Но остается одна сложность: в пьесе очень подробно изображена среда, поэтому окончательный вывод нужно сделать таким: пьеса Островского «Гроза» – это трагедия с элементами драмы. Немалое значение для понимания смысла разыгравшейся в пьесе Гроза драмы имеет финал произведения.
«Гроза как формула современной России»: зачем сегодня читать Островского?
На этот прием указывает транслитерация в названии — «Groza». В процессе постановки режиссер Евгений Маленчев рассказал о новом спектакле: «Мы не занимаемся осовремениванием, мы работаем над адаптацией. Мы репетируем на русском языке, но пользуемся английскими переводами, чтобы посмотреть на события пьесы заново, сформировать свежий взгляд на давно известный сюжет. У нас нет цели придать прошлому черты современности, нам нужно преодолеть стереотипы и шаблоны, связанные с привычным локальным восприятием «Грозы».
Мы внимательно работаем с авторским текстом, но устаревшую версию про «луч света в темном царстве», разговоры о «воле», «учливости», «благостыне», «напраслине» и всё непереводимое мы оставим за рамками спектакля. Сегодня эта история может звучать значительно интереснее и сложнее.
Варвара вступается за нее и заявляет, что у Тихона на уме лишь одно: выпить вместе с Диким.
Она отправляет его к Дикому, Катерина просит возвращаться быстрее: а то маменька опять браниться станет. Явление седьмое Варвара говорит Катерине, что любит ее и жалеет. Катерина рассуждает: «отчего люди не летают так, как птицы?
Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
Попробовать нешто теперь? Ее любила мать, работала она только по желанию, дома у них было много цветов. Странницы и богомолки, которых они привечали в доме, рассказывали им о своих путешествиях.
В доме Кабановых, кажется, то же, но все как будто из-под неволи. В церкви верующей Катерине во время молитв виделись ангелы, она ходила на службу с легкой душой. Снились ей прекрасные сады.
Катерина объявляет Варваре, что скоро умрет, она ощущает грядущие перемены и смертельно боится греха. Катерина рассказывает, что хотела бы сбежать, только не с мужем , а с тем, кого она любит по-настоящему, и это ее тяготит. Варвара обещает помочь Катерине, когда Тихон уедет.
Появляется безумная Барыня с палкой и два ее лакея. Явление восьмое Барыня пророчит Катерине и Варваре адское пламя: «Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет.
Показывает на Волгу. Вот, вот, в самый омут. Что смеетесь!
Не радуйтесь! Стучит палкой. Все в огне гореть будете неугасимом.
Все в смоле будете кипеть неутолимой. Вон, вон куда красота-то ведет! Приближается гроза.
Катерина и ее воспринимает как страшное предзнаменование, Варвара уводит ее домой. Странница говорит, что любит смотреть, как жена воет , когда уезжает муж старинная традиция. Явление второе Катерина рассказывает Варваре о своем горячем характере: никто с ней сладу найти не мог.
Варвара замечает, что она не любит ее брата, но та возражает, что жалеет его. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать , — говорит ей Варвара.
Ей известна тайна Катерины: она любит Бориса. Она призывает женщину научиться скрывать: «ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится.
И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» Варвара о доме Кабановых Варвара сообщает Катерине, что Борис также интересуется ей. Катерину пугают греховные мысли, но противостоять им она не может. Она заявляет, что сладить с ней никто не сможет, если только ей захочется свободы, и если придется, она выбросится в окно или кинется в Волгу.
Варвара подсказывает, что когда Тихон уедет, возможность видеться с Борисом представится. Она подговаривает Катерину вместе с Глашей спать с ней в саду в беседке: Варваре и самой хочется гулять ночью, но одну ее Кабаниха не пустит. Тем временем Кабаниха наставляет Тихона на дорогу.
И на воле-то он словно связанный , — сетует Катерина. Входят Кабаниха и Тихон. Явление третье Кабаниха приказывает Тихону наставлять жену на примерное поведение в его отсутствие так полагалось в старые времена : Ну, приказывай.
Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь — спросишь, так ли все исполнила. Тихон смущается, но выполняет.
Просит Катерину слушаться свекровь, почитать ее, как мать, работать. Кабаниха подсказывает ему, напомнить жене, чтобы на молодых парней не заглядывалась. Кабаниха уводит остальных, веля жене с мужем вдвоем переговорить перед его отъездом, как это полагается.
Явление четвертое Катерина говорит Тихону, что свекровь обидела ее такими словами. Тихон просит не принимать ее все близко к сердцу, но на просьбу жены взять ее с собой, отвечает отказом, и упрекает Катерину, что она навязывается : он устал от гнета Кабанихи и хочет воли. Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены.
Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? Она предупреждает мужа: быть беде в его отъезд, и просит взять с нее клятву, что она ни с кем видеться не будет, пока его нет. Тихон не успевает: слышен голос Кабанихи, пора.
Кабаниха учит сына как подобает. Катерина бросается мужу на шею, но свекровь жестко осаживает ее: Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава!
Аль порядку не знаешь?
Кулигин и Кудряш с приятелем прогуливались в общественном саду города Калинова, разбитом на высоком берегу Волги. Кулигин восхищался красивым видом, но Кудряш не разделял его восторгов: ему было всё равно. Реклама В отдалении купец Дикой ругал своего племянника Бориса. Кудряш пожалел, что в городе мало сильных парней, способных собраться и отучить Дикого «озорничать». Он считал, что купчиха Кабанова лучше Дикого: «та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался».
Сам Кудряш не боялся Дикого и смело отвечал на его ругань. Отругав племянника, Дикой ушёл. Борис подошёл к Кулигину. Тот спросил, зачем Борис живёт у дядьки и терпит его ругань. Борис рассказал, что его отец, родной брат Дикого, женился на благородной против воли матери и уехал в Москву. Там родители отдали Бориса в Коммерческую академию, его сестру — в пансион, и умерли от холеры.
Борис с сестрой остались без средств к существованию. Борису пришлось оставить сестру у родственников матери, переехать к Дикому, бесплатно работать на него и терпеть его издевательства. Реклама Борис понимал, что денег не получит или получит «какую-нибудь малость», но всё равно терпел ради сестры. Дикой тиранил не только племянника, но и жену с дочками. Разозлившись с утра, он не успокаивался весь день, и домашние прятались от него по чердакам и чуланам. Борис пожаловался Кулигину, что ему трудно, он не может стать в Калинове своим.
Кулигин ответил, что в городе царят «жестокие нравы». Народ беден, а богачи используют их труд, чтобы ещё больше обогатиться. Мечта Кулигина — изобрести вечный двигатель, получить за изобретение награду и дать работу городскому мещанству. Кулигин ушёл. Борис поразмышлял о своём незавидном положении, ухудшившемся любовью к замужней женщине, которую однажды увидел в церкви и ни разу с ней не разговаривал. Заметив издали эту женщину, идущую в сопровождении мужа и свекрови, Борис ушёл.
Из церкви домой возвращалась семья Кабановых. Кабанова пилила своего сына Тихона за то, что тот не уважает мать и больше любит свою молодую жену Катерину. Наворчавшись, Кабанова ушла домой. Тихон упрекнул жену за то, что из-за неё ему всегда достаётся от матушки, но его сестра Варвара заступилась за Катерину. Тихон пошёл выпить к Дикому. Катерина с Варварой остались в саду.
Катерина пожаловалась, что, выйдя замуж, она совсем завяла. Ей хотелось бы стать вольной птицей и улететь. Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Реклама Дома у маменьки Катерине жилось легко.
Работой её не обременяли, молилась она по зову души, а не по принуждению, ей снились волшебные сны, а теперь снится, что она скоро умрёт. Катерина призналась Варваре, что полюбила другого.
В свою очередь, по задумке режиссёра Михаила Фейгина, основной акцент должен быть сделан на силе женской души, обилию чувств и её беззащитности. Стоит сказать и про название спектакля. Название «Гроза. Среда обитания» было выбрано не случайно. Как отметил режиссёр, подобное название было выбрано с целью максимальной интеграции пьесы Островского и современных реалий, в которых она может быть рассмотрена.
Режиссер Евгений Маленчев переписывает с артистами «Грозу» Островского
Музыка: Родиона Щедрина. Режиссер: Сергей Баранов. Ассистент режиссера: Вячеслав Юрченко. Хор и оркестр под управлением А.
Дождь закончился, Кулигин и Дикой ушли. Тихон вернулся раньше, чем обещал, и Катерина «сама не своя сделалась»: мечется, рыдает.
Это начала замечать Кабанова. Варвара боялась, что Катерина во всём признается мужу. Снова прогремел гром. В галерею вбежала Катерина, вслед за ней — Кабаниха и Тихон. Кабанова сказала Тихону, что его жена, возможно, ему не верна.
В этот момент Катерина увидела Бориса и испугалась. Вмешалась Варвара и сделала знак Борису, чтобы тот ушёл. Реклама Взволнованная и измученная Катерина отошла в сторону, чтобы помолиться, и увидела на стене фреску, изображающую страшный суд. Это стало последней каплей. Катерина бросилась в ноги Тихону, покаялась в измене и лишилась чувств.
Действие 5. Самоубийство Катерины Прошло время. Прогуливаясь вечером в общественном саду, Тихон встретил Кулигина и пожаловался, что вся его семья «в расстройство пришла». Катерину он любил и жалел, даже побил её только потому, что маменька велела. Во всех бедах Тихон винил Кабанову: если бы она не тиранила Катерину, та не решилась бы на измену.
Теперь Кабаниха Катерину «поедом ест», а та «тает, как воск». Тихон жалеет и жену, и Бориса, он простил бы их, но маменька против. Кулигин посоветовал ему жить своим умом и простить жену — тогда она будет верна ему всю жизнь. Тихон ответил, что своего ума у него нет, а тот, что есть, он возьмёт и пропьёт — пусть маменька тогда с дураком нянчится. Бориса дядя отправляет на три года «в Тяхту, к китайцам», служить в конторе у знакомого купца.
Варвара, которую Кабанова посадила под замок, сбежала с Кудряшом неизвестно куда. Тихону дом опостылел, возвращался он туда с большой неохотой. Тут подошла служанка и сообщила, что Катерина ушла из дому, и её не могут найти. Тихон и Кулигин бросились на поиски. Появилась Катерина.
Она тосковала по Борису, мечтала попрощаться с ним. Теперь она жила, как в могиле, и жалела, что сейчас на Руси не убивают неверных жён. Появился Борис. Он сообщил Катерине, что дядя посылает его в Сибирь. Сюда он пришёл, чтобы попрощаться с местом, где они встречались.
Катерина попросила взять её с собой, но Борис отказал, оправдываясь тем, что едет не по своей воле. Катерина смирилась, благословила любимого и отпустила его. В том, что произошло, она винила только себя. Домой Катерина не пошла: лучше в могилу, чем в дом Кабанихи, которая запирала и мучала её. Жить ей больше не хотелось.
Многие стремятся исключительно к обогащению. Деньги — их главная ценность. Но есть и те, которые уверены, что счастье не зависит от материальных благ. Противоречия во взглядах нарастают. Осуждение, сплетни, слухи, пьянство, разгульный образ жизни, деньги, деньги, деньги. Когда же это закончится?
Жить, существовать в лицемерном и фальшивом обществе невозможно. Да и стоит ли мириться с несправедливостью? Грядущая катастрофа, стихия неминуема. Чтобы изменить мировоззрения людей, прекратить череду противоречий, необходим толчок, встряска. Гроза, гром, молния — удары, которые жизненно важны всем вокруг. Гроза — акцент, который А.
Островский делает, в момент прогулки по набережной. Сила природы восхищает, поражает, подчиняет себе. Она приковывает к себе внимание, пугает и заставляется нервничать. Гроза усиливает действие надвигающейся катастрофы, разворачивающейся трагедии. Никто и ничто не в силах противостоять ей. Катерина под действием этого природного явления решилась признаться мужу в неверности.
С раскатом молнии героиня падает без сознания. Гроза олицетворяет угрозу, которая нависла над обществом. Что будет дальше? Люди живут с внутренней грозой, не давая своим эмоциям свободы. Островский связал название не только с ярким природным явлением, но и с чувством неизбежности к переменам, которые уже дав ждёт общество. Гроза — символ решительности, стихии, действия.
Пьеса «Гроза» открывается диалогом местного механика-самоучки Кулигина с приказчиком Кудряшом о самодурстве богатого купца Дикого. К разговору присоединяется племянник Дикого — Борис, который приехал получить наследство бабки, оставшееся у дяди. Однако условия завещания никто и не собирался выполнять. В экспозиции пьесы мы узнаем об образе жизни обывателей, нравах и законах волжского городишки. Назвать цивилизованными эти правила сложно из-за таких причин: Беспредел и самодурство купеческой братии. Отчаяние и безысходность их жертв — это, пожалуй, общий устрой всей патриархальной России. Разговор калиновцев заканчивается символическими словами Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!
Таковы исторически сложившиеся устои мира. Они становятся прекрасной декорацией к сюжетной истории. Трагически заканчивается пьеса «Гроза». Очень краткое содержание таково: замужество для главной героини Катерины становится невыносимым, она не находит себе места в мещанской семье мужа, решается на измену и заканчивает жизнь самоубийством. Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. В центре описываемых в пьесе событий семья Кабановых, где: Марфа Игнатьевна Кабаниха — глава семейства. Тихон Иванович — сын.
Варвара — дочь. Катерина — невестка. Уклад этой семьи во многом определял жестокие законы купеческого быта.
Английский перевод «Грозы»: в Калининграде показали современную интерпретацию пьесы Островского
На первом Качаловском фестивале, проходящем в эти дни в Казани, казанскому зрителю представили драму «Гроза» Александра Островского, поставленную на сцене Воронежского камерного театра. Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. Немалое значение для понимания смысла разыгравшейся в пьесе Гроза драмы имеет финал произведения. Замечательный и остроумный писатель Островский в своей бесценной пьесе "Гроза".
«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
Это история семьи, когда молодая женщина до последнего держится за нелюбимого мужа. Но он уходит, даже не поцеловав ее и не захотев выслушать. А она отчаянно кидается в свою придуманную историю». Колокола здесь звонят по всем, «отбивая» трагическую поступь трагического сюжета. И здесь режиссер опирается на Пушкина, который говорил, что важна передача конфликта и трагедии.
Берег Волги. Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Марфа Игнатьевна Кабанова «Кабаниха» , богатая купчиха, вдова. Тихон Иваныч Кабанов, сын Марфы Кабановой. Катерина, главная героиня, жена Тихона Кабанова.
Варвара, сестра Тихона. Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.
Сам Борис так же не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь. Действие 3 Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи — последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва — слишком суетливый город. Всё и все там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.
Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.
Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей. Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о козаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Екатерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю. Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её. Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Час расставания близок, так как скоро может проснуться Кабаниха.
Влюблённые договариваются встретиться на следующий день. Неожиданно возвращается Кабанов. Действие 4 события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савла Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество. Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома. Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, просит ту покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара.
Островского, филиалом Бахрушинского музея, Мариной Федоровой и старшим научным сотрудником дома-музея Полиной Соколинской: www. У дома Кабановых фрагмент. Эскиз декорации к спектаклю «Гроза».
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза"
Главная» Новости» Гроза островский афиша. Островский востребован, а «Гроза», о которой несколько поколений без содрогания и вспомнить не могли, измученные хрестоматийным мемом «про луч света в темном царстве», оказалась актуальнейшим произведением. «»Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». Пьеса А.Н. Островского «Гроза» приобрела успех благодаря своей актуальности. Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. «Гроза» – самая знаменитая драма А. Н. Островского.
Краткое содержание пьесы Островского Гроза, история создания драмы
И нужно отдать справедливость — пьесу разыгрывали "на ура"». Чернышев, Варвара — Е. Бороздина, Кулигин — В. Дмитревский, Кудряш — В. Ленский, Шапкин — А. Кремлев, Феклуша — С. Акимова, Глаша — Е. Рябова, Барыня — Л.
Сезон 1894-1895. Санкт-Петербург, 1896. На сцене Александринского театра премьера состоялась 2 декабря 1859 г. К исполнению были привлечены лучшие силы Императорского театра: Дикой — Ф. Бурдин, Борис — П. Степанов, Тихон — А. Мартынов, Катерина — Ф.
Снеткова, Варвара — Е. Левкеева, Кулигин — П. Зубров, Кудряш — И. Горбунов, Феклуша — П. Громова, Барыня — О. Линская была удивительная Кабанова, холодом веяло от нее, от каждого ее слова и движения. Снеткова создала цельный и поэтический образ Катерины, а сцена ночного свидания Кудряша — Горбунова с Варварой — Левкеевой — была проведена ими с такой жизненной правдой и эстетическим чутьем, что заставляла совершенно забывать, что находишься в театре, а не притаился сам теплою весеннею ночью на нависшем над Волгою берегу в густой листве, в которой свистит и щелкает настоящий соловей.
Роль молодого Кабанова была апогеем славы Мартынова, она же была и его лебединой песнью. Я еще вижу его как живого над трупом несчастной жены с непередаваемым выражением в лице и голосе, бросающим старой Кабановой упрек: "Это вы ее убили, маменька, вы.. Кони своё сильнейшее театральное потрясение. Горбунов в роли Кудряша, Е. Левкеева в роли Варвары в спектакле «Гроза» Александринского театра. Зарисовка сцены из спектакля «Гроза» Александринского театра. Художник А.
Снеткова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Спектакль вызвал настоящий фурор. Анонимный обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» писал о том, что автора вызывали несколько раз, равно как и исполнителей, а г-жу Снеткову вызвали даже посреди акта, после того как Катерина бросается в пруд, так что ей «пришлось выйти из воды сухою». Как писал П. Боборыкин для зрителей, впервые увидевших спектакль, образ Катерины слился навсегда именно с этой актрисой. Все в ней подходило к такому психическому типу: тон, характер красоты, что-то угнетенно-порывистое и таинственное, под чем чувствовался огонь страсти. Это и заставляло мириться с отсутствием разных чисто бытовых черт в говоре и жестах».
Да разве можно на это ответить? Знаю только, что любила я эту роль, особенно последний акт! В нем я жила! Иногда я вспоминаю, как я играла. Выпадали такие дни, что охватывала тоска по сцене. Я запиралась и говорила свои любимые роли. Конечно, чаще всего роль Катерины», — вспоминала пожилая актриса.
Афиша спектакля «Гроза», показанного 12 мая 1913 г. Труппой драматических артистов и любителей под управлением М. Горского на сцене Театра «Аркадия» г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 25 мая 1912 г. Товариществом драматических артистов под управлением А. Покровской на сцене Летнего театра и сада им. Бебешина г.
Афиша спектакля «Гроза», показанного 8 июня и 16 мая 1893 г. Товариществом драматических артистов на сцене Летнего театра г. Мухина г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 30 мая 1911 г. Товариществом русских драматических артистов под режиссерством Н. Крылова на сцене Зала общественного собрания г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 16 мая 1893 г.
Товариществом русских драматических артистов под управлением И. Нарского на сцене Летнего театра в саду общественного собрания г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1907 г.
Катерина — главная героиня пьесы, воспитанная в обстановке любви и сострадания, не смогла стать счастливой, выйдя замуж за Тихона — сына Кабанихи. Бесхарактерность мужа привела к тому, что Катерина стала жертвой жестокости и самодурства свекрови. Тихону необходимо уехать из города, жена слезно просит взять ее с собой. Но он хочет отдохнуть от матери и семьи, совершенно не думая о супруге. От безысходности девушка ищет утешения в любви к племяннику Дикого — Борису, а потом, воспитанная в благочестии, мучается и публично признается мужу и свекрови в совершенном грехе.
После этого жизнь несчастной девушки становится невыносимой: после укоров совести и гонений деспотичной Кабанихи Катерина бросается с обрыва в Волгу. Трагически пьесу завершает Островский. В чем причина жизненной драмы Катерины? Ее судьба типична и драматична, о чем свидетельствует краткий пересказ. Она стала результатом впечатлений писателя, который путешествовал по Волге и делал записи о жизни поволжских провинциалов. Несколько заметок о ее художественных особенностях: Почему пьеса Островского называется «Гроза»? Смысл названия имеет символическое значение: гроза не только природное явление, это символ перемен многовекового русского уклада. Конфликт В преддверии реформ социально-бытовую драму о жизни купеческого сословия создает Островский.
Развязка конфликта трагическая: тот, кто хотел свободы, находит ее только в смерти. Проблематика Порабощение человека, ущемление его прав и свобод раскрывает социальные проблемы. Философские проблемы: поиск смысла жизни, надежды, веры и человеческой судьбы. Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза» — это обретение истинного счастья человеком в семье и любви.
Гроза, гром, молния — удары, которые жизненно важны всем вокруг. Гроза — акцент, который А. Островский делает, в момент прогулки по набережной. Сила природы восхищает, поражает, подчиняет себе.
Она приковывает к себе внимание, пугает и заставляется нервничать. Гроза усиливает действие надвигающейся катастрофы, разворачивающейся трагедии. Никто и ничто не в силах противостоять ей. Катерина под действием этого природного явления решилась признаться мужу в неверности. С раскатом молнии героиня падает без сознания. Гроза олицетворяет угрозу, которая нависла над обществом. Что будет дальше? Люди живут с внутренней грозой, не давая своим эмоциям свободы.
Островский связал название не только с ярким природным явлением, но и с чувством неизбежности к переменам, которые уже дав ждёт общество. Гроза — символ решительности, стихии, действия. Противоречия между героями достигли своего апогея. Перемены необходимы всем. О чем книга «Гроза» Маленький провинциальный городок Калинов. Люди живут своей привычной размеренной жизнью. Жестокая и деспотичная купчиха, богатый купец Дикой, его племянник Борис, вынужденный подстраиваться по своего дядю. Особое значение в «Грозе» автор придает фону жизни, обстановке.
Сын Кабанихи никогда не перечит своей властной матери, он привык ей угождать и выполнять все ее прихоти. Его жена, очаровательная Катерина, томится в семье нелюбимого мужа. Началась гроза. Катерина в девичестве была счастливой и свободной.
Кулигин замечает: «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки.
А богатые-то что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены». Тайна размахивания руками «К у л и г и н показывает в сторону. Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Это Дикой племянника ругает». Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками. Тайна возраста Кабанихи Эскиз костюма Кабанихи. Рисунок Александра Головина. Однако едва ли это верно. Интимные тайны города Калинова Кудряш описывает местные любовные нравы: «У нас насчет этого слободно.
Краткое содержание пьесы Островского Гроза, история создания драмы
пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Неожиданно вспыхнувшие чувства к родственнику мэра города меняют жизнь Катерины, а эта история любви обречена закончится так же печально, как в одноименной пьесе Островского. аудио пьеса Островского А.Н. Пьеса о столкновении между новыми и старыми традициями, устаревшими семейными порядками. Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза». В результате пьеса получилась народной, жизненной и удивительно достоверной – настолько, что когда 10 ноября 1859 года в Костроме произошёл случай, до деталей напоминающий сюжет пьесы, было решено, что Островский использовал его за основу своего произведения. Читать книгу онлайн в электронной библиотеке Данинград пьеса Гроза драма Александра Островского литература 10 класс.
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза"
Самую знаменитую драму А. Островского про изменившую мужу жену Константин Райкин ставит балаганным хулиганским способом, где смешаны жанры, времена, языки, даже конфессии. Здесь много музыки: от фольклорных русских и церковных песнопений до английских, французских текстов, джазовых и роковых композиций, западных шлягеров, и опять возврат к самому традиционному и малоизвестному широкой публике русскому фольклору. Музыкальный и танцевальный диапазон фактически «без берегов». По замыслу режиссёра, это нисколько не вредит пьесе, которую Островский задумал как драму приволжской жизни собирательного города Калинова.
Константин Райкин: «Для нас это, конечно, трагическая история, которую мы играем всерьез и абсолютно.
Наконец, приглянувшийся несчастной почтовый служащий покинул ее. Что тут делать? Только в омут. Впрочем, уже в двадцатом веке вскрылось, что трагедия Клыковой произошла месяцем позже триумфальной премьеры «Грозы». В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба», — восклицает персонаж пьесы Кулигин.
Не хочется верить, что слова его очень современны, во многом своей актуальности они не потеряли. Характерно, что жалобы эти обращены к европейски образованному Борису, для которого тамошняя действительность не является особым откровением, его больше волнует гонорар, обещанный дядей с говорящей фамилией Дикой. Чувства к Катерине отходят на второй план, и понять ее душевные страдания герой при всем своем благородстве не в силах. Быть может, и сам Островский осознавал, что так до конца и не постиг истинные переживания возлюбленной, актрисы Любови Косицкой. Именно она, по утвердившейся версии, и стала настоящим прообразом Катерины и, надо думать, многих других героинь его пьес. Ведь несчастная девушка из города Калинова очень похожа на служительницу Мельпомены. В ней причудливо сочетаются тяга к языческой свободе, воплощенная в особом восприятии природы, слиться с которой она отчаянно стремится, чувствуя себя птицей в клетке, и в то же время невероятная покорность и смирение, благоговение перед детскими воспоминаниями, когда с матерью они посещали церковь. В этой противоречивости и двойственности, так свойственной актерской профессии, и состоит предопределенность будущей трагедии Катерины.
Как тут не процитировать стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет»: «Но продуман распорядок действий. Интересно, что решение героини Островского свести счеты с жизнью вызвало настоящий скандал среди прогрессивных критиков. Два наиболее модных в ту пору журнальных трибуна — Николай Добролюбов и Дмитрий Писарев — совсем по-разному оценили поступок Катерины. Добролюбов назвал ее «лучом света в темном царстве», утверждая в своей одноименной рецензии, что пойти на самоубийство девушку заставило нежелание мириться с окружающим самодурством. Его коллега из демократического лагеря Писарев придерживался прямо противоположной точки зрения и видел в Катерине слабую натуру, вполне заурядную и мало чем отличную от того невежественного мира, в котором она существует. В итоге героиня «разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой», — заключает Писарев, иронически именуя Катерину «русской Офелией». Тем самым намекая на вторичность этого образа по отношению к шекспировской героине, а следовательно, и на посредственность самой драмы Островского. К счастью, точку зрения Писарева разделяли немногие.
Тому свидетельство крайне лестные отзывы о «Грозе» великого русского писателя Ивана Гончарова. Автор «Обломова» выступил цензором пьесы и с радостью пропустил ее в печать, отметив, что «подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было». Гончаров видел в пьесе выразительные характеры и поразительную смелость их воплощения. Портрет А. Василий Перов. Однако мало кто знает, что роль эту ей подарил сам Островский. Драматург был влюблен в талантливую актрису, а она отвечала ему взаимностью. Судьба Любови Косицкой была немногим радужнее участи ее героини.
Будущая актриса родилась в семье крепостных крестьян и юность провела в Нижегородской губернии. Первые годы жизни запомнились ей нескончаемым насилием, которое учинял барин. Вырваться из оков рабства помог театр. Большой любительницей этого искусства была купчиха Долганова, горничной у которой и служила будущая актриса, принимая участие во многих домашних спектаклях. Тогда ее семья только выкупилась на волю. Правда, сначала Люба пробовала себя как оперная певица и, надо сказать, делала в этом направлении большие успехи, покоряя своим проникновенным и выразительным голосом. Однако Косицкая получила предложение учиться именно в театральной школе. По ее окончании она попала в Малый театр.
Здесь и взошла звезда этой удивительной актрисы, не очароваться талантом которой просто не мог такой ценитель красоты, как Александр Островский. Очарование оказалось настолько сильным, что когда актриса написала драматургу трогательное письмо, где жаловалась на отсутствие достойных ролей и просила его написать для нее пьесу, то Островский вскоре начал работать над своей самой знаменитой драмой «Гроза». К тому моменту и драматург, и актриса были несвободны. Косицкая вышла замуж за коллегу по сцене Никулина, а Александр Николаевич состоял в гражданском браке с мещанкой Агафьей Ивановной. Впрочем, семейное положение никак не влияло на нежные чувства, которые пара питала друг к другу. Все началось с комедии «Не в свои сани не садись». Ее премьера в 1853 году стала настоящим событием в театральной жизни Москвы.
Удивив служанку своими россказнями, Феклуша ушла.
Реклама Тихон собрался в дорогу. Кабанова заперлась с сыном в комнате, чтобы дать ему последние наставления. Катерина и Варвара дожидались своей очереди попрощаться с Тихоном. Варвара догадалась, что Катерина любит Бориса: увидев его, женщина менялась в лице. Варвара давно научилась притворяться и всё скрывать от матушки. Катерина так не могла: она не хотела встречаться с Борисом, боясь, что потом не сможет жить в доме Кабанихи и бросится в Волгу. Вышел Тихон. Кабанова заставила сына по старинному обычаю перед отъездом дать наставления жене: чтобы почитала свекровь, не сидела без дела и на парней не заглядывалась.
Затем супругов оставили наедине. Тихон посоветовал жене пропускать ругань Кабановой мимо ушей, но Катерина бросилась мужу на шею и попросила взять её с собой. Тот отказал: ему хотелось погулять на свободе, чтобы хоть две недели не было над ним никакой грозы. Кабановой не понравилось, как Катерина прощалась с мужем. Она долго ворчала, что невестка не показывает своего горя: не воет на крыльце по старинному русскому обычаю. Реклама Когда Тихон уехал, Варвара выпросила у матери разрешения спать вместе с Катериной в саду, в старой беседке. Она вручила Катерине ключ от калитки, ведущей из сада к оврагу, и пообещала передать Борису, чтобы пришёл ночью к калитке. Катерина долго колебалась, но всё же оставила ключ у себя.
Действие 3. Катерина и Борис тайно встречаются Феклуша и Кабанова сидели на скамейке перед домом купчихи. Феклуша говорила, что в других городах жизнь суетливая, по улицам «огненные змии» ездят, а здесь, в Калинове, тихо и хорошо: просто «обетованная земля». Тут пришёл пьяный Дикой, пожаловался, что его снова рассердили: мужики потребовали денег за работу. В таком состоянии успокоить его могла только Кабанова. Она пригласила Дикого в дом. Вскоре к Кабановым пришёл Борис: его прислали узнать, где Дикой. У дома с ним встретилась Варвара, возвращавшаяся со свидания с Кудряшом.
Прикрыв лицо платком, она шепнула Борису, чтобы тот пришёл ночью к оврагу за их садом. Ночью Варвара ушла на свидание с Кудряшом, а Катерина встретилась с Борисом. Они признались друг другу в любви. Катерина чувствовала, что заплатит за этот грех, но уже ничего не боялась. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Реклама Они договорились встречаться, пока не вернётся Тихон.
Действие 4. Катерина признаётся мужу в измене Прошло десять дней. Богатые горожане гуляли по набережной, началась гроза, все спрятались в галерее старинного монастыря, в том числе и Дикой с Кулигиным. Изобретатель уговаривал купца пожертвовать деньги на общественные нужды: он хотел возвести в парке солнечные часы и снабдить город громоотводами.
Собственно, вся «Гроза» — именно о том, как страсти исподволь овладевают людьми, а люди подогревают своими страстями чужие, и возникает то, что сейчас бы мы назвали «кумулятивным эффектом», и кончается это трагически. Не обязательно именно самоубийством, возможны и другие варианты. Преслабая женщина Вернемся к статье Михаила Михайловича. По его мысли, беда Катерины, которая кончается трагедией — это вовсе не само по себе любовное чувство к Борису. То, что ее губит, он именует сладострастием. Это парадоксальное упоение страданием, болезненное удовольствие, которое человек находит в осознании своего падения, в предстоящем позоре.
Говоря современным языком, это некая разновидность мазохизма, только не в половой сфере, а в эмоциональной. Этот странный вид удовольствия — упоение позором, наслаждение самобичеванием — может не иметь ничего общего с физиологией, это духовное состояние, а не телесное. Тут вновь необходимо пояснение: все страсти вырастают на почве человеческого эго, но сама эта почва бывает разной, она зависит от внутреннего мира человека, от его личных устремлений и уязвимостей его души. Если у грубияна Дикого страсти вырастают из присущих ему агрессивности и жадности, у Кабанихи — из ее властолюбия и узости мышления, то у Катерины, напротив, из свойственных ей высоких романтических порывов. Да, упомянутый Достоевским лукавый может завлечь человека в свою игру через то, что в нашем культурном мире принято считать чем-то прекрасно-безобидным: свобода чувств, тяга к тому, что кажется чище, ярче неприглядной и несвободной обыденности. С детства Катерина наслушалась всяческих благочестивых странниц, прониклась множеством суеверий, усвоила стереотипы своего окружения, а еще добавим поэтичность ее натуры, способность ощущать красоту в самых заурядных вещах — и в результате у нее сформировалась совершенно фантазийная картина мира. Романтического мира, где все то и дело превращаются в зрителей и соучастников драмы, сценарий которой пишется ею самой: вот они наблюдают за охватившей ее любовью, а вот уже казнят за падение. Катерина словно бы главная героиня на сцене, к которой приковано внимание сотен и тысяч глаз, и одновременно со стороны, как автор пьесы, наблюдает за происходящим и реакцией окружающих, упиваясь то картиной высочайшего полета, то картиной нижайшего падения. Собственно, драма в том и заключается, что такая картина мира не выдерживает давления обстоятельств, трескается, и жестокая внешняя реальность вторгается внутрь души Катерины. Причем оказывается, что никакой защиты у нее нет.
Оказывается, что она фатально одинока: вокруг нее нет ни одного человека, кто мог бы хотя бы понять ее и пожалеть, не то что помочь. В самом деле, кто? Вялый, ни на что не способный Борис, более всего переживающий за свой душевный комфорт? Интриганка Варвара, которой Катерина изначально доверилась и благодаря которой вся ее трагическая история и завертелась? Муж Тихон, которому главное — угодить суровой и въедливой маменьке? И более того, при всей своей пылкой религиозности Катерина и на Бога надеяться не может, потому что представляет Его как сурового судию, всегда готового покарать, но не способного прощать; это не Бог-любовь Евангелия, а по сути еще один персонаж ее авторской пьесы, которому, как и многим другим в ней, отведена роль палача. С ее точки зрения, совершенный грех полностью закрывает ей возможность обратиться к Богу. Она нисколько не уповает на Его милосердие, потому что, с ее точки зрения, милосердие следует заслужить, а она — не заслужила. Достоевский замечает, что в таком мировосприятии не внешние обстоятельства виноваты, а сам склад личности Катерины. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце».
И далее: «Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала. Не было бы, может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита». Проблемы Катерины усугубляются: после преждевременного возвращения Тихона из Москвы она трепещет, ожидая разоблачения. Она убеждена, что совершила чудовищное преступление. И чем сильнее она осознаёт, что совершила, тем сильнее ей хочется с головой погрузиться в заслуженный как ей кажется позор. Сознание греха не давало ей покоя. Не доставало только капли, чтоб переполнить полную чашу. Но лишь только капнула эта капля, и казнь ее началась». Что же это за капля? На мой взгляд, это встреча с персонажем второго плана, сумасшедшей барыней.
Посмотрим, что произошло: «Барыня: Что прячешься? Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга.
Старики старые, благочестивые об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей! Катерина прячется. Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом! Как воспринимает впечатлительная, наивная Катерина сумасшедшую барыню?
Не как полоумную бабку с деменцией, а как чуть ли не высшее существо, как пророчицу, чьим голосом вещают силы небесные. Катерина получает четкую установку: «в омут, да поскорей». Вот после этого Катерина во всем признается мужу, и начинается последний этап развития ее страсти. То, что с ней происходит, не имеет ничего общего с покаянием в христианском понимании этого слова. Она вовсе не собирается меняться внутренне, не собирается жить новой, правильной, богоугодной жизнью, не просит у Бога помощи в своем добром намерении. Вместо этого начинается то, что сейчас психологи назвали бы «реактивной депрессией». Вот отрывок из ее реплики, обращенной к Варваре: «А вставать не хочется: опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали?
Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была.