Законом регулируются избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иные вопросы, связанные с проведением указанных выборов.
Путин подписал закон о об особенностях проведения выборов в новых регионах России
По закону (ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12.06.2002 № 67-ФЗ, статья 2) вместо паспорта можно предъявить. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в любой день, включая день выборов, может заявить в участковую. Гарантии избирательных прав граждан выступают защитой от возможных нарушений в ходе выборного процесса. 4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
2. Избирательные права граждан
Практика В Госдуму внесли проект об улучшении идентификации кандидатов на выборах По мнению авторов новеллы, шестнадцатилетних граждан вполне можно наделить политическими правами. Ведь в этом возрасте они могут заключать трудовые договоры и в исключительных случаях вступать в брак.
N 531-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Обзор документа В законодательство ввели нормы о выборах в условиях военного положения. В Закон об основных гарантиях избирательных прав внесены изменения, устанавливающие особенности проведения выборов на территориях, где введено военное положение. Возможно сокращение сроков избирательных действий.
Кроме того, законодательством может быть ограничено активное и пассивное избирательное право гражданина. Так, не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Конституцией так же установлены некоторые ограничения пассивного избирательного права.
Если у вас есть прописка в Москве, заявление подавать не нужно. Как проголосовать на избирательном участке в Москве В Москве можно будет проголосовать онлайн или на участке. Избирательные участки в Москве будут открыты с 08:00 до 20:00 все три дня. Проголосовать, используя бумажный бюллетень, возможно только по месту постоянной регистрации или прикрепления. Также можно будет отдать свой голос на любом удобном участке с помощью специального терминала электронного голосования ТЭГ , выдающего электронные бюллетени. На сайте Мосгоризбиркома сказано, что граждане России смогут проголосовать на любом избирательном участке Москвы с использованием терминала электронного голосования, а проголосовать с помощью бумажного бюллетеня можно будет на избирательном участке, указанном в заявлении о голосовании по месту нахождения. Однако если москвич прикрепился к избирательному участку другого региона, проголосовать онлайн он уже не сможет. Чтобы сделать это, нужно аннулировать свое прикрепление. Карта избирательных участков в Москве доступна по этой ссылке. Дистанционное электронное голосование Дистанционное электронное голосование ДЭГ — это онлайн-голосование без посещения избирательного участка, в рамках которого можно отдать свой голос с помощью компьютера, планшета или телефона, подключенных в интернету. Среди них — Москва и Московская область, Калининградская и Белгородская область, Алтайский край, Севастополь и другие. Жители Петербурга проголосовать онлайн на этих выборах не смогут. Как проголосовать с помощью ДЭГ Сначала не забудьте до 11 марта 23:59 по московскому времени подать заявление на "Госуслугах". Если вы прописаны в Москве, то подавать заявление не нужно. Жители 28 регионов смогут проголосовать на сайте vybory. А для граждан с пропиской в Москве доступно голосование на mos. Голосование в рамках ДЭГ будет проводиться в течение трех календарных дней — с 08:00 15 марта до 20:00 17 марта 2024 года по местному времени. Как москвичам проголосовать на mos. При этом на онлайн-голосование не нужно регистрироваться заранее. Оно доступно для всех, у кого есть постоянная регистрация в Москве и полная учетная запись на mos. Как уточняется на портале мэрии, москвичи смогут проголосовать онлайн с 08:00 15 марта до 20:00 17 марта зайти в личный кабинет mos.
Коротко о выборах
Новая Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление в РФ, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса реформирования системы местного самоуправления. Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы; конституции, уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ, а так же уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно по существу считать Европейскую Хартию о местном самоуправлении: ее основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательств о местном самоуправлении. В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить три периода: первый период продолжался с 1990 — 1992 г. Российский закон о местном самоуправлении в отличие от союзного закона ввел в понятие местного самоуправления такой важный его признак как собственная ответственность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения. Данный закон использовал так же понятие «муниципальная собственность», в то время как союзный закон — понятие «коммунальная собственность». Закон содержит специальную статью 62 «О формировании правовой основы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом». В ней содержаться положения, адресованные Правительству РФ, о разработке и представлении на рассмотрение Государственной Думе: Проектов федеральных законов, обеспечивающих приведение законодательства РФ, в том числе налогового и бюджетного, в соответствие с данным ФЗ; Проектов законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления; Проектов законодательных актов, устанавливающих ответственность, в том числе уголовную, за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление, включая ответственность за нарушение установленных сроков проведения выборов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. Местное самоуправление в Мурманской области Мурманский городской Совет 21 созыва — последний в централизованной системе Советов советского периода — был избран в марте 1990 года. Выборы в местные Советы в то время а тогда к местным относились сельские, районные, городские и областные Советы впервые проводились по достаточно демократичным правилам: в избирательных округах баллотировались несколько кандидатов в депутаты ряд кандидатов были выдвинуты действительно инициативными группами, а не по указке сверху.
Всего в Совет были избраны 150 депутатов. Полномочия Советов на территории Мурманской области, как и везде в стране, в то время определялись Законом «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Этот закон в целом закреплял единую иерархическую систему Советов, однако, децентрализация власти, предусмотренная этим законом, была по тем временам очень существенная. Впервые провозглашается как бы отделение государственной власти от местного самоуправления. Именно в период полномочий Мурманского городского Совета 21 созыва началась реформа местного самоуправления. Однако вскоре Указами Президента РФ от октября — декабря 1993 г. Полномочия представительных органов местного самоуправления сведены до минимума. В Мурманской области, а особенно в городе Мурманске, ситуация в тот период еще более усугубилась, так как 20 октября 1993 года решением 14-ой внеочередной сессии Мурманского городского Совета Совет самораспустился. Город на три года лишился представительного органа местного самоуправления.
Закон Мурманской области «О выборах в представительные органы местного самоуправления» был принят областной Думой только в январе 1996 года. К тому времени в Мурманске на общегородском референдуме в декабре 1995 года одновременно с выборами депутатов Государственной Думы был принят важнейший документ — Устав города-героя Мурманска Устав города-героя Мурманска принят на городском референдуме 17.
Так, не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Конституцией так же установлены некоторые ограничения пассивного избирательного права. Например, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Написать автору Согласно ч. В соответствии с п. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. В силу ст.
Порядок подсчета голосов в участковых избирательных комиссиях По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что время голосования истекло и завершить голосование могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования. После этого получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только лица, уже находящиеся в помещении для голосования, а доступ в помещение для голосования разрешается только кандидатам, их доверенным лицам, членам соответствующих избирательных комиссий, наблюдателям и представителям средств массовой информации. Перед началом подсчета голосов члены участковой избирательной комиссии подсчитывают неиспользованные избирательные бюллетени, оглашают их число, которое заносится в протокол. Председатель участковой избирательной комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени. Председатель и члены участковой избирательной комиссии проверяют неповрежденность печатей или пломб на переносных избирательных ящиках и избирательных ящиках, находившихся на избирательном участке. В случае обнаружения повреждений печатей, пломб, избирательных ящиков составляется протокол и приглашаются работники органов внутренних дел и прокуратуры для проведения соответствующего расследования. Бюллетени из таких избирательных ящиков подсчитываются отдельно. В случае удостоверения работниками внутренних дел несанкционированного вскрытия избирательного ящика или нарушения его целостности все избирательные бюллетени, найденные в избирательном ящике, признаются недействительными. Каждый избирательный бюллетень подписывается двумя членами избирательной комиссии с отметкой "недействительный бюллетень, обнаруженный в поврежденном избирательном ящике". Сведения о количестве обнаруженных избирательных бюллетеней, членах избирательной комиссии, осуществлявших вскрытие поврежденного избирательного ящика, присутствовавших при этом наблюдателях заносятся в специальный протокол, к которому прикладывается акт, составленный работниками органов внутренних дел. Далее председатель и члены участковой избирательной комиссии вскрывают переносные избирательные ящики. Проверяется соответствие количества обнаруженных в них избирательных бюллетеней количеству письменных заявлений избирателей. В случае, если количество избирательных бюллетеней установленного образца превышает количество письменных заявлений избирателей, результаты голосования по письменным заявлениям избирателей с помощью переносных ящиков признаются недействительными. Каждый избирательный бюллетень подписывается двумя членами избирательной комиссии с отметкой "недействительный бюллетень по голосованию с помощью переносного избирательного ящика". Указанная запись вносится на лицевой стороне каждого из этих бюллетеней на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов списков кандидатов , позиции "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов". Сведения о количестве обнаруженных избирательных бюллетеней, членах избирательной комиссии, организовавших голосование с помощью переносного избирательного ящика, присутствовавших при этом наблюдателях заносятся в специальный протокол, к которому прикладываются заявления избирателей и обнаруженные в переносном избирательном ящике избирательные бюллетени. Далее председатель и члены участковой избирательной комиссии вскрывают избирательные ящики, находившиеся на избирательном участке. Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов каждый список кандидатов , а также по голосам, поданным против всех кандидатов против всех списков кандидатов , одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, позиции "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" , или в которых отметки проставлены в квадрате, расположенном напротив позиции "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" , и хотя бы в одном из квадратов, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов списков кандидатов , позиции "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" , вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Недействительные бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату списку кандидатов и позиции "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов". При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. В протоколе указываются следующие данные: общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку, и число избирателей, дополнительно внесенных в список избирателей; число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число избирательных бюллетеней, признанных действительными; фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов, число голосов, поданных за каждого из кандидатов, число голосов, поданных против всех кандидатов против всех списков кандидатов. Протокол об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прилагаются специальные протоколы избирательной комиссии, жалобы заявления на нарушения настоящего Положения, поступившие в участковую избирательную комиссию в день выборов, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Все приложения перечисляются и являются неотъемлемой частью протокола об итогах голосования. Заверенные копии специальных протоколов избирательной комиссии, жалоб заявлений и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко второму и третьему экземплярам протокола. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную, окружную или избирательную комиссию муниципального образования. Факт передачи протокола об итогах голосования фиксируется в акте, составляемом в двух экземплярах, один из которых остается в участковой избирательной комиссии, а другой передается в соответствующую территориальную, окружную или избирательную комиссию муниципального образования. Акт передачи протокола составляют и подписывают не менее чем два члена каждой из избирательных комиссий. Акт хранится в соответствующих избирательных комиссиях вместе с протоколами об итогах голосования в порядке, установленном для хранения избирательной документации. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания полномочий комиссии. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. По требованию вышеуказанных лиц им предоставляется заверенная копия протокола участковой избирательной комиссии. Избирательная документация участковой избирательной комиссии, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие вышестоящие избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального опубликования общих итогов выборов. Повторный подсчет голосов избирателей участковой избирательной комиссией не допускается. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии вышестоящая избирательная комиссия по заявлению прокурора, решению суда или собственной инициативе принимает решение о контрольном подсчете голосов избирателей соответствующего избирательного участка. Контрольный подсчет голосов избирателей проводится вышестоящей избирательной комиссией в присутствии членов участковой избирательной комиссии, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей и представителей средств массовой информации. После контрольного подсчета голосов составляется в соответствии с вышеприведенными требованиями протокол, который подписывают члены избирательной комиссии, проводившей контрольный подсчет, и члены участковой избирательной комиссии. В случае несовпадения результатов контрольного подсчета голосов с результатами подсчета голосов, осуществленного участковой избирательной комиссией, общие итоги голосования устанавливаются на основании протокола о контрольном подсчете голосов. Статья 38. Подведение итогов голосования территориальной окружной избирательной комиссией На основании протоколов участковых избирательных комиссий протоколов контрольного подсчета голосов об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная окружная избирательная комиссия не позднее чем через пять дней со дня выборов устанавливает итоги голосования на соответствующей территории в округе. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, осуществляют непосредственно члены территориальной окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Территориальная окружная избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий на соответствующей территории в округе и числе протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий, установленные статьей 40 настоящего Положения. Протокол территориальной окружной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. К протоколу прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых избирательных комиссий на соответствующей территории. Член территориальной окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прилагаются жалобы заявления на нарушения настоящего Положения, поступившие в территориальную окружную избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения территориальной окружной избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб заявлений и решений территориальной окружной избирательной комиссии прилагаются ко второму и к третьему экземплярам протокола. Первый экземпляр протокола территориальной окружной избирательной комиссии после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляются в избирательную комиссию муниципального образования. Второй экземпляр протокола и сводная таблица вместе с протоколами участковых избирательных комиссий, со списками членов территориальной окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранятся у секретаря территориальной окружной избирательной комиссии до окончания работы комиссии. Третий экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. По требованию вышеуказанных лиц им предоставляются заверенные копии протокола территориальной окружной избирательной комиссии и сводной таблицы. Статья 39. Подведение общих итогов выборов На основании протоколов нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия, а при выборах должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу или выборах депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем через десять дней со дня выборов устанавливает общие итоги выборов. Окружная избирательная комиссия, а при выборах должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу или выборах депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу избирательная комиссия муниципального образования принимает по итогам голосования одно из следующих решений: признает выборы по одномандатному округу состоявшимися и объявляет избранным депутатом представительного органа местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше. Окружная избирательная комиссия, а при выборах должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу или выборах депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу избирательная комиссия муниципального образования может признать выборы недействительными по отдельным избирательным участкам в случае, если нарушения, допущенные при проведении выборов, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей. Итоги голосования по этим участкам исключаются из общего результата подсчета голосов на выборах. Протокол окружной избирательной комиссии, а при выборах должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу или выборах депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу протокол избирательной комиссии муниципального образования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. К протоколу прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех избирательных комиссий на территории муниципального образования. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому и второму экземплярам протокола прилагаются жалобы заявления на нарушения настоящего Положения, поступившие в избирательную комиссию в день выборов, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Второй экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. По требованию вышеуказанных лиц им предоставляются заверенные копии протокола избирательной комиссии и сводной таблицы. Статья 40. Регистрация избранных депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления Окружная избирательная комиссия, а при выборах должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу избирательная комиссия муниципального образования после подписания протокола об общих итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом представительного органа местного самоуправления или выборным должностным лицом местного самоуправления. В соответствии с требованиями настоящего Положения избранный кандидат в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления. Соответствующая избирательная комиссия на основании протокола об итогах голосования не позднее чем через восемь дней после выборов публикует итоги выборов по избирательному округу, а также данные о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Избирательная комиссия муниципального образования на основании протокола об общих итогах выборов не позднее чем через четырнадцать дней после выборов публикует общие итоги выборов, а также данные о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов списков кандидатов , и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов против всех списков кандидатов. После опубликования общих итогов выборов избирательной комиссией муниципального образования окружная избирательная комиссия, а при выборах должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу избирательная комиссия муниципального образования производит регистрацию избранных депутатов представительного органа местного самоуправления или избранного выборного должностного лица местного самоуправления и выдачу им удостоверений об избрании при условии выполнения ими требований части первой настоящей статьи. Глава IX. Ответственность за нарушения настоящего Положения Статья 41. Ответственность лиц, препятствующих свободному осуществлению прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению избирателями права избирать и быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, вести предвыборную агитацию, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, несут установленную законом административную и уголовную ответственность. Статья 42. Ответственность кандидата за нарушения законодательства о выборах В случае нарушения законодательства о выборах кандидатом или уполномоченными кандидатом лицами решение о регистрации кандидата до дня голосования или регистрации кандидата депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления может быть обжаловано в суд в месячный срок. Избирательная комиссия муниципального образования обязана отменить решение о регистрации кандидата депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления в случаях: признания в судебном порядке незаконным в соответствии с частью первой настоящей статьи решения о регистрации кандидата или о его избрании; неисполнения обязательства о прекращении деятельности, не совместимой со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня официальной публикации общих итогов выборов. Статья 43. Последствия отмены решений о регистрации депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления В случае отмены решения о регистрации депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по одномандатному либо многомандатному избирательному округу, по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, окружная избирательная комиссия в течение семи последующих дней принимает решение о регистрации депутатом кандидата, следующего по числу полученных голосов. Если этот кандидат получил голосов меньше, чем было подано против всех кандидатов, то избирательная комиссия муниципального образования назначает повторные выборы по соответствующему округу. В случае отмены решения об избрании выборного должностного лица местного самоуправления по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, избирательная комиссия муниципального образования в течение семи последующих дней принимает решение о регистрации выборным должностным лицом местного самоуправления кандидата, следующего по числу полученных голосов. Если этот кандидат получил голосов меньше, чем было подано против всех кандидатов, то избирательная комиссия муниципального образования назначает повторные выборы выборного должностного лица местного самоуправления. Глава X. Заключительные положения Статья 44.
2. Избирательные права граждан
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом , и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом , запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Версия для слабовидящих С какого возраста гражданин наделяется избирательным правом, правом на участие в референдуме? В соответствии со ст. В Думу автономного округа может быть избран любой гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выборов 21 года статья 38 Устава Ханты-Мансийского автономного округа.
При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. Жалобы на действия Центральной избирательной комиссии рассматривает Верховный Суд Российской Федерации. Наиболее серьезные нарушения при проведении выборов и референдума, затрагивающие права граждан, наказываются в уголовном порядке ст. Часть 3 статьи определяет правовые основания ограничений в обладании правами, указанными в ч. Недееспособность граждан, признанная судом см. Граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не могут пользоваться правами, указанными в ч. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению осуществления полномочий государственных органов.
Государственная служба в Российской Федерации включает в себя: федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. В соответствии с ч. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18, но и не старше 60 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством для государственных служащих. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном российской Конституцией и федеральным законом, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности. Конституционный принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе не исключает ограничений для поступления на эту службу или занятия конкретных государственных должностей. Ограничения установлены Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. Институт государственной службы составляют государственные должности, занимаемые государственными служащими. Вне государственных должностей государственная служба не существует. Государственные должности - это должности в федеральных, региональных и иных государственных органах, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.
Все государственные должности в Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" подразделяются на категории "А", "Б" и "В". Категория "А" - это должности Российской Федерации и ее субъектов, непосредственно предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Федерации. Открытый перечень таких должностей дан в самом Законе ст. Государственные должности категории "Б" - это должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А". И, наконец, должности категории "В" - это должности, учреждаемые самими государственными органами, как сказано в Законе, для обеспечения их полномочий, а по существу для обеспечения и исполнения должностей категории "Б". В соответствии с п. При этом государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие должности категории "А". Таким образом, лица, занимающие должности категории "А", не являются государственными служащими и на них его действие не распространяется. Это - Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др. Лица, занимающие должности категории "Б", являются государственными служащими временно - в течение срока, на который избраны или назначены лица из категории "А".
Государственные служащие являются наемными работниками, выполняющими государственные функции. Отношения государственных служащих с органами, в которых они работают, характеризуются следующими факторами: содержанием и объемом полномочий по государственной должности; требованиями владения государственным языком, соответствующего профессионального образования и др. Возникновение, изменение и прекращение отношений государственной службы осуществляются согласно действующим правовым предписаниям, которые имеют государственно - и административно - правовой характер и в то же время относятся к трудовому праву. Поэтому в основе названных отношений лежат назначение или конкурс. Но поступает гражданин на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении на государственную должность. Для возникновения отношений государственной службы на основе назначения необходимо представить документы о профессиональном образовании, о состоянии здоровья, об имущественном положении и другие, если это предусмотрено федеральным законом. На государственные должности категории "Б" назначение осуществляется по представлению лиц, замещающих должности категории "А", либо уполномоченных ими лиц из государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории "А", в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. На государственные должности 1-ой группы категории "В" - младшие государственные должности референты 1, 2 и 3-го класса и др.
Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. И только на государственные должности 2, 3, 4 и 5-й групп старшие, ведущие, главные, высшие категории "В", то есть учреждаемые самим государственным органом, назначение осуществляется по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности. Конкурс в этой категории должностей проводится среди подавших заявление об участии в конкурсе как государственных служащих, так и граждан Российской Федерации. При этом государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов на замещение вакантных государственных должностей 2-й группы - старшие государственные должности или конкурса испытания на замещение вакантных государственных должностей 3, 4 и 5-й групп - ведущие, главные и высшие государственные должности ст. Вследствие назначения либо конкурса для государственных служащих возникают государственно - служебные отношения, на которые распространяются все принципиальные предписания КЗоТ. Наряду с наиболее общими обязанностями служащих, предусмотренными нормами трудового законодательства, для государственных служащих дополнительно установлены особые обязанности: обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации; добросовестно исполнять должностные обязанности; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, своевременно рассматривать их обращения и принимать решения в порядке, установленном законодательством. Конкретные обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям определяются должностными положениями и инструкциями. Государственные служащие осуществляют предоставленные им права в пределах, установленных по должности. К числу основных прав государственных служащих относится принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями.
Среди других основных прав, впервые нормативно закрепленных, следует выделить право на: ознакомление с документами, определяющими права и обязанности государственного служащего по занимаемой государственной должности; получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации и др. Принципиальным является закрепление в Федеральном законе ст. Государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что государственный служащий не вправе занимать другую должность быть совместителем или выполнять другую оплачиваемую работу на условиях трудового соглашения, договора подряда в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Запрет носит безусловный характер и не связан с подконтрольностью, подотчетностью государственного органа, предприятия, организации или иным образом с компетенцией государственного органа, в котором государственный служащий состоит на государственной службе. Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности.
Установление же субъектами Федерации продолжительности и срока проживания гражданина на соответствующей территории как основания для приобретения пассивного избирательного права также не допускается.
Такие ограничения данного права могут устанавливаться только федеральной Конституцией. Федеральным законом, конституцией уставом , законом субъекта Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Аналогично может решаться этот вопрос в уставе муниципального образования применительно к главе муниципального образования. В субъектах Федерации вопреки федеральным гарантиям и общефедеральным избирательным стандартам нередко устанавливались применительно к претендующим на должность высшего должностного лица, депутата такие ограничения, как срок проживания на территории субъекта Федерации от не менее чем одного года до не менее чем 15 лет до 1997 г. ФЗ допускал возможность установления требования годичного срока проживания , возрастной ценз для высшего должностного лица - не моложе 35 и не старше 65 лет; требование постоянного проживания или работы на территории соответствующего избирательного округа. Конституционный Суд в ряде своих постановлений, например от 24 июня 1997 г. N 9-П, касающемся Конституции Республики Хакасии; от 27 апреля 1998 г.
N 12-П, касающемся Конституции и законов Республики Башкортостан; от 22 января 2002 г. Так, в Постановлении от 22 января 2002 г. N 2-П Конституционный Суд указывал, что из смысла ст. Предоставление возможности реализовать пассивное избирательное право на выборах в законодательные представительные органы субъектов Федерации лишь тем гражданам Российской Федерации, которые являются гражданами республики или работают на территории избирательного округа или на территории субъекта Федерации , ограничивает всеобщее равное избирательное право, препятствует свободным выборам как для самого кандидата, так и для избирателей, реализующих право выдвигать того или иного кандидата и голосовать за него. В Постановлении от 27 апреля 1998 г. Она заключается в следующем. Тем более недопустимо установление такого неконкретного требования, как требования о "свободном" владении соответствующим государственным языком, поскольку оно - и при соблюдении необходимой формы регулирования - являлось бы несоразмерным конституционно значимым целям, закрепленным в ч.
Вместе с тем не исключается право федерального законодателя - с учетом требований, вытекающих из ч. Согласно п. Указанные факты устанавливаются органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах России, а в случаях, предусмотренных законодательством, и- другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Данные вопросы решаются на основе Закона РФ от 25 июня 1993 г. Порядок составления списков избирателей участников референдума призван гарантировать всеобщее избирательное право как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, муниципальных образований. Конституционный Суд в Постановлении от 24 ноября 1995 г. N 14-П признал положение Закона Республики Северная Осетия - Алания о выборах в парламент республики, касающееся составления списков избирателей, не соответствующим Конституции РФ, ее ст.
Тем самым были защищены избирательные права прежде всего жителей республики, оказавшихся в качестве вынужденных переселенцев на территории соседней республики, обеспечено непосредственное действие норм федеральной Конституции. Позднее правовые позиции данного Постановления нашли отражение в федеральном законодательстве. В то же время выезд гражданина России за ее пределы для проживания не лишает его избирательных прав. Он обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации. На федеральном уровне определено право военнослужащих избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, голосовать на общих избирательных участках ст. Из комментируемой статьи, упомянутых федеральных законов, смысла, придаваемого их положениям в процессе применения федеральными органами, следует, что военнослужащие воинских частей, постоянно дислоцированных на территории субъекта Федерации, и члены их семей вправе участвовать в выборах в органы государственной власти этого субъекта. Что касается выборов в органы местного самоуправления, то, как следует из п.
Такое ограничение избирательных прав военнослужащих в целях защиты прав и законных интересов населения муниципальных образований самостоятельно решать вопросы местного значения соответствует принципам, предусмотренным в ч. На основе международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, правом избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и российские граждане, наделены иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования п. Право иностранных граждан на участие в муниципальных выборах в Российской Федерации, как и аналогичное право российских граждан на территории других государств, предусмотрено договорами с Арменией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории соответствующего государства, и граждан этого государства, постоянно проживающих на территории России Договор с Грузией 1995 г. В целом же юридически всеобщие выборы фактически таковыми не являются, так как выборы признаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших в них участие. Если прежде для такого признания требовалось участие в выборах, в зависимости от их уровня, кроме муниципальных, от хотя бы не менее 25 до 50 процентов избирателей, внесенных в список, то ФЗ от 5 декабря 2006 г. Однако такое решение создает опасность снижения явки избирателей, что, правда, не подтвердилось на региональных выборах в марте 2007 г. Следовательно, от активности самих избирателей в решающей степени зависит реализация принципа всеобщего избирательного права.
В других государствах данный вопрос решается по-разному. В одних Великобритания, Испания, Канада, США выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей, в других Австралия, Аргентина, Бельгия, Греция, Италия, Турция предусмотрено обязательное голосование "обязательный вотум" и санкции за неучастие в нем. Равное избирательное право и право на участие в референдуме означают участие избирателей в выборах и референдуме на равных основаниях. Они обеспечиваются: наличием у каждого избирателя одного голоса или одинакового числа голосов ; включением избирателей не более чем в один список избирателей участников референдума ; примерным равенством избирательных округов по числу избирателей; соблюдением установленных норм представительства; предоставлением для кандидатов равных юридических возможностей для участия в избирательной кампании; едиными правилами проведения конкретных выборов в течение всего периода с момента их назначения до подведения итогов; равной защитой законом и судом без всякой дискриминации избирательных прав всех граждан, избирательных объединений, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами. Данный принцип распространяется как на активное, так и на пассивное избирательное право и взаимосвязан с принципом всеобщности. Приводившиеся примеры невключения на основе законов в списки избирателей беженцев, превышения общефедеральных избирательных стандартов относительно требований к возрасту и проживанию кандидатов на соответствующей территории также свидетельствуют о нарушении равных оснований для участия в выборах по сравнению с другими субъектами Федерации. Однако на практике наблюдается немало отступлений и непосредственно от принципа равного избирательного права.
Так, Конституционный Суд в Постановлении от 10 июля 1995 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений Закона Чувашской Республики о выборах депутатов Государственного Совета республики, установивших новые правила подсчета голосов при повторном голосовании в ходе одних и тех же выборов Конституции СЗ РФ. В то же время в Определении от 5 ноября 1998 г. Постановлением от 25 апреля 2000 г. Правовая позиция Суда заключается в том, что право быть избранным в органы власти - это по своей правовой природе индивидуальное, а не коллективное право; что принцип равного избирательного права на данной стадии избирательного процесса предполагает равный правовой статус всех кандидатов, включенных в федеральный список. Указанное же положение Закона необоснованно ограничивало пассивное избирательное право других кандидатов из списка и активное избирательное право тех, кто разделяет убеждения данного избирательного объединения и хотел бы отдать свои голоса за его кандидатов, нарушает принцип свободных выборов и равного избирательного права и поэтому противоречит ст. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах "за" или "против" кандидатов списка кандидатов непосредственно.
Этот принцип распространяется на выборы федерального Президента, депутатов Государственной Думы, законодательных органов субъектов Федерации, выборных органов местного самоуправления. Исключением из этого принципа на федеральном уровне представительной системы является порядок формирования Совета Федерации, предусмотренный ФЗ от 5 августа 2000 г. СЗ РФ. Это обусловлено тем, что в отличие от Государственной Думы, обеспечивающей представительство всего населения, Совет Федерации обеспечивает представительство субъектов Федерации см. Уставы и законы некоторых субъектов Федерации предусматривали избрание главы администрации региона законодательным органом, а также назначение глав местной администрации органами государственной власти и государственными должностными лицами, что является отступлением от принципа прямого избирательного права. Конституционный Суд в Постановлении от 18 января 1996 г. Поскольку федеративное устройство России основано на единстве системы государственной власти ч.
Федеральное законодательство называет в числе избираемых гражданами должностных лиц главу исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Иной порядок избрания не соответствует Конституции и действующему законодательству. Принцип выборности высших должностных лиц субъектов Федерации на основе прямого избирательного права был подтвержден также в постановлениях Конституционного Суда от 1 февраля 1996 г.
Обратная связь
- Об избирательных правах (памятка для населения)
- Прокуратура г. Междуреченска
- Способы голосования
- Путин подписал закон о об особенностях проведения выборов в новых регионах России
- Проголосовать в новых регионах смогут с российским паспортом или заявкой на его получение
- Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации
Статья 32 Конституции РФ (действующая редакция с комментариями)
Не имеют такого права лишь граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Электронное предварительное голосование с использованием ЭПГ-4 – это процедура, при которой правом голосовать за кандидатов предварительного голосования обладают граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на выборах. Право избирать имеют граждане, которые достигли избирательного возраста -18 лет, не находятся в местах лишения свободы и на момент голосования – дееспособны. Избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать на выборах (ст. 2 Закона). Так, согласно ч. 1 ст. 3, ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ гражданин Российской Федерации по достижении им 18-летнего возраста участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В Российской Федерации важнейшими источниками избирательного права на федеральном уровне являются.
Статья 32 Конституции РФ (действующая редакция с комментариями)
Активное избирательное право — право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (долее – ЦИК России) уделяет особое внимание обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами. В соответствии с данными изменениями не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда. О том, кто имеет и не имеет права голосовать на выборах, рассказываем подробнее.
Комментарии к законам
- Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ | Редакция действует с 14 ноября 2023 | Юрист компании
- Путин подписал закон о об особенностях проведения выборов в новых регионах России
- Порядок голосования военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации
- РОИ :: Обязанность участия в выборах
- Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации
- Об избирательных правах (памятка для населения)
Избирательные права граждан при проведении выборов Президента Российской Федерации
При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp. В рубрике «Деловая экспертиза» публикуются материалы на правах рекламы.
Необходимо отметить, что повторная выдача открепительного удостоверения, в том числе в случае утраты последнего, не допускается. В случае если избиратель во время голосования при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он имеет право получить новый бюллетень взамен испорченного п. Также, статьей 65 Закона предусмотрено проведение досрочного голосования групп избирателей, которые будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах.
В силу статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» далее - Закон основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства либо пребывания временного пребывания, нахождения на территории этого участка. Статьей 62 Закона установлено, что гражданин, который в день голосования по каким-то причинам не сможет прибыть на избирательный участок, где он включен в список избирателей, вправе получить открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Открепительное удостоверение может быть получено не позднее дня, предшествующего дню голосования.
Каждый гражданин в Российской Федерации, достигший точно возраста 18 лет, имеет право на избрание — избирать и быть избранным на представительскую или иную выборную должность, избирать и предлагать варианты решений, публично или частным порядком голосовать на выборах, референдуме, опросе общественного мнения, собраниях и сходах, митингах, сборах подписей и иных общественно-политических мероприятиях. Каждый гражданин в Российской Федерации свободен определять, выражать и распоряжаться своим правом на избрание и правом быть избранным избирательным правом согласно своей совести, вероисповеданию и убеждениям и действовать в соответствии с ними. Каждый гражданин в Российской Федерации должен сохранять и защищать своё право на избрание и право быть избранным избирательное право всеми доступными и не запрещёнными законом мерами, средствами и способами. Каждый гражданин в Российской Федерации обязан самостоятельно обеспечивать своё право избирать и право быть избранным избирательное право за счёт своих физических, интеллектуальных и личностных способностей и возможностей. Каждый гражданин в Российской Федерации, обладающий правом избирать и правом быть избранным избирательным правом , должен принимать участие в голосовании на выборах, в референдумах и всеобщих опросах общественного мнения, предусмотренных законом и проводимых законными методами, что является гражданским долгом граждан по участию в народовластии и управлении государством. Гражданин в Российской Федерации никем и ничем не может быть лишён права избирать и быть избранным избирательного права , кроме признания его судом недееспособным, а также лишения его свободы по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Избирательные права военнослужащих.
Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме и выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. в-третьих, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, предусматривает право граждан на участие в управлении делами государства. Москвичи и граждане Российской Федерации смогут проголосовать на любом избирательном участке Москвы с использованием терминала электронного голосования (ТЭГ). Избирательные права граждан должны быть на особом контроле, заявил президент России Владимир Путин.
Прокуратура Североуральска информирует - кто имеет право выбирать, и чего на выборах делать нельзя
Гарантии: -получение документа только при предъявлении документа, удостоверяющего личность; - отметка в списке избирателей при получении бюллетеня; - тайное голосование недопущение контроля за волеизъявлением избирателей. Наиболее востребованными способами защиты нарушенных прав на сегодняшний день являются судебная защита или обращение с заявлениями, жалобами в органы прокуратуры Российской Федерации. Полномочия прокурора в общем виде определены Федеральным законом от 17. К ним можно отнести право прокурора на обращение в суд с заявлением о назначении даты выборов или с заявлением об отмене регистрации кандидата списка кандидатов в случае выявления нарушения требований законодательства, выражение согласия на применение к члену избирательной комиссии, обладающего правом решающего голоса, мер административной ответственности. Кроме того, к исключительной компетенции прокурора относится возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями, обеспечивающими соблюдение вышеуказанных гарантий: ст.
Помощник прокурора Ленинского района г.
Однако, согласно Закону, ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут быть установлены исключительно Конституцией РФ п. Возрастной ценз означает возможность участвовать в выборах или избираться на определенные государственные должности по достижении определенного возраста 18 лет. Возрастной ценз касается как активного, так и пассивного избирательного права.
В последнем случае ограничение возрастного ценза означает положение закона, в соответствии с которым устанавливаемый минимальный возраст кандидата на выборную должность не может превышать 21 года на выборах в законодательные органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 года — при выборах в органы местного самоуправления. Ценз гражданства предполагает, что кандидат на выборную должность должен быть гражданином данного государства. В РФ на выборные должности в органы государственной власти в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им законами РФ и ее субъектов иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.
Конституционный Суд отмечает, что в случае привлечения лица к административной ответственности на основании его идентификации как виновного при помощи специальных средств — устанавливается максимальный штраф13. Как представляется, такая максимальная мера ответственности может быть применена и при нарушении избирательных прав в связи с использованием электронных и цифровых технологий в избирательном процессе. Затрагивает Конституционный Суд и вопросы, связанные с обеспечением принципа равенства. Бондарь отмечает, что развитие информационных и цифровых технологий усугубляет процессы социального и правового неравенства. Например, доступ к цифровому порталу «Государственные услуги» может быть ограничен для отдельных категорий граждан, в виду финансовой несостоятельности и невозможности приобретения необходимых технических устройств для осуществления входа на сайт. Таким образом, большая часть населения может не получать набор тех услуг, которые государство обязано им предоставить [1, с. Насущна такая проблема и для сферы избирательного права.
Так, при проведении Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, на портале Госуслуг для жителей Московской и Нижегородской областей была доступна опция дистанционного электронного голосования. Пользователям портала необходимо было иметь подтвержденную учетную запись на сайте «Государственных услуг» и постоянную регистрацию в указанных субъектах. Видится, что для наиболее полной реализации избирательных прав необходимо детально проработать вопросы, связанные с реализацией конституционного принципа равенства избирателей. Обобщая вышеизложенное, сформулируем ряд предложений для наиболее эффективной защиты избирательных прав в современных реалиях: Полагаем необходимым закрепить в ст. Для полноценной реализации принципов всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права в условиях применения современных избирательных технологий считаем необходимым решить вопросы, связанные с идентификацией личности при дистанционном голосовании. На наш взгляд, перспективной является технология определения лица при помощи биометрических данных. С 2018 года в Российской Федерации используется единая система биометрической идентификации и аутентификации лиц в рамках 13 См. Доступ из справ. Уникальные биометрические характеристики избирателя, такие как голос и лицо помогают определить «живого человека» и практически исключают возможности фальсификации данных при регистрации, в отличие от электронной цифровой подписи или кодов. Конечно и у такой системы есть свои минусы, так как при ее использовании каждый избиратель должен иметь компьютер или иное техническое средство с камерой и микрофоном для того чтобы пройти процесс идентификации.
Если такую процедуру вводить повсеместно или на отдельных территориях, то следует продумать вопрос об обеспечении избирателей оборудованием. Для полноценного общественного контроля при голосовании с использованием дистанционных форм считаем необходимым расширить права наблюдателей и предоставить им наряду с представителями СМИ возможность включения в избирательную кампанию с момента официального опубликования решения о назначении выборов. Это, в свою очередь, позволит наблюдателям присутствовать на заседаниях избирательных комиссий при принятии ими решений по организации и проведении выборов, а также даст право ознакомления с документацией по системе дистанционного электронного голосования, предоставит право посещения агитационных мероприятий кандидатов и избирательных объединений. Для соблюдения принципов доступности и безопасности голосования полагаем целесообразным создание новой отдельной цифровой платформы для голосования. Масштабные шаги в этом направлении уже сейчас принимает Центральная избирательная комиссия России. Так, 22 декабря 2020 года в рамках 277 заседания ЦИК РФ была представлена Концепция создания Цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Документ предусматривает планомерную модернизацию государственной автоматизированной системы «Выборы» и создание на ее базе новой цифровой платформы. Концепция описывает цели, задачи создания платформы, указывая, что главными принципами ее функционирования станут легитимность, им-портозамещение и информационная безопасность. Планируется, что новая цифровая платформа будет содержать данные о списках избирателей, в том числе электронных списков избирателей, данные «избирательного профиля гражданина». Кроме того, платформа будет предоставлять цифровые сервисы для всех участников избирательного процесса, с возможностью электронного сбора подписей «Подписные листы»14.
Полагаем необходимым создание в рамках цифровой платформы механизма «цифровые выборы», позволяющего осуществлять все стадии избирательного процесса, начиная с подачи документов в режиме одного окна. Несомненно, что создание и запуск такого проекта требует масштабной подготовительной работы как технического, организационного, так и правового характера. Однако нельзя не отметить, что подобное осовременивание всего избирательного процесса способствует укреплению демократии, повышает активность работы избирательных комиссий всех уровней, интерес и доверие граждан к избирательной системе. Безусловно, что рассмотренные нами новые направления защиты избирательных прав не затрагивают всех современных реалий, требующих правового регулирования. Остаются открытыми вопросы защиты избирательных прав при применении технологий досрочного, придомового голосования, голосования по почте, вопросы правового регулирования агитационной деятельности и кодификации электорального законодательства.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Принципы участия гражданина Российской Федерации в выборах.
Основные избирательные права российских граждан
Законом регулируются избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иные вопросы, связанные с проведением указанных выборов. 3. Каждый гражданин в Российской Федерации должен сохранять и защищать своё право на избрание и право быть избранным (избирательное право) всеми доступными и не запрещёнными законом мерами, средствами и способами. Законопроект № 255723-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения реализации активного избирательного права гражданами Российской Федерации, достигшими возраста 16 лет».