Блок текстов, посвященных творчеству Алексея Балабанова в рамках постсоветского проекта ИК «Пролегомены» (куратор — Елена Стишова), открывает эссе Юрия Гладильщикова. Алексей Балабанов рассказывал о своем детстве: «Я рос хулиганом, много стрелял из рогатки. Тайны личной жизни и подробности биографии персоны Алексей Балабанов на сегодня: актуальные фото и последние новости на сайте Причина смерти Алексея Балабанова волнует всех его многочисленных поклонников. С 1990 года Балабанов жил и работал в Санкт-Петербурге.
Комментарии
- Режиссёр Балабанов: «Мама дружила с Ельциным, а мне политика – по барабану»
- Интервью с кинорежиссером Алексеем Балабановым
- Итоги недели: прощание с Алексеем Балабановым
- Первые фильмы, путешествия и рок
- Причина смерти Алексея Балабанова. Биография и фильмография режиссера
- Трагическая смерть
Итоги недели: прощание с Алексеем Балабановым
Вспоминаем о 10 картинах большого мастера, доказывая, насколько разносторонним автором он был. И без ранних лент режиссера понять, откуда взялась его стилистика и как она развивалась трудно. Первые две полнометражные ленты — «Счастливые дни» и «Замок» — с одной стороны, были весьма вольными экранизациями классики модернистской литературы пьесы Беккета и романа Кафки. С другой, эти тексты идеально ложились на ленинградскую кинематографическую традицию — сумрачную, немного абсурдистскую, черно-белую, наполненную музыкой и шумами.
Это правда, что в сценарии нет ни одной специально сочиненной фразы? Что все было Вами где-то услышано, а акт сочинительства отсутствует? Но основа реальная. То, что мне рассказали люди, которые снимались в кино, это все настоящее. Некоторые Ваши фильмы разошлись по цитатам в народ: "В чем сила, брат?
Как Вы думаете, "Я тоже хочу" ждет такая же судьба? И здесь пойдет, и с "Кочегара" пойдет... И этот фильм примут. В сентябре в Анапе на фестивале "Киношок" его не приняли, я так понял. А в Венеции восприняли очень хорошо, долго-долго огромный зал аплодировал, меня заставили встать и кланяться, для меня это было неожиданно. Итальянские газеты написали, что это лучший фильм Венецианского кинофестиваля. Но то итальянцы, а это — русские. И мне очень знаете как-то так...
Вас не смущает напрашивающееся сравнение фильма со "Сталкером"? Хотя бы в основной сюжетной коллизии… — Меня сравнения не смущают, потому что фильм "Сталкер" мне не нравится. На мой взгляд, он очень глупый, там бросают гайки, ходят и разговаривают на псевдофилософские темы. Единственно, мне там нравится Кайдановский, он был мой товарищ. А остального ничего нет. Тогда можно предположить, что Ваша картина полемична по отношению к "Сталкеру"? Мне у Тарковского нравятся только "Андрей Рублев" и "Иваново детство", я считаю, что это два гениальных фильма. А больше мне ни одного его фильма не нравится.
Вы изначально планировали исполнить роль Режиссера в фильме, или это пришло во время съемок? И был принципиальный подход, что артистов в кино не будет. Отсутствие на экране профессиональных актеров — это вызов остальному кинематографическому миру? Просто мне кажется, что так интереснее и лучше, вот и все. Какой вызов... Кого я буду вызывать? Мне нравится сейчас снимать не артистов, а именно людей, которые органичные, которые личности, не испорченные театром. Как Вы подбирали своих героев?
То вдруг растолковал, что его фильм — про пионеров кинематографии. То объявлял, что фильм, на самом деле, очень светлый — про любовь, а все герои, даже мерзкие порнографы, на самом деле очень хорошие. То говорил про конец века и рубеж времен, когда происходит слом всего и вся еще бы не говорил, пережив кинокризис после распада СССР. То и вовсе выступал в функции просветителя: объяснял, что порка по-научному — флоггинг была самым модным сексуальным извращением XIX века, поскольку детей и подростков всю дорогу секли, и в конечном счете от прилива крови к эрогенным ягодицам они начинали получать наслаждение и желали повторений во взрослом возрасте. Как мне кажется, сняв «Про уродов и людей», Балабанов стал автором одной из лучших художественных шуток в истории мирового кино.
Балабанову каким-то образом удалось снять панорамы абсолютно пустого Петербурга — без людей и машин. Герои обитают в голом городе — лишь изредка появляются другие случайные персонажи, причем сразу толпами. Это главным образом и отсылает к Кафке. Суждения о фильме до сих пор диаметрально противоположны. Одни говорят, что более омерзительного зрелища кинематограф еще не порождал.
Другие обнаруживают массу достоинств — говорят, например, о смердяковщине, о сологубовщине, о том, что фильм приоткрывает изначальную связь кинематографа с пороком. Самое интересное, что и этот фильм я во время его каннского показа не принял. Но прошел год, и я в ТВ случайно обнаружил «Брата» — и не смог оторваться. После этого я пересмотрел фильм раз десять — и понял, насколько это умное, тонкое, истинно художественное и социально актуальное произведение. Если бы у нас был тогда развит цивилизованный прокат, «Брат» стал бы первым российским кинобестселлером.
По-американски — блокбастером. Это редкая отечественная картина, которую следует признать культовой. Сколько миллионов пиратских кассет «Брата» появилось на подпольном рынке, теперь не сосчитать. Полагаю, именно «Брата», а вовсе не «Аватар» следует считать рекордсменом российского кинорынка за всю его историю[За постсоветское время «Брат 2» стал единственной российской лентой в десятке лидеров проката по данным бизнес-аналитика С. Лаврова — прим.
При этом адекватно «Брата» не поняли: ни гопники, ни интеллектуалы. Между тем это концептуальный фильм интеллигента о новом для России и нередком для мира потерянном поколении. Данила Багров в фантастическом исполнении Сергея Бодрова — младшего, чья ранняя гибель, как говорят близкие Балабанова, всерьез подкосила Алексея Октябриновича, не только солдат-супермен, но и отчаянно запутавшийся в непонятной новой жизни русский мальчик. Именно в «Брате» впервые проявились противоречивые политические взгляды Алексея Балабанова — русского режиссера, метавшегося в своих раздумьях об участи страны и народа от впитавшейся в кровь русофилии до отчаянной, обусловленной талантом и наблюдениями русофобии. Чехов, Бунин, Набоков — величайшие из великих талантов России — были, пожалуй, в той же степени русофилами и русофобами одновременно.
После «Брата» пошла череда балабановских картин, в которых он четко выразил то, что думает о российской власти. В «Войне», «Жмурках», «Мне не больно», «Кочегаре», «Я тоже хочу» он равно ненавидит братков и ментов , а также гэбистов, являющихся оплотом скверного для него российского режима. Он всегда за одиночек-маргиналов, которые пытаются сопротивляться общественной системе. И еще — он за военных. За русское офицерство.
Вот кому он всегда отдавал честь. Увы, в «Брате 2» ,который как кино я тоже часто пересматриваю, режиссер Балабанов и его продюсер Сельянов пошли за толпой, решили соответствовать ее устремлениям — и сделали не трагический фильм о поколении, каким был первый «Брат», а конъюнктурную фигню о том, как наш брат мочит ненавистных ура-патриотам долбаных америкосов. Или антипатриот Дополнение к предыдущей главке. Патриот, говорите? Через кордоны пропускают только за взятки, даже если необходимо спасти людей, взятых на Кавказе в заложники ради выкупа.
Причем среди заложников могут оказаться как русские, так и иностранцы. Но официальные органы помогают спасти их лишь на словах. После чего продолжают убивать. Наконец, «Река» — легендарно незаконченная работа Алексея Балабанова 2002 года в автокатастрофе погибла исполнительница одной из главных ролей — фильм про любовные страсти в среде якутов конца XIX века, которые вдобавок загнаны в гетто, поскольку больны проказой. Якутов при этом успели обратить в православие.
У фильма есть короткий смонтированный вариант. Коллега Михаил Трофименков написал примерно следующее: более антиколониального фильма в мировой истории не было. Вы все еще считаете Балабанова ксенофобом? Его невозможно загнать в концепцию. Хотя я это сейчас и пытаюсь сделать.
Концепция, собственно, в том, что Балабанов всегда оставался самостоятельным, никому не подвластным, в меру злым, абсолютно невоспитанным, иногда неподвластным самому себе талантливым автором. Вторым стал снятый спустя год «Морфий». Дело происходит в провинции 1984-го. Это страна без прикрас: с кошмарно дымящими заводами и убогим Черненко. Девочка лет 17, дочь партбосса сдуру приходит на танцульки, где связывается с другом своей подруги.
Тот ходит в майке с надписью «СССР». Это кажется проколом фильма: в те годы не ходили в майках с «СССР». Это не было крутым: все равно что заявиться на дискотеку с комсомольским значком. Да и маек столь высокого коттонового качества тогда не существовало. Но для Балабанова, как потом понимаешь, майка имеет концептуальный смысл.
Скотина в майке «СССР», будущая фарца, из которой выросли политики и бизнесмены 90-х — 2000-х, напившись, везет девушку за добавкой на хутор, где торгуют самогонкой. В итоге юная и глупая становится пленницей мента-маньяка, убийцы-импотента. С самого начала ощущаешь то, что именуется саспенсом. Вроде бы все нормально.
Пересказать сюжет фильмов Балабанова сложно — их нужно смотреть. Режиссер говорил: «Фильм, который можно рассказать словами, и снимать не стоит. Я не люблю длинно рассказывать — я люблю кино снимать. Хотя вовсе не считаю, что кинематограф — это такое великое искусство, которое, как воздух, необходимо народу». Главное, о чем он их просил на съемочной площадке, — «не играть» и «не перетопить», то есть оставаться в кадре максимально естественными и не демонстрировать фальшивых эмоций. Часто он приглашал непрофессиональных или начинающих актеров, чтобы получить максимально достоверную реакцию: «Я хочу, чтобы все было настоящее. Чтобы люди поверили». Наверное, именно поэтому любимым актером Балабанова стал Сергей Бодров-младший: «Он обаятельный. И совсем не актер… Он просто органично существует в пространстве». Говорю ему: «У меня ноги мерзнут... Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались». Его любимой присказкой на площадке была фраза: «Давайте, ребята, снимаем талантливо! Близкими друзьями для него стали Виктор Сухоруков, вместе с которым режиссер с супругой какое-то время жили в одной квартире, и Сергей Бодров-младший, ставший его главным открытием. Преждевременная трагическая гибель актера в 2002 г. Его жена Надежда рассказывала: «Жизнь после этого была очень странная. Мы не спали вообще… Леша начал пить.
Первые фильмы, путешествия и рок
- Военный переводчик
- Алексей Балабанов:"Мы умрем -страна изменится"
- Главные новости
- Алексей Балабанов (25.02.1959) - режиссер, сценарист, биография и фильмография
Секс, наркотики и рок-н-ролл: 10 фильмов Алексея Балабанова
Создателю культового кино, многогранно талантливому режиссеру Алексею Балабанову накануне исполнилось бы 65 лет. Мать Балабанова настаивала на том, что он должен учиться в школе с углублённым изучением английского языка. Алексей Балабанов интервью практически не дает.
Хулиган и картежник: детство режиссера
- Дата рождения
- Курсы валюты:
- Алексей Балабанов: «Я никогда в жизни не делал того, что мимо. Мимо меня»
- Тяжёлые фильмы, развод и внезапная смерть: 64 года со дня рождения Алексея Балабанова!
- Алексей Балабанов: «Я умру, а вы останетесь»
- Алексей Балабанов: «Так оказалось, что я здесь живу» – Журнал «Сеанс
Алексей Балабанов
Алексей Балабанов — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, член Европейской киноакадемии. Балабанов никогда не занимал руководящих постов, за исключением режиссерского стула на съемочной площадке. Причина смерти Алексея Балабанова, а также его биография и фильмография интересуют тысячи людей в нашей стране. Балабанов делал кино, на которое мало кто был способен. — Для человека, который никогда не общался с Балабановым, а судит о нем только по фильмам, он кажется человеком нелюдимым, мизантропом даже. Алексей Балабанов. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Актриса Светлана Письмиченко рассказала "Петербургскому дневнику", как училась водить трамвай на съемках фильма "Брат".
Балабанов Алексей Октябринович
В начале 2023 года два башкирских завода, на которых работает Балабанов, вошли в ГК "Росхим". Оба, помимо прочего, специализируются на производстве каучуков — сырья в том числе для производителей шин. СНХЗ много лет являлся партнером "Нортека", поставляя ему несколько тысяч тонн продукции, сообщал сайт башкирского предприятия. В 2021 году делегация Алтайского края, в которую входили министр промышленности края и представители "Нортека", посещала СНХЗ. А руководство "Синтез — Каучук" приезжало в Барнаул. Но тогда предприятия входили в "ТАУ "Нефтехим". Инсайдеры говорят о возможной связи "Росхима" с госкорпорацией.
Алексей Октябринович тяжело переживал утрату. Желая помочь товарищу выйти из кризиса, Аркус Сельянов, один из друзей режиссера, предложил тому снять две картины по чужим сценариям. Балабанов сперва выпустил черную комедию под названием «Жмурки», а затем трогательную мелодраму «Мне не больно». Немного отвлекшись, в 2007 году он погрузился в работу над кинокартиной «Груз-200».
Этот фильм создавался молниеносно — сценарий режиссер написал за месяц, и полтора ушло на съемки. Сюжетом ленты стала реальная история девушки, похищенной милиционером. Картина резко выделялась количеством насилия и шокирующей жестокости. После прочтения сценария Е. Миронов и С. Маковецкий решительно отказались от главной роли, и в основного персонажа перевоплотился Алексей Полуян. Анжелику исполнила Агния Кузнецова , бывшая на тот момент студенткой Щукинского. Когда лента вышла в прокат, кассиры отговаривали посетителей от просмотра и не желали продавать билеты. На фестивале «Кинотавр» Балабанов получил первый приз. Сценарий написал Бодров-младший по известному рассказу Булгакова.
За экранизацию фильма режиссер взялся в память о погибшем друге. Снимать картину «Кочегар» гениальный кинодеятель начал в свой день рождения в 2010 году. Критики отметили, что главный герой похож на Алексея Октябриновича: тельняшка, панама афганка , а малюсенькая кочегарка Скрябина — отражение внутреннего состояния Балабанова — растерянного, запертого и чувствующего приближение смерти. Еще более «автобиографическая» картина, ставшая последней в его жизни — «Я тоже хочу», созданная в 2012 году. В ней пятеро людей устремились к мистической Колокольне счастья. В фильме Балабанов сыграл себя, по сюжету счастье ему не положено. Это первый фильм режиссера, когда он использовал цифровую камеру. Личная жизнь Алексей Балабанов был женат дважды. С первой женой Ириной он познакомился в столице, когда приехал обучаться на Высшие курсы режиссеров и сценаристов. У них родился сын Федор, но это брак не спасло.
Через 2 года Алексей и Ирина решили расстаться. Со второй супругой Надеждой Васильевой режиссер познакомился на съемках кинокартины «Замок», где девушка работала художником по костюмам. В 1995 году Надежда одарила Балабанова вторым ребенком — сыном Петром. Балабанов со второй супругой Последние годы Алексей Октябринович провел в кругу близких людей. С ним была любящая участливая жена и сыновья. Скончался Алексей Октябринович Балабанов 18 мая 2013 года. Официальной причиной смерти указывается сердечный приступ. Но его супруга считает, что виной стал резкий отказ от курения и алкоголя, к которым гениальный кинодеятель был неравнодушен. В то время Алексей Октябринович находился в санатории «Дюны» в небольшом городке Сестрорецке неподалеку от Петербурга и трудился над очередным сценарием. Похоронен режиссер в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище.
Несмотря на экономическое образование Федора, работа отца его очень интересовала. После ухода режиссера из жизни сыновья решили при помощи его коллег завершить начатые проекты гениального творца.
Алексей Балабанов, причина смерти которого интересует многих поклонников, с детства устраивал домашние спектакли. Но после окончания средней школы он поступил в Горьковский институт на переводческий факультет. Многих знакомых и родственников Алексея выбор им профессии сильно удивил. На пути к успеху В период с 1983-го по 1987 год наш герой работал на Свердловской киностудии. Его назначили ассистентом режиссера. Именно тогда Балабанов осознал свое главное предназначение в жизни: он должен снимать фильмы.
В 1990 году Алексей Октябринович записался на курсы режиссеров и сценаристов. Там он набрался немало теоретических знаний и практического опыта. Его дипломной работой стал фильм под названием «Егор и Настя». Алексей Балабанов: фильмография Первую полнометражную киноленту наш герой снял в 1991 году. Она получила название «Счастливые дни». Это была вольная экранизация одноименного произведения Сэмюэля Беккета. Вскоре зрители смогли оценить фильм «Пограничный конфликт». Сценарий был написан Надеждой Хворовой, а ее соавтором выступил Алексей Балабанов.
В 1994 году герой нашей статьи выпустил второй по счету полнометражный фильм. На этот раз он решил экранизировать роман «Замок», созданный Францем Кафкой. Члены жюри ежегодной премии «Ника» оценили его работу и вручили главный приз. Многие актеры известные и начинающие мечтали сняться у такого замечательного режиссера, как Алексей Балабанов.
Отдельной страницей биографии стало участие в Афганской войне. В родной город Алексей возвратился в 1983 году. Он уже знал, что не будет работать по специальности. Отец устроил сына на киностудию в качестве ассистента режиссера документального кино. В то время Свердловск переживал расцвет андеграундной культуры.
В городе появилась своя школа рок-музыки. Алексей Балабанов был лично знаком с участниками группы «Наутилус Помпилиус». Музыка этого коллектива впоследствии сопровождала многие картины великого режиссера, сливаясь в единое целое с эстетикой Балабанова. Дебютной работой режиссера стала картина «Раньше было другое время», снятая в 1985 году. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, куда пригласил друзей из группы «Наутилус». Картина длится меньше 20 минут. Первый вышедший в прокат проект назывался «Счастливые дни». Главную роль в нем исполнил Виктор Сухоруков. В дальнейшем он стал одним из постоянных участников актерского состава в фильмах.
Вместе они учредили кинокомпанию «СТВ», благодаря которой Балабанов и снял большинство фильмов.
Режиссеру Алексею Балабанову 25 февраля исполнилось бы 65 лет
Мать, Инга Балабанова, после рождения сына решила продолжить свое обучение: она поступила в ординатуру и занялась научной работой. Алексей Балабанов Aleksei Balabanov. Всё про советского и российского режиссера Алексея Балабанова. Балабанов был человеком с добрым сердцем и очень жалел тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Путь в большое кино начался в 1991 г., когда по своему сценарию Балабанов поставил фильм "Счастливые дни" и выступил соавтором сценария к фильму Надежды Хворовой "Пограничный конфликт".
Балабанов Алексей Октябринович
одна из ярчайших фигур современного русского кино. В прокат выходит документальный фильм "Алексей Балабанов. Аркус не спрашивает Балабанова, как он снимал Никиту Михалкова в роли эксцентричного бандюгана в «Жмурках». В 1998-м выходит еще одна значительная работа Балабанова — картина «Про уродов и людей». Даже когда Балабанов решил сыграть в картине самого себя — режиссера, члена европейской киноакадемии, умирающего на ступенях «Колокольни счастья».