Эпопея строительства Днепрогэса полна примеров массового трудового героизма. ДНЕПРОГЭС СТРОИТЕЛЬСТВО. Панорама строительства Днепропетровской ГЭС имени В. И. Ленина. История ДнепроГЭС со всеми её неофициальными и несоветскими сторонами ДнепроГЭС должна была стать самой крупной (в то время) гидроэлектростанцией в Европе. Военный эксперт Анатолий Матвийчук предположил, что сообщения о мощнейшем ударе по энергетической инфраструктуре Украины, в том числе по Днепрогэсу, говорят о скорых. Насколько можно судить, строительство такого грандиозного сооружения, как Днепрогэс, план не предусматривал.
Как строили Днепрогэс и как гуляли, когда построили
Он добавил, что власти рассчитывают реализовать все в текущем году, но "есть множество факторов, которые могут на это повлиять". После компания "Укргидроэнерго" сообщила о взрывах и пожаре на ГЭС, уничтожении машинного зала и электрооборудования.
В советское время ДнепроГЭС был народной стройкой, его возводили сначала в первый, а потом и во второй раз всем Союзом. Наверное, наши героические предки простят нам удары по их детищу, их наследию. Как и в 1941-м, это делается для борьбы с заразой, приползшей к нам с Запада. Но, как и тогда, мы все отстроим заново».
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате.
Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
Результатом чистки стало и создание отдела найма и увольнения, в который на должность заведующего учетом перевели и Вейде. Борис Александрович подробно рассказывает, как в течение кропотливой трехмесячной работы вчетвером просматривали тысячи всевозможных рабочих списков, приводя в порядок запутанную и запущенную систему кадрового учета. В результате любую справку о каждом работнике стройки можно было дать за пять минут. На этом чистка не закончилась. Так обнаружились еще многие "бывшие", а ныне тихие, исполнительные, скромные внешне сотрудники. Кого-то после этого арестовали, кого-то сняли с работы. В мае 1932 года в отделе найма был задержан совершенно безобидный с виду Леонтий Бычек. Сопротивлялся он отчаянно, даже вытащил из голенища длинный нож, каким режут свиней.
Его насилу скрутили и обезоружили. У Бычека оказались липовые документы на бланках сельсовета и серебряные часы с надписью: "Вахмистру Бычек за верную службу. Николай II". Бычека арестовали. Движение рабочих кадров на Днепрострое было огромное. Только в 1932 году приняли более 90 тысяч человек, а уволили 60 тысяч. Понадобилось много усилий отдела найма и увольнения, чтобы обработать эти колоссальные потоки людей и разместить их на стройке. Высокие темпы строительства поражали мир. Бородатые мужики в лаптях, молодежь со значками КИМа коммунистический интернационал молодежи на косоворотках, мужчины и женщины показывали чудеса самоотверженности и неутомимости, удивляя даже американцев.
В течение 1929 года предстояло уложить громадное количество бетона в левом протоке -106 тысяч кубометров. Если бы это не удалось, стройка потеряла бы целый год. Представители германской консультации заявили: максимум можно уложить 75-80 тысяч кубов. Американцы считали, люди не в состоянии перейти на трехсменную укладку бетона. Но главный инженер Веденеев, поддержанный всем коллективом строителей, приступил к выполнению своего плана. Работа в три смены была налажена, программа бетонирования выполнена досрочно. В то время не было никаких механизмов по укладке бетона. Уплотнение масс бетона проводилось ногами. Каждую бадью бетона равномерно размещали по котловану и утаптывали.
Это был тяжелый труд, занимались им в большинстве женщины, а их не хватало. Надо было уложить 500 тысяч кубометров бетона. На это мобилизовали весь коллектив. На стройке бывали выездные редакции "Правды" и "Коммуниста". При "завоевании" среднего протока потребовалось одновременно 800 каменоломов. Их не было. Механизмы оказались под угрозой бездействия. Затем возникла угрозы промыва перемычек. Был создан штаб по ликвидации прорыва, объявлен сбор добровольцев.
В котлован пошли рабочие запорожских заводов, студенты, крестьяне, чекисты, партработники. Многие ежедневно отрабатывали по четыре часа после основной смены. Закончив уборку камня в котловане, каждый мог получить в столовой тарелку пшенной каши с салом хлеба не было. Американцы, стоя на площадке у спуска в котлован, изумлялись этому невиданному энтузиазму людей и как-то, следуя всеобщему порыву, спустились в котлован и сами отработали традиционные четыре часа. К середине мая 1931 года все бычки плотины были построены до верха. Проложенные по ним с обоих берегов железнодорожные пути сомкнулись. В это же время на правом берегу шел монтаж турбин в машинном зале. Днепрострой стал самой механизированной стройкой страны, хотя большая часть работ производилась вручную. Здесь было задействовано много кранов, дерриков, паровозов, сложных механизмов камнедробильного и бетонных заводов.
Впервые в стране начал работать экскаватор по разработке скалы.
Легендарный ДнепроГЭС: как строили символ Запорожья
На митинге по этому случаю было около 20 тысяч человек. К концу 1927 года задымили трубы временной новой станции, встало ближнее здание управления «Днепростроя», железные дороги прорезали окраинные холмы. В жизнь тихого Кичкаса на берегу Днепра твердо вошли краны, перфораторы, паровозы, думпкары, экскаваторы. Приехали новые рабочие. Американские специалисты Ф. Файфер, Томсон, Мерфи и другие жили отдельно в специальных выстроенных для них коттеджах, сделанных в американском стиле — с гаражами и площадками для тенниса. Для них был открыт магазин «Торгсин». Среди руководящего состава стройки было много специалистов с «Волховстроя».
Это Б. Веденеев, П. Лауйман, Гарин, Шредер, А. Иванов, Марков, Закревский, Шафалович, Васильев и другие. Все они специалисты высокого класса, опытные технические руководители. Начальник «Днепростроя» А. Винтер — инженер и ученый в области строительства и эксплуатации электростанций и энергосистем.
До этого руководил строительством Шатурской электростанции. Волевая, целеустремленная натура. Главный инженер Б. Стечение старых специалистов и иностранцев привлекло на стройку много чуждых элементов. Стройной системы оформления и учета кадров не было. В каждом отделе был свой учет и своя система. Запорожская биржа труда не справилась со своей задачей, и поэтому открыли «Учрабсилу» на «Днепрострое».
Но так как и она не могла удовлетворить потребность в рабочей силе, то брали кого попало. Наплыв безработных на Кичкас засорил строительство. Среди большинства честных строителей было немало и таких, что пошли работать, лишь бы только получить рабочий номер и поселиться в бараке поселков Земельно-Скального и Мельничного. Перед началом строительства Днепрогэса кое-где на Украине был неурожай. Поэтому многие крестьяне приехали на «Днепрострой». Биржа труда не брала их на учет ввиду отсутствия у них документов. Не было паспортов.
В результате появилось производство «липовых» справок. Этим каналом притекло немало воров и беспризорных. Они мешали работать честным рабочим. Процветали пьянство, игра в карты, воровство. По ночам милиция проводила облавы. Тех, кто не занимался полезным трудом, увозили со стройки километров за сорок и там оставляли. Закладка Днепрогэса Была и более серьезная проблема, чем воровство — это кулачество.
Такие элементы жили между рабочими, читали газеты, следили за событиями в стране и как бы между прочим роняли фразы: «Днепрострой» — это выдумка большевиков», «Из этого строительства ничего не выйдет. Это строительство прижимает крестьянина, который на своих плечах несет всю тяжесть расходов на строительство», «За все, что берут за границей, платят украинской пшеницей» и т. Такие «Плакаты», конечно, влияли на определенный круг людей. Особенно верили кулацким наговорам, когда на «Днепрострое» случались аварии. Весной 28-го года произошла большая авария — упал металлический шпунт перемычек правого берега. Вокруг этого случая подняли большой шум. Пророчили задержку строительства больше, чем на год и что «всему теперь конец».
Начальник гидротехнических работ правого берега Ф. Салов просидел всю ночь на перемычке. Инженеры «Днепростроя» и американские специалисты проверяли этот случай. Так как на больших глубинах Днепра было сильное течение, то пришли к выводу, что и впредь может такое случиться. А позже выяснилось, что чуждые элементы украли тросы крепления. С неслыханным энтузиазмом строители взялись за работу и на 18-й день поставили шпунты на место.
Тех, кто не занимался полезным трудом, увозили со стройки километров за сорок и там оставляли. Закладка Днепрогэса Была и более серьезная проблема, чем воровство — это кулачество.
Такие элементы жили между рабочими, читали газеты, следили за событиями в стране и как бы между прочим роняли фразы: «Днепрострой» — это выдумка большевиков», «Из этого строительства ничего не выйдет. Это строительство прижимает крестьянина, который на своих плечах несет всю тяжесть расходов на строительство», «За все, что берут за границей, платят украинской пшеницей» и т. Такие «Плакаты», конечно, влияли на определенный круг людей. Особенно верили кулацким наговорам, когда на «Днепрострое» случались аварии. Весной 28-го года произошла большая авария — упал металлический шпунт перемычек правого берега. Вокруг этого случая подняли большой шум. Пророчили задержку строительства больше, чем на год и что «всему теперь конец». Начальник гидротехнических работ правого берега Ф.
Салов просидел всю ночь на перемычке. Инженеры «Днепростроя» и американские специалисты проверяли этот случай. Так как на больших глубинах Днепра было сильное течение, то пришли к выводу, что и впредь может такое случиться. А позже выяснилось, что чуждые элементы украли тросы крепления. С неслыханным энтузиазмом строители взялись за работу и на 18-й день поставили шпунты на место. Стройка ни на один день не была отсрочена. Прием на работу на «Днепрострой». Но на этом враги не успокоились, начали вредить в мелочах.
Например, украли тонну медного импортного провода и пустили его в продажу на рынке. Нашелся наш провод и в Днепропетровске. Все это заставляло быть настороженными. Вечером в местном театре по этому случаю собрались рабочие. И в момент выступления одного из членов правительства вдруг зазвонили колокола в церкви, расположенной рядом. Это была поповская выходка. Но, несмотря на все это, наступление на Днепр продолжалось. Закончили перемычки левого и правого берегов.
К 15 августа 1928 года закончили откачку воды в левобережном котловане, а к 1 октября — в правобережном. Но не только кулаки и воры поспешали на «Днепрострой». Бывшие князья, помещики, офицеры и прочие двинулись в «Малороссию». Помогали в этом и родственные связи с частью специалистов. Все отделы и подотделы заполнились вельможными родственниками. Темпы работ на «Днепрострое» уже поражали свет. Бородатые мужики в лаптях, молодежь со значком КИМа на косоворотках, мужчины и женщины показывали чудеса самоотверженности, удивляя даже американцев. А тем временем… Полевым мастерским гидротехнического отдела нужна сталь.
Посылают требование с указанием размеров и качества. После десятого напоминания присылают вместо стали негодное железо. Рабочие сами находят эту сталь, тычат в нее носом незадачливого кладовщика. Иногда вместо железа выдают листы красной меди и т. Был и такой факт. В медсанчасти «Днепростроя» организовали банкет. Казалось, не было революции, не было гражданской войны. В большом зале в углу горела лампадка перед иконой святого Николая.
На противоположной стене — портреты Николая Второго и его супруги. Посреди комнаты — роскошно сервированный стол. Масса дорогих вин и закусок. Вокруг стола гости в костюмах 1915 года, дамы в шелках и бриллиантах. Сплошное столбовое дворянство. Выпили, пропели «Боже царя храни». Однако скрыть этот банкет его организаторам не удалось.
По его словам, ГЭС-2 серьезно повреждена, там разрушена опора и разбиты подкрановые балки.
Краны, с помощью которых маневрируют гидрозатворами, тоже, видимо, пострадали. Они ходят, когда надо спустить воду — поднимают затвор. Когда надо перекрыть воду — опускают затвор. Гидрозатвор весит десятки тонн, поэтому используются специальные козловые краны. Сама плотина цела. Это Украина целенаправленно била по плотине и затворам Каховской ГЭС, чтобы вызвать разрушительное наводнение. Судя по всему, работа ДнепроГЭС остановлена надолго. На гидростанции сейчас поднимают затворы и осуществляют пропуск воды ниже по течению Днепра.
Их там десятки — поэтому и плотина такая красивая.
Службы кадров толком не было, нужда в рабочих руках была такая, что брали всех подряд. На стройку попадали и всевозможные бродяги, и уголовники, и крестьяне, бежавшие от начинавшейся тогда коллективизации. Квалифицированных кадров остро не хватало, большинство прибывающих рабочих могли использоваться только в качестве чернорабочих. Поэтому, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, прямо на местах были организованы ускоренные курсы рабочих специальностей. Преподавателями на этих курсах работали инженеры и специалисты, а порой даже квалифицированные рабочие. Стоит отметить, что делали они это сразу после окончания трудовой смены, в своё свободное время, вместо отдыха. С началом строительства было начато возведение жилых домов для строителей. Однако даже после окончания их постройки жилья очень остро не хватало, в более-менее благоустроенном посёлке для рабочих и служащих можно было разместить только 15 тысяч жильцов, тогда как их общая численность достигала 50 тысяч человек.
Таким образом, большая часть рабочих не имела элементарных бытовых условий и вынуждена была жить во временных неблагоустроенных бараках, в ужасающей тесноте, где не было даже канализации. Невысокая степень механизации производства вела к низкой производительности труда. Проблема заключалась не столько в отсутствии машин, сколько в отсутствии достаточного количества квалифицированных кадров. Чтобы как-то компенсировать это, применялся так называемый ударный метод. Местные парткомы в добровольно-принудительном порядке организовывали весь персонал стройки, начиная от рабочих и заканчивая врачами, для труда в нерабочее время. В частности, такой метод активно применялся ближе к концу строительства. Например, в 1930 году для экстренной разработки скалы в одном из котлованов. После тяжёлого рабочего дня рабочие замещали штатных каменоломов и на протяжении 3—4 часов занимались этими работами сверхурочно. Зарплаты были не очень высокими, поскольку государство стремилось максимально удешевить строительство.
Чернорабочий в среднем получал около двух рублей за смену при условии выполнения нормы. Это примерно равнялось средней зарплате по стране. Кроме того, уже в 1929 году в СССР были введены продовольственные карточки и деньги потеряли свою былую ценность. Тяжёлые условия труда и быта, а также постоянная текучка кадров, во многом случайных, способствовали невысокой дисциплине. Один из участников строительства, Борис Вейде, который вёл на стройке дневник, вспоминал: "Процветали пьянство, игра в карты, воровство. По ночам милиция проводила облавы. Нашёлся наш провод в Днепропетровске". Что касается зарубежных специалистов, то они жили в гораздо лучших условиях, более соответствующих заграничным. Для них был построен специальный посёлок с кирпичными коттеджами, лужайками, теннисными кортами и гаражами с автомобилями.
Как кровью и потом зеков строили счастливое советское будущее
25 марта украинские власти заявили, что восстановление 5-й ТЭС в Харькове и ДнепроГЭС займет годы. В случае проблем с работой ДнепроГЭС после ударов Украина лишается крупных мощностей энергетики, пишут СМИ. Во время Великой Отечественной войны запорожскую гордость на 80% разрушили, но уже к 1950 г. Днепрогэс был полностью реанимирован. — Днепрогэс обеспечивала около 10% суточного распределения электроэнергии Украины, — говорит Владимир Тетельмин.
В Запорожье горит ДнепроГЭС. Фото, видео
Строительство Днепрогэса 97 лет назад началось строительство ДнепроГЭС — одной из крупнейших гидроэлектростанций Советского Союза. Подрыв Каховской ГЭС совершила украинская сторона, этому предшествовал масштабный сброс воды на Днепрогэс. Таким образом, с выведением из строя ДнепроГЭС Украина лишилась возможности энергоманеврирования. Рогов: восстановлением Днепрогэс после освобождения Запорожья займется Россия. Военный эксперт Анатолий Матвийчук предположил, что сообщения о мощнейшем ударе по энергетической инфраструктуре Украины, в том числе по Днепрогэсу, говорят о скорых. Подрыв Каховской ГЭС совершила украинская сторона, этому предшествовал масштабный сброс воды на Днепрогэс.
ДнепроГЭС: смоделирована ситуация неконтролируемого сброса воды
Гистограмма просмотров видео «Строительство Днепрогэс. Как Это Было На Самом Деле» в сравнении с последними загруженными видео. Помимо выработки большого количества дешевой электроэнергии, Днепрогэс решил проблему обеспечения непрерывного судоходства на Днепре. 25 марта украинские власти заявили, что восстановление 5-й ТЭС в Харькове и ДнепроГЭС займет годы. Между прочим, строительству Днепрогэса предшествовала любопытная дискуссия. Кадры разрушений ДнепроГЭС после удара русской армии — на Украине сказали, что восстановить ее смогут через несколько лет.