В первый день праздника и в течение 40 дней после этого можно приветствовать друг друга фразами «Христос воскрес», а отвечать на это нужно «Воистину воскрес!». «Пасха наша, Христос, заклан за нас», — говорит Павел, тем самым провозглашая Иисуса новозаветным агнцем. -Христос воскрес! Этим радостным возгласом, поэтому, принято у христиан встречать праздник и приветствовать друг друга. "Воистину воскресе!" с троекратным поцелуем), выходят на амвон и снова три раза восклицают "Христос воскресе!", благословляя прихожан на три стороны. Фраза «Христос Воскресе!», конечно, знакома каждому, однако далеко не все знают, когда и кому правильно ее произносить. Итак, при встречи первым эту фразу должен произносить человек, который младше либо по возрасту, либо по церковному званию.
Пасха Христова: история и традиции праздника
«Христос Воскресе» на разных языках. «Согласно заветам апостолов при встрече принято говорить: “Христос воскресе!”, в качестве ответа: “Воистину воскресе!”, при этом троекратно целуясь, — говорят священнослужители. означает демонстрировать духовное невежество, и простую безграмотность. На самом деле, Христос воскрес не на Пасху, а на третий день после Пасхи. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Воистину Христос Воскрес, Взаимно вас мы поздравляем. «Воистину Воскрес!» Приветствие словами «Христос воскресе!» выражает радость, подобную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Кто первый говорит Христос воскрес?
Зачем говорят «Христос воскресе» и ещё 7 вопросов про Пасху
Отвечать на такое приветствие следует «Воистину воскресе! Как пояснил aif. Так приветствовали друг друга его ученики. Таким образом, приветствуя друг друга словами «Христос воскресе! Если при приветствии словами «Христос воскресе! Что делать после пасхального приветствия? Среди верующих христиан на Пасху и в течение последующих принято христосоваться — сначала приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе! Этот обычай также пошел еще от Апостолов. Почему целуются трижды и как правильно христосоваться, рассказал клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве, иерей Николай Конюхов.
Но освящение — это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства — творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо — с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть. Ведь всё, что человек потребляет, дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме. Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня», потому что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне».
Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи. Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств. Пусть только она царствует в наших сердцах и с ними, пусть только она с избытком изливается на окружающих нас людей. Уверен, что это будет лучшим подарком нашим родным в праздник Светлого Христова Воскресения.
С праздником, дорогие братья и сестры! Воистину Воскресе Христос! Великий четверг Чистый четверг 8:00 — Литургия свят. Василия Великого. Великая пятница 8:00 — Царские Часы с изобразительными.
Строгий пост. Великая суббота. Освящение хлеба и вина. Чтение Святого Апостола. Светлая седмица.
Крестный ход. Крестный ход, в сослужении всего духовенства Минусинского благочиния.
Он напомнил, что открытое проявление веры на протяжении всей истории христианства, и особенно в период Римской империи, сопровождалось "исповеданием самой жизнью", из-за которого христиане претерпевали страшные гонения от правителей. Он пояснил, что слова "Хри стос во скрес" и "Воистину воскрес" означают исповедание произносящим их человеком того, что Иис ус Христос ре ально пришел в мир - "не мифически, не сказочно", и так же "мучительно страдал, как и любой человек, когда претерпевал смерть на кресте".
Православные христиане в воскресенье, 16 апреля, встретили главный христианский праздник - Пасху, день Воскресения Христова.
Существует легенда о яйце, покрасневшем в руках у Марии Магдалины на приёме у императора. Исторически она весьма сомнительна. Скорее всего, обычай красить яйца пришёл к нам из весенних праздников, связанных с сельским хозяйством. Как бы то ни было, сегодня яйца и куличи — узнаваемые пасхальные символы. Здесь важно не превращать праздник лишь в игру вокруг яиц, но суметь использовать их, чтобы выделить этот день как особенный. А если кто-то считает их бессмысленными или неуместными, тем стоит обойтись без них. Главное помнить, что мы призваны не суетиться или ссориться, а вместе поклоняться Тому, кто ради нас смертью победил смерть.
Почему Пасха каждый год выпадает на разные числа? В древнем Израиле пользовались лунным календарём, поэтому дата иудейской Пасхи — 14-е число месяца авива позже он стал называться «нисан» — выпадает на разные числа нашего солнечного календаря. Христианская церковь отчасти заимствовала эту традицию, установив праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, не предшествующего дню весеннего равноденствия, но так, чтобы это не совпадало с иудейской Пасхой. Сегодня, правда, используется не астрономия, а давно составленные таблицы с датами пасхалии , которые, кстати, астрономическим данным уже не соответствуют. Почему в Европе и России Пасху празднуют в разное время? На западе в конце XVI века была принята другая пасхалия и другой, григорианский календарь. Русская Православная Церковь по-прежнему использует древнюю пасхалию и юлианский календарь. Из-за этого в некоторые годы даты могут совпасть, а в некоторые разница доходит до пяти недель.
Любопытно, что первый спор о дате празднования Пасхи случился ещё во втором веке. Тогда малоазийские общины праздновали её 14-го нисана, а римские — в первое воскресение после 14-го нисана.
Как распяли Христа и почему на Пасху говорят "Христос воскрес"
И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников Праздник и Торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды. Святитель Григорий Богослов Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с Неба на землю - ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть - ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти - и ныне Единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни - ныне жизнию упраздняется смерть.
Тогда от стыда крылись под смоковницею - ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая - ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно горам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии Пс. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение Креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над побежденных.
Этот праздник есть залог мира, источник примирения, истребление врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами и, обложенные плотню, вкупе с бесплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном. Святитель Иоанн Златоуст.
Она означает то, что те, кто провозглашают эту фразу, обращают к людям великое свидетельство о том, что Х ристос воскрес. А когда отвечают "Воистину воскрес", это не просто ответ, часть некоего исторического обряда - в этих словах исповедание веры", - сказал патриарх. Он напомнил, что открытое проявление веры на протяжении всей истории христианства, и особенно в период Римской империи, сопровождалось "исповеданием самой жизнью", из-за которого христиане претерпевали страшные гонения от правителей.
Как нужно готовиться к празднику и праздновать Пасху?
Центральная часть любого христианского праздника — поклонение Богу. Он «Тот, для Которого всё и от Которого всё» Евр. Но и просто украшение церквей, и общение верующих за одним столом — всё это выражает нашу радость о Христе и Его церкви. Также, чтобы Пасха ощущалась как праздник, важна подготовка. Празднование входа Христа в Иерусалим за неделю до Пасхи, воспоминание Его страданий в четверг и пятницу, приобщение к Его распятому телу и пролитой крови через вечерю Господню евхаристию — это особенно помогает нам подойти к радости воскресения. Зачем на Пасху делают и светят куличи и яйца? Существует легенда о яйце, покрасневшем в руках у Марии Магдалины на приёме у императора. Исторически она весьма сомнительна. Скорее всего, обычай красить яйца пришёл к нам из весенних праздников, связанных с сельским хозяйством. Как бы то ни было, сегодня яйца и куличи — узнаваемые пасхальные символы.
Здесь важно не превращать праздник лишь в игру вокруг яиц, но суметь использовать их, чтобы выделить этот день как особенный. А если кто-то считает их бессмысленными или неуместными, тем стоит обойтись без них. Главное помнить, что мы призваны не суетиться или ссориться, а вместе поклоняться Тому, кто ради нас смертью победил смерть. Почему Пасха каждый год выпадает на разные числа? В древнем Израиле пользовались лунным календарём, поэтому дата иудейской Пасхи — 14-е число месяца авива позже он стал называться «нисан» — выпадает на разные числа нашего солнечного календаря. Христианская церковь отчасти заимствовала эту традицию, установив праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, не предшествующего дню весеннего равноденствия, но так, чтобы это не совпадало с иудейской Пасхой.
С радостью бросились женщины возвестить апостолам о свершившемся чуде и первое христосование на Пасху произошло, когда ученики и последователи Иисуса с восторгом передавали друг другу благую весть: «Христос Воскрес! Воистину воскрес!
Варианты пасхальных приветствий В первый день Пасхи и в последующие 40 дней принято приветствовать друг друга словами «Христос Воскрес!
Патриарх Кирилл призвал не говорить "Христос воскресе" по привычке
Распятый на кресте Иисус Христос воскрес на третий день, даровав всем надежду на вечную жизнь. Узнав хорошую новость, апостолы вспомнили слова Иисуса о будущем воскресении и удостоверились, что он говорил правду, потому отвечали: "Воистину воскрес!". Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Распятый на кресте Иисус Христос воскрес на третий день, даровав всем надежду на вечную жизнь.
Христос воскрес! Как правильно отвечать на поздравление с Пасхой
Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа 1Пет. Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи — следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя Исх. Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни? Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана Лев. В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев Исх. Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти Мессии хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи Ин.
Несмотря на то, что Христос вкушал пасху с апостолами в четверг, а Распяли Его только на следующий день, утверждается, что Он, как Новозаветный Агнец 1Пет. Годовой религиозно-праздничный цикл иудеев, со времени Моисея, был привязан не к солнечному календарю, насчитывающему, в среднем, 365,25 суток по юлианскому календарю , но к лунному. Продолжительность лунного года составляет около 354 суток. Таким образом, он короче солнечного приблизительно на 11 дней. В силу этого обстоятельства в разные годы одни и те же фазы луны выпадают на разные числа месяцев, привязанных к солнечному календарю. Вот почему иудейская Пасха, отмечаемая по лунному календарю всегда в один и тот же день месяца Нисана, по солнечному исчислению с каждым годом перешагивает с одного числа на другое. В первые времена существования христианства относительно дня празднования Пасхи единогласия не было. Показательно, что определенное согласие в этом вопросе установилось только к концу IV века; этому моменту предшествовало 3 периода так называемых «пасхальных споров».
Малоазийские Церкви праздновали Пасху Христову 14-го Нисана, в один день с иудейской. Пик разногласий пришелся на конец II века, когда Папа Римский Виктор в ультимативной форме потребовал от христиан Малой Азии принять римскую практику. Вскоре малоазийская практика почти исчезла. Однако христиане всей остальной территории Римской империи к IV веку уже совершенно обособились от иудейства, так что они Пасху праздновали после дня весеннего равноденствия. В результате дискуссии на I Вселенском Соборе было принято решение: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Епископы, придерживавшиеся сирийской практики, уступили и приняли практику Рима и Александрии. Причина различий состояла в следующих двух нюансах: 1 в Александрии днем весеннего равноденствия считали 21 марта, в Риме — 18 марта; 2 самая ранняя Пасха в Александрии приходилась на 15-й день луны, в Риме — на 16-й день. Последнее означает, что если пасхальное полнолуние случалось в субботу, то в Александрии завтрашний день уже был Пасхой, тогда как в Риме Пасху праздновали в следующее воскресенье.
В результате в 387 году Рим отпраздновал Пасху 21 марта, тогда как Александрия — 25 апреля; разница составила пять недель. Этот факт произвел впечатление на современников; в следующем V веке каждый раз, когда даты Пасхи отличались существенно, Рим и Александрия предварительно обсуждали данную проблему. В самом Риме были предприняты шаги к согласованию пасхалии; окончательно же проблема была решена в 525 году, когда римский аббат Дионисий Малый известен тем, что фактически ввел хронологию от Рождества Христова взял за основу александрийскую пасхалию и по ней составил новую римскую пасхалию. Итак, в отношении даты Пасхи действует принцип, сформулированный на I Вселенском Соборе: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Частные следствия примеры применения этого правила таковы. Если мартовское полнолуние наступает раньше дня весеннего равноденствия 21 марта , пасхальным полнолунием считается уже на мартовское, но апрельское. Если оно выпадает, к примеру на воскресенье 18 апреля, то Пасха переносится на следующее воскресенье — 25 апреля. Это самая поздняя дата празднования Пасхи.
Самым же ранним днём является 22 марта. Это случается, когда мартовское полнолуние выпадает на субботу 21 марта. Где находились святые и праведники до Воскресения Христова — в Раю или в аду? Как известно, пока первозданные люди хранили невинность и нравственную чистоту, местом их пребывания был особый благоустроенный Сад — Рай Быт. Однако, злоупотребив своими природными совершенствами и своей свободой, они нарушили заповедь Божью, подверглись тленности, сделались смертными и были изгнаны из обители прочь Быт. С тех пор и вплоть до совершения Искупления Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в ад. Путь в Царство Небесное был для человека закрыт. В ад попадали как грешники, так и праведники Быт.
Другое дело, что степень испытываемых мук и местa заточения душ, в зависимости от степени их греховности или праведности, были различными Иез. Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область — лоно Авраамово Лк. В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили Господу верой и добродетелями. Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи Лк. Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ. Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем адовых врат праведники пребывали в Раю победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли Еф. Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.
Считается, что она началась еще в апостольские времена. Люди, которые приветствуют друг друга словами "Христос воскрес" словно выражают радость, подобно той, что выражали апостолы, узнав о воскрешении Христа. Волнующий вопрос, которым многие задаются в эти дни: как говорить правильно — «Христос воскрес» или «Христос воскресе»? Фаддей Антонович Горецкий.
Сила этого приветствия рассеивает печаль скорбной жизни, как туман. Слова о воскресении проникают даже в самое адское состояние души и освещают ее надеждой, как и Христос сошёл во ад, чтобы осветить преисподнюю светом своего Божества. Недаром же преподобный Серафим Саровский приветствовал всех приходящих к нему словами: «Христос воскресе, радость моя! Невозможно знать о воскресении, верить в воскресение и при этом не радоваться. Пасхальное приветствие — это необычайно сильный источник духовной радости. В самые скорбные времена христиане этим возгласом укрепляли себя духовно, воодушевлялись и прогоняли отчаяние. Кроме того, пасхальным приветствием мы проповедуем свою веру. Когда люди, не знакомые с Православием, слышат слова о воскресении и видят неподдельное счастье на лицах людей, их произносящих, они невольно тянутся душой к этой радости. Конечно, нелегко поверить в такое исключительное событие, как воскресение. Апостол Павел, когда проповедовал в Ареопаге в Афинах, был принят местными мудрецами, которые с любопытством желали познакомиться с новым учением, но лишь только он заговорил о воскресении Христа, то «здравомыслящие» афиняне перестали его слушать. Однако именно слова о Христе и воскресении были целью проповеди апостола. В свидетельстве о Православии мы призваны также возвещать самую главную истину христианского благовестия — веру в воскресение, без которой наше христианство теряет всякую силу.
Итак, при встречи первым эту фразу должен произносить человек, который младше либо по возрасту, либо по церковному званию. Соответственно другой человек в ответ на это должен ответить: «Воистину Воскресе! И это не все. После этого нужно обязательно три раза поцеловаться. Однако далеко не у всех людей есть возможность поздравить родных и близких людей устно. В дело идет либо общение по телефону, либо обмен поздравлений посредством СМС, сообщений в мессенджерах, электронных писем. Существуют правила написания пасхального приветствия.
Что нужно говорить на Пасху
- Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
- ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
- Что произошло потом?
- Христос Воскресе! Воистину Воскресе! | Власть труда
- Правильно ли на пасху говорить Христос воскрес!? (Анатолий Ададуров) / Проза.ру
Воскресение Иисуса Христа — история праздника. Как воскрес Иисус Христос.
Воистину воскрес! Варианты пасхальных приветствий В первый день Пасхи и в последующие 40 дней принято приветствовать друг друга словами «Христос Воскрес!
После Великого поста пасхальный день начинается с длинного семейного завтрака. Фото: Pixabay. И, 24 апреля, все православные христиане будут отмечать это событие. Пасха - еще более важное, чем Рождество, одно из главных религиозных событий для россиян, время, которое приносит обновленный дух радости и надежды.
А вот слово «воскрес» можно написать и с маленькой буквы. Но запомните, что слово «Воистину» тоже пишется с большой буквы. Это наречие, которое стоит в начале предложения. Да, и как вы видите, это слово пишется слитно. А вот написание слова «воскресе» до сих пор вызывает много споров. Так, некоторые пишут это слово с буквой «е» на окончании, а вот другие пишут просто «воскрес». Спорить не нужно.
А вот написание слова «воскресе» до сих пор вызывает много споров. Так, некоторые пишут это слово с буквой «е» на окончании, а вот другие пишут просто «воскрес». Спорить не нужно. И так, и так писать правильно. Дело в том, что первый вариант считается церковно-славянской версией, а вот второй — современной. Ранее мы писали о том, что погода на Пасху отметится заморозками. Читайте новости Pensnews и обсуждайте в Telegram.
Правильно ли на пасху говорить Христос воскрес!?
Пасха. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Как правильно — «Христос воскресе» или «Христос воскрес»? Роспись в храме, посвященная Воскресению Иисуса Христа: Pixabay.
Как распяли Христа и почему на Пасху говорят «Христос воскрес»
«Христос воскресе!» на иностранных языках. украинский: Христос воскрес! Хорошо, если он приветствует всех словами «Христос воскресе» потому, что его переполняет радость о Воскресшем Христе. Говорить фразу «Христос Воскрес» следует не только в первый день праздника, но и все последующие 40 дней до момента Отдания. Отвечать на послание нужно тоже короткой фразой — «Воистину Воскресе» или «Воистину Воскресе». 3. Что значит «Христос воскресе — Воистину воскресе»?
Русисты рассказали, как правильно: "Христос воскрес!" или "Христос воскресе!"
Мирянину при встрече с духовным лицом необходимо добавлять «Благословите, батюшка», складывая правую ладонь поверх левой для получения благословления. Священнослужитель в свою очередь отвечает «Воистину воскресе! Бог благословит», налагает крестное знамение и кладет свою правую руку на ладони собеседника. Как правильно христосоваться Пасхальное приветствие появилось с апостольских времен. Возглас «Христос воскрес! Пасхальное приветствие — это большая традиция, которая со временем распространилась среди многих христиан со всех уголков земного шара. Приветствовать друг друга в первый день праздничного события и в течение последующих сорока дней нужно до самого отдания праздника.
После Великого поста пасхальный день начинается с длинного семейного завтрака. Фото: Pixabay. И, 24 апреля, все православные христиане будут отмечать это событие. Пасха - еще более важное, чем Рождество, одно из главных религиозных событий для россиян, время, которое приносит обновленный дух радости и надежды.
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Матфея заканчивается. Воскресение Иисуса Христа — Евангелие от Луки В Евангелие от Луки в 24-й главе женщины также поутру в воскресенье пришли в пещеру к гробу Христа с приготовленными ароматами и также нашли камень отваленным от входа в пещеру. Но когда они зашли в пещеру пред ними предстал не юноша, а два мужа в блистающих одеждах. Однако в Евангелии от Луки в пещере присутствует апостол Петр, который подходит к гробу Господнему и видит там только пелены лежащие. Апостол Петр Далее описываются события, когда два ученика встречают на дороге Иисуса и долгое время не узнают его и только после того как он возлежал с ними и преломил с ними хлеб к ним пришло прозрение, что целый день они провели в обществе Иисуса: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» Далее по возвращению в Иерусалим и они нашли вместе одиннадцать Апостолов которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. И в этот момент сам Иисус стал посреди них и сказал им: «Мир вам» Апостолы смутились и испугались, подумав, что видят духа. Но Иисус убедил их, что он их плоти крови, а после отведал вместе с ними печеную рыбу и сотовый мед. Ученики поклонились Иисусу и вернулись в Иерусалим в праздничном настроении. На этом рассказ о Воскресении Иисуса в Евангелии от Луки заканчивается. Существуют ли записи упоминаний о вознесении Господнем в творениях очевидцев Христа? Нет, в творениях очевидцев Христа не существует ни единой записи, где бы были бы упоминания о вознесении Господнем. Все упоминания о вознесении Господнем были написаны не очевидцами и в более поздний период. Этимология слова «воистину» Некогда слово «воистину» было существительным с предлогом и писалось, естественно, раздельно. С течением времени оно перешло в разряд наречий — как? Данное слово пришло из церковнославянского языка и в речи употребляется довольно редко.
Unmaiyagave ujirthu elunthar! Цзиду фухо-лэ! Та цюэши фухо-лэ! Gei1duk1 fuk6wut6 liu5 ютпхин Гейдук фуквут-лиу! Taa1 kok3sat6 fuk6wut6 liu5 ютпхин Та коксат фуквут-лиу! Чжэньгэ та фухо-лэ! Lakso chesong! Trungmean preah choan rous leong vinh men! Phatong kap pen khune ma! Kristus sudah bangkit! Dia benar sudah bangkit! Dia benar-benar telah bangkit! Sesung guhnya dia sudah membangun! Sinubli ya pin mebie! Saesto panjene ganipun sampun wungu! Nabuhay si Kristo! Totoo ngang nabuhay! Siya nga ay nabuhay! Io sa tucake tale! Ioe ua toe tu Keriso! He pono tonu, kua ara a Ia! Afokkun manan sefan! Meipung, a mahan sefal! Ngii a dingar! Ngii a mla mekiis! Ngiima dingar! Oh ketin kalowehdier! Aet, e jerkakbije! Пихристос афтонф! Pikhristos aftonf! Хен оуметмий афтонф! Xen oumethmi aftonf! Alethos aftooun! Yasous Taustwal! Aown TasousTanastwal! Bergit Tenestwal! Bahake tensiou! Toya ma, E mu su Saa-yeei! Lengo kuima zinga! Ngate ni odra yasi! Ada oce! Diri bgak a ngien! Nei yiic erot jot! Kristo amefufukka! Christos wawuka!