Исторический факт, первые сигареты с фильтром в СССР появились в 1966 году.
Что курили в СССР
В СССР курили сигареты и папиросы. Первая сигарета Астра без фильтра в 7 лет. Наилучшей по качеству из простых, круглых советских сигарет без фильтра долгое время была «Прима», пачка которой до 1961 года стоила 1 рубль 40 копеек, а после – 14 копеек.
О советских "Мальборо"
Ведь в СССР выпускали марки сигарет, посвященные полетам в космос, фестивалям, некоторым городам и регионам необъятного Союза. Первые сигареты с фильтром граждане СССР увидели в 1966-м. В царской России сигареты особой популярностью не пользовались, а вот после революции ситуация изменилась. А еще в Советском Союзе появилась очень интересный вид курева: сигареты без фильтра — нечто среднее между сигаретами и папиросами. Легендарные сигареты «Союз-Аполлон», созданные в 1975 году вместе с «Филип Моррис», к середине 80?х уже исчезли, зато можно было купить подарочные сигареты «Зодиак», продававшиеся в специальной упаковке по 12 пачек (соответственно 12 знакам Зодиака). Сигареты международного образца с фильтром тут появились только в 1966, когда на соответствующей фабрике столицы, было запущено производство сигарет «Ява».
Определитель года выпуска папирос СССР и России
Только ведь толстую сигару как курят? Уважительно берут и делают легкие, неглубокие затяжки, скорее, для аромата. А тут не до аромата,. Эту ситуацию я наблюдал не раз и не два, причем, не выдерживали кубинской ядрености не только "зеленые" школьники, но даже и закаленные службой в армии дембеля! Исключение составляли совсем уж "мягкие", но до тошноты ароматизированные «Kim» и «Визант», — прим. Однако "знатоки" поговаривали, что именно в суперкрепких кубинских сигаретах — самый чистый табак, без всяких примесей, поэтому я решил с ними поэкспериментировать. Первые выкуренные сигареты поначалу безбожно драли горло. Но уже вскоре их аромат, напоминающий вкус сигар, и сладкая на вкус сигаретная бумага стали казаться очень приятными: Так я превратился в настоящего фаната кубинских сигарет. Это был период некоего кайфа — все курильщики вокруг носятся по городу в поисках «приличных» сигарет, а я преспокойно покупаю в любом ларьке пачку «Кубы» на выбор и горя не знаю.
Да, к тому же, их никто не «стреляет». А надо сказать, что с наступлением кризиса многие курильщики перешли на "китайские" сигареты «цузЫе», и полдня похода в институт могли запросто переполовинить пачку. Зато кубинские не стрелял никто. Когда на очередной вопрос «закурить не будет? Но всё хорошее тоже когда-нибудь кончается. Закончился и кубинский "термоядерный" арсенал. Мало в прошлом есть вещей, о которых я жалею, но эти сигареты — из их числа. Когда исчезли кубинские сигареты, как говорится, отступать было некуда, и все курильщики переключились кто на папиросы, а кто вообще на любые сигареты без фильтра, которые до тех пор, кроме маргиналов и алкашей, мало, кто курил - например, «Памир».
Вдруг обнаружилось, что одесские папиросы «Сальве» гораздо лучше «Беломора», а самая обычная «Прима» без фильтра, выпущенная в Черкассах, не настолько кошмарна, как одесская. Появился даже анекдот: Встречаются директора одесской и черкасской табачной фабрик. Одесский директор спрашивает черкасского: — Что вы такого кладете в свою «Приму», что она лучше нашей выходит? К слову, Черкасская табачная фабрика, которую старожилы города называли не иначе, как "махоркой" — махорочной фабрикой — была основана еще в 1878 году. После развала СССР неоднократно фабрика переходила из рук в руки - то английские, то немецкие, то в еще чьи, пока окончательно... Но скоро курильщикам стало совсем не до смеха, поскольку из продажи исчезли табачные изделия — как класс. Можно было обойти все магазины любого миллионного города в СССР и не увидеть там в продаже ни одной пачки сигарет. Картина из фантастического сна ярого борца с курением!
Но и понты имели место - ведь Родопи прятали в пачку из-под Мальборо, а не наоборот. Ещё были кубинские сигареты. О, помню этих ядреных кубинцев Вот "Лигерос" прозвали - "Смерть под парусом" - маленький кораблик посреди зловещей никотиновой тьмы.
Покупали, когда не было наших. Особенность в них была такая, что на языке ощущалось, как сахарная песчинка тает, говорили, что это из-за тростника. Американские появились в продаже в самом конце совка.
До того они были в Березках с Альбатросами. И индийские. Например, «Мадрас».
Они были мгновенно переименованы в «Матрас», поскольку вкус и запах был таким, словно вместо табака в бумагу завертывали старый вонючий матрас. В те времена, когда в киосках стали часто мелькать разные привозные сигареты, я начал их коллекционировать. Покупал пачку новых сигарет и укладывал их на полочку за стекло - выглядело красиво, как в богатом баре.
Иногда друзья раскручивали меня на "попробовать"... Так сигареты, пролежавшие чуть менее года запакованные, в сухом и теплом помещении имели совершенно другой вкус, чем "свежие"! Курить я начал с "болгарских" старшим школьником а мои некоторые одноклассники-хулиганы - с Примы и Беломора.
В вузе привычкам не изменил, но когда "болгарские с фильтром" пропали - я нашел выход: лайфак для подрастающих - болгарская "Шипка" без фильтра за 14 коп. Обламываешь почти под фильтр, вытрясаешь остатки, вставляешь "бесфильторную" сигаретку - и вуаля!
Каждая цигарка облачена в сверхтонкую папиросную бумагу, которая в процессе изготовления не подвергалась селитрованию. Края обертки соединяются вследствие механического напрессовывания при помощи специальных зубчатых колесиков. Длинный мундштук из плотной бумаги дает возможность насладиться охлажденным табачным дымом. Современная пачка «Беломорканала» имеет размер 82 х 83 х 23. Диаметр папиросы 7,62 миллиметра.
Это объясняется возможностью в случае необходимости выпускать патроны на табачных станках. Интересные факты о «Беломоре» С маркой папирос связано немало занимательных историй. Познакомимся с несколькими из них: Всем известен сленговый термин, обозначающий окурок — «бычок». Это слово возникло благодаря «Беломорканалу»: сокращенное БК трансформировалось в БэКа, далее — в «быка» и, наконец, в «бычка». На протяжении некоторого времени производились цигарки данной марки с фильтром. Однако, они по непонятной причине, не прижились среди курильщиков и были сняты с производства. Табак в папиросах «Беломорканал» считается экологически чистым и без вредных примесей.
Марка очень популярна в ближнем зарубежье — в Чехии и Польше, Словакии и Германии. Там «Беломор» является предметом вожделения любителей военной истории.
Их делали так: волокна табака поступали на конвейер, который переносил ровный слой этих волокон на ленту с сигаретной бумагой, на которой уже стоял оттиск названия сигарет. Бумага свертывалась в продольном направлении и получалась одна бесконечная трубка, на края которой одновременно с табаком наносился слой крахмального клея.
Форматная лента зажимала трубку, чтобы образовался шов, после чего специальным оборудованием вся эта заготовка нарезалась на отдельные сигареты, в них помещался фильтрующий мундштук, который оклеивали золотистым ободком для лучшей фиксации. Кстати говоря, ароматизаторы, помимо традиционного ментола, были довольно интересными — смотрите табличку: Ну а теперь, чтобы больше не утомлять вас производственными рассказами, давайте почитаем воспоминания советских курильщиков. Их же курить невозможно было. Даже когда в стране кризис был с куревом, Партагас свободно лежал на прилавках.
А еще, помните, вьетнамская птичка пользовалась таким же «высоким» спросом — Вспомнил, как мы с братом сигареты у отца таскали. Курил он болгарские в то время. Так мы снимали аккуратно целлофан снизу пачки, сверху бумажную перемычку отклеивали. Именно с середины вытаскивали сигарету и заделывали пачку в обратном порядке.
Ни разу пойманы не были. Так вот, Партагас носил исключительно для стрелков, сам бы это курить никогда не решился, хватило на всю жизнь двух пробных затяжек — А я могу похвастаться приобретенными в советскую юность навыками: — Беломором мог свистеть, как в свисток; — с Беломором мог нырнуть в воду и вынырнув продолжать курить; — про конкурс «колечко» и не говорю даже — всегда побеждал. Правда, так и не научился, как Ч. Чаплин — выпустить 5-6-7 колец и пропустить через них струю дыма.
У нас в городе все табачные отделы в магазинах завалены ими были, так продавцы часто что делали — чтобы распродать всю эту ерунду, прятали нормальные сигареты и выставляли их только после того, как «Птичку» разбирали. Мы в 80-х в Баку на соревнования ездили, так там местные ребята нам специально экскурсию на рынок делали, сигаретную. Я помню, мы там именно за понты и платили, круто же было вернуться домой с сигаретами Мальборо: на этом рынке мы три рубля за пачку сигарет отдавали, и это при их магазинной цене 1,5 рубля! Мальборо кстати, отечественные были, Кишиневские!
Неразрезанные только. Мы ими обматывались на поясе и ходили так в школу. А там отрывали по штучке и курили где-нибудь за забором потихоньку.
Суровые "сталинские" папиросы
До войны народ курил, в основном, самокрутки из магазинной махорки и крепкого домашнего самосада, и лишь правительственный класс, который регулярно выезжал за границу, мог купить себе что-то более приличное. Первой отечественной маркой сигарет, получившей международное признание, стала «Ява». Табачная индустрия для СССР была в новинку, поэтому качество продукта оставляло желать лучшего: первые сигареты часто гасли, из них высыпался табак, да и вкус лишь немного превосходил старую добрую махорку. В 1970-е году правительство предоставило народу возможность затянуться действительно качественным «дымком»: в Советский Союз стали импортировать болгарские. Ох, как же понравились они курильщикам! Немного позже и отечественный производитель сумел порадовать курильщиков. В Советском союзе стали выпускаться сигареты отдельно для каждой профессиональной группы людей: музыкантам — «Мелодия», летчикам — «Полет», полярникам — «Север» и т.
Конечно, люди выбирали продукт, исходя из своего вкуса, а не по сфере деятельности. А о качестве советского курева говорила упаковка: чем более твердой была сигаретная пачка тем качественнее был табак. Так, самая дешевая «Прима» выпускалась в мягкой упаковке, а вот дорогой «Космос» был твердым. К элитному куреву того времени можно отнести «Золотое руно», «Столичные», «Вечерние» и «Ленинград».
И, несмотря на то, что фильтр для сигарет начали делать из ацетилцеллюлозы, а более дорогие сигареты еще имели дополнительный фильтр из древесного угля, все это никак не спасало от заболевания раком легких. Ученые выяснили, что фильтр не помогает, а курильщик получает значительную дозу никотина во время курения. С первого января 2004 года Евросоюз установил норму содержания никотина для одной сигареты. Отныне она не должна была превышать 1,0мг. В это же время запретили писать на сигаретных пачках категорию сигарет — легкие, суперлегкие, полный вкус. По мнению врачей, такие надписи не соответствуют действительности, а попросту вводят курильщиков в заблуждение.
Табачные фабрики страны пестрили многообразием. Среди них самой популярной безусловно было Ленинградское предприятие имени Урицкого. Эта фабрика по-настоящему считалась рабоче-крестьянским брендом. Московский и Львовский табачные производители довольно умело навязывали ей конкуренцию. В 70-х гг. Для настоящих ценителей начали завозиться кубинские табачные изделия. Пожалуй самыми распространенными зарубежными сигаретами были продукты из Болгарии. Их выпускало предприятие «Булгартабак». Что курили советские граждане? Советские граждане, выбирая марки сигарет, ориентировались в первую очередь на фабрику, которая их производит, и вкус. Отечественные производители Родная табачная промышленность предлагала населению три вида продукта: Папиросы. Первую строчку держал безусловно «Беломорканал».
Вата в прошлом веке встречалась и применялась гораздо чаще, чем сейчас. Ее не только использовали в медицинских целях — из нее делали елочные игрушки, с ее помощью утепляли одеяла, ею набивали мягкие игрушки, верхнюю одежду, автомобильные сиденья и т. Антиникотиновую вату пропитывали раствором хлорного железа — никотин во время курения вступал с ним в химическую реакцию и превращался в нелетучее вещество, которое материал не пропускал в легкие курильщика. Кстати, все из-за того же раствора вата приобретала характерный желтоватый оттенок. Вату с конца 50-х годов продавали в аптеках в маленьких стеклянных пузырьках, а потребителям предлагалось самостоятельно помещать кусочек в гильзу папиросы.
Папиросы "Беломорканал": описание, состав табака, интересные факты
Легендарные сигареты «Союз-Аполлон», созданные в 1975 году вместе с «Филип Моррис», к середине 80−х уже исчезли, зато можно было купить подарочные сигареты «Зодиак», продававшиеся в специальной упаковке по. Например выходили пачки сигарет с названием «СССР» в красной упаковке и с гербом Советского Союза, ниже которого была надпись «ПАЧКА». СССР тогда штамповал 365 млрд штук сигарет в год — это примерно десятая часть общемирового производства. Сигареты Новость СССР, сигареты Брежнева. СССР Азербайджан Упаковка сигареты Новость — покупайте на по выгодной цене. "нищий в горах".
Эхо прошлого, "Прима"
Недолгое время выпускались сигареты «Дукат» 40 копеек но это был не более чем ухудшенный вариант «Пегаса». На «Яве» делались также дорогие 80 копеек и считавшиеся «пафосными» сигареты «Герцоговина Флор», а также ароматизированные «Золотое руно» 70 копеек. Из-за специфического вкуса оба сорта, особенно «Руно», считались «сильно на любителя». Другие сигаретные сорта московских фабрик — укороченные «Краснопресненские», «Лайка», «Новость» все по 30 копеек — особой популярностью не пользовались. Про «Новость», впрочем, ходили легенды, что это были любимые сигареты Брежнева и что выпускались «спецпартии» этих сигарет с роскошным табаком. Подтвердить или опровергнуть эту легенду мы затрудняемся. А однажды случился своего рода конфуз. Однако с «ароматизатором» и «ментолом» настолько переборщили, что курить их было нереально, и скоро они из продажи исчезли. Сигареты иногородних табачных фабрик в Москве продавались редко, однако, так или иначе, с некоторыми из них московские курильщики были знакомы. В Киеве выпускались сигареты «Экспресс», они и по цене, и по качеству примерно соответствовали «явской» «Яве», хотя были несколько крепче; там же делался сорокакопеечный же «Фильтр» — по достоинствам ближе к «Пегасу». Очень качественные ростовские сигареты «Наша марка» 40 копеек мягкая пачка, 60 — твердая в Москве не продавались, ценители возили их из Ростова-на-Дону чуть ли не чемоданами.
Те, кто любил отдыхать в Крыму, наверняка запомнили феодосийские сигареты «Золотой пляж» они же «Ракушки», 40 копеек, — курить лишь в том случае, если московские запасы кончились. Сигареты но не папиросы! Сигареты кишиневской фабрики котировались очень высоко, но до Москвы доходили лишь эпизодически. Что же касается провинциальных украинских фабрик, то они не котировались никак — по той простой причине, что в столицу не попадали почти никогда. Еще из качественной экзотики можно упомянуть армянские «Ахтамар» хороший табак, но избыточно ароматизированные , а также очень достойный рижский сорт «Элита». И те и те попадали в столицу в основном в качестве сувениров, хотя «Ахтамар» можно было купить в магазине «Армения» на Тверском бульваре. Сигареты без фильтра считались «непрестижными». Их курили деклассированные личности, солдаты, совсем бедные студенты, отдельные эстетствующие элементы со склонностью к эпатажу и заядлые курильщики с колоссальным стажем. О последних надо сказать особо. Это ушедшая натура — люди, выросшие на военной и послевоенной махорке, курившие по нескольку пачек в день, для которых даже крепкие сигареты с фильтром были не более чем дамским развлечением.
Из сигарет без фильтра наиболее приличными почитались «Прима» 16 копеек и «Астра» «астма», 25 копеек , ну и может быть сравнительно дорогой «Полет» 30 копеек. Зато с папиросами дело обстояло намного веселее.
Главная » Первые Первый фильтр для сигарет был изобретен венгром по фамилии Айваж. Он же и приобрел патент на изготовление сигаретных фильтров. Сам фильтр представлял собой туго свернутую сигаретную бумагу. Этот фильтр не нашел широкого понимания курящей публики, к тому же процесс изготовления фильтров такого рода был слишком трудоемким и дорогостоящим, что также повлияло негативно на распространение именно этих фильтров.
От никотина он не спасал, а лишь предотвращал попадание табачных крошек в рот во время курения. Те фильтры в сигаретах, которые нам более привычны, стала выпускать английская табачная компания в 1935 году.
Сигаретное разнообразие на порядок превосходило алкогольное и конфетное и просто поражало советских граждан, как-то не очень привыкших к изобилию марок и сортов. Пять-шесть сортов колбасы и десяток марок вин было неплохим ассортиментом для провинциального советского гастронома, но до середины 80-х в нем продавалось еще и два-три десятка марок сигарет и папирос. Помимо производства собственных сигарет, СССР еще импортировал их в немалых количествах. Впервые с иностранным табачком наши деды познакомились на войне: трофейные немецкие сигареты были определены как слабая дрянь, а вот союзнические американские очень понравились офицерам и женщинам. Позднее западные сигареты, олицетворяющие западный образ жизни, стали самыми престижными в СССР. Блок импортного «Marlboro» или «Camel» был шикарным подарком или хорошей взяткой, говорившей о… недалекости одариваемого. Ведь, по сути, это были совершенно заурядные американские сигареты, и рядом не стоявшие с кубинскими сигарами, которыми в 60-70-е завалил нас дружище Фидель. Вот только в 80-х они куда-то исчезли, а вместо них в магазинах появились кубинские сигареты, сделанные из «обрезков» сигарного производства.
Курить «Лигерос» и «Партагас» можно было разве что на «слабо», однако у них был небольшой такой клуб фанов — суровые люди, чье горло уже не драли махорка и «Беломор». На них смотрели с изумлением, как на индийских йогов. А вот на курящих индийский «Мадрас» и тем более странные сигареты из далекого Вьетнама, набитые, как говорили, старыми тряпками и водорослями, смотрели, как на идиотов. Обычно все мы начинали курить с тех сигарет, которые курили наши родители, друзья, коллеги по работе. Парень, устроившийся на завод, начинал курить со слесарями «Фильтр» или «Експрес». Деревенский пацан таскал и курил «Беломор» или самосад своего деда. Многие студенты начинали с болгарских сигарет — легких и относительно дешевых. Молодые люди, пытавшиеся похвастаться перед сверстниками, важно затягивались дорогими «Космосом», «Дипломатом» или «Темпом» — и обычно сверстники расхватывали эту пачку на первой же переменке. Парни, начавшие курить в армии или в тюрьме, обычно курили дешевые сигареты без фильтра: «Ватру», «Приму», «Астру». Ими же дымили «старики» в заводских цехах — те, кто начинал курить еще в те времена, когда сигареты с фильтром были в диковинку, да так и не привыкнув к ним.
Кстати, каждый уважающий себя «мужик с руками», куривший сигареты без фильтра, непременно вытачивал и выпиливал для себя самодельные мундштуки. Они не только избавляли своих владельцев от желтых пальцев первый признак заядлого курильщика , но и позволяли докуривать «Приму» целиком. Ну а люди при деньгах и связях, мальчики-мажоры, дымили «американскими» сигаретами — под завистливые взгляды окружающих. Так что по сигаретам, которые курил человек, уже можно было познакомиться с его биографией и характером. Более внимательный взгляд мог приметить, как именно он держит сигарету, как и как часто затягивается, до какого уровня докуривает, как бросает окурок — все это могло многое рассказать о курильщике… Какие из сигарет в СССР были самыми популярными? Не торопитесь с ответом! Далеко не все взрослые работающие люди могли себе позволить покупать даже отечественный высший класс, стоивший целый рубль за пачку — что уж говорить о лицензионном, и тем более импортном «Marlboro»! Однако самые дешевые сигареты были без фильтра и просто ужасающего качества. Пожалуй, самую жуткую репутацию имела моршанская «Астра» — кажется, эти сигареты вообще были набиты перегнившей прошлогодней травой. Болгарские сигареты, популярные у молодых начинающих курильщиков, для заядлых взрослых были слишком слабы.
Весьма скептически глядел советский народ на ароматизированные сигареты. Ментоловые могли удивить лишь подростков и женщин, а отечественное «Золотое руно» просто мироточило смородиновым сиропом. Пожалуй, самым удачным был эксперимент с выпуском 100-миллиметровых «АС», производившихся в 1987-89 годах на нескольких табачных фабриках страны. Звание самых популярных сигарет 80-х годов получили сорокакопеечные «Експрес» и «Фильтр», которые предпочитали едва ли не треть курильщиков. За ними следовала «Ява», а потом уже болгарские «Ту-134», смятые синие пачки которых наполняли урны студенческих курилок.
Не просто прикупить, но еще и заработать на «Попадании». Маркетологи сделали ставку на звучное название, полностью соответствовавшее духу времени, да что там, самой американской мечте.
Одно удачное вложение могло принести миллионы зеленых бумажек. А умение ловить момент и делать ставку на везение ценились выше, чем глубокие знания и практический опыт. Потребитель сразу отметил новый бренд, но настоящий взрыв был впереди. Хорошо прожаренный Хотя история известных табачных брендов — это всегда история обмана и рекламы, победоносное шествие Lucky Strike началось с передовых технологий. В 1916 году бренд начал выпуск сигарет, а уже через год, желая опередить конкурентов, применил по-настоящему инновационный метод подготовки табака. Если другие сушили табачные листья под лучами солнца, то производители Lucky Strike пошли дальше и начали их обжаривать. За счет тостеризации вот прямо так и назвали этот процесс , в листьях происходила реакция карамелизации.
Благодаря последней табак не просто получался душистее, но еще и приобретал шоколадный и кофейный вкус. Многие табачные производители тут же начали экспериментировать с режимами сушки. Значит, нужно было искать новые пути продвижения товара. К тому же перед глазами производителей был успех такого бренда, как Camel. А ведь «верблюды» добились успеха только за счет необычной рекламной компании. Полезный опыт решили перенять. Флаг феминизма Так как мужской рынок был весьма конкурентным, решено было «поработать» с женщинами.
Для оформления картонной пачки Lucky Strike специально был выбран популярный у американок зеленый цвет. В рекламе продукции активно использовали женский звездный состав Голливуда. А в 1929 году производители Lucky Strike даже выступили организаторами феминистского парада «Факел свободы», в ходе которого женщины прошли по центральным улицам Нью-Йорка, гордо держа над головами зеленые пачки этих сигарет. Все это быстро принесло результаты. Посадив на никотин женщин, владельцы «Счастливого попадания» не собирались останавливаться. Они провели совсем уж дикую рекламную акцию, в ходе которой подкупленные за пять блоков сигарет врачи «документально» подтвердили полезность Lucky Strike для здоровья. Под грохот канонады Война всегда была лучшим временем для продвижения таких «легких наркотиков», как алкоголь и табак.
Поэтому, когда по Европе загрохотала Вторая мировая, а американские солдаты отправились за океан, Lucky Strike оказались тут как тут. Чтобы выделиться среди прочих брендов, производители даже поменяли оформление пачки. Вместо зеленой гаммы появилась красно-белая. Для подобного ребрендинга тут же придумали патриотическое объяснение. Производители Lucky Strike утверждали, что изменили цвет, потому что зеленая краска содержит медь, а металл этот нужен военным. Идиотское объяснение? Но оно сработало.
Да еще и позволило снизить затраты на производство. Ведь лишний цвет — это лишние деньги. Впрочем, это был последний мощный рекламный успех бренда. Несмотря на то, что в начале 60-х Lucky Strike упорно двигали при помощи телепостановок и радиопередач, популярность этих сигарет падала. Владельцы и маркетологи прозевали массовый переход на производство сигарет с фильтром. Несмотря на то, что бренд, как и прежде, ориентировался на женщин, фильтры на Lucky Strike появились лишь в середине 60-х. Из-за этого большая часть целевой аудитории предпочла сигареты других производителей.
Впрочем, компания British American Tobacco продолжает продвигать бренд. Но ни эксперименты с цветом упаковки, ни нововведения в устройстве пачки так и не помогли возродить «Удачное попадание». Сигареты Camel. Капля никотина убивает верблюда Все началось в далеком 1913 году. То было время многочисленных табачных экспериментов. И среди прочего в моду начали входить новые способы курения. Например, при помощи специальных станков резаный табак заворачивался в тонкую белую бумагу.
Такие цилиндры назывались сигаретами и упаковывались в удобные бумажные или картонные пачки. Эти штуки быстро набирали популярность у потребителей. Не удивительно, что основатель и владелец табачной компании RJR Ричард Рейнольдс решил не отставать от новых тенденций. Набив руку на производстве и продаже трубочного табака, Рейнольдс рьяно взялся за дело. Для начала он выкупил марку Red Camel. Сократил название до просто «верблюда». Говорят, что на выбор визуального образа бренда повлияло общее увлечение Ближним Востоком, свойственное Америке тех лет.
Воодушевлялся ли старина Ричард арабскими сказками — доподлинно не известно, но вот рекламную кампанию провел поистине магическую. Взрыв мозга Это сегодня рекламным приемом с нагнетанием ожидания никого не удивишь. А вот в те далекие времена маркетингового детства человечества такое было настоящим откровением. Решив, что верблюд это не только запоминающаяся яркая картина, но и отличный повод для рекламных нововведений, специалисты RJR за несколько дней до поступления первой партии сигарет в продажу дали в газетах почти девяноста американских городов загадочные объявления. Пока американцы ворочали мозгами пытаясь понять, что к чему, их догнало следующее объявление. Народ еще не успел решить, то ли нужно по-быстрому сваливать из этих мест, то ли отражать горбатое нашествие при помощи ружей и верных «кольтов», и тут снова прямо в мозг — «Завтра в городе верблюдов будет больше, чем в Азии и Африке вместе взятых»! Те, кто не попал в тот день в психиатрическую лечебницу, дабы подлечиться модной лоботомией, на следующее утро узнали наконец всю правду.
Да уж, не хочешь, а закуришь от таких маркетинговых экспериментов. Дух свободы Буквально с первых дней своего существования этот табачный бренд эффективно эксплуатировал дух странствий и страсть к приключениям. Помимо картинки с видами далекой Африки и слоганов вроде «Начало нового озарения», мужской имидж подкреплялся например и тем фактом, что именно сигареты Camel входили в состав пайка американских солдат Второй мировой. Матрос или солдат, сходящий на берег и достающий из мятой пачки сигарету Camel, стал расхожим голливудским образом. Но RJR были не единственным американским табачным брендом, делавшим ставку на вечные мужские ценности. В 1954 году в игру вступила марка Marlboro. Их рекламный ковбой апеллировал уже не просто к духу приключений, но к самой сути пусть и мифологизированной мужчин американской нации.
Не удивительно, что сигареты Camel начали терять потребителей, потянувшихся к красно-белым пачкам. Надо было что-то делать. Результатом долгих поисков стала организация знаменитого приключенческого рекламного проекта, в котором дух странствий и настоящий мужской характер сумели найти свое воплощение. В 1980 году был проведен первый турнир Camel Trophy. За 20 лет своего существования это противоборство воли, автомобилей и природы прошло в 24 странах, а участие в нем приняли 160 команд. Слишком стар для приключений? Но, несмотря на все попытки, сигаретам Camel так и не удалось победить конкурентов.
К тому же наступил черед 2000-х. Мужчин перестал привлекать образ грязного и небритого покорителя природы. Им захотелось комфорта и изысканности. Активный отдых все больше стал ассоциироваться со здоровым образом жизни, который с никотином не совмещался никак. К тому же сигаретам Camel так и не удалось завоевать лидерство на перспективных рынках бывших соцстран — России и Китая. Причина проста — люди предпочитали Marlboro. Не за вкусовые качества, а за то, что именно эти сигареты были символом запретного капиталистического рая.
А запретный плод, как известно, сладок. Рекламщики Страны восходящего солнца решили, что «верблюда» спасет только срочный и серьезный ребрендинг. И началось. О приключениях быстро позабыли. В 2000 году был свернут проект Camel Trophy. Ставка была сделана на утонченность вкуса и многолетнюю историю бренда. Оформление пачки становилось все более сдержанным, пока она не превратилась в коричневую или золотистую коробочку с серебристым пятном, намекающим на верблюда.
В общем, Camel пытаются угнаться за современными мужчинами и претендуют на элитный бренд премиум-класса. Кто знает, может быть, у японцев и получится… Как ковбой потеснил герцога. История марки Marlboro Впервые бренд Мальборо Marlboro появился в 1924 году и позиционировался в качестве первых дамских сигарет. В эти годы сам факт продажи сигарет женщинам был культурным шоком, подобно тому, как если бы сейчас сделали сигареты специально для грудных малышей. Дамские сигареты появились благодаря суфражисткам, боровшимся за всеобщее избирательное право. Эти дамы хотели равноправия во всем, в том числе и во вредных привычках — и они его получили. Для креативщиков начала прошлого века было большой трудностью сделать для сугубо мужского товара женскую рекламу.
Сигареты Мальборо преподносились как женственные сигареты. Был подобран и сугубо женский слоган: «Mild as May» — «Нежные как Май». В качестве лица бренда была приглашена голливудская звезда Мэй Уэст. На дамскую аудиторию была ориентирована и упаковка: фильтр с полоской красного цвета решал двойную задачу: скрыть неаккуратный след от помады и защитить белые зубки женщин от пожелтения. Бренд имел весьма средний успех: все же, как ни старались специалисты по рекламе, товар был мало привлекателен для женщин: от сигарет портилось дыхание, желтели зубы и возникал мучительный сухой кашель. Царство страха Спустя два десятилетия бренду и вовсе пришлось сменить пол. В 1953 году ученые-медики официально заявили о том, что курение сигарет вызывает рак легких.
Потребление табака в США снизилось впервые за всю историю существования страны. В связи с этим сменилась и коммуникативная платформа Мальборо: хозяин марки Филипп Моррис решил заполнить другую рыночную нишу. Теперь целевой группой бренда должны были стать люди, которые боятся умереть от рака, но не могут бросить курить. Имиджевая реклама сигарет, которая сейчас смотрится кощунственной, стала историей: Сигареты с фильтром, которыми являлись в том числе и Marlboro, воспринимались потребителями исключительно как дамские сигареты, однако после страшного открытия врачей такой вид сигарет стал выглядеть для потребителя более безопасным. Производители сигарет не решались выпустить на рынок «мужские» сигареты с фильтром — это казалось однозначно провальным маркетинговым ходом. И, тем не менее, Филипп Моррис решился на этот шаг. Операция по смене пола Для того чтобы изменить представление о сигаретах с фильтром, как о товаре «для девочек», требовалось гениальное маркетинговое решение, и Моррис решил пригласить одного из лучших американских специалистов по рекламе — Лео Бернетта.
Будущая легенда рекламы решил убить в бренде все женское с помощью воплощенной мужественности. Ряд придуманных Бернеттом образов — «морской волк», «строитель-высотник», «военный корреспондент» должны были добавить сигаретам Мальборо изрядную дозу тестостерона. Да, первым и основным образом был, разумеется, «Ковбой — укротитель прерии». Именно вокруг этого персонажа Лео Бернетт выстроил будущую рекламную кампанию. Во-первых, ковбой расставлял все точки над i, доказывая, что сигаретный фильтр не влияет на вкус табака. Ковбойская кампания, в которой принимали участие фотомодели позже их заменили реальные ковбои имела невероятный успех. Ковбой — воплощение американского духа — задел потребителей за живое.
Плакаты напоминали о настоящих героях Америки — брутальных парнях, покоряющих дикие степи. Они покорили всех — мужчин и женщин, чернокожих и латиносов. Продажи Marlboro всего за один год выросли настолько, что стали занимать четвертую позицию в рейтинге продаж всех табачных изделий.