Целями данной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л.С. Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки. В период доминирования вульгарного социологизаторства Рубинштейн выступил с концепцией внутриличиостной детерминации поведения. Слайд 4: Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна. С л рубинштейн биография кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
База рефератов
Ярошевского, «к Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой приходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ананьев и Рогинский. Приезжали на его кафедру Лурия, Занков, Кравков и другие». Выготского и Леонтьева он приглашал из Москвы для чтения лекций. Не разделяя многих идей Выготского, он подробно обсуждал их во время их встреч. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Горького, поскольку руководство института к идеям «деятельностников» относилось, мягко говоря, прохладно. По этой причине Теплову и Леонтьеву было бы трудно или даже невозможно защитить свои докторские диссертации в Москве. Рубинштейн пригласил их защищаться в Ленинград, к себе на кафедру, выступил одним из официальных оппонентов. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. Сохранилось множество свидетельств мужества Рубинштейна в этих нечеловеческих условиях. Его аспирант Г.
Лосев умирал в одном из госпиталей, расположенном далеко от центра города. Преодолевая физическую слабость, Рубинштейн шел пешком через весь город, чтобы отдать Лосеву часть своего скудного пайка. Начальник дружины по охране института А. Чаплина рассказывала, как этот сугубо гражданский человек, никогда в жизни не державший в руках оружия, попросил ее проводить его в тир, где бы он мог научиться, несмотря на сильнейшую близорукость, стрелять из пистолета. Он хотел, если фашисты ворвутся в город бои шли в пригородах , принять непосредственное участие в обороне. В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии.
В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 года беспартийный Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии — головного научного учреждения страны в данной отрасли. Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известных московских психологов Леонтьева, Лурия, Теплова и др. Первый в МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 году. В 1943 году Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ни один психолог не удостаивался. Рубинштейн поддерживал творческие контакты с известными историками Е. Косминским и Е. Тарле, с лингвистом академиком В. Виноградовым, физиологами академиками Л.
Орбели и И. Бериташвили, кинорежиссером С.
Рубинштейна, мы обнаруживаем, что в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли он продолжал ею заниматься и достиг вполне ощутимых результатов. Вот такую характеристику он дал в своей работе «Основы общей психологии»: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними». В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. В связи с этим в психологии возник вопрос о специфике исследования личности, благодаря чему был сформулирован личностный принцип С.
Рубинштейна как » динамическая тенденция», в которой он исследовал психические процессы и состояния личности. Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием «Человек и мир» в 1973 году. Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве. Рубинштейна Положения диалектико-материалистического принципа детерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философских проблем психологии изучением природы психических явлений. Здесь происходит двухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основе диалектического материализма и развитие самих философских проблем на материале конкретной науки — психологии.
Рубинштейну принадлежит заслуга распространения диалектико-материалистического принципа детерминизма на анализ психических явлений вообще и явлений мышления в частности. Философский анализ, проделанный ученым, показал, что принцип детерминизма является узловым, объединяющим марксистско-ленинскую теорию отражения и рефлекторную теорию психического — основные философские положения, без которых невозможно понимание природы психического вообще и мышления в особенности. Теория отражения дает понимание мышления как активного процесса мысленного восстановления объекта, действительности во всей её конкретности, как процесса взаимодействия субъекта и объекта. Теоретический анализ дал возможность превратить принцип детерминизма в принцип экспериментального психологического исследования мышления. Задача научного мышления заключается в раскрытии сущности многообразных и сложных явлений мышления, в выявлении мышления во всех его существенных связях или в решении центральной проблемы детерминации мышления. Анализ этих проблем теории мышления содержится в книге Рубинштейна «Бытие и сознание». На основе решения этих вопросов происходит выявление специфического предмета психологии мышления, теоретическому и экспериментальному анализу которого посвящена книга С.
Рубинштейна » О мышлении и путях его исследования». Применительно к явлениям мышления принцип детерминизма был использован не только теоретического анализа, но и для построения экспериментальных исследований. Биография[править править код] Досоветский периодправить править код Родился в Одессе в семье видного адвоката Леонида Осиповича Рубинштейна; старший брат историка Николая Рубинштейна 1894—1963. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через два семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году, и сразу защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П.
В 1914 году началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования.
Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога».
Первый "психологический" период: Ленинград, 1930-1942 В 1930 г. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. До октября 1942 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г. В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года. Второй "психологический" период: Москва, 1940-50е годы Директор Института психологии с 1 октября 1942 г.
Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете МГУ им. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете. В 1949 г. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии. Научная деятельность Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов - теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей.
Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности - центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922. В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А. Брушлинским, К. Абульхановой-Славской и др. Вклад в науку Рубинштейн вошел в историю советской науки как выдающийся ученый и глубокий мыслитель, которому советская психология обязана своим возрождением после учиненного в конце 1920-х — начале 1930-х гг. В вышедших в 1930—42 гг. Герцена работах «Проблемы психологии в трудах К.
Рубинштейн не уклоняется и от участия в кампаниях резкой критики осужденных партией психологических школ - рефлектологии В. Бехтерева, реактологии К. Корнилова, теории культурного развития высших психических функций Л. Выготского , а позднее - педологии например, «К критике теории тестов» в сборнике «Против педологических извращений», М. Не без активного содействия Рубинштейна в советской науке, особенно в психологии, были канонизированы физиологические концепции высшей нервной деятельности И. Сеченова и И. Павлова например, «Учение И.
Павлова и психология» в «Трудах объединенной сессии, посвященной 10-летию со дня смерти И. Павлова», 1947. Весьма заметный вклад внес Рубинштейн и в обязательную критику ведущих школ в западной психологии например, «Необихевиоризм Тольмана» в «Ученых записках Ленинградского педагогического института имени А. Герцена», т. Однако даже тогда работы Рубинштейна выделялись своим интеллектуальным уровнем, философской культурой и основательными познаниями в области последних достижений мировой психологической мысли. В них не было фактически предписываемой в те годы примитивной вульгаризации взглядов оппонентов и неотличимой от политического доноса их экстремистской оценки. Переломным событием в судьбе Рубинштейна и всей советской психологии стало присуждение Рубинштейну в 1940 г.
Сталин признал единственно правильной, с точки зрения марксизма, психологическую концепцию Рубинштейна и предписал считать ее автора главным авторитетом в советской психологии явный парадокс, ибо две основные философские предпосылки, на которых строилась психологическая концепция Рубинштейна, - деятельностная трактовка сознания и отрицание прямой, не преломленной через внутренние условия душевной жизни детерминации человеческой психики внешними факторами, - находились в противоречии со взглядами самого И. Сталина, изложенными в уже канонизированной в качестве вершины философской мудрости брошюре «О диалектическом и историческом материализме». Воспользовавшись обретенным, правда, лишь на считанные годы, статусом первого советского психолога, Рубинштейн в 1942 г. Он взял на себя руководство академическим Институтом психологии превратив его за короткое время в крупный научный центр с исследовательскими лабораториями и отделами, а также аспирантурой , впервые создал сектор психологии в Институте философии АН СССР с 1945 г. Успешной деятельности Рубинштейна в эти годы заметно способствовало избрание его в 1943 г. Все это не помешало тому, что Рубинштейн стал одной из первых жертв послевоенных идеологических кампаний, носивших явно антисемитский характер. Уже в 1945 г.
Против него была организована кампания травли за так называемый антипатриотизм поводом для нее послужило уважительное отношение Рубинштейна к достижениям западной психологии, которую предписывалось изобличать, а не подвергать критическому разбору. Занимался философскими и методологическими проблемами психологии, критическим анализом главных направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления. Разрабатывал проблему детерминизма в психологии, проблему человека в плане онтологии, гносеологии и этики. Философский энциклопедический словарь. Ильичёв , П. Федосеев , С. Ковалёв, В.
Сочинения: Бытие и сознание, М.
Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе.
На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли - интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна - способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20-30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов.
Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, - Тепловым, Леонтьевым и др. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время - Сталинской - премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В.
Непобедимая наука. С.Л. Рубинштейн – исследователь и организатор психологических достижений
Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна | С. Л. Рубинштейн родился в Одессе, в высокообразованной, ассимилированной, но не отрекшейся от своего еврействав семье успешного адвоката. |
Реферат: Жизнь и творчество Сергея Леонидовича Рубенштейна. Скачать бесплатно и без регистрации | Сергей Леонидович Рубинштейн — обществовед и психолог[1]. Карьера[править]. Сын юриста, один из 4-х детей в семье, брат видного историка. В 1908 году окончил Ришельевскую гимназию, в 1913 году — Новороссийский, и/или, в 1914 году — Марбургский университет. |
Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)
- 5 фактов о Рубинштейне Сергее Леонидовиче - Психологическая Газета "Золотая Лестница"
- Рубинштейн, сергей леонидович
- С Л Рубинштейн и его вклад в психологию
- Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)
Биография С.Л. Рубинштейна - реферат
С середины 1928 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе Развитие мышления у подростков. В 1930 г. Сергей Леонидович переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Сергей Леонидович Рубинштейн умер в 1960 г.
Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо. Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены. Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество. Принцип единства сознания и деятельности Время создания теории деятельности - 1920-1930 гг.
Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание -это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство но не тождество. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения.
Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним». Теория деятельности- система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20—е гг.
В 1930—е гг. Рубинштейна 1889—1960 , который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А. Леонтьева 1903—1979 , который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей по Рубинштейну. Принцип развития по С.
Рубинштейну Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования вначале детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия "развитие" в фундаментальную категорию психологии, стало его включение Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. Вот что писал С.
Рубинштейн об этом: "Развитие психики является для нас не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психологических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания". В трудах С. Рубинштейна, созданных на рубеже 40х годов, в проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути.
Многокачественное содержание категории развития в психологии было раскрыто в коллективном труде "Принципы развития в психологии" 1978. В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципом системности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесс психического развития как сложно организованную целостность.
Поэтому он имел все основания и право сказать достаточно категорично: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину.
Агапическое всеприятие было для него вершиной между-субъектности. Приходится, однако, лишь сожалеть при этом, что у него воспроизводится дезориентирующее отождествление сострадания с позицией квиетизма. Именно по логике между-субъектности служение абсолютным ценностям приносит отнюдь не «обесценение жизни в этом мире», но напротив, единственно только и может в конечном счете оправдывать всякую «здешнюю» жизнь и всякое человеческое преуспеяние уже не как ограниченное и якобы самоцельное, но через его включенность в более высокий проблемный контекст.
Только служение безусловным ценностям придает всему «здешнему» безусловный, свободный от своецентризма, духовный смысл. При сделанных оговорках концепция между-субъектности личностного мира человека, предложенная Рубинштейном, выступает как важное подспорье в современных теоретических и практико-педагогических поисках. Внешний результат указывает лишь на самую грубую форму запечатления, на самый простой и далекий от полноты способ опредмеченности самого творчества.
Далее, можно видеть и иной результат — произведенческое бытие, или бытие произведений культуры. Однако даже и многие произведения, более того — никакая система их принципиально не способна дать нам исчерпывающего претворения творчества как такового. Дело в том, что произведение всегда существует, лишь многократно исчезая и вновь возрождаясь через его распредмечивание иными субъектами.
Следовательно, возлагая все надежды на то, что субъект всю свою креативность полностью и до конца «излил» и явил нам в свое детище и что это последнее изображает собою как на экране выявленную креативную жизнь своего автора, мы обречены подставлять на место не понятого нами первичного творчества автора вторичное со-творчество его адресатов, т. В действительности же ни объекты-вещи, ни произведения не в состоянии обладать достаточной многомерностью, чтобы в них выразилась вся полнота диалектики креативности. Установка на то, чтобы все уловить, все зафиксировать и все креативно-субъектное обрести во внешне-предметных формах, ошибочна.
Исследовательское внимание к отделимым результатам творчества необходимо, но и само оно верно ориентировано только тогда, когда исходит из принципиальной недостаточности отделимых результатов. Со своей стороны, С. Рубинштейн гораздо последовательнее подчеркивал неотъемлемое и ни к чему внешнему нередуцируемое присутствие в креативном процессе того, что запечатлевается в структуре самого объекта-творца и что входит в его личностную историю, как достояние его пути.
Человек в творчестве прежде всего сотворяет этот свой судьбический путь и самого себя как путника. Поэтому и постольку оказывается в состоянии отделить от своего жизненного самодвижения и самосовершенствования некие результаты, относительно новые плоды своей внутренней креативной жизни.
В, Трудные времена философии: отечественная историческая, философская и логическая мысль в предвоенные, военные и первые послевоенные годы, М.
Через личность он раскрывает систему различных связей сознания и деятельности, в личности и личностью эта связь замыкается и осуществляется. Для сравнения степени разработанности самой проблемы личности в книге Рубинштейна - с состоянием её разработки в психологии достаточно сказать, что в первом пособии по психологии Корнилова , Теплова и Шварца вообще не было главы о личности 1938 , в трудах других психологов она появляется в такой последовательности - у Ананьева в 1945, Левинова - 1952, Теплова - 1953, Артёмова - 1954. К этому стоит добавить, что начавшаяся в двадцатых годах разработка проблем личности ребёнка, прервавшись на некоторое время в связи с разгромом педологии , восстановилась в виде проблем детской психологии, но сама личность взрослого, как и проблемы теории личности, фактически находились под запретом.
Рубинштейн определяет личность как триединство трёх отношений - к миру, к другим людям и к себе - и трёх модальностей - чего хочет, что может и что есть сам человек. Первое - мотивационно-потребностная модальность, второе - способности человека, третье - его характер. Здесь преодолена и исторически предшествовавшая односторонность понимания личности, которое сводилось, в основном, к характерологии, и последующая ограниченность, состоявшая в сведении личности к потребностно-мотивационной сфере что было свойственно и современным Рубинштейну динамическим теориям личности , в отрыве способностей как раздела общей психологии от личности.
Ананьев отметил как самую главную заслугу Рубинштейна интегративность его подхода к личности. Как способность личности сознание, согласно Рубинштейну, осуществляет четыре взаимосвязанные функции - регуляцию психических процессов, регуляцию отношений личности с миром, регуляцию деятельности и, выступая в качестве самосознания, - рефлексию самого способа жизни, поступков и мыслей человека.
He is in the head of the pleiad of classics of the Russian-Soviet psychological science. He created the system of scientific psychology and developed methodological principles of the psychological research: the unity of the consciousness and activity. He founded a large scientific school developing his ideas in various spheres: in the psychology of creativity, psychology of personality etc. His works are distinguished from the ones of other classics of our science by the following features: involvement of the moral-aesthetic principles into psychological thought, matchless encyclopaedic knowledge and dialectical style of thinking. Key words: methodological principles, subject-activity approach, determinism, unity of the consciousness and activity, thinking.
Во всем мне хочется дойти до самой сути. Пастернак 19 июня 2019 г. Рубинштейна — классика мировой философии и психологии, основателя кафедры психологии МГУ имени М. Свой творческий путь Рубинштейн начал как философ, но в силу ряда обстоятельств в сложных социальных условиях послереволюционной России официально стал советским психологомтеоретиком. В своих трудах разрабатывал проблемы наук о человеке как субъекте, преемственно связанные с традициями русской и мировой мысли. Рубинштейн сформулировал методологические принципы научного исследования, создал один из вариантов деятельностного подхода в психологических исследованиях. Однако в своем последнем труде «Человек и мир» он отказался от понимания роли деятельности как единственной силы, определяющей сущность человека, считал опасным утрировать роль деятельности, сводить жизнь к преобразованию природы и не научиться созерцать и благоговеть перед ней.
Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь» — в этих словах, которыми завершается книга «Человек и мир», заключена его концепция содержания конкретной жизни каждого человека Рубинштейн , 1997, с. Рубинштейн руководил теоретическими и экспериментальными исследованиями мышления. Он создал крупную научную школу. Рубинштейн был инициатором создания журнала «Вопросы психологии» как органа коллективной разработки в СССР важнейших вопросов теории и практики психологической науки. В силу исторических обстоятельств и причин, к середине 1950-х гг.
Статьи по психологии публиковались в журнале «Советская педагогика», в редких выпусках «Известий АПН РС ФСР», изредка в «Вопросах философии» и еще в некоторых других специальных изданиях типа ученых записок различных институтов и университетов. Психологические монографии были редкостью — претендовать на их издание могли только «звезды». Вместе с другими крупными психологами он вошел в состав редколлегии главный редактор А. В 1955 г. В редакционной статье кратко были сформулированы основные неотложные вопросы, необходимые для разработки психологической теории и оказания помощи практике, намечена структура журнала. Первой авторской публикацией была статья С. Рубинштейна «Вопросы психологической теории», которая задала высокий профессиональный уровень изданию.
Большим вопросам психологической теории посвящены статьи ряда других крупных советских ученых: Г. Костюка, А. Леонтьева, Б. Теплова, А. Запорожца, Е. Соколова, Б. Ананьева, А.
Лурии, Н. Менчинской, Л. Поистине парад умов! Номер содержал также обзор важнейших событий в мировой психологии и научных работ в психологических центрах нашей страны. Структура первого номера журнала составила своего рода схему для всех последующих номеров, которая сохранилась до настоящего времени. Заметим, что теперь, когда у нас издается много психологических журналов, «Вопросы психологии» сохраняют среди специалистов свой устойчивый авторитет как лучшее издание. Освоение наследия Сергея Леонидовича Рубинштейна предполагает большую и трудную систематическую работу, которую не могут заменить самые замечательные реминисценции по этому поводу.
С Л Рубинштейн и его вклад в психологию
На этом трудном для страны этапе, ученый на базе знаний о нейрофизиологии, занимается задачей восстановления трудоспособности раненых. По его проекту, в Институте философии оборудованы специализированные помещения для научных экспериментов в области психологии с использованием европейской аппаратуры. Сергей Рубинштейн в центре с братьями Николаем и Григорием Послевоенные год В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий: Личная жизнь О жизни Сергея Леонидовича известно мало. Он был отзывчивым и скромным человеком. Ученый отказался от приглашения руководить кафедрой европейского университета, приехав на родину, заботиться о матери и трех братьях после смерти отца. Черты характера ученого в наибольшей степени раскрылись во время блокады Ленинграда. Например, обладая с рождения плохим зрением, попросил начальника охраны института научить его стрельбе, на тот случай, если гитлеровцы прорвут оборону. А в тяжелые дни делился своим скудным пайком с умирающим от голода аспирантом Лосевым. Рубинштейн толерантно относился к психологам Александру Лурии, Льву Выготскому, хотя их взгляды на науку не разделял. Ученый охотно приглашал их на свои лекции и конференции. Друзьями его были известный режиссер Сергей Эйзенштейн, физиолог Леон Орбели.
Семейная жизнь не сложилась — все свое время Сергей Леонидович отдавал науке, у него не было ни жены, ни детей. Прожив не безоблачную, насыщенную творческими событиями жизнь, он внес ценный вклад в становление отечественной и мировой науки. Вывод Рубинштейну удалось создать оригинальную концепцию психики человека. В деятельности личности выделял мотивы, цели, действия, а их регулятором — психическое чувства, понятия. Занимался исследованием проблем эмоций, памяти, восприятия и речи. Утверждал, что все стороны человеческой личности проявляются в труде, причем, трудности мобилизуют душевные силы личности. На занимаемых управленческих должностях ученый ставил себе целью увеличить популярность психологической науки в СССР, вопреки всем попыткам ее дискредитации. Детство и юность В молодости глава семьи дружил с Георгием Плехановым, и в доме Рубинштейнов часто собирались одесские интеллигенты. Однако упаднические настроения и разговоры приятелей отца Сергея тяготили. Об этом психолог написал в набросках к автобиографии.
Марксизм интересовал юношу не как руководство к действию, а как одна из множества философских систем. К идее экспроприации экспроприаторов отпрыск обеспеченной семьи относился негативно. В 19 лет Сергей с золотой медалью окончил престижную Ришельевскую гимназию. Однако в Новороссийский Одесский университет медалист поступать отказался, поскольку считал, что в этом вузе учатся преимущественно дети нуворишей. Выбор одаренного юноши пал на Фрайбургский университет. Впрочем, через 2 семестра одессит перевелся в Марбургский университет, основанный в 1527 году Филиппом Великодушным. Вскоре после защиты Сергеем докторской диссертации началась Первая мировая война. Рубинштейн вернулся в Одессу и начал преподавать в гимназиях черноморского города. В 30 лет при содействии Николая Ланге Сергей Леонидович стал приват-доцентом университета, отвергнутого им в юности. Вуз к 1919 году стал называться Одесским институтом народного образования.
Личная жизнь Широта души Сергея Леонидовича проявлялась в том, что философов и психологов Льва Выготского, Александра Лурии, Григория Рогинского, взгляды которых Рубинштейн не разделял, он приглашал на лекции и конференции. Человеческие качества Рубинштейна в наибольшей степени раскрылись во время блокады Ленинграда. В город на Неве одессит перебрался в 1930 году и сразу возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института имени Александра Герцена. Жил Сергей Леонидович в двухкомнатной квартире на Садовой улице.
В 40-х гг. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 г. Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известных московских психологов Леонтьева, Лурию, Теплова и др.
Первый в МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 г. В 1943 г. Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ни один психолог не удостаивался. Рубинштейн поддерживал творческие контакты с известными историками Е. Косминским и Е. Тарле, с лингвистом академиком В. Виноградовым, физиологами академиками Л. Орбели и И.
Бериташвили, кинорежиссером С. Эйзенштейном, физиком А. Петровым, искусствоведами Б. Виппером, В. Жирмунским и другими видными деятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организован Сектор психологии в Институте философии , ставший первым академическим центром психологических исследований. Хотя сектор был частью института, призванного разрабатывать проблемы философии, Рубинштейн, снова в который раз проявивший талант научного лидера, способного объединить исследования различных направлений, построил программу работы сектора таким образом, чтобы она охватывала широкий круг тем, в том числе и сугубо психологических. Психофизиологическая проблематика в секторе разрабатывалась такими крупными учеными, как С.
Кравков и Н. Гарбузов, а зоопсихологическая — всемирно известной исследовательницей Н. Здесь проводились заседания с участием ведущих психологов столицы, представлявших различные научно-исследовательские учреждения, в том числе и Московский психологический институт, ряд сотрудников которого Теплов, Шемякин работали также и в секторе. Его надежда осуществилась лишь после его смерти стараниями его последователей. Неожиданно или, напротив, для той поры закономерно в ход научных дел вмещались дела идеологические. Одним из военных «трофеев» оказался пещерный антисемитизм, который советское руководство не побрезговало позаимствовать у поверженных фашистов. В 1947 г. Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн.
Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов была запрещена. Яркое представление об атмосфере той поры можно получить, ознакомившись, например, со статьей П. Плотникова «Очистить советскую психологию от безродного космополитизма» в четвертом номере «Советской педагогики» за 1949 год.
Область научных интересов: теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Госпремию получил за учебное пособие «Основы общей психологии» 1940. Тема докторской диссертации «К проблеме метода» 1914. Читал лекции по философским проблемам психологии.
Основные труды: «Бытиё и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , учебное пособие «Основы психологии» 1935. Издано: А.
В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1922 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает деятельное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 годы В 1930 г. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. До октября 1942 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г.
С Л Рубинштейн и его вклад в психологию
Рубинштейн Сергей Леонидович — Биография | В 1957 г. С. Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. |
С л рубинштейн биография кратко | Глава 3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой , не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование. |
РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович | В данной статье вы рассмотрите биографию тейна, узнаете о его основополагающих трудах, научных исследованиях в психологии, а также об отношении к идеализму и материализму. |
Биография С.Л. Рубинштейна | Библиотека Института психологии РАН | Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Введение Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. |
Рубинштейн Сергей Леонидович
В конце 1940-х гг. Один из основателей журнала «Вопросы психологии» 1955. Разработал вариант деятельностного подхода в философии , психологии и педагогике, в котором акцентировал особую роль субъекта деятельности. В основе выдвинутой Рубинштейном методологии психологического исследования лежат принципы единства сознания и деятельности человек и его психика не только проявляются, но и формируются в деятельности , детерминизма внешние причины действуют только через внутренние условия , единства психологического изучения ребёнка и его воспитания и обучения ребёнок, по Рубинштейну, не просто объект педагогических воздействий, но активный их преобразователь и соучастник и др. В русле разработанной Рубинштейном концепции психических явлений как процессов он вместе со своими учениками и последователями А. Брушлинский, К. Абульханова-Славская и др.
Поэтому он имел все основания и право сказать достаточно категорично: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Агапическое всеприятие было для него вершиной между-субъектности. Приходится, однако, лишь сожалеть при этом, что у него воспроизводится дезориентирующее отождествление сострадания с позицией квиетизма.
Именно по логике между-субъектности служение абсолютным ценностям приносит отнюдь не «обесценение жизни в этом мире», но напротив, единственно только и может в конечном счете оправдывать всякую «здешнюю» жизнь и всякое человеческое преуспеяние уже не как ограниченное и якобы самоцельное, но через его включенность в более высокий проблемный контекст. Только служение безусловным ценностям придает всему «здешнему» безусловный, свободный от своецентризма, духовный смысл. При сделанных оговорках концепция между-субъектности личностного мира человека, предложенная Рубинштейном, выступает как важное подспорье в современных теоретических и практико-педагогических поисках. Внешний результат указывает лишь на самую грубую форму запечатления, на самый простой и далекий от полноты способ опредмеченности самого творчества. Далее, можно видеть и иной результат — произведенческое бытие, или бытие произведений культуры. Однако даже и многие произведения, более того — никакая система их принципиально не способна дать нам исчерпывающего претворения творчества как такового. Дело в том, что произведение всегда существует, лишь многократно исчезая и вновь возрождаясь через его распредмечивание иными субъектами. Следовательно, возлагая все надежды на то, что субъект всю свою креативность полностью и до конца «излил» и явил нам в свое детище и что это последнее изображает собою как на экране выявленную креативную жизнь своего автора, мы обречены подставлять на место не понятого нами первичного творчества автора вторичное со-творчество его адресатов, т. В действительности же ни объекты-вещи, ни произведения не в состоянии обладать достаточной многомерностью, чтобы в них выразилась вся полнота диалектики креативности.
Установка на то, чтобы все уловить, все зафиксировать и все креативно-субъектное обрести во внешне-предметных формах, ошибочна. Исследовательское внимание к отделимым результатам творчества необходимо, но и само оно верно ориентировано только тогда, когда исходит из принципиальной недостаточности отделимых результатов. Со своей стороны, С. Рубинштейн гораздо последовательнее подчеркивал неотъемлемое и ни к чему внешнему нередуцируемое присутствие в креативном процессе того, что запечатлевается в структуре самого объекта-творца и что входит в его личностную историю, как достояние его пути. Человек в творчестве прежде всего сотворяет этот свой судьбический путь и самого себя как путника. Поэтому и постольку оказывается в состоянии отделить от своего жизненного самодвижения и самосовершенствования некие результаты, относительно новые плоды своей внутренней креативной жизни.
Рубинштейн перешёл на работу преподавателем в гимназии. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1925 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает деятельное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 годы В 1930 г. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора.
За монументальные «Основы психологии» 1940 Рубинштейн был удостоен Сталинской премии 1941 г. С 1948 года и до некоторой степени после смерти Сталина в ходе антисемитской кампании в Советском Союзе Рубинштейн подвергался преследованиям как антипатриот и " безродный космополит ", и был насильственно снят со всех должностей в академических кругах. И только после смерти Сталина он смог частично восстановить свой прежний статус. Психология Рубинштейн заложил основы советской марксистской психологии своим дебютным психологическим исследованием. Рубинштейн также фактически был зачинателем всей традиции психологической исследования человеческой деятельности, которые в конечном итоге привели к распространению так называемой теории деятельности. В отличие от этого интеллектуального движения и прямо В отличие от бихевиоризма Рубинштейн всегда настаивал на том, чтобы рассматривать деятельность как неотделимую от сознания, что также явно противоречит фрейдистской традиции с ее упором на глубины человеческой психики и бессознательные психологические процессы. Таким образом, Рубинштейн де-факто является основоположником деятельностного подхода в психологии и педагогике, хотя термин «деятельностный подход» появился только после смерти Рубинштейна в январе 1960 года.
С.Л. Рубинштейн и его вклад в совершенствование отечественной психологии
Бытие и сознание | С.Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР. |
Рубинштейн — выдающийся психолог и философ | С 1992 вручается Премия РАН имени С. Л. Рубинштейна за выдающиеся научные работы в области психологии. |
С л рубинштейн биография кратко | Будучи философом по образованию и призванию, С. Л. Рубинштейн через несколько лет официально становится психологом. |
Рубинштейн — выдающийся психолог и философ
По мнению С. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики. В течение следующих лет С. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г.
Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. С середины 1928 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С. Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков». В 1930 г.
Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935 г. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания.
Вы очень любите животных. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось.
Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что - то страшное. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво. Трудно ли вам докладывать выступать на сцене перед большим количеством людей. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми 54. Вы относитесь к тем, кто при каких - либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.
Вам нравиться работа, требующая энергичной организаторской деятельности. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходиться преодолевать массу препятствий. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы. Часто ли бывает вам трудно уснуть из - за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище.
Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте. Бывает ли так, что перед сном будучи в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям. Бывают ли у вас головные боли. Вы часто смеетесь. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете.
Вы подвижный человек. Вы очень переживаете из - за несправедливости. Вы настолько любите природу, что можете назвать её другом. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт газ, погашен свет, заперты ли двери. Вы очень боязливы. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя.
Вы раньше охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности. Часто ли вас тянет путешествовать. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании. Долго ли вы переживаете обиду. Переживаете ли вы долгое время горести других людей.
Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в своей тетради, если случайно оставили в ней кляксу. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью. Часто ли вы видите страшные сны. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из него. Веселой компании вы обычно веселы. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения.
Вы менее сдержаны и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь. В беседе вы скудны на слова. Если вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это игра. При подсчете баллов на каждой шкале для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в "ключе" к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими.
Они характеризуются выделением ярких черт характера. Г - 7 Демонстративные х 2,: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88, " - ": 51. Леонгарду 1. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. Возбудимый тип.
Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Тревожно - боязливый тип.
Основная черта - склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративном поведении. Неуравновешенный застревающий тип.
Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей. Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью. Аффективно - экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Заключение Сергей Леонидович Рубинштейн был одним из выдающихся теоретиков отечественной психологии.
Его творчество, культура разработки им теоретических основ психологии, фундаментальность его трудов, обусловленная опорой на достижения всей мировой и отечественной философской и научной мысли, продолжают и сегодня служить важным источником развития отечественной психологии. Философская направленность творчества С. Рубинштейна, его пристальный интерес к зарубежной психологии объясняются, по - видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в Марбургском университете, защитил там докторскую диссертацию, посвященную критическому анализу гегелевской философии. В дальнейшем его критический анализ немецкой классической философии был продолжен в статье "Принцип творческой самодеятельности". В своей работе "Основах психологии" Рубинштейн продолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Здесь же Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект не только обнаруживается и проявляется, но в ней созидается и определяется.
Общие принципы, сформулированные Рубинштейном, находят свою конкретизацию в исследованиях прежде всего его учеников.
В 1934 году в свет вышла его статья «Проблемы психологии в трудах К. Используявпервые опубликованные в 1927-1932 годах ранние рукописи К. Маркса, Рубинштейн дал интерпретацию системы идей Маркса, изложил свою концепцию сознания и деятельности. Областью научных интересов С.
Рубинштейна была теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов он еще в 1922 году сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии. В 1930-х годах С. Рубинштейн содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической. Ученый сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма , разработал методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма, а также создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А.
Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними». В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. В связи с этим в психологии возник вопрос о специфике исследования личности, благодаря чему был сформулирован личностный принцип С.
Рубинштейна как » динамическая тенденция», в которой он исследовал психические процессы и состояния личности. Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием «Человек и мир» в 1973 году. Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии.
Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве. Рубинштейна Положения диалектико-материалистического принципа детерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философских проблем психологии изучением природы психических явлений.
Здесь происходит двухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основе диалектического материализма и развитие самих философских проблем на материале конкретной науки — психологии. Рубинштейну принадлежит заслуга распространения диалектико-материалистического принципа детерминизма на анализ психических явлений вообще и явлений мышления в частности. Философский анализ, проделанный ученым, показал, что принцип детерминизма является узловым, объединяющим марксистско-ленинскую теорию отражения и рефлекторную теорию психического — основные философские положения, без которых невозможно понимание природы психического вообще и мышления в особенности.
Теория отражения дает понимание мышления как активного процесса мысленного восстановления объекта, действительности во всей её конкретности, как процесса взаимодействия субъекта и объекта. Теоретический анализ дал возможность превратить принцип детерминизма в принцип экспериментального психологического исследования мышления. Задача научного мышления заключается в раскрытии сущности многообразных и сложных явлений мышления, в выявлении мышления во всех его существенных связях или в решении центральной проблемы детерминации мышления.
Анализ этих проблем теории мышления содержится в книге Рубинштейна «Бытие и сознание». На основе решения этих вопросов происходит выявление специфического предмета психологии мышления, теоретическому и экспериментальному анализу которого посвящена книга С. Рубинштейна » О мышлении и путях его исследования».
Применительно к явлениям мышления принцип детерминизма был использован не только теоретического анализа, но и для построения экспериментальных исследований. Биография[править править код] Досоветский периодправить править код Родился в Одессе в семье видного адвоката Леонида Осиповича Рубинштейна; старший брат историка Николая Рубинштейна 1894—1963. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию.
Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через два семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году, и сразу защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П.
В 1914 году началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях. Ланге, в апреле 1919 г.
Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии.
Биография — Сергей Рубинштейн
- Неизвестно
- Рубинштейн.docx
- Статья: Биография С.Л. Рубинштейна
- С л рубинштейн биография кратко
- Неизвестно
- Реферат: Жизнь и творчество Сергея Леонидовича Рубенштейна. Скачать бесплатно и без регистрации
С. Л. Рубинштейн и его вклад в психологию. (1889 – 1960 г.г.) — презентация
Сергея Леонидовича Рубинштейна. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. >Статья: Биография С.Л. Рубинштейна (Психология) читать онлайн или скачать бесплатно. Сергей Леонидович Рубинштейн открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической. С.Л. Рубинштейн считал проблему мотивов человеческого поведения одной из важнейших для отечественной психологии. С.Л. Рубинштейн также занимал важные должности в Московском психологическом обществе, в том числе президента.
Сергей Леонидович Рубинштейн
С.Л. Рубинштейн также занимал важные должности в Московском психологическом обществе, в том числе президента. В 1947-1949 годах С.Л. Рубинштейн пережил период гонений, обвинений в космополитизме, в преклонении перед заграницей, в недооценке отечественной науки и культуры. В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий. В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий.
С. Л. Рубинштейн и его вклад в психологию. (1889 – 1960 г.г.) — презентация
Тегижизнь и творчество а г рубинштейна, произведения рубинштейна список, рубинштейн с л рассматривал психику как тест, рубинштейн с л проблемы общей психологии 2015, рубинштейн клиническая психология. Издано: нский, анова «Философско-психологическая концепция тейна. В период доминирования вульгарного социологизаторства Рубинштейн выступил с концепцией внутриличиостной детерминации поведения. С. Л. Рубинштейн родился в Одессе, в высокообразованной, ассимилированной, но не отрекшейся от своего еврействав семье успешного адвоката. выдающегося теоретика, методолога, создателя философско-психологической субъектно-деятельностной концепции, талантливого организатора психологической науки. это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей".