впоследствии помещались губернаторы, он не жил, а преимущественно жил в деревне, изредка приезжая в дом к своей семье, да и во время приездов останавливался не в доме, а во дворе в какой-нибудь комнатке, наполненной всяческой рухлядью и принадлежностями сельского хозяйства, пол в этой комнате был грязный и носил следы грязных сапог. Симпатичный образ, это не фальшивый Л. Толстой в образе «пахать подано».
После амнистии в 1856 С. Волконский вернулся в Подмосковье, но уже без княжеского титула, писал мемуары, в 1858 ездил за границу, встречался с очередными не очень умными поклонниками либерализма а то с чего было бы под конец жизни им ударяться в религию, был бы ум — сделали бы это чуть раньше — Герценом и Огаревым. Однако, в круг общения его входили и славянофилы А. Кошелев, А. Хомяков, И.
Аксаков, но затесался сюда и Т. Шевченко, либерал. Умер в 1865. Мария Волконская конфликтовала со своим отцом генералом Н. Раевским, в ссылке соперничала салонами в Иркутске с другой «женой декабриста» — Екатериной Трубецкой, поссорилась с ней из-за того, что та перекупила дачу Цейдлера, которую хотела приобрести для себя.
Конфликтовала она и со своим мужем, за которым поехала в Сибирь, из-за замужества своей дочери. А с 1859 Волконская поселилась в поместье Воронки в Черниговской области, где и умерла в 1863. Умирала в присутствии декабриста Поджио, а С. Волконского там не было. Вот так прекрасная и мягкая дворяночка превратилась в «жену декабриста», «неравный брак» со «стариком» Волконским испортил ей жизнь и характер.
А ее братья Раевские презирали Волконского, поскольку считали, что немного надо было иметь благородства, чтобы не жениться на ничего не подозревающей девушке, заведомо зная о своем участии в готовящемся государственном перевороте. Неравный брак. За участие в восстании изначально получил пожизненную каторгу, но в 1835 каторгу ему заменили на поселение. Был сторонником «Русской правды» Пестеля, знал и не возражал против планов цареубийства.
Какой век 1820 год?
Это 1820-й год нашей эры, 820-й год 2-го тысячелетия, 20-й год XIX века, 10-й год 2-го десятилетия XIX века, 1-й год 1820-х годов. Что было в 1520 году? Ответом на это стало восстание, которое привело к изгнанию датчан. Читайте также Сколько безработных в России 2020? Какая чума была в 1720 году?
Марсельская чума фр. Peste de Marseille — эпидемия бубонной чумы в Марселе и ряде городов Прованса в 1720—1722 годах. В результате заболевания погибло до 100 тыс.
Этот день в истории: 1819 год — Первая русская антарктическая экспедиция
Представленный хронологический список правителей России от Рюрика до Путина поможет увидеть взаимосвязь эпохальных периодов истории Российской государственности. Счёт лет в истории. История в документах России - старинные бумаги, фотографии, открытки, письма.
1820 год в истории россии кто правил
1820 год, февраль – Совещание Коренной управы Союза благоденствия, на котором рассматривался вопрос о форме будущего правления России. Файл удален 1820 (тысяча восемьсот двадцатый) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в субботу. 1822 годах. Развитие революций в Италии, Германии, Португалии и Испании, во Франции, на Балканах. 14 ноября 1820 года состоялся в Троппау высочайший приказ по армии о переформировании Семеновского полка: офицеры и нижние чины были переведены в различные полки армии. начала 1820-х годов. 24 мая 1820 года в Варшаве, без всякой торжественности, она вышла замуж за Константина Павловича (который 1 апреля 1820 года развёлся с первой женой, Анной Фёдоровной).