В двадцатилетнем возрасте Файзулла Ходжаев, несмотря на противодействие правящих кругов, стал одним из руководителей джадидского движения в Бухаре. биография, дата рождения.
УзССР-95: в чем не ошибся расстрелянный Ходжаев
- УзССР-95: в чем не ошибся расстрелянный Ходжаев
- Файзулла Ходжаев - Fayzulla Khodzhayev
- Биография Файзулла Ходжаев
- Содержание
Деятели Узбекистана
Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. рождение: 1896, Бухара, Бухарский эмират, Российская империя смерть: 15 март 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР. Глава кабинете народных назиров Файзулла Ходжаев сидит в своём роскошно обставленном кабинете во дворце Ситора-и-Мохи Хосаи. Восставшие празднуют победу, а Файзулла Ходжаев избирается главой правительства бухарской республики.
Имя Файзуллы Ходжаева попало на Стену памяти жертв репрессий, открытую в России
Выступление Файзуллы Ходжаева во главе «группы 18-ти» было расценено в высшем партийном руководстве как проявление местного буржуазного национализма. биография, дата рождения. Файзулла Ходжаев был сыном известного бухарского миллионера, который истратил все свои богатства на государственные дела и на свержение Бухарского эмирата. Файзулла Ходжаев (1896-1938) родился в Бухаре и принадлежал к среде наиболее богатых людей Бухарского ханства. Файзулла Ходжаев Музей – великолепный образец бухарского зодчества конца XIX века – разместился в доме отца Ф. Ходжаева, Убайдуллы Ходжи, в старинном квартале Дом-музей.
{{content.sub_title}}
- Ранние годы
- {{content.sub_title}}
- Telegram: Contact @historyuzbekistan
- Автобиография Ф.Ходжаева.: vlad17_gradov — LiveJournal
- фотографии >>
Автобиография Ф.Ходжаева.
Личность Файзуллы Ходжаева была одной из самых ярких на политической арене Бухары в начале XX века. Ходжаев, Файзулла [1896-1938], родился в 1896 г. в богатой бухарской купеческой семье. Файзулла Ходжаев (1896-1938) Подробная информация на ⋆ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ НА ЭТОМ АДРЕСЕ. файзулла ходжаев скачать с видео в MP4. Файзулла Ходжаев, под разными предлогами попытался отклонить это предложение, но в конце концов убедившись, что это может привести к его физическому уничтожению. Файзулла Губайдуллович Ходжаев — узбекский советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР (1924—1937).
Файзулла Ходжаев, патриот или предатель
Файзулла Ходжаев (1896-1938) Подробная информация на ⋆ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ НА ЭТОМ АДРЕСЕ. файзулла ходжаев скачать с видео в MP4. Официально Ф. Ходжаев считается узбеком по национальности и принадлежит к тюркскому племени карлуков. Изучите жизнь семьи Файзуллы Ходжаева в 2024 году: события января, участие в благотворительности, успехи детей, культурные посещения и летние планы. Fayzulla Khodzhayev. Личность Файзуллы Ходжаева была одной из самых ярких на политической арене Бухары в начале XX века.
Был Файзулла, и нет Файзуллы
Одной из таких сил он считал джадидов. Опорой джадидов были мелкобуржуазные слои города студенты, мелкие лавочники и чиновники. Тем не менее отрыв этих элементов от дехканского народа превращал их во «фрондирующих интеллигентов». Наличие значительного пролетариата в Средней Азии он отрицал. Препятствием для развития Ходжаев считал « эмирский деспотизм », который опирался на дворцовую канцелярию и чиновничество, а следствием этого являлось взяточничество. Элементы феодализма он видел в мульке наделах за службу. На допросах подвергался пыткам и избиениям.
В марте 1938 года оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н.
Тогда Бухаре еще удавалось сохранять свою специфику. Ходжаев Аминов Муинджан [35], C. Но когда в конце 1922 г. Шанс независимого развития был потерян.
Узбекская ССР: надежды и разочарования 1920-1930-х гг. В августе 1922 г. Органы государственной власти БНСР были «укреплены» тремя сотнями работниками, специально направленными из России и Туркестана. Обращает на себя внимание решение Средазбюро ЦК РКП б , по которому все оружие сдающихся басмачей поступает в ведение военного ведомства РСФСР и только затем за исключением трехлинейных винтовок выделяется для вооружения милиции, самоохраны и Бухарской Красной армии [9]. Национально-демократические устремления руководства БНСР уже не «вписывались» в планы советской власти на Востоке и в июне 1923 г.
В итоге из состава бухарского правительства были удалены такие фигуры, как Фитрат, Аминов, Атаходжаев, Саттарходжаев, Якуб Заде. Файзулле Ходжаеву однако удалось сохранить доверии центра. Для закрепления успехов в борьбе с басмачеством и создания органов государственной власти он был направлен на три месяца в Восточную Бухару. Показательно, что в в 1923-1924 гг. В декабре 1923 г.
Ходжаев Ф. Суверенитет был утрачен. Для Ф. Наметившаяся тенденция советской экспансии привела к разработке концепции национально-государственного размежевания Средней Азии. Отметим, что еще в феврале 1924 г.
ЦК Бухарской компартии одобрил тезисы Ф. Предусматривалось, что Бухарская и Хивинская Республики, практически утратившие к этому времени основные атрибуты государственной независимости, легитимно самоликвидируются и передают полномочия новым политическим структурам в составе СССР. В сентябре 1924 г. На основании этого в ноябре 1924 г. Казалось, это было серьезное поражение всей младобухарской программы и уничтожение бухарской государственности.
С другой стороны, благодаря созданию Узбекской ССР, Бухара не только возродилась в новом политическом качестве, но и обогатилась ресурсами российского Туркестана и Хивы. Причем управление Узбекской ССР в момент ее становления было доверено бухарской политической элите. Именно Ф. Итоги национально-государственного размежевания в Средней Азии позволяют предположить, что создание УзССР не было только «московским», но и «младобухарским» проектом. Прагматический курс Ф.
Ходжаева позволил реально реализовать программу образования Тюркской Республики, соответствующую пантюркистским идеям 1920-х гг. Масштаб этого политического проекта был точно охарактеризован М. Калининым на съезде Компартии в Бухаре в феврале 1925 г. С этих событий и берет начало развитие национальной узбекской государственности. Ходжаев с 1925 г.
Как положительный момент он отмечал сам факт свержения бухарского амира, поглошавшего в личных целях огромные ресурсы страны, отныне используемые в интересах народа. Казалось это оправдывает советский путь развития бухарской, а затем узбекской государственности. Но по мере укрепления СССР и концентрации власти у партийно-чекистского центра во главе со Сталиным эта «дорога» для Ф. Ходжаева и близких ему национал-патриотов стала представляться все более ошибочной. Уже во второй половине 1925 г.
Ходжаевым, демонстративно подали в отставку в знак протеста против перегибов земельно-водной реформы. В те же годы в кругу джадидов, также близких к Ф. Ходжаеву, оформляется оппозиционный советской власти «Комитет национального освобождения» [38]. Современники отмечают, что, несмотря на уход с государственных постов, неофициальным идеологом и главным советником Ф. Ходжаева в сфере культуры и образования оставался его давний политический соратник Р.
Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г. Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии. В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22]. Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг. Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г.
За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг. Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф. В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил — Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р.
Фитрат, несмотря на покровительство Ф. Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов». Все, что известно о Ф. Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г. Бухарская революция была?
И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости…» [22]. Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия. В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г. Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией».
Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан. Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф. Ходжаева он связался с германской разведкой [38]. Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г.
После того, как в 1936 г. Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф. Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки». Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован. На суде 1938 г.
Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г. Ташкенте в октябре 1938 г. На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана.
Но перечеркивало ли оно все сделанное джадидами, младобухарцами? Ведь инициированный ими политический проект образования Узбеской Республики был реализован и возможность национально-государственного самоопределения присутствовала в конституции СССР, что и позволило в 1991 году легитимно провозгласить независимость Республики Узбекистан. Последнее слово Файзуллы на суде звучит как покаяние, но он не мог говорить по-другому. Хорошо известно, что угрозы расправы с близкими заставляли подсудимых идти на сделку со следствием. Поэтому за покаянной лексикой может скрываться совсем иная позиция.
С учетом логики последующих исторических событий сознательные акценты на отдельных фразах читаются с обратным смыслом: «Я опозорен. Националистические организации разгромлены… Я не могу сказать, что я не прошу пощады… Может быть кому-нибудь покажется, что такие слова: «не прошу пощады» — звучали бы гордо…, но не в моих устах, в устах человека, который пригвожден к позору, который сидит на этой скамье. У такого человека словам гордости нет места. Гордости неоткуда взяться!
Они были националистами.
Кстати, впервые словосочетание «Советская Бухара» появилась лишь в 1923 году»-говорит наш собеседник. Грезы по «Великому Туркестану» Камолиддин Абдуллаев, живущий в США таджикский историк, говорит, что Файзулла Ходжаев и другие политики того времени так и не поняли, что разделение Средней Азии на пять самостоятельных республик может серьезно ослабить регион. Сейчас, по его словам, страны Центральной Азии не могут прийти к согласию в решении даже, казалось бы, не очень сложных проблем Но Файзулла Ходжаев и его соратники-пантюркисты сумели очертить проект «Великого Туркестана». После поездки в Москву Файзулла Ходжаев изменился до неузнаваемости — он одобрил марксизм и объединил компартию Бухары с партией российских большевиков. Камолиддин Абдуллаев говорит, что Ходжаев использовал русских, чтобы превратить в жизнь идеи пантюркизма в Узбекистане.
Пантюркисты с помощью Москвы сумели завоевать для Великого Туркестана огромные территории. Файзулло Ходжаев - таджик или узбек? Ряд таджикских историков считает Файзулла Ходжаева таджиком, а его Тот самый памятник деяния «предательством нации». Но Темур Ходжа-Угли со ссылкой на своего отца говорит, что они принадлежали к карлукской племени. По его словам, во времена Бухарского эмира многие владели и таджикским и узбекским языками.
Жители Бухары все говорили на двух языках. Он спросил, почему вы считаете себя узбеком, ведь Файзулла Ходжаев, Усмон Ходжаев, Абдурауф Фитрат — все они были таджиками? Я сказал, что у нас дома в обиходе были два языка, но отец говорил, что наши предки были карлуками» - говорит Темур Ходжа Угли. Но по словам Мухаммаджона Шакури, существует множество исторических доказательств того, что Файзулла Ходжаев не был узбеком и тем более карлуком, которые антропологически сильно отличаются от других жителей региона. Но то что он был таджиком, по словам академика Шакури, не умаляет, а наоборот, еще больше усугубляет меру его вины перед таджикским народом.
Сам он писал, что таджики являются одной из тюркских племен. Поэтому он назвал себя узбеком и после революции все делопроизводство перевел на узбекский. Поэтому он всех жителей Бухары и Самарканда записал узбеками и создал Великий Узбекистан — это было первым шагом в создании Великого Туркестана»-говорит академик Шакури. По его словам, согласно этого плана, Таджикистан должен был стать полноценной республикой, а Узбекистан автономным образованием в его составе. Чечерин предложил объединить Бухарский эмират с Самаркандом и создать Таджикскую республику.
Но план оказался не по душе Сталину. По словам таджикского историка Нурали Давлата, выход Таджикистана из состава Узбекистана стал возможным после восстания афганских таджиков под предводительством Хабибулло Калакони, более известного как "Сын Сако".
Однако несколько лет назад, по приказу президента Ислама Каримова, институт был переименован в честь Ахмада Дониша, а недавно и памятник Ходжаеву был снесен с центра Бухары. Узбекский историк Гога Хидаятов считает, что вряд ли все это можно назвать "возрождением исторической правды", наоборот, снос памятника - пренебрежение к тем, кто сыграл важную роль в становлении Узбекистана: «Файзулла Ходжаев был человеком, служившим на благо своего отечества. Он стоял у истоков решений, касающегося территориального деления региона. Он был политически очень грамотными был одним из редких людей, который мог сказать Сталину все то, что думает. Еще в 1922 году в Москве на одном из заседаний он прямо в лицо Сталину заявил, что СССР превратили в большую тюрьму, а Москву в опасное место, куда приезжающих либо убивают, либо сажают в тюрьму».
Некоторые историки считают, что Сталин в 1937 году вспомнил об этом обвинении молодого бухарца. Как «Шараф Рашидов» превратился в «Сардобу» Камолиддин Рабимов, проживающий во Франции узбекский эксперт считает, что последние события, связанные с памятью Ходжаева, имеют идеологическую подоплеку — власти Узбекистана хотят внушить народу, что Узбекистан превратился в независимое гоударствао благодаря Исламу Каримову. По его словам, Файзулла Ходжаев не единственная историческая фигура, заслуги которых власти стараются приуменьшить. Первая касается изменения названий улиц, городов и сел, носящих имена деятелей советского периода. Вторая — приуменьшение роли лиц, чья заслуга в истории могла бы больше заслуг президента Каримова. Были внесены изменения в учебники по истории. Переименованы сотни названий, скажем район имени Шарафа Рашидова сейчас называется Сардоба, Акмал Икрамовский район города Ташкента стал носить название Учтеппа.
Район Юлдаша Ахунбабаева в Фергане переименован в Учкупир и т. Ташкентский журналист Абдуманнон Холджураев согласен с этим мнением. По его словам. Ислам Каримов пытается вычеркнуть имена таких великих людей, как Муканнаъ и Намоз-пахлавон, чтобы подчеркнуть свою роль в истории». Снос памятника - благое дело? Из шести героев трое — Садриддин Айни, Нусратулло Махсум и Шириншо Шотемур были удостоены высшего звания за заслуги по созданию республики. Многие представители таджикской интеллигенции, с учетом роли Файзуллы Ходжаева в принятии решений, связанных с территориальным разделением Академик Мухаммаджон Шакури Средней Азии, в исключение таджикского языка из официального делопроизводства, а также, из-за массовой фальсификации и изменении в графе национальность таджиков на узбеков, считают решение властей Ташкента по сносу его памятника — благим делом.
Академик Мухаммадджон Шакури говорит, что «будет правильно если его имя сотрут со всех стен в Бухаре. Он предал нацию. Он предал Бухару. Не имеет смысла воздвигать в его честь памятники и оставлять о нем память.
Деятели Узбекистана
На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным , А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Был признан виновным в организации троцкистского заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, а также в шпионаже в пользу Германии , Японии , Польши и США и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 года. Расстрелян на полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 года. В 1965 году полностью реабилитирован и восстановлен в партии как жертва сталинских репрессий.
В марте 1938 года Ходжаев оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным , А.
Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Ходжаев был признан виновным в организации троцкистского заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане а также в шпионаже в пользу Германии , Японии , Польши и США и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 года. Расстрелян на полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 года. В 1965 году полностью реабилитирован и восстановлен в партии как жертва сталинских репрессий.
После страшного кровопролития в марте 1918 года с отрядами Колесова, бухарский эмир Сеид Алимхан приговорил Файзуллу Ходжаева к смертной казни.
Для того, чтобы оторваться от преследования эмира ему пришлось отправиться в Москву. Здесь он познакомился с большевистскими лидерами, поверил в их лозунги о равенстве, независимости и стал надеяться, что благодаря вооруженной поддержки большевиков удастся свергнуть эмирский строй и установить в Бухаре демократические порядки. С такими надеждами он через два года возвращается в Ташкент. Бухарский эмир вместе с ближайшими сановниками бежит в Афганистан, превозглашается Бухарская народная республика, во главе которой стал Файзулла Ходжаев. Устанавливаются дипломатические отношения с советской Россией. В период с октября 1920 года по июль 1923 года Ф.
Ходжаев осуществяет крупные мероприятия по укреплению политической и экономической независимости Бухары. Под его руководством Бухарская Народная республика стала самой быстро развивающейся страной в Центральной Азии. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в те времена покупательная способность Бухарского сума в 7-8 раз превышала способность Российского рубля. Устанавливаются культурные и экономические связи Германией, Японей, Турциией. Бухарское приступает к формированию своих вооруженных сил. Советское правительство, через своих агентов, внимательно наблюдала за подобными стремлениями бухарских руководителей.
В одном из донесений отмечается: "... Бухарское правительство играя между двумя лагерями- между пролетарской Россией и империализмом потеряла свою политическую физиономию, она сегодня обнимается с представителями СССР, а завтра целуется с афганским шпионом.
Наличие заметного пролетариата в Средней Азии он отрицал. Препятствием для развития Ходжаев считал " эмирский деспотизм ", который опирался на дворцовую канцелярию и чиновничество, а следствием этого являлось взяточничество. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н.
Бухариным , А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Был признан виновным в организации троцкистского заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, а также в шпионаже в пользу Германии , Японии , Польши и США и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 года. Расстрелян на полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 года.
Деятели Узбекистана
По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова, заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент, где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. На вершине власти С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР, участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане.
Как показывает история, Ходжаеву не удалось создать пантюркистское государство, так как Москва учитывая этническое разнообразие Средней Азии воспрепятствовало созданию Тюркской ССР. В Узбекистане Ф. Ходжаев является национальным героем. Однако при Исламе Каримове университет носивший имя Ф. Ходжаева был переименован, а его памятник снесен.
По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. На вершине власти Основные статьи: Бухарская Народная Советская Республика , Бухарская операция 1920 С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии.
Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары , работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в «Колесовских событиях» — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова , заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров.
Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева
Он руководил компартией вплоть до 1937-го. Именно он в Самарканде и провозгласил Узбекскую республику. Был расстрелян как троцкист в 1938-ом. Такая же участь постигла Файзуллу Ходжаева, ему приписали попытку переметнуться на Запад.
В жернова смертельных репрессий попали литовец Иосиф Варейкис, знаменитый матрос Павел Дыбенко, юрист, бывший дворянин юрист Иван Межлаук, таджик Шириншо Шотемор, выпусник ташкентской учительской семинарии туркмен Кайгысыз Сердарович Константин Сергеевич Атабаев и почти все остальные члены Среднеазиатского бюро. Среди немногих уцелевших оказался Юлдаш Ахунбабаев. Правда, все при Хрущеве были оправданы и восстановлены в партии.
Выходит, все они правильно сделали… Кроить новые границы Средней Азии усердно помогали ведущие востоковеды того времени-Бартольд, Андреев, Малицкий, Поливанов, Магидович, Зарубин и другие светила. Именно они разнимали яростных спорщиков. Как пишет ташкентский историк Светлана Горшенина, ныне доктор наук Сорбонны, при дележке возникали самые фантастические предложения.
Ферганцы желали автономную Ферганскую область с со столицей в Коканде; кипчаки хотели автономию с казахами и киргизами; Акмаль Икрамов, Файзулла Ходжаев поднимали вопрос о республике Туран.
Ходжаев считается узбеком по национальности и принадлежит к тюркскому племени карлуков. Однако, большинство историков с этим не согласны и считают Ф. Ходжаева по национальности — таджиком. Именно этот факт представители интеллигенции в Таджикистане до сих пор не могут простить Ходжаеву - таджику, который согласился с решением передачи древних таджикских городов Узбекистану. Вы можете недоумевать: «Как он мог согласиться с передачей древних таджикских городов Узбекистану и таким образом, предать свой народ? Дело в том, что Ф.
Опорой джадидов были мелкобуржуазные слои города студенты, мелкие лавочники и чиновники. Тем не менее отрыв этих элементов от дехканского народа превращал их во «фрондирующих интеллигентов». Наличие значительного пролетариата в Средней Азии он отрицал. Препятствием для развития Ходжаев считал « эмирский деспотизм », который опирался на дворцовую канцелярию и чиновничество, а следствием этого являлось взяточничество. Элементы феодализма он видел в мульке наделах за службу. Ходжаев предлагал следующее [3] : Восток — это «мертвое тело», которое нужно оживить новыми идеями и революционной практикой; Все ценности старого Востока надо уничтожить, чтобы внедрить наработки Запада;.
По его словам. Ислам Каримов пытается вычеркнуть имена таких великих людей, как Муканнаъ и Намоз-пахлавон, чтобы подчеркнуть свою роль в истории». Снос памятника - благое дело? Из шести героев трое — Садриддин Айни, Нусратулло Махсум и Шириншо Шотемур были удостоены высшего звания за заслуги по созданию республики. Многие представители таджикской интеллигенции, с учетом роли Файзуллы Ходжаева в принятии решений, связанных с территориальным разделением Академик Мухаммаджон Шакури Средней Азии, в исключение таджикского языка из официального делопроизводства, а также, из-за массовой фальсификации и изменении в графе национальность таджиков на узбеков, считают решение властей Ташкента по сносу его памятника — благим делом. Академик Мухаммадджон Шакури говорит, что «будет правильно если его имя сотрут со всех стен в Бухаре. Он предал нацию. Он предал Бухару. Не имеет смысла воздвигать в его честь памятники и оставлять о нем память. Файзулла Ходжаев был одним из руководителей органов по территориальному разделению. Решения, принятые в Москве, были реализованы руками Рахимбаева, Зелинского и Ходжаева». Министр захватил Душанбинский гарнизон Один из родственников Ф. Его отец — Усмон Ходжаев был кузеном Файзуллы Ходжаева и до 1922 года в Бухарской Республике имел должность министра назира. Однако, неожиданно в 1922 году примкнул к басмачеству и вместе с моджахедами занял Душанбинской горнизон По словам Темура Ходжа-Угли, «отец и бухарские солдаты захватили гарнизон и потребовали «красным» убраться из Бухары, ибо Бухара является независимой республикой. Тогда Бухарскую республику официально признали пять государств — советская Россия, Афганистан, Турция. Германия и Британия. О захвате душанбинского гарнизона писатель Джалол Икроми написал драму «Гарнизон не сдается». Одним из персонажей драмы является мой отец Усмон Ходжаев. Но этот восстание было подавлено, отец перебрался сначала в Афганистан, а в 1923 году в Турцию». Ходжа-Угли считает, что восстание было следствием разногласий между «джадидами». По его словам, одна группа джадидов одобрила марксизм, другая отвергла его. Они были националистами. Кстати, впервые словосочетание «Советская Бухара» появилась лишь в 1923 году»-говорит наш собеседник.
Имя Файзуллы Ходжаева попало на Стену памяти жертв репрессий, открытую в России
Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев — чем известен, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Файзулла Ходжаев (1896-1938) родился в Бухаре и принадлежал к среде наиболее богатых людей Бухарского ханства. Файзулла Ходжаев назначает Мухиддина Хакимова Равката постоянным представителем Бухарской Народной Республики в Баку (Азербайджан). с целью защиты его от репрессий. Файзулле приходилось работать во всех трех узбекистанских столицах (Бухара–Самарканд–Ташкент) в условиях острой межклановой борьбы, доходившей до трех обращений Ходжаева. Глава кабинете народных назиров Файзулла Ходжаев сидит в своём роскошно обставленном кабинете во дворце Ситора-и-Мохи Хосаи. ХОДЖАЕВ Файзулла Губайдуллаевич (1896, Бухара – 15.3.1938, полигон НКВД «Коммунарка» в Ленинском р-не Моск. обл.), бухарский политич. и гос. деятель, сов. парт. и гос. деятель.