НАТО, организация Североатлантического договора, была создана 4 апреля 1949 года с целью, прежде всего, сдерживания угрозы советской экспансии в Европе после Второй мировой войны. С 2010 года программу вступления в НАТО проходит Босния и Герцеговина, но решение по ней не принято. НАТО заявляет, что это не строевые солдаты, а специалисты по обслуживанию сложной западной техники. Расширение НАТО на Восток (кратко: процесс продолжается с 1999 года, когда к альянсу присоединились Польша, Чехия, Венгрия, и до сих пор) — это серьезная причина исчерпания кредита доверия к организации Североатлантического договора.
Исторические предпосылки создания НАТО
- НАТО. Создание и развитие - презентация онлайн
- Какие страны входят в НАТО в 2024 году и сколько их
- Суть Североатлантического договора
- История создания и деятельность НАТО
- Request Rejected
- Генеральный секретарь НАТО
Страны НАТО: полный список, суть, история создания альянса
Такой шаг был своеобразным ответом на военную угрозу НАТО. За год до этого Советский Союз подавал заявку на вступление в западный альянс. Уже после распада Организации Варшавского Договора, Россия и западный альянс периодически предпринимали попытки сближения. Отношения между странами периодически осложняются. Организация Североатлантического договора неоднократно применяла военную силу в решении международных конфликтов. Еще во время существования СССР был западный блок действовал жестко и иногда радикально - как в случае с бомбардировкой Югославии.
В ходе третьего этапа на территории Германии отрабатывались вопросы быстрого развёртывания войск союзников через европейские границы. На четвёртом этапе отрабатывалось формирование группировки войск в Румынии, а затем - совместные действия против «почти равного противника». Нетрудно догадаться, против кого. Тогда всё завершилось свёртыванием сил в национальные пункты постоянной дислокации, хотя наверняка в Румынии что-то осталось, поскольку с 2014 года Вашингтон проводит операцию Atlantic Resolve с целью увеличения запасов вооружения и наращивания военного потенциала в Европе. При этом учение 2021 года было не особо продолжительным и не столь массовым - 9 тысяч военнослужащих из 20 стран. Легенда учений для прикрытия истинных планов тоже была не слишком каверзной - борьба с терроризмом, пиратством и ещё что-то в этом роде. Но теперь понятно, что уже тогда отрабатывался план вторжения сил альянса из Румынии на Украину - для её поддержки в войне в Донбассе. А политическим прикрытием, как известно, были те самые Минские соглашения. Что же происходит сейчас? Продолжение «банкета» Манёвры Steadfast Defender 2024, как и три года назад, начались с развёртывания вооружённых сил Северной Америки по всей Европе. Однако на этот раз масштаб стал стратегическим: количество привлечённых военнослужащих увеличилось в 10 раз, до 90 тысяч человек. Кроме того, число фаз учений возросло в четыре раза - с трёх до тринадцати. Изменился и геополитический контекст, поскольку война в Донбассе не без помощи коллективного Запада переросла в СВО по демилитаризации и денацификации Украины, что не могло не повлиять на военные планы Пентагона и Брюсселя. С 17 октября 2022 года началась операция под названием «Миссия военной помощи ЕС в поддержку Украины» EUMAM Ukraine , для чего и пригодился созданный годом ранее центр по тыловому обеспечению и логистике в Ульме. А в июле прошлого года западные СМИ одновременно сообщили о модернизации железной дороги в Финляндии и Швеции, которая позволяет более коротким маршрутом доставлять войска США с вооружением и техникой из портов Норвегии к российской границе на участке от Санкт-Петербурга до Мурманска. Необходимо вспомнить и ещё одно важное событие. В июле прошлого года в Вильнюсе проходил очередной саммит НАТО , в итоговое коммюнике которого вошли два любопытных пункта - о планах региональной обороны нового поколения и о многопрофильных операциях, что, собственно, и происходит. В свою очередь, многопрофильные операции, как считают в Брюсселе, стали возможны благодаря цифровой трансформации НАТО, которая позволяет увеличить технологическое преимущество альянса во всех сферах вооружённого противостояния. И здесь есть о чём задуматься. Кто стоит за кибероперациями? В отличие от стандартных и более привычных сфер военной деятельности, киберпространство и космос границ не имеют. Например, в 2012-2013 гг.
Причём после распада СССР, для противостояния которому, собственно, и создавался этот военно-политический блок, агрессивные устремления НАТО не только не снизились, но, наоборот, возросли. Кратко процесс разрастания НАТО выглядит так. Претендентами на вступление в альянс уже в ближайшем будущем являются Босния и Герцеговина, Украина и Грузия. Однако только прямым расширением и приёмом новых членов НАТО не ограничивается. Альянс реализует индивидуальные планы партнёрства с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Молдавией и Сербией.
Ожидается, что третью мировую войну отрепетируют полностью — от начала конфликта до прибытия на континент американских подкреплений. Военный бюджет, например, Польши растет как на дрожжах и в следующем году обещает достигнуть 4 процентов от ВВП. Интересно, как это соотносится с их постоянными декларациями об оборонительном характере альянса? Это никак не соотносится. Para bellum Стотысячный корпус, который на протяжении зимы-весны будет тренироваться сражаться с войсками Союзного государства на полигонах Польши и Прибалтики, включает в себя 80 единиц авиатехники, а также 1100 боевых машин, в том числе 133 танка и 533 БМП. Кроме того, 3 — 14 марта в районе норвежских городов Бьерквик и Тромсе пройдут учения морских сил НАТО Nordic Response 2024, в которых примут участие 20 тысяч военнослужащих альянса и 50 кораблей, включая авианосцы вероятнее всего, британские , подводные лодки, эсминцы и десантные суда. Ожидается, что основные действия войск НАТО будут сосредоточены вокруг Сувалкского коридора, узкой полоски земли на пограничье Литвы и Польши. Согласно замыслам западных стратегов, стокилометровый отрезок территории, отделяющий Беларусь от Калининградской области РФ, должен стать местом первого крупного полевого сражения в грядущем конфликте Союзного государства с Североатлантическим альянсом. Недавно попавшие в распоряжение немецкого издания Bild планы действий немецких войск в составе группировки НАТО в Восточной Европе подтверждают, что европейский и американский генералитет считает ахиллесовой пятой своей обороны именно эту локацию и в случае начала полномасштабного конфликта планирует задействовать армию в 300 тысяч человек. В конце минувшего — начале нынешнего года ряд высокопоставленных военных и гражданских деятелей в Европе выступили с пугающими прогнозами о сроках начала надвигающейся бури. В минувшую пятницу он снова поднял эту тему, отметив, что немецкие эксперты считают реальным срок в 5 — 8 лет, который отделяет Берлин от вооруженной конфронтации. Ранее Писториус призывал немцев «привыкнуть» к мысли о неизбежности войны, а также сетовал, что быстро перевооружить бундесвер не получится, поскольку последние 30 лет его финансирование было недостаточным. Солидарен с главой немецкого военного ведомства и глава генштаба армии Бельгии адмирал Мишель Гофман, который полагает, что «Европа должна немедленно подготовиться к возможному военному конфликту с Россией в ближайшие годы». В качестве возможной локации, где все начнется, Гофман назвал Молдову или Прибалтику. На необходимость быть готовым к возможному конфликту указал командующий армией Нидерландов генерал-лейтенант Мартин Вейнен, заявив, что у страны должно быть «достаточно средств сдерживания» возможного противника. Наконец, быть готовыми к возможному началу войны с Россией призвали шведов министр гражданской обороны Карл-Оскар Бюлин и главнокомандующий армией Стокгольма Микаэль Бюден. Из-за океана тоже доносятся воинственные тирады.
Альянс НАТО
Попытка представить НАТО в качестве «миротворческой» организации, позволяющей не допускать межгосударственные и межнациональные конфликты, опровергается самой историей стран, входящих в этот блок. Великобритания уже более столетия не может решить незатухающий межнациональный конфликт, связанный с оккупацией Северной Ирландии. Франция запятнала себя войной в Алжире. А чего стоит тщательно замалчиваемая война в 1970? Нельзя также назвать образцом для подражания периодическое установление военных режимов в странах НАТО, как это было в тех же Греции и Турции. Остановить угрозу войны было возможно лишь активной борьбой за мир. В этих условиях по инициативе СССР развернулось международное движение в защиту мира, которое вскоре превратилось во всемирное.
Первый Всемирный конгресс сторонников мира состоялся в 1949 г. В пятидесятых годах наша страна провозглашает политику, основанную на принципах мирного сосуществования, инициирует переговоры с США о запрещении испытаний оружия массового поражения, о сокращении вооружений. И это несмотря на преимущества СССР и в разработке ядерного оружия, и в создании космической техники. Эта политика давала свои успехи. В июле 1963 г. СССР, США и Великобритания подписывают соглашение о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой, а в октябре вступает в силу соответствующий Московский договор.
В 1970 г. В 1975 г. Но НАТО не спешило отказываться от агрессивных намерений. В декабре 1976 г. Североатлантический совет отклонил предложения стран Варшавского договора об отказе от применения первыми ядерного оружия и об ограничении членства в НАТО. Несмотря на это, мирный процесс требовал дальнейшего сокращения вооружений, который НАТО пыталось обходить.
Так, в 1979 г. С 1983 г. НАТО разворачивает в Европе ядерные ракеты средней дальности. В целом следует сделать вывод, что Европа не пережила за этот период натовской агрессии только потому, что СССР и Варшавский договор их сдерживали тем, что были готовы дать достойный ответ. Но ситуация изменилась коренным образом после разрушения СССР и социалистического лагеря. Начало 90?
Но за этим не последовала ликвидация НАТО. Переход к монополярному миру не привел к уменьшению агрессивных устремлений ведущих империалистических государств. В мире утверждался «новый порядок», в котором группа империалистических стран, так называемый «золотой миллиард», поставила в полную зависимость от своих интересов остальной мир — все более превращающийся в Периферию, теряющую право на развитие. Военному блоку НАТО в этой поляризации отводилась особая роль, которая быстро проявилась и в политике и на практике. Суть его проста — НАТО будет определять необходимые меры по безопасности, выбирать врагов этой безопасности. Если исчезла прямая угроза безопасности для Североатлантического союза, то сохраняется «довольно большая неопределенность в отношении будущего и некоторая угроза безопасности», которая «многогранна и имеет многостороннюю направленность».
За этой расплывчатой формулировкой скрывается право НАТО судить и наказывать любого, кто ему покажется неугодным и опасным. Но империалистическим странам мало господства на своей собственной территории. Пункт 13 Стратегической концепции четко определяет глобальные задачи этого блока: 1 предотвращение распространения оружия массового поражения; 2 предотвращение нарушения потока жизненно важных ресурсов; 3 предотвращение актов терроризма и саботажа. То есть ресурсы всего мира должны служить процветанию стран НАТО, а если кто будет сопротивляться такому порядку, саботировать его, или тем более бороться против него, то для таких и сохранена военная дубинка блока.
Но при этом блок формировался по сути вокруг статьи 5 Вашингтонского договора, которая предполагает коллективную оборону, то есть ответ на вооруженное нападение на одну или несколько стран-членов. Североатлантический альянс имеет постоянные регулярные формирования, которые делают вклад в усилия Североатлантического союза по коллективной обороне на постоянной основе.
Оставалось только устранить последних «непокорных» в Европе. В этот период военные расходы стран НАТО достигают астрономических величин: в 1980 г. США, в 1985-м — 327,9 млрд долл. Одним из элементов «новой доктрины» НАТО стал процесс расширения этой военной организации. С целью развития Стратегической концепции разрабатывается программа «Партнерство ради мира», которая утверждается в начале 1994 г. Согласно этой программе, НАТО намечает ряд мероприятий, направленных на установление сначала контроля за состоянием обороны и вооружений тех стран Европы, которые не входят в блок, в первую очередь стран Варшавского договора. Затем посредством ряда мероприятий планируется установление зависимости этих стран в военных вопросах от НАТО. Главная их цель — лишить эти страны возможности ведения самостоятельной военной политики. Установление такого контроля и зависимости предполагает в первую очередь ликвидацию в этих странах собственной оборонной промышленности — военно-промышленного комплекса. В Программе это направление было утверждено как оказание помощи государствам-партнерам в осуществлении конверсии оборонного сектора. Главный рычаг осуществления — приватизация, выведение оборонных предприятий из-под контроля государства. Основные формы реализации — перепрофилирование, закрытие, прекращение обучения специалистов в военной промышленности. Вторым важным для НАТО моментом создания системы зависимости этих стран в военных вопросах стал вопрос о рассекречивании важнейших научных разработок в военной области, скупке или получении в ходе «научных обменов», «курсов повышения квалификации» и др. Следующим шагом стало переманивание ведущих научных специалистов в военной сфере на работу в страны НАТО — «утечка мозгов». Третьим элементом установления контроля и зависимости стали программы «оптимизации» государственных бюджетов стран-партнеров в соотношении расходов на военные и невоенные нужды. Военные бюджеты этих стран начинают строиться по «рекомендациям» экспертов НАТО. В условиях колоссального развала экономик бывших социалистических стран вследствие реставрации капитализма США и другие страны НАТО как непосредственно, так и посредством международных финансовых институтов предлагают финансовую помощь и кредиты на таких условиях, которые позволяют сначала поставить под контроль финансовую политику страны, а потом и в целом экономику и военные расходы в особенности. Для осуществления такого контроля и создания системы зависимости программа предполагает создание на территории стран-партнеров системы «информационных центров» НАТО с институтом экспертов по различным направлениям. Одновременно задачей этих центров становится формирование положительного имиджа НАТО среди местного населения с целью уменьшения протестного потенциала. В области стратегии программа «Партнерство ради мира» осуществляет ряд мероприятий по привитию национальной политике стран-партнеров натовского видения и понимания сути миротворческих процессов, закрепленного в «новой доктрине». В первую очередь миротворческие мероприятия переориентируются на решение вопросов по «преодолению кризисов» внутри этих стран, созданию механизмов подавления возмущения собственного народа результатами капиталистических реформ. Вторым моментом становится контроль за рынком вооружений и техники. Третьим моментом стратегии становится подчинение внешней политике НАТО в вопросах определения и наказания «неугодных» стран и народов под видом борьбы с терроризмом. Четвертым — использование стран-партнеров для установления контроля НАТО за основными мировыми потоками сырьевых, энергетических и прочих ресурсов в интересах стран НАТО. В военной сфере программа открывает доступ НАТО в воздушное пространство стран-партнеров, позволяет установить контроль за средствами ПВО, контроль за состоянием мобилизационного резерва, состоянием перевооружения. Благодаря программе для НАТО открывается возможность сначала навязать свои стандарты вооружений и техники, а потом и саму технику, вынуждая страны-партнеры покупать оружие НАТО. Только в контексте перечисленных выше задач можно понять суть и направленность тех совместных учений, которые проводятся в рамках программы «Партнерство ради мира». В течение 1994 г. Для ряда стран подписываются индивидуальные программы партнерства, которые становятся подготовкой этих стран к вступлению в НАТО. На встрече в Кёльне 10 июня 1996 г. Благодаря идеологическим, пропагандистским и экономическим усилиям страны НАТО спровоцировали гражданский конфликт внутри Союзной Республики Югославии, после чего было развязано вооруженное вмешательство. В 1994 г. Политики стран НАТО активно стимулировали сепаратизм внутри СРЮ, а потом всеми средствами добивались выполнения требований сепаратистов. Но особо разрушительной и кровавой стала агрессия против СРЮ в 1999 г. Эту агрессию непосредственно осуществляло НАТО, союз 19 наиболее развитых стран, причем 10 из них активно участвовали в агрессии.
Агрессивный военный блок методично и холодно следует своим историческим «принципам» — всеми силами и средствами, не считаясь ни с какими нормами международного права, договоренностями, используя чужие руки, фейки, провокации и откровенную ложь, активизировав всю мощь западной медиа-машины по промывке мозгов рядовых жителей США и Европы, пытается подобраться к нашей стране, чтобы, по сути, ее уничтожить. Но если раньше НАТО сминал относительно небольшие страны, то теперь беспринципные «партнеры» имеют дело с великой и ядерной державой — Россией — и более чем вероятен шанс, что на сей раз они сломают свои зубы. Самая мерзкая организация современной эпохи — блок НАТО. Целью этого военно-политического объединения было уничтожение Советского Союза и социалистических государств. Угрозы в лице мировой социалистической системы уже не было. Но этот чёрный союз остался, потому что главной целью был всё-таки не коммунизм, а Россия и уникальная российская цивилизация. Думаю, всем понятно, что мы сражаемся не с Украиной, а с блоком НАТО, по поручению которого против наших граждан воюет звероподобный киевский режим. НАТО далеко не первый агрессор, с которым нашему народу в его истории пришлось столкнуться.
Что такое НАТО: кто входит, история образования, пятая статья
Польша готова принять у себя ядерное оружие НАТО. Расширение НАТО на Восток (кратко: процесс продолжается с 1999 года, когда к альянсу присоединились Польша, Чехия, Венгрия, и до сих пор) — это серьезная причина исчерпания кредита доверия к организации Североатлантического договора. На этом фоне НАТО существенно уступает России в вооружении, живой силе и индустриальной мощи. 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор о коллективной безопасности, это стало днем образования НАТО. Президент Литвы Гитанас Науседа поддержал стремление своего польского коллеги Анджея Дуды разместить ядерное оружие НАТО в Польше, передает со ссылкой на DW.
Как и зачем создавали НАТО
- 75 лет. И нам это НАТО? Большая история. Выпуск от 07.04.2024
- Зачем создали НАТО и почему у этой организации всегда плохие отношения с Россией
- История создания и деятельность НАТО
- Страны НАТО: полный список, суть, история создания альянса
AT: НАТО направляет на Украину боевые части с целью предотвратить победу России
На саммите НАТО в июле 2016 года Россия признана основной угрозой безопасности для НАТО, а её сдерживание официально провозглашено новой миссией НАТО. Russia closely watches all NATO maneuvers — MFA. С 1957 года с подачи Гелена Ханс Шпайдель стал командующим Объединёнными сухопутными войсками НАТО в Центральной Европе со штаб-квартирой в Фонтенбло. В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе.
НАТО: что это, состав, цели, кто, когда и для чего создал альянс?
У них это не получится», — отметила она. Дипломат подчеркнула, что у России достаточно сил и средств, чтобы обеспечить безопасность и защитить свои интересы на всех направлениях. Также представитель МИД РФ отметила, что Москва наблюдает за проходящими манёврами Североатлантического альянса и делает выводы о том, что риторика и тренировки натовских военных являются элементами гибридной войны, развязанной против России.
После его реализации следует официальное приглашение в Альянс, однако вступление пока так и не произошло. Однако еще весной 2022 года лидеры Альянса и украинское руководство признали, что вступление Украины в НАТО невозможно. Однако в январе 2023 года экс-председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер заявил , что Украина не может вступить в НАТО из-за несоответствия требованиям Альянса.
В Кремле сообщали, что Россия ответит на вступление Финляндии в Альянс, приняв контрмеры в тактическом и стратегическом плане. Вместе с тем глава МИД страны Билльстрем заявил , что Швеция не хочет размещения постоянных баз Альянса на своей территории. Североатлантический альянс неоднократно нарушал границы зоны своей ответственности, грубо попирая международное право, в том числе Устав ООН и Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. Без согласия Совета Безопасности ООН или в нарушение прописанного в них мандата Альянс предпринял ряд военных интервенций за пределами зоны своей ответственности. Так, силы Альянса приняли участие в боевых действиях в 1994—1995 годах в Боснии и Герцеговине, проведя ряд операций, в том числе организовав воздушное прикрытие сил ООН.
Операция стала первой крупномасштабной военной акцией в истории НАТО. Официальным поводом начала военных действий было объявлено присутствие сербских войск на территории края Косово и Метохии. В период с 24 марта по 10 июня 1999 года была проведена бомбардировка Югославии, которая в документах НАТО указана как "операция" "Союзная сила". Американцы и их союзники атаковали как военные, так и гражданские объекты, вызвав масштабный гуманитарный кризис. По данным из открытых источников, в итоге погибли свыше 1,7 тысячи мирных жителей, в том числе почти 400 детей.
С 2003 года руководит Международными силами безопасности в Афганистане ИСАФ , с 2005 года осуществляет миссию в Ираке по подготовке кадров для иракских силовых структур, с 2008 года — участвует в операциях у берегов Африканского Рога, с 2011 года в Ливии — "Объединенный защитник" Unified Protector по поддержке оппозиционных формирований.
Но потеря Крыма ускорила события. Кроме Крыма, есть ещё база в Севастополе, которую РФ не согласна потерять вместе со всем Черноморским флотом, хотя сама же базу и прощелкала при Ельцине, признав Севастополь Украинским. Время полета ракеты с Украины до Москвы больше, чем время полета ракеты с Прибалтики. А ведь прибалты тоже члены НАТО. И обратите внимание, что РФ в декабре 2021 в последний раз попробовала решить всё мирным путём. Давайте посмотрим на историю: 1992 Украина после получения независимости присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества.
В первую половину 1990-х в дипломатических кругах активно шли дискуссии по поводу этого вопроса.
В 1994 году организация запустила программу «Партнерство во имя мира», в рамках которой НАТО устанавливало сотрудничество со странами Восточной Европы, в том числе и с Россией. Ее целями стали : помощь по достижению прозрачности военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств-партнеров; помощь по проведению реформ в вооруженных силах; расширение и активизация политического и военного сотрудничества, повышение международной стабильности; совместная работа над научными и экологическими проектами; укрепление отношений между государствами. Фактически все сотрудничество приостановилось после начала вооруженного конфликта на востоке Украины. Альянс обвинил Москву в военном вмешательстве и агрессивных действиях, а также в «незаконной аннексии Крыма». В апреле альянс запретил доступ в штаб-квартиру для всех сотрудников российской миссии, кроме постпреда, его заместителя и помощника. Деятельность России в «Партнерстве во имя мира» была приостановлена. Эта интервенция называлась «Обдуманная сила». Тем не менее в первой половине 1990-х альянс проводил операции по помощи США во время войны в Персидском заливе, контролируя Средиземное море, а также создавал воздушные и морские блокады на Балканах.
В конце 1990-х организация продолжила прямым образом вмешиваться в ход действий гражданской войны в Югославии. Завершением этого стала кампания «Союзная сила», когда НАТО провело бомбардировки югославских вооруженных сил де-факто сербов. Результатом стала гибель около 1,5 тыс. Было установлено , что нападение на США совершилось извне, что давало возможность другим государствам-членам альянса помочь этому государству в борьбе с агрессором. В октябре 2001 года НАТО запустило две операции: «Помощь орлу» и «Активные усилия», в рамках которых принимались воздушные и морские антитеррористические меры. Также в Афганистан был введен военный контингент организации под названием «Международные силы содействия безопасности». Он находился там до 2014 года. Самой яркой стала кампания «Океанский щит».
Альянсу удалось снизить активность бандитов, однако полностью проблема не была искоренена. В 2011 году организация провела бомбардировки Ливии для свержения Муаммара Каддафи в рамках операции «Союзный защитник». Диктатора удалось свергнуть, однако страна погрузилась в гражданскую войну и затяжной кризис, который продолжается до сих пор. Сейчас в альянс входит 30 стран. Десятая статья Североатлантического договора гласит : «Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору». Эта формулировка лежит в основе так называемой «политики открытых дверей» альянса, в рамках которой к НАТО может присоединиться любое европейское государство. Однако для этого его заявку должны одобрить все 30 стран-участниц организации. Если хотя бы одна будет против, то предложение отклонят.
При этом кандидат на вступление в НАТО должен соответствовать следующим «минимальным критериям»: уважать ценности Североатлантического договора; обладать функционирующей демократической политической системой, основанной на рыночной экономике; справедливо относиться к национальным меньшинствам; быть готовым решать конфликты мирным путем; быть способным и готовым «делать военные вложения в операции НАТО»; обладать приверженностью к демократическим гражданско-военным отношениям и институтам. Они ведутся в штаб-квартире альянса в Брюсселе совместно с его экспертами и представителями страны-кандидата. Цель — проверка государства на соответствие стандартам организации.
Захарова: НАТО пытается втянуть Россию в гонку вооружений
В год 65-летия образования Североатлантического альянса стало очевидно, что НАТО не только не изменил свою суть с исчезновением Организации Варшавского Договора, но усилила свою военную составляющую за счет новых стран-участниц альянса. 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор о коллективной безопасности, это стало днем образования НАТО. Объединение западных стран в НАТО, 4 апреля 1949 года, началось с угрозы, которая "исходила" от Советского Союза.
НАТО отметил юбилей
Если исчезла прямая угроза безопасности для Североатлантического союза, то сохраняется «довольно большая неопределенность в отношении будущего и некоторая угроза безопасности», которая «многогранна и имеет многостороннюю направленность». За этой расплывчатой формулировкой скрывается право НАТО судить и наказывать любого, кто ему покажется неугодным и опасным. Но империалистическим странам мало господства на своей собственной территории. Пункт 13 Стратегической концепции четко определяет глобальные задачи этого блока: 1 предотвращение распространения оружия массового поражения; 2 предотвращение нарушения потока жизненно важных ресурсов; 3 предотвращение актов терроризма и саботажа. То есть ресурсы всего мира должны служить процветанию стран НАТО, а если кто будет сопротивляться такому порядку, саботировать его, или тем более бороться против него, то для таких и сохранена военная дубинка блока.
Не снимается и подозрительность к странам, переставшим противостоять идеологически, но имеющим мощный военный потенциал, в том числе и к России, как об этом говорится в п. При этом Стратегическая концепция сохраняет подчиненное положение европейских стран перед США, подкрепленное присутствием американских обычных и ядерных вооруженных сил. Оставалось только устранить последних «непокорных» в Европе. В этот период военные расходы стран НАТО достигают астрономических величин: в 1980 г.
США, в 1985-м — 327,9 млрд долл. Одним из элементов «новой доктрины» НАТО стал процесс расширения этой военной организации. С целью развития Стратегической концепции разрабатывается программа «Партнерство ради мира», которая утверждается в начале 1994 г. Согласно этой программе, НАТО намечает ряд мероприятий, направленных на установление сначала контроля за состоянием обороны и вооружений тех стран Европы, которые не входят в блок, в первую очередь стран Варшавского договора.
Затем посредством ряда мероприятий планируется установление зависимости этих стран в военных вопросах от НАТО. Главная их цель — лишить эти страны возможности ведения самостоятельной военной политики. Установление такого контроля и зависимости предполагает в первую очередь ликвидацию в этих странах собственной оборонной промышленности — военно-промышленного комплекса. В Программе это направление было утверждено как оказание помощи государствам-партнерам в осуществлении конверсии оборонного сектора.
Главный рычаг осуществления — приватизация, выведение оборонных предприятий из-под контроля государства. Основные формы реализации — перепрофилирование, закрытие, прекращение обучения специалистов в военной промышленности. Вторым важным для НАТО моментом создания системы зависимости этих стран в военных вопросах стал вопрос о рассекречивании важнейших научных разработок в военной области, скупке или получении в ходе «научных обменов», «курсов повышения квалификации» и др. Следующим шагом стало переманивание ведущих научных специалистов в военной сфере на работу в страны НАТО — «утечка мозгов».
Третьим элементом установления контроля и зависимости стали программы «оптимизации» государственных бюджетов стран-партнеров в соотношении расходов на военные и невоенные нужды. Военные бюджеты этих стран начинают строиться по «рекомендациям» экспертов НАТО. В условиях колоссального развала экономик бывших социалистических стран вследствие реставрации капитализма США и другие страны НАТО как непосредственно, так и посредством международных финансовых институтов предлагают финансовую помощь и кредиты на таких условиях, которые позволяют сначала поставить под контроль финансовую политику страны, а потом и в целом экономику и военные расходы в особенности. Для осуществления такого контроля и создания системы зависимости программа предполагает создание на территории стран-партнеров системы «информационных центров» НАТО с институтом экспертов по различным направлениям.
Одновременно задачей этих центров становится формирование положительного имиджа НАТО среди местного населения с целью уменьшения протестного потенциала. В области стратегии программа «Партнерство ради мира» осуществляет ряд мероприятий по привитию национальной политике стран-партнеров натовского видения и понимания сути миротворческих процессов, закрепленного в «новой доктрине». В первую очередь миротворческие мероприятия переориентируются на решение вопросов по «преодолению кризисов» внутри этих стран, созданию механизмов подавления возмущения собственного народа результатами капиталистических реформ. Вторым моментом становится контроль за рынком вооружений и техники.
Третьим моментом стратегии становится подчинение внешней политике НАТО в вопросах определения и наказания «неугодных» стран и народов под видом борьбы с терроризмом. Четвертым — использование стран-партнеров для установления контроля НАТО за основными мировыми потоками сырьевых, энергетических и прочих ресурсов в интересах стран НАТО. В военной сфере программа открывает доступ НАТО в воздушное пространство стран-партнеров, позволяет установить контроль за средствами ПВО, контроль за состоянием мобилизационного резерва, состоянием перевооружения. Благодаря программе для НАТО открывается возможность сначала навязать свои стандарты вооружений и техники, а потом и саму технику, вынуждая страны-партнеры покупать оружие НАТО.
Только в контексте перечисленных выше задач можно понять суть и направленность тех совместных учений, которые проводятся в рамках программы «Партнерство ради мира». В течение 1994 г.
Цель организации Цель создания организации продекларирована в преамбуле Североатлантического Договора Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами. Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе.
Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г. Смотри также: Текст Североатлантического Договора Редактировать Органы управления блока Главным руководящим политическим органом альянса, которому делегированы полномочия по принятию решений, является Североатлантический совет САС. В его функции входят проведения регулярных консультаций и принятия решений по всем вопросам, затрагивающим безопасность государств-участников. В соответствии со статьей 9 САС наделен полномочиями по созданию «вспомогательных органов, в которых может возникнуть необходимость» в целях выполнения Договора.
Как правило, САС собирается на регулярные один раз в два года сессии на уровне глав государств и правительств, два раза в год — на уровне министров обороны и иностранных дел.
Страны входят в НАТО, а потом их почти никто не спрашивает, когда размещают у них определённые виды вооружений. Так появились элементы системы противоракетной обороны в Румынии. Сейчас будут скоро в Польше. Это совсем близко от наших границ. Это, конечно, представляет для нас угрозу, потому что это попытка нивелировать наш стратегический ядерный потенциал, - подчеркнул президент России Владимир Путин. Стоит упомянуть, что в НАТО установлена монополия на продажу оружия и военной техники государствам-партнерам. Среди основных требований было: - не использовать территорию других государств в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения на Россию; - исключить дальнейшее расширение НАТО на восток, не принимать в альянс бывшие страны СССР, особенно Украину и Грузию, которые стремятся стать членами содружества; - не создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами НАТО, а также использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности; - не размещать вооружение в тех районах, откуда оно может поражать цели на территории России; - отказаться от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования и ядерного оружия вне национальной территории. Однако договориться о мире не удалось. НАТО заявило, что решение о членстве Украины будет принимать только сам Киев и 30 уже действующих участников.
После развала СССР западные страны на словах заверяли Москву, что не будут расширять блок в направлении российских границ. В 2009 - Албания и Хорватия. В 2017 - Черногория. В 2023 - Финляндия.
В 2024 - Швеция. В 2022 году генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг официально заявил, что процесс расширения организации в восточном направлении нацелен на "сдерживание" России и является ответом на ее якобы "агрессивные действия". Организация одобрила намерения скандинавских государств, однако, для окончательного завершения процесса присоединения требуется ратификация соответствующих протоколов со стороны всех стран-участниц. И если в отношении Финляндии эта процедура прошла без задержек, то против вступления Швеции выступили Венгрия и Турция.
После длительного периода согласований Будапешт и Анкара все-таки дали свое согласие на присоединение Стокгольма к альянсу. В соответствии с процедурными нормами 7 марта 2024 года протокол о присоединении Швеции к НАТО был передан на хранение в Госдепартамент США, а 11 марта состоялась торжественная церемония поднятия флага в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, после чего Швеция официально стала 32-й страной блока. Возможное их участие в НАТО вызывает серьезные разногласия внутри организации, поскольку в альянсе опасаются, что это может привести к негативным политическим последствиям. Помимо этого, потенциальные кандидаты не соответствуют внутренним критериям для членства в организации.
По оценкам аналитиков, окончательное присоединение этих стран к альянсу, если вообще состоится, является делом "далекого будущего" и используется натовскими столицами скорее в качестве способа давления на Россию. Страны - участники индивидуального партнерства ИПП В альянсе существует программа индивидуального партнерства ИПП со странами, которые не являются членами блока. НАТО и Россия 1991 год. Россия присоединилась к натовской программе "Партнерство во имя мира".
Этот документ стал основой для укрепления отношений Москвы с натовскими столицами. Главной целью этого органа стала координация военно-политических действий Москвы и Брюсселя, в первую очередь, в сфере борьбы с терроризмом. В частности, РФ и альянс сотрудничали в рамках проводимой натовцами антитеррористической операции в Афганистане. Москва предоставила возможность натовским военным совершать транзит грузов в Афганистан через свою территорию.
После проведения Россией операции по принуждению Грузии к миру с целью защиты мирных граждан Южной Осетии и российских миротворцев, в НАТО резко осудили действия Москвы. Альянс оказывал всяческую поддержку Тбилиси по восстановлению военной инфраструктуры и ее оборонного потенциала, а впоследствии активно продвигал идею скорейшего вступления Грузии в блок. В Брюсселе заявили об "угрозах европейской безопасности" из-за действий Москвы и призвали полностью пересмотреть весь спектр взаимодействия с ней. Альянс фактически отказался от выполнения договоренностей в рамках Основополагающего акта, приостановив любое политическое и военное сотрудничество с Москвой.
Неоднократно Брюссель объявлял персонами нон грата российских дипломатов, аккредитованных при НАТО, блокировал работу российского постпредства. На саммите руководство блока официально признало Россию "главной угрозой безопасности для альянса", а основной целью организации было обозначено "сдерживание". Встреча НАТО на высшем уровне подтвердила такой подход и обозначила вектор организации на наращивание военного потенциала, включая военную инфраструктуру у границ с Россией. После очередной высылки российских дипломатов из постпредства при НАТО российское министерство иностранных дел объявило о "закрытии на неопределенный срок" диппредставительства при блоке.
В опубликованном Москвой варианте договора с США и НАТО предлагалось закрепить соглашения об отказе от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования вне своей территории и недопустимость дальнейшего расширения НАТО на восток. Ответа из западных столиц не поступило. Несмотря на некоторую нормализацию отношений с Россией после развала СССР, в НАТО никогда не отказывались от политики экспансии на Восток, а также наращивания своего военного потенциала. По словам президента России Владимира Путина, он неоднократно задавал представителям блока вопрос: "Зачем вы это делаете, в чем смысл?