Центральная избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом, которому принадлежит главенствующая роль по организации подготовки и проведения выборов, референдумов в России. Выборы президента России 1996 года вошли в историю как самые непредсказуемые и скандальные. Выборы президента России: история всех голосований. Ровно 30 лет назад в нашей стране состоялись выборы президента России. Это первые у нас выборы главы государства, которые состоялись на основе демократических принципов всеобщего, прямого и тайного голосования. Самыми дорогими в истории России стали выборы главы государства 2018 года.
Преемственность высшей власти. История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ
Последние новости о выборах в России и мире - РТ на русском | По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство — 315 депутатских мандатов, КПРФ располагала 57 мандатами, ЛДПР — 40, «Справедливая Россия» — 38. |
Выборы президента в лихие девяностые и сегодня. Как развивалась избирательная система? | "Первые всенародные выборы президента в новейшей истории России состоялись в июне 1991 года. |
История выборов президента России. Досье
С 1991 года в России было проведено семь выборов президента и семь выборов в Государственную Думу. В новейшей истории России первые выборы в Государственную думу прошли в 1993 году. По Указу Президента РФ Бориса Ельцина был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента Федерального Собрания. Всего история дореволюционного парламента в России насчитывает не более 12 лет. Заключительный фильм проекта «Право выбора: история российского народовластия» охватывает Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года, Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федера Смотрите видео онлайн «История выборов в. Выборы в России – это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ.
Государственный переворот ради 20 лет покоя. История выборов
Выборы Выборы президента России 2024 История Культура Общество Политика Праздники Москва Республика Крым Севастополь. В том или ином виде выборы в России проводились и раньше. История выборов президента в России Пост президента был учрежден в марте 1991 года, и первые выборы на эту должность состоялись 12 июня того же года. История президентских выборов в России. В России пост президента был учрежден в 1991 году. Парадокс в том, что выборы в этот период активно проводились: день волеизъявления народа объявлялся не рабочим, на выборных пунктах организовывали ярмарки с дефицитными товарами и концерты, для привлечения электората. Впервые в истории страны выборы должны были стать прямыми, всеобщими и тайными.
Выборы президента в лихие девяностые и сегодня. Как развивалась избирательная система?
Преемственность высшей власти. История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ | Выборы Выборы президента России 2024 История Культура Общество Политика Праздники Москва Республика Крым Севастополь. |
Государственный переворот ради 20 лет покоя. История выборов | Первые выборы президента в России — факты о событии: основные политические силы и кандидаты на пост главы РСФСР, ход голосования, результаты и итоги. |
Выборы в России: История и современность - Российское Общество «Знание» | Президент РФ Борис Ельцин голосует на выборах Президента Российской Федерации на избирательном участке подмосковного посёлка Барвиха. |
Выборы и избирательное право в истории России : Министерство обороны Российской Федерации | истории России выборы Президента РСФСР. |
История избирательной системы России | История президентских выборов в России. В России пост президента был учрежден в 1991 году. |
История выборов с XVIII века до наших времен
3 июля 1996 года - первый президент страны Борис Ельцин был переизбран на второй строк. В российскую историю те выборы вошли как самые "грязные". 8 февраля 2019 года работником Публичного центра правовой информации Центральной городской модельной библиотеки был проведен познавательный час «История выборов в лицах и фактах» для учеников 8 Б класса МБОУ СОШ «Лицей «Бригантина» в рамках. История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ. сюжет: История выборов в России. С 15 по 17 марта пройдут выборы президента Российской Федерации. Отдать свой голос за кандидата сможет каждый гражданин России, достигший ко дню голосования совершеннолетия, а также включенный в списки избирателей. 30 лет назад, 12 июня 1991 года, в России впервые в истории состоялись президентские выборы. В голосовании приняли участие 79,5 миллиона человек.
Как менялись правила выборов президента России
История президентских выборов в России. В России пост президента был учрежден в 1991 году. История выборов президента в России насчитывает уже семь успешных голосований. Голос и право: история проведения президентских выборов в России. 3 июля 1996 года - первый президент страны Борис Ельцин был переизбран на второй строк. В российскую историю те выборы вошли как самые "грязные".
История выборов в России
Вначале мероприятия перед учащимися выступила председатель территориальной избирательной комиссии Северного района Наталья Александровна Зарубина, которая рассказала об интересных фактах в праве разных стран. В конце была проведена викторина, в которой ребята участвовали с большим энтузиазмом и проявили хороший уровень знаний и находчивость. Командам-участникам были вручены небольшие подарки и сувениры.
Вот как! Тогда почему же мы не видели таких же возмущённых колонок от Bild и иных германских газет после взрыва «Северных потоков»?.. Ах, как нехорошо получилось! Уверен, автор упомянутой заметки, спроси его об этом в лоб и предложи написать на этом основании «Вашингтон — наш враг!
Российский лидер поблагодарил председателя и сотрудников ЦИК за проделанную работу.
В начале XX в. Революционные события 1905 — 1907 гг. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума.
Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» 11 октября 1905 г. Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г.
Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста.
Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т. Не могли в них участвовать должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих.
Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми. Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей.
Так в землевладельческой курии помещики один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской — 7 тысяч, в крестьянской — 30 тысяч, в рабочей — 90 тысяч. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий. Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч ранее от 90 тысяч.
Февральская революция 1917 г. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание. Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием.
Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание». Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями.
Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей — право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.
Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию. Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г.
С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена.
Таким образом, Путин в пятый раз был избран президентом России. После этого на заседании комиссии зазвучал российский гимн. Члены ЦИК по очереди подписали итоговый протокол. Время подписания: 12 часов 52 минуты 30 секунд в четверг, 21 марта. Также были подписаны сводные таблицы о результатах выборов. Другие цифры по итогам выборов президента Итоговая явка По данным Памфиловой, итоговая явка на президентских выборах в России с учетом дистанционного электронного голосования ДЭГ составила 77,49 процента, всего в голосовании приняли участие 87 576 075 избирателей. Она уточнила, почему Армения попала в список недружественных стран.
Как следует с ее слов, в эту страну приехали из Грузии релоканты. Сообщения о возможных нарушениях Согласно заявлению Памфиловой, в комиссию не поступило ни одной жалобы, которую нужно было бы рассматривать.
История выборов президента России: даты, история всех прошедших выборов
Перед учениками выступила также Председатель Муниципальной избирательной комиссии г. Заринска Таисия Анатольевна Рубцова и вручила будущим молодым избирателям текст Конституции РФ — основной документ, который закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. На новгородской земле была сформирована феодальная республика. В последующие века если население и привлекалось к управлению государством, то лишь на низшем уровне, на уровне местного самоуправления. Не раз проводились реформы местного самоуправления. Революция 1905 года и последующие созывы 4-х дум — это начало современности.
Можно так сказать. Именно тогда россияне впервые узнали, что такое пиар не понятие, а сама суть явления, как особого вида деятельности, направленного на формирование общественного мнения по широкому спектру вопросов и столкнулись с предвыборной кампанией. В 1993 году с принятием новой Конституции Российской Федерации открылась новая страница политической России: особенностью правовой базы формирования органов государственной власти стали многопартийность, демократия и процедура проведения выборов. Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Мы избираем Президента, депутатов Государственной Думы. Голосуем за депутатов органов государственной власти республик, краев, областей.
Не забываем мы выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления. В случае необходимости участвуем в референдуме — всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Это и есть избиратель, т. Кто им обладает, тот имеет право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право — это право граждан РФ быть избранными в эти же органы.
Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право в большей мере, чем активное, подразумевает возрастной ценз например, в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, а на должность Президента РФ — 35 лет и ценз оседлости Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Каждый из учеников — уже не просто ребенок. Он уже самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В жизни ребят будет ещё много выборов — маленьких и больших, простых и сложных. Будут ли они голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти —они будут делать выбор.
И от активности нашей молодежи, так или иначе, будет зависеть вся их дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. И действительно все в наших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что будущие молодые избиратели сделают мир лучше, добрее, разумнее. Так, всем миром, решали, кому княжить в Новгороде. На одном из народных сборищ в 862 году было решено пригласить управлять городом варяга Рюрика.
Земские соборы Из вече выросли земские соборы, которые созывались для решения важных вопросов, например, для избрания царя. Иногда решение собора было формальным, так как имелся прямой наследник, и представители сословий съезжались в Москву в основном ради пышного обеда в их честь. Но иногда земский собор должен был выбирать царя по-настоящему.
Партии Зюганова и Жириновского в выборах участвовали, но были представлены новичками — Николаем Харитоновым и Олегом Малышкиным. Официально зарегистрированные кандидаты: 1. Глазьев, Сергей Юрьевич, российский политический и государственный деятель, сопредседатель фракции «Родина» Народно-Патриотический Союз в госдуме IV созыва , однако баллотировался, как самовыдвиженец. Хакамада, Ирина Муцуовна, российский политический и общественный деятель; 6. Выборы прошли 14 марта 2004 года. Избранный на второй срок Путин повторно вступил в должность 7 мая, ровно в четвёртую годовщину первого вступления в должность. Путин Владимир Владимирович 49 565 238 71,31 2. Харитонов Николай Михайлович 9 513 313 13,69 3. Глазьев Сергей Юрьевич 2 850 063 4,10 4. Хакамада Ирина Муцуовна 2 671 313 3,84 5. Малышкин Олег Александрович 1 405 315 2,02 6. Миронов Сергей Михайлович 524 324 0,75 Против всех 2 396 219 3,45 Миссия наблюдателей ОБСЕ в своём итоговом отчёте сочла, что «В то время, как в техническом плане выборы были организованы весьма компетентно, в особенности со стороны ЦИК России, в целом принципы, необходимые для проведения нормальных демократических выборов, не были адекватно отражены в избирательном процессе. В ходе избирательного процесса не были соблюдены важные обязательства, касающиеся недискриминационного отношения государственных СМИ к кандидатам и принципа тайного голосования»14. Зафиксированные некоторые упущения и недостатки в ходе подготовки к выборам, при организации предвыборной агитации и проведении голосования не повлияли на свободное волеизъявление избирателей и на итоги голосования. Президентские выборы в России 2008 Выборы Президента России в 2008 году состоялись 2 марта, как и было определено Советом Федерации. Медведев, от Коммунистической партии Российской Федерации — Г. Зюганов, от Либерально-демократической партии России — В. Жириновский, лидер Демократической партии России А. Последний был зарегистрирован как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, то есть после сбора 2 миллионов подписей, так как он не был выдвинут партией, имеющей представительство в Государственной Думе пп. Зарегистрированные кандидаты: 1. Богданов А. Андрей Богданов заявил, что лейтмотивом его кампании станет тема семьи, в том числе, как модели идеальных отношений между гражданином и государством. Жириновский В. Заместитель Председателя Государственной думы с 2000 , основатель и председатель Либерально-демократической партии России, член Парламентской ассамблеи Совета Европы. Баллотировался в президенты в 1991, 1996 и 2000 годах, на первых занимал 3 место, на остальных двух 5 место. Зюганов Г. Баллотировался в президенты в 1996 и 2000 годах; оба раза занял второе место. Медведев Д. Курирует реализацию национальных проектов. По мнению наблюдателей Парламентской Ассамблеи Совета Европы19, результат выборов действительно отражает волю народа. Наблюдатели ПАСЕ указали на ряд нарушений в ходе выборов: вопросы у наблюдателей вызвала регистрация кандидатов; обращалось внимание на то, что кандидаты не имели равного доступа к СМИ; обращалось внимание на применение административного ресурса для обеспечения более высокой явки избирателей. По мнению наблюдателей, всё это ставит под сомнение справедливость выборов. Однако, делают вывод наблюдатели, даже если бы указанные недостатки были устранены, результаты голосования бы не изменились. Наблюдатели ПАСЕ констатировали: Народ России проголосовал за стабильность и преемственность, которая ассоциируется с действующим президентом и с поддерживаемым им кандидатом.
Против всех проголосовали 1,92 процента избирателей. Фото: А. Став президентом, Ельцин активно проводил реформы, направленные на переход к новой экономике и установление политических свобод. Этот период можно назвать началом нового этапа в истории России, приведшего к формированию нового политического строя. Выборы в 1996 году Выборы в 1996 году были отмечены высокой политической напряженностью на фоне продолжающегося экономического кризиса. Ельцин сталкивался с серьезным недовольством населения из-за реформ и экономических трудностей.
Выборы состоялись 7 декабря 2003 г. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов. Одной из главных отличительных черт Думы четвертого созыва является самый высокий по сравнению со всеми предыдущими созывами уровень преемственности состава ее депутатского корпуса. В 2003 году на следующий срок своих полномочий были избраны 207 депутатов Госдумы третьего созыва. Кроме того, после выборов 2003 года в Думу вернулись несколько депутатов первого и второго созывов, и общее число депутатов, уже имеющих опыт работы в ней, составило 224, то есть почти половину всего депутатского корпуса. За четыре года работы парламентарии рассмотрели 2712 законопроектов, из них приняты 1062 федеральных закона, одобрены 25 конституционных законов. Государственная Дума пятого созыва, 2007-2012 гг. По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство 315 мест в нижней палате. Состав нижней палаты обновился примерно наполовину. Среди депутатов пятого созыва немало известных в стране людей артистов, ученых, предпринимателей, врачей, учителей, юристов и общественных деятелей. А по числу спортсменов эта Дума превзошла все предыдущие. Также впервые в состав парламента были избраны председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин Румянцев от фракции «Справедливая Россия» и чемпион Параолимпийских игр в Турине по лыжным гонкам, генсек Параолимпийского комитета РФ единоросс Михаил Терентьев. Специально для них плотники оборудовали пандусы, облегчающие передвижение по лестницам, а также особые кресла в зале пленарных заседаний.
Выборы и избирательное право в истории России
История выборов Первый Основной закон России, который подходил под определение конституции, был незаконно изменен императором Николаем II. Однако подписанный им в обход Государственной Думы новый избирательный закон оказался одним из самых успешных в своей сфере на долгие годы. О последствиях «непринципиального нарушения конституции», или непризнанного государственного переворота, рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко. Причиной роспуска явилась невозможность наладить конструктивное взаимодействие между царским правительством и депутатами, большинство которых были кадетами и представителями левых социалистических партий. Дума регулярно отклоняла правительственные законопроекты и предлагала свои, которые были настолько радикальны, что их заведомо не могли утвердить Государственный Совет верхняя палата российского парламента и император. Этот созыв российского парламента получил название «Дума народного гнева». Сложившийся кризис мог быть разрешен именно досрочным роспуском Думы, что и произошло. Царь, однако, этим актом не превысил свои полномочия: согласно Основным государственным законам он имел на это право. Поэтому день 3 июня называют датой государственного переворота не потому, что в этот день была распущена Государственная Дума, а по другой причине. Дело в том, что одновременно с роспуском парламента император принял новый избирательный закон.
А вот этого делать он не имел права, ибо в его же Манифесте от 17 октября 1905 года прямо говорилось: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы…» Это же положение было зафиксировано в Основных государственных законах Российской империи, которые многие называли конституцией. Следовательно, единолично законодательствовать, как это было во времена абсолютной монархии, царь не мог. И тем не менее он это сделал, понимая, что его законопроект по избирательному праву, направленный на сокращение представительства в новом парламенте левых и демократических сил, через эту Думу не пройдет. Истины ради стоит отметить, что это был единственный «прокол» Николая II в части нарушения «конституции». Больше он подобного не допускал. И объяснялся этот шаг именно безвыходной ситуацией в управлении государством, конституционным кризисом. Поэтому многие исследователи «прощают» императору этот незаконный акт. Известный историк Ричард Пайпс в книге «Русская революция» описывает третьеиюньские события не как государственный переворот, а как непринципиальное нарушение конституции, имеющее целью создание жизнеспособного парламента, то есть как действие, произведённое в интересах развития системы представительного правления.
Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу" 11 октября 1905 г. Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т. Не могли в них участвовать должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих. Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми. Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так в землевладельческой курии помещики один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской — 7 тысяч, в крестьянской — 30 тысяч, в рабочей — 90 тысяч. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий. Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч ранее от 90 тысяч. Февральская революция 1917 г. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание. Сословные и имущественные ограничения, отменялись.
Оставить свой голос онлайн можно будет в дни проведения выборов — с 15 по 17 марта. Жители регионов смогут проголосовать онлайн на портале vybory. С 15 по 17 марта Театральный центр "Энергия" Красный пр. Дорогие друзья! Выборы президента — это большое политическое событие в стране, и от нас зависит его исход.
Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий. Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч ранее от 90 тысяч. Февральская революция 1917 г. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание. Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание». Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей — право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи. Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию. Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г. С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах. Активным и пассивным избирательными правами были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. Право избирать и быть избранным получили военнослужащие. Однако и здесь был большой круг ограничений: не могли избирать и быть избранными: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход проценты с капитала и т. Помимо указанных ограничений действовал и квотный подход. В высший орган власти - Всероссийский съезд Советов формировался из представителей городских Советов и губернских съездов Советов. Первые поставляли одного депутата от 25 тысяч избирателей, вторые - одного депутата от 125 тысяч жителей. Следует отметить, что по Конституции 1918 г. Конституция СССР, принятая в 1936 г. Произошли изменения в процедуре проведения выборов: многостепенные выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми. По Конституции прямому избранию гражданами на общегосударственном уровне подлежал состав Верховного Совета СССР, состоявший из двух палат, в союзных и автономных республиках избирался однопалатный Верховный Совет, на местном уровне гражданами избирались депутаты областных, краевых, городских, окружных, районных и сельских Советов. Избранию граждан также подлежали народные судьи и народные заседатели районных городских народных судов, что было закреплено на уровне Конституции в ст. На всех уровнях выборы осуществлялись по мажоритарной системе абсолютного большинства. Выборы считались состоявшимися, если в них приняли участие большинство от внесенных в списки избирателей, а избранным считался тот, за кого проголосовало более половины всех зарегистрированных избирателей. В целом для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: в Конституции были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательные кампании проходили, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены. В числе новелл избирательной системы 1977 г. Конституцией ряда новых принципов. Прежде всего, принципа свободных выборов.
Выборы президента в лихие девяностые и сегодня. Как развивалась избирательная система?
Президента и его команду критиковали как "слева", так и "справа". До этого коммунисты получили большинство на думских выборах, что серьезно укрепило притязания их кандидата на президентский пост. Многие делали ставку на кандидата от коммунистов. Своей активностью Зюганов резко выделялся на фоне заметно уставшего Ельцина, который, к тому же, перенес незадолго до выборов инсульт. Тем не менее, президент смог мобилизовать свои силы и провести масштабную избирательную кампанию, главным лозунгом которой стало известное "Голосой, или проиграешь".
Геннадий Зюганов. Результаты остальных были в пределах статистической погрешности. Новый век с новым президентом Собравшиеся за праздничными новогодними столами россияне по традиции включили телевизоры, чтобы послушать обращение президента. Неожиданно Борис Ельцин заявил о досрочном сложении полномочий.
Исполняющим обязанности президента был назначен Владимир Путин, который за несколько месяцев до этого возглавил правительство. Россияне поддержали новый курс. Подтверждением этому стали состоявшиеся в марте 2000 года досрочные выборы главы государства. Были на тех выборах и новички: депутат Госдумы Станислав Говорухин, предприниматель Умар Джабраилов, глава общероссийского движения "За гражданское достоинство" Элла Памфилова, тогдашний генпрокурор Юрий Скуратов, губернатор Самарской области Константин Титов, лидер движения "Духовное наследие" Алексей Подберезкин.
В истории страны наступила новая эпоха. Закрепить результат Работы у нового президента было непочатый край. Необходимо было установить прочный мир на Северном Кавказе, поднять уровень жизни граждан, восстановить промышленность, вывести из кризиса образование, науку, медицину, реформировать армию и правоохранительные службы, укрепить государственность и стабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране. Все это требовало от команды Владимира Путина огромного напряжения сил и энергии.
Выборы были сословными и непропорциональными. Часть население была лишена избирательных прав. Государственная Дума имела право разрабатывать и обсуждать законопроекты, предусмотренные манифестом царя о созыве Думы.
Без согласия Думы нельзя было вводить новые налоги и принимать государственный бюджет. Члены Думы объединялись во фракции по партийному или сословному принципу. Расстановка политических сил в Государственной Думе, учитывая особенности избирательной системы, не могла дать объективной картины влияния партий в обществе, но косвенно отражала тенденции формирования политических настроений в России.
Срок полномочий Государственной Думы определялся законом в 5 лет, однако Дума могла быть досрочно распущена императором. Другим законосовещательным органом Российской империи, в формировании которого применялись выборные начала, являлся Государственный Совет, учрежденный манифестом Александра I в январе 1810г. Государственный Совет представлял собой совещательный орган при монархе, состав которого определял император из числа высших государственных деятелей империи.
В феврале 1906г. Он осуществлял экспертизу думских законопроектов, выполняя функции как бы верхней палаты. С 1906г.
Совет состоял из двух равных частей: одна назначалась по-прежнему императором, вторая 98 членов - избиралась. Своих представителей в Госсовет избирали Синод, Императорские Академия наук и университеты, губернские земские собрания, дворянские собрания, комитеты торговли, промышленности, купеческие управы и биржевой комитет, землевладельцы неземских нероссийских губерний. Члены Госсовета избирались на 9 лет, каждые три года обновлялась одна треть Совета.
Таким образом, в начале XX в. В России стали закладываться первые основы парламентской системы, элементы гражданского общества. Возникла многопартийная система, выборы стали одной из форм борьбы политических партий за влияние на самодержавную власть.
Избирательное право в России после Февральской революции Свержение монархии привело к формированию новой избирательной системы, которая исходила из принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с этими принципами были разработаны временные правила выборов земских органов власти и Положение о выборах в Учредительное собрание. Активным избирательным правом наделялись мужчины и женщины, достигшие 20 лет.
Всякие ограничения имущественного, профессионального и национального характера были отменены. От выборов в Учредительное собрание отстранялись осужденные, недееспособные, несостоятельные должники, дезертиры-военнослужащие и члены царской семьи. Голосование проводилось по партийным спискам: избиратель получал конверт от председателя избирательной комиссии, в который запечатывал список депутатов Учредительного собрания, представлявших избранную им партию.
Окружная избирательная комиссия на основе подсчета голосов определяла поименный состав членов Учредительного собрания в своем округе. Избирательная система молодой Российской республики оказалась одной из наиболее прогрессивных среди существовавших в то время. Однако, вскоре после октябрьской революции в нашей стране начали формироваться новый политический строй и соответствующая ему избирательная система.
Советская избирательная система Начало советской избирательной системы появилось в революцию 1905-1907гг. Летом 1905г. Осенью 1905г.
Советы появились во всех крупных городах России. Выборы в Советы во многом сохранили старые, дореволюционные избирательные процедуры по рабочим и крестьянским куриям. На общих собраниях предприятий, сельских сходах, полковых собраниях избирались депутаты городских, крестьянских и солдатских матросских Советов.
В подавляющем большинстве случаев депутаты являлись сторонниками революционных партий: социалистов-революционеров, социал-демократов меньшевиков или большевиков , других более мелких, примыкавших к ним партий. Они видели свою задачу в том, чтобы не допустить возврата к монархическому строю. Летом 1917г.
Отдельно были созваны съезд рабочих и солдатских депутатов и съезд крестьянских депутатов. Выборы делегатов съездов проводились на губернских, городских и фронтовых съездах Советов открытым голосованием. Нормы представительства не были строго регламентированы.
Она сохранила свои основные черты после провозглашения советской власти. Законодательно было закреплено преобладание голосов избирателей из рабочих. Так, депутат на Всероссийский съезд Советов избирался от 25 тыс.
Избиратели непосредственно на предприятиях и сельских сходах избирали депутатов местных Советов, которые затем избирали депутатов городских, волостных и уездных Советов. Те, в свою очередь, избирали депутатов губернских съездов Советов. После принятия наиболее ответственных решений или законов на уровне республиканских съездов или Всесоюзного съезда Советов делегаты возвращались к своей обычной жизни.
На постоянной основе работали только избранные съездами соответствующего уровня члены исполнительных комитетов. Первоначально состав исполкомов в СССР частично отражал многопартийную систему советского общества. При явном превосходстве партии большевиков в исполкомах сохранялось небольшое представительство различных группировок эсеров и меньшевиков до 1924г.
Но после 1925г. В стране осталась только одна политическая партия — коммунистическая. Она была призвана реализовать на практике идею государства диктатуры пролетариата, но закрепила господство одной партии.
По Конституции 1936г. Были отменены сословные ограничения избирательных прав граждан. Депутаты всех уровне избирались прямым голосованием.
Но в условиях однопартийной системы голосование носило формальный характер, а подбор депутатов осуществлялся партийными органами по социальным, половозрастным и профессиональным признакам, отражавшим структуру общества. Конкуренция между кандидатами и предвыборная борьба отсутствовали. Попытка модернизировать советскую избирательную систему, наполнить ее реальным содержанием была предпринята в 1989г.
Они допускали выдвижение нескольких кандидатов в депутаты, конкуренция между ними на выборах депутатов на Первый съезд народных депутатов СССР. Одновременно устанавливалось гарантированное избрание определенного числа депутатов от КПСС, комсомола, профсоюзов и ряда других общественных организаций на их съездах. Этим нарушался принцип равенства избирателей и пропорциональности избрания депутатов в представительные органы власти.
Но и в этих ограничениях ощущался процесс демократизации советской системы, появилась возможность в период выборов осуществлять легальную политическую деятельность. Результатом реформы избирательной системы явилась ликвидация монополии КПСС на власть. По итогам выборов 1990г.
Были отменены нормы избирательного права, по которым КПСС и некоторые другие общественные организации находились в привилегированное положение. Советская избирательная система окончательно прекратила свое существование в связи с принятием Конституции Российской Федерации в декабре 1993г. Избирательное право в современной России Предпосылкой подлинной демократичности избирательного процесса, позволяющего материализовать волеизъявление избирателей, является конкуренция нескольких идеологий и соответствующих им политических сил, а значит наличие многопартийности.
Правовая основа для этого была заложена в Конституции РФ 1993г. Политический плюрализм должен юридически защищаться государством через принятие соответствующих законов, должно также предусматриваться справедливое и гласное финансирование избирательных компаний, которое может включать и государственное финансирование, - отмечает А. По-свидетельству зарубежных экспертов и российских специалистов, действующее избирательное законодательство России вобрало в себя мировые стандарты свободных и справедливых выборов, сформулированные в международных правовых актах.
Более того, представители Российской Федерации выступили с предложениями кодифицировать международные избирательные стандарты в рамках Совета Европы, предложив проект соответствующей международной конвенции. Также весьма позитивным фактором является реализация инициативы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по разработке конвенции о стандартах свободных демократических выборов государств — членов Содружества Независимых Государств. Выборы — это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти.
Они голосуют за депутатов органов государственной власти республик, краев, областей и иных субъектов РФ; а также тех, кто работает в органах местного самоуправления городах, районах, поселках и т. В случае необходимости участвуют в референдуме — всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Участвовать в голосовании имеет право гражданин с 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы по приговору суда.
Это и есть избиратель, то есть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. А пассивное избирательное право — это право граждан РФ быть избранными в эти же органы. Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина в выборах добровольно. Существует две основные системы выборов — мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе в избирательном округе побеждает кандидат, набравший большинство голосов избирателей.
При пропорциональной системе избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за партию, и в зависимости от того, сколько голосов наберет та или иная партии, она и получает определенное количество мест в избираемом органе. Заключение Россия как демократическое государство, очень молодое государство. На наших глазах происходит становление и формирование новых демократических событий.
Пройдет совсем немного времени, и я приму самое непосредственное участие в этом процессе, как избиратель. Очень важно для меня, чтобы мой выбор был правильным, так как от него будет зависеть будущее моей страны, а оно мне не безразлично. Рассмотрев вопрос истории выборов в России можно сделать следующие выводы: - Этот процесс в Росси был труден и извилист, как, пожалуй, ни у одной другой страны.
Конечно, на протяжении веков избирательное право совершенствовалось, систематизировалось, но по-настоящему подлинно-демократическими избирательные права стали в наше время все граждане старше 18 лет получили право выбирать и быть избранными, т. Изучение этого вопроса позволит понять процесс становления избирательной системы в России. Тем самым избирательное право определяет порядок формирования выборных органов государственной и муниципальной власти.
Можно сказать, что выборы — политический институт и процесс, а избирательное право — его юридическая система.
Тогда жители страны отдавали свой голос сразу за пару кандидатов, которые шли в связке — на посты президента и вице-президента. В списки избирателей были внесены 106 миллионов 484 тысячи 518 человек, явка при голосовании составила 74,66 процента. Против всех проголосовали 1,92 процента избирателей. Фото: А. Став президентом, Ельцин активно проводил реформы, направленные на переход к новой экономике и установление политических свобод. Этот период можно назвать началом нового этапа в истории России, приведшего к формированию нового политического строя.
Платонов уже в начале ХХ в.
Ближе всего к пониманию ситуации конца XVI в. Скрынников — профессор Ленинградского, а затем Санкт-Петербургского университета. Более тридцати лет назад в 1980 г. В значительной мере исследование Р. Скрынникова явилось основой наших современных размышлений о событии конца XVI в. Когда избирали Бориса Годунова? Социальные и политические сдвиги второй половины XVI в. Значительное влияние на эволюцию государственного строя оказали и земские соборы, которые явились одной их форм представительства свободных сословий за исключением крепостных крестьян и холопов во властных структурах.
Их появление было связано с развитием сословно представительной монархии. Считается, что 1 августа 1598 г. Прежде чем принять это традиционное представление, следует проверить дату, обозначенную в документе. Эту идею и выдвинул Р. По традиции подписи проставлялись на обороте соборных приговоров. Члены собора группировались по чинам в строго иерархическом порядке. Бояре ставили подписи вместе с боярами, стольники со стольниками и т. Поэтому списки думных людей составлялись с особой тщательностью.
Для датировки утвержденной грамоты эти списки имеют самое первостепенное значение. Основной факт состоит в том, что соборный приговор об избрании Бориса на трон отразил состав Боярской думы не на 1 августа 1598 г. При этом важно отметить, что в указанные месяцы в думе произошли большие перемены. По случаю коронации Борис раздал многим лицам думные титулы, и эти назначения учтены в утвержденной грамоте1. Власти не желали признать, что соборный приговор об избрании Бориса Годунова был составлен задним числом, спустя много месяцев после его коронации. Поскольку люди XVI в. Фёдора сына Ивана Грозного. Следуя этому образцу, канцелярия снабдила соборный приговор об избрании Борис Годунова датой 1 августа, чтобы доказать, что коронация состоялась как раз через месяц после его соборного избрания.
Выявление подлога в избирательной документации Бориса поднимает вопрос о степени ее достоверности. Претенденты на престол. В последние годы жизни царь Фёдор Иванович полностью устранился от дел управления. Он оказался первым из московских государей, умершим без завещания. В последние часы жизни, когда приближенные просили Федора назвать имя преемника, он по обыкновению сослался на волю божью2. Женой царя Фёдора была родная сестра Бориса Годунова — Ирина. И он прекрасно понимал, что пострижение сестры царицы уменьшит его шансы на избрание, и потому вопреки воле Федора пытался учредить правление царицы. В силу традиций Русского государства присяга вдове царице была делом неслыханным.
Современников возмущала поспешность, с которой Борис рвался к трону и старался учредить правление вдовы царицы. Но такое звание было не равнозначно царскому титулу. Правление Ирины и Бориса Годуновых продержалось недолго. На третий день после присяги царица объявила о своем пострижении в монахини в присутствии многочисленной толпы. В головы московской боярской элиты не укладывалась мысль об избрании в цари не слишком знатного костромского дворянина. Тем не менее, самыми серьезными претендентами на корону были Борис Годунов и Фёдор Романов. Как правитель, Годунов обладал более прочными политическими позициями и, как бы сейчас сказали, административным ресурсом, но не состоял в кровном родстве с династией и поэтому не имел формальных прав на престол. Выборная кампания.
Выборная кампания Бориса Годунова имела разнообразный характер. Так, Патриарх Иов и представители духовенства вели активную агитацию в пользу Годунова среди стрельцов, торгово-посадских и тяглых людей в столице, провинциальных городах, уездах. Неоднократно предпринимались попытки найти компромисс с соперниками. Особую роль сыграла тактика ведения соборных заседаний. Сторонники Годунова не позволяли высказываться оппонентам, чем создавали видимость единогласного обсуждения его кандидатуры. Свою роль в череде выборных мероприятий сыграли московские низы. Они оказывали давление на участников заседаний тем, что во время многочисленных приветствий и крестных ходов умоляли Годунова принять царство. По словам В.
Завершение выборных мероприятий выразилось в составлении итогового документа, проведении церемонии венчания и присяги населения новому царю. Обычай предписывал проводить присягу в зале заседания высшего государственного органа — Боярской думы. Церемонией могли руководить только старшие бояре. Дума держалась за эту привилегию. Но Борис Годунов не посчитался с традицией и велел целовать себе крест не в думе, где у него было слишком много противников, а в церкви, где распоряжался преданный ему патриарх Иов. Участник церемонии дьяк Иван Тимофеев рассказывал, что собравшиеся в Успенском соборе москвичи громко выкрикивали слова присяги, так что от их воплей не слышно было молитв и приходилось затыкать уши. По его словам, население собралось в соборе потому, что боялось ослушаться грозного предписания4. Вступая на трон, Борис Годунов опасался тайных злоумышлений недоброжелателей.
Наибольшие преимущества получило дворянство. Ряд временных податных льгот получило население посадов. Льготы частично распространились и на другие категории населения. В Сибири власти пожаловали сибирских людей, сложив с них подати на 1599 г. В ходе избирательной борьбы Земский собор многократно менял свои формы и состав. Ранний январский собор 1599 г. Разногласия в думе вынудили Бориса Годунова и руководителей избирательного собора обратиться за поддержкой к столичному посадскому населению. Сохранившаяся документация позволяет составить достаточно точное представление о выборном Земском соборе.
Представительность этого собора не вызывает сомнений. В соответствии с традицией большинство его членов были назначены правительством, но на нём присутствовали также представители уездного дворянства и столичного посада. Избрание монарха на Земском соборе не означало, однако, введения в Русском государстве выборной монархии.
Выборы Президента России: 1991—2018
Доклад ЦИК России «О развитии и совершенствовании законодательства РФ о выборах и референдуме», определил основные направления работы по дальнейшему совершенствованию системы правового регулирования выборов и референдума в России. Коллекция включает следующие разделы: история избирательной системы в России, избирательная система в современной России и учебно-методические ресурсы. Президентские выборы — 2004. Особенностью выборов президента 2004 года было то, что в них не стали участвовать лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский.