Новости соловецкое восстание против церковной реформы

Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. В этой серии мы станем свидетелями церковного раскола, последствия которого не преодолены до настоящего времени. Мы узнаем причины, сущность и последствия ц.

Церковный раскол

Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Всерьез брать крепость, занятую этими людьми с интересной биографией, немногочисленным стрельцам вовсе не хотелось. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. 1 февраля 1676 г.) восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Против реформ Никона активно выступали монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона.

Соловецкое восстание — почему стрельцы устроили расправу над монахами?

Это была не пустая угроза. Большинство из 425 насельников монастыря имели военные навыки, оружие, достаточный боезапас и другие припасы на многие годы. Кроме монахов в монастырь стекались беглые стрельцы и солдаты, посадские люди, крестьяне, а также и уцелевшие «разинцы». Несмотря на это Алексей Михайлович приказал отобрать промыслы и вотчины монастыря на побережье Белого моря и направил стрельцов для усмирения строптивых иноков. Монастырь затворил перед ними ворота, а стрельцы обложили обитель постами и заставами. Так началась осада Соловецкого монастыря на восемь долгих лет.

Долгая осада Первые годы, осаждающие не предпринимали серьезных военных усилий, в надежде на мирное разрешение проблемы. В 1673 г. К стоящим под стенами монастыря стрельцам стали прибывать подкрепления. А за стенами монастыря монахи уже не определяли стратегию обороны. Инициатива постепенно переходила к мирянам, что привело к еще большему ожесточению боевого противостояния.

С этого времени положение в обители сильно ухудшилось.

Здесь стояли избы для рыбаков, амбары для рыбы и хранения сетей. Тони мерялись неводами.

Многие рыболовные тони монастырь сдавал в аренду местным крестьянам-рыбакам. На острове ловили рыбу в озёрах. Ещё при игумене Филиппе были устроены искусственные пруды для разведения рыбы.

На Соловецких островах также промышляли нерпу, лахтака тюленя и белуху. Этот промысел именовался «мурманским». Из морского зверя топили сало для нужд монастырского хозяйства.

На нерпу и тюленя охотились круглый год, били на льду и на берегу. Белое море в окрестностях Соловецкого монастыря. Автор фото Игорь Георгиевский, GeoPhoto.

Русская слюда также шла на экспорт в Западную Европу. Крупнейшие месторождения слюды были в Керетской волости, здесь ежегодно добывали более четырёхсот пудов. В некоторые годы слюдяной промысел по доходности занимал второе место за соляным.

В 1660-е гг. На местах добычи слюды, которые именовались «вараками», ставили амбары, кузницы, избы и келью келья старца-приказчика. На Керети, в Кеми, на Варзуге и в некоторых других поморских волостях добывали речной жемчуг.

Этот промысел не приносил дохода, но жемчуг использовался в монастырских мастерских для изготовления окладов икон и иной церковной утвари. Среди других монастырских ремёсел широкое распространение имело изготовление различных деревянных изделий, в том числе посуды и инструментов, икон, крестов. С XVI в.

Как и в любом другом крупном монастыре, на Соловках были свои плотники, кузнецы, каменщики, гончары и ремесленники других профессий, как монахи, так и бельцы. Житель Русского Севера, менее зависимый от земли, чем крестьянин центральных уездов, был лёгок на подъём, предприимчив, смекалист, свободолюбив. Бедная природа Беломорья пробуждала активную мысль и заставляла совершенствовать технологии.

Разветвлённое и сложное хозяйство Соловецкого монастыря стало порождением местных условий, аскетичного подвижничества и деятельной инициативы. Здесь, в полумраке полярной ночи, на самом краю Русской Земли, соловецкие старцы уповали на Бога, молитвенную помощь чудотворцев Зосимы и Савватия и на собственное трудолюбие. На соловецких соляных промыслах, лесных порубках и рыбных тонях ковались твёрдые, независимые и правдолюбивые характеры.

В XVI в. В истории Соловецкого монастыря вдохновенное стояние за правду и тяжкая повседневная работа неотделимы друг от друга. Акты Соловецкого монастыря.

Богданова А. Соловецкий монастырь в Екатерининскую эпоху: из истории секуляризационной реформы 1764 года. Борисов А.

Петрозаводск, 1966. Критский Ю. Архангельск, 2006.

Савич А. Пермь, 1927. Чумичева О.

Поэтому на протяжении следующих четырех лет осада шла крайне вяло. Летом Волохов сотоварищи высаживался на острове и вел огонь по монастырю, но без особых результатов. Одновременно с этим он слал монахам грамоты с уговорами, так как правительство все еще хотело решить дело миром.

А зимой стрельцы отправлялись обратно на материк, в Сумский острог, причем часть из них еще и распускали по домам. Время шло, а с ним шло и жалование. Причем хитрый стряпчий еще и постоянно просил его увеличить, поскольку у него там вообще-то осада, и стрельцы постоянно находятся в опасных и трудных условиях севера.

Власть соглашалась, задавая, однако, логичные вопросы о том, собирается ли Волохов вообще брать крепость. В ответ стряпчий писал: «Утеснения в монастыре им, ворам, нынешним зимним временем учинить никакого нельзя, окроме летние поры и осады, а осадить монастырь крепко надобно людей тысеча не одна». Тысячу ему никто не дал, но 200 стрельцов прислали, а также и жалование повысили.

Правда, ситуация от этого не изменилась. Стрельцы В 1672 году власти это положение дел, наконец, надоело, и она заменила Игнатия Волохова на московского сотника Климентия Иевлева, а само войско было увеличено до 725 стрельцов. При этом осаждавших усилили еще и иностранными кадрами.

Дьякон Игнатий Соловецкий писал: ««Воевали сию обитель и немцы, и поляки, истинные латынцы». Правда, и это не помогло. Вместо полноценной осады силами, уже превосходящими восставших, Иевлев занялся грабежом монастырских волостей.

В итоге при попытке штурма крепости двинские стрельцы взбунтовались со словами: ««Посылали же нас на верную смерть, а кормов не дают, ходим голы и босы». В результате летом 1673 года Климентия Иевлева тоже отстранили от командования, а затем отозвали в столицу и арестовали за многочисленные преступления. Осада Соловецкого монастыря же, все больше походившая на Троянскую, продолжалась.

Однако теперь власть, уставшая от долгой и бессмысленной осады, на которую уходили деньги и солдаты, в сентябре 1673 года назначила во главе войска воеводу Ивана Мещеринова с приказом «воровство и мятеж искоренить вскоре» любыми средствами. Включая и обстрел стен Соловецкого монастыря из пушек, что прежде было запрещено, так как царь надеялся на мирное окончания восстания и обещал прощение всем бунтовщикам, которые сами явятся с повинной. Для того, чтобы воевода, в отличие от своих предшественников, все-таки взял монастырь, его еще дополнительно «простимулировали» приказом: «Воровство и мятеж искоренить вскоре, на зимовье к Сумскому острогу не ходить, а буде ты, Иван, с Соловецкого острова без нашего, великого государя указу, впредь сойдёшь, и за то тебе учинена будет смертная казнь».

С такой мотивацией Мещеринов просто не мог не активизировать военные действия. Вместо вялой осады началась реальная война. Особенно осада усилилась после того, как власть узнала, что в монастырь прибыли выжившие соратники недавно разгромленного Стеньки Разина.

Но тут в дело вмешалась сама погода. В октябре 1674 года рано ударили холода, и осаждавшие были вынуждены вновь отступить. Они отправились на зимовку в Сумский острог.

Восставшие же до конца 1674-го продолжали молиться за здоровье царя. Однако в ответ на усиление осады они в январе следующего года решили больше не молиться за «ирода». В конце мая 1675 года воевода со стрельцами вернулся на Соловки.

Активные боевые действия развернулись летом, и с июня по октябрь потери осаждавшего войска составили 32 убитых и 80 раненых. Пошла совсем другая война. Мещеринов окружил монастырь земляными городками с пушками вокруг его стен, стрельцы начали вести подкопы под башни.

В августе 1675-го к осаждавшим прибыло пополнение из 800 стрельцов, и общая численность войска составила порядка 1500 человек. В этот раз воевода решил не уходить на зимовку в острог, несмотря на холода, а продолжать осаду до победного. Но защитники Соловков отчаянно отстреливались и наносили его войску большие потери.

Им даже удалось сделать вылазку и завалить подкопы осаждавших.

Иосиф и послан в Соловки; его, как и Варфоломея, не приняли, а привезенные архимандритами 39 бочек вина и 15 бочек пива с медом «были вылиты в озеро» [122, с. Монахи послали в Москву новую челобитную, в которой было написано: «Не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие»; цит. Предвидели ли и предчувствовали ли авторы этой челобитной, что скоро их просьба будет выполнена и перевыполнена? В сентябре 1667 г. В ней утверждалось, что близится кончина мipa, христиане повсюду все более отступают от истинной веры, главные отступники — греки, идти за ними нельзя, именно это делают русские царь и епископат подробно исчислены новшества , лучше умереть, чем присоединиться к идущим по Антихристову пути. Отвезшие в Москву эту челобитную как и все остальные неугодные царю послания соловецкой братии монахи попали к чему они, вероятно, готовились заранее там в тюрьму.

Началась изоляция монастыря; все его береговые вотчины были заняты царскими войсками; духовная оппозиция монахов патриарху и правительству переросла в бунт. Его главарями стали: архим. Никанор, казначей Геронтий, келарь Азарий и служка Фаддей Бородин. О архим. Никаноре нужно сказать хотя бы несколько слов. В прошлом он — соловецкий постриженик, монах и в 1644—1653 гг. В 1666 г.

Царю иногда случалось говеть в монастыре, и он имел здесь духовником своим архимандрита Никанора. Архимандриту Никанору принадлежит, как известно, главенствующая роль в соловецком восстании, особенно на последнем его этапе, начиная с 1674 г. В 1668 г. В монастыре было собрано очень много продовольствия, имелось 90 пушек, 900 пудов пороха, достаточное количество ядер; монахи и помогавшие им поморы могли проникать за кольцо осады и пополнять запасы зерна и свежей рыбы; мощные стены монастыря без трудно-поправимых повреждений выдерживали обстрелы. Тысячи богомольцев, ежегодно идущих в монастырь по обычному на Севере обету, поражались невиданному и неслыханному делу: царские войска обстреливали святыню — удел прпп. Зосимы и Савватия, хранителей русского Севера, стреляли прямо по иконам на фасадах соборов и пытались заморить монахов голодом! Монахи не брали в руки оружия, но несколько сот засевших с ними в монастыре мiрян, не согласных менять «веру святых Зосимы и Савватия» на «Никонову», в том числе пробравшиеся сквозь кольцо осады поморы и избежавшие казни и пробиравшиеся до монастыря начиная с осени 1671 г.

Разинские казаки, оборонялись вполне профессионально; московские войска несли потери. В 1672 г. Весть о твердости исповедников старой, истинной веры, Божией помощи им и их твердыне, и жестокости и безумии новых, еретических властей разносилась по всему Северу. Уже в июне 1673 г. В связи с этим отмечу замечательную подробность: участник и самовидец событий — соловецкий иеродьякон Игнатий — писал, «что рать, осаждавшая обитель состояла из "немцев и поляков, истинных латынцев". Иноческий собор 28.

Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов

То есть это был не просто отказ, но отказ в грубой форме, да еще и в провокативной форме. Монахи как бы говорили царю: давай, рискни здоровьем, пришли войска! Мы ничего не боимся, ведь после смерти от руки твоей нас ждет Рай! Алексей Михайлович решил, что, если братия хочет войск — она их получат. И 22 июня 1668 года на Соловецком острове высадились лучшие солдаты русской армии того времени — стрельцы во главе со стряпчим Игнатием Волоховым. Правда, на царский «меч» они никак не походили, ведь в распоряжении стряпчего было всего 100 человек. Собственно, предполагалось, что небольшого отряда вполне хватит для демонстрации силы и решимости, после которой непокорные признают свою ошибку и подчинятся царской власти. Но Соловецкий монастырь не был обычной монашеской обителью. Представьте себе — укрепленная крепость, 90 пушек, около 700 человек внутри, которые владеют оружием.

Полно пороха и припасов лет на 10. И перед ней стоит всемеро меньший отряд стрельцов, который должен все это богатство как-то взять. При этом в монастырь постоянно пребывают паломники, так как у стрельцов не хватает сил даже на то, чтобы его остановить. А среди этих паломников, кроме обычных верующих, попадаются и крайне серьезные люди. Например, боевые холопы, обученные воины, сбежавшие от хозяев, разбойники, участники Медного бунта 1662 года 4-я часть «бунташного» цикла , казаки, и, наконец, разинцы 5-я часть. То есть контингент на Соловках собрался отчаянный, из тех, кому от царской власти пощады ждать не приходилось. Во главе восставших встал архимандрит Никанор, избранный ими самими же вместо сторонника реформы отца Иосифа, которого назначили «из центра». Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Всерьез брать крепость, занятую этими людьми с интересной биографией, немногочисленным стрельцам вовсе не хотелось.

Поэтому на протяжении следующих четырех лет осада шла крайне вяло. Летом Волохов сотоварищи высаживался на острове и вел огонь по монастырю, но без особых результатов. Одновременно с этим он слал монахам грамоты с уговорами, так как правительство все еще хотело решить дело миром. А зимой стрельцы отправлялись обратно на материк, в Сумский острог, причем часть из них еще и распускали по домам. Время шло, а с ним шло и жалование. Причем хитрый стряпчий еще и постоянно просил его увеличить, поскольку у него там вообще-то осада, и стрельцы постоянно находятся в опасных и трудных условиях севера. Власть соглашалась, задавая, однако, логичные вопросы о том, собирается ли Волохов вообще брать крепость. В ответ стряпчий писал: «Утеснения в монастыре им, ворам, нынешним зимним временем учинить никакого нельзя, окроме летние поры и осады, а осадить монастырь крепко надобно людей тысеча не одна».

Тысячу ему никто не дал, но 200 стрельцов прислали, а также и жалование повысили. Правда, ситуация от этого не изменилась. Стрельцы В 1672 году власти это положение дел, наконец, надоело, и она заменила Игнатия Волохова на московского сотника Климентия Иевлева, а само войско было увеличено до 725 стрельцов. При этом осаждавших усилили еще и иностранными кадрами. Дьякон Игнатий Соловецкий писал: ««Воевали сию обитель и немцы, и поляки, истинные латынцы». Правда, и это не помогло. Вместо полноценной осады силами, уже превосходящими восставших, Иевлев занялся грабежом монастырских волостей. В итоге при попытке штурма крепости двинские стрельцы взбунтовались со словами: ««Посылали же нас на верную смерть, а кормов не дают, ходим голы и босы».

В результате летом 1673 года Климентия Иевлева тоже отстранили от командования, а затем отозвали в столицу и арестовали за многочисленные преступления. Осада Соловецкого монастыря же, все больше походившая на Троянскую, продолжалась. Однако теперь власть, уставшая от долгой и бессмысленной осады, на которую уходили деньги и солдаты, в сентябре 1673 года назначила во главе войска воеводу Ивана Мещеринова с приказом «воровство и мятеж искоренить вскоре» любыми средствами. Включая и обстрел стен Соловецкого монастыря из пушек, что прежде было запрещено, так как царь надеялся на мирное окончания восстания и обещал прощение всем бунтовщикам, которые сами явятся с повинной.

Осада монастыря затянулась до начала 1676 г.

Стороны Русское государство —старообрядцы власти Соловецкого монастыря, монастырские стрельцы Союзники России Россия царское правительство Причина конфликта Власти Соловецкого монастыря не признали церковных реформ патриарха Никона. Они отвергли решения церковного собора 1666 г. Ход конфликта Власти Соловецкого монастыря отказались проводить реформы патриарха Никона уже в 1655 г. Только после нового отказа в 1667 г. Активные действия против крепости начались в 1672 г.

Крепость была взята в результате измены в 1676 г. Описание В 1650-х гг. Движение старообрядцев положило начало церковному расколу в Русской православной церкви.

И главным камнем преткновения стала не столько «книжная справа», которая велась и патриархом Филаретом, и патриархом Иосифом, а желание сохранить автономию Церкви вообще, и монастыря в частности. Образованных соловецких книжников страшил всепроникающий государственный контроль. На Соловках привыкли жить иначе. Обитель, основанная когда-то на землях Новгородской республики, после ее падения хотя и оказалась во владениях великого князя Московского, сохранила и свои земли, и морские промыслы, и влияние. А в трудные времена не раз ссужала Москву деньгами. И когда в первых исправленных уже при патриархе Никоне книгах, доставленных в монастырь в 1657 году, были обнаружены «многие богопротивные ереси и новшества лукавые», их просто проигнорировали. С 1663 по 1668 год монахи послали царю девять челобитных и множество других посланий, доказывавших справедливость старой веры.

В ответ у монастыря для начала отобрали все вотчины и промыслы, потом запретили доставлять туда деньги и припасы. У оппозиции начались конфликты с монастырскими властями. В 1666 году лидеры протеста даже пытались сбежать, но были пойманы и оказались в монастырской тюрьме. Тогда остальные оппозиционеры взбунтовались и потребовали, чтобы беглецов освободили. Отец келарь отказался. Чуть было до драки не дошло. В результате Игнатия лишили дьяконского сана, хотя сам он этого решения и не признал.

В 1644 г. Если не удавалось продать всю соль в Вологде, её везли на возах в Москву.

Часть соли поморские торговцы покупали на месте производства, на усольях. Соляной промысел Соловецкого монастыря в Поморье был огромной мануфактурой. В этой хозяйственной деятельности участвовали тысячи людей, крестьяне поморских сёл и деревень, торговцы Холмогор, Турчасова, Великого Новгорода, Устюга, Тотьмы, Вологды и других городов и слобод. Для Соловецкого монастыря соляной промысел был предметом особой гордости, очередным напоминанием, что эта обитель — особая, «не в образец» иным. Древнейшим монастырским промыслом было рыболовство. В основном ловили беломорскую сельдь, которая шла для внутреннего употребления и на продажу. Промысловые участки на побережье именовались «тонями». Здесь стояли избы для рыбаков, амбары для рыбы и хранения сетей. Тони мерялись неводами.

Многие рыболовные тони монастырь сдавал в аренду местным крестьянам-рыбакам. На острове ловили рыбу в озёрах. Ещё при игумене Филиппе были устроены искусственные пруды для разведения рыбы. На Соловецких островах также промышляли нерпу, лахтака тюленя и белуху. Этот промысел именовался «мурманским». Из морского зверя топили сало для нужд монастырского хозяйства. На нерпу и тюленя охотились круглый год, били на льду и на берегу. Белое море в окрестностях Соловецкого монастыря. Автор фото Игорь Георгиевский, GeoPhoto.

Русская слюда также шла на экспорт в Западную Европу. Крупнейшие месторождения слюды были в Керетской волости, здесь ежегодно добывали более четырёхсот пудов. В некоторые годы слюдяной промысел по доходности занимал второе место за соляным. В 1660-е гг. На местах добычи слюды, которые именовались «вараками», ставили амбары, кузницы, избы и келью келья старца-приказчика. На Керети, в Кеми, на Варзуге и в некоторых других поморских волостях добывали речной жемчуг. Этот промысел не приносил дохода, но жемчуг использовался в монастырских мастерских для изготовления окладов икон и иной церковной утвари. Среди других монастырских ремёсел широкое распространение имело изготовление различных деревянных изделий, в том числе посуды и инструментов, икон, крестов. С XVI в.

Как и в любом другом крупном монастыре, на Соловках были свои плотники, кузнецы, каменщики, гончары и ремесленники других профессий, как монахи, так и бельцы. Житель Русского Севера, менее зависимый от земли, чем крестьянин центральных уездов, был лёгок на подъём, предприимчив, смекалист, свободолюбив. Бедная природа Беломорья пробуждала активную мысль и заставляла совершенствовать технологии. Разветвлённое и сложное хозяйство Соловецкого монастыря стало порождением местных условий, аскетичного подвижничества и деятельной инициативы. Здесь, в полумраке полярной ночи, на самом краю Русской Земли, соловецкие старцы уповали на Бога, молитвенную помощь чудотворцев Зосимы и Савватия и на собственное трудолюбие. На соловецких соляных промыслах, лесных порубках и рыбных тонях ковались твёрдые, независимые и правдолюбивые характеры. В XVI в. В истории Соловецкого монастыря вдохновенное стояние за правду и тяжкая повседневная работа неотделимы друг от друга. Акты Соловецкого монастыря.

Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.

«Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы! Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году».
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ 1667–76 • Большая российская энциклопедия - электронная версия Соловецкое восстание. Против преобразований выступили соловецкие монахи.
Соловецкое восстание (1668–1676). Предводительствуемые Никанором и соловецким казначеем старцем Геронтием, они подняли церковное "восстание" против соборных преобразований.
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории Соловецкое восстание — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги.

Соловецкое восстание 1668—1676 гг.

Соловецкое сидение (восстание) 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет.
Церковный раскол реакция на церковную реформу Никона при покровительстве этих реформ царя Алексея Михайловича.
Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание: краткая история Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона.
Церковная реформа Никона Восстание Соловецкого монастыря - YouTube Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году С. Милорадович, 1885.
Вы точно человек? На церковном соборе 1666-1667 гг. один из предводителей соловецких раскольников Никандр избрал иную, чем Аввакум, линию поведения.

Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов

Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году». Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии. Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии. В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание. Причинами восстания стали: реформа церкви патриарха Никона.

Соловецкое восстание 1668—1676 гг.

Сопротивление Соловецкого монастыря никоновским реформам, несогласие с «новоисправленными» книгами начались еще в середине – 2-й пол. Соловецкий бунт С конца 60-х годов XVII в. Московское государство неоднократно потрясается восстаниями, возникающими в разных местах, как в центре, в самой Москве, так и на окраинах, на далеком севере и на Дону. церковная реформа патриарха Никона. Соловецкое восстание началось на религиозной почве, но переросло в социальный протест.

Причины восстания старообрядцев: глубинный анализ

  • Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги: hist_etnol — LiveJournal
  • Вам может быть интересно:
  • Соловецкое восстание 1668-1676: sell_off — LiveJournal
  • Причина реформы
  • «Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы! — Мономах
  • Соловецкое восстание (1668–1676)

«Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы!

Он торжественно короновал Лжедмитрия I и венчал его с Мариной Мнишек, а на следующий день после убийства Лжедмитрия был лишён сана и заточён в Чудов монастырь. Патриарха Гермогена, получившего титул при Василии Шуйском, в заключении уморили голодом за то, что он благословлял народ бороться против поляков. Во времена интервенции в Москве поляки-католики оскверняли мощи святых, грабили и разрушали православные церкви. Массовым явлением были убийства священников или их пленение. Например, за поддержку православных традиций восемь лет в польском плену провёл митрополит Филарет Фёдор Никитич Романов — отец Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых. Летом 1619 г. Филарет вернулся из плена. Митрополита торжественно встретили царь Михаил Фёдорович, духовенство и простой люд. Филарет успешно занимался укреплением авторитета новой правящей династии и самодержавной власти, а вот важные церковные вопросы решить не сумел ни он, ни его преемники — патриархи Иоасаф I и Иосиф.

Причиной кризиса стала попытка унифицировать церковные книги и обряды, так как из-за многовекового переписывания книг от руки накопились бесчисленные неточности и ошибки. Ещё в 1518 г. Но этого не произошло. Вопрос пересмотра церковных книг был поднят снова во время правления Ивана Грозного. В 1551 г. Дальнейшие политические события не позволили осуществить задуманное. К вопросу о единообразии православных книг, используемых в Русском государстве, вернулись в правление Алексея Михайловича. Развитие книгопечатания в стране позволяло быстро править тексты, но нужно было решить, что брать за образец для исправления — древнерусские книги или греческие оригиналы.

Одни считали, что богословие и обряды нужно исправлять на основе греческих источников. Этой идеи придерживался и сам царь Алексей Михайлович. Другие, в том числе патриарх Иосиф, утверждали, что раз Византию завоевали турки, значит, к грекам нет доверия. К тому же после падения Византии православная греческая литература печаталась в католической Италии. Портрет патриарха Никона с клиром.

Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество.

Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими. Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г. Но, переход к новым обычаям был слишком резким.

Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г.

Толщина стен у основания составляла 5-7 метров, высота - 8-11 метров, а длина - чуть более километра. В арсенале святых отцов находились 90 пушек, 900 пудов пороха и большие запасы ручного огенестрельного оружия. Зачем осада? Все началось в 1653 году, вследствие неожиданно обрушившейся в Великий пост церковной реформы, затеянной патриархом Никоном. Вместе с паломниками до монастырской братии дошел слух о том, будто в московских церквях стали креститься не двумя, а тремя перстами.

А в 1657-м нововведения коснулись и самого монастыря: от патриарха пришли новые служебные книги. Но иноки, уже осведомленные о реформе и лично знавшие самого Никона, заперли еретические книги под замок, не читая. Никон против Соловков Разногласия Никона с братией Соловецкого монастыря начались задолго до его патриаршества. Еще в 1639 году он был изгнан отсюда. А через десять лет, став митрополитом Новгородским и Великолукским, принялся всячески притеснять оказавшихся в его подчинении соловецких монахов. Дошел он и до откровенного грабежа: мало того, что "одолжил" из монастырской библиотеки несколько книг, заплатив лишь за одну, и присвоил себе подаренную Симеоном Бекбулатовичем монастырю золотую запонку с яхонтом и изумрудом, так еще и вывез в Москву останки митрополита Филиппа. Архимандрит Никанор Главным идеологом восстания стал популярный среди монахов старец Никанор. С его личностью связан и конфликт царя с Соловецким монастырем. Так совпало, что именно в 1653 году, когда появились первые признаки церковного раскола, скончался настоятель монастыря и в новые настоятели братия выбрала Никанора. Однако в Москве этого решения не утвердили, а навязали монастырю игумена Варфоломея.

Нашелся изменник — старец Феоктист — и указал воеводе тайный ход в монастырь. Царское войско проникло в монастырь ночью под 22. Самыми свирепыми пытками были замучены монахи, в том числе архим. Никанор, и мiряне, всего от 300 до 500 человек или больше 500; 14 иноков бежали и, окруженные ореолом страстотерпчества, разнесли страшную весть по сотням северных сел, острогов и скитов. Тела и части тел мучеников лежали неубранными полгода, и затем были по приказу из Москвы зарыты без всякого богослужения. Иоаким [52, с.

Участники бунта, сочтенные менее виновными, были, после телесного наказания, отвезены в том же году в Пустозерск. Там для них не нашлось земляных тюрем, и их куда-то увезли. Монастырь был разграблен стрельцами и лично Мещериновым, попавшим за это под следствие; «в его ладье были обнаружены 2312 руб. Он пытался вывезти из разграбленного монастыря 205 книг, из которых, вероятно, «лишь 48 были его личной собственностью. Затем монастырь был заселен присланными из русских монастырей монахами, служившими по новым книгам. Во время осады в монастыре продолжалась литературно-полемическая деятельность, и анти-никоновские сочинения осажденных монахов ар-хим.

В их распоряжении была монастырская библиотека, насчитывавшая, по описи 1676 г. До «начавшегося разграбления» она, вероятно, была больше. Количество замученных не должно удивлять; ведь в монастыре заперлись и бежавшие от царских войск монахи, послушники и обетные работники из его береговых и островных скитов. В начале осады запершихся было значительно больше, но трудностей с пропитанием не возникло. За 7 лет часть осажденных погибла от ран, часть в том числе монахов , не желая участвовать в вооруженном бунте, перебежала в царский лагерь, часть из них по-прежнему, однако, не соглашаясь молиться по новым книгам , часть как Геронтий была выслана, часть бежала с островов и скиталась в лесах. Не должно удивлять и то, что замученных не погребали с хотя бы минимизированной церемонией; причиной «было решение властей не хоронить старообрядцев в освященной земле, приравнять их к еретикам и самоубийцам.

Зная о такой ожидающей его тело посмертной участи, Аввакум, не для красного словца и не преувеличивая, писал: «Аз же, принуждением вашим, не сподоблюся савана и гроба, но наги кости мои псами и птицами небесными растерзаны будут и по земле влачимы»; цит. Это и осуществилось в точности. До XX в. Семеном Денисовым «Повесть об отцех и страдальцех Соловецких», переписывавшаяся тысячекратно, и в XX в. Одна из иллюстраций «Повести» изображает двух конных гонцов, мчащихся галопом навстречу друг другу, один с царским приказом воеводе отступить от монастыря, другой с известием о его взятии царским войском. Другая иллюстрация изображает повешенных на крюки за ребра побежденных, и псов, поедающих непогребенные тела и отрубленные части тел монахов.

Прекрасно осведомленный о всех московских делах духовный сын прот. Аввакума писал своему духовному отцу в «Возвещении» см.

Соловецкий бунт (1668-1676 гг.)

Соловецкое восстание стало символом борьбы русского народа против церковной реформы, навязываемой силой и кровью. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году». Соловецкое восстание 23 июля 1667 года власти назначили настоятелем Соловецкого монастыря сторонника реформ Иосифа, который должен был провести реформу в Соловецком монастыре. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году». СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году».

Соловецкое восстание (1668–1676). Соловецкое сидение

Он был ключевой фигурой в событиях, которые развернулись на Соловецких островах в 1668 году, когда монашеское сообщество Соловецкого монастыря вступило в открытое противостояние с церковными реформами патриарха Никона. Авраамий и его сторонники отказались признать нововведения, воспринимая их как измену основам православной веры. Это привело к длительной осаде монастыря, которая продолжалась несколько лет и вошла в историю как Соловецкое сидение. Причины восстания старообрядцев: глубинный анализ Соловецкое восстание причины его возникновения зародились задолго до событий 1668 года. Среди основных факторов, спровоцировавших конфликт, можно выделить: реформы патриарха Никона, это были радикальные изменения в церковных обрядах и текстах, которые многие восприняли как отступление от истинной веры; попытки централизованной власти укрепить свой контроль над церковью и обществом; социальное недовольство, которое было вызвано ростом обложений и налогов, а также усилением феодального гнета.

В контексте этих событий дата Соловецкого восстания стала символом начала долгой борьбы за веру и традиции, которая продолжалась на протяжении многих лет.

Предпосылки Соловецкое восстание стало возможным из-за церковных реформ, которые пожелал провести патриарх Никон. Он считал, что русская церковь дезорганизована и для её дальнейшего существования необходимо было унифицировать её обряды, ритуалы и символы. В 1654 году патриарх Никон решился на внесение кардинальных изменений в религиозные правила. Основными итогами никоновских преобразований стали: корректировка текста некоторых молитв; перевод всех церковных книг с греческих оригиналов и устранение множества опечаток; введение крёстного знамения тремя пальцами, которое было распространено во всех христианских странах. До введения реформы, верующие крестились двумя пальцами; внесены изменения в церковные ритуалы убрано многоголосье при молитве, изменён порядок Крёстного хода и т. Вышеперечисленные изменения не были приняты верующими.

Уже во второй половине 50-х гг. XVII века в стране образовался церковный раскол, который с течением времени всё больше углублялся. Тех, кто выступил против новых церковных порядков, прозвали старообрядцами. Они боролись за сохранение прежних порядков и сохраняли древние церковные книги, иконы и традиции, передавая их из поколения в поколение. Старообрядцы испытывали гонения со стороны церковных властей. Их храмы разрушались, книги уничтожались, а самые ярые староверы сжигались на кострах. В сложившейся обстановке религиозный бунт был вопросом времени и в 1668 г.

Причины Соловецкого восстания Церковная реформа Никона стала основной причиной Соловецкого восстания Церковная реформа патриарха Никона. Та самая, из-за которой случился церковный раскол и началось преследование старообрядцев. Когда в монастырь прибыли новые богослужебные книги, монахи отказались их использовав, продолжив проводить ритуалы по старым книгам. Впоследствии они неоднократно писали челобитные царю Алексею Михайловичу с просьбой сохранить старые церковные чины, но они остались без ответа. Это стало главной причиной Соловецкого восстания. Отказ от проведения реформы в Соловецком монастыре.

Царь терпел самоуправство непокорных монахов десять лет, после чего назначил настоятелем Соловецкого монастыря отца Иосифа, сторонника реформ.

Достаточно почитать Василия Ключевского или Сергея Соловьева, чтобы увидеть, насколько мизерно то внимание, которое уделяли ему маститые профессора. В их глазах сопротивление благим церковным преобразованиям — удел незначительного числа невежественных фанатиков, обитавших в маргинальных нишах. В советский период проблематика религиозного раскола второй половины ХVII века также не приветствовалась, прозябая на периферии исследовательского поля. Сегодня, конечно, ситуация изменилась, и та трагическая страница нашей истории привлекает все больший интерес. Его поддерживает круг ученых и энтузиастов, популяризирующих исторические, этнографические и краеведческие аспекты. Учитывая сделанное ими, на повестку дня выдвигается новое прочтение церковной реформы и прежде всего та глубокая враждебность, с которой она была встречена в различных слоях общества.

Масштабы народного недовольства, смятение низшего духовенства, брожение в верхах — все эти потрясения, объединенные знаменами старой веры, будет справедливым определить не иначе как гражданская война. Именно это понятие, на наш взгляд, лучше всего применимо к череде бурных событий, вызванных Большим собором 1666—1667 годов. Книги раздора К этому времени серьезный очаг сопротивления уже тлел на севере, где располагался знаменитый Соловецкий монастырь. Это крупный духовно-культурный центр России, покровительство которому оказывалось государями, начиная с Василия III. В обители собрано богатейшее книжное собрание, со всех уголков страны туда устремлялись паломники. Прекрасно укрепленные Соловки имели также и военное значение, являясь оборонительным форпостом региона. Могущество монастыря опиралось на его экономическую мощь, складывавшуюся из разнообразных доходов и обширных земельных угодий между реками Онега, Кемь, Выг.

В признанном духовном центре — хранителе благочестия — критически отнеслись к церковным новшествам, заявленным собором 1654 года. Неприятие усилил тот факт, что их инициатором выступил Никон. Его здесь очень хорошо знали, поскольку до избрания патриархом тот с 1649 года возглавлял Новгородскую епархию, в ведении коей находился монастырь. Никон сразу предпринял атаку, пытаясь урезать давние привилегии Соловков. Принадлежность к кругу, заправлявшему на тот момент церковной жизнью, позволила ему получить право суда в обители, ранее неподсудной Новгородскому митрополиту. Кроме того, из монастырской библиотеки изъяли некоторые книги и ценности, что породило резкое недовольство. Репутация Никона среди многочисленной братии, мягко говоря, оставляла желать лучшего, а потому неприятие преобразований, провозглашенных под его эгидой, легло на хорошо подготовленную почву.

Было решено проигнорировать московские указания, ничего не изменяя в богослужебной практике. Кроме того, монастырь вскоре посетил Иван Неронов, превратившийся в одного из главных оппонентов церковной реформы; ему устроили торжественную встречу, что не осталось незамеченным в столице. Первые новопечатные книги служебники, скрижали и др. Последовавшее вскоре удаление Никона восприняли как хороший знак, тем более что власти решили действовать осмотрительно и не оказывать прямого давления на монастырь. Был выбран другой путь: в это время скончался прежний настоятель обители, и на его место утвердили избранного братией архимандрита Варфоломея. Перед ним и поставили задачу аккуратно, постепенно перейти на исправленные книги.

Раскол: религиозное и социальное явление

Выступления против реформ Против петровских начинаний выступали многие церковные иерархи и рядовые священники. Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии. Восстание началось летом 1668 года, когда высокопоставленное духовенство монастыря поднялось против церковной реформы патриарха Никона вскоре после его лишения сана. Известны случаи вооружённых восстаний против церковной реформы. Соляной бунт медный бунт восстание Степана. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий