Комедия, фильм. Режиссер: Эльдар Рязанов. В ролях: Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева и др. Анатолий Ефремович Новосельцев занимает рядовую должность в крупной статистической конторе. Он отец двоих сыновей, которых воспитывает один. 26 октября 1977 года на экраны вышел фильм «Служебный роман». «Служебный роман» — советский художественный фильм, лирическая трагикомедия в двух сериях режиссёра Эльдара Рязанова.
Служебный Роман: герои и антигерои тогда и сейчас
Неприятная тетка, но что попишешь - синий чулок. Однако по современным параметрам - посмотрите: успешная женщина, большая начальница всего лишь в 36 лет, своя обставленная квартира в Москве, автомобиль с личным шофером, видимо, хорошо оплачиваемая должность - ей министры звонят. А больше всех критики Калугиной достается от секретарши Верочки, которая в рабочее время фарцует в туалете колготками и постоянно обсуждает по телефону свою и чужую личную жизнь. У Верочки точно так же нет ни мужа, ни детей, но оклад у нее секретарский, начальница с трудом ее терпит видимо, только доброе сердце мешает Калугиной уволить Верочку, в Советском Союзе было терпимое отношение к халтурящим работникам, а сейчас она бы вылетела без выходного пособия с таким отношением к работе , но Верочка "выглядит" точнее говоря, считает, что "выглядит" и вокруг нее вертится какой-то мужик с ним, по видимости, "все сложно" , но она считает себя выше начальницы. Отсюда все эти презрительные - "хорошие сапоги, надо брать", синдром вахтера в терминальной стадии и прочие проявления неуважения к непосредственному начальнику. Надо отметить, что сама товарищ Калугина - это такая феминистка здорового человека. Это женщина, которая личным трудом добилась высокого положения и ответственной должности, а некое зеленоволосое существо неопределенного пола с бесконечными рассуждениями о бодишейминге, маскулинности, мизогинии, фэтфобии, харассменте, сталкинге, менсплеинге, газлайтинге, слатшейминге, скиншейминге, неглекте и цисгендерном патриархате. Она одевается не модно, но практично и опрятно, она отлично выглядит для своих впрочем, невеликих лет. И явно в отличии от Верочки не находится в активном поиске мужицкого кулака.
Появится в ее окружении подходящий мужчина - ну и отлично, не появится - и без него хорошо, посижу в тишине, полистаю журналы. Так же, как и собственно Катерина Тихомирова - тоже успешная советская женщина. Им не нужен какой-то мужчина, какой угодно, да лишь бы был, лишь бы о нем можно было рассказать подругам и предьявить его тревожащемуся, типа, за неправильно живущую одинокую женщину. Нужен тот человек, с которым легко и хорошо, который умен, способен поддержать, понимает. Такого человека нет смысла искать специально. Очень часто подобным фильмам предьявляют претензию - мол, они показывают, что даже очень успешная женщина - без мужика никто. Да нет, не так. Успешные мужчины ведь тоже ищут своих женщин.
Просто такова наша культура: человеку нужен человек, мы склонны создавать пары. Но это не самоцель, нужен союз двух самостоятельных, независимо мыслящих индивидуумов, а не просто там какие-то половинки, настолько прям ущербные, что существовать друг без друга не могут. Можно, конечно, поспорить, насколько прям нужен Людмиле Прокофьевне побитый молью Новосельцев. Но это бесполезно, важно - что она выбрала его, она его сочла достойным, это ее мнение, ее жизнь и ее право, нам остается только склонится перед таким выбором. Хотя я думаю, что в целом она не прогадала.
Если бы вдруг она отказалась, то Рязанов и не взялся бы за переделку пьесы в киносценарий. Место действия Еще одним «участником» можно назвать место, а точнее, город, где снимали «Служебный роман». Это Москва, со всеми своими осенними, зимними и архитектурными локациями, со своей кипящей и бурлящей и не очень жизнью. Несмотря на то что съемки проходили в еще теплое время года, неожиданно в сентябре выпал густой снег, и, отправившись с оператором снять красивые заснеженные виды, Рязанов принял решение оставить эти кадры в фильме. Одно из мест съемок, впоследствии ставшее местной достопримечательностью, где снимали «Служебный роман», - улица, на которой расположен дом, где жил Новосельцев со своими детьми.
Этот дом по переулку Чернышевского стал настолько популярным, что местные жители уже привыкли к частым чуть ли не раз в полгода съемкам. Именно после Рязанова киношники облюбовали это место. На момент создания нашего фильма там, всего в ста метрах от дома, где снимали «Служебный роман», и находился детский сад, в который каждый день перед работой Новосельцев отводил своего младшего шалопая. В настоящее время это здание заброшено. Архитектурные места А вот еще одно здание, где снимали «Служебный роман», точнее, лицевая его часть — Федеральное агентство морского и личного транспорта, которое находится на Кузнецком Мосту. Именно в эти двери входили все сотрудники «Статистического учреждения». А непосредственно их кабинеты и приемную снимали в павильоне киностудии «Мосфильм», где Эльдару Рязанову позволили построить гигантские декорации. Также на киностудии были созданы декорации квартиры Самохвалова. Но квартира Людмилы Прокофьевны имеет свой, причем настоящий адрес — улица Большая Никитская, дом 45. Во времена съемок этот дом был элитным.
Еще одно важное для сюжета здание, расположенное в Большом Гнездиковском Переулке, — именно здесь находится та самая крыша, где товарищ Калугина поливала цветы, а Новосельцев ее успокаивал. К слову сказать, кабинет Людмилы Прокофьевны тоже был построен в павильоне «Мосфильма». Людмила Прокофьевна Фрейндлих Как уже было оговорено раньше, фильм «Служебный роман» был снят только благодаря тому, что главную роль исполняла Алиса Фрейндлих. Эльдар Рязанов давно был уверен, что Алиса Бруновна - талантливейшая театральная актриса, и он очень хотел снимать ее в своих фильмах. Первой такой «пробой» была «Гусарская баллада», однако на образ девушки-подростка она, к сожалению, не подошла. Ничего не получилось и с «Зигзагом удачи», но только из-за того, что Фрейндлих ждала ребенка, а потому вынуждена была отказаться. И вот, наконец, в «Служебном романе» их творческий «роман» состоялся. Интересно, что это был, пожалуй, первый фильм в советском кино, когда Рязанову разрешили снимать именно тех артистов, кого он хотел. Как потом рассказывал режиссер, он поражался тому, как она не боялась себя «уродовать» этими безликими костюмами, ужасной прической, очками в роговой оправе к слову, эти очки оператор позаимствовал у своего деда. И после всего она смогла безупречно сыграть «превращение» из мымры в женственную, красивую, влюбленную женщину… Все эти «мытарства» не прошли даром.
На свой гонорар от съемок Алиса Фрейндлих купила первую в своей жизни машину, а Эльдар Рязанов стал большим пропуском для актрисы в мир кино. И еще хорошим другом в жизни. Анатолий Ефремович Мягков Открыв для себя талант актера на съемках «Иронии судьбы», Рязанов изначально знал, кто будет играть Новосельцева. Создатели, как и сам Мягков, понимали, насколько опасно сразу после успеха Лукашина артисту играть человека, по своей сути очень похожего на героя фильма «Ирония судьбы». Но в итоге риск оказался оправданным — Мягков блестяще справился со своей ролью, и у зрителей не возникало сомнений, что это два абсолютно разных человека. Более того, доверие режиссера к артисту выразилось еще и в том, что Эльдар Александрович полностью отказался от дублирования Мягкова при исполнении песен, чего не получилось в «Иронии судьбы». Самохвалов-Басилашвили Олега Бсилашвили и Эльдара Рязанова связывает давняя дружба, начавшаяся с шутки. Когда спектакль закончился, Эльдар Александрович за кулисами сказал Басилашвили: «Я не понимаю, почему вы не снимаетесь у меня в картинах? Рязанов даже написал расписку, в которой пообещал снимать Олега в каждом своем фильме.
Некая иллюзия движения. Вот такой иллюзией движения и занимается Самохвалов. Он крутится, вертится, заставляет друзей вертеться вокруг него. Она одинока, единственное её утешение в этом мире — цветы. Цветы у нее находятся на работе, в кабинете, на веранде, куда она выходит, чтобы полить их. Калугина среди цветов. От нее зависит судьба этих цветов: стоять ли им в тени или на солнце. Анатолий Ефремович Новосельцев Главный герой, от лица которого ведется рассказ. Он явно засиделся на мелкой должности, но боится попросить повышения.
А вот пьесу «Сослуживцы», по которой снят фильм, читали немногие. Тем интереснее разобраться — какие отличия есть в пьесе. А их не так уж мало! Новосельцев — почти рыцарь Фото: кадр из фильма «Служебный роман» Начать с того, что Новосельцев по задумке авторов пьесы — Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского — вовсе не такой мямля и размазня, как в фильме. Он прямо говорит Самохвалову о том, что не согласен ухаживать за «мымрой» ради должности — это низко. Когда Самохвалов унизительно высказывается о том, как подурнела Оля Рыжова, Анатолий Ефремович рыцарски бросается на ее защиту: «Всю жизнь мотаться в переполненных электричках и ежедневно готовить мужу паровые котлеты — от этого не похорошеешь». А слова «Она не мымра, она не старуха! В конце пьесы Новосельцев худо-бедно, но мирится с Самохваловым, пожимает ему руку со словами: «За что я себя презираю, так это за то, что я — добрый! Самохвалов отзывается: «Ты тоже не такой простенький, как кажешься. Я восхищен тем, как ты стал начальником отдела!
«Служебный роман» Рязанова — а так ли виноват Самохвалов
Как изменились за 40 лет места, где снимали «Служебный роман» | Лирическая комедия «Служебный роман» вышла на экраны более 40 лет назад и до сих пор остается одним из самых популярных отечественных фильмов. |
Служебный роман — описание, постер, кадры и фото, видео. Беседка.ТВ | Советская трагикомедия «Служебный роман» вышла на экраны в 1977 году. |
Почему «Служебный роман» — не комедия, а очень грустное кино
Съёмки фильма «Служебный роман» на крыше дома Нирнзее, сентябрь 1976 года Фото: архив Пятого канала. 26 октября 1977 года состоялась премьера мелодрамы Эльдара Рязанова «Служебный роман», впоследствии ставшей классикой советского кино. Владимир Шарапов – герой не только фильма «Место встречи изменить нельзя» (и романа «Эра милосердия», по которому и снят фильм), это сквозной персонаж нескольких произведений братьев Вайнеров.
«Служебный роман» (1977)
«Служебный роман» вышел в 1977-м, а через год стал лидером проката — его посмотрели свыше 50 миллионов зрителей. 26 октября 1977 года состоялась премьера легендарного фильма Эльдара Рязанова "Служебный роман". Сам актер после выхода фильма «Служебный роман» на экраны в одном из интервью подчеркнул, что Рязанов очень точно подобрал для него образ персонажа Самохвалова. "Служебный роман" (1977) стал второй частью трилогии о любви, в которую входят "Ирония судьбы, или С легким паром!". Узнайте, как изменились сыгравшие в фильме «Служебный роман» (1977) артисты, об актерах и ролях, а также о том, что с ними сейчас.
Почему «Служебный роман» — не комедия, а очень грустное кино
Служебный роман | это... Что такое Служебный роман? | великолепная массовка, толчея, коллектив. И - Москва, являющаяся одним из полноправных персонажей действа. |
«Служебный роман»: Мужчина и Женщина эпохи застоя | Все dы неоднократно (наверняка) смотрели художественный фильм режиссера Эльдара Рязанова 1977 года выпуска под названием "Служебный Роман". |
Баровских-основная фигура и "серый кардинал" "Служебного романа": id77 — LiveJournal | Таких как "Служебный роман", фильм 1977 года Эльдара Рязанова или "Ирония судьбы, или С лёгким паром!". |
Романтика эпохи застоя: «Служебному роману» 45 лет | Все Вы неоднократно (наверняка) смотрели художественный фильм режиссера Эльдара Рязанова 1977 года выпуска под названием "Служебный Роман". |
Актеры сразу трех планов. Как Рязанов сделал «Служебный роман» шедевром
Фильм “Служебный роман” вышел в 1977 году и стал всенародным хитом, его продолжают смотреть и любить новые и новые поколения зрителей. «Служе́бный рома́н» — советский двухсерийный художественный фильм, лирическая трагикомедия режиссёра Эльдара Рязанова. Главный журнал о кино «Советский экран» назвал «Служебный роман» фильмом года, а исполнителей главных ролей – Фрейндлих и Мягкова – актером и актрисой года.
«Служебный роман» (1977)
Однажды в это учреждение на должность заместителя Калугиной приходит Юрий Григорьевич Самохвалов актер Олег Басилашвили , который оказывается институтским другом Новосельцева и Ольги Петровны Рыжовой актриса Светлана Немоляева , работающая в этом же отделе. Для того, чтобы подняться по карьерной лестнице Самохвалов советует Новосельцеву приударить за Калугиной. Слово за слово и Калугина влюбляется в рядового сотрудника отдела статистики, но тут все карты путает подруга Новосельцева, влюбившись в Самохвалова. Чем закончатся отношения межу Новосельцевым и Калугиной и станет ли он начальником отдела, вы узнаете, посмотрев онлайн фильм «Служебный роман». Интересные факты из фильма «Служебный роман» — по сюжету события фильма происходят в одном здании, но на самом деле, съемки проходили в различных местах Москвы и в различных зданиях. Все кабинеты, внутренние помещения и рабочий зал были созданы в павильонах Мосфильма.
Впоследствии, уже якобы в процессе работы над картиной, Басилашвили признал правоту Рязанова при распределении персонажей. Но в 2013 году актёр в одном из интервью заявил, что это чья-то выдумка и в реальности такого никогда не было.
Не все знают, что у Басилашвили в фильме есть ещё одна «роль» — но уже за кадром. Он «играет» супруга секретарши Верочки, с которым та постоянно ругается по телефону. Дело в том, что изначально эту роль исполнял Александр Фатюшин. С ним даже успели отснять несколько сцен, но актёр заболел, и почти весь материал с ним из финальной версии вырезали. А вот голос персонажа в трубке принадлежит как раз Басилашвили. На площадке во время съёмок не обошлось без курьёзов. Басилашвили должен был водить машину, но у него не было ни водительского удостоверения, ни малейшего опыта: актёр на тот момент за рулём не сидел ни разу в жизни.
Ему наняли инструктора, но пройти курс артист так и не успел. В результате съёмки несколько раз прерывались из-за неопытности Басилашвли, а однажды он въехал в киоск «Союзпечати». После этого, кстати, артист был уверен, что гонорара за фильм ему уже не видать, но всё обошлось. Образ легендарной «мымры» собирали коллективно — из костюмерных «Мосфильма» на свет были извлечены самые мешковатые, бесформенные и вышедшие из моды наряды непонятных цветов — «гунявые», как их называла Алиса Фрейндлих. Но не хватало какой-то характерной детали. Ею стали старые очки в массивной оправе, совершенно не женские — они принадлежали отцу оператора Владимира Нахабцева. Ему ради роли пришлось носить ещё редкие накладные усики.
Основной задачей команды было создание для Мягкова образа, кардинально отличавшегося от его амплуа в нашумевшей «Иронии судьбы, или С лёгким паром! Для собирательного образа статистического учреждения эпохи брежневского застоя, где работали главные герои, использовали три локации в Москве. Фасад дома — это Федеральное агентство морского и речного транспорта на Кузнецком Мосту, кабинеты персонажей были построены в павильонах «Мосфильма», а рабочее место Калугиной имело выход на крышу дома девятиэтажного дореволюционного «небоскрёба» в Большом Гнездниковском переулке. В одном здании с безымянным статистическим учреждением работали такие организации, как «НИИ Чего» рязановский реверанс в сторону братьев Стругацких , «Мосрыбстрой», «Главкость» и другие. Соответствующие таблички можно увидеть у дверей здания. Чтобы подчеркнуть статусность конторы, в кабинете Калугиной поставили редчайший терминал венгерского компьютера Videoton-340, стоивший по тем временам совершенно баснословных денег — более 400 тыс.
Скажу больше, эта роль стала в некотором смысле несчастливой. Кадр из фильма «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов, 1977 год Так что же произошло в далёком 1977 при создании культового фильма Эльдара Рязанова? Кастинг проводили неоднократно.
Сначала утвердили Михаила Светина, он, я думаю, в особом представлении не нуждается. Все, кто родился и рос в СССР знают и любят сыгранных им многочисленных добрых, наивных недотёп — гражданина Испаса из «Безымянной звезды», курортника с болонкой из «Будьте моим мужем», потерпевшего Курикина из «Криминального таланта» и многих других. Михаил Светин в роли гражданина Испаса. Так что Светина решили заменить Александром Фатюшиным — артистом, воплотившим образ простого советского человека.
Но авторы пришли инкогнито, и никто не догадывался об их присутствии в зале. Оказалось, поступили правильно: спектакль был плохим. Доверчивая публика сидела как ни в чем не бывало, думая, что так и положено.
Захотелось вскочить, прервать спектакль, заорать, что мы этого не сочиняли. Но мы не посмели решиться на такой поступок! Мы вжались в кресла, стараясь сделаться поменьше, и покорились печальной судьбе. Спектакль шел то в стихах, то в прозе. Шел так, как хотел он, а не мы. Мы корчились, порывались уйти, но, в конце концов, взяли себя в руки и заставили себя испить горькую чашу до дна», — писал Эльдар Александрович. В том же 1971 году пьесу поставил Театр имени Маяковского.
И версию, созданную 32-летним режиссером-дебютантом Борисом Кондратьевым, авторы посмотрели с удовольствием. На премьеру и последующие показы было сложно попасть, билеты выметались из касс подчистую. Режиссер пошел на небольшие изменения, например убрал из действующих лиц начальника общественного питания Петра Бубликова, о смерти которого ошибочно сообщили коллективу. В спектакле Бубликов упоминался только в одном из диалогов. Известный театральный критик Вадим Фролов называл постановку «праздником умной режиссуры». Режиссер Борис Кондратьев, будучи учеником знаменитого Андрея Гончарова, во многом перенял у него стиль работы: был строг с артистами, но в меру, требовал от них и от себя блестящего результата и не успокаивался, пока его не добивался.