Российским поставщикам железа, стали, алюминия и удобрений углеродный налог в ЕС может обойтись в сумму не менее 1,1 евро, подсчитало издание. Эксперты рассчитали цену углеродного налога в ЕС для российской экономики Введение трансграничного углеродного налога в ЕС может привести к снижению российского ВВП на 0. Пока углеродный налог коснётся немногих товаров (речь идёт о тридцати кодах товаров европейской товарной номенклатуры). Усилия ЕС по достижению климатической нейтральности набирают обороты – с 1 октября пограничный налог на выбросы углерода вступил в испытательный период. Во-вторых, в ряде случаев вместо стимулирования развития зеленых технологий углеродный налог оборачивался прямым ущербом для экономики.
Что такое углеродный налог. Объясняем простыми словами
Это при расчетной цене 30 долларов за тонну выбросов. То есть итоговую сумму уже смело можно умножать в 2-2,5 раза. Структура импорта и экспорта стран ЕС. Потери производителей удобрений, согласно анализу Минпромторга, могут составить до полумиллиарда евро. Появилось даже мнение , что налог станет для российских экспортеров не просто ограничительным и приведет к снижению конкурентоспособности на рынке ЕС, но в какой-то мере и запретительным.
Существует ряд мер, которые могут помочь сократить издержки российских корпораций после введения европейского налога на выбросы. Разработать систему тарификации углеродных выбросов по сути, внутреннюю систему торговли квотами Обеспечить меры содействия декарбонизации производств льготы, налоговые вычеты. Мы уже писали о том, что оценка выбросов парниковых газов по странам ведется на основе устаревших международных методик. Внедрение собственной системы тарификации, торговли квотами, внутреннего карбонового налога который, возможно, будет для бизнеса компенсирован государством за счет льгот и налоговых вычетов поможет снизить импортную пошлину ЕС или вовсе ее исключить.
Европейское положение о налоге на выбросы исключает двойное налогообложение. Бизнес со своей стороны может ответить участием в климатических программах, инициативами по достижению углеродной нейтральности, которые пойдут в зачет при расчете импортной пошлины. Есть веские сомнения, что трансграничный налог на выбросы углерода в Европе приведет к позитивным, заложенным в его идее, последствиям. С большой вероятностью одним из основных последствий станет «зеленый протекционизм», ответные меры торговых партнеров ЕС, то есть попросту торговые войны.
Что ж, посмотрим.
Хотя ЕС заявляет, что CBAM — ключевая часть проекта по сокращению выбросов парниковых газов, пограничный налог на выбросы углерода вызвал взрыв критики со стороны ключевых торговых партнеров и обеспокоенность тем, что предприятия не готовы к оформлению документов. Как отметил директор по энергетике, климату и экономике Essenscia, лоббистской группы бельгийской химической промышленности, Эльс Брауэрс, CBAM представляет собой «огромное административное бремя», сообщает Bloomberg. По словам Брауэрса, у компаний «много вопросов» о том, как будет защищен их экспорт. Бразилия, Южная Африка и Индия обвинили европейскую меру в дискриминации. На прошлой неделе Индия объявила, что планирует ввести собственный налог на выбросы углерода, уделяя особое внимание экспорту ЕС.
По словам специалиста, напрямую получать такие пошлины ЕС не может: это будет грубым нарушением правил Всемирной торговой организации. Чтобы обойти запрет, Евросоюз вводит ограничения в виде углеродного налога. Колташов заметил, что при необходимости Евросоюз придумает и более странные пошлины, чтобы защитить свои производства. У таких налогов всегда нелепые обоснования, а, по сути, это заградительная пошлина, чтобы защитить европейских производителей от более сильных конкурентов, — рассказал эксперт. Россия должна отвечать на такие действия, уверен специалист. Если иностранные компании производят свою продукцию на территории РФ, их не нужно ограничивать.
Деньги предлагают отчислять в бюджет, а затем тратить их на смягчение последствий изменения климата. Глава Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров считает, что о такого рода налогах пока говорить преждевременно. В комментарии «СенатИнформ» парламентарий напомнил, что, несмотря на то, что РФ подписала Парижское соглашение и инкорпорирована в мировую экономику, лучше избрать путь налоговых льгот для компаний и тем самым побуждать их к уменьшению выбросов. Вопрос многогранный.
Брать — вводить новый налог сразу нет необходимости, особенно на фоне трудностей которые переживают предприятия в связи с пандемией. Лучше попробовать обсудить с привлечением Минэкономразвития и Минприроды стимулы для наших предприятий к снижению углеродных выбросов Алексей Майоров, глава Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Как отметили в «Зеленом патруле», лето 2021 года проходит под знаком многочисленных природных аномалий. В разных регионах введены режимы чрезвычайных ситуаций. При этом в России гораздо опаснее проявляются изменения климата, чем в большинстве регионов мира.
Новости по теме: углеродный налог
Согласно плану ЕК, с 2023 по 2025 год будет действовать переходный период, в ходе которого импортеры должны будут ежеквартально сообщать о фактических выбросах, связанных с ввозимыми в ЕС товарами, и любых платежах за углеродные выбросы за рубежом. Платить таможенные пошлины компании начнут только с 2026 года, когда механизм трансграничного углеродного регулирования окончательно вступит в силу. Для этого импортеры будут покупать соответствующие углеродные сертификаты. В Минэкономразвития РФ оценили влияние разработанных ЕК мер по трансграничному углеродному регулированию на поставки металлопродукции, цемента и электроэнергии из России в ЕС в 7,6 млрд долларов. Наше издание приводило слова старшего научного сотрудника лаборатории теории климата Института физики атмосферы имени Обухова РАН Александра Чернокульского, который отметил , что если человечество будет также интенсивно жечь уголь, нефть, газ, то к концу века, по разным прогнозам, температура получит плюс 4-7 градусов. Если идея появления Кодекса будет принята, то это потребует серьезной, вдумчивой аналитической работы», — объяснила глава верхней палаты. По ее мнению, создание Кодекса — одна из главных задач на 2022 год. Спикер также считает , что необходимо внедрять материальные стимулы для тех, кто применяет зеленые технологии, обновляет оборудование, чтобы уменьшить экологический ущерб.
В отчете должны содержаться: количество импортированных товаров CBAM; прямые и косвенные выбросы CO2е в импортированных товарах первоначально косвенные выбросы только для цемента, электроэнергия и удобрения ; цены на углеродные единицы, уже уплаченные в стране производства. Первый квартальный отчет должен был быть представлен до 31 января 2024 г. Вступление в силу финансовых обязательств с 1 января 2026 г. Только зарегистрированным декларантам будет разрешено импортировать товары CBAM. Обязательное ежегодное декларирование то есть ежегодная декларация CBAM, в которую должны быть включены конкретные данные, включая верифицированный расчет воплощенного углеродного следа.
Как рассчитывается «углеродный налог» Налог рассчитывается исходя из количества воплощенного углерода в продуктах с целью отражения в цене товаров воздействия на климат от их производства.
По оценкам агентства Reuters, в 2018 году объем мирового рынка углеродных квот составил 164 млрд долл. Общий объем торговли квотами на ее платформе составил в 2018 году 45,5 млрд долл.
США в 1,5 раза больше объема торгов 2017 года. Крупнейшими источниками выбросов в атмосферу являются секторы электро- и теплоэнергетики и транспорта, генерирующие две трети мирового объема выбросов. Оставшаяся треть приходится главным образом на промышленные предприятия и строительство.
Большая часть СТВ функционирует лишь в определенных секторах экономики, к которым относятся электроэнергетика, нефтепереработка, черная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, химическая промышленность, производство строительных материалов, грузовые и пассажирские авиаперевозки, во многих азиатских регионах — строительная отрасль. Стоит отметить, что с помощью СТВ контролируются далеко не все выбросы, генерируемые человеком. Указанные показатели свидетельствуют о том, что в целом рынок квот на выбросы парниковых газов находится на стадии формирования и страны постепенно вырабатывают свои подходы к ценообразованию и регулированию рынка.
Если рассматривать вопрос формирования стоимости углеродных квот с теоретической точки зрения, то для функционирования механизма по уменьшению выбросов цены должны устанавливаться на уровне, отражающем потенциальные финансовые затраты предприятий на снижение выбросов установка нового оборудования, изменение технологического процесса и прочее. Таким образом, подразумевается, что стоимость квот должна быть ниже в развивающихся странах с менее жесткими требованиями к экологичности производства. Однако на практике данная схема справедлива лишь отчасти.
Однако пока основным драйвером стоимости квот являются политические и законодательные решения в той или иной стране. Так, резкое повышение стоимости квот в ЕС СТВ в первой половине 2019 года было связано со структурными реформами европейского углеродного рынка и с предполагаемым сокращением объема доступных квот с 950 до 550 млн штук12. По оценкам Международного банка реконструкции и развития и Всемирного банка, диапазон стоимости углеродной квоты, необходимый для реализации целей, заложенных в Парижском соглашении, должен составлять 40—80 долл.
США за тонну CO2-эквивалента к 2020 году и 50—100 долл. США за тонну к 2030—му. С учетом того, что в настоящий момент цена варьируется от 1,9 до 32 долл.
США за тонну, достижение целей Парижского соглашения представляется проблематичным см. Наиболее низкие цены на углеродные квоты установлены в региональных СТВ Китая в Чунцине, Тяньцзине и Шэньчжэне, где рынок квот только формируется. Тонна CO2-эквивалента стоит на них менее 5 долл.
Аналогичная цена действует на аукционах RGGI13, где ее невысокий уровень объясняется ограниченным спросом на углеродные квоты. Рисунок 2. Наибольшее внимание при их описании будет уделено истории их функционирования и ошибкам в политике ценообразования, уровням покрытия выбросов парниковых газов, которые обеспечивают данные СТВ, а также секторам экономики, на которые распространяется ограничение на выбросы парниковых газов.
Действие ЕС СТВ распространяется на предприятия электро- и теплоэнергетики, нефтехимической, химической, металлургической, целлюлозно-бумажной промышленности, а также на производителей строительных материалов стекла, цемента, керамики. В ЕС СТВ также включены авиационные перевозки, но до 2023 года под регулирование попадают лишь рейсы между аэропортами, расположенными в пределах европейского экономического пространства14. Цены на углеродные квоты в ЕС СТВ определяются балансом спроса и предложения, который, в свою очередь, в существенной мере зависит от законодательных и политических решений и событий в странах, объединенных в ЕС СТВ.
Так, вследствие выдачи правительствами стран, входящих в ЕС СТВ, избыточного количества квот на выбросы в период с 2008 по 2013 год цена на них упала с 33 до 6 долл.
Отсутствие углеродного налога в России можно использовать как наше конкурентное преимущество при торговле на мировых рынках Перспектива введения углеродного налога в России в любом случае требует внимания и проработки. Объемы уплаты углеродного налога в ТУР и в России в случае его введения вряд ли будут сопоставимы. На фоне санкций экспорт в Евросоюз российской продукции сократился, значит, внутренняя цена на углерод может оказаться ощутимее платы в рамках ТУР. Есть и другие вопросы.
Например, новый налог увеличит себестоимость продукции, будут ли ее покупать в Китае, Индии, Африке в прежних объемах? Он отметил, что один из выводов доклада Банка России о предварительных результатах стресс-тестирования воздействия переходных климатических рисков "состоит в том, что введение внутренней цены на углерод приводит к более негативным последствиям для российской экономики, чем ее отсутствие". Проще говоря, инфляция из-за роста цен на критически важную для экономики продукцию и услуги - цемент, сталь, тепло - и снижение конкурентоспособности российских производителей не компенсируется дополнительными поступлениями в бюджет от налога. Сейчас цена на углерод высокая только в Евросоюзе, у остальных ее нет или она держится на околонулевом уровне. Какого-то реального развития системы углеродных платежей можно ожидать не раньше 2030 года.
Может, не стоит спешить с принятием решения, а спокойно внедрить ту модель климатического регулирования, которая лучшего всего будет отвечать интересам нашей страны? А отсутствие углеродного налога в России использовать как конкурентное преимущество при продаже нашей продукции на мировых рынках?
НИФИ: российский ВВП снизится на 0,17% из-за введения углеродного налога в ЕС
Как углеродный налог повлияет на компании ТЭК? | Северсталь Вместе | читать больше на. |
Европейский «углеродный налог» серьёзным образом скажется на российской экономике | Для России налог будет фактически равнозначен дополнительной адвалорной пошлине в 16% от стоимости товаров — €1,1 млрд от €7 млрд. |
Как углеродный налог повлияет на компании ТЭК?
"Для России налог будет фактически равнозначен дополнительной адвалорной пошлине в 16% от стоимости товаров — 1,1 миллиарда евро от 7 миллиардов евро. Вступление в силу трансграничного углеродного налога (ТУР) в ЕС может привести к снижению российского ВВП на 0,17%. Углеродный налог должен зародиться внутри страны и распространиться на те производства, которые активно выбрасывают в атмосферу парниковые газы.
РБК: Россия будет платить ЕС углеродный налог в размере €1,1 млрд в год
Ольга Калашникова Начальник управления экологии «Северстали» «Уже сейчас компания отчитывается о своём углеродном следе и верифицирует углеродную отчётность, поэтому переходный период пройдёт для нас безболезненно, — подчеркнула эксперт. При этом, мы понимаем, что европейские производители будут активно продвигаться с проектами по декарбонизации, стимулируемые экологическими платежами и существенным госфинансированием, что для нас означает поиск и внедрение передовых технологий в сотрудничестве с государством, университетами и инновационными компаниями». Однако в результате все получили торгово-экономические изменения. Сейчас также мягко начинается — к климатическому сбору готовят несколько отраслей, и сбор пока будет небольшим. Дальше, скорее всего, мы увидим, во-первых, рост углеродного налога, а во-вторых, увеличение количества отраслей, которых обяжут его платить. Игорь Юшков Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Эксперт также напомнил, что одна из основных проблем, связанных с введением данного климатического сбора, заключается в его администрировании, а именно, кто его будет собирать? Руководитель проектов по климату Центра энергетики Московской школы управления Сколково Юмжана Данеева в комментарии отметила, что все сектора должны начинать декарбонизацию, даже если они не попали в EU CBAM на данном этапе: «Обычные ископаемые виды топлива будут облагаться по самой высокой ставке налога». Говоря о перспективах развития энергетической отрасли с вектором на снижение углеродного следа, начальник управления экологии «Северстали» Ольга Калашникова акцентировала внимание на инвестициях «Северстали» в передовые технологии. В частности, в ВИЭ — запущенный в 2018 г. Также «Северсталь» через Severstal Ventures продолжила поддерживать композитные решения Airborne, благодаря чему компания сможет предложить клиентам новые материалы с уникальными свойствами. Документ предусматривает рассмотрение совместного пилотного проекта по производству «голубого» водорода из природного газа с применением технологий улавливания и хранения углекислого газа.
Еврокомиссия ЕК предложила обширный план действий для полной ликвидации углеродных выбросов в ЕС к 2050 году, что потребует полной перестройки экономики Евросоюза. В частности, ЕК предложила ввести «климатические» таможенные пошлины на импорт в ЕС железа и стали в том числе труб и рельсов из них , алюминия, цемента, удобрений и электроэнергии. Согласно плану ЕК, с 2023 по 2025 год будет действовать переходный период, в ходе которого импортеры должны будут ежеквартально сообщать о фактических выбросах, связанных с ввозимыми в ЕС товарами, и любых платежах за углеродные выбросы за рубежом. Платить таможенные пошлины компании начнут только с 2026 года, когда механизм трансграничного углеродного регулирования окончательно вступит в силу. Для этого импортеры будут покупать соответствующие углеродные сертификаты. В Минэкономразвития РФ оценили влияние разработанных ЕК мер по трансграничному углеродному регулированию на поставки металлопродукции, цемента и электроэнергии из России в ЕС в 7,6 млрд долларов. Наше издание приводило слова старшего научного сотрудника лаборатории теории климата Института физики атмосферы имени Обухова РАН Александра Чернокульского, который отметил , что если человечество будет также интенсивно жечь уголь, нефть, газ, то к концу века, по разным прогнозам, температура получит плюс 4-7 градусов. Если идея появления Кодекса будет принята, то это потребует серьезной, вдумчивой аналитической работы», — объяснила глава верхней палаты.
С частью критики можно будет согласиться, часть — надуманная история. Был бы успех, если бы эти люди не просто рассуждали о введении налога в России, а привезли из Европы конкретную договоренность, где России, например, гарантируется отсутствие сборов с наших компаний. Я пока признаков этого не вижу. Вообще это механизм трансграничного углеродного регулирования. По идее его должны платить европейские импортеры, но они же не будут дураками и переложат это на торговых партнёров из России, поэтому фактически это будет налог на российские компании. Причем дважды. Власти же Европейского Союза могут попросту не принять во внимание наш углеродный налог и заставить отечественных экспортеров платить свой собственный. Никакого же зачета российского углеродного налога при взимании европейского, насколько я знаю, не будет предусматриваться. Значит, на практике может получиться двойное налогообложение. Как следствие, налоговая нагрузка на промышленные предприятия возрастет и может вызвать у них снижение рентабельности и сокращение объемов выпуска продукции, приведя по цепочке к уменьшению налоговых отчислений в бюджеты различных уровней — налоговое давление на них и без того сильное, углеродный же налог может банально убить ряд из них. Они в свою очередь будут стремится включать углеродный налог в себестоимость и тем самым поднимать цены на продукцию, чтобы остаться на плаву. В результате за все могут заплатить одновременно: производители, потребители и бюджетная система России — они все могут понести ощутимые потери. Проблемы национальной политики.
У России и Китая углеродный след всегда будет значительно больше, чем у стран, где энергетики на угле и газе меньше. Причем если всегда считалось, что газ — это экологически чистый вид топлива, то по тем методикам, которые предлагаются в рамках Парижского соглашения, оказывается, что газ якобы даже вреднее, чем уголь — больше выпускает парниковых газов. Уголь коптит, от него умирают люди, но парниковый эффект меньше, значит не такой плохой. Плюс там предлагают считать эмиссию метана на газопроводах — например, если у вас 100 километров газопровода, там будет определенная эмиссия метана, не вполне понятно почему. В итоге получится так, что все, что делается в других странах, будет более дорогим — никакого отношения к климату, по крайней мере первичного, вся эта история не имеет. Поэтому США и вышли из соглашения — изначально Штаты поддерживали эту историю, но потом произошла «сланцевая революция», и они стали крупнейшим производителем газа, угля и нефти они тоже много производят. Поэтому они ушли оттуда, ведь все их бонусы, которые появились в виде дешевой энергии, они будут нивелированы. В России довольно большая доля газа — то есть генерация-то у нас как раз не грязная. Проблемные точки — это угольные станции.
Эксперт: введение в России углеродного налога несет риски для отечественного бизнеса
В рамках этого анализа в том числе необходимо ответить на вопрос об отраслевом охвате механизма. Один из возможных подходов — рассматривать введение цены на углерод в экспортных отраслях, подпадающих под европейский ТУР. Другой вариант — начать с наиболее крупного эмитента — энергетики, настроив механизм регулирования таким образом, чтобы он оптимизировал отбор мероприятий по снижению углеродного следа с учетом всех ключевых параметров: надежность и стоимость энергоснабжения потребителей и сокращение выбросов парниковых газов. Механизм должен включать возможность компенсации эмиссий за счет покупки углеродных единиц от добровольных климатических проектов из других секторов, в том числе от природных экосистем. Это позволит снизить выбросы за счет самых дешевых и эффективных мероприятий. РСПП считает, что поддержка снижения выбросов парниковых газов и увеличения поглощений является более эффективным и приоритетным средством, чем введение каких-либо ограничительных механизмов. Путин еще в 2021 году по итогам Съезда РСПП дал поручение разработать систему мер поддержки климатических проектов, - напомнили в Союзе.
Такое сотрудничество включает в себя следующие двусторонние обязательства: С нашей стороны возможны следующие варианты: Размещение новостей мероприятия на сайте www. С вашей стороны: Размещение логотипа Партнерской организации на официальном сайте Организатора мероприятия по возможности с переходом на сайт www. В индивидуальном порядке можно договариваться о дополнительных взаимовыгодных критериях сотрудничества.
В вопросе углеродного налога отечественное экспертное сообщество разделилось на два лагеря: одна часть стоит на позиции президента РСПП Александра Шохина, другая поддерживает Анатолия Чубайса, экс-гендиректора «Российской корпорации нанотехнологий», ныне спецпредставителя президента, рассказывает профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский. Шохин — убежденный противник этого налога, Чубайс же настаивает на его неизбежности, напоминая о проблеме глобального потепления и парниковых выбросах, о необходимости сокращать добычу и использование сжигаемого сырья, наконец, об обязательствах Москвы в рамках Парижского соглашения по климату. Сейчас процесс идет, но не за счет доброй воли нашей стороны, а за счет падения экономических показателей в результате коронакризиса. Все упирается в устаревшее оборудование, в технологическую и техническую отсталость отечественных предприятий, в острую необходимость их модернизации, рассказывает Портанский. По его словам, беспокойство Евросоюза вызывает именно то, что никто эту ситуацию менять не собирается. Что касается Всемирной торговой организации, на которую сегодня многие уповают как на третейского судью, она активно участвует в дискуссии с участием представителей ЕС и России. В ВТО исходят из того, что избыточных нетарифных ограничений быть не должно, а углеродный налог именно таковым и является. Разумеется, ни на какие открытые нарушения норм ВТО европейцы не пойдут.
Рост долговой нагрузки углеродоемких отраслей в совокупности с дополнительными издержками от экспорта в ЕС и снижением доходов заемщиков могут повлечь за собой трудности с обеспечением финансовой устойчивости и платежеспособности. В период восстановления после коронавирусного кризиса это окажет дополнительное давление на банки и лизинговые компании по данным «Эксперт РА» , в первом полугодии 2020 г. И, как следствие, увеличит вероятность реализации кредитного риска для российского финансового сектора. Кроме того, введение трансграничного углеродного налога может повлиять на рыночную стоимость компаний, снижая их инвестиционную привлекательность и капитализацию, что представляет собой реализацию рыночных рисков для финансового сектора, включая банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, имеющие акции углеродоемких компаний в своих портфелях. Учитывая, что Евросоюз может освободить от налога импортеров из стран с собственными схемами углеродного ценообразования, возможным решением может стать создание внутреннего российского механизма регулирования углеродного рынка: введение внутреннего углеродного налога или создание системы торговли квотами на выбросы, в этих случаях средства будут уплачиваться компаниями в бюджет России. В ином случае аналогичные механизмы, принимаемые другими странами, потенциально также могут влиять на конкурентоспособность российского корпоративного сектора. Инструменты снижения углеродных выбросов В декабре 2015 г. Парижское соглашение не устанавливает нормативы снижения выбросов, каждая страна определяет целевые показатели самостоятельно. Основными инструментами стимулирования снижения углеродных выбросов являются система торговли квотами на выбросы углерода СТВ и углеродный налог. Эти два инструмента не взаимоисключающие — в некоторых юрисдикциях применяются одновременно оба например, в Мексике, некоторых провинциях Канады, в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и ряде других европейских стран. По данным Всемирного банка , по всему миру уже внедрена или запланирована к внедрению 61 инициатива по стимулированию снижения углеродных выбросов 31 по торговле квотами и 30 по внедрению углеродного налога. Научное сообщество отмечает, что продвинуться в глобальном масштабе по этому вопросу поможет создание на национальном уровне независимых органов для контроля выбросов углерода и минимизации влияния лоббистов. Международные инициативы также могут способствовать достижению устойчивого развития. Одобренная на саммите «Группы 20» 21—22 ноября 2020 г. Платформа по стимулированию повторного использования углерода Circular Carbon Economy Platform, CCE нацелена на эффективное использование энергии во всех секторах экономики и основана на четырех элементах: сокращение выбросов, повторное использование преобразование выбросов в промышленное сырье , переработка нейтрализация выбросов, например, за счет использования биотоплива и биоэнергетики , удаление выбросов из атмосферы улавливание и хранение углерода. Система торговли квотами на выбросы углерода подразумевает установление максимально допустимого объема выбросов для отдельных отраслей экономики. Компании данных отраслей должны обладать разрешением на каждую единицу выбросов. Глобальная система торговли квотами на данный момент отсутствует. Потенциально возможность международной торговли квотами предусматривал Киотский протокол , однако для объединения национальных и региональных СТВ в единый рынок необходима сопоставимость данных систем и установление абсолютного максимума на объем выбросов — примером может служить объединенная с 1 января 2020 г. Схема торговли квотами на выбросы ЕС, запущенная в 2005 г. EU ETS можно назвать достаточно эффективной: в 2018 г. В США 10 штатов на северо-востоке приняли совместную СТВ: компании энергетического сектора обязаны покупать разрешения на выбросы в ходе аукционов. Благодаря СТВ среднегодовой объем выбросов секторов, подпадающих под действие программы, в период с 2015 по 2017 г. С 2011 г. В Казахстане система торговли квотами была введена в 2013 г. Тем не менее эффективность СТВ с точки зрения ограничения эмиссии углерода ограничена. СТВ помогает четко установить общий объем выбросов, но цена на углеродные выбросы не будет фиксированной и зависит от спроса на квоты — в период низкого спроса например, во время кризиса стоимость квот будет низкой и СТВ не будет оказывать достаточного стимула для уменьшения объема выбросов. Для снижения волатильности цен на выбросы может быть создан резерв стабильности, через который государство будет проводить выкуп квот для стабилизации цен в период низкого спроса.
Заплати углеродный налог и дыши спокойно!
Вокруг углеродного налога который хотят ввести в ЕС ходит много мифов. Дешевая ископаемая энергия раньше была конкурентным преимуществом, а теперь станет обременением, потому что нужно будет платить углеродный налог». | Введение с 2025 года углеродного налога в ЕС будет иметь серьёзные последствия для России, заявил зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев.
Напасть на углеродный след: как ESG изменит ландшафт металлургического рынка
Углеродный налог ЕС станет ударом для экспортеров из РФ | Минэкономразвития планирует вернуться к налогу только в том случае, если российские компании не снизят объём выбросов. |
Что такое углеродный налог. Объясняем простыми словами | Экономический факультет СПбГУ | Для тех государств, которые уже занялись декарбонизацией, европейцы придумали лазейку — импортёры могут уменьшить платежи по СВАМ на сумму углеродного налога. |
Для России «углеродный налог» ЕС не так страшен: о причинах
Этот налог пойдет не в бюджет конкретной страны, а в глобальный фонд, из которого надо будет черпать деньги на всякие климатические программы. В итоге себестоимость товаров, произведенных в странах с «грязной» энергетикой, существенно возрастет в сравнении с европейскими товарами. И будет передел глобальных рынков, причем любых — от одежды до ракет. У России и Китая углеродный след всегда будет значительно больше, чем у стран, где энергетики на угле и газе меньше. Причем если всегда считалось, что газ — это экологически чистый вид топлива, то по тем методикам, которые предлагаются в рамках Парижского соглашения, оказывается, что газ якобы даже вреднее, чем уголь — больше выпускает парниковых газов. Уголь коптит, от него умирают люди, но парниковый эффект меньше, значит не такой плохой. Плюс там предлагают считать эмиссию метана на газопроводах — например, если у вас 100 километров газопровода, там будет определенная эмиссия метана, не вполне понятно почему.
В итоге получится так, что все, что делается в других странах, будет более дорогим — никакого отношения к климату, по крайней мере первичного, вся эта история не имеет. Поэтому США и вышли из соглашения — изначально Штаты поддерживали эту историю, но потом произошла «сланцевая революция», и они стали крупнейшим производителем газа, угля и нефти они тоже много производят.
Это означает, что финансовые возможности федерального центра сократятся еще сильнее, и недобор от сырьевиков придется компенсировать ростом налоговой нагрузки на кого-то еще. Интересно, на кого? Впрочем, можно не сомневаться, что наше правительство, возглавляемое бывшим главным налоговиком страны Михаилом Мишустиным, обязательно что-то придумает. Но, быть может, мы зря недовольно бурчим, и ради экологически чистой планеты стоит затянуть пояса и потерпеть? Возможно, что и так.
А может быть, и нет. О том, что «зеленый мир» является просто удобным предлогом для глобального передела мировой экономики, свидетельствует один важный нюанс. Если бы речь шла о поиске реального баланса между вредными выбросами и компенсацией причиненного природе ущерба за них, то следовало бы учитывать, что выбросы CO2 имеют свойство поглощаться лесами. Наша страна является одним из лидеров по объемам лесного покрова, по праву считаясь «легкими планеты». Да, российская промышленность вносит свой скромный вклад в копилку потепления, но леса эти выбросы поглощают и очищают атмосферу. Будь все по справедливости и исключительно ради экологии, чиновники Евросоюза учитывали бы этот фактор при расчете методик «углеродного налога», но они его по надуманным предлогам просто игнорируют.
По поводу этого налога у России есть встречное предложение. Об этом корреспондент "РГ" беседует с заместителем руководителя Центра ответственного природопользования Института географии РАН, кандидатом географических наук Андреем Птичниковым.
Как ЕС намерен собирать этот налог? Каков механизм? Выдержит такой чувствительный удар наша сырьевая экономика? Андрей Птичников: Налог касается ввозимой в ЕС продукции с высоким "углеродным следом", например нефти, газа, металлов, цемента, удобрений и т. Для них будут установлены лимиты на выбросы парниковых газов, соответствующие нормам ЕС. Если они превышены, экспортеру придется оплатить налог. По разным оценкам, его сумма для поставщиков из России может составить от 2 до 6,5 млрд евро ежегодно. Но есть сценарий, по которому сбор может быть куда больше, около 50 млрд евро.
Андрей Птичников: Такой вариант скорее всего маловероятен, он может войти в противоречие с правилами ВТО. Надо ориентироваться на базовый сценарий, по которому налог обойдется экспортерам примерно в 33 млрд евро до 2030 года. Но за что платить? Многие специалисты утверждают, что все эти цифры совершенно несправедливы. Говорят, что в этих расчетах неверно учитывается вклад нашего леса в поглощение парниковых газов. А ряд экспертов вообще заявляют, что российские леса убирают из атмосферы больше углекислоты, чем выбрасывает вся наша промышленность. Однако, по международным оценкам, поглощение нашими лесами составляет всего 25 процентов от всех выбросов в стране. У каждого свой калькулятор?
Андрей Птичников: С лесом все не так просто.
Поставлена амбициозная задача — достичь углеродной нейтральности к концу 2025 года. Для этого планируется внедрение системы квот максимальных значений выбросов. Если организация выйдет за пределы установленных квот, её ждёт штраф.
С другой стороны, неиспользованные квоты превратятся в углеродные единицы, которые можно будет продать на специальной платформе тем, кто не уложился в норматив. Согласно проекту, с 2023 года отчитываться о выбросах парниковых газов начнут те компании, чьи выбросы в 2022 и 2023 годах составят свыше 50 тыс. Начиная с 2025 года, к ним должны будут присоединиться организации, чьи выбросы превысят 20 тыс. Система квот должна подтолкнуть предприятия вкладываться в модернизацию, сокращать «углеродный след» в своей продукции.
А это сделает их продукцию более конкурентоспособной, в том числе и на европейском рынке. Свои аргументы есть и у противников введения экологических ограничений в России. По их словам, затраты на модернизацию предприятий в условиях стагнации экономики осуществить затруднительно. Усилившееся налоговое бремя может подтолкнуть бизнес не к развитию, а банкротству.
Таким образом, идею углеродного налога и другие экологические ограничения можно рассматривать как с точки зрения ужесточения нагрузки на бизнес, так и в качестве шанса на развитие. Кто здесь прав, покажет время, конечно, если соответствующий закон будет принят.
Европейский пограничный углеродный налог
В России оценили эффективность нового налога: Госэкономика: Экономика: | Введение углеродного налога в ЕС в 2023 г. несет риски для экономики России. |
Эксперт: введение в России углеродного налога несет риски для отечественного бизнеса | Вокруг углеродного налога который хотят ввести в ЕС ходит много мифов. |
Как новый углеродный налог Евросоюза ударит по российскому экспорту | Но если ЕС вообще отказался учитывать лес в углеродном налоге, то на что мы сможем рассчитывать, даже предложив новую методику расчета выбросов и их поглощения? |
Углеродный налог в России: зло или шанс на развитие?
Планы Европейского союза по введению трансграничного углеродного налога помогут улучшить окружающую среду только при должном использовании. С другой стороны, углеродный налог изначально не был направлен против России, скорее под ударом оказывалась продукция, производимая в Китае. Трансграничный углеродный налог может серьёзно изменить карту отрасли. Минимальным будет и углеродный налог Запада. Правительство начало разрабатывать отечественный вариант углеродного сбора, который должен стать аналогом разработанному в ЕС сбору за выбросы углекислого газа в атмосферу.
Дерипаску разводят на углерод, а он крепчает| Углеродный налог| Контроль экономики| AfterShock.news
– Введение углеродного налога – это простой и надежный инструмент, администрировать налоги в России научились хорошо. отметили в РСПП, к которому Mashnews обратился за комментарием. С предложением о введении углеродного налога выступил на встрече с РСПП первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Механизм трансграничного углеродного регулирования
Планы Европейского союза по введению трансграничного углеродного налога помогут улучшить окружающую среду только при должном использовании. Введение внутрироссийского углеродного налога во избежание уплаты аналогичных сборов при экспорте товаров в ЕС несет риски для отечественного бизнеса. Евросоюз с 2023 года вводит углеродный налог | ФОТО pixabay.