Развивать Эмоциональный интеллект и самостоятельно менять свой номер гормональный фон с помощью техник саморегуляции. Эти компоненты раскрывают эмоциональный интеллект как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций, способность понимания эмоций и эмоциональных. Участники обсудили важную связь между эмоциональным интеллектом и успехом в школе и социальной сфере. В профессиональной сфере эмоциональный интеллект способствует многократному росту продуктивности и развитию выдающихся лидерских качеств.
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
Понимание других помогает проявлять эмпатию по отношению к близким, лучше их поддерживать. Это делает отношения более теплыми и эмоционально наполненными. Со всех сторон только плюсы. Надеюсь, что это звучало для вас достаточно убедительно. Кажется, совершенно очевидно, что игнорировать тему эмоционального интеллекта, особенно если это не самая сильная ваша сторона, точно не стоит.
Есть возможность улучшить свою жизнь по всем фронтам, если вы действительно займетесь его развитием. В отличие от общего интеллекта, на который мы очень мало можем повлиять во взрослом возрасте, эмоциональный интеллект можно развивать в любое время, независимо ни от чего. Главное — это очень интересно и любопытно. Так что предлагаю отправиться в наше общее путешествие к пониманию мира эмоций и управления ими.
Желаю вам в этом успехов! Сейчас давайте поговорим о том, что ждет нас с вами в этом путешествии. Сначала мы поговорим о том, что такое эмоциональный интеллект с точки зрения нашего внутреннего мира, как мы понимаем свои эмоции, какими бывают выражения наших эмоций, какие виды эмоционального опыта существуют в нашей психике, какие существуют научные теории эмоций и как со всем этим связано наше мышление, а также как эмоции проявляются при разных психических расстройствах. Все это откроет нам понимание того, как мы осознаем свой эмоциональный опыт, и поможет лучше понять себя.
Следующий блок будет посвящен саморегуляции, то есть возможности всем этим багажом, который мы с вами обозначили и открыли в себе, управлять. Для начала разберемся, зачем это вообще нужно, поговорим о том, что значат функциональные и дисфункциональные состояния, поговорим о том, какие существуют способы саморегуляции, а также дойдем до конкретных практик, упражнений, которые помогут вам менять свои эмоции в зависимости от разных состояний и разных обстоятельств вашей жизни. Дальше мы с вами перейдем к эмоциональному интеллекту с точки зрения эмоций других людей. Начнем говорить об этом с лекции по пониманию других.
Мы поговорим о том, как развивается наша способность к пониманию, какие виды эмпатии существуют, что перевешивает, классификации личности или какие-то особенные навыки. Здесь вы узнаете, что мешает понимать других и как в принципе мы, взрослые люди, можем развивать эту способность, что нам в этом поможет, какие есть инструменты. После этого начнем говорить о том, как мы можем оказывать влияние на других, и поговорим не только о влиянии в негативном ключе, когда мы говорим о манипуляции, о каких-то негативных воздействиях, но прежде всего о позитивном влиянии. Мы можем проявлять лидерские качества, можем быть убедительными, можем утешать и поддерживать других, меняя их эмоции к лучшему, можем управлять конфликтами и помогать другим развиваться, давая им корректную обратную связь.
Все это — немаловажные навыки, которые входят в состав нашего эмоционального интеллекта. Наконец, перейдем к некоторому завершению и резюмированию, где обсудим, как можно применять все то, что мы изучили, какие трудности и барьеры могут возникнуть в процессе развития своего эмоционального интеллекта.
В первую очередь, для развития эмоционального интеллекта необходимо научиться осознавать то, что с вами происходит. Эмоции — это наша реакция на окружающую обстановку. Они изменяются вместе с переменами внешних обстоятельств. Осознанность позволяет оценить обстановку, принять решение и правильно проявить свое отношение. В любой ситуации должна присутствовать осмысленность своих мыслей, переживаний и поступков. Наиболее простым и эффективным способом самосознания является обращение «Что я сейчас чувствую? При этом лучше начать с распознавания базовых состояний: удивление, интерес, грусть, страх, стыд. Важно научиться определять источник эмоции и степень ее интенсивности.
Для этого можно вести таблицу со следующими данными: дата, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина. Эффективен и анализ сложившейся ситуации по следующему алгоритму: Событие — что произошло. Что я чувствую — назвать чувство. Физическое проявление — реакция тела. Например, чувство стыда и незащищенности заставляет прекращать разговор. Чувство гнева заставляет повышать голос. Чувство переутомления может проявляться через тревогу и снижение самоконтроля. Веселье и радость ощущаются как учащенное сердцебиение и энергичность. Еще один вариант упражнения для самосознания. Нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге.
Укажите на ней уровень эмоции, переживаемой в данный момент. Например, тревога, по интенсивности допустим 7 делений. Попробуйте увеличить уровень до 9, а затем снизить до 4.
Эмпатия — это понимание чувств и эмоций других людей, стоящих за ними потребностей и мотивов, построение такого взаимодействия, при котором каждый бы чувствовал, что получает отдачу от того, что вкладывает, и что его чувства, эмоции, ценности разделяют и принимают партнеры по общению, позволяя ему чувствовать себя равным среди равных. Из всех измерений эмоционального интеллекта эмпатию распознать проще всего. Являясь составляющей эмоционального интеллекта, коммуникабельность не столь проста, как это может звучать. Это не просто вопрос дружелюбия, хотя люди с высоким уровнем коммуникабельности редко бывают злонамеренными. Однако коммуникабельность — это дружелюбие с определенной целью.
Коммуникабельные люди, как правило, имеют широкий круг знакомств и обладают сноровкой найти общие темы с самыми разными людьми — способностью строить раппорт. Это не означает, что они непрерывно общаются; это означает, что они действуют согласно предположению, что ничто важное не делается в одиночку. У таких людей оказываются в наличии целая сеть знакомых, когда приходит время действовать. Коммуникабельность — это кульминация других измерений эмоционального интеллекта. Люди, как правило, становятся очень эффективными во взаимоотношениях с другими, когда они понимают и контролируют свои собственные эмоции и могут эмпатировать чувствам других. Даже мотивация вносит свой вклад в коммуникабельность. Необходимо отметить, что люди, стремящиеся к достижениями, как правило, оптимистичны даже перед лицом неудач и поражений. Когда люди оптимистичны, их «сияние» освещает все их беседы и другие социальные взаимодействия.
Они популярны, и этому есть хорошие причины. Поскольку коммуникабельность является результатом других измерений эмоционального интеллекта, ее можно распознать в действии по многим признакам, которые теперь будут звучать знакомыми. Коммуникабельные люди, например, умеют хорошо руководить командами — это их эмпатия в действии. Подобным образом, они умеют искусно уговаривать — объединенное проявление самоосознанности, саморегуляции и эмпатии. Обладая этими навыками, хорошие «убедители» знают, когда, например, апеллировать к эмоциями, а когда будет лучше обратиться к разуму. Но иногда коммуникабельность показывает себя в формах, в которых другие составляющие эмоционального интеллекта не проявляются. Например, может иногда казаться, что коммуникабельные люди, находясь на работе, не работают. Кажется, что они просто праздно «тусуются» — болтают с коллегами в вестибюлях или даже перешучиваются с людьми, даже не связанными с их «настоящими» делами.
Однако коммуникабельные люди не думают, что имеет смысл произвольно ограничивать круг взаимоотношений. Они строят широкий круг связей, потому что знают, что в эти непредсказуемые времена им когда-нибудь может понадобиться помощь людей, с которыми они сегодня только познакомились. Таким образом, эмоциональная компетентность включает: - умение человека осознавать и оценивать себя свои сильные и слабые стороны, свои чувства и поведение, причины их появления и последствия, к которым они приводят, составлять план личного развития ; - умение управлять собой своими установками, поведением, принимать решения, быть, где надо, настойчивым, гибким, справляться со стрессовыми и конфликтными ситуациями, управлять своими эмоциями так, чтобы они работали на вас, а не против вас ; - умение мотивировать себя определять четкие направления движения, достигать результатов, иметь положительные настрой, делать свою жизнь и работу интересной ; - умение понимать людей, их эмоции, чувства, почему они ведут себя так или иначе, быть терпимым; - умение строить взаимоотношения с людьми умение строить отношения доверия, уважения, уметь договариваться, быть хорошим участником команды. Исходя из вышесказанного, можно выделить «рамки эмоциональной компетентности»: 1. Личная компетентность определяющая то, как мы "управляем" собой : Осознание самого себя: - эмоциональное осознание: понять свои чувства и то, как они на нас влияют; - точная самооценка: знать и понимать свои сильные и слабые стороны; - уверенность: развитые чувства собственного достоинства и возможностей. Способность управлять собой: - самоконтроль: не допускать выплеска импульсов и агрессии; - честность: держать высокие стандарты порядочности и достоинства; - ответственность: всегда понимать, что только Вы должны отчитываться и отвечать за свои результаты; - возможность приспосабливаться: гибкость во время перемен; - новаторство: чувствовать себя комфортно и открыто подходить к новым идеям, информации. Заинтересованность: - стремление к высшим достижениям: все время поддерживать или поднимать стандарты и брать "отлично" как цель; - преданность: близко и страстно воспринимать задачи команды или компании, участвовать "без остатка"; - инициатива: готовность использовать и создавать возможности; - оптимизм: добиваться поставленного, несмотря на трудности, не падать духом. Социальная компетентность определяет, как строить отношения Сочувствие: - понимать других: "распознавать" чувства и взгляды других и активно интересоваться их заботами; - развивать других: понимать потребности роста других и улучшать их возможности; - ориентация на предоставление услуг: предугадать, понять и удовлетворить потребности других; - уважать различные мнения: быть в состоянии извлечь пользу от того, что мы окружены совершенно разными людьми; - осознание политической ситуации: понимать, где центры власти, что группы хотят, как относятся друг к другу.
Поговорим о нем подробнее в этой статье. Определение понятия Исследователи и создатели теоретической базы эмоционального интеллекта Питер Сэловей и Джон Д. Мэйер дают ему такое определение: «Способность отслеживать свои и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию, чтобы управлять собственными мыслями и действиями» Peter Salovey, John D. Mayer, «Emotional Intelligence», 1990. Важно понимать, что это не врожденная способность, и ее может развить каждый, регулярно практикуясь.
Еще один известный исследователь, Дэниэл Гоулман, в своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» так же пишет о том, что ЭИ — это набор навыков, которые поддаются тренировке.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ. Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера [en] «Эмоциональный интеллект» англ. Emotional Intelligence , фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i Emotional Quotient Inventory , содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она». Начинают накапливаться данные о мозговом обеспечении эмоционального интеллекта [8] [9].
Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо модель способностей [ править править код ] Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана см. Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные амбивалентные, неоднозначные чувства.
Саморегуляция, которая подобна постоянному внутреннему диалогу, является следующей составляющей эмоционального интеллекта, которая освобождает нас от того, чтобы быть узниками своих чувств. Саморегуляция представляет собой своеобразный «менеджмент собственных эмоций», включающий правильное реагирование в различных поведенческих ситуациях, самообладание, спокойную и уверенную силу, контроль над негативными эмоциями и умение радоваться, проявлять позитивные эмоции, быть эмоционально живым и ярким. Биологические импульсы движут нашими эмоциями. Мы не можем их избежать — но мы вполне можем управлять ими, поскольку речь идет об эмоциональной саморегуляции. По определению Р. Томпсона, эмоциональная регуляция — это система внутренних и внешних процессов, обеспечивающая мониторинг, оценку и модификацию эмоциональных реакций, в особенности связанных с интенсивностно-временными изменениями, обеспечивающими достижение цели. Третьим составляющим компонентом эмоционального интеллекта является мотивация, которая определяется как активная жизненная позиция, наполнение энергией и удовольствием всего, что вы делаете, позитивное мышление, оптимизм, умение получать удовольствие в каждый момент времени и побуждение себя и других к действию, достижению желаемых человеком результатов, как в бизнесе, так и во всех сферах жизни, и особенно в личных взаимоотношениях. Интересно отметить, что люди с высоким уровнем мотивации остаются оптимистами, даже если результаты идут против них. В таких случаях, мотивация к достижению объединяется с саморегуляцией, помогая преодолеть огорчение и депрессию, приходящие после неудачи. Первые три составляющие эмоционального интеллекта — это навыки владения собой. Последние два — эмпатия и коммуникабельность — касаются способности человека управлять взаимоотношениями с другими. Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах сравнение, аналогия и т. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания идентификации, принятия ролей, децентрации и др. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. Эмпатия — это понимание чувств и эмоций других людей, стоящих за ними потребностей и мотивов, построение такого взаимодействия, при котором каждый бы чувствовал, что получает отдачу от того, что вкладывает, и что его чувства, эмоции, ценности разделяют и принимают партнеры по общению, позволяя ему чувствовать себя равным среди равных. Из всех измерений эмоционального интеллекта эмпатию распознать проще всего. Являясь составляющей эмоционального интеллекта, коммуникабельность не столь проста, как это может звучать. Это не просто вопрос дружелюбия, хотя люди с высоким уровнем коммуникабельности редко бывают злонамеренными. Однако коммуникабельность — это дружелюбие с определенной целью. Коммуникабельные люди, как правило, имеют широкий круг знакомств и обладают сноровкой найти общие темы с самыми разными людьми — способностью строить раппорт. Это не означает, что они непрерывно общаются; это означает, что они действуют согласно предположению, что ничто важное не делается в одиночку. У таких людей оказываются в наличии целая сеть знакомых, когда приходит время действовать. Коммуникабельность — это кульминация других измерений эмоционального интеллекта. Люди, как правило, становятся очень эффективными во взаимоотношениях с другими, когда они понимают и контролируют свои собственные эмоции и могут эмпатировать чувствам других. Даже мотивация вносит свой вклад в коммуникабельность.
Эти цифры и сам подход всколыхнули общественность, которая на тот момент следовала неписаной догме: «Эмоциям не место на работе! Зачем руководителю высокий эмоциональный интеллект Те, у кого высокий EI, понимают свои эмоции и в случае неудачи способны их сдерживать и направлять в правильное русло. Они умеют сами мотивировать себя, в том числе при движении к долгосрочной цели, когда удовольствие от обладания откладывается надолго. Плюс такие руководители и сотрудники способны контролировать уровень стресса, думать и эффективно принимать решения независимо от испытываемых чувств и эмоций. Начальник с высоким EI вовремя заметит, что он или подчиненные испытывают негативные ощущения, и даже сможет во многих случаях понять причины происходящего. И если он видит расстроенного сотрудника, то понимает, что добиться от него продуктивной работы в данный момент трудно, и, возможно, стоит закрыть текущую проблему, прежде чем давать новые ответственные поручения. Как грамотно использовать эмоции в бизнесе Эмоции подчиненных — это ресурс, которым не стоит разбрасываться. Вот примеры, как можно использовать его в проекте. Злость Это отличный двигатель. Спортсмены сознательно вызывают злость и даже гнев перед ответственными выступлениями, чтобы мобилизовать ресурсы организма и победить. Жесткие решения, сложные переговоры, авральная работа с большой отдачей — возможные точки приложения этой эмоции. Страх Если сотрудник боится, попробуйте использовать его подозрительность, свойственную этому состоянию, на благо проекта. Например, поручите найти возможные риски и проблемы как в текущей ситуации, так и в будущем. Будет где подстелить соломки.
Судья или исследователь. Причина в подавленных эмоциях или педагог не нашел подход? Часто дома эти дети спокойные, послушные, потому что в семье не принято выражать эмоции. Может быть, даже запрещается под угрозой наказаний, вплоть до физических. Ребёнок приносит это в школу. Если учитель не такой строгий, как родители, он выплёскивает накопившееся любым доступным ему способом. А если ещё и в школе подавляют эмоции, будет искать место, где это можно сделать. Хорошо, когда он занимается спортом, поёт или посещает театральную студию. А если нет — уходит в различные группы, субкультуры, там, где он может самовыразиться, что и делают многие подростки. Поверьте, ни один ребёнок не хочет быть плохим если нет отклонений в психике, конечно, но это редкость. Если он ведёт себя деструктивно, значит, есть в нём какая-то боль, а взрослые её не заметили. Нужно разбираться глубже. Например, в ситуации с буллингом чаще всего помогают тому, над кем издеваются. Но тиран находится в большем стрессе: он тоже является жертвой, и скорее всего, дома. В классах, школах должны работать психологи, замечать это. Но одного специалиста на такой большой коллектив очень мало. Есть и другая сторона — родители, которые слышали, что эмоции важны, идут на поводу у детей и разрешают им проявлять их бесконтрольно. Но разбалансированность — это тоже плохо, ведь границы дозволенного заканчиваются там, где начинаются границы другого человека. Механизм управления эмоцией очень прост. Родителям необходимо снижать остроту эмоции, когда это неуместно, но потом давать ей возможность выйти. И постепенно ребёнок научится этому. Родители по своему пониманию делятся на два типа — эмоциональный судья и эмоциональный исследователь.
Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств
Подводим итоги онлайн- конференции «Эмоциональный интеллект: практики применения». Спойлер: случился настоящий праздник! Сначала мы хотим представить и поблагодарить наших спикеров! Открывала конференцию Елена Хлевная,ведущий эксперт развития эмоционального интеллекта.
Обычно калибровка окружения происходит неосознанно, но она помогает принимать решения: когда стоит обратиться с просьбой к человеку, а когда отказ очевиден. Например, в начале урока учитель шутит и приветливо разговаривает с классом — можно предположить, что она или он в хорошем настроении, чувствует удовлетворение или радость. Как это проявляется? Нужно записать или даже зарисовать: какую позу преподаватель занимает за столом и у доски, как расположены брови, где именно заметны морщинки на лице, как звучит голос. За несколько недель тренировки удастся наметать глаз и расшифровывать сигналы даже незнакомых людей.
В частности, один человек может кляузничать на другого, чтобы выставить себя в выгодном свете. В данном случае открытый конфликт только усугубит ситуацию, однако если эмоциональный интеллект высокоразвит, то можно обернуть ситуацию в свою пользу. По словам эксперта, можно попытаться разобраться, почему противник ведет себя именно таким образом. Зачастую мотивы других людей оказываются скрытыми, и спокойный диалог в этом случае может помочь исчерпать саму суть конфликта. Однако важно иметь желание разобраться в проблеме, а не замалчивать ее, подчеркнула Шевченко. К тому же эмоциональный интеллект позволяет расположить к себе потенциального работодателя.
Автозаводская ул. Автозаводская 17, корпус 1, подъезд 1, этаж 2 info norbekov. Данные карты вводятся на защищенной банковской платежной странице, передача информации происходит с применением технологии шифрования SSL.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Пакет курсов "Эмоциональный интеллект (второй оздоровительный) и Тренировка интуиции | ONLINE. Как же эмоциональный интеллект влияет на нашу жизнь и как его развивать, рассказала Маргарита Кевац — клинический психолог и исследователь, сооснователь проекта. Сегодня понятие эмоционального интеллекта продолжают активно исследовать как перспективное для психологии, психиатрии, а также поведенческой экономики. Эмоциональный интеллект — это сложный комплекс четырёх факторов: благополучия, самоконтроля, эмоциональности и общительности. Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Эмоциональная интеллектуальность включает в себя умение распознавать, понимать и реагировать на чувства людей в онлайн-среде.
Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего | В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. |
Об эмоциональном интеллекте и не только – в интервью с Федором Шаньковым | Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и. |
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить | Мария Терешкова: Эмоциональный интеллект — это умение управлять эмоцией в момент, когда она пришла. |
5 весомых причин развивать эмоциональный интеллект
Идея эмоционального интеллекта образовалась из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалось такими авторами, как Э. Торндайк, д, и др. – Эмоциональный интеллект действительно стал модной темой во всем мире, широко шагнув из научных лабораторий в бизнес-сообщество. Новость от 28.12.2017: Эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании: итоги конференции. 1. Эмоциональный интеллект позволяет вам быть спокойнее, а значит сохранять ясность ума и концентрацию. В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. В марте Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ начинает предзапись на курс доктора психологии Виктории Шиманской «Эмоциональный интеллект.
Почему высокого IQ бывает недостаточно. Разбираемся в природе эмоционального мозга
Дети, которые систематически участвуют в проектной деятельности — командной или индивидуально — в конце концов имеют более развитые навыки самомотивации. Эмпатия является, пожалуй, самым важным качеством для работы вожатого. К сожалению, развитой эмпатией обладает далеко не каждый вожатый, однако с опытом этому учатся. А как же быть с детьми? Психологи расходятся во мнениях, является ли эмпатия врождённым качеством, однако едины во мнении, что его можно и нужно развивать в детях с самого раннего возраста. Помимо различных «бытовых» способов, которые используются и в лагере, такие как «оказать помощь товарищу по комнате», «поддержать расстроенного ребёнка» или «настроить на преодоление страхов или комплексов», есть и вполне методичные инструменты для развития эмпатии.
Во-первых, это помощь старших отрядов младшим. В каких-то лагерях этот инструмент интегрирован в общелагерную деятельность как система наставничества, где-то это появляется по мере необходимости и перерастает в «кружок помощников вожатых», но практически в любом лагере это есть и это прекрасно со всех сторон: подростки проявляют эмпатию, помогая малышам, и не только прибрать свои вещи или заплести косички, но и разобраться с конфликтными ситуациями или просто снять тактильное напряжение. Для младших детей — это пример проявления эмпатии, которые они бессознательно перенимают и транслируют в будущем на своих близких. Во-вторых, это мероприятия под кодовыми названиями «день добрых дел», «Тимуровские отряды» — программы имеющие в себе цель непосредственное развитие в детях стремления понять, какие трудности или проблемы испытывают другие люди и помочь им в этом. Казалось бы, от «чистосердечной» эмпатии далековато, ведь помогают как правило «за конфетку» баллы, подписи и так далее , но в развитии эмоционального интеллекта всё, что связано со взаимодействием с другими людьми, пусть и игровым — это инструмент.
Да, ситуация надуманная, но ведь эмоции — настоящие! Они испытывают радость от благодарности, удивление от неожиданного проявления чувств, смятение от похвалы… Вечером ребята проговорят эти эмоции на огоньке и закрепят внутри себя новую причинно-следственную связь: проявил эмпатию — получил радость. И наконец, поддержание взаимоотношений и управление чужими эмоциями. Область куда более глубокая, которая и прорабатывается в лагере на другом уровне. Это сюжетно-ролевые и трансформационные игры, коммуникативные тренинги, которые проводятся уже под контролем психологов.
Здесь примеряя на себя порой несвойственные для себя роли, ребёнок отрабатывает определённые ситуации в которых нужно убедить, договориться, понять с кем сотрудничать, а кого опасаться, чью позицию занять или как переманить на свою сторону как можно больше людей. Здесь вступают в действие и убеждение и манипуляция, и проявление наигранного равнодушие: все возможные приёмы для воздействия на людей с целью достижения своей цели. Решающее значение после проведения подобных игр имеет рефлексия, где ребята высказываются о том, удалось ли достичь своей цели, каким образом они это делали, какие испытывали эмоции и какие выводы сделали для себя, прожив эту роль. И здесь снова мы проходим по всем областям эмоционального интеллекта: от озвучивания испытанных эмоций до способности воздействовать на эмоции других. Развитие эмоционального интеллекта — это тренд, который, как и свойственно всем веяниям, быстро подхватили многие лагеря и сделали это основой своей педагогической программы.
Хорошо, когда он занимается спортом, поёт или посещает театральную студию. А если нет — уходит в различные группы, субкультуры, там, где он может самовыразиться, что и делают многие подростки. Поверьте, ни один ребёнок не хочет быть плохим если нет отклонений в психике, конечно, но это редкость. Если он ведёт себя деструктивно, значит, есть в нём какая-то боль, а взрослые её не заметили. Нужно разбираться глубже. Например, в ситуации с буллингом чаще всего помогают тому, над кем издеваются. Но тиран находится в большем стрессе: он тоже является жертвой, и скорее всего, дома. В классах, школах должны работать психологи, замечать это. Но одного специалиста на такой большой коллектив очень мало.
Есть и другая сторона — родители, которые слышали, что эмоции важны, идут на поводу у детей и разрешают им проявлять их бесконтрольно. Но разбалансированность — это тоже плохо, ведь границы дозволенного заканчиваются там, где начинаются границы другого человека. Механизм управления эмоцией очень прост. Родителям необходимо снижать остроту эмоции, когда это неуместно, но потом давать ей возможность выйти. И постепенно ребёнок научится этому. Родители по своему пониманию делятся на два типа — эмоциональный судья и эмоциональный исследователь. Судья — это тот, кто выносит вердикт: так делать нельзя! Исследователь же спрашивает, почему ты злишься или печалишься. Есть один секрет: как только мы называем эмоцию, снижается её интенсивность.
Маленькому ребёнку трудно сказать: я злюсь, огорчаюсь, печалюсь, но взрослый может обозначить и разобрать, откуда взялись эти эмоции. Например, ребёнок боится засыпать один. Судья скажет: «Нет там ничего страшного, спи». Исследователь же спросит: «Чего конкретно ты боишься?
В чем же суть книги Гоулмана? Высокий эмоциональный интеллект связан с более низким уровнем беспокойства и стресса, лучшими навыками общения, в том числе умением справляться с конфликтами, высокой эмпатией и способностью преодолевать трудности. Различные исследования показывают, что высокий уровень эмоционального интеллекта в два раза точнее предсказывает будущий успех человека, нежели показатели уровня IQ.
Так что же такое в эмоциональном интеллекте, что улучшает работу людей разных профессий? Вот несколько причин: 1. Эмоциональный интеллект позволяет вам быть спокойнее, а значит сохранять ясность ума и концентрацию. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет более четко воспринимать и интерпретировать наш внутренний опыт и внешние обстоятельства. Креативность увеличивается с ростом эмоционального интеллекта.
Злость Это отличный двигатель. Спортсмены сознательно вызывают злость и даже гнев перед ответственными выступлениями, чтобы мобилизовать ресурсы организма и победить. Жесткие решения, сложные переговоры, авральная работа с большой отдачей — возможные точки приложения этой эмоции. Страх Если сотрудник боится, попробуйте использовать его подозрительность, свойственную этому состоянию, на благо проекта. Например, поручите найти возможные риски и проблемы как в текущей ситуации, так и в будущем.
Будет где подстелить соломки. Грусть Усиливает аналитическое мышление. Поручите сотруднику решать задачи, связанные с аналитикой, и вы не прогадаете: всё будет сделано качественно и в срок. Радость Усиливает способность видеть перспективы, помогает находить удачные идеи и альтернативные варианты, упрощает принятие решений. Одним из вариантов использования такого приподнятого настроения у сотрудников является мозговой штурм. MBA образование от CBS Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом Выбрать программу Мифы об эмоциональном интеллекте в бизнесе EI важнее, чем IQ Если лидер сосредотачивается только на эмоциях, в ущерб организационным процессам или контролю, ничего хорошего не выйдет. Особенно сильно это вредит бизнесу в том случае, когда сотрудники недостаточно обучены, им не успели передать весь объем профессиональных знаний и навыков. Поэтому важно уделять внимание всем аспектам интеллекта. Правильный лидер чувствует то же, что и подчиненные Это по сути своей другое явление, которое скорее можно назвать дефектной эмпатией, когда сопереживание доходит до такой степени, что руководитель взваливает себе на плечи весь груз эмоций его команды.
Эмоциональный интеллект: тренд, практикуемый годами
правильно реагировать на конфликтные ситуации - принимать правильные решения. – Эмоциональный интеллект возможно развивать в абсолютно любом возрасте: как у пятилетних детей, так и у людей пятидесятилетнего возраста. Как эмоциональный интеллект помогает принимать решения в жизни и в бизнесе?
Эмоциональный интеллект с Анной Сечкиной
В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. В эфире RTVI Марианна Минскер и психолог, профессор ВШЭ Леонид Кроль поговорили о том, что такое эмоциональный интеллект и какую роль он играет жизни человек. Из эмоциональных трудностей часто появляются прорывные идеи. Эмоциональный интеллект – это способность идентифицировать и управлять своими эмоциями и эмоциями других, отмечает спикер и соучредитель SyncLX Райан Дженкинс.