само открытие музея для широкой публики запланировано на ноябрь 2023 года.
Наталья Жванецкая о произведениях мужа: «Я хочу, чтобы молодые увидели, что это можно читать»
Жванецкий и современный стенд-ап Следил Михаил Жванецкий и за современными молодыми юмористами — звёздами стенд-апа. По словам Натальи, к молодым коллегам по сатирическому цеху писатель испытывал любопытство, но и без чувства соперничества не обходилось. Он иногда употреблял мат в каких-то произведениях, но иногда, на книжку одно слово. Это не его формация. А в принципе говорил: очень остроумные ребята, всё замечательно. Но надо понимать, что там на каждого человека несколько авторов, и это сборная солянка. А он отличался тем, что писал только сам, о себе, про себя, и только добро.
Он не опускался ниже какого-то уровня и всегда отличался большой любовью к людям. Фото: предоставил Театр им. Комиссаржевской А вот женщин в своей профессии, да и в целом, по словам Натальи Жванецкой, писатель обожал: — Он вообще считал, что за женщинами и в творчестве, и в политике будущее. Брак со Жванецким: было сложно, но нескучно Наталья и Михаил Жванецкие провели вместе 30 лет. Когда их отношения завязались, ей было всего 24, а Жванецкому 55. Тем не менее, три десятка лет совместной жизни пролетели как один миг, призналась вдова писателя.
Но нам всегда было нескучно, интересно, весело. И он нёс ответственность: за меня, за ребёнка, за моих родителей, за моего дядю, за тётю. Он нёс за всех ответственность, он никогда не отмахивался от проблем, он всегда их решал: и деньгами, и подставлением плеча. Всех устраивал на работу, куда-то звонил, к врачам, постоянно. Фото: кадр из видео Важной особенностью Жванецкого как мужа была его привычка всегда объяснять близким, что с ним происходит: — Многие мужчины в браке, кстати, этого не делают. А это очень полезно, знаю по себе.
Когда он спускался в мерзком настроении — мало ли что, творчество не пошло, что-то ещё, — он спускался на кухню, мы видели, замирали… А он говорил: «У меня очень плохое настроение, но это с вами не связано». И мы все расслаблялись. Он всё время говорил, что ему нравится, что ему не нравится: «Не спрашивай, когда я приду поздно ночью, не спрашивай, если я выпивший, откуда я явился и с кем был». И это всё в семью вносило мир. Советы жены и нужно ли им следовать Как хороший муж, Жванецкий не забывал спрашивать у жены совета. Вот только как ними поступать, он тоже всегда решал по-своему, рассказала Наталья: — Он всегда советовался, всегда меня спрашивал, всегда выслушивал, всегда говорил: «Ты права, ты прекрасна, ты умна» — и всегда делал по-своему.
На все мои «не ходи туда, не говори этого, сделай этому комплимент» он всегда говорил: «Да-да-да», — и делал по-своему. Это называется «ты реши, а я выберу из твоих решений».
Однако Наталья Валерьевна и сейчас утверждает, что материальные блага ее никогда не интересовали. В конце 2020 года не стало Михаила Жванецкого. Отход знаменитого юмориста, оставившего после себя шестерых детей от разных женщин, ожидаемо спровоцировал ожесточенную борьбу за его наследство. На значительную долю имущества претендовала и четвертая супруга писателя Наталья Валерьевна, которую давно упрекали в меркантильности: дескать, она сошлась с пожилым Михаилом Михайловичем именно из-за денег.
Я не думаю, что они видели друг в друге какие-то мужско-женские начала, там другое общение.
Я наблюдала это неоднократно, там вообще не пахло мужско-женскими отношениями», — заключила Жванецкая. Последние записи:.
Вдова Михаила Жванецкого Наталья Жванецкая вспомнила о дружбе ныне покойного писателя-сатирика с певицей Аллой Пугачевой. Она считает, что Алла Борисовна оказывала на ее супруга магическое воздействие. Он считал ее одной из умных женщин», - поделилась Наталья. Вдова Михаила Жванецкого призналась, что часто бывала с мужем в гостях у Аллы Пугачевой , а Алла Борисовна периодически наведывалась к ним.
Вдова Жванецкого Наталья: «Он писал, не шутя, а смеялись уже мы»
Жванецкий с его острым взглядом на человеческую природу остается современным всегда». Объяснить это невозможно — попробуйте. Он очень коротко писал, на миниатюру уходят считанные минуты. Это соответствует сегодняшнему клиповому мышлению.
Если серьезно, то Михалыч. И вот это «надо серьезно поговорить» — для него вообще самая страшная фраза. Он падал в обморок: давай, говорит, начни без этой фразы, я все, что угодно, уже представил. У него были друзья со школы, по-моему, в живых уже никого не осталось. Был друг из Израиля. Они подружились в Одессе, ещё когда были студентами. Это был такой… его антагонист что ли. Он всё время Мишу критиковал. Он приходил к нам в гости и начинал критиковать: дом слишком большой, «Мерседес» - вообще нескромно для писателя, жена слишком молодая, ребенок маленький… И когда он уходил, я Мише говорила: я больше его на порог не пущу, он всё время разбирает нашу жизнь.
На что Миша мне говорил: Наташа, ты должна понять, у него нет своей жизни. Поэтому он разбирает нашу. Он живет один в доме престарелых в Израиле. Начищенные ботинки, поглаженная рубашка. В еде - сырники, котлеты. Обычные человеческие потребности, которые несложно удовлетворить. Он не был привередливым, никогда не брюзжал… Я могла пожаловаться, мол, мне уже столько-то лет, здесь болит, там ломит. Он меня сажал перед собой и говорил: ну, расскажи, дорогая, что у тебя болит. Я говорила: «Мне уже 45 лет, это катастрофа, страшно жить, ничего не хочу…».
Он меня внимательно выслушивал и говорил: «Я тебя понимаю: ты бедная, несчастная. Единственное, запомни, это еще молодость». После этих слов я сразу выздоравливала. Немножко «ниже пояса», его это смущало, но потом он тоже привык, что «ниже пояса». Правда говорил: «Я не готов смотреть всю передачу, чтобы услышать пару хороших шуток». Жалко было тратить столько времени. Не секрет, что Жванецкий пользовался успехом у женщин, как любой талантливый человек. Как вы относились к его поклонницам? Еще в начале нашей семейной жизни, Миша сказал мне: никогда не читай мои письма или сообщения в телефоне , никогда не спрашивай, откуда я пришел.
Я этому быстро обучилась, перестала спрашивать, откуда он пришел и когда будет. Но года через два он меня спросил: «Почему ты не интересуешься моей жизнью, ты не спрашиваешь, откуда я пришел и когда я буду…».
Почему мы должны копаться в книжках и что-то искать? У меня была какая-то внутренняя уверенность, что это сейчас нужно, что это будет востребовано. Архив будет превращаться в веб-институцию, доступную всем? Есть огромное количество аудио, видео и фотографий, нам только нужно разобраться с возможными правообладателями, и можно будет публиковать или делать что-то похожее на канал популярных видеохостингов.
Письма, рассказы, мемуары? Вы только подступились «с лопатой» к завалу бумаг, но все же чего ждать читателям? И собирал еще один том, который мы не выпустили, он обозначил его так: «Куда привели мои следы». Еще будут мини-рассказы. Неожиданно мы обнаружили практически пьесы. Очень симпатичные.
Просто не хочется перечислять фамилии, чтобы неназванных не обидеть. Как были друзья — никто не отвернулся, ни из богатых, ни из бедных, ни из специалистов, ни из врачей. Все они присутствуют в моей жизни. Миша был мудрее всех остальных и решил, что я буду заниматься его наследием. Детям это пока не интересно — пусть они выстраивают свою жизнь, создают свое, а не сидят на творчестве отца.
Виктор Лошак: А он вам читал написанное? Ну, читал он очень странно — он иногда читал, потом раздражался и говорил: «Ты меня не понимаешь, невозможно тебе читать».
А ты в этот момент или варишь что-то, или готовишься к приходу его же гостей. И он оттуда звонил сверху нам и пытался читать. Но у него был друг — Олег Сташкевич. Виктор Лошак: Да, друг и литературный секретарь. Наталья Жванецкая: И литературный секретарь, и директор, и наше все, и родственник, там много. Он жил от нас недалеко, в пяти минутах ходьбы — и в Одессе тоже. И тогда он звонил ему, и они разговаривали.
Олег меня спасал, конечно, этим. Потому что часть вот литературного чтения он брал на себя. Виктор Лошак: Как вы относились к невозможности остаться вдвоем? В Одессе, например. Потому что я много раз, естественно, был с Михал Михалычем и в Одессе, и в Москве, его всюду штурмовали люди: «автограф», «сфотографироваться». Вот как он вообще сам-то к этому относился? Наталья Жванецкая: Иногда раздражало.
Но если этого не происходило, он точно так же расстраивался. Виктор Лошак: «Не мешайте моему одиночеству и не оставляйте меня одного». Наталья Жванецкая: Да, и не оставляйте меня одного. Это сложно. Я думаю, это у всех артистов. Виктор Лошак: Хочу спросить об экранизации Михал Михалыча. Вот как вы относитесь к фильму «Одесский пароход», который сделал Сергей Урсуляк?
Наталья Жванецкая: Честно, мне очень нравится! Не в смысле прям вот сам фильм — я не могу оценивать его художественную ценность, я его оцениваю просто как Мишино произведение, показанное там... Мише всегда внушали, что он отдельный жанр, что он не читаем, по нему невозможно снимать спектакли. Виктор Лошак: Не читаем другими? Наталья Жванецкая: Другими, да. Не читаем — имеется в виду, что напечатать и в принципе люди будут читать, только представляя его. Им нужна его интонация.
Другие не смогут. Как Высоцкому, я думаю, очень многие это говорили. Виктор Лошак: Ну, мы в «Огоньке» печатали, и люди читали многие годы. И кстати, мне больше нравилось Мишу читать глазами, без его голоса. Потому что его голос меня ввел вот в эту поверхностную историю. Он пытался добиться успеха, поэтому... А там выклинялся вот этот поверхностный смысл, юмор, зал должен засмеяться.
Виктор Лошак: Паузы. Наталья Жванецкая: Паузы. Он вдавливал, он додавливал. То есть он мог уйти, потом вернуться и дорассказать. И почему на некоторых концертах там или в каких-то компаниях он просто выдыхался, потому что пока не добьется истерического смеха, он не уходил со сцены. Но фильм мы с ним смотрели. И мы поняли с ним вдвоем, что да, несмотря на Мишины интонации, фильм можно...
Просто должен быть хороший режиссер, хорошие артисты. Это выглядит нормально, потому что это нормальные сценки из жизни на самом деле. Виктор Лошак: Мне это приятно, что вы это говорите, потому что я с большой симпатией отношусь к Сергею Урсуляку. Наталья Жванецкая: Он вообще прекрасен. Не будем говорить про его другие работы. Виктор Лошак: Мне кажется, что вот этот конец фильма, когда Миша молча смотрит и потом медленно уходит через одесский дворик — это очень, очень такая точка значительная. Наталья Жванецкая: Очень трагично.
Виктор Лошак: А как Миша вообще относился к успеху, к популярности? Наталья Жванецкая: Ой! Ему это очень нравилось. Он разрывался между писателем и артистом. Виктор Лошак: Да. Наталья Жванецкая: Он никак не мог выбрать себе: то ли он хочет писателем быть — таким мастодонтом, чтоб прислушивались, там, на лекции читать, или артистом, но чтобы иметь непрерывный успех. Я кстати, он очень хотел читать лекции, и я это ему помогла сделать.
Мы ездили в Англию и там для студентов, для русско-... Это не русские студенты, это все студенты, которые... Виктор Лошак: Учат русский язык. Русский язык. И Миша там делал лекцию. Он это сделал. Ему понравилось.
Но второй раз он продолжать уже не хотел. Он как бы был зван многими, но он... Виктор Лошак: Но это ему было не очень интересно? Наталья Жванецкая: Ну, даже не интересно. Я думаю, он продолжал сомневаться в себе: может ли он претендовать на какого-то лектора, научного работника и так далее. Виктор Лошак: Мы уже начали эту тему, ну вот, интересно, как он воспитывал Митю? Он каким был воспитателем?
Наталья Жванецкая: Да! Прекрасным совершенно! Он месяца два где-то там в отъезде или месяц там вообще не выходил и не вспоминал нас. А потом, значит, с криками: «Смотри, отец прилетел! Какие успехи? С маленьким он больше с ним общался. Потом начался этот сложный период, когда Митя превращался в подростка...
Виктор Лошак: Ну да, у всех сложно. И у них был всегда сложный разговор, потому что Миша не умел разговаривать с детьми. Он разговаривал с ним как со взрослым. Поэтому всегда за дверью стояла я, на всякий случай, чтобы вмешаться и смягчить разговор. Мне кажется, они какое-то время вначале там, в 7-8-9 лет, они немножко стеснялись и не понимали друг друга. То есть когда Митя зашел в социальный такой вот возраст, когда уже начинал осознавать, что папа — он умный, что он артист. А там, до пяти лет это было совершенно такое, это было такое существо такое бегало.
Он любил с ним разговаривать, очень расстраивался, когда Митя отсутствовал. Виктор Лошак: Ну вот, в произведениях он часто к нему обращается: «сын», «скажи, сын». Ему очень это нравится. Воображаемый, я думаю. Виктор Лошак: А вам он что-то посвящал? Наталья Жванецкая: Огромное количество. Виктор Лошак: Например, да?
Наталья Жванецкая: Все, связанное с истериками. Все произведения, где с женщинами что-то истеричное... Он все время не понимал, почему женщина эмоционально может реагировать на какое-то его очень жесткое замечание. Я говорю: «Ну как-то это нормально». В самом начале, я помню этот случай просто прекрасно. Почему помню? Потому что я его рассказывала миллион раз многим людям.
Когда мы с ним первый раз поругались... Мы всегда ругались на очень банальные темы: недосолила, недоперчила, недогладила, ну что-то какие-то такие, бытовуху. И начиналось... Вот есть там женский скандал, да: начиналось там с тихих тонов, потом пошла истерика, потом крик, потом битья посуды. Виктор Лошак: То есть с битьем посуды? Наталья Жванецкая: Ну, конечно, сервизами нет, но какими-то мелкими этими — это было. Не в него!
Это никогда не допускалось. Попадания нет. Это было куда-то в сторону. И это было на улице в Одессе, крики. Я думаю, соседи до сих пор могут писать воспоминания. Всегда это было очень бурно, но это были не кровавые разборки. Виктор Лошак: Одесса вообще способствует эмоциям.
Так иногда из-за забора нам говорили: «Что случилось? Чем помочь? Не трогайте, мы сами разберемся». И в какой-то вот такой вот ругани я хлопнула дверью на даче и ушла. Но то, что осталось огромное количество вещей, документов там. Мити не было, поэтому я свободно, легко ушла. И там деньги, все...
Куда ушла — вообще непонятно. Я шла по тропе. И прям вот злая там, я не помню. Потом, конечно, через день там или через полдня, я уже вернулась обратно, как все отошло. И Миша тогда, он смотрел на меня и говорил: «Как ты могла меня бросить?! Ты представь... Ты меня меня бросила голодного!
Вы меня обидели. То есть вы хотите сказать, что... Потом закрыть дверь и уйти. То есть так? Он говорил, я не имела права бросать его.
Соболезнование в связи со смертью Михаила Жванецкого
Вдова сатирика Михаила Жванецкого Наталья заявила, что считает Москву самым комфортным городом для нее. Наталья Жванецкая: «Те друзья, кто хотел остаться рядом с Михал Михалычем, приняли меня безоговорочно. Продолжает жена Михаила Михайловича Наталья Жванецкая: Наталья Жванецкая жена Михаила Жванецкого «Мне, кстати, очень любопытно посмотреть, как будут его произведения звучать из уст разных людей.
Эксклюзивное видеоинтервью «Вокруг ТВ» с Натальей Жванецкой
Их отношения фактически начались с 1990 года, в браке же они состояли с 2010-го. Она являлась секретарем знаменитого мужа. Она же в 1995 году родила ему сына Дмитрия — единственного из детей, который носит фамилию Жванецкого.
Однако еще за месяц до смерти он выходил на сцену — жизнь в нем поддерживала жена Наталья. Она всячески помогала супругу, делала все, чтобы продлить его время. А теперь всеми силами старается сохранить память о сатирике. Она занимается архивами: перечитывает, систематизирует, находит неизданные произведения, выпускает новые книги, готовит концерты и помогает в создании фильма в честь 90-летие Михаила Михайловича. Наталья Жванецкая Конечно, у сатирика было много именитых друзей. Одна из них — Алла Пугачева.
И вдова Жванецкого не скрывает, что Примадонна играла особую роль в жизни мужа. В эксклюзивном видеоинтервью «Вокруг ТВ» Наталья рассказала, что их отношения всегда были теплыми, но больше приятельскими и не выходящими за грани дозволенного.
Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Наташа nvasileva «Работать со студентами любила, но взваливать на себя такой груз, конечно, не планировала.
И здесь — если бы не Сергей Щедрин, с которым мы вместе ведем курс, если бы не все наши педагоги Юрий Квятковский, Алексей Розин и другие , конечно, не выдержала бы. Но вот уже четыре года прошло — студенты прекрасные, сейчас вот надо распределять их по театрам. Огромная забота.
Сейчас, когда прошло время, очень хорошо понимаю, что нашей жизнью был театр. И трудно разделить, что театр, а что — нет. Мы им жили постоянно, и дома было важно выговориться.
Дима очень помогал своей невероятной мудростью, внутренним покоем, верой в меня.
По моему выбору — три монолога из разных разделов книги. Третьей миниатюрой «Верлибры» завершаются. Из веселых — умных.
Прекрасная молодая вдова блеснула у гроба Жванецкого
Вдова сатирика Михаила Жванецкого Наталья заявила, что считает Москву самым комфортным городом для нее. Эта выставка, подготовленная супругой и сыном писателя Натальей и Дмитрием Жванецкими, пробудет в театре до 26 марта, а затем переедет в Российскую национальную библиотеку. Он рассказал и о том, что еще летом Наталья Жванецкая спросила у него, а интересны ли Библиотеке Тургенева материалы, которые она издала по произведениям Михаила Михайловича. Новости, рецензии и отзывы: Наталия Валерьевна Жванецкая рассказывает о сборнике Михаила Жванецкого, вышедшем в издательстве "Время", о жизни с писателем, о любви, о семье и о секретах "творческой кухни" Жванецкого. Первое увидевшее свет произведение Жванецкой для широкой публики — «Бурлеск» для скрипки и фортепиано — появилось в далеком 1959-м, когда композитору было всего 22 года.
«Он никогда не был русофобом»: в Ростове открыли памятник Михаилу Жванецкому
Вдова Жванецкого назвала самый комфортный город для жизни: Город: Среда обитания: | Наталья Жванецкая и Михаил Жванецкий. |
Вдова впервые раскрыла правду о связи Жванецкого с Пугачевой | само открытие музея для широкой публики запланировано на ноябрь 2023 года. |
"Секрет успеха": история отношений Натальи и Михаила Жванецкого | 27.02.2024 | Крым.Ньюз | Последние новости о персоне Наталья Жванецкая новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. |
Наталья Жванецкая (Сурова) | Вдова Михаила Жванецкого Наталья Жванецкая рассказала о том, как бы отреагировал её муж на происходящие события на Украине Вдова Михаила Жванецкого Наталья дала эксклюзивное интервью, в котором рассказала о творческом наследии своего мужа, одесском юморе, а также. |
Вдова Михаила Жванецкого заявила о возможной реакции покойного мужа на события на Украине | наталья валерьевна жванецкая. |
Как живет Наталья, жена Михаила Жванецкого, после его ухода? 📹 Топ-8 видео
Наталья Жванецкая: последние новости и сведения на сегодня. Наталье было всего 24 года, когда она начала встречаться с 55-летним Жванецким. Как рассказывает вдова сатирика Наталья Жванецкая, «они оба были очень талантливы, легки и обладали чувством юмора, понимали друг друга без объяснений». Вспоминая времена знакомства со Жванецким, Наталья Валерьевна сегодня говорит, что рядом с ним все казались убогими, хотелось слушать с открытым ртом только его, хотелось за ним ехать – в небольшую столичную однушку, в которой приходилось спать на раскладушке.
Наталья Жванецкая (Сурова)
Жванецкий с его острым взглядом на человеческую природу остается современным всегда». Объяснить это невозможно — попробуйте. Он очень коротко писал, на миниатюру уходят считанные минуты. Это соответствует сегодняшнему клиповому мышлению.
Наталья Валерьевна считает, что между Михаилом Михайловичем и Аллой Борисовной не было мужско-женских отношений в обычном смысле этого слова, а было нечто иное, чему она была свидетелем. Читайте boda в:.
Рассказываю всю правду See more Неправильный образ жизни или скандалы с женой В чем причина очередного инфаркта Игоря Николаева See more Новости.
То есть все, что он находил. Ему единственное, что гигантский труд — это там, я не знаю 40-50 этих, может, 60 этих томов, таких фолиантов. Но я не могу сказать, насколько документально там все принадлежит Мише. Виктор Лошак: То есть он переплетал в книги. И у него, как?.. Он брал из разных источников, за которые я не ручаюсь. Виктор Лошак: Но важно, что такой человек есть. Это фантастика! Наталья Жванецкая: Есть. Он совершенно, да. То есть как место творчества? Как объект писательский? Он писал... У меня такое ощущение, что он в основном писал, находясь в Одессе. Он писал, конечно, везде. Но Одесса для него, мне кажется, что это просто такая вот Родина. Вот Родина и все! Там было все. Он ее понимал. Когда мы в пандемию не могли поехать в Одессу, он меня спрашивал: «А как так? Почему мы не можем? А как? А как я буду жить? Потом появился Митя в нашей жизни, наш сын, и мы приезжали 1 сентября, сдавали его в школу. Была няня, и мы еще уезжали на пару месяцев. И я должна была быть с ним. Миша не мог представить жизнь без меня. Не из-за того, что такая привязанность, а вот просто так получилось. Как любил Одессу, как любил маму безотрывно. Видимо, когда мамы не стало, эта любовь перелегла на меня окончательно. И я нужна была. Он мог меня не видеть. Он мог со мной не разговаривать, ну, в смысле, если я была занята. Он просто должен был знать, что я в доме. Я копалась в саду, я сидела... Единственно у нас был договор, и мы... Прям вот прекрасная история была: было разрешено им внутренне, потому что в принципе он был очень жесткий по характеру, несмотря на доброту, любовь к животным до слезы, он был все равно жесткий, — мне было разрешено звать в дом подруг, сколько я хочу. И в Одессе, когда он спускался на завтрак вниз, он мог открыть дверь, а внизу сидит куча моих подруг. И он закрывает дверь, потом закрывает окно, потом закрывает форточку и только оставшись в изоляции, начинает писать. Это действительно так или он просто утрирует? Наталья Жванецкая: Он немножко утрирует, но в принципе, с первого дня или со второго дня он садился за стол. Не знаю, что он делал за этим столом до конца. Но просто, когда мы понимали, что тучи сгущаются по отношению к нам, то есть с криками: «Где мои тапочки? Почему они не стоят в этом углу, а стоят в этом углу там? Это все становилось более драматично, более истерично. Первая неделя — в дело, видимо, входил в это. А потом начиналось оттуда... Если открывалась дверь... У нас достаточно непонятный дом, но большой. Виктор Лошак: Хороший дом. Наталья Жванецкая: Хороший дом. И вверху открывалась дверь, и оттуда раздавался... У Миши был, кстати, прекрасный слух и прекрасный голос, и достаточно оттуда раздавалось такое громкое пение, какая-нибудь там: «Тада-да-дам! И мы понимали, что пошло. Потом начинались звонки... Виктор Лошак: А он вам читал написанное? Ну, читал он очень странно — он иногда читал, потом раздражался и говорил: «Ты меня не понимаешь, невозможно тебе читать». А ты в этот момент или варишь что-то, или готовишься к приходу его же гостей. И он оттуда звонил сверху нам и пытался читать. Но у него был друг — Олег Сташкевич. Виктор Лошак: Да, друг и литературный секретарь. Наталья Жванецкая: И литературный секретарь, и директор, и наше все, и родственник, там много. Он жил от нас недалеко, в пяти минутах ходьбы — и в Одессе тоже. И тогда он звонил ему, и они разговаривали. Олег меня спасал, конечно, этим. Потому что часть вот литературного чтения он брал на себя. Виктор Лошак: Как вы относились к невозможности остаться вдвоем? В Одессе, например. Потому что я много раз, естественно, был с Михал Михалычем и в Одессе, и в Москве, его всюду штурмовали люди: «автограф», «сфотографироваться». Вот как он вообще сам-то к этому относился? Наталья Жванецкая: Иногда раздражало. Но если этого не происходило, он точно так же расстраивался. Виктор Лошак: «Не мешайте моему одиночеству и не оставляйте меня одного». Наталья Жванецкая: Да, и не оставляйте меня одного. Это сложно. Я думаю, это у всех артистов. Виктор Лошак: Хочу спросить об экранизации Михал Михалыча. Вот как вы относитесь к фильму «Одесский пароход», который сделал Сергей Урсуляк? Наталья Жванецкая: Честно, мне очень нравится! Не в смысле прям вот сам фильм — я не могу оценивать его художественную ценность, я его оцениваю просто как Мишино произведение, показанное там... Мише всегда внушали, что он отдельный жанр, что он не читаем, по нему невозможно снимать спектакли. Виктор Лошак: Не читаем другими? Наталья Жванецкая: Другими, да. Не читаем — имеется в виду, что напечатать и в принципе люди будут читать, только представляя его. Им нужна его интонация. Другие не смогут. Как Высоцкому, я думаю, очень многие это говорили. Виктор Лошак: Ну, мы в «Огоньке» печатали, и люди читали многие годы. И кстати, мне больше нравилось Мишу читать глазами, без его голоса. Потому что его голос меня ввел вот в эту поверхностную историю. Он пытался добиться успеха, поэтому... А там выклинялся вот этот поверхностный смысл, юмор, зал должен засмеяться. Виктор Лошак: Паузы. Наталья Жванецкая: Паузы. Он вдавливал, он додавливал. То есть он мог уйти, потом вернуться и дорассказать. И почему на некоторых концертах там или в каких-то компаниях он просто выдыхался, потому что пока не добьется истерического смеха, он не уходил со сцены. Но фильм мы с ним смотрели. И мы поняли с ним вдвоем, что да, несмотря на Мишины интонации, фильм можно... Просто должен быть хороший режиссер, хорошие артисты. Это выглядит нормально, потому что это нормальные сценки из жизни на самом деле. Виктор Лошак: Мне это приятно, что вы это говорите, потому что я с большой симпатией отношусь к Сергею Урсуляку. Наталья Жванецкая: Он вообще прекрасен. Не будем говорить про его другие работы. Виктор Лошак: Мне кажется, что вот этот конец фильма, когда Миша молча смотрит и потом медленно уходит через одесский дворик — это очень, очень такая точка значительная. Наталья Жванецкая: Очень трагично. Виктор Лошак: А как Миша вообще относился к успеху, к популярности? Наталья Жванецкая: Ой! Ему это очень нравилось. Он разрывался между писателем и артистом. Виктор Лошак: Да. Наталья Жванецкая: Он никак не мог выбрать себе: то ли он хочет писателем быть — таким мастодонтом, чтоб прислушивались, там, на лекции читать, или артистом, но чтобы иметь непрерывный успех. Я кстати, он очень хотел читать лекции, и я это ему помогла сделать. Мы ездили в Англию и там для студентов, для русско-... Это не русские студенты, это все студенты, которые... Виктор Лошак: Учат русский язык. Русский язык. И Миша там делал лекцию. Он это сделал. Ему понравилось. Но второй раз он продолжать уже не хотел. Он как бы был зван многими, но он... Виктор Лошак: Но это ему было не очень интересно? Наталья Жванецкая: Ну, даже не интересно. Я думаю, он продолжал сомневаться в себе: может ли он претендовать на какого-то лектора, научного работника и так далее. Виктор Лошак: Мы уже начали эту тему, ну вот, интересно, как он воспитывал Митю? Он каким был воспитателем? Наталья Жванецкая: Да! Прекрасным совершенно! Он месяца два где-то там в отъезде или месяц там вообще не выходил и не вспоминал нас. А потом, значит, с криками: «Смотри, отец прилетел! Какие успехи? С маленьким он больше с ним общался.